Культура самореализации: Вы точно человек?

Содержание

Культура как форма самореализации человека. Культура и цивилизация

Философский анализ общества был бы неполон без рассмотрения социокультурного аспекта, включающего такие понятия, как культура и цивилизация.

Термин «культура» вошел в обиход социальной мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания. Поэты, деятели искусства, философы, ученые эпохи Возрождения, а затем и Просвещения создают идеальный образ человека, наделенного индивидуальными признаками личного совершенства. Культура провозглашалась в качестве средства воспитания образованной, активной личности, способствующей процветанию наук и искусства, обладающей чувством долга и гражданской ответственностью.

Требования к воспитанию определенных личностных качеств содержались и в этических системах более отдаленных исторических периодов. Так, в античности гражданин полиса отличался от «варваров» воспитанностью, определяемой миром эллинизма. Средневековье сформировало свои требования к индивиду, основанные на принципах теоцентризма.

В настоящее время понятие культура используется в различных смыслах и может обозначать исторические эпохи (античная культура, средневековая культура), конкретно-исторические народности, нации, другие социальные общества (русская культура, культура майя), различные сферы жизни и деятельности (философская, художественная культура; культура поведения, быта и труда), духовную жизнь людей (мировоззрение, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, духовные отношения и учреждения).

Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции. Культура – открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности «классического» определения культуры. Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений.

Попытаемся все же ответить на вопрос: что такое культура? Первоначально этот термин (лат. cultura – возделывание, развитие, воспитание, образование), очевидно, означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс преобразования естественного, природного состояния (земля) в дело рук человеческих (пашня). Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа). По мере расширения и усложнения общественной практики понятие «культура» приобретает новые значения, о чем уже шла речь выше. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека и ее результаты. Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда. Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) определяет культуру как «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

В культуре выделяются две ведущие стороны: предметная и деятельностная. Первая представленаартефактами культуры (лат. arte – искусственно; factus – сделанный). К ним относятся как материальные(вещественные), так и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: простейшие орудия труда, техника в целом, различные архитектурные сооружения, глобальные системы (экономические, политические, космические, энергетические и т.д.), языки, духовные символы, искусство, теории, нормы поведения, определенный образ жизни и другие.

По многообразным артефактам культуры, их возникновению, становлению, последствиям их функционирования судят о той или иной исторической эпохе. Уровень познания окружающего мира, средства опосредствующие взаимодействие природы и общества, различные виды искусства, литература, религиозные верования, социально-политические идеалы и цели – все это создает неповторимый облик определенного общества и его культуры.

Вторая сторона культуры относится к творческой деятельности людей. В связи с этим возникает проблематворчества. Под творчеством понимается деятельность, созидающая качественно новое, не бывшее ранее. Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. Эта искусственная среда не имеет аналогов в естественной природе и является поэтому следствием творческой деятельности человека. Разумеется, как природное существо, человек вынужден приспосабливаться к природным условиям своего существования, но в целом его деятельности присущ творческо-созидательный характер, хотя цели, которые им при этом преследуются, иногда оборачиваются совершенно неожиданными, а зачастую, противоположными последствиями. Вопрос о сущности творчества по-разному разрешался в истории философии. Так, в античной философии интеллектуальное созерцание бытия (вечного, неизменного) носило главенствующий характер по отношению к любой деятельности, в том числе творчеству, как относящихся к конечному и изменяющемуся. Платон рассматривал творчество как своеобразную одержимость в стремлении к высшему созерцанию мира (учение об Эросе). В средневековой философии творчество как высшее проявление представлено в трансцендентной личности (Боге), сотворяюшей бытие из небытия. Главным компонентом творчества выступает воля, которая по отношению к человеку проявляется как историческое творчество.

 

Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное кол-во значений. В современной философии можно выделить 2 подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным обществам или индивидам. В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимопонимания людей со средой их существования, которые они вырабатывали в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. При таком подходе культура истолковывается как сотворённая человеком “вторая природа” надстроенная над первой, естественной природой.

Как известно, человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного и биологического существования. Человек подобно любому живому организму двигается по кругу: рождение — жизнь — смерть. Благодаря культуре человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. Т. о. культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.



Основные концепции культуры: Концепция культуры И.Г. Гердера; Гегеля; Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; Культурологическая концепция Ф.Ницше; Философия культуры О.Шпенглера; Бердяева; Культурологическое учение М.Вебера; Феноменология Э.Гуссерля; Концепция культуры К.Ясперса; Психологическая интерпретация культуры З.Фрейда; Культурологические идеи К.Юнга; Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А.Тойнби; Структуралистские и постструктуралистские исследования культуры; Концепция культурных суперсистем П.А. Сорокина; Концепция игровой культуры (Й.Хейзинга). Рассмотрим отдельные концепции.


Концепция культуры И.Г. Гердера.Своими корнями культурология уходит в эпоху Просвещения, когда развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя истор. периодизацию и внутренние закономерности. Значительную роль в этом процессе сыграл немецкий философ и культуролог Гердер. В его понимании человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением и постепенно достигает более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой цепи является человек. Культура отличает его от животного, являясь как бы его вторым рождением. Гердер подчеркивает 2 начала в культуре: надприродную сущность культуры и историческую причину развития культуры.

Философия культуры О. Шпенглера.В его концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Он также выделяет 2 линии развития: восходящую (культуру в собственном смысле) и нисходящую (цивилизацию). Первую характеризует развитие органических начал культуры, вторую — их закостенение и превращение в механистические, что выражается в бурном развитии техники, разрастании городов в мегаполисы, появлении массовой культуры, превращении региональных форм в мировые. Кризис культуры — это простое вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. По мнению Шпенглера, кризис есть завершение цикла, смерть культуры. Все конфликты мировоззрения, политики, искусства, науки, чувств происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации.

Психологическая интерпретация культуры З.Фрейда.В основе психоаналитического анализа культур лежит утверждение, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие — происхождение). Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию. В связи с наличием таких мощных негативных сил человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти». Части, элементы культуры (в основном духовной культуры) — религия, искусство, наука — суть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Так, например, религия — это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений и т. п.

Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

В переводе с латинского «культура» — возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто называют «второй природой»).

Культура становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и это становится главным в понимании культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без сознания, без духовного компонента не бывает.

Культура может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне как явлениях культуры, если в них воплощается, объективируется система духовных (прежде всего, нравственных) ценностей. Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций.

 

Концепции культуры:

1. Деятельностная концепция культуры.

В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе и по отношению к природе; отсюда можно говорить об экологической культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.

(мы уже говорили о культуре поведения, труда и т.п.)

 

2. Семиотическая концепция культуры.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.

Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение смыслов (в том числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе – это одна из функций экологической культуры).

Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.

Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.

 

3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях).

В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей.


Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).

Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества).

Универсалии культуры:

Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть.

Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалии культуры.

Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми.

Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе), а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания.

Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством.

Функции культуры:

1. Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания.

2. Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт.

3. Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения.

4. Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе («цензура культуры» по Фрейду).

5. Гуманистическая: воспитывает человека.

6. Социально организующая.

7. Экологическая функция культуры.

Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного смысла (не стремится к выработке смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты).


Наше время – это время наступления бизнеса на природу и естественность. И это наступление стало чрезвычайно агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия кумиров, но часто базируются на интуитивном постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим особе6нностям…)

…бьюти-аддикция – новый вид психической зависимости… Бьюти-зависимость, юни-мания (против развития, против изменений – всегда быть молодым. Всегда одни и те же).

Вопрос № 50

49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

Термин
культура первоначально означал
возделывание почвы, изменение в природе
объекта под воздействием чела. Очень
важн особенностью культ явл-ся заложенное
в ней чел-ое начало. Культура — всё
созданное человеком. Культура предстает
как сотворенная чел-ом 2-ая природа,
надстроенная над природой естественной.
Там, где есть чел, его деятельность,
отношения м/у людьми, там есть и культура.
Нужно различать материалистич и духовн
культуру, не противопоставл их друг
другу. В материя культуре заключено её
духовн начало — в ней всегда есть
воплощение идей, знаний, целей чела, что
только и делает ее культурой, продукты
духовн культуры всегда обличены в
материальн форму. Культура — совокупность
созданных челом ценностей. Мир культуры
— мир материальн и идеальн духовн
ценностей, т.е. мир объектов материальн
и идеальн, взятых в его отношен к челу,
мир, наполнений чел-имн смыслами.
Существуют различные теоретические
подходы к исследованию и определению
культуры в философии ХХ в.: аксиологического,
деятельностного , семиотического,
структуралистского, социологического,
гуманитарного и др. Деятельностный
подход, при котором культура — специфический
способ человеческой жизнедеятельности,
система исторически развивающихся
надбиологических программ человеческой
деятельности, поведения и общения,
выступающих условием воспроизводства
и изменения социальной жизни во всех
ее основных проявлениях. Семиотический
подход в качестве сущностной характеристики
культуры определяет внебиологический
механизм хранения и передачи социального
опыта (социокод), обеспечивающий
социальное наследование. В рамках
данного подхода культура – это мир
символических форм, фиксирующий
совокупный исторически развивающийся
социальный опыт и передающий его от
поколения к поколению в содержании
различных семиотических систем.
Аксиологический (ценностный) подход, в
котором культура сложная система
материальных и духовных ценностей,
идеалов и смыслов, являющихся итогом
всего многообразия деятельности человека
и значимых для конкретной социальной
системы. 

Понятие
культуры возникло в античности в работах
римского оратора Цицерона и означало
«возделывание почвы». Со временем
понятие обогащалось своим содержанием
и в настоящее время оно употребляется
в другом смысле. В современной философии
и культурологи насчитывают более 100
определений, но мы выделим 2 основных:

1)
в культурологи принято определять
культуру в аксиологическом аспекте:
культура
– это совокупность материальных и
духовных ценностей за всю историю
человечества.

2)философия
трактует культуру иначе: культура
– это искусственная среда, созданная
человеком для собственного выживания
в природном мире.

Любое
животное в рамках своего биологического
вида с момента рождения приспособлено
к выживанию в данной природе за счет
инстинктивной программы. У человека
как более высокого биологического вида
такой программы нет. Следовательно, он
был вынужден искусственно создавать
себе условия для выживания в природной
среде. Человек – единственное существо,
способное передавать накопленный опыт
последующим поколениям с помощью
культуры. Следовательно, культура
надстраивается над естественной средой,
представляя тем самым «вторую»
искусственную природу. Культура –
промежуточное звено между природой и
обществом, а культурогенез происходил
одновременно с антропосоциогенезом,
следовательно, это антропосоциокультурогенез.
Его результатом является человек как
социокультурное существо.

В
современной философии целостная
характеристика общества дается в
понятиях культуры и цивилизации. Культура
охватывает все сферы человеческой
деятельности, связывает воедино
подсистемы общества. Культура создает
условия для развития цивилизации.
Цивилизация и культура едины: не
существует цивилизации без собственной
культуры, как не существует и культуры
в отсутствии цивилизации, но они не
тождественны друг другу.

49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как формы самореализации человека.

В
философии понятие “культура” соотносится
с понятием “цивилизация” — определённая
ступень развитии культуры отдельных
народов и регионов. (А. Тойнби, П. Сорокин).

Культура
трактуется как система коллективно
разделяемых смыслов, ценностей, убеждений,
норм и образов поведения, присущих тем
или иным обществам или индивидам. В
культуре и через культуру проявляется
стремление человека преодолеть рамки
своего временного, биологического
существования. Благодаря культуре,
человек преодолевает природные границы
своего существования, он становится
бессмертным. В этом плане культура
выполняет по отношению к человеческому
бытию конструктивную функцию объективации
не только сиюминутных целей и стремлений
человека, но и его фундаментального
призвания, связанного с формированием
человека как универсального существа,
утверждающего непреходящее, вечное.

50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

Культура
— определенная совокупность социально
приобретенных и транслируемых из
поколения в поколение значимых идей,
ценностей, обычаев, верований, традиций,
норм и правил поведения, посредством
которых люди организуют свою
жизнедеятельность.

Термин
«цивилизация» был введен в научный
оборот французскими просветителями
для обозначения гражданского общества,
в котором царствует свобода, справедливость,
правовой строй.

Становление
цивилизации связано с достаточно высоким
уровнем разделения труда, формированием
классовой структуры общества, образованием
государства и иных политических и
правовых институтов власти, развитием
письменных форм культуры, системы мер
и весов, развитой общей религией и т. д.

ДИАЛОГ
КУЛЬТУР — понятие, получившее широкое
хождение в философской публицистике и
эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается
как взаимодействие, влияние, проникновение
или отталкивание разных исторических
или современных культур, как формы их
конфессионального или политического
сосуществования. В философских трудах
В. С. Библера понятие диалога культур
выдвигается в качестве возможного
основоположения философии в канун 21 в.

Понятие
культуры, по отношению к которому
единственно имеет смысл понятие диалога
культур
,
необходимо включает три аспекта.

1.
Культура есть форма одновременного
бытия и общения людей различных — прошлых,
настоящих и будущих — культур. Культура
становится культурой только в этой
одновременности общения разных культур.

2.Культура
— это форма самоопределения индивида
в горизонте личности. В формах искусства,
философии, нравственности человек
отстраняет готовые, сросшиеся с его
существованием схемы общения, разумения,
этического решения, сосредоточивается
в начале бытия и мысли, где все
определенности мира только еще возможны,
где открывается возможность иных начал,
иных определений мысли и бытия.

3.
Культура в своих произведениях позволяет
нам как бы заново порождать мир, бытие
предметов, людей, собственное бытие,
бытие своей мысли из плоскости полотна,
хаоса красок, ритмов стиха, философских
апорий, мгновений нравственного
катарсиса.

51.
Философские вопросы антропосоциогенеза
.

Антропосоциогенез
— процесс возникновения и развития
человека как общественного существа.

В
Библии излагается миф о творении человека
Богом. В настоящее время существуют
следующие основные гипотезы происхождения
человека:

1.
натуралистическая.

