Метод психологического исследования: Лекция 1. Методы психологического исследования

Содержание

Методы Психологического Исследования

 Психология для накопления научных данных использует целый комплекс специальных методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.

Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

 

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений.  Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, истинного знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования: ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

Методы психологических исследований | Диплом по психологии

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

См.также: Организация психологических исследований

Характеристика методов психологического исследования — Студопедия

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю[1,4].



Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.


Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе [1,4].

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец.машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Первый и третий из описанных типов методик могут иметь два варианта: ручнойи компьютерный.При ручном варианте методика используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, вывода на печать получаемых результатов.

Проективные методики,в свою очередь могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные.В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.

По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные(вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие(суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные(вид собственной творческой продукции испытуемого), действенные(комплекс практических действий), физиологические(анализ физиологических реакций организма человека).

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательныеи бессознательные.

По форме представления тестового материала испытуемым методики делятся на бланковые(тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме), технические(тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе), сенсорные(материал в виде физических стимулов).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные(показатели, не зависящие от желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные(данные, зависящие от их желания).

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормыи не располагающие ими.

По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерныеи многомерные.Первые характеризуются тем, что в них оценивается одно свойство, а вторые – тем, что предназначены для психодиагностики нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Многомерные подразделяются на несколько частных методик – подшкалы, оценивающие отдельные психологические качества.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественноми количественноманализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научныеи практические,хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.

Методы психологического исследования личности. — Студопедия

Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов.

В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:

 

Общенаучные методы Применение в психологии
1. Наблюдение (Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики). Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными психическими явлениями. 1.Внутреннее 2. Внешнее 3. Свободное 4. Стандартизированное 5. Включенное 6. Стороннее
2. Опрос (метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов) 1. Устный 2. Письменный 3. Свободный 4. Стандартизированный 5. Экспертный
4. Эксперимент (Создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство, проявляется и оценивается лучше всего). 1. Естественный 2. Лабораторный
5. Моделирование (Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства). 1. Математическое 2. Техническое 3. Кибернетическое
6.Социометрия (исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости) 1.Эмоциональная структура 2.Коммуникативная структура 3. Структура власти
7. Интервью (метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные вопросы. 1. Стандартизированное 2.Свободное
8. Беседа (метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения) 1. Тематическая 2. Диагностическая 3. Свободная
9. Игра (метод, позволяющий увидеть способы действий человека в разворачиваемых ситуациях). 1. Ролевые 2. Деловые 3. Психологические

 



Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств).

Методология психологических исследований | Диплом по психологии

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Методы психологии и этапы психологического исследования — Студопедия

Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят: основные и вспомогательные. К основным относят: наблюдение, эксперимент, а к вспомогательным методам: опросы и тестирование, метод обобщения независимых характеристик, библиография и другие (см. рис 1.2.).

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключённом наблюдении этого не требуется. Наблюдение необходимо проводить с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой. Оно осуществляется неоднократно, систематически и незаметно для наблюдаемого.

Рис. 1.2. Классификация методов психологии (по С.Л. Рубинштейну)

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным – исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты; констатирующим – изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим – в процессе его развиваются определенные качества испытуемых.



Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление ианализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может включать сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются, а затем обобщаются.


Опрос метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно, или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается от обычного общения наличием плана, цели, избирательности и проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц.

Тестирование метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и психокоррекционное (обычно предполагает применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система научных психологических алгоритмов и приемов, которая обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в несколько этапов.

1. Определение проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме, во-вторых, составление программы исследования, которая обычно включает формулировку проблемы, определение предмета изучения, объяснение цели и основных задач, предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочих гипотез, составление принципиального (стратегического) плана изучения, а также основных процедур сбора и анализа первичных данных.

2. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систематичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но все они должны быть взаимосвязаны друг с другом и отвечать общей цели исследования.

3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Необходима еще и количественная обработка данных. Обычно она предполагает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует его определенные свойства и особенности, делает обобщающие выводы относительно закономерностей его функционирования и проявления. При этом могут быть выработаны практические рекомендации для других исследователей, а так же может быть составлен прогноз развития изучаемого явления в будущем, в иных условиях.

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих делать конкретные умозаключения об изучаемых явлениях и процессах.

Психологические методы исследования MSc | Аспирантура

Обзор

  • Эта программа направлена ​​на то, чтобы вооружить вас множеством методологических навыков для работы в качестве эффективного аспиранта или профессионального исследователя в области психологии с особым упором на когнитивные, клинические и клинические исследования в области нейробиологии
  • Его можно подавать как отдельную степень или в первый год получения докторской степени
  • Поставляется в рамках Партнерства по обучению докторантов Юго-Запада ESRC — центра социальных исследований мирового уровня
  • Приобретите необходимые навыки для составления хороших исследовательских вопросов, получения правдоподобных теоретических ответов и проведения высококачественных эмпирических исследований для проверки своих гипотез
  • Завершите исследовательский проект, который внесет вклад в развитие дисциплины и даст вам необходимые навыки и уверенность, чтобы иметь возможность работать независимо в будущем

100 лучших в мире по психологии

85% исследований признаны ведущими в мире или превосходными на международном уровне

8-е место по психологии в The Complete University Guide 2020

Обширные исследовательские возможности, включая айтрекинг, лаборатории EEG / ERP и TMS, комплект аудиовизуальной записи и сканер МРТ

Требования к поступающим

Обычно диплом с отличием 2: 1 или эквивалент по психологии.Степень по другой дисциплине может быть принята, если она включает существенное содержание психологии, методологии исследования и статистики.

Требования к поступающим для иностранных студентов

Требования к английскому языку

Пожалуйста, посетите наш раздел требований к поступающим, чтобы получить информацию об эквивалентности из вашей страны и дополнительную информацию о требованиях к английскому языку.

Содержание курса

Эта программа состоит из обязательных модулей и крупного исследовательского проекта. Он познакомит вас с широким спектром методов анализа данных и методов исследования в области клинической нейробиологии, а также клинической и когнитивной психологии, а также позволит вам развить определенные специальные навыки и знания в выбранных областях.

Вы сможете принять участие в одной или нескольких исследовательских группах в отделе для дальнейшего изучения ваших исследовательских интересов.

Модули, которые мы здесь описываем, представляют собой примеры того, что вы можете ожидать изучать на этом курсе на получение степени, основанном на недавнем академическом обучении. Конкретные модули, доступные вам в будущие годы, могут варьироваться в зависимости от наличия сотрудников и исследовательских интересов, новых тем обучения, расписания и спроса студентов.

Мне больше всего нравится в программе то, насколько она ориентирована на исследования.Лекции читают исследователи, являющиеся экспертами по темам, которые они преподают, и в рамках компонента исследовательского проекта курса у вас есть возможность стать частью исследовательской группы и провести собственное высококачественное исследование.

Бронте

Магистр психологических методов исследования

Научно-исследовательская практика

Отличительной чертой всех наших преподаваемых магистерских программ является исследовательская практика.Стажировка позволяет вам развивать свои исследовательские навыки, работая вместе с опытными исследователями или практиками. Вы также приобретете опыт научного общения, написав свое исследование в форме диссертации.

Многие студенты проходят стажировку у исследователей нашего факультета психологии, но возможности стажировки также могут быть доступны за пределами университета. Каждый год обычно доступен широкий спектр проектов, которые могут охватывать самые разные темы.

Примеры тем предыдущих исследовательских проектов:

  • когнитивная психология
  • когнитивная нейробиология
  • клиническая неврология
  • клиническая нейропсихология
  • социальная психология
  • Психология окружающей среды
  • прикладная психология
  • эпидемиология
  • спортивная психология

Комиссия

Сборы Великобритании / ЕС в год:

£ 10 900 на полную ставку; £ 5,450 неполный рабочий день

Международные сборы в год:

£ 22 500 полный рабочий день

Правительство Великобритании ссуды для аспирантов

Ссуды на аспирантуру на сумму до 10 609 фунтов стерлингов теперь доступны для получения степени магистра.Узнайте больше о праве на участие и о том, как подать заявку.

Стипендия Global Excellence

Мы рады предложить стипендии Global Excellence Scholarship для студентов с выдающимся академическим качеством, поступающих на программы последипломного обучения, начиная с осени 2020 года.
Обратите внимание, что эта стипендия не предоставляется для всех наших магистерских программ .

Узнайте больше о стоимости обучения и финансировании

Преподавание и исследования

Как я узнаю?

  • Лекции
  • Семинары
  • Научные доклады
  • Дискуссии с исследователями
  • Практические занятия

Обучение у экспертов

Наши сотрудники получили международное признание за их академические успехи, высокое качество исследований и прикладную продукцию.Они активно исследуют те области психологии, которые преподают, поэтому их знания напрямую используются в наших исследовательских программах.

Удобства

На протяжении всего обучения вы будете использовать ряд инновационных средств обучения, таких как онлайн-платформа для обучения, различные круглосуточные компьютерные пулы и аудиовизуальные комплекты, круглосуточная библиотека, учебные помещения, лаборатории для животных и специализированное оборудование. Есть также обширные исследовательские возможности, включая отслеживание глаз, лаборатории EEG / ERP и TMS, комплект аудиовизуальной записи и сканер МРТ.

Учебная поддержка

Каждому ученику назначается личный наставник, который всегда готов дать совет и поддержать вас на протяжении всей учебы. Также есть наставник для аспирантов, который может помочь с дальнейшими инструкциями и советами.

Оценка

Расширенные модули статистики оцениваются путем письменного экзамена плюс небольшой компонент курсовой работы. Другие преподаваемые модули оцениваются в ходе курсовой работы, в то время как исследовательский проект требует, чтобы вы подготовили диссертацию или исследовательскую работу, готовую для отправки в журнал.

Подробнее

Есть два аспекта нашей программы, которые отличают ее от других программ магистратуры, ориентированных на психологические и нейробиологические методы. Во-первых, мы делаем все возможное, чтобы каждый учащийся мог формировать набор методов и навыков, которые они приобретают, создавая таким образом свой собственный индивидуальный учебный план.

Этот подход пронизывает каждый элемент программы — от оценок, когда студенты выбирают тему, до значительного набора практических семинаров по разнообразным методологиям, используемым в психологии, и до обширного выбора из ~ 30-40 тем исследовательских проектов, предлагаемых ~ 20 супервайзеров.

Во-вторых, наш комплексный исследовательский проект (который мы называем «исследовательским ученичеством») позволяет студентам овладеть определенной методикой на уровне сложности, который выходит далеко за рамки любого преподаваемого курса или семинара.

Подробнее

Профессор Аурелиу Лаврик

Директор программы и доцент

Карьера

Навыки, ценимые работодателем в рамках этого курса

По окончании обучения в аспирантуре вы будете обладать научными навыками, необходимыми для продвижения в исследованиях или профессиональной психологии, коммуникативными навыками, необходимыми для работы в маркетинге и бизнесе, а также навыками межличностного общения, необходимыми для продвижения по профессии персонала или по уходу.

Репутация

Exeter среди выпускников-работодателей помогла аспирантам сделать успешную карьеру в области исследований, высоких технологий, управления, персонала, юридических и рекламных услуг.

Карьерные услуги

Наши карьерные команды в Career Zone могут помочь вам получить массу информации, которая поможет вам сопоставить ваши навыки и интересы с подходящей вам карьерой. Наши сотрудники работают с региональными, национальными и международными работодателями, чтобы разработать новые рабочие места, проекты и возможности для выпускников.

Недавние выпускники

Ниже приведены несколько примеров начальной работы, которую выполняли выпускники наших программ магистратуры по психологии. Эта информация была взята из опроса для выпускников высших учебных заведений (DLHE) 2016/17. Обратите внимание, что из соображений защиты данных названия должностей и организации указаны независимо и не обязательно совпадают.

Из недавних выпускников сейчас работают:
  • Работник службы диетологии
  • Консультант средней школы
  • Независимый исследователь
  • Лаборант
  • Lemur Trust Wildlife and Technology Стажер
  • Разработчик продукта
  • Помощник по переезду и социальному обеспечению
  • Стажер-исследователь
  • Стажер, практикующий психолог
  • Писатель
Из недавних выпускников сейчас работают:
  • Александр Care
  • AseraCare Hospice
  • Служба срочной помощи CAMHS
  • Кардиффский университет
  • Центр дикой природы Кардиган Бэй
  • CIRCLE / Страна фламинго
  • Девонский аутизм и служба ADHE
  • Мерседес Бенц
  • Shanghai Foreign Service Co.ООО
  • Wellcome Trust
  • Медицинская школа Эксетерского университета
Дальнейшее изучение

Дальнейшее обучение является популярным выбором для многих студентов после окончания наших магистерских программ. Ниже приведены несколько примеров дальнейшего обучения, проведенного недавними выпускниками наших программ магистратуры по психологии. Эта информация была взята из опроса для выпускников высших учебных заведений (DLHE) 2016/17.

  • Кандидат психологических наук
  • Магистр прикладной психологии
  • MPH Психология
  • Доктор медицинских наук
  • Кандидат психологических наук

Подробнее

Связанные курсы

Посмотреть все курсы психологии

.

Глава 2 Психологические методы исследования и статистика

Презентация на тему: «Глава 2 Психологические методы исследования и статистика» — стенограмма презентации:

1

Глава 2 Психологические методы исследования и статистика
Раздел 1 Что такое исследования

Chapter 2 Psychological Research Methods and Statistics

2

Цели Описать процесс психологического исследования и научный метод Назвать различные типы психологического исследования.

Objectives Describe the process of psychological research and scientific method.

3

Решения перед исследованием
1.Задайте конкретный вопрос по ограниченной теме или гипотезе. 2. Ищите доказательства. Образец — небольшая группа участников из общей популяции, которую исследует психолог. Должен быть репрезентативным для населения

Pre-Research Decisions

4

Выборочная случайная выборка — все в популяции имеют равные шансы быть представленными. Изучение покупателей — выберите каждого 10-го покупателя, который ходит по стратифицированной выборке — все подгруппы в популяции представлены Школьная популяция — 45% Девочки 55% Мальчики — это должно быть представлено в образце

Sample Random Sample- everyone in the population has an equal chance of being represented.

5

Методы исследования Цели исследования — описание, объяснение, прогнозирование и влияние на поведение. Исследователи должны знать, как люди и животные ведут себя естественным образом, напр.Джейн Гудолл Натуралистическое наблюдение — наблюдение за объектом в его естественной обстановке, не мешая. Постарайтесь быть максимально ненавязчивым, иначе вы можете изменить поведение испытуемых.

6

Методы исследования Примеры из практики — интенсивное изучение человека или группы
Совместите долгосрочные исследования с дневниками, тестами и интервью. Ex. Пиаже изучал когнитивное развитие своих детей

7

Методы исследования Опросы — задавая многим людям фиксированный набор вопросов. Используется для сбора данных об отношении, убеждениях и опыте большого числа людей.Интервью, анкеты или их сочетание Интервью позволяют исследователю наблюдать за участником и изменять вопросы. Анкеты занимают меньше времени, а ответы более единообразны.

8

Методы исследования Лонгитюдные исследования
Изучает одну и ту же группу людей через равные промежутки времени в течение определенного периода времени. Увидеть, как изменились их убеждения / чувства Поперечные группы, изучаемые на основе возраста Испытаны, опрошены или наблюдались Быстрее и дешевле, чем продольные

9

Корреляции и объяснения методов исследования
Мера взаимосвязи между двумя переменными или наборами данных Положительная корреляция — данные движутся в одном направлении IQ и оценки: чем выше IQ, тем выше оценка, чем ниже IQ, тем ниже оценка Отрицательная корреляция — данные движутся в разных направлениях. Дни отсутствия и оценка: пропуски повышаются, оценка понижается, пропуски понижаются, оценка повышается.

10

Эксперименты Позволяют исследователю контролировать ситуацию.
Переменные — условия и поведение, которые могут изменяться. Независимая переменная — экспериментаторы изменяют, чтобы они могли наблюдать ее эффекты. Зависимая переменная — изменения по отношению к независимой переменной.

11

Эксперименты Экспериментальная группа — участники, которые подвергаются воздействию независимой переменной Контрольная группа — участники, которых обрабатывают так же, как и группу exp, но не подвергаются воздействию независимой переменной Необходимо во всех экспериментах

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *