Методы диагностики трудной жизненной ситуации: цель, этапы и способы проведения — Студопедия

Содержание

цель, этапы и способы проведения — Студопедия

Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональном, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных си­туаций.

Потенциал социального окружения клиента способствуем формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Цель социальной диагностики – выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента. Следовательно, предметом изучения социальной диагностикой являются особенности развития труд­ной жизненной ситуации.

Структура социальной диагностики включает в себя:

— поиск и выбор научных методов, обосновывающих правильность полученной информации;

— исследование трудной жизненной ситуации клиента;

— анализ результатов исследования и формулирование обоснованного заключения о предмете рассмотрения.

Особенностью социальной диагностики является исследование трудной жизненной ситуации клиента, которая всегда уникальна, неповторима, поэтому в практике чаще всего встречаются технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных о клиенте и его семье.



Социальная диагностика проводится с помощью следующих этапов:

1. Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной работе с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации.

2. Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента.

3. Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окружением.

4. Этап анализа результатов социальной диагностики.

5. Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза. Специалист по социальной работе делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выделяет главную проблему, которая может быть разрешена незамедлительно, выявляет имеющиеся способности клиента, на основании их будут разрабатываться для него реабилитационные мероприятия.


К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, мониторинг, методы тестирования. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: методика РАRI (создана американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет), проективная методика Р. Жиля и др. Более обстоятельно с содержанием приведенных выше диагностических методов можно познакомиться в учебном пособии Практическая психодиагностика. Методика и тесты. – Самара, 1998. Информация о причинах возникновения трудной жизненной ситуации может быть получена, как отмечает А.А. Чернецкая с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.

Историко-генетические методы – определяют время, истоки и причины зарождения проблемы клиента, возможность наследственной обусловленности патологии. Исследование специалист по социальной работе осуществляет на основании документов и фактических источников.

Структурно-функциональные методы – обеспечивают получение данных о текущем состоянии проблемы. С помощью данной группы методов происходит изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; исследование внутренней структуры самой личности, рассогласование или согласование социальных ролей.

Методы социальной диагностики.





Принципы социальной диагностики — реализуются посредством применения специальных приемов, или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность.

Существуют и дополнительные специальные требования, предъявляемые к выбору диагностических методов в социальной работе:

1) предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат;

2) метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения;

3) инструкция применения методов должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты;

4) обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность

Основные методы социальной диагностики:

1.Аналитический метод — это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению^ диагностики.

2. синтетический метод — суть которого состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления.

Каждый из основных методов, используемых в социальной диагностике, реализуется посредством применения и использования других специальных методов таких как, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциаций, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

1. Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Существуют различные разновидности наблюдения: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т.д.. ;



2. Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

— умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

— создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

— искусное использование методов убеждения и внушения.

3. Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

4. Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться ( да, нет, не знаю ).

5. Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.




6. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

7. Мониторинг — систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях их развития.

8. Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и другие/)

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

9. Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

10. Зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т.д.;

11. Социально-исторические обследования, в том числе изучение истории заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.;

12. Информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т.д.;

13. Социальное картографирование, то есть показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяет жизненный потенциал людей. Важнейшим критерием развития человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт. В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни. Они же являются важнейшим диагностическим методом в понимании социальных процессов, в оценке социальной политики государственной власти.

Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод «репертуарных решеток», выявление семантического пространства и др.

Эти и другие основные методы социальной диагностики позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы ее осуществления позволяют повысить объективность, достоверность и эффективность ее результатов.





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»

Источник: Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович. — Мозырь: Содействие, 2007. с.27-29.

Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни ми­рятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, пред­почитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые поступают как-то по-другому.

 Цель методики: выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.

Инструкция: «На каждое суждение выберите один из возможных ва­риантов ответов».

Текст опросника

1. Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и непри­ятностях?

а) нет, так как считаю, что это не поможет;

б) да, если для этого есть подходящий собеседник;

в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.

2. Насколько сильно вы переживаете неприятности?

а) всегда и очень тяжело;

б) это зависит от обстоятельств;

в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в ко­нечном счете, придет конец.

3. Если вы не употребляете спиртное, то пропустите этот воп­рос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные напитки, то по какой причине?

а) для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;

б) для того чтобы как-то отвлечься от них;

в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чув­ствовать себя свободнее.

4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит?

а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;

б) идете в гости к друзьям;

в) сидите дома и жалеете самого себя.

5. Когда близкий человек обижает вас, то вы…

а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;

б) требуете от него объяснений;

в) рассказываете об этом каждому, кто готов вас выслушать.

6. В минуту счастья вы…

а) не думаете о перенесенном несчастье;

б)  боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;

в)  не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.

7. Что вы думаете о психиатрах?

а) вы бы не хотели стать их пациентом;

б)  многим людям они могли бы реально помочь;

в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.

8. Судьба, по вашему мнению…

а) вас преследует;

б) несправедлива к вам;

в) благосклонна к вам.

9. О чем вы думаете после ссоры с супругом или любимым челове­ком, когда ваш гнев уже проходит?

а) о том приятном, что у вас было в прошлом;

б) мечтаете тайно ему отомстить;

в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели.

Ключ






Выбранные ответ

Порядковый номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

3

4

5

0

3

1

4

5

1

Б

1

0

3

2

0

3

2

2

2

в

2

2

1

4

1

5

3

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для человека способах выхода из затруднительных ситуаций.

7  — 15 баллов — данный человек легко примиряется с неприятностя­ми, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

16 — 26 баллов — данный человек не всегда с достоинством выдер­живает удары судьбы. Часто он срывается, «проклинает» ее, т. е. рас­страивается при возникновении проблем и расстраивает других.

27 — 36 баллов — данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

 

 

 

 

 

цель, этапы и методы проведения










ТОП 10:










⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 40Следующая ⇒

 

Технологии социальной работы с инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Технологии социальной работы с инвалидами существенно различаются по своему содержанию. Назовем из них наиболее важные, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе: технология социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной терапии, социальной диагностики и др.

Социальная реабилитация инвалидов, как технология, включает комплекс мер, направленных на восстановление способностей инвалида к жизнедеятельности в социальной среде. Она состоит из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитации.

Технология социальной адаптации инвалида направлены на приведение его индивидуального и группового поведения в соответствие с существующей системой норм и ценностей.

Среди общих технологий социальной работы с инвалидами особое значение имеет технология социальной терапии. Она представляет собой совокупность приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества, обеспечивающих включение человека с ограниченными возможностями в среду. Активное участие инвалида в различных видах творческой деятельности позволяет развить либо компенсировать его способности, выровнять или повысить социальный статус.

Важную роль в формировании и развитии технологий социальной работы с инвалидами играет социальная диагностика. Она является методическим инструментом, дающим специалисту по социальной работе необходимые знания, на основании которых ставится социальный диагноз проблемы инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.



Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает в себя совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах. Семья, производственный или учебный коллектив гражданина с ограниченными возможностями способствуют формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивают социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение инвалида в повседневной жизни, причины его трудной жизненной ситуации и выявляет изменения в ней в процессе оказания социальных услуг. Целью социальной диагностики является установление специалистом по социальной работе объективного социального диагноза проблемы инвалида и оформление заключения. Анализ проблемы инвалида осуществляется с помощью трех способов. Во-первых, специалист по социальной работе на основе результатов социально-диагностических методов конкретизирует причины и ход развития проблемы клиента. Во-вторых, характеризует готовность инвалида к решению проблемы (наличие социальных умений и навыков, знаний и социального опыта), описывает взаимодействие его с членами семьи, друзьями в настоящее время. В-третьих, систематизирует всю информацию о семье (структура, социальное и экономическое положение, межличностные отношения членов семьи), учебном, производственном коллективе, куда входит инвалид. При описании семьи особое внимание уделяется психологическому микроклимату и экономическим условиям, которые влияют на деятельность инвалида и его готовность к решению проблемы.

Социальная диагностика осуществляется последовательно и состоит из нескольких этапов:

I этап. Сбор информации о проблеме инвалида. На первичном приеме специалист по социальной работе начинает изучать причины, повлиявшие на возникновение проблемы инвалида. Социальная диагностика его индивидуальных особенностей осуществляется с помощью двух подходов: количественного и качественного. Количественный подход позволяет специалисту по социальной работе измерить и выявить статистические закономерности, повлиявшие на возникновение проблемы (например: возраст и время наступления инвалидности, когда она была установлена, какова группа и степень инвалидности). Качественный подход позволяет познать гражданина с ограниченными возможностями как уникального, неповторимого человека, бережно относиться ко всем событиям в его жизни, углубленно исследовать субъективные и объективные факторы его трудной жизненной ситуации, выявить способности, умения и навыки, позволяющие справиться с имеющимися трудностями. Сбор информации осуществляется с помощью программы социальной диагностики (см. табл.1).




II этап. Разработка критериев и показателей развития социальных умений и навыков гражданина с ограниченными возможностями. Проблема инвалида представляет собой систему взаимоотношений в семье и коллективе, основанную на социальных и психологических противоречиях, возникающих из-за нарушений функций организма человека. Они могут складываться между уровнем формирования социальных умений и навыков инвалида в конкретной категории жизнедеятельности (самообслуживание, общение, обучение, контроль своего поведения, ориентация) и идеальным стандартом развития способностей жизнедеятельности, свойственной для здорового человека. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. № 535 основными категориями жизнедеятельности человека являются способности к: самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению, а также способность контролировать свое поведение.

III этап. Подбор методов социальной диагностики, способствующих изучению восприятия проблемы инвалида им самим и его ближайшим окружением (семьи, друзей, учебного или производственного коллектива). Применение на данном этапе разнообразных социально-диагностических методов позволяет специалисту по социальной работе более объективно установить социальный диагноз.

IV этап. Анализ результатов социальной диагностики. Исследование и анализ уровня развития социальных навыков и умений, имеющегося социального опыта и знаний осуществляется с помощью индивидуальной социально-диагностической карты инвалида (см. табл. 2).

V этап. Постановка социального диагноза и определение прогноза по преодолению выявленных причин проблемы инвалида. Результаты комплексного исследования трудной жизненной ситуации инвалида, его ресурсов обобщаются в виде заключения, где указывается специалистом по социальной работе уровень развития социальных умений и навыков, знаний и социального опыта в соответствии с разработанными критериями. Оформление заключения и установление социального диагноза происходит с помощью следующей схемы: общие сведения об инвалиде, история возникновения его трудной жизненной ситуации, семья и социальное окружение, организация свободного времени, досуг, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности его личности, социальные умения и навыки.

Для проведения первичного приема, сбора исследовательского материала и определения социального диагноза проблемы инвалида специалисту по социальной работе можно использовать программу социальной диагностики.

Таблица 1











Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности

метки: Переживать, Вынудить, Решение, Обстоятельство, Приспосабливаться, Недовольный, Поставить, Действие

См. Психологический журнал том 26. № 5. 2005.

Инструкция:

«Прочитав в предложенном ниже списке названия качеств личности, выберите из каждой пронумерованной пары качество, которое свойственно Вам в большей степени, и поставьте в бланке ответов ту цифру, которая соответствует степени выраженности данного качества:

1 – качество, представленное в левом столбце, проявляется часто;

2 – качество, представленное в левом столбце, проявляется периодически;

3 – трудно сказать, какое качество проявляется;

4 – скорее проявляется качество, представленное в правом столбце;

5 – качество, представленное в правом столбце, проявляется часто.

Будьте искренними. Полученные результаты будут использовать в целях повышения эффективности психологической службы».

1

Жизнерадостный

1

2

3

4

5

Переживающий разочарование, легко огорчающийся

2

Вынужден подчиняться обстоятельствам, нерешительный

1

2

3

4

5

Способный противодействовать обстоятельствам, решительный

3

Ироничный (недовольный происходящим)

1

2

3

4

5

Вдохновленный

4

Активный, деятельный

1

2

3

4

5

Сдержанный, подавленный

5

Естественный, непринужденный

1

2

3

4

5

Напряженный

6

Довольный собой, своими делами

1

2

3

4

5

Недовольный собой, критикующий себя

7

Оторванный от важных дел, переживающий разочарования

1

2

3

4

5

Причастный к общему делу, значимому для многих, достигающий высоких результатов в нем

8

Тяготящийся происходящим

1

2

3

4

5

Увлеченный происходящим

9

Стремящийся к изменениям, влияющий на происходящее

1

2

3

4

5

Вынужден приспосабливаться к происходящему

10

Решающий важные проблемы, принимающий важные решения, открывающий новое для себя

1

2

3

4

5

Вынужден приспосабливаться к происходящему, избегать поблем

11

Зависимый (несвободный) в принятии решений (в своих действиях)

1

2

3

4

5

Свободный (независимый) в принятии решений (в своих действиях)

12

Добивающийся успехов в делах, в достижении поставленных целей

1

2

3

4

5

Вынужден бороться с неприятностями, проблемами, затрудняющийся в достижении поставленных целей

13

Переживающий негативные чувства (легко расстраивающийся)

1

2

3

4

5

Переживающий позитивные чувства, воодушевленный

14

Не проявляющий (в силу обстоятельств) себя, свои способности

1

2

3

4

5

Проявляющий себя, свои способности

БЛАНК ОТВЕТОВ

Пол________ Возраст___________ Род занятий_________________________

№ пп

Какой Я вообще (чаще всего)

Какой Я в ситуации успеха (удачи)

Какой Я в ситуации неуспеха (неудачи)

1.

   

2.

   

3.

   

   

13.

   

14.

   

* Ситуации могут быть взяты по усмотрению исследователя

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цифровые ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом.

Ключ. В пунктах 2,3,7,8,11,13,14 цифра ответа соответствует получаемому баллу, т.е. за цифру 1 ставится 1 балл, за цифру 2 – 2 балла, за цифру 3 – 3 балла и т.д.

В пунктах 1,4,5,6,9,10,12 перевод цифр ответов в баллы осуществляется следующим образом: за цифру 1 – 5 баллов, за цифру 2 – 4 балла, за цифру 3 – 3 балла, за цифру 4 – 2 балла, за цифру 5 – 1 балл.

Набранные баллы суммируются.

При анализе результатов рекомендуется пользоваться сырыми баллами, проверяя их на статистически значимые различия.

Распределение тестовых баллов

№ пп

Вопросы

Минимальный балл

Максимальный балл

Среднее арифметическое

Медиана

Среднее квадратическое отклонение

1Какой Я вообще

37

70

53,3

54

6,9

2Какой Я в ситуации успеха

51

70

63,0

64

5,2

3Какой Я в ситуации неуспеха

14

59

34,7

34

0,9

К анализу результатов.

 

Многообразие жизненных контекстов, в которые включен каждый человек, неизбежно влияет на проявление его личностных особенностей. В этой связи учет феномена контекста открывает новые перспективы для исследований. Для того, чтобы понять мотивацию индивида, необходимо учитывать общую структуру его потребностей в контексте жизненной и организационной ситуации. Мотивация есть результат взаимодействия индивида и ситуации, она детерминируется не только системой потребностей, но и ситуационными факторами. Контекстный подход при разработке психодиагностических методик необходим прежде всего для исследования мотивационно-потребностной сферы личности, важное место в которой занимают стремления к самореализации и самоактуализации. Отсутствие условий и способностей для продуктивно-созидательной реализации этих стремлений в тех обычных социально значимых жизненных контекстах (учеба, работа, семья), в которые включен конкретный человек, является причиной негативных тенденций в его поведении, носящих нередко разрушительный характер.

Методика может быть использована для экспресс-диагностики:

— значимости различных жизненных ситуаций (работа, учеба, общение с друзьями, другими людьми) для самоактуализации-самореализации личности и последующего определения направлений психокоррекционной, развивающей работы, проведения организационных, реорганизационных и воспитательных мероприятий;

— уровня самоактуализации-самореализации у людей, различающихся по полу, возрасту, профессии, социальному положению, успехам в деятельности и т.п.;

— динамики уровня самоактуализации в ходе проведения психотерапевтических и организационных мероприятий.

Методика может также использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей (преподавателей) для рефлексии собственной педагогической деятельности и поиска путей совершенствования преподавания учебных дисциплин; для выявления факторов и условий, влияющих на проявления самоактуализации у различных людей.

Материалы для социально-педагогической диагностики | Социальная сеть работников образования

МЕТОДИКА «ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ
В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ»

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т. е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Вопросы для I класса:

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице)

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

(Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос – тот, в котором перечислены не менее трех разных инструментов)

Вопросы для II класса

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату и/или сестре? (Если родных братьев или сестер у ребенка нет, то он может назвать двоюродных и т. д.)

 

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих ближайших родственников?

(Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.)

4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?

5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тетя?

(Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)

7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех из них.)

8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?

9. В котором часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа?

(Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома.

(Правильный ответ предусматривает название не менее трех разных приборов.)

Вопросы для III класса:

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?

2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке? (Если их нет в живых, то сколько лет им было в последний год жизни?)

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из твоих далеких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить.

(Правильный ответ на данный вопрос предусматривает называние ребенком хотя бы одного дальнего родственника).

4. Как называется тот район города, в котором ты живешь? (Этот вопрос можно содержательно несколько изменить, включив в него формулировку названия населенного пункта или какой-либо его части).

5. Как называется город (местность и т. п.), где родились твои родители?

(Правильный ответ предусматривает точное название места рождения хотя бы одного из родителей ребенка).

6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер).

7. Как называются рыбы, которые живут в реке?

8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название как часа, так и минут).

10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает называние не менее трех разных видов транспорта).

 

 Вопросы для IV-V классов:

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоего дяди и твоей тети? (Достаточно назвать фамилию, имя и отчество хотя бы одного из указанных родственников).

2. Сколько лет твоему дяде и сколько лет твоей тете? (Правильный ответ предполагает называние возраста хотя бы одного из указанных родственников).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-нибудь из ваших соседей по дому?

(Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы одного из соседей).

4. Как называются столицы тех государств, которые граничат с твоей республикой?

(В правильном ответе на данный вопрос должно быть названо не менее трех столиц разных государств).

5. Как называются города, в которых родились твоя бабушка и твой дедушка?

6. Как позвонить в тот город, где живут твои родственники? (Правильный ответ предусматривает указание того, как позвонить хотя бы в один город).

7. Как называются животные, которые живут в море? (Для правильного ответа достаточно назвать хотя бы двух таких животных).

8. В каких странах мира холоднее всего и теплее всего? (Правильный ответ предусматривает называние хотя бы одной такой страны, которая расположена в зоне экватора, и хотя бы одной страны, которая располагается близко к Северному полюсу).

9. В котором часу по субботам и по воскресеньям по телевидению начинаются твои любимые передачи?

(Для правильного ответа необходимо назвать время в часах и минутах хотя бы двух таких передач).

10. Где можно прочесть что-либо интересное? (Имеются в виду книги, газеты и журналы. Правильный ответ предусматривает называние не менее трех разных печатных изданий).

31. Цели, этапы и способы проведения социальной диагностики.

Социальная
диагностика — это комплексный процесс
исследования социального явления с
целью выявления, распознавания и изучения
причинно-следственных связей и отношений,
характеризующих его состояние и тенденции
дальнейшего развития. Социальная
диагностика
— это анализ
состояния социальных объектов и процессов
с целью выявления проблем их
функционирования, суть социальной
диагностики сводится к получению
достоверных знаний об изучаемом объекте
или социальном процессе во всех его
сложностях и многообразии, включая и
медицинские аспекты. Предмет социальной
диагностики — особенности развития
трудной жизненной ситуации. Объектом
социальной диагностики является не
только клиент, но и потенциал его
ближайшего социального окружения.

Цель диагностики
состояния социального объекта —
установление достоверности информации
о нем и окружающей его среде, прогнозирование
его возможных изменений и влияния на
другие социальные объекты, а также
выработка рекомендаций для принятия
организационных решений, социального
проектирования действий по оказанию
социальной помощи. Социальная диагностика
решает типичные для нее задачи,
к которым относятся: выявление
специфических социальных качеств,
особенностей развития и поведения
клиента; определение степени развитости
различных свойств, их выраженности в
количественных и качественных показателях;
описание диагностируемых особенностей
клиента, когда это необходимо; ранжирование
специфических свойств клиента. Социальный
диагноз основан на всестороннем и
систематическом наблюдении и изучении.
Выделяют этапы
соц
. диагностики:
1. предварительное ознакомление с
объектом, которое предполагает получение
достоверного представления о предмете
изучения, определение его сильных и
слабых сторон, возможных направлений
изменения и совершенствования; 2.
проведение общей диагностики, т. е.
постановка задач, выделение состава
диагностируемых ситуаций, выбор методов
диагностирования; 3. проведение специальной
диагностики по каждой из взятых для
углубленного исследования проблем,
измерение и анализ всех необходимых
показателей; 4. построение выводов, на
основе которых делается заключение. 5.
Определение диагноза -заключительный
этап социальной диагностики, далее
начинается разработка конкретных
программ и решений по преодолению,
поддержанию или развитию выявленных
процессов и тенденций в исследованном
социальном объекте или явлении. Социальная
диагностика основывается на ряде
принципов:
объективность заключается в непредвзятом
рассмотрении социального объекта,
исключающем любые искажения действительности
в чьих-то интересах; комплексный подход
в изучении социальных явлений; научная
обоснованность и подтверждаемость
особенно важны, ибо за каждым решением,
принятым на основе социального диагноза,
стоит жизнь конкретных людей, их судьбы,
принцип конфидициальности, принцип
ненанесения вреда. В зависимости от
специфики диагностируемой проблемы
или явления могут использоваться
различные методы исследования — интервью,
анкетирование, наблюдение, анализ
документов, экспертные оценки, методы
обработки и анализа информации. Среди
методов диагностирования личности
следует также выделить следующие.
Наблюдение
— метод,
который используется при изучении
внешних проявлений поведения человека,
по которым можно составить представление
о нем. Беседа
в социальной
диагностике — метод получения и
корректировки информации на основе
вербальной коммуникации. Социометрия
— это метод
опроса и алгоритм для математической
обработки первичных измерений. Мониторинг
— это
организация постоянного отслеживания
информации, включенное наблюдение,
оценка и анализ социальных ситуаций в
фокусе их изменения, с прогнозированием
этих изменений на определенную
перспективу. Методы
тестирования.
Особенно
широко распространены. Социальная
диагностика — интегративная технология,
она включает в себя совокупность методов
и приемов и предполагает способность
специалиста по социальной работе
распознавать личностные ресурсы
клиентов, резервные возможности
социального окружения, Социальная
диагностика изучает деятельность и
поведение клиента в повседневной жизни
и выявляет изменения в ней во время
оказания социальной помощи. Специалист
по социальной работе изучает причины
возникновения трудной жизненной
ситуации, а также положение личности,
которая подверглась воздействию
неблагоприятных факторов. Во время
проведения социальной диагностики
необходимо учитывать объективную
сторону ситуации — взаимосвязи клиента
с окружающими людьми и субъективную —
отражение этих взаимоотношений клиента
с его социальным окружением, переживания,
осознание этих взаимоотношений. На
этапе социальной диагностики специалист
и клиент разрешают следующие задачи:
определяют индивидуальные особенности,
направленность личности;  специалист
по социальной работе помогает клиенту
осознать свои жизненные перспективы,
выстраивает направления социальной
реабилитации; помогает клиенту добиться
своей цели, поощряя развитие его волевых
качеств, обеспечивая эмоциональную
поддержку и сопровождение в процессе
социальной реабилитации.

Сложные жизненные ситуации | Финская ассоциация психического здоровья

Мы сталкиваемся с разными ситуациями и фазами в нашей жизни. Одни из них позитивны и приносят радость, другие — сложные, даже трудные. Насколько сложна определенная ситуация для кого-то — это субъективный опыт, поэтому многие разные вещи могут показаться сложными.

У людей есть свои собственные способы решения сложных жизненных ситуаций. Иногда используемый метод зависит от проблемы: в случае издевательств в школе вам нужно обратиться за помощью к взрослым, а финансовые трудности обычно требуют перестановок в ваших финансах.Во время горя обычно важна поддержка близких.

Психотерапевт Офра Аялон перечислила различные типы преодоления жизненных кризисов. Люди могут использовать несколько стратегий одновременно, например, одновременно используя решения для обработки когнитивных функций и физического поведения. Какие механизмы выживания вы используете?

Когнитивная обработка

Человек, использующий когнитивную обработку, фокусируется на размышлении о ситуации и поиске решений. Они собирают информацию о том, что произошло, оценивают ситуацию и проблему с разных сторон и пытаются найти новые подходы к ней.Они расставляют приоритеты и рассматривают, что можно сделать дальше, что можно не делать и что важно прямо сейчас.

Аффективное выражение

Человек, использующий аффективное выражение, выражает свои чувства, например, плачем и смеясь, и рассказывает другим о своих чувствах. Они демонстрируют и делятся своими чувствами, возможно, используя также невербальные методы, такие как рисование, игра на инструментах или танцы.

Социальная поддержка

Некоторые люди ищут социальной поддержки в группе, будь то ее член или активная роль.Они могут сосредоточиться на организации вещей. Человек, использующий метод социальной поддержки, принимает поддержку других, а также поддерживает себя.

Воображение / творчество

Человек может использовать свое воображение, чтобы избегать мыслей, которые напоминают событие, или найти решение своих проблем. Они часто пытаются мыслить позитивно, интерпретировать свои сны, доверять своей интуиции и создавать образы, которые помогут им справиться.

Системы убеждений

Для человека, использующего этот метод выживания, религия, социальная ответственность, набор ценностей или идеология, например, придают смысл жизни.

Физическое поведение

Этот тип людей физически активен, старается расслабиться, много ест и спит. Для них также часто важны прогулки на природе.

,

7 сложных жизненных ситуаций и как с ними справляться

7 Difficult Life Situations and How to Handle Them 7 Difficult Life Situations and How to Handle Them

Говорят, что жить счастливой жизнью — это выбор, который делает человек. Однако иногда у нас нет выбора. Ряд сложных ситуаций может сделать скучной и несчастной жизнь даже самого счастливого человека. Трудные времена помогают вам учиться и расти, но следующие семь сложных ситуаций — это не просто тяжелые времена. Они могут разбить ваше сердце на куски и превратить вашу жизнь в печаль.

1. Потеря близких

Смерть неизбежна.В какой-то момент жизни мы теряем того, кого любим, и кажется невозможным справиться с болью и продолжать жить без него. Будь то мама, подруга или домашнее животное, горе огромно, и не каждый может с ним справиться.

Если вы пытаетесь справиться со смертью любимого человека, избегайте отрицания. Примите факт и осознайте, что это один из этапов жизни. Это не значит, что о них нужно забыть. Уважайте их, но не забывайте двигаться дальше. Ваша жизнь тоже однажды закончится, так что живите ею сейчас.

2. Болеет тяжелым

Здоровый образ жизни не может предотвратить все болезни. Если вы пытаетесь пройти долгий и напряженный путь выздоровления, важно не потерять веру. Есть причина, по которой одни люди выздоравливают от серьезной болезни, а другие умирают. Это все из-за веры.

Вера в свое выздоровление, позитивный настрой и занятия тем, что делает вас счастливым, даже если вы лежите на больничной койке, помогут вам пережить эту трудную жизненную ситуацию и научиться жить со своей болезнью, если она неизлечима.

3. Потеря работы

В наши дни потеря работы означает конец жизни. Зачем? Да, поначалу это пугает. Вы должны оплачивать счета, покупать еду и одежду. Но, эй, это не конец света. Вас ждет множество других вакансий. Дайте себе время горевать, обновите свое резюме и начните поиск работы. Вместо того чтобы чувствовать себя безнадежным, почувствуйте мотивацию и сосредоточьтесь на лучших результатах.

Читайте также — 8 прибыльных вакансий, в которых нет необходимости для

4.Распад

Расставание болезненно и для кого-то похоже на смерть. Многие самоубийства совершаются из-за безответной любви или неудачных отношений. Однако каким бы болезненным ни был ваш разрыв, не позволяйте ему разрушить всю вашу жизнь.

Сосредоточьтесь на своих близких, развивайте карьерные навыки, путешествуйте и находите то, что вам нравится. Самосовершенствование — это всегда здорово. Кроме того, вы не будете одиноки навсегда, и есть кто-то, кто сделает вас счастливее, чем вы были в ваших прошлых отношениях.

5. Кризис среднего возраста и старение

Старение идет рука об руку со смертью, и нелегко принять оба этих факта, но, опять же, мы не можем их избежать. С возрастом мы меняемся как умственно, так и физически. Мы видим первые морщинки и седину, переживаем возрастные заболевания и низкий уровень энергии.

Кризис среднего возраста происходит между началом 40-х и серединой 50-х годов, и вам решать, как с ним справиться. Вы можете либо впасть в уныние и позволить депрессии лишить вас удовольствия от жизни, либо игнорировать кризис среднего возраста и старение и продолжать следовать своим мечтам.Становиться старше — это не весело, но зацикливаться на этом — пустая трата времени.

6. Потеря всего имущества

Будь то стихийное бедствие, несчастный случай или ограбление, потеря имущества — одна из самых сложных жизненных ситуаций. Вы много работаете и залезаете в долги, чтобы купить дом, машину и другие необходимые вещи, поэтому неудивительно, что когда вы что-то теряете, вы чувствуете себя несчастным.

Помните, здоровье — это богатство. Не утомляйся. Стресс вызывает болезнь.Последнее, с чем вы хотите справиться после потери имущества, — это потеря здоровья. Учитесь на ошибках и двигайтесь дальше, даже если это означает работать усерднее, чем когда-либо.

Читайте также — 9 старых истин, которые помогут вам преодолеть трудные времена

7. Развод

Трудно справиться с разводом родителей. Выжить в собственном бракоразводном процессе еще труднее. Это ужасный опыт, с которым многие люди сталкиваются в жизни. Однако есть и положительная сторона развода. Это помогает двум несчастным вместе людям найти свою любовь и стать по-настоящему счастливыми, не говоря уже о том, что их дети перестают страдать от постоянных ссор.

Трудные жизненные ситуации учат оставаться сильными и двигаться дальше. Лучший способ пережить тяжелые времена — быть к ним морально готовым. Сохраняйте правильное отношение к жизни, развивайтесь и верьте в светлое будущее и жизнь после смерти. Так вы легко справитесь с большинством трудностей. Какая была самая трудная жизненная ситуация, с которой вы когда-либо сталкивались?

,

Диагностика зависимости: процесс и критерии

Зависимость — это хроническое заболевание, которое трудно диагностировать и лечить. Хотя признаки могут быть явными, диагностика в первую очередь зависит от человека, страдающего зависимостью, или от близких ему людей, которые признают проблему и хотят ее решить.

Диагноз наркомании вызвал разногласия в предыдущих изданиях Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM). В новейшем издании злоупотребление психоактивными веществами и зависимость объединены в новую категорию — расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.

DSM-V было первым изданием, которое включило в определение зависимость от азартных игр, поскольку поведение запускает аналогичные схемы вознаграждения.

Поделиться на PinterestВрач общей практики сможет диагностировать и направить человека с признаками расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Первый шаг в диагностике зависит от того, что друг, член семьи или человек с зависимостью сами признают необходимость лечения.

Это часто может быть наиболее трудным шагом и иногда может включать личное или групповое вмешательство, если человек с расстройством, вызванным употреблением психоактивных веществ, не осознает масштаб проблемы.

Человек с подозрением на злоупотребление психоактивными веществами посещает семейного врача или терапевта, который затем может направить его к специалисту по наркозависимости или реабилитации.

Врач задаст вопросы о частоте употребления, ухудшении повседневной жизни, а также о том, увеличивается ли употребление вещества и как характер употребления влияет на важные социальные, профессиональные, образовательные или другие функциональные области.

Они также спросят о симптомах абстиненции, которые могли возникнуть время от времени, когда человек пытался уменьшить или прекратить употребление.

Врач проведет медицинский осмотр и выполнит анализ крови для оценки общего состояния здоровья. Это помогает определить, требуется ли лечение.

DSM-5 разделяет расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, на девять различных категорий:

  • расстройства, связанные с алкоголем
  • расстройства, связанные с кофеином
  • расстройства, связанные с каннабисом
  • расстройства, связанные с галлюциногеном
  • расстройства, связанные с вдыханием
  • опиоидные- связанные расстройства
  • расстройства, связанные с седативными, снотворными или анксиолитическими средствами
  • расстройства, связанные с стимуляторами
  • расстройства, связанные с табаком
  • другие или неизвестные расстройства, связанные с психоактивными веществами
  • расстройства, не связанные с психоактивными веществами

DSM -V перечисляет различные критерии для каждой из этих категорий, и у многих зависимостей есть разные симптомы отмены, которые возникают, когда у человека нет доступа к веществу.

Чтобы получить диагноз расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, человек должен продемонстрировать два из следующих критериев в течение 12-месячного периода:

  • Регулярное употребление большего количества вещества, чем предполагалось, или в течение более длительного периода времени, чем планировалось
  • часто пытаются или выражают желание уменьшить потребление вещества без снижения потребления
  • тратить длительные периоды времени, пытаясь заполучить вещество, использовать его или восстановиться после употребления
  • страстное желание вещества или выражающее сильное желание употребить
  • невыполнение профессиональных, образовательных и семейных обязанностей
  • регулярное употребление вещества, несмотря на какие-либо социальные, эмоциональные или личные проблемы, которые оно может вызывать или ухудшать
  • отказ от развлечений, увлечений или социальной деятельности в качестве результат употребления психоактивных веществ
  • потребление вещества в местах или ситуациях, которые могут привести к физическим травмам
  • продолжение употребления вещество, несмотря на осведомленность о любом физическом или психологическом вреде, оно могло вызвать
  • повышенную толерантность, что означает, что человек должен потреблять больше вещества для достижения интоксикации
  • симптомов отмены или физической реакции на отказ от употребления вещества, которое отличается для разных веществ, но может включать потоотделение, дрожь и тошноту

Количество критериев, которые демонстрирует человек, определяет степень зависимости.Если человек регулярно соответствует двум из трех из этих критериев, DSM сообщает, что у него легкое расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.

У человека с четырьмя или пятью из этих критериев будет умеренное расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ. Шесть критериев означают тяжелую зависимость.

По мере того, как появляются новые данные о аддиктивных расстройствах, исследователи пытаются определить, могут ли они разработать надежные диагностические критерии.

Некоторые расстройства, связанные с зависимостью, фигурируют в Международной классификации болезней, десятое издание (МКБ-10), например, сексуальная зависимость, которую МКБ-10 классифицирует в категории «другая сексуальная дисфункция, не вызванная каким-либо веществом или известным физиологическим состоянием». ,

DSM-5, однако, не признает сексуальную зависимость как диагноз.

Одно исследование, проведенное в 2016 году, предполагает, что зависимость от смартфонов — это развивающееся состояние, которое соответствует критериям зависимости.

Концепция зависимости от видеоигр и достоверность этого феномена как диагностируемого состояния в настоящее время являются спорными, поскольку в нем задействованы те же схемы мозга, что и при других зависимостях. В некоторых частях Восточной Азии уже существуют клиники для лечения игровой зависимости.

Однако в настоящее время в DSM-5 не существует принятого набора критериев.

В DSM-V используется категория, называемая «расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ», для группирования аддиктивных расстройств.

Диагностика расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, включает в себя важный первый шаг либо со стороны человека с этим заболеванием, либо со стороны кого-то из его близких: признание и принятие факта существования проблемы со здоровьем. Больному в первую очередь нужна помощь, иначе лечение вряд ли будет иметь длительный эффект.

Врач спросит о моделях употребления, чтобы определить, соответствует ли человек критериям зависимости.Они также оценят влияние любого физического повреждения, уже имеющегося в результате расстройства.

Чтобы соответствовать критериям, человек должен показать два или более признаков зависимости за предыдущие 12 месяцев, включая потребление все больших количеств, продолжение употребления, несмотря на серьезные последствия, а также снижение интереса к активности и общению.

Человек, отвечающий большому количеству критериев, страдает тяжелым расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ.

Затем врач направит человека для получения специализированной помощи.

Q:

По каким признакам я могу определить, что у друга или члена семьи есть зависимость?

A:

Это зависит от аддиктивного расстройства. Например, при расстройстве, связанном с употреблением алкоголя, вы можете заметить, что ваш друг или член семьи употребляет все больше и больше алкоголя с течением времени. Вы могли заметить, что большая часть их свободного времени сосредоточена вокруг употребления алкоголя.

Вы можете увидеть, что у этого человека есть проблемы с выполнением основных обязательств, например, вовремя приходить на работу или пропускать школу.

Они также могут отказаться или значительно сократить свое участие в развлекательных или общественных мероприятиях, которыми они когда-то наслаждались, в пользу выпивки. У данного человека могут быть проблемы во взаимоотношениях.

Если вы заметили эти признаки, попробуйте связать их со службой поддержки.

Тимоти Дж. Легг, доктор философии, CRNP Ответы отражают мнение наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как медицинский совет. .

Общение в сложных ситуациях | SkillsYouNeed

Большинство людей хотят избегать конфликтов и потенциально стрессовых ситуаций — это человеческая природа.

Людям часто легче не говорить о том, что, по их мнению, может быть спорным или плохим, откладывая общение и позволяя ситуации усугубляться.

Менеджер может не говорить сотруднику, что его уровень работы неудовлетворителен. Вы можете отложить этот «трудный» разговор с партнером, особенно если он касается какого-то проступка, финансовых или эмоциональных проблем.Ребенок может отложить рассказ родителям о том, что у него проблемы с уроками в школе.

Большинство людей могут вспомнить моменты, когда они откладывали этот «трудный» разговор. Большинство людей также осознают, что откладывание сложного разговора снимает кратковременное беспокойство. Однако постоянное откладывание сложных ситуаций общения часто приводит к чувству разочарования, вины, раздражения на себя, гнева, снижению уверенности в себе и, в конечном итоге, к большему стрессу и тревоге.

Если следовать некоторым простым рекомендациям и использовать хорошо отлаженные коммуникативные навыки, общение в сложных ситуациях становится проще.


Есть два различных типа сложных разговоров, запланированные и незапланированные:
  • Запланированные разговоры происходят, когда тема задумывалась, они планируются, поскольку время, место и другие обстоятельства определены или выбраны по какой-то причине.

    Запланированные сложные разговоры могут включать в себя просьбу о повышении заработной платы у работодателя или, возможно, сообщение родителям о том, что вы уезжаете из дома, чтобы жить в другом месте.Хотя эти ситуации по своей природе сложны, их можно контролировать, и до тех пор, пока было потрачено время, чтобы подготовиться и как следует подумать о том, как другие могут реагировать, они часто оказываются проще, чем предполагалось.

  • Незапланированные сложные разговоры происходят спонтанно; они часто подпитываются гневом, который в крайних случаях может привести к агрессии.

    Наши страницы: Что такое гнев? и Как бороться с агрессией рассматривают эти темы более подробно.

    Часто после незапланированного сложного разговора мы чувствуем прилив эмоций — сожаление или стыд, если что-то пошло не так, или потенциально повышение самооценки и уверенности, если это произошло. После таких встреч целесообразно задуматься и извлечь уроки из нашего опыта, пытаясь найти положительные стороны и способы улучшить будущие незапланированные сложные разговоры.


Определенные рабочие места и роли требуют трудного общения, которое необходимо выполнять профессионально, с сочувствием, тактом, осмотрительностью и ясностью.Вот несколько примеров:

Политикам часто приходится сообщать плохие новости, например, неудачи в своих отделах, скандалы, невыполнение целей и т. Д. Поскольку политики находятся в поле зрения общественности, о них можно судить по тому, насколько хорошо они сообщают плохие новости. Они будут беспокоиться о своем электорате и о последствиях для их самооценки, своей политической партии и своей страны. Для политиков нет ничего необычного в использовании «политтехнологов» и «гуру по связям с общественностью», которые могут давать советы, смягчать личную вину и находить положительные моменты в потенциально плохих новостях.Еще одна уловка, которую иногда используют политики, — это совместить выпуск плохих новостей с другими, не имеющими отношения к делу крупными новостями, с надеждой на то, что внимание СМИ и общественности будет сосредоточено на другом.

Врачи и другие медицинские работники могут нуждаться в сообщении плохих или неожиданных новостей пациентам и родственникам пациентов, например, диагноз и прогноз. Такие профессионалы прошли обучение и отработали сценарии на практике, чтобы помочь им эффективно и чутко доносить такие новости.

Сотрудникам полиции и других правоохранительных органов может потребоваться сообщить плохие новости жертвам преступлений, их родственникам и друзьям. Такие профессионалы должны пройти по крайней мере базовую подготовку по сообщению плохих новостей.

Менеджерам в организациях может потребоваться передать сложную информацию на нескольких уровнях, сотрудникам, которые не справляются с работой, или в случае необходимости увольнения. Менеджерам также может потребоваться донести плохие новости до директоров или членов правления, возможно, снизилась прибыль или какое-то подразделение организации терпит неудачу.

Ваша работа . Каким бы ни была ваша сфера деятельности, будут времена, когда вам нужно будет уметь эффективно передавать сложную информацию другим. Это важный навык для трудоустройства, который будут искать многие работодатели. Вас могут попросить привести примеры на собеседовании при приеме на работу или во время какой-либо программы оценки или повышения квалификации.

См. Наши страницы: Навыки для трудоустройства и Передаваемые навыки для получения дополнительной информации.


Эмоции и изменения

Есть два основных фактора, которые затрудняют общение: эмоции и перемены.

эмоции

Люди склонны рассматривать эмоции как положительные или отрицательные. Счастье положительно, поэтому грусть должна быть отрицательной, спокойствие положительным, а стресс и тревога отрицательными. Однако эмоции — это естественная реакция на ситуации, в которых мы оказываемся, и беспокоиться нужно только тогда, когда мы постоянно чувствуем эмоции, не соответствующие нашей текущей ситуации.Таким образом, эмоции бывают не положительными или отрицательными, а уместными или неуместными.

Столкнувшись с неожиданными новостями, мы можем почувствовать себя расстроенными, разочарованными, злыми — или, возможно, очень счастливыми и взволнованными. Полезно понимать, как мы реагируем на вещи эмоционально, и думать о различных способах, которыми эмоции можно контролировать, если это необходимо. Точно так же, если нам нужно передать информацию, которая может оказать эмоциональное воздействие на другого человека, полезно предвидеть, каким может быть этот эффект, и соответствующим образом адаптировать то, что мы говорим или пишем.

См. Наши страницы: Управление эмоциями, и Понимание других, , чтобы узнать больше о том, как осознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей и как с ними справляться.

Изменить

Часто трудные разговоры касаются каких-то изменений , например, изменений в вашей работе или способах ведения дел, изменений в финансах или здоровье, изменениях в отношениях. Важно помнить, что изменения неизбежны.

Наша страница Personal Change Management объясняет это более подробно.

Разные люди относятся к переменам по-разному, некоторые очень положительно реагируют на изменение обстоятельств, тогда как другие могут видеть проблемы и трудности только сначала. Если возможно, полезно подумать о положительной стороне изменения и потенциальных возможностях, которые оно может принести. Для благополучия человека будет лучше, если он сможет принять изменения как можно более позитивно, что поможет минимизировать стресс и беспокойство.

См. Нашу страницу: Стресс: симптомы и триггеры , в котором содержится список самых стрессовых жизненных событий — они в основном связаны с изменениями.


Conflict Resolution and Mediation

Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Разрешение конфликтов и посредничество

Узнайте больше о том, как эффективно разрешать конфликты и поддерживать личные отношения дома, на работе и в обществе.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и они полны простой и понятной практической информации.


Работа с трудными разговорами

Должен быть баланс между сообщением о чем-то сложном и как можно более внимательным отношением к тем, кого это касается.

Набор навыков, необходимых для этого, может показаться несколько противоречивым, так как вам, возможно, потребуется быть твердым и мягким в своем подходе.

Рекомендуемые навыки включают:

Сбор информации

Перед тем, как начать, убедитесь, что у вас есть все факты, что вы собираетесь сказать и почему. Постарайтесь предвидеть любые вопросы или проблемы, которые могут возникнуть у других, и тщательно подумайте, как вы будете отвечать на вопросы.

См. Наши страницы: Опрос и Типы вопросов .

Напористость

Если вы уверены, что о чем-то нужно сообщить, сделайте это настойчиво. Не отступайте и не передумаете в середине разговора, если, конечно, для этого нет очень веской причины.

Посетите нашу страницу: Напористость — Советы и методы для получения дополнительной информации.

Сочувствие

Поставьте себя на место другого человека и подумайте, как он будет относиться к тому, что вы им говорите; что бы вы почувствовали, если бы роли поменялись местами? Дайте другим время задать вопросы и сделать комментарии.

Смотрите нашу страницу: Что такое сочувствие? .

Готовится к переговорам

Часто сложная ситуация требует определенных переговоров , будьте готовы к этому. Во время переговоров стремитесь к беспроигрышному исходу, то есть к тому, чтобы все стороны могли получить выгоду.

Смотрите наши страницы. Что такое переговоры? и Искусство такта и дипломатии для получения дополнительной информации.

Использование подходящего вербального и невербального языка

Говорите четко , избегая жаргона, который другие участники могут не понять, смотреть в глаза и пытаться сидеть или стоять расслабленно.Не используйте агрессивный язык или язык тела.

Наши страницы: Устное общение и Невербальное общение предоставляют дополнительную информацию о том, как эффективно общаться.

Слушайте

В состоянии стресса мы склонны хуже слушать, стараемся расслабиться и внимательно выслушивать взгляды, мнения и чувства другого человека / людей. Используйте методы разъяснения и размышления, чтобы предложить обратную связь и продемонстрировать, что вы слушали.

Наши страницы Навыки аудирования , Отражение и Разъяснение может помочь.

Сохранять спокойствие и сосредоточенность

Общение становится проще, когда мы спокойны. Сделаем несколько глубоких вдохов и постараемся сохранять спокойствие; другие с большей вероятностью сохранят спокойствие, если вы это сделаете. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите сказать, не отклоняйтесь и не отвлекайтесь от причины, по которой вы общаетесь.

См. Наши страницы Как справиться со стрессом, и Техники релаксации, , чтобы получить несколько советов и советов о том, как сохранять спокойствие.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *