Массовое общественное сознание это: Массовое сознание — это… Что такое Массовое сознание?

Содержание

Массовое сознание — это… Что такое Массовое сознание?



Массовое сознание
— тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В массовом сознании органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды. Специфика массового сознания состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей — масс, выражающиеся в форме оценок, установок, убеждений и т. п. Оно формируется всей массой членов общества, а не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности.

Понятие «массовое сознание» соотносится с понятием «специализированное сознание». Научные представления, идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание — в виде теорий, концепций — и первоначально являются достоянием немногих людей.


По мере их распространения среди широких слоев населения они приобретают характер массового сознания, существующего в виде различных социально-психологических образований.

Однако содержание массового сознания не исчерпывается продуктами специализированного сознания представителей духовно-познавательной деятельности. В него входят знания, представления, вырабатываемые всей массой членов общества в процессе их практики: народное творчество, фольклор, верования, ожидания, так называемая «народная философия» и т. д. Таким образом, субъектами и творцами массового сознания являются все члены общества, объединенные различными социальными связями в процессе их общения, духовной жизни во всем многообразии ее проявления. Идеи, взгляды, представления, составляющие содержание массового сознания, детерминированы общественными отношениями. Массовое сознание является также продуктом общественной системы обучения, образования, всей системы духовного влияния на массы.

Различными видами массового сознания являются общественное мнение, общественное настроение, духовная атмосфера, общественно-политический климат и т. д. Массовое сознание оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни людей, выступает регулятором массовых форм поведения людей.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону.
Б.Б. Прохоров.
2005.

  • Мальтузианство
  • МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

Смотреть что такое «Массовое сознание» в других словарях:

  • Массовое сознание — Массовое сознание  практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране,… …   Википедия

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ —     МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ специфический род общественного сознания, получивший широкое распространение и весьма важное значение в обществах современного типа. Подобно классовым, национальным, профессиональным я иным групповым формам общественного… …   Философская энциклопедия

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — см. СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов… …   Новейший философский словарь

  • Массовое сознание — тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В М. с. органически сливаются психологические… …   Социологический справочник

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — термин, используемый в социальной философии для обозначения шаблонного, деперсонализированного сознания рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов… …   Социология: Энциклопедия

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — один из видов общественного сознания,реальная форма его практического существования, свойственный большимбольшим неструктурированным множествам людей («массам»). (Д.В. Ольшанский, с.355) …   Глоссарий по политической психологии

  • МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ — В нашем обществе оно так устроено, что не может мыслить о политике без учета двух моментов. Во первых, без его персонификации (для нас значительно важнее люди, а не идеи). Во вторых, без его антогонизации (для нас необходимо деление на “плохое” и …   Политическая психология. Словарь-справочник

  • СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ — англ. conscience, mass; нем. Massenbewu?t sein. Тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода соц. общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. С. м. характеризуется… …   Энциклопедия социологии

  • Массовое убийство в станице Кущёвской — Массовое убийство в станице Кущёвская Способ убийства: Нанесение телесных повреждений Место убийства: Кущёвская, Краснодарский край, Российская Федерация Дата: 4 ноября 2010 …   Википедия

Книги

  • Политическая культура, массовое сознание и проблемы лидерства на Востоке, С. А. Воронин. В монографии предпринята попытка комплексного исследования феномена политического лидерства на Востоке и в исламском мире, в частности. Рассматриваются проблемымассового сознания и… Подробнее  Купить за 1021 руб
  • Массовое сознание и поведение. Тенденции социально-психологических исследований, Журавлев Анатолий Лактионович, Соснин Вячеслав Александрович, Китова Д. А.. Работа посвящена острой проблеме современного мира — трансформации психологии массового сознания и поведения людей в условиях глобальных процессов, а также новымсоциально-психологическим… Подробнее  Купить за 778 руб
  • Политическая культура, массовое сознание и проблемы лидерства на Востоке, С. А. Воронин. В монографии предпринята попытка комплексного исследования феномена политического лидерства на Востоке и в исламском мире, в частности. Рассматриваются проблемымассового сознания и… Подробнее  Купить за 653 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Массовое сознание» >>

Массовое сознание как одна из форм общественного сознания — Студопедия

В познании феномена «массовое сознание» в философской и социологической литературе сложились два различных подхода. Один представлен в западноевропейской и американской эмпирической социологии, другой сложился в советской социальной философии на основе диалектического метода.

К первой группе следует отнести определение, данное Г.Блумером, у которого понятие «масса» отождествляется с огромной и недифференцированной аудиторией, находящейся под воздействием средств массовой информации. Эта аудитория — масса противостоит гомогенным социальным общностям (классам, слоям, профессиональным группам).

Во второй группе к «массе» западные социологи относят некомпетентные, неграмотные суждения основной части общества, которые являются результатом ослабления влияния просвещенной элиты (X. Ортега — и — Гассет).

В третьей группе понятие «масса» сопряжено с технологическим уровнем развития общества, где человек теряет свою индивидуальность и становится придатком машины (Ф. Г. Юнгер).

В четвертой группе под «массой» понимается преобладающая часть бюрократического общества, которая не допускается к принятию социально-экономических, социально-управленческих, социально-политических решений (Т. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм).

В пятой группе «масса» отождествляется с толпой, а массовое сознание характеризуется однообразием, отчуждением, бесцельностью (Э. Ледерер, X. Арендт).

При изучении феномена массового сознания во втором подходе особого внимания заслуживают работы Б.А.Грушина, Г.Г.Дилигенского, А.К.Уледова, Я.В.Любивого, В.С.Барулина, дающих ему следующие характеристики.



Массовое сознание отличается от других уровней общественного сознания тем, что оно существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний (А.К.Уледов). Субъектами многих видов массового сознания являются не только индивиды, но и большие социальные группы, в том числе и классы. Особенностью массового сознания является то, что в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации (Г. Г. Дилигенский).

Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим. Массовое сознание, не совпадающее ни с одним из традиционно различаемых типов сознания, перекрывает их все, оказываясь в результате по своему составу — многослойным, многосекторным, «лоскутным образованием» (Б.А.Грушин).


Массовое сознание «разрушает» границы всех существующих в обществе классов, слоев, групп населения, выделяемых на основе их объективного положения, т.е. является сознанием «эксгрупповым», признающим единственный вид групп — выделяемых на основе его (массового сознания) собственных признаков.

Массовое сознание представляет собой ту реальную силу, которая оказывает влияние на исторический процесс, непосредственно побуждая людей к деятельности, — некую «абсолютную» подсистему.

Особое значение при анализе массового сознания имеет его сравнение с другими элементами общественного сознания. Так, массовое сознание не может быть отождествлено с обыденным сознанием, как не может быть отождествлена идеология с теоретическим сознанием. Различия между массовым сознанием и идеологией в том, что первое непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве «сознательного побуждения», а вторая, прежде чем выполнять такую функцию, должна еще получить распространение в массах, стать содержанием массового сознания.

Как и обыденное, массовое сознание в современных условиях тесно взаимодействует со специализированным сознанием, усваивает многие положения науки и культуры, имеет определенный уровень систематизации и интеллектуализации, проходит исторические этапы в своем развитии. Его существование может иметь различные превращенные формы и оно подвержено манипуляции извне.

В отличие от обыденного, массовое сознание не только фиксирует социальную реальность и оценивает ее, но и обладает энергией практического действия. Обыденное сознание — это элемент, который выделяется в структуре общественного сознания при гносеологическом анализе и коррелирует с теоретическим сознанием. Таким образом, обыденное сознание — это гносеологический срез, массовое сознание — деятельностный, практический, а социологический срез реального сознания индивидов, социальных групп, всего общества.

Анализируя массовое сознание, необходимо соотнести его не только с обыденным сознанием, но и с общественной психологией, поскольку субъектом всех этих духовно-психологических образований являются большие группы и массы людей.

Общественная психология — это способ реального существования сознания больших масс людей, а массовое сознание — те психологические структуры, которые объединяют людей в духовно-психологические общности. Объект общественной психологии — социум, реальная жизнь общества и в особенности — общественные отношения, тогда как объектом массового сознания является не только общество, но и природа. В массовом сознании, в отличие от общественной психологии, элементы социального знания прочно вплетены в психологическую ткань социальных чувств и эмоций.

Массовое сознание пронизывает все сферы общественной жизни, проявляясь в каждой из них в разной степени (сфере материального производства, социальной жизни, политической сфере). В результате анализа приведенных характеристик массового сознания и взаимодействия его с другими элементами общественного сознания можно сделать следующий вывод. Массовое сознание — это специфический элемент общественного сознания. Специфика его состоит в том, что массовое сознание интегрирует все элементы общественного сознания: виды, формы, уровни, сферы, переплетение и взаимодействие которых обеспечивает целостный содержательный вариант исторической формы массового сознания.

Изменение социальных ценностей в общественном сознании происходит постепенно и неравномерно в различных группах людей. Последние десятилетия в человеческой цивилизации на первое место стали выдвигаться ценности выживания и развития как всего человечества, так и каждого человека в отдельности. Для массового сознания стало очевидным и непреложным фактом, что дальнейшее движение общества вперед невозможно без качественно нового уровня политической, экономической, правовой и экологической культуры, что эта культура должна пронизывать сознание людей.

Массовое сознание в целом приближается к признанию того, что общество в современных условиях лишено перспективы развития без резкого скачка в массовом приобщении к мировому уровню нравственной и научно-информационной культуры.

Еще в XIX веке издатель американской газеты «Атлантик мансли» Джеймс Ловелл отмечал: «Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм». Иногда общественное мнение величают «неизвестным богом, перед которым сгорают от ненависти». Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение — это мощнейшая динамическая сила. Поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.

Однако это дело не из легких. Общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность игнорировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предоставление общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.

И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами «своей» внутренней и внешней общественности.

Во всех случаях программы связей с общественностью рассчитаны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или У) усилить существующее общественное мнение.

Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

Массовое сознание и манипуляция им

Массовое сознание и манипуляция им

Каким бы «массовым» ни было сознание человечества в прошлые столетия, 21 век переплюнул все вместе взятые. Прочно укрепились такие понятия и явления как «продукт массового потребления», «средства массовой информации» и многие другие. Главной задачей обычного человека теперь является если и не попытка разобраться, куда катится этот мир, то хотя бы не поддаваться манипуляциям, которые с каждым годом становятся все изощреннее.

Массовое сознание в широком смысле – сознание больших масс людей, народа. В более узком – особая форма обыденного сознания, которая проявляется под влиянием определенных средств, прежде всего СМИ.

Характеризуется массовое сознание подвижностью, разорванностью, эмоциональностью, противоречивостью, шаблонностью и определенным окостенением (стереотипами). При этом многое зависит от развития науки и средств массовой коммуникации. Можно сказать, что состояние массового сознания определяет также эпоха.

В массовом сознании человека всегда присутствует, по крайней мере, два основных слоя:

  • Обыденное сознание: все то, что связано с повседневными потребностями.
  • Практическое сознание: включает в себя весь жизненный опыт человека.

Также в массовом сознании присутствуют противоречивые элементы, которые делают его подвижным и изменчивым, а значит – готовым к воздействию и манипуляциям. Изменчивость и подвижность характерны для некоторых элементов сознания, например, слухов и мнений.

Помимо этого, стоит различать общественное и политическое сознание:

  • Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе, отражающих само общество. Его противопоставляют индивидуальному сознанию. В этой связи общественное сознание обладает некоторыми системными свойствами, которые нельзя свести к свойству индивидуального сознания. Выделяют шесть форм общественного сознания: мораль, наука, искусство, идеология, религия и право.
  • Политическое сознание – это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы людьми, группами, нациями. Оно представляет собой систему теорий, идей, представлений, взглядов, верований и убеждений.

Массовое сознание обычно формируется при помощи средств массовой информации. СМИ тиражирует модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образа жизни. Все это в какой-то степени можно было бы назвать нормальным процессом, если бы зачастую не превращалось в манипуляцию массовым сознанием, и именно это страшнее всего.

Методы манипуляции массовым сознанием

Прежде чем мы приступим к стандартным методам манипуляции, давайте посмотрим, какие методы считает наиболее могущественными лингвист и философ Ноам Хомский:

Отвлечение внимания

Если в стране и обществе существует большое количество важных и серьезных проблем, информационное пространство насыщается малозначительными проблемами. Суть этого приема не только в том, чтобы фокусировать общество на ненужных вещах, но и в том, чтобы у человека попросту не оставалось времени на размышления.

Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Этот метод еще называют приемом «Проблема-реакция-решение». Для этого нужно создать некую проблему, которая точно вызовет эмоциональную реакцию среди населения. Теперь сами граждане начинают требовать от правительства принять необходимые меры.

Отсрочка исполнения

Используется для того, чтобы продавить непопулярное решение. Оно позиционируется как «необходимое и болезненное» и СМИ сообщают, что его нужно провести в будущем. Общество соглашается, потому что легче думать о светлом будущем, в котором решение так и не будет принято. Таким образом правительство дает своему населению время на то, чтобы свыкнуться с этой мыслью и не слишком радикально протестовать, когда решение или закон будут приняты.

Способ постепенного применения

Опасаясь революции, правительство вводит непопулярные меры постепенно, день за днем, месяц за месяцем. Население привыкает к неудобному положению в виду того, что человек способен адаптироваться к любой ситуации.

Делать больший упор на эмоции, а не на размышления

Этот классический прием применяется повсеместно: когда правительству нечего сказать по существу, оно, при помощи СМИ, начинает «давить» на эмоции. В особенности на страх. Чтобы не давать возможности народу размышлять на экономические, социальные и политические темы, по всем каналам связи насаживается массовая истерия.

Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

С каждым годом «система» получает все больше знаний о человеческой психологии при помощи науки. Это позволяет манипулировать людьми намного эффективнее, причем даже в тех случаях, когда они догадываются об этом.

Усиливать чувство собственной вины

СМИ налагают на общество или отдельные классы вину за возникновение каких-либо событий. Отныне эти люди вместо того, чтобы бороться с нечестивым правительством, занимаются самоуничижением и рефлексией.

Культивировать посредственность

Благодаря самым разным шоу, в которых показываются пошлые, глупые и невоспитанные люди, обществу внушается мысль о том, что это приводит к успеху.

Помимо этого, как мы уже говорили, существуют классические методы манипуляции массовым сознанием. Им уже несколько десятков лет, и они уже были опробованы в разных странах.

Внушение

Этот метод состоит из нескольких элементов: ввести публику в суггестивное состояние, войти к ней в доверие, стать своим, убедить ее в своей компетентности. Суть внушения состоит в том, что общество не должно о чем-то думать, потому что правительство думает за людей и знает, как лучше.

Замалчивание фактов

Из десятков фактов выбирается один-два, которые доказывают манипулистическую точку зрения. Большинство людей хоть и понимает, что были выбраны нужные факты (а не все), но все-таки верит выводам СМИ. Проблема в том, что замалчивание фактов – это разновидность лжи. Возможно, это даже хуже, чем ложь.

Образ врага

Вместо того чтобы говорить о внутренних проблемах, СМИ нагнетают атмосферу при помощи появления врага, который угрожает стране и мешает ей развиваться политически, экономически и социально.

Многократные повторы или «Метод Геббельса»

Многие социологи и психологи считают, что манипуляция тогда будет успешной, когда ее никто не замечает. Но, как показывает практика, это необязательно. «Ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой». Удивительно, как быстро то, что сегодня считается жульничеством и обманом, завтра становится истиной.

Метод «страшилок»

Обществу внушают, что есть только два варианта развития событий: ужасное и плохое. Через какое-то время это «плохое» уже воспринимается как «хорошее» и единственно верное.

Фрагментация

Репортаж, статья или сюжет разбивается на несколько фрагментов, которые не связаны между собой. Зритель или читатель не выносит из этой информации никакого смысла, зато получает заряд мощных негативных эмоций.

Следует сказать, что порой очень сложно выявить манипуляцию, потому что нас каждый день бомбардируют огромным количеством информации. И даже если вы отключите новости, у вас останутся мнения и убеждения – но как узнать, не были ли они сформированы раньше под влиянием манипуляций? Это сложный вопрос, однако несомненно то, что нужно развивать в себе критическое мышление, чтобы воздействие лживой информации на свой мозг и психику свести к минимуму.

Есть некоторые универсальные способы противостояния манипуляциям, которые могут помочь составить более-менее объективную оценку ситуации:

  • получить информацию из первых рук;
  • проанализировать противоречащие друг другу источники (то есть по обе стороны), выявить общие и разнящиеся мнения;
  • проанализировать отношения различных групп в социальных сетях;
  • выявить манипуляторов при помощи анализа продвигаемой ими точки зрения.

Также можно попробовать выявить основные признаки манипуляции сознанием:

  • СМИ начинают относиться к людям не как к личностям, а как к объектам или вещам, которые лишены свободы выбора.
  • Каждый раз, когда вы чувствуете, что мишенью СМИ являются ваша психика, ценности, убеждения, представления и установки – это тревожный звоночек, что вы имеете дело с манипуляцией сознания.
  • Если вы читаете или смотрите новости, цель которых – создавать ощущения страха и неуютности, значит, «это кому-нибудь нужно».

Воспитывайте в себе скептика, когда имеете дело с массовой информацией. Это не значит, что вы должны проверять каждую фразу, которую читаете, но хотя бы держите в голове возможность того, что вами могут манипулировать. Прислушивайтесь к интуиции – как правило, она первой замечает, что кто-то пытается вторгнуться в вашу психику.

Желаем вам удачи!

Массовое сознание — это… Что такое Массовое сознание?

Массовое сознание — практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

Концепция массового сознания Б. А. Грушина

Поначалу, Б. А. Грушин придерживался позиций Г. Г. Дилигенского и А. К. Уледова, не делая большой разницы между общественным мнением, общественным сознанием и сознанием массовым.

Так, в книге «Мнения о мире и мир мнений»[1] , Б. А. Грушин определил общественное мнение как массовое сознание*, а затем уточнил, что общественное мнение — это общественное сознание со сломанными внутри него перегородками.

Но вскоре Грушин обнаружил неточность отождествления общественного мнения и массового сознания. На необходимость выделить новый уровень сознания его натолкнул один случай из жизни[2]: занимаясь исследованием анкет о бракоразводных процессах, Грушин обнаружил, что в пяти из них воспроизводятся «слово в слово» одни и те же формулы. Причём это были люди абсолютно разные по возрасту, полу и социальному положению в обществе. К тому же, их позиция резко отличалась от мнения, распространяемого СМИ. Теорией классового или общественного сознания этот феномен нельзя было объяснить. В результате, Грушин пришёл к выводу о существовании в обществе некого неизученного ещё типа сознания — массового — и приступил к его исследованию[3].

Его размышления выразились в концепции множественности массового сознания, существующего и действующего в том или ином обществе. При такой интерпретации массового сознания общественному мнению была отведена более узкая, специфическая сфера «моментально» меняющегося массового сознания, проявляющегося в его отношении к отдельным, «точечным» объектам действительности. Зондажи, опросы общественного мнения фиксируют именно эти краткосрочные точки массового сознания.

Главной ошибкой своих коллег Грушин считал игнорирование определения носителя массового сознания. Исследователи молчаливо исходили из предпосылки об отличии массового сознания от группового, однако, на деле при анализе феномена подменяли «массу» «группой», теряя, таким образом, разницу между ними.

В своем труде «Мнение о мире и мир мнений» Б. А. Грушин никогда не отождествлял понятия общественное/массовое сознание и общественное мнение. Часто в книге встречается определение одной и той же категории массовым сознанием или общественным сознанием. Общественное мнение, в соответствии с указанной работой, является состоянием общественного сознания, пронизывающего все формы общественного сознания в данный исторический момент, по данному конкретному явлению, конкретным субъектом общественного мнения.

Примечания

  1. 1. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
  2. 2. Надо сказать, что Грушин занимался не только теорией, но и практическими исследованиями, недаром его называют одним из основателей советской теоретико-эмпирической социологии. (См.: Докторов Б. Б., А. Грушин: Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения// Вестник общественного мнения. 2004. № 6. С. 8-21.)
  3. 3. Грушин Б. А. Массовое сознание… С. 19-21.

Литература

  1. Ашин Г. К. Доктрина «массового общества». М., 1971.
  2. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
  3. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
  4. Дилигенский Г. Г. «Общество потребления» и классовое сознание пролетариата// Мировая экономика и международные отношения. 1965. № 7.
  5. Кирилов Н. П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: Вопросы теории и методологии: В 2 кн. Кн.2. Томск, 1995.
  6. Науменко Т. В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. № 1.
  7. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2002.
  8. Судас Л. Г. Массовое сознание: В поисках новой парадигмы. М., 1996.
  9. Туманов С. В. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение: Опыт интегративного анализа. М., 2000.
  10. Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968.

См. также

Общественная психология. Массовое сознание. — Студопедия

Массовое сознание— один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (ʼʼмассамʼʼ). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) базовых и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных ʼʼклассическихʼʼ групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Οʜᴎ вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всœех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.

По структуре, массовое сознание включает:

  • основной (первичный), эмоционально-действенный уровень
  • вторичный, рациональный уровнь.

В корне массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всœеобщую озабоченность. Это должна быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой всœе другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как ʼʼядроʼʼ) массового сознания.



На базе ʼʼядерногоʼʼ, базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется болеерациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всœего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.


Внутри рационального уровня различаются три базовых блока.

  • В первую очередь, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий.
  • Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всœего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д.
  • В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в базе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (к примеру, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации ʼʼмассово необходимыхʼʼ сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, к примеру, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух базовых уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. Учитывая зависимость отэтого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определœенных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания оно:

  • эмоционально,
  • заразительно,
  • мозаично,
  • подвижно и
  • изменчиво.

Оно всœегда конкретно, неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определœенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсœе нет места в массовой психологии.

В итоге, как в зарубежной, так и отечественной научной литературе, посвященной различным сторонам явления массовизации психики и массовой психологии в целом, до сих пор нет крупных работ, в которых специально рассматривалась бы психология массового сознания. Бытующие ныне в науке взгляды можно объединить в два базовых варианта.

С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В такие периоды у общества обычно нет интереса к научным исследованиям. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. К примеру, сознание классических групп социально-профессионального характера, составляющих собой социальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер, и в первую очередь фиксируется теоретиками). Оно может включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителœей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это обыденное сознание, не имеющее четкой социальной специфики, к примеру ʼʼсознаниеʼʼ очереди за дефицитным товаром в условиях ʼʼразвитого социалистического обществаʼʼ. Согласно данной точке зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание воспринимается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определœенного социального носителя (ʼʼмассыʼʼ). Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности ʼʼпервичного порядкаʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определœенности.

Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, могущая за предельно короткое время захватывать огромные массы людей. Пример из иной сферы, однако также демонстрирующий специфические механизмы массовизации психики, — психология религии. В целом,

в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с тем, что составляет содержание массового сознания на данный момент.

Массовое сознание — Студопедия

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.

По структуре, массовое сознание включает:

  • основной (первичный), эмоционально-действенный уровень
  • вторичный, рациональный уровнь.

В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового сознания.



На основе «ядерного», базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.


Внутри рационального уровня различаются три основных блока.

  • Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий.
  • Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д.
  • В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимых» сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания оно:

  • эмоционально,
  • заразительно,
  • мозаично,
  • подвижно и
  • изменчиво.

Оно всегда конкретно, неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии.

В итоге, как в зарубежной, так и отечественной научной литературе, посвященной различным сторонам явления массовизации психики и массовой психологии в целом, до сих пор нет крупных работ, в которых специально рассматривалась бы психология массового сознания. Бытующие ныне в науке взгляды можно объединить в два основных варианта.

С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В такие периоды у общества обычно нет интереса к научным исследованиям. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. Например, сознание классических групп социально-профессионального характера, составляющих собой социальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер, и в первую очередь фиксируется теоретиками). Оно может включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это обыденное сознание, не имеющее четкой социальной специфики, например «сознание» очереди за дефицитным товаром в условиях «развитого социалистического общества». Согласно данной точке зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определенного социального носителя («массы»). Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.

Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, могущая за предельно короткое время захватывать огромные массы людей. Пример из иной сферы, однако также демонстрирующий специфические механизмы массовизации психики, — психология религии. В целом,

в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с тем, что составляет содержание массового сознания на данный момент.

Массовое сознание и общественное мнение — Студопедия

Общественное мнение несводимо к сумме индивидуальных сознаний. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. В нем концентрируется внимание на тех или иных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Следовательно, общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, стабильностью. Важнейший фактор, детерминирующий общественное мнение – это социальные интересы людей В структуре общественного мнения выделяют уровни (обыденный и теоретический) и формы (правовое, религиозное и т.д.)

Массовое сознание – это форма проявления обыденного сознания. Его носителем являются массовые общности. Их признаки:

— ситуативность существования (зависимость от условий)

— разнородный состав

— большая численность

— отсутствие четких границ (членства)

Общественное мнение – это срез массового сознания, это отношение людей к чему-либо. Оно существует по конкретной проблеме, вопросу. Оно относится к обыденному уровню сознания.



Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнению, от его формы. Для общественного мнения характерны функции:

1. экспрессивная

2. консультативная

3. директивная

Первая функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, к действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает феномену характер силы, стоящей над институтами власти. Эта сила оценивает и контролирует деятельность институтов и лидеров. Обладая одной только моральной властью общественное мнение бывает весьма эффективным по своим результатам.

Вторая функция – консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения, методы управления.

Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющее императивный характер. Такой характер носит волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное и важное место.

общественного сознания в приговоре

Но эта долина так же стала более или менее мифическим ландшафтом в публичном сознании .

Теперь два их использования — сибирская язва и сибирская язва — вошли в общественное сознание .

Образовательные программы могут потребоваться для повышения осведомленности общественности о реальной ценности нынешних политик по сравнению с новыми.

Неуклонно ослабевали великие темы, которые ранее связывали общественное сознание через национальные границы.

Другими словами, в современном государстве террор не обязательно должен применяться полностью, чтобы он действовал в общественном сознании .

Ясно, что существовал уже существующий уровень интереса и общественное сознание сознание о клонировании.

Успехи и неудачи в этой заботе легко доходят до заголовков и общественности сознания .

Учебная программа призвана служить мостом к общественному сознанию по астробиологическим вопросам.

В его повторении события, определенные как наиболее значимые, вспоминаются и цементируются в общественном сознании .

.

Манипуляции с общественным сознанием | Большой и могучий нос

Информация — важная часть современной жизни человека. Информация становится более значимым элементом современной жизни наряду с образованием, и то, как люди сегодня взаимодействуют с информацией, в большей степени определяет уровень их существования.

Обладание информацией и образованием в 21 веке определяют статус современного человека в обществе. Информационное поле наряду со сферой образования определяет сферы труда и экономики и влияет на сферу государственной политики.Манипулирование информацией, а также манипулирование общественным сознанием в наше время становятся технологией программирования поведения людей. Манипулируя обществом, можно разрушить определенные идеи в головах людей и на их руинах создать новые идеи и основы, например новую идеологию.

В книге российского ученого Сергея Кара Мурзы «Манипуляция сознанием» описываются методы управления сознанием, используемые западными СМИ для манипулирования общественным мнением, и анализируется, как социальный порядок и сам СССР были разрушены внешним вмешательством.На Западе почему-то не публиковал .-

.

Телекоммуникационная система как важнейший узел каналов доставки информации занимает доминирующее место в среде обитания человека. «Манипулирование информацией сродни дезинформации…», — пишет ученый Владимир Волков в своей «Истории дезинформации». Он пишет, что манипуляция как разрушение преследует три цели:

  1. Деморализация нации путем дезинтеграции составляющих ее групп
  2. Дискредитация властей и их ценностей
  3. Нейтрализация масс для предотвращения всех форм спонтанного поведения в пользу установленных правил и в определенный момент мирным путем привести к власти небольшую группу людей.

Другой исследователь Сергей Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» выделяет три основных признака манипуляции:

  1. Манипуляция — это вид духовного и психологического воздействия, когда дух и ментальные структуры индивидуальности находятся на грани цели
  2. Манипуляция — это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции
  3. Манипулятивное воздействие требует значительных специальных навыков и знаний.

Исследователь Герберт Франке в своей работе «Манипулируемый человек» пишет следующее: «Под манипуляцией в большинстве случаев мы должны понимать ментальное воздействие, оказываемое тайно, следовательно, в ущерб тем, на кого оно направлено».

Согласно всем этим исследованиям, манипулирование информацией через СМИ направлено на общество. По мнению ученых, манипуляция становится необходимой, когда государство заинтересовано в популяризации некоторых идей и пытается создать идеологическую основу для оправдания определенных мер влияния.Таким образом, пропаганда работает непосредственно на идеологические нужды государства и тех, кто стоит во главе государства.

С развитием экономики и повсеместной коммерциализации средств массовой информации информация также становится товаром, то есть предметом торговли, и владельцы средств массовой информации должны делать ее рыночной, игнорируя тот факт, что средства массовой информации являются, прежде всего, социальным институтом, а уже потом частным бизнесом. предприятие. Часто частные СМИ, руководствуясь интересами своего бизнеса, стараются улучшить свой продукт и сделать его более подходящим для нужд и требований потребителей.А потребитель этого продукта — аудитория.

СМИ обращаются к обществу со своими репортажами, и каждый репортаж предлагается своему адресату.

Характер манипуляции

Как правило, манипуляция — это двойной удар, когда манипулятор одновременно с открытым сообщением посылает адресату закодированный сигнал, чтобы вызвать в его / ее сознании нужные ему образы. Манипуляция как технология, основанная на внушении, оказывает влияние на людей и часто достигает их послушания не через их разум, а через чувства.Внушение — это глубокое душевное переживание, возникшее раньше аналитического мышления.

Помимо понятия внушения, существует также понятие убеждения, и эти два понятия совершенно разные. В чем принципиальная разница между внушением и убеждением? Как правило, внушение достигается методом манипуляции. Он основан на человеческих чувствах. Убеждение же, напротив, основано на логике. Во время убеждения используются факты, аргументы и объяснения.Они предусматривают активную часть человека, которому предлагается ряд аргументов, которые он понимает, принимает или отклоняет. Принципиальное различие между внушением и убеждением состоит в том, что внушение вместе с сознанием человека проникает также в его ментальную сферу и оседает там как любой объект пассивного восприятия.

Итак, внушение — это вторжение идеи в человеческий разум без его / ее собственной активной части. Это внушение воздействует на человека не логическим убеждением, а непосредственно воздействуя на ментальную сферу — насаждая идеи через чувства и эмоции.Еще одно различие между внушением и убеждением состоит в том, что на уровне психологических процессов восприятие напрямую связано с воображением, которое заново объединяет объекты, когда-то зафиксированные в памяти. Поскольку воображение меньше связано с логикой, оно более уязвимо и чувствительно к внешним воздействиям. Преобразование в уме впечатлений, полученных после того, как воображение создает мысленные или перцептивные образы. В свою очередь, эти образы вызывают эмоции. Такое сильное средство воздействия на общественное сознание, как, например, терроризм, связанный с телевидением, основано на таком сочетании воображения и чувств.

Связи терроризма и телевидения:

Наблюдая за тем, как происходят теракты и как они затем отражаются в новостях, мы можем выявить определенную закономерность.

Отключение здравого смысла аудитории — Анализируя это поэтапное влияние террористического акта и его отражение в новостной программе, можно следить за тем, что происходит на самом деле. Как правило, главная цель террора — запугивание и создание неравного страха. Страх возникает, когда телевидение сообщает о террористическом акте или захвате заложников.Не секрет, что каждый у телевизора в этот момент представляет себя в шкуре жертв теракта. Таким образом, это приводит к естественному отождествлению себя с человеком, увиденным в той или иной ситуации. В такой ситуации сознание и разум охвачены эмоциями, захлестывают человека и снижают его критическое самоанализ. Таким образом, манипулирование эмоциями аудитории с помощью теле террористов или тех, кто заинтересован в трансляции этого репортажа, привлекает внимание к их новостям. Им нужно, чтобы эти новости запомнились мужчине.Для этого его неоднократно транслируют как активно используемое средство удержания внимания. Используются такие особенности новостных сводок, как стабильность и интенсивность повторяемости репортажей. Также использованы технологические особенности телевизора в том числе:

— слова диктора;

— музыка;

— визуальные образы записи.

Еще раз анализируя то, что происходит на самом деле, мы замечаем, что когда человек получает сообщение, его взаимодействие с его памятью делится на два этапа.Сначала происходит пассивное подсознательное запоминание, затем информация обрабатывается интеллектом. При эмоциональной окраске информация «имплантируется» в память и начинает влиять на сознание. В результате повторения оно запоминается, это запоминание непроизвольно, как реклама, которую обычно запоминают быстро и незаметно.

Актуальность темы

Согласно Б.Э. Кретова, особое место в политической коммуникации занимает обмен информацией между государством и управляемыми с целью получения их согласия на решения правительства, в то время как каждый управляемый пытается выразить свои потребности и обнародовать их.Эти две стороны могут достичь согласия только посредством общения — обмена информацией. Чтобы достичь единства с народом, власть пытается через средства массовой информации внедрять в людей свои идеи, отвечающие их интересам. Конфликты и противоречия неизбежны в такой структуре общества, потому что демократическая пресса фокусируется на свободе, гласности, дебатах и ​​правах человека, в то время как армия и полиция концентрируют внимание на дисциплине, секретности, безопасности и патриотизме или говорят о необходимости применения силы.

Возвращаясь к проблеме, после 11 сентября 2001 года через средства массовой информации по всему миру распространилась атмосфера страха перед террористическими актами. В результате во всех странах мира усилен государственный контроль над СМИ как оправдание идеи «национальной безопасности».

Манипуляция всегда предполагает аудиторию — представителей общества. Представители общества под влиянием различных сообщений становятся частью масс и в процессе превращения отдельных индивидов в «коллективную толпу» приобретают черты, присущие массам:

1.Склонность к деперсонализации — индивидуализм поглощается массовым сознанием под влиянием импульсов.

2. Преобладание разумного над сознательным — интеллект подавлен чувствами и инстинктами

3. Падение интеллекта и уровня нравственных ценностей

4. Резко падает уровень ответственности.

Все эти признаки делают группу людей особенно уязвимой и чувствительной к различным манипуляциям властей.

Эстетическая и смысловая информация

Всю информацию, в свою очередь, можно разделить на две группы: эстетическая информация и смысловая информация.Эстетическая информация не подчиняется логике и вызывает определенное психическое состояние — эмоции и реакцию, а не отражает действительность. Более стабильный, он создает атмосферу в сознании человека. Любая эстетическая информация направлена ​​не на понимание, а на внушение, поэтому легко может стать инструментом злоупотребления.

Семантическая, или, как ее часто называют, смысловая информация, основана на убеждении и интересе и адресована логике и здравому смыслу. Именно семантическая информация играла важную роль в политической деятельности до активного вовлечения СМИ в политику.Разработки оцениваются семантическими информационными методами, через аналитическое восприятие — экспертные заключения.

В практическом смысле власть предпочитает эстетическую информацию смысловой, потому что она способна подготовить действия, противоречащие логике и реальному положению вещей, которые иногда полезны для правящей элиты. Это своего рода явление, потому что эстетическая информация направлена ​​не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных воздействий.

Поскольку СМИ как социальный институт имеют статус официального источника информации, пользующегося высоким уровнем доверия широкой аудитории, от них ожидается оценочная информация.Эта оценочная информация имеет тенденцию формировать общественное мнение. Если в практическом смысле пресса основана на смысловой волне, то телевидение использует ее аудио- и видеопотенциал и влияет на эстетическое восприятие сознания аудитории. Телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу своих объективных технических свойств.

Принципы телевизионной эстетики

TV построен из мозаичных изображений, представляющих весь мир в виде репортажей, не связанных однозначной логической связью.Репортажи, приходящие в голову зрителю, разбивают общую мозаичную дисперсию, пытаясь объединить их в смысловое единство. Текст, зачитанный диктором, воспринимается как очевидная истина из-за особого статуса телевидения как медиа-института. Если диктор зачитывает текст на фоне видеоизображений, записанных на месте действия, этот текст принимается за последнюю истину.

Ввиду того, что телевидение пользуется всеобщим доверием людей, отдельному человеку сложно критически оценить развитие.Это происходит еще и потому, что эстетическая информация в виде аудио- и видеопотока выстроена нелогично. В этом потоке нет последовательности, аргументации и разумного контекста, если он не добавлен в текст диктора.

Манипулятивное кодирование отчета остается незамеченным для массовой аудитории, поскольку разница между реальностью и ее интерпретацией практически неосязаема, а искажение реальности неизбежно. Здесь используются такие способы подачи информации, как повторение, дробление, срочность и сенсационный характер сообщения.Также используются отсутствие альтернативных источников информации, одностороннее представление новостей и сокрытие альтернативных новостей. Таким образом, виртуальная реальность создается вместо отражения настоящей реальности.

Часто используется технология изоляции адресата от другого воздействия. Используется метод упрощения подачи новостей, придание им стереотипности и использование различных метафор.

Язык манипуляции

Предполагается, что «правильный» язык будет использоваться журналистами СМИ.Это означает, что «правильный» язык для телевидения — это язык, на котором диктор зачитывает текст, данный редактором, который работал с журналистским материалом в соответствии с рекомендациями руководителя. Итак, новости «проектируются» на новостном телеканале. С помощью слов и видео создается контекст отчета, который всегда можно изменить, упростить или усложнить. Такое манипулирование тесно связано с природой человеческого восприятия. Человека по своей природе подсознательно привлекают упрощенные объяснения. Есть некая особенность человеческого сознания, которая подстраивает всю новую информацию под существующие стереотипы.Метод такого упрощения помогает манипулятору продемонстрировать главную идею, которая должна быть предложена аудитории в краткой, сильной и впечатляющей форме — утверждение. Как правило, публика принимает эту новость, не задумываясь.

Один из основных методов укрепления стереотипов — это повторение. Повторение придает новости дополнительную возможность утверждения, другими словами, превращает ее в фиксацию идеи, идея побуждает к действию. Технология пропаганды основана именно на этой технике повторения.Срочность помогает отчету оказать сильное влияние на аудиторию, срочность увеличивает возможности для манипуляции. Техника разбивки отчета на части приводит к потере смысла и целостности отчета.

Событие, представленное с приданной значимостью и оригинальностью, искусственно и искажено по своей важности. Новостям искусственно придается оттенок сенсации. Обычно это происходит потому, что под прикрытием сенсации происходит скрытое развитие, о котором публика не должна знать.Очень часто сенсация используется для прекращения скандала или психоза, когда необходимо отвлечь внимание общественности. Во многих странах, где судьбу государственных постов решают выборы, успех той или иной политической силы зависит не от того, насколько убедительна идеологическая программа ее кандидата, а от того, насколько грамотно ему удалось организовать шоу в СМИ. Шанс кандидата на победу в избирательной кампании зависит от того, удалось ли ему / ей оказаться в центре внимания кампании в СМИ.

Есть также официальные и неофициальные новости. Официальные новости, как правило, поддерживают уже сложившуюся раскладку сил и отражают взгляды правящих структур в этом обществе и на данный момент. Неофициальные новости исходят из оппозиционных источников. Кардинально отличные от официальных новости неофициальные перетряхивают такую ​​раскладку сил. В пропагандистских целях используется информационная асимметрия, поскольку в любом обществе официальная идеология противопоставляется неофициальной.

Существует также метод асимметрии покрытия, когда одно явление покрывается полностью, а другое заглушается. В повседневной жизни каждый может заметить, что одно событие освещается положительно, другое — отрицательно. В этом смысле мы видим, что асимметрия информации постепенно исчезает, и человек привыкает к односторонней интерпретации: положительной или отрицательной.

В результате качественного и количественного анализа публикаций узбекской прессы автор исследования выявил основные используемые технологии.В качественном отношении работа была направлена ​​на изучение технологий манипуляции — использования метафор, стереотипов и повторов. В количественном отношении подсчитано количество определенных клише, неоднократно используемых в публикациях.

Для анализа узбекских СМИ были выбраны новостные интернет-сайты информационных агентств «Туркистон Пресс» и «УзА», а также газета «Народное слово». Анализ показал, что новости представлены однобоко. В выбранных материалах отсутствует сбалансированность подачи новостей. Все разработки освещаются преимущественно положительно.Из-за их частого повторения возникает эффект навязчивой идеи и эффект асимметрии покрытия.

Также используются сокрытие источников информации и использование технологии подсказок без указания имен <например, «иностранные доброжелатели» или «некоторые западные политики». Используются и такие метафоры: «некие темные силы», «ренегаты, которые продали родину за песню», «подстрекательские негодяи», «а темные силы бдительны и ждут своего часа». Очень часто о других используются абсолютно полярные, позитивные по оттенку метафоры.Такие разные черты делят людей на «хороших» и «плохих» и подчеркивают пропагандистскую направленность данного издания.

На сайте информационного агентства «Туркистон-пресс» более нейтральная информация, так как его формат отличается от формата двух вышеупомянутых изданий. Можно сказать, что информация подана более профессионально с точки зрения беспристрастности.

Читая отрывки из различных сообщений прессы, можно увидеть попытки стереотипизировать, стандартизировать и упростить разработки.Но очень часто издания, представляющие различные мнения и тенденции, выражают их через своих журналистов, целенаправленно обращаясь к аудитории.

Профессионализм журналистов СМИ, когда качество предлагаемых материалов тщательно проверяется на достоверность фактов и окраску событий, не всегда может гарантировать высокий уровень доверия аудитории к источнику информации. Соответствие публикаций критериям информационных продуктов — стандартам, включающим эффективность, объективность, достоверность и выражение собственного мнения независимо от политических условий, — делает СМИ институтом доверия, идеальным, к которому стремятся.Пока серьезной проблемой является самоцензура самих журналистов, выраженная в их презентации того или иного репортажа. Бывают факты, когда, основываясь на мнениях экспертов, издание дает свою оценку событию и из уст этих экспертов навязывает аудитории «правильную интерпретацию» и мнимую объективность, тем самым используя метод ложной аналитики.

Аудитория обычно ожидает оценочной информации от СМИ. Объясняется это тем, что СМИ как социальный институт имеют статус официального источника информации, которому массы доверяют.Анализ показал, что есть также упоминания анонимных авторитетных источников, которые предполагают идею сокрытия новости и тем самым создания «виртуальной» реальности вместо отражения истины.

Основные выводы

Анализируя публикации некоторых СМИ Узбекистана, можно отметить такую ​​наиболее часто используемую технику манипуляции, как:

  • стереотип;
  • «поляризация» информационного потока;
  • изоляция адресата от других воздействий — отсутствие альтернативных источников информации;
  • частичное сокрытие информации;
  • строительных отчетов с использованием профессиональных терминов;
  • упрощение;
  • стандартизация;
  • повторение.

Специальная техника манипулирования СМИ включает асимметрию информации и асимметрию покрытия. Здесь также можно отметить использование метафор, фиксацию на авторитетных и часто анонимных источниках, методы контраста и ложных аналогий и стереотипных сообщений.

Материалы СМИ не всегда профессиональны с точки зрения личных журналистских пристрастий и желания выразить собственное мнение. Зачастую, опираясь на мнения экспертов, издание дает частичную, одностороннюю оценку события.Принимая во внимание, что технологии манипуляции также совершенствуются, общество должно больше апеллировать к социальной ответственности самих журналистов и к их соблюдению журналистской этики как основы журналистского профессионализма. Информируя, развлекая и просвещая аудиторию, средства массовой информации должны стремиться соответствовать репутации прогрессивного инновационного института общества, снабжая его максимально объективной и эффективной информацией. Журналисты должны воздерживаться от четких заявлений в пользу той или иной партии, стараясь соблюдать баланс и избегать крайних оценок реальной ситуации.

Отсутствие крайних выражений и пропагандистских стереотипов делает источник информации заслуживающим доверия. Наличие анонимных и авторитетных источников информации исключает любую альтернативную интерпретацию новостей. Таким образом, в сознании публики закрепляется определенный стереотип.

Согласно качественному и количественному анализу, чем больше издание пытается соответствовать высоким мировым стандартам, тем меньше оно склонно использовать манипуляционные технологии для привлечения внимания читателей.Пропорционально росту ответственности журналиста перед обществом, а не только перед своим редактором, растут и требования профессионализма в журналистике.

В настоящее время прогрессивные СМИ считают себя социально ответственным институтом. В то же время, чем меньше задействованы СМИ, тем меньше они используются как инструмент воздействия на умы своей аудитории. Так что экономическая независимость СМИ имеет большое значение. Общество, защищающее свои интересы, должно больше апеллировать к социальной ответственности журналистов, их профессионализму и соблюдению ими журналистской этики как основополагающего принципа профессионализма в журналистике.

источник: http://alter-media-saida.blogspot.com/2011/07/manipulation-of-social-consciousness.html

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Почему Америка склонна к массовым расстрелам

Странный парадокс возникает в Америке: общий уровень насильственных преступлений снижается, но количество активных шутеров, в которых человек пытается убить нескольких человек в густонаселенном районе, по-видимому, растет, по данным Федерального бюро расследований. статистика.

Между тем, недавно опубликованное исследование показывает, что, хотя в Соединенных Штатах проживает всего около 5 процентов населения мира, в стране проживает 31 процент массовых стрелков в мире.Исследователи говорят, что причины этих цифр сложны, но данные показывают, что виной всему может быть доступность оружия и, возможно, одержимость американцами славой.

В Соединенных Штатах больше частных владельцев оружия и больше стремления к славе, чем в любой другой стране мира, сказал Адам Ланкфорд, профессор уголовного правосудия в Университете Алабамы и автор нового исследования, представленного в воскресенье (23 августа). на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации. [5 вех в истории контроля над огнестрельным оружием]

Возможная связь между массовыми расстрелами и стремлением к славе особенно жутка, учитывая последнее громкое убийство в стране.Рано утром (26 августа) бывший сотрудник местной новостной станции в Вирджинии якобы убил репортера и оператора в прямом эфире, снимая съемку на камеру GoPro. Позже он разместил фильм в социальных сетях. Поскольку погибло менее четырех человек, согласно большинству определений это событие не квалифицируется как массовая стрельба. Но явное желание транслировать преступление помещает убийцу в ту же компанию, что и многие печально известные массовые стрелялки последнего десятилетия. [История человеческой агрессии]

«Особенно некоторые молодые — они хотят внимания», — сказала Мэри Мускари, судебно-медицинская сестра из Бингемтонского университета в Нью-Йорке, которая изучала массовых убийц, движимых местью.«Вот почему вы видите, что они хотят иметь больше людей, больше жертв, чтобы попытаться превзойти последнего или сделать что-то, что вызовет больший рост».

Человек, который утверждал, что был предполагаемым боевиком в нападении в Вирджинии, отправил 23-страничный факс в ABC News после стрельбы, утверждая, что находился под влиянием Сын-Хи Чо, убийцы во время стрельбы в Технологическом университете Вирджинии в 2007 году. ПОЧТИ вдвое больше, чем получили Эрик Харрис и Дилан [так в оригинале] Клиболд [стрелки из Колумбайн] », — добавил автор факса, сообщает ABC News.В факсе также утверждалось, что стрельба была вызвана массовым убийством в церкви Чарльстона в июне.

Парадокс массовых расстрелов

Официальных определений массового расстрела не существует, и различные способы отслеживания данных — по количеству смертей или по количеству жертв — могут затруднить выявление тенденций в этом типе насилия. Человек, который вооружается достаточным количеством боеприпасов, чтобы уничтожить десятки, но которому удается убить только одного или двух человек, не будет включен в федеральную статистику, которая отслеживает преступления с четырьмя или более жертвами.

Термин «массовый расстрел» также охватывает ряд преступлений с различными мотивами. Банда, которая убивает несколько человек, будет засчитана, хотя основная причина сильно отличается от убийств, которые регулярно происходят в школах, церквях и театрах по всей стране.

ФБР попыталось сузить определение в отчете 2014 года, в котором основное внимание уделялось ситуациям «активного стрелка», определяемым как стрельба, в которой человек пытался убить людей в общественном месте, и исключая насилие со стороны банд или наркотиков.Агентство обнаружило, что с 2000 по 2013 год произошло 160 инцидентов, связанных с активными стрелками, и что их количество растет. В первые семь лет периода среднее количество инцидентов, связанных с активным стрелком, составляло 6,4 в год. За последние семь лет средний годовой показатель вырос до 16,4.

В этих 160 обстрелах 486 человек были убиты и 557 ранены, не считая стрелков.

Рост числа активных шутеров противодействует общей тенденции к снижению насильственных преступлений в Соединенных Штатах: общее количество насильственных преступлений снизилось на 14.5 процентов в период с 2004 по 2013 год, по данным ФБР.

Этот разрыв перекликается с тем, что обнаружил Ланкфорд в своем последнем исследовании. Ланкфорд проанализировал массовые расстрелы, в которых четыре или более человек были убиты в 171 стране в период с 1966 по 2012 год. Он обнаружил, что уровень массовых расстрелов не коррелировал с общим уровнем убийств.

«Быть ​​опасной страной или так называемой мирной страной не было причиной» массовых расстрелов, — сказал Ланкфорд Live Science.

Связь с огнестрельным оружием

Что действительно предсказывало количество массовых стрельб, так это преобладание владения огнестрельным оружием, как выяснил Ланкфорд.В странах с более высоким уровнем владения огнестрельным оружием было больше публичных массовых расстрелов. [Частное владение оружием в США (инфографика)]

«Это не было шокирующим открытием, но я думаю, что меня удивило, так это то, что оно обнаружилось независимо от того, сколько или какой тип статистических тестов я проводил», — сказал Ланкфорд. «Это было непоколебимо».

Связь между владением огнестрельным оружием и массовыми расстрелами сохранилась даже после того, как Соединенные Штаты были исключены из анализа, сказал Ланкфорд. Например, в Швейцарии и Финляндии, двух странах с относительно низким уровнем преступности и высоким уровнем владения личным оружием, было больше массовых перестрелок, чем можно было бы ожидать.

Исследования в Соединенных Штатах также обнаружили связь между владением оружием и преступлениями с использованием огнестрельного оружия. Исследование, опубликованное в июле, показало, что в штатах с большим количеством семей, владеющих оружием, уровень нападений с огнестрельным оружием, грабежей, убийств и убийств в целом выше, чем в штатах с меньшим количеством владельцев оружия.

Ланкфорд также обнаружил, что массовые расстрелы в Соединенных Штатах, как правило, происходят в школах, на предприятиях или на рабочих местах, тогда как международные массовые расстрелы наиболее распространены на военных объектах.

«Оглядываясь назад, возможно, это имеет смысл, потому что именно там люди имеют самый легкий доступ к огнестрельному оружию в других странах», — сказал он.

Обсуждения доступа к огнестрельному оружию обычно приводят к спорам о законах о контроле над огнестрельным оружием. Но может быть и другой выход, сказал Майкл Сигел, врач Школы общественного здравоохранения Бостонского университета, исследующий насилие с применением огнестрельного оружия. Как и болезни, связанные с курением, смерть от огнестрельного оружия является проблемой общественного здравоохранения, сказал Сигел Live Science. И, как и сигареты, оружие могло быть подвержено тем же культурным изменениям, которые изгнали курильщиков в альковы на открытом воздухе и привели к резкому падению числа курящих.

«Могут быть способы, которыми мы действительно сможем вмешаться и попытаться изменить саму культуру оружия», — сказал Сигел.

Отношение к оружию уже изменилось, сказал он. Было время, когда ружья рассматривались в первую очередь как инструмент для охоты и отдыха. Однако все больше и больше разговоров смещается в сторону использования оружия для защиты, соблюдения законов «отстаивать свою позицию» и права открыто носить оружие в общественных местах.

«Произошло изменение социальных норм», — сказал Сигел.По его словам, кампании общественного здравоохранения могут иметь целью дать отпор, побуждая людей думать об оружии как о развлекательном, а не как о чем-то, предназначенном для использования друг против друга.

Стать печально известным

Владение оружием не может быть всей историей, учитывая, что общее количество насильственных преступлений сокращается. Там вроде

.

арестов и казней Кабала Глубинного государства | Survival

NUKE PRO: Разоблачение правды Антиядерная информация и ресурсы, а также планирование подготовки к стихийным бедствиям: http://nukeprofessional.blogspot.com/ Конечно, ребята, это следует рассматривать как сатиру. Я не думаю, что мы действительно могли бы наказать Глубинное Государство таким образом, иначе они могут выпустить смертоносный биоинженерный вирус, вызвать экономическую катастрофу и начать ужасающую расовую войну, разжигаемую ВСЕМИ СМИ, и никто никогда не подвергнет сомнению повествование. , и даже сейчас клоунское шоу телеведущих в масках в их подвалах, спустя много времени после того, как COVID прошел своим курсом ………

Об этом сообщается в греческих новостях 4 июня 2020 г.

ШОК! Список арестов и казней известного глубинного государства

1.Эндрю МакКейб: арестован в Гуантанамо

2. Барак Обама: казнен

3. Микелла Обама (Большой Майк): казнен

4. Билл Гейтс: арестован и содержится под домашним арестом

5. Мелинда Гейтс: арестована и содержится под домашним арестом

6. Майк Пенс: арестован в Гуантанамо и может быть казнен, но без обновлений

7. Митт Ромни: арестован в Гуантанамо

8. Энтони Фаучи: был арестован, но помогает Трампу

9. Хума Абедин: казнен

10.Джон Бреннан: арестован в Гуантанамо

11. Джордж Буш: казнен

12. Джордж Буш: казнен

13: Лора Буш: казнена

14: Джеб Буш: казнен

15: Дик Чейни: казнен

16: Джеймс Бейкер: казнен

17: Джеймс Клэппер: арестован в Гуантанамо

18: Хиллари Клинтон казнена

19: Билл Клинтон: казнен

20: Джеймс Коми: арестован в Гуантанамо

21: Пол Райан: арестован в Гуантанамо

22.Дайан Файнштейн: экстрадирована в Китай

23: Эрик Холдер: арестован в Гуантанамо

24: Джон Керри: арестован в Гуантанамо

25: Лоретта Линч: арестована в Гуантанамо

26: Лиза Пейдж: арестована в Гуантанамо

27: Тони Подеста: казнен

28: Джон Подеста: арестован в Гуантанамо

29: Саманта Пауэрс: арестована в Гуантанамо

30: Адам Чифф: арестован в Гуантанамо

34: Эрик Скмидт: арестован в Гуантанамо

35: Дебби Вассерман-Шульц: арестована в Гуантанамо

36: Джордж Сорос: казнен

37: Максин Уотерс: арестована в Гуантанамо

38: Салли Йейтс: арестована в Гуантанамо

39: Нэнси Пелоси: арестована в Гуантанамо

40: Чак Шумер: арестован в Гуантанамо

41: Рут Бейдер казнена

42: Питер Стшок: арестован в Гуантанамо

43: Элайджа Каммингс: казнен

44: Джасинда Адерн: арестована и содержится под домашним арестом

45: Том Хэнкс: казнен

46: Рита Уилсон казнена

47: Мадонна: казнена

48: Леди Гага казнена

49: Опра Уинфри: арестована и содержится под домашним арестом

50: Эллен Дедженерес: арестована и содержится под домашним арестом

51: Стивен Спилберг: арестован и содержится под домашним арестом

52: Харви Вайнштейн: арестован и заключен в тюрьму

53: Джеффри Эпштейн: арестован и отбывает пожизненное заключение

54: Папа Франциск казнен

55: казнь королевы Елизаветы

56: Филип Виндзор: казнен

57: Чарльз Виндзор: казнен

58: Джастин Трюдо: арестован и содержится под домашним арестом

59: Скотт Моррисон: арестован и содержится под домашним арестом

60: Гарри Виндзор: арестован и содержится под домашним арестом

61: Меган Маркл: арестована и содержится под домашним арестом

62: Ангела Меркель: арестована и содержится под домашним арестом

63: Мерил Стрип: арестована и содержится под домашним арестом

64: Роберт Де Ниро: казнен

65: Ричард Гир: арестован и содержится под домашним арестом

66: Джо Байден: казнен

67: Хантер Байден: казнен

68: Джон Маккейн: казнен

69: Рой Хорн из Sigfreid & Roy: казнен

70: Трой Снид (певец): казнен

71: Фред Крестник (рэпер): казнен

72: Джоэл Рогозин (писатель): казнен

73: Мэтью Селигман (музыкант): казнен

74: Чарльз Грегори: казнен

75: Хилари Хит казнена

76: Хэл Вилнер (Продюсер): казнен

77: Джон Прайн (певец): казнен

78: Ли Фиерро: казнен

79: Адам Шлезингер: казнен

80: Джо Диффи: казнен

81: Квентин Тарантино: арестован в Гуантанамо

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.