Мораль в обществознании это: 1.15. Мораль. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

Мораль в обществознании — понятие, признаки и функции

Мораль — это в обществознании одна из ключевых характеристик человека, которая определяет не только его поведение, поступки, но и внутренние стремления, мотивы, выбор способов достижения жизненных целей.

Вокруг этого понятия постоянно стоят споры, ведутся горячие дискуссии и возникают недоразумения.

Стоит только случиться где-то какому-нибудь неоднозначному событию, как ту же его участники подвергаются тщательному анализу и обсуждению, и на первый план практически всегда выходят вопросы нравственной морали, человечности.

Ценности человека – это очень сложные вещи, в которых порой непросто разобраться. Приемлемые в обществе правила поведения, общения, способы заработка денег и тому подобное постоянно заставляют философов, социологов и представителей религии снова и снова возвращаться к вопросам морали.

Рассмотрим это понятие более подробно и попытаемся понять, что же это такое – мораль.

Мораль — понятие и происхождение

Сам термин мораль, который на латыни звучит, как moralitas, был введен в обиход великим философом Древнего Рима Цицероном.

В общих чертах под этим термином характеризуются принятые в данном обществе взгляды на то, что хорошо и что плохо, что стоит считать злом, а что относится к добру, какая разница между правильными и неправильными поступками и т. д.

В каждой отдельной социальной группе могут быть совершенно разные представления о морали, поэтому нередко этот термин используется в применении не ко всему обществу в целом, а к отдельным его частям: буржуазная мораль, христианская мораль и тому подобное.

Та часть морали, которая наиболее понятна и близка всем членам ее общества, считается общественной.

Характеристика данного понятия в русском языке тесно переплетается с нравственностью. Чаще всего данные слова считаются синонимами. Происхождение же упомянутого выше латинского слова moralitas обязано понятию mores, что с латыни обозначает общепринятые в обществе традиции.

Когда вопросы нравственности впервые пришли в головы людей – сказать невозможно. Скорее всего, что эта проблема существовала ровно столько, сколько существует человечество. Но постепенно она все более усложнялась и меняла свои формы.

Отличительные признаки

Так как в области психологии у людей существует масса сходных между собой терминов (моральность, религиозность, нравственность и т. д.), то возникает проблема как-то обособить и выделить именно рассматриваемое понятие.

Какой существует отличительный признак именно морали, по которому ее нельзя спутать с другими сходными терминами?

Все философские категории часто сильно соприкасаются между собой, но разделить их все же можно.

К примеру, если отличительной особенностью искусства является влияние на эмоциональное состояние человека, религии – на ее отношение к всевозможным сверхъестественным явлением, то мораль отличается тем, что поднимает вопросы разделения добра и зла, правильного и неправильного.

Функции морали

Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.

Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:

  1. Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
  2. Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми. Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
  3. Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
  4. Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
  5. Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.

Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.

Морально-этические нормы

Под морально-этическими нормами понимается набор понятий, которые культивируются и приветствуются в данном обществе, так как именно они позволяют добиться мирной жизни, сплоченности, минимизации деструктивного поведения отдельных индивидов и т. д.

Примеры таких норм может видеть каждый: мы уступаем старикам и беременным в метро и трамвае, здороваемся со старшими, подаем руку выходящей из транспорта даме.

Во всем этом нет жизненной необходимости, но воспитанные люди, признающие действующие морально-этические нормы и воспитанные в их парадигме, делают это, чтобы выразить свою принадлежность к культурным людям.

Этика подразумевает, что человек уважает имеющиеся общественные устои и готов им подчиняться, часто даже против собственного желания и в не самых подходящих условиях (особенно актуально для детей).

Предел идеала в этом плане – если человек не отказывается от установленных правил даже в самых экстремальных ситуациях, таких как войны, нахождение в заключении и т. п.

Моральные принципы

Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.

Выглядят они следующим образом:

  1. Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.
  2. Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.
  3. Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.
  4. Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива. Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
  5. Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке. Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.

Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

Чем отличается мораль от нравственности

Понятия морали и нравственности очень близки и часто школьники, студенты и даже взрослые люди путаются в них.

Значение каждого термина уже упоминалось выше, пусть и кратко, а вот отличие здесь состоит в следующем: нравственность связана не с общественными устоями, как рассматриваемое понятие, а с внутренним настроем человека, его духовной сферой.

Мораль в обществе может изменяться прямо на глазах в зависимости от различных событий и обстоятельств, нравственность же составляет базовую характеристику личности, основные черты которой сохраняются в любых условиях, невзирая на пол, возраст и социальное положение.

Следует учесть: нередко нравственность воспринимается как синоним моральности, но это является ошибкой.

Соотношение понятий мораль и этика

Морализм и этика – также понятия достаточно разные и путать их нельзя.

Этика – это набор внешних правил поведения индивида в данном обществе.

Конечно, правила этики напрямую выходят из действующих в обществе моральных принципов и устоев, но это понятие более узкое и к нему выставляются существенно меньшие требования.

Некоторые исследователи даже считают, что главная функция рассматриваемого термина – именно генерация этических норм, но это довольно узкий взгляд.

В качестве заключения стоит отметить, что мораль, а также задачи, которые ставятся перед этим понятием – это сложные общественные и философские вопросы, которые занимают умы лучших людей в течение тысячелетий.

Разные виды сообществ, мировоззрений и психотипов людей могут смотреть на эти вещи по-разному, но все они стремятся к тому, чтобы объединиться в единую систему ценностей и дать человечеству более четкие ориентиры правильного поведения.

Понятие «мораль». Функции и категории морали. Мораль и нравственность

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает

Табу 

Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ

Родовой строй

Обычай

Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения

Моральные правила

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций

  • Регулятивная 

Мораль регулирует отношения между людьми, поведение человека во всех сферах общественной жизни.

  • Воспитательная 

Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

  • Ценностно-ориентационная 

Мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).Мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.

  • Коммуникативная 

Мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.

  • Координационная

Мораль объединяет людей в разных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

  • Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
  • Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
  • Имеют один объект регулирования — общественные отношения
  • Выступают мерой свободы в обществе
  • Связаны с категорией «социальная справедливость»
  • Имеют сходную структуру
Различия
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Мораль. Функции. |

Мораль. Функции.

Функции морали – это роли, которые мораль играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие. Функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Функции морали.

Регулятивная.  Моральные нормы способны регулировать поведение отдельного человека, а также взаимодействия между собой групп людей.

Оценочная. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого, честного и бесчестного, выражается в похвале, критике, осуждении и т.д.

Воспитательная. Моральные принципы формируют сознание людей, способствует понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

Контролирующая. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

Интегрирующая. Следование нормам морали объединяет человечество. Мораль позволяет людям жить в одной системе ценностей, понимать друг друга, быт готовыми прийти на помощь и оказать поддержку.

Познавательная. Моральные принципы – информация, которую получает человек о характере взаимодействия общественных и личных интересов, о необходимом поведении в обществе. Эти знания ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяют предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам

Мотивационная. Эта функция выражается в мотивации, направлении, по которому человек идёт, совершая поступки, у человека появляется желание жить по законам добра и справедливости.

Коммуникативная. Моральные принципы, законы способствуют налаживанию добрых отношений между людьми, построенных на взаимопонимании и уважении.

Прогностическая. Мораль позволяет с помощью идеальных «моделей» справедливого устройства общества, путем нравственного предвосхищения угадывать, какими должны быть отношения в обществе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

.

Лекция 15. Мораль



Лекция 15. Мораль

Мораль — форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле. Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.

Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу — это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.

С развитием общества возникали обычаи — исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение. Обычай — привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений — личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию — многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.

Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что «так принято». Традиции же облекаются эмоциональной окраской — стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.

Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:
— регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
— мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать. Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
— ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
— конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
— координационная — мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;

 — воспитательная — мораль влияет на воспитание человека.

Многие учёные смешивают понятие морали и нравственности. Тем не менее, можно проследить тонкости различий в их понимании. Мораль — это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность — конкретные принципы реального поведения человека.

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования — общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру — включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.

Однако, можно выделить и различия норм морали и права:
— мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
— нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
— за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
— нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
— моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.

Моральные принципы, — правила поведения, — являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.

Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить «золотое правило нравственности», высказанное ещё Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Важнейшим моральным принципом является также гуманизм — человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии. Другой нравственный принцип — моральная автономия личности. Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм — человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Мораль

Мораль – форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.

Структура морали строится на следующих составляющих:

  • Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
  • Личностные качества (благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
  • Моральные  ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
  • Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)

Мораль берет начало из таких исторических форм, как:

  1. Табу (характерно для родоплеменного строя общества) – строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
  2. Обычай – принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
  3. Традиция – некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
  4. Нормы современной морали.

Центральные функции морали:

Функции

Объяснение

Примеры

Регулятивная

Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества.

Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети – это цветы жизни и их нельзя обижать.

Мотивационная

Служит побудительным условием к совершению поступков.

Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе — нельзя.

Ценностно-ориентировочная

Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится.

Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам.

Воспитательная

Формирует принципы и нормы поведения у человека.

Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте.

Прогностическая (координационная)

Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей).

Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её.

Следует отличать мораль от нравственности. Мораль – это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственность представляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.

1.15 Мораль


Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. 1


Выделяют светскую и религиозную мораль.


  • Светская мораль — отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

  • Религиозная мораль — совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. 2


  


Функции морали:


  • Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.

  • Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.

  • Воспитательная функция занимаетсяформированием системы моральных ценностей.

  • Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.

  • Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков. 3


 


Мораль и право


Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования — общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру — включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные. 


Однако, можно выделить и различия норм морали и права:


  • мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;

  • нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;

  • за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;

  • нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;

  • моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально. 4


 


Нравственная культура личности


Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.


Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.


Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:


  • «Золотое правило» нравственности — в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

  • Моральная автономия личности — этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

  • Гуманизм — человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.


Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. 5

1.15 Мораль

Видеоурок: 

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

                                                     «Крошка сын к отцу пришел,

                                                         и спросила кроха:

                                              — Что такое хорошо

                                                      и что такое плохо?».

                                                                                     (Маяковский В.В.)

Лекция: 

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы. 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

Функции морали

  • Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
  • Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками. 
  • Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу. 
  • Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

Связь морали с другими институтами духовной сферы

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.  


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мораль в системе социальных норм»


Интеллект-карта по обществознанию №15

Основы социальной морали

Почему нам нужна социальная мораль? Почему людям нужно начинать подписываться
социальной морали, даже если они считают себя моральными? Включи телевизор
в местные новости, и вы это увидите. Мы не ладим и живем вместе
Фактически, мы как общество медленно разрушаем общество. Почему это, потому что мы
не следуйте социальной морали.

Мы должны признать, что мы рационально мыслящие люди,
и как разумно мыслящие существа мы должны спросить себя: «Действуем ли мы морально?».Как у нас
слившись в глобальное общество, существует потребность в глобальной системе морали и
ценности. Даже если вы считаете, что действуете морально, думайте обо всех своих действиях.
в данный день: «Морально ли каждое действие?». Возможно ли, что ваша мораль
слегка перекосились? Как разумные существа мы обязаны следовать системе
морали и ценностей, но действительно ли мы думаем о нашей морали и ценностях.

Почему разумное существо не хотело бы жить в обществе, где его ценят как
неотъемлемый член, а не какое-то средство для достижения цели.В нашем создании
одноразового общества, жизни, мысли и эмоции людей также
стать одноразовым, как и все, что в пределах досягаемости.

Во времена великих трагедий и страданий мы будем относиться друг к другу морально, и
объединяются как сообщество, большое общество, чтобы помогать друг другу. Однако как
общество, в опыте с теми, с кем мы встречаемся в течение дня, мы относимся друг к другу
аморально. Мы относимся друг к другу как к одноразовому средству в корыстных целях.Большинство людей
в некоторых отношениях «в этом для себя», спрашивая «как это приносит пользу
меня? », не зная, что если это приносит пользу обществу, то приносит пользу каждому.

Нас постоянно бомбардируют изображениями в СМИ, которые поддерживают общество с недостатками
морали. Хотя есть поправка первая, человек должен быть нравственным.
«То, что вы можете это сказать, не означает, что вы должны это говорить». Даже в тумане
негативных изображений, мы все еще можем видеть примеры, когда общество требует
социальная мораль.Это очевидно в песнях, фильмах и других средствах массовой информации.

Как глобальное общество, у нас нет морали и ценностей, которые бы определяли наши действия, поэтому мы
не могут жить как общество, тем более глобальное общество. Со свободной волей
мы выбираем, кому мы нравимся, а к остальным относимся аморально. Мы сейчас живем
в обществе, движимом выживанием наиболее приспособленных, и обычно наиболее приспособленные имеют
заканчивается деньгами. Общество стало, если оно делает человека счастливым, то морально
право.Нам нужно начать понимать, что то, что приносит пользу одному из нас, приносит пользу всем нам,
поскольку мы все глобально связаны.

Посмотрите, куда мы пришли как общество и что оно делает с нашим обществом? Мы
живут в то время, когда у людей больше нет общественно-нравственной системы, и как
в глобальном обществе мы действуем безнравственно. Никто не живет изолированно сам по себе, поэтому
все как часть этого глобального общества должны следовать одной и той же системе морали
и ценности.Каждый может признать, что мы глобально связаны, что происходит в одной части
мира оказывает влияние на остальной мир, и поэтому мы глобально
связано. Как глобальное общество, мы должны вернуться к системе морали, которая
каждое разумное существо может следовать социальной морали.

Большинству людей может казаться, что они уже следуют системе морали и ценностей, но что?
это высшая мотивация? Большинство людей поступят хорошо, если им это принесет пользу.
делать добро ради нравственности.Как рационально разумно мыслящий человек
существа, мы должны вести себя морально.

[Узнать больше]

,

Мораль и нравственность: критическая перспектива социальных наук

Философы всегда интересовались вопросами морали, но обществоведы в целом неохотно обсуждали мораль и мораль. Это действительно парадокс, поскольку сомнение в моральном измерении человеческой жизни и социальных действий было неотъемлемой частью их дисциплин.

Ключ к разгадке этого парадокса заключается в противоречии между описательным и предписывающим призванием социальных наук: является ли ожидаемый результат изучения морали лучшим пониманием социальной жизни или конечной целью науки о морали является улучшение общества. ? В начале двадцатого века немецкий социолог Макс Вебер, следуя первой линии, выступал за свободное от ценностей исследование оценочных суждений, исследуя, например, роль протестантской этики в зарождающемся духе капитализма.Его французский современник Эмиль Дюркгейм, более восприимчивый ко второму варианту, твердо верил, что исследования морали не будут стоить того труда, в котором они потребуются, если бы ученые оставались смиренными наблюдателями моральной реальности, — позиция, которая не помешала ему предложить строгое объяснение этого явления. почему мы соблюдаем коллективные правила. Эта диалектика между исследованием норм и их продвижением, между анализом того, что считается хорошим, и утверждением того, что хорошо, таким образом, лежит в основе социальных наук с момента их зарождения.

Для антропологии проблема была еще более важной, поскольку конфронтация с другими культурами и, следовательно, с другими моральными принципами привела к бесконечной дискуссии между универсализмом и релятивизмом. Учитывая разнообразие норм и ценностей во всем мире и их трансформацию с течением времени, следует ли утверждать, что некоторые из них лучше, или признать, что все они просто несоизмеримы? Большинство антропологов, от американского отца культуризма Франца Боаса до французского основателя структурализма Клода Леви-Стросса, придерживались второго подхода, несомненно подкрепленного открытием исторических катастроф, порожденных идеологиями, основанными на человеческой иерархии, независимо от того, служат ли они для оправдания истребления в случае нацизма, эксплуатации в целях колониализма или сегрегации апартеидом.Эти дебаты недавно возобновились с таких вопросов, как женское обрезание (переименованное в калечащие операции на половых органах) и традиционные супружеские стратегии (переквалифицированные в принудительные браки), при этом многие феминистки выступали за морально ориентированные исследования, когда дело доходило до практики, которую они считали неприемлемой.

Принимая во внимание эти трудности, научные, но также политические и этические, тем более примечательно, что социальные науки реинвестировали в сферу морали и морали в течение последнего десятилетия.Эта эволюция отражает более широкую тенденцию в современных обществах, где моральные вопросы стали центральными в общественной сфере, до такой степени, что большинство сфер деятельности стали заниматься моральными оценками и оправданиями. Права человека вошли в пространство международных отношений, военные операции были представлены как гуманитарные войны, биоэтика изменила границы медицинских исследований, жадность в финансах была осуждена как неэтичная, сострадание стало политической добродетелью, бедность оценивалась в соответствии с заслуга.В этих изменяющихся обстоятельствах обществоведы не могли больше игнорировать растущее публичное присутствие моральных вопросов, чей опыт даже иногда запрашивался.

Здесь важно понимать глубокую теоретическую и методологическую разницу между социальными науками и философией, но также все в большей степени эволюционными и когнитивными науками в их подходах к моральным проблемам. Философы, биологи и психологи прибегают к редукции — обычно к чисто моральным дилеммам, обычно приводящим к простым альтернативам, которые не отражают реальность, но формализуют ее, чтобы произвести концептуализацию.В этом ключе ученые-эволюционисты и когнитивисты недавно предложили универсальную моральную грамматику, которую можно рассматривать как элементарные формы моральных суждений и моральных чувств. Напротив, социологи, антропологи и историки имеют дело со сложными и нечистыми ситуациями — потому что это реальность человеческой жизни и социальной деятельности. Границы между моральными проблемами и политическими, экономическими, религиозными, правовыми, эстетическими и социальными вопросами часто стираются. Социологи из своих наблюдений знают, что универсальной морали не существует.Даже убийство можно осудить или похвалить в зависимости от культурной среды, исторических моментов и конкретных контекстов.

Именно для осознания этой сложности и нечистоты морали и морали в современных обществах была задумана программа «К критической моральной антропологии», финансируемая Европейским исследовательским советом. Этот совместный проект объединяет группу из двенадцати социологов, антропологов и политологов. Он развивается по обе стороны Атлантики: в Париже, в Высшей школе социальных наук, и в Принстоне, в Институте перспективных исследований, используя преимущества присутствия членов, одновременно исследующих аналогичные вопросы с помощью разных объектов.Он имеет как теоретическое, так и эмпирическое измерение. С одной стороны, он предлагает критическое исследование новой области антропологии морали и морали, связывая моральные вопросы с их историческим формированием и политическим фоном. С другой стороны, он включает исследование того, как обращаются с иммигрантами и меньшинствами такие учреждения, как полиция, правосудие, тюрьмы, социальная служба и система психического здоровья во Франции, формулируя моральную экономию этих вопросов на национальном уровне. и моральная работа социальных агентов в их соответствующих институтах.

Действительно, иммигранты и меньшинства во многих обществах представляют собой наиболее маргинализированные, стигматизированные и дискриминируемые слои населения. Учреждения, с которыми они имеют дело, являются частично репрессивными (полиция, правосудие, тюрьмы) и частично реабилитационными (социальная работа, психическое здоровье). В обоих случаях технические аспекты каждой профессии (закон, наблюдение, помощь, психиатрия) не полностью учитывают принятые решения или отношение к общественности: всегда присутствует моральная оценка — прямо или косвенно.Офицеры полиции, судьи и охранники, а также социальные работники и медицинские работники используют моральные категории для дисквалификации или освобождения от ответственности, построения моральных сообществ для исключения или включения, разработки моральных оправданий жестокому обращению или уважению. Конечно, эти моральные разработки не порождены социальной пустотой. Фактически, научная задача состоит в том, чтобы понять, как общественные дискурсы и государственная политика влияют на институциональную и профессиональную практику — и, в свою очередь, консолидируются или иногда переформулируются с помощью последних.Другими словами, мы стремимся понять, как артикулируются макросоциальное (политика и политика) и микросоциальное (убеждения и практики), что является одним из основных теоретических вопросов, если не загадкой, для социологов.

Рассмотрим, например, административный и судебный процесс, посредством которого рассматриваются заявления лиц, ищущих убежища, для определения того, будет ли им предоставлен статус беженца. В Европе публичные дискуссии о так называемых «фиктивных беженцах» постепенно проникают в повседневную работу офицеров и магистратов, отвечающих за оценку заявителей.В то время как доверие было обычным явлением три десятилетия назад, когда девяти просителям убежища из десяти был предоставлен драгоценный статус, подозрение стало правилом, что привело к все более низким показателям признания, в настоящее время до двух из десяти. В этом новом контексте, когда очень трудно установить правдивость их рассказов, искренность соискателей в большей степени оценивается через сочувствие, вызванное их проявлением эмоций. Как это ни парадоксально, но чем суровее приговоры, тем больше судьи убеждены в их справедливости.Для них потеря доверия к словам соискателей убежища имеет своим следствием растущую ценность убежища как абстрактного принципа — до такой степени, что оно становится недоступным. В конечном итоге, политики видят свои сомнения относительно правдивости отчетов и искренности кандидатов, подтверждаемые низкими показателями признания. Таким образом, нормы и ценности циркулируют между макросоциальным и микросоциальным, между национальными форумами, где обсуждаются иммиграционные вопросы, и местными бюрократическими аппаратами, где принимаются жизненно важные решения.Таким образом, моральная экономика убежища глубоко укоренилась в политических вопросах и зависит от социальных вопросов.

Для понимания таких взаимосвязанных масштабов и взаимосвязанных сфер предпочтительным методом является этнография, то есть частичное наблюдение в течение продолжительных периодов времени за деятельностью профессионалов в соответствующих учреждениях: полиция на улицах, магистраты в суды, охранники в тюрьмах, социальные работники в их администрации, психиатры в их больницах.Это означает переориентацию традиционных полевых исследований. Антропологи давно изучают далекие и изолированные этнические группы. Они обнаружили, что их место также и дома, где определенные социальные миры, возможно, не менее экзотичны или не менее искажены, чем то, что они привыкли называть «примитивными обществами». В частности, исследование морали и морали дает возможность одновременно охватить общие нормы и ценности в разных социальных мирах, а также особые правила и чувства, которые объединяют каждый из них, — удачное дополнение к тому, что Клиффорд Гирц, профессор-основатель Школы Института Социальные науки, рассматриваемые как «этическое измерение антропологической полевой работы».”

Гуманитарная причина: моральная история настоящего

Клиффорд Гирц с грустью прокомментировал последствия цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии. , , эта «гибель в таких масштабах, разрушение не только отдельных жизней, но и целых их популяций, угрожает убеждению, которое, возможно, больше всего примиряет многих из нас, в той мере, в какой это происходит в этом мире, с нашей собственной смертностью: хотя мы мы можем погибнуть, сообщество, в котором мы родились, и тот образ жизни, который он поддерживает, каким-то образом продолжат жить.Можно расширить это глубокое понимание, предположив, что значение такой гибели не только в том, что мы оплакиваем возможно потерянный мир, все следы которого могут даже исчезнуть; это также наше чувство принадлежности к более широкому моральному сообществу, существование которого проявляется в сострадании к жертвам. Для внимательного наблюдателя за цунами впечатляющие масштабы потерь с десятками тысяч жертв были столь же значимы, как беспрецедентное проявление солидарности с ее помощью на миллиарды долларов.Мы оплакивали их погибших, но праздновали нашу щедрость. Сила этого события заключается в редком сочетании трагедии разорения и пафоса помощи. , , , Обрисованный таким образом нравственный ландшафт можно назвать гуманизмом. Хотя обычно это считается само собой разумеющимся как простое расширение предполагаемой естественной человечности, которая от природы связана с тем, что мы являемся людьми, гуманизм — относительно недавнее изобретение, которое поднимает сложные этические и политические вопросы. , , ,

2010 год начался с ужасного землетрясения на Гаити, которое вызвало заметную мобилизацию во всем мире, особенно из Франции и США.Фактически мы стали свидетелями соревнования между двумя странами, правительства и население которых соперничали друг с другом в заботе о жертвах, щедро посылая войска, врачей, товары и деньги, вызывая подозрения в преследовании целей, отличных от чистой доброжелательности по отношению к нация, которая последовательно угнеталась первыми и эксплуатировалась вторыми. Это соревнование, безусловно, было вызвано доброй волей, и не следует преуменьшать альтруистическое участие и благотворительные усилия отдельных лиц, организаций, церквей и даже правительств, участвующих в лечении раненых, а затем в усилиях по восстановлению.Тем не менее, нельзя не думать о том, насколько полезной была эта щедрость. На мгновение у нас возникла иллюзия, что мы живем в общем человеческом состоянии. Мы можем забыть, что только 6% гаитян, ищущих убежища, получают статус беженца во Франции, что представляет собой один из самых низких показателей по стране, намного отставая от тех, кто приехал из явно мирных стран, или что тридцать тысяч гаитян были в списках депортации США Иммиграционное и таможенное управление. Катаклизм, казалось, стер воспоминания о французской и последующей эксплуатации острова американцами.Наш ответ на это означал обещание возмещения ущерба и надежду на примирение.

В современных обществах, где неравенство достигло беспрецедентного уровня, гуманизм пробуждает фантазию о глобальном моральном сообществе, которое все еще может быть жизнеспособным, и ожидание того, что солидарность может иметь искупительную силу. Это светское воображаемое общение и искупление подразумевает внезапное осознание фундаментально неравноправного человеческого состояния и этической необходимости не оставаться пассивным в отношении этого во имя солидарности — каким бы эфемерным оно ни было и каким бы ограниченным воздействием эта необходимость ни оказывала.Гуманитаризм обладает этой замечательной способностью: он бессмысленно и иллюзорно устраняет противоречия нашего мира и делает невыносимую несправедливость в некоторой степени терпимой. Отсюда и его единодушная сила. — Дидье Фассен в книге «Гуманитарная причина: моральная история настоящего», (University of California Press, 2011)

Подробную информацию об этом исследовании можно найти на веб-сайте http://morals.ias.edu/, включая соответствующие публикации, программы семинаров и соответствующие библиографии.

.

Новая наука о нравственности, часть 1



Джонатан Хайдт: Как первый выступающий, я хотел бы поблагодарить Edge Foundation за то, что они собрали всех нас вместе и собрали всех вместе в этом прекрасном месте. Я с нетерпением жду этих разговоров со всеми вами.

Недавно я был на конференции по моральному развитию, и один известный моральный психолог Кольберга встал и сказал: «Моральная психология умирает». И я подумал, что, может быть, в вашем районе стоимость недвижимости резко падает, но в остальной части города мы переживаем ренессанс.Мы живем в золотой век.

Мой собственный район — это район социальной психологии, и это очень, очень весело, потому что все эти действительно великие этнические группы переселяются в соседние дома. В нескольких кварталах я могу найти когнитивных нейробиологов и приматологов, психологов развития, философов-экспериментаторов и экономистов. Мы живем в золотой век. Мы переживаем новый синтез этики, который Э. Уилсон призвал в 1975 году. Мы живем в эпоху согласованности.

Мы уверены, что сегодня по многим пунктам не согласны, но я думаю, что все мы здесь согласны по ряду вещей. Мы все согласны с тем, что для понимания морали нужно думать об эволюции и культуре. Вы должны кое-что знать о шимпанзе, бонобо, младенцах и психопатах. Вы должны знать разницу между ними. Вы должны изучить мозг и разум, и вы должны собрать все это воедино.

Я надеюсь на эту конференцию, что мы сможем отметить многие наши точки согласия, а также наши разногласия.Я надеюсь, что люди, которые смотрят эти переговоры в Интернете, уйдут, разделяя наше чувство энтузиазма, оптимизма и взаимного уважения.

Когда я был аспирантом в Филадельфии, у меня был действительно странный опыт в ресторане. Я гулял по Каштановой улице и увидел ресторан «Настоящий вкус». И я подумал, ну ладно, а каков настоящий вкус? Я вошел внутрь и посмотрел меню. В меню было пять разделов. Они назывались «коричневый сахар», «мед», «патока» и «искусственные вещества».«И я подумал, что это действительно странно, подошел к официанту и сказал:« Что происходит? Разве вы не разносите еду? »

Оказывается, официант был на самом деле владельцем ресторана и единственным работником. И он объяснил мне, что это был батончик для дегустации подсластителей. Он был первым в мире. А подсластители из 32 стран. Он сказал, что у него не было опыта работы в пищевой промышленности, он никогда не работал в ресторане, но он был доктором наук.D. биолог, работавший в Центре химических чувств Монелла в Филадельфии.

И в своем исследовании он обнаружил, что из всех пяти вкусовых рецепторов … вы знаете, есть сладкий, кислый, соленый, горький и пикантный … когда люди ощущают сладкий вкус, они получают наибольшее количество дофамина. И это подсказало ему, что сладость — это истинный вкус, тот, которого мы больше всего жаждем. И он подумал, рассуждал он, что было бы наиболее эффективно иметь ресторан, который фокусируется только на этом рецепторе, что максимизирует единицы удовольствия на калорию.Так он открыл ресторан.

Я спросил его: «Ну, хорошо, как дела?» И он сказал: «Ужасно. Но, по крайней мере, у меня дела обстоят лучше, чем у аптекаря с улицы, открывшего бар с дегустацией соли». (Смех).

Конечно, со мной этого не случилось, но это метафора того, что я чувствую, когда читаю моральную философию и немного моральной психологии. Нравственность такая сложная и богатая. Он такой многогранный и противоречивый. Но многие авторы сводят его к единому принципу, который обычно представляет собой некий вариант максимизации благосостояния.Так что это будет сахар. А иногда это справедливость и связанные с ней понятия справедливости и прав. И это будет аптека на улице. В общем, есть два ресторана на выбор. Есть утилитарная решетка и деонтологическая закусочная. Это почти все.

Нам нужны метафоры и аналогии, чтобы думать о сложных темах, например о морали. В последние годы Марк Хаузер и Джон Михаил провели аналогию: мораль подобна языку.И я думаю, что это очень и очень хорошая метафора. Он освещает многие аспекты морали. Я считаю, что это особенно хорошо для последовательностей действий, которые происходят во времени с различными аспектами намеренности.

Но, как только мы расширяем область морали за пределы вреда, я обнаруживаю, что метафоры, извлеченные из восприятия, становятся более проясняющими, более полезными. Я не пытаюсь сказать, что языковая аналогия неверна или неполна. Я просто говорю, давайте подумаем о другой аналогии, аналогии восприятия.

Итак, если вы думаете о зрении, осязании и вкусе всех трех органов чувств, наши тела построены с небольшим количеством специализированных рецепторов.Итак, в глазу у нас есть четыре типа клеток сетчатки, которые обнаруживают разные частоты света. В нашей коже есть три типа рецепторов температуры и давления, а также повреждения тканей или боли. На нашем языке есть пять видов вкусовых рецепторов.

Я считаю, что вкус — это самый близкий, самый богатый источник понимания морали. Во-первых, связь между вкусом, аффектом и поведением настолько ясна, насколько это возможно. Вкусы бывают хорошие или плохие. Хороший вкус, сладкий и соленый, и в некоторой степени соленый, заставляют нас чувствовать: «Я хочу большего.«Они заставляют нас хотеть приблизиться. Они говорят:« Это хорошо ». В то время как кислое и горькое говорят нам:« Эй, отойди, остановись ».

Во-вторых, метафора вкуса настолько хорошо согласуется с нашей интуитивной моралью, что мы часто используем ее в нашем повседневном моральном языке. Мы называем действия «безвкусными», «оставляющими неприятный привкус» во рту. Мы корчим отвращение в ответ на определенные нарушения.

В-третьих, каждая культура строит свою собственную кухню, свой собственный способ удовлетворить вкусовые рецепторы.Вкусная аналогия касается универсального, то есть вкусовых рецепторов морального разума, в то время как оставляет много места для культурных различий. Каждая культура придумывает свой собственный способ удовлетворить эти рецепторы, используя местные ингредиенты, опираясь на исторические традиции.

В-четвертых, у метафоры отличная родословная. Он был использован 2300 лет назад в Китае Менсием, который писал: «Нравственные принципы нравятся нашему уму, как говядина, баранина и свинина радуют наш рот». Это тоже было фаворитом Дэвида Хьюма, но я вернусь к этому.

Итак, моя цель в этом докладе — развить идею о том, что моральная психология в некоторых важных отношениях похожа на психологию вкуса. Опять же, я не возражаю против языковой аналогии. Я просто предлагаю, чтобы вкус тоже очень полезный. Это помогает показать нам мораль в ином свете. Это подводит нас к другим выводам.

Как некоторые из вас знают, я являюсь соавтором теории под названием Теория моральных основ, которая определяет небольшой набор социальных рецепторов, которые являются началом морального суждения.Они подобны вкусовым рецепторам морального разума. Я упомяну эту теорию еще раз в конце своего выступления.

Но прежде чем я вернусь к рецепторам вкуса и моральным устоям, я хочу поговорить о двух гигантских предупреждающих флажках. Две статьи опубликованы в журнале «Behavioral and Brain Sciences» под мудрой редакцией Пола Блума. И я думаю, что эти статьи настолько важны, что отрывки из этих двух статей должны быть размещены на факультетах психологии по всей стране, точно так же, как когда вы идете в рестораны, у них есть, вы знаете, Как помочь Удушающая жертва.А по закону в некоторых штатах это должно быть в ресторанах. (Смех).

Итак, первая статья Джо Хенрича, Стива Хайне и Ара Норензаяна называется «Самые странные люди в мире», и она была опубликована в прошлом месяце на BBS. Авторы начинают с того, что отмечают, что психология как дисциплина является особой из всех областей науки, которая является самой американской. Семьдесят процентов всех ссылок в крупных психологических журналах относятся к статьям, опубликованным американцами. В химии же, напротив, всего 37%.Это серьезная проблема, потому что психология различается в зависимости от культуры, а химия — нет.

Итак, в статье они начинают с обзора всех исследований, которые они могут найти, которые противопоставляют людей в индустриальных обществах малым. И они показывают, что индустриальные люди разные, даже на довольно низком уровне обработки восприятия, пространственного познания. Индустриальные общества думают иначе.

Следующий контраст — западное и незападное в крупных обществах.И там они также обнаруживают, что жители Запада отличаются от людей, не относящихся к Западу, в частности, по некоторым вопросам, имеющим отношение к моральной психологии, таким как индивидуализм и самоощущение.

Их третье отличие — Америка против остального Запада. И здесь американцы тоже выделяются, они наиболее индивидуалистичны и аналитичны в своем стиле мышления.

И последнее отличие состоит в том, что в Соединенных Штатах они сравнивают высокообразованных американцев с теми, кто ими не является.Тот же образец.

Все четыре сравнения указывают на одно и то же и приводят их к одному и тому же выводу, который я сделал здесь, в вашем раздаточном материале. Я просто прочитаю. «Бихевиористы регулярно публикуют обширные утверждения о человеческой психологии и поведении, основанные на образцах, взятых полностью из западных, образованных, индустриальных, богатых и демократических обществ». Аббревиатура WEIRD. «Наши результаты показывают, что члены СТРАННЫХ обществ относятся к наименее репрезентативным популяциям, которые можно найти для обобщения о людях.В целом эти эмпирические закономерности предполагают, что нам нужно быть менее бесцеремонным в решении вопросов человеческой природы на основе данных, взятых из этого особенно тонкого и довольно необычного среза человечества ».

Пока я читал статью, в терминах o

.

Насколько хорошо сотрудничать? Проверка теории морали как сотрудничества в 60 обществах — ScienceDaily

Антропологи из Оксфордского университета обнаружили семь универсальных правил морали, которые они считают.

Правила: помогать своей семье, помогать своей группе, оказывать помощь, проявлять храбрость, подчиняться начальству, справедливо распределять ресурсы и уважать собственность других — были обнаружены в ходе опроса 60 культур со всего мира.

В предыдущих исследованиях некоторые из этих правил рассматривались в некоторых местах, но ни одно из них не рассматривало их все в большой репрезентативной выборке обществ.Настоящее исследование, опубликованное в томе 60, вып. 1 выпуск Current Anthropology , подготовленный Оливером Скоттом Карри, Дэниелом Остином Маллинсом и Харви Уайтхаусом, является крупнейшим и наиболее полным межкультурным исследованием морали, когда-либо проводившимся.

Команда из Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии (входит в Школу антропологии и музейной этнографии) проанализировала этнографические описания этики 60 обществ, содержащие более 600 000 слов из более чем 600 источников.

Доктор Оливер Скотт Карри, ведущий автор и старший научный сотрудник Института когнитивной и эволюционной антропологии, сказал: «Споры между моральными универсалистами и моральными релятивистами бушевали веками, но теперь у нас есть некоторые ответы. Люди повсюду сталкиваются с аналогичным набором проблем. социальных проблем и использовать аналогичный набор моральных правил для их решения. Как и предполагалось, эти семь моральных правил, по-видимому, универсальны для разных культур. Все повсюду разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество и продвижение общего блага является правильным делать.«

Исследование проверило теорию о том, что мораль развивалась, чтобы способствовать сотрудничеству, и что, поскольку существует много типов сотрудничества, существует много типов морали. Согласно этой теории «морали как сотрудничества», родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (сила и безопасность заключаются в количестве) и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, чувствуем вину и благодарность, исправляемся и прощаем.А разрешение конфликтов объясняет, почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях доблести, таких как храбрость и великодушие, почему мы полагаемся на наше начальство, почему мы справедливо разделяем спорные ресурсы и почему мы признаем предыдущее владение.

Исследование показало, во-первых, что эти семь форм сотрудничества всегда считались морально хорошими. Во-вторых, примеры большей части этих нравов можно найти в большинстве обществ. Важно отметить, что не было никаких контрпримеров — нет обществ, в которых любое из этих действий считалось бы морально плохим.В-третьих, эти нравы с одинаковой частотой наблюдались на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.

Амхара Эфиопии «пренебрежение обязанностями родства рассматривается как постыдное отклонение, указывающее на злой характер». В Корее существует «эгалитарная общинная этика [взаимопомощи и сотрудничества между соседями [и] сильной внутригрупповой солидарности». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни Гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей Гаро.«Среди масаев все еще очень уважают тех, кто цепляется за воинские добродетели», и «бескомпромиссный идеал высшей воинственности [включает] аскетическую приверженность самопожертвованию … в пылу битвы как высшее проявление храбрости верность ». Бемба проявляют« глубокое чувство уважения к авторитету старейшин ».« Идея справедливости »Капауку называется« ута-ута, половина-половина … [значение которой] очень близко к тому, что мы называем справедливостью. «И среди Тараумара» уважение к собственности других является краеугольным камнем всех межличностных отношений.«

Исследование также выявило «вариации по теме» — хотя все общества, казалось, соглашались с семью основными моральными правилами, они различались по тому, как они расставляли приоритеты или ранжировали их. В настоящее время команда разработала новую анкету по моральным ценностям для сбора данных о современных моральных ценностях и исследует, отражают ли межкультурные различия моральных ценностей различия в ценности сотрудничества в различных социальных условиях.

По словам соавтора, профессора Харви Уайтхауса, антропологи имеют уникальную возможность ответить на давние вопросы о моральных универсалиях и моральном релятивизме.«Наше исследование было основано на исторических описаниях культур со всего мира; эти данные были собраны до и независимо от разработки теорий, которые мы проверяли. В ходе будущей работы мы сможем проверить более детальные предсказания теории, собирая новые данные, даже более систематически, в полевых условиях «.

«Мы надеемся, что это исследование поможет продвинуть взаимопонимание между людьми, принадлежащими к разным культурам; понимание того, что у нас общего, а также чем и почему мы различаемся», — добавил Карри.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *