Межличностное пространство это: Межличностное пространство — Студопедия

Содержание

Межличностное пространство — Студопедия

Другим важным фактором в общении является межличност­ное пространство — как близко или далеко собеседники находят­ся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выра­жаем пространственными категориями, как, например, “держать­ся подальше” от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или “держаться поближе” к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определен­ный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

• интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным от­ношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

• межличностное расстояние (0,5—1,2м) —для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с дру­гом;

• социальное расстояние (1,2-3,7 м) — для неформальных со­циальных и деловых отношений, причем верхний предел бо­лее соответствует формальным отношениям;

• публичное расстояние (3,7 м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благопри­ятное впечатление, когда стоят или сидятна расстоянии, соот­ветствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмер­но близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицатель­но сказывается на общении.



Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного ува­жения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики дер­жатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (неза­висимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешен­ный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди дер­жатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимсяна большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на отно­сительно близком расстоянии.

Традиция — также важный фактор. Жители стран Латин­ской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собесед­нику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отноше­ния принимают вид ролевого общения. По этой причине некото­рые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседни­ком — на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Зоны межличностного общения | Sherbakova.com

В психологии есть понятие межличностного пространства или дистанции общения – это расстояние в пространстве между людьми в процессе общения. Общаясь с одними, мы чувствуем себя комфортно, нам приятно беседовать, а с другими мы испытываем дискомфорт и хотим держаться подальше или, вообще, прекратить беседу. Это напрямую зависит от границ/зон общения.

На эффект общения влияет не только статус, психологические особенности, пол личности, но и на какой дистанции он от вас находится. Существует предел допустимого расстояния между собеседниками. Каждый интуитивно чувствует, когда этот предел нарушен. Это вызывает раздражение, тревогу или подавленность.

Зоны или границы межличностного общения.

  • Интимная зона/граница. Это расстояние от человека в пределах 40 — 50 см. Она считается более важной для каждого, в которую не всех допускают. В этих границах происходит очень доверительное и тесное общение, например, с детьми, родителями, влюблёнными, очень близкими людьми или друзьями. В интимную зону мы допускаем врачей. Если эту границу переходит «чужак», это вызывает отторжение и раздражение.
  • Личностная или персональная зона/граница. Это расстояние на уровне от 40-50 см. до 1,2-1,5 м. В такой пространственной зоне мы общаемся со знакомыми, с сотрудниками, она предназначена для неформальных и деловых отношений.
  • Социальная зона/граница. Это расстояние на уровне от 1,2-1,5 м. до 3,0-3,5 м. В это пространство мы допускаем мало знакомых людей, оно предназначено для официального или формального общения, в деловых встречах, в беседах, не связанных с личным.
  • Публичная зона/граница. Это расстояние в пределах более 3,5 м. Оно предназначено для большой аудитории: для презентаций, чтения лекций, проведения собраний и т.д.

Нарушение границ общения влияет на эмоциональное состояние человека. Когда вас хотят переубедить или заставить сделать то, что вы не желаете, активно нарушают интимную зону. Если при этом смотрят вам в глаза и говорят убедительно с повышением тона, наседая и подавляя, то вы «сдадитесь».

В деловых отношениях, в коммерческой деятельности важно знать эти зоны, т.к. правильно выбранная дистанция напрямую связана с результатом общения.

Не нужно забывать, что данные границы распространяются далеко не на всех, т.к. в других странах или регионах свои традиции, следовательно и межличностное пространство другое.

Межличностное пространство






Межличностное пространство, важным показателем которого является дистанция (физическое расстояние),— это объективный показатель, отражающий, насколько близко (далеко) находятся собеседники по отношению друг к другу. Обычно чем больше со­беседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.

Размеры личной пространственной территории человека сред­него класса в принципе одинаковы независимо от того, где он проживает. Ее можно разделить на четыре четкие пространствен­ные зоны:

1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Именно эта зона главная, и человек ее охраняет, как свою собственность, разрешая нарушать ее только лицам, находящимся с ним в тесном эмоциональном контакте. Зона радиусом до 15 см — это сверхинтимная зона, про­никнуть в которую можно только посредством физического контакта.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние, которое разделяет нас во время официальных приемов, официальных ве­черов и дружеских вечеринок.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии обычно располагаются малознакомые люди.

4. Общественная зона (более 3,6 м). Наиболее удобная зона, когда мы адресуемся к большой группе людей (И. Атватер).

Указанные зоны значительно варьируются в зависимости от возраста, пола, и уровня культуры. Например, дети и люди пожи­лого возраста держатся ближе к собеседнику. Женщины обычно сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Уравновешенные, спо-


койные люди подходят к собеседнику ближе, тогда как беспокой­ные, нервные люди держатся от собеседников подальше. Общест­венный статус также влияет на расстояние между людьми. Важным фактором является традиция. Так, уроженцы Кавказа и Средней Азии склонны садиться ближе к психологу, чем славяне.

Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать клиенту возможность самому вы­брать удобное для него расстояние.

На дистанцию между собеседниками может повлиять стол. Он обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому некоторые психологи предпочитают проводить консультирование, сидя не за своим столом, а напротив собеседника — на стульях, стоящих под углом друг к другу. Чаще всего во время разговора с клиентом расстояние между ним и психологом равно длине руки или больше.

Анализируя свое впечатление о клиенте, психолог может попробовать ответить на следующие вопросы: s На какое место обычно садится клиент? S Какую дистанцию выбирает клиент в начале сессии? s Как клиент реагирует, когда психолог наклоняется в его сторону или придвигается чуть ближе?



s Изменяет ли клиент дистанцию на протяжении сессии? Если клиент часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое не­вербальное поведение.

Поиск оптимальной дистанции — первое и самое важное дей­ствие в установлении контакта с клиентом. Некоторые консуль­танты не изменяют своего пространственного расположения на протяжении всей сессии. У клиента появляется возможность уменьшать или увеличивать дистанцию с психологом в соответ­ствии со своим актуальным состоянием. Другие психологи (геш-тальт-терапевты, телесно-ориентированные терапевты) предпочи­тают экспериментировать, изменяя дистанцию и положение в пространстве до тех пор, пока не будет найдена наиболее комфорт­ная позиция: напротив друг друга или рядом; на большом рассто­янии или очень близко.

Можно выделить следующие функции пространственного расположения, влияющие на психологический климат консуль­тации:

■S степень близости между психологом и клиентом, которая обычно определяется по дистанции между ними;


S характер контакта (конкуренция, зависимость, сотрудничест­во). Если клиент и психолог расположились рядом (но не напро­тив, а бок о бок), то это говорит, скорее, о поддержке;

S динамика отношений во время сессии. Если клиент сам приближается к психологу и вступает на «его территорию», он, возможно, пытается столкнуться, поконкурировать с психологом или, наоборот, демонстрирует зависимость, подчинение. Психо­лог, берущий на себя инициативу, приближающийся к клиенту, может либо спровоцировать столкновение (явное или скрытое), либо, наоборот, позволяет установить климат доверия (в случае максимально возможной близости подкрепленный физическим контактом). Когда и психолог, и клиент остаются на расстоянии, на «своей» территории, то создается атмосфера либо недоверия, либо автономии и уважения к свободе каждого из участников ди­алога;




Таким образом, тело — такой же реальный участник диалога, и психолог может слушать и слышать, как слова клиента отзыва­ются в его теле и как он своими словами оказывает влияние на тело клиента.

Выражение лица

Лицо представляет собой своеобразную сцену, где все части — рот, нос, глаза, брови — играют свою роль. Выражение лица, или мимика, является главным показателем чувств и эмоций человека. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — брови подняты, глаза широко открыты, кончики губ опущены вниз, рот приоткрыт;

страх — брови приподняты и сведены над переносицей, глаза широко открыты, уголки губ опущены и несколько отведены на­зад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа вы­пячена или приподнята и сомкнута с верней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ обычно слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны отражают эмоции по-разному. Левое полушарие мозга контролирует речь и интеллектуальную деятельность и отражается на правой стороне лица. Правое полушарие управляет


эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью и отражает­ся на левой стороне лица. На левой стороне лица, считает А. Пиз, труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные более отчет­ливо выражены на левой стороне. Очевидно, психологу весьма трудно улавливать малейшие изменения лицевых мышц. Сигна­лом конфликтности мыслей и чувств может являться ассиметрия их выражения на лице: одна часть лица улыбается, другая остает­ся грустной (как театральная маска).

Лицо экспрессивно выражает чувства, поэтому говорящий обыч­но пытается контролировать или маскировать выражение своего лица (И. Атватер). Для психолога важно отслеживать различные чувства клиента по мере их проявления на лице. Иногда полезно прояснить или уточнить, какое именно чувство испытывает кли­ент, например: «Это Вас возмутило?» или «Сейчас Вы злитесь или огорчаетесь?» и т.д.

Визуальный контакт

Визуальный контакт — важный элемент консультативного процесса. Когда психолог смотрит на клиента, это, с одной сторо­ны, выражает его заинтересованность, а с другой — помогает сосредоточить внимание на том, что говорит клиент. Легче под­держивать визуальный контакт с клиентом при разговоре на при­ятную тему, однако люди избегают смотреть в глаза, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. Настойчивый или при­стальный взгляд в таких случаях воспринимается как признак враждебности и вызывает возмущение.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Женщи­ны склонны к более длительному визуальному контакту, чем мужчины. Если клиент то смотрит в глаза психолога, то отводит свои глаза в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По окончании речи клиент, как правило, прямо смотрит в глаза собе­седнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

Таким образом, выслушивая клиента, психологу желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре он должен быть реже. Взгляд психолога, направленный в глаза кли­ента, обычно обозначает: «Я Вас внимательно слушаю».

Жесты и их составляющие

Установки и чувства клиента можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.


Для психолога-консультанта важным является знание комму­никационных жестов. Во всем мире люди улыбаются, когда счастливы, хмурятся, когда печальны. Кивание головой — утверж­дение или согласие, покачивание головой из стороны в сторону — отрицание или несогласие. Поэтому сигналом для прояснения мо­жет служить неконгруэнтность между словами и жестами клиен­та. Например, клиент может говорить: «Я очень люблю свою мать» и при этом энергично качать головой, тем самым как бы отрицая сказанное. Улыбка в совокупности с дружественными жестами обычно обозначает удовольствие или доброжелатель­ность, поэтому многие психологи в начале встречи улыбаются. Психологу необходимо помнить, что различаются не только не­вербальные языки разных наций, но даже представители одной этнической группы, имеющие разный уровень образования, живу­щие в различной среде (например, в мегаполисе и небольшом го­родке), будут сильно отличаться в своих невербальных реакциях. Жесты нельзя изучать в отрыве, изолированно от остальных жестов и других обстоятельств. Так, почесывание затылка может означать что угодно — перхоть, укус насекомого, выделение пота, неуверенность, забывчивость или то, что человек говорит неправ­ду. Совокупность жестов позволяет получить информацию, со­ответствующую состоянию, чувствам человека. Например, если человек сидит, скрестив ноги, голова и подбородок враждебно наклонены, одна рука лежит поперек тела (как бы защищая его), щека подперта указательным пальцем и рот прикрыт средним — скорее всего, он относится к вам критически, и его невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Я не согласен с тем, что Вы говорите, мне это не нравится». Однако это может быть его обычной, достаточно ригидной позой, выражаю­щей общее недоверие к окружающему миру, либо позой, в кото­рой человек чувствует себя наиболее защищенным.

Важным показателем правдивости, искренности, доверия к психологу, а также осознанности отношений клиента к себе и окружающим может служить степень конгруэнтности (согласо­ванности) языка слов и жестов. Например, клиентка может рассказывать, как тепло она относится к мужу, но при этом ее ку­лаки сжаты, а тело напряжено. Если сигналы неконгруэнтны, лучше полагаться на невербальную информацию. В этом случае психологу важно обратить внимание клиентки на такое рассогла­сование ее слов и невербальных реакций. Например, он может сказать: «Вы говорили, что очень любите мужа, но при этом хму­рились и сжимали правую руку в кулак». Важно также учитывать


контекст — если в холодном помещении клиент сидит у окна, скрестив руки и ноги, опустив голову вниз — это может означать, что он замерз, а вовсе не критичное его отношение к чему-то про­исходящему в сессии.

Богатство жестикуляции обратно пропорционально положе­нию в обществе. Чем выше социальное и профессиональное поло­жение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Менее образованные люди в процессе общения чаще полагаются на жесты.

Быстрота некоторых жестов и их очевидность зависит от возраста человека (например, редуцирование детского жеста неправды — прикрытия рта руками — к усовершенствованному жесту — прикосновению к носу или ко рту — у взрослых людей). Возможно ли подделать язык телодвижений? Нет, потому что человека выдаст неконгруэнтность между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого време­ни, так как вскоре организм передаст сигналы, противоречащие сознательным действиям человека. Многие менеджеры и политики являются профессионалами в области копирования жестов. И, хотя трудно подделывать язык тела в течение длительного периода вре­мени, психологу полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и изба­виться от жестов, несущих, отрицательную, негативную окраску.

Опытные психологи применяют специальные приемы для того чтобы создать доверительные отношения с клиентом. Сто­ронники нейролингвистического программирования (НЛП) ис­пользуют для этой цели простые и изящные техники подстройки, также называемые отражением, присоединением, настройкой или отзеркаливанием (С.А. Горин). Подстройка к позе означает, что психолог воспроизводит, отражает позу клиента. Психолог также может подстраиваться к жестам, дыханию, скорости речи.

Если психолог не использует техники подстройки, то его поза должна, прежде всего, говорить об интересе к собеседнику. Лучше всего, если его тело слегка наклонено вперед, к клиенту. Такая поза как будто говорит собеседнику: «Я весь — внимание». Кивки головой выражают одобрение и поддержку. Если же психолог си­дит, небрежно развалившись в кресле, это воспринимается клиен­том как незаинтересованность в общении. Руки, скрещенные на груди, обычно обозначают защиту (однако не следует бросаться в атаку и задавать клиенту вопрос «Чего Вы боитесь?» или «От чего Вы защищаетесь?»). Рукопожатие при встрече и расста-


вании воспринимается как доброжелательный жест, хотя предста­вители некоторых направлений являются противниками таких проявлений.

Иногда психолог использует жесты, чтобы прервать клиента (например, если последний уходит от обсуждаемой темы) или стимулировать его говорить дальше. Консультант может невер­бально «задавать вопросы», выражать свои чувства, т.е. использо­вать как инструмент свое тело.

Вербальное общение

Единственным средством вербальной коммуникации является язык. В психологическом консультировании проблема языковых средств коммуникации решается по-разному, в зависимости от те­оретического подхода, в рамках которого осуществляется процесс консультирования. Тем не менее главным элементом любой пси­хотерапии и консультирования является именно вербальное общение. Трудно представить себе успешно работающего и при этом косноязычного, не владеющего речью психолога.

Эффективность консультирования зависит от того, насколько полной, ясной и точной является собранная психологом информа­ция. Поэтому очень важно, чтобы он внимательно выслушивал все сказанное клиентом, избегая прерывания или изменения на­правления разговора.

Обычно психологи при взаимодействии с клиентом придер­живаются правила вербального следования. Это значит, что пси­холог «идет» вслед за клиентом, за его темами и старается исполь­зовать тот же язык, которым пользуется клиент.

Для психолога-профессионала важнее фиксировать свое вни­мание на клиенте, а не на проблеме. Поэтому в случаях, когда в рассказе клиента присутствовало несколько тем, технически более правильным будет перечислить все темы, затронутые клиентом, и предложить последнему самому выбрать, с какой из них ему хоте­лось бы поработать.





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










Межличностное пространство — это… Что такое Межличностное пространство?



Межличностное пространство
— структурная характеристика процесса соотнесения позиций, ориентированных друг на друга и действенно вовлеченных в поддержание этих позиций индивидов в локально опр. рамках. С этой т. зр., М. п. можно рассматривать как «межличностный продукт». Формируется структура, к-рая не предусматривает наличия «посторонних», т. е. число ролей ограниченно, а распределение и соотношение ролевых позиций участников коммуникации столь устойчиво (стабильно), что вмешательство или захват чужой роли рассматриваются как нарушение модели О., и попытка нарушить структуру обычно встречает возражение со стороны участников О. Лит.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы, 1998; Казаринова Н. В. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ, 2006; Леонтьев А. А. Психология общения, 1997; Шоттер Дж. М. М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопр. психологии. 1996. № 6. Н. В. Казаринова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
Под общей редакцией А. А. Бодалева.
2011.

  • Межличностное познание: эталоны
  • Межличностные отношения близкие

Смотреть что такое «Межличностное пространство» в других словарях:

  • Пространство общения межличностное — структурная характеристика процесса соотнесения позиций ориентированных друг на друга и действенно вовлеченных в поддержание этих позиций индивидов в локально опр. рамках. С этой т. зр. межличностное пространство можно рассматривать как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Коммуникативные способности — индивидуальнопсихол. особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе О. или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Исследование общения в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова: школа Андреевой Г. М. — Каф. социальной психологии ф та психологии МГУ была создана Г. М. Андреевой в 1972 г. по инициативе декана ф та психологии А. Н. Леонтьева. В первое 10 летие разрабатывалась проблематика социальной перцепции наряду с анализом методологических.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • социальная перцепция — Автор. Дж.Брунер (1947 г.). Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) Андреева Г …   Большая психологическая энциклопедия

  • БУБЕР — (Buber) Мартин (1878 1965) евр. религиозный философ и писатель, теоретик сионизма, преподавал в ун тах США, Европы, Палестины и Израиля, был первым президентом Израильской академии наук. Лауреат Эразмовской премии. Б. развивал свою оригинальную… …   Философская энциклопедия

  • Бондырева, Светлана Константиновна — Бондырева Светлана Константиновна Бондырева С.К. Дата рождения …   Википедия

  • ФЕРРАРА Эйбл — ФЕРРАРА (Ferrara) Эйбл (р. 19. 07. 1951), американский режиссер. Pодился в Нью Йорке. В середине 1970 х годов Феррара познакомился с начинающим литератором Николасом Сент Джоном, который был за редким исключением неизменным сценаристом Феррары, и …   Энциклопедия кино

  • Теория демократии — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобод …   Википедия

  • Манипуляция психологическая — [от лат. manipulatio пригоршня, горсточка, ручной прием] один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — (от англ. interaction взаимодействие) одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. И. как социальное взаимодействие… …   Социология: Энциклопедия

Книги

  • Невербальная коммуникация. Теория, функции, язык и знак, Коццолино М.. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее  Купить за 378 руб
  • Невербальная коммуникация Теории функции язык и знак, Коццолино М.. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак, Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее  Купить за 306 руб

Другие книги по запросу «Межличностное пространство» >>

Межличностное пространство — Студопедия

организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, предполагающая: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств коммуникации.

Можно обозначить вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть обозначены следующим образом: пристройка к партнеру сверху, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция.

Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится занять позицию сверху. Символическое представление о связи вертикали с силой партнера имеет социальное происхождение. Однако в этой зависимости нетрудно отыскать модели поведения, присущие всем социальным животным: преимущество всегда у того, кто находится выше, – хороший обзор, выгодная позиция для нападения, большая безопасность. И наоборот – потерпевшее поражение животное, как правило, ложится и обнажает или делает уязвимыми различные части своего тела.

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», «сынок», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.



Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. Оказавшись в ней, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения (рис. 6.3).

Позиция равенства сторон также предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывание и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д.

Способность к смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которыми владеет человек, – это, по мнению специалистов в области межличностной коммуникации, один из существенных показателей компетентного, зрелого общения.


Рис. 6.2.Пространственная жестикуляция

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться «закрытость» той или иной стороны личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентации, эрудиции и т. д.), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции (то есть интимной, личной зоны) ненормально. Вопрос состоит в том, оптимальна ли существующая дистанция для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия.

Рис. 6.3.Позиция подчинения

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Американский социолог и социальный психолог Эрвин Гофман (1922-1982) – представитель так называемого драматургического подхода в микросоциологии – рассматривал пространственно-временные отношения как фундамент производства и воспроизводства социальной жизни. Его интересовало то, что он назвал «ситуациями», или «встречами», проходящими во времени и пространстве. Поскольку социальные контакты, социальные «встречи» всегда доступны наблюдению, обозримы для участников, постольку изучение социального пространства, по мнению Гофмана, есть изучение телесного поведения. Для того чтобы произвести нужное впечатление, человек должен позаботиться о собственном внешнем виде – костюме, гриме и «маске», манере поведения, «декорациях» (обустроить место встречи), то есть заняться «конструированием» собственного тела. Например, если вы хотите произвести впечатление строгого, точно знающего свои цели, ценящего свое время человека, то этому может способствовать продуманное оформление места встречи (кабинета): расстановка стола и стульев, выбранный стиль речи, прическа и т. д. Межличностное взаимодействие, согласно этому подходу, может быть рассмотрено как переговоры о пространстве: выстраивая свое поведение как род сценической игры, индивиды договариваются о том, кто какую территорию занимает, кто, куда и как часто может передвигаться и т. д.

(См.: Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. –

Harmondsworth, Penguin, 1959.)

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает «своей». Это может быть физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под ногами в переполненном автобусе. На эмоциональном уровне это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы.

Именно потому, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Одним из путей повышения устойчивости формирующейся межличностной связи является борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения – такова предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию. Другим путем повышения устойчивости межличностной связи – более трудным с точки зрения душевных затрат – является установка на сотрудничество, при которой требуется отыскать способы продуктивного сопряжения намерений обоих партнеров.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Е. Л. Доценко (1998) предложил для обозначения процесса согласования характеристик (измерений) взаимодействия использовать термин из компьютерного лексикона – «форматирование». Форматирование общения – это выработка схемы (шаблона), задающей параметры нашего контакта, контуры отношений, сценарии взаимодействия. Процедуры, которые предположительно составляют процесс форматирования, таковы:

· поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения;

· пробное использование этого содержания в готовом виде, без всяких изменений;

· отбор тех находок, которые подходят, успешно работают;

· выбраковка неподходящих заготовок;

· подгонка части заготовок под особенности партнера, под характер и свойства его контекстных привнесений;

· выработка совместных приемов, способов и параметров (правил) взаимодействия;

· ограничение достаточным количеством форм, в которые отливается то или иное содержание;

· уточнение собственных намерений (переструктурирование своей психологической ситуации), если потребуется;

· изменение условий взаимодействия, если есть возможность;

· интенсивное использование тех форм, которые лучше всего работают.

В результате форматирования, по мнению исследователя, создается уникальная конфигурация совместного семантического пространства взаимодействия: виды используемых пристроек, особенности установившейся дистанции, территориальное разделение, мозаика видов контакта, степень его глубины и, соответственно, вовлекаемые в общение внутрипсихические структуры, используемые последовательности обмена действиями, скорость чередования ходов, общий эмоциональный тон, темп продвижения к намеченным целям, основной используемый язык, границы его варьирования за счет введения сленга или профессиональных жаргонов, репертуар допустимых жестов и многое другое, что составляет многомерную ткань человеческого общения.

Каждую новую встречу мы начинаем не с пустого места, а с того момента, которым завершилась предыдущая встреча. Вся история наших взаимодействий латентно присутствует в каждый момент нашего актуального взаимодействия. Это обстоятельство позволяет утверждать, что между нами существует совместное смысловое поле. Его-то мы и форматируем в каждый момент взаимодействия. Другими словами, мы как бы договариваемся между собой о том, какие контексты будут актуализированы и привлечены к данной ситуации общения, создаем собственный уникальный микромир, в котором можно уединиться и поговорить на своем уникальном языке о том, что интересно нам обоим. В той степени, в которой этот мир оказывается обособлен, мы чувствуем свое единение.

(См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. –

Тюмень: ТОГИРРО, 1998.)

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия благодаря сходному определению ситуации его участниками, согласованию их намерений, приспособлению к позициям друг друга, организации совместной деятельности, оказывается фактором, воздействующим на успешность/неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

Межличностное пространство

Расстояние
между
людьми в процессе общения может быть
различным, оно зависит от цели общения,
ситуации:

Интимное
расстояние
до
0,5 м
Возможно
при
интимных
отношениях,
в
спорте

Межличностное
расстояние
0,5-1,2 м
При
разговоре
друзей
с
соприкосновением
или
без

соприкосновений
друг
с
другом
Социальное
расстояние
1,2-3,7 м
При
неформальных
социальных
и
деловых
отношениях,

верхний
предел
при
формальных
отношениях
Публичное
расстояние
3,7 м
и
выше
Не
считается
грубым
обменяться
несколькими
словами
или
воздержаться
от
общения

Физическое
расстояние между общающимися людьми
определяет психологическую
дистанцию
между
ними. А психологическая дистанция между
собеседниками, как известно, сильно
влияет на контакт между ними.

Психологическая
дистанция тесно связана с личностным
пространством
человека.
Под личностным пространством понимают
не только тело человека, но и пространство
вокруг тела. Радиус этого пространства
может быть разным. По мнению Алана Пиза,
на него влияют географическое расположение
и среда обитания. Так у северных народов
радиус личностного пространства больше,
чем у южных. У сельских жителей радиус
больше, чем у горожан. Но это лишь
среднестатистические закономерности.
У каждого конкретного человека радиус
личностного пространства будет зависеть
от семьи. Мы заранее не можем знать,
каково личностное пространство нашего
собеседника. Может произойти ситуация,
когда к человеку А с большим личностным
пространством близко подойдет человек
Б с маленьким радиусом своего пространства.
Тогда человек А сделает бессознательно
шаг назад, так как будет испытывать
дискомфорт, даже раздражение из-за того,
что человек Б вторгся в его личностное
пространство. Человек Б снова сделает
шаг вперед, поскольку он привык общаться,
располагаясь ближе к собеседнику,
человек А снова сделает шаг назад. Такой
танец можно наблюдать до тех пор, пока
контакт не прервется. Человек А уйдет
с неприятным впечатлением о человеке
Б, как о назойливом, наглом.

Причина
случившегося заключается только в
нарушении границы, во вторжении в
личностное пространство человека А.

Чтобы
не оказаться на месте человека А или Б,
нужно дать возможность собеседнику
сесть или стать там, где ему удобно, при
этом, возможно, придется испытать
неудобства ради сохранения хорошего
контакта с собеседником.

О
том, на какой дистанции хочет находиться
собеседник, можно понять по тому, как
он протягивает руку для рукопожатия.
Он может вытянуть ее вперед или согнуть
в локте. Дети и старики обычно держаться
ближе к собеседнику. Женщины предпочитают
более близкое расстояние, нежели мужчины.
Уравновешенный человек с чувством
собственного достоинства подходит к
собеседнику ближе, чем человек беспокойный,
нервный.

На
психологическую дистанцию влияет также
социальный
статус
человека
— его положение в обществе. Чем выше
статус, тем дальше мы от этого человека
становимся. При равных статусах люди
располагаются на близком расстоянии
друг от друга. На психологическую
дистанцию оказывает воздействие и
фактор доминантности.
Доминировать
над собеседником можно по-разному: сев
в кресло с высокими ножками, начальник
окажется выше своего подчиненного.
Можно «захватывать территорию» — сесть
на один стул, а свои вещи положить на
соседний. Некоторые люди пытаются
воспользоваться чужими подлокотниками.
Можно вытянуть свои ноги так, что
собеседнику придется поджать свои.
Люди, садящиеся на самый краешек,
показывают собеседнику, что как будто
не имеют права сесть на весь стул. Очень
важным признаком того, как человек
оценивает сам себя, является осанка.
Прямая спина свидетельствует о наличии
у собеседника чувства собственного
достоинства. Несколько согнутая спина
показывает склонность к подчинению. На
психологическую дистанцию влияют и
объекты,
находящиеся
между общающимися людьми. Например
столы, сумки, трибуна увеличивают
психологическую дистанцию, собеседники
невольно переходят на формальное,
ролевое общение. В качестве примера
уменьшения дистанции модно вспомнить
трибуну, с которой президент США
обращается к народу. Расположение
собеседников в пространстве (в комнате),
размещение
у
стола также оказывают влияние на
психологическую дистанцию. Расположение
под тупым углом друг к другу рассматривается
как наиболее оптимальное для доверительной
беседы, психологическая дистанция
уменьшается. И, наоборот, большой стол,
например Т-образный у начальника,
максимально увеличивает психологическую
дистанцию. Здесь оказываются
задействованными сразу три фактора:
большое физическое расстояние; стол
как большой объект между ними, увеличивающий
психологическую дистанцию; и разница
между статусом начальника и подчиненного.

Собеседник,
которому предложили сесть на противоположной
стороне прямоугольного стола, может
занять оборонительную позицию и будет
склонен возражать вам.

Зная
основные факторы, влияющие на
психологическую дистанцию между
собеседниками, а значит, и на контакт
между ними, можно сознательно их
регулировать и ими управлять. Например,
если начальнику нужно провести
доверительную беседу с подчиненным,
лучше его усадить рядом с собой под
углом к себе.

Межличностное пространство. Взгляд | Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

  •  около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
  •  невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
  •  наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
— внешний вид собеседника,
— мимика (выражение лица),
— пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
— вокальные качества голоса,
— его диапазон,
— тональность,
— тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
— темп речи,
— паузы,
— смех и т.д.

Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Межличностное пространство.

Вы, наверное, замечали, что наши взаимоотношения с окружающими мы нередко выражаем в пространственных понятиях. Например, мы говорим: «надо держаться от него подальше!», имея в виду человека, которого недолюбливаем или боимся, или: «пригреться под крылышком» того, кто нам покровительствует или симпатизирует.

* Межличностное пространство представляет собой расстояние между собеседниками в процессе общения.

Различают несколько видов межличностного пространства:

  •  Личным или интимным является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.
  •  Межличностное пространство — в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.
  •  Социальное пространство – это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.
  •  Публичным является расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении.

Данные о межличностном пространстве, конечно, усредненные. Каждый человек имеет свою систему «пространств». Имеются здесь и определенные закономерности. Например, у селян межличностное пространство, в среднем, больше, чем у горожан. именно этим объясняется фобия (страх) толпы, наблюдающийся у многих селян, перебравшихся в город.

Выбор межличностного пространства – дело трудное. Расстояние, на которое Вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим (чтобы собеседник не подумал, что он Вам неприятен или что Вы высокомерны), ни слишком маленьким (это может оскорбить собеседника).

По расстоянию между собеседниками можно судить о том, в каких отношениях они друг с другом находятся. Обычно, чем меньше это расстояние, тем лучше собеседники относятся друг к другу, тем лучше знают друг друга.

Свое пространство собеседник может как-то отметить. Например, положить на стол, за которым сидит, свою тетрадь, ручку, документы. Это пространство тоже нарушать нельзя. Вообще лучше всего, приходя к знакомым и, тем более, к малознакомым людям, спросить, куда можно сесть.

Есть еще один важный аспект, относящийся к межличностному пространству, вернее, к его организации – наличие барьеров между собеседниками. Если Вы хотите установить с собеседником дружеские отношения, «погасить» возникшую психологическую напряженность в ваших отношениях, лучше, если вас ничто не будет отделять друг от друга – даже журнальный стол, а вы будете сидеть с собеседником рядом, а не друг напротив друга.

Взгляд.

О взгляде человека можно говорить бесконечно. Мы с вами затронем только те аспекты этого вопроса, которые имеют наибольшее значение для делового общения.

Максимум информации о собеседнике несут зрачки, вернее, их реакция (расширение или сужение) на собеседника или ситуацию.

  •  Расширение зрачков означает, что собеседник позитивно относится к Вам, заинтересован предлагаемым делом, позитивно оценивает ситуацию.
  •  Сужение зрачков указывает на негативное отношение к собеседнику, ситуации, не заинтересованность в предлагаемом деле.

Утверждают, что при игре в карты, например, расширение зрачков указывает на то, что партнеру достались хорошие карты. Интересно, что даже опытный игрок проигрывает, если его соперник в темных очках. Этим не раз пользовались бизнесмены. Греческий мультимиллиардер Онассис, например, на важные переговоры всегда надевал очки с темными стеклами, чтобы оппонент не видел его реакции на то или иное предложение.

Взгляд может дать и иную информацию о собеседнике. В частности, о лживости собеседника может свидетельствовать тот факт, что он смотрит на своего собеседника менее трети времени беседы. Считается, что для того, чтобы установить доверительные отношения, нужно смотреть в глаза собеседнику не менее 60–70% от всего времени разговора.

Психологи различают две главных разновидности взгляда – дружеско–светский и деловой.

Под «дружеско-светским» подразумевают взгляд, направленный в пространство, ограниченное глазами и ртом собеседника. Деловое общение предполагает использование преимущественно этого вида взгляда, который указывает на дружеское расположение к собеседнику.

Под «деловым» взглядом понимают взгляд, направленный в область, ограниченную глазами и центром лба. Используя данный вид взгляда, Вы даете понять собеседнику, что говорите серьезно, создавая деловой настрой беседе. «Деловой взгляд» предпочтительнее использовать в тех случаях, когда наступает переломный момент в переговорах, когда «решается их судьба», а также тогда, когда Вы делаете выговор подчиненному (если Вы делаете выговор, но используете дружеско – светский взгляд, Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез).

Взгляд искоса, сопровождаемый улыбкой, означает интерес к Вам или к предлагаемому Вами делу. Если собеседник смотрит искоса, но если при этом уголки губ опущены, а брови нахмурены, то это означает агрессивность, вражду, угрозу. Наличие преграды перед глазами во время беседы (например, собеседник, разговаривая с Вами, с интересом рассматривает свои бумаги, ручку и т.д.), то это означает, что он желает «вывести Вас из своего поля зрения», т.е. закончить разговор, т.к. он либо устал, либо ему неинтересно с Вами общаться, либо он чувствует свое превосходство. В этом случае нужно сменить тактику, либо прервать разговор.

 

Источник: zhestov.net

 

 

Ты в моем пространстве! Как предпочтительная межличностная дистанция варьируется в разных странах мира — исследовательский дайджест

Автор Кристиан Джаррет

Это действительно неловко, когда вы болтаете с кем-то, чье чувство подходящего межличностного пространства слишком близко. Есть возможность выполнить тонкую перестановку в обратном направлении, но что, если они просто снова уменьшат разрыв?

Наши суждения о таких вещах, очевидно, различаются в зависимости от индивидуальной личности — люди с большей социальной тревожностью, как правило, предпочитают большее расстояние, — а также от характера наших отношений с другим человеком.Но культура, безусловно, тоже должна сыграть свою роль.

Чтобы выяснить, насколько предпочтительные межличностные расстояния различаются в разных странах мира, авторы нового исследования, опубликованного в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology , обратились — предположительно не слишком близко — к почти 9000 участников из 42 стран и попросили их указать на простая графика, как другой человек — незнакомец, друг или более близкий родственник — может подойти к нему во время разговора, чтобы все оставалось комфортным.

Три страны, в которых участники предпочитали минимальное расстояние от постороннего человека, были наибольшими: Румыния (приблизительно 140 см), Венгрия и Саудовская Аравия; И наоборот, тремя странами, где участники были наиболее счастливы от близости с незнакомцем, были Аргентина (80 см), Перу и Болгария.Великобританию представляла Англия, и здесь участники вышли примерно посередине (примерно 1 метр) с точки зрения разброса международных предпочтений при разговоре с незнакомцем.

Среднее предпочтительное минимальное расстояние от друга или знакомого во время разговора было меньше, как и следовало ожидать, но порядок ранжирования по странам был довольно похож на порядок расстояния от незнакомцев. Таким образом, в странах, где люди предпочитали большее расстояние от незнакомцев во время разговора, они также предпочитали большее расстояние от друзей.

Как ни странно, это было не так в случае предпочтительного минимального расстояния при разговоре с близким или более интимным человеком. Например, румыны, которым, как вы помните, нравилось самое большое расстояние от незнакомца, на самом деле оказались среди самых маленьких предпочитаемых минимальных расстояний от интимных отношений (около 50 см). Точно так же норвежцы оказались ближе к середине в распределении предпочтительных минимальных расстояний от незнакомца, но были довольны наименьшим физическим расстоянием (примерно 40 см) от близкого человека.

Ведущий автор Агнешка Сороковска и десятки ее коллег по всему миру также пытались выяснить, могут ли международные различия в климате и уязвимость перед паразитами коррелировать с предпочтительными межличностными различиями. Мера паразитов не была актуальной, но средняя температура была такой: в более теплых странах участники, как правило, были более довольны меньшими расстояниями при общении с незнакомцами, возможно, потому, что люди чувствуют себя социально ближе в более теплом климате, предположили исследователи; Напротив, когда дело дошло до интимных отношений, это были более холодные страны, которые были более счастливы с меньшими расстояниями, возможно, как способ оставаться уютным!

Во всех странах женщины, как и участники старшего возраста, предпочитали большие расстояния от другого человека.Очевидным ограничением исследования является то, что оно было основано на суждениях участников о межличностных расстояниях, которые, по их мнению, они предпочли бы, а не на фактических наблюдениях за их поведением. Тем не менее, исследователи собрали впечатляющий объем данных из огромного числа стран, предоставив захватывающий глобальный взгляд на повседневный личный опыт: насколько близко это слишком близко, когда вы разговариваете с другим человеком?

— Предпочтительные межличностные расстояния — глобальное сравнение

Изображение взято с gettyimages.co.uk

Christian Jarrett ( @Psych_Writer ) — редактор BPS Research Digest

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

определение личного пространства и синонимы личного пространства (английский)

Личное пространство — это область вокруг человека, которую он психологически считает своей. Большинство людей ценят свое личное пространство и испытывают дискомфорт, гнев или беспокойство, когда их личное пространство нарушается. [1] Разрешение человеку входить в личное пространство и входить в чужое личное пространство являются показателями восприятия отношений между людьми. Здесь есть интимная зона для влюбленных, детей и близких родственников.Есть еще одна зона, используемая для общения с друзьями, общения с единомышленниками и групповых обсуждений; следующая зона предназначена для незнакомцев, вновь образованных групп и новых знакомств; а четвертая зона используется для выступлений, лекций и театра; по сути, публичная дистанция — это диапазон, предназначенный для более широкой аудитории. [2]

Вход в чье-то личное пространство обычно свидетельствует о знакомстве, а иногда и о близости. Однако в современном обществе, особенно в густонаселенных городских сообществах, временами трудно сохранить личное пространство, например, в переполненном поезде, лифте или на улице.Многие люди считают такую ​​физическую близость психологически тревожной и дискомфортной, [1] , хотя это принято как факт современной жизни. В безличной многолюдной обстановке стараются избегать зрительного контакта. Даже в многолюдном месте важно сохранять личное пространство, а интимные и сексуальные контакты, такие как фроттеризм и ощупывание, обычно являются неприемлемыми физическими контактами.

Предполагается, что миндалевидное тело обрабатывает сильные реакции людей на нарушения личного пространства, поскольку они отсутствуют у тех, в которых оно повреждено, и активируется, когда люди находятся физически близко. [3]

Понятие личного пространства было введено Эдвардом Т. Холлом, который создал концепцию проксемики. В своей книге The Hidden Dimension (1966) он описывает субъективные измерения, которые окружают каждого человека, и физические расстояния, которые они стараются держаться от других людей в соответствии с тонкими культурными правилами. [1]

Размер

Личное пространство человека (и соответствующая зона комфорта) очень изменчиво, и его трудно точно измерить.По оценкам, он составляет около 60 сантиметров (24 дюйма) с каждой стороны, 70 сантиметров (28 дюймов) спереди и 40 сантиметров (16 дюймов) сзади для среднестатистического жителя Запада.

Вариант

Два человека не влияют на личное пространство друг друга

Реакция двух людей, чье личное пространство находится в конфликте

Личное пространство сильно различается. Те, кто живет в густонаселенных местах, как правило, имеют меньшее личное пространство. Жители Индии, как правило, имеют меньшее личное пространство, чем жители монгольских степей, как дома, так и в индивидуальном плане.Более подробный пример см. В разделе Телесный контакт и личное пространство в США.

Личное пространство исторически изменилось вместе с границами общественного и частного в европейской культуре со времен Римской империи. Эта тема была исследована в издании A History of Private Life под общей редакцией Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби, опубликованном на английском языке издательством Belknap Press.

На личное пространство также влияет положение человека в обществе, поскольку более обеспеченные люди требуют большего личного пространства. [ необходима ссылка ]

Люди делают исключения и изменяют свои требования к пространству. Ряд отношений может позволить изменить личное пространство, включая семейные узы, романтические партнеры, дружбу и близкие знакомства, где большая степень доверия и знаний человека позволяет изменять личное пространство.

Адаптация

По словам психолога Роберта Соммера, метод борьбы с нарушенным личным пространством — это дегуманизация.Он утверждает, что (например) в метро переполненные люди часто представляют тех, кто вторгается в их личное пространство, неодушевленными. Поведение — это еще один метод: человек, пытающийся поговорить с кем-то, может часто вызывать ситуации, когда один человек выходит вперед, чтобы войти в то, что он воспринимает как разговорную дистанцию, а человек, с которым он разговаривает, может отступить, чтобы восстановить свое личное пространство. [ необходима ссылка ]

Межличностное пространство

Межличностное пространство — это психологический «пузырь», который возникает, когда один человек стоит слишком близко к другому.Исследования показали, что существует четыре разных зоны межличностного пространства:

  1. Интимное расстояние варьируется от прикосновения до примерно 18 дюймов (46 см) друг от друга и предназначено для влюбленных, детей, а также близких членов семьи и друзей, а также домашних животных.
  2. Личная дистанция начинается на расстоянии вытянутой руки; начиная примерно с 18 дюймов (46 см) от человека и заканчивая примерно 4 футами (122 см) от человека. Это пространство используется в беседах с друзьями, в чате с единомышленниками и в групповых обсуждениях.
  3. Социальная дистанция варьируется от 4 до 8 футов (1,2–2,4 м) от человека и предназначена для незнакомцев, недавно сформированных групп и новых знакомых.
  4. Общественная дистанция включает все, что находится на расстоянии более 8 футов (2,4 м), и используется для выступлений, лекций и театральных представлений. Публичная дистанция — это, по сути, диапазон, предназначенный для более широкой аудитории. [4]

Нейропсихологическое пространство

Нейропсихология описывает личное пространство в терминах «близости» к телу.

  1. Внеличностное пространство : пространство, которое находится вне досягаемости человека.
  2. Периперсональное пространство : Пространство в пределах досягаемости любой конечности человека. Таким образом, быть «на расстоянии вытянутой руки» означает находиться в пределах своего периферического пространства.
  3. Около кожного пространства : Пространство за пределами нашего тела, но которое может быть близко к нему. Поля зрительно-тактильного восприятия перекрываются при обработке этого пространства, так что, например, человек может видеть перо как не касающееся его кожи, но все же ощущать намек на щекотку, когда оно парит прямо над его рукой. [5]

Previc [6] далее подразделяет внеличностное пространство на фокально-внеличностное пространство , действие-экстраличностное пространство и пространство окружающее-внеличностное пространство . Фокально-внеличностное пространство расположено в боковых височно-фронтальных путях в центре нашего зрения, ретинотопически центрировано и привязано к положению наших глаз, а также участвует в поиске и распознавании объектов. Экстрапереносное пространство действия расположено в медиальных височно-лобных путях, охватывает все пространство, центрируется на голове и участвует в ориентации и перемещении в топографическом пространстве.Действие-внеличностное пространство обеспечивает «присутствие» нашего мира. Окружающее внеличностное пространство сначала проходит через периферические теменно-затылочные зрительные пути, а затем соединяется с вестибулярными и другими телесными чувствами, чтобы контролировать позу и ориентацию в фиксированном на Земле / гравитационном пространстве. Многочисленные исследования, связанные с пренебрежением к периферическим и внеличностным отношениям, показали, что периферическое пространство расположено дорсально в теменной доле, тогда как экстраличностное пространство расположено вентрально в височной доле.

Миндалевидное тело

Исследования связывают миндалевидное тело с эмоциональными реакциями на близость к другим людям. Во-первых, он активируется такой близостью, а во-вторых, у людей с полным двусторонним повреждением миндалины отсутствует ощущение границы личного пространства. [3] Как отметили исследователи: «Наши результаты показывают, что миндалевидное тело может опосредовать силу отталкивания, которая помогает поддерживать минимальное расстояние между людьми. Кроме того, наши результаты согласуются с результатами у обезьян с двусторонними поражениями миндалины, которые остаются Вблизи от других обезьян или людей эффект, который мы предлагаем, возникает из-за отсутствия сильных эмоциональных реакций на нарушение личного пространства. Previc, F.H. (1998). Нейропсихология трехмерного пространства. Psychol. Бык. 124: 123-164.

.

Важность навыков межличностного общения и внутриличностного общения

Споры между и внутриличностными навыками — это то, о чем вы, возможно, слышали раньше. Что лучше: навыки межличностного общения или внутриличностное восприятие?

Это хороший вопрос, и его стоит изучить. Вот почему.

Развитие навыков межличностного и внутриличностного общения поможет вам в долгосрочной перспективе. Эти навыки не только превратят вас в более эффективного коммуникатора, но и улучшат ваши способности решать проблемы, а также разовьют сочувствие, самоанализ и самосознание.

Итак, какой набор навыков более выгоден? Когда дело доходит до межличностных и внутриличностных дебатов, ключ к пониманию того, как эти коммуникативные навыки действуют в повседневном мире.

Что такое межличностные и внутриличностные навыки?


В чем разница между межличностным и внутриличностным ?

Итак, слово «интер» означает «между». Слово «интра» означает «внутри». Итак, мы уже хорошо понимаем, к чему эти навыки относятся.

Межличностное общение — это общение, которое происходит между двумя или более людьми . Внутриличностное общение — это общение, которое происходит внутри себя .

Как работает межличностное общение?

Кто-то с отличным межличностным общением умеет разговаривать с другими. Они могут эффективно и эффективно донести свое сообщение. Они хорошие слушатели и активно участвуют как в передаче, так и в получении сообщения.

Навыки межличностного общения пользуются большим спросом у работодателей. Вот несколько навыков межличностного общения, которые могут помочь вам в следующем собеседовании или командном проекте:

  • Активное слушание
  • Коллективное мышление
  • Четкое устное общение
  • Положительный настрой
  • Отзывчивый

What is intrapersonal communication?

Что такое внутриличностное общение?

Внутриличностное общение отличается от межличностного общения.И хотя оба навыка ориентированы на общение, они действуют на очень разных частотах.

Внутриличностное общение — это общение, которое происходит внутри человека. Он состоит из разговора с самим собой, самооценки, самоанализа и личного размышления. Это может быть несколько форм. Работа над проблемой в уединении собственного разума — это форма внутриличностного общения.

Разговор с самим собой вслух, когда вы один, не является признаком безумия.Это просто еще одна форма внутриличностного общения! (И вполне полезно, можем добавить.) Ведение журнала и ведение блогов также являются формами внутриличностного общения.

Внутриличностное общение помогает лучше понять свои желания, увлечения и мотивы. Фактически, внутриличностный интеллект — один из девяти типов интеллекта Гарднера.

Итак, что значит быть внутриличностным?

Люди с сильным внутриличностным интеллектом, как правило, больше других сосредотачиваются на размышлениях, самоанализе и самоанализе.Они уделяют пристальное внимание своим мыслям, чувствам и эмоциям, чтобы лучше понять свои мотивы и цели.

В чем разница между межличностным и внутриличностным конфликтом?

Как мы уже узнали, межличностное и внутриличностное общение совершенно разные. Итак, как насчет межличностного конфликта и внутриличностного конфликта ?

Что ж, межличностный конфликт — это конфликт, который существует между двумя или более людьми. Внутриличностный конфликт — это частный личный конфликт внутри.

Обе формы конфликта могут быть непростыми. И в чем секрет их навигации? Все это возвращается к коммуникативным навыкам!

Улучшение навыков межличностного и внутриличностного общения может помочь вам, когда возникают проблемы с другими людьми и в вашей собственной жизни. И что самое лучшее? Этим навыкам можно научиться.

Обучение — это не зрелищный вид спорта. Если вы отстаиваете свои ограничения, вы должны их соблюдать.
— Джим Квик, автор программы Mindvalley’s Superbrain

Изучение новых коммуникативных навыков как на межличностном, так и на внутриличностном уровне может помочь вам во всех сферах вашей жизни.Настоящий вопрос в том, готовы ли вы приложить усилия, чтобы развить свои природные таланты?

Есть ли у вас более сильные навыки межличностного или внутриличностного общения? Расскажите нам ниже!


У вас проблемы с запоминанием имен?

Может быть, вам сложно вспомнить важные даты или даже основные факты и цифры, необходимые для презентации?

Если да, не волнуйтесь — это обычная проблема.

Но также распространен миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей фотографической памятью, а остальным просто приходится бороться.

По правде говоря, память похожа на мускул — вы можете тренировать ее, чтобы стать на сильнее .

Работаете ли вы профессионалом, желающим овладеть новыми навыками, студентом, готовящимся к экзаменам, или просто старшим специалистом, который хочет оставаться в тонусе — есть методы, которые вы можете применить, чтобы активно и постоянно улучшать свою память.

Если вы хотите воспользоваться этой секретной силой, о которой вы не знали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе

Из него вы также узнаете:

Самая большая ложь, которую нам всем рассказывали о нашем мозге , которая удерживает нас от нашего потенциала.Вопреки расхожему мнению, ваша память на самом деле не фиксирована. Как только вы поймете, насколько у вас есть контроль, вы начнете понимать, на что вы действительно способны.

10 мощных ментальных приемов, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер-ученика . Небольшие хитрости в этих областях могут помочь вам стать забывчивым человеком или человеком с почти идеальной памятью.

Мощная техника запоминания , которую можно использовать в любой ситуации.Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь свой список покупок, не записывая его!

Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные уловки, раскрывающие свой сверхмозг (почувствуйте результаты через 1 час)

What is intrapersonal communication?

.

Что такое навыки межличностного общения и почему они так важны?

Что такое межличностные навыки ? Как узнать, есть ли они у вас? Вам нужно их, чтобы добиться успеха?

Краткий ответ: да .

Навыки межличностного общения — невероятный залог успеха. Без них ваша жизнь по своей сути более сложна.

Но с ними? Вы обнаружите, что перед вами распахиваются двери там, где их раньше не было.

Итак, что такое навыки межличностного общения и как их использовать для достижения успеха?

Что означают навыки межличностного общения?


Проще говоря — навыков межличностного общения — это навыки общения с людьми.Это навыки, которые мы используем при общении и сотрудничестве с другими.

Все чаще и чаще работодатели основывают свои решения о найме на основании того, считают ли они, что кандидат демонстрирует сильные навыки межличностного общения.

Подумайте об этом: чем более представительным вы являетесь, тем лучше вы можете внести свой вклад как сплоченный член команды. . И чем вы честнее и преданнее, тем меньше вероятность того, что вы откажетесь от проекта на полпути к его завершению.

great interpersonal skills

Какие примеры хороших навыков межличностного общения?

Навыки межличностного общения — это качества, которым мы учимся на протяжении всей жизни.К сожалению, в начальной школе нет курса терпения или программы эмпатии в колледже.

Эти навыки как внутренние, так и внешние для нас. Это способности, которые мы приобретаем на собственном опыте.

Некоторые люди обладают врожденным талантом к межличностному общению. Они безоговорочно понимают, что нужно для общения с другими, возможно, даже не зная, что такое межличностные навыки!

И в этом истинная красота навыков межличностного общения.Зная или не зная, как их определять, вы можете обладать и развивать эти изменяющие жизнь способности, чтобы лепить и определять свое будущее к лучшему.

Хорошие навыки межличностного общения включают следующее:

  • Активное прослушивание
  • Сотрудничество
  • Решение проблем
  • Разрешение конфликтов
  • Сочувствие
  • Дипломатия
  • Адаптивность
  • Лидерство
  • Посредничество
  • Терпение

Итак, спросите себя: ли какие-либо из вышеперечисленных навыков межличностного общения приходят вам естественно?

Что бы вы хотели улучшить и развить?

Почему важны навыки межличностного общения?


Оказывается, навыки межличностного общения приобретают все большее значение на рабочем месте.Помимо помощи в поиске работы, что еще могут сделать навыки межличностного общения, чтобы добиться успеха?

Что ж, здесь вступает в игру истинная и врожденная ценность навыков межличностного общения.

Навыки межличностного общения — это способности, которые могут трансмутировать и переносить во все сферы нашей жизни. Нет ни одной грани нашего опыта, что эти навыки не пригодились бы!

Навыки межличностного общения — это не просто навыки общения с людьми. Это жизненных навыков. И они помогают нам общаться и общаться с другими.

Там, где однажды мы, возможно, потеряли терпение и начали спор, вместо этого мы стремимся к пониманию и терпимости. Если раньше мы, возможно, грубо отмахнулись от чужих проблем, вместо этого мы стремимся к сочувствию и состраданию.

Мы наводим мосты с другими людьми, которые делают нашу жизнь и жизнь тех, с кем мы общаемся, легче, проще и лучше .

2 Навыка межличностного общения для успеха


Теперь, когда мы лучше понимаем, что такое навыки межличностного общения, мы можем дополнительно изучить особый аспект этих способностей: межличностное общение.

Большая часть проблем, с которыми мы сталкиваемся с другими, происходит из-за недопонимания одной формы другого. И существует и типов недопонимания.

Развивая и совершенствуя свои навыки межличностного общения , мы помогаем сгладить и упростить наше взаимодействие с другими людьми.

Итак, вот два наиболее важных навыка межличностного общения и то, как они могут вам помочь:

1. Навыки межличностного общения: активное слушание

Активное слушание — это бесценный инструмент для облегчения эффективного общения.Невозможно недооценить важность этого навыка межличностного общения.

Активное слушание — это техника общения, которая включает полное и активное приложение слушателя к тому, что говорится. Все внимание слушателя уделяется говорящему. Часто говорящему предоставляются визуальные подсказки, чтобы он знал, что слушатель уделил ему все свое внимание.

Активные сигналы прослушивания включают:

  • Попадание в глаза
  • Кивает головой
  • Улыбаясь
  • Устные утверждения, такие как «да», «ах» или «мммм»

Эти реплики дают говорящему понять, что слушатель не просто слышит их, а активно слушает .

В конце концов, слух — это то, что происходит в ушах. Но слушание — это то, что происходит со всем телом.

Активный слушатель подтверждает вашу способность отдавать другим. Он отображает ваш интерес к идеям и представлениям окружающих. И это побуждает людей, с которыми вы взаимодействуете, общаться и предоставлять вам форум для общения в ответ.

why are interpersonal skills important

2. Навыки межличностного общения: язык тела

Были некоторые споры по поводу количества нашего общения, которое полностью исходит из языка тела и интерпретируется.Но большинство экспертов в области психологии согласны с тем, что по крайней мере половина нашего общения с другими происходит без слов.

Итак, это означает, что ваше тело, поза и выражение лица играют огромную роль в том, как другие интерпретируют то, что вы говорите.

Не осознавая этого, мы почти все время посылаем подсознательные сигналы всем вокруг нас своим телом. Означает ли это, что вам нужно больше осознавать свой язык тела?

Да!

Навыки межличностного общения языка тела в основном сосредоточены на историях, которые мы рассказываем своими лицами, руками, глазами и позой.

Если наши тела сообщают о незаинтересованности или апатии, когда мы пытаемся эффективно общаться, наше сообщение вряд ли будет воспринято должным образом.

Распространенные примеры языка тела, который сообщает о незаинтересованности:

  • Избегайте зрительного контакта
  • Сложенные руки или ноги
  • Взгляд на часы, часы или телефон
  • зевая
  • ерзать

Вместо этого используйте невербальную коммуникацию в своих интересах и попробуйте следующее:

  • Расслабленная, открытая поза
  • Зрительный контакт при завязке
  • Кивает головой
  • Улыбаясь

Осознание своего физического пространства и своего места в нем поможет вам понять, как другие интерпретируют ваше присутствие.

Открытый язык тела приветствует других в . Это дает им понять, что вы в безопасности и заслуживаете доверия, и побуждает их общаться с вами на более глубоких и интимных уровнях.

Вот видео, на котором замечательный Джеффри Аллен дает еще немного советов по навыкам межличностного общения и связи:

Как вы проявляете хорошие навыки межличностного общения?


Работа над улучшением навыков межличностного общения — стоящая задача; это то, над чем вы можете работать каждый день для достижения устойчивых и значительных результатов.

Итак, вот несколько способов улучшить свои навыки межличностного общения, чтобы лучше общаться с окружающими:

1. Признание других

Когда кто-то говорит, слушайте. Когда кто-то предлагает отзыв, будьте любезны. И когда кто-то протягивает вам руку, благодарите их.

Часто люди просто хотят, чтобы их узнавали и признавали за то, что они делают. Итак, сделайте кому-нибудь комплимент ! Сообщите им, что вы заметили их упорный труд. Скажите им, что вы цените их идеи.

2. Практикуйте сострадание

Забота о благополучии других — важная черта, над которой мы все должны работать, чтобы развивать ее как в себе, так и в других.

Итак, если вы видите, что у кого-то тяжелое время, плохой день или тяжелый опыт, обратитесь к нему. Спросите их, чем вы можете помочь. Слушайте их с сочувствием. Принеси им кофе. Нарисуйте им забавный рисунок и оставьте его на столе.

В конце концов, забота о других — это маленькие интимные добрые дела, которые мы совершаем ежедневно.

3. Интересуйтесь другими

Мы часто слишком озабочены своими проблемами и трудностями, чтобы уделять много внимания другим.

Итак, в следующий раз, когда вы откроете рот, чтобы пожаловаться или высказаться, попробуйте спросить человека, с которым вы взаимодействуете, как у него дела.

Спросите их об их увлечениях, увлечениях, интересах. Познакомьтесь с людьми на более глубоком и полноценном уровне.

Если вы хотите общаться с другими, вам нужно приложить усилия, чтобы проявить интерес к их жизни.

Итак, какие из этих советов и уловок вы нашли наиболее полезными? Расскажите нам в комментариях ниже.


Большинство людей думают, что обучение — это ключ к саморазвитию

Вот как мы выросли — в молодости мы изучали алгебру, читали историю и запоминали названия элементов периодической таблицы.

Но как только вы вырастете и начнете жить, вы поймете, что не можете «научиться определенным вещам, например, личному росту».

Вишен Лакхиани, основатель Mindvalley и автор бестселлеров New York Times, обнаружил, что ключом к саморазвитию является не «учиться», а, скорее, «трансформироваться».

Если вы хотите «преобразоваться» и готовы ускорить свой личный рост, тогда присоединяйтесь к БЕСПЛАТНОМУ мастер-классу Вишена Лакхиани, где вы узнаете:

✅ The Framework for Flow: 3 главных столпа жизни , которые помогут вам быстро расти на автопилоте, чтобы личное развитие происходило естественно.

✅ Как вы можете, , использовать окружающую вас энергию , чтобы автоматически привлекать инструменты, необходимые для раскрытия вашего истинного потенциала, что позволяет вам легко вносить преобразующие изменения в свою жизнь.

✅ Примените принцип №1, чтобы устранить препятствия в своей жизни , и впоследствии проявите себя как лучшее «я» и окажите положительное влияние на мир.

Откройте для себя проверенную основу для экстраординарных преобразований и нового себя в 2020 году

why are interpersonal skills important

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *