Личностное общение это: Личностное общение — Энциклопедия КОБ

Содержание

Личностное общение — Энциклопедия КОБ

Личностное общение — средство единения в процессе выявления и разрешения прежде всего своих и чужих личностных нравственно-психологических проблем.

Невозможно написать обстоятельную инструкцию по эффективному в этом смысле общению. Но всё же в процессе общения надо помнить некоторые принципы и руководствоваться ими волевым порядком:

Человека надо принимать и удерживать в общении таким, каков он есть: т.е. со всеми его проблемами и проблемами, которые он порождает для окружающих. Если это не получается, то надо признать собственную психологическую неготовность к общению именно с этим человеком и работать над собой.

Если человек хочет выговориться, его «несёт», то его надо выслушать потому, что пока он не выговорится, то он вряд ли будет слушать Вас; а если даже и будет слушать, то вряд ли поймёт, потому что его собственная психологическая напряжённость, связанная с тем, что он пытался высказать, создаст психологический барьер или заблокирует его интеллект.

Если Вы хотите что-то довести до сознания человека, то необходимо ловить момент или как-то иначе добиться, чтобы его внимание было обращено к Вам.

Когда Вы слушаете, то следует слушать говорящего, а не свой внутренний монолог и тем более — не выплёскивать свой внутренний монолог на того, кто говорит.

Надо помнить, что слушателей может быть много, но собеседник может быть только один, а остальные присутствующие при разговоре, далеко не всегда молчаливые зрители: они могут очень громко безсмысленно галдеть или осмысленно излагать что-то своё в биополевых каналах информационного обмена, и потому ещё неизвестно кому внимает тот, к кому Вы обращаетесь с речью — Вам или “молчаливым” (как кажется) зрителям Вашей беседы.

Надо понимать, что диалог — это беседа двоих, основанная на том, что:

  • каждый из них, начиная говорить, знает, что он хочет сказать, когда и на чём он остановится;
  • и он готов, внимательно выслушать, не перебивая до конца его речи собеседника (а не свой внутренний монолог), который, начав говорить, тоже знает, что он хочет сказать, когда и на чём он остановится.

Вступая в общение с другими людьми, надо помнить: важно, что Вы намереваетесь сказать им (довести до их сознания как-то иначе) или от них услышать, но ещё более важно удержать себя в правильном настроении — эмоционально-смысловом строе души, ладном Жизни, поскольку именно в таком настроении обеспечивается взаимно дополняющее взаимодействие уровня сознания Вашей психики и её безсознательных уровней, правильная работа чувств и ума-разума.

Надо следить за тем, чтобы Ваш собственный эмоционально-смысловой строй был правильным. И соответственно, если Вы ощущаете, что Ваш собеседник в ходе общения потерял правильное настроение — правильный эмоционально-смысловой строй, то, чтобы дальнейшее общение было адекватным, следует прежде всего помочь ему восстановить правильный эмоционально-смысловой строй.

Центр Мир психологии | Консультация психолога по скайпу

 

Научное обоснование понятия Психология общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах  общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

А теперь  подробно рассмотрим процесс общения

Понятие и виды общения

 Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдение одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитывая на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержание является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организационные качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступает в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитыванию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же качается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Техника и приемы общения

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Развитие общения

Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:

Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала – это сведения о биологических, внутренних состояниях организма; затем – информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знаний о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общение в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже в дошкольном возрасте.

Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.

Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).

Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.

Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например, в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.

Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:

Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования остальных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.

Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Мы очень старались, чтобы сайт был интересным и полезным для наших читателей. Мы будем стараться еще больше от сознания того, что ты, дорогой гость, подписался на нашу рассылку! 

 


Виды общения в психологии 🚩 Общение

Межличностное общение происходит между двумя и более людьми. Оно позволяет непосредственно установить контакт между участниками. Вот почему этот вид общения еще называется прямым. Каждый участник способен влиять на процесс взаимодействия с другими. Такое взаимодействие происходит при помощи слов (вербальное общение) и при помощи знаков, жестов или мимики (невербальное общение).

Невербальное общение — это первичный язык, так как все его проявления обозначают какой-либо смысл. При умении читать определенные знаки (выражение лица, язык тела) человек может распознать истинные мотивы своего собеседника, особенно если последний лжет.

Межличностное общение основано на эмоциональной привлекательности партнера, так как человек преимущественно ориентируется на свои внутренние потребности. Человек будет общаться с себе подобными с охотой, только если он будет чувствовать себя в определенной степени важным рядом с ними.

Такое общение происходит между человеком и обществом. В этом случае он способен лишь получать информацию. Взаимодействие идет только в одну сторону. В пример можно привести чтение книг, изучение произведений искусства. Опосредованное общение чрезвычайно важно для формирования личности человека. Оно позволяет ему почувствовать себя единым целым с обществом, в котором он живет. Таким образом он общается с целым миром.

Личностное общение ориентировано на внутренний мир человека. Оно связано с переживаниями, чувствами и призвано отстаивать личность человека в огромном и порой враждебном мире. Личностное общение может происходить между двумя людьми, когда они делятся самым сокровенным друг с другом.

Чтобы общение между людьми стало личностным, через него должны проявляться качества, присущие личности: доброта, альтруизм. Информация в этом случае играет второстепенную роль.

Этот вид общения предполагает взаимодействие между начальником и подчиненным, учителем и учеником и т.д. Любому человеку отводится роль, за рамки которой выходить нельзя. Собеседники совершенно точно знают, что ожидать друг от друга. Каждый из них примеряет на другого определенную модель поведения.

Официальное общение носит формальный характер. Человек вносит индивидуальность в отведенную ему социальную роль, но правила его поведения диктуются средой, в которой он находится.

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни – 9psy.ru

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Содержание статьи

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение


Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Личностное общение – Страх людей

Жизнь человека невозможна в полном одиночестве. Мы встречаемся с людьми на улицах, разговариваем в магазинах, учимся и работаем. Общество – неотъемлемое слагаемое полноценной жизни от рождения и до глубокой старости. Очень часто коллектив виновен в неудачах – либо наоборот, в удачах человека.

Нередко люди, которые живут в одиночестве, жалуются на недостаток общения. Им не хватает общества, разговоров, знания, что кто-то рядом, кто-то живой, а не бездушный телевизор или компьютер. Такое состояние является нормальным, а вот нежелание контактировать с людьми – это уже проблема, которую необходимо решать.

Если Вы чувствуете, что не можете высказать свое мнение перед кем-то на работе или в институте, настоять на своем, проявить характер или свои способности, боясь неодобрения или насмешек – для вас является проблемой как личностное общение, так и коллективное – это сказывается на вашей жизни не самым приятным образом. У таких людей понижена самооценка, чувство собственной ненужности преобладает над уверенностью в себе, а критика принимается очень близко к сердцу. Эти чувства со временем приводят к полному краху личности и от них нужно избавляться, если вы хотите жить и радоваться жизни. При этом вышеперечисленные признаки – лишь малая часть того, что называется «страхом общения».

Нередко проблемы во взрослой жизни тянутся из детства. Нет, это не обязательно значит, что причиной страха перед людьми стала неблагополучная семья, постоянные крики, скандалы. Вполне возможно, что родителиmedium_social_anxiety_treatment
лишь излишне оберегали свое чадо, не думая, что такая забота приведет к проблемам в общении в будущем. К примеру, дети, отданные родителями в детский сад, более коммуникабельны и раскованы в общении, чем дети, которые сидели дома с родителями.


К страху перед людьми относят также и страх перед публичными выступлениями, излишнюю стеснительность, которая порой проявляется подобным образом. Так, порой люди стараются выглядеть как можно более незаметными, так как боятся насмешек, сплетен о себе. Они слишком болезненно воспринимают критику и пытаются не обращать на себя никакого внимания, мечтая стать незаметными – однако в этом их ошибка. Другие, желая самоутвердиться, перемывают им косточки и причиняют боль гораздо чаще. Такие люди хотят стать более яркими личностями, однако что-то мешает им – мешает так сильно, что они вынуждены становиться «серыми мышками».

Страх перед публичными высказываниями способен вызвать даже неудачный ответ на уроке, который оставит настолько глубокую рану в душе, что она навсегда останется препятствием для дальнейших ответов или высказываний перед людьми. Всегда будет присутствовать эта неуверенность, не дающая открыть рот или повысить голос. Такие эмоции не позволяют общаться со сверстниками, а позже – подниматься по карьерной лестнице. В этом случае личностное общение воспринимается легче.strah_obscheniya

Однако не столь важно, чего именно боится человек – важно узнать причину и искоренить страх, в том числе страх общения Это преграда, мешающая жить полноценной жизнью, побороть которую очень сложно, однако не стоит забывать, что при большом желании человек способен победить. Помните, что сложности в общении появляются у многих людей, и в тех случаях, когда эта проблема не является заболеванием и не требует вмешательства врачей, Вы и сами в состоянии решить ее.

Понять причину дискомфорта в обществе очень важно, иначе всегда есть возможность повтора проблемы, когда Вы думаете, что уже излечились от нее. Преодолеть страх общения возможно, если проводить систематические занятия, направленные на устранение страха перед людьми.


Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Виды общения — Студопедия

Психологическая характеристика общения

Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис. 2).

 
 

 

Рис. 2. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 3).

 

Рис. 3. Виды общения

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Посодержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.



Когнитивное общение – обмен знаниями.

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.


Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.

Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:

§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Ситуативно-личностное общение — это… Суть понятия, виды и средства

В понимании взрослого человека общение – это выражение собственных мыслей с целью достижения какого-либо результата. С точки зрения общей концепции этого явления само явление коммуникации также считается действием. Об этом писал ученый А. Н. Леонтьев. Также он предложил свое объяснение относительно истоков этого явления.

Ситуативно-личностное общение – это…

Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.

Актуально до 1 года

Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.

Другие формы общения

Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.

  • Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
  • Ведущие мотивы общения.
  • Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
  • Место, где происходит коммуникация.
  • Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.

Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой. На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее.

Взрослые играют важную роль

Виды общения по возрастам

Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение — это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.

На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности. Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен.

Ситуативно-деловое общение

Как уже упоминалось, ситуативно-личностное общение — это период, в течение которого закладывается база для развития других видов общения. К концу этого периода у малыша начинают развиваться хватательные способности. После того как данный этап будет освоен, сразу начинается иной этап – развитие ситуативно-делового общения.

Здесь уже появляются предметы общения, вокруг которых малыш пытается выстроить контакт с другими людьми. На практике это выражается тем, что малыш учится держать в руках игрушки, если кто-то ему симпатизирует, то протягивает ему свои игрушки или руку. Точно так же, если что-то привлекает его внимание, то он пытается потрогать или взять в руки.

Мир познается через прикосновения

Однако новые интересы и способности не отменяют потребность в эмоциональном контакте с окружающими, она остается на прежнем уровне. Что интересно, он не различает взрослых по тем или иным признакам: по полу, внешности, от того, как к нему относятся. Малышу важен сам факт присутствия взрослого человека рядом. Особенностью развития малыша в этот период является его стремление к налаживанию абсолютно бескорыстного контакта с взрослыми.

Вокализация

В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.

Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.

И эмоциональное вовлечение взрослых

Формирование речи

Если ситуативно-личностное общение — это форма общения без слов, то ближе к двум годам у малыша есть все условия для того, чтобы начать произносить отдельные слова. Если есть пробелы в развитии речевых способностей, то этот процесс может затянуть еще на 1-2 года.

Сначала малыш произносит лепет – отдельные слоги. Обычно этот период длится до 1,5-2 лет. Он понимает, что, скомбинировав несколько звуков, которые ему хорошо знакомы, можно добиться очень многого: получить еду, позвать маму, обратить на себя внимание и т. д.

На этом этапе очень важно, чтобы взрослые принимали активное участие в общении. Если не общаться с ребенком, то активная речь будет сильно отставать. То есть малыш будет понимать слова и теоретически будет готов их произносить, но если взрослые на этом не настаивают, то ребенок может начать говорить только через 1-2 года.

Эксперимент М. И. Лисиной

Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.

Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.

Закладываются основы самооценки

Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.

После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше.

Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.

Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.

И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.

Развивается хватательный навык

Механизм дальнейшего развития

Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей — берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.

Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.

Другое объяснение

Согласно другой теории предполагается, что общение со взрослым позволяет развиваться сенсорной системе малыша. Взрослый для малыша является самым информативным объектом. Именно эта информативность порождает развитие перцептивной и сенсорной систем. Когда они достигают определенного уровня развития, то малыш переносит свои умения на предметы окружающей среды.

Теперь эти предметы становятся объектом исследования ребенка, он получает от процесса новые впечатления. Этим объясняется интерес к ярким и крупным предметам.

Третье объяснение

Третье объяснение указывает, что решающую роль имеет взрослый человек и его отношение к предметам. Обычно взрослый выделяет подходящие предметы и пытается привлечь к ним внимание малыша. Так возникает синхронизация предмета, формируется некая привлекательность вещей и пробуждается интерес малыша к ним.

Какой из вариантов является достоверным? Ответ на этот вопрос интересен не только с точки зрения науки, но и с точки зрения общественности. От правильно определенной версии зависит выбор стратегии поведения взрослых.

В итоге приводит к развитию речевого аппарата

Заключение

В целях выявления подлинных механизмов развития коммуникативных навыков у детей до 7 лет работало много ученых. Примечательным является эксперимент, проведенный Е. О. Смирновым. Малышам давали несколько видов предметов, не наделенных особой привлекательностью для детей (маленькие размеры и размытые цвета). На кульминационной части в процесс включался взрослый: он рассматривал один тип предметов, показывал малышу какие-то детали и активно исследовал. Затем эти же предметы предоставлялись малышу через день, через неделю и через две. Результаты поразили ученых: дети стремились выбрать тот предмет, с которым больше взаимодействовал взрослый.

Однако специалисты считают, рано делать окончательные выводы, так как большое количество ученых занимается вопросами формирования тех или иных способностей человека и их зависимости от роли взрослого. Как только будут известны новые, достоверные подробности, возможно, теоретическая часть психологии будет значительно обогащена.

APA Личное сообщение | Примеры определений и цитирования

В стиле APA личное общение — это любой источник, который не является общедоступным. Личные сообщения цитируются в тексте, но не включены в список литературы.

Пример

Другой исследователь заявил, что результаты пока выглядят «очень многообещающими» (А. Смит, личное сообщение, 15 июля 2015 г.).

Что такое личное общение?

Личное сообщение — это любой источник, на который вы ссылаетесь, к которому читатель не сможет получить доступ — либо потому, что он не был записан, либо намеренно хранится в секрете по причинам конфиденциальности, либо доступен только для определенной группы (например,грамм. члены определенного учреждения).

Поскольку читатель не может искать эти источники независимо, APA Style заявляет, что включать их в список литературы нецелесообразно. Смысл справочного списка — позволить читателю найти ваши источники, поэтому недоступные источники не относятся к ним.

Некоторые распространенные примеры источников, которые следует рассматривать как личные сообщения, включают:

  • Частные разговоры, электронные письма, письма и сообщения
  • Интервью с участниками исследования (и ответы на них)
  • Частный контент в социальных сетях
  • Незарегистрированные выступления и лекции

Как цитировать личные сообщения

При цитировании личных сообщений в тексте вам нужно только указать инициалы и фамилию человека, слова «личное сообщение» и дату сообщения в скобках:

(F.Дэвидсон, личное сообщение, 12 января 2017 г.)

Если это актуально или важно для понимания читателя, вы можете указать тип коммуникации:

При обращении для комментариев Джонсон заявил, что спор был «абсурдным» (Х. Johnson, электронное письмо, 5 марта 2019 г.).

Во время спектакля неоднократно использовался термин «антропоцен» (Дж. Уилсон, спектакль, 13 марта 2018 г.).

Личные сообщения в социальных сетях — это всегда личное общение.Другой контент социальных сетей также следует указывать как личное общение, если он не является общедоступным, т. Е. Если к нему могут получить доступ только члены определенной группы или друзья определенного пользователя:

Члены онлайн-сообщества внимательно следили за полемикой , причем один пользователь назвал это «медиа-цирк» (Дж. Ричардс, комментарий в частной группе в Facebook, 25 апреля 2018 г.).

Цитирование участников вашего исследования

Цитаты ваших участников исследования, таких как интервьюируемые и респонденты, также рассматриваются как личные сообщения, но они часто анонимны по причинам конфиденциальности.

Есть несколько способов справиться с этим. Если не важно различать участников друг от друга, вы можете просто сослаться на них без какой-либо конкретной атрибуции:

Один участник заявил, что…

Если требуется более подробная информация, вы можете захотеть различать участников по личным характеристикам, таким как возраст, профессия или пол:

(участник мужского пола, 52 года)

Там, где важно иметь возможность обращаться к конкретным участникам, вы можете использовать вымышленные имена (при условии, что вы где-то поясняете, что именно этим занимаетесь) или кодовые имена:

Участник D заявил, что…

Участник по имени Джон (в тексте используются псевдонимы) упоминает…

Обратите внимание, что обычно нет необходимости включать даты в эти ссылки, поскольку обычно следует указывать даты интервью в разделе вашей методологии.

.

Личные сообщения

Способ цитирования традиционных знаний или устных традиций (другие термины — «традиционные рассказы» и «устные истории») коренных народов варьируется в зависимости от того, была ли и как была записана информация — только в некоторых случаях используется вариант цитата из личного общения.

  • Если информация была записана и может быть восстановлена ​​читателями (например, видео, аудио, стенограмма интервью, книга, статья), процитируйте ее в тексте и включите запись списка литературы в правильном формате для этого типа источника (например, ,г., запись на YouTube).
  • Также сохраняйте целостность взглядов коренных народов. Внимательно изучите опубликованные работы (особенно старые работы), чтобы убедиться, что информация о коренных народах является точной и уместной, прежде чем цитировать эти работы. Например, некоторые истории рассказываются только в определенное время года или определенными людьми и могут быть неуместны для цитирования и публикации в статье.

Для описания традиционных знаний или устных традиций, которые не зарегистрированы (и, следовательно, не могут быть восстановлены читателями), предоставьте в тексте цитаты столько деталей, сколько необходимо для описания содержания и контекстуализации происхождения информации.Например, если вы поговорили с коренным жителем напрямую, чтобы узнать информацию (но он не был участником исследования), используйте вариант цитаты из личного общения.

  • Укажите полное имя человека и нацию или конкретную группу коренного населения, к которой он принадлежит, а также его местонахождение или другие подробные сведения о нем, если это необходимо, после слов «личное сообщение» и дату сообщения.
  • Укажите точную дату переписки, если таковая имеется; если переписка имела место в течение определенного периода времени, укажите более общую дату или диапазон дат.Дата относится к тому, когда вы консультировались с человеком, а не к тому, когда была отправлена ​​информация.
  • Убедитесь, что это лицо согласилось на то, чтобы его имя было указано в вашей статье, и подтвердило точность и уместность представленной вами информации.
  • Поскольку нет восстанавливаемого источника, запись в списке ссылок не используется.

В следующем примере показано, как включить эти детали в вариант цитаты из личного сообщения. Вы можете включить дополнительную информацию или другую информацию в зависимости от контекста вашей работы.

Мы поговорили с Анной Грант (народ Хайда, живет в Ванкувере, Британская Колумбия, Канада, личное сообщение, апрель 2019 г.) о традиционном понимании мира коренными народами в Канаде. Она описала. , ,

Также пишется с заглавной буквы большинство терминов, относящихся к коренным народам. К ним относятся названия конкретных групп (например, чероки, кри, оджибве) и слова, относящиеся к культуре коренных народов (например, Сотворение, Создатель, Старейшина, Устная традиция, Традиционные знания, Поиски видения).Использование заглавных букв сделано намеренно и демонстрирует уважение к взглядам коренных народов.

Для получения дополнительной информации о цитировании информации от коренных народов, в том числе о том, как включить цитаты участников исследования из числа коренных народов и как поделиться своим собственным опытом, если вы являетесь представителем коренных народов, см. Раздел 8.9 Руководства по публикациям .

Для получения дополнительной информации о создании произведений о коренных народах также обратитесь к следующим ценным ресурсам, написанным писателями и издателями коренных народов.Команда APA Style использовала эти работы в качестве основы для руководства Publication Manual .

Янгинг, Г. (2018). Элементы стиля коренных народов: руководство для написания коренными народами и о них . Кисть образования.

,

интервью, личное общение // Purdue Writing Lab

Резюме:

В этом разделе содержится информация о методе форматирования и цитирования документа The Chicago Manual of Style . Эти ресурсы соответствуют семнадцатому изданию Чикагское руководство по стилю , выпущенному в 2017 году.

В цитатах для интервью и личного общения первым должно быть указано имя интервьюируемого или человека, от которого получено сообщение.За ним следует имя интервьюера или получателя, если оно указано, а также подробные сведения о месте и дате собеседования / общения. Неопубликованные интервью и личное общение (например, личные или телефонные разговоры, письма, электронные письма или текстовые сообщения) лучше всего цитировать в тексте или в примечаниях, а не в библиографии. Опубликованные интервью следует цитировать как статьи в периодических изданиях или главы книг.

Интервью с анонимными источниками можно цитировать без указания имени источника-e.грамм. «Анонимный информатор №3» или «любитель псилоцибина» — но вы должны объяснить в тексте, почему вы не указываете название своего источника.

Неопубликованные интервью

Примечание: Если интервью не опубликовано, но имеется стенограмма или запись, вы должны указать информацию о том, где можно найти эту стенограмму / запись. Это может быть как простой URL, так и сложный, как место в архиве учреждения; последний показан в примере ниже.

№:

1.Алекс Смит (сантехник на пенсии) беседует с автором, январь 2017 г.

2. Фредерик Л. Ховде, интервью Роберта Б. Эклза, 23 июля 1972 г., интервью 8, стенограмма и запись, Сборник программы устной истории Управления публикаций Университета Пердью, MSO 2, серия 1, подсерия 16, файл 8 , Архивы и специальные коллекции Университета Пердью.

Опубликованные или транслируемые интервью

Интервью, опубликованное в печатном издании, цитируется во многом как периодическое издание, как видно из первого примера.Интервью, транслируемое по телевидению, радио и т. Д., Имеет свой собственный формат, а именно:

№:

3. Имя Фамилия, интервью с именем Фамилия, Название программы вещания , Издатель, дата.

Б:

Фамилия Имя. Название программы вещания . По имени Фамилия. Издатель, дата.

Это показано во втором примере.

№:

4. Наташа Третеви, «Рассечение и другие виды любви», интервью Линдси Александер, S ycamore Review, no.24 (зима / весна 2012): 35.

5. Кэрри Родригес, интервью с Кузом Фростом, Acoustic Café , 88.3 WGWG FM, 20 ноября 2008 г.

Б:

Третеви, Наташа. «Рассечение и другие виды любви». Линдси Александр. Обзор платана, нет. 24 (зима / весна 2012 г.): 31-45.

Родригес, Кэрри. Акустическое кафе. Куз Фрост. 88.3 WGWG FM, 20 ноября 2008 г.

Личные коммуникации

На личные сообщения обычно ссылаются в тексте или примечании.Они редко появляются в виде библиографических записей. Не указывайте адрес электронной почты или другую контактную информацию, через которую осуществлялось общение, за исключением случаев, когда это необходимо и у вас есть разрешение источника.

№:

1. Патрисия Бернс, электронное письмо автору, 15 декабря 2017 г.

,

APA Style 6th Edition Блог: Личные коммуникации

Джефф Хьюм-Пратуч

Уважаемые знатоки стиля,
Мне нужно процитировать книгу, продиктованную духом медиуму. Кто здесь автор? Я думал, что это будет дух, но теперь, когда я поместил его в свой список литературы, это выглядит странно.
—Пуган в Спокане

Dear Spooked,

Бестелесные существа продиктовали ряд бестселлеров, но, похоже, они никогда не обналичивают свои собственные гонорары.В библиографических целях автор — это человек, через которого произведение вошло в материальную сферу.

Возьмем, к примеру, работу Джейн Робертс. В 1960-х она начала публиковать сообщения, которые она получала в состоянии транса от «энергетической сущности личности, больше не сосредоточенной на физической материи» по имени Сет. В течение следующих нескольких десятилетий были опубликованы десятки томов, некоторые из которых были отредактированы ее мужем после ее смерти.

 Робертс, Дж.(1972).  Сет говорит: Вечная ценность души.  
Сан-Рафаэль, Калифорния: Эмбер Аллен.
 Roberts, J. & Roberts, R. (Ed.). (1993).  Читатель Сета.  Сан-Ансельмо, 
Калифорния: Vernal Equinox Press.

Хотя они были охвачены движением New Age, работы из Great Beyond не ограничиваются эпохой диско. Возрождение спиритуалистического движения в начале 20 века привело к появлению звездных авторов, таких как Пейшенс Уорт.Утверждая, что она англичанка, приехавшая в Америку в 17 веке, она начала разговаривать через домохозяйку по имени Перл Карран в 1916 году. Сначала она использовала доску для спиритических сеансов, но в конце концов Курран смогла диктовать свои разговоры, расхаживая по комнате или даже курить сигарету. Под названием «Пейшенс Уорт» был опубликован ряд романов и стихов, но практически все они распроданы.

 Curran, P. (1917).  Печальная история: История времен Христа. Нью-
Йорк, Нью-Йорк: Холт. Получено с http://books.google.com

Но произведения, продиктованные трансом, не ограничиваются литературным миром. Британская женщина по имени Розмари Браун утверждала, что духи Листа, Бетховена, Шопена и других композиторов представляли через нее новую музыку, которую они сочинили в духовном мире.

 Браун Р. (1974).  Фортепианный альбом Розмари Браун: 7 пьес, вдохновленных  
Бетховен, Шуберт, Шопен, Шуман, Брамс и Лист .Лондон,
Англия: Пакстон.

Феномен духовной диктовки, естественно, привлекал внимание исследователей-психологов на протяжении многих лет. Если вы хотите узнать больше, несколько источников представлены ниже.

Каннингем П. (2012). Проблема источника контента в современных исследованиях медиумизма. Journal of Parapsychology, 76, 295–319.

Дилиберто, Г. (2010, сентябрь). Ценность терпения: автор из неизведанного. Смитсоновский журнал. Получено с http://www.smithsonianmag.com/arts-culture/Patience-Worth-Author-From-the-Great-Beyond.html

LePort, AKR, Mattfeld, AT, Dickinson-Anson, H., Fallon , JH, Stark, CEL, Kruggel, F. , , Макгоу, Дж. Л. (2012). Поведенческое и нейроанатомическое исследование высшей автобиографической памяти (HSAM). Нейробиология обучения и памяти, 98, 78–92.

Перес, Дж. Ф., Морейра-Алмейда, А., Кайшета, Л., Леао, Ф., и Ньюберг, А. (2012). Нейровизуализация в состоянии транса: вклад в изучение диссоциации. PLoS ONE, 7 (11), e49360. DOI: 10.1371 / journal.pone.0049360

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *