Морально этические темы: Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы с примерами из сочинений (ОГЭ 9.3)

Содержание

Написание статьи на морально-этические темы

Написание статьи на морально-этические темы

Тема: Написание статьи публицистического характера на морально-этические темы

Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии). 

Форма урока: теоретико-практическое занятие, частично урок-исследование

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; проблемное изложение.

Виды мотивации: познавательная; аполитическая.

Цель урока:

  • Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.

  • Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету «русский язык» и «литература»; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.

  • Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация, школьные газеты, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент. Установка на активную познавательную деятельность на уроке.

Слова учителя. Ребята, позвольте заседание редколлегии и первую рубрику «снова вопросы» открыть с прочтения притчи Леонардо Да Винчи «Бумага и чернила» (далее читается притча)

На письменном столе стопкой лежали одинаковые листы чистой бумаги. Но однажды один из них оказался сплошь испещренным крючочками, черточками, завитками, точками… Видимо, кто-то взял перо и, обмакнув его в чернила, исписал листок словами и разрисовал рисунками.

– Зачем тебе понадобилось подвергать меня такому неслыханному унижению?– в сердцах спросил опечаленный листок у стоявшей на столе чернильницы.– Твои несмываемые чернила запятнали мою белизну и испортили бумагу навек! Кому я теперь такой буду нужен?

– Не тужи!– ласково ответила чернильница.– Тебя вовсе не хотели унизить и не запятнали, а лишь сделали нужную запись. И теперь ты уже не простой клочок бумаги, а написанное послание. Отныне ты хранишь мысль человека, и в этом твое прямое назначение и великая ценность.

Добрая чернильница оказалась права. Прибираясь как-то на письменном столе, человек увидел беспорядочно разбросанные пожелтевшие от времени листки. Он собрал их и хотел было бросить в горящий камин, как вдруг заметил тот самый «запятнанный» листок. Выбросив за ненадобностью запылившиеся бумажки, человек бережно положил исписанный листок в ящик стола, дабы сохранить как послание разума.

Мне кажется, это не просто притча, а манифест журналистов ( словарная работа: объяснение значения слова манифест)

Вы согласны со мной? Почему? Необходимо обратить внимание на ответы ребят. В этой притче сказано о главной задаче журналиста: стремиться к тому, чтобы исписанный нами листок хранил мысль человека.

Итак, рубрика «снова вопросы» заканчивается очередным вопросом:

Что нужно писать, чтобы написанное сохранилось как послание разума?

(делается запись на доске)

2. Актуализация опорных знаний.

Поиск ответа мы начинаем с рубрики «багаж наших знаний»

Перед вами несколько текстов. Я думаю, достаточно беглого взгляда, чтобы определить жанр первого. (Это заметка. )

Найдите 10 отличий второго текста от первого.

Приложение 1.

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Чувашской Республики прошёл небывалой силы ураган. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, сломаны деревья. В двух деревнях несколько дней не было электроэнергии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: дождь со снегом местами вызвал сильное обледенение. Участились аварии на дорогах.

Зима нечаянно нагрянет…

Коммунальные службы города этой ночью расчищали центральные улицы от снежной «каши». Сильный многочасовой снегопад, накрывший город накануне, оказался, как снова полной неожиданностью для коммунальщиков. Улицы в считанные часы стали непроходимыми для пешеходов и машин. Коммунальщики явно не справлялись. А ларчик просто открывался. Комитет по благоустройству официально сообщил, что 100 снегоуборочных машин, как всегда в это время, находятся на запланированном техосмотре, а город убирают- 200.

Со снегом в центе города удалось справиться, а вот во многих спальных районах, особенно во дворах, до сих пор не пройти от снежного месива. Уважаемые жители столицы! Не проще ли нам с зимой договориться об отсрочке её наступления, чем с коммунальщиками…

10 отличий

1. Зима нечаянно нагрянет…

2. снежной «каши», снежного месива.

3. А ларчик просто открывался.

4. Коммунальные службы… расчищали, комитет сообщил

5. Риторический вопрос

6. обращение

7. в последнем предл. ирония

8. в последнем предл. инверсия

9. коммунальщики.

10. как всегда в это время

Вывод по данной работе: в этих приёмах авторская позиция, а следовательно- это статья.

Итак, чем мы будем заниматься на нашем занятии? (написанием статьи…)

Попробуйте сформулировать определение статьи?

Существует разграничение тем

Вывод рубрики: «багаж наших знаний» пополнился новым жанром. Приступая к написанию статьи, берём на заметку публицистический стиль и тип речи рассуждение.

3. Закрепление изученного в рубрике «статья в номер».

Постановка задачи.

На уроках литературы мы изучаем «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Все помните какое наставление давал батюшка Петру Гринёву?

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Вам предстоит разобраться насколько современно это наставление. Определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

II. Групповая работа. Теоретическая и практическая часть

Группам раздаются листки с заданиями.

  1. Определите тему своей статьи по выделенному фрагменту. Зачитайте.

  2. Определите тезисы. Зачитайте.

  3. Зачитайте сложившуюся микротему.

  4. Напишите статью. Зачитайте.

5. Подведение итогов. Тексты на морально-этические темы не только содержат информацию, но и несут в себе глубокий смысл (ответ записывается). Публицистические статьи на морально-этические темы используют одинаковые средства языка. Опираются на существующую мораль. И связаны тесно по тематике друг с другом.

Вывод: Я хочу, чтобы вы, когда берёте ручку и приступаете к работе, всегда вспоминали притчу. И знали: там, где есть искра разума, не хранят горы бумаг.

Ответы. 1 группа

Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Тема верности присяге, верности тому государству, которому присягал.

Тема патриотизма.

2 группа

Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Тема лицемерия в нашем обществе.

3 группа

Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Не прячься за спинами других, тема трусости.

4 группа

Прочитайте наставление отца Петру Гринёву и определите тему своей статьи по выделенному фрагменту.

Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Жить по совести нужно смолоду.

Тема совести.

Бумага стерпит все 

Начать с чистого листа

Самый надежный носитель информации — бумага.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Определения морально-этических понятий

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА —  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 

7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8.  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. 

 ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах.  Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению.  Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе. 

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. 

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА  — это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе».  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия  могут совершаться во благо. 

14.  СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. 

👍Сочинения по произведению на тему – «Сочинения на моральные и этические темы». Лучшие сочинения на тему Сочинения на моральные и этические темы






Сочинения на моральные и этические темы





1. Ничего нет на свете страшнее равнодушия

2. Как я понимаю понятия чести, благородства

3. Мое понимание морали

4. Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления

5. В чем заключается сущность тоталитарного государства («Раковый корпус»)

6. Жизненная позиция: поступки, нравственность и Родина

7. Любовь к родине, чувство патриотизма

8. Власть денег в современном мире (сочинение-размышление)

9. Проблема человека и веры в произведениях писателей

10. Актуальна ли тема о добре и зле в наше время

11. Жить спешить надо! (роль гражданина в возрождении и укреплении государственности)

12. Нравственность и доброта в современной литературе

13. Что огорчает меня в отношении людей к природе

14. С людьми живи в мире, а с недостатками воюй

15. Может ли определять жизненную позицию пример его родителей

16. Имеет ли человек право на месть

17. Семейная реликвия. Сочинение на морально-этическую тему

18. Город, который мы любим

19. Сочинение на морально-этическую тему: Родина – вторая мать

20. Мой взгляд на дружбу

21. Сочинение по литературе на экологическую тему

22. Сочинение на морально этическую тему: Любовь через тысячу лет

23. Через тысячи лет приходит подобная любовь

24. Труд — это благо основное

25. Для чего нужно искусство

26. Сочинение размышление: Что для меня значит дружба

27. Сочинение на литературную тему Музыка в нашей жизни

28. Насколько важной является культура речи

29. Сочинение по литературе Как я понимаю слово Свобода

30. Сочинение на тему «Независимость моей отчизны»

31. Как я понимаю дружбу

32. Традиции моей жизни. Публицистический стиль

33. Патриот, величественно-прекрасное определение человека

34. Хлеб — гениальное творение человечества

35. Запахи как метафора искусства конца XX столетия

36. Будущее человечества — Апокалипсис или Золотой возраст

37. Мир на земле и Хлеб на столе и Любовь в сердце

38. Сочинение — Миниатюра. «Пиши, о чем думаешь»

39. Метаморфозы. По мотивам новелл

40. Сочинение на тему «Что люди скажут»

41. Право называться человеком

42. Описание внешности человека на тему Наиболее дорогой человек моя мама

43. Сочинение о Родине

44. Люблю я родину свою

45. Служить Родине

46. Сочинение о Родине вариант 2

47. Сочинение о Родине лучшее

48. Какая дорога идет к храму? (размышления о нравственности)

49. Мое восприятие современной жизни

50. «Храни достоинство повсюду, человек!»

51. Откуда же берутся люди такого сорта, которых можно назвать цахесами

52. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

53. Военные дневники Константина Симонова

54. Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы»

55. Главный персонаж повести «Путник, когда ты придешь в Спа…» как жертва войны

56. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда

57. День великой победы русского народа в Великой Отечественной войне

58. ДЕТСТВО, СОЖЖОННОЕ ВОЙНОЙ

59. Духовное воспитание современной молодежи

60. Истинная красота человека. Сочинение — размышление на морально-этическую тему

61. Как воспитать в себе нравственные и духовные качества

62. Как мы всем двором тополя защищали. Произведение на морально-этическую тему в публицистическом стиле.

63. Как осознать свою ответственность за все

64. Каким я вижу современное состояние киноискусства

65. Мера реального гуманизма

66. Многовековая философская проблема о назначении человека на земле

67. Мое личное мнение на проблему «Отцов и детей»

68. Мы дружим. Рассказ на морально-этическую тему по собственному опыту

69. Нравственная сила добра и драматические судьбы личности

70. Нравственное воспитание современной молодежи

71. Нравственность есть правда (по произведениям современных писателей)

72. Палачи и Жертвы в русской литературе

73. Память, сохранившая трагические события о войне

74. Пассажир без билета. Произведение-рассказ на морально-этическую тему за данным сюжетом

75. Почему мы снова пишем о второй мировой воине

76. Произведение в публицистическом стиле на морально-этическую тему

77. Произведения Константина Симонова о самом трудном периоде второй мировой войны

78. Птичий зоопарк в харчевне. Сочинение-раздумье на морально-этическую тему

79. Раскрытие пословицы «Не задирай нос, споткнешься»

80. Речь как движение. Сочинение на тему значения родной речи

81. Роман о величайшей военной битве на Курской дуге

82. С чего начинается родина Сочинение на патриотичную тему

83. Сочинение на морально-этическую и патриотичную темы

84. Сочинение на морально-этическую тему О народной душе в народных песнях

85. Сочинение на морально-этическую тему; Что для меня значит дружба

86. Сочинение на тему — Проблемы современной семьи

87. Сочинение на тему – Матери посвящается

88. Сочинение на тему: Война и женщина на войне

89. Сочинение на тему: Зачем нужно учится

90. Сочинение на тему: Проблемы чернобыльской трагедии в литературе

91. Сочинение о войне на тему: Никто не забыт

92. Сочинение о войне по рассказу Николая Обрыньбы «Первый подвиг»

93. Сочинение размышление о поступках людей на основе собственных наблюдений

94. Сочинение размышление: Мораль, честь, добродушие

95. Сочинение размышление: Экологическая ситуация или что-то больше

96. Сочинение-повествование (заметка в газету) Медсестра Татьяна

97. Сочинение-раздумье: Субкультуры в современном обществе: за и против

98. Спасение щенка. Произведение-рассказ по собственному опыту

99. Спор о герое в романе «Живые и мертвые»

100. Сюжет повести «Брестская крепость» Сергея Смирнова

101. Сюжет романа «Люди на болоте»

102. Тема любви — вечная тема раздумий человечества

103. Тема сочинения Великий и волшебный мир детства

104. Трилогия о войне «Живые и мертвые» Константина Симонова

105. Тропа к дикой яблоне. Сочинение-раздумье на морально-этическую тему

106. Удастся ли гуманизму и миролюбию преодолеть инерцию ненависти и насилия

107. Фигура комбрига Серпилина в трилогии «Живые и мертвые»

108. Человек, цивилизация, земля (сочинение-рассуждение)

109. Человеческая жизнь: свобода или судьба

110. Что происходит с человеком, когда она «знает цену каждой минуте»

111. Что такое добро и моральные критерии

112. Эссе на тему — Почему я верую в бога

Темы сочинений на морально-этическую тему по русскому языку в 9

Память – основа совести и нравственности

(из опыта работы на уроках русского языка и литературы)

Академик Д.С.Лихачев в своих трудах много внимания уделял вопросу памяти. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти.» Он говорил, что «даже бумага, растение, камень имеют память.»

А человек? Человеческую память Лихачев делит на семейную, народную и культурную.

Семейная память – это фотографии, документы, письма, семейные реликвии. Народная память – это устное народное творчество, обычаи, традиции. Культурная память – это литература, музыка, архитектура и многое другое.

В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачев преподносит нам некие уроки. Я бы назвала их УРОКАМИ ДОБРА, УРОКАМИ МОРАЛИ, УРОКАМИ НРАВСТВЕННОСТИ. А все вместе – УРОКАМИ ДУШИ.

Около 10 лет назад у меня вместе с учащимися старших классов появилась задумка проводить такие УРОКИ ДУШИ. Начинали мы с поэтической пятиминутки.

Каждый урок литературы начинался и начинается сейчас со стихотворения. Вот одно, первое из них (читается стихотворение Л.Мартынова «Чистое небо»). Стихи (любимые) читают учитель и учащиеся. Потом захотелось поделиться чем-то нужным, наболевшим, просто важным. На уроках и вне их.

Всем учителям старших классов известен такой вид работы, как сочинение на морально-этическую тему. Еще публичное высказывание на предложенную тему. А темы какие? Где их взять?

И здесь на помощь нам приходит Д.С.Лихачев. «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо! Ведь человек – не степное растение перекати-поле, ведь у человека есть Родина, и с нее он сам и начинается!»

В своей работе в качестве тем для сочинений, для подготовки ораторских выступлений я использую «Десять заповедей человечности» Д.С.Лихачева:

1.Не убий и не начинай войны.

2.Не помысли народ свой врагом других народов.

3.Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5.Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7.Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9.Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Сейчас они актуальны как никогда. Вы согласны со мной?

Еще хочу предложить вам некоторые, как мне кажется, интересные и актуальные темы.

— Интеллигентом нельзя притвориться.

— Национализм – самое тяжелое из несчастий человеческого рода.

— Люди должны жить с достоинством.

— Подделка под старое убивает старое.

— Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.

Это Лихачев.

Сейчас тем стало намного больше. Память, память, что же ты с нами делаешь? Вот некоторые из них:

— Давайте поклоняться доброте.

— Давайте воевать за доброту.

— Мы люди. Отдельными мы не бываем. (Е.Евтушенко)

— Ничего не откладывай – жизнь коротка. (Н.Новиков)

— Учись у книг – хорошие не врут. (Д.Костюрин)

— Я знаю все, но только не себя.(Ф.Вийон)

— И не назло врагу живи. Живи на радость другу.(М.Дудин)

— Ребенок – это грядущее.(В.Гюго)

— Он идет путем жемчужным по садам береговым. Люди заняты ненужным. Люди заняты земным.(Н.Гумилев)

— Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде.(Леонардо да Винчи)

Еще хочу сказать, что настоящим праздником для меня является то, что мои ученики и бывшие ученики до сих пор подкидывают мне темы:

— Дед идет с сумой и бос,

Нищета заводит повесть:

О, мучительный вопрос!

Наша совесть…Наша совесть… (И.Анненский)

— Когда тебя совсем не будет

И время память запрядет,

Пусть о тебе промолвят люди:

«Он вышел, он сейчас придет.» (М.Дудин)

— …надо сыпать соль на раны:

Чтоб лучше помнить – пусть они болят! (В.Высоцкий)

— И вскользь мне бросила змея:

— У каждого судьба своя! –

Но я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя. (Л.Мартынов)

Вот такие темы. Ученики писали и пишут до сих пор. Результатом работы явились два рукописных журнала и альманах.

Подводя итог, приведу слова двух поэтов.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь. (Б.Окуджава)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь… (А.Яшин)

И слова Д.С.Лихачева: «Давайте будем людьми счастливыми!»

Григорьева Марина Борисовна, учитель русского языка

и литературы МОУ «Школа №20 г.Донецка» Донецкой Народной Республики, учитель высшей категории, учитель — методист

Морально-этические ценности в представлении молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

А. Ф. Корлякова

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Работа представлена кафедрой общего и славянского языкознания Пермского государственного университета.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Т. И. Ерофеева

Данная статья посвящена анализу ассоциативных реакций студентов на слова-стимулы, отражающих общечеловеческие ценности. Обработка результатов эксперимента велась с помощью контент-анализа. Метод семантического поля был использован для описания лексического значения слов. Анализ показал влияние гендерного фактора на формирование восприятия этих понятий.

Ключевые слова: гендерная лингвистика, семантическое поле, ядро, периферия, социальная группа, контент-анализ.

A. Korlyakova

MORAL AND ETHICAL VALUES IN YOUNG PEOPLE’S IDEAS

The article deals with the analysis of the association reactions given by students to the words depicting human values. The results were obtained by the content-analysis. The semantic field method was used to describe the word semantics. The analysis showed the importance of studying a gender aspect as it has a great influence on the forming of word-perception.

Key words: gender linguistics, semantic field, nucleus, periphery, social group, content-analysis.

В философской науке ценности трактуются как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [7, с. 534].

Ценности обеспечивают интеграцию общества и образуют внутренний стержень культуры. Ценностью может быть явление внешнего мира (предмет, событие и пр.) или факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценность проявляется как стремление субъекта к предмету своей потребности.

Социологи рассматривают ценности как социальные индикаторы качества жизни. Ценности, выражающие основополагающие нормы, являются фундаментом мотивации всех видов действий и помогают осуществлять выбор поведения в жизненно важных ситуациях.

Таким образом, ценности отражают потребности — представления о том, каким человек хочет видеть мир для себя, нормы и взгляд на то, как должен быть устроен мир и какими качествами должны обладать люди.

Практически любое явление окружающей действительности соотносится человеческим сознанием с определенной системой ценностей, которая обусловливает его положительную или отрицательную оценку по морально-этическим, эстетическим, утилитарно-прагматическим или иным критериям.

В настоящее время мы переживаем «кризис системы ценностей», проявляющийся «в утрате прежних целей, бытийных смыслов, нередко в перемене аксиологического знака» [2, с. 23]. Главным условием восстановления культурной идентичности является воссоздание духовных ценностей, составляющих ядро культуры, и воспроизводство

базовых ценностных ориентаций. Поэтому, на наш взгляд, изучение именно морально-этических ценностей имеет особое практическое значение.

Положительная или отрицательная морально-этическая ценность выступает в качестве объекта морального суждения, поскольку в подобном суждении одобряется или порицается что-либо с точки зрения существующих норм морали.

С одной стороны, морально-этические ценности определяют достоинство человека (или группы людей), характеризуют поступки и отдельные черты личности. С другой стороны, под морально-этическими ценностями можно понимать ценностные представления о добре и зле, относящиеся к области морального сознания, воплощение нравственных норм, принципов, идеалов.

Морально-этические ценности можно рассматривать как одну из форм проявления нравственных отношений в обществе, поскольку они в определенной степени регулируют взаимоотношения между человеком и окружающим миром, детерминируя нравственное поведение человека.

Морально-этические ценности возникают как объективное качество человеческих взаимодействий и первоначально остаются определенным образом скрытыми от сознания субъектов деятельности, затем они постепенно осознаются и конституируются в виде соответствующих табу. На основе этих конкретных установлений по мере развития способности к абстрактному мышлению возникают обобщенные ценностные понятия. Выраженные в них моральные ценности приобретают модальность долженствования и противопоставляются действительности как идеал [3, с. 21-24].

Для того чтобы определить, с чем ассоциируются морально-этические ценности у молодой части населения города — студентов, нами был проведен ассоциативный эксперимент. В рамках психолингвистики основной целью ассоциативного эксперимента являет-

ся выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В лингвокультурологии и когнитивной лингвистике анализ ассоциаций, получаемых на тот или иной стимул, позволяет восстановить «фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [6, с. 140]. Выявленная подобным способом специфика образов сознания представителей определенной культуры, по мнению И. В. Приваловой, и есть система сознания, которая определяет и характеризует поведение представителей данной этно-лингвокультуры и отличает его от других этносов [5, с. 46].

В данной статье будут рассматриваться 273 реакции студентов в возрасте 17-18 и 20-21 гуманитарной и негуманитарной специализации на 10 слов-стимулов, отражающих морально-этические ценности: добро, зло, совесть, терпимость, гнев, любовь, гордость, ненависть, стыд, скромность. Обработка результатов эксперимента велась с помощью контент-анализа, который позволил соединить разрозненные смысловые элементарные единицы в более крупные семы. Семантику данных слов опишем, используя метод семантического поля. В ядре отмечены те реакции, которые частотны для той или группы. Периферию составляют индивидуальные реакции респондентов, данные хотя бы одной реакцией в одной из групп.

Рассмотрим реакции юношей и девушек на слово-стимул «добро». При сопоставлении общих сем в группе информантов-девушек было выделено 12 реакций, которые фиксируют общее и составляют ядро значения слова: приносить пользу — 5, все положительное, хорошее — 7. На периферии 2 реакции: то, что приносит счастье — 1, нравственное качество, несущее свет и тепло во вне — 1. В группе информантов-юношей ядро составляют 8 реакций: приносить пользу — 3, все хорошее положительное — 5. На периферии

6 реакций: умение простить — 1, отсутствие зла — 1, оправдание каких либо поступков — 1, абстрактная категория — 1, то, что стоит на стороне гуманности — 1, гармония, целостность — 1. Как мы видим, у юношей и девушек «добро» сопоставляется со всем положительным, хорошим и тем, что приносит пользу, не вредит человеку. Но, как видно из индивидуальных реакций девушек, то добро еще ассоциируется со счастьем и тем, что несет тепло и свет, а у юношей «добро» — это гармония, целостность, то, что стоит на стороне гуманности, умение простить и подчеркиваются абстрактность этой категории и философский взгляд на добро как «отсутствие зла».

При анализе реакций на слово-стимул «зло» у юношей выделено 12 реакций, составляющих ядро значения слова: нечто дурное, плохое вредное — 5, антипод добра — 5, негативные эмоции — 2. На периферии слова 2 реакции: вред, антигуманность — 1, несчастье других людей — 1. У девушек ядро составляют следующие семы 12 реакций: все дурное, плохое вредное — 6, антипод добра -2, негативные чувства — 4. На периферии 2 реакции: то, что делаем для достижения своих целей назло другим — 1, зло — жестокость — 1. Как мы видим, реакции составляющие ядро значения слова, совпадают у юношей и девушек, однако на периферии есть отличия. Юноши рассматривают «зло» с более глобальной точки зрения: «антигуманность», «несчастье других людей». У девушек более эмоциональный личностный подход.

Анализ реакций на слово «совесть» у юношей и девушек определил 22 общие реакции (11 + 11), составляющие ядро семантического поля слова — «мерило, жизненное кредо». На периферии у девушек 1 реакция: мученья — 1; у юношей 3 реакции: то, что помогает людям оставаться людьми — 1, не позволяет совершать зла — 1, чувство, дергающее за руку — 1.

Ядро семантического поля «стыд» определяется у юношей 10 реакциями: чувство

вины — 4, проявление в осуждении других людей — 2, признание предосудительности поступка — 4; у девушек 12 реакций: признание своих ошибок, предосудительности поступка — 3, признание вины — 9. На периферии семантического поля у юношей 3 реакции: осознание ошибок других — 1, наказание за нарушение принципов — 1, переживания — 1; у девушек 2 реакции: смущенье — 1, проявле-нье в осуждении других людей — 1.

Сопоставляя реакции на слово-стимул «терпимость», делаем вывод, что ядро у юношей составляют 12 реакций: лояльность — 3, умение равноправного общения с другими людьми — 3, принятие недостатков других как норму — 3, подавление, торможение негативных реакций — 3. На периферии значения слова 2 реакции: умение слушать и принимать людей такими, какие они есть (терпеливость), способность быть умнее и выше в некотором смысле окружающих (высокомерие). У девушек — 10 реакций: умение терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам — 4, сдерживание негативных реакций — 4, снисходительное отношение — 2. На периферии значения слова 4 реакции: способность приспосабливаться — 1, скрываемая злость — 1, принимать людей такими, какие они есть — 1, готовность относиться к другим как к себе — 1.

При анализе реакций на слово «гнев» в группе информантов-юношей и девушек выделено одинаковое количество 22 (11 + 11) реакций, составляющих ядро. У юношей: состояние раздражения, сильного негодования — 9, реакция на несправедливость — 2. У девушек: состояние раздражения, сильного негодования — 11. Периферию составляют у юношей 2 реакции: неконтролируемое состояние — 1, быстро возникающее чувство чаще всего по пустякам — 1. У девушек индивидуальные реакции отсутствуют.

При рассмотрении реакций на слово-стимул «любовь» в ядре семантического поля слова у юношей выделено 9 реакций: самопожертвование — 4, высшая форма привя-

занности, влечение — 5; у девушек 12 реакций: самопожертвование, взаимопривязанность — 8, сильное эмоциональное чувство — 4. Периферию слова составляют у юношей 6 реакций: способность человека любить — 1, умение осознавать и ценить красоту — 1, духовное единство — 1, больше социальная, чем биологическая сущность — 1, супружеские отношения — 1, обоготворение — 1. У девушек периферию поля составляют 4 реакции: взаимопонимание — или без — 2, порхание бабочек в животе — 1, выделение особых качеств — 1. Мы видим, что самопожертвование свойственно как девушкам, так и юношам, но у юношей жертвование своими собственными интересами ради других основано на глубокой привязанности и сердечном влечении, в то время как для девушек важна эмоциональная сторона отношений и взаимопонимание. Кроме того, для юношей важна социальная сторона отношений.

Анализ реакций на слово «ненависть» в ядре семантического слова у юношей определил 9 реакций: неприязнь, проявление нетерпимости — 3, негативное отношение, восприятие — 6; у девушек — 12 реакций: негативное отношение, неприязнь, вражда — 9, антилюбовь — 3. На периферии у юношей выделено 5 реакций: все, что мешает осуществлению желаний — 1, подавляющее, разрушающее чувство — 1, противоположное любви — 1, желание изменить то, что идет в разрез с моралью — 1, духовное отвержение — 1; у девушек — 2 реакции: когда любовь заканчивается — 1, гнев, отвращение — 1.

Реакции на слово «скромность» позволяют выделить в ядре семантического значения у юношей — 5 и у девушек — 7 одну и ту же реакцию: сдержанность в проявлении своих достоинств; на периферии поля у юношей 6 реакций: зажатость, слегка глупость — 1, неприятное ощущение, привитое в процессе воспитания — 1, восприятие через образ — 1 — стремление человека не выставлять свои лучшие чувства на обозрение, чтобы люди не щурились, глядя на тебя, а сам

ты не ослеп от собственного света, заниженные требования к жизни — 1, преднамеренное скрытие своих достоинств для общения — 1, нравственный ограничитель — 1. У девушек было выявлено 5 реакций: застенчивость — 1, подавление в себе личности — 1, преграда на пути к успеху — 1, нежелание показать свою сущность — 1, защитная реакция организма на раздражителя — 1.

На слово «гордость» у юношей было выделено 11 реакций, составляющих ядро значения слова: высокомерие — 6, чувство собственного достоинства — 3, сопричастность — 2; у девушек — 10 реакций: высокомерие, превосходство — 5, чувство собственного достоинства- 5. На периферии находятся у юношей 1 реакция — неумение общаться с людьми; у девушек — умение адекватно реагировать на ситуацию — 1, позитивное чувство — 1, сопричастность — 1. Понимание гордости как высокомерия свойственно как юношам, так и девушкам, но женской половине для сохранения чувства собственного достоинства необходимо сдерживать собственные эмоции, чтобы адекватно реагировать на ситуацию. Юношам свойственно уважение своих высоких моральных качеств, которыми они руководствуются в жизни, своем поведении.

В заключение необходимо отметить, что при сравнении ассоциатов, полученных от двух полярных гендерных групп, выяснилось, что реакции, составляющие ядро значения слов, в основном совпадают. Они представлены наиболее частотными реакциями респондентов, на основе которых были выделены общие семы. Реакции, определяющие ядро семантического поля у юношей составляют 73,1%, у девушек — 78,4%. Это говорит о том, что ядро семантического поля слов, отражающих морально-этические ценности, лучше сформировано у девушек. Однако на периферии мы видим обратную картину. Периферия у девушек составляет 17,9%, а у юношей — 26,8%. Именно на периферии проявляется гендерная специфика восприятия этих понятий.

Так, для девушек характерно восприятие слов-стимулов с эгоцентричной точки зрения. Так, например, «добро» — это счастье, то, что приносит высшее удовлетворение. В реакции на слово-стимул «любовь» главное — положительные эмоции, вызванные умением понять другого человека. Реакция на слово «терпение» показывает, что девушкам свойственно проявлять участие, понимание к кому-либо.

Реакции на слово-стимул «скромность» показывают важность для информанта быть защищенным от внешних отрицательных эмоций.

Сила эмоциональных переживаний подтверждается реакцией на слово-стимул «ненависть» — это не только негативное отношение, но то, что противоположно по своей силе чувству глубокой и самоотверженной привязанности.

У девушек реакция на слово-стимул «зло» тоже связана с отрицательными эмоциями: то, что вызывает скорбь, глубокую печаль, а в одном случае приравнивается к жестокости по силе эмоционального воздействия.

Анализ реакций на слово-стимул «гордость» показывает, что информантами осозна-

ется необходимость регулировать свои эмоции и чувства в рамках принятых стереотипов.

Реакции юношей на слова-стимулы более разнообразные и отличаются как содержательно, так и количественно. Это подтверждает тот факт, что их мировосприятие более абстрактно и объемно. Юношам свойственно восприятие слов-стимулов с глобальной, общественной точки зрения: «добро» — это гармония, целостность; «зло» — то, что не направлено на благо других людей; «совесть» помогает оценивать душевные качества других; «стыд» имеет социальную значимость; «ненависть» способна разрушить личность; «гордость» — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Итак, даже такой небольшой пилотный эксперимент (табл. 1) говорит о необходимости изучения гендерного аспекта на различном языковом материале. Несомненно, наше исследование требует более точных методов, например, дисперсионный анализ силы влияния, который позволит ранжировать социальные факторы (пол, возраст, специальность) в их влиянии на изучаемый материал.

Таблица 1

Реакции юношей и девушек, составляющих ядро и периферию семантического значения слов

Ядро семантического значения слов

Слова-стимулы Юноши Девушки

Добро 8 12

Зло 12 12

Совесть 11 11

Стыд 10 12

Терпимость 12 10

Гчев 11 11

Любовь 9 12

Ненависть 9 12

Скромность 5 7

Гордость 11 10

Всего (%) 98 (73,1%) 109 (78,4%)

Периферия семантического значения слов

Слова-стимулы Юноши Девушки

Добро 6 2

Зло 2 2

Окончание табл. 1

Периферия семантического значения слов

Слова-стимулы Юноши Девушки

Совесть 3 1

Стыд 3 2

Терпимость 2 4

Гчев 2 0

Любовь 6 4

Ненависть 5 2

Скромность 6 5

Гордость 1 3

Всего (%) 36 (26,8%) 25 (17,9%)

Общее количество реакций в ядре и периферии семантического значения слов

Всего Юноши Девушки

273 134 139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Караулов Ю. Н. Ассоциативный тезаурус русского языка: Русский ассоциативный словарь (АТРЯ) / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М., 1994-1999. Кн. 1-6.

2. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17-18.

3. Моральные ценности и личность. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. 176 с.

4. Овчинникова И. Г. Языковое сознание шестилетнего ребенка: гендерный и когнитивный параметры // Возрастное коммуникативное поведение: Сб. науч. тр. Воронеж, 2003. С. 132-143.

5. Привалова И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации). М., 2005. 186 с.

6. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 140.

7. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.

Нравственные качества человека — что это такое: определение и список примеров высоких морально-этических устоев личности

С самого раннего возраста родители учат нас, что хорошо, а что плохо. Эти знания помогают людям без проблем существовать в рамках социума, выстраивать успешные взаимоотношения с окружающими. Следование таким законам позволяет определить зрелость личности. А о том, что это такое – морально-нравственные качества человека вместе с определением, читайте дальше.

Качества человекаКачества человека

Понятие в психологии

Каждый индивид имеет для себя перечень правил и взглядов и старается им следовать. В комплексе этот свод создает моральный характер.  Все это влияет на выбор, взаимодействие в обществе, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность прививается еще в детстве. Есть три варианта развития:

  1. Сдерживание на основе страха. Ребенок начинает понимать связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от совершения действий, запрещенных родителями или учителями.
  2. Проявление эмпатии. Это умение представлять то, что ощущает другой. Так человек старается своими поступками сдвинуть эмоциональное состояние людей в лучшую сторону.
  3. Совершенствование мышления личности на ступени формального подхода. В этом случае приобретается определенный опыт по проверке предположений, новой оценки информации и переформулирования взглядов.

В этике нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют. Под последним подразумевается комплекс норм и правил, сложившихся исторически и относящихся ко всему социуму. Тогда как первое определение сугубо индивидуальное и у всех набор устоев свой.

типы нравственных качествтипы нравственных качеств

Связанные понятия, ориентиры и позиция

Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.

Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:

  • самоконтроль поступков и действий;
  • совесть;
  • ощущение человеческого достоинства;
  • поведенческие побуждения.

И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.

Какие бывают нравственные качества личности: список

Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.

Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию. 

Нравственные качества человекаНравственные качества человека

Ответственность

Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.

Дарья МилайДарья Милай

Психолог Дарья Милай

Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.

Гуманизм

Это высокое нравственное качество, без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной. 

личностные качества нравственностиличностные качества нравственности

Верность

Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.

Дисциплина

Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести. 

Честность

В первую очередь, открытым нужно быть перед собой. Ведь жить в «розовых очках» в наше время чревато нехорошими последствиями. Но перед тем как довериться другим, будьте очень внимательными. Стоит убедиться, что перед вами надежное плечо. В противном случае вы просто облегчите ему задачу в поиске ваших слабых мест.

оценка личностных качестваоценка личностных качества

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Персональная консультацияПерсональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультацияОнлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

критерии оценивания критерии оценивания

Поведение

Его можно назвать нравственным в том случае, когда личность связывает его со сложившейся системой взглядов и ценностей. Все это выливается в совокупность поступков – действий, вызывающих одобрение или осуждение в социуме. Но если ситуация требует активности, а индивид ее не проявляет, это также можно назвать деянием, имеющим собственные последствия.

То, как человек себя ведет в обществе, расценивается в виде реализации таких принципов, как доброта, вежливость, справедливость. Но вместе с тем выделяется и безнравственное поведение, основанное на ненависти и лжи. Оно несет разрушающее воздействие, в то время как позитивные проявления, наоборот, реализуют стремления индивидуума и делают его лучше в глазах окружающих и его самого.

Оценка нравственных качеств личности – не всегда объективно. Не выявлено даже критериев для подобного оценивания. Но все же анализ разбивается на множество факторов. Среди основных выделяются:

  1. Мотивы. Их огромное количество и они неоднозначны. Ведь бывают ситуации, когда благороднейшие стремления приводят к негативным действиям.
  2. Последствия. Их стоит учитывать всегда. Часто поступок оценивается с точки зрения общественной значимости.
  3. Действительность. Одно и то же деяние при разных обстоятельствах может стать значимым либо осуждаемым.
  4. Средства, используемые для совершения. С точки зрения морали, достижение результата любыми способами не есть хорошо. Ведь это развивает эгоистические свойства.

Нравственное поведение определяется моральными убеждениями личности, степенью ее культурного и общего развития. Оно устанавливает дальнейшую жизнь индивида, возможность сосуществовать в обществе и добиться в нем высокого положения, а также создает его представление о добре и зле, счастье.

С одной стороны, это свободный выбор, а с другой – ограничение посредством установленных требований. Поэтому человек всегда старается найти баланс между двумя крайностями: социальными рамками и собственной независимостью.

различные качества личностиразличные качества личности

Разновидности норм: какие бывают

Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.

Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.

К первым можно отнести всем известные требования:

  • уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
  • приветствовать и прощаться;
  • помогать нуждающимся.

Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.

нравственность и качества людейнравственность и качества людей

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Понятие релятивизма – что это такое

Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует.  Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.

Задайте вопрос

В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:

  • мнение о добром и злом условно;
  • социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.

моральные устоиморальные устои

Пару слов о развитии нравственных устоев

Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания: 

  • Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
  • Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
  • После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.

В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.

развитие устоевразвитие устоев

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Заключение

Итак, в этой статье я рассказала, какие есть нравственные качества человека, и привела их список с определениями. Добавлю только, что особенно важно с младенчества воспитывать детей с учетом высоких моральных взглядов. Ведь только так можно подарить подрастающему поколению осознанную жизнь в мире и гармонии. Если хотите получить более подробную информацию, как найти и понять себя, запишитесь на мою консультацию.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Классный час (6 класс) по теме: Классный час на морально-этическую тему «Что такое человеческие ценности»

                                                                              Родионова Светлана Юрьевна

                                                      МБОУ СОШ №38 г. Сургут, Тюменская обл.

Классный час на морально-этическую тему

« Что такое человеческие ценности»

Цель: гармоничное развитие общечеловеческих задатков детского организма, формирование человеческих ценностей.

Задачи: 1. Подготовка к самовоспитанию и самореализации личности.

              2. Развитие доброты, веры, милосердия, способность сопереживать                       другому человеку.

Форма работы:

Беседа:

  1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. В различных общественных классах вырабатываются различные представления о ценностях- добре, справедливости, свободе, но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).

   У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.

  1. Что является ценностью для вас?

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование.  Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить : «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

« Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания , давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.                

                                                                                            (Д. С. Лихачев)

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь  в этот столб. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

— Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

— Гвоздей – то нет, а дырки остались, — ответил он.

Вопросы:

  1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика? Какой способ убеждения используют ваши родители?
  2. Почему заплакал мальчик?
  3. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: « Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз» А как вы думаете?

Задание1. Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

библейских ответов о морали и этических вопросах

Мораль и этика: библейские ответы на моральные и этические вопросы

GospelWay.com
| КУРСЫ / комментарии,
и т.п.
| БИБЛИЯ
| СПАСЕНИЕ
| ЦЕРКОВЬ
| ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ
| БОГ
| МОРАЛЬ
| ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
| ПРИГЛАШЕНИЯ
| СЕМЬЯ
| СОЗДАНИЕ
| AUDIO
| СТАТЬИ
| ТЕМЫ
| РЕЛИГИЯ
| ИЗДАНИЯ
| ВИДЕО
| ПРАВИТЕЛЬСТВО
| ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

На главную> Нравственность

Бесплатные материалы для изучения Библии с
Ответы для
Вопросы о морали
И этические вопросы

Morality, Ethics, and the Bible Наши бесплатные онлайн-материалы
давать библейские ответы на вопросы морали и этики.Учиться
из Священного Писания, что Сам Бог открыл об этих
вопросы морали и этики. Также включены бесплатные исследования по связанным темам, которые
показать, почему мы должны принимать библейские ответы как стандарт
морали, как нас можно простить за моральные неудачи и как
изменить аморальные и неэтичные привычки. # Библия #BibleStudy

Включены обсуждения абортов, азартных игр, злоупотребления наркотиками, воровства, лжи, гомосексуализма,
самоубийство, сексуальная мораль (порнография и внебрачные и
добрачные половые отношения), клевета, ненормативная лексика, развод и повторный брак, употребление алкогольных напитков
напитки.Являются
эти практики морально-этичны или аморальны и неэтичны? какой
Библия дает ответы на эти вопросы морали и
этика?

Обратите внимание: нигде на этом веб-сайте
предназначались или должны когда-либо толковаться как оправдание или каким-либо образом подстрекать или
поощрять личную месть или физическое насилие против любого человека.

Нравственность,
Этика и моральные вопросы

Тем
Связанные с моралью и этикой

Библия
Принципы нравственного поведения
Аборт: за жизнь или за выбор?
Наркотик
Злоупотребление: интоксикация или трезвость?
Азартные игры: мораль или аморальность?
Развод, повторный брак и семья
Алкоголь
Алкогольные напитки
Гомосексуализм: образ жизни или аморальность?
Однополые браки и гомосексуальные союзы
Совместное проживание без брака
Ложь
и лживость
Сексуальная мораль и семья
Клевета, сплетни и распространение слухов
Речь: проклятия, ненормативная лексика, непристойность
Воровство, кража и грабеж
Самоубийство:
Морально или аморально?


Как
изменить себя (самосовершенствование)
Гнев, контролируя свой характер
Бизнес
И финансовые отношения
Клонирование
Человеческих существ
Еда
Кровь и переливание крови
Ненависть,
Язык вражды, Преступления на почве ненависти
You
Может ли успешно служить Богу
Как можно быть уверенным в прощении?
Важность библейского наставления
Христиане, правительство и моральные вопросы
Отношения
между расами и национальностями
Движение за освобождение животных
Доказательства
для Бога, Иисуса и Библии
Гуманизм,
Атеизм и безнравственность
Цель оправдывает средства?
Почему нам нужно прощение грехов?
Важность
покаяния

Gospel Way Home Page Вернуться в наш
домашняя страница (путь Евангелия)

Смотрите наши
Часто задаваемые вопросы
(FAQ), если у вас есть вопросы о нашем сайте или авторе.
Следуйте за нами:

Subscribe to our free Bible study email lists.
 Bible Study group on Facebook (R) Free Bible study materials from Gospel Way Bible study videos by David E. Pratte on YouTube Bible study articles from Pratte-Brailey Publications Gospelway Bible study blog RSS Bible study feed Free Bible study materials E-mail us at the Gospel Way

Ссылки с других веб-сайтов на эту страницу или на наши
приветствуются и приветствуются домашняя страница:
www.gospelway.com
The Gospel Way: бесплатные онлайн-материалы и руководства для изучения Библии

цитаты из Священного Писания обычно взяты из Нового Короля.
Версия Джеймса (NKJV), авторское право 1982, 1988 Томас Нельсон, Inc., используется с разрешения.
Все права защищены.

,

Мораль и этика на рабочем месте

Многие работодатели обеспокоены тем, как их сотрудники ведут себя на работе. И они должны быть! То, как сотрудник ведет себя по отношению к клиентам, может иметь большое влияние на то, вернутся ли они когда-нибудь; поведение сотрудника по отношению к другим сотрудникам может привести к судебным искам, а поведение сотрудника с поставщиками может привести к уголовному преследованию.Когда дело доходит до того, чтобы сотрудники вели себя так, как того хочет компания, для работодателей очень многое поставлено на карту. Мы хотим, чтобы сотрудники были этичными и нравственными. Проблема в том, что эти слова имеют разное значение для разных людей.

Этика против морали

Хотя эти термины часто используются многими людьми как синонимы, на самом деле они имеют очень разные значения. Согласно сайту Diffen , который беспристрастно сравнивает вещи, этика:

«Правила поведения, признанные в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы, культуры и т. Д.Он определяет, как обстоят дела в соответствии с правилами ».

На том же сайте мораль определяется как:

«Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. Он определяет, как все должно работать в соответствии с идеалами и принципами людей ».

Этика — это внешние конструкции, а мораль — это внутренние убеждения, сформированные личным опытом и обучением.

Мы можем обеспечить соблюдение этических норм

Этика определяется практикой компании, а также общепринятой практикой.Компания может обеспечить соблюдение этического поведения, сначала определив, что значит быть этичным в этой конкретной организации. Некоторые общепринятые этические нормы, которые большинство компаний захотят применять, включают следующее: вы не лжете, не воруете, не обманываете (в отчетах о расходах и т. Д.), Не фальсифицируете информацию и т. Компания может прямо заявить о своей этической политике и может принуждать сотрудников к определенному поведению. Как и в любой стандартной ситуации с подкреплением, вы можете либо вознаградить за хорошее поведение, либо наказать за плохое.Большинство компаний обычно делают и то, и другое. Вы можете прочитать пример этого подхода в статье Стэна Мака на Chron.com под названием «Как обеспечить соблюдение этических норм на рабочем месте». Я думаю, что подход Мака слишком драконовский, и я предпочитаю подход, изложенный в статье Мэтта Макгонегла «Как вознаградить этическое поведение» на Форуме устойчивого бизнеса.

В любом случае, компания может сильно повлиять на то, будет ли сотрудник придерживаться этичного поведения или нет. Если они действуют правильно, они сохраняют свою работу и получают вознаграждение.А если они этого не сделают, они столкнутся с последствиями, включая потерю работы. Они также могут быть оштрафованы или заключены в тюрьму, в зависимости от того, нарушает ли их поведение этическое поведение, определенное другими органами, такими как федеральное правительство.

Мораль сотрудников сложнее контролировать

Поскольку мораль является внутренней и основана на том, как кто-то был воспитан, сложнее контролировать или влиять на чью-то мораль. То, что я считаю аморальным, может быть вполне приемлемым для кого-то другого.Тем не менее, мы можем работать вместе, если выполняем свою работу и соблюдаем этические нормы организации. Конечно, есть некоторые аморальные поступки, которые перерастают в неэтичные. По крайней мере, в американском бизнесе воровство считается аморальным и нарушает большинство этических норм. Среди воров есть даже кодекс, который нельзя украсть у товарища-вора. Но есть много личных поступков, которые люди могут совершать за закрытыми дверями, которые коллеги могут счесть аморальными, в то время как другие — нет.Например, однополые браки одни считают аморальными, а другие — вполне приемлемыми. Решение этих проблем будет зависеть от вашего собственного морального кодекса и, конечно же, законов штата, в котором вы проживаете.

Можете ли вы проверить этику и мораль?

Безусловно, тесты на честность, которые использовались и подтверждались в некоторых ситуациях, таких как суды, но они еще не используются повсеместно. Вы можете попросить кандидатов пройти тесты на незаконное употребление наркотиков, и это может отследить тех, кто ведет себя так, как вы не хотите, чтобы компания ассоциировалась с вами.

Один из лучших инструментов скрининга, который я видел, используемый при проведении «культурной» оценки. Это даст вам представление о том, подходит ли кандидат для вашей организации. Конечно, это предполагает, что у вас есть очень хорошее представление о культуре вашей компании и что это задокументировано. Без надлежащих базовых знаний, на основе которых вы можете сформулировать свои вопросы, такая оценка не будет работать.

Я думаю, что лучший способ действий — это затронуть идею этики и ожидание морального поведения во время собеседования.После того, как человек будет принят на работу, вы можете обучить его или ее этическому кодексу, принятому в вашей организации. Затем поощряйте этичное поведение, как вы его видите, и административные санкции, если вы видите нарушение кодекса. Когда люди узнают, что их поведение имеет последствия, они соответствующим образом корректируют его. Я бы не стал беспокоиться об их моральном поведении до тех пор, пока оно не вызовет этическое нарушение.

А ты? Как вы относитесь к этике и морали на рабочем месте?

Оцените свою экономию на найме и найме.

Смотри сейчас

Andreea Hrab
Андреа Граб

Международный кадровый директор OSF Global Services, Андреа — опытный рекрутер, видевший их всех. Она разработала стратегии подбора персонала и программы удержания персонала, что гарантирует успех компании.
Она общительный человек, и ей очень легко удается завязать новые отношения с новыми сотрудниками, но ее самая интересная задача — найти золотую середину между интересами компании и потребностями сотрудников.Чтобы узнать больше об Андреи, свяжитесь с ней в LinkedIn.

,

Гражданские службы | Право на государственную службу | Советы по сдаче экзаменов на государственную службу в Индии | Экзамен по государственной службе

  • войти
  • |
  • зарегистрироваться