Личность и ее свойства: Урок 3. Личность в психологии
Психология личности: основные направления и теории
Психология некоторым общепринятым понятиям и терминам дает свое пояснение, позволяющее более глубоко и тонко исследовать их, определить сущность и индивидуальные особенности.
Личность – одно из наиболее сложных, основополагающих понятий, использующихся в философии, этике, социологи, юриспруденции и даже медицине.
Содержание статьи
Что такое личность?
Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.
Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.
Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.
В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.
Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.
Свойства личности
Для каждого отдельного человека личность – это абсолютно уникальный, присущий только ему набор определенных черт и особенностей, посредством которых происходит формирование индивидуальности. Такая индивидуальность имеет множество способов проявления: в чертах характера, темпераменте, привычках, интересах, развитых способностях, а также стиле деятельности.
С одной стороны, личность – это результат исторического развития человечества, общества в целом, а с другой – продукт общественных преобразований.
Темперамент
Особый интерес и повышенное внимание при исследовании индивидуально-типических показателей личности представляет такое понятие, как «темперамент». В классическом понимании – это особое интегральное образование, присущее каждому отдельно взятому индивиду. Это образование позволяет сформировать и охарактеризовать основные формальные и динамические аспекты, связанные с особенностями поведения личности.
Принято считать, что основоположником учения о темпераменте личности и всех его особенностях является проживавший еще в 5 веке до нашей эры великий мыслитель Гиппократ. Он, в силу особенностей развития общества на тот момент времени, предлагал определять качества человека по соотношению четырех основных жидкостей, присутствующих в организме каждого:
- Кровь
- Желтая желчь
- Лимфа
- Черная желчь
Ученый полагал, что именно соотношение всех эти четырех составляющих в организме каждого человека, позволяет оценивать общее состояние организма.
Двести лет спустя (2 в. до н. э.) Галеном была разработана первая в истории человечества типология, разделяющая людей по темпераменту. Гален предположил, что процентное соотношение указанных выше соков, жидкостей в организме, составляет основу хорошо известным всем людям сейчас типам темперамента:
- Сангвиник
- Холерик
- Меланхолик
- Флегматик
Современные психологи, ученые и иные специалисты, не готовы предоставить обществу единое, четко сформированное мнение о том, какова сущность данной стороны психики. Не выработан единый подход и к такому важному вопросу, как роль и место, которое темперамент занимает при формировании структуры личности и ее повседневной жизнедеятельности.
Некоторые специалисты выработали свою индивидуальную концепцию, позволяющую определять темперамент человека, не опираясь только на свойства психики и вышеуказанных составляющих. Предлагается выстроить теорию на основе исследования темперамента как особого механизма, влияющего на отдельные поведенческие признаки человека и его характер в целом. Так, например, известный специалист Я. Стреляу дает определение темпераменту как «совокупности различных характеристик поведения (формальных и обладающих относительной устойчивостью), которые проявляются на поведенческом уровне в качестве высвобождающейся энергии, а также в определенных временных параметрах такого реагирования».
Принято считать, что сам по себе темперамент обуславливается сочетанием и совместно-раздельном функционировании достаточно сложных, многогранных физиологических механизмов, непосредственно влияющих на те или иные способы реагирования. Все это происходит в двух главных измерениях:
- Энергетический уровень, определяется силой проявившейся реакции.
- Временная поведенческая характеристика, указывающая на скорость действия в определенных условиях.
Темперамент является относительно устойчивой величиной с характерной особенностью оказывать воздействие на скорость и качество возникновения и прохождения психических и психомоторных явлений. Они могут протекать:
- труднее или легче;
- медленнее либо быстрее;
- сильнее или слабее.
Наш ученый с мировым именем И. П. Павлов, высказывал мнение, что именно темпераменты являются основополагающими чертами, позволяющими определять индивидуальные особенности поведения людей в той или иной складывающейся обстановке. Благодаря утвердившейся теории принято считать, что всего существует четыре основных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.
Рассмотрим их основные черты. Знание основных типов темперамента позволяет подготовленным специалистам правильно подбирать, определять и соотносить возможности каждого отдельно взятого работника или служащего применительно к требованиям, которые предъявляются к данной профессии. Кроме того, умение распознавать темпераменты подчиненных, позволяет руководителю боле успешно и эффективно управлять коллективом, выбирать оптимальные формы и методы общения, добиваясь лучших результатов в работе.
Флегматик
Главная отличительная черта характера такого человека – ровное поведение, которое не меняется в зависимости от сложности, скорости развития и изменения окружающей действительности. Такой человек никогда не принимает скоропалительных решений, все тщательно и скрупулезно просчитывает. Флегматики не способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и немедленно включаться в работу на новом направлении. Они малоактивны и достаточно долго проходят адаптацию, привыкая к новым, изменившимся условиям. Чтобы побудить человека с таким темпераментом к каким-либо действиям, должно произойти нечто: мощный внешний толчок, как минимум! При этом флегматики обладают такими ценными чертами характера, как терпение и высокое самообладание. Речь у данной категории людей слабовыраженная, спокойная, практически без эмоций.
Сангвиник
Людям данного типа свойственны жизнерадостность и веселый нрав. Они легко и быстро сходятся с другими людьми, а при необходимости также легко и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Что не терпят сангвиники – это рутинности, однообразия в работе. Равно, как и в самой жизни. Такой человек легко и просто способен контролировать свои эмоции, а в новой обстановке он чувствует себя уверенно и комфортно. Налаживание отношений с людьми, в том числе – новыми знакомыми – проще простого! Речь у сангвиников хорошо поставлена, выражена, достаточно быстра и отчетлива. При необходимости, слова и фразы сопровождаются жестами и мимикой, достаточно убедительными и выразительными.
Холерик
Важнейшая отличительная черта, свойственная людям холерического типа темперамента – повышенная деловая активность, запредельная работоспособность. Энергия, как правило, бьет через край, заставляя окружающих восторженно (а иногда и настороженно) наблюдать за поведением такого человека.
Если потребуется, холерик будет работать в течение длительного времени, фактически «запоем», решая те или иные задачи с максимальным напряжением эмоциональных, психологических и физических усилий, не чувствуя голода и усталости. Результат – любые, самые сложные и невыполнимые задачи для людей с другим типом темперамента, решаются уверенно, достаточно быстро и на высоком качественном уровне.
Вместе с тем, достаточно часто, после такого бурного всплеска энергии и сил, наблюдается упадок, состояние депрессии. Настроение у холериков крайне неустойчивое, а психика достаточно ранимая. Порой простой, самый незначительный повод, может стать причиной изменения настроения. Характерные черты холериков – вспыльчивость и повышенное самолюбие. А еще эти люди удивительно прямолинейны. Что касается речи, узнать человека холерического темперамента поможет быстрота, скорость произношения слов, а также постоянно колеблющаяся интонация.
Меланхолик
Распознать человека меланхоличного типа темперамента несложно. Они характеризуются повышенной впечатлительностью и эмоциональностью, порой – явно излишней. Такие люди отзывчивы к проблемам других, чрезвычайно ранимы. Приспосабливание к переменам в жизни протекает достаточно медленно, пассивно, с большим трудом. То же самое касается и смены обстановки. При возникновении сложной, порой экстремальной жизненной ситуации, меланхолик быстро впадает в уныние, депрессию. Тоскливое или паническое состояние человека является преобладающим, здесь у меланхолика нет конкурентов. Но есть и выраженное преимущество, а именно: великолепно развитый рефлекс «природной осторожности». Они на интуитивном уровне чувствуют ту или иную опасность и знают, как отреагировать. Но есть и минусы в такой осторожности, а именно: повышенная стеснительность, осторожность, а еще боязливость и неумение принимать решения.
Характер
Является одним из важнейших показателей индивидуально-психологических качеств. Интересен перевод этого заимствованного слова с греческого, где оно означает «чеканку» или «отпечаток». Психологи под данным термином подразумевают наличие и совокупность ряда психических свойств индивидуально-психического плана. Эти свойства в том или ином наборе проявляются у человека (личности) в типовых условиях окружающей обстановки, а также выражаются в определенных способах поведения при возникновении подобных или близких условиях.
Формирование характера представляет собой длительный процесс, протекающий в условиях осуществления человеком активно-полезной, трудовой, общественной, а также иной деятельности. Все самые важные, основополагающие черты проявляются в отношении личности к:
- возложенным общественным обязанностям;
- долгу по отношению к стране, обществу, родным и близким;
- окружающим людям;
- самому себе.
В каждом отдельном случае происходит выработка таких важных черт характера, как добросовестное отношение к труду, своим обязанностям, настойчивость при выполнении поставленных задач и бережливое отношение к имуществу. Если обратить внимание на противоположные черты характера, то это: пассивность, расточительство, небрежность и безответственность.
То, как человек относится к труду, является основополагающим при формировании его личности и характера, в частности. Во взаимоотношениях с другими людьми вырабатывается вежливость и доброжелательность, а по отношению к самому себе – умение правильно производить самооценку, критически смотреть со стороны, отмечая не только положительные моменты, но и недостатки.
Способности (талант)
Способности – это одна из характерных черт, граней, присущих личности. Если природные данные находятся на достаточно высоком уровне, то человек может рассчитывать на определенный успех в выбранном виде деятельности. А умение использовать весь комплект способностей, позволяет решать множество проблем, вовлекая в активную трудовую деятельность окружающих.
Помимо врожденных способностей, есть еще и такие, которые человек выработал в процессе активной трудовой деятельности. Специалисты выделяют две основные группы способностей – общие и специальные. Комбинация тех и других обеспечивает максимальное приближение человека к таланту.
Мотивация
Зачастую она формируется под реализацию тех или иных человеческих потребностей. Они подразделяются на две основные группы:
- Базовые. В основном, это принадлежность к естественным физиологическим процессам, безопасности, любви, самоуважению.
- Метапотребности. Они одинаковы по силе и легко могут взаимозаменяться.
Ну а продвижение человека вверх по любому из выбранных направлений, позволяет говорить о том, что мотивация выстроена верно.
Психодинамическое направление в теории личности
Учение о личности по Фрейду
В середине 19-го столетия Фрейд взял на себя смелость сравнить центр психической жизни человека с айсбергом, у которого лишь ничтожно малая часть находится на поверхности, а все остальное скрыто в морских глубинах.
Ученый предложил интересную теорию, позволяющую рассматривать психику личности, как поле брани, на котором сошлись:
- непримиримые силы инстинкта;
- рассудок;
- сознание.
В соответствии с учением Фрейда можно сказать, что не только сами поступки людей зачастую иррациональны, но и само значение и причины поведения. Все это очень редко поддается осмыслению.
Психология А. Адлера
Один из многочисленных способов, направленных на попытку расширить теорию Фрейда. Основное отличие Адлера, которое он отстаивал, заключалось в существовании бессознательного функционирования целесообразности. И это понятие отнюдь не является тождественным рациональности.
Психология К. Юнга
Аналитическая психология Юнга была построена на изучении динамических влечений, которые неосознанно влияют на поведение человека, а также на накопленный за годы жизни опыт. Психолог был убежден в том, что содержание бессознательного, это не что иное, как подавление агрессивных и сексуальных побуждений и даже больше того! Специалистом был введен термин, который получил название аналитическая психология, которая отправляла исследователей человеческих душ в глубокие корни истории.
Бихевиоральное направление в теории личности
Бихевиоризм Уотсона
Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.
Основные положения теории Скиннера
Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.
Социально-когнитивное и когнитивное направление
Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры
Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:
- Поведенческих
- Когнитивных
- Средовых
Теория социального научения Джулиана Роттера
Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.
Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы.
Когнитивная теория личности Джорджа Келли
Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.
Диспозиционные теории личности
Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта
Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.
Рэймонд Кеттел: структурная теория личности
Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.
В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:
Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.
Ганс Айзенк: теория типов личности
Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:
- общий уровень – это типы;
- чуть выше – черты;
- ниже расположены привычные реакции;
- в самом низу находятся специфические реакции.
Гуманистическое направление в теории личности
Теория самоактуализации А. Маслоу
Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.
Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:
- Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
- Каждый индивид находится в постоянном развитии.
- Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
- Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.
Гуманистическая психология К. Роджерса
Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:
- Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
- Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
- Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
- У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!
Литература
- С. Н. Мельник. Психология личности — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с.
Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens – представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – «слабыми местами» в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
Психология личности и поведения современного человека
Личность человека закладывает основу общества. Это сложная и многоуровневая конструкция, из которой складываются отношения в социуме. Она влияет на многие жизненные аспекты. Приобретенные черты помогают индивиду меняться и адаптироваться к окружающей среде и обстоятельствам.
Основы
Феномен личности многосторонний и многообразный, он напрямую связан с психологией личности и поведения человека. Есть несколько определений такого понятия, в каждом из них представлены важные элементы. Самое известное определение личности сводится к комплексу психологических черт характера, желаний, стремлений, способных сделать человека индивидуальным.
От рождения у каждого есть уникальные способности, особенности работы нервной системы. Такие факторы влияют на формирование личности. Только что родившийся ребенок еще пока не личность, но уже индивид. Это означает принадлежность к человеческому роду. У ребенка личность формируется параллельно со становлением его индивидуальности.
Свойства личности современного человека в психологии
Основное различие людей заключается в том, каким образом они подходят к решению проблем. Психология личности современного человека проявляется в деятельности, а именно — во взаимодействии с другими участниками социума. К доминирующим свойствам личности относятся психические свойства индивида. Они непосредственно влияют на поведение человека в обществе, сферы его деятельности.
По характеристике личность может выражать себя в индивидуальном, психологическом и социальном плане.
С точки зрения психологии как отдельной науки рассматриваются исключительно психологические особенности человека, что воздействуют на формирование структуры личности.
Характеристики личности
Психологи не могут сойтись во мнении, имеет ли индивид четкую личностную структуру, а также определить круг терминов. Каждый человек особенный, не все его действия и ценности могут поддаваться анализу. Несмотря на это, принято выделять четыре основные свойства личности:
- психические;
- психологические;
- эмоциональные;
- социальные.
Учитываются способности и эмоции индивида. Дополнительно принимаются во внимание направленность его мышления и действий.
Основы психологии личности и ее свойства состоят из таких компонентов как воля, характер и темперамент.
Личность связана с эмоциями. Поступки совершаются как на сознательной, так и бессознательной основе. На них влияют чувства и эмоциональный фактор. Принято разделять эмоции на силу эмоциональной возбудимости, устойчивость, интенсивность и ее глубину.
Социальные свойства личности показывают способность взаимодействия с другими представителями общества.
Термины
Поведение — образ взаимодействия человека с окружающей средой по заранее определенному шаблону. Поведение отличает индивида от представителей животного мира тем, что он может самостоятельно менять свои намерения и корректировать действия, учитывая внутренние и внешние факторы.
Термин психология личности относится к разделу, который изучает личность и связанные с ней процессы. Внимание сосредотачивается на картине, где человек взаимосвязан с миром и социумом. Изучаются душевные жизненные аспекты и индивидуальные особенности члена общества.
Структура личности и особенности поведения человека
У личностной структуры есть определенные свойства с точки зрения психологии. Они не затрагивают отношения с обществом и окружающим миром.
Структура личности состоит из четырех компонентов:
- Направленность.
- Способности.
- Характер.
- Самоконтроль.
Направленность говорит об установках, потребностях и интересах человека. Один из компонентов может задавать вектор направленности деятельности. Другие сферы жизни начинают подстраиваться под доминирующий элемент.
Способности помогают в развитии индивида. Он может реализовать себя в определенной области, достигать в ней успеха.
Характер — наиболее видимый компонент. Часто не берется в расчет намерение индивида, его способности и мотивация.
У современного человека также есть система, позволяющая самостоятельно регулировать свои действия. Благодаря самоконтролю обеспечивается планирование поведения, есть возможность скорректировать свои действия. Психология личности не способна функционировать без одного из перечисленных частей.
Книги
Для того чтобы более глубоко понять структуру психологии личности человека, рекомендуется изучать литературу. Ниже подобраны книги, помогающие разобраться в теме.
1. «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Автор — Роберт Чалдини.
Издание — это отличное пособие для тех, кто хочет уменьшить количество конфликтов в свой жизни, а также освоить основы менеджмента. У книги легкий и ненавязчивый слог. Писатель старается мотивировать читателя брать на себя ответственность, быстро принимать решения, уметь правильно воспринимать информацию. Чтение такой литературы будет полезным для людей, которые по роду деятельности должны переубедить оппонентов.
2. «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Автор — Тина Силиг.
Литературное произведение было написано преподавателем из Стэнфордского университета. Книга может стать незаменимым путеводителем для тех, кто задумывается об открытии собственного дела. Писатель предлагает решения проблем, рассказывает о том, какой должна быть правильная реакция. Тина считает, что проблемы — хорошая возможность для саморазвития. Если у человека нет постоянного развития, то неизбежна его деградация как личности.
Человек без личности — возможно ли?
Свойства личности помогают контактировать с окружающим миром. У каждого есть способности и мотивация. Находясь в социуме, формируется круг ценностей и установок.
Человек без личности существовать не может. Некоторые навыки могут быть в большей или в меньшей степени развиты. Происходит формирование интровертного и экстравертного типа в зависимости от исходных характеристик.
Человек без личности — возможно ли?
Свойства личности помогают контактировать с окружающим миром. У каждого есть способности и мотивация. Находясь в социуме, формируется круг ценностей и установок.
Человек без личности существовать не может. Некоторые навыки могут быть в большей или в меньшей степени развиты. Происходит формирование интровертного и экстравертного типа в зависимости от исходных характеристик.
Психология личности человека, структура и типы личности
Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.
Также и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.
Что такое психология личности для человека
Качество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.
Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.
Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.
Рассмотрим несколько определений личности:
- Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
- Носитель сознания.
- Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
- Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
- Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.
Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.
Уровни личности
Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:
- Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
- Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
- Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
- Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).
Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.
В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.
Типы личности
Люди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.
Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.
Итак, какие бывают типы личности в психологии:
- Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
- Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
- Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
- Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.
Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.
Психология сверхсильной личности — видео
Психологические характеристики личности — Студопедия
Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в основу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.
Личность — это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.
Индивид — конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.
Отличие личности от индивида. Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек.
Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения.
Свойства личности:
1) социализация — личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу
2) зрелость — личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики
3) самосознание — личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого
4) направленность — настоящая личность, как алмаз, имеет множество граней и социальных ролей
5) привилегированность — чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.
Еще одно важное качество личности, отличное от индивида — необходимость признания обществом. Основной мотив, определяющий деятельность индивида — это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.
Основные характеристики личности. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.
Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.
Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.
Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.
Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.
Важный мотив поведения это убеждения. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.
Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны — здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).
В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).
Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:
1) О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности.
2) О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими — они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий.
В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным сенсорные функции: обоняние и т.п. ВПФ — высшие психические функции имеют свое строение и свойство происхождение, так же они произвольны, социальны, опосредованы.
Личность (по Бажович) — высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка».
Внутренняя позиция — это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.
Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.
Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Его психоаналитическая теория.
Теория З. Фрейда:
Личность включает в себя структуру компонентов: ид, эго, супер эго.
ИД — от латинского слова «оно». По З. Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Эго — от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:
Принцип реальности. Его задача — разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.
Направленность личности — это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни.
Одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).
Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.
Мотив — осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других — личностными потребностями или интересами, в третьих — на основе чувств.
При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.
От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для
основные характеристики личности и виды темперамента
Личность – это понятие, которое отображает социальную структуру человека, рассматривает индивида с точки зрения его причастности к социально-культурной жизни общества.
Понятие личности
Понятие личность указывает на наличие и уровень развития индивидуального начала каждого человека и его реализации в общественных отношениях.
В узком смысле под словом «личность» подразумевают индивида, который способен быть субъектом общественных отношений и осуществлять сознательную деятельность.
В широком смысле понятие личность систематизирует те человеческие черты, которые необходимы ему при ведении социальной жизни. Вместо слова «личность» можно употреблять выражение социальный и психологический облик – эти понятия фактически тождественны между собой.
Основные характеристики личности
В современном обществознании выделяют такие основные характеристики личности: наличие воли, разума, свободы и чувств, которые в общей сложности ведут к персонализации. Давайте рассмотрим, что значит каждый атрибут личности.
Под волей подразумевается способность человека совершать определенные действия по своему желанию, и возможность нести за них ответственность.
Идейное отношение человека к действиям совершенным благодаря проявлению воли называется свободой.
Способность анализа последствий совершенных действий имеет название разум.
Чувства представляют собой эмоциональный процесс, который сопровождает то или иное сознательное действие человека.
Темпераменты
Устойчивая система индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в динамичных аспектах ее деятельности. Темперамент – это основа характера человека.
Очень часто темперамент рассматривается как высший показатель нервных состояний каждого индивида. Различают четыре вида темперамента:
— флегматик – невозмутимые люди, имеющие устойчивое настроение. Такие личности скупы на проявления эмоций, всегда уравновешены.
— холерик – порывистые люди, которым не чуждо проявления агрессии. У таких личностей нет равновесия в психических процессах.
— сангвиник – подвижные люди, щедрые на эмоции, обладающие яркой мимикой. В отличие от холериков, такие личности умеют контролировать свои эмоции, часто превращая агрессию в смех.
— меланхолик – ранимые люди, с тонкой структурой психики. Характерной чертой является эмоциональная ранимость, способность впадать в депрессию.
Характер человека
Характер является устойчивой структурой психических свойств личности, которые проявляются как в динамичном, так и статичном поведении. Говоря о характере личности, мы подразумеваем совокупность ее ярких качеств и свойств, которые влияют на ее действия и повеление.
Черты характера способствуют выбора вектора образа жизни и поведения человека. В широком смысле под понятием «характер» подразумевают типичное поведение индивида в разных житейских ситуациях.
Способности
Способности представляют собой ярко выраженные индивидуальные свойства каждой личности, которые важны для осуществления определенного вида деятельности.
Способности не следует путать с талантом. В отличие от таланта, способности указывают на то, имеет ли склонность человек приобрести навыки, умения и знания. В то время как талант говорит об уже присущих ему навыках.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Физические изменения в подростковом периоде: усиление роста и акселерация
Следующая тема:   Выдающиеся личности в истории: философы о выдающихся личностях и одаренные дети
Все неприличные комментарии будут удаляться.
ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ — Студопедия
Личность– это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы. Занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Личность–
1)Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).
2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включающих индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Формирование личности предполагает не только внешнее воздействие факторов социальной среды, в частности воспитания, но и самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитание. Личность не является простым результатом внешних влияний: она есть то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь, свою судьбу. Отсюда следует, что понятие «личность» не содержит в себе оценочного компонента. Ошибочно мнение (как правило, на уровне обыденного сознания), что личностью являются только «достойные так называться люди». В действительности всякий человек — личность, носитель определенных нравственных, правовых и эстетических норм своего общества, класса, социальной общности, группы, со своей системой ценностных ориентации, своим отношением к социально значимым ценностям и идеалам.
Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как эквиваленты; вместе с тем они фиксируют разные аспекты того, что именуется «социально значимые качества человека». Если понятие «индивидуальность» подводит деятельность человека, прежде всего под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие «личность» акцентирует в ней в первую очередь сознательно-волевое начало. Индивид тем больше является личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. (Стратегии, естественно, могут быть разными.)
Характеристика личности и ее основные особенности:
1. Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
3. Степень осознанности человеком своего места в обществе
4. Содержание и характер потребностей и интересов; устойчивость или легкая их переключаемость; узость или многогранность
5. Специфика соотношения и проявления различных качеств
Человек, становясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов.
Социальная природа личности определяется общественными отношениями, в которых она формируется: отношениями, складывающимися прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ; политическими; идеологическими; отношениями людей в социальной группе, в которую она входит.
Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития.
Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы.
Биологическая природа личности (внутренне обусловленные характеристики) – личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, которые определяются особенностями организма человека.
Неравномерность – в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой — медленее.
Интеграция – все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.
Компенсация – не смотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать хотя и не сразу, но полного своего индивидуального совершенствования.
Индивид – конкретный человек со всеми присущими ему особенностями.
Индивидуальность – главенствующая особенность личности, делающая ее не похожей на окружающих.
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств. Состояний и образований.
Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности – отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности —система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности – устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Направленность личности – это такое ее психическое свойство. В котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности
Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Потребности человека многообразны. Обычно их делят на:
-материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.
—духовные – связаны с общественным существованием человека (потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.)
Особенности потребностей:
1. Конкретно-содержательный характер
2. Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием
3. Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей
4. Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения
Мотивы личности – те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Установки личности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности, внутренние силы, связанные с потребностями личности и побуждающие ее к определенной деятельности.
Виды мотивов:
Биологические – это влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности.
Социальные – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.
Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация в свою очередь активизируют работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.
Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Виды интересов:
1. действенные
2. недейственные
3. устойчивые
4. неустойчивые
5. непосредственные
6. опосредованные
7. глубокие
8. поверхностные
9. сильные
10. слабые
11. активные
12. пассивные
Особенности интересов:
1. Активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности
2. Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности
3. Расширение и углубление знаний человека в данной специальной области
4. Своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью
Убеждение— 1) Приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другому. 2) Представление о нормативном поведении, ставшее внутренней мотивацией, о степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям.
Направленность личности профессионально-педагогическая— вектор развертывания педагогического потенциала личности. Стадии профессионально-педагогического становления личности (по Э.Ф. Зееру):
1)оптация- формирование профессионально-педагогических намерений, завершаемое выбором профессии педагога;
2) профессиональная подготовка — усвоение профессионально значимых для педагога знаний, умений и навыков, формирование основ педагогического мышления и профессионально значимых качеств, готовности к педагогической деятельности;
3) профессионально-педагогическая адаптация — приспособление выпускника педагогического учебного заведения к конкретным условиям осуществления педагогической деятельности;
4) профессионализация — становление социальной позиции, формирование устойчивых профессионально значимых качеств, созревание педагогического мышления; 5) профессионально-педагогическое мастерство — высшая степень профессиональной компетенции педагога, его профессиональных умений.
% PDF-1.5
%
1 0 obj
> поток
; изменено с помощью iText 2.1.7 пользователем 1T3XT2009-09-28T19: 09: 28-04: 00
endstream
endobj
2 0 obj
> / Font >>> / MediaBox [0.»XaɻC & C & 9VfGJ5’WvQc /% 3D s | -Rv, ۽ = & C
WA {%
.
Статья о личности в The Free Dictionary
популярный и научный термин, обозначающий (1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (то есть личность в широком смысле слова) или (2) устойчивая система социально значимых признаков, характеризующих человека как члена данного общества или сообщества. Хотя эти два понятия — понятие человека как личности (латинское persona ) и понятие личности как социальных и психологических характеристик человека ( personalitas ) — терминологически хорошо различаются, они иногда используются как синонимы.
В специализированных исследованиях понятие личности обычно используется во втором, более узком значении. Таким образом, когда учитель говорит о личности подростка-студента, социолог о личности рабочего, криминолог о преступной личности или психиатр о невротической личности, каждый имеет в виду и отделяет от всех остальных характеристик в первую очередь те черты, которые определяют или являются типичными или важными для того типа человека, о котором он говорит.Концепцию личности следует отличать от концепции индивида (человека как представителя некоторого целого, биологического или социального) и от концепции индивидуальности (совокупности характеристик, которые отличают данного индивида от всех остальных). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях, таких как биохимический, нейрофизиологический и психологический. Но личность появляется только с подъемом сознания и самосознания. Личность — объект изучения философии, психологии и социологии.
Философские концепции. В философии проблема личности относится, прежде всего, к месту, которое человек занимает в мире. Это касается не только того, кем на самом деле является человек, но и «кем он может стать, то есть может ли человек стать хозяином своей судьбы, может ли он« создать »себя и создать свою собственную жизнь» (А. Грамши, Избр. Производства ., Т. 3, с. 43, Москва, 1959).
Первоначально слово «личность» означало маску — роль, которую исполняет актер в греческом театре (аналогично русское слово личность , «личность», связано с личина , «маска»).Если рассматривать отдельно от сообщества или полиса, личность была столь же нереальной для древнегреческой философии, как биологический орган, отделенный от всего организма. Однако еще в древности возникла проблема различия между реальным поведением человека и его «сущностью», как он сам ее видит, а также связанная с этим проблема мотивов вины и ответственности. Различные религиозные и философские системы выделяют разные аспекты этой проблемы. В античной философии личность рассматривалась в первую очередь как отношение, тогда как в христианстве она рассматривается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций) и считается синонимом нематериальной души.Начиная с французского философа Декарта, дуалистическая интерпретация личности получила широкое распространение в современной философии, и проблема самосознания (отношения человека к себе) стала важной. На практике понятие личности сливается с понятием «Я». Английский философ Локк считал, что «личность — это рассуждающая, мыслящая сущность, которая обладает интеллектом и рефлексией и может рассматривать себя как себя, как одну и ту же мыслящую сущность в разное время и в разных местах» ( Избр.филос, произв ., т. 1, стр. 338, Москва, 1960). Согласно Локку, личность личности лежит в ее сознании. Кант утверждал, что человек становится личностью через самосознание, которое отличает человека от животных и позволяет ему свободно подчинять свое собственное «Я» моральным императивам. Если психологическая личность — это только способность воспринимать собственную идентичность, то моральная личность — это свобода разумного существа, которое подчиняется «только тем законам, которые оно (самостоятельно или совместно с другими) устанавливает для себя» (I.Кант, Соч ., Т. 4, часть 2, с. 132, Москва, 1965).
По мере развития философской мысли определенные проблемы в изучении личности уточнялись и дифференцировались, включая биологические и социальные детерминанты личности и степень свободы, доступной личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако в домарксовой философии эти проблемы не были очерчены с достаточной ясностью. Часто личность и общество сравнивали и противопоставляли как равные количества одного порядка.С одной стороны, эта ошибка привела к преуменьшению личности и к тенденции рассматривать ее главным образом как продукт социальной или биологической среды (метафизический материализм). С другой стороны, оно породило волюнтаристскую интерпретацию личной свободы как произвольного правила, отрицающего естественную и историческую необходимость. Таким образом, личность считается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагическим, страдающим существом, погибающим под натиском внечеловеческих, безличных сил (романтическая точка зрения).
Марксистско-ленинская философия преодолевает эти противоречия. Если «человеческая сущность» — это «не абстракция, присущая каждому отдельному человеку», а скорее «совокупность социальных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч ., 2 изд., Т. 3, с. 3), то абсолютный контраст между личностью и обществом бессмыслен. Мир перестает быть простой совокупностью «внешних» вещей и становится человеческим миром, а человеческая личность приобретает социальную природу. И в филогении, и в онтогенезе основой формирования личности является общественно-производственная деятельность, которая всегда предполагает взаимодействие с другими.Теория социально-исторической природы человека не снимает проблемы личности в собственном смысле этого слова. Личность как «индивидуальное социальное существо» (К. Маркс, у К. Маркса и Ф. Энгельса, Из ранних произведений ., 1956, с. 591) определяется не только существующей системой общественных отношений и культурой. унаследовано от прошлого, но также и по своим биологическим особенностям.
Согласно Марксу, человек является одновременно продуктом и субъектом истории.«История» — это не как бы отдельная личность, использующая человека как средство для достижения своих целей. История — это ничего , но деятельность человека, преследующего свои цели »(К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч ., 2 изд., Т. 2, с. 102). Безличностные социальные отношения, внешние по отношению к человеку, объективные и независимые от его воли, являются объективизацией деятельности прошлых поколений, то есть активности подобных «живых личностей». Бессильный как абстрактная, изолированная личность, человек становится творцом истории вместе с другими людьми, как член социальных классов и социальных групп.«Его проявления жизни … являются, следовательно, выражением и подтверждением общественной жизни» (Маркс, у К. Маркса и Ф. Энгельса, Из ранних произведений ., 1956, стр. 590).
В ходе исторического развития происходят изменения в преобладающих социальных типах личностей и их ценностях, а также во взаимоотношениях между личностью и обществом. В первобытном обществе индивид не был независимым по отношению к сообществу. Только усложнение и дифференциация социальной деятельности создают предпосылки для самостоятельности личности.Однако этот процесс глубоко противоречив. «Но в ходе исторической эволюции и именно из-за неизбежного факта, что в рамках разделения труда общественные отношения принимают самостоятельное существование, в жизни каждого человека возникает разделение, поскольку оно носит личный характер и в той мере, в какой оно определяется. какой-либо отраслью труда и относящимися к ней условиями »(К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч ., 2 изд., т. 3, с. 77). Это явление отчуждения достигает апогея при капитализме, который, с одной стороны, провозглашает личность высшим общественным достоянием, а с другой — подчиняет ее частной собственности и «материальным» отношениям.
Трагическое самоотчуждение сознания буржуазного общества, которое ищет точку отсчета иногда в самоанализе, изолированном от мира, иногда в прославлении иррационального, спонтанно аффективного принципа, ясно отражено в современной западной философии (экзистенциализм и персонализм) и социологии (например, теория «массового общества»). Только коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», может разрешить эти противоречия (К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч , 2 изд., Т. 4, стр. 447).
Психологические концепции. В общей психологии «личность» обычно означает ядро или интегрирующий принцип, который связывает воедино психические процессы человека и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность. В зависимости от того, как именно определяется принцип, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон, США), биосоциальные (Г. У. Олпорт и К. Роджерс, США), психосоциальные (А.Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты, США), а также психостатистические, или «факториальные» (Р. Кеттелл, США, и Х. С. Айзенк, Великобритания).
Хотя развитие теории личности значительно отстает от эмпирических исследований и включает в себя многое, что является спорным и неясным, в последние десятилетия были достигнуты определенные успехи.
Односторонние теории личности, такие как теория Фрейда, бихевиоризм и персонализм, подвергались критике и корректировались с учетом экспериментальных данных.Были переформулированы и некоторые давние проблемы.
Хотя до сих пор ведутся споры о соотношении биологических и социальных факторов в формировании личности, хорошо известная формулировка этого вопроса — наследственность или окружающая среда, природа или воспитание — постепенно отступает, уступая место пониманию того, что Поведение человека как личности определяется обоими факторами, которые дополняют и опосредуют друг друга. Было доказано, например, что нормальное или адекватное половое поведение с точки зрения биологического пола человека достигается только в том случае, если биологические детерминанты пола (хромосомные, гормональные и морфологические) сочетаются с соответствующими психосоциальными детерминантами (такими как сексуальная идентификация и усвоение соответствующих половых ролей).Однако, бесспорно, что сложные формы социального поведения и соответствующие мотивы в личности социальны по содержанию и что индивидуума наследственность (его генотипа и соматотипа, например) определяет лишь его предрасположенность к определенным формам поведения или определяет конкретные формы в которые имеют место данные психические процессы. Исследования, которые отслеживают эволюцию определенных психологических черт у данного человека в течение длительного периода его жизни с учетом конкретных условий окружающей среды, имеют большое значение для понимания взаимозависимости между наследственностью и окружающей средой.
Традиционный дуализм «внешних», интерпсихологических процессов и «внутренних», интрапсихологических, в значительной степени преодолен современной психологией. По мнению Л.С. Выготского и его последователей, внутренние процессы психики человека складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир, усваивая или интериоризуя исторически сложившиеся формы и виды социальной деятельности. В свою очередь, он выражает или экстериоризует свои собственные психические процессы (А.Н. Леонтьев). Таким образом, «социальное» и «индивидуальное», кажущиеся на первый взгляд противоположностями, оказываются генетически и функционально взаимосвязанными.
Строение личности представляет большие теоретические трудности. Отказавшись от традиционной трактовки личности как более или менее случайной совокупности психологических свойств, современные психологи видят в ней определенную систему или структуру. Но есть разные точки зрения на эту структуру.Теории факторного анализа (например, теории Айзенка и Кеттелла) рассматривают личность как совокупность определенного числа более или менее автономных психологических черт, которые можно эмпирически измерить с помощью тестов. Напротив, «холистические» или «организменные» теории видят в личности существенное единство, которое проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах.
Межиндивидуальный подход, который рассматривает структуру личности как производную от структуры взаимодействия индивида с другими людьми и с социальным целым, к которому он принадлежит, преобладает в социальной психологии.Внутриличностная структура чаще всего изучается в психологии развития и дифференциальной психологии. Структуру личности часто отождествляют со структурой ее мотивов или со структурой ее деятельности (поведения). Многоуровневые структурные модели, учитывающие биологическое происхождение, мотивы, социальные свойства и самосознание личности, часто бывают громоздкими и эклектичными. Эти дефекты также очевидны в типологиях личности. Многочисленные современные типологии и классификации личности имеют разные теоретические основания — нейрофизиологические, психофизиологические, психологические, социопсихологические и социологические.По большей части нет логических мостов между разными теориями и уровнями исследования. Различные концепции, которые не согласуются друг с другом в достаточной степени, претендуют на роль интегрирующего принципа личности. (В советской психологии к этим понятиям относятся концепция «установки», разработанная Д. Н. Узнадзе и его школой, концепция «направленности личности» и концепция «отношений» В. Н. Мясищева.)
Чем больше число ментальных свойства (такие как характер, темперамент, способности и чувства), называемые чертами личности, тем более глобальным понятие личности, до точки, где понятия «общая психология» и «психология личности» кажутся полностью совпадающими .Чем глобальнее понятие личности, тем сложнее им манипулировать.
Но задача создания общей теории, которая описывала бы регуляцию человеческого поведения на всех уровнях, от организменного до социального, выходит за рамки не только теории личности, но и психологии в целом. Психологи, изучающие личность в истинном смысле этого слова, обычно сужают свою задачу, определяют ядро личности как субъект сознательной деятельности в сфере мотивации и выделяют в ней потребности, интересы и тенденции (С.Л. Рубинштейн). В этой области психологии достигнуты большие успехи. Внутренний регулирующий механизм, такой как самосознание, который включает в себя образы себя («Я») и способности к самооценке и самоуважению, от которых во многом зависят уровень стремлений и реальное поведение, также имеет большое значение для нормальное функционирование личности. Эти явления привлекают все большее внимание психологов (например, В. С. Мерлина и К. К. Платонова). В этом отношении большой вклад вносит психопатология: изучение расстройств, неврозов и поведения людей в различных патогенных ситуациях значительно проясняет принципы нормального функционирования различных подсистем личности.
В последние годы большой прогресс был достигнут в дифференциальной психологии и особенно в дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплов), изучающих различия между людьми. Совершенствование методов измерения различных личностных качеств очень важно для дальнейшего развития этих тенденций.
Социологические концепции. Отправной точкой для социологических исследований личности являются не индивидуальные атрибуты человека, а социальная система, частью которой он является, и социальные функции и роли, которые он выполняет в ней.Анализируя социальные и, прежде всего, экономические отношения между людьми, Маркс подчеркивал, что люди участвуют в них «не как личности, а как члены класса» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Sock , 2-е изд., Т. 3, с. 76) и что «отличительные социальные роли никоим образом не проистекают из индивидуальной человеческой природы как таковой» ( там же, ., Т. 13, с. 78), а определяются социальной структурой общества.
Современная социология использует ряд терминов для описания переходов от индивидуума к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению (например, «классовая принадлежность», «социальное положение», «статус», «роль, «Социальный тип» и «социальный характер»).Однако эти термины имеют очень разные значения в разных социологических теориях. В теориях Фрейда (Э. Фромм) социальный характер рассматривается как продукт специфической трансформации психосексуальных влечений людей под воздействием определенной социальной среды. Многие буржуазные авторы рассматривают концепцию социальной роли в узком социально-психологическом свете как ожидание, которое люди представляют друг другу во время прямого взаимодействия в небольших группах. Не отрицая значимости проблемы социальной роли, марксистская социология ставит ее в зависимость от общей социальной системы, к которой принадлежит данная группа или организация, а также от культуры и истории.
Таким образом, марксистская социология личности проводит исследования на многих различных уровнях, включая изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от характера социального порядка, корреляцию между автономными факторами в социализации. личность в различных социальных системах и личность в организации. Он также исследует принципы, регулирующие социальное взаимодействие людей в различных социальных группах, а также потребности, мотивы и ценностные ориентации личности, которые регулируют социальное поведение.Эти последние проблемы являются общими для социологии и социальной психологии; поэтому граница между двумя полями в значительной степени произвольна.
Поскольку социология изучает личность только в связи с ее принадлежностью к определенной социальной системе и только с этой точки зрения, часто делаются ложные утверждения о том, что социология в целом «разрушает личность», растворяя ее в безличных социальных ролях и отрицая ее способность. для творческой деятельности. Такие обвинения безосновательны. Возражая против взглядов теоретиков-народников, В.И. Ленин подчеркивал, что при изучении социальных отношений социолог «изучает и реальных индивидов, от действий которых эти отношения формируются» ( Полн. Собр. Соч. . 5 изд., Т. 1, с. 424).
Изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее стремления и мировоззренческие установки, а также возможные степени ее творческих проявлений. Но социальное поведение определяется не только нынешним положением человека, но и его прошлым опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, которые являются выражением предыдущей истории человечества.Каждый человек как личность является продуктом не только существующих отношений, но и всей предыдущей истории. Социализация не сводится к пассивной «адаптации» человека к «готовым» социальным формам. Определенное социальное положение может быть объективно одинаковым для двух личностей, но их разное восприятие и оценки его будут мотивировать их к совершенно разным действиям. «Раб, который осознает свое рабское положение и борется с ним, — революционер. Раб, который не осознает своего рабского состояния и прозябает в безмолвном, непросвещенном и бессловесном рабстве, — просто раб.Раб, который пускает слюни, самодовольно описывая прелести рабского существования, и который приходит в экстаз от своего доброго и доброго хозяина, — пресмыкающийся хам »( там же, ., Т. 16, с. 40).
Марксистская философская и социологическая концепция личности очень важна для этики, педагогики и других наук, а также для построения коммунизма и воспитания нового человека.
Нарушая буржуазный индивидуализм, научный коммунизм жестко критикует различные версии мелкобуржуазного «казарменного коммунизма», стремящиеся уравнять личности.Согласно Энгельсу, «общество не может освободиться, если не будет освобожден каждый человек» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Sock , 2-е изд., Т. 20, с. 305). Гармоничное и всестороннее развитие человека — высшая цель коммунистического общества. Идеал марксистского гуманизма не в растворении личности в безличной «массе», а в гармоничном соединении личного и социального. В связи с этим возникает ряд сложных социальных проблем (таких как диалектика развития личности и общественного разделения труда, способы превращения труда в первичную жизненную потребность личности, а также взаимосвязь между субъективной деятельностью и межличностным контактом). с этим идеалом.Развитие творческой активности каждого человека, неразрывно связанной с чувством социальной и моральной ответственности, является важнейшей предпосылкой формирования нового человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . Ленинград, 1968.
Божович Л.И. Личное и ее формирование в детском возрасте . М., 1968.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности . Москва, 1968.
Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность . М., 1966.
Кон И.С. Социология личности . Москва, 1967.
Ковалев А.Г. Психология личности , 3-е изд. Москва, 1970.
Ковалев С.М. О человеке, его порабощении и освобождении . М., 1970.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики , 3-е изд. М., 1972.
Личность: Материалы обсуждения проблемы личности на симпозиуме, состоявшемся 10–12 марта 1970 г .т. Москва . М., 1971.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы . Ленинград, 1960.
Проблема человека ν современной философии . М., 1969.
Наумова Н.Ф. Проблема человека ν социологии. Вопросы философии , вып. 7, 1971.
«Проблемы экспериментальной психологии личности». Уч. зап. Пермского педагогического института , 1968, т. 59, вып. 5; 1970, т. 77, вып. 6.
Смирнов Г.Л. Советский человек , 2-е изд.М., 1973. Сэве, Л. Марксизм и теория личности . М., 1972. (Пер. С французского)
Ярошевский Т. М. Личность и общество . Москва, 1973. (Пер. С польского)
Олпорт, Г. В. Модель и рост личности . Нью-Йорк, 1963.
Справочник личности: теория и исследования . Под редакцией Э. Ф. Боргатты и В. В. Ламберта. Чикаго, 1968.
Исследование личности: междисциплинарная оценка .Под редакцией Э. Норбека, Д. Прайса-Вильямса и У. М. Маккорда. Нью-Йорк, 1968.
Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ . Homewood, Ill., 1968.
Справочник по социальной психологии , 2-е изд., Том. 5. Под редакцией Г. Линдзи и Э. Аронсона. Нью-Йорк, 1969.
Бишоф, Л. Дж. Интерпретация теорий личности , 2-е изд. Нью-Йорк, 1970.
.