Логическая память: Логическая память и ее развитие

Содержание

Логическая память и ее развитие

Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.

Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.

Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).
Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал. Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:
 

«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».

Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.

Как развить логическую память?

Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.

 

Анализ

Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:
 

  • Что именно я изучаю?
  • Почему я это изучаю?
  • Что представляет собой материал?

После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.

 

Компиляция и декомпиляция

Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.

 

Поиск связи

Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.

 

Познание сути

Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:
 

  • Изучите историю предмета.
  • Попытайтесь связать эту неизвестную вам тему с темой очень близкой.
  • Найдите больше информации на эту тему.
  • Эмоционально вовлекайтесь в предмет.
  • Изучайте биографии людей, которые связаны с этой темой.
  • Ведите дневник и записывайте в него все свои мысли.

Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.
 

Систематическое повторение

Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления. Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.

Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.
 

Упражнения для развития логической памяти

Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.

Упражнение «Ассоциации»

Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка). Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.

Упражнение «Лишнее слово»

Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок. Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.

Упражнение «Вольный пересказ»

Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл. Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.

Логическая память и ее развитие

Развитие памяти – это жизненно важная необходимость. Без этого навыка мы потеряем прошлое, не сможем эволюционировать и грамотно мыслить, а также лишимся будущего. Благодаря памяти человек способен связывать различные события, делать собственные выводы, осваивать новые навыки и умения. В представленной статье подробно рассказывается о логической памяти и способах ее развития.

 

Разновидности памяти

Память – это совокупность познавательных способностей и психологических возможностей, которые способствуют накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и умений человека. Существует множество разновидностей памяти, однако ключевыми являются механическая и логическая.
Виды памяти по способу запоминания

Механическая память – способность запомнить и пересказать материал в первозданном виде, не понимая смысла и не стремясь найти логических связей. Среди студентов и школьников подобный метод называется «зубрежкой», так как информация автоматически заучивается за счет многократных повторений. Подобная память пригодится для заучивания сложных терминов, изучения иностранных языков, повторения физических упражнений.

Логическая память – способность, направленная на определение и запоминание смысла изучаемого материала. Она предполагает предварительное осмысление, а затем сознательное усвоение информации. Иными словами, логическая память действует в следующей последовательности:

  • изначально информация анализируется;
  • затем она разделяется на несколько частей;
  • после определяются наиболее значимые составляющие материала;
  • затем прослеживается связь между ключевыми тезисами;
  • в конце познается основной смысл подлежащих запоминанию сведений.

Обычно логически заученные сведения сохраняются в памяти на очень долгое время, тогда как при механической зубрежке могут быстро «выветриться» из головы, особенно если прекратить систематическое повторение. 

Методы развития

Для того, чтобы процесс развития логической памяти прошел грамотно и принес положительные результаты, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Анализируйте

Изучая любую новую информацию, постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:

  • Что я изучаю?
  • Зачем я это изучаю?
  • Что важного в этой информации? Что не достойно внимания?
  • Чем эти сведения помогут мне в жизни?
  • Нужна ли мне эта информация?

Отвечая на подобные вопросы, делайте наброски, рисуйте чертежи, составляйте графики, ищите метафоры и стройте гипотезы. Подобное упражнение способствует плавному перевоплощению механической памяти в логические умозаключения.

Компилируйте и декомпилируйте

Любой познавательный материал можно логически разделить на части. Чтобы охватить всю информацию и ничего не упустить, следует:

  • полностью понимать учебный материал;
  • по отдельности осмыслить все его ключевые тезисы.

Соответственно, изучая другую тему, задумайтесь:

  • Перекликается ли она с уже известной вам информацией?
  • Насколько она полезна и интересна для вас?
  • Продвинет ли она вас по пути понимания предмета?

Таким образом, ваши старые знания можно скомпилировать с новыми, и максимально глубоко вникнуть в историю предмета, в людей, связанных с ним, получив массу положительных эмоций от самого процесса изучения.

Ищите взаимосвязь

По мнению отечественных психологов, воспитание логической памяти предполагает развитие мыслительной деятельности, которая, среди прочего, подразумевает поиски многочисленных и многообразных взаимосвязей. 

  • сравнивайте предметы и явления между собой;
  • ищите в них сходство и определенные признаки;
  • выявляйте сходство и различие;
  • проводите обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам;
  • классифицируйте информацию и явления.

Когда вы сможете разложить все «по полочкам» у себя в голове, то легко и надолго запомните новый материал. 

Выявите суть

Это один из трудоемких, но неимоверно интересных этапов развития логической памяти. Если вы познаете суть интересующей вас темы, то сможете освоить даже самый сложный предмет в абсолютно новой для вас области. Для этого соберите всю информацию, касающуюся изучаемой тематики, и максимально глубоко погрузитесь в ее изучение.

К примеру, если вы решили выучить английский язык, для досконального его понимания вам необходимо сделать следующее:

  • прочесть историю возникновения английского языка;
  • попробовать самостоятельно перевести известные высказывания Шекспира;
  • изучить биографию известных английских личностей;
  • познакомиться с английской культурой и традициями;
  • выучить несколько «крылатых» фраз и поговорок, а также постараться понять их смысл и т.д.

Повторяйте изученное

Логическая память основывается не только на анализе, понимании и заучивании необходимой информации. Она также нуждается и в ее повторении, поскольку без него полученные знания быстро «выветрятся» из памяти. 

Использование логической памяти подразумевает повторение смысла изучаемого материала, при этом каждый раз воспроизведение уже известных фактов может быть выражено в иных словах и разъяснено на других примерах. Благодаря тому, что подбираются собственные выражения и формулировки, информация откладывается в логической памяти и сохраняется на очень длительное время.
Логическая память

Упражнения для развития логической памяти

Используя несложные специальные упражнения, вы сможете регулярно тренировать и развивать свою память. Предлагаем небольшой выбор полезных и эффективных упражнений.

Ассоциации

Для выполнения этого упражнения необходимо участие минимум двух человек: один будет исполнять роль ведущего, а второй – участника. Правила игры следующие:

Ведущий вслух произносит слова и ассоциации, связанные с ними. К примеру: 

  • играть – паровоз;
  • солнце – лето;
  • книга – Лермонтов;
  • чашка – кофе;
  • играть – компьютер и т.д.

Задача участника – запомнить слова и ассоциации к ним. После ведущий зачитывает одно из парных слов, а игрок должен сообщить второе слово. Постепенно парные слова необходимо усложнять.

Лишнее слово

Для данного упражнения также понадобится участие двух человек, один из которых является ведущим, а второй – игроком. Правила игры заключаются в следующем: 

Ведущий произносит три-пять слов, среди которых присутствует одно лишнее, не связанное с другими слово. К примеру:

  • кукла – песок – ведерко – мяч;
  • пальто – шапка – сапоги – шарф;
  • Бродский – зонтик – костер;
  • подбежал – вошел – подошел;
  • говорить – идти – молчать;
  • Пушкин – няня – стихотворение и т.д.

Задача игрока заключается в том, чтобы определить не связанное с остальными слово и объяснить окружающим, почему оно лишнее. Постепенно игра усложняется тем, что в связке отсутствует лишнее слово, однако угадывающий участник об этом не знает и поэтому вынужден доказывать свое видение и правоту. Подобное упражнение отлично способствует развитию логики, мышления и памяти.

Вольный пересказ

Смысл этого упражнения в том, чтобы вы или кто-либо прочли вслух небольшой отрывок текста. После этого вам необходимо записать его содержание своими словами. Затем сравните ваш текст с оригиналом и проверьте, сколько смысловых единиц вам удалось запомнить и повторить в своем пересказе.

К примеру:

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

 

В данном случае присутствует 14 смысловых единиц. Начните с небольшого абзаца, а затем постепенно увеличивайте объем текста.

Теперь вы знаете, что такое логическая память и как ее можно развить до максимальных показателей. Тренировка памяти не только сделает вашу жизнь интересной, но и поможет снизить вероятность возникновения болезни Альцгеймера и склероза.

Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти » Битрейника

По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. Подробнее с классификацией видов памяти можно ознакомиться в нашей статье Виды памяти. В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.

В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.

Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.

Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:

  1. Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
  2. Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.

Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.

Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.

Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).

Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.

Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами  ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

Для малышей:

  • Разучивание стихов и песен.
  • Составление рассказа по картинке.
  • То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
  • Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
  • Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.

Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:

  • Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
  • Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
  • Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
  • Обсуждение прочитанного или просмотренного.
  • Максимально  точный пересказ новостных сообщений.

Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти  можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.

Советы по улучшению работы мозга можно найти в нашей статье Здоровье мозга

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать занятия на игровых  тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

41. ОБРАЗНАЯ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Шпаргалка по общей психологии

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

В настоящее время принято говорить о двух основных факторах, от которых зависит легкость воспроизведения образа. Это, во-первых, содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, состояние человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.


Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды памяти — marena99 — LiveJournal

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение.

Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память. 

  Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов.

Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться.

Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. 

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. 

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, незадействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

•   Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.

•   Формирование эмоционального интеллекта.

•   Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

 Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека.

В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Логическая память в процессе её формирования у младших школьников

При поступлении ребенка в школу резко увеличивается объем сведений, которые необходимо усваивать ежедневно. Запоминание информации прежним, распространенным в дошкольном возрасте, механическим способом (многократным проговариванием усваиваемого материала) с каждым годом обучения становится все менее эффективным. Уже у младших школьников необходимо формировать рациональные приемы запоминания информации, которые позволили бы добиваться стойкого мнемического эффекта и в старших классах школы.


Специфика логической памяти как высшей формы мнемической деятельности
Память входит в структуру многих способностей человека, а также интеллекта и опыта. Память, поэтому, можно рассматривать как базовую когнитивную систему, так как все сенсорные, мыслительные и моторные операции тесно связаны с мнемическими функциями и посредством них объединены в общую структуру когнитивной сферы и деятельности человека. Не случайно И. М. Сеченов рассматривал память как основное условие жизни и психического развития человека.

Долгое время в психологии господствовало представление о памяти как о чисто биологической функции. Классической формулой памяти считалось утверждение Геринга о том, что память есть общее свойство всей организованной материи. Глобальные изменения и новые достижения в изучении проблем памяти человека характеризуют начало ХХ-го века. Французская психологическая школа разработала положение о социальной природе памяти и о возможности управления ею. П. Жане впервые определил память как особую форму поведения, включающую следующие виды действий: а) действия, «преодолевающие отсутствие чего-либо», б) отсроченные действия, в) рассказ наизусть, описание, повествование.



Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия, рассматривая фило и онтогенез памяти, пришли к выводу, что коренные изменения в работе памяти связаны с переходом от использования предметов как средств запоминания к созданию искусственных мнемических опор.
А. Н. Леонтьев считал память опосредствованной формой поведения. Опосредование — это использование мыслительных процессов в качестве средств произвольного логического запоминания. Опосредование актов запоминания не изменяет биологических законов памяти, воздействуя лишь на структуру операций в целом. Эффективность запоминания становится тем выше, чем больше употребляется вспомогательных средств, и чем выше они по своему типу. А. Н. Леонтьеву принадлежит заслуга в разработке положения о «вращивании» как о превращении внешних средств запоминания во внутренние. Одновременно им были введены и термины, характеризующие внешне опосредствованную и внутренне опосредствованную память. Термин внешне опосредствованная память обозначал определенную стадию развития памяти детей, которая предшествует внутренне опосредствованному запоминанию, и характеризуется тем, что вращивание знаковых систем еще не произошло, и дети при решении мнемических задач используют внешние опоры.
По мотивационным и ориентировочным компонентам такая память произвольна, а по исполнительным — непроизвольна.
Развитие опосредствованной памяти идет в двух направлениях. Во-первых, происходит совершенствование внешних средств запоминания. Во-вторых, внешние средства запоминания превращаются во внутренние. Второе направление представляет становление внутренне опосредствованной логической памяти.
Логическая память по А. Н. Леонтьеву — это внутренне опосредствованная деятельность человека, опирающаяся на инструментальную функцию речи. Данный вид памяти, с одной стороны, характеризуется замещением внешних знаков, используемых для запоминания, словесными раздражителями. С другой стороны, функционирование логической памяти связано с активным использованием мыслительных операций в процессах запоминания и воспроизведения информации. Это позволяет вслед за А. Н. Леонтьевым и другими принять за основу следующее определение логической памяти.
Логическая память есть память, основанная на знании и использовании логических операций мышления в мнемических процессах, прежде всего при запоминании и воспроизведении. На основе логических операций формируются логические приемы — совокупность действий, направленных на выполнение логических операций, совершаемых по логическим законам. Исходя из данного определения, мы обозначили логический прием запоминания как совокупность действий по выполнению логических операций, подчиненных мнемической задаче. В психологии принято положение о наличии межфункциональных связей между познавательными процессами, в частности, памятью и мышлением. Л. С. Выготский показал, что с возрастом изменяется место памяти в системе психических функций. Для детей раннего возраста мыслить — значит вспоминать. Для подростков запоминать — значит мыслить. Следовательно, с возрастом изменяется не только структура памяти, но и ее межфункциональные отношения с другими процессами.
В работах Л.С.Выготского, Л. В.Занкова, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, С. Л. Рубинштейна и других была раскрыта важная роль мышления в мнемической деятельности человека. Влияние активной мыслительной переработки информации на воспроизведение было отмечено в исследованиях М. М. Нудельмана, А.Г.Комма, А.А.Смирнова.
Особое внимание ученых привлек к себе феномен воспроизведения (восстановления, реконструкции) материала. Реконструкция материала при его воспроизведении объясняется тем, что запоминается только смысловой остов материала, полученный путем обобщения всего содержания. На этапе воспроизведения из такого остова посредством умозаключений восстанавливается вся исходная информация. Следовательно, «… мыслительная деятельность в самых ее разнообразных и сложных проявлениях составляет психологическое ядро воспроизведения». Ф. Бартлетт, Г. Бауэр, П. Торндайк причиной реконструкции информации при ее воспроизведении считали интеграцию новых сообщений с имеющимися в памяти знаниями о свойствах и отношениях окружающего мира. Это значит, что не только мышление играет важную роль в процессах памяти, но и память в процессах мышления. Не случайно Л.М.Веккер указывал, что функция памяти состоит в интеграции отдельных компонентов мыслительного процесса в целостную систему интеллекта.
Не менее активную роль процессы мышления играют и при запоминании информации. Эксперименты П.И.Зинченко по усвоению содержания текстов с использованием готовых и самостоятельно составленных планов, исследования А.А.Смирнова по запоминанию фраз в процессе анализа орфографических и смысловых ошибок и другие работы свидетельствуют о том, что успешность запоминания зависит от интенсивности умственной работы. При осмыслении материал в определенной степени становится знаком учащимся, а чем больше знаком материал, чем меньше в нем новой информации, тем легче он запоминается.
Использование мыслительных операций в памяти не только перестраивает процессы запоминания и воспроизведения, но и оказывает позитивное влияние на показатели памяти. Так А.Н.Леонтьев и В.И.Самохвалова, доказали, что объем запоминания осмысленного материала более чем в два раза превышает количество усвоенного бессмысленного материала. Аналогичные результаты был получены раньше при изучении влияния осмысленности материала на скорость и прочность его запоминания, проведенные в 1979 году Х. Эббингаузом. Исследование возрастных особенностей осмысленного запоминания выяснило, что у детей его преимущество над бессмысленным запоминанием выше, чем у взрослых людей, так как взрослые в большей степени способны осмысливать даже бессмысленный материал.
Таким образом, изучая любые аспекты памяти, можно установить ее тесную связь с мышлением. Не случайно И. М. Сеченов, рассматривая взаимосвязь этих процессов, отмечал, что память в любом возрасте является смысловой, так как уже на ранних этапах развития она связана с активной аналитико-синтетической деятельностью. На определенном этапе память становится логической. Это происходит тогда, когда у человека возникает способность сознательно использовать мыслительные операции в мнемических целях.
Подчеркивая тесное взаимодействие мышления и памяти, П. И. Зинченко указывал на необходимость изучения специфики процессов памяти по сравнению с мышлением. Это рассматривалось как одна из первостепенных теоретических задач психологии памяти. На то, что процессы мышления не могут исчерпать собой запоминания, указывали также А. А. Смирнов, Ж. Пиаже, В. Я. Ляудис и др.
В связи с этим возникает задача установления отличий познавательного действия от действия мнемического.
Таким образом, под логической памятью мы понимаем  такую память, которая построена на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. А под мнемической деятельностью — активную деятельность человека, направленную на запоминание и воспроизведение материала.

Возрастные особенности развития логической памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Cуть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Рассмотрим такой пример.
К концу младшего школьного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% школьников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это – факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I–II и III–IV классов. Так, для детей 7 –8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал… Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» — чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».

Основные приемы логического запоминания и особенности их формирования у детей младшего школьного возраста

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.
Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
а)   формирование самого умственного действия;
б) использование его как мнемического приема, т. е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Процесс развития логической  памяти  у младших  школьников  должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.
На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, как сказано выше, потребность в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
В развитии произвольной  памяти  младших  школьников  необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (к III классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь, как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».
Формирование письменной речи идет эффективно в ситуации, когда требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять, При этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества — сочинение сказок.
Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Таким образом:

Развитие логической памяти проходит в три этапа. На первом этапе детьми осваиваются логические операции мышления. На втором этапе отдельные операции складываются в логические приемы мышления. При этом логическая память функционирует еще на непроизвольно-интуитивной основе. Третий этап характеризуется оформлением логических приемов запоминания, т.е. произвольным использованием мышления в мнемических целях, превращением мыслительных действий в мнемические умения и навыки.
Оптимальное развитие логической памяти детей младшего школьного возраста происходит при соблюдении ряда условий, касающихся организации обучения детей приемам запоминания, их практическому применению, обучению школьников самоанализу мнемической деятельности, правильной постановки задачи запоминания взрослыми.
Соблюдение указанных условий позволяет добиться значимых изменений в работе памяти младших школьников. Это проявляется в сознательном произвольном использовании детьми рациональных мнемических приемов при организации запоминания, что в свою очередь, приводит к росту продуктивности памяти.
К концу младшего школьного возраста произвольный способ запоминания материала путем сохранения его в логической памяти становится характерным для большинства школьников.

Но процесс развития логической  памяти  у младших  школьников  должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.
На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, как сказано выше, потребность в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.


Литература

  1. Артамонова Е. Память учеников // Народное образование. – 2005. — №5. – С.159-164.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1999.
  3. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М.: Наука, 2003.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 3. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Академия, 2000.
  6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Академия, 2002.
  7. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  8. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Академия, 2000.
  9. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. — 562 с.
  10. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 1998.
  11. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2004. – 8-15 ноября. – С.41-44.
  12. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.; Изд-во МГУ, 1995.
  13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. — М.: Академия, 1998.
  14. Леонтьев А. И. Развитие памяти.— М.; Л., 1931. —277 с.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
  16. Медведев С. Об объеме кратковременной памяти // психологический журнал. – 2000. — №6. – С.87-91.
  17. Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — М.: Медицина 1997.
  18. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 1995.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003.
  21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1996.
  22. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1999.

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Организация памяти компьютера. Простейшие схемы управления памятью

Аннотация: В настоящей лекции рассматриваются простейшие способы управления памятью в ОС. Физическая память компьютера имеет иерархическую структуру. Программа представляет собой набор сегментов в логическом адресном пространстве. ОС осуществляет связывание логических и физических адресных пространств.

Введение

Главная задача компьютерной системы – выполнять программы. Программы вместе с данными, к которым они имеют доступ, в процессе выполнения должны (по крайней мере частично) находиться в оперативной памяти. Операционной системе приходится решать задачу распределения памяти между пользовательскими процессами и компонентами ОС. Эта деятельность называется управлением памятью. Таким образом, память (storage, memory) является важнейшим ресурсом, требующим тщательного управления. В недавнем прошлом память была самым дорогим ресурсом.

Часть ОС, которая отвечает за управление памятью, называется менеджером памяти.

Физическая организация памяти компьютера

Запоминающие устройства компьютера разделяют, как минимум, на два уровня: основную (главную, оперативную, физическую ) и вторичную (внешнюю) память.

Основная память представляет собой упорядоченный массив однобайтовых ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный адрес (номер). Процессор извлекает команду из основной памяти, декодирует и выполняет ее. Для выполнения команды могут потребоваться обращения еще к нескольким ячейкам основной памяти. Обычно основная память изготавливается с применением полупроводниковых технологий и теряет свое содержимое при отключении питания.

Вторичную память (это главным образом диски) также можно рассматривать как одномерное линейное адресное пространство, состоящее из последовательности байтов. В отличие от оперативной памяти, она является энергонезависимой, имеет существенно большую емкость и используется в качестве расширения основной памяти.

Эту схему можно дополнить еще несколькими промежуточными уровнями, как показано на рис. 8.1. Разновидности памяти могут быть объединены в иерархию по убыванию времени доступа, возрастанию цены и увеличению емкости.

Иерархия памяти

Рис.
8.1.
Иерархия памяти

Многоуровневую схему используют следующим образом. Информация, которая находится в памяти верхнего уровня, обычно хранится также на уровнях с большими номерами. Если процессор не обнаруживает нужную информацию на i-м уровне, он начинает искать ее на следующих уровнях. Когда нужная информация найдена, она переносится в более быстрые уровни.

Локальность

Оказывается, при таком способе организации по мере снижения скорости доступа к уровню памяти снижается также и частота обращений к нему.

Ключевую роль здесь играет свойство реальных программ, в течение ограниченного отрезка времени способных работать с небольшим набором адресов памяти. Это эмпирически наблюдаемое свойство известно как принцип локальности или локализации обращений.

Свойство локальности (соседние в пространстве и времени объекты характеризуются похожими свойствами) присуще не только функционированию ОС, но и природе вообще. В случае ОС свойство локальности объяснимо, если учесть, как пишутся программы и как хранятся данные, то есть обычно в течение какого-то отрезка времени ограниченный фрагмент кода работает с ограниченным набором данных. Эту часть кода и данных удается разместить в памяти с быстрым доступом. В результате реальное время доступа к памяти определяется временем доступа к верхним уровням, что и обусловливает эффективность использования иерархической схемы. Надо сказать, что описываемая организация вычислительной системы во многом имитирует деятельность человеческого мозга при переработке информации. Действительно, решая конкретную проблему, человек работает с небольшим объемом информации, храня не относящиеся к делу сведения в своей памяти или во внешней памяти (например, в книгах).

Кэш процессора обычно является частью аппаратуры, поэтому менеджер памяти ОС занимается распределением информации главным образом в основной и внешней памяти компьютера. В некоторых схемах потоки между оперативной и внешней памятью регулируются программистом (см. например, далее оверлейные структуры ), однако это связано с затратами времени программиста, так что подобную деятельность стараются возложить на ОС.

Адреса в основной памяти, характеризующие реальное расположение данных в физической памяти, называются физическими адресами. Набор физических адресов, с которым работает программа, называют физическим адресным пространством.

Логическая память

Аппаратная организация памяти в виде линейного набора ячеек не соответствует представлениям программиста о том, как организовано хранение программ и данных. Большинство программ представляет собой набор модулей, созданных независимо друг от друга. Иногда все модули, входящие в состав процесса, располагаются в памяти один за другим, образуя линейное пространство адресов. Однако чаще модули помещаются в разные области памяти и используются по-разному.

Схема управления памятью, поддерживающая этот взгляд пользователя на то, как хранятся программы и данные, называется сегментацией. Сегмент – область памяти определенного назначения, внутри которой поддерживается линейная адресация. Сегменты содержат процедуры, массивы, стек или скалярные величины, но обычно не содержат информацию смешанного типа.

По-видимому, вначале сегменты памяти появились в связи с необходимостью обобществления процессами фрагментов программного кода (текстовый редактор, тригонометрические библиотеки и т. д.), без чего каждый процесс должен был хранить в своем адресном пространстве дублирующую информацию. Эти отдельные участки памяти, хранящие информацию, которую система отображает в память нескольких процессов, получили название сегментов. Память, таким образом, перестала быть линейной и превратилась в двумерную. Адрес состоит из двух компонентов: номер сегмента, смещение внутри сегмента. Далее оказалось удобным размещать в разных сегментах различные компоненты процесса (код программы, данные, стек и т. д.). Попутно выяснилось, что можно контролировать характер работы с конкретным сегментом, приписав ему атрибуты, например права доступа или типы операций, которые разрешается производить с данными, хранящимися в сегменте.

Расположение сегментов процессов в памяти компьютера

Рис.
8.2.
Расположение сегментов процессов в памяти компьютера

Некоторые сегменты, описывающие адресное пространство процесса, показаны на рис. 8.2. Более подробная информация о типах сегментов имеется в лекции 10.

Большинство современных ОС поддерживают сегментную организацию памяти. В некоторых архитектурах (Intel, например) сегментация поддерживается оборудованием.

Адреса, к которым обращается процесс, таким образом, отличаются от адресов, реально существующих в оперативной памяти. В каждом конкретном случае используемые программой адреса могут быть представлены различными способами. Например, адреса в исходных текстах обычно символические. Компилятор связывает эти символические адреса с перемещаемыми адресами (такими, как n байт от начала модуля). Подобный адрес, сгенерированный программой, обычно называют логическим (в системах с виртуальной памятью он часто называется виртуальным) адресом. Совокупность всех логических адресов называется логическим (виртуальным) адресным пространством.

Связывание адресов

Итак логические и физические адресные пространства ни по организации, ни по размеру не соответствуют друг другу. Максимальный размер логического адресного пространства обычно определяется разрядностью процессора (например, 232) и в современных системах значительно превышает размер физического адресного пространства. Следовательно, процессор и ОС должны быть способны отобразить ссылки в коде программы в реальные физические адреса, соответствующие текущему расположению программы в основной памяти. Такое отображение адресов называют трансляцией (привязкой) адреса или связыванием адресов (см. рис. 8.3).

Связывание логического адреса, порожденного оператором программы, с физическим должно быть осуществлено до начала выполнения оператора или в момент его выполнения. Таким образом, привязка инструкций и данных к памяти в принципе может быть сделана на следующих шагах [Silberschatz, 2002].

  • Этап компиляции (Compile time). Когда на стадии компиляции известно точное место размещения процесса в памяти, тогда непосредственно генерируются физические адреса. При изменении стартового адреса программы необходимо перекомпилировать ее код. В качестве примера можно привести .com программы MS-DOS, которые связывают ее с физическими адресами на стадии компиляции.
  • Этап загрузки (Load time). Если информация о размещении программы на стадии компиляции отсутствует, компилятор генерирует перемещаемый код. В этом случае окончательное связывание откладывается до момента загрузки. Если стартовый адрес меняется, нужно всего лишь перезагрузить код с учетом измененной величины.
  • Этап выполнения (Execution time). Если процесс может быть перемещен во время выполнения из одной области памяти в другую, связывание откладывается до стадии выполнения. Здесь желательно наличие специализированного оборудования, например регистров перемещения. Их значение прибавляется к каждому адресу, сгенерированному процессом. Большинство современных ОС осуществляет трансляцию адресов на этапе выполнения, используя для этого специальный аппаратный механизм (см. лекцию 9).

Формирование логического адреса и связывание логического адреса с физическим

Рис.
8.3.
Формирование логического адреса и связывание логического адреса с физическим

Логический и физический адрес в операционной системе

Логический адрес генерируется ЦП во время работы программы. Логический адрес — это виртуальный адрес, поскольку он не существует физически, поэтому он также известен как виртуальный адрес. Этот адрес используется в качестве ссылки для доступа ЦП к области физической памяти. Термин «логическое адресное пространство» используется для обозначения набора всех логических адресов, сгенерированных перспективой программы.
Аппаратное устройство, называемое блоком управления памятью, используется для сопоставления логического адреса с его соответствующим физическим адресом.

Физический адрес определяет физическое расположение необходимых данных в памяти. Пользователь никогда не работает напрямую с физическим адресом, но может получить доступ по соответствующему логическому адресу. Пользовательская программа генерирует логический адрес и считает, что программа работает по этому логическому адресу, но программе требуется физическая память для ее выполнения, поэтому логический адрес должен быть отображен на физический адрес с помощью MMU, прежде чем они будут использоваться. Термин «физическое адресное пространство» используется для всех физических адресов, соответствующих логическим адресам в логическом адресном пространстве.

MMU scheme
Сопоставление виртуального адреса с физическим адресом
Различия между логическим и физическим адресом в операционной системе

  1. Основное различие между логическим и физическим адресом состоит в том, что логический адрес генерируется ЦП с точки зрения программы, тогда как физический адрес — это место, которое существует в блоке памяти.
  2. Логическое адресное пространство — это набор всех логических адресов, сгенерированных ЦП для программы, тогда как набор всех физических адресов, отображаемых на соответствующие логические адреса, называется физическим адресным пространством.
  3. Логический адрес не существует физически в памяти, тогда как физический адрес — это место в памяти, к которому можно получить физический доступ.
  4. Идентичные логические адреса генерируются методами привязки адреса времени компиляции и загрузки, тогда как они отличаются друг от друга методом привязки адреса времени выполнения. Пожалуйста, обратитесь к этому за подробностями.
  5. Логический адрес генерируется ЦП во время работы программы, тогда как физический адрес вычисляется блоком управления памятью (MMU).

Таблица сравнения:

Параметр ЛОГИЧЕСКИЙ АДРЕС ФИЗИЧЕСКИЙ АДРЕС
Базовый генерируется CPU место в блоке памяти
Адресное пространство Логическое адресное пространство — это набор всех логических адресов, генерируемых ЦП по отношению к программе. Physical Address — это набор всех физических адресов, сопоставленных с соответствующими логическими адресами.
Видимость Пользователь может просматривать логический адрес программы. Пользователь никогда не может просматривать физический адрес программы.
Поколение генерируется CPU Рассчитано MMU
Доступ Пользователь может использовать логический адрес для доступа к физическому адресу. Пользователь может получить доступ к физическому адресу косвенно, но не напрямую.

Вниманию читателя! Не переставай учиться сейчас.Освойте все важные концепции DSA с помощью курса DSA Self Paced Course по приемлемой для студентов цене и будьте готовы к работе в отрасли.


.

Логическая память | Статья о логической памяти от The Free Dictionary

Затем когда-нибудь логическое представление можно описать в m логических единицах памяти (например, если все пространство равно N, то каждое единичное пространство равно N / m), мы можем смоделировать единицу памяти в m зависимых процессорах памяти. Когда программа пытается получить доступ к данным в памяти, адрес логической памяти преобразуется в физический адрес аппаратным обеспечением. [1.41–2.37], логическая память была 2,85 (95% CIThe PACC является составной частью символа цифры WAIS-R. Тест на подстановку, краткий экзамен на психическое состояние, тест на выборочное напоминание со свободным и управляемым вызовом и отложенный вызов логической памяти IIA и хорошо коррелирует с накоплением амилоида в головном мозге.В тестах логической памяти была обнаружена значительная разница в общих немедленных и отсроченных точках между четырьмя группами (p Исследователи проверили связь между измерениями МРТ головного мозга, связанными с БА, результатами тестов логической памяти и уровнями спинномозговой жидкости двух белков БА (бета-амилоид и tau) с несколькими миллионами генетических маркеров (однонуклеотидные полиморфизмы или SNP) по всему геному в выборке из 1189 участников исследования Alzheimer Disease Neuroimaging Initiative. Эти тесты предназначались для обратного диапазона цифр и теста логической памяти, которые оценивают внимание, рабочую память, немедленное вспоминание и понимание.Эти тесты включали тест Струпа [25] и два компонента четвертой версии шкалы интеллекта Векслера для взрослых (WAIS-IV; [26]), тест на размах цифр и тест логической памяти. Предварительно записанная история о дяди несчастный случай и последующий перелом руки были написаны так, чтобы соответствовать длине отдельного рассказа, используемого в подтесте логической памяти по шкале памяти Векслера-III, стандартному показателю памяти для прозы, представленной на слух (Wechsler, 1997). 65 [+ или -] 2 группа показала худшие результаты по скорости обработки (время когнитивной и моторной реакции PCVienna), вниманию (TMT-A), исполнительным функциям (пальцевые и зрительно-пространственные интервалы, тест Струпа, вербальная беглость букв и действий, а также альтернативные движения руки Лурии и моторика. координация), эпизодическая память (обучение и отложенное свободное воспроизведение в логической памяти, TAVEC и визуальном воспроизведении), процедурная память (ошибки и время в испытаниях на обучение в Ханойской башне), зрительно-конструктивные функции (копирование в визуальном воспроизведении и блочном дизайне), d язык (лексический доступ путем визуального противостояния) (таблица 3).(3) Были проведены подтесты I и II логической памяти (LM) по шкале памяти Векслера [61] для измерения возможностей кодирования, поиска и логической памяти. Шкала достоверности корреляции с общим интеллектом по шкале Векслера получена в подтестах контроль над сознанием, зрительная память, логическая память I, ассоциировать визуальные пары I, ассоциировать вербальные пары I, визуальное воссоздание I, объем зрительной памяти фигур, логическая память II, ассоциировать зрительные пары II, ассоциировать вербальные пары II, визуальное воссоздание II, которые 45.0, 34,0, 57,0, 67,0, 60,0, 56,0, 64,0, 55,0, 36,0 и 67,0 соответственно [14].
,

логической памяти — это … Что такое логическая память?

  • Память — • Память — это способность разума сохранять сознательные процессы и воспроизводить их позже с определенной степенью точности Католическая энциклопедия. Кевин Найт. 2006. Память Память… Католическая энциклопедия

  • Тестер памяти — Тестеры памяти — это специализированное тестовое оборудование, используемое для тестирования и проверки модулей памяти, как правило, в конфигурациях SIMM или DIMM.Обнаруживает функциональные сбои модулей памяти. Содержание 1 Типы 1.1 Тестеры оборудования 1.2 Тестеры программного обеспечения… Wikipedia

  • Геометрия памяти — В конструкции современных персональных компьютеров геометрия памяти описывает внутреннюю структуру оперативной памяти. Геометрия памяти вызывает беспокойство у потребителей, модернизирующих свои компьютеры, поскольку старые контроллеры памяти могут быть несовместимы с…… Wikipedia

  • Логический адрес — В сетях передачи данных: в компьютерных сетях логический адрес относится к адресу сетевого уровня, например IP 192.168.1.1, адрес X.25 / X.121 или IPX. В компьютерной архитектуре В компьютерных архитектурах логический адрес — это адрес, по которому…… Wikipedia

  • Адрес памяти — Память цифрового компьютера, а точнее основная память, состоит из множества ячеек памяти, каждая из которых имеет адрес памяти, номер, аналогичный почтовому адресу, по которому хранятся компьютерные программы (кроме случаев, когда адрес в ПЗУ маски) и…… Википедия

  • Виртуализация памяти — В информатике виртуализация памяти отделяет ресурсы энергозависимой оперативной памяти (RAM) от отдельных систем в центре обработки данных, а затем объединяет эти ресурсы в пул виртуализированной памяти, доступный для любого компьютера в…… Wikipedia

  • Блок управления памятью — Этот блок управления памятью 68451 может использоваться с Motorola 68010 Блок управления памятью (MMU), иногда называемый блоком управления страничной памятью (PMMU), представляет собой аппаратный компонент компьютера, отвечающий за обработку доступа к памяти, запрашиваемой ЦПУ.Это…… Википедия

  • Нарушение памяти — Введение любого расстройства, которое влияет на способность запоминания. Нарушения памяти, должно быть, были известны древним и упоминаются в нескольких ранних медицинских текстах, но так было только в последние десятилетия 19-го…… Universalium

  • Банк памяти — Банк памяти — это логическая единица хранения в электронике, которая зависит от оборудования. В компьютере банк памяти может определяться контроллером доступа к памяти и ЦП вместе с физической организацией слотов памяти оборудования.Некоторые…… Википедия

  • память — Слово, используемое в Blackstone и других древних авторитетах, оказалось синонимом разума, тогда как слово «память» в наше время используется в более ограниченном смысле воспоминания о прошлых событиях, а не об общем состоянии одного из них. с…… Словарь законов Блэка

  • память — Слово, используемое в Blackstone и других древних авторитетах, оказалось синонимом разума, тогда как слово «память» в наше время используется в более ограниченном смысле воспоминания о прошлых событиях, а не об общем состоянии одного из них. с…… Словарь законов Блэка

  • ,Горячее подключение памяти

    — Документация ядра Linux

    Состояние памяти

    Чтобы увидеть (онлайн / офлайн) состояние блока памяти, прочтите файл «состояния»:

    % cat / sys / device / system / memory / memoryXXX / состояние
     
    • Если блок памяти находится в оперативном режиме, вы прочитаете «онлайн».
    • Если блок памяти отключен, вы увидите «автономный».

    Как в онлайн-память

    Когда память добавляется в горячем режиме, ядро ​​решает, подключаться или нет
    это в соответствии с политикой, которую можно прочитать из файла «auto_online_blocks»:

    % кошка / система / устройства / система / память / auto_online_blocks
     

    Значение по умолчанию зависит от конфигурации ядра CONFIG_MEMORY_HOTPLUG_DEFAULT_ONLINE
    вариант.Если он отключен, по умолчанию используется «офлайн», что означает вновь добавленный
    память не находится в состоянии готовности к использованию, и вам необходимо «подключить» вновь добавленные
    блоки памяти вручную. Автоматический онлайнинг можно запросить, написав «онлайн»
    в файл «auto_online_blocks»:

    % эхо в сети> / sys / devices / system / memory / auto_online_blocks
     

    Устанавливает глобальную политику и влияет на все блоки памяти, которые впоследствии будут
    быть подключенным к сети. В настоящее время автономные блоки сохраняют свое состояние. Возможно, под
    определенные обстоятельства, что некоторые блоки памяти будут добавлены, но не смогут
    онлайн.Инструменты пользовательского пространства могут проверять свои файлы «состояния»
    ( / sys / devices / system / memory / memoryXXX / state ) и попробуйте подключить их вручную.

    Если автоматическое включение не было запрошено, не удалось или был заблокирован какой-то блок памяти.
    в автономном режиме можно изменить состояние отдельного блока, написав на
    Файл состояния:

    % эхо в сети> / sys / devices / system / memory / memoryXXX / state
     

    Это подключение не изменит тип ZONE целевого блока памяти,
    Если блок памяти не принадлежит ни одной зоне, соответствующая зона ядра
    (обычно ZONE_NORMAL) будет использоваться, если только командная строка ядра movable_node
    опция указывается, когда будет использоваться ZONE_MOVABLE.

    Вы можете явно запросить связать его с ZONE_MOVABLE по:

    % echo online_movable> / sys / devices / system / memory / memoryXXX / состояние
     

    Примечание

    ограничение тока: этот блок памяти должен быть рядом с ZONE_MOVABLE

    Или вы можете явно запросить зону ядра (обычно ZONE_NORMAL) по:

    % echo online_kernel> / sys / devices / system / memory / memoryXXX / состояние
     

    Примечание

    ограничение тока: этот блок памяти должен быть рядом с ZONE_NORMAL

    Явное подключение зоны может завершиться ошибкой (например,грамм. когда диапазон уже в пределах
    и уже существующая и несовместимая зона).

    После этого состояние блока памяти XXX будет «онлайн», а количество
    доступная память будет увеличена.

    Это может быть изменено в будущем.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.