Метод майевтики: Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Содержание

Теория познания Сократа. Метод майевтики » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле? Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий человеческое невежество или человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение? Презрение или вера в людей двигала его поступками? В нем чувствуется что-то непостижимое, неуловимое, очень извилистое. Он знал что-то сокровенное и секретное о каждом человеке и знал нечто скверное в нем. Правда, он не пользовался этим, а, наоборот, покрывал это своим вечным и тягостным для других добродушием. В сущности, Сократ до сих пор остается непонятным. Его трудно уложить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. Он бесконечно оригинален, оригинален во всем: в своей внешности и образе жизни, в своей деятельности и учении. Загадочен и страшноват был его облик, резко контрастирующий с внутренними душевными талантами. В представлении древних греков Сократ был безобразен: небольшого роста, с большой лысой головой и огромным выпуклым лубом, приплюснутым и вздернутым носом, толстыми губами и большими выпученными глазами. Однако этот человек обладал огромным личным обаянием и своеобразием. По словам ученика Сократа Алкивиада, «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих, не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него». Самым поразительным в нем была «колдовская» сила речи. Выступления даже хороших ораторов, говорил Алкивиад, не волнуют, беседы же Сократа и в плохом пересказе потрясают и увлекают слушателей, мужчин, женщин и юношей. Он часто приводил людей в такой состояние, что казалось- нельзя больше жить так, как они живут.

Сократ внес в понятия «философия» и «философ» новое значение, которое и поныне считается одним из поворотных пунктов во всей истории греческой философии. Эти термины означали исследование «космоса» и наблюдаемых явлений природы. Сократ же сконцентрировал свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Исследование природы он считал бесполезным занятием на том основании, что познание того, по «каким законам происходят небесные явления», не позволяет ни изменять эти законы, ни создавать явления природы, такие как, «ветер, дождь, времена года и тому подобное» (Платон, Апология). В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимущество перед науками о природе. Это преимущество состоит в том что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается, — познание самого себя и своих дел, определения программы и цели своей деятельности, ясное осознание того что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Хотя переориентация космологии на антропологию была начата софистами, тем не менее, они были слишком погружены в открывшийся им бесконечный мир чувственных ощущений, которыми и ограничивались все горизонты доступного им самосознания духа. Однако самосознание духа не есть только одни чувственные ощущения и жажда острых переживаний. Духовное самосознание – это проблема жизни в целом, и потому Сократ, отталкиваясь от софистов, идет дальше.

Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной проблемы, есть метод самопознания. Неслучайно дельфийское изречение «Познай самого себя» стало для Сократа формулой не только мудрости, но и жизни. Самопознание в устах древнего философа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознания того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешний деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они не были, потому что они не гарантируют благополучия и не делают человека счастливым. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не являются подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к «врачеванию души». Таким образом, дельфийское «познай самого себя» было для Сократа признанием души (psyche) руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмыслению духовной жизни, к воспитанию благородства духа.

Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с «неба на землю». По свидетельству Ксенофонта, изучая «дела человеческие», Сократ рассматривал их как наиболее близкое и нужное человеку. Сообразно с этим Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо» («Воспоминания»).

Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность — знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.

Миссия Сократа заключалась в постижении смысла тайного дельфийского изречения посредством бесед. Возвращаясь к этому вопросу, подчеркнем его принципиальные стороны. Ранее уже отмечалось, что диалог представлял для Сократа совместный поиск истины. Каждый из его участников выступал как равный. (Сам философ не был учителем в обычным смысле этого слова, передающим ученику определенный сумму знаний.) В собеседовании присутствовали два лица, для которых истина и знания не были даны в готовом виде, а представляли собой проблему и предлагали поиск. Это значило, что истина раскрывалась в сознании обоих участников диалога. Поэтому Сократ в отличие от софистов не выдавал себя за «учителя мудрости», которому все известно и который берется всему обучить.

В знаменитых словах «Я знаю, что я ничего не знаю» – весь Сократ, вся «формула» его философии, весь пафос его поиска истины. Он был уверен, что незнание, точнее, знание о своем незнании в конечном счете обернется знанием. Иначе говоря, незнание является предпосылкой знания, оно стимулирует поиск, заставляет поразмыслить и поискать. С этой точки зрения у человека, не сомневающегося в истинности своих знаний и воображающего себя весьма сведущим во всем, нет больше потребности в поиске, в том что бы думать и мыслить. Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Единственное, на что он претендовал, — обучение искусству ведения диалога, при котором собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал свои суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение. Тем самим искусство диалога становилось «обличением» собеседника, которое имело целью ориентировать его на самопознание. Поэтому умение задавать вопросы Сократ рассматривал как средство, с помощью которого он содействует «рождению» истины в голове собеседника. Это диалектическое искусство он сравнивал с повивальным искусством своей матери Фенареты и в шутку называл «майевтикой».

Греческие философы вкладывали разное содержание в слово «диалектика» или «диалектическое искусство», тем не менее, оно мыслилось в единстве с диалогом и большей частью означало искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации. У софистов «диалектика» стала техникой словесной эквилибристики, средством доказательства. Их главной целью было заставить отвечающего противоречить самому себе. В противоположность этому Сократ видел главный критерий, отличающий диалектику, в нахождении истины.

Диалектика, в понимании Сократа, являлась методом исследования понятий, способом установления точных определений. Определение какого-либо понятия для него было раскрытием содержания этого понятия, нахождением того, что заключено в нем. С целью установления точных определений Сократ разделял понятия на роды и виды, преследуя при этом не только теоретические, но и практические задачи. По сообщению Ксенофонта, Сократ был убежден, что разумный человек, «разделяя в теории и на практике предметы по родам», сможет этим методом отличить добро от зла, выбрать добро и быть высоконравственным, счастливым и способным к диалектике. «Да и слово «диалектика»,— говорит Сократ у Ксенофонта,— произошло оттого, что люди, совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам. Поэтому надо стараться как можно лучше подготовиться к этому и усердно заняться этим: таким путем люди становятся в высшей степени нравственными…» («Воспоминания»).

О сократовском понимании диалектики как метода разделения понятий на роды и виды свидетельствует также Платон («Софист»): «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый—неужели мы не скажем, что это [предмет] диалектического знания?» Сохранив это сократовское понимание диалектики и в зрелый период своего творчества, Платон пошел дальше: для него диалектика стала наукой об «истинно сущем» и методом познания «истинно сущего», т. е. мира идей. Аристотель писал: «А так как Сократ занимался исследованием этических вопросов, а относительно всей природы в целом его совсем не вел, в названной же области искал всеобщего (to katholou) и первый направил свою мысль на общие определения (horismon), то Платон, усвоивши взгляд Сократа, по указанной причине признал, что такие определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи; ибо нельзя дать общего определения для какой-либо из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями» («Метафизика»).

Установление общих определений, по свидетельству Аристотеля (см. «Метафизика»), было одним из нововведений Сократа в философию.

Для Сократа диалектика, вопросно-ответный способ обнаружения истины, была прежде всего методом определения этических понятий, т. е. методом нахождения в данном понятии общих и существенных признаков, выражающих его сущность. В ранних («сократических») диалогах Платона много примеров диалектики Сократа, его попыток дать определение общепринятым этическим понятиям и поступкам с помощью вопросов и ответов, посредством «испытания» собеседника. Вот один из этих примеров, посвященный определению понятия «справедливость».

Определение понятий в этике, осуществляемое Сократом, служило опровержению этического релятивизма софистов. Не случайно Аристотель увидел одну из главных заслуг Сократа в поиске им общих этических определений. Ранее уже упоминалось, что для Сократа определить какую-либо добродетель (мужество, благочестие или справедливость) означало выяснить то, что есть «одно и то же во всем», т. е. найти в рассматриваемой добродетели то единое, которое охватывает все случаи ее проявления. Важно также подчеркнуть, что это единое (общее и тождественное), по учению Сократа, существует скорее всего реально, чем номинально. Точнее, единое, о котором идет речь у Сократа, имеет объективный характер, не зависит от сознания человека, от его субъективного состояния и настроения. Поэтому этическое понятие для Сократа есть не просто условный, номинальный термин для обозначения столь же условного явления нравственной жизни, как это вытекало из учения софистов, но, напротив, термин, отображающий объективно существующее единое, общее и тождественное в данной добродетели. Становится понятным, почему вопрос о том, что есть «сущность вещи», Сократ выдвинул на первое место: в определении добродетелей он увидел основное средство познания нравственной сферы и выход из трясины этического релятивизма софистов. Сказанное означает также, что Сократ, исследуя этические понятия, преследовал конструктивную положительную цель, которая состояла в познании добродетелей через определение.

В установлении общих определений Сократ исходил из наблюдаемых в обыденной жизни (или же воображаемых) примеров человеческого поведения. И то, что Аристотель называет «индукцией» («индуктивными рассуждениями») Сократа, есть метод определения, метод отбора тех существенных черт, которые являются общими для поступков, получивших одну и ту же этическую оценку. Операция отбора позволяет восходить от единичных примеров и частных случаев к общим определениям, к «сущности вещи».

Здесь подходим к весьма важной стороне метода Сократа, знаменующей собой целый этап в истории диалектики как учения о единстве противоположностей. В самом деле, если определение понятия есть, согласно Сократу, определение сущности рассматриваемого предмета, т. е. выделение из многообразия рассматриваемых явлений того, что является в них единым, тождественным и общим, то отсюда следует, что сущность представляет собой единое во многом, постоянное в изменяющемся, тождественное в различном. Стремясь к определению понятия, Сократ подчас резко противопоставлял сущность явлениям, родовую общность — видовым особенностям. Так, например, он настаивал на том, что признак мужества «оставаться на своем посту и сражаться с врагом» («Лахес») не является определением мужества (так как имеется много других поступков, не сходных с названным, но не менее мужественных). Аналогично с этим Сократ считал, что «преследование преступника, обличенного в убийстве, святотатстве и в других подобных делах» (Платон, Евтифрон), не есть еще определение благочестия.

Требование Сократа, чтобы определение было определением «сущности вещи», верно, но обнаруживаемая при этом тенденция исключать из «сущности» частные формы ее проявления приводила к большим затруднениям, не позволявшим установить, что же такое рассматриваемое понятие, каков его предмет (содержание). Обращает на себя внимание еще одна своеобразная черта метода Сократа и всего его учения. Состоит она в том, что в сократовской диалектике безуспешность попыток определения этических понятий сочетается с уверенностью в принципиальной возможности нахождения «всеобщего» в нравственности, в постижимости всеобщей нравственной основы отдельных, частных добродетелей. Складывается впечатление, что эта уверенность покоится в свою очередь на убеждении в том, что каждый человек так или иначе владеет «всеобщим».

Свою задачу Сократ видел в том, чтобы «навести» собеседника на путь раскрытия содержания тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное и всеохватывающее определение. Сделать это оказывается, впрочем, не под силу и Сократу. «Наведение» или «приведение» по-гречески обозначается термином «epagoge». Это и есть «индукция» Сократа, его «индуктивные рассуждения».

«Индукция» Сократа—это то же, что и его «определение», с той лишь разницей, что индукция устанавливает общее в частных добродетелях, путем их анализа и сравнения, а определение, решая ту же задачу, разделяет, кроме того, понятия на роды и виды, выясняет их соотношения. Умелый отбор черт сходства и различия в разнообразном множестве конкретных случаев позволял Сократу в индуктивных построениях искусно использовать в качестве аргумента аналогию. Так, в платоновском «Евтидеме» Сократ приводит ряд примеров, из которых следует, что знания и навыки, приобретенные моряком, врачом, воином или плотником, являются предпосылками успешной деятельности в соответствующей профессии (моряка, врача и т, д.). Вместе с тем, исходя из того что знания позволяют человеку выбрать правильный образ поведения — правильное использование своих материальных средств, интеллектуальных способностей и физических сил, наклонностей и свойств характера, Сократ проводит параллель между успехом в профессиональной деятельности и удачей (счастьем) в моральном поведении. Иначе говоря, в знании Сократ нашел то общее, то сходное, что объединяет два типа деятельности. Это и позволило ему сделать заключение, что «знание есть добро, а невежество — зло» («Евтидем»).

То, что всякая аналогия рискованна, было известно Сократу. Более того, он был одним из первых, кто указал на это. Прибегая к аналогиям, сравнениям и сопоставлениям, Сократ соблюдал значительную осторожность, оставался предусмотрительным: выделяя черты сходства в рассматриваемых явлениях, он не забывал о чертах различия между ними. Кроме того, Сократ сочетал индукцию с дедукцией: от найденного с помощью индукции общего положения он переходил к частным случаям, не входившим в индукцию. Это давало ему возможность проверять истинность общих положений, корректировать и уточнять полученные выводы и определения.

Для установления содержания этических понятий и норм Сократ широко использовал не только аналогии и сопоставления, но также гипотетические определения. Наряду с определением (дефиницией) и индукцией Сократ в разработке диалектического (вопросно-ответного) метода использовал гипотезы, предварительные

То, что гипотеза (предварительные определения) играла значительную роль в «индуктивных рассуждениях» Сократа, в его поисках общих этических определений, было отчасти показано при анализе «сократических диалогов» Платона и «Воспоминаний» Ксенофонта. Здесь же добавим следующее: хотя так называемые досократики не использовали понятия «гипотеза», тем не менее, их натурфилософские учения представляли собой гипотетические (предположительные) теории, развитие которых происходило в процессе критики предыдущей теории последующей. Эта критика сопровождалась не только отбрасыванием ряда положений предыдущей теории, но и изменением и восприятием определенных моментов критикуемого учения.

Разумеется, сократовская гипотеза и гипотеза в современном смысле этого слова не одно и то же. Как исследовательский прием гипотеза в современной науке есть теоретическое построение, теоретическое предположение, основанное на ряде фактов, но не вполне доказанное. Это значит, что собранные факты еще недостаточны для объяснения причинной зависимости явлений и остается потребность в этом объяснении. Этой потребности и отвечает гипотеза. Мы уже говорили, что вопрос о причине чего-либо не занимал Сократа. Что касается собирания фактов и вообще экспериментальной базы, предполагаемых гипотезой в современном понимании, то все это у Сократа возмещалось многочисленными примерами, взятыми из обыденной жизни или вымышленными. Критерием истинности выдвигаемого гипотетического положения он считал последовательность в суждениях, отсутствие противоречий при поиске общих определений, а не проверку гипотезы соответствующими фактами и экспериментом, как это принято в современной науке.

Отметим также, что указанные различия не исключают черт сходства между сократовским и современным пониманием гипотезы. Достаточно сказать, что в обоих случаях гипотеза есть предположение, которое после той или иной проверки («испытание» у Сократа, «верификация» в современной науке) подлежит видоизменению и преобразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киренская; 4) киническая. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя — по насмешливому прозвищу «пес», данному ее представителю — Диогену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.

1. Мегарская школа. Основанная уроженцем Могары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом (не смешивать с математиком Евклидом), мегагрская школа просуществовала до середины 3 в. до н. э. и имела, кроме Евклида, ряд последователей: Евбулида, Диодора и Стилпона. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли (Стилпон) к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.

2. Элидо-эретрийская школа. Элидо-эретрийская школа была основана Федоном из Элиды; один из деятелей этой школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага.

3. Киническая школа. Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина 5 — первая половина 4 в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н. э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения. Учением и примером Диогена были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в 3 в. до н. э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдвинув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких представителей. Чему учил Антисфен? Основное теоретическое положение Антисфена — отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение различных понятий в единстве суждения, ни определение понятий, ни даже противоречие, так как о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол. Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».

По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аскетизма, идеал крайней простоты, граничащей с «докультурным» состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

4. Киренская школа. Киренская школа была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом и продолжена Аретой, Антипатром, а затем Феодором, Гегесием и Анникеридом (около 320 — 280 гг. до н. э.). Вместе с киниками Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Так как орудием познания могут быть, по Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях постигаются будто бы не свойства самих вещей, а лишь наши собственные, совершенно индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Наслаждение не может быть состоянием безразличного покоя, а лишь положительным удовольствием, простирающимся не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие имеет цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое, ни будущее нам не принадлежит, то ни раскаяние, ни надежда на будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель жизни — в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение, которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обстоятельства, так и к тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем от них отказаться. Из учения Аристиппа Феодор вывел отрицание существования богов и необязательность этических норм для мудреца. В отличие от Аристиппа Феодор целью деятельности считал не наслаждение единичными удовольствиями, а радость, стоящую выше отдельных благ и предполагающую в том, кто к ней стремится, рассудительность.

 

 

 

 

 

 

Суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию.

Результат это достигнутая цель, но смысл дела состоит именно в самом процессе достижения цели. Когда она достигнута, путь к достижении цели превращается в тенденцию, которая есть пройденный путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.

  2. Западная философия: от истоков до наших дней, т. I. – Античность. С-Пб., 1994.

  3. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

  4. История философии / Ред. Г.Ф. Александров, Б.Э. Быховский, М.Б. Митин, П.Ф. Юдин. Т. I. Философия античного и феодального общества. М., 2003

  5. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 1-ая. Философия древности и средневековья / Ред. Н.В. Мотротиловой. М., 1996г.

  6. Кессиди Ф.Х. Новая апология Сократа» // Вопросы философии, 1975, № 5.

  7. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Софисты, Сократ, Платон). М., 1969.

  9. Лосев А.Ф. Сократ. – Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

  10. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984.

  11. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

13.Философия Сократа. Майевтика.

Философия
Сократа

Поворотным
пунктом в развитии античной философии
явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.).
Его имя стало нарицательным и служит
для выражения идеи мудрости. Сам Сократ
ничего не писал, был близким к народу
мудрецом, философствовал на улицах и
площадях, отсюду вступал в философские
споры.

Неоценимая
заслуга Сократа состоит в том, что в его
учении диалог стал основным методом
нахождения истины. Если прежде принципы
просто постулировались, то Сократ
критически и всесторонне обсуждал
всевозможные подходы. Сократ применял
повивальное искусство, именуемое
майевтикой — искусство определять
понятия при посредстве наведения. С
помощью искусно задаваемых вопросов
он выделял ложные определения и находил
правильные. Обсуждая смысл разнообразных
понятий (благо, мудрость, справедливость,
красота и т.д.), Сократ впервые начал
использовать индуктивные доказательства
и давать общие определения понятий, что
явилось бесценным вкладом в формирование
науки логики.

Сократ
прославился как один из родоначальников
диалектики в смысле нахождения истины
при помощи бесед и споров. Метод
диалектических споров Сократа заключался
в обнаружении противоречий в рассуждениях
собеседника и приведения его к истине
посредством вопросов и ответов. Он
первый увидел в отчетливости и ясности
суждений основной признак их истинности.
В спорах Сократ стремился доказать
целесообразность и разумность как мира,
так и человека. Он совершил поворот в
развитии философии, впервые поставив
в центр своего философствования человека,
его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание
переходит от философского сомнения «я
знаю, что я ничего не знаю» к рождению
истины посредством самопознания. Сократ
возвел в философский принцип знаменитое
изречение дельфийского оракула: «Познай
самого себя!» Главная цель его философии
— восстановить авторитет знания,
поколебленный софистами. Его неугомонная
душа неподражаемого спорщика стремилась
трудом непрестанным и упорным к
совершенству общения, дабы уяснить
истину. Сократ твердил, что он знает
только то, что он ничего не знает.

Сократ
акцентировал своеобразие сознания
сравнительно с материальным бытием и
одним из первых глубоко раскрыл сферу
духовного как самостоятельную реальность,
провозгласив ее как нечто не менее
достоверное, чем бытие воспринимаемого
мира, и тем самым как бы возложил ее на
алтарь общечеловеческой культуры для
изучения всей последующей философской
и психологической мыслью. Рассматривая
феномен души, Сократ исходил из признания
ее бессмертия, что увязывалось с его
верой в Бога.

В вопросах
этики Сократ развивал принципы
рационализма, утверждая, что добродетель
проистекает из знания и человек, знающий,
что такое добро, не станет поступать
дурно. Ведь добро есть тоже знание,
поэтому культура интеллекта может
сделать людей добрыми: никто не зол по
доброй воле, люди злы лишь по неведению!

Политические
воззрения Сократа базировались на
убеждении, что власть в государстве
должна принадлежать «лучшим», т.е.
опытным, честным, справедливым, порядочным
и непременно обладающим искусством
государственного управления. Он подвергал
резкой критике недостатки современной
ему афинской демократии. С его точки
зрения: «Худшее — это большинство!»
Ведь далеко не все, избирающие правителей,
разбираются в политических, государственных
вопросах и могут оценить степень
профессионализма избираемых, их моральный
и интеллектуальный уровень. Сократ
ратовал за профессионализм в делах
управления, в решении вопроса о том, кто
и кого может и должен избирать на
руководящие посты.

Майевтика

Майевтика —
метод Сократа извлекать скрытое в
человеке знание с помощью искусных
наводящих вопросов.

Майевтика
представляла собой с точки зрения своей
логической формы индукцию (наведение).
Развитию индуктивности сократовского
метода как нельзя лучше способствовал
диалогический способ исследования. Он
предполагал, что в начале беседы по
необходимости всегда исходят из всем
понятных, а потому и самых простых, как
бы наглядных положений, имеющих
преимущественно чувственный характер,
но по мере продвижения диалога переходят
к скрытым и более сущностным свойствам
обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру
диалога-исследования, индукция направлена
на отыскание единого во многом: от
множества явлений, в которых некая
предполагаемая сущность представлена
как относительное свойство, легко
исчезающее и превращающееся в свою
противоположность, существующее в них
(явлениях) на ряду с другими свойствами,
мысль переходит к такой одной вещи, в
которой искомое свойство представлено
само по себе, не в относительном, а в
абсолютном смысле, и не как свойство
даже, (любое свойство может быть отъемлемо
от вещи, и последняя, хоть и изменит, но
не утратит своего существования), а как
некая неотъемлемая определённость,
тождественная самой вещи, или даже как
некая вещь. Итогом такого метания мысли
должно быть определение, фиксирующее
общее, универсальное свойство, имеющее
всеобщее значение для сознания.

Майевтика
рассматривалась Сократом как вид
повивального искусства, унаследованного
им от своей матери, с той только разницей,
что Сократ помогал разрешаться от
бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали
они не физическое дитя, а знание. Себе
он отводил в этом процессе более чем
скромную роль, уверяя всех, что сам он
пуст и потому от него никто ничему
научиться не может, а каждый производит
с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

что такое в Философской энциклопедии

Смотреть что такое МАЙЕВТИКА в других словарях:

МАЙЕВТИКА

    МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающ… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующ… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе- цифицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею не беременна. Развернутое описание метода М. осуществил Платон: Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе знаю, что не знаю ничего. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.) Д.В. Майборода<br><br><br>… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею *не беременна*. Развернутое описание *метода* М. осуществил Платон: *Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден я и боги*. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе *знаю, что не знаю ничего*. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)… смотреть

МАЙЕВТИКА

(гр. – повивальное искусство) – метод поиска, познания и исследования истины, состоящий в свободном обсуждении проблемы с помощью наводящих вопросов. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира…. смотреть

МАЙЕВТИКА

1) Орфографическая запись слова: майевтика2) Ударение в слове: май`евтика3) Деление слова на слоги (перенос слова): майевтика4) Фонетическая транскрипц… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую-щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Д.В. Майборода… смотреть

МАЙЕВТИКА

— метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от греч. ?????????, букв. – повивальное искусство) – метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. – составная часть т.н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посредством самопознания («Познай самого себя»). Образец М. – ряд сократич. диалогов Платона. … смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр.-повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности…. смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. … смотреть

МАЙЕВТИКА

Маки Макет Мак Майк Майевтика Маета Маевка Мавка Кмет Китай Кит Ким Кий Киев Кета Кейв Кеа Квт Квит Ква Катаев Кат Кама Кайт Кайма Кава Итак Икт Емкий Ева Вметка Вита Вит Вика Вие Ветка Век Вейка Мат Матвей Матка Мвт Мета Метка Ватка Меткий Вата Мик Мка Вакат Вак Вайм Атм Амт Мквт Амати Тайка Тайм Там Акие Тик Тим Тимка Акаев Аимак Авт Авиетка Авиа Айва Аймак Аки Тема Твие Аким Акм Акт Актив… смотреть

МАЙЕВТИКА

Ударение в слове: май`евтикаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: май`евтика

МАЙЕВТИКА

буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. … смотреть

МАЙЕВТИКА

        (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно по… смотреть

МАЙЕВТИКА

греч. – повивальное искусство)- искусство приема «духовных родов», позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. … смотреть

МАЙЕВТИКА

         «иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопро… смотреть

МАЙЕВТИКА

иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию…. смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike, букв, повивальное искусство) предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов…. смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

Начальная форма — Майевтика, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

МАЙЕВТИКА

— (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократаизвлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА (ГРЕЧ . MAIEUTIKE

Энциклопедический словарь естествознания

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА ИЛИ МЭЕВТИКА

Советский философский словарь

букв. повивальное иск-во, с к-рым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости, он не может учить чемулибо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие) , причём в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты…. смотреть

что такое в Новейшем философском словаре

Смотреть что такое МАЙЕВТИКА в других словарях:

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА

        или мэевтика (греч. ), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод фил… смотреть

МАЙЕВТИКА

    МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающ… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующ… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе- цифицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею не беременна. Развернутое описание метода М. осуществил Платон: Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе знаю, что не знаю ничего. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.) Д.В. Майборода<br><br><br>… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею *не беременна*. Развернутое описание *метода* М. осуществил Платон: *Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден я и боги*. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе *знаю, что не знаю ничего*. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)… смотреть

МАЙЕВТИКА

(гр. – повивальное искусство) – метод поиска, познания и исследования истины, состоящий в свободном обсуждении проблемы с помощью наводящих вопросов. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира…. смотреть

МАЙЕВТИКА

1) Орфографическая запись слова: майевтика2) Ударение в слове: май`евтика3) Деление слова на слоги (перенос слова): майевтика4) Фонетическая транскрипц… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую-щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Д.В. Майборода… смотреть

МАЙЕВТИКА

— метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от греч. ?????????, букв. – повивальное искусство) – метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. – составная часть т.н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посредством самопознания («Познай самого себя»). Образец М. – ряд сократич. диалогов Платона. … смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр.-повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности…. смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. … смотреть

МАЙЕВТИКА

Маки Макет Мак Майк Майевтика Маета Маевка Мавка Кмет Китай Кит Ким Кий Киев Кета Кейв Кеа Квт Квит Ква Катаев Кат Кама Кайт Кайма Кава Итак Икт Емкий Ева Вметка Вита Вит Вика Вие Ветка Век Вейка Мат Матвей Матка Мвт Мета Метка Ватка Меткий Вата Мик Мка Вакат Вак Вайм Атм Амт Мквт Амати Тайка Тайм Там Акие Тик Тим Тимка Акаев Аимак Авт Авиетка Авиа Айва Аймак Аки Тема Твие Аким Акм Акт Актив… смотреть

МАЙЕВТИКА

Ударение в слове: май`евтикаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: май`евтика

МАЙЕВТИКА

буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. … смотреть

МАЙЕВТИКА

        (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно по… смотреть

МАЙЕВТИКА

греч. – повивальное искусство)- искусство приема «духовных родов», позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. … смотреть

МАЙЕВТИКА

         «иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопро… смотреть

МАЙЕВТИКА

иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию…. смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike, букв, повивальное искусство) предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов…. смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

Начальная форма — Майевтика, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

МАЙЕВТИКА

— (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократаизвлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА (ГРЕЧ . MAIEUTIKE

Энциклопедический словарь естествознания

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА ИЛИ МЭЕВТИКА

Советский философский словарь

букв. повивальное иск-во, с к-рым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости, он не может учить чемулибо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие) , причём в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты…. смотреть

12. «Майевтика» как метод познания Сократа.

Для
Сократа
характерна логичность речи, ирония,
изобличение сбивчивости понятий своих
собеседников и мастерское расчленение
вопроса, составляющего предмет обсуждения.
Выступал
против

Софистов.

Философия
по Сократу

– учение о том, как следует жить. С.
выступает против натурфилософии,
эмпирического изучения природы, невысоко
оценивает познавательное значение
органов чувств. Главная
задача познания

познание самого себя (самопознание).

Знание
это обнаружение общего для целого ряда
вещей. Т.о. знание
есть
понятие
о предмете и достигается посредством
определения понятия. Должна существовать
единая общая и высшая цель, к-ая подчиняет
все частные цели и к-ая есть безусловное
высшее благо.

Сократ
разработал

специфическую концепцию
диалектики

как искусства исследования понятий с
целью постижения истины. Суть
его метода заключалась в том
,
что сначала наводящими и уточняющими
вопросами собеседник приводился к
противоречию с высказанной им точки
зрения, а затем начинался совместный
поиск истины. Для
Сократа
истина
не возникала и не находилась в голове
отдельного человека в готовом виде, а
рождалась в процессе диалога м/д
собеседниками, совместно ищущими истину.
Поэтому свой метод Сократ называл
майевтикой,
т.е. повивальным искусством, помогающим
рождению истины.

13. Сократ как философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма.

Главным
предметом

его речей и бесед были вопросы этики
– вопросы о том, как следует жить. В
этике Сократ отождествляет добродетель
со знанием. Нет человека, к-ый зная, что
он может сделать что-то лучшее, стал бы
напротив делать худшее. Дурное действие
есть незнание, а мудрость — совершенное
знание.

Нравственными
ценностями для Сократа выступали
бескорыстие, следование своему долгу,
служение добру. Для него, в отличие от
софистов, различие м/д добром и злом
носило абсолютный, а не относительный
хар-ер. Именно знание того, что такое
добро и что такое зло, делает человека
добродетельным. Поэтому Сократ стремился
найти и точно определить основные
понятия нравственности, выяснить их
сущность. Если нет точно определенного
понятия, то нет и знания о предмете

Сократические
школы
:
мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.

2. Теория познания в учении Платона.

Знание
есть
припоминание.
До своего вселения в оболочку душа
пребывала на небе и созерцала там истинно
сущее. Соединившись с телом душа забывает
то, что знала, но в глубине эти знания
остаются. Восприятия материальных
предметов напоминают душе позабытые
ей знания.

Идеи познаются
путем интуиции, независимой от чувственного
восприятия, чувственные вещи отражаются
лишь во мнениях, к-ые не дают подлинного
знания. Середину между многим и подлинным
знанием занимают математические знания.
Они имеют нечто родственное чувственным
вещам и идеям.

Противоречия
есть необходимое условие для побуждению
души к мышлению. Искусство побуждать к
размышлению посредством выявления
противоречий, таящихся в повседневных
мнениях, есть, по П., искусство
диалектики
.

В
космогоническом
учении

П. утверждает, что последними элементами
всех вещей являются неделимые треугольники
или геометрические бестелесные атомы.

Человеческая
душа независима от тела и бессмертна.
Душа
состоит из 3 частей
:
разумной,
к-ая создается самим творцом, аффективной
и вожделеющей,
к-ые создаются низшими богами. Победа
разумной части над страстями и вожделениями
соответствует воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями приблизиться к
совершенству, то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении
труда между разрядами свободных граждан.

Платон
впервые структурировал бытие. «Духовное
существует независимо от человека». в
учении о бытии и о возможности его
познания считал, что эта врожденная
идея дана человеку, чтобы он сумел за
весь свой жизненный путь вспомнить, кем
она была в прошлой жизни.

В
истории философии впервые проблема
сознания была поставлена Платоном. Он
выделяет идеальное как особую сущность,
к-ая не совпадает с чувственным,
предметным, материальным миром. Поэтому
у Платона мир распадается на две части:
мир идей и вещей.

МАЙЕВТИКА — это… Что такое МАЙЕВТИКА?

  • МАЙЕВТИКА —         или мэевтика (греч. ), букв. повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств.… …   Философская энциклопедия

  • Майевтика — (др. греч. μαιευτική  повивальное искусство, родовспоможение) встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования Сократа[1]. Содержание 1 Суть метода …   Википедия

  • МАЙЕВТИКА —     МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением… …   Античная философия

  • Майевтика —  Майевтика  ♦ Maïeutique    В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и …   Философский словарь Спонвиля

  • МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении… …   Новейший философский словарь

  • майевтика — (греч. maieutikē, буквально  повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. * * * МАЙЕВТИКА МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать… …   Энциклопедический словарь

  • майевтика — май евтика, и …   Русский орфографический словарь

  • Майевтика —          «иск во повивальной бабки»; по хар ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Майевтика —         (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию …   Словарь античности

  • Маєвтика — Вікіпедія

    Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

    Маєвтика — (μαιευτική se. Τέχνη — «повивальне мистецтво») запропоноване Сократом мистецтво витягувати приховане в людині правильне знання за допомогою майстерних навідних питань.

    Термін походить від грецького слова і буквально означає «акушерство», «повивальне мистецтво», але зазвичай вживається для назви бесід чи суперечок, які вів Сократ. Він розробив власний метод пошуку істинного знання — мистецтво народження істини.

    Від Сократа не залишилося творів, думки його записані Платоном і Ксенофонтом. Тому маєвтика, як термін філософії Сократа, була засвідчена у праці Платона (в діалозі «Теетет»). У цьому діалозі маєвтика — як щось на зразок повивального мистецтва, яким займалася його мати Фенарета:

    «Від мене вони нічому не можуть навчитися, просто самі в собі вони відкривають багато прекрасного, якщо, звичайно, мали, і виробляють його на світло. Сповиті ж цього винуватці — бог і я»

    Відмінність лише в тому, що Сократ допомагає не народженню дитини, а народженню думки, і робить це в діалозі з допомогою питань і відповідей.

    Сократ ніколи не давав готових відповідей. Своїми питаннями та запереченнями він намагався навести співрозмовника на правильні умовиводи і рішення. Сократичний метод є дедуктивний прийом, що складається у визначенні понять шляхом виключень. Суть в протиставленні зовнішнього софістичного знання і внутрішнього філософського, якому навчити не можна, але можна відкрити в собі самому.

    Використання Сократом[ред. | ред. код]

    Сенс маєвтики Сократа — в протиставленні зовнішнього софістичного знання і внутрішнього філософського, якому навчити не можна, але можна відкрити в собі самому. Помічником у цьому і є Сократ, ремесло якого не вчителювання (бо сам він «нічого не знає»), а щось на зразок повивального мистецтва, яким займалася його мати Фенарета («від мене вони нічому не можуть навчитися, просто самі в собі вони відкривають багато прекрасного, якщо, звичайно, мали, і виробляють його на світло. сповиті ж цього винуватці — бог і я «. — Платон. Теетет, 150d), відмінність лише в тому, що Сократ допомагає не народженню дитини, а народженню думки, і робить це в діалозі з допомогою питань і відповідей. «Найвеличніше в нашому мистецтві — те, що ми можемо різними способами допитуватися, народжує чи думка юнаки помилковий привид або ж істинний і повноцінний плід» (150Ь-с), так що маєвтика — це образне вираження для того, що Арістотель інакше називав «індуктивним методом» Сократа і аналітикою понять.

    Сократ сам не може народити ідею, але допомагає народженню знання через діалогову систему спілкування, сприяє встановленню істини, що існує в неявному вигляді, через її «очищення» шляхом спец. мистецьки сформульованих запитань про суть тих чи тих (передусім соціальних) феноменів та ідей.

    Майєвтика завжди виступає поряд з ін. прийомами сократівського методу: іронією, яка оголює суперечність, або незнання; індукцією, що на підставі знання про окреме робить висновок про загальне; дефініцією як процесом більшого уточнення поняття.

    Сократ за допомогою маєвтики, через постановку питань, намагався сформулювати проблему («знання — незнання») й у такий спосіб стимулювати співрозмовника на самостійний пошук її розв’язання (знаходження істини).

    Подальше використання[ред. | ред. код]

    Надалі маєвтика і похідний прикметник «маєвтичннй» використовують платоніки:

    • у шкільній класифікації платонівських творів: згідно з Альбіном і Діогеном Лаерт, до «маєвтичного» виду належить діалог «Алківіад I»;
    • пізніші неоплатоніки в коментарях на «маєвтичного» діалогу «Алківіад I «(Прокл, Олімпіодор) трактували маєвтику як перехід від незнання до істинного знання, укладеним в душі («сходження до мудрості»), і методологічно відрізняли її від «еротики» («сходження до краси») і діалектики» («сходження до блага») (Prod. in Ale., 28.16-29.4), а в рамках розуміння структури діалогу — відрізняли маєвтику від спростування і Протрептік (Olymp. In Ale., 11,7-9).

    Маєвтика у різних науках[ред. | ред. код]

    1. Маєвтика пов’язується з генезою евристики в науці та освіті.
    2. У філософії і в логіці має зв’язок з елементарними індуктивними прийомами, пошуком загального в частковому, самопізнанні.
    3. У пізнанні історичному — прийом добування загального факту-ідеї, від одиничного історичного факту до «соціального» знання та історичного процесу.

    Джерела та література[ред. | ред. код]

    maieutic method — definition — English

    Примеры предложений с «maieutic method», память переводов

    WikiMatrixВавилонский текст «Диалог пессимизма» содержит сходство с агонистической мыслью софистов, гераклитовской доктриной контрастов и диалогами Платона, а также предшественник майевтического сократовского метода Сократа. springer Таким образом, поскольку обычно « урок математики » используется как пример позитивного сократовского майевтического метода обучения, второй возможной медицинской, « терапевтической » связи между акушеркой, с которой Сократ сравнивает себя в Теэтете Платона, и рыбой-торпедой , к которому он приравнивает себя в Meno, обычно не замечают. scielo-abstract В платоновском тексте этот путь часто повторяется. Это действительно измерение, которое дополняет логико-рациональный способ философского разговора, который Сократ обычно вел в соответствии со своим методом, майевтическим. WikiMatrix Напротив, книга Витгенштейна рассматривает философию как деятельность, скорее, в духе известного метода майевтики Сократа; он заставляет читателя прорабатывать различные проблемы, активно участвуя в расследовании.

    Показаны страницы 1. Найдено 6 предложения с фразой maieutic method.Найдено за 3 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    .

    maieutic method — definition — English

    Примеры предложений с «maieutic method», память переводов

    WikiMatrixВавилонский текст «Диалог пессимизма» содержит сходство с агонистической мыслью софистов, гераклитовской доктриной контрастов и диалогами Платона, а также предшественник майевтического сократовского метода Сократа. springer Таким образом, поскольку обычно « урок математики » используется как пример позитивного сократовского майевтического метода обучения, второй возможной медицинской, « терапевтической » связи между акушеркой, с которой Сократ сравнивает себя в Теэтете Платона, и рыбой-торпедой , к которому он приравнивает себя в Meno, обычно не замечают. scielo-abstract В платоновском тексте этот путь часто повторяется. Это действительно измерение, которое дополняет логико-рациональный способ философского разговора, который Сократ обычно вел в соответствии со своим методом, майевтическим. WikiMatrix Напротив, книга Витгенштейна рассматривает философию как деятельность, скорее, в духе известного метода майевтики Сократа; он заставляет читателя прорабатывать различные проблемы, активно участвуя в расследовании.

    Показаны страницы 1. Найдено 6 предложения с фразой maieutic method.Найдено за 2 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    .акушерка.] 1. Помощь при родах. Кадуорт. [1913 Webster] 2. [Рис.] Помощь или стремление к определению и…… Международный словарь английского языка для сотрудничества

  • maieutic — [mā yoot′ik] прил. [Gr maieutikos & LT; maia, акушерка, ориг., мать: см. MAIA], обозначающее сократовский метод помощи человеку в проявлении и осознании скрытых идей или воспоминаний… Словарь английского мира

  • maieutic — [meɪ ju: tɪk] прилагательное или обозначающее сократовский метод исследования, который направлен на то, чтобы вывести скрытые идеи человека в ясное сознание.существительное (майевтика) [трактуется как пение.] майевтический метод. Происхождение C17: от Gk maieutikos, от maieuesthai…… Словарь новых терминов английского языка

  • maieutic — прилагательное Этимология: греческое maieutikos акушерства. Дата: 1655 год. Относится к сократовскому методу извлечения новых идей из другого или напоминает ему … New Collegiate Dictionary

  • maieutic — / may yooh tik /, прил. или относящиеся к методу, используемому Сократом для извлечения знаний в уме человека путем допроса и настаивания на тщательном и логическом рассуждении.[1645 55; Универсал

  • maieutic — прилагательное maieutical… Викисловарь

  • maieutic — meɪ juË tɪk прил. относящиеся к методу Сократа… Современный английский словарь

  • maieutic — maieu · tic… английские слоги

  • maieutic — ma • ieu • tic [[t] meɪˈyu tɪk [/ t]] прил. фо или относящийся к сократовскому методу извлечения новых идей от кого-либо • Этимология: 1645–1655; & LT; Gk maieutikós lit., квалифицированный в акушерстве… От формального английского до сленга

  • maieutic — / meɪˈjutɪk / (скажем, may yoohtik) прилагательное (сократовского метода исследования), выявляющее идеи, скрытые в уме. {Греческий maieutikos of midwifery}… Австралийский английский словарь

  • maieutic — а. относящиеся к сократовскому методу. ♦ maieutics, n. Сократический метод; акушерство… Словарь сложных слов

  • .акушерка.] 1. Помощь при родах. Кадуорт. [1913 Webster] 2. [Рис.] Помощь или стремление к определению и…… Международный словарь английского языка для сотрудничества

  • maieutic — [mā yoot′ik] прил. [Gr maieutikos & LT; maia, акушерка, ориг., мать: см. MAIA], обозначающее сократовский метод помощи человеку в проявлении и осознании скрытых идей или воспоминаний… Словарь английского мира

  • maieutic — [meɪ ju: tɪk] прилагательное или обозначающее сократовский метод исследования, который направлен на то, чтобы вывести скрытые идеи человека в ясное сознание.существительное (майевтика) [трактуется как пение.] майевтический метод. Происхождение C17: от Gk maieutikos, от maieuesthai…… Словарь новых терминов английского языка

  • maieutic — прилагательное Этимология: греческое maieutikos акушерства. Дата: 1655 год. Относится к сократовскому методу извлечения новых идей из другого или напоминает ему … New Collegiate Dictionary

  • maieutic — / may yooh tik /, прил. или относящиеся к методу, используемому Сократом для извлечения знаний в уме человека путем допроса и настаивания на тщательном и логическом рассуждении.[1645 55; Универсал

  • maieutic — прилагательное maieutical… Викисловарь

  • maieutic — meɪ juË tɪk прил. относящиеся к методу Сократа… Современный английский словарь

  • maieutic — maieu · tic… английские слоги

  • maieutic — ma • ieu • tic [[t] meɪˈyu tɪk [/ t]] прил. фо или относящийся к сократовскому методу извлечения новых идей от кого-либо • Этимология: 1645–1655; & LT; Gk maieutikós lit., квалифицированный в акушерстве… От формального английского до сленга

  • maieutic — / meɪˈjutɪk / (скажем, may yoohtik) прилагательное (сократовского метода исследования), выявляющее идеи, скрытые в уме. {Греческий maieutikos of midwifery}… Австралийский английский словарь

  • maieutic — а. относящиеся к сократовскому методу. ♦ maieutics, n. Сократический метод; акушерство… Словарь сложных слов

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *