Личность и воображение: Воображение и личность. Основы общей психологии
Воображение и личность. Основы общей психологии
Воображение и личность
Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.
Прежде всего для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.
Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.
Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролью, которую в воображении данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой — критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики; с другой стороны — критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях — у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. <…>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ — Студопедия
Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.
Прежде всего для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.
Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.
Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролью, которую в воображении данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой — критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики; с другой стороны — критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях — у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. <…>
Воображение и личность
Воображение обязано своим происхождением труду. Поэтому неудивительно, что содержание и характер воображения человека зависит от опыта его включения в различные виды деятельности.
Чем больше деятельностей осваивал человек в жизни и чем пристрастнее он к ним относился, тем богаче его воображение. Как мыслит не мышление, так и воображает не воображение, а личность, человек. При этом особенности личности, ее актуальные эмоции, ее стремления и ожидания оказывают существенное влияние на процесс воображения и его результат.
Особой формой воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта — необходимое условие реализации творческих сил человека. «В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы, циркуле и т.д. и т.п.) можно увидеть опредмеченную, воплощенную мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах». Люди мечтают о разном: об особняке и яхте, о счастливой семье, об интересной профессии, о научном открытии, о политических победах и власти, о карьере поп-звезды, — и этим они отличаются друг от друга. Содержание мечтаний зависит от потребностей личности, от системы ценностей, на которые она ориентируется, от ее умственного развития.
Другой вопрос — насколько мечтающий человек оказывается действенным в реализации своей мечты? Активно претворяет в жизнь, претворяет вяло или мечта фактически замещает соответствующую деятельность? На развитие человеческих мечтаний существенно влияет уровень волевого развития человека. Мечты волевого человека при прочих равных условиях более реальны и осуществимы.
Большое значение имеет воображение в профессиональном самоопределении, в построении образов возможного профессионального будущего. Есть данные, свидетельствующие о том, что далеко не у всех выпускников средней школы уровень развития познавательной сферы позволяет сделать зрелый, полноценный выбор профессии. Часть из них, получив задание представить себе последствия своего выбора, подменяют описания возможного будущего анализом настоящего.
Будучи атрибутом всякой деятельности, в особенности творческой, воображение находится под сильным влиянием эмоций. Одним из проявлений этого влияния считается вдохновение — особый подъем душевных и духовных сил личности. И. Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд, а П. И. Чайковский назвал его гостьей, которая не любит посещать ленивых.
Однако и воображение оказывает влияние на эмоциональное состояние личности. Однажды кто-то из друзей О. Бальзака, зайдя к нему, застал его совсем больным. Лицо было покрыто каплями холодного пота, он тяжело и прерывисто дышал. Оказывается, он только что описал смерть своего героя. Когда другой французский писатель Г.Флобер описывал сцену отравления Эммы Бовари, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка.
Репортер Шерешевский, мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градуса. Для этого ему достаточно было вообразить («увидеть»), что его правая рука лежит на краю плиты, а левой он держит кусок льда. Он мог ускорять ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) и замедлять его («видя» себя спокойно лежащим на постели).
Ю. М. Орлов замечает, что невозможно испытать чувство ревности, не воображая сцену супружеской измены. У ревнивца «ревнивые» образы возникают чаще, чем у других, и сильнее влияют на его психическое состояние. Подобные примеры помогают понять, почему влияние на чувства может осуществляться через управление воображением. Действительно, человек, создавая условия для возникновения одних образов и блокируя актуализацию других, вполне может способствовать изменению своего эмоционального состояния. С этой целью он может, например, избавляться от предметов, актуализирующих нежелательные образы.
Есть период в развитии личности, который называют сензитивным относительно развития воображения. Сензитивный — значит особенно чувствительный к внешним воздействиям, способствующим развитию фантазии. Речь идет о дошкольном возрасте, когда ведущей деятельностью является игра. Разумеется, воображение развивается и до, и после указанного периода, но именно включение ребенка в игровую деятельность создает наиболее благоприятные условия для развития его фантазии.
58. Воображение и личность. Шпаргалка по общей психологии
58. Воображение и личность
Развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, отношение человека к другим людям, к жизни эмоционально приподнято.
Временное состояние одухотворенности, вызванное особыми обстоятельствами, можно наблюдать у многих людей. Такое скоропреходящее состояние не дает оснований считать человека одухотворенной натурой. Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях.
Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.
Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.
Романтик – это прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей. В условиях социалистического общества романтический уклад и мечтательность не устраняют реалистического подхода человека к объективной действительности, так как этот последний не исключает ни романтического отношения к ней, ни мечтательности.
Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы и энергию. Психологически для романтизма свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным и стойким характером, с высокой идейностью намерений и поступков.
Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способностей к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника – творца эстетических ценностей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ — Мегаобучалка
Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.
Прежде всего для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.
Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.
Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролью, которую в воображении данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой — критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики; с другой стороны — критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях — у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. <…>
Глава Х
МЫШЛЕНИЕ
ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно —умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.
В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, — черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, — диалектическое мышление.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически — для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», — пишет Ленин[116]. Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.
Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В «смене» взаимозависимости всех понятий, в тожестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления[117], и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, — именно понятие является специфическим содержанием мышления.
Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям.
ПСИХОЛОГИЯ И ЛОГИКА
Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логику является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе е тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология поэтому также берет мышление не в отрыве от бытия, но изучает как специальный предмет своего исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.
Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое, внутреннее определяется опосредованно через отношение свое к объективному, внешнему, логика вещей — объектов мысли—в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным содержанием и более или менее адекватно осознается в его мышлении. Поэтому логическое, никак не растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.
Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.
Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отчетливо проявляется в истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы — из идеалистической философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе у Дж. Дьюи определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из диалектической логики.
Воображение и личность
Воображение
является в типологическом и
индивидуально-дифференцирующем отношении
чрезвычайно существенным проявлением
личности.
Прежде всего для
характеристики личности и ее отношения
к миру очень показательна степень
легкости или трудности, с которой ей
вообще дается преобразование данного.
Одни до такой степени скованы ситуацией,
так подчинены данному, что всякое
мысленное преобразование его представляет
для них значительные трудности. Им
трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь
со своего места, даже представить себе,
чтобы что-нибудь было не так, как обычно.
В них доминирует инертность. Их
взаимоотношения с окружающим миром
носят печать шаблона и рутины. Для других
всякая данная ситуация — это не столько
непреложная данность, которая должна
быть сохранена в своей неприкосновенности,
сколько исходный пункт и материал для
преобразующей деятельности личности,
и это опять-таки глубоко показательно
для характеристики личности и ее
отношения к миру.
Вслед за вопросом
о том, насколько данный субъект склонен
и способен к преобразованию данного в
воображении, существенное значение
приобретает вопрос о характере того
преобразования действительности,
которое характерно для его воображения.
Решающее значение
имеет в этом плане соотношение между
ролью, которую в воображении данного
индивида играет, с одной стороны,
эмоциональность или аффективность, а
с другой — критический контроль
интеллекта. В зависимости от господства
одних или других моментов выделяются
различные типы воображения: с одной
стороны, субъективное воображение,
слабо подчиняющееся критическому
контролю мышления, мало считающееся с
реальностью, которую оно застилает
пленкой фантастики; с другой стороны —
критическое, реалистическое воображение,
которое не бесконтрольно подчиняется
субъективности чувства и, преобразуя
данное, учитывает закономерности и
тенденции развития объективной
действительности.
У разных людей
воображение, далее, проявляется по
преимуществу в различных областях — у
одних в одной, у других в другой.
Существенную роль в определении
направления, по которому идет развитие
воображения, играет направленность
личности — интересы, создающие связанные
с ними специальные очаги эмоциональной
восприимчивости. В связи с общим
направлением деятельности человека и
воображение его может быть наиболее
деятельным — у одного в области
практической деятельности конструктивного,
технического изобретательства, у другого
— в области художественного, у третьего
— в области научного творчества. В
каждом человеке заключен какой-то
«кусочек фантазии», но у каждого фантазия
и воображение проявляются по-своему.
<…>
Глава х мышление природа мышления
Наше познание
объективной действительности начинается
с ощущений и восприятия. Но, начинаясь
с ощущений и восприятия, познание
действительности не заканчивается ими.
От ощущения и восприятия оно переходит
к мышлению.
Отправляясь от
того, что дано в ощущениях и восприятиях,
мышление, выходя за пределы чувственно
данного, расширяет границы нашего
познания. Это расширение познания
достигается мышлением в силу его
характера, позволяющего ему опосредованно
—умозаключением — раскрыть то, что
непосредственно — в восприятии — не
дано. С расширением познания благодаря
мышлению связано и углубление познания.
Ощущения
и восприятия отражают отдельные стороны
явлений, моментов действительности в
более или менее случайных сочетаниях.
Мышление соотносит данные ощущений и
восприятий — сопоставляет, сравнивает,
различает, раскрывает отношения,
опосредования и через отношения между
непосредственно чувственно данными
свойствами вещей и явлений раскрывает
новые, непосредственно чувственно не
данные абстрактные их свойства; выявляя
взаимосвязи и постигая действительность
в этих ее взаимосвязях, мышление глубже
познает ее сущность. Мышление
отражает бытие в его связях и отношениях,
в его многообразных опосредованиях.
Раскрытие отношений,
связей между этими предметами составляет
существенную задачу мышления: этим
определяется специфический путь, которым
мышление идет ко все более глубокому
познанию бытия. Мышление отражает не
только отношения и связи, но также
свойства и сущность; и отношения
отражаются не только в мышлении.
В
действительности уже в восприятии дана
не простая сумма или агрегат изолированных
элементов; уже в восприятии различные
свойства и предметы действительности
даны в некоторых взаимоотношениях,
сочетаниях, связях, и мышление исходит
из них в своем познании действительности.
Мы воспринимаем обычно вещи в определенных
ситуациях, в которых они даны в тех или
иных соотношениях с другими вещами, —
пространственных, временных и т. д. Вещи
воспринимаются как равные или неравные,
большие или меньшие, как определенным
образом расположенные, т. е. находящиеся
в тех или иных отношениях порядка или
последовательности, как предшествующие
или последующие и т. д. Помимо того, и
внутри каждой вещи различные свойства
воспринимаются нами опять-таки не как
совокупность изолированных, между собой
не связанных качеств, а в определенных,
характерных для вещи соотношениях,
сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи
и явления, их свойства даны сплошь и
рядом в случайных, единичных, несущественных
определениях, во внешнем соединении
свойств, которые «соединены, но не
связаны». Для химического элемента не
существенна может быть та окраска,
которая ему придана: химические реакции
или соединения, в которые он войдет, от
нее не зависят. Для общественной сущности
капиталиста не существен тот внешний
облик, в котором он как единичный человек
предстал тому или иному рабочему, —
черты его лица или фигура. Существенные
и несущественные свойства, случайные
и необходимые связи или связи по смежности
в данной частной ситуации, т. е. простые
совпадения и реальные зависимости,
выступают в восприятии в нерасчлененном
синкретическом единстве. Задача мышления
заключается в том, чтобы выявить
существенные,
необходимые
связи, основанные на реальных зависимостях,
отделив их от случайных совпадений по
смежности в той или иной частной ситуации.
Выявляя
необходимые, существенные связи, переходя
от случайного к необходимому, мышление
вместе с тем переходит от единичного к
общему. Связи, основанные на случайном
стечении частных обстоятельств,
ограниченных пространством и временем,
могут носить лишь единичный характер.
Но то, что существенно связано, необходимо
окажется общим при многообразных
изменениях несущественных обстоятельств;
раскрывая существенные связи, мышление
поэтому
обобщает.
Всякое
мышление совершается в обобщениях. Оно
всегда идет от единичного к общему и от
общего к единичному. Мышление — это
движение
мысли, раскрывающее связь, которая ведет
от отдельного к общему и от общего к
отдельному. Мышление
— это
опосредованное
— основанное
на раскрытии связей, отношений,
опосредований — и
обобщенное познание объективной
реальности.
Переходя
от случайных к существенным общим
связям, мышление раскрывает закономерности
или законы действительности. В восприятии
я могу лишь констатировать, что в данном
частном случае данное единичное явление
протекало так-то, но лишь в результате
мыслительной операции я могу прийти к
тому выводу, что такова общая закономерность.
Раскрытие закономерности свойств и тех
отношений, которые выступают в восприятии,
требует мыслительной деятельности.
Раскрывая все более глубокие закономерности
явлений, мышление познает все более и
более существенные свойства, все более
глубокую сущность объективного мира.
Адекватное познание бытия, которое
всегда находится в процессе становления,
изменения, развития, отмирания старого,
отживающего, и развития нового,
нарождающегося, дает лишь мышление,
которое отражает бытие в его многосторонних
связях и опосредованиях, в закономерностях
его движимого внутренними противоречиями
развития, — диалектическое
мышление.
Мышление
как познавательная теоретическая
деятельность теснейшим образом связано
с действием.
Человек познает действительность,
воздействуя
на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление
не просто сопровождается действием или
действие — мышлением; действие — это
первичная форма
существования мышления.
Первичный вид мышления — это мышление
в действии и действием,
мышление,
которое совершается в действии и в
действии выявляется.
Все
мыслительные операции (анализ, синтез
и т. д.) возникли сначала как практические
операции и лишь затем стали операциями
теоретического мышления. Мышление
зародилось в трудовой деятельности как
практическая
операция, как момент или компонент
практической
деятельности и лишь затем выделилось
в относительно самостоятельную
теоретическую деятельность. В теоретическом
мышлении связь с практикой сохраняется,
лишь характер этой связи изменяется.
Практика остается основой и конечным
критерием истинности мышления; сохраняя
свою зависимость от практики в целом,
теоретическое мышление высвобождается
из первоначальной прикованности к
каждому единичному случаю практики.
Пока, решая задачу, мы оперируем только
наглядным единичным содержанием, данным
нам в непосредственном созерцании, мы
разрешаем задачу лишь для данного
единичного случая. В каждом следующем
случае приходится решать задачу снова,
и снова это решение только этой частной
задачи. Возможность дать обобщенную
формулировку и обобщенное решение
задачи радикально изменяет положение.
Задача, получившая такое обобщенное
решение, решена не только практически
— для данного частного случая, но и
теоретически — для всех принципиально
однородных случаев. Решение, полученное
на единичном случае, выходит за его
пределы и получает обобщенное значение;
оно становится теорией или составной
частью теории. Вместо того чтобы идти
следом за практикой от одного частного
случая к другому, решая ту частную
задачу, которую практика поставила,
теоретическое мышление в обобщенной
форме вскрывает принцип решения задачи
и предвосхищает решение задач, на которые
практика может лишь в будущем натолкнуться.
Мышление принимает на себя функции
планирования.
Оно поднимается на тот уровень, когда
возможной становится теория, опережающая
практику и служащая руководством к
действию. Так прокладывается диалектический
путь познания истины, познания объективной
реальности. «От живого созерцания к
абстрактному мышлению и
от него к практике», —
пишет Ленин116.
Развиваясь на основе действия, мышление
и служит в конечном счете для организации
действия и руководства им.
Будучи
связано с деятельностью, теоретическое
мышление
само процесс,
переход от
единичного к общему и от общего к
единичному, от явления к сущности и от
сущности к явлению. Реальное мышление
— это движение
мысли. Оно
может быть правильно понято лишь в
единстве деятельности и ее продукта,
процесса и его содержания, мышления
и мысли.
Специфическим
содержанием мышления является понятие.
Понятие — это опосредованное и обобщенное
знание о предмете, основанное на раскрытии
его более или менее существенных
объективных связей и отношений.
Полноценное
диалектическое понятие берет явление
во внутренней взаимосвязи всех его
сторон, в единстве внутренних противоречий,
в его конкретной жизни и развитии. В
«смене» взаимозависимости всех
понятий, в тожестве
их противоположностей, в переходах
одного понятия в другое, в вечной смене,
движении понятий мышление все глубже
проникает в конкретную жизнь
действительности, в ее движимое
внутренними противоречиями развитие.
И именно понятие, а не слово, как этого
хотят формалисты, превращающие речевой
знак в творца, в «демиурга» мышления117,
и не общее представление, как этого
хотят эмпиристы, сводящие логическое
к наглядно-чувственному, — именно
понятие является специфическим
содержанием мышления.
Вскрывая
связи и отношения, исходя от явления к
обобщенному познанию их сущности,
понятие приобретает абстрактный, не
наглядный характер. Содержание понятия
сплошь и рядом нельзя себе наглядно
представить, но его можно мыслить или
знать. Его объективное определение
раскрывается опосредованно и выходит
за пределы непосредственной наглядности.
Формой существования понятия
является слово.
Понятийное
содержание мышления складывается в
процессе исторического развития научного
знания на основе развития общественной
практики. Его развитие является
историческим
процессом, подчиненным историческим
закономерностям.
Творческое воображение и личность
Содержание
Введение
3
1. Творческое воображение 4
2. Виды творческого воображения 5
3. Творческое воображение
и личность 8
4. Воображение
и талантливость 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Воображение — это
важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек
не обладал бы фантазией. Мы лишились
бы почти всех научных открытий и
произведений искусства, образов, создаваемых величайшими
писателями и изобретений конструкторов.
Дети не услышали бы сказок и не смогли
бы играть во многие игры. А как они смогли
бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся
человеческая материальная и духовная
культура является продуктом воображения
и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом,
открывает будущее. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у человека
обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес
к искусству и науке.
Воображение является высшей
психической функцией и отражает
действительность. Однако с помощью воображения осуществляется
мысленный отход за пределы непосредственно
воспринимаемого. Основная его задача
— представление ожидаемого результата
до его осуществления.
Принимая во внимание
то, какое значение воображение имеет
в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы
и состояния и даже на организм, мы специально
выделим и рассмотрим проблему воображения.
В формировании черт личности, выражающих
отношение к себе и другим людям, большое
значение имеет воображение.
В силе и яркости образов воображения проявляются типологические
особенности Высшей Нервной Деятельности
человека. Воображение – один из показателей,
по которому И.П. Павлов относил людей
к художественному или мыслительному
типу.
1. Творческое воображение
Воображение и творчество тесно связаны между
собой. Связь между ними, однако, никак
не такова, чтобы можно было исходить из
воображения как самодовлеющей функции
и выводить из нее творчество как продукт
ее функционирования. Ведущей является
обратная зависимость; воображение формируется
в процессе творческой деятельности. Специализация
различных видов воображения является
не столько предпосылкой, сколько результатом
развития различных видов творческой
деятельности.
Творческое воображение — это такой вид воображения,
в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или общества
в целом и которые воплощаются («кристаллизуются»)
в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Образы творческого
воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных
операций. В структуре творческого воображения
различают два типа таких интеллектуальных
операций:
1 – операции, посредством
которых формируются идеальные
образы;
2 – операции, на основе которых перерабатывается
готовая продукция.
Один из первых психологов,
изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции:
диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация – отрицательная и подготовительная
операция, в ходе которой раздробляется
чувственный данный опыт. В результате
такой предварительной обработки опыта
элементы его способны входить в новое
сочетание.
Без предварительной
диссоциации творческое воображение
немыслимо. Диссоциация – первый
этап творческого воображения, этап
подготовки материала. Ассоциация – создание целостного образа
из элементов вычлененных единиц образов.
Ассоциация дает начало новым сочетаниям,
новым образам.
2. Виды творческого воображения
а) Воображение играет важную роль в каждом
творческом процессе, а особенно его значение
велико в художественном творчестве. Всякое
художественное произведение, достойное
этого имени, имеет идейное содержание,
но в отличие от научного трактата оно
выражает его в конкретно-образной форме.
Если художник вынужден вывести идею своего
произведения в абстрактных формулах
так, что идейное содержание художественного
произведения выступает наряду с его образами,
не получая адекватного и достаточно яркого
выражения внутри их, его произведение
теряет свою художественность.
Ошибочным является представление,
что чем причудливее и диковиннее произведение,
тем о большей силе воображения оно свидетельствует.
Воображение Льва Толстого не слабее,
чем воображение Эдгара По. Это лишь другое
воображение. Для того чтобы создать новые
образы и нарисовать на большом полотне
широкую картину, максимально соблюдая
условия объективной действительности,
нужны особая оригинальность, пластичность
и творческая самостоятельность воображения.
Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического
воспроизведения или копирования непосредственно
воспринятого. Непосредственно данное,
как оно обычно воспринимается в повседневном
опыте, по большей части случайно; в нем
далеко не всегда выделяется характерное,
существенное содержание, определяющее
индивидуальное лицо человека, события,
явления. Настоящий художник не только
располагает техникой, необходимой для
того, чтобы изобразить то, что он видит,
но он и видит по-иному, чем художественно
невосприимчивый человек. И задача художественного
произведения – показать другим то, что
видит художник, с такой пластичностью,
чтобы это увидели и другие.
Даже в портрете художник
не фотографирует, не воспроизводит, а
преобразует воспринимаемое. Суть этого
преобразования заключается в том,
что оно не удаляется, а приближается
к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные
наслоения и внешние покровы. В результате
глубже и вернее выявляется ее основной
рисунок. Продукт такого воображения дает
часто по существу более верную, глубокую,
более адекватную картину или образ действительности,
чем это в состоянии сделать фотографирующее
воспроизведение непосредственно данного.
Образ, внутри преобразованный идеей
художественного произведения так, что
во всей своей жизненной реальности он
оказывается пластическим выражением
определенного идейного содержания, является
высшим продуктом творческого художественного
воображения. Мощное творческое воображение
узнается не столько по тому, что человек
может измышлять, не считаясь с реальными
требованиями действительности и идеальными
требованиями художественного замысла,
а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать
действительность повседневного восприятия,
обремененную случайными, лишенными выразительности
штрихами, в соответствии с требованиями
действительности и художественного замысла.
Воображение в художественном творчестве допускает,
конечно, и значительный отлет от действительности,
значительное отклонение от нее. Художественно
творчество выражается не только в портрете,
оно включает и скульптуру, и сказку, и
фантастический рассказ. Как в сказке,
так и в фантастике отклонения могут быть
очень велики, но они в любом случае должны
быть мотивированы замыслом, идеей произведения.
Некоторые переживания,
чувства людей – значимые факты
внутренней жизни – часто заслоняются
и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое
воображение художника в фантастическом
рассказе, отклоняясь от действительности,
преобразует различные ее стороны, подчиняя
их внутренней логике этого переживания.
б) Не менее необходимо воображение и в
научном творчестве. В науке оно формируется
не в меньшей мере, чем в творчестве, а
лишь в других формах.
Еще английский химик Пристли, открывший
кислород, заявлял, что все великие
открытия, до которых «никогда не додумался
бы рассудительный медлительный и трусливый
ум», способны сделать лишь ученые, которые
дают «полный простор своему воображению».
Участвуя вместе с мышлением
в процессе научного творчества, воображение
выполняет в нем специфическую
функцию, отличную от той, которую выполняет
в нем мышление. Специфическая роль
воображения заключается в том, что оно
преобразует образное, наглядное содержание
проблемы и этим содействует ее разрешению.
Иногда нужно преобразовать
наглядное содержание для того, чтобы
продвинуть разрешение проблемы; тогда
воображение вступает в свои права.
Очень ярко роль воображения показана
в экспериментальном
Экспериментатор, задумывая опыт, должен,
используя свои знания и гипотезы,
достижения науки и техники, представить
себе такую ситуацию, которая бы
удовлетворила всем требующимся условиям
и дала бы возможность проверить исходную
гипотезу. Другими словами, он должен вообразить
проведение такого опыта и понять его
цели и последствия. Одним из ученых, который
всегда «проводил эксперимент» своим
воображением перед настоящим опытом,
был физик Э. Резерфорд.
Необходимое для преобразования действительности
и творческой деятельности воображение
в процессе этой творческой деятельности
и формировалось. Развитие воображения
совершенствовалось по мере того, как
создавались все более
продукты воображения.
Не в меньшей мере, но лишь в других
формах формируется воображение в процессе
научного творчества. Раскрываемая наукой
бесконечность в большом и малом, в мирах
и атомах, в неисчислимом многообразии
конкретных форм и их единстве, в непрерывном
движении и изменении, дает для развития
воображения в своем роде не меньше, чем
может дать и самое богатое воображение
художника.
3. Творческое воображение
и личность
Воображение является существенным проявлением
личности.
Прежде всего, для характеристики
личности и ее отношения к миру показательна
степень легкости или трудности, с которой
ей дается преобразование данного. Одни
до такой степени скованы ситуацией, так
подчинены данному, что всякое мысленное
преобразование его представляет для
них значительные трудности.
Им трудно, даже мысленно сдвинуть
что-нибудь со своего места, даже представить,
чтобы что-нибудь было не так, как
обычно. В них доминирует инертность.
Их взаимоотношения с окружающим
миром носят печать шаблона и
рутины.
Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью
показывают, что развитое и ярко выраженное
воображение проявляется в ряде существенных
качеств человека. К таким качествам, или
чертам личности прежде всего относится
одухотворенность.
При одухотворенности воображение включено
во всю познавательную деятельность; отношение
человека к другим людям, к жизни эмоционально
приподняты.
Способность видеть новое и прекрасное
в повседневно окружающих людях
и предметах, не упускать за повторяющимися
трудовыми обязанностями высоких целей,
которым служит любой, даже самый скромный
труд человека; оптимизм, умение тонко
чувствовать комическое и трагическое,
творческое отношение к труду, любовь
к жизни, целеустремленность – все эти
качества личности, самым тесным образом
связанные с воображением и чувствами,
определяют в целом одухотворенность
как черту личности.
Под одухотворенностью
как чертой личности следует понимать ее общую позицию, которая позволяет
человеку подняться выше будничных забот
и жить полнокровной, целеустремленной
и внутренне содержательной жизнью в обычных
повседневных условиях.
Чертой, противоположной
одухотворенности, является прозаичность.
Прозаичность натуры выражается в отсутствии
возвышенной мечты, в прикованности интересов
и потребностей к повседневным мелочам
жизни. У такого человека вся жизнь идет
в плоскости обыденных забот.
Одухотворенность же,
как черта личности, может своеобразно
проявиться в романтическом складе человека
или его поэтической натуре.
Романтик – это, прежде
всего оптимист, который смело, смотрит
в будущее и идет на встречу
ему. Во имя будущего он согласен и
внутренне готов переносить трудности,
лишения, опасности. Он село берется за дело ради радостной жизни
людей.
Романтик – натура
деятельная, волевая. Это человек, у
которого идеи воплощаются в жизнь
через непосредственное участие
во всех делах. В эти дела романтики
вкладывают все свои силы и энергию.
Психологически для
романтизма прежде всего, свойственна
прямая связь воображения с волевой сферой,
с мужественным и стойким характером.
Поэтическая натура характеризуется
единством высоких чувств и воображения.
Это проявляется в особо чутком
и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и
жизни во всех ее многообразных проявлениях.
При наличии склонности и способностей
к творческой деятельности из поэтической
натуры развивается тип художника-творца
эстетических ценностей.
С мечтой как особым видом
воображения связана такая черта личности,
как мечтательность. В отличие от грез,
мечта не отрывается от действительности,
однако мечтательность не считают положительной
чертой личности.
Отрицательное отношение
к мечтательности следует объяснить
особенностью проявления этой черты в условиях классового
общества, где у большинства его членов
мечта не включалось в практическую деятельность,
а сами мечтания становились основным
содержанием психической деятельности
человека.
Мечтательность становится
положительным качеством личности, если она будет включена
в деятельность, явится одним из побудителей
ее и будет связана с волевыми качествами
человека. В структуре активной, целенаправленной
деятельности мечтательность следует
оценивать так же, как роль мечты, полезной
в жизни и деятельности человека.
Чертой характера человека,
возникающей из особенностей его
воображения, является фантазерство. Для
фантазера характерно возникающее
незаметно для него самого искажение
фактов, он выдает желаемое за действительность,
строит воздушные замки, сам веря в их существование.
Воображение и творчество, виды, функции и процессы воображения
Воображение и творчество
Виды, функции и процессы воображения
Через ощущения, восприятие и мышление человек отражает реальные свойства предметов окружающей действительности и действует в соответствии с ними в конкретной ситуации. Через память он использует свой прошлый опыт. Однако человеческое поведение может определяться только текущими или прошлыми свойствами ситуации, но также и теми, которые могут быть присущи будущему.Благодаря этой способности в сознании человека появляются образы предметов, которых в данный момент не существует, но которые впоследствии могут быть воплощены. В этом смысле они являются отражением будущего, формой преобразования отражения действительности. Умение отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемым, т.е. мнимым, ситуацией характерно только для человека. Эта способность формировалась вместе с трудом и развитием сознания, потому что трудовая деятельность всегда требует предвидения ее результата, понимания того, что и как делать.
Воображение — это когнитивный процесс отражения будущего путем создания новых образов, основанный на обработке паттернов восприятия, мышления и концепций, полученных в предыдущем опыте.
С помощью воображения создаются образы, которые в действительности никогда не воспринимались человеком. Суть воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта .
С. Л. Рубинштейн писал: «Для того, чтобы преобразовать реальность на практике, нужно уметь преобразовывать ее мысленно. Эта потребность и удовлетворяет воображение.
Воображение неразрывно связано с речью. Слова могут выражать то, что не совпадает с точным сочетанием реальных объектов или соответствующих им представлений, то, чего человек никогда не видел. Только с помощью речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.
С появлением воображения познавательные способности и формы человеческого поведения значительно расширились. Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и аспектами личности. Взаимодействуя с процессами восприятия, воображение накладывает на них свой отпечаток, делая его особенно индивидуальным. Например, любуясь плывущими в небе облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, так как изображение реальных облаков дополняется изображением воображаемых картинок.Уникальные образы также появляются у каждого из людей, слушающих музыкальное произведение.
Связаны процессы памяти и воображения тестя. Воспоминание о событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашивает, добавляет или изменяет какие-то детали. Чем богаче прошлый опыт человека, чем больше он насыщен яркими идеями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения.
Воображение и мышление — это процессы, близкие по структуре и функциям.Л. С. Выготский называл их «чрезвычайно родственными», отмечая общность их происхождения и структуры. Воображение он считал необходимым неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, поскольку мыслительные процессы всегда включают в себя процессы предсказания и ожидания. В проблемных ситуациях люди используют и мышление, и воображение. Выдуманная идея возможного решения усиливает поисковую мотивацию и определяет ее направление. Чем неопределеннее проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестности, тем больше роль воображения.Его можно реализовать с неполными исходными данными, так как он дополняет их продуктами собственного творчества.
Значение воображения в получении истинного знания о мире Л.С. Выготский сформулировал в форме научного парадокса: «Правильное познание действительности невозможно без отхода от него, от тех непосредственных конкретных индивидуальных впечатлений, которыми эта действительность представлена. в элементарных актах нашего сознания ».
Воображение — инструмент, с помощью которого становится возможным такой «уход».Во всех видах познавательной деятельности воображение позволяет человеку более свободно относиться к реальным объектам действительности, трансформировать их, находить и устанавливать между ними новые связи, что расширяет его возможности как познающего субъекта.
Между воображением и эмоционально-волевыми процессами существует глубокая связь. Одно из ее проявлений — когда в сознании человека возникает воображаемый образ, он испытывает истинные, реальные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избежать нежелательных влияний и реализовать желаемые образы.Выготский называл это «законом эмоциональной реальности воображения».
Пример
Человеку, например, нужно переплыть лодку по бурной реке. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а настоящий страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ перехода.
Воображение также может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто испытывают чувство тревоги, беспокойство по поводу только воображаемых, а не реальных событий.Изменение образа воображения позволяет снизить уровень тревожности, снять напряжение. Изображение переживаний другого человека помогает сформировать и проявить по отношению к нему чувство сопереживания, сопереживания. В волевых действиях воображение конечного результата деятельности побуждает к ее осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше его движущая сила, но не менее важна и реалистичность изображения.
Воображение — важный фактор, влияющий на развитие личности. Ideals как воображаемый образ, который человек хочет имитировать или ищет в качестве модели для организации своей жизни, личного и нравственного развития.
Виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным.
Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он доволен созданными образами и не стремится воплотить их в реальность или рисует образы, которые в принципе невозможно реализовать.В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для этого типа людей.
Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует больших усилий и значительного времени. Активное воображение увеличивает творческое содержание и эффективность работы и другой деятельности.
Воображение связано с волей человека, на основании чего их выделяют:
• Непроизвольное воображение , когда образы создаются при ослабленной активности сознания.Происходит в полубезумном состоянии или во сне, а также при некоторых нарушениях сознания;
• произвольное воображение — это сознательная, направленная деятельность, в которой человек осознает свои цели и мотивы. Для него характерно осознанное создание образов.
Активность и произвол воображения можно сочетать по-разному. Пример произвольного пассивного воображения — снов, , когда человек сознательно отдается мыслям о том, что вряд ли когда-нибудь осуществится.Произвольное активное воображение проявляется в долгом целенаправленном поиске желаемого образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.
В связи с прошлым опытом насчитывается:
• воссоздание воображения — создание образов предметов, которые ранее не воспринимались человеком в готовом виде, хотя он знаком с подобными предметами или с их отдельными элементами.Образы формируются путем словесного описания, схематического изображения — рисунка, рисунка, географической карты. В этом случае используются знания относительно этих объектов, которые определяют, прежде всего, репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений в памяти большим разнообразием — flexi
.
Какое у вас воображение Основано на MBTI Type
Хотя практически у всех есть воображение, некоторые люди используют свое воображение больше, чем другие. Некоторые люди думают о большом, а другие о малом Вот посмотрите, насколько вы изобретательны, основываясь на типе MBTI.
INFP
INFP обладают богатым воображением, и то, что они представляют, часто вдохновлено чувством или эмоцией, особенно печалью. Для INFP их воображение часто является одновременно формой терапии и необходимым бегством от реального мира.INFP мыслят очень импрессионистично и абстрактно. Они могут устанавливать интригующие связи, которые не имеют смысла, но кажутся правильными. Они превосходно переводят или улавливают суть чувства словами или визуальными средствами. Кроме того, их воображение мощно, потому что они видят все через уникальный объектив, который принадлежит им самим. У них есть способность создавать целые миры с придуманными правилами, которые волшебно богаты, изобретательны, но заслуживают доверия.
INFJ
INFJ могут быть очень изобретательными, но природа их видения, как правило, используется в большей степени для предсказания того, к чему все приведет, на основе имеющихся у INFJ фактов.В этом смысле INFJ могут быть узкими в своих представлениях. Тем не менее, INFJ — идеалисты, чья визуализация того, что могло бы быть, служит мощным мотиватором для достижения целей и амбиций. INFJ обладают способностью мыслить масштабно, но они лучше способны сосредоточиться на конкретном пути или линии «причинно-следственных» последовательностей, ведущих к желаемому или нежелательному результату. INFJ меньше отвлекают на множество альтернатив и возможностей, которые могут свести их на все виды интересных, но непрактичных путей.
ENFP
ENFP обладают богатым воображением и превосходно передают свои концепции другим. Как экстраверты, ENFP могут позволить себе больше внешних переживаний, из которых они могут извлечь больше перцептивного материала, чтобы наполнить свое воображение Ne. ENFP могут видеть множество возможностей и сторон, поэтому они очень открыты и открыты в своем отношении. Воображение ENFP хорошо умеет находить красочные и выразительные аналогии для объяснения и иллюстрации концепций.Все, что наблюдает ENFP, потенциально может разжечь его воображение и вызвать случайную идею или неясно связанное с ним прозрение.
ENFJ
ENFJ упражняют свое воображение в основном в служении состраданию к другим и своей заботе об неопределенном и непознаваемом будущем. ENFJ часто обращают свои мысли к дороге, которая ждет их и других, и визуализируют ее либо с оптимизмом, либо со страхом. То, что воображают ENFJ, склоняется к положительному больше, чем к отрицательному.ENFJ имеют сильные надежды и мечты, и им нравится потакать своей интуиции, чтобы представить, как сделать свою жизнь и жизнь других лучше. Кроме того, ENFJ часто удивительно изобретательные рассказчики. Им очень нравится читать истории и исследовать метафорическое и аллегорическое значение, а также лежащие в основе их значения.
INTP
Воображение INTP очень активное, концептуальное и сильно подкреплено некоторой формой логики или паттерном, который их интересует.INTP проводят много времени в своих головах, но когда они взаимодействуют с внешним миром, все, что они наблюдают, подлежит сравнению и противопоставлению с текущим пониманием и концепцией INTP в отношении этого предмета и вещей, связанных с ним, как прямо, так и косвенно. Воображение INTP может быть довольно сильным, и оно хорошо служит им, когда им нужно решать сложные проблемы без очевидного решения. INTP обладают сильной способностью генерировать почти бесконечное количество возможностей попробовать, которые имеют смысл только для INTP из-за точек, которые они соединили в своем умном уме.
INTJ
Как интроверт с интуицией, INTJ тратит много времени, впитывая информацию, размышляя и размышляя над своими впечатлениями от нее. Их воображение устроено так, чтобы интерпретировать и читать между строк того, что они наблюдают. Они ищут скрытые смыслы, и это подпитывает их воображение, к чему все может привести или должно привести. INTJ очень ориентированы на будущее и имеют четкое представление о том, чего они хотят для себя и других. INTJ часто тратят больше времени на представление о долгосрочной перспективе, а не на переживании переходных моментов здесь и сейчас.
ENTP
ENTP очень изобретательны исключительно из-за их мощного воображения. ENTP обладают умственной ловкостью, позволяющей менять точку зрения и открывать множество углов и возможностей. Воображение ENTP стимулируется и подпитывается непосредственно их взаимодействием с внешним миром. Они видят связи и могут определять косвенные связи между, казалось бы, несвязанными идеями и объектами. И все это благодаря интуитивным прыжкам сверхактивного воображения. ENTP любят мыслить вслух и выражать свои идеи устно посредством дебатов и дискуссий.У них есть склонность рисовать картины своими словами и идти по красочным связям, которые слабо связаны цепочкой логики, которую не все люди сразу поймут.
ENTJ
ENTJ — провидец, который почти всегда смотрит в будущее. Их воображение в основном используется для осмысления проблем и решений, а также для составления эффективных планов и стратегий. Как такие люди, они обладают способностью определять, где дует ветер, и принимать смелые решения, которые будут служить их целям.ENTJ мыслит масштабно, но они склонны оттачивать непосредственно самую жизнеспособную возможность, а не идти по воде, продолжая обдумывать более широкий круг возможностей. ENTJ любят думать вслух, но многие из их предположений были разработаны с помощью интуитивного самоанализа. ENTJ умеют придумывать способы улучшить и заставить системы работать лучше и эффективнее.
ISTJ
ISTJ не описываются как особо изобретательные, поскольку их предпочтение испытанному подходу не требует особого творчества.Кроме того, они меньше заботятся об абстрактных концепциях и отдают предпочтение тому, что осязаемо и конкретно. Тем не менее, ISTJ упражняют свое воображение по-своему, и оно может проявляться способами, которые иногда удивляют. У ISTJ есть причудливая сторона из-за их неполноценной экстравертной интуиции. Для ISTJ их воображение сильно привязано к их чувствам и воспоминаниям, которые вызывают у них определенные запахи, цвета и артефакты. Когда дело доходит до их воспоминаний о прошлом, ISTJ могут иметь очень яркое воображение, но когда дело доходит до концептуализации абстрактных вещей, они могут с трудом это представить.
ISFJ
ISFJ вдумчивый и интроспективный. Как и ISTJ, ISFJ не проявляют творческого воображения, но его воображение глубоко укоренено в их прошлом опыте. Они могут часто возвращаться к прошлым и с любовью обдумывать их. Из-за их предпочтений Si (интровертное восприятие) связь между этими воспоминаниями и ощущениями, связанными с ними, может сделать их еще более яркими и интенсивными. ISFJ могут вспомнить в своем воображении всевозможные детали, которые большинство людей легко забудет.Когда ISFJ пытаются расширить свое воображение, чтобы рассмотреть различные возможности или рассмотреть что-то новое, то, что они представляют, часто может быть крайне неточным, преувеличенным, непрактичным и вообще бессмысленным.
ESTJ
ESTJ не тратят много времени на то, чтобы потакать своему воображению. Они используют множество внешних инструментов для визуализации и передачи своих идей. ESTJ, как правило, не начинают мыслить творчески, пока не наткнутся на стену, и стандартные процедуры, на которые они полагаются, перестанут работать. ESTJ могут быть очень юмористическими и остроумными, что дает представление о том, насколько абстрактным может быть их мышление.Они умеют воображать вещи на основе своих сильных и подробных воспоминаний. Их воображение, как правило, направлено на запоминание вещей в правильной последовательности и порядке, в котором они должны запоминаться, а не на воображаемые абстрактные вещи, которых не существует.
ESFJ
ESFJ не обладают сильным воображением, хотя им нравятся рассказы и фильмы. Их основной режим очень ориентирован на внешний мир. Они склонны полагаться на то, что они уже знают и знакомы, поэтому не останавливаются, чтобы представить себе многое за пределами этого.Когда ESFJ пытаются вообразить что-то или придумать идею, она почти всегда будет неоригинальной и сильно похожей на что-то еще. ESFJ в основном подражатели, которые имеют тенденцию подражать людям и вещам, которыми они восхищаются. Им может потребоваться дополнительное усилие, чтобы мыслить нестандартно, потому что по большей части их воображение привязано к реальному миру именно так, как они его пережили.
ISFP
ISFP часто тихие и задумчивые. У них богатый внутренний мир, подпитываемый предпринятыми экскурсиями и выходками.У ISFP нет недостатка в воображении, и они часто могут фантазировать о захватывающих переживаниях и о том, что они могут чувствовать. Большая часть этого воображения и чувства может быть направлена в какую-либо форму искусства, такую как музыка или мода. Независимо от того, есть ли у них какие-либо художественные таланты, ISFP — очень визуальные мыслители и, вероятно, способны создавать в своем уме интересные и подробные изображения, которые блестяще сочетают цвета, формы и текстуры.
ISTP
Воображение ISTP стимулируется их опытом ,ISTP могут визуализировать и чувствовать свой путь через богатое и выдающееся воображение, для которого они могут иметь или не иметь художественных выходов. ISTP хороши своими руками и могут обладать способностями создавать и создавать вещи с нуля. Им нравится видеть и испытывать множество радостей напрямую, но они также получают удовольствие от просмотра книг и фильмов. ISTP, вероятно, имеют аппетит к художественной литературе и фэнтези, и их воображение, вероятно, эпично и полно приключений. Они могут часто представлять себя во всевозможных захватывающих ситуациях, когда им скучно в реальной жизни, и приукрашивать вещи, притворяясь Джеймсом Бондом, выполняющим миссию в продуктовом магазине.
ESTP
ESTP обладают авантюрным воображением, которое также помогает им придумывать специальные схемы и тактики на месте. ESTP склонны представлять вещи в терминах того, чего они хотят, и иногда могут не вообразить сложности и подводные камни, которые могут возникнуть в будущем. ESTP очень наглядны, и им нравится работать с тем, что они могут видеть, чувствовать и испытывать, и по этой причине большинство ESTP, несомненно, предпочтут фильмы и телевидение книгам. ESTP, скорее всего, будут использовать свое воображение в первую очередь для того, чтобы фантазировать о сладком успехе, подпитываемых адреналином триумфах, деньгах и веселом времяпрепровождении.
ESFP
ESFP обладают сильным воображением, и когда они разыгрывают или рассказывают историю, они действительно могут воплотить ее в жизнь таким ярким образом. Они умеют придумывать и добавлять интересные детали и нюансы, которые имеют решающее значение. У ESFP веселый и причудливый ум, и может быть удивительно, что из него вытекает. Их способность импровизировать и спонтанно проявлять творчество — ключ к разгадке того, насколько мощным и умным может быть их воображение. К счастью для нас, ESFP любят демонстрировать свои таланты и освещать комнату своим забавным весельем и энергией.
похожих сообщений:
Нравится:
Нравится Загрузка …
.
Тест на воображение и творчество | Психология
Не многие люди осознают, что воображение является одним из важнейших инструментов в их деловых навыках, потому что иметь высокоразвитое воображение почти всегда означает быть творческими. И это то, что, по сути, требуется любому бизнесу — оригинальное мышление, видение возможностей там, где другие видят боль, способность изобретать что-то новое. Другими словами, ваш разум должен уметь видеть то, чего еще не существует, и здесь на помощь приходит воображение.
То же самое и с сотрудниками. На современном рабочем месте эта способность важна как никогда. Предыдущие поколения ценили профессионалов за их способность обрабатывать информацию или за практические знания. Однако сегодня любой, у кого есть подключение к Интернету, имеет доступ к большему количеству информации, чем когда-либо прежде, и большинство из нас рискует быть замененными роботами. Что действительно ценно сегодня, так это умение задавать вопросы и способность мыслить творчески.
У некоторых людей есть от природы развитое воображение, в то время как другим, возможно, нужно поработать для этого, подвергая себя новому опыту и практикуя ментальные образы.Приведенный ниже тест разработан, чтобы помочь вам определить вашу отправную точку — низкую, среднюю или высокую. Как всегда, вам нужно ответить на все вопросы, чтобы результаты были достоверными.
Когда я читаю или смотрю фильм, я представляю себя частью истории.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Что делает вас таким, какой вы есть? Пройдите ЭТОТ ТЕСТ, чтобы узнать свой тип личности.
Каждый раз, когда я вижу древний объект, я пытаюсь представить, как он выглядел и как его использовали тогда.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Я мечтаю делать большие дела в своей жизни.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Я бы предпочел работать на космическом корабле.
правда
ложь
Не знаю
может быть
Мне нравится представлять себе, как люди жили столетия назад.
правда
ложь
Я не знаю
возможно
Мне нравится изобретать новые вещи, даже если это непрактично.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Обычно я смотрю на вещи иначе, чем другие люди.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Я не трачу свое время на мечты о блестящем будущем.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Я не люблю смотреть документальные фильмы.
правда
ложь
я не знаю
возможно
Я вполне предсказуем.
правда
ложь
Я не знаю
может быть
Я часто ловлю себя на мысли о событиях, которых никогда не было.
верно
неверно
Я не знаю
возможно
Ваши результаты будут показаны ниже.
ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вам также может понравиться Тест на креативность: любопытство, воображение, сложность, толерантность к риску
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩАЯ ОНЛАЙН-ТЕРАПИЯ:
Онлайн-платформа CBT, которая поможет справиться с проблемами во взаимоотношениях, тревогой, депрессией, зависимостью и т. Д.Включает профессиональное наблюдение терапевта КПТ . Нажмите здесь что бы начать.
Похожие сообщения:
.
черт характера и типов личности: что такое личность?
Что делает человека тем, кем он является? У каждого человека есть представление о своем собственном типе личности — веселый или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, которые пытаются раскрыть науку о том, кто мы есть, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.
Есть много способов измерить личность, но психологи в основном отказались от попыток аккуратно разделить человечество на типы.Вместо этого они сосредотачиваются на личностных качествах.
Наиболее широко распространенными из этих черт является Большая пятерка:
- Открытость
- Добросовестность
- Экстраверсия
- Доброжелательность
- Невротизм
Вы можете легко запомнить эти черты с помощью удобной мнемоники OCEAN (или предпочитаю, CANOE тоже работает).
«Большая пятерка» была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. Эти команды возглавляли Пол Коста и Роберт Р.Маккрэ из Национального института здоровья и Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Мичиганского университета в Анн-Арборе и Университета Орегона, по данным Scientific American.
Большая пятерка — это ингредиенты, из которых складывается индивидуальность каждого человека. У человека может быть немного открытости, много сознательности, в среднем экстраверсия, много уступчивости и почти не будет невротизма. Или кто-то может быть неприятным, невротичным, замкнутым, сознательным и вообще не открытым.Вот что влечет за собой каждая черта:
Открытость
Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высокой открытостью любят приключения. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девиз открытого человека мог бы звучать так: «Разнообразие — пряность жизни».
Люди с низкой открытостью — это как раз наоборот: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегать новых впечатлений и, вероятно, не самые смелые едоки. Изменение личности обычно считается сложным процессом, но открытость — это черта личности, которая, как было показано, может меняться в зрелом возрасте.В исследовании 2011 года люди, принимавшие псилоцибин, галлюциногенные «волшебные грибы», после этого опыта стали более открытыми. Эффект длился не менее года, что позволяет предположить, что он может быть постоянным.
Говоря об экспериментальном употреблении наркотиков, калифорнийская культура «пробовать все подряд» — не миф. Исследование личностных качеств в США, проведенное в 2013 году, показало, что открытость наиболее распространена на Западном побережье.
Добросовестность
Добросовестные люди организованы и обладают сильным чувством долга.Они надежны, дисциплинированы и нацелены на достижения. Вы не встретите сознательных людей, отправляющихся в кругосветные путешествия с одним лишь рюкзаком; они планировщики.
Люди с низкой сознательностью более спонтанны и свободолюбивы. Они могут быть склонны к невнимательности. Добросовестность — полезная черта, которая связана с успеваемостью в школе и на работе.
Экстраверсия против интроверсии, возможно, самая узнаваемая черта личности Большой пятерки.Чем более человек экстраверт, тем он более социальная бабочка. Экстраверты болтливы, общительны и черпают энергию из толпы. Они склонны быть напористыми и веселыми в своих социальных взаимодействиях.
Интровертам, с другой стороны, нужно много времени в одиночестве, возможно, потому, что их мозг по-другому обрабатывает социальное взаимодействие. Интроверсию часто путают с застенчивостью, но это не одно и то же. Застенчивость подразумевает боязнь социальных взаимодействий или неспособность функционировать в обществе.Интроверты могут быть очаровательными на вечеринках — они просто предпочитают одиночные занятия или занятия в небольших группах.
Приятность
Приятность измеряет степень теплоты и доброты человека. Чем приятнее кто-то, тем более вероятно, что он будет доверчивым, услужливым и сострадательным. Неприятные люди холодны и подозрительны по отношению к другим и с меньшей вероятностью будут сотрудничать.
Женщины считают, что покладистые мужчины лучше танцуют, что предполагает, что движения тела могут сигнализировать о личности.(Согласно тому же исследованию 2011 года, добросовестность также способствует хорошему танцору.) Но на рабочем месте неприятные мужчины на самом деле зарабатывают больше, чем приятные. Неприятные женщины не показывали такого же преимущества в заработной плате, что говорит о том, что серьезное поведение исключительно выгодно для мужчин.
Согласно отчету, опубликованному в августе 2016 года в журнале Science Advances, зависть, которая может привести к тому, что люди будут восприниматься как неприятные, является наиболее распространенным типом личности из четырех исследований.Завистники чувствуют угрозу, когда кто-то другой добивается большего успеха, чем они.
Невротизм
Чтобы понять невротизм, взгляните на Джорджа Костанцы из многолетнего ситкома «Сайнфелд». Джордж известен своими неврозами, в которых в сериале винят его неблагополучных родителей. Он беспокоится обо всем, одержим микробами и болезнями и однажды увольняется с работы, потому что его тревога по поводу того, что у него нет доступа к личной ванной, слишком велика.
Джордж может быть высоко по шкале невротизма, но его личностная черта реальна.Люди с высоким невротизмом часто переживают и легко впадают в тревогу и депрессию. Если все идет хорошо, невротикам всегда есть о чем беспокоиться. Одно исследование 2012 года показало, что когда у невротиков с хорошей зарплатой увеличивается заработок, дополнительный доход фактически делает их менее счастливыми.
Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, эмоционально стабильны и уравновешены.
Неудивительно, что невротизм связан с множеством плохих последствий для здоровья. Невротики умирают моложе эмоционально устойчивых, возможно, потому, что они употребляют табак и алкоголь, чтобы успокоить нервы.
Возможно, самый жуткий факт о невротизме заключается в том, что паразиты могут заставить вас так себя чувствовать. И мы не говорим о естественном беспокойстве, которое может возникнуть из-за того, что ленточный червь поселился в вашем кишечнике. Неопределенное заражение паразитом Toxoplasma gondii может сделать людей более склонными к невротизму, как показало исследование 2006 года.
Другие личностные показатели
Чувство и интуиция относятся к тому, как люди предпочитают собирать информацию о мире, будь то посредством конкретной информации (ощущение) или эмоциональных чувств (интуиция).Мышление и чувство относятся к тому, как люди принимают решения. Думающие люди следуют логике, а чувствующие — сердцу.
Система Майерс-Бриггс дополняется дихотомией суждение / восприятие, которая описывает, как люди предпочитают взаимодействовать с миром. Типы-судьи любят решительные действия, тогда как типы восприятия предпочитают открытые варианты. Система дополнительно определяет 16 типов личности на основе комбинации четырех категорий, что приводит к таким описаниям, как ISTP, ENFP, ESFJ и т. Д.
Использование модели Майерс-Бриггс является спорным, поскольку исследования показывают, что типы плохо коррелируют с удовлетворенностью работой или способностями.
Может ли измениться личность?
Может быть. В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Bulletin за январь 2017 года, было обобщено 207 опубликованных научных работ и установлено, что личность может быть изменена с помощью терапии. «Для людей, которые хотят завтра сменить супруга (а это многие хотят сделать), я не питаю особых надежд», — сказал исследователь Брент Робертс, социальный и личностный психолог из Университета Иллинойса.Однако, продолжил он, «если вы готовы сосредоточиться на одном аспекте себя, и вы готовы заниматься этим систематически, теперь у вас повышается оптимизм, что вы можете повлиять на изменения в этой области».
Дополнительные ресурсы предоставлены Алиной Брэдфорд, участником программы Live Science.
Дополнительные ресурсы
.