Мировоззрение его типы структура и исторические типы: Мировоззрение. Его структура и исторические типы.

Содержание

1.Мировоззрение, его структура и исторические типы.

Мировоззрение –
это система обобщенных взглядов на мир,
на место в нем человека и его отношение
к этому миру.

Эмоционально-психологическая сторона
состоит из чувств, настроений, переживаний
и оказывает существенное влияние на
жизненную позицию человека, определяя
ее как пессимистическую или оптимистическую.

Интеллектуально-рациональная сторона
мировоззрения состоит из взглядов,
убеждений, оценок и идеалов. Это основа
мировоззрения, на нее опирается
деятельность человека. А так как эта
деятельность является осмысленной и
целесообразной, то она направлена на
достижение идеала как организующего и
направляющего начала человеческой
активности.

типы
мировоззрения:

1) мифологическое –
формируется на ранних стадиях общества
и представляет собой первую попытку
человека объяснить происхождение и
устройство мира, появление на Земле
людей и животных, причины стихийных
явлений природы, определить свое место
в окружающем мире;

2) религиозное –
сформировалось на сравнительно высокой
стадии развития общества. Являясь
фантастическим отражением действительности,
оно отличается верой в существование
сверхъестественных сил и их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей. Таким
образом, вера в сверхъестественное –
основа религиозного мировоззрения;

3) философское 
от мифологии и религии оно отличается
ориентацией на рациональное объяснение
мира. Наиболее общие представления о
природе, обществе, человеке становятся
в философии предметом теоретического
рассмотрения и логического анализа.

2.Специфика философского освоения реальности.

  1. Философия
    — это теоретически сформулированное
    мировоззрение. Она пытается решить
    основные мировоззренческие проблемы
    посредством мышления, опирающегося на
    понятие и суждение, связывающиеся друг
    с другом по определенным логическим
    законам.
    Понятие
    — это мысль, отражающая в обобщенной
    форме предметы и явления действительности
    и связи между ними посредством фиксации
    общих и специфических признаков, в
    качестве которых выступают свойства
    предметов и явлений и отношения между
    ними. В философии, в отличие от
    религиозно-мифологического мировоззрения,
    широко применяется абстракция, т.е.
    формирование понятий для обозначения
    образов реальности.
    Философия
    вынесла на первый план интеллектуальные
    аспекты мировоззрения, отразив
    нарастающую в обществе потребность в
    понимании мира и человека с позиций
    знания. Первоначально она выступала
    на исторической арене как поиск мирской
    мудрости.
    Характерным
    признаком философского освоения
    действительности является универсализм.
    Философия — это форма познания всеобщих
    оснований бытия. На протяжении всей
    истории культуры она претендовала на
    выработку универсального знания или
    универсальных принципов духовно-нравственной
    жизни.
    Другой
    важной особенностью философского
    способа освоения действительности
    является субстанционализм. Субстанция,
    т.е. сущность, лежащая в основе, — это
    предельное основание, позволяющее
    сводить чувственное многообразие вещей
    и изменчивость их свойств к чему-то
    постоянному, относительно устойчивому
    и самостоятельно существующему.
    Субстанционализм проявляется в
    стремлении философов объяснить
    происходящее, внутреннее устройство
    и развитие мира через единое устойчивое
    начало.
    Одной
    из характерных черт философского
    размышления является сомнение. Философия
    с самого начала выступает как критика
    обычаев, обыденного сознания, традиционных
    ценностей и норм нравственности.
    Выдержавшие проверку на прочность
    человеческие установления ставятся
    на более прочный фундамент знания, все
    прочие отбрасываются как отжившие свой
    век.
    3.Модели
    мира в различных философских направлениях.

Миф
был не просто рассказом о мире, а некой
идеальной моделью, в которой события
интерпретировались через систему героев
и персонажей. Поэтому реальностью
обладали именно последние.

Прежде
всего это полная тождественность природы
и человека, что позволяет связать воедино
внешне далеко отстоящие друг от друга
вещи, явления и предметы, части
человеческого тела и т.п. Для данной
модели характерно понимание единства
пространственно-временных отношений,
которые выступают в качестве особого
упорядочивающего начала космоса.

Космос
понимается одновременно как качественная
и количественная определенность.
Количественная определенность описывается
посредством особых числовых характеристик,
через систему сакральных чисел,
«космологизирующих наиболее важные
части вселенной и наиболее ответственные
моменты жизни и неблагоприятных чисел,
как образовхаоса,безблагодатности,зла.
Качественная определенность проявляется
в виде системы персонажей мифической
картины мира, которые противопоставляются
друг другу.

Данная
модель мира основана на собственной
логике — на достижении поставленной
цели окольными путями, через преодоление
некоторых жизненно важных противоположностей,
«имеющих соответственно положительное
и отрицательное значение» (небо-земля,
день-ночь)

Субстанциальная
модель

предполагает единство мира через
допущение, что в основе бытия лежит
некая единая субстанция, идеальная или
материальная, из которой выводится все
многообразие мира. У Платона единство
мира обусловлено демиургом (творцом),
который создал этот мир, у Гегеля —
субстанциальностью абсолютной идеи,
что выражается в наличии всеобщих
законов развития. В функциональной
модели

единство мира объясняется наличием и
функционированием единых законов.
Предполагается, что в мире реализуется
некая универсальная связь. При этом в
качестве универсальной связи может
выступать либо некая мыслительная
конструкция, либо связь, реально
осуществимая. Все перечисленные модели
можно назвать локальными, так как они
в основном фиксируют какую-то одну
сторону бытия, т.е. интерпретируют,
огрубляют его с целью выявления законов
данной области. «Психологически
подобный подход можно легко понять,
поскольку все неизвестные и непознанные
области мы обычно представляем себе в
понятиях и образах того, что уже известно.
Это известное содержание и распространяется
на все возможные масштабы» .

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение
– это
обобщенная и целостная картина мира,
совокупность представлений об окружающей
человека действительности, о самом
человеке, формах его отношения и
взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение
функционирует как форма осознания
человеком своего положения в мире,
включает убеждения и ценности, регулирующие
важнейшие типы его жизнедеятельности
и поведения.

В
структуре мировоззрения можно выделить
след. основные компоненты: знания;
ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания
задают обобщенную модель мира и места
в нем человека. В них представлены
важнейшие категории культуры, формирующие
целостный образ.

Ценности
выполняют нормативно-регулирующие
функции. Они определяют правила и
принципы социальной жизни человека.
Свои основные функции ценности реализуют
в форме политических, религиозных,
правовых, моральных, эстетических
взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные
компоненты

определяют личностно-субъективный фон
восприятия человеком окружающей
действительности и своего места в
социальном и природном мире. Они придают
ему характер мироощущения, наполняют
его личностным смыслом и значением.

Существуют
различные классификации форм и типов
мировоззрения. В зависимости от
субъекта-носителя выделяют личностную
форму его объективации, мировоззрение
класса, социальной группы, общества в
целом или определенной исторической
эпохи. По параметру полноты и системности
представлений о реальности, их
достоверности и обоснованности можно
говорить:

а)
о нетеоретическом мировоззрении, формами
которого выступают обыденные или
стихийные воззрения на мир, мифологическое
и религиозное мировоззрение;

б)
о философско-теоретическом мировоззрении;

в)
о научном мировоззрении.

Историческая
типология мировоззрений: мифологическое,
религиозное, философское мировоззрения.

Мифология
– характерны образно-ассоциативная
форма отражения действительности,
эмоциональное восприятие и фантастические
интерпретации природы, человека и
социальной жизни. Мифологическое
сознание не фиксировало различий между
естественным и сверхъестественным,
между реальностью и воображением, что
позволяло мыслить окружающие предметы
как двойственные по своей природе:
человеческие и божественные, утилитарные
и символические, профанные и сакральные
одновременно. Мифологическое сознание
основано на вере в истинность мифов,
незыблемость ритуала и базирующихся
на них нравственных запретах и социальных
нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное
мировоззрение

исторически зарождается в недрах
мифологического сознания. В развитых
формах религиозного сознания, в отличие
от мифологии, Бог трактуется как Абсолют,
который бесконечно выше естественного
космоса и человека в иерархии форм
бытия. При этом вера в Бога не сводится
к простому и непосредственному принятию
индивидом религиозного ритуала и
культовых действий, имеющих божественное
происхождение, а предполагает наличие
внутреннего иррационального состояния
сознания, позволяющего ощущать факт
безосновного, личного и глубоко интимного
соединения с Богом.

Переход
к более сложным формам цивилизационных
отношений, изменения в структуре
материального и духовного производства
обусловили необходимость формирования
философско-теоретического
мировоззрения
.

Становление
философии — утверждение качественно
нового типа мировоззрения. В нем
представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий,
логических и гносеологических критериев.
Своей устремленностью к фундаментальным
вопросам бытия, загадкам человеческого
сознания и деятельности философия
сближается с религией, мифологией,
искусством. Однако в отличие от искусства
и мифологии она стремится прежде всего
не к чувствам, а к разуму; в отличие от
религии – опирается не на догматы и
иррациональную веру, а системно и
доказательно обосновывает свои положения
с использованием рациональных аргументов
и логических доказательств.

Установление
истины становилось возможным без
непосредственного обращения к опыту,
в форме логических рассуждений, т. е.
чисто мыслительным путем, используя
силу разума и логики. Познавательное
искусство такого рода древние греки
стали называть теоретическим.
Философия явилась той формой культуры,
в рамках которой впервые стало оформляться
и развиваться теоретическое
мышление.

Философия
возникает как рационально-теоретический
тип мировоззрения и особая форма
духовного освоения реальности, в процессе
которой вырабатывается целостная и
предельно обобщенная система знаний о
мире, человеке и формах взаимосвязи
между ними.

Спор,
что представляет собой философия, какова
ее ценность в культуре и в чем состоит
ее предмет, ведется фактически с момента
ее возникновения. Этот спор или критический
диалог является сутью самой философии
и характеризует ее как уникальную форму
духовно-теоретической рефлексии над
важнейшими основоположениями культуры.
Философия многолика, и невозможно
совместить разные ее образы и понимания.
Трактовка целей и задач философии во
многом определяется личностью философа,
его духовными ориентациями, социальными
и культурными традициями, обусловившими
то или иное понимание философского
мышления.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы — Студопедия

Связь философии и медицины.

Основные разделы философии и функции философского знания.

Философия как тип мировоззрения.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.

ЛЕКЦИЯ №1.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА: Философия как феномен культуры

Вопросы:

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.



По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.


Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением.

Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

2. Философия как тип мировоззрения.

Истоки философии – в пытливости человеческого разума, согласно Аристотелю, люди начали впервые философствовать вследствие удивления.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo- люблю, sophia – мудрость, в древнерусских источниках — любомудрие). Сначала появились философы, затем слово «философ» и несколько позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Античные мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая является прерогативой богов, а удел человека – любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон уточняет: «Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Из богов никто не занимается философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды…Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами» (Платон, диалог «Пир», 204 а-б).

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, как учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах, явлениях судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, и в том, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в единичном, обосновать и объяснить многообразие феноменов человеческого существования. Необходимость подобного подхода осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Это, так называемые, вечные философские вопросы, которые на протяжении тысячелетий сохраняют свое значение для человека и для человечества[3].

В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувственного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию.

Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIII века И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир. Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм и др.). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.

И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов. Нельзя забывать так же и о проблеме отношения человека и общества, человека, погруженного в социум и в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.

4. Основные разделы философии и функции философского знания.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций.

Важнейшие из них:

— мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

— методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

— гносеологическая заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

— аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

— праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

— критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

— прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» — писал поэт и мыслитель Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире.

2. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

Мировоззрение— система наиболее общих взглядов на
мир (природу и общество) и место человека
в этом мире.

В
истории человечества выделяют 4 формы
мировоззрения: мифологию, религию, науку
и философию.

Исторические
типы мировоззрения:

1.мифологическое— символическое мировоззрение, мир
одушевленный (гора одушевлена итд),
ритуал- миф, воспроизвод. через символ.
действия. 10-ки т.лет. д.н.э.;

2.религиозное— 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный
и земной, очень различны, сокращается
кол-во богов.;

3.научное— стержень не вера, а разум. появилось с
философией тогда же когда и религиозное.
требует мышление, творческое, личностное,
нет посредников, нет разделения мира.

Уровни:

  1. Обыденное

  2. Научное

  3. Философское

Основные
элементы:
знания, убеждения, идеалы,
ценности и т.д.

Мировоззрение
может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм— философское воззрение, признающее
основой бытия материю. Согласно
материализму мир — движущаяся материя,
а духовное начало — это свойство мозга
(высокоорганизованной материи).

Идеализм— философское воззрение, которое
считает, что истинное бытие принадлежит
духовному началу (разуму, воле), а не
материи.

Можно
выделить следующие структурные
компоненты
мировоззрения:


во-первых, это устойчивая картина мира,
которая включает в себя конкретно-исторические
представления о мире;


во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на
систему идеалов;


в-третьих, целеполагающая идея,
ориентирующаяся на систему ценностей.

Таким
образом, суть философского мировоззрения
составляет мир, состоящий как бы из трех
«царств»: действительности, ценности
и смысла.

3.Античная философия ранней классики: ее основные проблемы и понятия.

(Космос,
природа, первоначало, логос, эйдос, душа,
бытие, истина)

Самой
древней философской школой является
Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

Фалес
– астроном, политический деятель, он
произвел переворот в мировоззрении,
предложив идею субстанции – первоосновы
всего, обобщив все многообразие в
единосущее и усмотрев начало всего в
воде;

Анаксимен
– первоначалом всего предложил воздух,
видя в нем бесконечность и легкость
изменяемости вещей;

Анаксимандр
– первым предложил оригинальную идею
бесконечности миров, за первооснову
сущего он принял апейрон (неопределенную
и беспредельную субстанцию), части
которой изменяются, целое же остается
неизменным.

Милетцы
своими воззрениями положили начало
философскому подходу к вопросу
происхождения сущего: к идее субстанции,т.
е. к первооснове, ксущности всех вещей
и явлений мироздания.

2.
Школа Пифагора.

Пифагор
(VI
в. до н. э.) также был озабочен проблемой:
«Из чего все?», но решал ее иначе, чем
ми-летцы. «Все есть число», – вот его
ответ. Он организовал школу, в которую
входили и женщины.

В
числах пифагорейцы видели:

– свойства
и отношения, присущие различным
гармоническим сочетаниям сущего;

– объяснения
скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор
успешно занимался разработкой различного
рода математических доказательств, и
это способствовало развитию принципов
точного рационального типа мышления.

Важно
заметить, что пифагорейцы достигли
немалых успехов в своих поисках гармонии,
удивительно красивой количественной
согласованности, которая пронизывает
все сущее, прежде всего явления Космоса.

Пифагору
принадлежит идея перевоплощения душ,
он считал, что душа бессмертна.

3.
Элейская
школа
:
Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из
Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ
и поэт, он изложил свое учение стихами:

– выступал
против антропоморфических элементов
в религии;

– высмеивал
богов в человеческом виде;

– жестоко
бичевал поэтов, которые приписывают
небожителям желания и грехи человека;

– считал,
что Бог ни телом, ни духом не походит на
смертных;

– стоял
во главе монотеистов и во главе скептиков;

– осуществил
разделение видов знания. Парменид (конец
VII–VI в. до н. э.) – философ, политический
деятель, центральная фигура Элейской
школы:

– разграничивал
истину и мнение;

– центральной
идеей является бытие, соотношение
мышления и бытия;

– по
его мнению, нет и не может быть пустого
пространства и времени вне изменяющегося
бытия;

– сущее
считал лишенным изменчивости и
многообразия;

– бытие
есть, небытия нет.

Зенон
Элейский

(ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический
деятель, любимый ученик и последователь
Парменида:

– вся
его жизнь – борьба за истину и
справедливость;

– он
развивал логику как диалектику.

1.Мировоззрение и его исторические типы

Вопросы:

  1. Мировоззрение и его исторические типы.

  2. Предмет философии. Функция, структура
    и методы философского знания.

  3. Античная натурфилософия, ее представители.

  4. Сравнительный анализ онтологии Платона
    и Аристотеля.

  5. Номинализм и реализм — основные течения
    средневековой схоластической философии.

  6. Эпоха Возрождения о сущности человека.

  7. Пантеистическая концепция бытия эпохи
    Возрождения (Н.Кузанский и Дж.Бруно).

  8. Эмпиризм и рационализм — основные
    методологические направления в
    европейской философии Нового времени.

  9. Проблема свободы человека в философии
    Нового времени и Просвещения (Т.Гоббс,
    Дж.Локк, Б.Спиноза, П.Гольбах, К.Гельвеций,
    Ж.-Ж.Руссо).

  10. Гносеологическое учение И.Канта.

  11. Понятие «Категорического императива»
    в этике И.Канта, его содержание и
    сущность.

  12. Основные принципы и положения онтологии
    и гносеологии Гегеля.

  13. Онтологическое и гносеологическое
    учение К.Маркса и Ф.Энгельса.

  14. Сущность материалистического понимания
    истории в учении К.Маркса и Ф.Энгельса.

  15. Мир как воля и представление (А.Шопенгауэр).

  16. Славянофилы и западники как две
    альтернативы в русской философии XIX-XXвеков. Их основные идеи и цели.

  17. Русская религиозная философия конца
    XIX-началаXXвеков (Н.Бердяев, П.Флоренский и др.).

  18. Основные положения экзистенциалистской
    концепции бытия.

  19. Понятие психики и ее структура в учении
    З.Фрейда.

  20. Материя как объективная реальность.
    Основные философские и естественнонаучные
    представления о материи.

  21. Материя как объективная реальность.
    Основные философские и естественнонаучные
    представления о материи.

  22. Проблема причинности в философии.
    Детерминизм и индетерминизм.

  23. Пространство и время как философские
    категории. Субстанциальная и реляционная
    концепции пространства и времени.

  24. Познаваемость мира и проблема истины
    в философии.

  25. Специфика научного знания и его функции.

  26. Общество и его структура. Формационная
    и цивилизационная концепции развития
    общества.

  27. Проблема сознания в науке и философии.

  28. Человек и общество. Феномен массы.

  29. Понятие культуры и цивилизации.
    Возможности культуры для самореализации
    человека.

  30. Свобода и ответственность как модусы
    бытия человека.

Мировоззрение — система взглядов ,
понятий и представлений об окружающем
мире. М. в широком смысле слова включает
в себя совокупность всех взглядов
человека на окружающий мир: философские,
общественно-политические, этические,
эстетические, естественнонаучные
воззрения и т.д. Главным вопросом М.
является основной вопрос философии. В
зависимости от его решения различаются
два основных вида мировоззрения:
материалистическое и идеалистическое.
М. является отражением общественного
бытия и зависит от уровня человеческих
знаний, достигнутых в данный исторический
период, а также от общественного строя.
М. имеет огромное практическое значение,
т.к. оно определяет отношение людей к
окружающей действительности и служит
руководством для действия. Научное М.,
раскрывая объективные законы природы
и общества и выражая интересы передовых
сил, способствует прогрессивному
развитию. Реакционное, античное М. служит
отживающим классам и тормозит развитие
общества, защищает интересы эксплуататорских
классов и отвлекает трудящихся от борьбы
за свое освобождение. Последовательно
научным является коммунистическое,
марксистско-ленинское М., философскую
основу и неотъемлемую часть которого
составляет диалектический и исторический
материализм. Это — подлинно научное М.,
т.к. оно выражает интересы пролетариата,
всех трудящихся, совпадающие с объективными
законами развития общества.

Исторические типы мировоззрения:
мифология, религия, философия.

1)Мифология — фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании,
воплощенное в характерном для древности
устном народном творчестве. Миф —
возникающее на ранних этапах истории
повествование, фантастические образы
которого (боги, легендарные герои,
события и т.п.) были попыткой обобщить
и объяснить различные явления природы
и общества. Поскольку в ней имеются
представления о сверхъестественном,
она содержит элементы религии.
Мифологическое мировоззрение обеспечило
социализацию человека, способствовало
осуществлению перехода от биологической
популяции к человеческой общности,
сформировало общество и подготовило
условия для его дальнейшего развития.

2) Религия — фантастическое отражение
в головах людей внешних сил, господствующих
над ними в их повседневной жизни,
отражение, в котором земные силы принимают
форму неземных. С теологической т. зр.
Р. связана с извечным внутренним чувством
человека, выражающим его связь с неким
духовным началом. Основной и решающий
признак Р. — вера в сверхъестественное.Она
возникла на определенной ступени
развития первобытнообщинного строя
как отражение бессилия человека перед
грозными и непонятными силами природы.

3) Философия — наука о всеобщих
закономерностях, которым подчинены как
бытие (т. е. Природа и общество), так и
мышление человека, процесс познания.
Ф. является одной из форм общественного
сознания. Основным вопросом философии
как особой науки является проблема
отношения мышления к бытию, сознания к
материи. Термин «Ф.» впервые
встречается у Пифагора; в качестве
особой науки ее впервые выделил Платон.
Ф. возникла в рабовладельческом обществе
как наука, объединяющая всю совокупность
знаний человека об объективном мире и
о самом себе, что было вполне естественно
для низкого уровня развития знаний на
ранних этапах человеческой истории. В
ходе развития общественно-производственной
практики и накопления научных знаний
происходил процесс отделения наук от
Ф. и одновременно выделение ее в
самостоятельную науку. Ф. как наука
возникает из необходимости выработки
общего взгляда на мир, исследования его
общих начал и законов, из потребности
в рационально-обоснованном методе
мышления о действительности, в логике
и теории познания.

Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

(сокращенный вариант лекций из «Учебно-методического комплекса «Философия».

Сост.: Кондратов Б.Я., Ивчик В.В., Попова Р.В., Кондратова М.В. Горки, 2010.)

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения

Это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь следующих его компонентов:

1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции — субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.



6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональ­ный и теоретический уровни мировоззрения.


1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения.

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира:

Миф — это мировоззре­ние древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Специфические черты философского мировоззрения:

1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

2. В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя.

5. Важный принцип философии — свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

3. Исторические типы мировоззрения

47

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА
№ 1: ФИЛОСОФИЯ
КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН.

ПЛАН:

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

  2. Понятие мировоззрения,
    его структура.

  3. Исторические типы
    мировоззрения.

  4. Предмет, методы
    и функции философии.

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

Первым,
кто назвал себя философом, был Пифагор.
Он не считал себя «софистом» (мудрецом),
а лишь человеком, любящим мудрость и
испытывающим влечение к ней. Поскольку
мудростью могли обладать лишь боги, то
уделом философа провозглашалась любовь
к мудрости.

Сам
термин «философия» в переводе с
древнегреческого означает «любовь к
мудрости (Phileo
– люблю и Sophia
– мудрость).

Объяснение
и закреплние в европейской культуре
слова «философия» связано с именем
Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы –
это, по его мнению, люди которые открывают
тайны природы и человеческой жизни,
учат действовать и жить в согласии с
природой и требованиями самой жизни.
Итак, философия является особым видом
знания – это «софийное», мудрое знание
и поучения на его основе. Это не просто
абстрактная теория, но и практическая
мораль.

Основой философии
является мировоззрение.

В
мировоззрении выделяют
два уровня
:
рационально-теоретический
и жизненно-практический.
Философия
представляет собой рационально-теоретическую
форму мировоззрения
,
которую следует отличать от, так
называемой, жизненной
философии, здравого смысла
,
соотносимого с жизненно практическим
уровнем.

Философия
– та форма духовной культуры, в которой
взгляды человека на мир и место нем
представлены в виде теорий, понятий
умозаключений.

  1. Понятие
    мировоззрения, его структура и функции

В
систему человеческих знаний термин
«мировззрение» был введен немецким
философом И. Кантом. В наипростейшем
понимании
Мировоззрение

– совокупность взглядов человека на
мир и смысл жизни. Это система взглядов,
идей и убеждений человека о мире и своем
месте в нем. Мировоззрение – способ
духовно-практического освоения мира
человеком в его теоретическом и
практическом отношении к действительности.

В
структуре
мировоззрения

можно выделить следующие основные
компоненты: знания;
ценности; убеждения, идеалы, верования,
чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания
как основной компонент в структуре
мировоззрения задают обобщенную модель
мира и место в нем человека.

Ценности
– Это
положительное или отрицательное
отношение к явлениям окружающего мира,
которое основывается на потребностях
и интересах людей, культуре определенного
социума.

Идеалы
– Это мировоззренческая форма
целенаправленного отображения
действительности, мысленный образец
совершенства, норма к которой следует
стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные
компоненты определяют личностно-субъективный
фон восприятия человеком окружающей
мира и своего места в нем.

Основные
функции мировоззрения
:


миропонимания, – мировосприятия, –
мироотношения.

Миропонимание
– картина мира. Оно может строится на
уровне обыденного сознания или на
теоретическом уровне.

Мировосприятие
– это эмоциональные предпочтения,
верования, специфические психологические
представления человека о мире и своем
месте в нем.

Мироотношение
– Это совокупность ценностных установок
человека, его убеждений, определяющих
позицию жизненным важным вопросам, его
готовность к определенному типу действий
и способам достижения целей.

Есть
три типа
мировоззрения
:
обыденное,
– религиозное, – и философское
.

Обыденное
мировоззрение –

порождается непосредственно условиями
жизни и передающимися из поколения в
поколение опытом людей.

Религиозное
мировоззрение

– дает неадекватную картину мира,
связано с признанием сверхъестественного
мирового начала и выражается преимущественно
в эмоционально-образной форме.

В
философском
мировоззрении

– теоретически обобщаются опыт духовного
и практического освоения мира.

В
исторической типологии мировоззрений
выделяют следующие типы мировоззрений:
мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое
мировоззрение – исторически первый
тип мировоззрения. В основе мифологии
лежит миф – выдуманный рассказ, плод
народной фантазии. Миф обычно совмещает
в себе рассказ о прошлом и объяснение
настоящего или будущего. Человек перенес
на объекты природы свои личные свойства,
приписывая им жизнь, человеческие
чувства. Мифы утверждали принятую в
данном обществе систему ценностей,
поддерживали определенные нормы
поведения.

Религиозное
мировоззрение
.
Религия –
мировоззрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические
действия (культ), которые основываются
на вере в существование богов, «священного»,
т.е. такого начала которое находится за
чертой «естественного», недоступно
пониманию человека. Главный признак
религии – вера в сверхъестественное.
Если в мифологические персонажи живут
в реальном мире (на горе Олимп) , то в
религии сверхестественный мир недоступен
органам чувств, а поэтому в объекты
этого мира следует верить.

Философское
мировоззрение
.
Философское мировоззрение отличается
от религиозного тем, что оно основано
на знании, а не на вере; логично, опирается
на четкие понятия и категории. В нем
представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий,
логических и гносеологических критериев.
В отличие от искусства и мифологии,
философия стремится прежде всего не к
чувствам, а к разуму; в отличие от религии
– опирается не на догматы и веру, а
системно и доказательно обосновывает
свои положения с использованием
рациональных аргументов и логических
доказательств.

Все исторические
типы мировоззрения объединяет общая
направленость – дать картину мира,
включая человека с его отношением к
окружающей реальности, и выяснить смысл
человеческого бытия.

Философия
как мировоззрение прошла три этапа
развития :

космоцентризм –
когда весь мир объяснялся через влияние
и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм –
объяснение всего сущего через господство
сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм
– философское мировоззрение, основной
проблемой которого была судьба человека.

  1. Предмет, методы
    и функции философии.

Философия
это
тип рационального и критического
мировоззрения, в котором изучаются,
оцениваются и обосновываются наиболее
общие взаимоотношения человека с миром
и с самим собой.
.

Объектом
изучения философии является бытие в
целом. Предмет
философии

составляют наиболее общие законы,
принципы, способы и формы бытия, отношение
человека к окружающему миру и самому
себе. Философия – это тип научного
мышления о мироздании, материальном и
духовном и других проявления бытия.

Философия
– это наука о наиболее общих закономерностях
развитиях природы, общества и мышления
.
Эти
закономерности и являются предметом
философии. Предметом философии
являются
всеобщие связи в системе «человек –
мир». Философия – это рационально-теоретическое
осмысление этих связей.

Философия
исследует : 1) природу и сущность мира;
2) природу, сущность и назначение
человека; систему «Человек – мир» в
целом и состояние в котором она находится.
Если научное знание является точным.
однозначным, и поэтому общепринятым
для всех людей, то философское знание
является полифоничным, плюралистичным.
Это означает, что на одни и те же вопросы
в различных философских школах даются
разные неодинаковые ответы, которые
имеют равнозначное значение. Иначе
говоря в философии не существует
однозначных и общепринятых положений.
Именно поэтому философия является
особым видом знания – это «софийное»,
знание, понимаемое как мудрость. Наука
отвечает на вопрос «почему», а философия
– на вопрос6 «для чего, с какой целью»

В
ходе развития философии представления
о предмете менялись. Каждая эпоха давала
ответ на этот вопрос. Для греческого
мыслителя Сократа философия была
искусством самопознания.
Ученик Сократа Платон считал философию
познанием
истинно существующего бытия
,
т.е. мир идей, который он противопоставлял
миру материи. Философия по мысли Платона,
является размышлением, готовящим
человека к смерти. Аристотель считал
философию наукой,
изучающей первопричины вещей, и называл
ее госпожой наук
.
В средние века философия выступала
служанкой богословия и выполняла функцию
дополнительного инструмента в богословских
спорах. С точки зрения немецкого философа
И. Канта философия должна стать учением
о последних целях человеческого разума
.
Марксизм определяет философию, как
науку о
всеобщих законах природы, общества и
мышления
.
Экзистенциализм понимает философию
как размышление
о человеческом существовании
.
Философские системы всегда несут
отпечаток времени.

Философские
проблемы сфокусированы на человеке.
Философию не интересует мир сам по себе,
а только мир в контексте человеческой
жизнедеятельности. Наиболее точно и
кратко круг философских проблем очертил
И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

Что я могу знать?
Что я должен делать? На что я смею
надеяться?

Эти три вопроса
объединяются в четвертом: Что такое
человек?

В
процессе развития философии сформировались
такие философские дисциплины как:
онтология – учение о бытии; гносеология
– теория познания; логика – наука о
формах правильного (т.е. доказательного)
мышления; философия истории – раздел
связанный с интерпретацией исторического
процесса; этика – учение о морали,
нравственности; эстетика – наука о
прекрасном, философия искусства.

Методы
философии.
В
общем смысле метод
определяется как система практических
или мыслительных приемов и правил,
следование которым ведет к достижению
желаемого результата.

Основным
методом философского познания является
теоретическое мышление, опирающееся
на совокупный опыт человека, на достижение
всех наук и культуры в целом.
Основными
методами с помощью которых осуществляется
философское знание, являются:

Диалектика
– метод философского исследования,
согласно которому мир находится в
процессе изменения и развития. Вещи
рассматриваются критически. последовательно
с учетом их внутренних противоречий,
изменений, развития.

Метафизика
– метод противоположный диалектике –
объекты рассматриваются обособленно,
статично, однозначно. В этом методе
абсолютизируется постоянство мира,
остаются в тени источники его развития.

Функции
философии
.
Основными функциями философии являются:

Мировозренческая
функция

способствует формированию целостности
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем.

Методологическая
функция

абстрактно- теоретическое объяснение
мира, общие методы познания и освоения
действительности человеком.

Гносеологическая
функция

регламентирует механизм познания –
правильное и достовернон познание
окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая
функция

учит мыслить и теоретизировать, создавать
логические схемы, обобщать действительность.

Критическая
функция

проповедуемый всеми философами со
времен античной философии принцип –
подвергать все сомнению.

Аксиологическая
функция

оценка исследуемого объекта с точки
зрения различных ценностей (социальных
нравственных, и т.п.)

Социальная
функция

объясняет социальное бытие и способствует
его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная
функция

прививает человеку и обществу
гуманистические цели и идеалы, укрепляет
мораль, помогает найти смысл жизни.

Прогностическая
функция

основана на способности философских
знаний прогнозировать развития, материи,
сознания, человека, природы и общества.

Список рекомендуемой
литературы

  1. Философия под.ред.
    Я. С. Яскевич – Мн., 2006.

  2. История философии
    под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007.

  3. Философия под
    ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006.

  4. Берков В. Ф.
    Философия и методология науки – Мн.,
    2004.

  5. Мартынов М.Г.,
    Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007.

  6. Яскевич Я. С.
    Философия в вопросах и ответах. – Мн.,
    2003.

  7. Философский
    энциклопедический словарь. –
    М.,1989

  8. Чуешов
    В. И. Введение в современную философию
    – Мн., 1997.

. ТЕМА № 2:
Эволюция
философской мысли в истории культуры.

ПЛАН:

  1. Философия
    Древней Индии и Древнего Китая.

  2. Античная философия.

  3. Философия
    средневековья и эпохи Возрождения.

  4. Европейская
    философия Нового времени.

  5. Неклассическая
    философия в контексте европейской
    культуры ХХ века.

  6. Русская философия.

  7. Белорусская
    философская и общественно-политическая
    мысль 1Х-ХХв.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой часто проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что есть загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда исходит система ценностей, положение по отношению к другим людям и т. Д. Его основа — вера в сверхъестественные силы, поклонение и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Естественнонаучное мировоззрение основывается в основном на известных доказанных фактах, в основном из области физики. Здесь мы видим, что большое значение придается законам природы, и позиция «все поддается научному объяснению» наиболее ярко проявляется у людей с таким типом восприятия мира. Стремление к объективности, открытость эксперименту и математике — его основные черты.

Самый яркий персонаж в истории, который одним из первых явил миру такое мировоззрение — Галилео Галилей.

Эстетическое мировоззрение и его типы

Люди с таким мировоззрением воспринимают мир с точки зрения красоты, это определяющий принцип. Это характерно для творческих людей с художественно-образным мышлением.

Таким образом, преобладание разных мировоззрений связано с уровнем развития общества.

.

Мировоззрение и его исторические типы

У любого разумного существа есть собственное сформированное мировоззрение. Это философское понятие означает совокупность взглядов, убеждений, позволяющих человеку иметь целостный взгляд на окружающую действительность, определять свое место в мире. Рассмотрим мировоззрение и его исторические типы.

Как известно, давно философы представляли, что в мире будущего не будет войн, классового неравенства, недопонимания поколений. Однако с каждым годом (десятилетием) становится ясно, что это, скорее, далекая от реальности утопия, достойная фантастических книг.В таких условиях на первый план выходят мировоззренческие проблемы, заставляющие человека задуматься о происходящем.

Мировоззрение условно делится на три формы:

— Мировоззрение. Мысленный анализ процессов объективной реальности.

— Мировоззрение. Получение информации об окружающей среде с помощью органов чувств.

— Мировосприятие. Создание полных образов на основе наглядных примеров.

Человек, поставивший перед собой задачу изучения мировоззрения и его исторических типов, должен быть готов к большому объему информации.Вышеперечисленные типы подразделяются на обыденное, религиозное, философское и мифологическое мировоззрение.

Интересно то, что невозможно понять мировоззрение и его исторические типы без раскрытия значения каждого из составляющих элементов. Итак, начнем по порядку.

Обыденное мировоззрение было всегда, поскольку оно является частью и науки, и философии (включая религию с мифологией). Участие в производстве чего-либо (трудовая деятельность), простое наблюдение за природными процессами, повседневная жизнь, отдых, культурная составляющая жизни человека и общение — все это формирует единый тип мировоззрения.Такой большой список позволяет утверждать, что этот тип никогда не повторяется, будучи полностью индивидуальным для каждого человека (читай — субъективно). При этом все последующие виды основаны на нем.

Неудивительно, что часто возникают трудности с тем, что подразумевается под понятием «мировоззрение и его исторические типы». С другой стороны, достаточно указать составные части — это даст хотя бы общее представление. За обычным следует мифологическое мировоззрение (иногда называемое первым типом).

Создается сознанием человека на основе логических обобщений, полученных из обычных наблюдений. Особенность состоит в частичном нарушении логической цепочки рассуждений (невозможно ничего доказать напрямую), но это подтверждается прямыми наблюдениями за природными процессами (тучи — гром — дождь — божественный транспорт — грохот). В мифологии, в отличие от науки, все объясняется. Чем менее развит аналитический подход к осмыслению объективной реальности, тем чаще встречается мифологическое мировоззрение.Вот почему на заре истории человечества мифология играла такую ​​важную роль, позволяя объяснить все явления природы.

В основе того же религиозного мировоззрения (второго типа) лежит недоказуемая вера в существование организующих сил, лежащих за пределами понимания человека. В настоящее время значительная часть населения мира формирует свой собственный слой мира на основе религии.

Философский (третий) тип мировоззрения определяет стремление к постижению тайн природы и человека, к мудрости.

Существуют практический и теоретический уровни мировоззрения. Первый — это жизнь (ненаучная), основанная на наблюдениях за повседневными событиями. Второй — научный, он включает анализ и выводы. Философия использует теоретический уровень.

В принципе, разделение философии на типы мировоззрения стало возможным благодаря теоретической основе. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов «фило» — любовь и «софос» — мудрость.

.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой часто проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что есть загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда исходит система ценностей, положение по отношению к другим людям и т. Д. Его основа — вера в сверхъестественные силы, поклонение и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Естественнонаучное мировоззрение основывается в основном на известных доказанных фактах, в основном из области физики. Здесь мы видим, что большое значение придается законам природы, и позиция «все поддается научному объяснению» наиболее ярко проявляется у людей с таким типом восприятия мира. Стремление к объективности, открытость эксперименту и математике — его основные черты.

Самый яркий персонаж в истории, который одним из первых явил миру такое мировоззрение — Галилео Галилей.

Эстетическое мировоззрение и его типы

Люди с таким мировоззрением воспринимают мир с точки зрения красоты, это определяющий принцип. Это характерно для творческих людей с художественно-образным мышлением.

Таким образом, преобладание разных мировоззрений связано с уровнем развития общества.

.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой часто проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что есть загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда исходит система ценностей, положение по отношению к другим людям и т. Д. Его основа — вера в сверхъестественные силы, поклонение и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Естественнонаучное мировоззрение основывается в основном на известных доказанных фактах, в основном из области физики. Здесь мы видим, что большое значение придается законам природы, и позиция «все поддается научному объяснению» наиболее ярко проявляется у людей с таким типом восприятия мира. Стремление к объективности, открытость эксперименту и математике — его основные черты.

Самый яркий персонаж в истории, который одним из первых явил миру такое мировоззрение — Галилео Галилей.

Эстетическое мировоззрение и его типы

Люди с таким мировоззрением воспринимают мир с точки зрения красоты, это определяющий принцип. Это характерно для творческих людей с художественно-образным мышлением.

Таким образом, преобладание разных мировоззрений связано с уровнем развития общества.

p >>

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *