Механизмы памяти в психологии: Механизмы памяти

Механизмы памяти

Память — это психический процесс, включающий в себя:

  • запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
  • сохранение в памяти того, что было запомнено;
  • воспроизведение запомненного;
  • узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Обычно различаются четыре вида памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестезических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от того оно отчетливо, в деталях, прочно запечатлится в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно вьполненного действия.

Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересныи, так а как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Известные в психологии механизмы памяти делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движенрш, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.

Повторение известно с древности. В народе давно бытует крылатое выражение: «Повторение — мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

Повторение — самый распространенный механизм запоминания.
Здесь нужно знать следующие правила:

  • большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;
  • число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
  • повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная (оперативная) память, следует активнее включить свою внутреннюю речь. Предположим, Вам надо запомнить ряд цифр из плана (документа). При этом необходимо удержать информацию более, чем на несколько секунд. Без повторения здесь никто не обходится. Это закон запоминания. Процесс повторения как бы подхватывает слабый, стирающийся след сигнала (информации) и освежает его, закрепляет в памяти. Таким образом, чтобы запомнить большой по объему материал, его надо повторять.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то уста

Механизмы памяти

Вопрос о механизмах памяти сложен и его
изучает целый ряд наук: физиология,
биохимия и психология.

  • Физиологиговорят о том, что процесс
    сохранения информации связан с
    образованием нервных связей (ассоциаций)

  • Биохимики– с изменением состава
    рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других
    биохимических структур;

  • Психологи подчеркивают зависимость
    памяти от характера деятельности
    человека и направленности личности

Когда мы говорим о механизмах памяти,
мы говорим о каких-то процессах, через
которые проходит любой человек чтобы
запомнить нужную информацию, а впоследствие
ее воспроизвести. Основные процессы
памяти — это запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание
.

Запоминание — главный процесс
памяти. От него зависит полнота, точность,
прочность и продолжительность хранения
материала и т.д.Запоминание и
воспроизведение
обычно происходит
в виде и произвольных и непроизвольных
процессов. Человек очень много запоминает
и воспроизводит без особых усилий.Забывание— это обычнонепроизволный
процесс.

Теперь подробнее о каждом процессе:

  1. Запоминание — когда человек
    вспринимает предметы и явления, это
    приводит к переменам в нервных
    сплетениях коры головного мозга
    .
    Образуются времнныесловно-рефлекторные
    связи
    . Их еще называютследы памяти.
    Их физиологическая основа до сих пор
    не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным,
запланированным, так и непроизвольным,
протекать независимо от воли человека.
Это имеет громадное значение, так как
именно так воспринимается большая часть
информации, необходимой каждый день
Произвольное запоминание может проходить
двумя способами: через механическое
фиксирование. или быть смысловым
(логическим)
. Уже было упомянуто, что
второй способ обычно достигает лучших
результатов, так как человек работает
с материалом, а ведь только действуя на
основании материала мы запоминаем его.

  1. Сохранение— когда следы памяти
    не исчезают, а фиксируются в нервных
    сплетениях, даже после того как исчезают
    возбудители, которые их вызвали.
    Благодаря этому «банк информации»
    постоянно возрастает. Не вся информация
    сохраняется одинаково хорошо: одни
    образы остаются, другие слабнут, третьи
    вообще быстро исчезают. Еще раз
    подчеркиваем важностьличного
    психического отношения личности к
    материалу
    , в процессе запоминания и
    сохранения.

  2. Воспроизведение— этап вспоминания
    или воспроизведения лежит в основе
    познавательных процессов. Благодаря
    этой фазе информация извлекается из
    «огромной» библиотеки» памяти.
    Вопроизведение проходит втри фазы:

  • Узнавание — при повторном
    восприятии объекта, мозг проводит
    различие между возбудителями, которые
    действовали на вас раньше и теми, которые
    действуют на ваши органы чувств в
    настоящий момент.

  • Припоминание — наиболее активная
    форма воспроизведения.
    В сознании
    отображаются те возбудители, которые
    действовали на человека в заданой
    время, хотя сейчас они и не действуют.

  • Репродукция или реминисценция —
    самый сложный этап, когда в памяти
    уже конкретно восстанавливает необходимый
    материал. До этого он уже 1) различаем
    2) обновляется в сознании 3) но теперь
    нужно полность воспроизвести образ,
    который вы не наблюдаете сейчас: ,
    например написать, рассказать, нарисовать.

  1. Забывание— процесс противоположный
    сохранению.
    Когда мы видим значительное
    различие между оригинальным материалом
    и тем что удается воссоздать, принято
    говорить, что материал забыт. Процесс
    забывания всегда интересовал
    исследователей. Было выяснено, что
    наибольший объем материала забывается в первый деньпосле запоминания.
    Забывание
    может быть как полезным так и вредным,
    помогая или мешая человеку в жизни и
    деятельности.Позитивная функция
    забывания
    в том, что оно забирает
    громадный груз информации, который
    является ненужным, и не допускает
    перенагрузки памяти.Негативнымзабывание становится когда память
    стирает целые блоки информации, или
    отрицательный опыт, который тем не
    менее необходим для нормальной
    плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит
забывание, хотя на практике ни одна из
них не может исчерпываще объяснить
явление забывания.

  1. Теория систематической деформации
    следов памяти
    — говорит что перемены
    в памяти связаны с переменами в тканях
    мозга. То есть в следах памяти происходят
    спонтанные безконтрольные перемены.

  2. Теория ретроактивного и проактивного
    торможенияи
    говорит, что любое
    получение нового материала приводит
    к нарушениям в памяти о предыдущих
    событиях. (ретроактивное) Таким же
    образом любое предыдущее обучение,
    негативно влияет на процесс дальнейшего
    обучения и воссоздания нового
    материала.(проактивное забывание)
    Например: немудро мосле математики
    сразу учить физику или химию, процесс
    забывания материала будет идти довольно
    быстро.

  3. Теория мотивируемого забыванияговорит, что цель и мотивация человека
    влияет на забывание. (например человек
    намеренно забывает о болезненной
    информации, которая вызывает боль,
    страх или вину). З.Фрейд посвятил
    много времени изучению именно этой
    теории и изучению мотивированного
    забывания. Мо мнению Фрейда, когда
    человек непроизвольно теряет или
    закладывает вещи,, он это делает с целью
    избавления от неприятных воспоминаний
    или эмоциональных переживаний.

Основные процессы и механизмы памяти — Студопедия

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти это важнейшая интегральная характеристика памяти, кото­рая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения, характеризует способность че­ловека использовать в практической деятельности имеющуюся унего информа­цию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизве­сти информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно вос­производить запечатленную в памяти информацию.

Длительность отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа­цию.

Процессы памяти.

Запоминание это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.



Произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание.


Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление воле­вых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержан­ного материала, называется мнемической деятельностью. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механиче­ское запоминание.

Механическое запоминание это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во време­ни. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторе­ние материала.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механи­ческого. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше уси­лий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида за­поминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выде­лением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу вхо­дит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысло­вую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.

Сохранение, воспроизведение, узнавание. Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Со­хранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Сох

Основные процессы и механизмы памяти

Запоминание. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти. Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Как мы уже отмечали, память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие «память». Знакомство с основными механизмами и процессами памяти мы начнем с запоминания.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

  1. непреднамеренное (или непроизвольное)
  2. преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Иллюстрируя важность постановки задачи на заучивание, А. А. Смирнов приводит в качестве примера случай, происшедший с югославским психологом П. Радоссавлевичем. Он проводил эксперимент с человеком, который плохо понимал язык, на котором проводился эксперимент. Суть данного эксперимента состояла в заучивании бессмысленных слогов. Обычно, чтобы их запомнить, требовалось несколько повторений. В этот же раз испытуемый читал их 20, 30, 40 и, наконец, 46 раз, но не давал экспериментатору сигнал, что их запомнил. Когда же психолог попросил повторить прочитанный ряд наизусть, удивленный испытуемый, не понявший из-за недостаточного знания языка цели эксперимента, воскликнул: «Как? Так я должен его заучить наизусть?» После чего он еще шесть раз прочитал указанный ему ряд слогов и безошибочно повторил его.

Следовательно, для того чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить цель — не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его.

Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д.

Таким образом, постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Более того, Рубинштейн полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания. Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-либо орфографическому правилу (например, «мой брат учит китайский язык» и «надо учиться писать краткими фразами»). В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относится данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать фразы не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в процессе активной деятельности, запомнились примерно в три раза лучше, чем те, которые им дал экспериментатор.

Следовательно, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Следует отметить, что исследование мнемической деятельности человека является одной из центральных проблем современной психологии. Основными задачами изучения мнемической деятельности являются определение доступного человеку объема памяти и максимально возможной скорости запоминания материала, а также времени, в течение которого материал может удерживаться в памяти. Эти задачи не являются простыми, тем более что процессы запоминания в конкретных случаях имеют целый ряд различий.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.

Если же сравнивать эти способы запоминания материала — осмысленное и механическое, — то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов — 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в шесть раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т. е. количество повторений возрастает в 7,5 раза, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания. Поэтому давайте более подробно рассмотрим условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию материала.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

Установлено, что учащиеся, составляющие план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали текст без такого плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Так, изучая с детьми новый материал, учитель часто сопоставляет его с уже изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Аналогично осуществляется сопоставление материала с другой, только что полученной информацией. Например, легче запомнить даты рождения и смерти М. Ю. Лермонтова, если их сопоставить друг с другом: 1814 г. и 1841 г.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Проведенные исследования позволили выявить некоторые закономерности в использовании метода повторений.

Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания.

Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов.

В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Кроме указанных выше закономерностей использования метода повторений существуют условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит оживление связей на уровне второй сигнальной системы, поскольку разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой. В результате запоминание делается более полным. Пассивное же повторение не дает такого эффекта. В одном эксперименте учащиеся заучивали тексты путем пятикратных повторений. Анализ эффективности каждого чтения показал, что как только повторение приобретает пассивный характер, заучивание становится непродуктивным.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т. е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

  1. ограничиться только чтением и читать до тех нор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;
  2. прочитать материал один-два раза, затем попытаться его воспроизвести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Исследования М. Н. Шардакова показали, что из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах Шардакова учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14 повторений, а при заучивании по частям — 16 повторений.

Следует отметить, что успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и па что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Существуют определенные различия в запоминании описательных и объяснительных текстов. Так, учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические тексты. В то же время в старших классах эти различия почти отсутствуют.

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенност

Память. Теории и механизмы памяти. — Студопедия

Память – это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека.

Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека – то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также и воздействий, поступающих изнутри организма. Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.

Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты (и даже секунды), а кое-что остается на годы или на всю жизнь. Но и из того, что осталось, не все мы способны восстановить по собственному желанию. Память имеет свои законы, и далеко не всегда мы можем ею управлять.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.



Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти


Психологический уровень изучения механизмов памяти представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий.

Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие – понятие ассоциации – обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Герман Эббингауз писал: « Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга ».(9,стр.10) Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». На основе этих условий выделяют три вида ассоциаций:

1. ассоциации по смежности во времени и пространстве;

2. ассоциации по сходству;

3. ассоциации по контрасту.

Позже, по мере развития психологии, было предложено дополнить эти ассоциации смысловыми связями.

Второй теорией является так называемый гештальтизм (от нем. Gestalt – образ). Основное понятие этой теории – понятие гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет, прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме.

Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоционизма.

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов па

Понятие, функции, свойства, виды и процессы памяти. Механизмы развития и тренировки памяти

Понятие о памяти

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина – богиня памяти в греческой мифологии – не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью, а приемы улучшения памяти, рационального запоминания мнемотехникой илимнемоникой (отгреч. mnemonika — искусство запоминания). Мнемоника – это система приемов, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления.

Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими ораторами, профессия которых предполагала огромные нагрузки на память.

Память осуществляет связь времён прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и её обучение.

Функции памяти

В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций.

запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;

воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;

сохранение – характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;

забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.

Свойства памяти

Рис. 1

Все свойства памяти (объем, быстрота, точность и прочность) в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека.

Процессы памяти

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

Запоминаниеэто процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения.

Сохранение (архивизация) -процесс удержания и переработки информации, процесс накопления материала в памяти.

Воспроизведениепроцесс извлечения хранящейся в памяти информации.

Забывание — процесс стирания информации, хранившейся в памяти; невозможность воспроизведения информации в сознании

Как полная потеря информации забывание имеет место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования информации в опыте.

Забывание может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Виды памяти

По характеру психической активности:

* двигательную (или моторную) память — память на движения, когда либо заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.;

* эмоциональную — память на эмоции и чувства, которые когда-то переживал человек.

* образную память — память на различные образы (представления), которая обычно хорошо развита у людей художественных профессий. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

* словесно-логическая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел.

По участию воли в процессе запоминания.

* Непроизвольная память – это запоминание, которое происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

* Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

ПАМЯТЬ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ — Студопедия

Память — способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и использовать информацию для формирования поведенческих реакций. Память является составной частью психической деятельности. Она помогает животному и человеку использовать свой прошлый опыт (видовой и индивидуальный) и приспосабливаться к условиям существования. Одним из механизмов памяти являются условные рефлексы, главным образом, следовые. Процесс памяти складывается из взаимосвязанных этапов — запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.

Виды памяти

В зависимости от условий возникновения выделяют память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную). Генетическая память — это записанная в хромосомах в виде генногокода информация о строении и функционировании кон­кретного организма по определенной программе. Индивидуальная память связана с хранением и воспроизведением индивидуального опыта.

В зависимости от форм проявления различают иммунную и нерв­ную разновидности памяти. Иммунная память состоит в способно­сти организма усиливать защитные реакции при повторном воздей­ствии генетически инородных тел. Она содержит как врожденный, так и приобретенный компоненты. Нервная память обеспечивается функциями ЦНС. В ней также выделяют врожденный и приобре­тенный компоненты. Такие проявления, как безусловные рефлексы, инстинкты основаны на механизмах генетической памяти, а спо­собность к совершенствованию врожденных приспособительных реакций в результате приобретения опыта — результат функцио­нирования приобретенного компонента памяти.



Помимо этого, существует деление памяти на неосознаваемую и осознаваемую формы. Неосознаваемая, или бессознательная, память представляет собой информацию, которая в обычных усло­виях не может быть извлечена в виде словесно оформленного тезиса. Неосознаваемая память активно используется мозгом в процессах бессознательной деятельности — ориентации на местности, при фор­мировании сновидений, может лежать в основе творческих находок.

Осознаваемая (сознательная) память может быть извлечена в виде словесного тезиса или осознаваемого поведенческого акта. Выделяют такие виды сознательной памяти, как:

• образная — является следствием работы сенсорных систем, вос­производит образ объекта; в свою очередь делится на зритель­ную, слуховую, обонятельную и др.;


• моторная — память о движениях, лежит в основе формирова­ния всех двигательных навыков;

• словесно-логическая — связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением понятий, умозаключений, мыслей, обуслов­лена развитием речи и свойственна только человеку;

• эмоциональная — хранит и воспроизводит следы ситуаций, в которых возникли те или иные эмоциональные состояния.

По функциональному значению выделяют процедурную и дек­ларативную формы памяти. Процедурная память содержит инфор­мацию о

способах действия. Она базируется на ультраструктурных и биохимических изменениях в нервных цепях, непосредственно участвующих в реализации определенных действий. По своему характеру является неосознаваемой. Декларативная память — это информация о событиях, происходящих вокруг индивида, это память на лица, предметы, места событий. Декларативная память носит осознаваемый характер.

По периоду времени хранения информации различают: сенсор­ную память (непосредственный отпечаток сенсорной информации), кратковременную и долговременную память (рис. 35).

Сенсорная память удерживает след события не более 500 мс. Непосредственный отпечаток сенсорной информации является

Схематическое изображение процессов памяти при ее восприятии, хранении и извлечении

начальным этапом переработки поступивших сигналов. Этот вид памяти не подвластен сознательному контролю, обладает индивиду­альными особенностями и зависит от функционального состояния организма. Биологическое значение сенсорной памяти состоит в соз­дании предпосылок реализации следующих механизмов памяти.

Кратковременная память формируется на основе непосредствен­ного отпечатка сенсорной информации и обеспечивает удержание части поступающих сигналов из внешней среды. Она способствует удержанию информации в мозге на срок до 30 минут. Через стадию кратковременной памяти проходит вся информация, фиксируемая в аппаратах долговременной памяти.

Долговременная память хранит информацию неограниченное время. При необходимости информация может воспроизводиться.

Процессы памяти

Память начинается с процессов запоминания информации. Сти­мулы, имеющие большее биологическое и социальное значение, фик­сируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Запоминание информации может происходить непроизвольно, так фиксируется в мозге сюжет особо интересного события, фильма или книги. Произвольное запоминание связано с постановкой цели на запоминание и использованием специальных приемов. Оно про­исходит продуктивно и оказывается более эффективным в случае понимания и осмысливания материала, сосредоточенности и кон­центрации внимания.

Центральным звеном в системе памяти является сохранение сле­дов. Процесс накопления и хранения информации в ЦНС сопровож­дается сложной ее переработкой. Повторение подобных или идентич­ных воздействий запечатлевается в памяти не по принципу

нейробиологов открывают клеточный путь, который кодирует воспоминания, укрепляя определенные синапсы — ScienceDaily

MIT нейробиологи обнаружили клеточный путь, который позволяет конкретным синапсам становиться сильнее во время формирования памяти. Полученные данные дают первое представление о молекулярном механизме, с помощью которого долговременные воспоминания кодируются в области гиппокампа, называемой CA3.

Исследователи обнаружили, что белок под названием Npas4, ранее идентифицированный как главный контроллер экспрессии генов, запускаемой нейрональной активностью, контролирует силу связей между нейронами в СА3 и нейронами в другой части гиппокампа, называемой зубчатой ​​извилиной.Без Npas4 не могут сформироваться долговременные воспоминания.

«Наше исследование идентифицирует зависящий от опыта синаптический механизм кодирования памяти в CA3 и предоставляет первые доказательства молекулярного пути, который выборочно контролирует его», — говорит Инси Линь, доцент кафедры мозга и когнитивных наук и член Макговерна из Массачусетского технологического института. Институт исследования мозга.

Линь — старший автор исследования, которое опубликовано в выпуске Neuron от 8 февраля. Ведущий автор статьи — научный сотрудник Института Макговерна Фэн-Джу (Эдди) Венг.

Синаптическая сила

Нейробиологам давно известно, что мозг кодирует воспоминания, изменяя силу синапсов или связей между нейронами. Это требует взаимодействия многих белков, обнаруженных как в пресинаптических нейронах, которые отправляют информацию о событии, так и постсинаптических нейронах, которые получают информацию.

Нейроны в области CA3 играют решающую роль в формировании контекстных воспоминаний, которые представляют собой воспоминания, связывающие событие с местом, где оно произошло, или с другой контекстной информацией, такой как время или эмоции.Эти нейроны получают синаптические входы от трех различных путей, и ученые предположили, что один из этих входов, от зубчатой ​​извилины, имеет решающее значение для кодирования новых контекстных воспоминаний. Однако механизм кодирования этой информации не был известен.

В исследовании, опубликованном в 2011 году, Лин и его коллеги обнаружили, что Npas4, ген, который включается сразу после нового опыта, по-видимому, действует как главный контроллер программы экспрессии генов, необходимой для формирования долговременной памяти.Они также обнаружили, что Npas4 наиболее активен в области CA3 гиппокампа во время обучения. Уже было известно, что это действие требуется для быстрого контекстного обучения, оно требуется во время выполнения задачи, известной как контекстуальная обусловленность страха. Во время кондиционирования мыши получают легкий электрический шок, когда они входят в определенную камеру и исследуют ее. В течение нескольких минут мыши учатся бояться камеры и, войдя в нее в следующий раз, замирают.

Когда исследователи отключили ген Npas4, они обнаружили, что мыши не могли вспомнить страшное событие.Они также обнаружили тот же эффект, когда отключили ген только в области СА3 гиппокампа. Однако его отключение в других частях гиппокампа не повлияло на память.

В новом исследовании исследователи более подробно изучили, как Npas4 оказывает свое действие. Лаборатория Лина ранее разработала метод, позволяющий флуоресцентно маркировать нейроны CA3, которые активируются во время этого кондиционирования страха. Используя тот же процесс кондиционирования страха, исследователи показали, что во время обучения одни синаптические входы в нейроны CA3 усиливаются, но не другие.Кроме того, для этого усиления требуется Npas4.

Выборочно усиленные входы поступают из другой части гиппокампа, называемой зубчатой ​​извилиной. Эти сигналы передают информацию о том месте, где произошел ужасный опыт.

Без Npas4 синапсы, идущие от зубчатой ​​извилины к CA3, не могут укрепляться, и мыши не могут формировать воспоминания об этом событии. Дальнейшие эксперименты показали, что это усиление требуется именно для кодирования памяти, а не для восстановления уже сформированных воспоминаний.Исследователи также обнаружили, что потеря Npas4 не влияет на синаптические входы, которые нейроны CA3 получают из других источников.

Обслуживание Synapse

Исследователи также идентифицировали один из генов, которые контролирует Npas4, чтобы оказывать этот эффект на прочность синапсов. Этот ген, известный как plk2, участвует в сокращении постсинаптических структур. Npas4 включает plk2, тем самым уменьшая размер и силу синапсов. Это говорит о том, что сам Npas4 не усиливает синапсы, но поддерживает синапсы в состоянии, позволяющем при необходимости их усиливать.Без Npas4 синапсы становятся слишком сильными, и поэтому их нельзя заставить кодировать воспоминания путем их дальнейшего усиления.

«Когда вы удаляете Npas4, синаптическая сила почти насыщается», — говорит Линь. «А затем, когда происходит обучение, хотя клетки, кодирующие память, могут быть флуоресцентно помечены, вы больше не видите усиления этих связей».

В своей будущей работе Lin надеется изучить, как цепь, соединяющая зубчатую извилину с CA3, взаимодействует с другими путями, необходимыми для восстановления памяти.«Каким-то образом существует некоторая перекрестная помеха между различными путями, так что, как только информация будет сохранена, она может быть извлечена другими входами», — говорит она.

Исследование финансировалось Национальным институтом здравоохранения, Фондом Джеймса Х. Ферри и исследовательской стипендией Шведского фонда мозга.

.

Обнаружен специальный мозговой механизм для хранения связанных со стрессом бессознательных воспоминаний — ScienceDaily

Некоторые стрессовые переживания, такие как хроническое жестокое обращение в детстве, настолько ошеломляют и травмируют, что воспоминания прячутся в мозгу, как тень.

Сначала скрытые воспоминания, к которым нельзя получить доступ сознательно, могут защитить человека от эмоциональной боли при воспоминании о событии. Но в конечном итоге эти подавленные воспоминания могут вызвать изнурительные психологические проблемы, такие как тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство или диссоциативные расстройства.

Считается, что процесс, известный как зависимое от состояния обучение, способствует формированию воспоминаний, недоступных для нормального сознания. Таким образом, воспоминания, сформированные в определенном настроении, возбуждении или состоянии, вызванном наркотиками, лучше всего можно восстановить, когда мозг вернется в это состояние.

В новом исследовании на мышах ученые Северо-Западной медицины впервые обнаружили механизм, с помощью которого зависимое от состояния обучение делает стрессовые воспоминания, связанные со страхом, сознательно недоступными.

«Результаты показывают, что существует несколько путей к хранению вызывающих страх воспоминаний, и мы определили важный из них для воспоминаний, связанных со страхом», — сказала главный исследователь доктор Елена Радулович, профессор Данбара по биполярным заболеваниям в школе Файнберга Северо-Западного университета. Лекарство. «Это может в конечном итоге привести к новым методам лечения пациентов с психическими расстройствами, которым необходим сознательный доступ к их травмирующим воспоминаниям, если они хотят выздороветь».

Терапевтам трудно помочь этим пациентам, сказал Радулович, потому что сами пациенты не могут вспомнить свои травматические переживания, которые являются основной причиной их симптомов.

Как показало исследование, лучший способ получить доступ к воспоминаниям в этой системе — это вернуть мозг в то же состояние сознания, которое было при кодировании памяти.

Исследование будет опубликовано 17 августа в журнале Nature Neuroscience .

Изменение радиочастоты мозга

Две аминокислоты, глутамат и ГАМК, являются инь и янь мозга, управляя его эмоциональными потоками и контролируя, возбуждены или подавлены нервные клетки (спокойствие).В нормальных условиях система сбалансирована. Но когда мы возбуждены и бдительны, уровень глутамата увеличивается. Глутамат также является основным химическим веществом, которое помогает хранить воспоминания в наших нейронных сетях таким образом, чтобы их было легко запомнить.

ГАМК, с другой стороны, успокаивает нас и помогает уснуть, блокируя действие возбудимого глутамата. Наиболее часто используемый транквилизатор, бензодиазепин, активирует рецепторы ГАМК в нашем мозгу.

Есть два типа рецепторов ГАМК.Один из них, синаптические рецепторы ГАМК, работают в тандеме с рецепторами глутамата, чтобы сбалансировать возбуждение мозга в ответ на внешние события, такие как стресс.

Другая популяция, внесинаптические рецепторы ГАМК, являются независимыми агентами. Они игнорируют бодрый глутамат. Вместо этого их работа сосредоточена на внутреннем уровне, регулируя мозговые волны и психические состояния в соответствии с уровнями внутренних химических веществ, таких как ГАМК, половые гормоны и микро-РНК. Внесинаптические рецепторы ГАМК изменяют состояние мозга, делая нас возбужденными, сонными, бдительными, седативными, пьяными или даже психотическими.Однако ученые Северо-Запада обнаружили еще одну важную роль; Эти рецепторы также помогают кодировать воспоминания о вызывающем страх событии, а затем хранить их, скрытые от сознания.

«Мозг функционирует в разных состояниях, как радио работает в диапазонах AM и FM», — сказал Радулович. «Это как если бы мозг обычно настроен на FM-станции для доступа к воспоминаниям, но должен быть настроен на AM-станции для доступа к подсознательным воспоминаниям. Если происходит травматическое событие, когда эти внесинаптические рецепторы GABA активируются, память об этом событии не может быть доступным, если эти рецепторы снова не активируются, по существу настраивая мозг на станции AM.«

Восстановление стрессовых воспоминаний у мышей

В ходе эксперимента ученые ввели в гиппокамп мышей габоксадол — препарат, который стимулирует внесинаптические рецепторы ГАМК. «Как будто мы немного опьянили их, ровно настолько, чтобы изменить состояние их мозга», — сказал Радулович.

Затем мышей поместили в ящик и подвергли короткому легкому удару электрическим током. Когда на следующий день мышей вернули в тот же ящик, они передвигались свободно и не боялись, что указывало на то, что они не помнили предыдущий шок в пространстве.Однако, когда ученые снова вернули мышам препарат и вернули их в коробку, они замерзли, опасаясь нового шока.

«Это означает, что когда мыши были возвращены в то же состояние мозга, что и лекарство, они вспомнили стрессовый опыт шока», — сказал Радулович.

Эксперимент показал, что когда внесинаптические рецепторы ГАМК были активированы лекарством, они изменили способ кодирования стрессового события. В состоянии, вызванном лекарством, мозг использовал совершенно другие молекулярные пути и нейронные цепи для хранения памяти.

«Это совершенно другая система даже на генетическом и молекулярном уровне, чем та, которая кодирует нормальные воспоминания», — сказал ведущий автор исследования Владимир Йовашевич, который работал над исследованием, когда он был научным сотрудником в лаборатории Радуловича.

Эта другая система регулируется небольшой микроРНК, miR-33, и может быть защитным механизмом мозга, когда опыт чрезвычайно стрессовый.

Полученные данные предполагают, что в ответ на травматический стресс некоторые люди вместо активации глутаматной системы для хранения воспоминаний активируют внесинаптическую систему ГАМК и формируют недоступные травматические воспоминания.

Перенаправленные и скрытые травматические воспоминания

Воспоминания обычно хранятся в распределенных сетях мозга, включая кору, и поэтому к ним можно легко получить доступ, чтобы сознательно запомнить событие. Но когда мыши находились в другом состоянии мозга, вызванном габоксадолом, стрессовое событие в первую очередь активировало подкорковые области памяти мозга. Препарат перенаправил обработку связанных со стрессом воспоминаний в мозговые цепи, чтобы к ним нельзя было получить доступ сознательно.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *