Мироощущение в философии: Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия (стр. 1 из 2)

Содержание

Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия (стр. 1 из 2)

1. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.

Типы мировоззрения

Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Есть слово, которое кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология — от греч. idea — понятие, представление и logos — слово, понятие, учение. Но и у этого слова есть «политический» оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла.

Идеология — система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых

— осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

— содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Хотя мировоззрение – часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами адаптации.

Любое познание (в том числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого варианта личного воздействия на действительность — с личной оценкой значимости полученного в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в уверенно отработанный автоматизм.

Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного — истину или ложь.

Все последующие обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует понятию «мировоззрение», очень важно понимание — как формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам.

Распознавание любого качества текущего психического состояния определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения — фактически — есть обучение и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня — как результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях корректируются опытом по результатам вариантов поведения.

Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление — очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления ихинтересов основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей.

Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание — оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение.

Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это — мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния.

Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма — как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.

Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию).

Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].

2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах.целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

Мироощущение и миропонимание — Философия

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.

Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья.  Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . Мировоззрение — сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их побудительная сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения — возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. В мировоззрении реально различимы — по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов — также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

 563 

Загадки философии: мироощущение — это что?

Мировоззрение и мироощущение: немногие смогут объяснить, какая именно разница между двумя этими философскими понятиями. А они, между прочим, являются теми невидимыми силами, что ежедневно управляют жизнью человека. И если с мировоззрением хоть как-то можно разобраться, опираясь на собственную логику, то мироощущение вызывает куда больше вопросов.

А посему будет весьма уместным поговорить о том, что кроется за этим, непонятным на первый взгляд, словом. И осознать то, как именно мироощущение влияет на наш жизненный выбор и возможно ли его изменить.

мироощущение это

Что нам подсказывает философия?

Данное понятие было внедрено учеными-философами еще в незапамятные времена. Так, мироощущение – это восприятие реальности через чувства и эмоции. А вот мировоззрение – это устоявшиеся принципы и взгляды на жизнь.

То есть главным отличием мировоззрения от мироощущения, является то, что первое обусловлено непосредственно знанием и опытом человека, а второе зачастую его врожденным характером. И тем не менее они в равной степени влияют на то, какие решения примет индивидуум для достижения своих целей.

Как понять принципы мироощущения?

Итак, давайте постараемся разобраться в том, как именно работает мироощущение. Ведь несмотря на столь короткое объяснение из пособия по философии, все же это понятие не так просто осмыслить с первого раза.

мировоззрение и мироощущение

Мироощущение – это часть каждого индивидуума, правда ее невозможно заметить, покуда не узнаешь о ее существовании. Точнее — покуда не начнешь задумываться над тем, как сильно наши эмоции могут повлиять на то, каким мы видим окружающий мир.

Например, пессимисты воспринимают все в темных тонах, а их эмоциональный спектр зачастую бывает слишком серым. В связи с этим они склонны придерживаться мысли о том, что весь мир – это угрюмое и унылое место. В отличие от них, оптимисты, наоборот, стремятся увидеть все в слишком радостных и теплых красках.

Мироощущение — это бесконтрольный механизм или приобретенный слой сознания человека?

Учитывая все вышесказанное, напрашивается логический вопрос: «А возможно ли измениться свое восприятие или же оно неизменно?» Изначально многие философы считали, что мироощущение – это врожденный дар человека, который появляется у него при рождении. Следовательно изменить его нельзя.

Однако с течением лет философия крепчала и дополнялась работами ученых, изучающих не только западную школу, но и восточную. И их взгляды отличались от изложенных ранее. Прямое тому подтверждение — духовная практика буддийских монахов, которая в корне способна изменить мироощущение человека.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание — Студопедия

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.

В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

— мифологическим

— религиозным

— философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.

Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.



Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.


Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.

Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

Мироощущение это

Читать PDF

Иерархия снабжения жителей Воронежа в период первых пятилеток

Ходаковский В. В.

Читать PDF

Иерархия власти и система управления в политических объединениях средневековых кочевников Евразии (с

Бубенок Олег Борисович

Дан сравнительный анализ военно-административной, политической, социальной, этнической и хозяйственной систем государств средневековых кочевников Евразии.

Читать PDF

Социальная иерархия женского костюма протоадыгского населения Западного Предкавказья в эпоху Великог

Мастыкова Анна Владимировна

В данной работе предпринята попытка, опираясь на разработки, предложенные для других регионов Европы, установить иерархию женского костюма эпохи Великого переселения народов (гуннское время: 360/370 470/480 гг.

Читать PDF

Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII первой трети XIII века

Галимов Тэймур Рустэмович

Активным участником княжеских усобиц в Древней Руси была церковь. Её высшие иерархи нередко привлекались для преодоления различных внутридинастических конфликтов.

Читать PDF

Иерархия советской творческой интеллигенции в аспекте культуры повседневности

Панчук Алина Алентиновна

Читать PDF

Выборы во Франции: иерархия и зависимость (перевод)

Лоран Анни

Перевод Е.В.Доновой

Читать PDF

Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии

Гусарова Екатерина Валентиновна

В настоящей статье рассмотрена история становления в Эфиопском государстве церковной, а отчасти и тесно связанной с ней светской иерархии, в позднесредневековый период на основе данных, содержащихся в хронике царя Такла Гиоргиса I

Читать PDF

Племенная иерархия и статус племенных объединений в имперских системах тюркских каганатов (середина

Васютин Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы этнополитического устройства тюркских кочевых империй середины VI — первой половины VIII в.

Читать PDF

Советская россия, Запад и Китай: иерархия внешнеполитических проблем в 1924 г. (на материалах газеты

Кутилова Лариса Александровна

Рассматривается вопрос о приоритетах внешней политики СССР в 1924 г. через призму публикаций на международные темы в старейшей российской региональной газете «Красноярский рабочий».

Читать PDF

Иерархия мотивов профессионального роста сотрудника органов внутренних дел

Яковлева Наталья Александровна, Волынец Дмитрий Юрьевич

что такое в Словаре-справочнике по философии

Смотреть что такое МИРООЩУЩЕНИЕ в других словарях:

МИРООЩУЩЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: мироощущение2) Ударение в слове: мироощущ`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): мироощущение4) Фонетическая т… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

▲ сознание (чего)

↑ свой, положение, (быть) в, окружающий мир
мироощущение — ощущение своего положения в окружающем мире.умонастроение.жизнеощущение…. смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

корень — МИР; соединительная гласная — О; корень — ОЩУЩ; суффикс — ЕНИ; окончание — Е; Основа слова: МИРООЩУЩЕНИВычисленный способ образования слова: С… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

Ударение в слове: мироощущ`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: мироощущ`ение

МИРООЩУЩЕНИЕ

Ощущение Оун Орун Орн Орион Оон Оним Онер Омон Нумер Ноу Номер Ном Нии Нер Немо Мщение Мурин Мур Мощно Мощение Моро Морион Морин Морение Мор Рем Рение Рено Реноме Реум Рим Моно Монер Рин Рио Моир Риони Мироощущение Роение Мирон Ром Ромен Ромео Рон Рощин Рощино Миро Мирно Руно Умение Мир Умище Умно Уморение Унр Мерин Ирон Иономер Ион Иномир Имение Иероним Еще Ение Щур Иомен Мерно Урон Минер Минор Мио… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощуще́ние,
мироощуще́ния,
мироощуще́ния,
мироощуще́ний,
мироощуще́нию,
мироощуще́ниям,
мироощуще́ние,
мироощуще́ния,
мироощуще́нием,
мироощуще́ниями,
мироощуще́нии,
мироощуще́ниях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощущение
сущ., кол-во синонимов: 8
• менталитет (9)
• мировосприятие (5)
• миропонимание (18)
• оптимизм (7)
• отношение (30)
• пессимизм (6)
• психеделия (1)
• романтизм (3)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

См. МИРОПОНИМАНИЕВ. В. Виноградов.История слов,2010Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощуще/ние, -я
Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

-я, ср.
Восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах, действиях.Синонимы:
менталитет, мировосприятие… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

сatitude frente ao mundo, percepção do mundoСинонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

МИРООЩУЩЕНИЕ мироощущения, мн. нет, ср. (книжн.). Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. Бодрое мироощущение. Люди бодрого мироощущения.<br><br><br>… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощущ’ение, -яСинонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощуще’ние, мироощуще’ния, мироощуще’ния, мироощуще’ний, мироощуще’нию, мироощуще’ниям, мироощуще’ние, мироощуще’ния, мироощуще’нием, мироощуще’ниями, мироощуще’нии, мироощуще’ниях… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощущениеСинонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

〔中〕〈书〉处世态度. Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощущение, мироощущ′ение, -я, ср. (книжн.). Отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.<br><br><br>… смотреть

МИРООЩУЩЕНИЕ

см. мировосприятие
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
менталитет, мировосприятие, миропонимание, оптимизм, отношение, пессимизм, психеделия

МИРООЩУЩЕНИЕ

МИРООЩУЩЕНИЕ, -я, ср. (книжн.). Отношение человека к окружающейдействительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.

МИРООЩУЩЕНИЕ

МИРООЩУЩЕНИЕ, -я, ср. (книжное). Отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.

МИРООЩУЩЕНИЕ

мироощущение ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в его настроениях, чувствах, действиях.

МИРООЩУЩЕНИЕ

ср.
жаратылышты сезүү (айланадагы болмушка, табиятка кишинин мамилеси жана бул мамилесин кандайдыр бир туйгу аркылуу билдирүү).

МИРООЩУЩЕНИЕ

отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.

МИРООЩУЩЕНИЕ

Начальная форма — Мироощущение, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

МИРООЩУЩЕНИЕ

фиксированное сознанием отношение человека к идеальным ценностям и материальному миру.

МИРООЩУЩЕНИЕ

світовідчування. [Філософія його світогляду й світовідчування (Єфр.)].

МИРООЩУЩЕНИЕ НЕГАТИВНОЕ

Толковый словарь понятий и терминов этногенеза

отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.

МИРООЩУЩЕНИЕ ПОЗИТИВНОЕ

Толковый словарь понятий и терминов этногенеза

отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?



Мировосприятие
опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки. Мировосприятие изменчиво, по мере познания и накопления личного опыта оно может углубляться, расширяться. Не зря говорят о существовании детского мировосприятия, отличного от юношеского, взрослого и старческого. На каждом из этих возрастных этапов по-своему понимается мироорганизация и миропорядок и по-своему строится индивидуальное мировидение, мироосвоение. Этот сложный процесс мировосприятия и организует школьное образование, ориентируя ребенка в мире, способствуя созданию собственной картины мира и зарождению собственного мировоззрения, объективного миру.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.

Синонимы:

  • Мировоззренческая культура
  • Миролюбие

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мировосприятие — Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов,… …   Википедия

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб

Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

Сущность и функция философии

Философия для всех. На самом деле, хотя большинство людей могут не знать, что такое философия, мы все занимаемся философией, осознаем мы это или нет. У всех нас есть некоторые идеи относительно свободы воли, человеческой природы, морали, смысла жизни и тому подобного. Каждый в то или иное время, либо из-за поразительных событий, либо из простого любопытства, задает философские вопросы вроде: «Существует ли Бог?» «Есть ли жизнь после смерти?» «Существуют ли абсолютные или универсальные моральные принципы?» «Что означают этические термины, такие как хороший , плохой , правильный и неправильный ?» «Что такое красота?» «Каковы характеристики« хорошего »произведения искусства?» «Из каких источников мы получаем наши знания?» «Дает ли сенсорный опыт несомненное знание?»

Так что же такое философия? Буквально термин философия происходит от греческих слов philos («любящий») и sophia («мудрость») и означает «любовь к мудрости».»Но философы не всегда соглашаются относительно природы и функции философии. Вот четыре определения, которые пытаются объяснить, что обычно подразумевается под термином философия . Эти определения не обязательно отражают консенсус философских мнений.

1. Философия анализирует основы и предпосылки, лежащие в основе других дисциплин. Философия исследует и изучает основы науки, искусства и теологии. Философы не спрашивают: «Являются ли картины Пабло Пикассо« хорошими »произведениями искусства?» (как это делают искусствоведы), но «Является ли эстетическое суждение делом личного вкуса или существуют объективные стандарты, которые мы можем применить для оценки произведения искусства?» Философы не спрашивают: «Верна ли теория эволюции?» (как это делают биологи и физические антропологи), но «Как отличить истину от ошибки?»

2.Философия пытается развить всеобъемлющую концепцию или понимание мира. Философия стремится объединить знания наук с знаниями из других областей науки для достижения определенного вида последовательного и связного мировоззрения. Философы не хотят ограничивать свое внимание фрагментом человеческого опыта или знаний, а скорее хотят размышлять о жизни как о целостности. Говоря об этой конкретной функции, Чарли Данбар Брод, английский философ двадцатого века, говорит: «Ее цель состоит в том, чтобы перенять результаты различных наук, добавить к ним результаты религиозного и этического опыта человечества, а затем размышлять над целым.Есть надежда, что таким образом мы сможем прийти к некоторым общим выводам относительно природы Вселенной, а также нашего положения и перспектив в ней ». ( Scientific Thought , New York: Harcourt, 1923, стр.20)

3. Философия изучает и критически оценивает наши самые глубокие убеждения и взгляды; в частности, те, о которых часто некритически относятся. Философы обладают критической и логической вдумчивостью. Они заставляют нас видеть значение и последствия наших убеждений, а иногда и их несоответствия.Они анализируют доказательства (или их отсутствие) в пользу наших самых ценных убеждений и стремятся удалить с нашей точки зрения все пятна и следы невежества, предрассудков, суеверий, слепого принятия идей и любых других форм иррациональности.

4. Философия исследует принципы и правила языка и пытается прояснить значение расплывчатых слов и понятий. Философия исследует роль языка в общении и мышлении, а также проблему того, как идентифицировать или гарантировать присутствие значения в нашем использовании языка.Это метод — практика — которая направлена ​​на выявление проблем и недоразумений, возникающих в результате неправильного использования языка, и на прояснение значения и использования расплывчатых терминов в научном и / или повседневном дискурсе.

Вернуться в дом Джеймса Гранитто

.

философия разума | Проблемы, теории и факты

Философия разума и эмпирическая психология

Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: какова природа красоты? Что значит иметь подлинное знание? Что делает действие добродетельным или утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать в отношении многих конкретных областей, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (изучение предельных категорий мира).Философия разума специально занимается довольно общими вопросами о природе ментальных феноменов: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от вопросов с похожим звучанием, которые, как правило, вызывают озабоченность более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые решающим образом зависят от результатов сенсорного наблюдения.Эмпирические психологи в целом озабочены обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказываются правдой, хотя они могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество выделяется тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, важно ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого определенного химического или черепного строения, неспособны к этим переживаниям? Может ли что-то иметь такие переживания и вообще состоять из «материи» — как в случае с призраками, как думают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение предположительно будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. в современной жизни больше — возможности компьютеров, способных мыслить.Может ли у компьютера быть разум? Что нужно сделать, чтобы создать компьютер, у которого может быть определенная мысль, эмоция или опыт?

Возможно, компьютер мог бы иметь разум, только если бы он состоял из тех же типов нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубо шовинистическим, скорее, как утверждение, что у человека могут быть психические состояния, только если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно, не у любого вычислительного устройства есть разум.Независимо от того, будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые приблизятся к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на наличие ментальных состояний, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии разума.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, или необходимо, или существенно, в отличие от того, что просто есть, это не означает, что то, что есть — i.е., случайные открытия эмпирической науки — не имеют важного отношения к философским размышлениям о разуме или любой другой теме. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, вода H 2 O). Однако, в отличие от случаев заболеваний и психоактивных веществ, на вопросы о природе мышления, похоже, нельзя ответить только с помощью эмпирических исследований.Во всяком случае, ни один эмпирический исследователь не смог ответить на них, удовлетворив достаточное количество людей. Таким образом, эти вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

Одна из причин, по которой на эти вопросы было так трудно ответить, состоит в том, что существует существенная неясность, как в общепринятом понимании, так и в теоретической психологии, в отношении того, насколько объективными можно считать феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного исследования, требуемого для предмета серьезной науки.В конце концов, как можно было бы узнать, каковы на самом деле чьи-то личные мысли и чувства? Кажется, что каждый человек находится в особом «привилегированном положении» по отношению к своим мыслям и чувствам, положение, которое никто другой никогда не мог бы занять.

Для многих эта субъективность связана с вопросами значения и значения, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действий, который необходим и, что важно, отличается от видов объяснения и понимания, характерных для природные науки.Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между приливным движением и близостью Луны к Земле. Или, более глубоко, он мог бы апеллировать к общим законам — например, к законам всемирного тяготения. Но для того, чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его письмо коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он обычно начинает писать на восходе солнца) или даже что оно соотносится с определенными событиями. нейрохимические состояния в его мозгу.Также нет никакого физического «закона» о писательском поведении, к которому могло бы апеллировать предположительно научное объяснение его письма. Скорее нужно понимать, почему человек пишет, что для него значит письмо или какую роль играет в его жизни. Многие люди думали, что такого рода понимание может быть достигнуто только через сопереживание человеку — «поставив себя на его место»; другие считали, что для этого необходимо судить человека в соответствии с определенными нормами рациональности, которые не являются частью естествознания.Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) и другие подчеркнули первую концепцию, отделяя эмпатическое понимание ( Verstehen ), которое они считали типичным для гуманитарных и социальных наук, от научного объяснения ( Erklären ). что обеспечивается естественными науками. Вторая концепция становится все более влиятельной в большей части современной аналитической философии — например, в работах американских философов Дональда Дэвидсона (1917–2003) и Дэниела Деннета.

Макс Вебер Макс Вебер, 1918. Лейф Гейгес .

Отношение | психология | Britannica

Отношение , в социальной психологии, познание, часто с некоторой степенью отвращения или влечения (эмоциональная валентность), которое отражает классификацию и оценку объектов и событий. Хотя установки логически являются гипотетическими конструкциями (т.е.они предполагаются, но не наблюдаются объективно), они проявляются в сознательном опыте, вербальных отчетах, явном поведении и физиологических показателях.

Подробнее по этой теме

общественное мнение: Составляющие общественного мнения: установки и ценности

Сколько людей на самом деле формируют свое мнение по данному вопросу, а также какие мнения они формируют, частично зависит от их непосредственного отношения…

Концепция отношения возникает из попыток объяснить наблюдаемые закономерности в поведении отдельных людей. Например, кто-то склонен объединять других в общие классы (т.е.все люди в этой комнате носят баскетбольную форму). Один также классифицирует такие объекты, как картины, или события, такие как сражения.

Качество отношения оценивается по наблюдаемым оценочным ответам. В то время как можно обращаться к внутреннему опыту как к доказательству собственного отношения, только публичное поведение может подвергаться объективному изучению.По этой причине исследователи в значительной степени полагаются на поведенческие индексы отношения — например, на то, что люди говорят, на то, как они отвечают на анкеты, или на такие физиологические признаки, как изменения частоты сердечных сокращений.

Другие исследователи считают, что отношение человека к любой категории будет коррелировать с тем, насколько хорошо эта категория соответствует его собственным ценностям. Например, человека могут попросить оценить определенные ценности, такие как здоровье, безопасность, независимость или справедливость. Затем человека просят оценить степень, в которой определенный класс (например, политики, врачи или полиция) склонен способствовать или препятствовать каждой ценности.Сумма произведений этих двух рейтингов позволяет измерить отношение человека к группе. Таким образом, если справедливость высоко ценится, но человек относит политиков к категории лиц, препятствующих правосудию, то отношение человека к этому классу людей считается отрицательным.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Установки иногда рассматриваются как лежащие в основе предрасположенности, а мнения — как их явные проявления.Более редкое различие отождествляет отношения с бессознательными и иррациональными тенденциями, но приравнивает мнения к сознательной и рациональной деятельности. Другие считают отношения значимыми и центральными, но считают мнения более второстепенными и несущественными. Еще более популярное различие сравнивает отношение к вопросам вкуса (например, предпочтения определенной кухни или типа музыки), а мнения — к вопросам фактов (например, следует ли субсидировать общественный транспорт). ( См. Также вкус, критика и суждение в эстетике.)

Некоторые авторитетные источники проводят критическое различие между отношениями и рядом других связанных терминов. Они могут быть расположены в иерархии в зависимости от степени их специфичности или исключительности. Говорят, что «ценности» представляют собой очень широкие тенденции этого типа, «интересы» несколько менее всеобъемлющие, а «настроения» еще более узкие; «Установки» рассматриваются как еще более узкие предрасположенности, причем «убеждения» и «мнения» постепенно становятся наиболее конкретными членами этой иерархии.Согласно этой терминологии, разница скорее в степени, чем в роде.

Некоторые применяют термин «знание» к тому, что считается определенностью, и «отношение» к тому, что является неопределенным, даже используя их для обозначения «истинных» и «ложных» убеждений, соответственно. Другое предположение состоит в том, что отношения относятся к убеждениям, побуждающим к действию, в то время как знания более интеллектуальны и пассивны.

Изучение изменения отношения — то есть процессов, посредством которых люди приобретают новые отношения — было основным направлением социально-психологических исследований с середины 20 века, и работа в этой области привела к теоретическим разработкам (например,д., когнитивный диссонанс) и практических приложений (например, в политике и рекламе).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *