Мировоззрение виды: Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение, формы и виды
Тема «Мировоззрение, его формы и виды» кодификатора ЕГЭ по обществознанию поможет уяснить особенности его основного признака личности, а также перейти к способам познания человека.
КОДИФИКАТОР ЕГЭ по обществознанию с анализом здесь.
Полный авторский курс от эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича по всем темам кодификатора.
#2_Мировоззрение
Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Подробнее об этом в разборе «Виды знаний».
Видео-разбор темы «Познание. Виды знаний» от эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича
Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.
Мировоззрение человека – это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем.
Жизненные позиции – тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.
Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:
💥 Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям.
Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло.
💥 Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
💥 Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестественные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
💥 Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизма. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
💥 Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
💥 Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:
человек – наивысшая мировая ценность; каждый человек – самодостаточная личность;
каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
каждый человек способен изменить себя, свой характер;
каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.
Типичный пример из истории человека с твердым мировоззрением, которое не сломали все его противники — это Джордано Бруно. О стоял на своих представлениях об устройстве мира до конца, и был приговорен инквизицией католической церкви к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение в 1600 году в Риме на площади Цветов. В ответ на приговор Бруно заявил судьям:
«Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть!».
Джордано Бруно, итальянский философ и астроном
В комментариях Вы можете попытаться аргументировано ответить, так какой тип мировоззрения представляют идеи Д. Бруно?
Мы приглашаем всех выпускников участвовать в теоретических и в практических занятиях в группе сайта которые регулярно идут каждую неделю.
Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Мировоззрение — система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей. Мировоззрение — образование интегральное (синтезирующее). В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав» (компонентами его являются образы, представления, рациональные понятия, эмоциональные переживания, ценности, волевые установки, разнородные «блоки» знаний, настроений, стремлений, надежд), предстающий как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность. Говоря о мировоззрении в большом общественно — историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи (в этом плане можно вести речь об античном, греко-римском мировоззрении, средневековом мировоззрении, Возрожденческом, Новоевропейском, Просвещенческом и др.).
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.
Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), религиозное и философское.
Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически — преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения — разум.
Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.
В сословном, классовом обществе каждый класс имеет своё специфическое мировоззрение (социальные стереотипы), выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности. В зависимости от того, совпадают ли интересы даного слоя, класса, сообщества, социальной группы с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Мировоззрение, его виды и формы
Духовный мир человека — внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру.
Мировоззрение —это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. По виду мировоззренческих установок:
- Теоцентризм — приоритет Богу;
- Природоцентризм — приоритет природе;
- Антропоцентризм— приоритет человеку;
- Социоцентризм — приоритет обществу;
- Наукоцентризм (знаниецентризм) — приоритет знаниям, науке.
Самая распространенная классификация — по способу отражения действительности:
- Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
- Религиозное — признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)
- Философское — (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
- Научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки.
Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений.
Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям.
Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места.
Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы.
Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПОЧЕМУ МЫ ПО-РАЗНОМУ ИСПОЛНЯЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Лекция 2. Мировоззрение и его виды
Каждый человек обладает внутренним (духовным) миром, который включает в себя знания, эмоции, чувства, интеллект, мировоззрение. Мировоззрение– это система взглядов человека на мир и его место в мире; совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места человека в этом мире. Оно включает в себя также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. У каждого из нас есть мировоззрение. Например, Вы обладаете им тоже: у Вас есть взгляды на мир, его понимание, а также принципы, которые являются для Вас основополагающими. Мировоззрение для Вас является основой поведения и деятельности.
В структуре мировоззрения можно выделить основные элементы: знания, духовные ценности, принципы (основополагающие идеи в жизни), идеалы, убеждения, идеи.
Мировоззрение определяет общую направленность личности, её отношения с другими людьми, особенности поведения и действий людей. Мировоззрение обладает следующими особенностями и признаками:
— оно всегда исторично, т.е. зависит от общественно-исторических условий развития человека. Сравним мировоззрение человека эпохи Средневековья и современности. Для средневекового мировоззрения приемлемыми наказаниями считались сожжение на костре, четвертование, что для носителя современного мировоззрения считается варварством и дикостью;
— оно отражает не просто отношение к конкретным людям, предметам, а обобщённое отношение к миру как к целому. К примеру, если Иван плохо относится к Сергею потому, что тот его обманул, то это не мировоззрение, а просто отношение к конкретному человеку. А если он в целом относится отрицательно к обществу, считает, что все люди жадные и злые – то это можно уже считать элементом мировоззрения Ивана;
— носителем мировоззрения является отдельная личность. Мировоззрение каждого человека особенное и отличается от других. К примеру, во взглядах близких друзей может быть много общего, но в любом случае в чём-то они будут непохожими;
— оно имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Пример: у каждого из нас есть ценности, которыми мы дорожим, относимся к ним по-особенному. Эти ценности вызывают у нас положительные эмоции.
Мировоззрение исторически менялось. Можно выделить его исторические типы (формы), начиная от древности и до наших дней:
— мифологическое, свойственное людям эпохи Древности. Носители этого мировоззрения верили в достоверность мифов, повествующих о богах и героях, представляли мир как единое, неразрывное целое, как единый живой организм;
— теоцентрическое, свойственное людям эпохи Средневековья. Центр этого мировоззрения – вера в бога. Взгляды на мир проявляются через призму этой веры;
— антропоцентрическое, свойственное представителям эпохи Возрождения и Нового времени, часто проявляется и у наших современников. Особенность этого мировоззрения – представление о человеке как центре мироздания, высшей ценности;
— социоцентрическое – чаще всего проявляется у людей, живущих ныне на земле. Особенность этого мировоззрения – рассмотрение человека через призму общественных отношений, акцент на обществе, социальных связях.
Следует понимать, что эти исторические типы мировоззрения условны, и вряд ли когда поучится составить их полный перечень.
Мировоззрение современных людей разнообразно. Условно можно выделить следующие виды мировоззрения:
— обыденное мировоззрение– основано на житейском опыте, проявляется чаще всего как «житейская» мудрость, особенно у представителей старшего поколения, не имевших прямого отношения к науке. Примером проявления житейского мировоззрения является утверждение о том, что признаком надвигающегося дождя являются полёты птиц близко к земле. Носитель обыденного мировоззрения не пытается объявнить причину этого явления;
— мифологическое мировоззрение– основано на неосознанной подмене реальности вымыслом, предполагает опору на мифы, сказки и т.п. Примеры носителей такого мировоззрения — дети, «одушевляющие» плюшевых медведей, кукол и т.п.;
— религиозное мировоззрение – опирается на религиозные догмы (положения, которые нельзя подвергать сомнению под страхом смертного греха и наказания за него). Особенность такого мировоззрения – символизм – попытка в природных, социальных явлениях найти символ, знак, знамение «свыше». Примером носителя такого мировоззрения может служить человек, который воспринимает как предзнаменование реальной беды сон, в котором к нему являются святые и предупреждают о трудностях;
— научное мировоззрение – опирается на доказательное научное знание, практически лишено предрассудков, представляет собой цельную научную картину мира. Главный принцип этого мировоззрения – критическое мышление – стремление отказаться от догм, проверить все положения на практике или иными способами. Примером носителя научного мировоззрения является известный учёный П.Л. Капица — в своих исследованиях в области физики он стремился всегда «докопаться» до истины, объяснить причины и сущность явлений.
Носитель мировоззрения — отдельный человек. У каждого человека оно неповторимо. Однако у представителей одной нации можно выделить общие черты, особенности мировоззрения. Тяга к порядку и чёткости немцев, «широта души» русских, расчётливость американцев — общие черты мировоззрения большинства представителей каждой этой нации. Итоговый «сплав» таких общих черт, определяющий духовный мир человека, называется менталитетом. Менталитет- совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций, установок, присущих социальной или этнической группе, нации. Менталитет формируется прежде всего за счёт длительности совместного существования представителей одного этноса на одной территории. Примером проявления менталитета русских является гостеприимство, «широта души» и т.п., немцев — педантичность и т.д.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Мировоззрение — экономическая этимология
World outlook, 世界观
Мировоззрение – взгляды человека на мир. Их центральная часть – взгляды на место человека в мире. Взгляды проявляются как убеждения, идеалы и принципы познания и деятельности.
Мировоззрение — необходимая компонента человеческого сознания и познания. В свою очередь у мировоззрения две составляющих. Первая — эмоциональная — мироощущение. Вторая — рациональная — миропонимание.
Соответствующее понятие в английском языке раскрывается через словоworld. Применяются два понятия: world outlook, world-view. Примечательно, что первичное значение этого слова объясняют через германские истоки wer «человек» + ald — old «такого-то возраста, старый». Если предельно обобщить, то world– эпоха, период, возраст человека. В таком контексте мировоззрение – взгляд на эпоху человека.
Выделяют три типа мировоззрения – обыденное, религиозное и научное.
Обыденное мировоззрение – это взгляды, в основе которых – прямые выводы из наблюдаемой действительности. Это взгляды, в которых аккумулируется житейский опыт и здравый смысл. Примером может служить наблюдение за движением солнца – оно всходит и заходит.
Религиозное мировоззрение – это взгляды, в основе которых – раннее установленные и узаконенные Церковью (религией) представления. Большая часть этих представлений находится в рамках житейского опыта и здравого смысла. Примером могут служить положения Нагорной проповеди Христа и попытки отстоять сложившиеся представления о движении Солнца.
Научное мировоззрение – это взгляды, в которых рационально осмыслен накопленный человечеством опыт духовного и практического освоения мира, и которые выходят за рамки житейского опыта, здравого смысла и религиозных представлений. Примером может служить взгляд на движение Солнца – оно не всходит и не заходит – это Земля вращается.
Можно выделить и экономическое мировоззрение как взгляды человека на экономическое устройство мира и место человека в этом устройстве.
Носитель мировоззрения — личность и социальная группа. У каждой личности, у каждой группы – своя система взглядов. Через призму этой системы мир не только воспринимается, но и преобразуется, что и определяет практическую значимость мировоззрения.
Категория:
Связанные понятия:
Идеал, Опыт, Религия, Убеждение
Expierence, Ideal, Persuasion, Religion
人生观.
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Видеоурок:
Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется
На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.
На формирование мировоззрения влияют:
Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.
Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.
Виды и формы мировоззрения
В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:
1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.
2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.
3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.
Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Структура мировоззрения
Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному.
Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.
Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.
Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.
Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.
Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))
Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки
Интеллект-карта по обществознанию №2
Понятие о мировоззрении
План
1.Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
2.Основные виды мировоззрения, характеристика.
3.Задачи школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций
мировоззрения.
Сущность
мировоззрения и его внутренняя структура.
Термин мировоззрение
(миросозерцание) возник в конце 18 века и впервые стал использоваться
представителями немецкой классической философии.
Определённые представления о
самом мировоззрении стали складываться намного раньше и выражались они через
такие понятия как:
- Мудрость,
- Философия,
- Религия.
Это были представления, о каком
то высшем обобщённом знании. Наиболее ценном и трудно постижимом. Обладание,
которого делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои
действия и поведение с требованиями общества.
МИРОВОЗРЕНИЕ состоит из двух слов
мир и воззрение(сознание)
В основе понимания современного
понятия мировоззрение лежат такие понятия как:
- Знания,
- Взгляды,
- Убеждения,
- Идеалы.
Они позволяют выражать личные
определённые отношения к явлениям окружающей деятельности и занимают в нём
определённую позицию
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – специфическая
форма сознания человека, включающая в себя обобщённую систему его знаний,
взглядов, убеждений и идеалов в которых выражается его отношение к развитию
природы и общества, и которое определяет его поведение в различных сферах жизни.
Структурные компоненты мировоззрения.
- Система знаний –
представляет собой систему научных институтов которые имеют форму
описательно-констатирующего суждения личности. - Взгляды – это суждения,
субъективные выводы человека, которые связанны с объяснением тех или иных
явлений и объяснением своего отношения к этим явлениям. - Убеждения – это совокупность
глубоко осмысленных и эмоциональных переживаний идей, которые определяют
прочность жизненной ориентации личности, характер её деятельности и
поведения. - Идеал – это
мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким человек хочет стать и
каким человек может стать (и какой он есть на самом деле).
Основные виды мировоззрения, характеристика.
В зависимости от содержания
мировоззрения и его связей с научными знаниями выделяют три основных вида
мировоззрения:
ü
Научное,
ü
Религиозное,
ü
Обыденное (житейское)
Научное:
Оно опирается на научную картину
мира, на выводы и обобщения которые сделаны на основе научного анализа и
осмысления причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие
природных и общественных явлений.
Религиозное:
В его основе лежит религиозный
опыт личности и вера человека в существование Бога или других сверх естественных
сил.
Житейское:
Оно формируется под влиянием
непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение. В
форме духовного опыта здравого смысла, стихийных и не всегда систематических
представлений о мире.
Задачи
школы по формированию у учащихся мировоззрения, функций мировоззрения.
Решающую роль в формировании
взглядов и убеждений играют мировоззренческие идеи в рамках содержания школьного
образования по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Все
учебные предметы в школе оказывают влияние на развитие у учащихся научного
мировоззрения.
Основные задачи школы по
формированию мировоззрения учащихся:
- Добиваться научного
понимания закономерностей развития природы, общества и сознания. - Убеждать учащихся в
материальности мира и познания его закономерностей в решающей роли человека
в развитии производственных сил общества и в преобразовании роли сознания
людей. - Вырабатывать у школьников
стремления, мотивы и умение поступать в соответствии с научным
мировоззрением, путём участия в созидательной трудовой и общественной
деятельности. - Научить школьников оценивать
явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научной позиции,
активно выступать против антинаучных взглядов некоторых пережитков прошлого
в сознании и поведении людей.
Функции мировоззрения:
- информационно-отражающая
функция.
Она связана с определённым
восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании
человека в соответствии с его мировоззрением.
-
ориентационно-регулятивная функция.
Она связана с тем что поведение и
деятельность человека определяются его сознанием, взглядами и убеждениями.
Если у человека сформировалось
своё мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они определяют
его действия и поступки.
- оценочная.
Она связана с тем, что все явления
окружающей среды и жизни человек оценивает исходя из своего мировоззрения.
Т.о
мировоззрение имеет существенное значение, как для поведения людей, так и для
развития их сознания.
Пять мировоззрений
Иногда кажется, что существует больше философских и религиозных взглядов, чем любой нормальный человек мог бы когда-либо узнать. Действительно, сегодня в мире существует более шести тысяч различных религий. Однако некоторые люди с удивлением обнаруживают, что мировые религии и философии имеют тенденцию делиться на несколько основных категорий. Эти пять мировоззрений включают в себя все доминирующие мировоззрения в современном мире.
Для удобного параллельного сравнения см. Сравнительную таблицу пяти мировоззрений. Эта таблица и ее содержание адаптированы из книги Денниса МакКаллума (Тиндейл) «Христианство: имеющая смысл вера».
Натурализм
(например, атеизм, агностицизм, экзистенциализм)
Реальность
Материальная вселенная — это все, что существует. Реальность «одномерна». Нет такой вещи, как душа или дух. Все можно объяснить на основе естественного права.
Мужчина
Человек — случайный продукт биологического процесса эволюции.Человек полностью материален. Человеческий вид однажды перестанет существовать.
Правда
Истина обычно понимается как научное доказательство. Только то, что можно наблюдать пятью чувствами, принимается как реальное или истинное.
Значения
Никаких объективных ценностей или морали не существует. Мораль — это индивидуальные предпочтения или социально полезное поведение. Даже социальная мораль подвержена эволюции и изменениям.
Пантеизм
(например, индуизм; даосизм; буддизм; много сознания Нью Эйдж)
Реальность
Существует только духовное измерение.Все остальное иллюзия, майя . Духовная реальность, Брахман , вечна, безлична и непознаваема. Можно сказать, что все является частью Бога или что Бог есть во всем и во всех.
Мужчина
Человек един с высшей реальностью. Таким образом, человек духовен, вечен и безличен. Вера человека в то, что он личность, является иллюзией.
Правда
Истина — это опыт единения с «единством» вселенной. Истина вне всякого рационального описания.Рациональная мысль, как ее понимают на Западе, не может показать нам реальность.
Значения
Поскольку предельная реальность безлична, многие мыслители-пантеисты считают, что нет реального различия между добром и злом. Напротив, «непросвещенное» поведение — это то, что не понимает сущностного единства.
Теизм
(например, христианство; ислам; иудаизм)
Реальность
Бесконечный личный Бог существует. Он создал конечный материальный мир.Реальность и материальна, и духовна. У Вселенной, какой мы ее знаем, было начало и будет конец.
Мужчина
Человечество — уникальное творение Бога. Люди были созданы «по образу Божьему», что означает, что мы личностные, вечные, духовные и биологические.
Правда
Истина о Боге познается через откровение. Истина о материальном мире достигается через откровение и пять чувств в сочетании с рациональным мышлением.
Значения
Моральные ценности являются объективным выражением абсолютной нравственности.
Спиритизм и политеизм
Реальность
Мир населен духовными существами, которые управляют происходящим. Боги и демоны — настоящая причина «природных» событий. Материальные вещи реальны, но с ними связаны духи, и поэтому их можно истолковать духовно.
Мужчина
Человек — творение богов, как и все остальные существа на земле. Часто племена или расы имеют особые отношения с некоторыми богами, которые их защищают и могут наказать.
Правда
Истина о мире природы раскрывается через фигуру шамана, у которого есть видения, рассказывающие ему, что делают боги и демоны и что они чувствуют.
Значения
Моральные ценности принимают форму табу, которые вызывают раздражение или гнев различных духов. Эти табу отличаются от представлений о «добре и зле», потому что так же важно избегать раздражения злых духов, как и добрых.
Постмодернизм
Реальность
Реальность должна интерпретироваться через нашу языковую и культурную «парадигму».«Следовательно, реальность« социально сконструирована ».
Мужчина
Люди являются узлами культурной реальности — они являются продуктом своего социального окружения. Идея о том, что люди автономны и свободны, — это миф.
Правда
Истины — это ментальные конструкции, значимые для людей в рамках определенной культурной парадигмы. Они не применимы к другим парадигмам. Истина связана с культурой.
Значения
Ценности также являются частью наших социальных парадигм.Терпимость, свобода выражения мнений, включение и отказ требовать ответов — единственные универсальные ценности.
Что такое мировоззрение? Часть 1
Эта статья является частью книги «Что такое мировоззрение?» ряд.
Что такое мировоззрение?
В последние годы много говорилось о мировоззрении . Но что такое мировоззрение?
Как следует из самого слова, мировоззрение — это общий взгляд на мир .Это не физический вид на мир , как планета Земля, которую вы могли бы получить с орбитальной космической станции. Скорее, это философский взгляд на мир — и не только на нашу планету, но и на всю реальность. Мировоззрение — это всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.
Ваше мировоззрение отражает ваши самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой вы населяете. Он отражает то, как вы ответили бы на все «большие вопросы» человеческого существования, фундаментальные вопросы, которые мы задаем о жизни, Вселенной и всем остальном.
Ваше мировоззрение отражает ваши самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой вы населяете.
Есть ли Бог? Если да, то каков Бог и как я отношусь к Богу? Если бога нет, какое это имеет значение? Что такое правда и может ли кто-нибудь действительно знать правду? Откуда взялась Вселенная и куда она идет — если куда-нибудь? В чем смысл жизни? Есть ли у моей жизни цель — и если да, то какова она? Что мне делать со своей жизнью? Что значит жить хорошей жизнью? В конце концов, действительно ли имеет значение, проживу ли я хорошую жизнь или нет? Есть ли жизнь после смерти? Являются ли люди в основном просто умными обезьянами с превосходным чувством гигиены и моды — или это что-то большее, чем это?
Вы уловили идею.Ваше мировоззрение напрямую влияет на то, как вы отвечаете на такие важные вопросы — или как вы, , ответили бы на них, если бы вас спросили и задумали.
Пупки Like
Мировоззрение похоже на пупок. Они есть у всех, но мы нечасто о них говорим. Или, может быть, лучше было бы сказать, что мировоззрение похоже на мозжечок: он есть у всех, и мы не можем жить без них, но не каждый знает , что он у него есть.
Мировоззрение так же необходимо для мышления, как атмосфера для дыхания.Вы не можете мыслить в интеллектуальном вакууме больше, чем вы можете дышать без физической атмосферы. В большинстве случаев вы воспринимаете атмосферу вокруг себя как должное: вы смотрите с на , а не с на , хотя вы знаете, что она всегда присутствует. То же самое и с вашим мировоззрением: обычно вы смотрите сквозь него, а не прямо на него. Это важно, но обычно находится на заднем плане ваших мыслей.
Ваше мировоззрение формирует и информирует вас об окружающем мире.Подобно очкам с цветными линзами, он влияет на то, что вы видите и как вы это видите. В зависимости от «цвета» линз некоторые объекты видны легче, а другие становятся менее подчеркнутыми или искаженными. В некоторых случаях вы вообще ничего не видите.
Несколько примеров
Вот несколько примеров, чтобы проиллюстрировать, как ваше мировоззрение влияет на то, как вы видите вещи. Предположим, однажды близкая подруга рассказывает вам, что недавно она встретилась со спиритуалистом, который связал ее с любимым человеком, который умер десять лет назад.Позже в тот же день вы прочитали статью о статуе Девы Марии, свидетели которой утверждают, что видели плачущую кровь. Вы также слышите по радио новости о возможных признаках сложной органической жизни, обнаруженной на Марсе. Ваше мировоззрение — ваши исходные предположения о Боге, происхождении и природе вселенной, человеческих началах, жизни после смерти и так далее — сильно влияет на то, как вы интерпретируете эти сообщения и реагируете на них.
Джеймс Н. Андерсон
Весьма творческий и интерактивный, этот апологетический ресурс помогает читателям определить и оценить 21 разное мировоззрение с помощью вопросов типа «да или нет» и простых для понимания описаний.В приложениях есть ответы на общие вопросы и предложения для дальнейшего чтения.
Мировоззрение также во многом определяет мнение людей по вопросам этики и политики. То, что вы думаете об абортах, эвтаназии, однополых отношениях, государственном образовании, экономической политике, иностранной помощи, использовании военной силы, защите окружающей среды, правах животных, генетическом улучшении и почти любой другой важной проблеме дня, зависит от вашего основного мировоззрения. больше, чем что-либо.
Как видите, мировоззрение играет центральную и определяющую роль в нашей жизни.Они формируют то, во что мы верим и во что готовы верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы ведем себя в ответ на этот опыт и как мы относимся к другим.
В следующих двух статьях я подробнее расскажу о важности мировоззрения и преимуществах мышления с точки зрения мировоззрения.
Другие сообщения серии
Джеймс Н. Андерсон (доктор философии, Эдинбургский университет), адъюнкт-профессор теологии и философии Реформатской теологической семинарии в Шарлотте, Северная Каролина, и рукоположенный священник в Ассоциированной реформатской пресвитерианской церкви.Андерсон является членом Общества христианских философов, Британского общества философии религии и Евангелического философского общества.
Популярные статьи этой серии
Краткое изложение религий и убеждений
Агностицизм
Агностицизм — это точка зрения, согласно которой истинность метафизических утверждений, касающихся, в частности, существования бога или богов или даже абсолютной реальности, неизвестна и может быть невозможна узнать.Можно быть как агностиком, так и атеистом или верующим.
Атеизм
Атеизм описывает состояние отсутствия теистических убеждений; то есть никакой веры в богов или сверхъестественных существ.
Бахаи
Вера бахаи зародилась в Персии в 1844 году с провозглашения новой религии, отличной от найденного там шиитского ислама. Ключевые верования включают веру в единого Бога; единство человечества; равенство возможностей для мужчин и женщин; и устранение предрассудков.
Буддизм
Образ жизни, основанный на учении Сиддхартхи Гаутамы. Пять заповедей — это основные правила жизни буддистов-мирян: воздерживаться от причинения вреда живым существам; брать то, что не дано; сексуальные проступки; вредная речь; и пить или наркотики, которые омрачают разум.
Христианство
Основано на учении Иисуса Христа. Христианские группы по-разному интерпретируют его учение, жизнь, смерть и воскресение, но эти вопросы лежат в основе образа жизни всех из них.Во что верят христиане …
Гуманизм
Гуманизм — это вера в то, что мы можем жить хорошей жизнью без религиозных или суеверных убеждений. Гуманисты осмысливают мир, используя разум, опыт и общие человеческие ценности, и стремятся сделать жизнь лучше, создавая для себя смысл и цель. Гуманисты работают с другими для общего блага. [символ © Британская гуманистическая ассоциация].
Индуизм
Древняя традиция родственных верований и обычаев, сложившаяся на Индийском субконтиненте.Основные идеалы и ценности, разделяемые большинством индусов, включают уважение к старшим; благоговение перед учителями; уважение к гостям и терпимость ко всем расам и религиям. Во что верят индусы …
Ислам
Открыт в своей окончательной форме Пророком Мухаммедом (мир ему и благословение). Основы мусульманской практики резюмируются в пяти столпах ислама — декларация веры; ритуальная молитва; благосостояние; месяц поста во время Рамадана; и паломничество. Во что верят мусульмане…
Джайнизм
Древняя философия и этическое учение, зародившееся в Индии. Главный принцип — ахимса — избегание, где это возможно, физического или психического вреда любому живому существу. Джайнизм — это религия без веры в бога-творца.
Иудаизм
Основано на заветных отношениях еврейского народа с Богом. Евреи верят, что Бог бросает им вызов и благословляет их. Любовь к ближнему — великий принцип общественной жизни и источник вдохновения еврейской общины.Во что верят евреи …
Сикхизм
Религия, основанная Гуру Нанаком в Индии в 15 веке нашей эры. Есть один Бог, люди должны служить, ведя жизнь молитвы и послушания. Сикхи верят, что их душа затем проходит через различные существования и становится единым целым с Богом.
Зороастризм
Зороастризм — это религия, основанная в древние времена пророком Заратуштрой, который учил, что Ахура Мазда (Владыка Мудрости), всемогущий и совершенный творец, дарует людям Воху Манах — ясный разум, с помощью которого можно рассеять невежество.
Три вида предвзятости, которые формируют ваше мировоззрение
Подумай об этом
- Доктор Шеперд говорит: «Наука — это не система убеждений». Объясните, как доктор Шеперд может уверенно сделать это утверждение, сравнивая и противопоставляя систему убеждений и науку.
- Ответьте на вопросы доктора Шепарда относительно этого изображения: кратко опишите, что, по вашему мнению, способствовало тому, что ученые и общественность так далеко расходятся в вопросах науки.
- Назовите пять вещей, которые люди делают, чтобы внести свой вклад в изменение климата.
- Определите, что означает слово восприятие . Объясните, что, по вашему мнению, формирует представления о науке.
- Изучите различия между системой убеждений и предубеждением. Определите три предубеждения, которые исследует доктор Шеперд. У вас было «О, я знаю это!» в тот момент, когда он сказал, что ты бы с кем-нибудь из них?
- До этого TED Connection знали ли вы, что есть разница между климатом и погодой? Укажите на три конкретных различия, чтобы помочь нам понять, насколько они на самом деле разные.
- Доктор Шеперд объясняет комплекс иллюзорного превосходства. Приведите пример, который вы видели.
- Обобщите своими словами, что означает «когнитивный диссонанс». Приведите два примера, которых нет в докладе.
- Определите пять факторов, которые, по словам доктора Шепарда, способствуют предубеждениям и представлениям людей о науке.
- Сделайте вывод о том, что, по вашему мнению, имеет в виду доктор Шепард, когда он заявляет: «Это как раз та эпоха, в которой мы живем», когда обсуждает, как репортерам было поручено отклонять ложную информацию о прогнозах погоды в сезоне ураганов 2017 года.
- Постулируйте, почему, по вашему мнению, Шепард называет «системы убеждений и предубеждения, грамотность и дезинформацию, которые ограничивают наше восприятие».
- Переведите слова доктора Шеперда под словом «расширение радиуса» в свою реальную жизнь. Он обсуждает это применительно к науке. Примените его к двум различным областям вашей жизни, которые не основаны на науке.
- Грег Фишел заявляет: «Ошибка, которую я совершал и не осознавал до недавнего времени…» Защищайте, как он мог участвовать в «предвзятости подтверждения» и не осознавать этого.Далее определите, что такое предвзятость подтверждения.
- Фишел объясняет в последнем предложении своего выступления, что «сказать« ничего »не было ответственной вещью для меня как ученого или человека». Основываясь на том, что вы теперь знаете, поясните, что могло бы повлиять на такое безответственное поведение Фишеля.
Сделай это
- Испытайте себя, исследуйте свои собственные предубеждения и посмотрите, что вы защищаете или даже отрицаете как предубеждения.
- Обсудите это со своими родителями или учителем и в течение одной недели изучите свою любимую знаменитость, от ведущих новостей до знаменитостей, и посмотрите, обнаружите ли вы активную предвзятость.
- Следите за одним выпуском новостей — электронным или печатным — в течение двух недель и отслеживайте любые предубеждения, которые вы замечаете в каждом разделе, от новостей до искусства и развлечений.
Прочтите об этом
Surf it
Авторские права на TED Talks, используемые в этой программе, принадлежат TED Conferences LLC и распространяются по лицензии Creative Commons для некоммерческого и непроизводного использования. Для получения дополнительной информации см. Политику использования TED Talks.
Какие четыре типа разнообразия?
Легко произнести и услышать слово «разнообразие», даже не зная, что оно на самом деле означает.Но при наличии только общего понимания этого слова вполне вероятно, что некоторые виды разнообразия упускаются из виду.
Когда вы создаете разнообразное рабочее место, важно иметь адекватное представительство. Положительно влияет разнообразное рабочее место:
- Производственная среда
- Финансовая прибыль
- Общая бизнес-стратегия
- Мнения людей за пределами вашей организации
Существует четыре различных типа разнообразия: внутреннее, внешнее, организационное и мировоззренческое, и вы должны стремиться представить их все.Продолжайте читать, чтобы узнать больше о каждом из них и о том, как разнообразие влияет на рабочее место.
Почему важно разнообразие на рабочем месте?
Прежде чем ответить на вопрос, Какие 4 типа разнообразия? полезно понимать, почему так важно разнообразие рабочих мест.
Вот некоторые из способов, которыми разнообразие влияет на ваше рабочее место, персонал и прибыль:
- Разнообразные точки зрения — Различный личный опыт и биография приносят более широкое разнообразие точек зрения.
- Лучшее решение проблем — Различные точки зрения приводят к более разностороннему персоналу — это заставляет людей работать усерднее, творчески и обеспечивать более высокое качество работы, согласно Scientific American.
- Большая аудитория — Ваш разнообразный персонал демонстрирует вашу приверженность равным возможностям, обеспечивая вашей компании положительную репутацию и завоевывая большую долю рынка.
- Больше соискателей — Соискатели с большей вероятностью захотят работать с вашей компанией, что, в свою очередь, предоставит вам больший выбор соискателей.
- Более высокая прибыль — При высоком уровне расового и этнического разнообразия у компаний на 33-35% больше шансов превзойти средние показатели по отрасли в финансовом отношении, а при высоком уровне гендерного разнообразия вероятность компаний на 15-21% выше, согласно текущим данным. исследования McKinsey & Company.
Запишитесь в наш университет сегодня
Наличие разнообразной команды с разным опытом может повысить вовлеченность сотрудников и, следовательно, производительность, но помимо преимуществ, связанных с бизнесом, создание рабочего места, удобного для разных групп, невероятно ценно.Многим людям не предоставляются возможности в жизни, которых они заслуживают, из-за предполагаемых различий. Эксперт по лидерству и менеджменту в сфере образования может создать рабочее место, которое приглашает эти группы и не терпит целенаправленного поведения и дискриминации в отношении них. Это морально осознанное решение, которое делает всю компанию и ваше сообщество в целом лучше.
Четыре типа разнообразия
Существует множество факторов, влияющих на разнообразие — некоторые вещи видны снаружи, а другие — лишь часть того, как люди родились.Эти различия являются основанием для создания четырех категорий разнообразия.
Хороший способ представить четыре типа разнообразия — это измерения или классификации, каждая из которых содержит свой собственный список различных применимых подмножеств.
# 1 Внутреннее разнообразие
Характеристики внутреннего разнообразия связаны с ситуациями, в которых человек родился. Это вещи, которые человек не выбирал для себя, и изменить их невозможно.
Вот несколько примеров внутреннего разнообразия:
- Гонка
- Этническая принадлежность
- Возраст
- Национальное происхождение
- Сексуальная ориентация
- Культурная идентичность
- Назначенный пол
- Гендерная идентичность
- Физические способности
- Умственные способности
# 2 Внешнее разнесение
В контексте разнообразия термин внешний используется для описания вещей, которые связаны с человеком, но не являются характеристиками, с которыми человек родился.Хотя на внешнее разнообразие могут сильно влиять другие люди и их окружение, даже принудительно, они, в конечном итоге, являются аспектами, которые человек может изменить и часто со временем меняет.
Некоторые примеры внешнего разнообразия включают:
- Личные интересы
- Образование
- Внешний вид
- Гражданство
- Религиозные верования
- Расположение
- Семейное положение
- Семейное положение
- Социально-экономический статус
- Жизненный опыт
# 3 Организационное разнообразие
Организационное разнообразие, также называемое функциональным разнообразием, связано с различиями между людьми, назначенными им организацией — по сути, это характеристики на рабочем месте, которые отличают одного сотрудника от другого.
Независимо от вашего положения или получаемой оплаты, любая форма работы, которую вы выполняете, укрепляет вашу принадлежность к организации. Независимо от того, работаете ли вы в частном, некоммерческом, государственном секторе или правительственной организации, и даже если вы работаете волонтером бесплатно, вы являетесь частью организованной группы. Это может быть небольшая группа из двух человек или что-то более высокое, если в организацию входит более одного независимого человека.
Однако в рамках организационного разнообразия существуют различные подмножества, в том числе:
- Должность
- Место работы
- Статус управления
- Статус занятости
- Тип оплаты
- Стаж
- Принадлежность к профсоюзу
# 4 Мировоззренческое разнообразие
Четвертый тип разнообразия широко известен как мировоззрение.Несмотря на то, что существует множество факторов, которые вместе формируют наше мировоззрение, включая наши внутренние, внешние и организационные характеристики разнообразия, в конце концов, у каждого есть мировоззрение, с которым он согласен.
Разнообразие мировоззрений — это еще один тип разнообразия, который меняется со временем: мы по-другому воспринимаем мир, поскольку у нас появляется новый опыт и мы узнаем больше о себе и друг о друге.
В нашем мировоззрении все еще есть нюансы, но некоторые примеры включают:
- Политические убеждения
- Моральный компас
- Взгляд на жизнь
- Эпистемология
Диверсификация с образованием
В Международном университете Alliant вы можете учиться в отмеченной наградами школе с высоко аккредитованными программами и давней приверженностью разнообразию.
Образование является ключом к пониманию друг друга и самих себя — благодаря образованию люди узнают больше о других разнообразных группах и по ходу дела диверсифицируются.
Источники:
Сдвиг мировоззрения поколений: миллениалы ищут мир без Бога, Библия, церкви
BY CRC Staff
Из Центра культурных исследований Христианского университета Аризоны
Наша страна претерпевает сейсмический сдвиг мировоззрения, движимый более молодыми американцами, особенно миллениалами, которые с гораздо большей вероятностью окажутся среди тех, кто «нельзя» — они не знают, не верят и не заботятся о существовании Бога.
Это отражает фундаментальный разрыв со старыми американцами, большинство из которых считают Бога всезнающим, всемогущим и справедливым, а также создателем, создателем и хранителем Вселенной, согласно новому отчету агентства American Инвентаризация Worldview 2021 г. .
Последний отчет AWVI 2021 определяет резкие различия между поколениями, которые угрожают изменить религиозные параметры страны до неузнаваемости. По словам Джорджа Барна, директора по исследованиям Центра культурных исследований, эта радикальная духовная революция породила поколение, стремящееся к переосмыслению мира без Бога, Библии и церквей.
«Поколение X и миллениалы привели к радикальным изменениям в основных убеждениях и образе жизни нации», — объяснил Барна. «Результатом является культура, в которой основные институты, включая церкви, постоянно радикально пересматриваются».
Последний отчет AWVI 2021 выявил более двух десятков примеров миллениалов (в возрасте от 18 до 36 лет), которые значительно чаще, чем любое другое поколение, отвергают библейские принципы в пользу более мирских духовных взглядов и практик:
- Они на чаще, чем американцы старшего возраста, , чем пожилые американцы, определяют успех с точки зрения личного счастья, оправдывают аборт, если беременность препятствует личному счастью, считают добрачный секс морально приемлемым, рассматривают реинкарнацию как возможную и принимают либеральные позиции по социальным и финансовым вопросам , а также либеральное богословие.
- Они значительно менее вероятны , чтобы принять ключевые традиционные библейские учения, включая природу Бога, «первородный грех», спасение, творение, жизнь после смерти, человеческие цели и библейскую мораль.
Поразительно, хотя четверо из 10 человек в возрасте 55 лет и старше (40%) могут быть классифицированы как рожденные свыше христиане на основании их убеждений о личном спасении, только один из каждых шести миллениалов (16%) соответствует этому критерию. Вместо этого исследование показывает, что молодые американцы с гораздо большей вероятностью примут поддельную версию христианства, известную как моралистический терапевтический деизм, для руководства мировоззрением.
По словам президента ACU Лена Мансила: «Как президент христианского университета в течение последнего десятилетия и ветеран культурных битв на протяжении более 35 лет, я видел убедительные доказательства этого сдвига».
«Сейчас я верю, как никогда, в то, что мы отчаянно нуждаемся в пробуждении и библейской революции в мировоззрении», — сказал Мансил.
Несмотря на эти различия поколений, библейское мировоззрение снижается среди всех поколений. Более ранний отчет AWVI 2021 определил, что доминирующее мировоззрение среди всех четырех поколений — миллениалов, поколения X (от 37 до 54), бэби-бумеров (от 55 до 74) и строителей (75 и старше) — должно быть синкретизмом, лоскутным одеялом противоречивых, часто несовместимых убеждений и ценностей.
The American Worldview Inventory 2021 — это первое в истории национальное исследование библейских и конкурирующих мировоззрений. Последний отчет « AWVI 2021 Результаты — Выпуск № 03: Сейсмический сдвиг поколений в мировоззрении: миллениалы ищут нацию без Бога, Библии и церквей» доступен здесь.
Эннеаграмма: поймите свое мировоззрение с помощью этого инструмента, описывающего девять типов паттернов
Анаис Нин сказала: «Мы не видим вещи так, как , а как ; мы видим их как , а мы как .«Учитывая это, как мы можем определить присущие нам фильтры, которые создают и искажают наше мировоззрение?
лет назад я обнаружил ценный инструмент для этого, названный эннеаграммой. Эннеаграмма — это больше, чем типология личности, это глубокая карта эго, которая распознает и описывает девять паттернов или «типов» привычного мышления, чувств и действий. Наш тип проистекает из определенного основного убеждения или фильтра, который связан с нашим личным выживанием и удовлетворением.
Девять типов и связанные с ними основные убеждения:
- Тип 1: Перфекционист считает, что мир судит и наказывает «плохое» поведение, поэтому он должен обрести достоинство и любовь, будучи настолько хорошим и совершенным, насколько это возможно.
- Тип 2: Дающий считает, что он должен полностью отдавать другим, чтобы его любили.
- Тип 3: Исполнитель считает, что он должен достигать и преуспевать, чтобы быть любимым.
- Тип 4: Романтик считает, что что-то жизненно важное отсутствует в его жизни и должно быть восстановлено, чтобы облегчить боль от недостатка и потери связи.
- Тип 5: Наблюдатель считает, что он должен защищать себя от мира, который требует слишком многого и дает слишком мало.
- Тип 6: Верный Скептик считает, что он должен получить защиту и безопасность в опасном мире, которому нельзя доверять.
- Тип 7: Epicure считает, что мир ограничивает и разочаровывает, вызывая боль, от которой никто не может убежать.
- Тип 8: Защитник считает, что это жестокий и несправедливый мир, в котором сильные пользуются преимуществами невинных и навязывают свои личные убеждения.
- Тип 9: Посредник считает, что для того, чтобы его любили и ценили, он должен сливаться с другими, чтобы жить вместе.
Наша основная вера искажает наш взгляд на мир, преувеличивая определенные аспекты нашего опыта и закрывая глаза на других. Эта комбинация увеличения и ослепления определяет, на чем мы фокусируем внимание и энергию, что, в свою очередь, определяет наше поведение.
Например, те, кто является Защитником, а это мой тип, сосредотачивают свое внимание на всем, что они считают несправедливым, и на разоружении любых злонамеренных людей. Избегают чувства уязвимости, слабости или бессилия.Их стремление быть сильными и контролировать ситуацию искажает их мировоззрение и мешает им познавать более мягкую сторону жизни.
Сознательно переключая свое внимание и ища в поисках добрых намерений других людей, создает другой фильтр: людей, которые хотят им помочь и поддержать, а не причинить им боль.
Большая часть нашего мышления, чувств и поведения происходит автоматически и бессознательно. Чтобы повлиять на реальные изменения в нашей жизни, изменяя то, как мы видим мир, нам нужно сделать наши бессознательные паттерны сознательными.Эннеаграмма — полезный инструмент, помогающий в этом.
Шерил Б. Макмиллан, председатель Северо-Восточного Огайо, Vistage International. Vistage — ведущая международная организация для генеральных директоров, президентов, владельцев бизнеса и руководителей высшего звена.