Мировоззрение и его структура и функции: Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы — Студопедия
Функции мировоззрения и его структура Формируем свою картину мира
Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.
А вы знали, что ежедневно ставя перед собой те или иные вопросы и находя ответы на них, мы имеем дело с самыми настоящими философскими понятиями? Одним из них является «мировоззрение».
Функции мировоззрения во многом определяют то, о чем мы думаем, какие переживания испытываем, какие цели и ценности ставим во главу угла.
Все это напрямую отражается на наших поступках и качестве жизни. А потому чрезвычайно важно смотреть на мир правильно! Как? Давайте разбираться!
Структура мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир и свое место в нем.
«Каково мое предназначение?», «Что является добром, а что — злом?», «Что самое главное в жизни?», «Как общаться с людьми?», «Как добиться успеха?» — ответы на подобные вопросы будут зависеть от того, под каким именно градусом вы смотрите на Вселенную в целом, и на соседа Васю, в частности.
Как и любая система, мировоззрение имеет структуру. И, надо сказать, весьма не простую. Поскольку именно структура определяет список функций, начнем с нее. Нарисуем табличку.
Компонент мировоззрения | На чем базируется | Какими вопросами занимается |
Познавательный | Обобщенные повседневные, научные, профессиональные знания. Социальные, политические, этические, антропологические взгляды людей. | Как появился мир? Что является истиной? Что представляет собой организм человека? Что мы знаем о природе? |
Ценностно-нормативный | Ценности и идеалы. Социальные нормы, принятые в определенной культурной, национальной, религиозной, правовой среде. | В чем смысл жизни? Что такое счастье? Что можно считать добром, а что — злом? Как вести себя с другими людьми? Чего я хочу добиться? |
Эмоционально-волевой | Взгляды. Верования. Убеждения. | На этом уровне человек пропускает первые два компонента через себя, получая на выходе устойчивое представление о чем-то и уверенность в выбранной позиции. На данном этапе мы вырабатываем тактику поведения. |
Практический | Понимание того, что и как делать. | Мы все обдумали, сформировали собственное мнение, создали план и теперь начинаем активно претворять его в жизнь. |
Наверняка перечисленные выше моменты знакомы каждому читателю, ведь все мы думаем, принимаем решения, совершаем какие-то поступки. Оказывается философы уже подвели под наше поведение теоретическую базу. Но не будем задерживаться. Едем дальше!
Подробно о функциях
В качестве основных функций представлены:
- Познавательная функция (гносеологическая). Мы изучаем процессы, явления, людей, которые встречаются на жизненном пути.
- Ценностная (аксиологическая). Под воздействием различных факторов создаем список значимых для нас вещей. И в дальнейшем опираемся на него при принятии решений, совершении поступков.
- Прогностическая. Пытаемся предугадать тенденции развития мира, страны, общества, а также сферы деятельности, в которой мы заняты. Строим планы относительно своей обожаемой персоны, личностного и карьерного роста, относительно близких нам людей.
- Поведенческая. Действуем в соответствии со своими принципами, целями, убеждениями.
Но на этом список функций мировоззрения не заканчивается, есть и такие:
- Методологическая. Познавать мир — это, знаете ли, не дули воробьям крутить. Здесь нужна система. Поэтому мы накапливаем, отбираем и систематизируем методы изучения интересных нам вещей.
- Критическая. «Земля круглая?! С чего вы взяли? Кто сказал? Давайте проверять!», — вот вам яркий пример критического мировоззрения. Получив какую-то информацию, вы подвергаете ее сомнению и стараетесь изучить вопрос. Это позволяет либо подтвердить первоначальное знание, либо опровергнуть его.
- Воспитательная. Человек, находящийся в процессе неустанного развития, самовоспитания просто-таки обречен на успех.
А теперь о самом главном!
Уровни мировоззрения
Философы выделяют два таких уровня:
- Жизненно-практический.
Это обыденный формат, представляющий собой систему взглядов о мире, стихийно сформированную на основе личного опыта, а также национальных традиций, религиозных верований, семейных ценностей, общественных устоев и пр.
Этому уровню свойственны многочисленные заблуждения, предрассудки, противоречия. Задерживаясь на этой ступени, мы не можем оценить происходящее вокруг по-настоящему грамотно. А значит, нам не удастся избежать ошибок и горьких поражений.
- Теоретический (философский).
Имеет ключевое значение в жизни человека. На этом уровне мы критически оцениваем устоявшиеся убеждения, общепринятые нормы, знания. Фактически переосмысливаем картину мира, добиваясь наиболее точной ее оценки.
Как результат — адекватно оцениваем происходящее, делаем правильные выводы, формируем эффективный план действий и добиваемся желаемого.
Много всего сказали.
Подведем итоги:
- У каждого из нас есть свое собственное мировоззрение.
- Оно складывается из различных элементов — знаний, норм, ценностей, убеждений, верований и пр.
- Мировоззрение определяет наше отношение к жизни, наше поведение, цели, победы и провалы.
- Научиться правильно оценивать происходящее вокруг и принимать грамотные решения можно только выйдя на более высокий уровень анализа и оценки.
«Что же необходимо для воплощения в жизнь 4 пункта?», — поинтересуетесь вы. Вариантов множество. И один из них — мой курс тайм менеджмента, в рамках которого вы, в частности, проверите свою картину мира на эффективность, сформируете единственно правильный для вас список ценностей и выработаете результативную личностную стратегию развития.
А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.
О некоторых практических аспектах работы с мировоззрением можно почитать в моей статье:
Мировоззрение и его структура: откуда растут наши победы и поражения
На этом все. Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить другие интересные публикации. Всего доброго!
Ваш Юрий Окунев.
2. Понятие, структура и функции мировоззрения
Мировоззрение
– это система обобщенных представлений
о мире как целом, о месте человека в нем,
о смысле человеческой жизни, смысле
истории, об основаниях и границах
человеческого познания. Носителями
мировоззрения являются индивидуальные
и коллективные субъекты. В центре
мировоззрения как картины мира – его
носитель, т.е. субъект.
Структура
мировоззрения:
Теоретический уровень мировоззрения
– это научно обоснованное знание.
Сакральный
уровень мировоззрения – это ценности,
идеалы – как светские, так и религиозные.
Обыденный уровень мировоззрения – это
стандарты повседневных практик, обычаи,
суеверия.
Все
уровни мировоззрения взаимодействуют
друг с другом.
1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением)
.
Эти функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.
3.
Предмет и задачи философии
Термин
«философия» состоит из двух греческих
слов phileo
— любовь и sophia
—
мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия
– область человеческих знаний, предмет
её изменялся в интеллектуальной истории
человечества в зависимости от характера
эпохи.
Предметом
философии являются наиболее общие
природные и общественные закономерности
– во взаимосвязи с теми предельными
основаниями в человеческом мышлении,
на основе которых они получены и могут
быть преумножены. Философии – это
понятия, обладающие высоким уровнем
общности, т.е. категории. В философии
существуют разные направления, школы,
учения. В каждом из них свой язык,
понятийный аппарат (например, язык
позитивизма отличается от языка
психоаналитической философии).
Соответственно: в каждом философском
учении есть своя методология.
Предмет
ф. н. ― общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в развитии и рассмотренных в исторически
изменяющемся социокультурном контексте.
Одной
из важнейших задач является исследование
того, как исторически меняются способы
формирования нового научного знания и
каковы механизмы воздействия
социокультурных факторов на этот
процесс.
Ф.
н. развивается вместе с самой наукой.
Она выступает своего рода самосознанием
науки.
Ф.
н. как дисциплина возникла в ответ на
потребность осмыслить социокультурные
функции науки в условиях НТР.
Как
дисциплина, ф. н. испытывает на себе
огромное влияние философско-мировоззренческих
концепций и теоретических разработок.
Однако цель
ее
— в интегративном анализе и синтетическом
подходе к широкому спектру обсуждаемых
проблем.
Философа
науки интересует научный поиск,
«алгоритм открытия», динамика развития
научного знания, методы исследовательской
деятельности.
4.
Функции философии
Функции
философии
— основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Выделяют:
мировоззренческую;
способствует формированию целостной
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.
методологическую;
заключается
в том, что философия вырабатывает
основные методы познания окружающей
действительности
мыслительно-теоретическую;
выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую
действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, системы
окружающего мира.
гносеологическую;
имеет целью достигнуть правильного и
достоверного познания окружающей
действительности (то есть изучить
механизм познания).
критическую;
подвергать
сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества,
вскрывать противоречия.— расширение
границ познания, разрушение догм, его
модернизация.
аксиологическую;
в
оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей:
морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее
и отжившее.
социальную;
объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы,
движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.
воспитательно-гуманитарную;
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и
обществу, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.
прогностическую
функции.
на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания,
познавательных процессов, человека,
природы и общества.
Мировоззрение, его структура и функции — Студопедия
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
План:
1. Мировоззрение, его структура и функции
2. Типы мировоззрения. Универсалии культуры и язык философии
3. Предмет философии, её структура и функции
4. Cравнительный анализ философии, искусства и науки
Мировоззрение— это представления людей о мире и месте в нем человека, целостное понимание людьми мира и самих себя. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, смысла жизни человека. Это также жизненная позиция, программа поведения, действий людей. Человека волнуют мировоззренческие вопросы, которые он ставит и на которые дает ответы.
Мировоззрение есть результат эмоционального и интеллектуального опыта людей. На эмоциональном уровне это мироощущение, на наглядно-познавательном – мировосприятие, на интеллектуальном — миропонимание.
Как и любая система, мировоззрение имеет структуру, которая состоит из следующих элементов.Знания —и обыденные, жизненно-практические, и профессиональные, и научные. Знания — это то, что доказано историческим, личным опытом, научным экспериментом, это то, в чем человек уверен.
Вторым элементом мировоззрения является система ценностей, которую принимает человек, а в этой системе ценностей главным является понимание добра и зла. На основе представления о ценностях люди определяют свою жизненную позицию, свое поведение, действия, планируют свое будущее. Третьим элементом мировоззрения является вера — это то, в чем человек убежден, но истинность этого убеждения он доказать не может. Вера нужна человеку потому, что знания не дают ответы на все мировоззренческие вопросы и никогда не дадут, а такие ответы человеку нужны, и он их принимает на веру. Чем больше знаний, тем меньше требуется вера, но вера всегда будет нужна.
Мировоззрение представляет собой сложную двухуровневую систему обыденного и теоретического. Исторически первым возникло обыденное, повседневное мировоззрение. Оно складывается стихийно, основано на жизненном опыте народа, выражается чаще всего в пословицах, поговорках, баснях, притчах, содержит как истинные знания, так и заблуждения, предрассудки, суеверия. Вторым уровнем мировоззрения является теоретический уровень. Его создают теоретики, оно основано на знании причинно-следственных связей и выражается в концепциях, теориях. Теоретическое мировоззрение может быть как истиной, так и заблуждением.
Мировоззрение человеку необходимо для ориентации в своей специальности, для понимания значения для него и для общества выполнения им своих профессиональных обязанностей. Оно необходимо также для понимания жизни во всей ее полноте и сложности, понимания смысла индивидуального существования и определения цели жизни, а через это и смысла существования и цели общества, путей достижения этой цели.
Формирование мировоззрения у человека начинается с самого раннего детства, поскольку формирование мировоззрения есть основание и сердцевина формирования личности. На определенном этапе своего развития человек становится личностью со сложившимся мировоззрением, но мировоззрение меняется в той или иной степени всю жизнь, поскольку меняется культурная среда. Иногда эти изменения носят трагический характер, когда человек теряет прежние ценности и не приобретает новых. В мировоззрении человека есть свои индивидуальные особенности, но тем не менее мировоззрение носит социально- групповой, национальный характер. В наш век всеобщей интеграции и глобализации особое значение имеет определение и распространение общечеловеческих моральных ценностей.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
Мировоззрение
– это система взглядов и представлений
человека о мире и своем месте в нем,
обусловленная ценностями, традициями,
идеалами, образом жизни, знаниями.
Мировоззрение имеет структуру в виде
мироощущений и миропонимания. Мироощущение
отражает способность человека переживать
мир и формировать конкретное
жизненно-практическое отношение к
нему. Миропонимание связано со
способностью человека осмыслять мир,
анализировать скрытые за внешней
видимостью закономерности.
3
вопроса ставит ф-я по мировоззрению:
1) что такое мир в его целостности; 2)
какое место человек занимает в мире;
3) какое отношение человека к миру.
Мировоззрение
призвано обеспечить слаженную работу
чувств, разума и воли. Знания, ценности
и воля, переплетаясь в мировоззрении,
приводят к тому, что знания превращаются
в убеждения, т.е. знания, которые активно
принимаются людьми и которые формируют
их жизненные устремления.
Мировоззрение
— средство духовного и практического
миропреобразования. Мировоззрение —
способ духовно-практического освоения
мира.Освоение мира- способность человека
к преобразованию окружающей его
природной и социальной действительности.
Ценности
отражают наличие в общественном сознании
людей представления о значимости
общечеловеческих, национальных,
локальных пространств, образа жизни,
людей, социальных общностей,
религиозно-духовных институтов и
культурных памятников.
Сомнения
– обязательный компонент формирования
мировоззрения. Догматизм и скептицизм
– крайности сомнений.
Существуют
различные способы типологии мировоззрений,
построенные на разных философских и
методологических основаниях. Различными
авторами выделяются: религиозное
мировоззрение, естественнонаучное
мировоззрение, социально-политическое
мировоззрение, философское мировоззрение.
Иногда выделяют также мировоззрение
повседневного опыта, эстетическое
мировоззрение, мифологическое
мировоззрение.
По
степени убежденности и осознанности
мировоззрение делится на определенное
(патриотическое, национальное,
либеральное, консервативное и другое)
и неопределенное (маргинальное).
Мировоззрение
включает в свою структуру также идеологию
и общественную психологию (эмоциональную
оценку).
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
Мифологическое,
религиозное, научное мировоззрения
отражают основные этапы исторической
эволюции общественного сознания
человечества.
Нравственная
реальность мира личности наиболее
ярко, наглядно и зримо выражена в мифах,
которые являются особым способом
понимания древним человеком окружающего
мира, своих действий в нем и самого
себя.
Мифология
– исторически первый тип мировоззрения,
цель мифа – это сплочение людей в
общности и обособление их от других
общностей. В рамках мифа человека
воспринимает мир через призму
синкретичности (единство человека и
природы). Человек предзадан обычаями,
табу, запретами. В мифах неизвестное
объяснялось с помощью известного,
природное – через человеческое,
божественное – посредством земного.Наиболее
красочно, глубоко и полно человек как
личность выразил себя в мифе. В мифах
даны также научные и культурно-исторические
предвосхищения последующих эпох.
Религия
возникает там, где человек начинает
отделять себя от коллектива, мир уже
разделяется на естественный и
сверхъестественный, который выступает
целью, смыслом. Религия утверждается
через веру, суть которой состоит в том,
чтобы свободно избрать для себя мир
вещей невидимых. Для личности важна не
вера, а свободный интеллектуальный
поиск себя в мире.
В
религии отразилось стремление
человечества понять тайну мира через
выделение определенных духовных сил
(пантеизм), единой творящей и контролирующей
мир силы в образе Бога (монотеизм).
Соответственно историческим особенностям
на планете сформировались мировые
религии (христианская, ислам, буддизм),
а также национальные и племенные. Они
выполняют важную регулятивную функцию.
Наука
как историческая форма мировоззрения
актуализирована эпохой Возрождения в
связи с формированием техногенной
цивилизации с характерными для нее
приоритетами науки и техники, светского
образа жизни. XVI ст. стало начальным в
утверждении материалистического
мировоззрения в новой его модификации,
связанной с механикой и естествознанием.
В
начале ХХI в. мировоззрение характеризуется
постмодернистской атмосферой культурного
плюрализма, сосуществования различных
форм общественного сознания без
претензий на лидерство. Естественно,
существуют исключения в отдельных
регионах мира, где имеет место терроризм
и военные конфликты.
2.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
1.Генезис
философии, социально-исторические и
культурные предпосылки ее возникновения.
К
VI в. до н. э. в разнообразных культурах
происходит настоящий взрыв интеллектуальной
энергии.
Термин
«философия «впервые возник в Древней
Греции (буквально от греч. phileo — люблю,
sophia — мудрость). Сначала появились
философы, затем слово «философ» и
еще позже слово «философия». По
свидетельству античных авторов, слово
«философ» впервые встречалось у
Пифагора, а в качестве обозначения
особой науки термин «философия»
впервые был употреблен Платоном.
Поскольку мудростью могли обладать
лишь боги в античном мире, то уделом
философа провозглашалась любовь к ней.
Таким образом, возникновение философии
в социокультурном пространстве Древней
Греции было связано с формированием
убеждения в том, что мудрость есть высший
идеал знания и поведения. По своим
истокам философия восходит к стихийному
мировоззрению человека, в котором
сочетались элементы мифологии,
образно-ассоциативного сознания,
художественно-фантастические картины
реальности, действительный социальный
опыт наблюдения над процессами развития
природы и общества.
Философия
существенным образом отличается от
других систем знания тем, что она
постоянно вопрошает саму себя о своей
собственной сущности, предмете,
назначении. Не случайно многие мыслители,
рассуждая о начале философии, указывали,
что она появляется в результате изумления,
удивления.
Исследователи
выделяют факторы, способствующие
появлению философии в Древней Греции,
— это одаренность греческого народа,
благоприятное географическое положение,
исторические обстоятельства, богатство
и многосторонность греческих дарований,
энергичность в сочетании с тонким
чувством красоты, демократия, уважение
к закону и порядку, любовь к поэзии.
В
вопросе о происхождении философии
сформировались две концепции: мифогенная
и гносеогенная. Первая выводит философию
из мифологии, вторая — из науки.
Мифогенная
концепция анализирует предысторию
философии, вскрывает переходные формы
от мифологии к философии, анализирует
мифологическое мировоззрение как
предфилософское. Но с мифогенной
концепцией нельзя согласиться, когда
она сводит мифологию к религии, не видит
отличительных особенностей философии
от мифологии не только по форме, но и по
содержанию.
В
рамках гносеогенной концепции показываются
значение зачатков научного знания для
философии. Но мифологию, рассматривают
как нечто, совершенно лишенное всякого
исторически оправданного содержания
и ценности.
Поэтому
у истоков формирования философии стоят
мифология, религия, зачатки научного и
обыденного знания. Философия это знание
особого рода, так как она пытается судить
о единой для всех явлений мира основе
и ищет в ней условия единства и целостности
мира. Философия не поддается определению
через что-то другое, она есть нечто
самостоятельное, предельное.
Философия
возникла в VI в. до н. э., в так называемое
«осевое время», когда, по словам
немецкого философа Карла Ясперса, в
различных культурах сформировалась
«своего рода полоса древней цивилизации»,
которая привела к концу мифологической
эпохи. У истоков формирования философии
стояла мифология, от кото¬рой философия
унаследовала ее мировоззренческую
схему, то есть совокупность вопросов о
происхождении мира в целом, о его
строении, о положении человека в мире.
Но в отличие от мифологии, строившей
общую картину мира на уровне
эмоционально-чувственной ступени
познания, философия рассуждает на уровне
рационального познания. Философия судит
обо всех известных людям вещах, исходя
из признания их общей непреходящей
основы, чтобы, постигнув сущность бытия,
найти всеобщее в специфическом, обосновать
и объяснить многие явления. Необходимость
обоснования осмысливается в форме
вопросов, непосредственно затрагивающих
существование человека, его отношение
к миру.
Такие
«вечные» философские вопросы, как
что собою представляет мир, в чем сущность
человека, в чем смысл его жизни и его
предназначение, каковы его отношения
с миром и другими людьми всегда сохраняют
свое значение для человека и человечества.
В исторической динамике менялись акценты
в решении основных философских проблем,
однако уже в древних философских учениях
можно зафиксировать постановку и анализ
каждой из выделенных тем, определивших
все позднейшие типы философского
мировоззрения.
Уже
на ранней ступени социального развития
человек под воздействием потребностей
своей жизнедеятельности формирует
определенное мировоззрение, т. е. систему
обобщенных представлений о мире, о своем
месте в этом мире и формах взаимосвязи
и взаимодействия с ним. В этих представлениях
отражались попытки определенным образом
объяснить общие причины процессов и
явлений природы и социальной жизни,
фиксировалась система нравственных
норм и установок, регулирующих
жизнедеятельность людей.
Таким
образом, мировоззрение это обобщенная
и целостная картина мира, совокупность
представлений об окружающей человека
действительности, о самом человеке,
формах его отношения и взаимосвязи с
этой действительностью.
Мировоззрение
выступает как способ духовно-практического
освоения реальности, поскольку оно не
сводится только к содержанию
мировоззренческих представлений, а
функционирует как форма осознания
человеком своего положения в мире,
включает убеждения и ценности, регулирующие
важнейшие типы его жизнедеятельности
и поведения.
В
структуре мировоззрения можно выделить
следующие основные компоненты: знания;
ценности; чувства и эмоции.
Знания
как основной компонент в структуре
мировоззрения задают обобщенную модель
мира и места в нем человека. В них
представлены важнейшие универсалии
или категории культуры, формирующие
целостный образ реальности (время,
закон, судьба, гармония, благо и др.).
Благодаря наличию в структуре мировоззрения
знаний всякое мировоззрение реализует
функции миропонимания и объяснения
смыслообразующих связей и отношений
реальности.
Ценности
в мировоззрении выполняют
нормативно-регулирующие функции. Они
определяют правила и принципы социальной
жизни человека, а также важнейшие законы
и ориентации его поведения и деятельности.
Свои основные функции ценности реализуют
в форме политических, религиозных,
правовых, моральных, эстетических
взглядов и убеждений.
Эмоционально-чувственные
компоненты в структуре мировоззрения
определяют личностно-субъективный фон
восприятия человеком окружающей
действительности и своего места в
социальном и природном мире. Они придают
ему характер мироощущения, наполняют
его личностным смыслом и значением.
Следует
отметить, что мировоззрение всегда
связано с конкретно-историческим типом
культуры и в своих структурах воспроизводит
целостный образ пространства определенной
эпохи, основные ее смысловые и ценностные
характеристики.
Существуют
различные классификации форм и типов
мировоззрения. В зависимости от
субъекта-носителя выделяют личностную
форму его реализации, мировоззрение
класса, социальной группы, общества в
целом или определенной исторической
эпохи. По параметру полноты и системности
представлений о реальности, их
достоверности и обоснованности можно
говорить:
а)
о нетеоретическом мировоззрении, формами
которого выступают обыденные или
стихийные воззрения на мир, мифологическое
и религиозное мировоззрение;
б)
о философско-теоретическом мировоззрении;
в)
о научном мировоззрении.
Наиболее
разработанной и существенно важной с
точки зрения развития философии
классификацией является историческая
типология мировоззрений. В ней выделяют
следующие его типы: мифологическое,
религиозное, философское.
Мифология
– это исторически первый, возникший на
ранних архаических этапах развития
общества и культуры тип мировоззрения.
Для него характерны образно-ассоциативная
форма отражения действительности,
эмоциональное восприятие и фантастические
объяснения природы, человека и социальной
жизни. Мифологическое сознание не
фиксировало различий между естественным
и сверхъестественным, между реальностью
и воображением, что позволяло мыслить
окружающие предметы как двойственные
по своей природе: например, человеческие
и божественные. Мифологическое сознание
основано на вере в истинность мифов,
незыблемость ритуала и базирующихся
на них нравственных запретах и социальных
нормах поведения и деятельности человека.
С
развитием человеческого общества
мифология как мировоззрение утрачивает
свои позиции в культуре. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения:
религию и философию. Их многогранное и
постоянное взаимодействие прослеживается
на протяжении многих веков человеческой
истории. Вместе с тем между религиозным
и философским мировоззрением существуют
важные и принципиальные различия.
Религиозное
мировоззрение, главным признаком
которого является вера в сверхъестественное.
Ядром религиозного мировоззрения
является религиозная вера, чувства,
настроения, система религиозных ценностей
и убеждений. Религиозное мировоззрение
также предполагает соответствующее
поведение, определенные культовые
действия, которые основываются на вере
в существование богов.
Становление
философии означало утверждение
качественно нового в сравнении с
мифологией и религией типа мировоззрения.
В нем представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий
и логических критериев. Своей
устремленностью к фундаментальным
вопросам мира, загадкам человеческого
сознания и деятельности философия
сближается с религией, мифологией,
искусством. Однако в отличие от искусства
и мифологии она стремится, прежде всего,
не к чувствам, а к разуму; в отличие от
религии – опирается не на веру в
сверхъестественное, а системно и
доказательно обосновывает свои положения
с использованием рациональных аргументов
и логических доказательств.
Первые
успехи философии были основаны на
великом открытии древних мудрецов, суть
которого состояла в том, что только с
помощью разума или рационального
мышления можно постичь предельные
основания и причины мира, выяснить
принципы, которыми должен руководствоваться
человек в делах познания и жизни.
Познавательное искусство такого рода
древние греки стали называть теоретическим.
Таким образом, философия явилась той
формой культуры, в рамках которой впервые
стало оформляться и развиваться
теоретическое мышление. Главным
инструментом философии является язык
теоретических понятий и категорий.
Философия рационализирует складывающиеся
в различных сферах духовной культуры
образы мира и человека, выраженные в
форме категорий или универсалий культуры.
Таким
образом, исторически философия возникает
как рационально-теоретический тип
мировоззрения и особая форма духовного
освоения реальности, в процессе которой
вырабатывается целостная и предельно
обобщенная система знаний о мире,
человеке и формах взаимосвязи между
ними. Философия выражает глубинные
фундаментальные основания человеческого
бытия в природном и социальном мире, а
также важнейшие характеристики духовной
жизни и самосознания личности и общества.
Нескончаемый
спор между мыслителями о том, что
представляет собой философия, какова
ее ценность в культуре и в чем состоит
ее предмет, ведется фактически с момента
ее возникновения. Существует вполне
обоснованное мнение, что этот спор или
критический диалог является сутью самой
философии
1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Мировоззрение-
это система наиболее общих представлений
о мире.
Структура
мировоззрения:
1)
Знания – совокупность достоверных
сведений о мире.
2)Убеждение
– глубоко укоренившиеся знания в
сознании человека(все знания чел), в
истинности которых он не сомневается.
3)Ценности
– это то, что представляет для людей
опред. значимость. Делятся на материальные
и духовные. Духовные представлены в
форме политических, моральных, религиозных,
эстетических, правовых взглядов и
убеждений.
Мировоззрение
выполняет след.функции:
1)
Систематизирует знания человека о мире.
2)
Формирует ценностные ориентации у
людей.
3)
Регулирует познавательную и практическую
деятельность людей.
7. Осн школы и напр-ия древнекитайской фил (даосизм, конфуцианство)
Учения
в древнем китае :
-Конфуцианство
— основатель конфуций, его фил-я была
ориентирована на поиск ценностей, кот.
способствовали бы процветанию гос-ва.
Такой идеал возможен при условии
поддержания традиций и нравственном
совершенствовании людей . Конфуций
говорил: «хочешь изменить мир-измени
себя»). Основная тема философствования
Конфуция – отношения человека, семьи
и государства. Конфуцианство сводит
проблемы государства и семьи к проблеме
человека, проблеме его праведной жизни
и самосоверш-я.
—
Даосизм («дао»- с кит. Путь, небо)-
религиозно-мистич-е учение, кот-е
проповедует принцип недеяния, он призывал
к отказу от целенаправленной деят-ти,
чтобы приобщиться к гармонии космоса
(дао). Основным трактатом даосизма
является книга «Дао дэ цзин», написанная
философом Лао-цзы. Она содержит «учение
о правильном пути и добродетели».
10.Особенности философии средневековья
Средневековье
(конец 5- 13 ст.) происходило утверждение
феодализма, кот в кач-ве своей идеологической
основы использовал христианство.
Средневековая
фил-я по своему характеру идеалистична.
В целом среднев-я фил-я предст-ет собой
непосредственное продолжение античной
мысли, но, одновременно с этим, выступает
как иная система осмысления Бога, Мира
и Чел-ка. Прежде всего речь идет о тесной
взаимосвязи философии с религией
(иудаизмом, христианство и исламом).
Для
средневековой фил-ии характерны след
особенности:
—
Теоцентризм (тео-Бог) — представление о
том, что источником всякого бытия явл.
Бог- главный предмет фил-ии.
-Креационизм-
учение о сотворении богом мира из
ничего.
-Символизм-
стремление находить скрытое значение
того или иного предмета. Это символическое
восприятие мира.
—
Идея откровения – вера считалась более
совершенной способностью, чем разум;
приоритет веры над разумом.
Фома
Аквинский(1225-1274) -выдвинул принцип
гармонии веры и разума.
4.Структура и основные функции философии
Философия
– теоретическая форма мировоззрения,
система наиболее общих, рационально
обоснованных представлений о мире и
человеке.
Отличительные
черты философии:
-всеобщность
-абстрактность
-критичность
(сомнение)
-рефлексия
(внутренний опыт, рассуждение)
Структура
философии:
1)
История философии
2)
Онтология – изучает мир вообще
(онтос-бытие)
3)
Гносеология – изучает вопрос познания
мира(гносис-знания)
4)
Аксиология – учение о ценностях
5)
Антропология – учение о человеке
6)
Социальная философия – изучает специфику
общ-ва и особенности его развития
7)Логика
–фил-я наука о нормах, законах и методах
познав-ной деятельности
8)
Этика – Филос наука, изучающая мораль
9)
Эстетика – философская дисциплина о
чувственном восприятии мира, о сущности
и формах творчества по законам красоты
10)
Религиоведение – дисциплина изучающая
религию.
Функции
философии:
1)
Мировоззренческая – философия формирует
целостный взгляд на мир
2)
Методологическая – философия формирует
общие методы в познании действ-ти
3)
Прогностическая – стремится заглянуть
в будущее, опираясь на сущ-щие факты
4)
Культурогенная–выявляет общие идеи и
представления о мире, а также моральные,
художественные, правовые и др ценности
5)
Интегративная – философия объединяет
отдельные области знания в целостную
систему
Сущность и структура мировоззрения
Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это не значит, что именно тогда сформировались все концептуальные положения этого явления. Прежде всего, следует сказать, что многие представления, без которых сегодня невозможно представить себе какое-либо мировоззрение (неважно, о каком типе мы говорим, массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно разных форм общественного сознания. .Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.
Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражаются через те представления индивидов, которые они сформулировали в процессе обобщения знаний, полученных в результате социальной практики. В результате таких обобщений возникло понимание мировоззрения как особой формы индивидуального сознания, в которой отражены его взгляды на окружающую действительность и его место в этой реальности.
В многочисленных источниках можно найти самые разные определения мировоззрения, но при всей их несходственности можно утверждать, что все они практически одинаково интерпретируют структуру мировоззрения как многосложное явление.
В состав философии в философии входят такие важные компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей действительности и формирует собственное положение в этом мире.
В состав мировоззрения как важнейших его элементов входят:
- система информации и знаний;
- взглядов, взглядов и критериев оценки окружающей среды;
- отношения и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
- Идеалы человека — образы, предопределяющие развитие человека и его движения, как активного, преобразующего мир, субъекта.
Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, поскольку все вышеперечисленные элементы можно разделить на объективные (они включают знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).
Все компоненты мировоззренческой структуры имеют полностью определенное функциональное назначение.
Знание, представляющее собой некую переработанную систему научной информации, помогаю человеку постигать окружающий мир и явления, происходящие в нем.В рамках этого компонента наблюдаются вполне определенные расхождения, которые объективны и достаточно объяснимы. Например, люди могут иметь примерно сопоставимые интеллектуальные потенциалы, но в то же время полностью различаться в своих взглядах на мир.
Структура мировоззрения, включающая взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективное заключение индивида о реальности. Например, представители научного и религиозного мировоззрения совершенно по-разному рассматривают вопрос о происхождении человека.
Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего фактора. Более важным в этом вопросе являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и стремлений, что фиксирует социальные позиции человека в обществе и его деятельность.
Структура мировоззрения как его органический элемент предполагает наличие идеалов. В простейшем смысле идеал — это образ, в котором запечатлено ожидаемое, идеальное, то есть, к которому у мужчины есть сильное стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение.Как правило, они воплощают в себе лучшие образцы человеческого мышления и поведения.
Таким образом, мировоззрение — это системное единство составляющих его компонентов. Взаимосвязь между этими компонентами может со временем меняться, и тогда один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но и социального.
p>
.
Митохондрии: понимание его структуры и функций
Митохондрии: понимание его структуры и функций
Понравилось? Поделись!
Митохондрии называют «электростанцией клетки». Они содержат ряд ферментов и белков, которые помогают перерабатывать углеводы и жиры, полученные из пищи, которую мы едим, для высвобождения энергии. Читайте дальше, чтобы узнать о структуре и функциях органелл.
Будь то биение сердца или движение рук, каждое действие требует энергии.Эта энергия хранится в молекулах АТФ (аденозинтрифосфата), которые производятся в митохондриях в процессе окислительного фосфорилирования.
Хотели бы вы написать нам? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Хотя митохондрии присутствуют в каждой клетке, они обнаруживаются в высоких концентрациях в мышечных клетках, требующих больше энергии. Хотя основная функция митохондрий — производить энергию, они также играют важную роль в метаболизме и синтезе некоторых других веществ в организме.
Структура и функции
Митохондрии присутствуют как в растительных, так и в животных клетках. Они представляют собой стержневидные структуры, заключенные в две мембраны — внешнюю мембрану и внутреннюю мембрану. Мембраны состоят из фосфолипидов и белков.
Пространство между двумя мембранами называется межмембранным пространством, которое имеет тот же состав, что и цитоплазма клетки.Однако содержание белка в этом пространстве отличается от такового в цитоплазме.
Наружная мембрана
Наружная мембрана гладкая, в отличие от внутренней, и содержит почти такое же количество фосфолипидов, как и белки. Он содержит большое количество специальных белков, называемых поринами, которые позволяют молекулам массой 5000 дальтон или меньше проходить через него. Наружная мембрана полностью проницаема для молекул питательных веществ, ионов, молекул АТФ и АДФ.
Внутренняя мембрана
Внутренняя мембрана имеет более сложную структуру, чем внешняя мембрана, поскольку она содержит комплексы цепи переноса электронов и комплекс АТФ-синтазы.Он проницаем только для кислорода, углекислого газа и воды.
Внутренняя мембрана состоит из большого количества белков, которые играют важную роль в производстве АТФ, а также помогают регулировать перенос метаболитов через мембрану. Внутренняя мембрана имеет складки, называемые кристами, которые увеличивают площадь поверхности для комплексов и белков, которые способствуют выработке АТФ, молекул, богатых энергией.
Матрица
Матрикс представляет собой сложную смесь ферментов, которые важны для синтеза молекул АТФ, особых митохондриальных рибосом, тРНК и митохондриальной ДНК.Помимо этого, он содержит кислород, диоксид углерода и другие перерабатываемые промежуточные продукты.
Хотя большая часть генетического материала клетки содержится в ядре, митохондрии имеют собственную ДНК. У них есть собственное оборудование для синтеза белка и размножения путем деления, как это делают бактерии. Из-за их независимости от ядерной ДНК и сходства с бактериями считается, что митохондрии произошли от бактерий в результате эндосимбиоза.
Функции
Хотели бы вы написать нам? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию.Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Функции митохондрий различаются в зависимости от типа клеток, в которых они присутствуют. Наиболее важной функцией митохондрий является выработка энергии. Пища, которую мы едим, в нашем организме расщепляется на более простые молекулы, такие как углеводы, жиры и т. Д. Они отправляются в митохондрии, где они дополнительно обрабатываются для производства заряженных молекул, которые соединяются с кислородом и производят молекулы АТФ. Весь этот процесс известен как окислительное фосфорилирование.
Важно поддерживать надлежащую концентрацию ионов кальция в различных отделах клетки. Митохондрии помогают клеткам достичь этой цели, выступая в качестве резервуаров для хранения ионов кальция.
Митохондрии также помогают в построении определенных частей крови и гормонов, таких как тестостерон и эстроген. Они играют важную роль в процессе запрограммированной гибели клеток. Нежелательные и лишние клетки удаляются в процессе развития организма. Этот процесс известен как апоптоз.Аномальная гибель клеток из-за митохондриальной дисфункции может повлиять на функцию органа.
Дисфункция
Более 50 миллионов человек в США страдают хроническими дегенеративными заболеваниями, которые связаны с дисфункцией митохондрий. Дисфункция митохондрий может повлиять на производство клеточно-специфических продуктов, которые необходимы для правильного функционирования клеток и выработки энергии. В конечном итоге это может привести к гибели клеток и отказу системы органов. В некоторых случаях это может даже оказаться фатальным.
Митохондриальная болезнь
Когда способность митохондрий вырабатывать энергию снижается из-за определенных дефектов (генетическая мутация в митохондриальной ДНК или ядерной ДНК), состояние описывается как «митохондриальное заболевание». Снижение производства энергии может привести к дисфункции мозга, проблемам со зрением, слабости мышц, ограничению движений конечностей и т. Д.
Митохондриальная болезнь может разрушить здоровье любой системы или любого органа тела. Это может разрушить здоровье сердца, пищеварительной системы человека.Любой человек в любом возрасте может иметь митохондриальное заболевание.
Симптомы
Симптомы митохондриальной болезни могут варьироваться от человека к человеку и часто прогрессируют. Некоторые из симптомов — повторяющиеся инфекции (слабая иммунная система), снижение сердечной способности, инсульты, судороги, мышечная усталость, желудочно-кишечные проблемы, проблемы с печенью, диабет, ожирение, слепота и глухота. Различные факторы окружающей среды или определенные лекарства могут отрицательно повлиять на функцию митохондрий.
Исследования показывают, что дисфункция митохондрий является первопричиной многих распространенных заболеваний. Несколько хронических состояний взрослого возраста происходят из митохондриальной дисфункции, например, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, диабет, гипертония, болезни сердца, остеопороз, рак, аутоиммунные заболевания, такие как рассеянный склероз, волчанка, ревматоидный артрит и т. Д.
Дисфункция митохондрий играет важную роль в симптомах преждевременного старения. Поскольку митохондрии регулируют клеточный метаболизм, дополнительные исследования их структуры и функций принесут пользу миллионам людей.
Похожие сообщения
- Функции митохондриальной ДНК
Митохондриальная ДНК или мтДНК — это дезоксирибонуклеиновая кислота, присутствующая в органеллах митохондрий. Эта ДНК была обнаружена Маргит и Сильван Насс с помощью электронной микроскопии. Открытие дало возможность понять…
.
постмодернизма | Определение, доктрины и факты
Постмодернизм и современная философия
Постмодернизм в значительной степени является реакцией на интеллектуальные предположения и ценности современного периода в истории западной философии (примерно с 17 по 19 века). Действительно, многие доктрины, характерно связанные с постмодернизмом, можно справедливо описать как прямое отрицание общих философских точек зрения, которые считались само собой разумеющимися в эпоху Просвещения 18-го века, хотя они не были уникальными для этого периода.Наиболее важные из этих точек зрения следующие.
1. Существует объективная естественная реальность, реальность, существование и свойства которой логически независимы от людей — от их разума, их обществ, их социальных практик или их исследовательских методов. Постмодернисты отвергают эту идею как своего рода наивный реализм. Существующая реальность, по мнению постмодернистов, является концептуальной конструкцией, артефактом научной практики и языка. Это также относится к исследованию прошлых событий историками и к описанию социальных институтов, структур или практик социологами.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
2. Описательные и пояснительные утверждения ученых и историков в принципе могут быть объективно верными или ложными. Постмодернистское отрицание этой точки зрения — вытекающее из отказа от объективной естественной реальности — иногда выражается утверждением, что истины не существует.
3. Посредством использования разума и логики, а также с помощью более специализированных инструментов, предоставляемых наукой и техникой, люди могут изменить себя и свое общество к лучшему.Разумно ожидать, что будущие общества будут более гуманными, более справедливыми, более просвещенными и более процветающими, чем сейчас. Постмодернисты отрицают эту веру эпохи Просвещения в науку и технологии как инструменты человеческого прогресса. Действительно, многие постмодернисты считают, что ошибочное (или неуправляемое) стремление к научным и технологическим знаниям привело к развитию технологий массового убийства во время Второй мировой войны. Некоторые заходят так далеко, что говорят, что наука и технология — и даже разум и логика — по своей сути деструктивны и угнетают, потому что они использовались злыми людьми, особенно в 20-м веке, для уничтожения и угнетения других.
4. Разум и логика универсально действительны, то есть их законы одинаковы или применимы в равной степени для любого мыслителя и любой области знания. Для постмодернистов разум и логика также являются просто концептуальными конструкциями и поэтому действительны только в рамках установленных интеллектуальных традиций, в которых они используются.
5. Есть такая вещь, как человеческая природа; он состоит из способностей, способностей или предрасположенностей, которые в некотором смысле присутствуют в людях при рождении, а не усвоены или привиты через социальные силы.Постмодернисты настаивают на том, что все или почти все аспекты человеческой психологии полностью социально детерминированы.
6. Язык относится к внешней реальности и представляет ее. По мнению постмодернистов, язык не является таким «зеркалом природы», как американский философ-прагматик Ричард Рорти охарактеризовал точку зрения Просвещения. Вдохновленные работами швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, постмодернисты утверждают, что язык семантически самодостаточен или самореферентен: значение слова — это не статичная вещь в мире или даже идея в уме, а скорее диапазон контрастов и различий со значениями других слов.Поскольку значения в этом смысле являются функциями других значений — которые сами являются функциями других значений и т. Д. — они никогда не полностью «присутствуют» для говорящего или слушающего, а бесконечно «откладываются». Самоотсылка характеризует не только естественные языки, но и более специализированные «дискурсы» определенных сообществ или традиций; такие дискурсы встроены в социальную практику и отражают концептуальные схемы, моральные и интеллектуальные ценности сообщества или традиции, в которых они используются.Постмодернистский взгляд на язык и дискурс во многом обусловлен французским философом и теоретиком литературы Жаком Деррида (1930–2004 гг.), Создателем и ведущим практиком деконструкции.
7. Люди могут получать знания о естественной реальности, и это знание может быть обосновано в конечном итоге на основе свидетельств или принципов, которые известны или могут быть известны немедленно, интуитивно или иным образом с достоверностью. Постмодернисты отвергают философский фундаментализм — попытку, возможно, лучше всего иллюстрируемую изречением французского философа 17-го века Рене Декарта, ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»), определить фундамент уверенности, на котором можно построить здание эмпирических исследований. (в том числе научные) знания.
8. Возможно, по крайней мере в принципе, построить общие теории, которые объясняют многие аспекты природного или социального мира в рамках данной области знания — например, общую теорию истории человечества, такую как диалектический материализм. Более того, целью научных и исторических исследований должно быть построение таких теорий, даже если они никогда не могут быть полностью реализованы на практике. Постмодернисты отвергают это понятие как несбыточную мечту и даже как симптом нездоровой тенденции дискурсов Просвещения к принятию «тотализирующих» систем мышления (как их назвал французский философ Эммануэль Левинас) или грандиозных «метанарративов» человеческого биологического, исторического и социального развитие (как утверждал французский философ Жан-Франсуа Лиотар).Эти теории пагубны не только потому, что они ложны, но и потому, что они эффективно навязывают согласованность другим точкам зрения или дискурсам, тем самым подавляя, маргинализируя или заставляя их замолчать. Сам Деррида отождествлял теоретическую тенденцию к тотальности с тоталитаризмом.
.
Организация Объединенных Наций | Определение, история, основатели, флаг и факты
Организация Объединенных Наций (ООН) , международная организация, учрежденная 24 октября 1945 года. Организация Объединенных Наций (ООН) была второй многоцелевой международной организацией, учрежденной в 20 веке и действовавшей во всем мире по своему охвату и членству. Ее предшественница, Лига Наций, была создана Версальским договором в 1919 году и распущена в 1946 году. ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке также имеет региональные отделения в Женеве, Вене и Найроби.Официальные языки — арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский. Список стран-членов ООН и генеральных секретарей см. Ниже .
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций Первая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 10 января 1946 года, в Центральном зале в Лондоне. Марсель Боломей / Организация Объединенных Наций, фото 24480
Британская викторина
Тест по глобальному управлению
Какая была вторая международная организация, созданная в ХХ веке, которая имела всемирный масштаб и членство?
Согласно своему Уставу, ООН ставит следующие цели:
избавить грядущие поколения от бедствий войны,… подтвердить веру в основные права человека,… создать условия, при которых справедливость и уважение обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права, а также способствовать социальному прогрессу и повышению уровня жизни при большей свободе.
Помимо поддержания мира и безопасности, к другим важным целям относятся развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов; достижение всемирного сотрудничества для решения международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем; уважение и продвижение прав человека; и служить центром, где страны могут координировать свои действия и действия для достижения этих различных целей.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
ООН сформировала континуум с Лигой Наций в общих целях, структуре и функциях; многие главные органы и связанные с ней учреждения ООН были заимствованы из аналогичных структур, созданных в начале века. Однако в некоторых отношениях ООН представляла собой совсем другую организацию, особенно в том, что касается ее цели поддержания международного мира и безопасности и ее приверженности экономическому и социальному развитию.
Изменения в характере международных отношений привели к изменению обязанностей ООН и ее аппарата принятия решений. Напряженность времен холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом глубоко повлияла на функции безопасности ООН в течение первых 45 лет ее существования. Обширная деколонизация после Второй мировой войны в Африке, Азии и на Ближнем Востоке увеличила объем и характер политических, экономических и социальных проблем, с которыми столкнулась организация. Окончание «холодной войны» в 1991 году привлекло к ООН повышенное внимание и призывало к ней.В условиях все более нестабильной геополитической обстановки возникли новые проблемы для устоявшейся практики и функций, особенно в областях разрешения конфликтов и оказания гуманитарной помощи. В начале 21 века ООН, ее программы и связанные с ней агентства изо всех сил пытались справиться с гуманитарными кризисами и гражданскими войнами, беспрецедентными потоками беженцев, разрушениями, вызванными распространением СПИДа, глобальными финансовыми потрясениями, международным терроризмом и неравенством благосостояния. между богатейшими и беднейшими народами мира.
История и развитие
Несмотря на проблемы, с которыми столкнулась Лига Наций при разрешении конфликтов и обеспечении международного мира и безопасности до Второй мировой войны, основные союзные державы договорились во время войны создать новую глобальную организацию для помощи в управлении международными делами . Это соглашение было впервые сформулировано, когда президент США Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию в августе 1941 года. Название «Организация Объединенных Наций» первоначально использовалось для обозначения стран, объединившихся против Германии, Италии и Японии.1 января 1942 года 26 стран подписали Декларацию Объединенных Наций, в которой излагались военные цели союзных держав.
Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз взяли на себя инициативу в разработке новой организации и определении ее структуры и функций принятия решений. Первоначально государствам «большой тройки» и их соответствующим лидерам (Рузвельту, Черчиллю и советскому премьер-министру Иосифу Сталину) мешали разногласия по вопросам, которые предвещали «холодную войну».Советский Союз требовал индивидуального членства и права голоса для составляющих его республик, а Великобритания хотела гарантий, что ее колонии не будут переданы под контроль ООН. Также возникли разногласия по поводу системы голосования, которая должна быть принята в Совете Безопасности, и этот вопрос стал известен как «проблема вето».
Первый крупный шаг к формированию Организации Объединенных Наций был сделан 21 августа — 7 октября 1944 года на конференции в Думбартон-Оксе, встрече дипломатических экспертов Большой тройки держав плюс Китай (группа часто называлась «Большой Четыре ») в Думбартон-Окс, поместье в Вашингтоне, округ Колумбия.C. Хотя четыре страны согласовали общую цель, структуру и функции новой всемирной организации, конференция завершилась на фоне продолжающихся разногласий по поводу членства и голосования. На Ялтинской конференции, встрече «большой тройки» в крымском курортном городе в феврале 1945 года, Рузвельт, Черчилль и Сталин заложили основу положений устава, ограничивающих полномочия Совета Безопасности. Более того, они достигли предварительной договоренности о количестве советских республик, которым будет предоставлено независимое членство в ООН.Наконец, три лидера согласились, что новая организация будет включать систему опеки, которая придет на смену мандатной системе Лиги Наций.
Предложения Думбартон-Окс с изменениями, внесенными на Ялтинской конференции, легли в основу переговоров на Конференции Организации Объединенных Наций по международным организациям (UNCIO), которая состоялась в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года и выработала окончательную Хартию Соединенных Штатов. Наций. В конференции в Сан-Франциско приняли участие представители 50 стран из всех географических регионов мира: 9 из Европы, 21 из Америки, 7 из Ближнего Востока, 2 из Восточной Азии и 3 из Африки, а также по 1 из каждой страны. Украинская Советская Социалистическая Республика и Белорусская Советская Социалистическая Республика (помимо самого Советского Союза) и 5 из стран Британского Содружества.Польше, которая не присутствовала на конференции, было разрешено стать первоначальным членом ООН. Право вето Совета Безопасности (среди постоянных членов) было подтверждено, хотя любой член Генеральной Ассамблеи мог ставить вопросы для обсуждения. Другими политическими вопросами, решенными путем компромисса, были роль организации в содействии экономическому и социальному благосостоянию; статус колониальных территорий и распределение опеки; статус региональных и оборонных мероприятий; и господство великих держав против равенства государств.Устав ООН был единогласно принят, подписан 26 июня и обнародован 24 октября 1945 года.
.