Метод мышления характеризующийся односторонностью абстрактностью: Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются
(-)реалистическим (+)метафизическим (-)прагматизм (-)диалектическим
55. Монотеистической религией не является …
(+)буддизм (-)христианство (-)ислам (-)иудаизм
56. Самой ранней мировой религией является…
(-)буддизм (+)иудаизм (-)христианство (-)ислам
57. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в….
(+)потустороннем мире (-)служении людям (-)самой жизни (-)преобразовании себя и общества
58. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе…
(-)философских идей (-)данных научных исследований (-)мифологических представлений
(+)священного писания
59. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться…
(-)риторика (+)религия (-)право (-)наука
Материализм и идеализм
60. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…
(+)материализма (-)солипсизма (-)пантеизма (-)панлогизма
61. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность — природе или духу, все философы делятся на…
(-)Сенсуалистов и рационалистов (+)материалистов и идеалистов
(-)диалектиков и метафизиков (-)монистов и дуалистов
62. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа — это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности»,- заявляли….
(+)материалисты (-)идеалисты (-)дуалисты (-)интуитивисты
63. <<Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога>>, — утверждает:
(+)провиденциализм (-)интуитивизм (-)волюнтаризм (-)ингилизм
64. Вульгарный материализм считает, что сознание…
(-)идеально (+)имеет вещественную природу (-)является творением Божьим
(-)существует независимо от материального мира
65. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для_______ материализма.
(-)наивного (+)диалектического (-)метафизического (-)вульгарного
Первыми материалистами в истории европейской философии считаются.
(-)П.Гольбах, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеций
(+)Демокрит, Левкипп, Эпикур
(-)Ф.Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс
(-)К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин
67. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
(-)отражают саморазвитий абсолютного духа (-)реализуются только в живой природе
(-)есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
(+)имеют универсальный характер
Считает сознание воплощением мирового разума.
(-)Дуализм (-)Плюрализм (+)Объективный идеализм (-)Материализм
69. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений ,философ выступает с позиции…
(+)субъективного идеализма (-)объективного идеализма (-)дуализма (-)материализма
70. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», — считают представители…
(-)феноменологии (+)прагматизма (-)герменевтики (-)Персонализма
Эмпиризм, сенсуализм, рационализм
71. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума,- утверждают сторонники…
(-)солипсизма (-)рационализма (+)сенсуализма (-)интуитивизма
72. Главным средством познания мира является разум, считают…
(-)сенсуалисты (+)рационалисты (-)интуитивисты (-)спиритуалисты
73. Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…
(+)Нового времени (-)Античности (-)Новейшего времени (-)средневековья
74. Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление…
(-)есть главный источник знания (-)способно выходить за пределы опыта
(-)не связано с эмпирическим познанием (+)не может выходить за пределы опыта
Сторонники рационализма являются
(-)Ф.Бэкон (-)Т.Гоббс (+)Р.Декарт (-)Дж.Локк (+)Б.Спиноза
Дуализм, монизм, плюрализм
76. Дуализм является философским учением,…
(-)исследующим сущность сознания и самосознания
(+)исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал
(-)рассматривающим многообразие явлений мира,исходя из одного начала единой основы(субстанции)
(-)утверждающим,что сознание первично,а материя вторична
77. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, — утверждает…
(-)идеализм (-)пантеизм (-)материализм (+)дуализм
78. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил …
(+)Сократ (-)Аристотель (-)Платон (-)Гераклит
79. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется…
(-)релятивизмом (-)дуализмом (-)скептицизмом (+)монизмом
80. Философская позиция дуализма выражается в признании…
(+)мышления и материи независимыми субстанциями
(-)первичности идеального (-)первичности материи (-)тождества мышления и бытия
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия
(-)провиденциализм (-)скептицизм (-)дуализм (+)плюрализм
Теизм. Деизм. Пантеизм. Атеизм. (Бог и мир)
82. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является…
(+)субстратом (-)модусом (-)интенцией (-)субстанцией
История философии
83. Основные этапы исторического развития европейской философии…
(-)Античность ,Средневековье, Новое время, новейщее время
(-)древний Египет ,древняя Греция, Византия, Возрождение, современность
(+)эллинизм, теоцентризм, романтизм, экзистенциализм
(-)древний Рим, Византия, каролинское возраждение, реформация
Подразделение истории цивилизованного человечества на Античность, Средние века и Новое время зародилось в эпоху
(+)Возрождения, (-) Средневековья, (-) Постиндустриализма, (-)Античности.
Восточная философия
Буддизм считает человека существом
(-)познающим (+)страдающим (-)играющим (-)творческим
В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется
(-)познанию внешнего мира (-)модернизации общества
(+)духовному миру человека (-)научно-техническому прогрессу
87. Для древневосточного мировоззрения характерны…
(-)критическое отношение к священным текстам
(+)патриархальность
(-)незначительное место религии в духовной т материальной жизни
(-)мистицизм
(+)установка на выявление законов природы
88. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует …
(-)отказ от мифологической картины мира
(-)опора на научные теории
(+)практическая ориентированность
(-)отказ от религиозных ценностей
89. К древнеиндийской философии относятся философские школы…
(+)локаята (-)пифагореизм (+)веданта (-)атомизм (-)даосизм
90. Одной из школ древнекитайской философии является…
(-)джайнизм (-)локаята (+)даосизм (-)веданта
91. Особенность древневосточной философии является….
(-)обращение к данным научного исследования (-)развитая система философских категорий
(-)глубоко разработанная гносеология (+)опора на мифологические представления о мире и человеке
92. Основной темой философии Конфуция является…
(-)тема научного познания (-)философия истории
(+)тема человека, семьи и государства(-)онтологическая проблематика
93. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался….
(+)Дао (-)инь (-)Ян (-)ци
94. Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:
(-)Лунь Юй, (-)Бхагаватгита, (+)Книга перемен, (-) Махабхарата.
Античная философия
95. Античная философия включает в себя …
(+)древнегреческую и древнеримскую философию (-)древневосточную философию
(-)только древнегреческую философию (-)только древнеримскую философию
96. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:
(-)познания Космоса, (+)Первоначала бытия, (-) Смысла жизни, (-)Существования Бога.
97. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ -…
(-)Зенон Элейский (-)Платон (-)Ксенофан (+)Фалес
Понимание человека как микрокосма характерно для философии
(-)средневековой (-)нового времени (+)античной (-)современной
99. Согласно легенде ,первым кто отказался называть себя мудрецом ,но лишь любомудром,т.е. философом, был…
(-)Аристотель (-)Платон (+)Пифагор (-)Сократ
Согласно древнегреческой философии Природа есть
(-)вечный и неизменный мир (-)Неживые предметы, (+)Космос, (-)Живые существа.
101. Характерной чертой мировоззрения античности является …
(+)космоцентризм(-)теоцентризм (-)антропоцентризм (-)наукоцентризм
Досократический период
102. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
(-)Аристотель (-)Сократ (-)Платон (+)Зенон Элейский
103. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на этапе…
(+)ранней классики (-)эллинизма (-)средней классики (-)поздней классики
104. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии _______ периода
(+)досократического (-)классического (-)эллинистического (-)позднего классического
105. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю ( субстанцию) с…
(-)телесными вещами (+)различными природными стихиями (-)обществом (-)объективной реальностью
106. Исторически первой попыткой достижения количественной стороны мироздания является учение…
(+)Пифагором (-)Гераклита (-)Аристотеля (-)Парменида
107. Заслуга софистов состоит в том, что они…
(+)выдвинули на первый план проблему человека(-)выдвинули на первый план проблему материи
(-)выдвинули на первый план проблему «физиса» (-)открыли первый университет
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется
а) реалистическим б) диалектическим в) прагматическим г) метафизическим
Согласно диалектике, источником развития выступает…
а) покой и равновесие б) любое изменение объекта
в) разрешение внутренних и внешних противоречий г) внешнее воздействие на объект
Единство качества и количества есть…
а) граница б) мера в) норма г) время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
а) взаимодействием б) взаимопритяжением в) противоречием г) противоположностью
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть…
а) нигилизм б) скептицизм в) прагматизм г) эволюционизм
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
а) в виде волнового процесса б) в виде круговорота
в) как хаотического процесса г) в виде спирали
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
а) то, что можно измерить б) система необходимых свойств предмета
в) внешние признаки предмета г) то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин «диалектика» применил…
а) Сократ б) П. Абеляр в) ДЖ. Бруно г) Ф. Аквинский
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б) отражают саморазвитие абсолютного духа
в) имеют универсальный характер
г) реализуются только в живой природе
10. Развитие…
а) присуще природе, обществу и сознанию б) характерно только для социума
в) характерно только для материальных систем г) наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Зенон Элейский
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
а) «движение и развитие не связаны друг с другом» б) «не всегда развитие есть движение»
в) «движение тождественно развитию» г) «не всякое движение является развитием»
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
а) аксиоматическим б) диалектическим в) метафизическим г) телеологическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
а) Аристотелем б) Гегелем в) К. Марксом г) Декартом
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется
метафизическим
диалектическим
реалистическим
релятивистским
К принципам диалектики не относится принцип…
отрицания преемственности в развитии
историзма
творческой активности субъекта
конкретности истины
Единство качества и количества есть…
мера
норма
граница
время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
противоречием
полярностью
взаимопритяжением
взаимодействием
Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в…
древности
средние века
Новое время
философии марксизма
Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
в виде спирали
в виде волнового процесса
в виде круговорота
как хаотического процесса
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
система необходимых свойств предмета
совокупность всех свойств предмета
то, что можно измерить
то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин «диалектика» применил…
Сократ
Ф. Аквинский
ДЖ. Бруно
Гегель
С точки зрения материализма, законы диалектики…
имеют универсальный характер
есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
реализуются только в живой природе
отражают саморазвитие абсолютного духа
10. Развитие…
присуще природе, обществу и сознанию
характерно только для материальных систем
характерно только для социума
наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
Зенон Элейский
Сократ
Платон
Аристотель
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
«не всякое движение является развитием»
«движение тождественно развитию»
«не всегда развитие есть движение»
«движение и развитие не связаны друг с другом»
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
диалектическим
метафизическим
телеологическим
аксиоматическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
Гегелем
Аристотелем
Декартом
К. Марксом
Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются …
законом
принципом
сущностью
содержанием
Сознание и бытие
Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена…
софистами и Сократом
Р. Декартом
И. Кантом
Ф. Энгельсом
Основные законы и принципы диалектики — МегаЛекции
336. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…
a. метафизическим
337. К принципам диалектики не относится принцип…
a. отрицания преемственности в развитии
338. Единство качества и количества есть…
a. мера
339. Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется…
a. противоречием
340. Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в…
a. древности
341. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития…
a. в виде спирали
342. Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
a. система необходимых свойств предмета
343. Впервые термин «диалектика» применил…
a. Сократ
344. С точки зрения материализма, законы диалектики…
a. имеют универсальный характер
345. Развитие…
a. присуще природе, обществу и сознанию
346. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
a. Зенон Элейский
347. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
a. «не всякое движение является развитием»
348. Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
a. диалектическим
349. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
a. Гегелем
350. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются …
a. законом
Сознание и бытие
351. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена…
a. софистами и Сократом
352. Вульгарный материализм считает, что сознание…
a. имеет вещественную природу
353. _____________ считает сознание воплощением мирового разума.
a. Объективный материализм
354. Философское учение об универсальной одушевленности материи есть…
a. гилозоизм
355. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.
a. естественнонаучного
356. Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является…
a. Ч. Дарвин
357. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…
a. абстрактное мышление
358. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…
a. самосознание
359. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется…
a. понятием
360. Оперирование конкретно-чувственными и понятийными образами есть…
a. мышление
361. «Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе…
a. первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия
362. Предположение о связи тела и души посредством шишковидной железы в головном мозге принадлежит…
a. Р.Декарту
363. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…
a. сознание
364. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает …
a. дуализм
365. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма.
a. диалектического
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Сознание и бытие
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту
| Поиск по сайту:
|
Автором произведения «диалектика природы» — Мегаобучалка
А. И.Фихте
Б. Л.Фейербах
В. Ф. Энгельс
Г. Б.Спиноза
6. Метод эмпирического исследования, позволяющий выявить количественные характеристики изучаемой реальности, называются:
А. комбинаторика
Б. измерение
В. аналогия
Г. Индукция
7. Познавательная процедура, посредствам которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется:
А. индукция
Б. дедукция
В. аналогия
Г. Аргументация
8. Метод философского мышления воспринимать, понимать и обьяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:
А. метафизическим
Б. аксиоматическим
В. теологическим
Г. Даилектическим
9. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называются:
А. диалектическими
Б. метафизическими
В. реалистическими
Г. Релятивистскими
10. Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:
А. диалектическим
Б. теологическим
В. метафизическим
Г. аксиоматическим
№ вопроса | ответ |
Г | |
Б | |
В | |
Г | |
В | |
Б | |
А | |
Г | |
Б | |
А |
Тест выполнил магистрант ППом-1502 Щербакова И.В.
(Г.И.Рузавин «Философия науки», учебное пособие для
студентов высших учебных заведений, М: 2008г., с.400)
ГЛАВА 18. Методы предвидения и прогнозирования.
Раздел 18.1 Логическая структура предсказаний. (с.383)
1. «Знать, чтобы предвидеть» эту мысль удачно выразил(с.383)
1) О.Конт;
2) О.Бальзак;
3) Аристотель;
4) А.Койре.
2. Что следует четко отличать от прорицаний(с.383)
1) пророчество;
2) гадание;
3) научное предвидение;
4) предсказание.
3. Предсказания основываются на(с.383)
1) дедуктивно-математической модели;
2) дедуктивно-психологической модели;
3) дедуктивно-философской модели;
4) дедуктивно-номологической модели.
4. По своей структуре предсказания представляют собой(с.383)
1) дедуктивные умозаключения, достоверные и гипотетические высказывания, а заключением достоверное или вероятное утверждение;
2) коммуникативные способности часто встречающиеся в жизни;
3) речь, под воздействием чувств и соответствующим обаянием;
4) способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
5. Если посылки являются гипотезами, то(с.383)
1) предсказание будет вероятным;
2) истинным будет полученное из них заключение;
3) предсказания не будет;
4) предсказание с даром убеждения будет положительным.
6. Характер сравнительно простых систем(с.383- 384)
1) нерегулярный, устойчивый или систематический;
2) регулярный, устойчивый или циклический;
3) регулярный, устойчивый или систематический;
4) нерегулярный, неустойчивый или циклический.
7. Предсказания вряд ли осуществятся, если степень вероятности(с.384)
1) равно половине;
2) больше половины;
3) приближается к нулю;
4) меньше половины.
8. Структура предсказания представляет собой(с.384)
1) дедуктивное рассуждение;
2) ретросказание;
3) теорию вероятности;
4) логическое рассуждение.
9. К событиям неизвестным, существование которых необходимо еще установить относятся(с.384)
1) предвидения;
2) гипотезы;
3) предсказания;
4) объяснения.
10. Предсказывания в содержательном и методологическом отношении отличаются(с.384-385)
1) диалог с даром убеждения респондента, вероятность;
2) сочетанием гипотезы, актёрского мастерства, психологической техники;
3) направленностью во времени, относятся к отдельным событиям, вероятностью, высказыванием;
4) направленностью во времени, путем дедуктивного вывода.
Ключи к тестам
Раздел 18.1 | |
№ вопроса | ответ |
Тест «Онтология как общее учение о бытии»
1. Онтология – это философская дисциплина, изучающая:
1). методы, приемы познания
2). процесс познания
3). ценности
4). бытие, различные его виды и категории
2. Термин «онтология» в европейской философии появился:
1). в 1713 г.
2). в 1613 г.
3). в 1813 г.
4). в 1913 г.
3. Впервые проблемами онтологии занимались:
1). В Древней Греции
2). В Древнем Риме
3). В Древнем Египте
4). В Древней Индии
4. К представителям элейской школы, изучающей проблемы бытия, относится:
1). Гераклит
2). Парменид
3). Анаксимандр
4). Фалес
5. Представитель милетской школы, считающий, что вода является первичной субстанцией:
1). Анаксимандр
2). Гераклит
3). Фалес
4). Парменид
6. Представители милетской школы вещественным началом называли:
1). апейрон
2). атом
3). пустоту
4). Вселенную
7. Наличие небытия в природе в виде пустоты допускал представитель материалистов:
1). Парменид
2). Пифагор
3). Платон
4). Демокрит
8. Платон и Аристотель выдвинули:
1). Теорию атомов
2). Проблему идеальных сущностей
3). Проблему универсалий
4). Теорию пустоты
9. Точка зрения, что универсалии обладают самостоятельным существованием и не зависят от сознания субъекта, принадлежит:
1). Реалистам
2). Номиналистам
3) концептуалистам
4) субъективным идеалистам
10. Универсалии в форме понятий создаются субъектом, а потому не могут существовать в виде дельных объектов, утверждали:
1). субъективные идеалисты
2). Реалисты
3) концептуалисты
4) Номиналисты
Ключ:
1. 4
2. 2
3. 1
4. 2
5. 3
6. 1
7. 4
8. 3
9. 1
10. 3
Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…
Количество просмотров публикации Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется… — 1384
а) реалистическим б) диалектическим в) прагматическим г) метафизическим
Согласно диалектике, источником развития выступает…
а) покой и равновесие б) любое изменение объекта
в) разрешение внутренних и внешних противоречий г) внешнее воздействие на объект
Единство качества и количества есть…
а) граница б) мера в) норма г) время существования
Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества принято называть…
а) взаимодействием б) взаимопритяжением в) противоречием г) противоположностью
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть…
а) нигилизм б) скептицизм в) прагматизм г) эволюционизм
Закон диалектического синтеза лежит в базе представления процесса развития…
а) в виде волнового процесса б) в виде круговорота
в) как хаотического процесса г) в виде спирали
Качество предмета с точки зрения диалектики есть…
а) то, что можно измерить б) система необходимых свойств предмета
в) внешние признаки предмета г) то, что никогда не изменяется в предмете
Впервые термин ʼʼдиалектикаʼʼ применил…
а) Сократ б) П. Абеляр в) ДЖ. Бруно г) Ф. Аквинский
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
б) отражают саморазвитие абсолютного духа
в) имеют универсальный характер
г) реализуются только в живой природе
10. Развитие…
а) присуще природе, обществу и сознанию б) характерно только для социума
в) характерно только для материальных систем г) наблюдается только в живых системах
Автором знаменитых апорий ʼʼАхилл и черепахаʼʼ, ʼʼСтрелаʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
является…
а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Зенон Элейский
12. Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
а) ʼʼдвижение и развитие не связаны друг с другомʼʼ б) ʼʼне всегда развитие есть движениеʼʼ
в) ʼʼдвижение тождественно развитиюʼʼ г) ʼʼне всякое движение является развитиемʼʼ
Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют …
а) аксиоматическим б) диалектическим в) метафизическим г) телеологическим
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …
а) Аристотелем б) Гегелем в) К. Марксом г) Декартом
java — Должен ли абстрактный класс иметь хотя бы один абстрактный метод?
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиработы
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяреклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира- О компании
Загрузка…
- Авторизоваться
зарегистрироваться текущее сообщество
.
Диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Советская психология: диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Ильенков
Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса
Глава 3 — Восхождение от абстрактного к конкретному
О постановке вопроса
Анализируя метод политической экономии, Маркс выдвигает ряд положений огромного философского значения.К ним относится известный тезис о восхождении от абстрактного к конкретному как единственно возможной и правильной процедуре решения посредством мышления конкретной задачи теоретического познания мира.
Бетон, в концепции Маркса, есть единство в разнообразии,
’Таким образом, в рассуждениях он появляется как подведение итогов, как результат, а не как отправная точка, хотя это реальная исходная точка и, следовательно, также точка происхождения восприятия и воображения…
«Целостность как концептуальная сущность, воспринимаемая интеллектом, является продуктом мыслящего интеллекта, который ассимилирует мир единственным открытым для него способом, способом, отличным от художественной, религиозной и практической духовной ассимиляции мира» []. Вклад в критику политической экономии ]
Метод восхождения от абстрактного к конкретному, где «абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» [ Grundrisse ], был определен Марксом как правильный метод с научной точки зрения.Этот метод, по Марксу, представляет собой тот особый «способ, в котором мышление усваивает конкретное, воспроизводя его как духовно конкретное». [ Grundrisse ]
Только этот метод позволяет теоретику решить свою особую задачу — преобразовать данные созерцания и представления в понятия.
Ввиду особого значения этих положений для понимания метода Capital следует остановиться на них более подробно, тем более что они часто становились объектами фальсификации экономических и философских идей Маркса буржуазными философами и ревизионистами.
Напомним, прежде всего, что под конкретным Маркс понимает вовсе не только образ живого созерцания, чувственную форму отражения объекта в сознании, и не истолковывает абстрактное только как «мысленную дистилляцию». Если прочитать вышеизложенные положения Маркса с точки зрения этих понятий абстрактного и конкретного, характерных для узкого эмпиризма и неокантианства, то можно прийти к абсурду, несовместимому с теорией отражения.Можно было бы создать иллюзию, что Маркс рекомендует подняться от ментальной абстракции как чего-то, непосредственно данного образу живого созерцания как чего-то вторичного и производного по отношению к мысли.
Поэтому, читая Маркса, следует позаботиться о том, чтобы освободиться от понятий, некритически заимствованных из промарксистских и неокантианских трактатов по эпистемологии.
С точки зрения Марксова определения абстрактного и конкретного, приведенные выше положения характеризуют диалектику перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению, от созерцания и представления к понятию, от конкретного, как оно дается в созерцании и представлении, к конкретному. как кажется в мыслях.
Маркс — прежде всего материалист. Другими словами, он исходит из того, что все те абстракции, с помощью которых теоретик мысленно реконструирует мир и путем их синтеза, являются концептуальными копиями отдельных моментов самой объективной реальности, выявленных в результате анализа. Другими словами, предполагается, как нечто совершенно очевидное, что каждое абстрактное определение, взятое отдельно, является продуктом обобщения и анализа непосредственных данных созерцания.В этом смысле и только в этом смысле он является продуктом сведения конкретного в действительности к его абстрактному сокращенному выражению в сознании.
Маркс говорит, что все определения, используемые в (домарксовской) политической экономии, были продуктом движения от конкретного, данного в понятии, к все более скудным абстракциям. Поэтому, описывая исторический путь, пройденный политической экономией, Маркс характеризует его как путь, начинающийся с реального и конкретного и ведущий сначала к «скудным абстракциям», а уже потом — от «скудных абстракций» к системе, синтезу, синтезу. сочетание абстракций в теории.
Сведение конкретной полноты реальности к ее сокращенному (абстрактному) выражению в сознании самоочевидно является предпосылкой и условием, без которых никакое специальное теоретическое исследование не может ни продолжаться, ни даже начаться. Более того, эта редукция является не только предпосылкой или историческим условием теоретической ассимиляции мира, но и органическим элементом самого процесса построения системы научных определений, то есть синтезирующей деятельности разума.
Определения, которые теоретик объединяет в систему, конечно, не заимствованы в готовом виде из предыдущей фазы (или стадии) познания. Его задача ни в коем случае не ограничивается чисто формальным синтезом готовых «скудных абстракций» согласно знакомым правилам такого синтеза. Строя систему из готовых, ранее полученных абстракций, теоретик всегда критически анализирует их, сверяет с фактами и, таким образом, снова проходит восхождение от конкретного в действительности к абстрактному в мысли.Таким образом, это восхождение является не только и не столько предпосылкой построения системы науки, сколько органическим элементом самой конструкции.
Отдельные абстрактные определения, синтез которых дает «конкретное в мысли», формируются в ходе восхождения от абстрактного к самому конкретному. Таким образом, теоретический процесс, ведущий к достижению конкретного знания, всегда, в каждом отдельном звене, а также в целом, также является процессом сведения конкретного к абстрактному.
Другими словами, можно сказать, что восхождение от конкретного к абстрактному и восхождение от абстрактного к конкретному — это две взаимно предполагаемые формы теоретического усвоения мира, абстрактного мышления. Каждая из них реализуется только через свою противоположность и в единстве с ней. Восхождение от абстрактного к конкретному без его противоположности, без восхождения от конкретного к абстрактному стало бы чисто схоластическим соединением готовых скудных абстракций, заимствованных некритически.Наоборот, сведение конкретного к абстрактному, выполненное произвольно, без четко реализованной общей идеи исследования, без гипотезы, также не может и не будет давать теорию. Это даст лишь кучу непересекающихся скудных абстракций.
И все же почему Маркс, учитывая все это, определил восхождение от абстрактного к конкретному как единственно возможный и научно верный способ теоретического усвоения (отражения) мира? Причина в том, что диалектика, в отличие от эклектизма, не рассуждает по принципу «с одной стороны, с другой стороны», а всегда указывает на определяющий аспект, на тот элемент единства противоположностей, который является в данном случае ведущим или определяющим.Это аксиома диалектики.
Специфическая и характерная черта теоретической ассимиляции (в отличие от простого эмпирического знакомства с фактами) состоит в том, что каждая отдельная абстракция формируется в рамках общего движения исследования к более полному и всеобъемлющему, то есть конкретному, представлению об объекте. Каждое отдельное обобщение (по формуле «от конкретного к абстрактному») имеет смысл только при условии, что оно является ступенью на пути к конкретному постижению действительности, на пути восхождения от абстрактного отражения объекта в мысль к ее все более конкретному выражению в концепции.
Если отдельный акт обобщения не является одновременно шагом вперед в развитии теории, шагом на пути от уже имеющихся знаний к новым и более полным знаниям, если он не продвигает теорию в целом, обогащая ее новым общим определение, а просто повторяет то, что уже было известно, оказывается просто бессмысленным с точки зрения развития теории.
Другими словами, конкретное (то есть постоянное движение к все более конкретному теоретическому осмыслению) выступает здесь как конкретная цель теоретического мышления.В качестве такой цели конкретное как закон определяет способ действия теоретика (здесь, конечно, подразумевается умственное действие) в каждом частном случае, в каждом отдельном обобщении.
Абстрактное с этой точки зрения оказывается всего лишь средствами теоретического процесса, а не его целью, в то время как каждый отдельный акт обобщения (то есть сведения конкретного к абстрактному) выступает как подчиненный, исчезающий момент общее движение.На языке «исчезающий момент» — это момент, который не имеет значения сам по себе, в отрыве от других моментов — он имеет значение только в связи с ними, в живом взаимодействии с ними, в переходном периоде.
В этом весь смысл. Именно потому, что Маркс был диалектиком, он не ограничился простым констатацией того факта, что в теоретической мысли имеет место как движение от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к конкретному, но выделил прежде всего эту форму движение мысли, которое в данном случае оказывается главным и доминирующим, определяя вес и значение другого, противоположного.Такова форма восхождения от абстрактного к конкретному в специальных теоретических исследованиях. Следовательно, это особая форма теоретической мысли.
Конечно, это вовсе не означает, что другой, противоположной форме нет места в мышлении. Это просто означает, что сведение конкретной полноты фактов к абстрактному выражению в сознании не является ни конкретной, ни тем более определяющей формой теоретического отражения мира.
Человек ест, чтобы жить — он не живет, чтобы есть.Но только сумасшедший сделает вывод, что человек должен вообще обходиться без еды; Было бы столь же глупо утверждать, что этот афоризм принижает роль еды.
То же верно и в отношении настоящего случая. Только человек, совершенно невежественный в научных вопросах, может принять абсорбцию чувственно конкретной полноты фактов в абстракции за главную и определяющую форму умственной деятельности теоретика. В науке это лишь средство, необходимое для выполнения более серьезной задачи, задачи, специфической для теоретического освоения мира, составляющей подлинную цель деятельности теоретика. Воспроизведение конкретного в мысли — это цель, определяющая вес и значение каждого отдельного акта обобщения.
Конкретное в мышлении, конечно, не является конечной целью, самоцелью. Теория в целом также является «моментом исчезновения» в реальном, практическом объективном обмене материей между человеком и природой. От теории происходит переход к практике, и этот переход также можно описать как переход от абстрактного к конкретному.Практика больше не имеет высшей цели вне себя, она ставит свои собственные цели и выступает как самоцель. Поэтому каждый отдельный шаг и каждое обобщение в процессе разработки теории постоянно сопоставляется с данными практики, проверяется ими, соотносится с практикой как высшей целью теоретической деятельности. Вот почему Ленин, говоря о методе «Капитал», указывает на одну из его наиболее характерных черт: «Проверка фактами или практикой, соответственно, находится здесь, в , на каждом этапе анализа.’[Ленинское Краткое изложение диалектики ]
Постоянное соотнесение «каждого шага» анализа с направлением пути научного исследования в целом и, в конечном итоге, с практикой связано с самой сутью концепции Маркса о специфике теоретического освоения мира. Каждый отдельный шаг в анализе, каждый отдельный акт сведения конкретного к абстрактному с самого начала должен быть ориентирован на целое, которое «вырисовывается в представлении», — в живом созерцании, отражение которого является высшей целью. теоретической работы (конечно, только пока мы имеем дело с теоретической работой, пока человек стоит к миру только в теоретическом отношении).В этом заключается глубоко диалектический смысл утверждения Маркса о том, что именно восхождение от абстрактного к конкретному составляет черту, специфически присущую теоретическому процессу, и является единственно возможным и, следовательно, единственно правильным с научной точки зрения способом разработки научных определений, способом выражения преобразование данных живого созерцания и представления в концепции.
Это означает, что все подлинно научные (не абсурдные или бессмысленные) абстрактные определения не возникают в голове человека в результате бессмысленного случайного сведения конкретного к абстрактному — они появляются исключительно в результате последовательного развития познания в общем закономерном развитии. науки, путем конкретизации имеющихся знаний и их критического преобразования.
Было бы неправильно считать, что каждая наука должна пройти стадию одностороннего аналитического отношения к миру, стадию чисто индуктивного сведения конкретного к абстрактному, и что только позже, когда эта работа будет полностью завершена. выполненный, может ли он приступить к связыванию полученных таким образом абстракций в системе, чтобы подняться от абстрактного к конкретному.
Когда Маркс ссылается на историю буржуазной политической экономии, на тот факт, что вначале она действительно следовала одностороннему аналитическому пути, а потом только потом встала на научно правильный путь, он, конечно, не имеет в виду, что каждая современная наука должна следовать этому. Например, сначала пройти чисто аналитическую стадию, а затем перейти от абстрактного к конкретному.
Односторонний аналитический метод, который действительно характерен для первых шагов буржуазной политической экономии, отнюдь не является достоинством, которое можно рекомендовать в качестве модели. Это было скорее выражением исторической ограниченности буржуазной политической экономии, в частности, обусловленной отсутствием хорошо развитого диалектического метода мышления. Диалектическая логика отнюдь не рекомендует современной науке сначала заняться чистым анализом, чистым сведением конкретного к абстрактному, а затем перейти к чистому синтезу, чистому восхождению от абстрактного к конкретному.На этом пути нельзя получить конкретное знание, а если и получится, то это может быть только из-за того же рода странствий, которым развитие буржуазной политической экономии было подвержено до Маркса.
Пример, приведенный Марксом, скорее является аргументом в пользу тезиса о том, что наука в наши дни должна с самого начала идти по научному правильному пути, а не повторять блуждания 17 века, она должна с самого начала использовать диалектический подход. метод восхождения от абстрактного к конкретному, в котором тесно переплетаются анализ и синтез, а не односторонний аналитический метод.Это аргумент в пользу того, чтобы наука с самого начала разрабатывала свои абстрактные определения таким образом, чтобы каждое из них в то же время было шагом на пути продвижения к конкретной истине, к познанию реальности как единое, связное, развивающееся целое. Вначале буржуазная политическая экономия пошла другим путем, но это не повод брать ее за модель.
Наука, если это подлинная наука, а не конгломерат фактов и различных данных, должна с самого начала отражать свой объект и развивать свои определения таким образом, который Маркс охарактеризовал как единственно возможный и правильный в науке, и не оставлять этот метод. для последующего использования в литературном изложении уже полученных результатов, как советовали делать неокантианские ревизионисты, такие как Кунов, Реннер и другие.Позже мы подробно обсудим эти попытки исказить суть мысли Маркса о методе восхождения от абстрактного к конкретному, представить этот метод только как литературный стиль изложения имеющихся результатов, якобы полученных чисто индуктивным образом.
Конечно, метод восхождения от абстрактного к конкретному наиболее отчетливо виден в тех работах Маркса, которые систематически излагают его теорию: Zur Kritik der politischen Okonomie (Вклад в критику политической экономии), Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie (Очерк критики политической экономии) и в Capital. Это вовсе не означает, однако, что изложение здесь принципиально отличается по методу от исследования, или что метод, примененный Марксом в исследовании, прямо противоположен способу изложения результатов исследования.
Если бы это было так, анализ «логики Капитал » ничего не внес бы в понимание метода исследования, метода обработки данных созерцания и понятий, применявшихся Марксом. Столица в этом случае была бы только поучительной как образец литературного изложения ранее полученных результатов, а не как иллюстрация метода их получения. В этом случае метод исследования Маркса следует восстанавливать не на основе анализа Capital , а скорее на основе анализа черновых заметок, выдержек, фрагментов и аргументов, которые приходили в голову Марксу в его первоначальном исследовании экономических фактов. В этом случае следует согласиться с настойчивостью автора антимарксистской брошюры, теолога Фетчера, который написал следующее: «Метод, которого придерживался Маркс в« Капитале », по сути тот же, что применяли буржуазные ученые.Диалектика использовалась Марксом, как он сам говорит в послесловии ко второму изданию «Капитала », только как «метод изложения», метод, который действительно имеет ряд преимуществ и который мы не будем рассматривать здесь более подробно. ‘, 5 поскольку не имеет отношения к проблеме метода познания.
Фетчер предлагает здесь довольно свободную интерпретацию известного утверждения Маркса о том, что изложение теории в ее развитой форме не может не отличаться от поиска, который привел к этой теории; но формальное различие между ними, на которое ссылается Маркс, не влияет на сущность метода мышления, способа преобразования данных созерцания и представления в понятия.Этот способ анализа оставался тем же, а именно диалектическим, как в предварительной обработке данных, так и в их окончательной обработке, хотя, конечно, он совершенствовался по мере продолжения работы, которая завершилась созданием Capital.
Главное преимущество способа изложения, которое отнюдь не носит литературно-стилистический характер, состоит в том, что автор Capital не догматически и дидактически представляет готовые результаты, полученные каким-то таинственным образом, а скорее проходит через весь процесс. получения этих результатов, все расследование, ведущее к ним, на глазах у читателя.«Читатель, который действительно желает последовать за мной, должен будет решить продвинуться от частного к общему», — предупреждал Маркс уже в своем предисловии к A Contribution to The Critique of Политическая экономия . Метод изложения загружает читателя от понимания определенных частностей, от абстрактных к все более конкретному, развитому, общему, всеобъемлющему взгляду на экономическую реальность, к общему в результате объединения частностей.
Конечно, процесс исследования воспроизводится не во всех деталях и отклонениях более чем двадцатипятилетнего исследования, а только в тех главных и решающих чертах, которые, как показало само исследование, действительно продвинули мысль по пути конкретного понимания. .В окончательной обработке фактов для публикации Маркс уже не повторял тех многочисленных отклонений от основной темы исследования, которые неизбежны в работе любого ученого. В ходе фактического расследования часто рассматриваются факты, не имеющие прямого отношения к делу: только их анализ может показать, актуальны они или нет. Кроме того, теоретик нередко вынужден возвращаться к рассмотрению фактов, которые когда-то казались исчерпывающими.В результате исследования не продвигаются плавно, а продвигаются довольно сложно, с частыми возвратами и отклонениями.
Эти моменты, конечно, не воспроизводятся в финальной презентации. Благодаря этому процесс исследования предстает в своей подлинной форме, свободной от случайных элементов и отклонений. Здесь она как бы выпрямляется, принимая характер непрерывного движения вперед, что согласуется с характером и движением самих фактов.Здесь мысль не переходит от анализа одного факта к анализу следующего, прежде чем она действительно исчерпает этот факт; вот почему не нужно снова и снова возвращаться к одной и той же теме, чтобы заняться тем, что осталось незавершенным.
Таким образом, метод представления материалов в Capital является не чем иным, как «исправленным» методом его исследования , исправления не являются произвольными, но в полном соответствии с требованиями и законами, продиктованными самим расследованием.Другими словами, метод изложения — это в данном случае метод исследования, свободный от каких-либо вспомогательных элементов и каких-либо сбивающих с толку элементов, метод исследования, строго соответствующий объективным, логическим законам исследования. Это метод исследования в чистом виде, в систематической форме, не заслоненной отклонениями и случайными элементами.
Что касается различий в форме, о которых Маркс говорит в Послесловии ко второму изданию Капитала , то они связаны с совершенно разными обстоятельствами, в частности с тем фактом, что Маркс лично познакомился с различными кругами общества. капиталистический ад в последовательности, отличной от той, которая соответствует закону их собственного развития и представлена в Capital.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному не соответствует тому порядку, в котором определенные стороны изучаемого объекта по тем или иным причинам попали в поле зрения отдельных теоретиков или науки в целом. Он ориентирован исключительно на порядок, соответствующий объективным взаимосвязям различных моментов в изучаемой конкретности. Само собой разумеется, что эта подлинная последовательность реализуется не сразу.Обоснование метода восхождения от абстрактного к конкретному нельзя искать в научной карьере теоретиков или даже в историческом развитии науки в целом. Наука в целом также достигает своей подлинной отправной точки через долгие и упорные поиски.
Маркс, например, пришел к анализу и пониманию экономических отношений из изучения правовых и политических отношений между людьми. Сфера права и политики оказалась для него отправной точкой исследования структуры общественного организма.Излагая теорию исторического материализма, Маркс требует перехода от понимания экономических, материальных отношений к пониманию права и политики.
Теоретики типа Фетчера могли бы настаивать на этом основании, что тезис Маркса, согласно которому отправной точкой для понимания всех социальных явлений должна быть экономика, а не право или политика, принадлежит лишь к особенностям литературной манеры изложения Маркса. теории, в то время как в самом исследовании Маркс и марксисты поступали так же, как любой буржуазный ученый.
Дело, однако, в том, что, хотя сфера права и политики изучалась Марксом до того, как он занялся экономическим исследованием, он правильно понял эту сферу, с научной (материалистической) точки зрения, только после того, как проанализировал экономику, пусть и в очень глубоком смысле. общий план.
То же верно и в отношении взгляда Маркса на политическую экономию. Маркс изучил законы движения денег, прибыли и ренты намного раньше, чем ему удалось осознать подлинную двойственную природу товара и труда, производящего товары.Тем не мение. пока он не понял истинную природу стоимости, его представление о деньгах и ренте было неверным. В книге «Нищета философии» он все еще разделял иллюзии рикардианской теории денег и ренты. Только ясное представление о природе стоимости, достигнутое в 1850-х годах, показало и деньги, и ренту в истинном свете. До этого деньги понимать нельзя было в принципе.
В начале 1850-х годов Маркс потратил много времени, пытаясь понять неразбериху и конфликты, связанные с обращением денег во времена кризиса и «процветания».Именно эти попытки привели его к выводу, что законы денежного обращения невозможно понять, если не разработать в мельчайших деталях концепцию стоимости. Разработав ценностную концепцию, он увидел, что разделял ряд иллюзий Рикардо.
Следовательно, метод восхождения от абстрактного к конкретному как метод исследования фактов не может быть оправдан ссылками на порядок, в котором происходило изучение данных.Он выражает последовательность, в которой объективно правильная концепция, соответствующая объекту, формируется в уме теоретика, а не порядок, в котором определенные аспекты реальности по той или иной причине привлекают внимание теоретика и, таким образом, входят в сферу науки.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному выражает внутренний закон развития научного понимания, который в ходе исторического прогресса прокладывает свой путь через массу случайных моментов, отклонений, часто окольными путями, незаметными для самих теоретиков.Поэтому этот закон трудно обнаружить на поверхности научного развития (то есть в сознании самих теоретиков). В сознании теоретиков этот закон может долгое время вообще не проявляться или проявляться в форме, которая сделает его неузнаваемым. Как указывал Маркс, отдельный представитель науки часто имеет весьма ошибочное представление о том, что он на самом деле делает и как он это делает. Ввиду этого нельзя судить о мыслителе по тому, что он думает о себе.Гораздо важнее (и сложно) установить объективное значение его взглядов и их роль в развитии науки в целом.
По этой причине подлинное значение фактов биографии ученого и подлинный порядок развития научных определений не могут быть выявлены посредством чисто биографического исследования. Фактический прогресс научного знания (то есть систематическое продвижение мысли к конкретной истине) часто значительно отличается от обычной хронологической последовательности.Ленин в своем фрагменте «К вопросу о диалектике » указывал, что хронология по отношению к людям не нужна при анализе логики развития знания, что она не всегда соответствует действительному порядку стадий, посредством которого мышление постигает свое. предмет.
Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что все характерные черты метода исследования Маркса наиболее ярко и отчетливо проявляются в Капитал , а не в черновых заметках, выдержках и аргументах, которые приходили ему в голову, когда он изучал экономические факты.
Здесь обнаруживается подлинная последовательность развития научных определений, которая лишь постепенно выявлялась в ходе предварительного изучения материала и не всегда четко осознавалась самим Марксом. Самой характерной чертой Маркса во все времена было трезвое критическое отношение к своим достижениям: много раз он решительно исправлял, ‘post factum’, ошибки и упущения на предварительной стадии исследования. В целом можно с объективной строгостью различать ядра объективной истины и ту форму, в которой они первоначально появились в сознании, только после события: зачатки более продвинутых форм могут быть правильно поняты только тогда, когда эти более продвинутые формы обнаружены. Уже известно.
Таким образом, если бы кто-то попытался реконструировать метод исследования Маркса на основе массы черновых заметок и фрагментов из его архивов, а не из Capital, , это только усложнило бы дело. Чтобы понять их правильно, все равно сначала нужно проанализировать Capital . Иначе в них просто невозможно различить «зачатки более совершенных форм». Кроме того, трудно понять, почему это исследование должно предпочесть раннюю и предварительную форму выражения более поздней, более утонченной и зрелой форме выражения.Это приведет только к тому, что более ранняя форма выражения будет принята за идеальную, а ее более поздняя форма — за искаженный вариант. Формулировки и метод их развития в «Капитале» действительно следовало бы отнести к литературной манере изложения и ее совершенству, а не к расширению объема мысли, восприятия и метода исследования.
(Этот неудобный трюк, кстати, усердно практикуют современные ревизионисты, которые настаивают на том, что подлинный марксизм следует искать в рукописях молодого Маркса, а не в его зрелых трудах.В результате, Capital представляется как искаженная концепция так называемого реального гуманизма, разработанная Марксом и Энгельсом в 1843-1844 гг.).
Вот почему Ленин указывал, что при разработке «Великой логики марксизма» следует прежде всего иметь в виду Капитал, и что метод изложения, примененный Марксом в Капитал , должен служить образцом для диалектического истолкования действительности. и модель для изучения и развития диалектики в целом.Исходя из этих предварительных соображений, можно предпринять более детальное исследование метода восхождения от абстрактного к конкретному как научно правильного метода формирования научных определений, как метода теоретической обработки данных живого созерцания и представления.
Напомним еще раз в этой связи, что данные живого созерцания и представления здесь означают нечто иное, чем то, что индивидуальное личное созерцание и изображает в чувственных образах.Эта интерпретация, характерная для домарксистской философии и антропологической концепции предмета познания, совершенно ложна и крайне узка. Данные созерцания и представления всегда интерпретировались Марксом как вся масса социально накопленного эмпирического опыта, вся колоссальная масса эмпирических данных, доступных теоретику из книг, отчетов, статистических таблиц, газет и отчетов. Однако само собой разумеется, что все эти эмпирические данные хранятся в социальной памяти в сокращенной форме, сведенной к абстрактному выражению.Они выражаются в речи, в терминологии, в рисунках, таблицах и других абстрактных формах. Конкретная задача теоретика, использующего всю эту информацию о реальности, состоит, конечно, не в том, чтобы придать этому абстрактному выражению еще более абстрактную форму. Напротив, его работа всегда начинается с критического анализа и пересмотра абстракций эмпирической стадии познания, с критического преодоления этих абстракций, достижения прогресса через критику односторонности и субъективного характера этих абстракций и выявления содержащиеся в них иллюзии с точки зрения реальности в целом, в ее конкретности.В этом смысле (и только в этом смысле) переход от эмпирической стадии познания к рациональной также выступает как переход от абстрактного к конкретному.
Конечно, восхождение от познания простой товарной формы к осознанию такой развитой формы буржуазного богатства, как процент, также проявляется с определенной точки зрения как движение от конкретных к абстрактным формам его проявления на поверхность событий.Интерес, например, выражает на своем безличном количественном языке наиболее сложные и глубокие процессы капиталистического производства. В процентах прибавочная стоимость принимает крайне абстрактную форму проявления. Эта абстрактная количественная форма объясняется только из ее конкретного содержания. Но это также свидетельство того, что любой абстрактный момент реальности находит реальное объяснение только в конкретной системе условий, породившей его, и его можно правильно понять только через нее.Таким образом, интерес конкретно (научно) понимается только в окончательном анализе, как конечный результат, тогда как на поверхности явлений он выглядит как очень абстрактная форма.
Все это нужно учитывать.
Ввиду того, что Маркс сформулировал свои идеи о методе восхождения от абстрактного к конкретному в прямой полемике с его гегелевской интерпретацией, уместно будет критически взглянуть на последнее.Материалистическая природа метода Маркса будет ярко и наглядно выделяться по сравнению с ним.
Содержание |
следующий раздел
.
ученых связывают архитектуру мозга с сознанием и абстрактным мышлением — ScienceDaily
Используя 20-летние данные функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) из десятков тысяч экспериментов по визуализации мозга, вычислительные нейробиологи Хава Зигельманн и ее коллега из Массачусетского университета создал основанный на геометрии метод массового анализа данных, чтобы по-новому понять, как мысли возникают из структуры мозга.
Авторы говорят, что их работа открывает путь к прогрессу в выявлении и лечении заболеваний мозга, а также в системах глубокого обучения искусственного интеллекта (ИИ).Подробная информация представлена в текущем выпуске Nature Scientific Reports .
Как объясняет Зигельманн, фМРТ обнаруживает изменения в нейронном кровотоке, что позволяет исследователям связывать активность мозга с когнитивным поведением, таким как разговор. Она говорит: «Исследование на основе фМРТ проделало замечательную работу, связав определенные области мозга с деятельностью. Но никто никогда не связывал вместе десятки тысяч экспериментов, проведенных за десятилетия, чтобы показать, как физический мозг может вызывать абстрактное мышление.«
Она и ее коллеги обнаружили, что когнитивные функции и абстрактное мышление существуют как скопление многих корковых источников, начиная от тех, что расположены рядом с сенсорной корой, и заканчивая гораздо более глубокими от них, вдоль коннектома мозга или схемы соединений. Сигельманн является директором Лаборатории биологических нейронных и динамических систем в Университете Массачусетса, Амхерст, и одним из 16 получателей в 2015 году программы Национального научного фонда (NSF) по исследованию мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий (BRAIN), инициированной президентом Обамой с целью углубить понимание мозга. .
Авторы говорят, что их работа демонстрирует не только базовую операционную парадигму познания, но и показывает, что все когнитивные поведения существуют в иерархии, начиная с наиболее ощутимых форм поведения, таких как постукивание пальцами или боль, затем до сознания и до самых абстрактных мыслей. и такие действия, как наименование. Они добавляют, что эта иерархия абстракций связана с коннектомной структурой всего человеческого мозга.
Для этого исследования исследователи использовали подход науки о данных.Сначала они определили физиологически направленную сеть всего мозга, начиная с областей ввода и обозначив каждую область мозга расстоянием или «глубиной» от сенсорных входов. Затем они обработали огромное хранилище данных фМРТ. «Идея заключалась в том, чтобы спроецировать активные области когнитивного поведения на глубину сети и описать это когнитивное поведение с точки зрения его распределения по глубине», — говорит Зигельманн. «Мы на мгновение подумали, что наше исследование провалилось, когда мы увидели, что каждое когнитивное поведение проявляет активность во многих сетевых глубинах.Затем мы поняли, что познание намного богаче, это не была простая иерархия, которую все искали. Итак, мы разработали наш алгоритм геометрического «наклона».
Чтобы проиллюстрировать это, она предлагает представить себе баланс, в котором правая чаша поддерживает общую мозговую активность с минимальной глубиной; другая панель содержит активность в самых глубоких областях мозга, наиболее удаленных от входных сигналов. Если балансир описывает общую активность мозга для определенного когнитивного поведения, правая панорама будет ниже, создавая отрицательный наклон, когда большая часть активности находится в неглубоких областях, а левая панорама будет опускаться, когда большая часть активности будет более глубокой, создавая положительный наклон.Наклон балансира описывает относительную мелкую и глубокую мозговую активность для любого поведения.
«Наш геометрический алгоритм работает по этому принципу, но вместо двух сковородок их много», — говорит она. Исследователи суммировали всю нейронную активность для данного поведения по всем связанным экспериментам фМРТ, а затем проанализировали ее, используя алгоритм наклона. «С идентификатором наклона поведение теперь можно было упорядочить по их относительной глубине активности без вмешательства человека или предвзятости», — добавляет она. Они оценили наклоны для всех когнитивных форм поведения из баз данных фМРТ от отрицательного к положительному и обнаружили, что они упорядочены от более осязаемого к высоко абстрактному.Независимое тестирование дополнительных 500 участников исследования подтвердило результат.
Сигельманн говорит, что эта работа окажет большое влияние на информатику, особенно на глубокое обучение. «Глубокое обучение — это вычислительная система, использующая многоуровневую нейронную сеть, и она находится на переднем крае алгоритмов обучения искусственного интеллекта (ИИ)», — объясняет она. «Он имеет сходство с человеческим мозгом в том, что более высокие слои представляют собой скопления предыдущих слоев и поэтому предоставляют больше информации в одном нейроне.
Но динамика обработки данных в мозге гораздо богаче и менее ограничена, потому что она имеет повторяющиеся взаимосвязи, иногда называемые петлями обратной связи. В современных созданных человеком сетях глубокого обучения, в которых отсутствуют повторяющиеся межсоединения, конкретный ввод не может быть связан с другими недавними вводами, поэтому их нельзя использовать для прогнозирования временных рядов, операций управления или памяти ».
В настоящее время ее лаборатория создает «постоянно повторяющуюся сеть глубокого обучения», по ее словам, для более интеллектуального и качественного обучающегося ИИ.Еще одним интересным результатом этого исследования станет новый инструмент геометрической науки о данных, который, вероятно, найдет широкое применение в других областях, где массивные данные трудно согласованно просматривать из-за перекрытия данных.
Зигельманн считает, что эта работа, поддерживаемая Управлением военно-морских исследований, будет иметь далеко идущие последствия. «Многие расстройства мозга связаны с нестандартной обработкой или аномальной комбинацией сенсорной информации. В настоящее время многие расстройства мозга не имеют четкого биологического идентификатора и диагностируются по таким симптомам, как спутанность сознания, потеря памяти и депрессия.Наше исследование предлагает совершенно новый метод анализа аномалий головного мозга и дает новую надежду на разработку биомаркеров для более точной и ранней диагностики психических и неврологических заболеваний ».
.
java — ActionListener является абстрактным и не переопределяет абстрактный метод actionPerformed — несмотря на то, что он содержит именно этот метод
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиработы
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяреклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
.