Механическая и логическая память: Что такое логическая память и как её развить
Что такое логическая память и как её развить
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, разными словами и приёмами.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше.
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему
Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?
Память
Механическая память в психологии
Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.
Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.
Особенности механической памяти
У дошкольников и детей в младшей школе механическая память может преобладать, но при переходе в старшие классы ребенок обязательно должен освоить осмысленное запоминание.
Механическая память:
- Имеет ограниченный объём. Старшекласснику нужно усвоить огромное количество информации по разным предметам. Заучивание механически приведёт к тому, что придётся тратить много времени на уроки, к хронической усталости;
- Непластична. Каким образом сведения заучены, так и воспроизводятся, исправлять ошибки достаточно тяжело;
- Кратковременная. После того, как материал рассказан, он быстро забывается. Тогда как словесно логическая память часто сохраняет это выученное на всю жизнь;
- С её помощью запоминаются не только слова, но и движения, звуки, запахи. Такая память есть и у животных;
- Может быть врождённой (дети с хорошей механической памятью способны в 2 года рассказывать наизусть длинные стихотворения) или приобретённой;
- Требует волевых усилий, закрепляется с помощью многократных повторений.
Зубрёжка
Логическая память
Нельзя говорить о механической памяти и не упомянуть о другом виде и её противоположности – логической памяти. В этом случае информация анализируется, раскладывается на важную и второстепенную, выявляется смысл, который легко заучивается после предварительной работы. Такой метод запоминания и воспроизведения информации требует меньшее количество повторений. В процессе определения логических связей появляются чертежи, списки и схемы, которых не было в первоначальном варианте.
Важно! Информация, заученная логически, может быть сформулирована каждый раз по-новому. Неизменным остаётся только смысл.
Сравнение механической и логической памяти
Механическая – опирается на 1 сигнальную систему, в основе лежит повторение, запоминается только внешняя форма, формулировка не может изменяться. Если материал не повторять, то быстро забывается.
Логическая память характеризуется работой в рамках 2 сигнальной системы, с опорой на первую. Запоминание происходит с помощью выстраивания логических связей, цель его – сохранить и воспроизвести смысл. Для этого используются анализ информации, поиск главного и второстепенного. Сохраняется она в памяти надолго, бывает, что на всю жизнь.
Тренировка и развитие
С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.
Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества.
Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.
Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.
Интерес к учёбе
Упражнения для детей
- Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
- Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
- Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
- Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
- На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
- Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.
Повторить текст
Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.
Запоминание имён
Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.
Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:
- Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
- Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
- Использовать мнемотехнику;
- После часа работы отдыхать 15 минут;
- Разнообразить материал.
Примеры использования механической памяти
Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.
Механическая память помогает изучать языки
- При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
- С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
- Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
- Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
- Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.
Значение механической памяти для человека
Способствует освоению языка
Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.
Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения.
Нарушения приводят к снижению качества жизни
Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.
Участвует в формировании навыков
Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.
Нарушения памяти
Профилактика болезни Альцгеймера
Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).
Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.
Видео
Современный мир перенасыщен информацией, потоки новостей обновляются каждую секунду, и мозгу приходится как-то справляться с этими немыслимыми объемами. Для того чтобы адекватно воспринимать все вокруг, человек должен быть настоящим суперменом. Но, к сожалению, сверхспособностями мы не обладаем, а уместить все получаемые знания в голове уж очень сложно.
Какая бывает память?
В зависимости от способов запоминания информации, память разделяют на механическую и логическую. Последнюю еще часто называют смысловой. Виды механической памяти могут быть следующими: наследственная и прижизненная.
Механическая память
Главным отличием данного типа памяти является заучивание любой информации только в той форме, в которой она подается. Механическая память основана на нервных связях первой сигнальной системы. Когда человек изучает информацию, которая выражается в словах, то оставаться в голове будут как раз сами слова, ровно в точности, как они были восприняты. Если речь идет о физических упражнениях, то человек запомнит сами движения, которые ему требуется повторить, и только в той последовательности, в которой они зрительно воспринимались. При этом логическое или смысловое содержание материала отходит на второй план, но, конечно же, не теряет своего значения. Объем механической памяти неисчерпаем.
Когда лучше всего работает механическая память?
Конечно, такой способ заучивания, особенно в школах или университетах, – не показатель уровня знаний. Однако и он имеет свои положительные стороны. К примеру, если вы изучаете иностранный язык, нужно в обязательном порядке запомнить не только как произносятся новые слова, но и как они пишутся. Это невозможно осуществить, если не сконцентрироваться на заучивании их в точных зрительных и слуховых образах. При усвоении трудных профессиональных терминов задействована именно механическая память, в противном случае последние запоминаются и воспроизводятся с ошибками и речевыми искажениями. Также механическая память работает при ознакомлении с несложными физическими упражнениями на уроках физкультуры или в тренажерных залах.
Положительный результат заучивания того или иного материала при использовании механической памяти основывается на фиксации определенных связей между частями изучаемой информации по принципу ассоциаций.
Однако мало только заучить нужную информацию во внешнем ее проявлении, важно суметь надолго задержать ее в памяти. Осуществляется это за счет большой пластичности нервной системы. И уже спустя пару повторений образуются и закрепляются в голове прочные связи. Чаще всего это наблюдается у тех, кто обладает поистине выдающейся механической памятью. Если таковых способностей у человека не имеется, заучить нужную информацию можно путем многократного повторения, благодаря чему слабые нервные связи становятся крепче, повторяются необходимые пути между определенными частями коры головного мозга, которые имеют важное значение в запоминании полученной информации.
Как происходит механическое заучивание материала?
Основной прием механической памяти – это заучивание посредством многократного прочтения, просмотра или повторения определенных элементов. Данные манипуляции весьма примитивны, их суть заключается в стопроцентном повторении одного и того же материала в образах первой сигнальной системы, что помогает прочному закреплению нервных связей.
Что касается учебы, материал, заученный механически, воспроизводится только в выражениях и действиях, изначально взятых за основу, без всяких отклонений. Если при обучении были допущены ошибки, то они будут повторяться и при воспроизведении материала.
То же самое касается и движений: заученное физическое упражнение или несложный танец будут воспроизводиться точно в такой же форме, в которой были представлены. Если при повторении движений или материала будут созданы иные условия, отличные от тех, которые использовали во время запоминания, механически заученное упражнение будет повторяться с трудом, так как человеку будет достаточно сложно приспособиться к изменениям. По этой причине упражнение не получается повторить в точности, как оно было выучено.
Логическая память
Главное отличие логической памяти от механической в том, что направлена она в большей степени не на запоминание, а на понятие смысла получаемой информации. Логическая память основывается на работе мышления. Для того чтобы информация подверглась логическому запоминанию, она сначала анализируется, разбивается на составляющие, которые подразделяются на важные и не очень существенные.
Логическая память – это результат мыслительной работы, которая находит свое выражение в виде слов, схем, рисунков и так далее, отражающих в сознании человека в первую очередь смысл исследуемого, а не визуальные или слуховые проявления.
Отличия логической памяти от механической
В первую очередь – это особенности воспроизведения: логическая память проявляется в форме самостоятельно осмысленного изложения, в то время как механическая – в виде точного повторения информации.
Логическая память имеет множество составляющих, это должен быть не только поверхностный анализ материала, но и его понимание, осмысление и воспроизведение в словесной форме. Логическая память так же, как и механическая, нуждается в повторении предоставленной информации. Без регулярного возвращения к полученным сведениям знания не будут закреплены в памяти на 100 %.
Еще одно существенное отличие заключается в том, что при механической памяти повторения направлены на запоминание одних и тех же связей, которые неизменны. Именно поэтому при каждом повторении воспроизводится один и тот же текст или движение. Например, стихи школьники заучивают в четко установленной последовательности. Это механическая память, которая в любом другом случае не достигнет своей цели.
При логическом запоминании человек старается понять смысл исследуемой информации, которая при каждом новом повторении может отличаться от предыдущей. Смысл остается тем же, а выражаться он может каждый раз по-новому. Логическая и механическая память по методике изучения весьма различны.
Продуктивность
Логическая память куда продуктивнее механической. Объяснение этого факта простое – логическая память основывается на многочисленных и многообразных связях. Научным образом доказано, что информация, которая осталась в голове посредством логического заучивания, сохраняется намного лучше, чем точно такая же информация, но усвоенная при помощи механической памяти.
Это интересно: как показывает практика, материал, который был выучен с помощью логической памяти, может сохраниться на всю жизнь, без последующих повторений. А вот механически заученная информация очень быстро забывается; остается в голове надолго только при регулярных повторениях. Изучение логической и механической памяти продолжается и по сей день, ведь возможности головного мозга до сих пор не исследованы на 100 %.
Интересные факты о памяти
Благодаря памяти человек ежедневно использует опыт: свой собственный и предков. Однако логическая и механическая память – это сложные механизмы, который имеют свои нюансы.
- Человек начинает пользоваться памятью уже в утробе матери, начинает она работать спустя 20 недель после зачатия. Зародыш даже реагирует на шум ультразвуковой проверки. Ученые придерживаются мнения, что человек может вспомнить все, что с ним происходило не только в детстве, но даже в утробе матери.
- Память индивидуальна, так как на нее влияет множество факторов. Например, у одних лучше развита зрительная память, у других слуховая. Лучше всего запоминается информация, которая интересна человеку. Но способность к запоминанию всегда можно тренировать.
- Возраст – это не всегда ухудшение памяти. Часто можно услышать жалобы на плохую память от людей пожилого возраста. Но это не совсем верно, все дело в том, что ко взрослому возрасту человек перестает учиться, пропадает навык напрягать память, и она никак не тренируется. Например, актеры, которые всю свою жизнь заучивали новые роли, и в старости без проблем справляются с объемными текстами. Это лишний раз доказывает, что развитие памяти зависит лишь от тренировок, а не от возраста.
- Навык забывать также присутствует у человека. Ведь все запомнить невозможно, а умение забывать является настоящим спасением для человеческого мозга. Память сама регулирует нагрузку, освобождая голову от ненужной информации или впечатлений. Но это совсем не значит, что старая информация напрочь стирается, данные просто переходят из стадии активности в стадию пассивности, откуда их, при большом желании, можно извлечь.
Память всегда можно улучшить тренировками, приемом витаминов и правильным питанием.
На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет механическая память в жизни человека. Одни считают её слишком примитивной формой, работающей в рамках первой сигнальной системы (которая имеется и у некоторых животных). Другие склонны считать её той базой, без которой было бы сложно осваивать определённые типы материала, не подвластного логике и осмыслению. Так или иначе, но без неё, действительно, бывает трудно в определённые моменты, и поэтому её развитию нужно уделять не меньшее внимание, чем всем остальным видам памяти.
Что это такое
Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).
Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.
Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.
Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:
- имена,
- географические названия,
- числа,
- иностранные слова,
- номера телефонов,
- сложные термины,
- стихотворения,
- формулы.
В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.
Механическая VS логическая
В общей классификации механическая и логическая память различаются в основном по способам (приёмам) заучивания информации. Однако это не единственный критерий, по которому их можно сравнивать.
Особенно важны оба вида в период обучения для школьников и студентов, которым требуется заучивать огромный объём учебного материала. Поэтому на разных возрастных этапах проводится психологическое исследование логической и механической памяти, чтобы выяснить, какая из них преобладает, и оптимально использовать это в учебном процессе.
Если у ребёнка в начальной школе преобладает механическая память, это не является проблемой. Однако такой результат тестирования — сигнал для родителей и преподавателей, чтобы делали упор на развитие логической. Нужно научить его выстраивать смысловые связи и использовать их для запоминания нужной информации. В дальнейшем это облегчит ему процесс обучения.
А вот преобладание механической памяти в подростковом возрасте — это уже серьёзная проблема. Это ещё не патология, но уже далеко не норма. Дети, у которых отмечается такой перевес, подчас даже являются отличниками. Но именно они сидят за уроками большую часть своего времени, что приводит к синдрому хронической усталости. На этом фоне развивается вегетососудистая дистония: скачки давления, кровь из носа, головные боли, частые инфекции. А всё потому, что объёмы учебного материала в старших классах огромны, и для его механического заучивания без осмысления требуется большое количество времени. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка были развиты оба вида памяти.
По теме: Как развить память у ребёнка
Характеристика
Механическая память характеризуется следующими особенностями:
- она всегда произвольная, то есть осуществляется сознательно, имеет цель (выучить конкретный материал), использует для её достижения специальный приём (многократное повторение), требует наличия волевых усилий,
- чаще всего она вербальная (заучиваются именно слова) — в отношении движений, запахов, мелодий действует больше процесс приобретения профессиональных навыков,
- она кратковременная: если стихотворение или новое иностранное слово не повторять, они забудутся,
- её объёмы ограничены: за 1 раз каждый человек может выучить только определённое количество слов, формул, четверостиший.
Механическая память также характеризуется тем, что совершенно не пластична. Если изначально, используя её, человек запомнил искажённую информацию с ошибками, впоследствии он воспроизводит её так же, потому что не осознаёт неправильность. В качестве примера можно привести изучение иностранного языка. Если сразу заучить слова в неправильной транскрипции, в дальнейшем такое произношение прочно закрепится в коре больших полушарий, с рецепторами которых связана МП, и переучиться будет гораздо труднее, чем сразу выучить всё правильно.
Примитивная и непластичная форма МП подтверждается многочисленными экспериментами. Если хоть немного изменить условия воспроизведения информации, которая была заучена таким способом, человек с трудом выполняет данное ему задание. Например, если его попросят рассказать стихотворение, поменяв в нём места четверостиший, или заменить в формуле какое-то одно из значений, или выставить на тренажёре другие настройки. Результат будет один и тот же — ошибки и постоянные заминки.
Все вышеперечисленные особенности должны учитываться преподавателями во время обучения. Нельзя давать ребёнку слишком большие объёмы материала для автоматического заучивания. Чтобы гармонично развить оба вида памяти (и механическую, и логическую), необходимо:
- научить ребёнка ставить перед собой цель в соответствии с задачей, которую дал учитель (выучить формулу/стихотворение/слова по-английски),
- помочь ему в освоении приёма многократных повторений (чтобы запомнить материал не за 10 раз, а за 2-3),
- тренировать силу воли,
- развивать вербальную систему восприятия,
- научить переводить МП из кратковременной в долговременную путём постоянного повторения заученного материала.
Постепенно, в процессе обучения, начиная с начальной школы, необходимо развивать у ребёнка логическую память, чтобы она к 10-11 годам преобладала над механической. Но забрасывать последнюю тоже не стоит. Обе играют разные, но важные роли в становлении и формировании полноценной и успешной личности.
Диагностика
Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»
В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.
Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.
Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).
Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.
Инструкция:
- Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
- Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
- Десятисекундный перерыв.
- Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
- Тот же алгоритм — со вторым рядом.
По результатам составляется таблица:
Диагностика заболеваний
Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:
- тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом),
- ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ,
- анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).
Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.
Особый случай
Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:
- МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов,
- общее количество попыток заучивания близко к норме,
- возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей,
- ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый,
- на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).
Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.
Развитие
Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.
Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.
Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:
- активное изучение иностранных языков,
- заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам,
- запоминание математических формул и сложных научных терминов,
- постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей,
- методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.
Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.
Рекомендуем: Образная память и её развитие
,Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после,Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в,В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у,Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли
Загрузка…
Логическая память и ее развитие
Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.
Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.
Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).
Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.
Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:
«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».
Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.
Как развить логическую память?
Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.
1
Анализ
Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:
- Что именно я изучаю?
- Почему я это изучаю?
- Что представляет собой материал?
После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.
2
Компиляция и декомпиляция
Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.
3
Поиск связи
Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.
Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.
4
Познание сути
Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:
- Изучите историю предмета.
- Попытайтесь связать эту неизвестную вам тему с темой очень близкой.
- Найдите больше информации на эту тему.
- Эмоционально вовлекайтесь в предмет.
- Изучайте биографии людей, которые связаны с этой темой.
- Ведите дневник и записывайте в него все свои мысли.
Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.
5
Систематическое повторение
Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.
Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.
Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.
Упражнения для развития логической памяти
Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.
Упражнение «Ассоциации»
Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).
Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.
Упражнение «Лишнее слово»
Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.
Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.
Упражнение «Вольный пересказ»
Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.
Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Память – основа психологического функционирования человека. Без нее человек не имеет прошлого, перестает грамотно мыслить, и теряет свое будущее. Ведь именно благодаря памяти мы связываем события, делаем выводы, учимся и полноценно существуем.
Память формирует наше сознание и подсознание, поэтому очень важно ее тренировать. Память разделяется на множество видов, но основными являются логическая память и механическая память.
Сегодня Интернет-издание estet-portal.com раскроет секреты как не просто зазубривать, а запоминать, как избавится от постоянных напоминалок в телефоне и упростить себе жизнь.
1. Основные отличия логической памяти от механической
2. Приемы для развития логической памяти
3. Эффективные упражнения для логической памяти
Основные отличия логической памяти от механической
Вспомните, почему какой-то определенный жизненный момент или слова песни мы так четко помним? Потому что мы прожили его, дали сильную эмоциональную окраску. Именно это и есть отличительной чертой логической памяти – ее восприятие на уровне эмоций.
Логическая или как ее еще называют смысловая память – вид памяти, который основан на осмыслении, ассоциациях. При логической памяти материал полностью понятный, благодаря чему он запоминается на всю жизнь, а не просто зазубривается и забывается сразу, как необходимость в нем проходит.
Механическая память отличается тем, что материал или информация запоминается именно так как подано, без ее анализа или понимания. Другими словами, механическая память – это зубрежка. Но это не всегда так плохо, как звучит. Она полезна при изучении языков, выполнении автоматических упражнений, в спорте, запоминании названий улиц, цифр.
Но сфера применения механической памяти уже, чем логической. Поэтому для облегчения жизни, важно тренировать логическую память, чтобы не перечитывать дважды информацию и пользоваться ее всю жизнь.
Также память разделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная сильно развита в детстве, когда запоминание происходит автоматически. В старшем возрасте ее сила ослабевает. Произвольная память включает в себя механическую и логическую.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
Приемы для развития логической памяти
Психологи провели массу исследований и пришли к выводу, что логическая память легко поддается тренировке.
Главное запомнить несколько правил:
1. взаимосвязь. Изучая какую-то новую информацию, старайтесь задать себе вопрос, как она связана с предметом в целом? Как поможет перейти в новый этап, и чем важна как отдельная часть? Отвечая себе на этот вопрос и видя связь, Вы сможете сложить весь пазл в себя голове и легко запомнить новый материал. Не зря детям с малых лет дают складывать пазлы: пазлы развивают память и внимание;
2. анализирование. На этом этапе важно понять что вы изучаете и зачем. В поисках ответа на эти вопросы, часто человек делает наброски, чертежи, ищет метафоры. Это помогает механическую память перевести в логическую, концептуальную;
3. осознание. Это сложный, но интересный этап. Не всегда сразу он дается, поэтому многие предметы нам непостижимы и мы их забрасываем. Но если постараться познать суть, тогда получится не просто зазубрить, а запомнить. Для этого больше вникните в историю предмета, в людей связанных с ним, с эмоциями которые он у Вас вызывает;
4. повторение. Но не стоит это путать с обычным повтором фраз с учебника. Здесь важно повторять своими словами. Пересказывать нужно в той форме как Вы поняли. Именно благодаря тому, что Вы подбираете свои собственные выражения и формулировки, материал откладывается в логической памяти, и не выйдет с головы через пару часов;
5. ассоциации. Чем больше находить связей с жизнью, знакомым предметом или ситуацией, тем легче пропустить через себя и запомнить. Часто по этой причине мы не можем вспомнить имя или номер, но помним с чем это связано и что значит, ведь запомнили благодаря ассоциациям;
6. внимание к мелочам дает осознание общей картины. Поэтому не пренебрегайте маленькими деталями, они помогут развивать логическую память.
В повторении особенную роль играет повтор в первые дни после выучивания, так как процентность забывания в эти дни выше. В первый день повторить 2-3 раза, на следующий 2 раза, через день – раз, и так раз в несколько дней переведут постепенно информацию в долгосрочную, логическую память.
Эффективные упражнения для логической памяти
Специально разработанные игры и упражнения доказали свою эффективность для тренировки логической памяти.
Попробуйте и Вы, и результат не заставит себя ждать:
• вычеркнуть лишнее. В игре участвует минимум 2 человека. Один из них называет ряд связанных слов, другой должен определить лишнее и объяснить почему. Иногда, игра усложняется тем, что принципиально лишнего нет, а угадывающий об этом не знает, и просто доводит свое видение. Такая игра помогает развивать логику, память и мышление;
• игра в ассоциации. Также необходимо 2 участника. Ведущий зачитывает пары слов,, связанных по смыслу: река – Днепр, май – сирень, работа – деньги и другие. Потом он зачитывает только одно слово, а задача второго участника назвать его пару.
• рассказ в вольном изложении. Суть заключатся в том, что человек читает сам или просит кого-то прочитать отрывок с текста. А потом старается переписать его своими словами. Не потеряв суть и главные смысловые единицы. Со временем объем текста нужно увеличивать.
Логическая память – важный аспект в нашей жизни. С ее помощью мы ассоциируем предметы, связываем события и развиваемся. Тренировать логическую память нужно не только детям, но и взрослым.
Важно отличать зазубривание от учения, осознание от простого повторения. Ведь механическая память очень кратковременная, и не воспроизводит в памяти информацию, если с помощью повторений и упражнений не перевести ее в разряд логической памяти. Для этого необходимо повторять информацию своими словами, выражениями, а не воспроизводить ее точно как в источнике.
Тренировка памяти поможет сократить вероятность болезни склероза и Альцгеймера в будущем и улучшит жизнь в целом.
Как улучшить память: 10 веществ, стимулирующих работу мозга
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Виды памяти » Битрейника
Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.
По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.
Образная память
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.
Зрительная память
Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.
Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.
Слуховая память
Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.
Двигательная память
Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.
Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. Подробнее об этом виде памяти Вы можете прочитать здесь:
Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.
Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.
Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.
Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.
Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.
Эмоциональная память
Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.
Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.
Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.
Функции эмоциональной памяти:
• Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.
• Формирование эмоционального интеллекта.
• Влияние на развитие личности и её творческих способностей.
Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.
Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.
Долговременная, кратковременная и оперативная память
По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.
Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.
Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.
Непроизвольная память и произвольная память
По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.
Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.
Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.
Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:
По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.
• При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.
• При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.
Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.
Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.
Особенности произвольной памяти:
• Наличие намерения сохранить информацию в памяти.
• Приложение определенных усилий для запоминания информации.
• Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.
• Организованное повторение с целью лучшего запоминания.
Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.
Развивать память можно с помощью специальных упражнений. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Nova
Переполнение стека
Товары
- Клиенты
- Случаи использования
Переполнение стека
Публичные вопросы и ответыКоманды
Частные вопросы и ответы для вашей командыпредприятие
Частные вопросы и ответы для вашего предприятияработы
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимать технический талантреклама
Связаться с разработчиками по всему миру
,
5 видов воспоминаний | Психология
Эта статья проливает свет на пять типов воспоминаний. Типы: 1. Личная и безличная память. 2. Роль и логическая память. 3. Привычная и чистая память. 4. Мгновенная и постоянная память. 5. Мгновенная и постоянная память.
Тип № 1.
Личная и безличная память:
В личной памяти мы помним не только факты, полученные в прошлом, но и различные другие личные переживания, связанные с ними.Когда вы вспоминаете свой первый опыт жизни в колледже и ваши контакты с выдающимися профессорами, вы вспоминаете многие детали своей личной жизни.
Это личная память. Но в безличной памяти вспоминается только один факт, но не вместе с другими личными данными. Когда вы вспоминаете пятую теорему Евклида, вы не вспоминаете конкретные инциденты, связанные с процессом приобретения знаний о ней. Так что это безличная память.
Тип № 2.
Роль и логическая память:
Механическое повторение и опыт без интеллектуального восприятия называется механической памятью.Это зубрежка. Это не подразумевает понимания или усвоения. Мальчик снова и снова механически читает стихотворение и запоминает его. Это наизусть память.
Логическая память зависит от разумного понимания или усвоения. Это не зависит от простого повторения. Мальчик хорошо понимает теорему геометрии и читает ее несколько раз. Он может легко сохранить и воспроизвести это в надлежащих случаях. Это логическая память. Ролевая память — дословная память изученного материала.Логическая память — это память для смысла изученного материала.
Тип № 3.
Привычка и чистая память:
Различие Бергсона между «привычной памятью и чистой памятью» сходно с различием между виртуальной памятью и логической памятью. Он считает, что привычка — это функция тела, но эта память — функция ума. Когда мы изучаем некоторый материал (например, стихотворение) посредством механического повторения, мы просто формируем привычку повторять определенные группы слов.
При воспроизведении стихотворения мы не вспоминаем прошлый опыт, а просто повторяем его механическим способом. Бергсон назначает «привычную память» для тела, а «чистую память» — для ума. Привычная память является результатом словесных повторений. Он заключается в механическом формировании привычки.
Истинная память зависит от ассоциации и интереса. Привычная память — это запоминающаяся память. Истинная память — это логическая память. Старая педагогика подчеркивала привычку памяти. Современная педагогика делает упор на истинную память.
Истинная память не может быть сведена к нейронной привычке, потому что она не зависит от повторения одной и той же материи и потому, что она зависит от ее значения и отношения к цели субъекта.Можно вспомнить чрезвычайно интересную сцену или очаровательную песню, даже если она была воспринята один раз.
Когда мы запоминаем стихотворение, истинная память преобладает над нейронной привычкой, которая формируется нейронными ассоциациями. Но истинная память зависит от психических ассоциаций.
Тип № 4.
Непосредственная и постоянная память:
Извлеченный материал может быть вызван сразу после его изучения. Или, это может быть вызвано по прошествии времени.Память сразу после обучения называется немедленной, память. Память по истечении определенного времени и обучения называется постоянной памятью. Элемент забывания в течение периода может устранить большую часть изученного материала.
Чем больше времени прошло, тем больше забвения. Немедленная память увеличивается с возрастом. Ребенок никогда не достигает уровня взрослого. Непосредственная память прогрессирует медленными темпами вплоть до подросткового периода, то есть до 14 лет.Он очень быстро прогрессирует в подростковом возрасте, то есть между 14 и 18 годами.
Человек достигает своего максимального предела немедленной памяти к возрасту 25 лет. Непосредственная память зависит от закона настойчивости. Благодаря действию этого закона, опыт имеет тенденцию воспроизводить себя или качаться в сознание автоматически.
Персеверация — это тенденция подсознательных следов, полученных в результате изучения материала, подняться на уровень сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна или нейрограммы.Норман прослеживает упорство в нервной системе.
Тайна настойчивости еще не разгадана. Персерверация — это тенденция подсознательного следа, получаемого в результате изучения материала, чтобы подняться до уровня сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна нейрограммы. Вероятно, это связано с нейронным облегчением.
Тайна настойчивости еще не разгадана. Взрослый уделяет пристальное внимание изученному вопросу. Так настойчивость становится сильнее, и он приобретает большую непосредственную память.Постоянная память зависит от законов ассоциации. Чем больше изученный материал связан с другими идеями в уме и внедрен в систему знаний, тем больше постоянство памяти.
Тип № 5.
Активная и пассивная память:
Когда прошлые события всплывают в нашей памяти без усилий воли, наша память пассивна или спонтанна. Вид спелого манго напоминает нам о его сладком вкусе.Вид вкусного блюда напоминает нам о его вкусе. Это примеры пассивной памяти.
Но когда мы вспоминаем прошлый опыт усилием воли, наша память активна. Активная память называется воспоминанием. Мы пытаемся вспомнить забытое имя усилием воли и, наконец, можем вспомнить его. Это активная память.
Воспоминанию помогает фиксация идей и контроль над внушающими силами. Фиксация идей означает концентрацию внимания на частично возрожденных изображениях для их полного возрождения.Если вы сосредоточите свое внимание на идее Акбара, большая часть ваших знаний о нем будет восстановлена.
И вы должны контролировать внушающие силы, следя за идеями, связанными с идеями, которые должны быть возрождены. Вы должны думать об Акбаре как о военном командире, как о политическом администраторе и стороннике религии. Тогда вы вспомните все соответствующие идеи о нем.
5 лучших методов запоминания
Эта статья проливает свет на пять лучших методов запоминания. Методы следующие: 1. Повторное повторение. 2. Обучение в целом или по частям. 3. Обучение с разнесением и без разнесения. 4. Воспроизведение и логическая память. 5. Намерение запомнить.
Метод № 1. Повторное повторение:
Повторение или повторное чтение урока исправляет его на длительный срок. Но декламация исправляет это более длительно. Чтение означает чтение для себя. Пусть читатель прочитает свой урок дважды или трижды, а затем повторяет его самому себе, побуждая себя к неудаче.
Этот активный метод изучения декламирования требует меньше времени на запоминание. Воспоминание экономно расходует время на запоминание и более надежно фиксирует матер. Если бессмысленные слоги заменить разумным материалом, мы получим лучшие результаты. Чтение является большим преимуществом для постоянной памяти, чем для немедленной памяти.
Метод № 2. Обучение в целом или по частям:
При запоминании длинного урока мы должны разделить его на части и изучать каждую часть по отдельности, пока не усвоим или не прочитаем весь урок повторно? Должны ли мы следовать «полному методу» или «частичному методу»? Было установлено, что «весь метод» превосходит «секционный метод» до ограничения в 240 строк стихотворения для взрослых.
Дети обескуражены длинным стихотворением; они могут показать лучшие результаты, следуя «методу части». Некоторые считают, что «весь метод» превосходит во всех случаях. Что касается других, то две трети добились большего успеха с помощью «полного метода», а одна треть — с «частичным методом». «Весь метод» дает хорошие результаты для постоянной памяти. «Метод part» дает хорошие результаты из оперативной памяти.
В результате было установлено, что дети в возрасте до двенадцати лет показали лучший результат с «секционным методом», чем с «полным методом», за исключением запоминания тех стихов, в которых есть совершенное единство мышления и однородность материала.Дети выше этого показали лучшие результаты с «полным методом». Подросток способен к более устойчивой умственной деятельности и, следовательно, может с пользой использовать «весь метод».
Метод № 3. Обучение с разнесением и без разнесения:
Должны ли мы повторить урок, пока не освоим его за один присест? Или мы должны изучать это один или два раза в день, пока не освоим это? Разнесенные повторения более эффективны, чем разнесенное обучение. Чем больше интервал между одним повторением и другим на одном заседании, тем меньше времени требуется для запоминания вопроса.
Раздельное обучение дает лучший результат для постоянной памяти. Обучение без разрыва хорошо для немедленной памяти. Непрерывная зубрежка может быть полезна для немедленной памяти. Но это не может быть полезно для постоянной памяти. Раздельное обучение исправляет проблему более длительно.
Метод № 4. Захват и логическая память:
Неумное запоминание или забивание не эффективны. Он не может включить материю в ментальную структуру и прочно ее исправить.Он не может установить ассоциации между материей и другими идеями в уме. С другой стороны, разумное запоминание разумного материала, в котором постигается связанный смысл всей материи, гораздо эффективнее.
Это решает вопрос прочно и многого добивается для постоянного знания. Поэтому мы не должны пытаться запомнить как разумный отрывок простым обучением. Мы должны сначала понять значение и зафиксировать его. Как только мы увидим смысл, мы узнали это.
Метод № 5. Намерение помнить:
Эффективное изучение вопроса требует намерения запомнить. Непреднамеренное обучение неэффективно. Желание учиться необходимо, если необходимо какое-либо обучение. Показания очевидцев очень ненадежны, за исключением тех фактов, которые они были однозначно отмечены во время происшествия.
Они могут помнить только то, что отметили и намеревались запомнить. Непреднамеренное обучение неэффективно и надежно.
Обычно эксперименты с памятью проводятся со списком бессмысленных слогов. Но «значение» играет важную роль в запоминании. Понимание материала облегчает его вспоминание. Мы можем легко выучить стих из четырех строк за одно чтение, хотя он состоит из пятидесяти слогов. Но мы можем выучить список из пятидесяти бессмысленных слогов, прочитав его несколько сотен раз.
Изучая стих, мы формируем умственные ассоциации между значениями слов и предложений.При изучении неслоговых слогов мы формируем моторный механизм или речевую привычку. Первое — это чистая память, а второе — привычная память. Но даже при изучении списка бессмысленных слогов у нас должно быть намерение выучить его. Таким образом, они становятся частью целого, что связано с целью.
Главное руководство по компьютерной памяти
ОЗУ (сокращение от оперативного доступа к памяти) является неотъемлемой частью каждого компьютера, поскольку в нем хранятся все данные, которые ваш компьютер использует в настоящее время. Думайте об этом как о кратковременной памяти вашего компьютера, тогда как жесткий диск больше похож на долговременную память. Если вы используете компьютер во время работы, возможно, было бы неплохо проверить что-то наподобие этого программного обеспечения с минимальными правами доступа
, чтобы убедиться, что ваш компьютер в безопасности.
Почему важна оперативная память? Сколько оперативной памяти вам нужно и как быстро это должно быть? Мы собираемся ответить на эти вопросы и, надеюсь, прояснить некоторые распространенные мифы об оперативной памяти. Если этот вопрос и другие проблемы, связанные с технологиями, приводят к путанице или если компьютерные системы вашего бизнеса работают не так, как вы хотите, то лучше всего связаться с компанией по поддержке ИТ.
В оперативной памяти вашего ПК ОЗУ хранит умеренный объем информации, к которому можно быстро получить доступ.Оперативная память примерно в сто раз быстрее, чем даже самый быстрый SSD или жесткий диск, но содержит в сто раз меньше данных и теряет эти данные при отключении питания.
Вот очень упрощенное сравнение скорости и объема памяти ОЗУ с твердотельными накопителями (SSD) и жесткими дисками:
типов оперативной памяти
Оперативная память
может иметь различные виды.
Это довольно стандартные палочки со скромным радиатором:
Они похожи, но у них низкий профиль, поэтому они не помешают вашему вентилятору радиатора процессора:
Некоторые RAM-накопители поставляются с большими радиаторами, которые более … приобретенного вкуса.Эти радиаторы достаточно высоки, чтобы с большей вероятностью помешать вентилятору радиатора процессора:
Это все примеры оперативной памяти для настольных ПК, но есть и меньшие размеры для ноутбуков и специальные версии для серверов.
Для настольной оперативной памяти наиболее современным типом является DDR4, хотя старый DDR3 все еще широко используется. Если у нас есть DDR4 и DDR3, вам может быть интересно, что случилось с DDR2 и DDR1. Вы бы правильно предположили, что они были заменены более новыми версиями.DDR3 и DDR4 — это только последние из долгой истории типов настольной памяти.
Почему тип оперативной памяти постоянно меняется? Почему бы не придерживаться одного типа? Потому что часть того, что делает новые типы ОЗУ быстрее, заключается в том, что они работают по-разному. Потребность в новой материнской плате, центральном процессоре и оперативной памяти каждые несколько лет — это просто цена, которую можно заплатить, чтобы воспользоваться преимуществами более высоких скоростей и более низкого потребления энергии.
Ниже приведен график скоростей ОЗУ с течением времени, начиная с 1990 года. По состоянию на 2016 год мы наблюдали разработку семи различных типов ОЗУ для настольных ПК, и скорость значительно увеличилась с каждым новым типом:
Что означают все числа?
При покупке оперативной памяти вы увидите множество цифр, связанных с ее производительностью: объем хранилища (в гигабайтах), скорость, напряжение, время и т. Д.- но что они все значат?
Объем хранения
В большинстве случаев сборщики ПК предполагают, что им нужно больше гигабайт оперативной памяти, чем они на самом деле. Это древний миф, как компьютеры, поощряемый производителями, которые с радостью продают больше оперативной памяти и упрощают процесс до одного простого числа.
Объем вашей оперативной памяти определяет, какой объем информации ваш компьютер может получить быстрый доступ. Если у вас достаточно ОЗУ , чтобы делать все, что вам нужно делать в любой момент времени на вашем компьютере, то наличие ОЗУ обычно для вас ничего не значит.(Некоторые приложения, такие как редактирование видео, и могут использовать дополнительную оперативную память.)
При каждом включении компьютера приложения загружают данные в оперативную память. Например, каждая вкладка, открытая в веб-браузере, занимает немного памяти. Каждая программа, которую вы открываете или выполняете фоновую операцию, также занимает немного оперативной памяти.
Пока все, что вы делаете на компьютере, занимает меньше оперативной памяти, чем ваш общий объем, все в порядке. Если ваша RAM заполняется, то все значительно замедляется.Вот почему вам иногда может потребоваться перезагрузить компьютер, чтобы удалить ненужную память и восстановить производительность.
Для большинства людей 8 ГБ ОЗУ более чем достаточно для работы, в том числе для игровых ПК. Этого достаточно для того, чтобы в Google Chrome было открыто несколько десятков вкладок, запускать самую требовательную современную компьютерную игру во время потоковой передачи на Twitch и одновременно воспроизводить фильм на втором мониторе. На самом деле, чтобы заполнить 8 гигабайт, требуется немало усилий, и именно эту сумму мы рекомендуем для хорошего ПК среднего уровня.
В большинстве случаев достаточно даже 4 ГБ оперативной памяти, и мы рекомендуем это для компьютеров более низкого уровня, если вы ищете способ сэкономить несколько долларов.
Некоторые энтузиасты ПК настойчиво будут настаивать на том, что вам нужно как минимум 16 ГБ оперативной памяти. Но вам действительно нужно подумать о том, чтобы получить 16 или более концертов, если у вас есть особые намерения. Видеомонтаж или другая производственная работа, где вы работаете с большими файлами, может получить выгоду от 16 ГБ или даже больше, но обычному человеку просто не нужно так много.
Скорость
Скорость памяти
примерно измеряется в мегатрансферах в секунду. DDR означает «двойная скорость передачи данных». Двойной, потому что две передачи происходят за часы. Поэтому память DDR3 RAM, работающая на 800 Мегагерц, называется DDR3-1600, потому что она может осуществлять две передачи за такт. Распространенной ошибкой является упоминание DDR3-1600 как 1600 мегагерц, когда на самом деле 1600 мега передает .
Официальные скорости оперативной памяти DDR3 составляют 800, 1066, 1333, 1600, 1866 и 2133.Как только вы достигаете скорости около 1600 или выше, производительность перестает заметно улучшаться для большинства задач. Предполагая, что вы ничего не делаете с вашим компьютером, особенно интенсивно использующим полосу пропускания, вероятно, можно выбрать 1600 для оперативной памяти DDR3.
Оперативная память
DDR4 до сих пор достигла скорости 4266, но это не значит, что вы заметите удвоение производительности по сравнению с самой быстрой оперативной памятью DDR3. Недавний тест от Anandtech показал, что разница в производительности между оперативной памятью на скоростях 2133 и 3200 составляет от 0 до 5 процентов, в зависимости от приложения.
Когда вы смотрите на скорости ОЗУ, DDR3 1600 (или DDR4 2400) достаточно быстрая для обычного использования компьютера и игр, а более быстрая ОЗУ не стоит большого увеличения цены. Если вы знаете, что вы будете делать с вашим компьютером что-то, что доказало свою выгоду от еще более высоких скоростей оперативной памяти, сделайте это. В настоящее время стандартным является 8 ГБ памяти как для развлекательных игровых ПК, так и для рабочих (например, на cksglobal.net). Как и при получении большего количества гигабайт оперативной памяти, чем вам нужно, получение более быстрой оперативной памяти ничего не повредит.
Сроки
Не вдаваясь в мучительные подробности, время относится к скорости ОЗУ, а меньшее число на означает более быструю память. Они не имеют большого значения, чтобы стоить тратить много денег, но если у вас есть выбор между большим или меньшим временным числом, выберите более низкие.
Напряжение
Voltage играет гораздо большую роль в устройствах меньшего размера, таких как ноутбуки и телефоны, но даже в настольной оперативной памяти это влияет на то, сколько тепла вырабатывает ваша память и сколько энергии она потребляет.
Стандартное напряжение для оперативной памяти DDR3 составляет 1,5 В, но некоторые палки DDR3 работают с более эффективным 1,35 или чуть более энергоемким 1,65. Для сравнения, стандартное напряжение для DDR2 составляло 1,8 вольт, а DDR4 устанавливает еще более эффективный стандарт в 1,2 вольт. В небольших устройствах такая дополнительная экономия энергии означает, что для устройств с экранами с более высоким разрешением или увеличенным временем автономной работы доступно больше энергии.
Часто задаваемые вопросы об оперативной памяти
Теперь давайте ответим на несколько распространенных вопросов об оперативной памяти.
В: Лучше иметь несколько маленьких палочек ОЗУ или одну большую палку ОЗУ? (т. е. две палочки по 4 ГБ лучше, чем одна палочка по 8 ГБ?)
A: Распределение ОЗУ по нескольким флешкам приведет к очень небольшому увеличению производительности благодаря использованию двухканального режима. В среднем вы увидите улучшение производительности на 2-3% при использовании двух стиков по сравнению с одним. Если у вас есть возможность получить две палки за одну, сделайте это, но только если цена схожа.
В: Можно ли смешивать скорости или марки оперативной памяти?
A: Смешивание ОЗУ редко вызывает какие-либо проблемы. Если у вас разные скорости, например, одна карта 1333 и одна карта 1600, вся ваша оперативная память автоматически будет работать на более медленной скорости — в данном случае 1333.
Что касается смешивания брендов, то все ОЗУ работают на основе общих стандартов, поэтому разные бренды будут отлично работать вместе, хотя разные палочки будут работать с наименьшими общими скоростями и таймингами.Независимо от того, покупаете ли вы ОЗУ у Kingston, Corsair, G.Skill или кого-либо еще, чипы оперативной памяти производятся одной из трех компаний: Micron, SK Hynix или Samsung.
Единственное смешивание ОЗУ, которое не работает, — это попытка использовать совершенно разные типы, например, одну флешку DDR3 и одну флешку DDR4, или ОЗУ ноутбука с ОЗУ компьютера.
В: Насколько важны радиаторы ОЗУ? Должен ли я получить ОЗУ самые большие, самые плохие радиаторы, которые я могу найти?
A: Радиаторы RAM предназначены главным образом для эстетики.Если вы не планируете разгонять свою оперативную память, радиаторы на ней совершенно не нужны. Дешёвые радиаторы нередко приводят к тому, что ваша оперативная память работает немного жарче, и это плохо.
В: Так почему же производители продолжают помещать радиаторы в ОЗУ ?!
A: Потому что они выглядят круто, поэтому мы продолжаем покупать их!
Вот и все!
Если вы хотите узнать больше об оперативной памяти или получить текущие рекомендации по покупке хорошей оперативной памяти, ознакомьтесь с информацией об оборудовании нашего компьютера, содержащей рекомендации на нашей домашней странице.И если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь комментировать ниже.
,