Методология в психологии это определение: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Понятие о методе и методологии психологических исследований.
метки: Наука, Исследование, Научный, Методология, Способ, Познание, Принцип, Психологический
Лекция № 1 (4)
Тема: «Принципы и организация психологических исследований»
План:
1. Понятие о методе, методике и методологии психологических исследований.
2. Общие принципы психологической науки.
3. Принципы проведения психологического исследования.
Понятие о методе и методологии психологических исследований.
Наука – прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определенные ее методы.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые познают предмет науки, получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.
Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
6 стр., 2567 слов
Классификация методов психологических исследований, предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевы
Киселева А.С. Семинар №1 – методы исследования. 1. Раскройте классификацию методов психологических исследований, предложенную Борисом Герасимовичем Ананьевым. Классификация методов 1. Организационные методы: · сравнительный метод, -сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых, …
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.
Часто не разграничивают понятия «метод», «методика», «методология», хотя они имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий.
Метод– способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае – способ познания психических явлений. Метод является способом, орудием, который способствует разрешению теоретических и практических проблем.
Методика– это совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем. Методика означает и конкретное воплощение метода. Например: тестирование метод, конкретный тест – методика.
Методология переводится как «учение о методе» и определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Выделяют методологию общенаучную и конкретно-научную.
К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые –хотя бы потенциально – не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличии от философской методологии, оставаясь в рамках собственно-научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок).
К этому уровню относятся, например, концепция системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.).
на этом уровне разрабатываются в общие проблемы построения научного исследования способы осуществления теоретической и эмпирической (т.е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.
5 стр., 2271 слов
Тема: « Принципы и методы специальной психологии»
Тема: « Принципы и методы специальной психологии» Философские и общепсихологические принципы, используемые специальной психологией: принцип отражательности, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, генетический принцип. Понятие системогенеза. Наиболее общим является принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, …
Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследования и практической работы.
Общие принципы психологических исследований.
Методология, как указывалось выше, определяет принципы, правила, рекомендации, которыми должен руководствоваться исследователь в своей деятельности.
Методологические принципы психологии являются одновременно и определенным видением ее предмета и путей его исследования.
Рассмотрим первоначально методологические принципы, которые относятся к психологической науке в целом.
1. Принцип детерминизма – основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений, которые существуют вне субъекта.
Принцип детерминизма. Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства. Это послужило реальной основой строго научного изучения специфики человеческих свойств психики, происхождения и развития сознания.
Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема
детерминизма является одной из самых существенных. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявшей: точно знать, что воздействует на человека; дать количественную и качественную характеристику этих воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.
4 стр., 1846 слов
Представления о строении и развитии личности в психологии сознания
Джемс. Блочная стратегия к строению личности. Автор первого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие “поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма. Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: …
Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.
Следующим этапом в реализации принципа детерминизма в
отечественной психологии была идея о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой внешнему миру противостоит и его воспринимает не просто человек, наделенный сознанием, а человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Восприятие социальных воздействий, усвоение культуры в самом широком смысле слова, осуществляется человеком в процессе активных его взаимодействий с внешним миром, в процессе его деятельности. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. Принцип детерминизма в теории и практике психологии реализовался путем решения еще одной проблемы – психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах психического развития, от решения которого зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.
В процессе последовательного применения детерминизма для характеристики движущих сил психического развития в центре психологов постоянно находились вопросы о взаимоотношении биологического и социального в развитии психики, соотношении внутренних закономерностей и внешних воздействий, взаимоотношении развития и обучения и т.д. Хотя ряд из этих вопросов и до сих пор нельзя считать окончательно решенным, принципиальное материалистическое их понимание обусловлено детерминистическим подходом к проблемам психического развития.
2 стр., 909 слов
Принцип развития в психологии 2
Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не становятся …
Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления. Детерминизм на этом этапе выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.
До 50-х годов детерминистический подход не рассматривался как специально выделенный принцип советской психологии. В 50-е годы С.Л.Рубинштейн подчеркнул его роль и сформулировал положение о том, что этот принцип имеет значение методологического принципа. Принцип детерминизма применен С.Л.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривает их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.
2. Принцип единства психики и деятельности. Понятия сознания, психики и деятельности являются узловые категориями психологической науки. С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство».
Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее, он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание, и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов – к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика – это внутреннее, а деятельность – внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.
10 стр., 4898 слов
Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
Введение Тема настоящей работы — «Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников». Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из …
По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности – протекать в форме извне наблюдаемого поведения – может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.
Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследований.
3. Принцип развития или генетический принцип. Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, — писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и
психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».4 стр., 1513 слов
Социально-психологические закономерности деятельности менеджера
… развития психологические закономерности деятельности менеджера; — Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера; — Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности … психологических принципа : — принцип единства психики и деятельности — согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой …
В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в
проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального
пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978).
В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.
Большой вклад в разработку принципа развития сделал украинский психолог Г.С.Костюк, который работал над проблемой наследственности, т.е. факторов развития психики человека, влияния количественных и качественных изменений перехода от низших к высшим структурам психической жизни.
Принцип развития обязывает подходить к психике, как к продукту усложнения взаимоотношений с окружающей действительностью. Это осуществляется в филогенетическом, историческом и онтогенетическом планах.
Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. На каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.
Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.
Онтогенез психики – последовательные изменения, обусловленные усложнением активности человека в течении жизни.
Принципы проведения психологических исследований.
Кроме рассмотренных принципов психологической науки, для повышения качества результатов исследования, необходимо руководствоваться и специальными принципами, относящихся к процессу применения методов в психологическом исследовании.
1. Принцип объективности. Методы психологического исследования воспроизводят объективный процесс научного познания предмета психологии и должны обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования. Результаты психологического исследования не могут изменить сущность и закономерности предмета, который изучается. Объективность существования его не зависит от научных манипуляций с ним.
Субъективный компонент тоже имеет место в построении психологического исследования.
Он может проявится в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследования, в профессиональной компетентности исследователя… Однако эта субъективность должна основываться на стремлении получить истинные результаты исследования.
Важно выбирать такие методы исследования, которые содержат высокую степень получения объективных данных.
Принцип объективности проявляется также в отказе исследователя от коньюктурного отношения к результатам исследования, интерпретация которых не должна подгоняться к подтверждению гипотез и целей исследования.
2. Принцип системности предусматривает изучение психического явления как своеобразной системы, которая имеет свои специфические закономерности. Одной из форм реализации системного подхода в психологическом исследовании является личностный подход, который предусматривает изучение конкретной ситуации.
3. Принцип индивидуализации заключается в раскрытии своеобразия каждой личности, присущей индивидуального стиля деятельности и поведения, в определении психологических проблем конкретной личности и способов их решения.
Основные понятия и ключевые слова:метод, методика, методология, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип развития, принцип объективности, принцип системности, принцип индивидуализации.
Рекомендованная литература:
1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.
2. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
3. Макарова Л.Л., Синельніков В.М. Загальна психологія: навчальний посібник – К., 2005.
4. Максименко С.Д. Проблема метода в науке – К., 1982.
5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К., 2005.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается отличие между понятиями «метод», «методика», «методология»?
2. какая разница между общенаучной и конкретно-научной методологией?
3. Как можно определить понятие «принцип»?
4. В чем заключается сущность принципа детерминизма?
5. Как происходило развитие понятия принципа детерминизма?
6. В чем заключается сущность принципа единства психики и деятельности и кто является его втором?
7. Дайте характеристику принципу развития и генетическому принципу.
8. какой вклад в разработку принципа развития сделали С.Л.Рубинштейн и Р.С.Костюк?
9. В чем заключается отличие между понятиями «филогенез психики», «историогенез психики», «онтогенез психики»?
10. Какова сущность принципа объективности?
11. Какова сущность принципа системности?
12. Какова сущность принципа индивидуализации?
Тестовые задания:
1. Что относится к определению метода научных исследований?
А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
В) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Г) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Д) разрабатывает универсальные принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.
2. Какое высказывание относится к методике?
А) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Б) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
3. Какое утверждение относится к общему определению методологии?
А) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
Б) способ познания или практического выполнения чего-либо;
В) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Г) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Д) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
4. Что относится к общенаучной методологии?
А) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем;
Б) разрабатывает универсальные принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
В) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Г) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
Д) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой.
5. Какое высказывание относится к конкретно-научной методологии?
А) разрабатывает принципы, средства, формы научного познания не связанные с какой-либо определенной наукой;
Б) определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности;
В) разрабатывает принципы, средства и формы познания, связанные только с определенной наукой;
Г) способ познания или практического выполнения чего-либо;
Д) совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем.
6. Какое определение относится к принципу детерминизма?
А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Б) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
В) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
Г) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.
7. Какое утверждение относится к принципу единства сознания и деятельности?
А) утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.
8. Что относится к принципу развития или генетическому принципу?
А) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.
9. Какое утверждение относится к принципу объективности?
А) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
Г) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания.
10. Какое высказывание относится к принципу системности?
А) закономерности всех явлений, в том числе психических, познаются в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания;
Б) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования;
В) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;
Г) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Д) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений.
11. Что относится к принципу индивидуализации?
А) предусматривает изучение психического явления со всех сторон как своеобразной структуры, которая имеет свои специфические закономерности;
Б) фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений;
В) заключается в раскрытии своеобразия каждой личности;
Г) процесс научного познания предмета психологии должен обеспечивать отражение его истинной сущности – его закономерности существования.
1.5. Понятие методологии, ее виды. Основные методологические принципы психологии
Любая
наука развивается динамично и прогрессивно,
если она располагает, с одной стороны,
творческими идеями, которые выдвигают
ученые, а с другой – достаточно
объективными, точными и надежными
методами, т.е. теми путями, средствами
и способами, с помощью которых добываются
научные факты, позволяющие проверить
эти идеи.
Однако
наблюдения за определенным психологическим
фактом недостаточно. Многие родители
располагают огромным запасом конкретных
фактов из жизни своих детей, но это не
делает их научными работниками в области,
скажем, детской психологии. Даже более
или менее систематизированные дневниковые
записи не могут рассматриваться в
качестве научных работ по психологии,
а служат лишь материалом для дальнейшего
научного анализа и интерпретации с
точки зрения методологии научного
исследования. В этой связи вопрос о
разработке методологии психологии
всегда был и остается одним из самых
актуальных.
Методология
(от
греч. methodos — путь исследования, logos —
наука) — система принципов и способов
организации и построения теоретической
и практической деятельности, а также
учение об этой системе. Методология —
учение о научном методе вообще и о
методах отдельных наук. Это культура
научного исследования.
Методы
(от
греч. methodos — путь исследования или
познания) — это приемы и средства, с
помощью которых ученые получают
достоверные сведения; это пути познания,
посредством которых изучается предмет
любой науки.
Метод
психологии конкретизируется в
исследовательских методиках. Методика
—
конкретное воплощение метода как
выработанного способа организации
взаимодействия субъекта и объекта
исследования на основе конкретного
материала и конкретной процедуры.
Методика отвечает конкретным целям и
задачам исследования, содержит в себе
описания объекта и процедуру изучения,
способ фиксации и обработки полученных
данных. На основе определенного метода
может быть создано множество методик.
Одна
из важнейших задач современной психологии
заключается в том, чтобы рассматривать
все разнообразие используемых методов
и методик как единую систему (т.е. в
рамках системного подхода). Любой объект
должен рассматриваться с различных
сторон, с помощью различных методов и
на разных уровнях методологического
анализа.
С
точки зрения методологического анализа
выделяются три уровня анализа любого
явления.
Уровни методологического анализа
ЧАСТНАЯ Совокупность |
ОБЩЕНАУЧНАЯ Учение |
ФИЛОСОФСКАЯ Общий |
Эффективность
любого исследования определяется
взаимосвязью методологии, принципов,
методов и методик исследования.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
МЕТОДИКИ Конкретное |
МЕТОДЫ Способы |
СТРАТЕГИИ Общий |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ Требования |
МЕТОДОЛОГИЯ Система |
Изучение
предмета современной психологии
опирается на ряд принципов, представляющих
собой исходные положения,
которые позволяют содержательно
описывать исследуемый объект, планировать
процедуры получения эмпирического
материала, обобщать и интерпретировать
его, выдвигать и проверять гипотезы.
В
качестве основных методологических
принципов психологии
выделяют:
—
принцип единства сознания и деятельности.
Сознание и деятельность находятся в
непрерывном единстве, однако они не
тождественны друг другу. Сознание
формируется в деятельности,
чтобы в свою очередь влиять на эту
деятельность,
образуя ее внутренний план. Реализация
данного принципа в психологическом
исследовании происходит следующим
образом: психика невидима, следовательно,
ее надо выявлять с помощью каких-либо
признаков: по действиям испытуемого,
по его речевой деятельности, поведению,
мимике, пантомимике, которые выступают
проявлениями сознания;
—
принцип развития (генетической
обусловленности).
Психика может быть правильно понята
только в том случае, если она рассматривается
в непрерывном
развитии как процесс и результат
деятельности. Исследование
любого психического явления должно
включать
в себя характеристику его особенностей
в данный момент, историю возникновения
и формирования и перспективы развития;
—
принцип детерминизма.
Согласно этому принципу, все существующее
возникает, изменяется и прекращает
существование закономерно. В психологическом
исследовании это
значит, что психика обусловлена образом
жизни и изменяется
с изменением внешних условий существования.
Реализацию данного принципа мы наблюдаем
во множестве научных исследований,
особенно в эмпирических, поскольку
каждое исследование выясняет
причинно-следственные отношения в
изучаемых характеристиках, роль тех
или иных причин в следствиях, которые,
в свою очередь, возникают при наличии
тех или иных внешних или внутренних
факторов;
—
принцип объективности означает,
что сам исследователь и методы
исследования, им используемые, не
оказывают влияния на получаемые
результаты. Реализация данного принципа
осуществляется при помощи включенного
наблюдения, проведения исследования с
применением «зеркала Гезелла», анонимности
целей и результатов исследования, а
также проведения исследования в
естественных для испытуемого условиях.
Методы исследования в психологии — это… Что такое Методы исследования в психологии?
Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Общие сведения
Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.
По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.
На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.
В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.
Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.
Главные принципы методологии
Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
- Общенаучные методологические принципы:
- Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
- Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
- Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
- Специфичные для психологии принципы
- Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
- Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
- Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования
В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.
В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.
Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.
Основные онтологические принципы психологического исследования:
- Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
- Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
- Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
- Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
- Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.
Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.
Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:
- Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
- Объект является источником фактов.
- Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
- Условия (среда) является источником артефактов.
- Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.
Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:
- принцип регистрации фактов;
- принцип планирования факторов;
- принцип контроля дефектов;
- принцип элиминации артефактов;
- принцип контроля результата.
Основные события в создании
- XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
- XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
- 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
- 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
- 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
- 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.
По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21
Основные понятия
Методы исследования в психологии
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]
- Организационная группа:
- Сравнительный метод
- Лонгитюдный метод
- Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
- Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
- Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
- Интерпретационные методы
- Генетический метод (анализ фаз развития)
- Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
См. также
Критика экспериментальной психологии
С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:
- в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
- психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:
- Предмет исследования в психологии слишком сложен.
- Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
- В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
- Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
- Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
- И др.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.
Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:
По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25
См. также
Задачи исследований в психологии
Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.
Описание поведения
Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.
Прогнозирование поведения
Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.
Объяснение поведения
Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.
Управление поведением
Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.
По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43
Этические проблемы психологических исследований
При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:
- Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
- Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
- Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
- Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
При работе с животными:
- Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
- Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30
См. также
Рекомендуемая литература
- Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
- Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
- Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
Раздел I. Методология и методы психологии
В
данном разделе речь пойдет о методологии
и ее специфике в психологической
науке. Особое внимание уделяется методам
психологического исследования.
Приводятся классификации методов в
психологии. Внимание следует уделить
классификации методов психологического
исследования, предложенной
Б.Г. Ананьевым. Немаловажным является
знание о валидности, надежности
и объективности выбираемых методик.
Понятие о методологии
Любое познание
действительности предполагает три
уровня исследования:
–
эмпирический,
–
теоретический,
–
методологический.
На первом эмпирическом
уровне устанавливаются новые факты
науки и на основе их обобщения формулируются
эмпирические закономерности. Здесь
решаются следующие задачи: наблюдать,
классифицировать, устанавливать
закономерные связи между фактами и
явлениями и проверять их опытным путем.
На
теоретическом уровне выдвигаются и
формулируются общие закономерности,
позволяющие объяснить ранее открытые
факты, а также предсказать и предвидеть
последующие факты, явления, события.
На методологическом
уровне то, что было получено и достигнуто
на предыдущих уровнях способствует
дальнейшему, более выверенному построению
теории и формированию общих признаков
и методов исследования явлений.
В
научно-исследовательской и в практической
работе психолог пользуется
определенными методами, т. е. способами
организации собственной деятельности,
направленными на достижение цели.
Собственно,
любой человек в любой деятельности
пользуется какими-либо
методами, но в обыденной жизни мы
не задумываемся
над тем, как они возникают, насколько
адекватны
тому, что собираемся делать, можно ли
их рекомендовать другим.
В науке недопустима подобная стихийность,
в связи с чем, особое
значение приобретают вопросы методологии.
То,
что психология наука, хоть и достаточно
молодая, уже не нужно доказывать.
Следовательно, все, что относится к
научному методу, можно отнести
и к методу психологического исследования.
Развитие психологии, ее становление,
как и всякой любой науки, идет в тесной
связи с развитием общества:
социальной и экономической жизнью. И
все достижения науки оказывают влияние
на состояние психологии. Среди известных
ученых и философов,
оказавших влияние на становление
методологии, можно назвать таких,
как К. Поппер, Т. Кун, О. Конт.
Само
слово «методология» (от греч. methodos
— путь,
исследование; logos
— понятие,
учение) переводится как «учение о методе»
и, в целом, определяет те принципы
и приемы, которыми руководствуется
человек в своей деятельности, Методология
—
система
принципов и способов организации и
построения теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой
системе.
Следует
отметить, что функция
методологии
двояка: с одной стороны, методология
позволяет описать и оценить человеческую
деятельность с точки зрения
внутренней организации, с другой — в
рамках методологии вырабатываются
рекомендации, правила, т. е. те нормы,
которыми должен руководствоваться
человек в своей деятельности. Выше мы
определили метод как «способ организации
деятельности». В широком смысле к
«способам» относятся
и самые общие принципы, лежащие в основе
познания и практики, и вполне
конкретные приемы обращения с тем или
иным предметом. Следовательно,
целесообразно говорить о различных
уровнях методологии.
Методология
носит всеобщий характер, но она
конкретизируется применительно
к различным сферам практической и
теоретической деятельности. Одной из
таких сфер в психологии является психика,
исследование
которой предполагает разработку
соответствующих методов. Итак,
методология в психологии применяется
соответственно своеобразию ее предмета,
что требует разработки и применения
специальной конкретно-научной
методологии.
В
общем виде различают философскую и
специально-научную методологию,
которая, в свою очередь, подразделяется
на общенаучный и конкретно-научный
уровни методологии.
1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Общие понятия о
методологии науки
Методология «наука о методе».
Существует несколько подходов к пониманию
понятия метода как центрального понятия
методологии.
Метод может определяться в широком и
узком смысле:
В широком значенииметод (из
философии) – это путь познания как
совокупность принципов и приемов
познавательной деятельности, которая
обеспечивает движение к объективному
знанию.
Это совокупность способов практического
и теоретического освоения действительности.
Исходя из философских определений
метода методология — это учение о
принципах познания и методах освоения
действительности.
В узком смыслеметод – это реализация
определенного познавательного отношения
к изучаемой действительности,
направляющего организацию исследования
и предполагающего использование
соответствующих приемов и процедур
исследования(два основных метода –
наблюдение и эксперимент (по критерию
активности-пассивности + степени
вмешательства)).
Методология – это наука о способах
и приемах исследования.
Содержание понятия методологии можно
раскрыть через структуру методологического
знания. При этом в методологии выделяются
общая методология (общее методологическое
знание) и частная методология (методология
конкретной науки).
Содержание (структура) общей методологии:
Анализ предпосылок и оснований научного
познания (прежде всего философских
основ).Анализ методов и способов организации
познавательной деятельности.Внешние и внутренние детерминанты
процесса познания, его структура.Критическую оценку получаемых наукой
знаний.Определение исторически конкретных
границ научного знания (применимость,
актуальность научного знания в
современных условиях).
Структура частной методологии:
Анализ предмета науки и критериев,
отграничивающих предмет данной науки
от предмета смежных с ней наук.Анализ основных методов
данной науки.Анализ строения категориально-понятийного
аппарата данной науки.Анализ объяснительных принципов данной
науки.Критический анализ получаемых
наукой знаний (н-р,
возможность использования выборки из
др. стран – адаптация методики).Перспективы развития данной науки
2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
Научная рефлексия – один из видов и
даже методов познания, главной особенностью
которого является направленность на
само знание и на процесс его получения
Методология (с т.з. рефлексии) – это
научная рефлексия процесса познания.
В методологии выделяется два вида
рефлексии: субъективная и объективная.
Субъективная рефлексия –
рефлексия, неразрывно связанная с
субъектом познания (пр., осознание ученым
способа создания своей концепции,
рефлексия научного пути, выраженная в
научной автобиографии(Курт Левин) и т.д.)
Объективная рефлексия –
рефлексия, осуществляемая над так
называемыми объективированными формами
знания. Эту рефлексию осуществляет
методология науки. Например, рефлексия
над наукой.
Функции
рефлексии:
Развитие
научного знания, его прогрессПрогнозирование
развитие научного познанияВ
процессе рефлексии человек делает
определенные открытия, т.к. становится
в иное отношение к рефлексируемому
явлению.В
результате научной рефлексии мы можем
преобразовывать предмет рефлексии,
помещая его в разные контексты, сравнивая
с другими явлениями и т.д.
В методологии психологии выделяются:
1. Внешняя неспецифическая рефлексия— ее осуществляет по отношению к конкретным
наукам философия (и другие науки, схожие
с ней). Позволяет оценить место науки в
системе других наук и перспективы
развития науки преимущественно в целом
для общества и других наук
2. Внутренняя специфическая —
осуществляется представителями самой
науки, которые оценивают собственно
научное развитие, внутренние условия
развития, логику науки и т.д.
7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
Значение психологического знания для
методологии науки:
Любая наука имеет свои специфические
методы исследования человека и свое
отношение к этим методам. Специфика
определяется прежде всего объектом
данной науки, его сложностью, уровнем
развития и современным состоянием этой
науки.
1) В психологии главное то, что это наука
о человеке и поэтому все исходные
принципы психологического познания
человека, поскольку они имеют ярко
окрашенную мировоззренческую тенденцию,
они напрямую связаны с развитиями
представлений о сущности человека, его
отношении к миру и о сущности
социально-психологических процессов.
2) Аристотель «Трактат о душе»: познание
души способствует познанию любой другой
истины и особенно познанию природы.
3) Психология способна давать знания
другим наукам о самом процессе познания
и его развитии.
Психология рассматривает мыслительные,
интуитивные, чувственные и др. процессы.
Это позволяет представителям других
наук понять как происходят процессы
познания, в чем трудности познания.
Значение методологического знания
для психологии состоит в особенностях
психологии как науки:
Психология имеет самый сложный объект
исследования. Предмет исследования –
самый сложный предмет этого объекта –
психика. Сложность этого предмета
состоит в том, что все психические
явления или феномены полидетерминированны.
До конца понять сложность психики до
сих пор не представляется возможным.Только в психологии объект и субъект
исследования совпадают. Методологические
проблемы: субъективизм получаемых
знаний, проблема проверки знаний на
объективность. Для психолога важно
знание не только собственно психологических
проблем, но и ориентация в смежных
сферах знания. Человек изучает человекаПсихические процессы и феномены зачастую
недоступны внешнему наблюдению. Значит,
большая часть этих феноменов может
быть изучена только в процессе
самонаблюдения (интроспекции), которое
не опирается на какие-то специальные
средства. Следовательно, проблема
субъективности, непроверяемости
полученного знания.Трудно перепроверить самоотчеты
испытуемых. Проблема возможных ошибочных
интерпретаций полученной информации.Психические свойства и особенности
человека находятся в непрерывном
изменении и развитии. Скорость этих
изменений неизмеримо выше, чем в других
сложных системах (биологических,
географических и пр.)
— многие психологические знания устаревают
очень быстро, иногда до его использования
— психолог должен осознавать в своей
работе динамику этих изменений и
ориентироваться на эти изменения в
своей практической работе
— психолог должен осознавать, что
устаревают не только научные данные,
но и те данные, которые были получены в
течение короткого периода (пр., результаты
диагностики)
Процедуры и методики психологического
исследования сами по себе неизбежно
приводят к изменению изучаемой реальности
(например, все методики на интеллект).
Любое психологическое исследование
может быть реализовано и как процесс
диагностики и как процесс порождения
новых феноменов.В процессе исследования изменяется не
только изучаемый объект, но и сам
исследователь. (Необходимо осознавать
особенности своей личности)Психологическое знание несет очень
большую мирровозренческую нагрузку.
Т.к. идеи, внедряемые сообществом
психологов в общественное сознание
оказывают прямое влияние на формирование
норм и правил поведения, ценностей и
идеалов человека или общества, то
психологи должны осознавать особую
ответственность за научную обоснованность
и достоверность как публикуемых научных
результатов исследования, так и
достоверность, честность и корректность
даваемых клиентам рекомендаций.В психологии, как ни в какой другой
науке, объективные компоненты знания
связаны с его личностными и моральными
компонентами.Так как психология является одновременно
гуманитарной и естественной наукой,
то она использует широкий спектр научных
методов исследования. Методологическая
проблема: обоснованность, корректность
и адекватность применения этих методов
к изучаемой реальности.Психология – мультипарадигмальная
наука и психологическая теория и
практика в значительной степени зависят
от позиции психолога, который работает
в той или иной парадигме.Психология тесно связана с феноменами
культуры и методологический анализ
позволяет оценить, насколько выводы,
полученные о человеке и его феноменах
адекватный той культуре, в который эти
знания получены или используются. Нужно
крайне осторожно относиться ко всем
зарубежным методикам, если они не прошли
адаптацию на русскоязычной выборке.В психологии до сих пор не произошло
достаточно полного и четкого размежевания
научного и околонаучного и даже
откровенно псевдонаучного знания. Эта
особенность сохраняется в силу того,
что многие сложные психические феномены
невозможно познать с помощью метода
научной психологии. Чрезвычайно важно
подвергать анализу все те направления,
которые не относятся к научной психологии.Психология очень молодая науки, до сих
пор не найдено интегрированного подхода
к исследованиям, нет достаточно
адекватных методов для изучения
некоторых феноменов. Особенно важно
для нашей страны: особенности развития
истории психологии в нашей стране (в
30-е гг очень сильно влияние идеологии
на развитие психологического знания.
Чтобы оценить достижения того периода
и отделить собственно научное знание
от идеологического также нужен
специальный анализ. Конец 80-х гг –
психология стала бурно развиваться, в
психологию пришли люди из других
профессий.
Таким образом, между психологией и
методологией существует взаимосвязанные
тенденции. Психологическое знание в
современном обществе приобретает особое
знание для развития всех других наук о
человеке.
Психология 101, Как понимать людей, разбираясь в психологии человека
Ищете лучшую психологическую информацию? Итак, в этой статье по психологии 101 мы исследуем, как понять психологию человека. Люди разнообразны и индивидуальны. По сути, однако, все мы прирожденные психологи с врожденной способностью наблюдать, проверять и формулировать предположения, основанные на поведении других.
Точно так же, как наша врожденная способность формулировать мнения относительно намерений и эмоций людей, наука психология направлена на тестирование и измерение поведения людей контролируемыми способами, основанными на гипотезах.В этой статье рассматриваются исследования, а также эволюционная психология, а также дискуссии о природе и воспитании.
Особая благодарность за вопрос, заданный Hubber, WebbyAvatar с HubPages.com.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Определение психологии
Поскольку это статья, основанная на психологии 101, я начну с
предоставление «рабочего определения» психологии как термина:
«Психология — это научное исследование разума и
поведение человека и животных.’
Психологи сосредотачиваются на том, что можно наблюдать и
измерить по поведению человека.
Это включает в себя биологические процессы в теле, хотя разум
занимает центральное место в теме.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Мы все прирожденные психологи
Первое, что нам нужно понять с точки зрения человеческой психологии, это то, что все мы прирожденные психологи.
Вообще говоря, нам легко анализировать человеческое поведение, потому что у нас есть подсознательная и сознательная способность расшифровывать то, что люди на самом деле имеют в виду.
Люди сообщают об этом с помощью тонких социальных вопросов, таких как:
- Вербализация (говоря, как мы чувствуем — наши потребности, наши желания, наши страхи и наши радости).
- Невербальное общение (язык нашего тела, то, как мы выражаем себя, выражения лица, даже тонкие колебания и молчание в нашей речи).
- Физическая репрезентация (то, как мы представляем себя — то, как мы одеваемся, то, как мы себя чувствуем, проявляется в оттенке кожи — например, гнев и болезнь проявляются в покраснении, каплях пота и / или бледности).
Подробнее об этом можно узнать, перейдя по ссылкам напротив.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Расстройства аутистического спектра: примеры исключений для опровержения правила
Именно здесь я хочу выделить одно из исключений, чтобы опровергнуть идею о том, что все мы прирожденные психологи.
Это проявляется в форме синдрома Аспергера. Люди с этим заболеванием имеют серьезные трудности, которые проявляются в неспособности понять эти социальные сигналы .
Вот почему для людей с расстройствами аутистического спектра, такими как синдром Аспергера, важно знать об этом на сознательном, академическом и логическом уровне. «Чтение» людей — это то, что большинство людей принимает как должное. Людям с этой формой аутизма это трудно.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Дебаты «Природа против воспитания»
Люди разнообразны и индивидуальны. Их можно рассматривать как совокупность различных факторов, делающих их такими, какие они есть. Это может быть продуктом их интеллекта, окружающей среды и того, как они воспитаны.
Психологи обсуждают вопрос о природе или воспитании много лет, и эти дебаты продолжаются и сегодня.Однако многие согласятся, что люди являются продуктом обоих этих факторов.
Конечно, с появлением анализа ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) и чувствительного оборудования, такого как сканирование МРТ (магнитно-резонансная томография), среди многих других достижений в исследованиях это помогает еще больше уточнить и измерить гипотезу гораздо более эффективно, чем в прошлом.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Чтобы понять человеческое поведение, теории необходимо проверить
Теперь мы понимаем, что для того, чтобы понять человеческое поведение, большинство из нас уже обладает этой врожденной способностью.
Мы также знаем, что для того, чтобы психологи могли понять человеческое поведение, теории должны быть проверены. Поэтому было бы разумным предположить, что многие из нас естественным образом проверяют свои теории на других. Затем мы можем сформулировать вывод об их истинных намерениях.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Эволюционная психология — настолько обширный предмет, что я могу лишь вкратце изложить возможность или теорию, которая может повлиять на человеческую природу.
С тех пор, как Дарвин опубликовал свое «Происхождение видов» в 1859 году, вокруг него ведутся бурные споры. Это составляет основу эволюционной биологии.
Психология, таким образом, сравнивает и противопоставляет поведение человека поведению других животных в животном царстве.
Вышеупомянутое видео представляет собой всеобъемлющую дискуссию из Йельского университета и задает вопрос: объясняет ли эволюция человеческую природу?
Эволюция и психология человека
Было признано, что этот механизм развился с точки зрения эволюции как механизм выживания.
У тех, кто умеет определять намерения других людей по их поведению, больше шансов на выживание. Наличие инсайдерских знаний обеспечивает осознанный выбор действий наблюдателя.
Те люди, у которых есть хорошее, естественное понимание человеческой психологии, с большей вероятностью будут производить потомство и производить детей, которые тоже обладают этой способностью.
Таким образом, эта естественная способность может передаваться генетически и передаваться от поколения к поколению, таким образом, сохраняя сильные навыки в генофонде.
Рассмотрим это не только в отношении сегодняшнего дня, но и в отношении того, что произошло за 80 000 поколений от первого homosapien sapien.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Что такое наука?
Что такое наука, если психология человека определяется как научное исследование?
- Что-то, что связано с экспериментами — Эксперименты проводятся, чтобы попытаться найти причин эффектов во всех научных дисциплинах.
- То, что может быть выполнено должным образом только в контролируемых условиях.
Психология как наука
А теперь вернемся к нашей попытке найти «Как понять человеческую психологию» . А теперь давайте еще раз взглянем на рабочее определение:
«Психология — это научное исследование разума и
поведение людей (и животных) ».
Мы уже установили, что многие из нас обладают врожденной способностью распознавать поведение других.
Но, как психология как наука, мы должны быть более конкретными в наших выводах, и, как уже было сказано, речь идет об измерении поведения более контролируемым образом, чем с помощью нашего естественного инстинкта.
Изучая человеческое поведение как побочный продукт, мы можем лучше понять, как работает разум.
Методология психологии
Есть два аспекта методологии в психологии:
Философские соображения (или природа самой науки) и…
Практические соображения (методы исследования, которые следует использовать):
- Эксперимент,
- Наблюдение,
- Обзор,
- Практический пример
- Корреляция (форма измерения).
Подробнее об этом вы узнаете в следующих разделах.
Качественные и количественные методы и другие предубеждения
При исследовании человеческого поведения психологи используют качественных и количественных
методы.Оба представляют свои ограничения, однако качественные
метод исследует, почему и как принимаются решения, а не только когда и какие
и где.
Это сравнивается с количественными методами, которые фокусируются на
измерения и испытания. Подробнее о качественном и количественном
исследования, взгляните на эту статью Ключевые моменты . Если вы хотите получить забавный анекдот, посмотрите это короткое видео, в котором рассказывается, чем эти методы отличаются друг от друга и каковы их различия. Попытайтесь определить проблемы, которые демонстрируют эти методы исследования, с такой иронией.
Наблюдение
Много информации можно получить, наблюдая за поведением в пределах естественной среды . Многие из нас делают это естественно, когда «люди смотрят».
Из этого можно сделать выводы, но, поскольку это не контролируемый метод, как наша методология эксперимента (у него нет независимой переменной), он может быть ненадежным для приемлемого прогноза.
Мы все знаем, с какими проблемами мы можем столкнуться, когда делаем предположения о других людях, особенно если они сформулированы на основе того, что мы наблюдали.В результате иногда мы можем ошибаться! Это точно такая же авария, к которой можно было бы привести выводы из наблюдения .
Эксперимент
Сделана гипотеза .
Это прогноз, который либо принимается, либо не принимается в контролируемых условиях тестирования .
Вызывается независимой переменной (IV) или переменной «причина», при измерении они могут изменяться в зависимости от «переменной воздействия», также известной как зависимая переменная (DV).
Все остальные переменные контролируются, чтобы оставаться постоянными.
В каждом методе могут использоваться различные методы . Например, видеозапись, аудио, визуальные тесты, анкеты, интервью, тесты и измерения — и это лишь некоторые из них.
Практический пример и история болезни
Пример может относиться к небольшой группе или отдельному человеку.
Тематические или клинические исследования очень полезны в когнитивной психологии (изучение психических процессов) и были основаны на психоанализе.
Психологи изучают историю и формулируют мнения относительно того, что происходит внутри человека — его психической динамики.
Обзор
Опросы измеряют множество людей. Психологи часто используют для этого анкеты и / или интервью.
Вопросы об отношении к определенным ситуациям, поведению и эмоциям дают результаты, в отношении которых можно сделать предположение.
Проблема с опросами и, по сути, со всеми исследованиями заключается в рассмотрении их надежности, согласованности и достоверности.
Корреляция
Корреляция — это измерение взаимосвязи между двумя или более переменными. Они состоят из трех типов: положительный, нулевой или нулевой и отрицательный . Корреляцию можно расшифровать из информации в пределах диаграмм рассеяния .
- Положительная корреляция означает, что по мере увеличения одной переменной увеличивается и другая.
- Некорреляция означает, что нет никакой связи ни положительной, ни отрицательной.
- Отрицательная корреляция означает, что по мере увеличения одной переменной другая уменьшается.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Шкала корреляции и значимость
Корреляцию можно продемонстрировать на числовой шкале. Вообще говоря, 0,6 или 0,7 или выше считается значимой корреляцией. Однако самое важное, что нужно помнить, это то, что корреляции не обнаруживают причинно-следственной связи.Просто потому, что есть корреляция, это не означает, что есть причина.
Философская методология
Философская методология спрашивает: «Как мы узнаем, истинно ли что-то?» и ставит под сомнение теории, насколько они верны. По сути, этот метод ставит под сомнение исследования и теории.
Следовательно, необходимо выяснить, как теории могут быть проверены, и оспорить разницу между научными и ненаучными теориями.
Психологи, следовательно, должны решить, какой метод наиболее полезен в их исследованиях.Это примерно выборки . Отобранные образцы должны соответствовать как по количеству , так и по качеству . Поэтому собранные данные должны быть надежными и достоверными. Конечно, это зависит от образцов.
Итак, , что такое образцы ? Выборка — это процесс выбора количества людей в группе. Они называются участников с целью исследования . Однако это должно быть достаточно избирательным, поскольку выборка целых популяций нецелесообразна (если, например, это не происходит в условиях переписи).Эта выборочная выборка называется репрезентативной выборкой и обозначена как квота .
Случайная выборка означает, что каждый человек в целевой группе имеет равные шансы быть выбранным, тогда как случайная выборка ищет всех, кто доступен в данный момент. Последнее, по понятным причинам, может исказить результаты.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Зачем обращать внимание на методы исследования и теории в понимании психологии человека?
Исследования и теоретические методы невероятно важны для понимания человеческих исследований.Подобно тому, как мы все естественные психологи в своем обществе, эти идеи необходимо развивать и подтверждать.
От теорий до исследований, выявления, изучения и проверки гипотез — это действительно фундамент для понимания человеческого поведения. Поскольку человеческое поведение составляет основу человеческой психологии, методы исследования должны занимать центральное место в этом понимании.
Могу добавить, что я только что рассказал об основах психологических методов исследования, но надеюсь, что они образуют основу для понимания, на котором вы можете расти.
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
Понимание психологии человека — заключительное заключение
Понимая психологию человека, мы определили, что все мы прирожденные психологи. Мы формулируем свои прогнозы, проверяем их и смотрим, верны ли они. Это может быть правильно или неправильно, но есть некоторые сходства с методами исследования, которые используются сегодня в психологических исследованиях. Поэтому важно, чтобы гипотезы и прогнозы исследований были надежными и действительными.Однако нам также необходимо подумать о том, как мы дошли до этого момента в нашем понимании человеческого поведения. Изучение генетики и понимание эволюционной психологии может помочь в понимании психологии человека. Это особенно актуально, когда мы пользуемся преимуществами новых технологий, чтобы помочь нам в этом. Несомненно, наше будущее светлое, поскольку мы делаем дальнейшие успехи в нашем стремлении научиться понимать человеческую психологию.
© Эта работа покрыта
под лицензией Creative Commons
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
— * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — * — *
,
психологического развития | Определение, этапы, примеры и факты
Психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей и функционирования людей на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20-го века многое было изучено и о младенчестве, и о взрослой жизни.Далее следует краткое описание психологического развития. Для полного обращения см. Поведение человека .
Британская викторина
Человеческое тело
Какая из этих желез производит слезы?
Младенчество — это период между рождением и приобретением языка одним-двумя годами позже.Помимо набора унаследованных рефлексов, которые помогают им получать питание и реагировать на опасность, новорожденные обладают пристрастием к определенным визуальным образцам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они могут идентифицировать свою мать по внешнему виду и проявляют поразительную чувствительность к тонам, ритмическому потоку и отдельным звукам, из которых состоит человеческая речь. Даже младенцы способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут систематизировать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например,g., люди, мебель, еда, животные) так же, как это делают пожилые люди.
Младенцы быстро развиваются как в распознавании, так и в вспоминании памяти, что, в свою очередь, увеличивает их способность понимать и предвидеть события в окружающей их среде. Фундаментальным достижением в настоящее время является признание постоянства объекта, то есть осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенца с окружающей его средой прогрессируют от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому, что их можно использовать для достижения внешней цели.Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не с помощью простых экспериментов методом проб и ошибок.
Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, указывающие на такие эмоциональные состояния, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. К первому году жизни появляются новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к матери или другому лицу, осуществляющему уход, и через эти взаимные взаимодействия младенцы учатся любить, доверять другим людям и зависеть от них.Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно с двух месяцев, а к шести месяцам у них развивается привязанность к своей матери или другому опекуну. Эти привязанности составляют основу здорового эмоционального и социального развития в детстве.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Вторая важная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет.Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. В среднем младенец произносит первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам его словарный запас составляет около 50 слов. Ребенок начинает использовать двух-, а затем и трехсловные комбинации и переходит от простых комбинаций существительного и глагола к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью.К четвертому году большинство детей могут говорить предложениями, подобными взрослым, и начинают усваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети переходят от опоры исключительно на конкретную материальную реальность к выполнению логических операций с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетний ребенок ведет себя так, как будто внешний мир — это постоянное место, независимо от его восприятия; и он демонстрирует экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может быть творчески и спонтанно адаптировано для новых целей.В период от двух до семи лет ребенок начинает манипулировать окружающей средой с помощью символической мысли и языка; он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать гибкие и полностью обратимые мыслительные операции в уме. В возрасте от 7 до 12 лет зарождение логики проявляется в форме классификаций идей, понимания времени и числа, а также большего признания последовательностей и других иерархических отношений.
Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания — i.д., осознание своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциала к действию — и они также становятся все более способными распознавать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию ребенка, которое обычно начинается в раннем детстве с озабоченности и избегания действий, вызывающих боль и наказание, и переходит к более общему регулированию поведения, чтобы поддерживать внимание и одобрение родителей.Дальнейший сдвиг в моральных рассуждениях, основанный на избегании внутренней вины и самообвинения, знаменует переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.
.
Психология операционного определения — определение, примеры и как написать
Каждое хорошее психологическое исследование содержит рабочее определение переменных в исследовании. Оперативное определение позволяет исследователям определенным образом описать то, что они имеют в виду, когда используют определенный термин. Как правило, рабочие определения конкретны и измеримы. Такое определение переменных позволяет другим людям увидеть, насколько исследование обосновано. Действительность здесь относится к тому, действительно ли исследователи измеряют то, что они намеревались измерить.
Определение: Оперативное определение — это изложение процедур, которые исследователь будет использовать для измерения определенной переменной.
В психологии нам нужны операциональные определения, чтобы мы точно знали, о чем говорят исследователи, когда к чему-то относятся. В зависимости от контекста, в котором это слово используется, могут быть разные определения слов. Подумайте, как слова означают что-то разное для людей из разных культур. Чтобы избежать путаницы в определениях, в исследованиях мы четко объясняем, что мы имеем в виду, когда используем определенный термин.
Пример 1:
Исследователь хочет определить, связан ли возраст с зависимостью. Возможно, их гипотеза такова: с возрастом заболеваемость зависимостью будет увеличиваться. Здесь у нас есть две переменные: возраст и зависимость. Чтобы сделать исследование как можно более ясным, исследователь должен определить, как они будут измерять эти переменные. По сути, как нам измерить возраст человека и как измерить зависимость?
Переменная 1: Возраст может показаться очевидным.Вам может быть интересно, зачем нам определять возраст, если мы все знаем, что такое возраст. Однако один исследователь может решить измерять возраст в месяцах, чтобы узнать чей-то точный возраст, а другой исследователь может просто выбрать измерение возраста в годах. Чтобы понять результаты исследования, нам нужно знать, как этот исследователь применил возраст. Ради этого примера допустим, что возраст определяется как возраст человека в годах.
Переменная вторая: Переменная зависимости немного сложнее возраста.Чтобы воплотить его в жизнь, исследователь должен решить, как именно измерить зависимость. Они могут сузить свое определение и сказать, что зависимость определяется как абстинентный синдром, когда человек перестает употреблять какое-либо вещество. Или исследователи могут решить, что определение зависимости таково: если кто-то в настоящее время соответствует диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. В качестве примера предположим, что исследователь выбрал второе.
Окончательное определение: В данном исследовании возраст определяется как возраст участника, измеряемый в годах, а заболеваемость зависимостью определяется тем, соответствует ли участник в настоящее время диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ.
Пример второй
Исследователь хочет определить, существует ли связь между жаркой погодой и насильственными преступлениями. Возможно, их основная гипотеза такова: с повышением температуры будут расти и преступления с применением насилия. Здесь у нас есть две переменные: погода и насильственные преступления. Чтобы сделать это исследование точным, исследователь должен будет операционализировать переменные.
Первая переменная: Первая переменная — погода. Исследователю нужно решить, как определять погоду.Исследователи могут определить погоду как внешнюю температуру в градусах Фаренгейта. Но нам нужно уточнить детали, потому что в течение дня не бывает одной стабильной температуры. Таким образом, исследователи могут сказать, что погода определяется как максимальная зарегистрированная дневная температура, измеряемая в градусах Фаренгейта.
Вторая переменная: Вторая переменная — это насильственные преступления. Опять же, исследователь должен определить, как измеряется насильственная преступность. Допустим, для этого исследования они использовали определение насильственного преступления, данное ФБР.Это определение описывает насильственное преступление как «убийство и непредумышленное убийство по неосторожности, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах».
Однако как мы на самом деле узнаем, сколько насильственных преступлений было совершено в данный день? Исследователи могут включить в определение что-то вроде: количество людей, арестованных в тот день за насильственные преступления, зарегистрированное местной полицией.
Окончательное определение: Для данного исследования температура была определена как высокая зарегистрированная температура в течение дня, измеряемая в градусах Фаренгейта.Насильственное преступление определялось как количество людей, арестованных в определенный день за убийство, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах, зарегистрированное местной полицией.
.