Мировоззрение его функции и структура: Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы — Студопедия

Содержание

1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение
— система представлений, понятий, взглядов
об окружающем мире. На любой стадии
человек (общество) имеет вполне
определенное мировоззрение, т.е. систему
знаний, идей на мир и место в нем человека,
на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе. Кроме
того мировоззрение включает в себя
основные жизненные позиции людей, их
убеждение идеалы.

В
мировоззрении выделяют 2 уровня:

1.
рационально-теоретический

2.
жизненно-практический

Философия
относится к рационально-теоретическому
уровню. Философию необходимо отличать
от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев,
индивидуального жизненного опыта
человека, то рационально-теоретический
создается сознательно. Философия
центрирована на человеке, ее интересует
отношение человека и мира, человека и
человека.

Мировоззрение
включает 3 компонента:

1.
Мироощущение, мировосприятие
(эмоционально-чувственное составляющее
мировоззрения)

2.
Миропонимание (интеллектуальное
составляющее мировоззрения, на уровне
рационально-теоретического уровня
представлено научными идеями)

3.
Мироотношение (формируется на основе
мироощущения и миропонимания).
Мироотношение — совокупность ценностных
установок человека по тем или иным
жизненным вопросам.

Каждому
обществу и эпохе присуще свое мировоззрение.
Оно исторически конкретно. Мировоззрение
каждой эпохи реализуется во множестве
групповых и индивидуальных вариант.

Структура
мировоззрения определяет его функции.
Их три:

1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;

2)
аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;

3)
праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением).

Эти
функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.

Исторические
типы мировоззрения

1.
Мифологическое мировоззрение

2.
Религиозное мировоззрение

3.
Философское мировоззрение

2. Исторические типы мировоззрения

Исторические
типы мировоззрения

1.
Мифологическое мировоззрение

2.
Религиозное мировоззрение

3.
Философское мировоззрение

Мифологическое
мировоззрение

— это такая система взглядов на мир и
место человека в нем, которая основана
не на теоретических доводах и рассуждениях,
а на художественном переживании мира
либо на общественных иллюзиях.

Характеристика
мифологического сознания:

1.
синкретичность (слитность, нерасчлененность).
В любом мифе сосуществуют объективные
знания о мире, зачатки религиозных
верований, искусства.

2.
нечувствительность к противоречиям.
Основа мифа — человеческая фантазия.

3.
нет причинно-следственных связей между
предметами и явлениями

В
мифологическом сознании присутствуют:

а)
метаморфоза

б)
ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=>
смерть)

в)
телеологичность (связь не от причины к
следствию, а от цели к причине)

г)
символичность (оперирование не понятиями,
а конкретными символами)

д)
коллективность (миф — это всегда продукт
коллективного сознания)

е)
авторитарность (мифы не оставляют
возможности для личного проявления
индивида и не допускают критики своих
положений).

В
отличие от мифа философия предлагает
иные способы решения мировоззренческих
проблем:

1.
вместо образа — рациональные понятия

2.
философия несинкретична (четкое
противопоставление субъекта и объекта)

3.
в философии есть причинно-следственные
связи.

Религиозное
мировоззрение

В
рамках любой религии есть системность
(система ответов на вопросы). Но философия
формулирует свои выводы в рациональной
форме, а в религии — акцент на веру.
Религия предполагает готовые ответы
на вопросы.

Религиозная
доктрина не терпит критики. Любая религия
предлагает человеку идеалы и сопровождается
обрядами и ритуалами (конкретными
действиями).

Каждое
развитое религиозное учение содержит
отпечатки выраженной системности.

Религиозное
мировоззрение также характеризуется
следующими чертами:

1.
символизм (каждое значимое явление в
природе или истории рассматривается
как проявление Божественной воли), через
символ осуществляется связь между
сверхестественным и естественным
мирами,

2.
носит ценностный характер отношения к
действительности (действительность —
это пространственно-временная
протяженность борьбы добра со злом),

3.
время также связано со Священной историей
(время до и после Рождества Христова),

4.
откровение признается за слово Божье
и это ведет к абсолютизации слова
(логоса), логос становится образом Бога.

Философское
мировоззрение- наука

Возникновение
первых научных учений относят к 6 в. до
н.э. Философское знание всегда было
переплетено с естественнонаучным.
Философия постоянно обрабатывала
информацию из различных областей
познания. В содержание философского
знания входят такие понятия как атом,
вещество и некоторые общие законы
естествознания.

Философия
— это рационально-теоретическое
мировоззрение. Познание — деятельность
по получению, хранению, переработке и
систематизации знаний об объектах.
Знание — результат познания.

Система
знания считается наукой, если она
отвечает определенным критериям:

1.
объективность (изучение природных
объектов, явлений, взятых самих по себе,
независимо от интересов индивида, его
субъективности)

2.
рациональность — обоснованность,
доказательность — в рамках любой науки
что-то обосновывается

3.
нацеленность на воспроизведение
закономерностей объекта

4.
системность знаний — упорядоченность
по определенным критериям

5.
проверяемость — воспроизводимость
знаний через практику

Философия
не удовлетворяет только 5 критерию (не
всякое философское учение может быть
воспроизведено через практику), поэтому
философия — это наука, но особого рода.

Функции мировоззрения и его структура Формируем свою картину мира

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

А вы знали, что ежедневно ставя перед собой те или иные вопросы и находя ответы на них, мы имеем дело с самыми настоящими философскими понятиями? Одним из них является «мировоззрение».

Функции мировоззрения во многом определяют то, о чем мы думаем, какие переживания испытываем, какие цели и ценности ставим во главу угла.

Все это напрямую отражается на наших поступках и качестве жизни. А потому чрезвычайно важно смотреть на мир правильно! Как? Давайте разбираться!

Структура мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир и свое место в нем.

«Каково мое предназначение?», «Что является добром, а что — злом?», «Что самое главное в жизни?», «Как общаться с людьми?», «Как добиться успеха?» — ответы на подобные вопросы будут зависеть от того, под каким именно градусом вы смотрите на Вселенную в целом, и на соседа Васю, в частности.

Как и любая система, мировоззрение имеет структуру. И, надо сказать, весьма не простую. Поскольку именно структура определяет список функций, начнем с нее. Нарисуем табличку.

Компонент мировоззрения На чем базируется Какими вопросами занимается
Познавательный Обобщенные повседневные, научные, профессиональные знания. Социальные, политические, этические, антропологические взгляды людей. Как появился мир?

Что является истиной?

Что представляет собой организм человека?

Что мы знаем о природе?

Ценностно-нормативный Ценности и идеалы. Социальные нормы, принятые в определенной культурной, национальной, религиозной, правовой среде. В чем смысл жизни?

Что такое счастье?

Что можно считать добром, а что — злом?

Как вести себя с другими людьми?

Чего я хочу добиться?

Эмоционально-волевой Взгляды.

Верования.

Убеждения.

На этом уровне человек пропускает первые два компонента через себя, получая на выходе устойчивое представление о чем-то и уверенность в выбранной позиции. На данном этапе мы вырабатываем тактику поведения.
Практический Понимание того, что и как делать. Мы все обдумали, сформировали собственное мнение, создали план и теперь начинаем активно претворять его в жизнь.

Наверняка перечисленные выше моменты знакомы каждому читателю, ведь все мы думаем, принимаем решения, совершаем какие-то поступки. Оказывается философы уже подвели под наше поведение теоретическую базу. Но не будем задерживаться. Едем дальше!

Подробно о функциях

В качестве основных функций представлены:

  • Познавательная функция (гносеологическая). Мы изучаем процессы, явления, людей, которые  встречаются на жизненном пути.
  • Ценностная (аксиологическая). Под воздействием различных факторов создаем список значимых для нас вещей. И в дальнейшем опираемся на него при принятии решений, совершении поступков.
  • Прогностическая. Пытаемся предугадать тенденции развития мира, страны, общества, а также сферы деятельности, в которой мы заняты. Строим планы относительно своей обожаемой персоны, личностного и карьерного роста, относительно близких нам людей.
  • Поведенческая. Действуем в соответствии со своими принципами, целями, убеждениями.

Но на этом список функций мировоззрения не заканчивается, есть и такие:

  • Методологическая. Познавать мир — это, знаете ли, не дули воробьям крутить. Здесь нужна система. Поэтому мы накапливаем, отбираем и систематизируем методы изучения интересных нам вещей.
  • Критическая. «Земля круглая?! С чего вы взяли? Кто сказал? Давайте проверять!», — вот вам яркий пример критического мировоззрения. Получив какую-то информацию, вы подвергаете ее сомнению и стараетесь изучить вопрос. Это позволяет либо подтвердить первоначальное знание, либо опровергнуть его.
  • Воспитательная. Человек, находящийся в процессе неустанного развития, самовоспитания просто-таки обречен на успех.

А теперь о самом главном!

Уровни мировоззрения

Философы выделяют два таких уровня:

  • Жизненно-практический.

Это обыденный формат, представляющий собой систему взглядов о мире, стихийно сформированную на основе личного опыта, а также национальных традиций, религиозных верований, семейных ценностей, общественных устоев и пр.

Этому уровню свойственны многочисленные заблуждения, предрассудки, противоречия. Задерживаясь на этой ступени, мы не можем оценить происходящее вокруг по-настоящему грамотно. А значит, нам не удастся избежать ошибок и горьких поражений.

  • Теоретический (философский).

Имеет ключевое значение в жизни человека. На этом уровне мы критически оцениваем устоявшиеся убеждения, общепринятые нормы, знания. Фактически переосмысливаем картину мира, добиваясь наиболее точной ее оценки.

Как результат — адекватно оцениваем происходящее, делаем правильные выводы, формируем эффективный план действий и добиваемся желаемого.

Много всего сказали.

Подведем итоги:

  1. У каждого из нас есть свое собственное мировоззрение.
  2. Оно складывается из различных элементов — знаний, норм, ценностей, убеждений, верований и пр.
  3. Мировоззрение определяет наше отношение к жизни, наше поведение, цели, победы и провалы.
  4. Научиться правильно оценивать происходящее вокруг и принимать грамотные решения можно только выйдя на более высокий уровень анализа и оценки.

«Что же необходимо для воплощения в жизнь 4 пункта?», — поинтересуетесь вы. Вариантов множество. И один из них — мой курс тайм менеджмента, в рамках которого вы, в частности, проверите свою картину мира на эффективность, сформируете единственно правильный для вас список ценностей и выработаете результативную личностную стратегию развития.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.

О некоторых практических аспектах работы с мировоззрением можно почитать в моей статье:

Мировоззрение и его структура: откуда растут наши победы и поражения

На этом все. Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить другие интересные публикации. Всего доброго!

Ваш Юрий Окунев.

Мировоззрение, его структура и функции — Студопедия

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

План:

1. Мировоззрение, его структура и функции

2. Типы мировоззрения. Универсалии культуры и язык философии

3. Предмет философии, её структура и функции

4. Cравнительный анализ философии, искусства и науки

Мировоззрение— это представления людей о мире и месте в нем человека, целостное понимание людьми мира и самих себя. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, смысла жизни человека. Это также жизненная позиция, программа поведения, действий людей. Человека волнуют мировоззренческие вопросы, которые он ставит и на которые дает ответы.

Мировоззрение есть результат эмоционального и интеллектуального опыта людей. На эмоциональном уровне это мироощущение, на наглядно-познавательном – мировосприятие, на интеллектуальном — миропонимание.

Как и любая система, мировоззрение имеет структуру, которая состоит из следующих элементов.Знания —и обыденные, жизненно-практические, и профессиональные, и научные. Знания — это то, что доказано историческим, личным опытом, научным экспериментом, это то, в чем человек уверен.

Вторым элементом мировоззрения является система ценностей, которую принимает человек, а в этой системе ценностей главным является понимание добра и зла. На основе представления о ценностях люди определяют свою жизненную позицию, свое поведение, действия, планируют свое будущее. Третьим элементом мировоззрения является вера — это то, в чем человек убежден, но истинность этого убеждения он доказать не может. Вера нужна человеку потому, что знания не дают ответы на все мировоззренческие вопросы и никогда не дадут, а такие ответы человеку нужны, и он их принимает на веру. Чем больше знаний, тем меньше требуется вера, но вера всегда будет нужна.



Мировоззрение представляет собой сложную двухуровневую систему обыденного и теоретического. Исторически первым возникло обыденное, повседневное мировоззрение. Оно складывается стихийно, основано на жизненном опыте народа, выражается чаще всего в пословицах, поговорках, баснях, притчах, содержит как истинные знания, так и заблуждения, предрассудки, суеверия. Вторым уровнем мировоззрения является теоретический уровень. Его создают теоретики, оно основано на знании причинно-следственных связей и выражается в концепциях, теориях. Теоретическое мировоззрение может быть как истиной, так и заблуждением.


Мировоззрение человеку необходимо для ориентации в своей специальности, для понимания значения для него и для общества выполнения им своих профессиональных обязанностей. Оно необходимо также для понимания жизни во всей ее полноте и сложности, понимания смысла индивидуального существования и определения цели жизни, а через это и смысла существования и цели общества, путей достижения этой цели.

Формирование мировоззрения у человека начинается с самого раннего детства, поскольку формирование мировоззрения есть основание и сердцевина формирования личности. На определенном этапе своего развития человек становится личностью со сложившимся мировоззрением, но мировоззрение меняется в той или иной степени всю жизнь, поскольку меняется культурная среда. Иногда эти изменения носят трагический характер, когда человек теряет прежние ценности и не приобретает новых. В мировоззрении человека есть свои индивидуальные особенности, но тем не менее мировоззрение носит социально- групповой, национальный характер. В наш век всеобщей интеграции и глобализации особое значение имеет определение и распространение общечеловеческих моральных ценностей.

2. Понятие, структура и функции мировоззрения

Мировоззрение
– это система обобщенных представлений
о мире как целом, о месте человека в нем,
о смысле человеческой жизни, смысле
истории, об основаниях и границах
человеческого познания. Носителями
мировоззрения являются индивидуальные
и коллективные субъекты. В центре
мировоззрения как картины мира – его
носитель, т.е. субъект.

Структура
мировоззрения
:
Теоретический уровень мировоззрения
– это научно обоснованное знание.

Сакральный
уровень мировоззрения – это ценности,
идеалы – как светские, так и религиозные.
Обыденный уровень мировоззрения – это
стандарты повседневных практик, обычаи,
суеверия.

Все
уровни мировоззрения взаимодействуют
друг с другом.

1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением)
.
Эти функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.

3.
Предмет и задачи философии

Термин
«философия» состоит из двух греческих
слов phileo
— любовь и sophia

мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия
– область человеческих знаний, предмет
её изменялся в интеллектуальной истории
человечества в зависимости от характера
эпохи.

Предметом
философии являются наиболее общие
природные и общественные закономерности
– во взаимосвязи с теми предельными
основаниями в человеческом мышлении,
на основе которых они получены и могут
быть преумножены. Философии – это
понятия, обладающие высоким уровнем
общности, т.е. категории. В философии
существуют разные направления, школы,
учения. В каждом из них свой язык,
понятийный аппарат (например, язык
позитивизма отличается от языка
психоаналитической философии).
Соответственно: в каждом философском
учении есть своя методология.

Предмет
ф. н. ― общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в развитии и рассмотренных в исторически
изменяющемся социокультурном контексте.

Одной
из важнейших задач является исследование
того, как исторически меняются способы
формирования нового научного знания и
каковы механизмы воздействия
социокультурных факторов на этот
процесс.

Ф.
н. развивается вместе с самой наукой.
Она выступает своего рода самосознанием
науки.

Ф.
н. как дисциплина возникла в ответ на
потребность осмыслить социокультурные
функции науки в условиях НТР.

Как
дисциплина, ф. н. испытывает на себе
огромное вли­яние философско-мировоззренческих
концепций и теоретических разра­боток.
Однако цель
ее

— в интегративном анализе и синтетическом
подходе к широкому спектру обсуждаемых
проблем.

Философа
науки интересует науч­ный поиск,
«алгоритм открытия», динамика развития
научного знания, методы исследовательской
деятельности.

4.
Функции философии

Функции
философии

— основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Выделяют:

мировоззренческую;
способствует формированию целостной
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.

методологическую;
заключается
в том, что философия вырабатывает
основные методы познания окружающей
действительности

мыслительно-теоретическую;
выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую
действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, системы
окружающего мира.

гносеологическую;
имеет целью достигнуть правильного и
достоверного познания окружающей
действительности (то есть изучить
механизм познания).

критическую;
подвергать
сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества,
вскрывать противоречия.— расширение
границ познания, разрушение догм, его
модернизация.

аксиологическую;
в
оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей:
морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее
и отжившее.

социальную;
объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы,
движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.

воспитательно-гуманитарную;
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и
обществу, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.

прогностическую
функции
.
на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания,
познавательных процессов, человека,
природы и общества.

2.Мировоззрение, его структура и функции.

Мировоззрение
– это система взглядов и представлений
человека о мире и своем месте в нем,
обусловленная ценностями, традициями,
идеалами, образом жизни, знаниями.
Мировоззрение имеет структуру в виде
мироощущений и миропонимания. Мироощущение
отражает способность человека переживать
мир и формировать конкретное
жизненно-практическое отношение к
нему. Миропонимание связано со
способностью человека осмыслять мир,
анализировать скрытые за внешней
видимостью закономерности.

3
вопроса ставит ф-я по мировоззрению:
1) что такое мир в его целостности; 2)
какое место человек занимает в мире;
3) какое отношение человека к миру.

Мировоззрение
призвано обеспечить слаженную работу
чувств, разума и воли. Знания, ценности
и воля, переплетаясь в мировоззрении,
приводят к тому, что знания превращаются
в убеждения, т.е. знания, которые активно
принимаются людьми и которые формируют
их жизненные устремления.

Мировоззрение
— средство духовного и практического
миропреобразования. Мировоззрение —
способ духовно-практического освоения
мира.Освоение мира- способность человека
к преобразованию окружающей его
природной и социальной действительности.

Ценности
отражают наличие в общественном сознании
людей представления о значимости
общечеловеческих, национальных,
локальных пространств, образа жизни,
людей, социальных общностей,
религиозно-духовных институтов и
культурных памятников.

Сомнения
– обязательный компонент формирования
мировоззрения. Догматизм и скептицизм
– крайности сомнений.

Существуют
различные способы типологии мировоззрений,
построенные на разных философских и
методологических основаниях. Различными
авторами выделяются: религиозное
мировоззрение, естественнонаучное
мировоззрение, социально-политическое
мировоззрение, философское мировоззрение.
Иногда выделяют также мировоззрение
повседневного опыта, эстетическое
мировоззрение, мифологическое
мировоззрение.

По
степени убежденности и осознанности
мировоззрение делится на определенное
(патриотическое, национальное,
либеральное, консервативное и другое)
и неопределенное (маргинальное).

Мировоззрение
включает в свою структуру также идеологию
и общественную психологию (эмоциональную
оценку).

3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Мифологическое,
религиозное, научное мировоззрения
отражают основные этапы исторической
эволюции общественного сознания
человечества.

Нравственная
реальность мира личности наиболее
ярко, наглядно и зримо выражена в мифах,
которые являются особым способом
понимания древним человеком окружающего
мира, своих действий в нем и самого
себя.

Мифология
– исторически первый тип мировоззрения,
цель мифа – это сплочение людей в
общности и обособление их от других
общностей. В рамках мифа человека
воспринимает мир через призму
синкретичности (единство человека и
природы). Человек предзадан обычаями,
табу, запретами. В мифах неизвестное
объяснялось с помощью известного,
природное – через человеческое,
божественное – посредством земного.Наиболее
красочно, глубоко и полно человек как
личность выразил себя в мифе. В мифах
даны также научные и культурно-исторические
предвосхищения последующих эпох.

Религия
возникает там, где человек начинает
отделять себя от коллектива, мир уже
разделяется на естественный и
сверхъестественный, который выступает
целью, смыслом. Религия утверждается
через веру, суть которой состоит в том,
чтобы свободно избрать для себя мир
вещей невидимых. Для личности важна не
вера, а свободный интеллектуальный
поиск себя в мире.

В
религии отразилось стремление
человечества понять тайну мира через
выделение определенных духовных сил
(пантеизм), единой творящей и контролирующей
мир силы в образе Бога (монотеизм).
Соответственно историческим особенностям
на планете сформировались мировые
религии (христианская, ислам, буддизм),
а также национальные и племенные. Они
выполняют важную регулятивную функцию.

Наука
как историческая форма мировоззрения
актуализирована эпохой Возрождения в
связи с формированием техногенной
цивилизации с характерными для нее
приоритетами науки и техники, светского
образа жизни. XVI ст. стало начальным в
утверждении материалистического
мировоззрения в новой его модификации,
связанной с механикой и естествознанием.

В
начале ХХI в. мировоззрение характеризуется
постмодернистской атмосферой культурного
плюрализма, сосуществования различных
форм общественного сознания без
претензий на лидерство. Естественно,
существуют исключения в отдельных
регионах мира, где имеет место терроризм
и военные конфликты.

Сущность мировоззрения, его функции, виды, структура. Условия формирования основ мировоззрения

Сущность
мировоззрения.
В структуре личности,
в системе ее ведущих побудительных сил
большое место занимают потребности,
интересы, стремления, идеалы, убеждения.
Последним в духовном строе личности
принадлежит особая роль. Определяя
отношения человека к миру, к людям, к
самому себе, они реально управляют его
поведением и деятельностью.

Убеждения
– структурный элемент более широкого
понятия – мировоззрения.

Мировоззрение
это система взглядов
человека на мир и на свое собственное
место в нем, в которых выражается его
отношение к действительности: к социальной
среде, к явлениям природы, к связям
человека и общества.

Мировоззрение
является более обобщенным и высоким
уровнем отношения личности к окружающему
миру, оно интегрирует все другие
(социальные, нравственные, эстетические
и др.) отношения и выступает в качестве
мощного фактора личностного развития
человека.

Мировоззрение
и нравственность – ведущие характеристики
личности. Примеры и факты из жизни
известных людей (А. Сахаров, генерал
Карбышев, протопоп Аввакум, А. Швейцер,
А. Солженицын и др.) свидетельствуют о
том, что мировоззрение не только оказывает
сильнейшее воздействие на духовное и
моральное развитие человека, но и делает
его непоколебимым и стойким в жизненных
обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Мировоззрение
– это не просто сумма знаний о мире. Оно
проявляет себя как в сознании
(знания, взгляды, убеждения, идеалы), так
и в эмоциональной
(чувства, эмоции) и
практически-действенной сферах

(поведение, поступки, деятельность). То
есть мировоззрение как система взглядов
вызывает у человека определенные
переживания, эмоциональный отклик.
Отсюда можно сделать важный педагогический
вывод: в процессе формирования
мировоззрения надо воздействовать на
эмоции, чувства учащихся, чтобы вызывать
личностное отношение к действительности.

Знания становятся
достоянием личности только тогда, когда
человек вступает в реальные отношения
с людьми. Поступки, действия, отношения,
вся сфера поведения и деятельности
человека зависят от его мировоззрения.
Проникая в глубь волевых качеств
личности, мировоззрение является тем
внутренним стержнем, который организует
действия и поступки в сложную, но единую
систему ее поведения.

Функции мировоззрения.
Мировоззрение выполняет ряд функций:
информационную, регулятивную, оценочную.

Информационнаяфункция связана с определенным способом
восприятия явлений и событий окружающего
мира и их отражением в сознании человека
Мировоззрение делает для человека
понятным мир природы и общества, формирует
просвещенное сознание, вооружает
методами познания действительности,
обогащает системой ценностных ориентаций.

Регулятивная
функция связана с
тем, что, поведение и деятельность
человека определяются его сознанием,
его взглядами и убеждениями. Если у
человека сформировано то или иное
мировоззрение, сложились устойчивые
взгляды и убеждения, то они, как правило,
определяют его действия и поступки,
являются исходной позицией в практической
деятельности.

Оценочная
функция мировоззрения
связана с тем, что все явления окружающей
жизни человек оценивает, исходя из своих
взглядов и убеждений, то есть мировоззрение
выполняет роль призмы, через которую
человек смотрит на мир и определенным
образом оценивает все явления и события,
происходящие в нем.

Этапы формирования
мировоззрения.
Становление и развитие
мировоззрения – сложный, многозначный,
внутренне связанный процесс, в котором
можно выделить несколько этапов.

Мировоззрение
как отношение к миру и восприятие себя
в мире начинает складываться довольно
рано. У дошкольника – это мироощущение,
которое определяет самочувствие ребенка
в окружающем мире. У младшего школьника
– это мировосприятие
– форма непосредственного чувственного
отражения действительности. Основная
функция, мировосприятия – накопление
чувственного опыта. Мировосприятие не
является зеркальным отражением
действительности, оно включается в
систему предшествующего опыта ребенка,
в систему его отношений с действительностью.
Восприятие мира на этом этапе происходит
на эмоционально-образном уровне, создавая
в сознании ребенка “образ мира” (А.Н.
Леонтьев).

У подростков
формируется научное
миропонимание

отражение сущности явлений,
причинно-следственных связей и отношений
между ними. На этом этапе происходит
формирование научных понятий, осознание
законов, закономерностей.

У
старшеклассников формируется научное
мировоззрение
. Его
качественные характеристики:
материалистическое и диалектическое
восприятие мира, осмысленное объяснение
его развития, гуманистическая позиция
в отношении к общественным явлениям,
отношение к науке как важнейшей ценности,
позволяющей человеку быть хозяином
своей судьбы.

Виды мировоззрения.
У каждого человека имеются собственные
представления и взгляды, свое отношение
к происходящему. Но качественная
характеристика этих представлений,
взглядов и отношений бывает различной.
В зависимости от содержания мировоззрения
и его связей с научными знаниями, верой
и жизненным опытом человека выделяются
три вида мировоззрения: научное,
религиозное и обыденное, или житейское.

Научное
мировоззрение

опирается на научную
картину мира, на выводы и обобщения,
сделанные на основе научного анализа
и осмысления причинно-следственных
явлений. Научное мировоззрение является
объективно верным.

Религиозное
мировоззрение
опирается на
интуитивно-эмоциональный, субъективный
религиозный опыт личности. В его основе
лежит вера человека в существование
бога или других сверхъестественных
сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем
деятели религии опираются не только на
потусторонние силы, но и используют
физические, исторические, философские
знания, особенно те, которые находятся
на границе познанного и непознанного,
и выстраивают на этой почве свою
идеологию.

Обыденное (житейское)
мировоззрение
формируется под влиянием
непосредственных условий жизни людей,
передаваясь из поколения в поколение
в форме духовного опыта, здравого смысла,
эмпирических и не всегда систематизированных
представлений о мире. Обыденное
мировоззрение опирается на житейское
познание и обычно отражает внешние, не
всегда существенные признаки вещей,
событий, явлений.

Внутренняя
структура мировоззрения.
В
качестве важнейших структурных
компонентов мировоззрения выступают:
а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения,
г) идеалы человека. В свою очередь
указанные структурные компоненты
мировоззрения можно разделить на две
группы: объективные
(знания) и
субъективные

(взгляды, убеждения,
идеалы). Какую роль они выполняют в
структуре мировоззрения?

Знания как
объективный компонент мировоззрения
представляют собой систему научных
истин. Они связаны с осмыслением и
пониманием объективной стороны природных
и общественных явлений.

Чтобы знания
способствовали формированию и развитию
мировоззрения, они должны приобрести
для человека субъективный смысл, т.е.
перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды
есть суждения,
субъективный вывод человека, который
связан с объяснением тех или иных
природных и общественных явлений,
определением им своего отношения к этим
явлениям.

Убеждения
– качественно более
высокое состояние взглядов. Это знания,
перешедшие во внутреннюю позицию
личности. Определяя отношения человека
к миру, к людям, к самому себе, они реально
управляют его поведением и деятельностью.
Убеждения – это знания, которые побуждают,
это то, что человек глубоко осмыслил и
эмоционально пережил и что он готов
отстаивать и защищать в любых условиях.

Устойчивость убеждений
есть несомненное достоинство человека,
ибо благодаря ей личность сама ощущает
себя и представляет для окружающих
определенную целостность, ценность и
индивидуальность. Человеком, у которого
нет собственных убеждений, легко
управлять.

Органичным
компонентом мировоззрения являются
идеалы. Идеал
(от греч. idea – идея,
понятие, представление) – это осмысление
и эмоциональное принятие наивысшего
совершенства в чем-нибудь, то, что
становится целью деятельности, жизненным
стремлением личности.

Идеал человека – это
мысленно-эмоциональное предвосхищение
того, каким он хочет и может стать.

Психолого-педагогические
условия формирования мировоззрения.

Мировоззрение
формируется в учебной, трудовой и
активной общественной деятельности.
Познание мира и формирование взглядов
и убеждений происходит главным образом
в учебной деятельности
через содержание
учебного материала.
Каждый учебный предмет
содержит ведущие
идеи, которые, усваиваясь школьниками,
становятся основой их мировоззрения.

Предметы
естественно-математического цикла
раскрывают идеи материальности мира
природы, диалектического характера
физических явлений, взаимосвязи и
взаимозависимости различных форм
существования и движения материи.

Особо важное значение
для формирования мировоззрения имеют
предметы общественно-гуманитарного
цикла. История, обществоведение, основы
государства и права, как и естественные
предметы, имеют единую философскую и
историческую основу. Изучая эти предметы,
школьники усваивают основные законы и
перспективы жизни человеческого
общества.

Центральное место в
формировании эмоциональной стороны
мировоззрения, в воспитании
нравственно-эстетических чувств занимают
предметы искусства: литература, музыка,
изобразительное искусство и, проникающие
в содержание различных учебных предметов
театр и кино. Эти предметы развивают
эстетическое отношение к действительности,
создают целостную картину мира.

В период
детства, наиболее активного эмоционального
отношения ребенка к миру важно организовать
его собственную практическую творческую
деятельность в различных видах искусства
как средство мировоззренческого
самовыражения, самосознания, самовоспитания,
расширения кругозора.

Однако
взгляды и убеждения не могут существовать
без того, чтобы не проявляться в активной
деятельности. Поэтому задача педагогов
состоит в том, чтобы взгляды школьников
на мир выражались не только в умении
объяснять сущность явлений, но и в
практической общественной и трудовой
деятельности.

Трудовая
деятельность
дает
возможность проверить знания на практике,
убедиться в правильности своих взглядов,
реализовать себя как личность, действующую
в соответствии с собственными убеждениями.

Участие
детей в общественной
деятельности

формирует активную
гражданскую позицию, подготавливает
почву для возникновения устойчивых
убеждений. Поэтому необходимо с детства
вовлекать детей в дела, имеющие общественно
значимый смысл, ярко выраженную
общественную пользу.

Чтобы
процесс формирования мировоззрения
был успешным, необходимо соблюдение
определенных психолого-педагогических
условий,
способствующих
переводу знаний во взгляды, убеждения,
идеалы личности.

1.
Глубокое осмысление знаний, анализ
фактов, явлений, событий, проникновение
в суть научных понятий, законов, идей.

2.
Активная субъектная позиция школьника
в овладении этими знаниями: самостоятельный
поиск, самостоятельная работа, участие
в решении проблем, в исследовании, работа
с источниками, максимальная мыслительная
активность.

3.
Усвоение мировоззренческих знаний
должно опирается на эмоции и чувства
ребенка, вызывать глубокие переживания.
Проходя через эмоциональную сферу,
знания приобретают личностный характер.

4.
Необходимо формировать у учащихся
личное отношение к познаваемым явлением
природы и общественной жизни. Активное
положительное (по сравнению с безразличным
и негативным) отношение ученика к
содержанию мировоззренческих идей
формирует уверенность в их истинности,
правоте и справедливости, делает их и
внутренней правдой.

5. Для
создания объективной и целостной картины
мира необходимо установление межпредметных
связей, и выделение ведущих идей в каждом
учебном предмете.

6. Тесная связь обучения
с жизнью, с активной трудовой и общественной
деятельностью.

7. Большое значение
имеет личность учителя, его взгляды,
убеждения, жизненная позиция.

Особенности
формирования мировоззрения у младших
школьников.

Формирование
мировоззрения – длительный процесс.
Он связан с постоянными и непрерывными
изменениями в общем развитии учащихся,
поэтому и система представлений, понятий
и идей об окружающем мире на различных
этапах их школьного обучения и воспитания
будет неодинакова.

На начальной ступени
обучения школа не ставит задачи создания
у учащихся стройной и законченной
системы взглядов на закономерности
развития природы и общества. Это
обусловлено следующими причинами: малым
жизненным опытом детей, недостатком
знаний и неразвитостью абстрактного
мышления, являющегося основой для
формирования мировоззрения. Поэтому в
начальной школе возможно лишь формирование
начальных образных представлений,
первичных понятий и идей мировоззренческого
характера, создающих в сознании “картину
мира”.

В основе первоначального
восприятия и осмысления ребенком
реальности, первоначальных знаний о
мире лежат два центральных понятия:
“природа” и “общество”. Существенные
признаки этих понятий раскрываются
через конкретные представления, которые
формируются у младших школьников.

Природа:

– природа вокруг нас,
живая и неживая природа, их взаимосвязи;

– причины сезонных
изменений в жизни природы;

– причины смены дня
и ночи;

– причины природных
явлений;

– взаимосвязи
растительного и животного мира Земли,
их связь с условиями жизни;

– человек как часть
природы, взаимосвязь человека и природы;

– отношение человека
к природе (экологический аспект) и др.

Общество:

– родина как место,
где родился человек;

– традиции, нравы,
обычаи, история родины;

– национальные
особенности жизни людей;

– общество как
социальная среда человека;

– человек и общество;
человек среди людей;

– мир на планете Земля;

– гражданин страны;

– законы страны;

– права человека и
способы их защиты и др.

Все эти представления,
понятия и идеи помогают становлению
целостной картины мира младших школьников.

Вопрос 1. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,60

Мировоззрение
– субъективное убеждение, которое может
частично совпадать с общими представлениями
о мире.

Мифология
– фантастическое отражение действительности
в виде чувственно-наглядных образов
(А.Ф.Лосев «Диалектика мифа»).

Мифология
– первый этап формирования мировоззрения.
Появилась на ранних стадиях развития
человека, когда он еще не отделял себя
от общества и природы. Мифологическое
мировоззрение не разделяет мир на
сверхъестественный и земной (в отличии
от религии). В связи с этим мифологическое
мировоззрение не делит мир на материальный
и идеальный. Мифологическое мировоззрение
не нуждается в догматах веры, человек
с таким мировоззрением принимает мир
непосредственно. Данное мировоззрение
отличается конкретным исчислением
(отсутствием обобщенных понятий), поэтому
в умозаключениях использ. Онтология
(учение о бытии, началах всего сущего).
В мифологическом мировоззрении возникали
зачатки науки и духовной жизни.

В
религиозном мировоззрении мир делится
на сверхъестественный и естественный,
тварный и нетварный, поэтому опирается
на догматы веры. В зависимости от
религиозного учения может быть
рациональным и иррациональным.

Философское
мировоззрение. Пифагор из самоса указывал
на то, что человеку не следует переоценивать
своих возможностей в достижении мудрости.

Понятия
философия и философское мировоззрение
неравнообъемны.

Обыденное
мировоззрение нельзя считать отдельным
от остальных.

Вопрос 2. Предмет и функции философии.

Философия
в начальном представлении – наука,
обобщающая все представления о мире.

Функции
философии:

1)Мировоззренческая:
А) Гуманистическая; Б)Конструктивно-ценностная;
В)Функция интерпретации;

2)Критическая
функция;

3)Методологическая
функция: А) Эвристическая; Б) Координирующая;
В) Интегрирующая; Г) Логико-гносеологическая;

4)
Аксеологическая функция;

5)
Культурно-воспитательная функция;

6)
Отражательно-информационная;

Вопрос 3.Философия античности эпохи становления (Милетская школа, Пифагор, элеаты, Гераклит).

Милетская
школа – первая научная и философская
школа в европейской цивилизации. Наиболее
ярким представителем этой школы является
Фалес (625-547 гг до н.э) – в основе мира
лежит вода. Фалес был монистом.

Анаксимен
(ок.560-480гг до н.э.) – в основе мира лежит
воздух.

Пифагор
(580-500 ггю до н.э.) – в основе мира лежат
числа. Работая с числами, исследуя эту
сферу, он явился основателем математики
как научной дисциплины.

Гераклит
из Эфеса – разработал учение о
противоречиях, считал, что в основе мира
лежит огонь. Космос, по его мнению, един.
А все сущее, никем не сотворенное, всегда
было, есть и будет вечно живым огнем, то
загорающимся, то потухающим.

Элеаты
(основатель – Ксенофан, считал, что в
основе мира лежит земля).

Вопрос 4.Сократ и софисты.

Первыми
интерес к человеку проявили софисты и
Сократ, а на рубеже V-VI
вв. до н.э. возникает классическая
философия.

Софисты
открывают рационалистический период
греческой философии. Как философы,
передававшие за плату специальные
знания другим, они сформировались в V
в. До.н.э. Главной целью софистов была
не истина, а умение убедить слушателей.
Главной фигурой среди софистов является
Протагор из Абдер, он провозгласил
изменчивость главным свойством материи
и распространил этот принцип на человека.

Сократ
первый указал на то, что знание носит
понятийный характер, а метод субъективной
диалектики назвал майевтикой. По
отношению к материальному миру он был
агностиком, считая, что познать его
невозможно.

Платон
и Сократ критиковали софистов за их
релятивизм. Они искали устойчивость в
мире, первым об этом говорил Сократ. Он
находил ее в том общем, что есть в разных
вещах. Платон же считал, что в основе
мира находятся идеи и понятия.

Сущность и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это не значит, что именно тогда сформировались все концептуальные положения этого явления. Прежде всего, следует сказать, что многие представления, без которых сегодня невозможно представить ни одно мировоззрение (неважно, о каком типе идет речь, массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно разных форм общественного сознания. ,Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражаются через те представления индивидов, которые они сформулировали в процессе обобщения знаний, полученных в результате социальной практики. В результате таких обобщений возникло понимание мировоззрения как особой формы индивидуального сознания, в которой отражены его взгляды на окружающую действительность и его место в этой реальности.

В многочисленных источниках можно найти самые разные определения мировоззрения, но при всей их несходственности можно утверждать, что все они практически одинаково интерпретируют структуру мировоззрения как многосложное явление.

В состав философии в философии входят такие важные компоненты, как знания, установки, верования и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей действительности и формирует собственное положение в этом мире.

В состав мировоззрения как важнейших его элементов входят:

  • система информации и знаний;
  • взгляды, отношения и критерии оценки окружающей среды;
  • отношения и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • Идеалы человека — образы, предопределяющие развитие человека и его движения, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, поскольку все перечисленные элементы можно разделить на объективные (они включают знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой структуры имеют полностью определенное функциональное назначение.

Знание, представляющее собой некую переработанную систему научной информации, помогаю человеку постигать окружающий мир и явления, происходящие в нем.В рамках этого компонента наблюдаются вполне определенные расхождения, которые объективны и достаточно объяснимы. Например, люди могут иметь примерно сопоставимые интеллектуальные возможности, но в то же время полностью различаться в своих взглядах на мир.

Структура мировоззрения, включающая взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективное заключение индивида о реальности. Например, представители научного и религиозного мировоззрения совершенно по-разному рассматривают вопрос о происхождении человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего фактора. С точки зрения этого вопроса, более важны убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и стремлений, что фиксирует социальные позиции человека в обществе и его деятельность.

Структура мировоззрения как органический элемент предполагает наличие идеалов. В простейшем смысле идеал — это образ, в котором запечатлено ожидаемое, идеальное, то есть, к которому у мужчины есть сильное стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение.Как правило, они воплощают в себе лучшие образцы человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это системное единство составляющих его компонентов. Соотношение между этими компонентами может со временем меняться, и тогда один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но и социального.

p>
,

лимфатических узлов — структура и функции

Главная »Иммунология» лимфатических узлов — структура и функции

Последнее обновление: , автор: Sagar Aryal

  • Лимфатические узлы — это небольшие твердые структуры, расположенные в разных точках лимфатической системы, таких как пах, подмышки и брыжейка.
  • Они содержат как Т-, так и В-лимфоциты, а также дополнительные клетки и в первую очередь отвечают за усиление иммунных ответов против чужеродных антигенов, проникающих в ткани.
  • Лимфатические узлы расположены в стратегически важных местах по всему телу и служат для фильтрации лимфы.

Lymph Nodes- Structure and Functions

Структура лимфатических узлов

  • Они имеют размер от 2 до 10 мм, имеют сферическую форму и герметизированы.
  • Лимфатический узел окружен фиброзной капсулой, которая погружается в вещество узла, образуя перегородку или трабекулы.
  • Узел состоит из ретикулярной и лимфатической тканей, содержащих в основном лимфоциты и макрофаги.
  • Под капсулой находятся субкапсулярный синус, кора, паракортикальная область и продолговатый мозг.
  • Кора головного мозга содержит много фолликулов и при антигенной стимуляции увеличивается за счет зародышевых центров.
  • Фолликулы состоят в основном из В-клеток и фолликулярных дендритных клеток.
  • Паракортикальная (тимус-зависимая) область содержит большое количество Т-клеток, перемежающихся с встречно-штыревыми клетками.
  • Каждый лимфатический узел имеет 4-5 афферентных сосудов, которые доставляют лимфу к узлу, в то время как только один эфферентный сосуд отводит лимфу от узла.
  • Он также имеет вогнутую поверхность, называемую воротами, в которую входит артерия, вена и выходящий лимфатический сосуд.
  • В зависимости от положения лимфатические узлы могут быть поверхностными или глубокими лимфатическими узлами. Группы лимфатических узлов находятся на шее, ключице, под мышками (подмышками) и в паху.

Циркуляция лимфы в лимфатических узлах

  • Лимфа, поступающая из тканей или из предыдущего лимфатического узла в цепи, проходит через афферентные лимфатические узлы в субкапсулярный синус, а затем в кору головного мозга, вокруг фолликулов, в паракортикальную область и затем в мозговое вещество.
  • Лимфа из мозговых синусов затем стекает в эфферентные лимфатические сосуды и, следовательно, через более крупные лимфатические сосуды обратно в кровоток.

Функции лимфатических узлов

  • Основная роль лимфатического узла — фильтровать лимфу и затем вызывать иммунный ответ против захваченных микробов / антигенов.
  • Фильтрация лимфы помогает удалить частицы, которые обычно не встречаются в сыворотке.
  • Лимфоидные ткани в узлах разрушают отфильтрованные материалы, такие как микроорганизмы, опухолевые клетки и клетки, поврежденные воспалением.
  • Лимфоцит развивается из ретикулярной и лимфоидной ткани в узлах.
  • Антитела и антитоксины также образуются клетками лимфатических узлов.

Список литературы

  1. Lydyard, P.M., Whelan, A., & Fanger, M.W. (2005) .Иммунология (2-е изд.). Лондон: BIOS Scientific Publishers.
  2. Playfair, J. & Chain, B. (2001). Иммунология вкратце. Лондон: Blackwell Publishing.
  3. Tuitui, R., & Suwal, D. S. (2010).Анатомия и физиология человека. Катманду: Видьярти Пракашан.

Лимфатические узлы — структура и функции

Категории Иммунология Теги Циркуляция лимфы в лимфатических узлах, Лимфатические узлы, Функции лимфатических узлов, Структура лимфатических узлов сообщение навигации

,

Митохондрии — определение, структура, функции и схема

Главная »Клеточная биология» Митохондрии — определение, структура, функции и диаграмма

Последнее обновление: , автор: Sagar Aryal

Определение митохондрий

  • Митохондрии — это потребляющие кислород ленточные клеточные органеллы огромной важности, свободно плавающие по клетке.
  • Они известны как «электростанция клетки», поскольку эти органеллы снабжают клетку всей необходимой биологической энергией, окисляя доступные субстраты.
  • Ферментативное окисление химических соединений в митохондриях высвобождает энергию.
  • Поскольку митохондрии действуют как электростанции, они в изобилии встречаются в тех местах, где серьезно требуется энергия, таких как хвост спермы, мышечные клетки, клетки печени (до 1600 митохондрий), микроворсинки, ооциты (более 300000 митохондрий) и т. Д.
  • Обычно на клетку приходится около 2000 митохондрий, что составляет около 25% объема клетки.
  • В 1890 году митохондрии впервые были описаны Ричардом Альтманном, который назвал их биобластами.Бенда в 1897 году ввел термин «митохондрия».

Mitochondria- Structure and Functions

Рисунок: Схема митохондрий

Строение митохондрий

Митохондрии — это подвижные пластичные органеллы с двойной мембраной. Его диаметр составляет от 0,5 до 1,0 мкм. Он имеет четыре различных домена: внешнюю мембрану, внутреннюю мембрану, межмембранное пространство и матрицу.

  • Органелла окружена двумя мембранами — гладкой внешней мембраной и заметно складчатой ​​или трубчатой ​​внутренней митохондриальной мембраной, которая имеет большую поверхность и охватывает матриксное пространство.
  • Межмембранное пространство находится между внутренней и внешней мембранами.
  • Количество и форма митохондрий, а также количество крист, которые они имеют, могут сильно различаться от типа клетки к типу клетки.
  • Ткани с интенсивным окислительным метаболизмом — e. g., сердечная мышца — имеют митохондрии с особенно большим количеством крист.
  • Даже в пределах одного типа ткани форма митохондрий может варьироваться в зависимости от их функционального статуса.
  • Обе митохондриальные мембраны очень богаты белками.

Наружная митохондриальная мембрана

  • Наружная мембрана митохондрий больше похожа на плазматическую мембрану по структуре и химическому составу.
  • Порины на внешней мембране позволяют обмениваться небольшими молекулами между цитоплазмой и межмембранным пространством.

Внутренняя митохондриальная мембрана

  • Внутренняя мембрана митохондрий богата множеством ферментов, коферментов и других компонентов цепи переноса электронов.Он также содержит протонные насосы и множество белков пермеазы для транспорта различных молекул, таких как цитраты, АДФ, фосфат и АТФ.
  • Внутренняя митохондриальная мембрана дает пальцеобразные выросты (кристы) в направлении просвета митохондрии и содержит частицы F1 в форме теннисной ракетки, которые содержат фермент АТФ-азу для синтеза АТФ.
  • Внутренняя мембрана митохондрий полностью непроницаема даже для небольших молекул (за исключением O2, CO2 и h3O).
  • Многочисленные транспортеры во внутренней мембране обеспечивают импорт и экспорт важных метаболитов.

Межмембранное пространство

  • Это пространство между внешней и внутренней мембранами митохондрий, оно имеет тот же состав, что и цитоплазма клетки.
  • Есть разница в содержании белка в межмембранном пространстве.

Митохондриальный матрикс

  • Митохондриальный матрикс, представляющий собой жидкую (коллоидную) область, окруженную внутренней мембраной, содержит растворимые ферменты цикла Кребса , которые полностью окисляют ацетил-КоА с образованием CO2, h3O и ионов водорода.Ионы водорода восстанавливают молекулы НАД и ФАД, оба из которых передают ионы водорода дыхательной цепи или цепи переноса электронов, где происходит окислительное фосфорилирование с образованием богатых энергией молекул АТФ.
  • Митохондрии также содержат в своей матрице одно- или двухцепочечные кольцевые и двухцепочечные молекулы ДНК, называемые mt-ДНК, а также рибосомы 55S, называемые миторибосомами. Поскольку митохондрии могут синтезировать 10 процентов своих белков в собственном белково-синтетическом аппарате, они считаются полуавтономными органеллами .

Функции митохондрий

  1. Самая важная функция митохондрий — вырабатывать энергию. Митохондрии производят молекулу аденозинтрифосфата (АТФ), одну из энергетических валют клетки, которая обеспечивает энергию для запуска множества клеточных реакций и механизмов.
  2. Более простые молекулы пищи отправляются в митохондрии для обработки и производства заряженных молекул. Эти заряженные молекулы соединяются с кислородом и производят молекулы АТФ.Этот процесс известен как окислительное фосфорилирование.
  3. Митохондрии также могут выделять тепло (бурый жир) и накапливать железосодержащие пигменты (гем-ферритин), ионы Ca2 + и HPO 4 2– (или фосфат, например, остеобласты костей или белки желтка).
  4. Митохондрии помогают клеткам поддерживать надлежащую концентрацию ионов кальция в компартментах клетки.
  5. Митохондрии также помогают в построении определенных частей крови и гормонов, таких как тестостерон и эстроген.
  6. В митохондриях клеток печени есть ферменты, которые выводят токсины из аммиака.
  7. Митохондрии также играют важную роль в процессе апоптоза или запрограммированной гибели клеток.
  8. Аномальная гибель клеток из-за дисфункции митохондрий может повлиять на функцию органа.

Список литературы

  1. Смит, К. М., Маркс, А. Д., Либерман, М. А., Маркс, Д. Б., и Маркс, Д. Б. (2005). Базовая медицинская биохимия Марка: клинический подход.Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс.
  2. Koolman, J. & Röhm, K.-H. (2005). Цветной атлас биохимии. Штутгарт: Тиме.
  3. Альбертс, Б. (2004). Основная клеточная биология. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: научный паб Garland.
  4. Verma, P. S., & Agrawal, V. K. (2006). Клеточная биология, генетика, молекулярная биология, эволюция и экология (1-е изд.). С.Чанд и компания ООО
  5. https://alevelbiology.co.uk/notes/mitochondria-structure-and-functions/
  6. https: // биология.tutorvista.com/animal-and-plant-cells/mitochondria.html

Митохондрии — определение, структура, функции и схема

Категории Клеточная биология Теги Внутренняя митохондриальная мембрана, Межмембранное пространство, Митохондрии, Состав митохондрий, Функции митохондрий, Структура митохондрий, Митохондриальный матрикс, Внешняя митохондриальная мембрана сообщение навигации

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *