Личность социализация: Социализация личности — факторы, формы, этапы социализации
Социализация личности
Определение 1
Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Понятие социализации
В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.
В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.
Замечание 1
Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.
Человек — это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:
- Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
- Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
- Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
- Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
- Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Факторы, влияющие на социализацию
На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.
Выделяют четыре группы факторов социализации:
- Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
- Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
- Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
- Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.
Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности
Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.
Социализация — это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.
В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.
Социализация — это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.
Процесс социализации складывается из определённых этапов.
В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.
В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации:дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.
Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.
Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.
Первый — это “первичная социализация” — от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.
Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.
К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.
Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.
Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.
Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.
Что такое социальная роль?
Социальная роль личности — это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.
Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.
Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.
Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).
Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.
Социальный статус личности — общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус — это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».
Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).
Социальная активность личности
В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности — это способ самовыражения себя.
Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.
Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.
Во-вторых, активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.
Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном — её различные виды.
Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни — трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.
Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.
Высшим проявлением социальной активности является творчество. Оно всегда имеет личностное измерение.
Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние — те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.
Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.
3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления
Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).
Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?
Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.
Отчуждение, по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты…” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).
В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).
Иными словами, отчуждение — это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.
Существуют различные источники и причины отчуждения. К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.
Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.
В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.
Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.
Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.
Проблема должна решаться по следующим направлениям:
— экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;
— реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;
— проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;
— отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.
Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.
В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.
Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.
Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.
А.Н.Леонтьев пишет: «… Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).
Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм.
Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.
В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример — Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.
Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.
Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.
В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:
1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.
Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;
2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;
3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.
Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.
При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой — как субъект социальных отношений.
ЕГЭ. Человек. Тема 2. Социализация |
Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.
Социализация
Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
Агенты социализации
Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.
Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).
В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.
Институты социализации
Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте здесь.
Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).
Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Социализация личности — Студопедия
В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация(рис.4).
Факторы социализации личности
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.
В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации —основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.
В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.
Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно — в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.
Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.7
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.
Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.
По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Механизмы и средства социализации личности
Подагентамисоциализациипонимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов:
· первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;
· вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Человек, индивид, личность. Социализация личности — Студопедия
Человек – существо биологического вида.
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект.
Задатки — природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант — выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность — высшая степень развития таланта.
Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
— наследственность
— социальная среда
— самовоспитание
Темперамент — врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
холерик (желтая желчь)
флегматик (лимфа)
сангвиник (кровь)
меланхолик ( черная желчь)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Аномальная (патологическая) личность.
Асоциальная личность.
Три подхода к трактовке личности:
антропологический ( Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Факторы, влияющие на формирование личности:
генетический
индивидуальный опыт человека
социальное окружение
культурная среда
Личность
— имеет активную жизненную позицию
— имеет систему ценностей
— воздействует на развитие других людей.
Этапы становления личности:
адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление
индивидуализация
интеграция
Типы личности:
социабельная (легко идущая на контакты)
эскейпик
нигилист
реакционер
реформатор
революционер
Черты личности:
устойчивые
а) направленность
— общественная
-эгоистическая
-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)
б) жизненные установки
-когнитивные (знания)
-эмоциональные
-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)
в) убеждения
изменчивые
а) поведение
б) настроение
в) эмоции
г) жизненный опыт
Немаловажный фактор формирования личности – социальная среда. Рассмотрим подробнее. Социальные отношения – это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Агенты социализации.
Смысл жизни — наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.
— здоровье
— самореализация
— материальная обеспеченность
— социальный статус
— личностные отношения
Концепции смысла жизни:
Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
Гедонизм – жизнь – наслаждение
Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Фрустация — безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.
Роль и значение социализации
Индивидуальное значение социализации
Определение 1
Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.
Рисунок 1. Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.
Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:
- общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
- собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.
Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.
Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значение социализации для общества
Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.
Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры. В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями).
Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач. Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:
- Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
- Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.
Замечание 1
Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.
Роль социализации в формировании личности
Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.
Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.
При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.
Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.
Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.
8. Человек как субъект социализации. Личность, её социально-психологические качества, механизмы социализации. Развитие, социализация и воспитание личности.
Человек– субъект исторического
процесса, развития материальной и
духовной культуры на Земле, биосоциальное
существо, обладающее членораздельной
речью, мышлением, сознанием и самосознанием,
нравственно-эстетическими качествами.
Индивид— обозначает человека
как единичное природное существо вида
Hono sapiens.
Личность— человек, как субъект
отношений и сознательной деятельности,
способный к самопознанию и саморазвитию,
обладает устойчивой системой социально
значимых черт, отношений, установок и
мотивов, характеризующих человека, как
члена общества.
Индивидуальность– обозначает
то особенное специфическое, что отличает
конкретного человека как индивида и
как личность от всех других, включая
как природные, телесные, так и психические
и социальные свойства; как унаследованные,
так и благоприобретенные, в процессе
жизнедеятельности.
Исходя из определений видно, что
человек – существо биосоциальное.И
с первых дней своего существования он
окружен себе подобными, включен в разного
рода социальные взаимодействия.
К социально-психологическим качествам
личности относятся:
Социальный интеллект— способность
понимать людей и взаимодействовать с
ними, мудро и дальновидно поступать в
межличностных взаимоотношениях. Э.
Торндайк утверждает, что, часто
отождествляя его с человеческой
мудростью, люди вкладывают в понятие
социального интеллекта следующее:
способность к решению практических
задач: человек рассуждает логически,
видит все аспекты проблемы, принимает
правильные решения;вербальная способность: говорит ясно,
четко, хорошо понимает прочитанное,
имеет большой словарный запас, эффективно
общается с людьми;социальная компетентность: принимает
других такими, какие они есть, выносит
справедливые решения, любознателен,
имеет широкие интересы.
социальная компетентность
Однозначного и общепринятого
определения данного понятия не существует.
Наиболее обобщенное определение
социальной компетенции дает В. Н.
Куницына. Социальная компетенция –
система знаний о социальной действительности
и о себе, система сложных социальных
умений и навыков взаимодействия,
сценариев поведения в типичных социальных
ситуациях, позволяющих быстро и адекватно
адаптироваться, принимать решения,
учитывая конъюктуру; действуя по принципу
«здесь, сейчас и наилучшим образом»,
извлекать максимум возможного из
сложившихся обстоятельств..
личностное самоопределение–
процесс и результат содержательного
конструирование человеком своего
жизненного поля, включающего в себя
совокупность жизненных смыслов,
профессиональных планов и пространство
реального действия. Личностное
самоопределение можно представить как
субъективные устремления формирования
жизненного (событийного, смыслового и
т. п.) сценария человеком. Личностное
самоопределение неразрывно связано с
понятиями социальной зрелости и
профессиональным самоопределением.ценностные ориентации и установки
личности
Именно они составляют основу ее
отношений к окружающему миру, основу
мировоззрения и жизненной концепции,
поскольку в ходе освоения и преобразование
окружающей действительности человек
вступает в ценностно-нормативные
отношения к ней, характер, которого,
содержание ценностей для разных людей
различны.
Игли и Чейкан дали следующие определение
понятию установка– это психологическая
тенденция, которая выражается через
оценивание заслуживающих внимания
объектов с определенной степенью
расположения или неприязни. Оценки эти
касаются всех категорий оцениваемых
реакций, являются ли они открытыми или
скрытыми, когнитивными, аффективными
или поведенческими.
Функции установок:
эго-защиты (разрешение внутренних
конфликтов посредством установления
защиты на основе механизмов рационализации,
проекции и т. д.)ценностно-экспресивная и самореализации
(аттитюд (социальная установка), выступает
как средство высвобождения от внутреннего
напряжения, подтверждение собственных
позиций)инструментальная (аттитюд направляет
объекта к тем объектам, которые служат
достижению его целей)познания (аттитюд дает упорядоченное
знание, указание относительно способа
поведения по отношению к конкретному
объекту).
Ценностная ориентация определяется
как фиксированная в психике индивида
и социально обусловленная общая
направленность на цели и средства
деятельности.
Функция ценностных ориентаций:
Социализация— процесс, при
котором происходит формирование
социально-психологических качеств
личности (усвоение социального опыта),
а также последующее активное воспроизводство
индивидом социального опыта.
Понятие социализации неразрывно связано
с понятием воспитания и включает его в
себя, но социализация более широкое
понятие.
Так же понятие социализация неразрывно
связано с понятием развития личности.
В отечественной психологии принято
считать, что развитие личности происходит
в процессе ее социализации и воспитания.
Социализация– это особый процесс
включения ребенка в общество, процесс
и результат усвоения, активного
воспроизводства индивидом социального
опыта. Он может происходить как стихийно,
так и целенаправленно (воспитание).
Анализ многочисленных концепций
социализации показывает, что все они
тяготеют к одному из двух нижеописанных
подходов:
Первый подходутверждает или
предполагает пассивную позицию человека
в процессе социализазии, а саму
социализацию рассматривает как процесс
адаптации человека к обществу, которое
формирует каждого своего члена в
соответствии с присущей ему культурой.
Этот подход может быть определен, как
субъект-объектный (общество-субъект
воздействия, а человек его объект). Одним
из основоположников был французский
социолог конца 19в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс
и т. д.
Минус данного подхода в том, что он
игнорирует то обстоятельство, что
человек не просто конформно адаптируется
в обществе, но и проявляет свою активность
и самостоятельность, научаясь не только
исполнять, но и изменять нормы среды и
свои с ней взаимоотношения. Названное
обстоятельство нашло свое признание в
исследованиях социализации с позиции
субъект-субъектного подхода.
Второй подход(субъект —
субъектного) исходят из того, что человек
активно участвует в процессе социализации,
не только адаптируется к обществу, но
и влияют на свои жизненные обстоятельства
и на самого себя. Основоположниками
данного подхода можно считать американских
ученых, работавших в основном в первой
трети 20в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого,
Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида
Социализация рассматривается как
процесс (особенности социального
становления личности) и результат
(характеристика соиального стоновления
человека в соответствии с его возрастом
или уровнем развития интеллекта).
Виды социализации:
Полоролевая
Семейно-бытовая
Профессионально-трудовая
Субкультурно-групповая
Стадии (этапы) социализации:
Дотрудовая социализация ( дошкольный,
школьный период)Трудовая стадия ( высшее образование
стадия трудового коллектива)Послетрудовая стадия (пенсия)
Виды социализации:
Дифференциональная (члены одного
общества воспитываются по-разному)Социализация взрослых (взрослые члены
общества имеют возможность играть
новые роли)Первичная ( знакомство с ценностями и
формами поведения в обществе в семье)Ресоциализация/повторная (вхождение
в новую культуру, общество; восстановление
утраченных ценностей опыта из-за
кразиса)Предворительная (репетиция своего
будущего положения в обществе)Упреждающая (смена моделей своего
поведения в соответствии с более
высокостоящей соц. группой)
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии
с различными факторами и агентами
происходит с помощью так называемых
механизмов. Перед раскрытием понятия
механизм социализации необходимо кратко
охарактеризовать факторы и агенты
социализации.
Фактор социализации– это условие
в которых она протекает. Факторы
социализации в обобщенном виде можно
выделить в четыре группы.
мегафакторы: космос, планета, мир
(Интернет можно отнести к мегафактру,
поскольку он может влиять на социализацию
всех жителей планеты)макрофакторы: страна, этнос,общество,
государствомезофакторы: условия социализации
больших групп людей, выделяемых по:
местности и виду поселений (горд, село
и т. д.), по принадлежности к тем или иным
субкультураммикрофакторы: семья, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации
и т. д.
Микрофакторы влияют на развитие человека
через так называемых агентов социализации,
т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь.
К психологическим механизмам
социализации можно отнести:
импринтинг– фиксирование
человеком на рецепторном и подсознательном
уровнях воздействующих на него жизненно
важных объектов. Импринтинг происходит
преимущественно в младенческом возрасте.
Однако и на более поздних возрастных
этапах возможно запечатление каких-либо
образов, ощущений.
экзистенциальный нажим– влияние
условий бытия человека, определяющее
овладение им родным языком ( в раннем
детстве) и неродными языками на других
возрастных этапах ( в ситуации изменения
языковой среды), а так же неосознаваемое
усвоение норм социального поведения,
непреложных в его социуме и необходимых
для выживания в нем.
подражание— произвольное и
непроизвольное следование каким-либо
примерам и образцам поведения, с которыми
человек сталкивается во взаимодействии
с окружающими его людьми (значимыми), а
так же предлагаемым СМИ
идентификация(отождествление)
– эмоционально-когнитивный процесс
усвоения человеческих норм, установок,
ценностей, моделей поведения как своих
собственных во взаимодействии со
значимыми и референтными группами.
рефлексия— внутренний диалог,
в котором человек рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те
или иные нормы и ценности. С помощью
рефлексии человек может формироваться
и изменяться в результате осознания и
переживания им той реальности, в которой
он живет, своего места в этой реальности
и самого себя.
Социально-педагогические механизмы:
традиционныймеханизм социализации
– представляет собой усвоение человеком
норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для
его семьи и ближайшего окружения.
Включает в себя: традиции, обычаи,
распространенные в отдельных регионах;
асоциальные, антисоциальные элементы
(брань). Их усвоение происходит на
неосознаваемом уровне с помощью
запечатления (т.е. действует импринтинг,
экзистанциальный нажим, подражание,
идентификация).институциональныймеханизм
социализации – функционирует в процессе
взаимодействия человека с институтами
общества, в ходе которого происходит
нарастающее накопление знаний и опыта
социально одобряемого поведения, а так
же опыта имитации социально одобряемого
поведения и конфликтного и бесконфликтного
избегания выполнения социальных норм.стилизованыймеханизм социализации
– действует в рамках определенной
субкультуры, но субкультура влияет на
социализацию человека настолько и в
той мере, насколько и в какой мере
являющиеся ее носителями члены группы
(сверстники, коллеги и т. д.) референтны
(значимы) для него.межличностныймеханизм социализации
— функционирует в процессе взаимодействия
человека со значимыми для него лицами.
Значимыми лицами могут быть родители,
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник,
супруг.
Социализация человека происходит с
помощью всех названных выше механизмов.
Однако у различных половозрастных и
социально-культурных групп, у конкретных
людей соотношение роли механизмов
социализации различно, и порой существенно.
Десоциализация:
Это процесс утраты человеком по каким-лтбо
причинам или под воздействием
неблагоприятных для его жизнидеятельности
факторов со.опыта, отражающихся на его
самореализации в среде жизнидеятельности.
Институты десоциализации (семьи
аморального, антисоциального, асоциального
типов; криминогенные, неформальные
группировки)
Десоциализирующее влияние:
Прямое (образцы поведение в ближайщем
окружении ребенкаКосвенное (не организованная должным
образом воспитательная среда)
Процесс социализации: развитие личности
Личность
Развитие
пышный | |
Личность человека — это совокупность
психические характеристики, которые делают их уникальными от других людей.Это
включает в себя все шаблоны мыслей и эмоций, которые заставляют нас делать и
говорите вещи определенным образом. На базовом уровне личность
выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Тем не мение,
личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть
множество потенциальных факторов, влияющих на формирование личности. Эти
факторы обычно рассматриваются как происходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий
все чаще указывали на важность наследственных факторов, особенно
для основных черт личности, таких как эмоциональный тон.Однако приобретение
ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени связаны с социализацией и
уникальный опыт, особенно в детстве.
Некоторые наследственные факторы, влияющие на личность
развитие делают это в результате взаимодействия с конкретными социальными
среда, в которой живут люди. Например, ваш генетически
унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят
вы, а затем и то, как вы себя видите.Если у вас плохая моторика
которые мешают вам бросить мяч
прямо, и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего,
быть отмеченным вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то
неадекватный или неадекватный в некоторой степени. Это может стать
самоисполняющееся пророчество, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь более пессимистично
возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид могут быть
очень важно в развитии вашей личности.Вы можете быть слабым или
надежный. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройными в
культура, которая считает ожирение привлекательным, или наоборот. Эти
в основном наследственные факторы могут заставить вас почувствовать, что вы
красивый, некрасивый или просто адекватный. Точно так же цвет кожи, пол и
сексуальная ориентация может сильно повлиять на ваше восприятие
сами. Считаете ли вы вас нормальным или ненормальным
может заставить вас думать и действовать в социально приемлемом или маргинальном и даже
девиантный способ.
отклоняющиеся от культуры волосы стиль выбранный этими к северу Американец женщины помечать их социально маргинальный образ жизни |
Есть много потенциальных воздействий окружающей среды
которые помогают формировать личность.Практика воспитания детей особенно
критический. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются таким образом, чтобы
побудите их стать самостоятельными и самостоятельными. Дети
часто позволяли вести себя как равные своим родителям. Для
например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип еды и
развлечение семьи на вечеринке. Детям выдаются пособия и
небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за
самих себя.В отличие от этого, детей в Китае обычно поощряют
думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания
когда они противоречат потребностям семьи. Независимость и
самостоятельность рассматривается как признак несостоятельности семьи и
обескуражен. Неудивительно, что китайские дети
традиционно не позволяли вести себя наравне со своими родителями.
Несмотря на значительные различия в воспитании детей
Практики во всем мире есть некоторые сходства.Мальчики и девочки
социализируются по-разному во всех обществах. Они получают
разные сообщения от родителей и других взрослых относительно того, что
уместно для них делать в жизни. Им рекомендуется подготовиться к
их будущее на работе, соответствующей их полу. Чаще разрешают мальчикам
свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованных действиях.
Девушкам рекомендуется научиться выполнять домашние дела и участвовать в
воспитание ребенка няней.Если дети не следуют этим
традиционные пути, их часто называют маргинальными или даже девиантными. Девушки
могут быть названы «сорванцами», а мальчиков могут высмеять за то, что они недостаточно
мужское начало.
рискованные действия, которые до |
Всегда есть уникальные ситуации и
межличностные события, которые помогают формировать нашу личность.Такие вещи
родители-алкоголики, серьезно пострадавшие в автокатастрофе, или
изнасилование может оставить душевные шрамы, которые сделают нас пугливыми и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс.
как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия
может иметь большое влияние на остальную нашу жизнь и повлиять на нашу личность.
Например, поступление в престижный университет или
оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет
ваш супруг (а) или спутник жизни может значительно изменить ход вашей остальной жизни.
Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас усыновили, или
лично стал свидетелем трагического события, такого как разрушение Мира
Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.
Есть ли типы личности?
Мы часто разделяем черты характера с другими,
особенно члены нашей семьи и сообщества. Это вероятно из-за
в основном для того, чтобы быть социализированным таким же образом.Для нас нормально
приобретают личностные качества в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения
их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые
исследователи утверждали, что существуют общие национальные типы личности,
особенно в более однородных в культурном отношении обществах. Вовремя
1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют
отличные японские и немецкие личности, которые побудили эти две страны
другие страны пытаются их уничтожить.
Понятие национального
типы личности в первую очередь возникли в антропологии с исследованиями
Рут Бенедикт, начиная с 1920-х годов. Она считала, что личность была почти
полностью узнал. Она сказала, что нормальные люди приобретают особый этос ,
или
культурно специфический образец личности в процессе инкультурации
как дети. Бенедикт сказал, что наша культурная личность
паттерны мы считаем «естественными», а другие паттерны личности
рассматривается как «неестественное» и ненормальное.Она сказала, что такие чувства
характерно для всех людей во всех культурах, потому что мы
этноцентрический. Бенедикт сравнил типичных личностей Северной Америки XIX века.
Равнинные индейцы и земледельцы пуэбло
Индейцы
Юго-Запада. Она сказала, что равнины охоты на зубров
У индейцев были личности, которые можно было охарактеризовать как агрессивных, склонных к
насилие и поиск крайних эмоциональных состояний. Напротив, она сказала
что типичный индеец пуэбло был прямо противоположным — мирным, неагрессивным и трезвым человеком.
Индийская равнина |
Полинезийская женщина |
Взгляды Бенедикта были особенно популярны в
1930-е годы среди
ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид.Это было потому, что если
личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское начало
черты личности
биологически не зашит. Другими словами, культура, а не
гены, делают женщин
заботливое отношение к детям и пассивное отношение к мужчинам. Точно так же
культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти
стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мид проведен
этнографические полевые работы среди полинезийских
и
Меланезийский
народы
Южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и
мужественности имеют очень разные и даже противоположные характеристики от тех
найдено в западном мире.Она начала свои исследования на Самоа в 1925 году.
где она обнаружила расслабленный отрочество, в котором о сексе свободно говорят мальчики и девочки
а не скрытые или подавленные.
ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид ошибалась в своем утверждении.
о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал
Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской
миссионерские влияния.Другие исследователи возражают, говоря, что
Фриман выполнил большую часть своих полевых исследований через поколение после Мида и этого Самоа.
общество могло измениться за это время.
Большинство современных антропологов считают, что Бенедикт
и ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность
образования и в дисконте наследственности. Они также имели тенденцию к чрезмерному упрощению, определяя людей, которые
не разделяют всех черт «национального типа личности» как
девианты.Более правильно рассматривать членов общества как имеющих
ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле
модальная личность
.
Это наиболее распространенный тип личности в обществе. В действительности,
Обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.
В начале 1950-х годов Дэвид Рисман предложил
что есть три общих типа модальной личности, которые возникают вокруг
Мир.Он называл их ориентированными на традиции, внутренними и другими направлениями.
личности. В
ориентированная на традиции личность — это личность, которая уделяет большое внимание
делать то же самое, что и всегда. Физическим лицам
с такой личностью менее склонны пробовать что-то новое и искать
новый опыт. Те, у кого есть личности, направленные внутрь, — это
ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется
их совесть.В результате полиции не нужно
уверен, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой.
Если они нарушат закон, они, скорее всего, предадутся наказанию.
Напротив, люди с личностями, ориентированными на других, имеют
более неоднозначные представления о добре и зле. Когда они отклоняются от
социальная норма, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако если они
пойманные на месте преступления или разоблаченные публично, они, вероятно, почувствуют стыд.
Сторонники концепции Рисмана трех модальных
личности предполагают, что личность, ориентированная на традиции, является наиболее распространенной
в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных.
Считается, что внутренние личности более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в тех, которые являются однородными в культурном отношении.
Напротив, личность, ориентированная на другого, скорее всего, будет обнаружена в культурно
разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в
процессы социализации и значительная анонимность горожан.
В то время как анализ личностей Рисмана
проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики
всех трех идентифицированных им модальных типов. Например, большинство северных
Американцы, вероятно, не чувствуют себя виноватыми за превышение скоростного режима, когда они
едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя виноватыми, если кого-то
со своей машиной и, скорее всего, вызовут полицию. Другими словами, для некоторых
нарушения закона они направлены против других (или контролируются позором),
а для других они направлены внутрь (или контролируются чувством вины).Точно так же многие люди любят делать
одни вещи одинаковы каждый день, но ищите новые впечатления в других областях
их жизней. Вы можете носить такой же стиль
одевайтесь и чаще всего проводите свободное время в одном месте с друзьями.
Однако вам может быстро надоесть есть одни и те же продукты каждый день и регулярно посещать новые рестораны, когда вы идете поесть. В
Другими словами, в одних вещах вы ориентируетесь на традиции, в других — нет.
Эта страница последний раз обновлялась
Вторник, 4 июля 2006 г.
Авторские права 2002-2006 Деннис
О’Нил.
Все права защищены.
Изображение предоставлено
.
Роль социализации | Безграничная социология
Роль социализации
Социализация готовит людей к социальной жизни, обучая их общим нормам, ценностям, убеждениям и поведению группы.
Цели обучения
Опишите три цели социализации и почему каждая важна
Основные выводы
Ключевые моменты
- Социализация подготавливает людей к участию в социальной группе, обучая их нормам и ожиданиям.
- Социализация преследует три основные цели: обучение управлению импульсами и развитие совести, подготовка людей к выполнению определенных социальных ролей и культивирование общих источников смысла и ценностей.
- Социализация культурно специфична, но это не означает, что одни культуры лучше или хуже других.
Ключевые термины
- социализация : процесс познания своей культуры и того, как жить в ней.
- Джеффри Дж.Арнетт : В своей статье 1995 года «Широкая и узкая социализация: семья в контексте культурной теории» социолог Джеффри Дж. Арнетт изложил свою интерпретацию трех основных целей социализации.
- norm : Правило, которое соблюдается членами сообщества.
Роль социализации состоит в том, чтобы знакомить людей с нормами данной социальной группы или общества. Он подготавливает людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы.
Социализация очень важна для детей, которые начинают процесс дома с семьей и продолжают его в школе. Их учат тому, чего от них ожидать по мере их взросления и становления полноправными членами общества. Социализация также важна для взрослых, которые присоединяются к новым социальным группам. В широком смысле это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы.
Социализация в школе : Школы, такие как этот детский сад в Афганистане, служат основными площадками социализации.
Три цели социализации
В своей статье 1995 года «Широкая и узкая социализация: семья в контексте культурной теории» социолог Джеффри Дж. Арнетт изложил свою интерпретацию трех основных целей социализации. Во-первых, социализация учит контролю над импульсами и помогает людям развить совесть. Эта первая цель достигается естественным путем: по мере того, как люди растут в определенном обществе, они улавливают ожидания окружающих и усваивают эти ожидания, чтобы умерить свои импульсы и развить совесть.Во-вторых, социализация учит людей, как подготовиться к определенным социальным ролям и выполнять их — профессиональные роли, гендерные роли и роли институтов, таких как брак и отцовство. В-третьих, социализация культивирует общие источники смысла и ценности. Через социализацию люди учатся определять, что важно и ценится в определенной культуре.
Термин «социализация» относится к общему процессу, но социализация всегда происходит в определенных контекстах. Социализация культурно специфична: люди в разных культурах по-разному социализируются, придерживаются разных убеждений и ценностей и ведут себя по-разному.Социологи пытаются понять социализацию, но они не считают разные схемы социализации хорошими или плохими; они изучают практики социализации, чтобы определить, почему люди ведут себя именно так.
Природа против воспитания: ложные дебаты
Что важнее: природа (врожденные качества человека) или воспитание (личный опыт) для определения физических и поведенческих качеств?
Цели обучения
Обсудите обе стороны дебатов о природе и воспитании, понимая значение каждого
Основные выводы
Ключевые моменты
- Природа относится к врожденным качествам, таким как человеческая природа или генетика.
- Воспитание относится к заботе о детях со стороны родителей или, в более широком смысле, к влиянию окружающей среды, например средствам массовой информации и маркетингу.
- Споры между природой и воспитанием поднимают философские вопросы о детерминизме и свободе воли.
Ключевые термины
- воспитание : Влияние окружающей среды, способствующее развитию человека; см. также природу.
- природа : Врожденные характеристики вещи.Что что-то будет стремиться быть или делать по своей собственной конституции. Отличаться от того, что можно было ожидать или предполагать.
- детерминизм : Доктрина, согласно которой все действия определяются текущим состоянием и неизменными законами Вселенной, без возможности выбора.
Споры между природой и воспитанием бушуют по поводу того, что важнее — врожденные качества человека или личный опыт в
.
Социализация
Социальные проблемы в новостях
«Уроки смерти Чарли Ховарда», — гласил заголовок колонки. 7 июля 2009 года в Бангоре, штат Мэн, исполнилось 25 лет со дня смерти Чарли Ховарда, открыто гомосексуального 23-летнего мужчины, которого 7 июля 1984 года трое подростков избили и сбросили с моста в реку. Ховард не умел плавать и утонул. Трое его нападавших в конце концов признали себя виновными в непредумышленном убийстве и были отправлены в исправительный центр для несовершеннолетних.Один из уроков его смерти, писал обозреватель, профессор теологии, — это необходимость бросить вызов ненавистническому мышлению, которое лежит в основе гомофобии. «Трое молодых людей, убивших Чарли Ховарда, не были социальными повстанцами, действующими против социальных норм и ценностей», — писал он, а «были социальными конформистами, которые думали, что будут вознаграждены за действия в соответствии с нормами этого сообщества. Фактически, когда трое мальчиков вернулись в среднюю школу Бангора, сверстники и некоторые взрослые приветствовали их как героев.”(Эллисон, 2009 г.)
Почему четверть века назад трое подростков в маленьком городке избили гея и бросили его на смерть? Мы, возможно, никогда не узнаем, но кажется очевидным, что они научились ненавидеть геев на основе норм сообщества тогда, а также, возможно, от некоторых из многих людей, с которыми они общались каждый день. Это не было первым преступлением на почве ненависти против гея или другого человека и не было последним, но, тем не менее, оно иллюстрирует один из уродливых аспектов того, чему мы учимся у нашей культуры и у людей вокруг нас.Мы узнаем много хорошего, все необходимое для существования общества, но мы также можем научиться принимать очень вредные убеждения и практиковать очень вредное поведение.
Истории Сары Паттон Бойл и Лилиан Смит слишком хорошо иллюстрируют это. Сара Паттон Бойл родилась в 1906 году в одной из ведущих семей Вирджинии. Прадедушка был известным поверенным и исполняющим обязанности губернатора штата; оба ее деда сделали блестящую военную карьеру; ее отец был уважаемым епископальным священником.Она выросла на плантации, на которой ее предки когда-то владели рабами, а в ее семье было несколько слуг-афроамериканцев.
Именно в этом окружении маленькая Сара научилась расовым предрассудкам. Ей запретили посещать комнаты для прислуги, которые, как ей сказали, были грязными и зараженными болезнями. Сами слугам не разрешалось пользоваться семейной ванной или посудой, чтобы они не распространяли болезнь от микробов, которые, как они считали, содержат. Мать Сары любила своих слуг так же, как домашних животных в семье, «без малейшего ощущения, что они очень похожи на нее», и учила Сару, что афроамериканцы «принадлежат к более низкому классу людей, чем мы» (Boyle, 1962, стр. .14). Когда Саре исполнилось 12, ей сказали перестать играть с детьми слуг, потому что она была слишком стара, чтобы быть «знакомой» с чернокожими подростками, и затем она пережила «ужасный период обучения», в котором ее ругали, если она забыла о себе. новая, сдержанная роль. В течение следующих нескольких лет ее приучили к тому, чтобы обращаться с белыми лучше, чем с черными. Когда юность Сары закончилась, она была «так же близка к типичной южной женщине, как и все остальные к типичному чему-либо» (Boyle, 1962, стр. 14, 29). Ее расовые взгляды остались с ней на долгие годы.
Белые, такие как Сара Паттон Бойл и Лиллиан Смит, выросшие на Юге до начала движения за гражданские права 1960-х годов, научились проявлять расовые предубеждения по отношению к афроамериканцам.
Лиллиан Смит познала подобные убеждения после своего рождения, за несколько лет до Сары, в богатой семье во Флориде. Она узнала о табу и манерах в расовых отношениях так же, как научилась играм, молитвам и другим детским практикам. Главный урок заключался в том, что «я был лучше, чем негр, что у всех черных людей есть свое место, и они должны оставаться в нем … что ужасная катастрофа постигнет Юг, если я когда-нибудь буду относиться к негру как к своему социальному равному» (Смит, 1949 , п.17). Ее родители сыграли первостепенную роль в этом процессе обучения: «Мать, которая научила меня всему, что я знаю о нежности, любви и сострадании, также научила меня мрачным ритуалам удержания негров на их месте. Отец, который … напомнил мне, что «все люди братья», обучил меня жестким, как сталь, приличиям, которые я должен требовать от каждого цветного мужчины. Они … научили меня также отделять свою совесть от моих поступков и христианство от южных традиций »(Смит, 1949, стр. 17–18). Эти расовые взгляды остались с ней на долгие годы.
Благодаря движению за гражданские права Юг, конечно, сильно отличается от того времени, когда росли Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит, но их резкие описания и смерть Чарли Ховарда напоминают нам, что дети и подростки учатся всякому, хорошо или плохо, без официальных инструкций. Они учатся этому от своих родителей, друзей и других лиц своего социального окружения. То, что они изучают, составляет их культуру: нормы, ценности и символы.Социализация — процесс, посредством которого люди познают культуру своего общества. Это термин, который социологи используют для описания процесса познания людьми своей культуры. Социализация происходит в обществах, больших и малых, простых и сложных, доиндустриальных и индустриальных. Это происходит в США, Бразилии, Саудовской Аравии и Индонезии. Без социализации мы не смогли бы изучить нашу культуру, и, как указано в главе 3 «Культура», без культуры у нас не могло бы быть общества. Таким образом, социализация — важнейший процесс для возможного существования любого общества.
В этой главе рассматриваются несколько аспектов социализации. Поступая так, он продолжает развивать социологическую перспективу, рассмотренную в предыдущих главах, поскольку мы снова увидим способы, которыми наша социальная среда формирует наши мысли, действия и жизненные шансы.
4.1 Важность социализации
Цель обучения
- Опишите, почему социализация важна для того, чтобы быть полноценным человеком.
Мы только что отметили, что социализация — это способ познания культуры, но социализация также важна по другой важной причине.Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы находим шестилетнего ребенка, который почти не контактировал с людьми с рождения. После рождения ребенка ее мать сменила подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не общалась с ней. Ребенок годами оставался один днем и ночью и никогда не выходил на улицу. Сейчас мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения среднего шестилетнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы обнаружите.
Вот список, который вы, вероятно, написали, в произвольном порядке.Во-первых, ребенок не мог говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забиться в угол. В-третьих, ребенок не будет знать, как играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей немного еды и посуды, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она могла плакать, но не умела смеяться. В-пятых, ребенок будет незнаком с материальными объектами нашей культуры, включая сотовые телефоны и телевизоры, и, вероятно, будет их бояться.В этом и во многих других отношениях этот ребенок разительно отличался бы от среднего шестилетнего подростка в Соединенных Штатах. Она выглядела бы человеком, но не действовала бы как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя больше как напуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.
Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полностью функционировать как человеческие существа.Без социализации у нас не могло бы быть нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но реальным примером таких детей, часто называемых дикими — термин, используемый для детей, которые были чрезвычайно социально изолированы. детей, к сожалению, произошли и являются ярким доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.
Одним из самых известных диких детей был Виктор из Аверона, который был найден блуждающим в лесу на юге Франции в 1797 году.Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и несколько лет назад его бросили родители; он не мог говорить и вёл себя больше как дикое животное, чем человеческий ребенок. Виктор сначала жил в приюте, а затем в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конечном итоге было не лучше, чем в детстве, когда он наконец умер в возрасте около 40 лет (Lane, 1976).
В редких случаях дети выросли в крайней изоляции и в конечном итоге лишились некоторых качеств, делающих их полностью человечными.Это фотография Виктора из Аверона, который вышел из леса на юге Франции в 1800 году после того, как несколько лет назад его бросили родители. Он не мог говорить, а его когнитивные и социальные навыки никогда не развивались дальше, чем у маленького ребенка, пока он не умер в возрасте 40 лет.
Другой такой ребенок, найденный более полувека назад, был назван Анной, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческой заботы почти все свои первые шесть лет жизни» (Дэвис, 1940, стр.554). После того, как ее перебрасывали из одного дома в другой в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего деда и содержалась в маленькой безвоздушной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее рождением вне брака. что он ненавидел ее видеть. Поскольку ее мать работала весь день и выходила из дома по ночам, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто еле жива. Все эти годы ее единственной пищей было молоко.
Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла говорить, ходить или «делать что-либо, демонстрирующее разум» (Дэвис, 1940, с.554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть и запоминать лица, но она не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого ребенка, чем на семилетнего ребенка, которым она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь двухлетнего ребенка.
Вскоре после того, как Анна была обнаружена, другая девочка по имени Изабель была найдена в аналогичных обстоятельствах в возрасте 6 лет.Она также была рождена вне брака и жила одна со своей матерью в темной комнате, изолированной от остальной части семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя как дикое животное с незнакомцами, а в остальном больше походила на шестимесячного ребенка, чем на шестимесячного ребенка. Когда впервые показывали мяч, она смотрела на него, держала в руке, а затем терла им лицо взрослого.После этого интенсивные тренировки помогли Изабель выздороветь, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Davis, 1940).
Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, говоря другими словами, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, которые делают их людьми, и в других отношениях замедляет их социальную, когнитивную и интеллектуальную деятельность. эмоциональное развитие. Серия известных экспериментов психологов Гарри и Маргарет Харлоу (1962) подтвердила последнее утверждение, показав, что это справедливо и для обезьян.Харлоу изучали макак-резусов, оторванных от матери при рождении; некоторые были воспитаны в полной изоляции, в то время как другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми они могли обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимавшиеся с фальшивыми матерями, жили несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. В общем, обезьяны не могли впоследствии взаимодействовать с другими обезьянами, и младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше они были изолированы, тем больше страдали обезьяны.Показав ужасные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу подтвердил важность социального взаимодействия для нормального развития. Их эксперименты в сочетании с трагическими примерами одичавших детей напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.
Основные выводы
- Социализация — это процесс, посредством которого люди познают свою культуру и становятся полностью человечными.
- Прискорбные примеры крайней человеческой изоляции иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.
Для вашего обзора
- Согласны ли вы с тем, что эффективная социализация необходима человеку, чтобы быть полностью человечным? Может ли это предположение означать, что дети с серьезными нарушениями развития, которые не могут пройти эффективную социализацию, не являются полностью людьми?
- Знаете ли вы кого-нибудь с негативным отношением к расе и эт.
.
типов социализации | Изучающие социологию
Facebook
Twitter
Google
RSS
- Дом
- О нас
- Политика конфиденциальности
- Свяжитесь с нами
- Загрузить приложение «Социология» (Andriod)
- Введение в социологию
- Что такое социология?
- Социологическое воображение
- Сфера, предмет и проблемы социологии
- История и происхождение социологии
- Характеристики социологии
- Определения и происхождение социологии
- Отрасли социологии
- Перспективы социологии
- Основные теоретические перспективы
- Эволюционная перспектива
- Структурно-функциональная перспектива
- Перспектива конфликта
- Перспектива символического взаимодействия
- Социологические исследования
- Что такое социологические исследования?
- Метод исследования эксперимента
- Обзорный метод исследования
- Метод полевых исследований
- Анализ содержания
- Исследовательский процесс
- Оценка воздействия
- Ибн Халдун
- Аль-Асабия
- Теория городского и сельского общества
- Теория социальных изменений
- Герберт Спенсер
- Теория социальной эволюции
- Этапы социальной эволюции
- Классификация социальных систем
- Социальный дарвинизм
- Фердинанд Тоннис
- Gemeinschaft and Gesellschaft
- Огюст Конт
- Социальная статика и социальная динамика
- Позитивизм в социологии
- Закон трех стадий
- Эмиль Дюркгейм
- Социальный факт
- Теория коллективного сознания Эмиля Дюркгейма
- Социальная солидарность
- Механическая и органическая солидарность
- Дюркгеймское исследование самоубийств
- Типы самоубийств
- Макс Вебер
- Социальные действия
- Элементы социального действия
- Типы социальных действий
- Типы полномочий
- Характеристики идеальной бюрократии
- Теория рационализации Макса Вебера
- Теория о железной клетке Макс Вебер
- Карл Маркс
- Диалектический материализм
- Исторический материализм
- Теория социальных изменений Карла Маркса
- Теория отчуждения Маркса
- Классовая борьба
- Культура
- Что такое культура?
- Характеристики культуры
- Элементы культуры
- Социальные ценности
- Социальные нормы
- Социальные санкции
- Субкультуры
- Контркультуры
- Теоретические перспективы культуры
- Приобщение
- Распространение культур
- Что такое аккультурация?
- Что такое культурная ассимиляция?
.