а)
Человек создан природой, значит, по
Дарвину, возникновение человека
подготовлено, оно произошло в процессе
естественного отбора.

б)
в социобиологии: человек появился в
результате мутации — изменений в
наследственности. Они вызвали перестройку
организма животного и произошел человек.

в)
человек всегда существовал на Земле,
но для этого надо допустить вечное
существование Земли. Это не верно, чел-к
вечно существует в природе, космосе,
Земля заселена пришельцами из космоса.

2.
идеалистическая.
Наиболее четко выражена Гегелем. В
предке человкка “дремал” мировой
разум, а затем проснулся. Обнаружение
мира разума в человеке выразилось в
становлении сознания, прямой походке
и развитии правой руки. Культурные
ценности формируют человека. Культура
— продукт сознания людей, сознание —
продукт мирового разума.

3.
выражается в трудовой
теории

возникновения человека. С момента
появления мат.производства начинается
процесс возникновения чел-ка и общества.
Общество выступает как способ бытия
человека. Отсюда берет начало
антропосоциогенез.

Труд
сыграл действительно решающую роль в
возникновении принципиально новой
формы наследования, открывшей безграничные
возможности становления человека. Речь
идет о сдвиге с генетических форм
наследования на социальные.

Существенной
чертой антропосоциогенеза является
именно то, что изготовляемые человеком
орудия труда аккумулируют в себе способы
деятельности с ними. Это достигается
тем, что в процессе изготовления предмету
придается целесообразная форма.
Распредмечивание этих форм осуществляется
как развитие человеческих способностей.

Антропосоциогенез
и есть непрерывный процесс становления
такой живой, постоянно пульсирующей
системы, конденсирующие в себе способы
деятельности с ними, способы отношений
людей к миру, друг к другу и самим себе.

49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

Культура рассматривается, прежде всего,
как понятие коллективное. Это — общие
для данного коллектива идеи, ценности
и правила поведения. Именно с их помощью
формируется коллективная солидарность
— основа социетальности.

Проблемное поле социо-гуманитарного
изучения культуры достаточно широко и
разнообразно. Существуют и конкурируют
друг с другом три взаимосвязанных
аспекта изучения культуры — предметный,
функциональный и институциональный.
Предметный подход делает акцент
соответственно на изучении содержания
культуры, функциональный — на выявлении
способов удовлетворения человеческих
потребностей или способов развития
сущностных сил человека в процессе его
сознательной деятельности, собственно
институциональный — на исследовании
“типических единиц” или устойчивых
форм организации совместной деятельности
людей.

Институциональный подход берет за
основу понятие организации. «Чтобы
решить какую-то задачу, достигнуть
какой-либо цели, человеческие существа
должны организоваться… Организация
предполагает некоторую очень определенную
схему или структуру, главные факторы
которой универсальны». Институт
предполагает в свою очередь «соглашение
по поводу некоторого множества
традиционных ценностей, ради которых
человеческие существа соединяются
вместе».

Культура с точки зрения функциональной
концепции Б.Малиновского может быть,
во-первых, разложена на конкретные
институты, интегрированные в единое
целое на основе определенных факторов,
и, во-вторых, рассматриваться как средство
для удовлетворения потребностей человека
и достижения его целей.

1. Культура — тип социальной памяти
общности — народа или этноса (функция
консервации). Она включает в себя места
хранения социальной информации (музеи,
библиотеки, банки данных и т.д.),
унаследованные схемы поведения,
коммуникативные сети и пр.

2. Культура — форма трансляции социального
опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие
западные и отечественные ученые. Они
берут за основу понятия “социальное
наследование”, “научаемое поведение”,
“социальная адаптация”, “комплекс
образцов поведения” и др.

3. Культура — способ социализации людей.
Данный срез воздействия культуры на
человека представлен во многих
социологических работах. Достаточно
лишь привести имя Т.Парсонса, чтобы
показать уровень теоретической проработки
указанной выше проблемы.

50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

В последнее время понятие цивилизации
легло в основу цивилизационного подхода
к анализу социодинамики, где
технико–технологические условия
развития, социально–этнические и
социально–психологические особенности
регионов планеты позволяют говорить о
разных периодах общественного развития.
Существует несколько типологий
цивилизаций. Одна из наи-более
распространенных связана с выделением
восточной и за¬падной цивилизаций. –
см. Лекцию 2.

Весьма широко распространены типологии
цивилизаций, в ко¬торых выделяются
доиндустриальный, индустриальный и
постиндустриальный периоды развития
человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О.
Тоффлер). В качестве критерия выделения
данных этапов цивилизационной динамики
рассматривается развитие
материально-производственных технологий
и тесно связанных с ними социаль¬но-политических
и духовных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще
называется аграр¬ным, традиционным,
ему присуща ориентация на аграрный
сек¬тор экономики и хозяйства. В данном
обществе господствует на¬туральное
хозяйство и сословная иерархия, оно
отличается неди¬намичностью социальных
изменений, главную роль здесь играют
традиции, которые во многом регламентируют
жизнь социума. Инновационные технологии
в такой культуре если и встречают¬ся,
то выглядят скорее как исключение из
правил.

Возникновение индустриальной цивилизации
связано с пере¬ходом к промышленно
развитому обществу. Оно предполагает
создание круп¬ной машинной промышленности,
переход к фабричной организа¬ции труда.
В этом обществе «размывается» аграрный
сектор, начинает доминиро¬вать
промышленное производство, в результате
чего активизиру¬ются процессы урбанизации.

Наука становится системообразующим
фактором общества, а научно-технический
прогресс определяет возможности и
перспек¬тивы социального прогресса.
Формируется буржуазно-демократический
строй, для которого характерно
провозглашение равных гражданских
прав, нарастание демократических
тенденций в социально-политичес¬кой
сфере.

Постиндустриальная цивилизация
отличается рядом новых особенностей
по сравнению с индустриальной.

В ней доминирует так называемый «третий
сектор» — сектор сферы услуг, где ведущую
роль приобретают наука, образование,
информация. На первый план выходят
наукоемкие информаци¬онные технологии,
оттесняя на задний план тяжелую
промыш¬ленность. Господство собственности
на средства производства пос¬тепенно
сменяется правом на обладание информацией,
благодаря чему формируется новая
доминирующая социальная группа
профессионалов-управленцев.
Постиндустриальному обществу присуща
децентрализация экономики, эффективное
антимоно¬польное законодательство.
Компьютерные технологии широко
представлены в основных сферах его
жизнедеятельности. Данное обстоятельство
дало возможность Тоффлеру назвать такое
общес¬тво информационным.

В развитии современной цивилизации
можно наблюдать ряд особенностей. Среди
них следует отметить так называемый
«диа¬лог культур», взаимодействие
западной и восточной цивилиза¬ций.
Обозначенные выше демаркационные
характеристики «раз¬мываются»,
инновационный стиль мышления постоянно
прони¬кает и постепенно занимает
центральное место на Востоке. Однако
модернизацию Востока нельзя рассматривать
как чистую «вестернизацию», как насаждение
ценностей Запада. Скорее, здесь идет
процесс взаимного обогащения культур.
С данным обстоятельством тесно связана
и такая особенность современной
цивилизации, как процесс глобализации.
Нарастаю¬щие мировые хозяйственные и
экономические связи реально объединяют
все регионы земного шара. Тенденция
глобализации захватывает также
общественные отношения, политические,
на¬ционально-государственные связи.

Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

В
переводе с латинского «культура» —
возделывание

(агрокультура как возделывание земли).
Культура
противопоставлялась природе
,
которую «пересоздает» человек.
(Преобразованную природу часто называют
«второй природой»).

Культура
становится носителем определенных
человеческих замыслов, смыслов и это
становится главным в понимании культуры
.
Культуру делят на материальную и
духовную. Однако предметы становятся
предметами материальной культуры
(артефактами), если в них воплощено
(объективировано) духовное содержание.
Т.е. культуры
без сознания, без духовного компонента
не бывает.

Культура
может быть представлена в качестве
системы объективаций – вещественных,
знаковых (прежде всего это язык, как
система материальных знаков), поведенческих.
Отсюда, можно говорить о культуре
поведения, культуре труда и отдыха,
культуре речи, о живописи, скульптуре,
пении, разного рода дизайне как явлениях
культуры, если в них воплощается,
объективируется система духовных
(прежде всего, нравственных) ценностей.
Еще раз повторим, что главное при этом
– духовное содержание этих объективаций.

Концепции культуры:

1.
Деятельностная
концепция культуры.

В
этой концепции подчеркивается, что
культура – это специфически человеческий
способ деятельности (в том числе и по
отношению к природе; отсюда можно
говорить об экологической культуре).
Что в человеческой деятельности
специфически человеческого, отличающего
ее от деятельности животных? – то, что
она регулируется надбиологической
системой средств – ценностей¸ знаний.

(мы
уже говорили о культуре поведения, труда
и т.п.)

2. Семиотическая концепция культуры.

Семиотика
– это наука о знаках и знаковых системах.
В этой концепции культура представляется
как система знаков. Прежде всего, имеется
в виду язык как система материальных
знаков.

Основной
функцией знаковых систем, а значит, и
культуры, является передача сообщений
и выражение смыслов (в том числе и
смыслов, которые существуют в обществе
по отношению к природе – это одна из
функций экологической культуры).

Передаче
смыслов должны служить системы
образования, воспитания, СМИ, традиции
и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.

Отсюда,
одна из основных функций культуры –
это трансляция смыслов.

3.
Аксиологическая
концепция культуры (аксиология – учение
о ценностях).

В
рамках этой концепции культура
определяется как мир ценностей. Одно
из главных определений культуры: Культура
– это система ценностей.

Система
ценностей (культура) является итогом
предшествующей деятельности человека
и представляет собой сложную иерархию
значимых для конкретного общества
духовных и материальных образований
(в том числе и экологических).

Осваивая
их, человек становится человеком. Отсюда,
культуру
определяют также как
меру человеческого в человеке
.
И тогда говорят о культуре личности,
культуре общества (в том числе об
экологической культуре человека,
общества).

Универсалии культуры:

Универсалии
культуры

– это то, что есть в любой культуре
(национальной, религиозной и т.п.). Это:
язык,
традиции, ценности, система символов,
типичные связи (родственные, брачные
отношения, ритуальные, обряды).

В каждой культуре они разные, но в каждой
культуре они есть.

Человек
становится человеком, когда усваивает
и далее развивает все универсалии
культуры
.

Культура
– это всегда характеристика взаимоотношений
людей и к предметам, созданным людьми.

Экологическая
культура

– совокупность знаний, ценностных
ориентаций (включая нравственно-эмоциональное
отношение к природе), а также основанные
на них умения и навыки взаимодействия
с о средой обитания.

Источник
развития культуры

– борьба ее внутренних противоречий,
прежде всего между
традициями
и
новаторством.

Самореализация


2

Йога связана с улучшением симптомов у сердечных пациентов

24 августа 2020 г. — Согласно новому исследованию, позы йоги и дыхание могут помочь пациентам с фибрилляцией предсердий справиться с симптомами. Фибрилляция предсердий — наиболее частое нарушение сердечного ритма. Каждый четвертый …


Йога и аэробные упражнения вместе могут улучшить факторы риска сердечных заболеваний

Октябрь19, 2017 — Пациенты с сердечными заболеваниями, которые занимаются йогой в дополнение к аэробным упражнениям, увидели вдвое снижение артериального давления, индекса массы тела и уровня холестерина по сравнению с пациентами, которые занимались …


Для лучшего лечения мигрени попробуйте добавить несколько нисходящих собак

6 мая 2020 г. — Согласно новому исследованию, добавление йоги к регулярно назначаемому лечению мигрени может быть лучше, чем одно лекарство. Новое исследование предполагает, что йога может помочь людям с мигренью избавиться от головных болей…


Люди с остеопорозом должны избегать поз для позвоночника в йоге, говорится в исследовании

21 февраля 2019 г. — Согласно новому исследованию клиники Мэйо, позы йоги, которые чрезмерно сгибают позвоночник, могут повысить риск компрессионных переломов у людей с истончением костей. Результаты появляются в Mayo …


Йога, медитация улучшает функции мозга и уровни энергии, исследования показывают

6 сентября 2017 г. — Практика коротких сеансов хатха-йоги и медитации осознанности может значительно улучшить функции мозга и уровень энергии, согласно новому исследованию…


Темпы вверх, артериальное давление вниз в исследовании горячей йоги

5 сентября 2019 г. — Взрослые, занимающиеся горячей йогой, показали более низкие показатели артериального давления после трех месяцев занятий в небольшом исследовании, посвященном влиянию горячей йоги на артериальное давление. Горячая йога — это обычно энергичный …


Люди более склонны доверять, сотрудничать, если они могут терпеть неопределенность

12 июня 2018 г. — Новое исследование показывает, что люди, терпимые к двусмысленности — разновидности неопределенности, в которой шансы на исход неизвестны — с большей вероятностью будут сотрудничать с другими и доверять им…


Обзор экспертов доказывает, что йога полезна для мозга

12 декабря 2019 г. — Ученые десятилетиями знали, что аэробные упражнения укрепляют мозг и способствуют росту новых нейронов, но мало исследований изучали, как йога влияет на мозг. Обзор …


Йога может быть эффективной поддерживающей терапией для людей с раком легких и лиц, ухаживающих за ними

24 октября 2017 г. — В технико-экономическом исследовании людей с запущенным раком легких, получающих лучевую терапию, и их опекунов йога была полезна для обоих…


Люди, более осведомленные о пользе физической активности, могут также выполнять больше упражнений

28 ноября 2018 г. — Большинство людей плохо понимают, насколько физическая активность полезна для вас и какую пользу для здоровья приносит такая активность. Но чем лучше вы знаете эти темы, тем более физически …


.

Медитация и духовная самореализация

В любой день можно найти гостеприимный центр медитации, интересную лекцию по космологии, курс квантовой физики или собрание, где проходят философские дискуссии о Вселенной и нашем месте в ней. Чтобы получить дополнительное вдохновение во время отпуска, почему бы не пройти одну или две спа-процедуры в одном из многочисленных спа-центров Сан-Диего?

Центр Чопры был впервые открыт в 1996 году в Карлсбаде, Калифорния, чтобы помочь людям испытать физическое исцеление, эмоциональную свободу и более высокие состояния сознания.Более двух десятилетий Центр благополучия Чопры служил красивым и заботливым местом, куда люди могут прийти, чтобы исцелить свою физическую боль, обрести эмоциональную свободу, расширить свои возможности и подключиться к своей внутренней духовной жизни.

Обычная неделя в Центре Чопра может состоять из широкого спектра занятий и программ по исцелению души и тела. Одна из самых популярных программ — 10-дневное лечебное погружение Perfect Health. Это единственная оздоровительная программа в мире, которая сочетает в себе работу известного медицинского персонала, проверенный временем процесс детоксикации панчакармы и ежедневные фундаментальные учения по медитации, йоге и аюрведе.

Расположенное в Энсинитасе Сообщество Самореализации было основано в 1937 году Парамахансой Йоганандой, который представил Западу этот многовековой монашеский орден в начале 1930-х годов. Именно здесь он написал свою автобиографию йога , широко признанную современной духовной классикой. Публику приглашают в сады и в Сообщество Самореализации для медитации, молитв и лекций.

Братство включает храм, вспомогательную часовню, сады для уединения и медитации, которые разбросаны по нескольким кварталам в южной части Энсинитас; часы меняются.Это примерно в 25 минутах езды к северу от центра Сан-Диего.

Обмены духовным просвещением между культурами Америки и Дальнего Востока иллюстрируются двумя следующими примерами:

На базаре Ханамацури проводятся сезонные мероприятия, которые знакомят гостей с японской кухней, искусством, игрой на барабанах, буддизмом и демонстрациями культурного самовыражения, чтобы способствовать лучшему взаимопониманию между японской и американской культурами. Базар расположен в буддийском храме Виста и общественном центре.Вход и парковка бесплатны.

Школа икебаны Охара дает представление о роли красоты в духовном развитии посредством искусства цветочных композиций (икебана), выращивания бонсай и ботанических демонстраций. Школа Охара встречается в Каса-дель-Прадо в парке Бальбоа и в других местах. Вход и парковка бесплатны.

.

Введение

Миссия

Содружество Самореализации — это…
… приглашение духовному искателю совершить совместное путешествие в преобразующем жизнь открытии души. Это путешествие включает в себя учения Парамаханса Йогананды «как жить», которые воплощают в себе высочайшие техники осознания того, кто мы есть на самом деле, и показывают, как принести прочный мир, радость и любовь в нашу жизнь и в мир.

С 1920 года Содружество Самореализации (SRF) было посвящено духовной и гуманитарной деятельности своего основателя Парамаханса Йогананды, широко почитаемого на Западе как отца йоги.

SRF — всемирная религиозная организация с международной штаб-квартирой в Лос-Анджелесе. Как выражено в Целях и идеалах, сформулированных Парамахансой Йоганандой, общество стремится способствовать развитию духа большего понимания и доброй воли среди различных народов и религий нашей глобальной семьи, а также помогать представителям всех культур и национальностей осознать и выразить себя более полно. в их жизни красота, благородство и божественность человеческого духа.

Учения

Парамаханса Йогананда основал Содружество Самореализации в 1920 году, чтобы сделать доступными универсальные учения Крия Йоги, священной духовной науки, зародившейся тысячелетия назад в Индии.Эти несектантские учения воплощают в себе целостную философию и образ жизни для достижения всестороннего успеха и благополучия, а также методы медитации для достижения высшей цели жизни — единения души с Духом (Богом).

Учения Парамаханса Йогананды доступны сегодня, как и при его жизни, через напечатанные Уроки Содружества Самореализации . Эта комплексная серия домашних занятий, которую изучают многие тысячи людей во всем мире, дает инструкции по всем техникам медитации науки Крия Йоги, а также по многим другим аспектам сбалансированной духовной жизни, которым учил Йогананда.

Членство

Сегодня Сообщество Самореализации расширилось и включает более 600 храмов и центров по всему миру, а его членов — более чем в 175 странах. В Индии и соседних странах деятельность Парамаханса Йогананды известна как Общество Йогода Сатсанга Индии (YSS), которое имеет более 200 центров, ретритов и ашрамов.

Большинство членов SRF — это мужчины и женщины с обязанностями по работе и семье, которые учатся с помощью учений Самореализации, как сбалансировать свою активную жизнь с медитацией.В учении Йогананды они находят руководство для одухотворения брака и семейной жизни, достижения успеха и процветания в бизнесе и профессиональных начинаниях, а также внесения значимого и полезного вклада в свое сообщество, нацию и мир в целом.

Монашеский орден и руководство

В соответствии с пожеланиями своего основателя, работа Содружества Самореализации руководствуется монашеским орденом, установленным Парамахансаджи в соответствии с древней традицией свами в Индии.Монахи и монахини SRF принимают официальные обеты отречения; и несут ответственность за удовлетворение духовных потребностей членов Сообщества Самореализации и друзей по всему миру.

Шри Дая Мата, один из самых ранних и ближайших учеников Парамаханса Йогананды при его жизни, был духовным главой и президентом Общества Самореализации / Общества Йогода Сатсанга Индии с 1955 года до ее кончины в 2010 году.

Шри Мриналини Мата, еще один ближайший ученик Йогананды, занимал эти должности с 2011 года до ее кончины в 2017 году.Брат Чидананда — нынешний духовный глава и президент SRF / YSS.

Услуги и деятельность

.

Культура — определение Самокультуры по The Free Dictionary

Нельзя отрицать, что, но для желания быть где Доротея была, и, возможно, хочет, зная, что еще сделать, Уиллы бы не в это время медитировали на потребности английского народа или критикуя английский государственный деятель: он, вероятно, бродил по Италии, набрасывал планы на несколько драм, пробовал прозу и находил ее слишком скудной, пробовал стихи и находил их слишком искусственными, начинал копировать «кусочки» из старых картин, прекращая их, потому что они «бесполезны», и замечая это, в конце концов, самосовершенствование было главным; в то время как в политике он горячо сочувствовал бы свободе и прогрессу в целом.Именно из-за недостатка самокультуры суеверие о путешествиях, кумирами которых являются Италия, Англия, Египет, сохраняет свое очарование для всех образованных американцев. Почему эта простейшая и простая работа самокультуры всегда была для меня слишком трудной? Такое богатство Я видел в этой стране такие высокие моральные ценности, людей такого калибра, что я не думаю, что мы когда-либо завоюем эту страну, если мы не сломаем саму основу этой нации, которая является ее духовным и культурным наследием, и, следовательно, Я предлагаю заменить ее старую и древнюю систему образования, ее культуру, потому что, если индийцы думают, что все иностранное и английское хорошо и лучше, чем их собственное, они потеряют самооценку, свою родную самокультуру и они станут тем, кем мы их хотим, нацией, над которой действительно доминируют.Подобно Эмерсону и многим другим трансценденталистам, Торо считал, что «самокультура» играет решающую роль не только в улучшении личности, но и в улучшении общества и нации. свет и мир знания там, где раньше, как выразился Уильям Эллери Ченнинг, обитал «только темный, смутный хаос», и «возможно, какая-то неистовая страсть, которая довела их до пагубного избытка» (Самокультура 7). Класс этой эпохи был классом, который, как документально подтверждают многочисленные историки социальной и культурной жизни, сакрализовал искусство и был направлен на самосовершенствование, самосовершенствование и социальные реформы (Лирс, Трахтенберг, Левин).«Уравновешенность и осанка — это всемирно признанные культурные ориентиры, которые отражают заботу и преданность наших сотрудников при каждом сервисном взаимодействии». РАЗНООБРАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ Межкультурный интеллект — это способность честно взглянуть на свою культуру, точно отобразить и эффективно ориентироваться в себе. — говорит Амаль Лоринг, консультант MBD, которая проводит семинары по различным навыкам для руководителей, — говорит Амаль Лоринг.Художественная литература ESPN, таким образом, создает и обуславливает своих потребителей — спортивных фанатов — побуждая их исследовать свои недостатки таким образом, чтобы они принимали и даже прославляли их за их идиосинкразическую человечность, а также вдохновляли на индивидуальное совершенствование, самореализацию и самореализацию. культура. Художественная литература, которую ESPN обычно выбирает для публикации, ставит перед читателями задачу «прийти к четкому пониманию лжи литературы и лжи о спорте», чтобы позволить себе «поверить в то, что может существовать своего рода уверенность и самореализация, которые могут быть производным от обоих », как объясняет Кевин Брукс (« Жизнь »853,« Признания »71-82).Историки самокультуры имеют тенденцию подтверждать эту точку зрения: Дэниел Уокер Хоу «Создание американского Я: Джонатан Эдвардс до Авраама Линкольна» предполагает, что девятнадцатый век стал свидетелем обилия текстов, направленных на то, чтобы научить белых американских мужчин, как получить доступ к своему индивидуальному потенциалу и реализовать его, взращивайте и взращивайте совершенство, которое Бог посадил в каждом из них, как семя, «чтобы стать лучше — умственно, морально и физически — [и] использовать свои способности с пользой» (123). Разговор как средство Социальная, интеллектуальная и духовная самокультура пропагандировалась в период американского романтизма членами Трансцендентального движения..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.