Механическая и логическая память: Что такое логическая память и как её развить

Содержание

Что такое логическая память и как её развить

Логическая память против механической

Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.

Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».

Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.

Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.

Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.

Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.

Как развить логическую память

Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное,  установить связи, представить общую картину и познать суть.

Анализ

Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».

Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.   

Синтез

Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.

Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.

Поиск связей

Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.

С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.

Познание сути

Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.

  • Изучите историю вопроса.
  • Попытайтесь связать новую тему
Особенности механической (логической) памяти: ее примеры и тренировка

Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?

Память

Память

Механическая память в психологии

Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.

Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.

Особенности механической памяти

У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.

Механическая память:

  • Имеет ограниченный объём. Старшекласснику нужно усвоить огромное количество информации по разным предметам. Заучивание механически приведёт к тому, что придётся тратить много времени на уроки, к хронической усталости;
  • Непластична. Каким образом сведения заучены, так и воспроизводятся, исправлять ошибки достаточно тяжело;
  • Кратковременная. После того, как материал рассказан, он быстро забывается. Тогда как словесно логическая память часто сохраняет это выученное на всю жизнь;
  • С её помощью запоминаются не только слова, но и движения, звуки, запахи. Такая память есть и у животных;
  • Может быть врождённой (дети с хорошей механической памятью способны в 2 года рассказывать наизусть длинные стихотворения) или приобретённой;
  • Требует волевых усилий, закрепляется с помощью многократных повторений.

Зубрёжка

Зубрёжка

Логическая память

Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.

Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.

Сравнение механической и логической памяти

Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.

Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.

Тренировка и развитие

С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.

Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.

Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.

Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.

Интерес к учёбе

Интерес к учёбе

Упражнения для детей

  1. Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
  2. Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
  3. Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
  4. Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
  5. На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
  6. Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.

Повторить текст

Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.

Запоминание имён

Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.

Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:

  • Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
  • Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
  • Использовать мнемотехнику;
  • После часа работы отдыхать 15 минут;
  • Разнообразить материал.

Примеры использования механической памяти

Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.

Механическая память помогает изучать языки

Механическая память помогает изучать языки

  1. При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
  2. С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
  3. Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
  4. Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
  5. Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.

Значение механической памяти для человека

Способствует освоению языка

Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.

Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.

Нарушения приводят к снижению качества жизни

Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.

Участвует в формировании навыков

Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.

Нарушения памяти

Нарушения памяти

Профилактика болезни Альцгеймера

Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).

Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.

Видео

Механическая память — это… Определение, особенности и интересные факты

Современный мир перенасыщен информацией, потоки новостей обновляются каждую секунду, и мозгу приходится как-то справляться с этими немыслимыми объемами. Для того чтобы адекватно воспринимать все вокруг, человек должен быть настоящим суперменом. Но, к сожалению, сверхспособностями мы не обладаем, а уместить все получаемые знания в голове уж очень сложно.

Какая бывает память?

В зависимости от способов запоминания информации, память разделяют на механическую и логическую. Последнюю еще часто называют смысловой. Виды механической памяти могут быть следующими: наследственная и прижизненная.

мозговая деятельность

Механическая память

Главным отличием данного типа памяти является заучивание любой информации только в той форме, в которой она подается. Механическая память основана на нервных связях первой сигнальной системы. Когда человек изучает информацию, которая выражается в словах, то оставаться в голове будут как раз сами слова, ровно в точности, как они были восприняты. Если речь идет о физических упражнениях, то человек запомнит сами движения, которые ему требуется повторить, и только в той последовательности, в которой они зрительно воспринимались. При этом логическое или смысловое содержание материала отходит на второй план, но, конечно же, не теряет своего значения. Объем механической памяти неисчерпаем.

получение новой информации

Когда лучше всего работает механическая память?

Конечно, такой способ заучивания, особенно в школах или университетах, – не показатель уровня знаний. Однако и он имеет свои положительные стороны. К примеру, если вы изучаете иностранный язык, нужно в обязательном порядке запомнить не только как произносятся новые слова, но и как они пишутся. Это невозможно осуществить, если не сконцентрироваться на заучивании их в точных зрительных и слуховых образах. При усвоении трудных профессиональных терминов задействована именно механическая память, в противном случае последние запоминаются и воспроизводятся с ошибками и речевыми искажениями. Также механическая память работает при ознакомлении с несложными физическими упражнениями на уроках физкультуры или в тренажерных залах.

Положительный результат заучивания того или иного материала при использовании механической памяти основывается на фиксации определенных связей между частями изучаемой информации по принципу ассоциаций.

мыслительный процесс

Однако мало только заучить нужную информацию во внешнем ее проявлении, важно суметь надолго задержать ее в памяти. Осуществляется это за счет большой пластичности нервной системы. И уже спустя пару повторений образуются и закрепляются в голове прочные связи. Чаще всего это наблюдается у тех, кто обладает поистине выдающейся механической памятью. Если таковых способностей у человека не имеется, заучить нужную информацию можно путем многократного повторения, благодаря чему слабые нервные связи становятся крепче, повторяются необходимые пути между определенными частями коры головного мозга, которые имеют важное значение в запоминании полученной информации.

возникающие идеи

Как происходит механическое заучивание материала?

Основной прием механической памяти – это заучивание посредством многократного прочтения, просмотра или повторения определенных элементов. Данные манипуляции весьма примитивны, их суть заключается в стопроцентном повторении одного и того же материала в образах первой сигнальной системы, что помогает прочному закреплению нервных связей.

Что касается учебы, материал, заученный механически, воспроизводится только в выражениях и действиях, изначально взятых за основу, без всяких отклонений. Если при обучении были допущены ошибки, то они будут повторяться и при воспроизведении материала.

То же самое касается и движений: заученное физическое упражнение или несложный танец будут воспроизводиться точно в такой же форме, в которой были представлены. Если при повторении движений или материала будут созданы иные условия, отличные от тех, которые использовали во время запоминания, механически заученное упражнение будет повторяться с трудом, так как человеку будет достаточно сложно приспособиться к изменениям. По этой причине упражнение не получается повторить в точности, как оно было выучено.

логическая память

Логическая память

Главное отличие логической памяти от механической в том, что направлена она в большей степени не на запоминание, а на понятие смысла получаемой информации. Логическая память основывается на работе мышления. Для того чтобы информация подверглась логическому запоминанию, она сначала анализируется, разбивается на составляющие, которые подразделяются на важные и не очень существенные.

Логическая память – это результат мыслительной работы, которая находит свое выражение в виде слов, схем, рисунков и так далее, отражающих в сознании человека в первую очередь смысл исследуемого, а не визуальные или слуховые проявления.

человеческая память

Отличия логической памяти от механической

В первую очередь – это особенности воспроизведения: логическая память проявляется в форме самостоятельно осмысленного изложения, в то время как механическая – в виде точного повторения информации.

Логическая память имеет множество составляющих, это должен быть не только поверхностный анализ материала, но и его понимание, осмысление и воспроизведение в словесной форме. Логическая память так же, как и механическая, нуждается в повторении предоставленной информации. Без регулярного возвращения к полученным сведениям знания не будут закреплены в памяти на 100 %.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что при механической памяти повторения направлены на запоминание одних и тех же связей, которые неизменны. Именно поэтому при каждом повторении воспроизводится один и тот же текст или движение. Например, стихи школьники заучивают в четко установленной последовательности. Это механическая память, которая в любом другом случае не достигнет своей цели.

При логическом запоминании человек старается понять смысл исследуемой информации, которая при каждом новом повторении может отличаться от предыдущей. Смысл остается тем же, а выражаться он может каждый раз по-новому. Логическая и механическая память по методике изучения весьма различны.

Продуктивность

Логическая память куда продуктивнее механической. Объяснение этого факта простое – логическая память основывается на многочисленных и многообразных связях. Научным образом доказано, что информация, которая осталась в голове посредством логического заучивания, сохраняется намного лучше, чем точно такая же информация, но усвоенная при помощи механической памяти.

Это интересно: как показывает практика, материал, который был выучен с помощью логической памяти, может сохраниться на всю жизнь, без последующих повторений. А вот механически заученная информация очень быстро забывается; остается в голове надолго только при регулярных повторениях. Изучение логической и механической памяти продолжается и по сей день, ведь возможности головного мозга до сих пор не исследованы на 100 %.

тренировка памяти

Интересные факты о памяти

Благодаря памяти человек ежедневно использует опыт: свой собственный и предков. Однако логическая и механическая память – это сложные механизмы, который имеют свои нюансы.

  • Человек начинает пользоваться памятью уже в утробе матери, начинает она работать спустя 20 недель после зачатия. Зародыш даже реагирует на шум ультразвуковой проверки. Ученые придерживаются мнения, что человек может вспомнить все, что с ним происходило не только в детстве, но даже в утробе матери.
  • Память индивидуальна, так как на нее влияет множество факторов. Например, у одних лучше развита зрительная память, у других слуховая. Лучше всего запоминается информация, которая интересна человеку. Но способность к запоминанию всегда можно тренировать.
  • Возраст – это не всегда ухудшение памяти. Часто можно услышать жалобы на плохую память от людей пожилого возраста. Но это не совсем верно, все дело в том, что ко взрослому возрасту человек перестает учиться, пропадает навык напрягать память, и она никак не тренируется. Например, актеры, которые всю свою жизнь заучивали новые роли, и в старости без проблем справляются с объемными текстами. Это лишний раз доказывает, что развитие памяти зависит лишь от тренировок, а не от возраста.
  • Навык забывать также присутствует у человека. Ведь все запомнить невозможно, а умение забывать является настоящим спасением для человеческого мозга. Память сама регулирует нагрузку, освобождая голову от ненужной информации или впечатлений. Но это совсем не значит, что старая информация напрочь стирается, данные просто переходят из стадии активности в стадию пассивности, откуда их, при большом желании, можно извлечь.

Память всегда можно улучшить тренировками, приемом витаминов и правильным питанием.

Механическая память: что это такое, характеристика, отличия от логической, диагностика и развитие

На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных). Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.

Что это такое

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

  • имена,
  • географические названия,
  • числа,
  • иностранные слова,
  • номера телефонов,
  • сложные термины,
  • стихотворения,
  • формулы.

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Механическая VS логическая

В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.

Сравнение механической и логической памяти

Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.

Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.

А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости. На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.

По теме: Как развить память у ребёнка

Характеристика

Сравнение механической и логической памяти

Механическая память характеризуется следующими особенностями:

  • она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий,
  • чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков,
  • она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся,
  • её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.

Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка. Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.

Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание. Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.

Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:

  • научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски),
  • помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3),
  • тренировать силу воли,
  • развивать вербальную систему восприятия,
  • научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.

Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.

Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).

Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.

Слова для определения коэффициента логической и механической памяти

Инструкция:

  1. Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
  2. Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
  3. Десятисекундный перерыв.
  4. Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
  5. Тот же алгоритм — со вторым рядом.

По результатам составляется таблица:

Итоговая таблица теста определения объёма механической и логической памяти

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

  • тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом),
  • ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ,
  • анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

  • МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов,
  • общее количество попыток заучивания близко к норме,
  • возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей,
  • ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый,
  • на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Развитие

Итоговая таблица теста определения объёма механической и логической памяти

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

  • активное изучение иностранных языков,
  • заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам,
  • запоминание математических формул и сложных научных терминов,
  • постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей,
  • методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Рекомендуем: Образная память и её развитие

,Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после,Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в,В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у,Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли

Итоговая таблица теста определения объёма механической и логической памяти Загрузка…

Логическая память и ее развитие

логическая память

Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.

Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.

Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).

Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.

Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:

«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».

Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.

Как развить логическую память?

Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.

1

Анализ

Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:

  • Что именно я изучаю?
  • Почему я это изучаю?
  • Что представляет собой материал?

После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.

2

Компиляция и декомпиляция

Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.

3

Поиск связи

Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.

Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.

4

Познание сути

Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:

  • Изучите историю предмета.
  • Попытайтесь связать эту неизвестную вам тему с темой очень близкой.
  • Найдите больше информации на эту тему.
  • Эмоционально вовлекайтесь в предмет.
  • Изучайте биографии людей, которые связаны с этой темой.
  • Ведите дневник и записывайте в него все свои мысли.

Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.

5

Систематическое повторение

Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.

Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.

Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.

Упражнения для развития логической памяти

Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.

Упражнение «Ассоциации»

Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).

Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.

Упражнение «Лишнее слово»

Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.

Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.

Упражнение «Вольный пересказ»

Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.

Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: