Модель врума: Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго

Содержание

Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго

модель принятия решений врума

Для объяснения ситуационного лидерства сегодня имеется немало моделей. Но, как известно, времена меняются, и чтобы идти в ногу со временем необходимо разрабатывать соответствующие этому времени идеи и модели. И к числу наиболее современных моделей ситуационного лидерства является модель, которую разработали два учёных: Виктор Врум и Филипп Йеттон, а затем доработал третий исследователь Артур Яго. И прежде чем мы приступим непосредственно к описанию модели, следует сказать несколько слов об этих людях.

Виктор Врум является американским исследователем в области теории мотивации, разработчиком теории ожиданий, автором таких трудов как «Принятие решений как социальный процесс», «Лидерство и принятие решений» и «Труд и мотивация».

Филипп Йеттон – исследователь в области поведенческих теорий и моделей лидерства. Вместе с Виктором Врумом полтора года разрабатывал и тестировал дерево решений для определения модели лидерства.

Артур Яго – исследователь в области лидерства и принятия управленческих решений.

Теперь же можно перейти к рассмотрению модели принятия решений.

Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго

Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго предполагает определение наиболее эффективного стиля лидерства, в зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, подразумевается, что один руководитель может использовать несколько разных стилей управления.

Главное отличие представленной модели заключается в том, что она ориентирована, главным образом, лишь на один аспект поведения лидера, которым является привлечение сотрудников к участию в процессе принятия решений. Исходя из этого, лидер должен акцентировать своё внимание на подлежащей решению проблеме и на ситуации, способствовавшей возникновению этой проблемы. Предполагается также, что некоторые социальные процессы могут оказывать воздействие на степень участия сотрудников в решении проблем.

Главная же идея модели выражается в том, что эффективность мер по привлечению сотрудников к участию в принятии решений будет зависеть от особенностей ситуации. Исходя из базовой предпосылки модели, какого-то одного универсального и применимого ко всем ситуациям способа принятия решений существовать не может. Только после анализа и оценки всех аспектов проблемы в отдельности руководитель может определить, к какому стилю, согласно точке зрения участия в принятии решения сотрудников, необходимо прибегнуть.

В модели Врума, Йеттона и Яго показатель эффективности решения (Рэфф) должен определяться на основе особого уравнения, которое показывает, что показатель Рэфф зависит от показателя качества решения (Ркач) и объёма обязательств по выполнению решения (Робяз), принимаемому подчинёнными, а также от уровня срочности решения (Рвремя).

Модель основывается на представлении о том, что время, которое отводит сама ситуация для решения проблемы, вместе с двумя оставшимися показателями представляет собой критический фактор. В той же ситуации, где временное ограничение не имеет никакого значения, этот показатель будет равен нулю.

Формула такова:

Рэфф = Ркач + Робяз – Рвремя

Общая эффективность решения (Оэфф) учитывает ещё и такие факторы как «Стоимость» и «Развитие».

И здесь будет следующая формула:

Оэфф = Рэфф – Стоимость + Развитие

В данной формуле под значением «Стоимость» имеется в виду время, которое потрачено на решение, но в иной ситуации способное быть полезнее. А под значением «Развитие» понимается выигрыш, полученный за границами решения, принятого в одиночку.

Последний вариант модели Врума, Йеттона и Яго предлагает использовать для определения стиля лидерства, который соответствует особенностям конкретной сложившейся ситуации, дерево решений. Используя модель, руководитель должен «переходить» по ветвям данного дерева, направляясь из левой стороны в правую. Во время этого движения он будет сталкиваться с десятком различных проблемных ситуаций.

Оценивать же эти ситуации руководитель должен по восьми аспектам проблемы (об этом будет сказано ниже), осуществляя по каждому из аспектов выбор ответа: высокий уровень/высокая степень или низкий уровень/низкая степень. Именно эти ответы позволяют руководителю выйти к конкретной проблемной ситуации и определить стиль принятия решения, подходящий ей в наибольшей степени.

Дерево принятия решений выглядит следующим образом:

0

Что же касается аспектов проблемы, то характеризуются они так:

1122

Чтобы решения в модели принимались исходя из особенностей ситуации и уровня привлечения сотрудников, необходимо прибегать к использованию пяти стилей лидерства:

  • AI – автократический I
  • AII – автократический II
  • KI – консультативный I
  • KII – консультативный II
  • ГП – совместный (групповой)

Каждый из стилей имеет свои конкретные особенности. Применительно к руководству над коллективом, эти стили будут означать следующее:

AI – в соответствии с данным стилем, решение принимается руководителем самостоятельно. Для этого он должен использовать ту информацию, которая имеется у него в распоряжении на настоящий момент.

AII – в соответствии с данным стилем, сначала руководитель получает от своих подчинённых всю необходимую информацию, и только потом самостоятельно принимает решение. Причём, каждый из сотрудников должен быть привлечён лишь на стадии сбора информации. Принятие решения, как и его выработка, осуществляется самим руководителем.

KI – в соответствии с данным стилем, руководитель по личным соображениям делится своими умозаключениями по поводу возникшей проблемы с сотрудниками, которые каким-либо образом причастны к ней. Это делается для того, чтобы получить от сотрудников идеи и предложения, не прибегая при этом к созданию группы. И на заключительном этапе руководитель принимает решение. Причём, решение может быть как основано на вкладе привлечённых сотрудников, так и не основано на нём.

KII – в соответствии с данным стилем, сначала руководитель собирает группу из своих подчинённых, а затем делится с ними своими умозаключениями по поводу возникшей проблемы. В ходе общего обсуждения руководитель производит сбор поступающих идей и предложений. И уже после этого принимается решение, либо отражающее общий вклад в него сотрудников, либо не отражающее его.

ГП – в соответствии с данным этапом, руководитель сначала собирает своих подчинённых в группу. На следующем этапе сообща разрабатываются и оцениваются любые возможные альтернативы и предпринимаются попытки по достижению консенсуса, касающегося актуального решения. Интересно то, что функция, которую выполняет здесь руководитель, подобна функции, выполняемой председателем собрания, который координирует обсуждение, сосредотачивает внимание на поставленной задаче и делает всё от него зависящее, чтобы были рассмотрены самые важные её нюансы. Здесь руководитель не стремится к оказанию на группу влияния, склоняя к тому, чтобы принять решение, устраивающее его, а, наоборот, выражает готовность к тому, чтобы принять и реализовать решение, поддерживаемое всеми членами коллектива.

Авторы модели, описывая представленные стили принятия решений, выделяют, что должностные полномочия всегда остаются за руководителем, как и ответственность, которую он несёт за принятые решения.

Заключение

Различные эксперименты, направленные на изучение рассматриваемой нами модели показали, что в тех ситуациях, когда руководители при принятии решения руководствуются рекомендованным моделью стилем, эффективность их решений в 65% случаев является более высокой, нежели в ситуациях, когда решения принимаются иными способами.

Но, одновременно с этим, у модели Врума, Йеттона и Яго есть несколько минусов.

Во-первых, большинство исследований, направленных на проверку модели, основывались на самоотчётах и воспоминаниях руководителей, из-за чего оценки могли быть необъективными.

Во-вторых, подчинённые предпочитают, главным образом, принимать решения в группе, и это касается даже ситуаций, не располагающих групповому обсуждению. Отсюда следует вывод, что авторитарный стиль управления может быть неэффективным даже в самых жёстких условиях.

В-третьих, модель предлагается к использованию по большей части управленцами, нежели подчинёнными. А исследования реакции сотрудников на принятие решений с применением модели дали понять, что сотрудники не видят взаимосвязи между предлагаемыми моделью ситуациями и стилями принятия решения.

Однако эти недостатки ни в коей мере не уменьшают значение модели Врума, Йеттса и Яго. Даже сегодня её считают одной из наиболее применимых ситуационных моделей руководства.

Модель принятия решений Врума-Йеттона — Сайт о кадрах и управлении

Содержание статьи:

Модель принятия решений – это

Модель – это некое упрощенное описание реального мира, используемое для решения конкретных задач в разных областях знаний. Модель отбрасывает несущественные детали и фокусируется на главных параметрах исследуемого объекта.

Проще говоря, есть настоящая машина Феррари, а есть игрушка, которая продается в магазине. Игрушка – это и есть модель.

Модель принятия решений руководителем – это упрощенное описание процесса, который происходит в организации при решении бизнес-задач.

Этапы процесса принятия решений

Классически выделяют 5 этапов процесса принятия решения:

  • Постановка задачи. Это один из важнейших этапов. По сути, постановка задачи – это правильно поставленный вопрос, на который необходимо найти ответ. Этот этап очень важен, т.к. если мы будем искать решение неверной задачи, то результат будет плачевным.
  • Построение модели. На этом этапе выделяются цели (зачем нам решать задачу?) и строится примерный план решения задачи, т.е. модель того, как мы будем искать ответ на поставленный вопрос.
  • Проверка модели на достоверность. Главный вопрос, на который необходимо ответить на этом этапе — все ли существенные детали реальной ситуации встроены в модель?
  • Применение модели. Попытка решения задачи с помощью построенной модели.
  • Обновление модели. Доработка, уточнение модели. Это тоже очень важный этап.

Модель принятия решений Врума-Йеттона – это ситуационная модель

Центральным моментом любого ситуационного подхода в управлении является конкретная жизненная ситуация — набор обстоятельств, которые в данный момент времени сложились в организации.

Приверженцы ситуационной модели в управлении считают, что невозможно создать универсальную систему управления «на все случаи жизни». Любая модель управления должна подстраиваться под конкретную ситуацию, возникшую в бизнесе.

Пять стилей руководства по Вруму-Йеттону

Врум и Йеттон выделили пять стилей руководства, которые зависят от того, на сколько существенно подчиненные участвуют в процессе принятия решения.

Эти стили следующие:

  • А1. Руководитель сам решает проблему или принимаете решение.В этом случае подчиненные совсем не участвуют в принятии решения.
  • А2. Руководитель запрашивает информацию у подчиненных -> сам анализирует информацию -> принимает решение. Роль подчиненных в этом случае – только предоставление необходимой информации
  • C1. Руководитель излагает проблему индивидуально одному подчиненному (или нескольким подчиненным, но по отдельности) -> выслушивает идеи и предложения подчиненного -> принимает решение. Важно, что руководитель не собирает подчиненных в одну группу, а выслушивает их идеи по отдельности.
  • C2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных -> выслушивает их идеи и предложения –> принимает решение (не обязательно совпадающее с решением группы подчиненных).
  • G2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных -> выслушивает их идеи и предложения -> вместе с группой приходит к соглашению (консенсусу) -> принимается совместное решение Роль руководителя здесь, скорее, похожа на роль председателя, который выслушивает все решения, но не влияет на группу своим авторитетом.

Какой стиль руководства лучше?

Стили руководства А1 и А2 можно назвать автократическими («А» — от автократический), C1 и C2 – консультационными («C» — от английского consult), стиль G2 – демократическим или групповым («G» — от английского group).

Врум и Йеттон считали, что нет абсолютно лучшего стиля руководства. По их мнению, каждый раз в зависимости от конкретной ситуации необходимо применять тот или иной стиль руководства. То есть, выбранный стиль руководства должен зависеть от конкретных жизненных обстоятельств.

 

Критерии Врума-Йеттона

Чтобы понять, какой стиль руководства выбрать в данной ситуации, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается каждая ситуация

Критерии самой ситуации:

1. Значение качества решения.

2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.

3. Степень структурированности проблемы.

Критерии, ограничивающие участие подчиненных:

4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения

5. Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.

6. Степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Каждый критерий – это, по сути, вопрос, который руководитель должен задать себе при оценке ситуации.

Дерево решений Врума-Йеттона

Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (см. рисунок).

 

 Модель принятия решений Врума-Йеттона на практике

Модель Врума-Йеттона имеет чисто практическое значение, в отличие от многих других теорий управления. Используя дерево решений, любой руководитель может разобраться и оценить – какой стиль руководства более подойдет к принятию данного решения.

Советуем также прочитать:

Модель принятия решений Врума-Йеттона: для руководителей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Модель принятия решений Врума-Йеттона позволяет руководителю выбрать стиль, который наиболее будет оптимальным при определённой проблеме и ситуации.

Немного общей информации

Ранее мы рассматривали разные стили управления, которые зависят от личности руководителя и его особенностей характера. Возьмем, например, авторитарный стиль, описанный подробно в статье «Форма и основные методы директивного стиля управления», так вот, если помните, у него помимо положительных моментов существует масса негативных, несущих больше вреда, чем пользы.

Если директивный начальник создаст жесткие условия для выполнения какого-то проекта, часть сотрудников «выпадет», потому что им необходимо предоставлять возможность проявляться свободно, творить и креативить. Отчего следует вывод, что необходимо не только уметь перестраиваться и подстраиваться, но и понимать, в какой ситуации будет наиболее подходящим какой-то стиль управления.

Виктор Врумм и Филипп Йеттон считают, что существует пять видов руководства, среди которых невозможно выделить даже несколько лучших и наиболее универсальных, каждый из них выбирается непосредственно под ситуацию.

5 видов руководства

А1 – автократический. То есть, грубо говоря, полный захват власти. Вы самостоятельно обнаруживаете сложность и принимаете решение, используя только ту информацию, которой владеете на данный момент. Ваши сотрудники обо всём этом процессе могут даже не догадываться.

А2 – менее, но всё равно автократический. Подчинённые уже немного понимают о происходящем, а потому, что предоставляют информацию о вероятной проблеме, но, как и в предыдущем варианте, никакого участия не принимают. Поиск альтернатив до сих пор является прерогативой директора.

С1 – консультационный. Начальство может озвучить какие-то волнующие нюансы своим подчинённым, только спрашивать их мнение будет по отдельности. Например, сначала вызвав в кабинет одного сотрудника на разговор, после другого. Но, несмотря на то, что он каждому объясняет сложившуюся ситуацию и спрашивает мнение касательно неё – выводы он всё равно будет делать самостоятельно, причём они могут быть полностью противоположными мыслям сотрудников.

С2 – более консультационный тип. В данном варианте собирается группа работников, которым озвучивается тревожащий вопрос. После каждый имеет право высказать свою точку зрения и идеи, но директор всё равно решение примет самостоятельно, независимо от ранее изложенных мыслей сотрудников.

G1 – групповой, или его ещё называют коллективным. Соответственно, директор компании примеряет на себя роль председателя, который только регулирует дискуссию, но особого влияния на результат не имеет. Группа самостоятельно выбирает наиболее комфортный и эффективный способ разрешения проблемы путём мозгового штурма или просто в виде беседы, по итогу которой подсчитываются голоса. Побеждает, соответственно, тот, за который было большинство.

Рисунок дерева

Чтобы руководителю было проще определить, какой вариант выбрать, Врумм и Йеттон разработали также, так называемое, дерево решений, отвечая постепенно на вопросы, указанные в нём, начальству становится понятнее, где стоит остановиться.

дерево Врума-Йеттонадерево Врума-Йеттона

Этапы принятия решения

  1. Определение задачи. Самый важный этап ведь, если определить неправильную проблему, мы будем тратить ресурсы впустую, вдобавок теряя время. Поэтому стоит со всей серьёзностью отнестись к этому процессу.
  2. Построение модели. Это значит, что будем определять то, как именно собираемся двигаться в сторону изменений. Если быть точнее, то тут мы выделяем цели, приоритеты, а также планируем деятельность, и обозначаем, хотя бы примерные сроки реализации.
  3. Проверка модели на реальность. Возможно, какие-то нюансы не были учтены, отчего результат будет не таким, как ожидается, хотя бы потому, что возникнут непредвиденные сложности, которые вполне можно было предвосхитить заранее. Так что в этот период спросите себя или коллег: «А всё ли я учёл и внёс в список?».
  4. Непосредственно практическая часть — применение в действие идей и планов, которые разрабатывались ранее.
  5. Обновление и усовершенствование. На этом этапе берутся во внимание недочёты, что проявились в практической части с целью доработать модель. Это помогает в будущем получить ожидаемые результаты деятельности.

Критерии

  • Выводы должны быть взвешенными, качественными и действенными.
  • У руководителя должно быть достаточно опыта в подобных ситуациях. Он должен понимать, что делает и к чему его действия могут привести. А также немаловажным является владение достоверной информацией, чтобы не возникло неловких ситуаций из-за ограниченности к ней доступа.
  • Проблема обязана быть структурирована, и каждый участник, который пытается с ней справиться, должен понимать степень, в которой она проявляется.
  • Согласованность действий с подчинёнными в случаях, где используется не директивный тип, а также их согласие по поводу применяемых методов.
  • В зависимости от прошлого опыта необходимо соотнести вероятность того, насколько начальство сможет надеяться на поддержку своих работников.
  • Уровень мотивации подчинённых, иначе, как вы знаете, сложно будет достичь желаемых результатов, если сотрудники не заинтересованы в продвижении компании.
  • Немаловажным является возможность предусмотреть вероятность возникновения конфликта между участниками группы, которая ищет способы, как справиться с проблемой.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Как вы поняли, модель Врумма-Йеттона ситуационная, так что попробуйте на практике каждый тип управления, чтобы понимать, насколько вы в состоянии подстраиваться и быть гибким. Рекомендую почитать статью «Личностные качества современного руководителя: какие они должны быть и как их развить?». Берегите себя и близких!
Материал подготовила Журавина Алина.

Теория мотивации Врума | Блог 4brain

теория мотивации врума

Все существующие на сегодняшний день теории мотивации разделяются на две большие группы – это процессуальные теории мотивации и содержательные. Содержательные теории ставят во главу угла именно иерархию потребностей, а процессуальные теории рассматривают, главным образом, механизмы, посредством которых внешние сигналы перерабатываются в решения. Основой этой группы теорий является целесообразность, при которой человек сравнивает цели, которых он намерен достичь (они же являются ожидаемыми результатами), со средствами (путями достижения целей), имеющимися в его распоряжении; и делает соответствующие выводы о том, нужно ли ему вообще браться за какое-либо дело или же оно не приведёт его к успеху. Одной из таких теорий является теория мотивации Виктора Врума. Но для начала мы скажем несколько слов о самом учёном и его деятельности.

Виктор Врум и его идеи

Виктор Врум является американским исследователем в сфере мотивации человека. Он родился в Канаде в 1932 году. В 1958 году уже защитил в Университете Мичигана докторскую диссертацию. Сегодня Врум работает в Йельском университете профессором психологии и производственного администрирования.

В 1964 году был опубликован фундаментальный труд Врума под названием «Труд и мотивация», в 1965 году вышла в свет его работа «Мотивация в управлении». Обе эти книги оказались исключительно важными для развития теории и практики в современном менеджменте.

Врум считает, что изучение мотивации необходимо, когда исследуются такие проблемы, как выбор сферы профессиональной деятельности, трудовая мобильность, удовлетворённость работой, обеспечение высоких показателей производительности.

В основу своей теории Врум положил понятие выбора. Главное отличие его теории заключается в том, что поведение людей не может быть раз и навсегда обусловлено жёсткой структурой потребностей, которые у него имеются. Человек способен делать выбор среди огромного количества альтернативных вариантов. Именно поэтому сам феномен выбора имеет огромное значение. Человек всегда будет выбирать ту стратегию действий, которая способна дать ему максимальный результат. Обусловленное мотивацией поведение индивида является рациональным в том плане, что он находит самые подходящие средства, чтобы добиться поставленных целей. Таким образом, практически все действия человека являются сознательно сделанным выбором.

Теория мотивации Врума

Смысл теории мотивации Врума заключается в том, что через неё автор показывает не сам механизм или его структуру, а процесс, который приводит его в действие, т.е. то, как в определённых жизненных обстоятельствах человек принимает решения, воздействующие на его дальнейшее поведение.

Если действия человека рациональны, значит, он рассчитывает на то, что они сулят ему конкретные результаты. Однако это не означает гарантированного достижения цели или что человек учёл все альтернативные варианты поведения и осведомлён о любых возможных последствиях. Того, что человек понимает цель или суть требуемого результата, ещё не достаточно для интерпретации его действий. Чтобы спрогнозировать поведение человека, необходимо быть в курсе не только его предпочтений и мотивов, но также знать и его убеждения, касающиеся приоритетного пути достижения требуемых результатов. Это является первой посылкой теории Врума.

Вторая же посылка говорит о том, что в каждый момент времени человек будет выбирать из некоторого количества результатов, к примеру, X и Y, либо X, либо Y, или же ему будет без разницы, какого именно результата он добьётся. И его выбор будет зависеть от того, насколько сильно его желание и насколько привлекательна для него цель.

Если X приоритетнее Y, то человеку будет выгоднее, например, выполнить X-объём работы, чтобы его заработная плата увеличилась до определённого показателя (при условии, что оплата труда — сдельная). В противоположной ситуации работать лучше и усерднее ему будет невыгодно, т.к. следствием максимальной производительности труда станет снижение уровня оплаты – его коллегам станет необходимо выполнять больший объём работы за ту же оплату, вследствие чего лучший работник может лишиться уважения сотоварищей. Отсюда следует, что приоритетной целью для него станет не X, а Y.

Чтобы описать подобные предпочтения, а также измерить их, необходимо применить понятие валентности (субъективной ценности). Это понятие подразумевает субъективные оценки, но не объективные критерии. Цель, обладающая объективной привлекательностью, например, повышение показателя материального уровня жизни, может в конкретной ситуации для кого-то быть малозначимой, т.е. человек выберет более интересной деятельности меньший уровень дохода. Наличие большей субъективной ценности предполагает большую субъективную значимость. Эта субъективность, помимо прочего, означает и индивидуальную ценность результата. Одним людям важно самореализоваться, другим – сделать карьеру, третьим – приносить социальную пользу и т.д.

Чем выше показатель полезности результата, тем в большей степени он может использоваться в качестве инструмента удовлетворения потребностей. Чем выше валентность результата (более нуля, согласно интерпретации Врума), тем более этот результат предпочтителен и тем больше усилий приложит человек для его достижения. Низкая валентность (ниже нуля) означает нежелательность результата и предпочтение человека к тому, чтобы не достигать его. Нулевая валентность означает безразличие человека по отношению к результату.

Валентность представляет собой не только субъективное понятие, но также и ситуативное. Показатель валентности зависим и от внешних и от внутренних факторов. Например, выполняя определённый объём работы в смену, человек рассчитывает получить определённую оплату, благодаря чему он сможет приобрести необходимые ему товары. Чем больше будет оплата труда, тем больше товаров человек сможет купить, а значит, высокий уровень дохода имеет для него высокий уровень валентности. Но если на рынке наблюдается ситуация товарного дефицита, то уровень дохода может иметь для работника уже не такой высокий уровень валентности.

Исходя из вышесказанного, получается, что валентность является показателем степени привлекательности и ценности какой-либо цели. Но факт того, что человек желает иметь что-то, ещё совсем не говорит о том, что он непременно станет предпринимать действия, которые направлены на достижение этого.

Если человек имеет выбор, то его действия будут зависеть от подталкивающей его к ним силы. Эта сила, которую называют мотивационной силой, находится в зависимости, во-первых, от того, насколько привлекателен результат для человека, а во-вторых, от того, насколько действия, которые он предпримет, будут успешными или же необходимыми. Многое также зависит и от событий, неподвластных контролю человека, ведь во многих ситуациях, где нужно принимать решения, присутствует элемент риска.

По предположениям Врума, положительный результат может быть предсказуем лишь с определённой долей вероятности, другими словами, человек оценивает и привлекательность самого результата, и вероятность того, что к нему приведут действия, которые он предпримет. Эта субъективная вероятность называется ожиданием. Например, выполнив определённый объём работы, человек ожидает получить 20% прибавки к заработной плате. Однако прибавки может и не быть, или же она может быть меньше ожидаемой в случае, если у организации нет на это средств или же руководство планирует пустить средства на другие цели, из-за чего прибавка к заработной плате находится в конце списка расходов организации.

Есть также предположение, что субъективная вероятность получения результата обусловлена жизненным опытом человека. К примеру, одно из исследований показало тесную взаимосвязь ожиданий и производительности, причём, основное значение в этой взаимосвязи имели результаты прежней производительности, и продуктивность работника в прошлом времени.

Ожидания можно измерить в промежутке от 0 до 1, как и любую другую величину, характеризующуюся вероятностью. Чем ближе показатель ожидаемой вероятности к 1, тем сильнее убеждённость человека в том, что его действия обеспечат необходимый результат. Если же ожидаемая вероятность равна 0, то свои шансы человек рассматривает как предельно низкие, будучи уверенным в том, что никакие действия не способны привести его к необходимому результату.

Выводы

Мотивационную силу, которая определяет выбор человека, Врум выражает посредством следующего соотношения: сила, которая направлена на совершение человеком конкретного действия является монотонно возрастающей функцией от суммы произведений валентности всех результатов и силы, с которой ожидается достижение этих результатов при выполнении конкретных действий.

Положительная мотивация появляется в том случае, когда есть ожидание того, что конкретные действия дадут желаемый результат, а негативная мотивация возникает, когда есть ожидание, что конкретные действия станут причиной нежелательных результатов.

Чтобы предсказать поведение человека, необходимо знание валентности для него результатов на конкретный момент времени, а также уровень его убеждённости в том, что конкретные действия приведут к необходимым результатам. Соотношение этих величин и является той силой, которая побуждает человека к совершению или не совершению каких-либо действий.

Невзирая на то, что теория Врума имеет недостатки, которые, по большому счёту не принципиальны, её активно применяли в трёх областях практической деятельности: профессиональном выборе, удовлетворённости работой и производительности труда. Благодаря полученным опытным путём данным последователи Виктора Врума смогли разработать некоторые теоретические модели, которые объясняют мотивацию людей и их поведение в организации.

Теория мотивации Виктора Врума считается одной из базовых в зарубежном менеджменте. Большинство исторических курсов этой науки ссылаются именно на неё. Также её активно применяют на практике, когда требуется объяснить поведение людей в организации.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона — Студопедия

Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении:

АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.

AII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.

CI. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла “ваше” решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым. Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные руководитель», а также модель дерева решений.



1 критерий. Значение качества решения.

2 критерий. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.

3 критерий. Степень структурированности проблемы.

4 критерий. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения.

5 критерий. Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.


6 критерий. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7 критерий. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Чтобы определить. который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (схема 1).

 

1 критерий 2 критерий 3 критерий 4 критерий 5 критерий 6 критерий 7 критерий
Имеются ли требования,
предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочти-тельности одного решения по сравнению с другим?
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение? Структури-рована ли проблема? Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? Если бы вам нужно было принять решение самостоятельно, есть ли у вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими подчиненными? Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
А Б В Г Д Е Ж

Схема 1. Дерево решений руководителя по методу Врума и Йеттона

 

Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.

Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, или то, что Арджирис назвал стилем, ориентированным на реальность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.

2. Среди различных аспектов лидерства выделяется политическое лидерство, как занимающее особое положение. Его главная особенность заключается в масштабности и значимости для общества.

3. Руководство — основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация, эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством. При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.

В заключение можно сказать, что любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом пожалуй и заложены истоки лидерства.

Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб. пос. / Л.А.Бурганова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 139 с.

2. Антонов, Н.Г. Менеджмент: учебник / Н.Г.Антонов, М.А.Пессель. — М.: 2003. – 481 с.

3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Дело, 1999. – 458 с.

4. Менеджмент: учеб. пособ. / под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А. — М.: Инфра-М, 2004. – 604 с.

5. Герчикова, И.И. Менеджмент: учебник / И.И.Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 659 с.

6. Камаев, В.Д. Учебник по основам управления / В.Д.Камаев. — М.: Владос, 2001. – 582 с.

7. Абалкин, Л.И. Менеджмент: учебник / Л.И.Абалкин. — М.: Финстатинформ, 2005. – 548 с.

8. Менеджмент: учебное пособ. / под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А. — М.: 2004. – 604 с.

9. Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер / Д.Френсис, М.Вудкок. – М: Дело, 1994. – 256 с.

10. Доценко, Е. Психология манипуляции / Е.Доценко. – М.: 1997. .- c.256

11. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Гардарика, 1999. – 356 с.

12. Жуков, Е.Ф. Общая теория управления / Е.Ф.Жуков. — М.: Инфра – М, 2002. – 634 с.

13. Менеджмент: учебник / под ред. Жукова Е.Ф. — М.: ЮНИТИ, 2002. – 387 .

14. Теория управления: учебник для вузов. / под ред. проф. Дробозиной Л.А. — М.: ЮНИТИ, 2005. – 517 с.

 

[1] Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб. пос. / Л.А.Бурганова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 139 с.

[2] Антонов, Н.Г. Менеджмент: учебник / Н.Г.Антонов, М.А.Пессель. — М.: 2003. – 481 с.

[3] Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Дело, 1999. – 458 с.

[4] Антонов, Н.Г. Менеджмент: учебник / Н.Г.Антонов, М.А.Пессель. — М.: 2003. – 481 с.

[5] Менеджмент: учеб. пособ. / под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А. — М.: 2004. – 604 с.

[6] Герчикова, И.И. Менеджмент: учебник / И.И.Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 659 с.

[7] Камаев, В.Д. Учебник по основам управления / В.Д.Камаев. — М.: Владос, 2001. – 582 с.

[8] Абалкин, Л.И. Менеджмент: учебник / Л.И.Абалкин. — М.: Финстатинформ, 2005. – 548 с.

[9] Менеджмент: учебное пособ. / под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А. — М.: 2004. – 604 с.

[10] Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер / Д.Френсис, М.Вудкок. – М: Дело, 1994. – 256 с.

[11] Парыгин, Б.Д. Основы социально психологических теорий / Б.Д.Парыгин. — М.: Дело, 1982. – 365 с.

[12] Доценко, Е. Психология манипуляции / Е.Доценко. – М.: 1997. .- c.256

[13] Доценко, Е. Психология манипуляции / Е.Доценко. – М.: 1997. .- c.256

Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго

Модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йетонном – на данный момент одна из самых современных моделей, во многом за счет дополнений Артура Яго.

Также допускается, что один лидер может использовать разные стили поведения или их комбинации. Однако, основным аспектом модели является привлечение подчиненных к принятию важных решений. Следовательно, внимание лидера концентрируется на проблеме и на ситуации, в которой возникла это проблема.

Лидер проводит анализ ситуации, оценивает возможные последствия самой ситуации и вовлечения последователей, после чего он выбирает наиболее подходящий стиль лидерства.

Математическая составляющая модели Врума — Йеттона — Яго

Эффективность решения в данной модели можно представить в виде уравнения:

Рэфф = Ркач + Робяз — Рвремя,

где Рэфф – эффективность решения;

Ркач – качество решения;

Робяз – обязательства по выполнению принятого решения;

Рвремя – срочность решения.

В данной модели время – критический ресурс, то есть время на решения проблем в определенной ситуации ограничено. Если время не имеет значение, тогда показатель равен нулю.

Общая эффективность решения должна учитывать факторы стоимости и развития. Выражение имеет следующий вид:

Оэфф = Рэфф — Pr + Dev,

где Оэфф – общая эффективность решения;

Рэфф – эффективность решения;

Pr – стоимость, потраченное на принятие решения время, которое могло принести экономическую выгоду;

Dev – развитие – выигрыш, который получен за пределами единолично принятого решения.

Дерево решений

Для определения необходимого стиля лидерства предлагается применить метод построения «дерева решений» (рис.2). Суть метода в том: что руководитель движется по ветвям дерева слева направо, сталкиваясь попутно с проблемными ситуациями.

Проблемы оцениваются на основании приведенных в рисунке 1 аспектов. Полученные ответы выводят лидера на определённую ситуацию с рекомендациями к модели поведения.

Аспекты проблемной ситуации

Рисунок 1 – Аспекты проблемной ситуации

В процессе принятия решений рекомендуется использовать несколько лидерских стилей:

  1. Автократический I (AI) – лидер сам собирает необходимую информацию и принимает решение.
  2. Автократический II (АН) – лидер получает информацию от последователей, но решение принимает сам.
  3. Консультативный I (KI) – лидер советуется с последователями, имеющими отношение к проблеме, однако при принятие решения может не руководствоваться их соображениями.
  4. Консультативный II (КИ) или групповой – лидер собирает последователей в группу, проводит обсуждение проблемы, однако также может не учитывать высказанные предложения при принятии решения.
  5. Совместный II (ГП) – лидер делится соображениями по проблеме с подчиненными, объединив их в группу. Они вместе с ним вырабатывают и оценивают альтернативы и пытаются достичь консенсуса относительно решения. Роль, выполняемая при этом руководителем, больше похожа на роль председателя собрания, координирующего дискуссию, концентрирующего внимание на проблеме и делающего все для того, чтобы рассматривались наиболее важные аспекты проблемы. Руководитель не пытается влиять на группу с тем, чтобы она приняла его решение, и проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.

Рисунок 2 – Дерево решений Витора Врума — Артура Яго

Особенность модели разработанной Врумом, Йеттоном и Яго в том, что основной упор делается на изучение ситуации, а уже потом на изучение личности лидера.

9.1. Модель решений Врума-Йетгона-Яго. Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях]

9.1. Модель решений Врума-Йетгона-Яго

Врум и Йеттон (а может быть, Яго – это второе имя Йеттона, а мы тут мучаемся) выделили пять стилей. Для удобства (когда человек так говорит, никогда не понятно до конца, для чьего удобства – для удобства говорящего или для удобства слушающего) построим таблицу, в которой будет приведено по одному примеру на каждый стиль. Исходя из принципа равноправия: с меня пример – с вас пример. Так что по второму примеру призываю написать вас.

Еще раз предложу вам привести по своему примеру на каждый стиль управления. Можно по два, будет еще лучше. Напишите их прямо в таблице. Помните о принципе активности при чтении книги? В книге можно писать. Понимание ситуационной модели менеджмента, мне кажется, может принести практическую пользу, потому что каждый из нас применяет ограниченное количество стилей. Более того, опыт показывает, что для некоторых руководителей является откровением то, что существуют другие стили, нежели его собственный, и что эти стили управления также можно эффективно применять.

Рис. 8. Стили принятия решений

Те, кто изучал данную концепцию по другим источникам, могут заметить, что обычно перечисляется пять стилей. В нашей таблице их шесть. Почему? Здесь-то, мне кажется, и кроется разгадка того обстоятельства, почему иногда эту модель называют именами Врума-Йеттона, а иногда Врума-Яго! Какие изыски в области истории менеджмента и лидерства! Какой неожиданный поворот событий! В модели Врума-Йеттона есть второй стиль (поиск информации), но нет пятого (оказание содействия), в модели Врума-Яго есть пятый стиль (оказание содействия), но нет второго (поиск информации). Я в силу своей страсти к синтезу не смог их не соединить. Это было непросто, но я это сделал.

Теперь давайте подумаем о том, существуют ли какие-либо параметры, учет которых даст нам возможность более точно определить, какой лидерский стиль предпочтителен на данный момент? Подумаем? Что тут думать! Наши уважаемые Врум, Йеттон и Яго не зря снискали всемирную славу в мире менеджмента! Они предложили 7 критериев оценки ситуации, которые изложили в форме 7 вопросов:

1. Насколько значимо принимаемое решение?

2. Насколько для исполнения решения важна поддержка людей?

3. Насколько компетентен сам лидер, чтобы решить данный вопрос?

4. Насколько можно ждать поддержки других людей, если лидер примет решение самостоятельно?

5. Насколько люди поддерживают общие организационные цели, в целом, и наше решение в контексте этих целей, в частности?

6. Насколько компетентны люди, насколько профессиональна группа, чтобы принимать данное решение?

7. Обладают ли люди умениями и навыками, а также стремлением работать в команде?

Вопросы важные, вопросы не праздные, вопросы серьезные, вопросы нужные. Что они значат для нас? Почему именно эти вопросы? Разберем подробнее.

1. Насколько значимо принимаемое решение?

При высокой значимости решения для отдела, проекта, компании участие лидера обязательно. Для вас решение очень значимо?

2. Насколько для исполнения решения важна поддержка людей?

При необходимости высокой поддержки со стороны подчиненных необходимо вовлечь их в процесс разработки решения. Нужна вам поддержка при принятии и реализации данного решения?

3. Насколько компетентен сам лидер, чтобы решить данный вопрос?

Недостаточная компетентность лидера в обсуждаемом вопросе (не может же лидер знать и уметь все) предполагает вовлечение профессиональных людей. Вы компетентны в этой области?

4. Насколько можно ждать поддержки других людей, если лидер примет решение самостоятельно?

Если группа доверяет лидеру, то не обязательно вовлекать людей в принятие решения. Люди вас поддержат?

5. Насколько люди поддерживают общие организационные цели, в целом, и наше решение в контексте этих целей, в частности?

Низкая поддержка целей компании со стороны людей является фактором, снижающим необходимость и желательность самостоятельного принятия решения людьми. Ваши люди разделяют цели и ценности организации? Насколько ваши люди корпоративны?

6. Насколько компетентны люди, насколько профессиональна группа, чтобы принимать данное решение?

Людям, которые обладают серьезными профессиональными умениями, можно дать возможность более самостоятельно принимать решение. У людей есть соответствующие образование, опыт и мастерство, чтобы принимать такие решения?

7. Обладают ли люди умениями и навыками, а также стремлением работать в команде?

Если и предоставлять возможность группе самостоятельно принимать решение, то только тогда, когда лидер уверен в их способности и желании работать единой командой. Ваши люди справятся с групповым принятием решения?

Мы рассмотрели 6 лидерских стилей и 7 ключевых вопросов для выбора стиля. Теперь нам нужен ключ, алгоритм движения по данным вопросам, чтобы выбрать лидерский стиль.

Врум, Йеттон и Яго нам этот алгоритм предоставляют. Но только с одной очень важной поправкой. Рассматриваются две потребности компании. Первая потребность – быстрое принятие решения в условиях дефицита времени. Вторая потребность – необходимость развивать персонал, вовлекая его в процесс разработки решения. Исходя из того, какая потребность важнее на данный момент, вам и предлагается воспользоваться либо одним алгоритмом движения, либо другим. Первый алгоритм назовем схемой экономии времени, второй – схемой развития. И теперь самое интересное! Практическая реализация! Разве вы не этого хотели? Нет!? А что тогда? Мы уверены, многим понравится.

Идем снизу вверх. Или слева направо. Это зависит от того, как вы расположите страницу. Внизу пишите свою проблему или потенциальную возможность. Отвечайте на каждый вопрос, начиная с первого. Ответы могут быть двух типов: «Высокое значение» и «Низкое значение». Вертикальные линии (если вы смотрите снизу вверх) пересекать нельзя. Это основное правило движения по данному алгоритму. Если в столбике прочерк «-», это значит, что данный вопрос сейчас несущественен, и вам надо двигаться далее вверх.

Для начала приведем схему развития. То есть, мы берем тот случай, когда первоочередной является потребность развития людей, а не экономия времени.

Рис. 9. Схема развития

Теперь вашему вниманию предлагается схема, которая применяется в условиях дефицита времени.

Обязательно выберите несколько конкретных вопросов, которые стоят перед вами, вашим отделом, проектом, компанией, и пройдитесь по этим схемам. Рекомендую иногда пользоваться моделью Врума-Йеттона-Яго для выбора оптимального стиля принятия решения. Даже бегло рассматривая схемы, вы можете обнаружить, что в них нет такого лидерского стиля, как «поиск информации». Он у нас второй (как мы договорились, от Йеттона). То, что вам предлагается, – это последняя редакция модели, в которой самостоятельное решение и поиск информации объединены. На это есть разумный довод. Ну, действительно, когда вы самостоятельно принимаете решение, автократическим способом, сложно представить ситуацию, в которой вы бы не задали пару уточняющих вопросов своим подчиненным и коллегам для прояснения обстоятельств. Если лидер принимает решение, не уточняя ситуации, то либо он находится в полном цейтноте, либо он позабыл об управленческой мудрости.

Для двух групп людей, пытливых и сомневающихся, предлагаю соответствующее упражнение.

Рис. 10. Схема в условиях дефицита времени

1. Перечислите 4–5 проблем или возможностей, которые для вас сейчас актуальны. К примеру. Как увеличить вовлеченность людей? Как усилить мотивацию? Как привлечь дополнительных клиентов? В чем основная причина снижения качества? Кто должен отвечать за…? И так далее.

2. Теперь самостоятельно, без использования алгоритмов, выберите тот лидерский стиль, который, по вашему мнению, оптимален для данной проблемы.

3. Каждую проблему или возможность проведите по схеме. Причем можно воспользоваться и тем, и другим вариантом, и схемой при экономии времени, и схемой развития.

4. Сопоставьте результаты. Если есть различие в выборе, когда вы сами выбирали стиль, и когда вы пользовались алгоритмом, обдумайте, кто прав, вы или Врум, Йеттон и Яго. Почему получились разные результаты?

Пожалуй, теперь можно продолжить изучение ситуационных моделей и перейти к следующей, к модели Фидлера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Личный сайт автора: rysev.net

Бизнес тренинги автора: recont.org

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Врум и нормативная модель Йеттона

Дисциплины>
Лидерство>
Теории лидерства> Нормативная модель Врума и Йеттона

Предположения |
Описание | Обсуждение | Также

Предположения

Принятие решения увеличивает приверженность и эффективность действий.

Участие увеличивает принятие решения.

Описание

Качество решения — это лучший вариант,
особенно важно, когда есть много альтернатив. Также важно
когда есть серьезные последствия для выбора (или невыполнения выбора)
лучшая альтернатива.

Принятие решения — степень, в которой последователь принимает
решение, принятое лидером. Лидеры больше сосредотачиваются на принятии решений, когда
качество решения важнее.

Врум и Йеттон определили пять различных процедур принятия решений. Два
автократический (A1 и A2), два консультативных (C1 и C2) и один групповой
(G2).

A1: Лидер берет известную информацию, а затем принимает решение самостоятельно.

A2: Лидер получает информацию от последователей, а затем принимает решение в одиночку.

C1: Лидер индивидуально рассказывает о проблеме последователям, прислушивается к идеям и
затем решает в одиночку.

C2: Лидер делится проблемами с последователями как группой, прислушивается к идеям и
затем решает в одиночку.

G2: Лидер делится проблемами с последователями как группой, а затем ищет и
принимает консенсусное соглашение.

Ситуационные факторы, влияющие на метод, относительно логичны:

  • Когда важно качество решения и у последователей есть полезные
    информации, то А1 и А2 — не лучший метод.
  • Когда лидер считает важным качество решения, а последователи — нет,
    тогда G2 не подходит.
  • Когда важно качество решения, когда проблема неструктурирована и
    лидеру не хватает информации / навыков, чтобы принимать решение в одиночку, тогда G2
    Лучший.
  • Когда принятие решения важно, а последователи вряд ли его примут
    автократическое решение, то А1 и А2 неуместны.
  • , когда принятие решения важно, но последователи могут не согласиться
    друг с другом, то A1, A2 и C1 не подходят, потому что они не
    дают возможность разрешить разногласия.
  • Когда качество решения не важно, а принятие решения важно
    критично, то G2 — лучший метод.
  • Когда качество решения важно, все соглашаются с этим, и решение
    вряд ли будет результатом автократического решения, тогда лучше всего G2.

Обсуждение

Врум и Йеттон (1973) взяли более ранние обобщенные ситуационные теории.
которые отметили, как ситуационные факторы вызывают почти непредсказуемое поведение лидера
и свел это к более ограниченному набору поведения.

«Нормативный» аспект модели состоит в том, что она определялась в большей степени рациональным
логика, чем долгое наблюдение.

Модель скорее всего заработает при четких и доступных мнениях
о важности качества решения и факторах принятия решения. тем не мение
они не всегда известны сколько-нибудь достоверно.

См. Также

Активное лидерство,
Ситуационное лидерство

Врум, В.Х. и Йеттон П.В. (1973). Лидерство и принятие решений .
Питтсбург: University of Pittsburg Press

.

Начать работу с vroom • vroom

Пакет vroom содержит одну основную функцию vroom () , которая используется для чтения всех типов файлов с разделителями. Файл с разделителями — это любой файл, в котором данные разделены (разделены) одним или несколькими символами.

Наиболее распространенным типом файлов с разделителями являются файлы CSV (значения, разделенные запятыми) или TSV (значения, разделенные табуляцией), обычно эти файлы имеют суффикс .csv и .tsv соответственно.

Эта виньетка охватывает следующие темы:

  • Основы чтения файлов, в том числе
    • отдельные файлы
    • несколько файлов
    • сжатых файлов
    • удаленных файлов
  • Пропуск определенных столбцов.
  • Указание типов столбцов для дополнительной безопасности и при сбое автоматического определения.
  • Запись обычных и сжатых файлов

Чтение файлов

Чтобы прочитать CSV или другой тип файла с разделителями с помощью vroom, передайте файл vroom () .Разделитель будет автоматически угадан, если он является обычным разделителем; например («,» «» «« | »«: »«; »). Если угадывание не удается или вы используете менее распространенный разделитель, укажите его с помощью параметра delim (например, delim =", ").

Мы включили пример CSV-файла в пакет vroom для использования в примерах и тестах. Доступ к нему с помощью vroom_example ("mtcars.csv")

 # Посмотрите, где на вашем компьютере хранится файл примера
файл <- vroom_example ("mtcars.csv ")
файл
#> [1] "/Users/runner/work/_temp/Library/vroom/extdata/mtcars.csv"

# Прочтите файл, по умолчанию vroom автоматически угадает разделитель.
vroom (файл)
#> Ряды: 32
#> Столбцы: 12
#> Разделитель: ","
#> chr [1]: модель
#> dbl [11]: mpg, cyl, disp, hp, drat, wt, qsec, vs, am, gear, carb
#>
#> Используйте `spec ()` для получения предполагаемой спецификации столбца
#> Передайте спецификацию аргументу `col_types`, чтобы скрыть это сообщение
#> # Стол: 32 x 12
#> модель mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb
#>            
№> 1 Mazda RX4 21 6160110 3.9 2,62 16,5 0 1 4 4
#> 2 Mazda RX4 W… 21 6160110 3,9 2,88 17,0 0 1 4 4
#> 3 Datsun 710 22,8 4108 93 3,85 2,32 18,6 1 1 4 1
#> #… Еще 29 строк

# Вы также можете указать его явно, что (немного) быстрее и безопаснее, если
# вы знаете, как файл разделен.
vroom (файл, delim = ",")
#> Ряды: 32
#> Столбцы: 12
#> Разделитель: ","
#> chr [1]: модель
#> dbl [11]: mpg, cyl, disp, hp, drat, wt, qsec, vs, am, gear, carb
#>
#> Используйте `spec ()` для получения предполагаемой спецификации столбца
#> Передайте спецификацию аргументу `col_types`, чтобы скрыть это сообщение
#> # Стол: 32 x 12
#> модель mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb
#>            
№> 1 Mazda RX4 21 6160110 3.9 2,62 16,5 0 1 4 4
#> 2 Mazda RX4 W… 21 6160110 3,9 2,88 17,0 0 1 4 4
#> 3 Datsun 710 22,8 4108 93 3,85 2,32 18,6 1 1 4 1
#> #… С еще 29 строками 

Чтение нескольких файлов

Если вы читаете набор файлов с одинаковыми столбцами, вы можете передать имена файлов непосредственно в vroom () , и он объединит их в один результат.

Сначала мы создадим несколько файлов для чтения, разделив набор данных mtcars по количеству цилиндров (это нормально, если вы в настоящее время не понимаете этот код).

Затем мы можем эффективно считывать их в одну таблицу, передавая имена файлов непосредственно в vroom.

 файлов <- fs :: dir_ls (glob = "mtcars * csv")
файлы
#> mtcars_4.csv mtcars_6.csv mtcars_8.csv
vroom (файлы)
#> Ряды: 32
#> Столбцы: 12
#> Разделитель: "\ t"
#> chr [1]: модель
#> dbl [11]: mpg, cyl, disp, hp, drat, wt, qsec, vs, am, gear, carb
#>
#> Используйте `spec ()` для получения предполагаемой спецификации столбца
#> Передайте спецификацию аргументу `col_types`, чтобы скрыть это сообщение
#> # Стол: 32 x 12
#> модель mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb
#>            
№> 1 Datsun 710 22.8 4108 93 3,85 2,32 18,6 1 1 4 1
#> 2 Merc 240D 24,4 4 147. 62 3,69 3,19 20 1 0 4 2
#> 3 Merc 230 22,8 4 141 95 3,92 3,15 22,9 1 0 4 2
#> #… С еще 29 строками 

Часто имя файла или каталог, в котором хранятся файлы, содержат информацию. Параметр id можно использовать для добавления к результату дополнительного столбца с полным путем к каждому файлу. (в этом случае мы называем столбец путем ).

 vroom (файлы, id = "путь")
#> Ряды: 32
#> Столбцы: 13
#> Разделитель: "\ t"
#> chr [1]: модель
#> dbl [11]: mpg, cyl, disp, hp, drat, wt, qsec, vs, am, gear, carb
#>
#> Используйте `spec ()` для получения предполагаемой спецификации столбца
#> Передайте спецификацию аргументу `col_types`, чтобы скрыть это сообщение
#> # Стол: 32 x 13
#> модель пути mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb
#>             
#> 1 mtcar… Dats… 22.8 4108 93 3,85 2,32 18,6 1 1 4 1
#> 2 mtcar… Merc… 24,4 4 147. 62 3,69 3,19 20 1 0 4 2
#> 3 mtcar… Merc… 22,8 4 141. 95 3,92 3,15 22,9 1 0 4 2
#> #… С еще 29 строками 

Чтение сжатых файлов

vroom поддерживает автоматическое чтение сжатых файлов zip, gz, bz2 и xz, просто передайте имя файла сжатого файла в vroom.

 файл <- vroom_example ("mtcars.csv.gz ")

vroom (файл)
#> Ряды: 32
#> Столбцы: 12
#> Разделитель: ","
#> chr [1]: модель
#> dbl [11]: mpg, cyl, disp, hp, drat, wt, qsec, vs, am, gear, carb
#>
#> Используйте `spec ()` для получения предполагаемой спецификации столбца
#> Передайте спецификацию аргументу `col_types`, чтобы скрыть это сообщение
#> # Стол: 32 x 12
#> модель mpg cyl disp hp drat wt qsec vs am gear carb
#>            
№> 1 Mazda RX4 21 6160110 3.9 2,62 16,5 0 1 4 4
#> 2 Mazda RX4 W… 21 6160110 3,9 2,88 17,0 0 1 4 4
#> 3 Datsun 710 22,8 4108 93 3,85 2,32 18,6 1 1 4 1
#> #… С еще 29 строками 

vroom () распаковывает, индексирует и записывает распакованные данные в файл во временном каталоге в одном потоке. Временный файл используется для ленивого поиска значений и будет автоматически очищен, когда все значения в объекте будут полностью прочитаны, объект будет удален или сеанс R.

.

Модель rozhodování a vedení dle Vrooma, Йеттона и Jago

Co je

Модель rozhodování a vedení dle Vrooma, Yettona a Jago

Модель для Врума, Йеттона и Яго и рожденная модель не только для модели, которая заложена на пяти стилях, но и на саде, отозванном в подобной новой конструкции. Slouží k rozhodnutí o tom, jaký použít styl řízení v té které situaci.

Model rozhodování a vedení Vroom, Yetton a Jago ( Vroom-Yeton-Jago Normative Leadership Decision Model ) и rozhodovací model / model vedení který je založenu, rozhodévé de pězéní védé респективный matematického expertního modelu.
Модель Vroom, Йеттон и Яго с новой версией подводной модели Vroom-Йеттон, которая выуживала рождающуюся строму. Новая версия модели поуживала экспертную систему založený na matematickém výpočtu. Модель — это заложено на двух факторе, где используется повышенная эффективность, возникающая на волбе входящего стиля, на которой расположена цена:

.

  • Квалита розходит
  • Акцептовательность розходны — Мира акцептовательности манажерского розходуте небо пршиказу заместнанци

Модель Vroom-Yeton-Jago в практике : Модель poskytuje praktický rámec pro to, jaký stylu rozhodování a řízení zvolit v dané situaci.Ne každou situaci lze totiž řešit stejným způsobem, na některé se hodí více autoritativní styl, pro některé situace je vhodnější styl demokratický či skupinový. K rozhodování který přístup zvolit se používá sada sedmi otázek pomocí kterých by mělo být možné popsat celou situaci a určit styl vedení:

  • Má problém kvalitativní požadavky?
  • Mám dostatek informací ke kvalitnímu rozhodnutí?
  • Je problém Strukturován?
  • Je dležité pro efektivní zavedení, aby podřízení přijali rozhodnutí?
  • Rozhodnu-li sám, lze předpokládat, že podřízení toto přijmou?
  • Sdílejí podřízení organační cíle, kterých má být při řešení dosaženo?
  • Lze předpokládat, že vybrané řešení vyvolá konflikt mezi podřízenými?

Na jejich základě se odvodí nejvhodnější sty vedení pro danou situaci a to jeden z těchto pěti základních stylů vedení :

  • Autokratický styl (AI) = manažer sám řeší problém
  • Autokratický styl (AII) = manažer sám rozhoduje na základě informací od podřízených
  • Konzultativní styl (CI) = manažer konzultuje jednotlivě s podřízenými konzultaci, jak by problém řešili, vše zváží a rozhodne se sám
  • Konzultativní styl (CII) = manažer problém řeší kolektivně na poradě a konzultuje možná řešení, pak vše zváží a rozhodne se sám
  • Skupinový styl rozhodování (GII) = všichni společně se snaží nalézt řešení, manažer má roli koordinátora, je připraven vzít na sebe odpovědnost za rozhodnut

Související pojmy a metody:

Související osobnosti:

Сувисейская область řízení:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *