Мнемотехника урок 1 образ мнемотехнический квадрат: Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения
Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или по-другому мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.
Потренируйтесь! Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится.
С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл вам на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация.
Ассоциации сугубо индивидуальны. Ваши могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. Это может быть что угодно — подкова, богиня Фортуна, клевер, ваш друг, которому достаются лёгкие билеты на экзаменах.
Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».
Мнемотехника для детей
Мнемотехника для школьников помогает улучшить память, внимательность, развить речь и словарный запас, творческие способности, сформировать интеллект, логическое, образное и абстрактное мышление. Техника запоминания предлагает начинать с простого, когда ребёнку нужно познакомиться с несколькими изображениями в день. Мнемоника помогает с помощью специальных приёмов запомнить информацию надолго и воспроизводить её без проблем.
Использование мнемотехники
Овладеть приёмами мнемотехники может любой желающий, тем более что для этого не требуется много времени. Например, сейчас во время каникул можно легко освежить школьную программу. Связка «мнемотехника и развитие памяти» работает бесперебойно при правильном применении. В совершенстве овладев искусством запоминания, вы сможете не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.
Три эффективных приёма мнемоники
Объём статьи ограничен, и мы рассмотрим лишь самые популярные техники развития пам
План-конспект занятия (1, 2 класс) по теме: Занятие по мнемотехнике
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дома детского творчества Петродворцового района г. Санкт — Петербурга
Конспект открытого занятия
Тема занятия: Развитие памяти (методика запоминания мнемотаблицы)
Образовательная область: Мнемотехника
Возраст детей: 8-9 лет
ФИО педагога: Кондакова Наталья Владимировна
Санкт – Петербург
2017 г.
План — конспект открытого занятия.
Тема: Развитие памяти (методика запоминания мнемотаблицы).
Цель: Развитие памяти.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Познакомить детей с методом мнемотехники – мнемотаблица.
2. Научить приёмам работы с мнемотаблицей.
II. Развивающие:
1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, творческое воображение, волю), влияющие на качество познания окружающего мира.
2. Развивать координацию движений и мелкую моторику.
3. Отработка приёмов релаксации.
III. Воспитательные:
1. Помогать детям преодолевать неуверенность в себе, уметь реализовывать свой природный потенциал.
2. Воспитывать качества, необходимые для работы в коллективе, умение прислушиваться к тому, что говорят другие, учитывать чужие интересы и возможности.
Оборудование занятия:
I. Дидактический материал для педагога:
1. Цветы из бумаги плоскостные с отрывными разноцветными лепестками для дыхательного упражнения;
2. Распечатка с логическими задачами;
3. Мнемотаблица;
4. Логические таблицы;
II. Дидактический материал для воспитанников:
1. Раздаточные материалы – бланки с таблицами;
2. Конструктор
III. Материально-техническое оснащение занятия:
1. доска магнитная; МУЛЬТИМЕДИА
2. бумага, фломастеры;
3. столы, стулья для детей;
4. раздаточные материалы с таблицами.
Этапы и задачи занятия (план занятия).
Этапы и задачи занятия. | Деятельность педагога. | Деятельность учащихся. | Время. |
Этап I. Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей. | Проведение мини-тренинга. | Игра «Цветик-семицветик» (дыхание) «Феи цвета» (внимание) | 14.30-14.32 |
Этап II. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей. | -Создание проблемной ситуации, которую дети решают с педагогом; — рассказ, демонстрация таблицы, изделий, выполненных детьми. | Логические задачи (мышление) | 14.32-14.35 |
Этап III. Объяснение темы занятия: объяснение, рассказ педагога. | Рассказ, беседа о новом материале занятия. | Восприятие и анализ нового материала: Мнемотаблица «Космонавт» (запоминание стихотворения с помощью таблицы) | 14.35-14.45 |
Этап IV. Практическая деятельность: практическая деятельность детей. | -Показ примеров практической работы; — выявление первоначальных навыков у детей. | Работа с таблицами на логику (раздаточный материал) | 14.45-14.55 |
Этап V. Физкультминутка: | Показ релаксационных упражнений. | Повтор и выполнение упражнений «Царь», «Штанга» | 14.55-15.00 |
Этап VI. Практическая работа: практическая деятельность детей. | — показ приемов практической работы; — выявление первоначальных навыков у детей. | Повтор стихотворения. Работа с конструктором (мелкая моторика) | 15.00-15.10 |
Этап VII. Подведение итогов. Рефлексия. | — Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы; — выявление степени удовлетворенности детей занятием. | -ответы на вопросы; — высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию. | 15.10- 15.12 |
Этап VIII. Организационный конец. | Контроль и поверка выполненных работ. | Уборка рабочего места. | 15.12-15.15 |
Всего: 45 минут. |
Конспект занятия.
Этап | Ход занятия. (слова, действия педагогов и воспитанников) | Время 45 мин. |
I этап. | Приветствие. Игра «Цветик — семицветик» (дыхание). Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла на занятие волшебный цветок, Выберите лепесток на свой вкус и вспомните считалку. Мы подуем на эти лепестки и окажемся в волшебной стране, где сбываются самые невероятные желания» Настройка на занятие. Игра на внимание: «Феи цвета». «Представьте, что вы превратились в фей и волшебников и можете повелевать предметами тех цветов, какого цвета лепесток вы выбрали. Проверим, не запутаетесь ли вы в своих предметах». Называть, дети встают, услышав предмет своего цвета: мак, апельсин, цыпленок, небо, море, фиалка, снег, ворона и т. д. | 2 мин. |
II этап. | Логические задачи (мышление). «А теперь снова подуйте на свои лепестки и загадайте желание: пусть все сегодня на занятии научатся чему-то полезному. А для этого мало хорошего внимания, проверим, какое у вас логическое мышление. Решите, пожалуйста, задачи.» 1. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери? (жираф в оранжевом, крокодил в синем, бегемот в красном) 2. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? (красная – квадратный, золотая – прямоугольный, зеленая – круглый) 3. У Миши три машинки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: человек – паук, черепашка — ниндзя, лего. В красной машине он повезет не паука и не лего. В желтой — не паука и не черепашку. Что повезет Мишка в каждой из машинок? (красная – черепашка, желтая – лего, синяя – человек — паук) Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? (Ане – желтую, Юле – красную, Оле – зеленую) 4. В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? (Бананы – розовая, апельсины – оранжевая, сливы – синяя) | 3 мин. |
III этап. | Объяснение темы занятия: Мнемотаблица «Космонавт» (запоминание стихотворения с помощью таблицы). « Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы отмечали 12 апреля. Сегодня мы выучим стихотворение: В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит, И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной. Шар земной — наш дом родной. Вы помните, что памяти можно помочь. Например, с помощью приема: пиктограммы. Вы уже знаете, что это и как нарисовать пиктограмму. Посмотрите на мнемотаблицу. (1 минута) Кто какой рисунок будет воспроизводить? (распределение по номерам таблицы. Раздача бумаги, фломастеров) Дети выходят с рисунками, повторяют стихотворение хором. | 8 мин. |
IV этап. | Работа с таблицами на логику (раздаточный материал) Педагог: «Проверим ваше логическое мышление. (Показ таблиц на экране, раздаточный материал). Каких не хватает цифр, геометрических фигур? Дорисуйте в своих таблицах» | 15 мин. |
V этап. | Физкультминутка. Дети выходят из-за столов. «Царь» Жил – был царь. (руки над головой с пальцами веером – «короной») У царя был двор. (руки в стороны) Во дворе был кол. (одна рука согнута перед собой) На колу – мочало. (развернуть кисть от себя и развести пальцы) Его ветром качало. (покачать кистью в стороны) Не начать ли все сначала? Повтор 3 – 4 раза с ускорением темпа. «Штанга» Мы готовимся к рекордам, Будем заниматься спортом. Штангу с пола поднимаем… (наклон, напряжение кистей рук, подъем рук «со штангой») Крепко держим… и бросаем (сброс напряжения, расслабление кистей). | 3 мин. |
VI этап. | Повтор стихотворения. Работа с конструктором (мелкая моторика). Тема поделок «Космос» | 10 мин. |
VII этап | Подведение итогов. -ответы на вопросы; — высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию. | 2 мин. |
VIII этап. | Организационный конец. Уборка рабочего места. | 2-3 мин. |
Приложение: Мнемотаблица «Космонавт».
Логические таблицы
упражнения для детей на развитие внимания
Содержание статьи
Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.
Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.
Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.
Плюсы и минусы мнемотехники
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
- совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.
С какого возраста используют?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.
Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:
- пересказывать различные произведения;
- заучивать стихотворения и сложные слова;
- отгадывать и загадывать загадки;
- находить к словам рифмы;
- придумывать сказки или рассказы;
- распределять предметы в группы по определенным признакам;
- изучать числа;
- знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.
Особенности применения
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
- Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.
Как организовать игру?
Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:
- информацию кодируют в определенный образ;
- затем запоминают эту связь и последовательность;
- мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.
С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.
Процесс изучения звука происходит по такой схеме:
- сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
- после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
- для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.
Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.
Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.
- Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
- Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
- Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
- Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
- Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.
Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
Все равно его не брошу,
Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).
Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.
Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.
Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).
Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.
Методическая разработка на тему: Использование мнемотехники на уроках математики
(Слайд 1)
мастер-класс на тему «Мнемотехника на уроках математики».
(Слайд 2)
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказатели, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянем и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить пару сотен стихов.
(Слайд 3)
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется ,как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.
В основе развитой памяти лежат два основных фактора ‒ воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение.
Ассоциация‒это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике‒ это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников пугали и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология ,а как следствие этого‒ потеря интереса к уроку, к предмету.
Известно ,что слух ребёнка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание ‒ невелика. Также у школьников гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность.
Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящем на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, отключается (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое охранительное возбуждение). В таких случаях мы считаем, что ребёнок ленив, несобран, недисциплинирован.
Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображения и фантазии.
(Слайд 4)
На уроках математики применяю методы и приемы мнемотехники, которые эффективны при запоминании различных типов информации. Например, при запоминании математических и естественнонаучных констант использую метод, который носит название «Цифробуквенный код».
Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.
Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере.
Вашему вниманию представлен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
н | «раз» | д | т | ч | п | ш | с | в | «много» |
Постараемся запомнить число 739812. Для этого нужно сделать следующее:
- Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
- После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове — это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие (Задать вопрос группе). Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
- Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания фразы или определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».
Я попрошу вас озвучить фразы, которые у вас получились.
Как вы думаете, где в повседневной жизни может быть полезна эта методика?
(Слайд 5)
Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».
Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть
(Слайд 6)
Метод Рифм полезен при запоминании длинных и сложных определений и правил.
Перед скобкой “плюс” стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой “минус” строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
Особенно из раздела геометрии подобные «запоминалки» знакомы многим. (Какие знакомы вам?) Остановимся на наиболее распространееных…
(Слайд 7)
Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам)
Медиана — это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Для организации материала использую опорные схемы – мнемодорожки, мнемотаблицы и мнемоквадраты. Это опорные схемы, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.
Я попрошу вас составить цепочку из красочных картинок, с помощью которой можно воспроизвести и запомнить названые мнемоправила.
(Слайд 8)
Метод Ассоциации, заключается в нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Такая схема носит название «Мнемодорожка».
(Слайд 9)
Знание четких и правильных формулировок, правил, теорем и определений не перестает быть важным, особенно на уроках геометрии. Поэтому опорные схемы или цепочки составляю на основе геометрических понятий.
Сформулируйте пожалуйста теорему, которую ребята запоминали с помощью представленной мнемодорожки.
= | + |
«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»
В данном случае образами являются не предметы из повседневной жизни, а геометрические чертежи, хорошо знакомые учащимся.
После изучения какой-либо главы, накапливается целый рад правил и теорем. В этом случае удобно использовать не цепочки, а таблицы.
Как вы думаете, какие правила представлены в мнемотаблице?
А сейчас я попрошу вас составить мнемотаблицу, которая поможет ученику воспроизвести и запомнить признаки равенства треугольников.
(Слайд 11)
После изучения определенного блока свойств, теорем и правил, использование мнемодорожек и мнемотаблиц уже не нужно, так как весь материал усвоен и требует только отработки практических навыков. В этом случае мы с ребятами разрабатываем карточки (мнемоквадраты), на которых изложена вся теоретическая информация в сжатом виде.
(Слайд 12)
Давайте попробуем перечислить все свойства ромба, изображенного на такой карточке:
Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображение и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал легкоусвояемым. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока.
В старших классах ребята обыкновенно забывают теоретический материал. Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации, пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
(Слайд 13)
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
(Слайд 14)
Методическая разработка по математике на тему: Мнемотехника на уроках математики
Мастер класс «Мнемотехника на уроках математики»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Мнемотехника на уроках математики»
В современной трактовке мнемоника обозначает совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе.
Важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора- воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация-это мысленная связь между двумя образами.
Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике- это громоздкие логические рассуждения на уроках математики, и сложная терминология а как следствие этого- у учащихся потеря интереса к уроку, к предмету.
Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Для заучивания формул и правил важно научить школьников пользоваться мнемоническими правилами. Мнемоника — искусство запоминания — помогает выучить громоздкие формулы или правила, переводя их на язык смешных ассоциаций, созвучных фраз или стихов.
Основные приёмы:
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы) ,которые соединяются с запоминаемой информацией.
Всем известно БИССЕКТРИСА-это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам.
ВЫСОТА похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.
МЕДИАНА- обезьяна,>
Лазает по сторонам
И делит их пополам>
2.Правила расставления знаков.
1)При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.
3х+5=2х-10
Проговариваем правило так: Знак равенства- это река. При переходе через реку с одного берега на другой , одежда у слагаемых намокает, значит надо ее сменить, то есть поменять знак.
2)При решении неравенств ,учащиеся затрудняются правильно показывать штриховкой промежутки .Держим перед грудью согнутую в локте руку. Локоть показывает направление штриховки
3) При построении точки на координатной плоскости ,следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд ,а затем поднимаемся по лестнице (х; у)
4.Знаки тригонометрических функций.
Все тригонометрические функции в 1 четверти принимают положительные значения (знак«+»).
Учащиеся легко запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест. Для синуса и косинуса – следующее правило:
при произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова
«косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.
3.При решении простейших тригонометрических уравнений sinx = a, cosx=a
ребята забывают, какую хорду и в каком случае нужно рассматривать. Опять поможет произнесение слов «синус» и «косинус». Ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит на круге при решении уравнения sinx = a надо провести горизонтальную хорду, ударная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит при решении уравнений вида cosx=a будем проводить вертикальную хорду.
4. В формулах приведения можно спросить у ослика: «Надо ли менять название функции на кофункцию?» Если угол а прилежит к вертикальному диаметру (90° a), (270° a), то ослик будет кивать вдоль вертикальной оси и отвечать «да», а если угол а прилежит к горизонтальному диаметру, то ослик поворачивает голову слева направо и отвечает «нет». Вторая часть правила требует определить знак первоначальной функции от сложного аргумента.
Еще одно шуточное правило для запоминания формул приведения:
Если ГО, то О,
Если ВЕ, то МЕ.
Если ось ГОризонтальная, то функция Остаётся неизменной, например: sin (π+x) = -sin (x).
Если ось ВЕртикальная, то функция МЕняется на кофункцию, например: tg (3π/2-x) = ctg (x). (Необходимо также определить знак приведенной функции)
Правило, помогающее запомнить название осей координат :ось Ординат (при произношении буквы О движение губ показывает вертикальную ось, а при произношении буквы А- горизонтальную ось , ось Абцисс ).
В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся можно предложить составить синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк,
Первая строка | тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным |
Вторая строка | описание темы в двух словах, как правило, прилагательными |
Третья строка | описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами |
Четвертая строка | фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме |
Пятая строка | одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы |
Прямые. |
Масштаб Арифметический, географический Делить, находить, вычислять Дробь, которую нужно понять Отношение |
Призма Правильная, выпуклая, п-угольная Рисовать, находить площадь, строить Мир, как через призму Радуга |
Теорема Пифагора
Геометрия, 7 класс.
Пифагор, наверное, любил играть в пятнашки. Помните такую игру? В квадратной коробочке нужно передвигать маленькие квадратики с числами. Сделайте «пятнашки» из четырех одинаковых прямоугольных треугольников разного цвета, которые можно свободно перемещать в квадратной коробочке. Получится наглядное пособие для демонстрации теоремы Пифагора, а также для тренировки воображения.
Математические образы – это схемы, графики, геометрические фигуры. Чтобы запоминать математические понятия, нужно тренировать свое воображение манипулировать математическими образами.
Рис. 1 | Рис. 2 |
На (рис.1) исходное положение треугольников. Четыре треугольника образуют черный квадрат в центре. Смещайте пальцем желтый треугольник в сторону голубого треугольника. А красный и зеленый – в нижний правый угол (рис. 2). В результате перестановки треугольников площадь черного квадрата распределилась между площадями двух других черных квадратов, меньших по размеру.
Такие перестановки треугольников нужно уметь делать в своем воображении, с помощью визуального мышления. Представьте исходное положение треугольников (рис. 1). Мысленно переместите желтый треугольник. Мысленно переместите красный и зеленый треугольники. Представьте конечное положение треугольников (рис. 2).
Однако, для лучшего понимания сути, можно дать буквальную (наглядную) формулировку (рис. 9). Площадь квадрата построенного на стороне (c) равна сумме площадей квадратов построенных на сторонах (a) и (b) прямоугольного треугольника. То есть, стороны прямоугольного треугольника связаны через площади квадратов, построенных на соответствующих сторонах треугольника.
Визуальное мышление должно заменить запоминание формул. Действительно, зачем их запоминать, если вся необходимая информация содержится в иллюстрации? Вместо запоминания доказательства запоминаем простые картинки. И по картинкам, как по шпаргалке, читаем формулы.
В математике все взаимосвязано. Фактически, нужно знать только формулу площади прямоугольника, чтобы вывести все остальное, необходимое для понимания и доказательства теоремы Пифагора.
Формула площади треугольника «читается» по картинке прямоугольника (рис. 3). Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника.
Рис. 3
Из четырех одинаковых прямоугольных треугольников составляем большой квадрат (рис. 4), в центре которого также получается квадрат. По картинке видно, что площадь сине-зеленого квадрата равна ( a + b)^2. Ведь сторона квадрата образована двумя катетами разных треугольников, a и b.
Рис. 4
Площадь фигуры (рис. 5), образованной четырьмя треугольниками (без внутреннего квадрата), равна площади одного треугольника умноженного на четыре. Двойка сокращается, и площадь четырех треугольников получается равной 2ab.
Рис. 5
Площадь внутреннего (голубого) квадрата (рис. 6), равна c^2.
Чтобы запомнить доказательство, нужно представить равенство в виде зрительных образов, как на (рис. 7).
Площадь большого квадрата равна сумме площадей треугольников и маленького квадрата.
Теперь, удерживая в воображении равенство, составленное из трех картинок, считывайте с картинок буквы и переводите равенство на математический язык. Мысленно пишите формулы в своем воображении.
Вспоминаете большой квадрат – мысленно напишите, чему равна его площадь. Она равна ( a + b)^2.
Представьте фигуру, образованную треугольниками. Мысленно напишите в воображении формулу площади этой фигуры. 4 х ( ab/2), двойка сокращается, получается 2ab.
Представьте внутренний квадрат. Мысленно напишите формулу его площади. Площадь равняется c^2.
Используйте свой «зрительный блокнот», чтобы рисовать геометрические фигуры и писать формулы.
Разложите квадрат суммы. Мысленно напишите а^2 + 2ab + b^2. Продолжайте мысленно писать равенство… равняется 2ab + c^2.
Формулы запоминать не нужно! В вашем воображении (в вашей памяти) есть равенство из трех геометрических фигур (рис. 7), с которых вы и читаете нужные вам формулы.
Сократите 2ab в левой и правой частях равенства. Теорема доказана.
Теорема в учебниках формулируется так: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Итак, мы убедились, что при запоминании теоремы Пифагора и её доказательства, запоминать, на самом деле, нечего! Единственное что нужно запомнить – это картинку на (рис. 7). С этой картинки легко считывается вся необходимая информация. Фактически из мнемотехники используется только навык визуализации.
Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем.
Методическая разработка по чтению на тему: Мастер-класс «Использование мнемотехники на уроках чтения»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — методом мнемотехники.
Задачи:
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
- дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам начальных классов в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент, сообщение темы мастер — класса
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.
Упражнение » Ожидания». Прежде, чем мы начнем, я попрошу Вас на стикере написать Ваши «ожидания» от мастер – класса, наклеить их на плакат (с предварительно нарисованной рекой) на берегу Надежды.
2. Понятие мнемотехники
— Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.
И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.
— Давайте вспомним некоторые запоминалки правил:
НА СЛАЙДАХ:
1. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
2. Слова с ы после ц
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».
3. Наречия без мягкого знака
Уж замуж невтерпеж.
4. Число Пи
Чтобы нам не ошибиться,
Нужно правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
5. Геометрия
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны на все стороны равны
6. Элементы таблицы Менделеева
Натрий, калий, серебро – с водородом заодно.
Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
7. Химия
Индикатор лакмус красный — кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий — щёлочь здесь, не будь разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый, но, несмотря на это, в кислотах он без цвета.
3. Цель.
— Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я начала использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.
— Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники».
( Мнемозина – богиня памяти) показываю СЛАЙД с богиней
СЛАЙД – слова К.Д.Ушинского и китайской пословицы.
— Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
СЛАЙД
Мнемотехника – искусство запоминания.
— При использовании данной техники создаются мнемотаблицы, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Детям младшего школьного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними лучше начинать работу через мнемодорожки.
Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.
Например, поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времён года, учу детей рассказывать о временах года с исполь-зованием мнемодорожки.
В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.
Работа в группах по составлению мнемотаблиц.
— А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники. Выбирайте конверты с заданиями.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.
Работа с аудиторией.
— Группы работают, а я хочу предложить вам тоже поработать над данной.
1. Случай: Ну сохранил и забыл. Ах-да, думал ещё как записать, чтобы было легче искать. Записал: «Любимая зайка».
Спустя где-то полгода, карточка стала уже неактуальна и была утилизирована ввиду её бесполезности. Забыл я и о сохранённом пин-коде.
И вот одним прекрасным вечером, жена залазит ко мне в телефон (что бывает раз в пятилетку). И находит, блин: «Любимая зайка». Смотрит — ателефон-то какой-то левый. То есть не её. И пошла атака: «Что это за зайка у тебя в телефоне?» и т.д.
2. Умение запоминать комбинации цифр может пригодиться в жизни. Например, людям, которые пользуются банковскими карточками, однако не обладают достаточно хорошей памятью.
С помощью данной методики можно также запомнить номер своего паспорта, номер автомобиля (цифры), номер телефона и прочее.
Способ этот старый и давно известный, существует множество его интерпретаций и развитий. Я коротко изложу тот, которым пользуюсь сам.
Для начала, необходимо поставить в соответствие цифрам 0-9 согласные буквы, а именно:
0 = Н (Ноль)
1 = Р (Раз) *слово один тут не подходит, так как начинается с гласной
2 = Д (Два)
3 = Т (Три)
4 = Ч (Четыре)
5 = П (Пять)
6 = Ш (Шесть)
7 = С (Семь)
8 = В (Восемь)
9 = З (Запятая) *девять не подходит, так как буква Д уже «занята».
Далее, для любой комбинации цифр любой длины нужно придумать слово (или фразу), обозначающее данную комбинацию. Чем необычнее слово (или фраза), тем легче его будет вспомнить.
Возьмём для примера ПИН-код от моей карточки 0576 — это НПСШ. Можно либо добавить гласных букв, получив слово (или несколько слов), либо придумать фразу, где каждое слово, начинающееся с согласной буквы, будет обозначать одну цифру.
«На посошок» вполне подойдёт для запоминания этого ПИН-кода. Женщина, снимающая деньги в банкомате, легко запомнит фразу «На Платьице, Сапожки и Шубку» 🙂
Можете сами поупражняться, главное, чтобы это слово (фраза) имело отношение либо к вам, либо к предмету запоминания. Чем смешнее или неожиданнее, тем лучше запомнится.
3. Ну или ассоциировать с цифрами какие-то образыЦифры нужно визуализировать, как на картинке. Двойка похожа на лебедя, четверка — на стул, ноль — это шина, или пузырь, или кольцо, семерка — топор и так далее. Таким образом, вместо механического зазубривания включается эйдетическая (образная) память, которая гораздо эффективнее. Цифры-персонажи связываются в цепочки при помощи максимально диких историй. Так, чтобы запомнить номер 200 76 40, надо представить, как на премьере фильма «Груз 200» режиссер Балабанов топором зарубил слона, а потом оседлал стул и ускакал на шинный завод. Чем абсурднее история, тем она лучше запоминается.
Предлагаю придумать запоминалку для пинкода симкарты либо банковской карты: 2801, 3615, 7648.
Презентация полученных работ.
(группы рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблицам)
Подведение итогов, рефлексия «Упражнение » Ожидания».
Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер — класса. Участникам предлагается:
— на стикерах записать, настолько оправдались их ожидания от мастер- класса.
— стикеры прикрепить на плакате «На «берегу оправданных надежд», озвучивая свое мнение.
— Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
— Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: участникам тренинга раздаются буклеты с информацией о мнемотехнике.
Литература.
1.Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. — Х. : Фолио, 1997.
2.Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. — СПб. : Детство пресс, 2001.
3.Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.
4.Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. — М. : Эксмо, 2004.
5.Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — К совершенству». — М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. 6.Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.
7.Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. — М. : Мой мир, 2007.
8.http://www.predkam.ru/
Мнемотехника для дошкольников |
Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.
При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.
Что такое мнемотехника.
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.
Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.
Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»
Какая польза от мнемотехники для детей.
Преимуществ от данной техники множество, например:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет.
С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.
В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
- Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
- И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Как заниматься.
Есть разные варианты занятий, их много.
Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»
Наступила зима. Всюду белый,пушистый снег.Холодно на улице.Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»
4. Потом читаем рассказ еще один раз .
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Составляем рассказ описание.
Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.
Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
- Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
- Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
- Привести пример описания.
- Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Как выучить стих с помощью мнемотаблицы.
Алгоритм изучения стиха читайте тут.
Выбрать мнемотаблицы
Мнемотаблицы для рассказов описаний
Мнемотаблицы учим стихи
Интересно почитать
Как запомнить всё! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике
Мнемоника — Magoosh GRE
Добро пожаловать в видео с мнемоникой. Само это слово может быть вам неизвестно, но цель этого видео не в том, чтобы дать определение словесной мнемонике, а в том, чтобы рассказать об этой мощной концепции. Но во-первых, что означает мнемоника? Мнемоника — это творческое средство памяти, поэтому визуальные эффекты или ассоциации помогут вам лучше что-то запомнить.
Здесь вы видите мысленный образ, ассоциацию, такой простой способ мышления мнемоники. Но позвольте мне привести вам пример. Здесь есть ламбаст, что означает резкую критику.Итак, если бы вы изучали это слово, вы бы посмотрели на определение, возможно, вы бы стали словесным детективом, посмотрите, как это слово действует в контексте. Но вы также можете сделать еще один шаг вперед.
С помощью этого слова вы могли бы придумать творческий способ его запоминания. Что я имею в виду? Что ж, представьте себе это. Вы только что приготовили баранину, вы поставили баранину, собственно, в духовку, на 400 градусов. Это длится 45 минут, и вы забываете о ягненке, уходите и пишете кому-то SMS, или, может быть, вы обновляете Facebook, что бы это ни было.
И вдруг вы чувствуете запах гари и уходите, черт возьми. И вы смотрите в духовку, а там, в духовке, вы видите барашка. И баранина очень расстроена, потому что вы пытались нарезать барашка. Но, закусив ягненка, вы ошиблись. И теперь ягненок берет на себя голову ягненка и пасть и говорит: «Почему ты не обратил внимания, зачем ты сжег меня?»
Разве вы не можете сделать лучше? Внезапно у нас есть этот агнец, который агнеет вас, или больше похоже на барана, приготовленного на намазе, который бьет вас.Это смешная история, совершенно нелепая, и в этом суть. Дело в том, что чем глупее, безумнее и безумнее изображение, тем больше вероятность, что он останется в вашей голове.
Так что, если бы я просто сказал, да, представьте сердитого ягненка, который сердится на вас, вы бы этого не вспомнили. Но если вы вообразите это, глядя в духовку через прозрачное стеклянное покрытие, и там голова ягненка просто бьет вас, это гораздо более наглядно, с гораздо большей вероятностью вы запомните определение.Итак, это пример мнемоники.
А теперь попробуем еще несколько. И в этом вся суть, безумная история, безумный образ. Посмотрим, что у вас получится. Вот печально. Я рекомендую вам приостановить просмотр видео, чтобы посмотреть, сможете ли вы придумать креативную, сумасшедшую историю или изображение.
Хорошо, вот мой, может быть, вы придумали получше. Но я представляю себе ананас, и с того ананаса содрали кожуру, и он совсем один, и он плачет, он сильно плачет.И на самом деле, прежде чем я перейду к отклонению от нормы, я, вероятно, должен дать вам определение «печальный», что означает «печальный» или «печальный».
И я думаю, что бросил там пистолет. Что вам следует делать, а не просто отклоняться от нормы, это не часть мнемоники. Но теперь, когда я определила, что скорбное означает скорбное и грустное, попробуйте придумать свой собственный образ. Хорошо, если вы остановили видео, а теперь вы, или приостановили видео, чтобы придумать свою собственную историю, теперь я расскажу вам свою историю.
Вот ананас, обнаженный до кожи, и он плачет большими, жирными ананасовыми слезами, говоря: «Почему я остался один? Лично я не думаю, что это хорошая история, и держу пари, что вы придумаете лучшую историю.Фактически, когда вы придумываете историю, когда вы сами придумываете мнемонику, она работает лучше, чем когда вам кто-то рассказывает.
То есть ваша история более липкая, чем чужая. Так что, надеюсь, вы придумаете лучшую историю, чем мой плачущий ананас. Но если нет, я хочу, чтобы вы представили ананас, плачущий этими большими ананасовыми слезами, поэтому это печально и грустно. И теперь мы можем перейти к отклонению от нормы. Так что на этот раз я определю это как нечто необычное, что-то необычное.
Так аномальный — хорошее прилагательное. Итак, теперь, когда мы определили слово, вы можете приостановить видео и попытаться придумать что-нибудь творческое. Хорошо, предполагая, что вы приостановили видео, аберрант, вот моя история. Я иду в поход, далеко в пустыню. Это была долгая прогулка, решаю сесть и устроить пикник.
Я ем свой бутерброд и замечаю, что у бревна, на котором я сижу, растут грибы, поэтому добавляю их в свой бутерброд. Я большой поклонник грибов на пицце и бутербродах, и ем их.И вдруг, спускаясь по бревну, вижу муравья. Это очень массивный муравей, большой, большой муравей, намного больше, чем этот рисунок, может быть, гораздо более похожий на муравья.
Но помимо того, что он муравей, у него огромная голова, И это голова медведя, и он рычит на меня, этот муравейник. Я кричу и бегу к рейнджерам. И я говорю им, сэр, сэр, я только что увидел нечто совершенно необычное, я увидел медвежонка, ненормального. Ладно, наверное, это действительно глупо и глупо, и я надеюсь, что это так.
Потому что точка есть, поэтому она липкая, и вы, вероятно, ее запомните. Возможно, вы даже придумали лучший вариант, а может и не лучше. Но если вы придумали тот, который вам нравится, тогда отлично. Дело в том, запомните ли вы это слово надолго? Вы запомните этот тестовый день? И если ваша мнемоника помогла вам в этом, даже моя сумасшедшая мнемоника помогла вам в этом, то это прекрасно.
Итак, давайте попробуем еще один, просто попробуйте здесь, жадность. Может быть, если бы вы не были уверены в этих двух, может быть, этот немного более очевиден.Во-первых, алчность — это чрезмерная жадность, особенно к деньгам. Так что вы можете приостановить видео. Хорошо, моя мнемоника, я представляю Купидона.
Я знаю, совсем не творческий. Представьте себе Купидона, летающего в пеленке, херувима с крыльями ангела. И вместо того, чтобы стрелять в людей из лука, говоря, мы влюбляемся в такого-то и такого-то. Он стреляет своей стрелой в бумажник или кошелек человека, и он прыгает с неба, хватает стрелу и бумажник, и снова направляется вверх.
И вот он, крадет деньги людей из-за алчности, ну, Купидон известен своей чрезмерной жадностью.Так что, по сути, это дух мнемоники, попробуйте придумать эти безумные, глупые истории. И опять же, если это сработает для вас, если вы придумываете историю, это даже лучше, чем услышать ее от меня или откуда-то еще.
Хорошо, наконец, мнемоника тоже может относиться к словам. Что я имею в виду? Что ж, давайте сюда посмотрим, правдоподобие. Правдоподобность означает, что что-то похоже на реальность. Так, например, CGI, есть анимация, компьютерная анимация.Часто он выглядит таким реалистичным, а потому обладает высокой степенью правдоподобия.
Так вот, один из способов запомнить это слово — это сказать: ага, если что-то и имеет много правдоподобия, это очень похоже на реальность. Так что правдоподобие очень похоже на реальность или очень похоже на реальность. Итак, опять же, творческий подход, кое-что о структуре слова или его звучании. Это не обязательно дурацкий образ или история.
Итак, давайте попробуем еще один, сохранившийся. Это значит, что все еще существует.Многие думают, что это означает вымирание, но на самом деле все наоборот. Итак, один из способов запомнить это — взять «Я-Я», «есть», и отбросить «есть» там, где вы существовали. Это не пишется точно так же, как существующее, но это наша мнемоника, это наш творческий способ запоминания, ага, существующие средства существуют.
И, наконец, ненависть и отвращение. Это разные слова, и часто люди их путают. Какой из них какой? Что ж, быть ненавистным — значит неохотно что-то делать.С другой стороны, если вы кого-то ненавидите, вы сильно ненавидите его. Так как же разделить эти два слова?
Ну, возьмите последние четыре буквы ненависти, переставьте их, и вы получите ненависть. Опять же, это творческий способ взглянуть на структуру слова и помочь вам запомнить слово. Теперь вы можете любить мнемонику, вы можете думать, что это лучшая вещь на свете, и вы можете использовать их как можно чаще. И это здорово, и я действительно призываю вас к этому.
Вы можете быть где-то посередине, и я так думаю.Поэтому я призываю вас попробовать, даже если иногда это сложно, постарайтесь придумать творческий рассказ. Если не можете, тогда не волнуйтесь, не пытайтесь биться головой об стену, пытаясь вспомнить эту дурацкую историю. Но если кто-то приходит к вам, это здорово, потому что вы определенно можете использовать это, чтобы помочь вам запомнить слово или помочь вам сохранить это слово в долговременной памяти.
.
примеров мнемоники —
Мнемоника — одна из самых полезных техник запоминания. Их буквально сотни, если вы их ищете, в зависимости от того, какая область вам интересна. И это как раз те, которые широко используются. Нет причин, по которым вы не можете придумать свои собственные, и если вы это сделаете, они, вероятно, будут еще более эффективными, поскольку вы вкладываете в них что-то от себя — свою изобретательность и воображение.
Вот еще несколько мнемоник, чтобы проиллюстрировать идею:
Орден планет
Нет, это не награда за заслуги перед космологией, это просто способ «расположения» планет относительно Солнца, одна за другой (хотя, конечно, на расстоянии многих миллионов миль друг от друга!).
M y V ery E asy M ethod: J ust S ay, U nderstand N ow
( M ercury, V enus, E арт, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N eptune)
или, если вы хотите включить Плутон:
M y V ery E xcellent M ethod: J ust S ay U k N ow P lanets
or… M y V ery E asy M ethod: J ust S et U p N ine P lanets
(но помните, что Плутон больше не классифицируется как планета, не с 2006 года!)
И вы не можете вспомнить, где находятся астероиды? Тебе должно быть стыдно! Они находятся ровно на полпути по последовательности, между орбитами Марса и Юпитера (или с другой точки зрения, отделяющей меньшие планеты от газовых гигантов).
Выживание
STOP
S top, T ake inventory, O rientate, P lan
Стоп: Не паникуйте. Прежде чем принимать какие-либо важные решения, тщательно обдумайте свою ситуацию.
Провести инвентаризацию: Что у вас есть в наличии? Что-нибудь полезное? Питание? Вода? Инструменты? Что-нибудь, что может пригодиться позже?
Ориентируйтесь: Куда вы направляетесь? В каком направлении? Откуда, скорее всего, придет помощь?
План: Тщательно планируйте перед тем, как отправиться в путь.Глупо начинать, не зная, что делать.
Не полагайтесь только на традиционную мнемонику или мнемонику, которую вы встретите в книгах, придумывайте новые по мере продвижения. Они будут значить для вас больше,
И их легче запомнить!
Предварительная проверка проезда на автомобиле
Перед тем как отправиться в путь, убедитесь, что вы готовы. Запомните эту простую мнемонику.
P — E — T — R — O — L
P этрол, E лектролит, T лет, R адиатор, O il, L лектролит
(Электролит — это дистиллированная вода в аккумуляторе.)
Основа и уток
Основа и уток — правильные термины для обозначения нитей в ткани. Во время ткачества нити основы удерживаются под натяжением на раме и проходят сверху вниз, а уточные нити вставляются поверх нитей основы и проходят из стороны в сторону.Но как запомнить, что есть что? Хм … Вот маленькая симпатичная мнемоника, которая напоминает вам:
Уток идет по утку и по ширине!
Электропроводка вилки (в Великобритании)
Откройте заглушку и посмотрите на нее, как на картинке.
Чтобы запомнить, в какую сторону идут провода, помните, что у собственных проводов b R или R ed есть буква «R» — они идут к R … а у b L ue и b L ack провода имеют в себе букву L и идут к L eft.
Конечно, зеленый или зеленый и желтый идут посередине.
(Спасибо Дэвиду Ширби)
Научная и медицинская мнемоника
Существует много-много научной и медицинской мнемоники, из которых лишь некоторые:
Слои эпидермиса
КАЛИФОРНИЦЫ, КАК ДЕВУШКИ В СТРУННЫХ БИКИНИ
Слой C orneum
Слой L ucidum
Stratum G ranulosum
Stratum S pinumosum
7 Pinumosum
Первые восемнадцать элементов Периодической таблицы
Счастливый Генри любит пиво, но не может достать четыре ореха
Это дает нам первые 10: Водород, Гелий, Литий, Бериллий, Бор, Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон.
Шаловливые сороки всегда поют идеальные песни, цепляясь за муравьев
Это дает нам следующий 8: Натрий (NA), магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор, аргон
Кости черепа
Старики из Техаса едят пауков
Это означает: Затылочный, Теменный, Фронтальный, Височный, Этноидальный, Клиновидный
Для лечения спортивных травм
РИС
R est, I ce, C сжатие, E levation
Лежа на животе или на спине (или пронация / супинация)?
Supine лежит на позвоночнике (так что на спине)
Кроме того, склонен задохнуться в положении лежа .
Укус пчелы или осы — какое лечение?
A mmonia для укуса B ee,
V inegar для W asp sting
(за A следует B , а за V следует W )
Семь сторон жизни
GRIM END
G рядка, R eproduction, I rritability, M движение, E xcretion, N utrition, D eath
Используйте мнемонику для всего!
Как видите, мнемонику можно использовать для самых разных вещей.Ничто не мешает вам использовать их для изучения фактов и дат, для запоминания списков выдающихся деятелей искусства, науки, философии, медицины, политики или любой другой области. Или, если на то пошло, для составления списка вещей, которые вы должны регулярно вспоминать, например, предметов, которые могут вам понадобиться в списке покупок.
Вы можете составить список из десяти или пятнадцати наиболее важных вещей, которые вам, возможно, придется проверить во время похода за покупками, а затем сделать мнемонику, чтобы они были доступны в любой момент.Вам не понадобится все из них на каждую поездку на , но вы можете мысленно просматривать список каждый раз и держать глаза открытыми, чтобы время от времени загорался небольшой свет!
Никогда больше не приходите домой и не поймите, что вы не получили того, ради чего хотели!
Верх
<< Мнемоника
Ссылки на страницы мнемоники на боковой панели >>
Дом
Хотите отправить страницу для RMI? Это просто, просто введите данные ниже.
,
Японских мнемонических методов, ускоряющих ваше обучение
Когда большинство людей начинают изучать японский язык, они идут по проторенному пути:
- Получить список японских слов
- Попробуйте запомнить их
- Постарайтесь запомнить их как следует
- Повторяйте, пока (возможно) не выучите несколько слов
Это механическое запоминание; наполнять свой мозг информацией снова и снова, пока что-то не прилипнет.
Хотя механическое запоминание — один из самых неэффективных способов научиться чему-либо, большинство людей используют его, потому что думают, что другого пути нет.Большинство людей ошибаются.
Есть еще один способ — мнемоника.
Мнемоника — это запоминающие устройства, которые помогают вспомнить что-то, обычно связывая это с чем-то другим.
Если вы не используете мнемонику для изучения японского языка, вам понадобится в десять раз больше времени, чтобы получить желаемые способности японского языка.
Например, вы можете использовать радикальные имена в кандзи, чтобы составить историю, которая напомнит вам о значении этого кандзи.Или вы можете выбрать ключевое слово, похожее на японское слово, которое вы пытаетесь запомнить.
Существует так много различных мнемонических методов, и даже больше способов использовать их для изучения японского языка. Вот почему мы начали эту серию; познакомить вас с лучшими мнемоническими методами, чтобы вы могли выучить японский язык быстрее!
Вот в чем дело: если вы не используете мнемонику для изучения японского, вам потребуется в десять раз дольше , чтобы получить желаемые способности японского языка.Если у вас нет бесконечного количества времени, чтобы сесть и наизусть выучить кандзи, лексику и грамматику, мы рекомендуем ускорить процесс с помощью мнемоники.
И самое приятное то, что есть несколько других секретов, которые вы можете объединить с этим методом, которые заставят все работать. даже быстрее , чем «еще быстрее», который вы получите с мнемоникой.
Начните с чтения статей ниже. Ваше будущее свободное владение японским языком благодарит вас.
Статьи серии
,
Мнемоника китайских иероглифов | Sinosplice
Джон «Я создаю совершенно новый блог каждые два месяца» Биснекер только что опубликовал интересную статью в своем новом новом блоге «Моя китайская жизнь». В статье рассматриваются мнемонические приемы для запоминания китайских иероглифов. (Вы, вероятно, захотите прочитать его, прежде чем продолжить, если хотите полностью понять то, что я обсуждаю ниже.)
Джон рассказывает о том, как он запоминает символы 粪 («навоз») и nds (что-то вроде «бизнес»).Для первого он использует фактические значения составных частей персонажа: 米 и 共. В последнем случае он приписывает персонажу свое собственное значение, чтобы запомнить его. Оба работают.
Это мнемоническое устройство — это то, о чем я думал в течение долгого времени … Я думаю, большинство китайцев поспешили бы предложить студентам изучить фактическую этимологию символов, чтобы запомнить их, но во многих случаях эта задача является смехотворно сложный и просто обременительный для ученика.Это напоминает мне ответ моего учителя Calc 2, когда мы спросили, можем ли мы использовать лист формул для наших тестов: «Зачем вам нужен лист формул? Если вы забудете формулу, вы можете просто вывести ее на месте ».
Примером сложностей, связанных с использованием этимологии для запоминания символов, является то, как человеческая «рука» написана как часть многих символов. Можете ли вы идентифицировать семи компонентов , каждый из которых означает «рука» в следующих четырех символах?
友 祭 授 手
Если вы можете сделать это без каких-либо удачных предположений, значит, вы знаете этимологию своего китайского иероглифа.Проблема в том, что силы, которые создали современный набор китайских иероглифов, часто не были систематическими, или, по крайней мере, не систематическими достаточно , чтобы упростить запоминание по этимологии.
Таким образом, логическим решением является использование мнемонической системы , а не , полностью основанной на этимологии. Есть два подхода к этому. Можно использовать «полуэтимологический» подход к мнемонике, используя реальные китайские значения компонентов иероглифов в мнемонических устройствах.Для некоторых персонажей (например, для Джона с) это совсем несложно. Ваша мнемоника вполне может быть очень похожа на логику этимологии персонажа. В этом случае этимология — ваш союзник. Однако для других персонажей это оказывается совершенно неэффективным.
Когда изучение этимологии и анализ значений составных частей у вас не работает, что вы можете сделать? Что ж, вы можете использовать какой-то метод механического запоминания или попробовать другой подход: подход «к черту этимологию».В этом подходе вы придумываете собственное значение для составных частей (как это сделал Джон для ○).
Впервые я прочитал об этом методе, когда учился в Японии. Я обнаружил это в прекрасной книге Джеймса У. Хейсига под названием Вспоминая кандзи . Метод Хейсига для связывания значения с формой с готовностью отказывается от исходного значения составных частей персонажей, если исходное значение не помогает в систематическом запоминании с помощью простой мнемоники. Это работает, хотя специальная система, разработанная Хейсигом для японских хромых в нескольких областях.
Я думаю, что эта концепция разработки непротиворечивой мнемонической системы для запоминания китайских иероглифов является святым Граалем педагогики китайских иероглифов, которую многие считают невозможной (по очень веским причинам). Это проблема, которую я надеюсь решить в будущем. Просто нужен какой-то систематический метод изучения большого количества китайских иероглифов, который лучше, чем механическое запоминание.
Джон Пасден
Джон — лингвист и предприниматель из Шанхая, основатель AllSet Learning.
,