Метод эйдотехника: Почему мнемотехника не работает в одиночку?
Почему мнемотехника не работает в одиночку?
Запись в книге «Отзывов и предложений» в одной из парикмахерских:
«Меня теперь не узнать. А вот вас всех я запомнила!»
Из анекдота.
Многие ассоциируют мнемотехнику с хитроумным запоминанием. Метод Цицерона с его «развешанными» по жилой комнате словами. Сложный и малопонятный цифробуквенный код. Метод ассоциаций, рифмы, запоминаний лиц и имен. Как прекрасно не только прокачать память, но и возвыситься над повседневностью, удивить самого себя: «Надо же! Как я могу!»
Проводятся даже чемпионаты по запоминанию числа Пи. Мировой рекорд памяти, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, принадлежит колумбийцу Хайме Гарсиа, который назвал по памяти 150 тысяч цифр, стоящих после запятой числа Пи. Что само по себе дает дотошное повторение цепочек слов, цифр, символов без их глубокого осмысления и творческой переработки?
Вы будете хорошо запоминать цепочки цифр, слов, символов. Но этого мало для развития мозга и вашей нейропластичности. Мы убеждены: важен комплексный подход. Знаете ли вы, что многие мнемонисты могут быть весьма рассеяны и, выходя из дома, могут забыть шляпу. Мнемотехнике не хватает той работы с вниманием, которая присутствует в эйдотехнике. Вроде бы и та, и другая опираются на образы. Но по разному. Мнемотехника — ассоциации: единица похожа на кол, двойка на лебедя и так далее. Эйдотехника — это оживление чувств, образов, соощущений: вкус соленого огурчика, шум морских волн, шершавая поверхность дерева — это настоящее развитие чувств и различных видов чувственной памяти.
Если вы используете мнемотехнику и эйдетику — уже хорошо. Но выбьете ли вы свой максимум, если в подсознании сидит установка: я неудачник? Или у вас такой багаж ошибок, что вы боитесь пробовать новое? Стоит ли прорабатывать блоки, мешающие развитию? Да и еще раз да, методами когнитивной психологии, нейропсихологии и нейробики.
С самых первых занятий мы говорим о том, что практиковаться нужно каждый день и в условиях реальной жизни. Тут вы спросите: «тренировочные упражнения оторваны от жизни, а потому бессмысленны?» Еще как осмысленны. Но более эффективно то, что привязано к реальным жизненным задачам. Список продуктов, номера телефонов ваших родных и друзей, номера ВСЕХ документов, которые могут понадобиться, включая ИНН, задачи по работе, личные задачи, жизненные цели и приоритеты, имена, фамилии, должности.
Поймите, как работает память и внимание, начните, практикуясь с тем, что важно и нужно, и вы получите самые неожиданные бонусы. Мозг — удивительная сложная машина. Тренируешь одно, а сюрпризы получаешь из другой кассы. Один из наших учеников заметил, что стал меньше уставать на работе. За пару часов расправлялся с задачами и тихо делал то, о чем мечтал долгие годы. Мозг любит четкие и конкретные цели. Так поставьте их. Не учите язык, если вам он не очень-то и нужен. Найдите то, что реально важно.
Когда вы целенаправленно тренируетесь не только в классе на учебных примерах, но и в жизни, когда вы делаете умное запоминание своим образом жизни, вы действительно растете. Улучшается качество жизни, а не количество знаков после запятой. Новая работа, новая профессия, повышение, иностранные языки — все становится реальным. Кстати, мы ОЧЕНЬ любим учеников с высокими целями. А тем, у кого цель пока не найдена, мягко помогаем, направляя и развивая.
В общем, запоминание — это далеко не все. Мы работаем с эйдетикой, психологией, нейропсихологией, развиваем когнитивные навыки и профориентируем людей. Мы опираемся на все виды памяти, нейробику и здравый смысл. Ждем в гости!
Методы развития памяти, образного мышления, воображения
В начале своей деятельности мы использовали всего четыре метода развития памяти: «оживление», «регрессия», «последовательные ассоциации», «динамическое соответствие». С тех пор накоплен большой опыт, позволяющий говорить, что «Школа Эйдетики» владеет не только методами, известными на протяжении столетий, но и новыми, рожденным нашим напряженным трудом.
Обычно авторы известных книг по этом теме описывают свой опыт тренинга памяти либо цитируют других. Мы пошли другой дорогой: многолетние эксперименты, с одной стороны, позволили найти совершенно неожиданные приемы мнемотехники, с другой стороны, выявить неэффективные приемы, кочующие из книги в книгу по всему свету. Например, в немецких и английских изданиях, наряду с универсальным приемом, названным в честь древнеримского оратора, «методом Цицерона», приводится метод «цифро-буквенного кода», которым на нашей памяти не смог овладеть ни один, даже самый дотошный, ученик.
В настоящее время в «Школе Эйдетики» насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, соревнования, отчеты талантливых учеников и инструкторов позволили нам либо открыть заново хорошо известные специалистам приемы улучшения памяти, либо придумать новые (например «измененные модальности», «графические импровизации»). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (как метод «избыточности»).
ВОТ ЭТИ МЕТОДЫ
Мнемотехника
- Логические закономерности.
- Последовательные ассоциации.
- Связанные ассоциации.
- Фонетические ассоциации.
- Автобиографические ассоциации.
- Цифро-буквенный код.
- ОЧОГ.
- Рациональное повторение.
Эйдотехника
- Оживление.
- Вхождение.
- Трансформация.
- Образные крючки.
- Образное мышление.
- Соощущения.
- Графические импровизации.
- Отстраненность.
- Регрессия.
- Избыточность.
- Метод Цицерона.
- Припоминание.
- Измененные модальности.
- Динамическое соответствие.
- Запечатление.
- Комбинированные методы.
- Забывание.
- Фотографическая память.
- Развитие памяти во сне.
До появления в свет книги Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» все приемы укрепления памяти назывались «мнемотехникой». Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова «эйдос», с греч.- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.
Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Отсюда и название нашего центра — «Школа Эйдетики».
Во многих зарубежных школах учат, как правильно; запоминать. Наш опыт убеждает, что запоминать мы итак умеем, надо учиться не запоминать, а воспроизводить. Вот один пример, который мы повторяли сотни раз на наших уроках. Ученикам 9-15 лет на первом занятии давали запомнить большую таблицу символов. Времени для этого было достаточно, от 3-х до 5-ти минут. При ответе они
воспроизвели таблицу на 40-60%. Это средний результат. Что делают в обычной школе учителя? Показывают таблицу до тех пор, пока ученики не воспроизведут ее полностью. А что делаем мы? Откладываем ее в сторону — и проводим наш курс. На последнем занятии спрашиваем учеников: «Вспомните, пожалуйста, ту, первую таблицу». И они вспоминают ее на 80-95%. О чем это говорит? О том, что таблица была в голове, но они ее не могли вспомнить. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики научились легко припоминать. И если информация запомнилась сразу, так причем здесь повторение? Акцент в методике надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. Итак, эксперимент показал, куда надо было направить наши исследования.
А как научиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). Об одаренном мнемонисте хорошо описано в книге Лурия. У героя его книги за 30 лет наблюдения за ним не было найдено границ памяти.
И в гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Мы приведем несколько интересных случаев, подтверждающих это. К нам за помощью обратился юрист, потерявший контракт. В нем была указана денежная сумма, которую он должен был выплатить. Во время сеанса гипноза он увидел контракт перед собой и вспомнил необходимую сумму. Однако, оплачивал контракт с некоторыми сомнениями. Через несколько месяцев контракт нашелся. К его удивлению, суммы совпадали. Точно так же находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников.
Канадский нейрофизиолог Пенфилд вживлял во время операций в мозг пациентов электроды. Во время электростимуляции они необычайно ярко воспоминали свое детство. Видения были настолько реалистичными, что пациентам казалось, что они не вспоминают, а вновь находятся там. И они не хотели возвращаться.
И примеры одаренных людей, и гипноз, и операции, и стрессы, и болезни говорят об одном: сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.
Среди шести призеров Международных соревнований между центрами развития памяти (Москва, 1988; Рига, 1989) не было ни одного, кто бы использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.
Многие методы родились на соревнованиях. При обследовании чемпионов соревнований выяснилось, что они запоминают не так, как мы их учили. Они изменяли методы в зависимости от ситуации. Так, например родился метод «измененных модальностей».
Многие методы легче использовать, чем объяснить. На примере геометрических фигур и другого материала мы покажем, как ученики меняют тактику запоминания, неуловимо переходя от одного мнемотехнического приема к другому — разделение на методы условно и часто используется комбинирование методов. Но для большей ясности оправдано их искусственное разделение и противопоставление.
Мастер класс Эйдетика как метод развития образной памяти учащихся
Мастер-класс
учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»
Асеевой Ирины Алексеевны
Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти учащихся»
Все уроки, как люди, и похожи, и разные,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
В. Троицкий
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, а когда же уроки будут радостным праздником?
Действительно, когда они проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании. Наверное, когда у обучающегося всё получается, когда он всё понимает, запоминает, и эти знания он может применить на практике.
Главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.
А помогают нам в этом методы мнемотехники.
Слайд
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и способствующих развитию связной речи
Слайд
Мнемотехника помогает развить: память, внимание, речь, мышление, воображение.
Слайд
Существует особый вид памяти – эйдетическая память.
Эйдетика — это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать.
Слайд
Эйдетическое восприятие — это ключ, открывающий 3 сокровищницы: память, творчество и знания.
Умеете ли вы запоминать слова в определённой последовательности?
Я сейчас прочту слова, а вы постарайтесь их запомнить.
Слова:Комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино.
Запишите слова в том порядке, в котором я их продиктовала.
У кого сколько слов получилось?
Сложно…
Представьте себя на месте уч-ся, им приходится запоминать огромный объем материала каждый день.
Слайд
Мы прекрасно знаем, существует функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Левое полушарие головного мозга ответственно за логическое (понятийное) мышление и речь. С правым полушарием связано и непосредственно чувственное восприятие, и ориентация в пространстве, и художественное мышление.
Наша задача, как учителя, заставить работать оба полушария.
Я приглашаю выйти 3 желающих.
Назовите, пожалуйста, своё отчество в обратном порядке.
Не готовы. Я тем самым хотела определить кто Вы?
Визуалы (глаза вверх) , аудиалы или кинестетики ( глаза вниз)
Для чего это нужно? Для дальнейшей нашей работы . Чтобы мы смотрели на своих ребятишек и понимали, кто они..
Аудиалы – доминирует левое полушарие.
Кинестетики – правое.
Но при любой доминации полушарий 30% информации люди воспринимают зрительно. Таким образом, эйдотехника помогает всем, независимо от модальности.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствует гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память, и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Слайд
Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? или «Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.»
Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции — в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов… Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации.
Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп:
Фонетические ассоциации
прием: удачный подбор созвучных ассоциаций
Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Слайд
Капуста- дождик поливает капусту кап-кап
Деревня – дед в деревне
Чемодан – чепчик модный в чемодане
Топор- топор, топор иди во двор.
КАрАндАш лежит в пенАле
Слайд
Как вы можете предложить ?
Береза – белая
Ребята – резвые
Базар – баба
Женщина –щи
2. Графические ассоциации
форма – буква (предложить слова на экране…)
Слайд
Какие будут ваши предложения. Предлагаю взять листок бумаги и изобразить.
Собака
Пальто
Заяц
Вокруг
Жужжит
Слайд
А вот вариант, который мы проработали с детьми.
Слайд
3. В слове спряталось другое слово
Облако
Ракета
Бабочка
улица
Слайд
4.Цепной метод
Любое явление, действие влечет за собой другое действие.
Вспомним слова, о которых шла речь в начале мастер-класса и попробуем по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.
«Комар летит с саблей на боку, рукоятка сабли сделана в виде кошачьей головы, усы у кошки – как солома. Из соломы можно сплести брюки. На брюках есть клякса, которая напоминает медведя. Этот медведь любит черешню, а из косточек он сделал дворец, внутри которого играют на пианино…»
Попробуйте воспроизвести слова в том порядке, в котором вы их услышали…
Замечательно!
Когда человек может превратить любую мысль в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга.
Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, и вы убедитесь, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно. Сила метода в его простоте.
Слайд
Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.
Слайд
Слышу я древний Архимедов наказ,
И как молитву твержу каждый раз.
Если дать ученику надёжную точку опоры,
В предмете любом свернул бы он горы.
Ищите. Творите. Удивляйте!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/158666-master-klass-jejdetika-kak-metod-razvitija-ob
Эйдетика: развитие памяти
Эйдетика: развитие памяти
Эйдетика: развитие памяти
Эффективность и продуктивность учебного процесса в большей степени зависит от осмысленности и понимания материала.
К сожалению, традиционная система обучения опирается преимущественно на механическое запоминание и умение рассуждать логически.
Однако в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает скорее образное мышление, нежели логика.
Разработанная педагогами-новаторами система эйдетики позволяет малышу с удовольствием окунуться в мир знаний и, главное, запоминать всю информацию быстро и максимально осмысленно. Дело в том, что её важным принципом является опора на образы, а ведь именно ассоциативность и воображение способны заинтересовать ребенка. Маленький ученик запомнит тот материал, который привлек его, заставил удивиться, восхититься или даже рассмеяться.
Эйдетика для детей 6 — 9 лет
Чем раньше вы познакомите ребенка с приемами эйдотехники, тем больше возможностей в обучении откроется перед ним!
На занятиях мы научимся работать со своей памятью и узнаем, как помочь запоминать новые слова и стихи. Если у ребенка никак не получается запомнить таблицу умножения — эйдетика как раз сможет помочь юному математику с этой сложностью.
Занятия помогут превратить механическое повторение в увлекательное запоминание. Обучение методам эйдотехники также развивает воображение и творческое мышление.
Эйдетика для подростков 10 — 15 лет
Зубрежка, многократное повторение, конспектирование, проговаривание – вот методы, которыми мы пользовались для подготовки к урокам в школе.
Многие дети не хотят учиться не потому, что им не интересно, а потому что им сложно запомнить параграфы учебника, имена героев книги, сложные формулы или английские слова.
Несмотря на то, что каждый день школьникам задают большие объемы информации, их не учат тому, как эту информацию обрабатывать и запоминать: зубрежка скучна и требует терпения.
Обучение запоминания методом эйдотехники позволит ребенку понять, как работает его память.
Школьник узнает, что делать, чтобы выучить на завтра стихотворение по литературе или даты на урок истории.
На занятиях мы коснемся большинства школьных предметов и разберемся, какой метод эйдотехники применить для запоминания дать, персоналий, столиц, формул, иностранных слов, имен учителей и дат рождения одноклассников. Как легко и быстро запомнить стихотворение или пересказать рассказ максимально точно.
Эйдетика для педагогов и психологов
Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как и другие высшие психические функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания.
Благодаря знаниям, полученным на курсе «Эйдетика для психолога и педагога» Вы узнаете, как помочь запомнить разного рода информацию — числовую, текстовую или же визуальную. Мы познакомимся с методами, которые помогут Вам и Вашим ученикам легко и с удовольствием запоминать новую информацию. Вы узнаете, как лучше организовать и подать сложные правила, даты и помочь расширить словарь любого иностранного языка.
Программа может быть интересна родителям, педагогам иностранных языков, и всем, кто хочет усовершенствовать свои способности.
Вспомнить все. Секреты памяти для учеников – Освіта.UA
Существуют специальные техники запоминания больших объемов информации |
Школа или университет – это место, где на человека обрушивается огромное количество информации. Более того, раз в полгода на экзаменах от тебя требуют сконцентрироваться и “вспомнить все”. И обилие прочитанных книг, и прослушанных лекций, и огромное количество терминов, определений, правил, формул, дат и фактов.
Как эффективно учиться и вспоминать изученное, советует Евгений Мирошниченко, бизнес-тренер, психолог, президент Ассоциации практических психологов.
Существуют специальные техники запоминания больших объемов информации. В основе каждой лежит структурирование информации и «связывание» ее с уже имеющимися знаниями. Это называют мнемотехникой (mnemo ‑ память). Мнемотехники основаны на создании связей (ассоциаций) между новым и тем, что уже известно. Они, как правило, ориентированы на большие объемы информации, которые иначе, как «нанизыванием» на один принцип в памяти, усвоить нельзя. Чем больше человек знает, тем проще «ассоциирует» новую информацию.
Основные идеи для запоминания
Отделение первых букв для формирования новой фразы (например, порядок цветов в спектре – «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).
Создание стиха, который с помощью рифм или ритма помогает запоминать (например, вопросы части речи – наречия: «Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?»).
Использование парных ассоциаций – через параллели, символы или созвучия (к примеру, правило «надевать одежду – одевать Надежду»).
Метод Цицерона – расстановка фактов или понятий внутри определенного помещения, расположение их в пространстве (как на полочках) и связывание с расставленными в помещении предметами. Вспоминаем обстановку вместе с заучиваемым материалом.
Еще одна форма мнемотехники ‑ эйдотехника (с греч. ‑ «образ») больше опирается на создание ярких визуализаций, преобразование информации в целостные образы. Главный инструмент эйдотехники – это создание визуального конспекта (шпаргалки). Это то, что человек сам вырабатывает на основе услышанного или прочитанного ‑ преобразованный, «переваренный» материал, воплощенный в чем-то: конспекте, схеме, рисунке и т. п.
Поэтому можно запоминать таким образом: зарисовывать свои мысли и образы по мотивам полученной информации. Для запоминания произведений – изображать информацию в виде «домика», располагая на третьем этаже информацию о жанре, стиле и литературном направлении текста; на втором – данные об авторе, истории создания и роли произведения в истории; на первом – сюжет, композиция и персонажи.
Для дословного запоминания текстов – изображать каждое слово каким-либо понятным символом, который легко можно восстановить в памяти (как, например, в наборах смайликов). Запоминать стихи тоже становится очень легко, как, например, эту поэзию Максима Рыльского:
Яблука доспіли, яблука червоні!
Ми з тобою йдемо стежкою в саду.
Ти мене, кохана, проведеш до поля,
Я піду — і може більше не прийду.
Вже й любов доспіла під промінням теплим,
І її зірвали радісні уста,—
А тепер у серці щось тремтить і грає,
Як тремтить на сонці гілка золота.
Гей, поля жовтіють, і синіє небо,
Плугатар у полі ледве маячить…
Поцілуй востаннє, обніми востаннє;
Вміє розставатись той, хто вмів любить.
Как работает наш мозг?
То, что не имеет смысла, мы забываем. Мозг за день воспринимает бесконечно много всего, однако может вспомнить только то, что считает нужным. Убедить себя в том, что определенные данные тебе понадобятся, придать усвоению информации смысл – значит заставить мозг поверить в то, что это нужно непременно запомнить.
Память привязана к эмоциям. Если изучение чего-то для тебя каторга, то и усваивать информацию непросто. Полезно создать положительный настрой, приступая к подготовке к экзаменам. Например, настройся на то, как ты отлично отдохнешь вечером после экзамена – это поднимет тебе настроение.
Рвется нитка, а не канат. Факты и данные, увязанные между собой, лучше запоминаются и как бы вытягивают друг друга. Таким образом, связанный из отдельных «ниток» «канат» дает больше шансов нормально сдать экзамены.
Лучшие спутники нормальной памяти – сон и отдых. Ударная неусыпная подготовка не просто не способствует запоминанию, но и даже вредит. Все дело в физиологии: нервный узел – результат усвоения мозгом новой информации – должен обрасти так называемой миелиновой оболочкой, чтобы существовать какое-то время. А растет этот слой в периоды отдыха, лучше всего – во сне. Для этого, кстати, существуют перемены между уроками или парами. Поэтому лучше всего перед экзаменом хорошенько выспаться.
Ресурсам нужно восстанавливаться. Опять-таки на уровне физиологии мозга: чтобы импульсы передавались между нервными окончаниями, нужны определенные вещества-медиаторы. Им свойственно исчерпываться и через какое-то время восстанавливаться. Поэтому в один момент мы просто перестаем что-то запоминать. Чтобы поскорее восполнить силы (и свои, и своего мозга), отдохни. Полезно, кстати, скушать шоколадку – она поможет восстановиться еще быстрее.
Наш мозг помнит очень многое, но доступ к этой информации ограничен. Информация свалена в кучу, а внутренний библиотекарь лениться ее искать. Правильно организовывая работу мозга (памяти), мы упрощаем себе будущее.
Надеемся, что эти советы помогут всем, кому предстоят экзамены, тестирования или контрольные, положиться не только на удачу, но и на свою память.
Евгений Мирошниченко, бизнес-тренер, психолог, президент Ассоциации практических психологов
Освіта.ua
19.11.2014
Презентация «Заучивание стихотворения при помощи эйдотехники»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник»
Консультация для педагогов ДОУ
ЭЙДОТЕХНИКА
Составитель: старший воспитатель
I кв.кат. Секерина Н.В.
Ноябрь
2018
Эйдотехника (греч. aidos — образ, aidon — вижу, tehnos -искусство) – способ развития механической памяти на слова за счёт обучения способам образного представления запоминаемых слов.
Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей. После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики. Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.
Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей. Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.
Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?
Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Конечно, разные способы и приемы не подходят всем возрастам дошкольного детства, поэтому педагоги подбирают для каждого возраста отдельные приемы работы эйдотехники.
Зрительная прорисовка
Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений и подойдет для старшего и подготовительного возраста. Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет. Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9. Прорисуйте каждую цифру. Что может получится из каждой цифры? К примеру: ноль-это зеркало, один-это дерево или елка, два-это лебедь и т.д. Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.
Мнемоника. Этот прием также подойдет для старшего дошкольного возраста. Данный прием заключается в том, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.
Цепная реакция. Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность. Данный прием подходит для любого возраста, даже для 3-4 лет, все зависит от выбранных картинок.
Вот, например: запомните 12 слов: огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь. Это довольно сложно, ведь эти слова не связаны между собой по смыслу.
Для этого придётся составить свой видеофильм. Представьте: вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой получился фильм.
Акровербальная техника. Такой приём, который преобразует материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:
В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке,
А во вторник к мышке,
В среду ко льву,
В четверг к бобру,
В пятницу к двум кенгуру,
К буйволу ходил в субботу,
В воскресенье – к бегемоту.
Благодаря сети Интернет у современных детей объем памяти уменьшается, потому что не надо много запоминать, достаточно нажать кнопку и произнести: «О,кей, Гугл…» и «волшебник Гугл» найдет любую информацию, а меж тем, образовательные программы основного и профессионального образования предъявляют достаточные требования к заучиванию, запоминанию формул, правил, стихотворений и т.д..Предложенные приемы – это отдельные части, при использовании которых тренируется память, увеличивается ее объем.
Предлагаю на практике апробировать эйдотехнику.
Кто из Вас не знает стихотворений И.Токмаковой? Возьмем для примера стихотворение «Разговор старой ивы и дождя»:
— Сорок у дороги,
Двадцать на лугу…
— Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
— Две под старой елью,
Возле стога — шесть…
— Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
— Тороплюсь ромашки
Все пересчитать.
Десять на опушке,
Под осиной — пять…
Ну как просчитаюсь?
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды?..
Наглядный ряд смотри в презентации.
Использованная литература:
https://materinstvo.ru/art/stihi-pro-osen
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog52323/yeidotehnika-dlja-malyshei.html
https://rustih.ru/irina-tokmakova-razgovor-staroj-ivy-i-dozhdya/
Детский сад № 73 «Василек»
Старший воспитатель Алексеева Алла Алексеевна ГБДОУ детского сада № 73 «Василёк» В.О.
Консультация на тему: «Комплексная подготовка детей к школе на основе рацио-мнемо-эйдотехнике»
МНЕМОТЕХНИКА
Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас, нужно её постоянно тренировать. Существует множество методов развития и использования памяти. Самый интересный из них – МНЕМОТЕХНИКА.
Для начала – притча. В Древней Греции, на острове Хеосс случилось землетрясение. Засыпало дом богача, который в это время пировал с гостями в своём большом доме. В живых остался только один человек – учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома. Когда погибших людей раскопали, родственники не могли опознать своих близких. На помощь к ним пришёл Симонид, он легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал во время пира. Так Симонид стал основоположником нового метода запоминания – топологической мнемоники. Учение Симонида состояло из двух важных понятий – ассоциация и фон. Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Для того, чтобы запомнить множество каких-нибудь фактов, их нужно мысленно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Этот метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он мысленно проходил тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации, необходимость запоминать много и надолго возродили интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, но суть их по-прежнему одна – вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Вот несколько широко известных мнемонических фраз или слов:
· «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь» — начальные буквы слов в этих фразах помогают запомнить порядок цветов спетра.
· «Один бритый англичанин финики жевал, как морковь» — это последовательность – классификация звёзд в астрономии от горячих к холодным.
· «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» — средство для запоминания очерёдности падежей в русском языке.
· «Морской волк замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного подростка» — выучив эту фразу, легче запомнить порядок планет Солнечной системы ( от Меркурия до Плутона).
У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Ключевые фразы можно использовать для запоминания цифр, когда количество букв в словах соответствует определённой цифре:
· «Я помню чудное мгновенье, передо мной я вилась ты» — зашифрованный номер телефона – 156-96-47
При этом человек с фантазией и поэтическим даром сам может придумать фразу. Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы «З», «В», «О» очевидно похожи на цифры 3,8,0.
Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (азбука Морзе) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова в фразах «Союз нерушимый» и «Вставай, проклятьем заклеймённый…» — это квинты.
Наверное, примеров достаточно. Теперь, как это применить на практике…
Самое удобное и огромное поле деятельности для применения мнемотехники – это ШКОЛА.
Кроме обучения чтению, письму, счёту, современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческих знаний: истории, географии, физике, биологии и т.д. Запомнить всё традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребёнка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.
В нашем детском саду уже много лет используется данная методика в группах старшего дошкольного возраста, т.к. развитие памяти, внимания, логики, фантазии и общих способностей детей – одна из основных задач педагога и родителей.
Данная методика рассчитана на два года (с 5 до 7 лет). Она не только помогает подготовить детей к успешному обучению в школе, но и развивает общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок. Также она помогает адоптировать детей к учебному процессу, научить рациональным приемам обработки информации, то есть дети овладевают приёмами рациотехники ( логическое мышление), мнемотехники ( искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники ( образное мышление).
Дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способнос-тей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них отработан навык грамотной обработки информации.
Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал по грамоте и математике без умствен-ного и нервного напряжения.
Благодаря систематизированному составлению конспектов, у детей проявляется интерес к учебному материалу. Интерес побуждает ребёнка к преодолению трудностей, усиливает внимание, способствует лучшему усвоению образовательной программы. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается положительное отношение к обучению.
Особое место в данной методике отведено подбору мнемотаблиц, коллажей, таблиц на распределение внимания, таблиц на поиск закономерностей, графических диктантов, слоговых таблиц и т.д.
МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию: по грамоте, математике, истории, географии, музыке и т.д.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
· Развитие памяти ( тренинг по разным приёмам запоминания).
· Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
· Развитие логики.
· Развитие образного мышления.
· Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
· Решение дидактических общеобразовательных задач.
· Содержание информации по всем направлениям образовательной программы.
· Развитие смекалки.
· Тренировка внимания
· Навык правильного графического воспроизведения.
Отличие предлагаемой методики от существующих заключается в том, что она позволяет выработать особую структуру образовательной деятельности, во время которой дети могут заниматься без физического, эмоцио-нального и психического перенапряжения в течение 35-50 минут.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения.
Виды мнемотаблиц:
· Развивающие (тренинг основных психических процессов).
· Обучающие.
Развивающие мнемотаблицы.
Задачи:
· Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.
· Перекодировка информации.
· Образование логических связок.
· Правильное графическое воспроизведение.
Обучающие мнемотаблицы:
Принципы работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт а себя воспитатель.
Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
· Математическое.
· Обучение чтению, письму, правилам русского языка.
· Природоведение (общие знания о природе).
· Информационное (содержащие полезную и нужную детям информацию).
· Историческое.
В заключение следует отметить, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти – традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и весёлым мнемотехника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приёмы – и вы скоро ощутите её полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить эти приёмы своим детям – кто знает, может, вырастите нового Цицерона?
(PDF) Улучшение произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
261
Елена В. Батенева / Процедуры — социальные и поведенческие науки 233 (2016) 259 — 263
Дети экспериментальной группы приняли участие в серии мероприятий по программе дополнительного образования
, направленной на произвольное улучшение памяти и называемой «А я могу запоминать!» Эта программа
разработана на основе методологии улучшения памяти и внимания, разработанной И.Ю. Матюгин, профессор Российской академии энциклопедий
, доктор педагогических наук, основатель московской школы
Eidetics — [4], [5], [6].
Программа представляет собой систему из 20 мероприятий: 2 развлекательных по формированию благоприятности памяти
улучшение; 7 пакетов игр, направленных на ознакомление с методами запоминания: «Анимация»,
«Синестезия», «Графическая импровизация», «Метод рабочей комнаты», «Последовательные ассоциации»; 4 игры
деятельности для улучшения логического запоминания; 5 игровых занятий для повышения внимания и самоконтроля; 2 занятия по
активации долговременной памяти.
Кроме того, мы провели предварительные и заключительные беседы с каждым участником, чтобы учесть соответствие
реальных результатов внедрения запланированным.
Целью программы было создание условий, которые способствовали бы произвольному улучшению памяти у
дошкольников старшего возраста.
Согласно намеченным результатам программы, ребенок должен:
иметь опыт активного слушания, тактичного выражения и обсуждения своего мнения, быть мотивированным
на улучшение памяти;
уметь самостоятельно определять и формулировать мнемическую задачу;
знать и уметь пользоваться мнемотехникой, описывать содержание и характер своих
действий, направленных на запоминание, изобретать свой способ запоминания;
быть знакомыми и уметь использовать способы мобилизации и расслабления мышц, чтобы увеличить кратковременную
и долгосрочную память.
Логика композиции действий основана на:
Принцип доступности: прогрессивное усложнение задач; объяснения простым языком,
, понятными детям.
Принцип сознательности и активности: возбуждение интереса, вовлечение в практическую деятельность,
поддержка уверенности в собственных силах.
Принцип систематичности и последовательности: систематизация знаний на основе понимания взаимосвязи
, разделение материала на логически связанные блоки, проведение мероприятий по обобщению знаний и умений студентов
.
Правила произвольного запоминания: постановка мнемических заданий, определение средств запоминания
, использование определяемых усилий.
Принцип охраны здоровья: использование методов эмоционального и мышечного расслабления во избежание перегрузки
.
В качестве примера мы предлагаем две игры, которые улучшают способность использовать метод запоминания под названием
«Последовательные ассоциации».
Дидактическая игра «Вспомни друга»
Учебное задание: улучшить умение запоминать слова на основе смысловой связи.
Игровая задача: Сопоставьте картинки и слова.
Описание: 1) Определите ассоциации между картинками (озеро, телега, лампочка и т. Д.) И словами (вода, лошадь,
свет и т. Д.), Объясните эту связь. 2) Запоминание ассоциаций со словами и картинками.
Дидактическая игра «Сказки для капризного мышонка»
Учебное задание: научить детей составлять рассказ на основе ассоциативно-смысловой связи слов
наизусть; воспроизводить слова, сохраняя их последовательность.
Игровое задание: Усыпить Мышонка.
Описание:
Разум мнемониста — небольшая книга об огромном воспоминании Александра Лурия, Линн Солотаров, Джерома Брунера (z-lib
A Little Book
об огромной памяти
РАЗУМ
А МНЕМОНИСТ
А.Р. Лурия
ПЕРЕВОД С РУССКОГО
Линн Солотарофф
С предисловием Джерома С.Брунер
BASIC BOOKS, INC., PUBLISHERS
Нью-Йорк / Лондон
. Пришло время, сказал морж,
говорить о многом …
ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
Зазеркалье
… Вместе с маленькой Алисой проскользнем
мимо гладкой холодной поверхности смотрящего
стекла и попадаем в страну чудес,
где все сразу так знакомо и
узнаваемый, но такой странный и необычный.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Джером С.Брунер
Эта книга — необыкновенная дань уважения Александру.
Романович Лурия. Богатство клинической проницательности,
острота наблюдений и полнота
общая картина его мнемониста все экстраординарная.
двоичный. Лурия сообщает нам, что занимается «случаем».
как исследование синдрома, тип исследования, в котором
он особенно опытен, как мы знаем из его прекрасных
работать с различными паттернами поражений головного мозга. Какие
всплывает — это перцептивное исследование не только памяти
организации, но и того, как
память заложена в образе жизни.В качестве конт-
вклад в клиническую литературу по вопросам памяти
thology, эта книга, несомненно, будет считаться классической.
Хотя название этой книги предполагает изучение
великие подвиги памяти, на самом деле это книга о
сбой одного аспекта памяти и гипертро-
vii
Предисловие
ix
в таких деталях в его классическом Воспоминании. Любопытно
достаточно, и, как правило, наш мнемонист отлично
сложность организации разрозненных встреч в терминах
инвариантных признаков, которые их характеризуют.Появляется дар стойкой конкретной памяти
сделать для очень конкретного мышления своего рода
мышление образами, которые очень напоминают молодых
дети, мыслительные процессы которых мои коллеги и
Я учился (например, в исследованиях когнитивных
Рост, 1966). Группировка С. предметов и слов
тематические, ассоциативные, связанные в потоке ребер
связанные изображения, почти с чувством наивности
поэзия. «… А жук — вот вмятина в
горшок … Это кусок ржаного хлеба… И в
вечером, когда включаешь свет, это тоже
жук, на всю комнату не горит, только малая
площадь, а все остальное остается темным, жук.
Бородавки тоже а жук … вот вижу сидят меня
перед зеркалом. Шум, смех. Есть
мои глаза смотрят на меня из зеркала — темные —
они также жук «. Итак, мнемонист пытается
определить детскую фразу, которую он вспоминает на одном из своих
сеансы. Но хоть в аккаунте есть какая-то наивная
поэзия, ошибочно думать о даре поэзии
как в пределах досягаемости этого человека.На самом деле у него отличные
затруднение понимания некоторых стихотворений Пастернака
которые использовались для тестирования. Он не может отстать от
ПРЕДИСЛОВИЕ
x
изображения поверхности; он, кажется, пойман с
поверхностное значение слов и не может справиться
их предполагаемая метафора.
Его образы настолько сильны, что этот человек может
легко увеличить его пульс, представив бег. Он
переполнен и обеспокоен изображениями и впечатляет
с детства, а когда он был ребенком, его
образы школы стали бы настолько «реальными», что он
лучше бы лежал в постели, чем выбирался из-под
одеяло и приготовьтесь.Интересно, что, учитывая его
способ запоминания, кажется, нет ребенка-
амнезия капюшона, и его воспоминания с самых ранних
Период может вызвать у него острое недомогание и огорчение.
Повсюду в профессиональном
tocols, протоколы, которые превосходят все, что я
когда-либо встречались в психологической литературе-
Курс по нарушениям памяти. Жизнь С. в некоторых глубоко
трогательный путь — неудача. Он чего-то ждал
случиться с ним, что-то великое. В ведении
в его жизни тоже было пассивно-рецептивное отношение
туды, почти исключающей организованное стремление.На месте
более абстрактного и конструктивного отношения
планирование, ожидание.
Написав это предисловие, я не могу отказаться от одного
личное замечание. Я среди тех, кто был
посчастливилось обследовать пациентов с
Профессор Лурия в неврологическом стационаре Буденко —
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я провел это лето в деревне, вдали от
город. Через открытые окна я слышал
листья шелестят по деревьям и ловят пыль
дарят запах травы.На моем столе лежал какой-то старый,
пожелтевшие заметки, из которых я составил этот бриф
рассказ о странном человеке: еврейском мальчике, который,
потерпев неудачу как музыкант и журналист,
стал мнемонистом, встречался со многими выдающимися
люди, но оставались несколько беззаботными.
сын, живущий с ожиданием, что в любой момент
что-то особенно прекрасное должно было прийти его
способ. Он многому научил меня и моих друзей,
и будет правильно, что эта книга будет посвящена
его память.
А. Р.L.
Лето 1965 г.
СОДЕРЖАНИЕ
— 1 Введение
- 2 Начало исследования
- 3 Его память
- ИСХОДНЫЕ ФАКТЫ - СИНЕСТЕЗИЯ - -СЛОВА И ОБРАЗЫ - ТРУДНОСТИ - ЭЙДОТЕХНИКА - ИСКУССТВО ЗАБЫВАНИЯ
- 5 Его разум
- Его сильные стороны - ЕГО СЛАБЫЕ ТОЧКИ
- 6 Его контроль над поведением
- ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ - НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАГИИ
- 7 Его личность
1 Введение
Этот краткий отчет об огромной памяти человека имеет
за этим стоит целая история.Почти тридцать лет
автор имел возможность систематически
наблюдать за человеком, чья замечательная память была
из самой интересной литературы по этой теме когда-либо
описано.
За это время огромное количество ма-
собранный материал позволил не
только для изучения основных закономерностей и приемов
мужская память (которая для всех практических целей
позы были неисчерпаемы), но чтобы очертить дис-
яркая индивидуальность черты этого неординарного человека
раскрытый.
РАЗУМ МНЕМОНИСТА
4
В отличие от других психологов, которые пере-
ищите людей с исключительным даром для
памяти автор не ограничился измерением
сохраняя емкость и стабильность памяти испытуемого.
ory, или к описанию устройств, используемых последними
вспоминать и воспроизводить материал.Он был намного больше
заинтересованы в изучении некоторых других вопросов: Что
эффект имеет ли замечательный объем памяти
по другим важным аспектам личности, по ин-
привычки мышления и воображения человека, на его
поведение и развитие личности? Какие
изменения происходят во внутреннем мире человека, в его пере-
общение с другими, в самом его образе жизни, когда
один элемент его психической структуры, его память,
развивается до такой необычной степени, что начинается
изменить все остальные аспекты его деятельности?
Такой подход к изучению психических феноменов.
явления вряд ли типичны для научной психологии,
который имеет дело главным образом с ощущениями и
восприятие, внимание и память, мышление и
эмоции, но очень редко учитывает, как весь
структура личности человека может зависеть
по развитию одной из этих особенностей
психическая деятельность.Тем не менее, этот подход использовался для
когда-то. Это общепринятый метод в клинической практике.
медицина, где никогда не бывает заботливого врача
интересуется только течением болезни, которую он имеет-
РАЗУМ МНЕМОНИСТА
6
(но, тем не менее, научно обоснованная) психология.
Это анализ исключительной памяти,
роль, которую он сыграл в формировании психического
макияж, следует инициировать этот тип исследования
определенные явные преимущества. Исследования памяти, которые
простоял столько лет,
снова стать предметом жизненно важных исследований, ведущих-
к быстрому росту наших знаний об этом
уларный феномен.Этот прогресс связан с
развитие новой отрасли техники,
бионика, которая заставила нас присмотреться
при всевозможных признаках того, как человек
память работает: устройства, которые она использует как основу для
мысленные «заметки», которые люди берут на свои впечатления
вещей; «чтения», которые разум принимает в памяти
следы, которые были сохранены. В то же время,
Недавние исследования памяти связаны с достижениями в
наши знания стали возможны благодаря текущим
теории мозга, его физиологических и биохимических
ical структура.
Тем не менее, в этой книге мы не будем рисовать
либо на информации, полученной в этих полях, либо на
доступная обширная литература по памяти. Эта книга
посвящен исследованию одного человека, и автора
не рискну идти дальше того, какие наблюдения
этот замечательный «эксперимент природы» сами
при условии.
2
Начало исследований
Фактическое начало этой учетной записи датируется
1920-е годы, когда я только недавно начал заниматься
работа в психологии.Именно тогда пришел мужчина
в мою лабораторию, которая попросила меня проверить его память.
В то время мужчина (обозначим его С.)
был газетным репортером, который приходил ко мне
лаборатория по предложению редактора газеты.
Каждое утро редактор встречался с коллективом
и раздайте задания на день — списки
места, которые он хотел прикрыть, чтобы получить информацию.
запятнано в каждом. Список адресов и инструкций.
разговоры обычно были довольно длинными, и редактор отмечал, что
с некоторым удивлением, С. никогда не делал никаких записей.
Начало исследований
9
Он понял, что
несколько ослабил его слух.
вряд ли он мог рассчитывать на успешную карьеру
как музыкант. За то время, которое он провел в поисках
тот вид работы, который ему больше всего подошел бы,
написал, чтобы посетить газету, где впоследствии
начал работать репортером.
С. понятия не имел, чего он хочет от жизни,
и его планы были довольно неопределенными. Впечатление
он дал был довольно тяжеловесным и временами
робкого человека, которого озадачило то, что его послали
в лабораторию психологии.Как я уже сказал, он
не осознавал в себе никаких особенностей и
не мог представить себе, что его память изменилась
доставляется каким-то образом другим людям. Он прошел
по просьбе его редактора ко мне с некоторой степенью
в замешательстве и с любопытством ждал, что, если таковые имеются …
вещь, исследование может появиться. Так началась
отношения почти тридцати лет, наполненные бывшими
беседы, дискуссии и переписка.
Когда я начал изучать С., это было с большим трудом.
такая же степень любопытства психологов в целом
иметь в начале исследования, вряд ли с надеждой
что эксперименты предложат что-нибудь нормальное.
примечание.Однако результаты первых тестов
было достаточно, чтобы изменить мое отношение и уйти
я, экспериментатор, а не мой субъект, оба
смущенный и озадаченный.
Я дал С. серию слов, потом числа, потом
.
РАЗУМ МНЕМОНИСТА
10
письма, медленно читая их или предъявляя
их в письменной форме. Он читал или слушал внимательно
последовательно, а затем повторил материал в точности так, как он
был представлен. Я увеличил количество элек-
в каждой серии, что дает ему целых тридцать,
пятьдесят, или даже семьдесят слов или чисел, но это,
тоже не представляло для него проблемы.Он не нуждался
зафиксировать любой материал в памяти; если бы я дал
ему ряд слов или чисел, которые я прочитал
медленно и отчетливо, внимательно слушал,
иногда просят меня остановиться и произнести слово
более ясно, или, если сомневаешься, слышал ли он
слово правильно, попросил бы меня повторить его. Усу-
союзник во время эксперимента закрывал глаза
или смотреть в пространство, фиксируя взгляд на одной точке;
по окончании эксперимента он спрашивал, что
мы делаем паузу, пока он просматривает материал в своем
ум, чтобы увидеть, сохранил ли он это.Вследствие этого, с-
после еще одной минутной паузы он воспроизводил
серию, которую ему зачитали.
Эксперимент показал, что он может воспроизвести
составьте ряд в обратном порядке — от конца до конца
начало — так же просто, как от начала до конца;
что он мог легко сказать мне, какое слово следует
другой в серии, или воспроизвести слово, которое
случилось раньше, чем я назвал бы. Он бы
сделайте паузу на минуту, как будто ищите
Зачем нужно запоминать карточки? Запоминание карт дает вам огромное преимущество. Особенно в конце игры, например, в том же «Дурак», когда у вашего оппонента 6 карт и вы прекрасно знаете, что это за карты. Сделав небольшие подсчеты, вы делаете правильные ходы и выигрываете. Играя в карты 20 лет назад, я никогда не придавал этому значения, но я разработал свои выигрышные стратегии, но случайно, прочитав об этом методе запоминания 10 лет назад, я начал играть совершенно по-другому, в порядке величина лучше, проще и т. д.Конечно, такой способ запоминания, который я вам предложу, подходит не сразу всем, так как у каждого человека свои способности, но то, что благодаря постоянным тренировкам вы научитесь запоминать карты, гарантировано на 100 процентов. Кроме того, освоив эту технику, вы можете применять ее к чему угодно и так же легко запоминать большое количество предметов и тому подобное. Главное — не останавливаться, а хотя бы периодически продолжать работу над собой. Для начала вы можете научиться запоминать козырную масть, затем еще одну масть, пока не научитесь запоминать всю колоду.Итак, перейдем к главному. Вот таблица, в которой показано, как получить буквы для карт от туза до 10.
Рядом с каждой карточкой напишите для себя человека, которого вы хорошо знаете.На каждой карточке должно быть изображение определенного человека. Важно помнить, что вам не нужно запоминать буквы, обозначающие карточки, просто эти буквы должны вести вас к определенной личности. Со временем вы обнаружите, что когда вы видите 5 клубов, значит, у вас есть соответствующий имидж, например, Дмитрий Торбинский, известный футболист сборной России по футболу, который, например, забивает гол с участием Сборная России. Позже нужно будет назначить действие каждому человеку.Если Дмитрий Торбинский забивает гол, то Алла Пугачева поет свою знаменитую песню, например, про арлекина. Ниже я представил свои изображения, вам нужно будет сделать свои собственные. Что касается карточек с картинками, то мы присваиваем им изображения по аналогичной системе.
♣
Сердца
После того, как вы назначили имена для карточек, вам нужно придумать действия для этих людей, и рекомендуется придумать действия, которые соответствовали бы их профессии.Кроме того, эти действия следует различать по цвету: дубинки — агрессивные действия, пики просто делают свое дело, бубны ассоциируются с богатством и деньгами, а сердца — с любовью и сексом. После того, как вы выучили все названия карт, вам нужно проложить маршрут, по которому вы разместите этих людей. Например, мой маршрут начинается от дома и проходит через эти объекты в течение дня.
Как только вы изначально составите карту этого индивидуального путешествия, представьте себе город с высоты птичьего полета и нарисуйте в общих чертах маршрут от одного конца города до другого.Затем создайте мысленный образ себя, идущего по этому маршруту в определенном направлении, и запишите все знакомые места, в которых вы часто бываете, которые предоставят вам подходящий фон для вашего воображаемого набора личностей. Прежде чем вы начнете запоминать колоду, сделайте 3 вещи: посчитайте каждый шаг, чтобы убедиться, что их 52; представьте себе каждую ступеньку пустой, не должно быть ни людей, ни звуков, то есть должен быть город-призрак; рассматривайте каждый шаг с одной и той же точки зрения.Например, вы стоите в кафе и смотрите из него на все ступеньки. Желаю успехов и не отчаивайтесь, если что-то не получится с первого раза. Напомню, что освоить эту технику запоминания может абсолютно любой человек. Скорость запоминания зависит от умения. |