Морально этическая тема: Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы с примерами из сочинений (ОГЭ 9.3)

Содержание

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Определения морально-этических понятий

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА —  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 

7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8.  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. 

 ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах.  Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению.  Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе. 

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. 

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА  — это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе».  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия  могут совершаться во благо. 

14.  СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. 

Подготовка к сочинению на морально-этическую тему по данному началу, 8-й класс



Цель урока:



Подготовить учащихся к написанию сочинения на
морально-этическую тему.

Задачи:

  • Обобщить и расширить представление о типе речи
    “рассуждение”, закрепить формирование навыков
    рассуждения;
  • Развивать умение письменного и устного
    убеждения, навыки монологической речи,
    творческие способности, мышление, воображение;
  • Воспитывать такие качества, как:
    доброжелательность, отзывчивость, чувство долга,
    преданности, уважение, сыновний долг.



Оборудование.

Пословицы, высказывания знаменитых людей,
раздаточный материал: план сочинения типа –
рассуждение, образцы начала сочинений.



Предварительное домашнее задание.

Из “Толкового словаря” выписать значение
терминов: мораль, нравственность, этика,честь. Подумать
над значением выражений: чувство долга,
сыновний долг, преданность, человек слова.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Приветствие, тема, цель урока.

II. Беседа с классом на повторение типа речи –
рассуждение.

  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое “тезис”?
  • Из чего состоит основная часть
    сочинения-рассуждения?
  • Что пишем в заключении?



Раздать учащимся план сочинения-рассуждения
(см. Приложение 1).

III. Беседа с классом по тематике 1-го
сочинения.

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к.
чётко сформулированный тезис вам будет
предложен, останется привести аргументированные
доказательства. Мы будем писать
сочинение-рассуждение по данному началу на
морально-этическую тему.

  • Дома вам необходимо было поработать с
    “Толковым словарём” и знать толкование
    терминов мораль, нравственность, этика, честь.

А как вы понимаете такие словосочетания, как: чувство
долга, преданность, человек слова и дела.

  • Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют
    свои обещания.
  • Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить
    тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть,
    чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это
    зависит?
  • А кто у нас в государстве по закону
    категорически не имеет права выдавать тайну?
  • Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать
    её?
  • От кого зависит умение хранить тайну?
  • Умение или неумение хранить тайны зависит от
    человека, от его самовоспитания.

    Послушайте мнение писателя В.Белова о
    самовоспитании: “Человек формируется,
    воспитывается всё время, меняясь под влиянием
    окружающего, пока у него не появляется
    способность лепить самого себя. Эта способность
    самоусовершенствования явно связана с
    критическим отношением к окружающему, с
    различением добра и зла. Бывают люди, так и не
    пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев
    Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до
    самой смерти…”

    • Как можно себя воспитать?

    1.Читать книги, которые учат нравственности,
    этике.

    2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.

    3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете
    выглядеть в глазах человека, тайну которого вы
    раскрыли.

    4.Не обсуждать человека с кем-то в его
    отсутствие.

    Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что
    значит украшать землю?”:

    …Из чего складывается духовное богатство
    личности? Из системы внутренних и внешних связей,
    которыми человек живёт в окружающем его мире…
    Вторая мерка, которой человек измеряется в
    окружающем мире, — способность жить в обществе,
    коллективизм.

    А вот какие пословицы придумали люди, размышляя
    на тему нравственности:

    Кто собою не управит, тот и другого на разум не
    наставит.

    Критиковать востёр, как топор, а критику
    слушать – глух, как обух.

    Не искал бы в селе, искал бы в себе.

    В ком есть стыд, в том и совесть.

    Таким образом, мы с вами подошли к тезису
    первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет
    размышлять по проблеме, поставленной С.Михалковым
      (зачитать – см. “Приложение 2”,
    в котором также представлены некоторые
    подсказки учащимся при написании сочинения,
    раздать каждому)

    IV. Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.

    Послушайте, ребята, тезис второго сочинения
    (зачитать, см. в “Приложении 2”).

    • Итак, что же значит быть хорошим сыном или
      дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
    • Как вы понимаете выражения: чувство долга
      перед родителями, сыновний долг
      ?
    • Какую помощь вы оказываете родителям?
    • Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
    • Как мы должны относится к старым людям?

    Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа
    О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

    “Чёрствость души – самая страшная болезнь на
    свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному
    благополучию, забывают о том, что существуют,
    живут они в этом мире не одни, что кругом тоже
    люди, о которых нужно думать, с которыми нужно
    считаться. Если сначала мы будем просто не
    обращать внимания на чужое горе, заглушать голос
    собственной совести, убеждая себя в том, что
    потом наверстаем упущенное, а пока и без этого
    много забот, то тем самым мы убьём в себе самое
    ценное качество – способность делать добро.
    Нравственность и доброта – великие силы…”

    • Как вы понимаете эти слова?
    • Послушайте высказывания знаменитых людей,
      которые вам, возможно, помогут осмыслить
      предстоящее сочинение.



    Помните, что дети ваши будут обходиться с вами
    так же, как вы обходитесь со своими родителями.

    Фалес



    Самый счастливый человек есть тот, кто даёт
    счастье наибольшему числу людей.

    Дидро

    Ни один злой человек не бывает счастлив.

    Ювенал



    Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни
    странно, а без этого пуста жизнь.

    В.В.Розанов



    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

    Л.Н.Толстой

    Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к
    следующему.

    Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим
    своих родителей, значит:

    • учиться хорошо;
    • оказывать любую помощь, которая потребуется
      родителям;
    • не грубить;
    • не обманывать;
    • не огорчать, а радовать;
    • покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
    • всё прощать.

    (Раздать учащимся в помощь – “Приложение
    2
    ”)

    V. Класс делится на две группы и готовит защиту
    одной из тем по выбору.

    VI. Защита выступлений от группы.

    VII. Вывод.

    Мне хотелось бы закончить урок словами
    В.Г.Белинского (записаны на доске):

    “Главная задача человека во всякой сфере
    деятельности, во всякой

    ступени человеческой иерархии – быть
    человеком!”

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение по данному началу по одному
    из предложенных вариантов, озаглавить.



    Используемая литература

    1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.

    2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство
    “Горница”. Красноярск. 1997г.

    3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие
    для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.:
    Просвещение, 1987г.

    4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/
    С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.

    Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

    Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.

    Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

    К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

    Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

     

    Справедливость

    Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <…>  до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

    Формулировка задания 15.3

    Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека — быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

    «Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

    В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

    Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

     

    Благодарность

    Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <…>  до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.               

    Формулировка задания 15.3

    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

    Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь –  бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

    В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

    Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

     

    Бесстрашие

    Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <…> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.     

    Формулировка задания 15.3

    Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

    В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

    Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.  

    Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

     

    Ответственность

    Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <…> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

    Формулировка задания 15.3

    Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

    Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».  

    Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

    Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.  

     

    Бездушие

    Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <…> до (50)Подумаешь, птицы!..         

    Формулировка задания 15.3

    Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

    В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

    Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.  

    Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

     

    Гордость

    Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от  (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <…> (43)Навсегда.     

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика  

    В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

    В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

    Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

    Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.  

     

    Отзывчивость

    Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом.  <…> до (50) Вот же живая душа!»

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

    В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на «виллисе» до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

    Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

    Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

     

    Совесть

    Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно.  <…> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

    Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

    И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

    Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

     

    Смелость

    Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <…> до (33)Славка был счастлив. 

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. «Смелость города берёт» — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

    Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

    Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

     

    Геройство

    Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<…> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

    Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова «геройство». По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

    В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа «Горячий снег», Юрий Бондарев  видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

    И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

     

    Внутренний мир человека

    Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<…> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

    Формулировка задания 15.3

    15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Сочинение ученика

    Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

    В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела «венценосные замашки» и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

    Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть «мерзости жизни» и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

    Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

    Написание статьи на морально-этические темы

    Написание статьи на морально-этические темы

    Тема: Написание статьи публицистического характера на морально-этические темы

    Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии). 

    Форма урока: теоретико-практическое занятие, частично урок-исследование

    Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; проблемное изложение.

    Виды мотивации: познавательная; аполитическая.

    Цель урока:

    • Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.

    • Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету «русский язык» и «литература»; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.

    • Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

    Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация, школьные газеты, толковый словарь.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Установка на активную познавательную деятельность на уроке.

    Слова учителя. Ребята, позвольте заседание редколлегии и первую рубрику «снова вопросы» открыть с прочтения притчи Леонардо Да Винчи «Бумага и чернила» (далее читается притча)

    На письменном столе стопкой лежали одинаковые листы чистой бумаги. Но однажды один из них оказался сплошь испещренным крючочками, черточками, завитками, точками… Видимо, кто-то взял перо и, обмакнув его в чернила, исписал листок словами и разрисовал рисунками.

    – Зачем тебе понадобилось подвергать меня такому неслыханному унижению?– в сердцах спросил опечаленный листок у стоявшей на столе чернильницы.– Твои несмываемые чернила запятнали мою белизну и испортили бумагу навек! Кому я теперь такой буду нужен?

    – Не тужи!– ласково ответила чернильница.– Тебя вовсе не хотели унизить и не запятнали, а лишь сделали нужную запись. И теперь ты уже не простой клочок бумаги, а написанное послание. Отныне ты хранишь мысль человека, и в этом твое прямое назначение и великая ценность.

    Добрая чернильница оказалась права. Прибираясь как-то на письменном столе, человек увидел беспорядочно разбросанные пожелтевшие от времени листки. Он собрал их и хотел было бросить в горящий камин, как вдруг заметил тот самый «запятнанный» листок. Выбросив за ненадобностью запылившиеся бумажки, человек бережно положил исписанный листок в ящик стола, дабы сохранить как послание разума.

    Мне кажется, это не просто притча, а манифест журналистов ( словарная работа: объяснение значения слова манифест)

    Вы согласны со мной? Почему? Необходимо обратить внимание на ответы ребят. В этой притче сказано о главной задаче журналиста: стремиться к тому, чтобы исписанный нами листок хранил мысль человека.

    Итак, рубрика «снова вопросы» заканчивается очередным вопросом:

    Что нужно писать, чтобы написанное сохранилось как послание разума?

    (делается запись на доске)

    2. Актуализация опорных знаний.

    Поиск ответа мы начинаем с рубрики «багаж наших знаний»

    Перед вами несколько текстов. Я думаю, достаточно беглого взгляда, чтобы определить жанр первого. (Это заметка. )

    Найдите 10 отличий второго текста от первого.

    Приложение 1.

    Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Чувашской Республики прошёл небывалой силы ураган. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, сломаны деревья. В двух деревнях несколько дней не было электроэнергии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: дождь со снегом местами вызвал сильное обледенение. Участились аварии на дорогах.

    Зима нечаянно нагрянет…

    Коммунальные службы города этой ночью расчищали центральные улицы от снежной «каши». Сильный многочасовой снегопад, накрывший город накануне, оказался, как снова полной неожиданностью для коммунальщиков. Улицы в считанные часы стали непроходимыми для пешеходов и машин. Коммунальщики явно не справлялись. А ларчик просто открывался. Комитет по благоустройству официально сообщил, что 100 снегоуборочных машин, как всегда в это время, находятся на запланированном техосмотре, а город убирают- 200.

    Со снегом в центе города удалось справиться, а вот во многих спальных районах, особенно во дворах, до сих пор не пройти от снежного месива. Уважаемые жители столицы! Не проще ли нам с зимой договориться об отсрочке её наступления, чем с коммунальщиками…

    10 отличий

    1. Зима нечаянно нагрянет…

    2. снежной «каши», снежного месива.

    3. А ларчик просто открывался.

    4. Коммунальные службы… расчищали, комитет сообщил

    5. Риторический вопрос

    6. обращение

    7. в последнем предл. ирония

    8. в последнем предл. инверсия

    9. коммунальщики.

    10. как всегда в это время

    Вывод по данной работе: в этих приёмах авторская позиция, а следовательно- это статья.

    Итак, чем мы будем заниматься на нашем занятии? (написанием статьи…)

    Попробуйте сформулировать определение статьи?

    Существует разграничение тем

    Вывод рубрики: «багаж наших знаний» пополнился новым жанром. Приступая к написанию статьи, берём на заметку публицистический стиль и тип речи рассуждение.

    3. Закрепление изученного в рубрике «статья в номер».

    Постановка задачи.

    На уроках литературы мы изучаем «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Все помните какое наставление давал батюшка Петру Гринёву?

    Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Вам предстоит разобраться насколько современно это наставление. Определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

    II. Групповая работа. Теоретическая и практическая часть

    Группам раздаются листки с заданиями.

    1. Определите тему своей статьи по выделенному фрагменту. Зачитайте.

    2. Определите тезисы. Зачитайте.

    3. Зачитайте сложившуюся микротему.

    4. Напишите статью. Зачитайте.

    5. Подведение итогов. Тексты на морально-этические темы не только содержат информацию, но и несут в себе глубокий смысл (ответ записывается). Публицистические статьи на морально-этические темы используют одинаковые средства языка. Опираются на существующую мораль. И связаны тесно по тематике друг с другом.

    Вывод: Я хочу, чтобы вы, когда берёте ручку и приступаете к работе, всегда вспоминали притчу. И знали: там, где есть искра разума, не хранят горы бумаг.

    Ответы. 1 группа

    Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

    Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Тема верности присяге, верности тому государству, которому присягал.

    Тема патриотизма.

    2 группа

    Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

    Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Тема лицемерия в нашем обществе.

    3 группа

    Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

    Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Не прячься за спинами других, тема трусости.

    4 группа

    Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

    Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Жить по совести нужно смолоду.

    Тема совести.

    Бумага стерпит все 

    Начать с чистого листа

    Самый надежный носитель информации — бумага.

    СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ 👍

    ХЛЕБ БОГАТСТВО. Каждая эпоха дает свои понятия о ценностях. Для эпохи средневековья характерное материальное обогащение, для эпохи Возрождения – духовный рост, для эпохи сороковых лет XX столетие – завоевание и завоевание.

    Из этого примера можно много спорить, можно приводить доказательства и свидетельства, но одно есть неизменяемым, то, что не требует доказательств, утверждение, которые наибольшее богатство – хлеб.

    Когда хлеба мало – его не может заменить ни золото, ни другие ценности. Материальные блага ничего не достойны,

    когда голодные их производители. Обратимся к истории: Советский Союз в 1933 году продавал хлеб за золото, когда страна гибнула от голодомора. Недаром старые люди такие экономные, так как они пережили этот страх.

    Моя бабушка, даря маме свое кольцо, предостерегала: “Береги, может когда-то за нее выменяешь шмат хлеба”. В годы Отечественной моя бабушка ходила на село выменивать продукты за вещи. А в 1947 году, когда в городе отменили хлебные карточки, село вымирало от голода.

    Сумасшедшие от голода люди способные были на убийство ради куска хлеба.

    Однажды в музее я видел кусочек блокадного хлеба, однодневную

    норму ленинградца. Я ужаснулся от увиденного, так как кусочек быстрее напоминал землю, смешанную с половой, чем хлеб. Припоминаю фильм, увиденный в детстве. Речь шла о дореволюционном селе: хозяйка урезает хлеб, наделяет им всю семью, а крошки сметает в ладонь и ест.

    Но было время, когда хлебом не дорожили ни в городе, ни в селе. Тогда он был дешевым. Им кормили скот, он лежал на мусорниках.

    Это ужасно, когда хлеб не уважают в городе, но еще более ужасно, когда не уважают в селе. Меня приводит в удивление, как земледелец может не ценить хлеб! Народная мудрость учит нас: “Хлеб – всему глава”, “Є хлеб – будет и песня”.

    И действительно, песню заводит лишь сытый человек.

    Хлеб – это гениальное произведение человека, у которого нет конкурентов. Хлеб – это святыня. Не напрасно хлебом и солью встречают желательных гостей, хлебом-солью благословляют матери своих детей.

    И это не потому, что хлеб и соль – основные продукты, а потому что это олицетворение родной земли, символ работы и надежды на будущее. Хлеб – это мера совести и человечности.

    👍Сочинения по произведению на тему – «Сочинения на моральные и этические темы». Лучшие сочинения на тему Сочинения на моральные и этические темы






    Сочинения на моральные и этические темы





    1. Ничего нет на свете страшнее равнодушия

    2. Как я понимаю понятия чести, благородства

    3. Мое понимание морали

    4. Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления

    5. В чем заключается сущность тоталитарного государства («Раковый корпус»)

    6. Жизненная позиция: поступки, нравственность и Родина

    7. Любовь к родине, чувство патриотизма

    8. Власть денег в современном мире (сочинение-размышление)

    9. Проблема человека и веры в произведениях писателей

    10. Актуальна ли тема о добре и зле в наше время

    11. Жить спешить надо! (роль гражданина в возрождении и укреплении государственности)

    12. Нравственность и доброта в современной литературе

    13. Что огорчает меня в отношении людей к природе

    14. С людьми живи в мире, а с недостатками воюй

    15. Может ли определять жизненную позицию пример его родителей

    16. Имеет ли человек право на месть

    17. Семейная реликвия. Сочинение на морально-этическую тему

    18. Город, который мы любим

    19. Сочинение на морально-этическую тему: Родина – вторая мать

    20. Мой взгляд на дружбу

    21. Сочинение по литературе на экологическую тему

    22. Сочинение на морально этическую тему: Любовь через тысячу лет

    23. Через тысячи лет приходит подобная любовь

    24. Труд — это благо основное

    25. Для чего нужно искусство

    26. Сочинение размышление: Что для меня значит дружба

    27. Сочинение на литературную тему Музыка в нашей жизни

    28. Насколько важной является культура речи

    29. Сочинение по литературе Как я понимаю слово Свобода

    30. Сочинение на тему «Независимость моей отчизны»

    31. Как я понимаю дружбу

    32. Традиции моей жизни. Публицистический стиль

    33. Патриот, величественно-прекрасное определение человека

    34. Хлеб — гениальное творение человечества

    35. Запахи как метафора искусства конца XX столетия

    36. Будущее человечества — Апокалипсис или Золотой возраст

    37. Мир на земле и Хлеб на столе и Любовь в сердце

    38. Сочинение — Миниатюра. «Пиши, о чем думаешь»

    39. Метаморфозы. По мотивам новелл

    40. Сочинение на тему «Что люди скажут»

    41. Право называться человеком

    42. Описание внешности человека на тему Наиболее дорогой человек моя мама

    43. Сочинение о Родине

    44. Люблю я родину свою

    45. Служить Родине

    46. Сочинение о Родине вариант 2

    47. Сочинение о Родине лучшее

    48. Какая дорога идет к храму? (размышления о нравственности)

    49. Мое восприятие современной жизни

    50. «Храни достоинство повсюду, человек!»

    51. Откуда же берутся люди такого сорта, которых можно назвать цахесами

    52. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

    53. Военные дневники Константина Симонова

    54. Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы»

    55. Главный персонаж повести «Путник, когда ты придешь в Спа…» как жертва войны

    56. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда

    57. День великой победы русского народа в Великой Отечественной войне

    58. ДЕТСТВО, СОЖЖОННОЕ ВОЙНОЙ

    59. Духовное воспитание современной молодежи

    60. Истинная красота человека. Сочинение — размышление на морально-этическую тему

    61. Как воспитать в себе нравственные и духовные качества

    62. Как мы всем двором тополя защищали. Произведение на морально-этическую тему в публицистическом стиле.

    63. Как осознать свою ответственность за все

    64. Каким я вижу современное состояние киноискусства

    65. Мера реального гуманизма

    66. Многовековая философская проблема о назначении человека на земле

    67. Мое личное мнение на проблему «Отцов и детей»

    68. Мы дружим. Рассказ на морально-этическую тему по собственному опыту

    69. Нравственная сила добра и драматические судьбы личности

    70. Нравственное воспитание современной молодежи

    71. Нравственность есть правда (по произведениям современных писателей)

    72. Палачи и Жертвы в русской литературе

    73. Память, сохранившая трагические события о войне

    74. Пассажир без билета. Произведение-рассказ на морально-этическую тему за данным сюжетом

    75. Почему мы снова пишем о второй мировой воине

    76. Произведение в публицистическом стиле на морально-этическую тему

    77. Произведения Константина Симонова о самом трудном периоде второй мировой войны

    78. Птичий зоопарк в харчевне. Сочинение-раздумье на морально-этическую тему

    79. Раскрытие пословицы «Не задирай нос, споткнешься»

    80. Речь как движение. Сочинение на тему значения родной речи

    81. Роман о величайшей военной битве на Курской дуге

    82. С чего начинается родина Сочинение на патриотичную тему

    83. Сочинение на морально-этическую и патриотичную темы

    84. Сочинение на морально-этическую тему О народной душе в народных песнях

    85. Сочинение на морально-этическую тему; Что для меня значит дружба

    86. Сочинение на тему — Проблемы современной семьи

    87. Сочинение на тему – Матери посвящается

    88. Сочинение на тему: Война и женщина на войне

    89. Сочинение на тему: Зачем нужно учится

    90. Сочинение на тему: Проблемы чернобыльской трагедии в литературе

    91. Сочинение о войне на тему: Никто не забыт

    92. Сочинение о войне по рассказу Николая Обрыньбы «Первый подвиг»

    93. Сочинение размышление о поступках людей на основе собственных наблюдений

    94. Сочинение размышление: Мораль, честь, добродушие

    95. Сочинение размышление: Экологическая ситуация или что-то больше

    96. Сочинение-повествование (заметка в газету) Медсестра Татьяна

    97. Сочинение-раздумье: Субкультуры в современном обществе: за и против

    98. Спасение щенка. Произведение-рассказ по собственному опыту

    99. Спор о герое в романе «Живые и мертвые»

    100. Сюжет повести «Брестская крепость» Сергея Смирнова

    101. Сюжет романа «Люди на болоте»

    102. Тема любви — вечная тема раздумий человечества

    103. Тема сочинения Великий и волшебный мир детства

    104. Трилогия о войне «Живые и мертвые» Константина Симонова

    105. Тропа к дикой яблоне. Сочинение-раздумье на морально-этическую тему

    106. Удастся ли гуманизму и миролюбию преодолеть инерцию ненависти и насилия

    107. Фигура комбрига Серпилина в трилогии «Живые и мертвые»

    108. Человек, цивилизация, земля (сочинение-рассуждение)

    109. Человеческая жизнь: свобода или судьба

    110. Что происходит с человеком, когда она «знает цену каждой минуте»

    111. Что такое добро и моральные критерии

    112. Эссе на тему — Почему я верую в бога

    Темы сочинений на морально-этическую тему по русскому языку в 9

    Память – основа совести и нравственности

    (из опыта работы на уроках русского языка и литературы)

    Академик Д.С.Лихачев в своих трудах много внимания уделял вопросу памяти. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти.» Он говорил, что «даже бумага, растение, камень имеют память.»

    А человек? Человеческую память Лихачев делит на семейную, народную и культурную.

    Семейная память – это фотографии, документы, письма, семейные реликвии. Народная память – это устное народное творчество, обычаи, традиции. Культурная память – это литература, музыка, архитектура и многое другое.

    В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачев преподносит нам некие уроки. Я бы назвала их УРОКАМИ ДОБРА, УРОКАМИ МОРАЛИ, УРОКАМИ НРАВСТВЕННОСТИ. А все вместе – УРОКАМИ ДУШИ.

    Около 10 лет назад у меня вместе с учащимися старших классов появилась задумка проводить такие УРОКИ ДУШИ. Начинали мы с поэтической пятиминутки.

    Каждый урок литературы начинался и начинается сейчас со стихотворения. Вот одно, первое из них (читается стихотворение Л.Мартынова «Чистое небо»). Стихи (любимые) читают учитель и учащиеся. Потом захотелось поделиться чем-то нужным, наболевшим, просто важным. На уроках и вне их.

    Всем учителям старших классов известен такой вид работы, как сочинение на морально-этическую тему. Еще публичное высказывание на предложенную тему. А темы какие? Где их взять?

    И здесь на помощь нам приходит Д.С.Лихачев. «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо! Ведь человек – не степное растение перекати-поле, ведь у человека есть Родина, и с нее он сам и начинается!»

    В своей работе в качестве тем для сочинений, для подготовки ораторских выступлений я использую «Десять заповедей человечности» Д.С.Лихачева:

    1.Не убий и не начинай войны.

    2.Не помысли народ свой врагом других народов.

    3.Не укради и не присваивай труда брата своего.

    4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

    5.Уважай мысли и чувства братьев своих.

    6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

    7.Чти природу как матерь свою и помощницу.

    8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

    9.Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

    10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

    Сейчас они актуальны как никогда. Вы согласны со мной?

    Еще хочу предложить вам некоторые, как мне кажется, интересные и актуальные темы.

    — Интеллигентом нельзя притвориться.

    — Национализм – самое тяжелое из несчастий человеческого рода.

    — Люди должны жить с достоинством.

    — Подделка под старое убивает старое.

    — Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.

    Это Лихачев.

    Сейчас тем стало намного больше. Память, память, что же ты с нами делаешь? Вот некоторые из них:

    — Давайте поклоняться доброте.

    — Давайте воевать за доброту.

    — Мы люди. Отдельными мы не бываем. (Е.Евтушенко)

    — Ничего не откладывай – жизнь коротка. (Н.Новиков)

    — Учись у книг – хорошие не врут. (Д.Костюрин)

    — Я знаю все, но только не себя.(Ф.Вийон)

    — И не назло врагу живи. Живи на радость другу.(М.Дудин)

    — Ребенок – это грядущее.(В.Гюго)

    — Он идет путем жемчужным по садам береговым. Люди заняты ненужным. Люди заняты земным.(Н.Гумилев)

    — Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде.(Леонардо да Винчи)

    Еще хочу сказать, что настоящим праздником для меня является то, что мои ученики и бывшие ученики до сих пор подкидывают мне темы:

    — Дед идет с сумой и бос,

    Нищета заводит повесть:

    О, мучительный вопрос!

    Наша совесть…Наша совесть… (И.Анненский)

    — Когда тебя совсем не будет

    И время память запрядет,

    Пусть о тебе промолвят люди:

    «Он вышел, он сейчас придет.» (М.Дудин)

    — …надо сыпать соль на раны:

    Чтоб лучше помнить – пусть они болят! (В.Высоцкий)

    — И вскользь мне бросила змея:

    — У каждого судьба своя! –

    Но я-то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя. (Л.Мартынов)

    Вот такие темы. Ученики писали и пишут до сих пор. Результатом работы явились два рукописных журнала и альманах.

    Подводя итог, приведу слова двух поэтов.

    Совесть, благородство и достоинство –

    Вот оно, святое наше воинство,

    Протяни ему свою ладонь,

    За него не страшно и в огонь. (Б.Окуджава)

    В несметном нашем богатстве

    Слова драгоценные есть:

    Отечество,

    Верность,

    Братство.

    А есть еще:

    Совесть,

    Честь… (А.Яшин)

    И слова Д.С.Лихачева: «Давайте будем людьми счастливыми!»

    Григорьева Марина Борисовна, учитель русского языка

    и литературы МОУ «Школа №20 г.Донецка» Донецкой Народной Республики, учитель высшей категории, учитель — методист

    Этика и мораль

    Марк Никол

    background image 237

    Нет, между этими двумя терминами нет соответствия клетки, но есть различие: хотя слова можно считать синонимами, мораль — это убеждения, основанные на практиках или учениях относительно того, как люди ведут себя в личных отношениях и в обществе, тогда как Этика относится к набору или системе принципов, либо лежащей в их основе философии или теории.( Принципы , однако, сам по себе является синонимом морали .) Человек живет согласно своей морали, но при этом придерживается своей этики. Мораль — это инструмент, с помощью которого человек живет, а этика — это руководство, которое их кодифицирует.

    Мораль наиболее знаком большинству людей в смысле «урока», как в морали истории в басне или притче, или как прилагательное, как в «Моральное большинство» или «моральное затруднение». Качество обладания качествами, соответствующими высокой этике, называется моралью, а учить морали — значит морализировать (хотя этот термин имеет негативный оттенок, предполагающий самодовольство).Деморализовать — не значит делать противоположность морализаторству; это означает разрушение не морали, а морального духа.

    Мораль , хотя и выглядит связанным с моралью , может показаться несвязанным, но на самом деле это синоним морали , хотя это значение применяется редко. Даже в его более общем значении, относящемся к психологическому состоянию человека относительно своего состояния или корпоративному духу группы (перевод: «дух тела»), это в основном означает приверженность системе убеждений: моральный дух человека основан на степени которым моральные стандарты, проявляемые во внешней среде, соответствуют их идеалам.

    Два других слова, относящиеся к этике и морали — это этос и нравы . Ethos относится к системе морального поведения, а mores обозначает моральные обычаи — такое же интеллектуальное и практическое различие, которое присутствует в двух основных терминах.

    Синонимом морали является сомнений , хотя этимология, что интересно, подходит к вопросу с другой стороны: латинский предшественник, scrupulus , означает «беспокойство» или «угрызения совести», но буквальное значение имеет «Маленький, острый, каменный»; По сути, стеснение — это то, что неприятно напоминает вам о том, чтобы быть приятным.

    А в чем разница между аморальным и аморальным ? Это важно: аморально («неморально») подразумевает сознательное решение действовать вопреки общественным нормам, тогда как аморально («безнравственно») предполагает, что рассматриваемый человек действует без какого-либо отношения к ним.

    Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

    Продолжайте учиться! Просмотрите категорию неправильно использованных слов, просмотрите наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

    Хватит делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

    image description

    • Вы будете улучшать свой английский всего за 5 минут в день, гарантировано!
    • Подписчики получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
    • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

    Попробовать бесплатно

    ,

    Моральное и этическое

    Мейв Мэддокс

    background image 384

    Читатель попросил обсудить прилагательные моральный и этический :

    Я пишу профессионально уже 40 лет и до сих пор не могу понять это прямо. Кажется, что это нечто большее, чем случайное или предпочтительное различие.

    Одно различие между прилагательными моральный и этический состоит в том, что моральный был в языке дольше.Сходство в том, что моральный — это перевод древнегреческого слова ethikos , от которого происходит прилагательное этический .

    Оба слова относятся к человеческому характеру и поведению.

    Мораль вошел в английский язык в 14 веке из старофранцузского мораль : «относящийся к характеру или темпераменту». Оно образовано от существительного moralis , от латинского существительного mos в его родительной форме ( moris ): «характер человека».Прилагательное этический вошло в английский язык в 16 веке со значением «относящийся к морали».

    Примечание. Множественное число мес дает нам слово нравов : «общие привычки, манеры и обычаи сообщества или социальной группы».

    Греческий философ Аристотель использовал ethikos как название трактата в области знания, касающейся моральных принципов. Очевидно, что два слова, моральный и этический , тесно связаны по значению.

    В 14 веке мораль означало «морально хорошее, соответствующее моральным правилам». Моральные истории учат нравственному поведению. Все, что сказал Оксфордский студент Чосера, было «исполнено моральных качеств».

    Первое определение прилагательного моральный в OED дает этический как синоним:

    мораль (прилагательное): человеческий характер или поведение, рассматриваемое как хорошее или плохое, или относящиеся к нему; о различиях между добром и злом, добром и злом или относящихся к ним в отношении действий, желаний или характера ответственных людей; этично.

    Оба слова, моральный и этический , описывают человеческое поведение в отношении правильного и неправильного. Современное использование присваивает моральным поведению, продиктованному внутренними стандартами, и этическим поведению, продиктованному внешними стандартами.

    Иногда два типа поведения совпадают. Например, отобрать ребенка у жестоких родителей — это одновременно морально и этично. Отправлять ребенка обратно жестоким родителям по юридическим причинам — это этично, но не морально.

    Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

    Продолжайте учиться! Просмотрите категорию неправильно использованных слов, просмотрите наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

    Хватит делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

    image description

    • Вы улучшите свой английский всего за 5 минут в день, гарантированно!
    • подписчиков получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
    • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

    Попробовать бесплатно

    ,

    библейских ответов на моральные и этические вопросы

    Мораль и этика: библейские ответы на моральные и этические вопросы

    GospelWay.com
    | КУРСЫ / комментарии,
    и т.п.
    | БИБЛИЯ
    | СПАСЕНИЕ
    | ЦЕРКОВЬ
    | ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
    | БОГ
    | МОРАЛЬ
    | ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    | ПРИГЛАШЕНИЯ
    | СЕМЬЯ
    | СОЗДАНИЕ
    | AUDIO
    | СТАТЬИ
    | ТЕМЫ
    | РЕЛИГИЯ
    | ИЗДАНИЯ
    | ВИДЕО
    | ПРАВИТЕЛЬСТВО
    | ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

    На главную> Нравственность

    Бесплатные материалы для изучения Библии с
    Ответы для
    Вопросы о морали
    И этические вопросы

    Morality, Ethics, and the Bible Наши бесплатные онлайн-материалы
    давать библейские ответы на вопросы морали и этики.Учиться
    из Священного Писания, что Сам Бог открыл об этих
    вопросы морали и этики. Также включены бесплатные исследования по связанным темам, которые
    показать, почему мы должны принимать библейские ответы в качестве стандарта
    морали, как нас можно простить за моральные неудачи и как
    изменить аморальные и неэтичные привычки. # Библия #BibleStudy

    Включены обсуждения абортов, азартных игр, злоупотребления наркотиками, воровства, лжи, гомосексуализма,
    самоубийство, сексуальная мораль (порнография и внебрачные и
    добрачные половые отношения), клевета, ненормативная лексика, развод и повторный брак, употребление алкогольных напитков
    напитки.Являются
    эти обычаи нравственны и этичны или аморальны и неэтичны? какой
    Библия дает ответы на эти вопросы морали и
    этика?

    Обратите внимание: нигде на этом веб-сайте
    предназначено или должно когда-либо толковаться как оправдание или каким-либо образом подстрекательство или
    поощрять личную месть или физическое насилие против любого человека.

    Мораль,
    Этика и моральные вопросы

    Тем
    Связанные с моралью и этикой

    Библия
    Принципы нравственного поведения
    Аборт: за жизнь или за выбор?
    Наркотик
    Злоупотребление: интоксикация или трезвость?
    Азартные игры: мораль или аморальность?
    Развод, повторный брак и семья
    Выпивка
    Алкогольные напитки
    Гомосексуализм: образ жизни или аморальность?
    Однополые браки и гомосексуальные союзы
    Совместная жизнь без брака
    Ложь
    и обман
    Сексуальная мораль и семья
    Клевета, сплетни и распространение слухов
    Речь: проклятия, ненормативная лексика, непристойность
    Воровство, воровство и грабеж
    Самоубийство:
    Морально или аморально?


    Как
    изменить себя (самосовершенствование)
    Гнев, контролируя свой характер
    Бизнес
    И финансовые отношения
    Клонирование
    Человеческих существ
    Еда
    Кровь и переливание крови
    Ненависть,
    Язык вражды, Преступления на почве ненависти
    You
    Может ли успешно служить Богу
    Как вы можете быть уверены в прощении?
    Важность библейского наставления
    Христиане, правительство и моральные вопросы
    Отношения
    между расами и национальностями
    Движение за освобождение животных
    Доказательства
    для Бога, Иисуса и Библии
    Гуманизм,
    Атеизм и безнравственность
    Цель оправдывает средства?
    Почему нам нужно прощение грехов?
    Важность
    покаяния

    Gospel Way Home Page Вернуться в наш
    домашняя страница (Евангельский путь)

    Смотрите наши
    Часто задаваемые вопросы
    (FAQ), если у вас есть вопросы о нашем сайте или авторе.
    Следуйте за нами по телефону:

    Subscribe to our free Bible study email lists.
     Bible Study group on Facebook (R) Free Bible study materials from Gospel Way Bible study videos by David E. Pratte on YouTube Bible study articles from Pratte-Brailey Publications Gospelway Bible study blog RSS Bible study feed Free Bible study materials E-mail us at the Gospel Way

    Ссылки с других веб-сайтов на эту страницу или на наши
    домашняя страница приветствуется и приветствуется:
    www.gospelway.com
    The Gospel Way: бесплатные онлайн-материалы и руководства для изучения Библии

    цитаты из Священного Писания обычно взяты из Нового Короля.
    Версия Джеймса (NKJV), авторское право 1982, 1988 Томас Нельсон, Inc., используется с разрешения.
    Все права защищены.

    ,

    этических и моральных вопросов при консультировании

    Презентация на тему: «Этические и моральные проблемы в консультировании» — стенограмма презентации:

    1

    Этические и моральные проблемы при консультировании

    Ethical and Moral Issues in Counseling

    2

    Этические и моральные проблемы в консультировании
    Мораль: система личных убеждений, которая влияет на ваше взаимодействие с другими во всех аспектах вашей жизни.Мораль проистекает из: личных ценностей, влияния семьи, культуры, в которой вы живете, религиозных убеждений.

    Ethical and Moral Issues in Counseling

    3

    Этические и моральные проблемы при консультировании
    Этика: поведение, оцениваемое как хорошее или правильное для конкретной профессиональной группы Цель этики: информировать об обязанностях профессии Обеспечить основу для подотчетности Защитить клиентов от неэтичных действий Обеспечить основу для размышлений и улучшение своей профессиональной практики

    Ethical and Moral Issues in Counseling

    4

    Этические и моральные проблемы в консультировании
    Два типа этики: Обязательная этика: уровень этического функционирования, при котором консультанты просто действуют в соответствии с минимальными стандартами Желательная этика: стремление к оптимальным стандартам поведения.

    Ethical and Moral Issues in Counseling

    5

    Законы устанавливают минимальные стандарты поведения, которые общество будет терпеть.
    Согласованные правила общества, в которых изложены основные принципы совместной жизни в группе. Законы диктуют минимальные стандарты поведения, которые общество будет терпеть. Этика представляет собой идеальные стандарты, ожидаемые профессионалами. Законы создаются избранными должностными лицами, применяются полицией и интерпретируются судьями. Этика создается профессией консультанта.Они интерпретируются и применяются комитетами по этике и советами по лицензированию.

    Laws dictate minimum standards of behavior that society will tolerate

    6

    Этическая терминология, которую необходимо знать
    Автономия: Консультант уважает права клиентов выбирать свои собственные направления, действовать в соответствии со своими убеждениями и контролировать свою жизнь. Отсутствие вреда: обязательство избегать действий, которые могут причинить вред клиентам. Выгода: обязательство предоставлять услуги, приносящие пользу клиенту.Правосудие: приверженность советника принципам справедливости в профессиональных отношениях в сфере PR.

    7

    Этическая терминология, которую необходимо знать
    Верность: Выполнение обязанности доверительного отношения при консультировании. Правдивость: обязанность консультанта вести себя с клиентами честно. Честность: мотивация поступать правильно, исходя из вашей системы убеждений, а не из-за страха перед последствиями. Различение: способность воспринимать этически значимые аспекты ситуации, знать, какие принципы применять, и принимать решительные меры.в пр

    8

    Четыре теста самопроверки по разрешению этической дилеммы
    Правосудие: Будете ли вы относиться к другим так же в этой ситуации? Универсальность. Готовы ли вы порекомендовать другим консультантам ваш образ действий? Публичность: Хотели бы вы, чтобы о ваших действиях стало известно и другие? Моральные следы: какие стойкие чувства сомнения вы испытываете из-за своего решения? в пр

    9

    Конфиденциальность, конфиденциальность и привилегированное общение
    Конфиденциальность (профессиональная): право людей решать, какая информация о себе будет передаваться другим лицам или не разглашаться от них.Конфиденциальность (этичность): Обязанность консультанта уважать конфиденциальность клиента и обещание, что информация, раскрытая во время сеанса, будет защищена от разглашения без его согласия. Привилегированное общение (юридическое): законы, защищающие клиентов от конфиденциального общения со своими консультантами, разоблаченного в суде без их разрешения. 3

    10

    Конфиденциальность и вопросы, вызывающие озабоченность
    Клиент записывает сообщения клиента (и т. Д.) Общение между терапевтами Группа / Семейное консультирование Вход / выход из консультационного центра 3

    11

    Обязанность предупредить Консультант подозревает жестокое обращение с детьми или пожилыми людьми
    Клиент представляет опасность для других Клиент представляет опасность для самого себя Клиент страдает смертельным инфекционным заболеванием, и его поведение подвергает опасности других 3

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *