Мотив определение в литературе: Мотив (литература) — это… Что такое Мотив (литература)?
Мотив (литература) — это… Что такое Мотив (литература)?
- Мотив (литература)
У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив.
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба. Есть и другие определения. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом.» И определение А. Н. Веселовского, данное им в его «Поэтике сюжетов»: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения». «Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки»
Примеры мотивов
Литература
См. также
Ссылки
Примечания
Категории:
- Литературоведение
- Лексикология
- Мифология
- Фольклор
- Мотивы
Wikimedia Foundation.
2010.
- Трушис, Витолис
- Фиксированная запятая
Смотреть что такое «Мотив (литература)» в других словарях:
Мотив — В Викисловаре есть статья «мотив» Мотив (от лат. moveo «двигаю», через фр. motif «мотив») многозначное понятие: Мотив (психология) динамический процесс физиологического и психологического плана, у … Википедия
Мотив (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. Аджанта, мотив на потолке перед входом в пещеру … Википедия
Мотив (значения) — Мотив (фр. motif, от лат. moveo двигаю) имеет несколько значений: Мотив движущая сила человеческого поведения, его деятельности., см. мотивация Мотив (искусство) характерный элемент, постоянно используемый в каком либо произведении (изображении) … Википедия
Мотив — (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения… … Литературная энциклопедия
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии
мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия
Литература и экспрессионизм — Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
МОТИВ — (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю), устойчивый формально содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и… … Литературный энциклопедический словарь
Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… … Википедия
Книги
- Зарубежная литература XIX века. Романтизм, Ковалева О.В.. Данное учебное пособие первая в практике вузовского преподавания зарубежной литературы XIX века попытка представить в форме вопросов и ответов материал, который остается за страницами… Подробнее Купить за 459 руб
- Малолетный Витушишников, Юрий Тынянов. В рассказе «Малолетний Витушишников» (1933) иронически заострен мотив случайности, лежащей в основе крупных политических событий. Одно из центральных мест рассказазанимает фигура монарха,… Подробнее Купить за 440 руб
- «Мы» . Повести. Рассказы. Пьесы. Статьи и воспоминания, Евгений Замятин. В книгу вошли произведения русского писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937): Автобиография, роман «Мы», повести, рассказы, статьи и воспоминания. Боль за Россию -основной мотив его… Подробнее Купить за 250 руб
Другие книги по запросу «Мотив (литература)» >>
Понятие мотив в литературе
Понятие «мотив» в литературе
Прежде, чем перейти к определению понятия «мотив» в литературе, рассмотрим данный термин в других науках.
Моти́в (от лат. moveо — «двигаю», через фр. mоtif — «мотив») — многозначное понятие:
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».
Мотив (искусство) — является характерным элементом, регулярно используемым в каком-либо произведении, например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;
Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета;
Мотив (музыка) — является простейшей ритмической единицей мелодии, которая состоит из некоторой короткой последовательности звуков, объединённых одним логическим акцентом;
Мотив (из глоссария психологических терминов) – является материальным или нематериальным предметом, для которого человек делает те или другие действия. В качестве мотива может выдаваться желание удовлетворить какую-то нужду, либо какой-то предмет, который мы хотим приобрести. Так, к примеру, жажда добиться чьей-либо любви может принудить нас делать эффектные и красивые поступки, а желание иметь престижную марку машины – постараться заработать как можно больше денег. Кроме того, мотивом может стать осмысливаемая цель, которая лежит в основе выбора поступков и действий – так, к примеру, желание стать президентом будет мотивом для выбора человеком обусловленной тактики поведения.
Таким образом, подытожив все вышесказанное, сформулируем определение литературного мотива.
Мотив является устойчивым смысловым элементом литературного текста, который повторяется в пределах цепи фольклорных (где он значит наименьшую единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.
Мотив следует рассматривать в контексте целого творчества одного либо нескольких писателей, какого-то литературного течения или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В лирике он воплощается в ведущих темах, сюжетных ситуациях, символах, образах. Мотивом зачастую именуют «элементарную, неделимую тематическую единицу произведения»1. Согласно прочим определениям, мотив является «образным единством действия и ситуации; структурным элементом внешнего либо внутреннего процесса»2 (последнее касается лирики).
Распространившись на область изучений индивидуального творчества и став острым аспектом в современном литературоведческом анализе, определение «мотив» все сильнее теряет свое старое содержание, которое относилось к формальной структуре произведения: из сферы «строгой» поэтики он переходит в сферу исследования писательской психологии и его мировоззрения (или даже психологии творчества — В. Дильтей). Мотивами стали именовать и свойственные поэту лирические темы либо комплекс переживаний и чувств, а также устойчивые свойства его лирического образа, вне зависимости от того, находили ли они надлежащее выражение в какой-либо константной словесной формуле. В данном формально незафиксированном смысле определение «мотив» обширно используется в исследованиях лирики.
Недостаточная определенность и условность определения «мотив», конечно же, приводит к сложностям в классификации и выделении мотивов [сравните, к примеру, библиографии мотивов и тем К. Бауэрхорста (1932) и Ф. Шмитта (1959) «Stоff-und Mоtivgeschichte in dеutsche Litеratur», где в основе классификации лежит сразу несколько принципов, также и только тематических3].
«Мотив (от movеo — двигаю, привожу в движение), в пространном смысле данного слова, — главное образное или психологическое зерно, положенное в основу всякого художественного произведения»4.
На самой элементарной стадии литературно-художественного формирования, например, в несложном мифотворчестве некоторое «художественно словесное основание восполняется, в основном, за счет развития одного и того же мотива, который развертывается в единое поэтическое произведение»5. Здесь мотив еще полностью совпадает с темой.
В последующем движении художественной эволюции, на наиболее безупречных стадиях развития литературы, лирическое произведение создается путем срастанием довольно значительного числа некоторых мотивов. В данном случае главный из мотивов совпадает с темой. Мотив выступает как шелковая цветная нить в пестрой ткани сюжета, отдельным камнем сложной его мозаики.
Мотив (фр. mоtif, нем. Mоtiv, от лат. mоveo —двигаю) — термин, который перешел в литературоведение из музыковедения. Он представляет собой «наименьшую самостоятельную единицу музыкальной формы <…> Развитие происходит посредством разнообразных повторений мотива, а также его переустройств, включении контрастных мотивов <…> Мотивная структура олицетворяет логическую связь в строении произведения»6
Впервые данный термин был зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), где он являлся ключевым при анализе композиции произведения, помогал выяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из единого и повторяемость в разнообразии вариаций.
В литературоведении еще И.В. Гёте и Ф. Шиллером употреблялось определение «мотив» для характеристики составных частей сюжета. Автор статьи «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделяет мотивы пяти следующих видов:
«устремленные вперед, ускоряющие действие»;
«отступающие мотивы, отдаляющие действие от его основной цели»;
«замедляющие, задерживающие ход действия»;
«направленные к прошлому»;
«направленные к будущему, которые предвосхищают то, что случится в последующие эпохи»7.
Определение мотива как элементарной единицы повествования впервые теоретически обосновано было в «Поэтике сюжетов» исследователя А.Н. Веселовского. Он интересовался, в первую очередь, повторяемостью мотивов в жанрах повествования различных народов. Мотив представлялся как ядро «предания», «поэтического языка», которые были унаследованы из прошлого: «Под мотивом я подразумеваю простейшую единицу повествования, ответившую образно на различные запросы бытового наблюдения или первобытного ума. При единстве или сходстве психологических и бытовых условий на главных стадиях человеческого развития подобные мотивы могли самостоятельно формироваться и вместе с тем препровождать похожие черты»8.
Исследователь Веселовский мотивы считал простыми формулами, зарождавшимися у различных племен вне зависимости друг от друга. «Признак мотива — его образный одночленный схематизм…»9. К примеру, затмение («солнце кто-то похищает»), бой за невесту, борьба братьев за наследство. Исследователь хотел выяснить, какие могли зародиться мотивы в сознании первобытных людей на основании отображения их жизненных условий. По поэтическим памятникам он исследовал доисторический быт различных племен, их жизнь. Ознакомление с зачаточными формулами приводило его к мысли, что сами мотивы не есть акт творчества, их невозможно перенимать, заимствованные же мотивы сложно отличить от самозарождающихся. Согласно теории Веселовского, творчество, прежде всего, проявлялось в «комбинации мотивов», которая давала тот или иной персональный сюжет. Ученый для анализа мотива использовал следующую формулу: а + b. К примеру, «злая старуха не любит красавицу — и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы может трансформироваться, в особенности приращению подлежит b»10 (с. 301). Таким образом, гонение старухи проявляется в тех задачах, которые она задает красавице. Таких задач может иметься две, три и более. Потому формула а + b возможно усложнится: а + b + b + b2. В последующем комбинации мотивов преобразовались в бесчисленные композиции и стали началом таких жанров повествования, как повесть, роман. По взгляду Веселовского, сам мотив остался неразложимым и устойчивым; разные комбинации мотивов и составляют сюжет. В отличие от мотива, сюжет могли заимствовать, он мог также передаваться от народа к народу, делаться бродячим. Каждый мотив в сюжете выступает в определенной роли: он бывает основным, второстепенным, эпизодическим. Зачастую разработка одного и того же мотива в различных сюжетах повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Веселовский замечал, что великие поэты склонны при помощи «гениального поэтического инстинкта» применять те сюжеты и мотивы, которые уже однажды подвергались поэтической обработке.
Список использованных источников
Благой, Д.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2015
Верли, М. Общее литературоведение, М., 1957, с. 144
Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 300
Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136 и след.
Чернец, Л. В. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003
Щелкова, Л. Ж. Мотив // Электронный ресурс // http://uchebniki-besplatno.com/literaturovedenie-uchebnik/schelkova-motiv-24402.html
Щемелева, Л. М.. Лермонтовская энциклопедия // электронный ресурс http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-2902.htm
1 Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136 и след.
2 Верли М., Общее литературоведение, М., 1957, с. 144
4 Д. Благой. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2015
6 Л. В. Чернец. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003
7 Л. В. Чернец. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003
8 Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 300
9 см. там же, с. 301
10 Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 301
Мотив в литературе. Проблема определения понятия
Мотив в литературе. Проблема определения понятия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/motiv-v-literature-problema-opredeleniya-ponyatiya/ (дата обращения: 27.08.2020)
МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие мотива играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы; здесь сопоставление сходных мотивов, используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ — от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.
Порочность понятия мотив — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе лит-ого произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике.
Другое значение термин «Мотив» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей). Мотив в этом смысле — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.
На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.
Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога. Именно их имел в виду А. А. Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звёзды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова«Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через всё творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И.Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определённых литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.
МОТИВ, в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева, «звездных мотивах» поэзии Фета и т. п.).На самой примитивной стадии литературно-художественного развития, напр., в элементарном мифотворчестве отдельное художественно словесное образование покрывается, по большей части, развитием одного же, развертывающегося в цельное поэтическое произведение, мотива (таковы, напр.; так наз. légendes des origines и т. п.). Мотив здесь еще целиком совпадает с темой.В дальнейшем движении художественной эволюции, на более совершенных стадиях литературного развития, поэтическое произведение образуется сростанием очень большого числа отдельных мотивов. В этом случае с темой совпадает главный из мотивов. Так. например, темой «Войны и мира» Льва Толстого является мотив исторического рока, что не мешает параллельному развитию в романе целого ряда других зачастую только отдаленно сопряженных с темой побочных мотивов (напр., мотив правды коллективного сознания — Пьер и Каратаев; бытовой мотив — разорение богатой дворянской семьи графов Ростовых: многочисленные любовные мотивы: Николай Ростов и Софи, он же и княжна Мария, Пьер Безухов и Эллен, кн. Андрей и Наташа и т. д., и т. д., мистический и столь характерный в дальнейшем творчестве Толстого мотив смерти возрождающей — предсмертные прозрения кн. Андрея Болконского и т. д. и т. д.).
Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом его. В отношении этого последнего мотив является как бы шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики. (По вопросу об отношении мотива и сюжета — см. А. Н. Веселовский, Поэтика сюжетов, СПБ. 1913).
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А.Н. Веселовского
мотив (лат. moveo – двигать) – устойчивый формально-содержательный компонент текста, способный повторяться в пределах творчества одного писателя, а также в контексте мировой литературы в целом. Мотивы способны повторяться. Мотив является устойчивой семиотической единицей текста и обладает исторически универсальным набором значений. Для комедии характерен мотив “quid pro quo” («кто про что»), для эпопеи – мотив странствия, для баллады – фантастический мотив (явление живого мертвеца).
Мотив более чем другие компоненты художественной формы соотносится с мыслями и чувствами автора. Согласно Гаспарову, «мотив – смысловое пятно». В психологии мотив – побуждение к поступку, в теории литературы – повторяющийся элемент сюжета. Одни исследователи относят мотив к элементам фабулы. Такой вид мотива называют повествовательным. Но в мотиве может повторяться и какая-либо деталь. Такой мотив называют лирическим. Повествовательные мотивы имеют в своей основе какое-либо событие, они развёрнуты во времени и пространстве и предполагают наличие актантов. В лирических мотивах актуализируется не процесс действия, а его значимость для воспринимающего это событие сознания. Но оба вида мотива характеризуются повторяемостью.
Важнейшей чертой мотива оказывается его способность быть полуреализованным в тексте, его загадочность, незавершённость. Сферу мотива составляют произведения, отмеченные невидимым курсивом. Внимание к структуре мотива позволяет глубже и интереснее рассмотреть содержание художественного текста. Один и тот же мотив звучит у разных авторов по-разному.
Исследователи говорят о двойственной природе мотива, имея в виду, что мотив существует как инвариант (содержит устойчивое ядро, повторяющееся во многих текстах) и как индивидуальность (у каждого автора мотив свой в плане воплощения, индивидуального приращения смысла). Повторяясь в литературе, мотив способен приобретать философскую наполненность.
Мотив как литературное понятие вывел А.Н. Веселовский в 1906 г. в своей работе «Поэтика сюжетов». Под мотивом он предполагал простейшую формулу, отвечающую на вопросы, которые природа ставит человеку, и закрепляющую особенно яркие впечатления действительности. Мотив определялся Веселовским как простейшая повествовательная единица. Признаками мотива Веселовский считал образность, одночленность, схематичность. Мотивы, по его мнению, нельзя разложить на составные элементы. Комбинация мотивов образует сюжет. Таким образом, первобытное сознание продуцировало мотивы, которые образовывали сюжеты. Мотив – древнейшая, первобытная форма художественного сознания.
Веселовский попытался выявить основные мотивы и проследить их комбинацию в сюжеты. Учёные-компаративисты попытались проверить соотношение сюжетных схем. При это сходство оказывалось весьма условным, потому что учитывались только формальные элементы. Заслуга Веселовского заключается в том, что он выдвинул идею «бродячих сюжетов», т.е. сюжетов, кочующих во времени и пространстве у разных народов. Это можно объяснить не только единством бытовых и психологических условий разных народов, но и заимствованиями. В литературе XIX века был распространён мотив самоустранения мужа из жизни жены. В России герой возвращался под собственным именем, инсценировав собственную смерть. Повторялся костяк мотива, который определял типологическое сходство произведений мировой литературы.
28.09.2016, 18057 просмотров.
§ 3. Мотив. Теория литературы
Этому слову, одному из опорных в музыковедении[646], принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках, восходит к латинскому глаголу moveo (двигаю) и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов.
Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые семантические единицы», мотивы «характеризуются повышенной, можно сказать исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений»[647]. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, правомерно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива — его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно, загадочным.
Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики (см. с. 372–373).
Начиная с рубежа XIX–XX вв., термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних, фольклорных. Так, А.Н. Веселовский в своей незавершенной «Поэтике сюжетов» говорил о мотиве как простейшей, неделимой единице повествования, как о повторяющейся схематической формуле, ложащейся в основу сюжетов (первоначально — мифа и сказки). Таковы, приводит примеры мотивов ученый, похищение солнца или красавицы, иссохшая в источнике вода и т. п.[648] Мотивы здесь не столько соотносятся с отдельными произведениями, сколько рассматриваются как общее достояние словесного искусства. Мотивы, по Веселовскому, исторически стабильны и безгранично повторяемы. В осторожной, предположительной форме ученый утверждал: «… не ограничено ли поэтическое творчество известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которые одно поколение приняло от предыдущего, а это от третьего <…>? Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их <…> новым пониманием жизни <…>?»[649] Основываясь на разумении мотива как первоэлемента сюжета, восходящем к Веселовскому, ученые Сибирского отделения Российской Академии наук ныне работают над составлением словаря сюжетов и мотивов русской литературы[650].
На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться
в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова[651].
Внимание к мотивам, таящимся в литературных произведениях, позволяет понять их полнее и глубже. Так, некими «пиковыми» моментами воплощения авторской концепции в известном рассказе И.А. Бунина о внезапно оборвавшейся жизни очаровательной девушки являются «легкое дыхание» (словосочетание, ставшее заглавием), легкость как таковая, а также неоднократно упоминаемый холод. Эти глубинно взаимосвязанные мотивы оказываются едва ли не важнейшими композиционными «скрепами» бунинского шедевра и одновременно — выражением философического представления писателя о бытии и месте в нем человека. Холод сопровождает Олю Мещерскую не только зимой, но и летом; он царит и в обрамляющих сюжет эпизодах, изображающих кладбище ранней весной. Названные мотивы соединяются в последней фразе рассказа: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Один из мотивов толстовского романа-эпопеи «Война и мир» — душевная смягченность, нередко сопряженная с чувствами благодарности и покорности судьбе, с умилением и слезами, главное же — знаменующая некие высшие, озаряющие моменты жизни героев. Вспомним эпизоды, когда старый князь Волконский узнает о смерти невестки; раненого князя Андрея в Мытищах. Пьер после разговора с Наташей, ощущающей себя непоправимо виноватой перед князем Андреем, испытывает какой-то особенный душевный подъем. И здесь говорится о его, Пьера, «расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе». А после плена Безухов спрашивает у Наташи о последних днях Андрея Болконского: «Так он успокоился? Смягчился?»
Едва ли не центральный мотив «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова — свет, исходящий от полной луны, тревожащий, будоражащий, мучительный. Этот свет так или иначе «задевает» ряд персонажей романа. Он связан прежде всего с представлением о мучениях совести — с обликом и судьбой испугавшегося за свою «карьеру» Понтия Пилата.
Для лирической поэзии характерны словесные мотивы. А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение»[652]. Так, в блоковском стихотворении «Миры летят» (1912) опорными (ключевыми) словами оказываются полет, бесцельный и безумный; сопровождающий его звон, назойливый и жужжащий; усталая, погруженная во мрак душа; и (по контрасту со всем этим) недостижимое, тщетно манящее счастье.
В цикле Блока «Кармен» функцию мотива выполняет слово «измена». Это слово запечатлевает поэтическую и одновременно трагическую душевную стихию. Мир измен здесь связывается с «бурей цыганских страстей» и уходом от отчизны, сопрягается с неизъяснимым чувством грусти, «черной и дикой судьбой» поэта, а вместо с тем — с чарой безграничной свободы, вольного полета «без орбит»: «Это — музыка тайных измен?/Это — сердце в плену у Кармен?»
Заметим, что термин «мотив» используется и в ином значении, нежели то, на которое мы опираемся. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей). В современном литературоведении бытует также представление о мотиве как «внеструктурном» начале — как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения. Свойства мотива, утверждает Б.М. Гаспаров, «вырастают каждый раз заново, в процессе самого анализа» — в зависимости от того, к каким контекстам творчества писателя обращается ученый. Так понятый мотив осмысляется в качестве «основной единицы анализа», — анализа, который «принципиально отказывается от понятия фиксированных блоков структуры, имеющих объективно заданную функцию в построении текста»[653]. Подобный подход к литературе, как отметил М.Л. Гаспаров, позволил А. К. Жолковскому в книге «Блуждающие сны» предложить читателям ряд «блестящих и парадоксальных интерпретаций Пушкина сквозь Бродского и Гоголя сквозь Соколова»[654].
Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неотменимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует реально (объективно) существующую грань литературных произведений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
МОТИВ — это… Что такое МОТИВ?
МОТИ́В (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю), устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.
Термин «М.» генетически связан с музыкальной культурой и впервые был зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), в литературный же обиход введен И. В. Гёте («Годы учения Вильгельма Мейстера», «Об эпической и драматической поэзии»). Как литературоведческая категория исследуется с начала XX в. в трудах Александра Н. Веселовского и В. Я. Проппа, рассматривающих М. как неразложимый элемент текста предмет, образ, минимальная единица фольклорного сюжета (волшебное зеркальце, образ глупой жены, бой отца с сыном, похищение царевны змеем). Устойчивыми сюжетными М. обладают и отдельные, особенно канонические, жанры (странствия, кораблекрушения в эпопее и авантюрном романе, конь-предатель, вещий ворон, явление живого мертвеца в балладе).
Позднее М. стали связывать с личностью автора и его художественным миросозерцанием, а также с анализом целостной структуры произведения (А. П. Скафтымов). Именно в русле этой традиции современное понимание термина «М.».
М. более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишен относительно «самостоятельной» образности, эстетической завершенности; только в процессе конкретного анализа «движения» М., в выявлении устойчивости и индивидуальности его смыслового наполнения он обретает свое художественное значение и ценность.
Современное понимание М. не обладает четкой теоретической определенностью, что ведет не только к расширительному употреблению термина, но и к его размыванию; так, например, обозначение социальных (у П. Ж. Беранже, Р. Фроста), политических (у К. Ф. Рылеева), философских (у Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева) мотивов, по существу, сливается с обозначением определённой проблематики творчества и поэтому не заключает четкого терминологического смысла.
Распространено также отождествление понятий М. и темы (нравственного возрождения у русских классиков XIX в.), алогичности жизни и безумия (в поэзии XIX в., особенно начала XX в., в прозе «Палата № 6» А. П. Чехова). Часто к М. относят и т. н. вечные темы, такие, как красота, добро, совесть, страх, любовь, смерть.
Более строгое значение термин «М.» получает тогда, когда он содержит элементы символизации (дорога у Н. В. Гоголя, сад у Чехова, пустыня у М. Ю. Лермонтова, метель у А. С. Пушкина и символистов, карточная игра в русской литературе 30‑х гг. XIX в.). Мотив, т. о., в отличие от темы имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым у Тютчева, изгнанничество у Лермонтова). В лирике с ее образными и философско-психологическими константами круг М. наиболее отчетливо выражен и определен, поэтому изучение М. в поэзии, выявляющих своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы, может быть особенно плодотворно.
Для повествовательных и драматических произведений, более насыщенных действием, характерны сюжетные М.; многие из них обладают исторической универсальностью и повторяемостью: узнавание и прозрение, испытание и возмездие (наказание). Один и тот же М. может нести разные оценочные моменты (ср. эпически завершенный, житийный «уход» Нехлюдова и отца Сергия у Л. Н. Толстого и проникнутый лирико-иронической интонацией автора «уход» героев «Моей жизни», «Учителя словесности» Чехова).
М. кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эпохой. Многие литературные М., наравне с мифологическими, навсегда вошли в духовный опыт человеческой культуры.
Литература:
Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940;
Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.-Л., 1931, с. 13458;
Белецкий А. И., Избр. труды по теории литературы, М., 1964, с. 98102;
Пропп В. Я., Морфология сказки, М., 1969;
Викторович В. А., Понятие мотива в литературоведч. исследовании, в сб.: Рус. литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции, [в. 2], Горький, 1975;
Краснов Г. В., Мотив в структуре прозаич. произв., там же, [в. 4], 1980;
Лермонтовская энциклопедия, М., 1981 (цикл статей «Мотивы
»).
Л. К. Незванкина, Л. М. Щемелёва.
Мотив в художественном произведении
Определение 1
Мотив – это минимальный компонент художественного произведения, неразложимый элемент содержания.
Понятие мотива
Термин «мотив» перенесен в литературоведение из музыки. Там он обозначает ритмически оформленную группу из нескольких нот. По аналогии, термин «мотив» в литературоведении применяется для обозначения минимального компонента художественного произведения. Понятие мотива в этом значении играет центральную роль в сравнительном изучении сюжетов литературы, преимущественно устной. Сопоставление сходных мотивов, применяемое и как метод восстановления изначальной формы сюжета и как способ отслеживания его миграции, оказывается практически единственным приемом исследования у всех домарксистских школ – от сравнительно-мифологической школы М. Мюллера и арийской школы Гриммов до сравнительно-исторической, восточной, антропологической.
У представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения термин «мотив» имеет другое значение. Они определяют его как опыт поэта, взятый его значимости. В этом смысле, мотив является исходным моментом художественного творчества, совокупностью чувств поэта, его идей, ищущих доступное оформление, определяющие выбор материала поэтического произведения и повторяющиеся в творениях одного поэта, одной нации, одной эпохи, благодаря чему они доступны анализу. Это понимание основывается на противопоставлении объекта и субъекта, что типично для субъективно-идеалистических систем и разоблачается в марксистском литературоведении.
Готовые работы на аналогичную тему
В конце 19-начале 20 века понятие мотива появляется в работах А. Н. Веселовского. русский филолог говорит о мотиве как о простейшей повествовательной единице, которая ложится в основу сюжета первоначально сказок и мифов, а затем – литературных произведений. Другими словами, Веселовский представлял мотивы как некие «кирпичики», из которых строится сюжет. По мнению ученого, любая поэтическая эпоха работает над исторически завещанными поэтическими образами, наполняя их новым пониманием и создавая их новые комбинации. Примерами таких мотивов являются представление солнца «оком», похищение невесты и т.д.
Особенно популярным понятие мотива стало в литературоведении 20 века, а содержание этого понятия при этом существенно расширилось. Современные литературоведы часто отождествляют мотив с темой произведения. например, говорят о философских мотивах в поэзии Ф. И. Тютчева, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков и т.д. Часто под мотивами понимаются опорные слова-символы, которые несут определенную смысловую нагрузку в тексте. Кроме этого, можно говорить и мотивах, которые характерны для определенных жанров литературы, определенных эпох и направлений (например, у романтиков – музыка).
Определение 2
Таким образом, в широком понимании мотив – это основное образное или психологическое звено, лежащее в основе каждого литературно-художественного произведения (например, звездные мотивы в поэзии Фета, любовные мотивы в лирике Тютчева и т. д).
На самом начальном этапе литературно-художественного развития, например, в мифотворчестве, отдельное художественно – словесное образование покрывается развитием одного же мотива. Также мотив в этом случае целиком совпадает с темой. В ходе художественной эволюции поэтическое произведение образуется срастанием большого количества отдельных мотивов. В таком случае с темой совпадает ключевой мотив. Например, тема «Войны и мира» — мотив исторического рока, однако это не мешает одновременному развитию в произведении ряда других, только отдаленно связанных с главной темой, ключевых мотивов.
Замечание 1
Совокупность входящих в состав художественного произведения мотивов образует его сюжет.
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А. Н. Веселовского
Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который способен повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.
Мотивы могут повторяться. Мотив – устойчивая семиотическая единица текста, обладающая исторически универсальным набором значений:
- Для комедии характерным является мотивы «кто про что»
- Для баллады – фантастический мотив
- Для эпопеи – мотив странствия.
Мотив больше других компонентов художественной формы соотносится с чувствами и мыслями автора. По определению Гаспарова, «мотив – это смысловое пятно». Ряд исследователей относят мотив к элементам фабулы, этот вид мотива называется повествовательным. Мотив, в котором какая-либо деталь повторяется, называется лирическим. В основе повествовательных мотивов лежит какое-либо событие, эти мотивы развернуты в пространстве времени и предполагают наличие актантов. В мотивах лирических актуализируется не процесс действия, а его значимость для сознания, воспринимающего это событие. Однако и лирический, и повествовательный мотивы характеризуются повторяемостью.
Загадочность, незавершенность, возможность быть как бы полуреализованным в произведении является важнейшей чертой мотива. У разных авторов один и тот же мотив звучит по-разному.
Литературоведы говорят о двойственной природе мотива. Под этим имеется в виду то, что мотив существует и как индивидуальность, и как инвариант, то есть содержит в себе устойчивое ядро, которое повторяется во многих текстах. Мотив, повторяясь в литературе, способен приобретать философскую наполненность.
Согласно А. Н. Веселовскому, мотив имеет следующие признаки:
- Одночленность
- Образность
- Схематичность.
Из комбинаций мотивов образуется сюжет произведения. В своей работе «Поэтика сюжета» Веселовский пытался выявить основные мотивы и отследить их комбинацию в сюжеты. Он выдвинул теорию «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые «кочуют» у разных народов в пространстве и времени это объясняется не только единством психологических и бытовых условий разных народов, но и заимствованиями.
Понятие «мотив». Виды мотивов — Студопедия
Мотив — термин, вошедший в литературу из музыковедения. Впервые был зафиксирован в «музыкальном словаре» С. де Броссара в 1703 году. Аналогии с музыкой, где данный термин ключевой при анализе композиции произведения, помогают уяснить свойства мотива в литературном проризведении: его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии ситуаций.
В литературоведении понятие мотив использовалось для характеристики составных частей сюжета еще Гете и Шиллером. Они выделяли мотивы пяти видов: ускоряющие действие, замедляющие действие, отдаляющие действие от цели, обращенные к прошлому, предвосхищающие будущее.
Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в Поэтике сюжетов Веселовского. Его интересовала повторяемость мотивов в разных жанрах у разных народов. Веселовский считал мотивы простейшими формулами, которые могли зарождаться у разных племен независимо друг от друга.(борьба за наследство братьев, бой за невесту и т.д) он приходит к выводу, что творчество в первую очередь проявляется в комбинации мотивов, дающей тот или иной сюжет (в сказке не одна задача, а пять и проч.)
В дальнейшем комбинации мотивов преобразовались в различные композиции и стали основой таких жанров, как роман, повесть, поэма. Сам же мотив, по Веселовскому, остался устойчив и неразложим, комбинации мотивов составляют сюжет. Сюжет мог заимствоваться, переходить от народа к народу, стать бродячим. В сюжете каждый мотив может быть основным, второстепенным, эпизодическим.. многие мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, и наоборот.
Положение Веселовского о мотиве как о неразложимой единице повествования было пересмотрено в 20 годы. Пропп: мотивы раскладываются, последняя разложимая единица не представляет собой логического целого. Первичными элементами Пропп называет функции действующих лиц — поступки действующих лиц, определенные с точки зрения их значимости для хода действия.. семь типов персонажей, 31 функция (на основе сборника Афанасьева)
Особую сложность представляет выделение мотивов в литературе последних веков: их разнообразие и сложная функциональная нагрузка.
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию (блудного сына, договора с дьяволом, гордого царя и т.д)
В литературе разных эпох встречается и функционирует множество мифологических мотивов. Постоянно обновляясь в рамках историко- литературного контекста, они сохраняют свою сущность (мотив сознательной гибели героя из-за женщины, по-видимому его можно рассматривать как трансформацию выделенного Веселовским боя за невесту (Ленский у Пушкина, Ромашов у Куприна).
Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость.
Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может быть определен как лейтмотив. Он может рассматриваться на уровне темы и образной структуры произведения. У Чехова в Вишневом саде мотив сада как символа Дома, красоты и устойчивости жизни.. можно говорить о роли как лейтмотива, так и об организации второго, тайного смысла произведения — подтекста, подводного течения (фраза: «пропала жизнь» — лейтмотив Дяди Вани. Чехова)
Томашевский: эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые нельзя больше дробить, называются мотивами.
В лирическом произведении мотив — повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия, как в эпосе и драме. Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов.( У Лермонтова: мотивы свободы, воли, памяти, изгнанничества и т.д.) Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов (дорога у Пушкина в Бесах и у Гоголя в М.Д., родина Лермонтова и Некрасова, русь Есенина и Блока и др.)
На лекциях Степанов говорил только следующее:
По Томашевскому мотивы делятся
Свободные и связанные мотивы:
— те, которые можно пропустить (детали, подробности они играют важную роль в сюжете: не делают произведение схематичным.)
— те, которые нельзя опустить при пересказе, т.к нарушается причинно-следственная связь.. составляют основу фабулы.
Динамические и статические мотивы:
1. Изменяющие ситуацию. Переход от счастья к несчастью и наоборот.
Перипетия (Аристотель: «превращение действия в его противоположность) — один из существенных элементов усложнения фабулы, обозначающий всякий неожиданный поворот в развитии сюжета.
2. Не меняющие ситуацию (описания интерьера, природы, портрет, действия и поступки, не приводящие к важным переменам)
Свободные мотивы бывают статическими, но не всякий статический мотив свободен.
Не знаю, из какой это книги Томашевского, ибо в «Теории литературы. Поэтике.» Он пишет:
Мотивировка. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение «распадается». Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой. Приемы мотивировки многоразличны, и природа их не едина. Поэтому необходимо произвести классификацию мотивировок.
Композиционная мотивировка.
Принцип ее заключается в экономии и целесообразности мотивов. Отдельные мотивы могут характеризовать предметы, вводимые в поле зрения читателя (аксессуары), или поступки персонажей («эпизоды»). Ни один аксессуар не должен остаться неиспользованным в фабуле, ни один эпизод не должен остаться без влияния на фабульную ситуацию. Именно про композиционную мотивировку говорил Чехов, когда утверждал, что если в начале рассказа говорится о том, что гвоздь вбит в стену, то в конце рассказа на этом гвозде должен повеситься герой. («Бесприданница» Островского на примере с оружием. «над диваном ковер, на котором развешено оружие».
Сперва это вводится как деталь обстановки. В шестом явлении на эту деталь обращается внимание в репликах. В конце действия Карандышев, убегая, схватывает со стола пистолет. Из этого пистолета в 4-м действии он стреляет в Ларису. Введение мотива оружия здесь композиционно мотивировано. Оружие это необходимо для развязки. Оно служит подготовкой последнего момента драмы.) Второй случай композиционной мотивировки— введение мотивов как приемов характеристики. Мотивы должны гармонировать с динамикой фабулы.( Так, в той же «Бесприданнице» мотив «бургундского», изготовленного фальсификатором виноторговцем по дешевой цене, характеризует убогость бытовой обстановки Карандышева и подготовляет уход Ларисы).
Эти характеристичные детали могут гармонировать с действием:
1) по психологической аналогии (романтический пейзаж: лунная ночь для любовной сцены, буря и гроза для сцены смерти или злодейства),
2) по контрасту (мотив «равнодушной» природы и т.п.).
В той же «Бесприданнице», когда умирает Лариса, из дверей ресторана слышно пение цыганского хора. Следует считаться еще с возможностью ложной мотивировки. Аксессуары и эпизоды могут вводиться для отвлечения внимания читателя от истинной ситуации. Это очень часто фигурирует в детективных (сыскных) новеллах, где дается ряд деталей, ведущих читателя по ложному пути. Автор заставляет предполагать развязку не в том, в чем она заключается в самом деле. Обман распутывается в конце, и читатель убеждается, что все эти детали вводились лишь для подготовки неожиданности в развязке.
Реалистическая мотивировка
От каждого произведения мы требуем элементарной «иллюзии», т.е. как бы ни было условно и искусственно произведение, восприятие его должно сопровождаться чувством действительности происходящего. У наивного читателя чувство это чрезвычайно сильно, и такой читатель может поверить в подлинность излагаемого, может быть убежден в реальном существовании героев. Так, Пушкин, только что напечатав «Историю Пугачевского бунта», издает «Капитанскую дочку» в форме мемуаров Гринева с таким послесловием: «рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко времени, описанным его дедом.
Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо». Создается иллюзия действительности Гринева и его мемуаров, особенно поддерживаемая известными публике моментами личной биографии Пушкина (его исторические занятия по истории Пугачева), причем иллюзия поддерживается еще тем, что взгляды и убеждения, высказываемые Гриневым, во многом расходятся со взглядами, высказываемыми Пушкиным от себя. Реалистическая иллюзия в более опытном читателе выражается как требование «жизненности».
Твердо зная вымышленностъ произведения, читатель все же требует какого-то соответствия действительности и в этом соответствии видит ценность произведения. Даже читатели, хорошо ориентированные в законах художественного построения, не могут психологически освободиться от этой иллюзии. В этом отношении каждый мотив должен вводиться как мотив вероятный в данной ситуации.
Мы не замечаем, привыкая к технике авантюрного романа нелепости того, что спасение героя всегда поспевает за пять минут до его неминуемой смерти, зрители античной комедии не замечали нелепости того, что в последнем действии все действующие лица внезапно оказывались близкими родственниками. Насколько, тем не менее, мотив этот в драме живуч, показывает пьеса Островского «Без вины виноватые», где в конце пьесы героиня узнает в герое своего потерянного сына). Этот мотив узнания родства был чрезвычайно удобен для развязки (родство примиряло интересы, радикально меняя ситуацию) и поэтому плотно вошел в традицию.
Итак, реалистическая мотивировка имеет источником или наивное доверие, или требование иллюзии. Это не мешает развиваться фантастической литературе. Если народные сказки и возникают обычно в народной среде, допускающей реальное существование ведьм и домовых, то продолжают свое существование уже в качестве некоторой сознательной иллюзии, где мифологическая система или фантастическое миропонимание (допущение реально не оправдываемых «возможностей») присутствует как некоторая иллюзорная гипотеза.
Любопытно, что фантастические повествования в развитой литературной среде, под влиянием требований реалистической мотивировки, обычно дают двойную интерпретацию фабулы: можно ее понимать и как реальное событие, и как фантастическое. С точки зрения реалистической мотивировки построения произведения легко понять и введение в художественное произведение внелитературного материала, т.е. тем, имеющих реальное значение вне рамки художественного вымысла.
Так, в исторических романах на сцену выводятся исторические лица, вводится та или иная интерпретация исторических событий. См. в романе «Война и мир» Л. Толстого целый военно-стратегический доклад о Бородинском сражении и о пожаре Москвы, вызвавший полемику в специальной литературе. В современных произведениях выводится знакомый читателю быт, поднимаются вопросы нравственного, социального, политического и т.п. порядка, одним словом, вводятся темы, живущие своей жизнью вне художественной литературы.
Художественная мотивировка
Ввод мотивов является в результате компромисса реалистической иллюзии с требованиями художественного построения. Не все, заимствованное из действительности, годится в художественное произведение.
На почве художественной мотивировки возникают обычно споры между старыми и новыми литературными школами. Старое, традиционное направление обычно отрицает в новых литературных формах наличие художественности. Так это, например, сказывается в поэтической лексике, где самое употребление отдельных слов должно гармонировать с твердыми литературными традициями (источник «прозаизмов» — запрещенных в поэзии слов). Как частный случай художественной мотивировки существует прием остранения. Ввод в произведение нелитературного материала, чтобы он не выпадал из художественного произведения, должен быть оправдан новизной и индивидуальностью в освещении материала.
О старом и привычном надо говорить как о новом и непривычном. Об обыкновенном говорят как о странном. Эти приемы остранения обычных вещей обыкновенно сами мотивируются преломлением этих тем в психологии героя, с ними незнакомого. Известен прием остранения у Л. Толстого, когда, описывая в «Войне и мире» военный совет в Филях, он вводит в качестве действующего лица девочку-крестьянку, наблюдающую этот совет и по-своему, по-детски, без понимания сущности совершающегося, истолковывающую все действия и речи участников совета.
Примеры и определение мотива
Определение мотива
Мотив — это объект или идея, которые повторяются на протяжении всего литературного произведения.
Мотив и тема
В литературном произведении мотив можно рассматривать как изображение, звук, действие или другую фигуру, которая имеет символическое значение и способствует развитию темы. В литературном произведении мотив и тема связаны, но между ними есть разница. В литературном произведении мотив — это повторяющееся изображение, идея или символ, которые развивают или объясняют тему, а тема — это центральная идея или сообщение.
Мотив и символ
Иногда примеры мотивов ошибочно идентифицируются как примеры символов. Символы — это изображения, идеи, звуки или слова, которые представляют что-то еще и помогают понять идею или вещь. С другой стороны, мотивы — это изображения, идеи, звуки или слова, которые помогают объяснить центральную идею литературного произведения — тему. Более того, в литературном произведении символ может встречаться один или два раза, а мотив — это повторяющийся элемент.
Темы, мотивы и символы в книге Диккенса Повесть о двух городах
Давайте попробуем понять разницу между темой, мотивом и символом, проанализировав литературное произведение.В повести Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах » основной сюжет вращается вокруг двух основных тем: вездесущей возможности воскресения и необходимости жертвовать, чтобы вызвать революцию.
Одним из примеров мотива в романе, развивающем эти темы, является присутствие двойников: (1) действие происходит в двух городах; (2) мы находим двух противоположных двойников в виде женских персонажей Люси и мадам Дефарж. Мы также видим повторяющиеся образы тьмы в повествовании, которые усиливают мрачную атмосферу.
Еще один мотив — это заключение, поскольку каждый персонаж борется с каким-то заключением. Наконец, в повествовании тоже есть много символов. Разбитая бочка для вина — символ голода людей; Вязание мадам Дефарж — символ мести, а маркиз — персонаж, обозначающий социальный беспорядок.
Примеры мотивов в литературе
Пример № 1: Гамлет (Уильям Шекспир)
В шекспировском «Гамлете » мы находим повторяющийся мотив инцеста, сопровождаемый кровосмесительными желаниями некоторых персонажей.Лаэрт говорит со своей сестрой Офелией откровенно сексуально. Одержимость Гамлета сексуальной жизнью Гертруды с Клавдием имеет скрытый оттенок инцестуозного желания.
Есть также мотив ненависти к женщинам, который испытывает Гамлет в его отношениях с Гертрудой и Офелией. Гамлет выражает свое отвращение к женщинам в сцене 2 акта I, как он говорит:
«Хрупкость, имя тебе женщина»
Пример № 2: Приключения Гекльберри Финна (Марк Твен)
In Марка Твена Приключения Гекльберри Финна , мы видим несколько мотивов, которые поддерживают центральную идею повествования.Мотив детства придает роману более светлый оттенок и делает его приятным для чтения, несмотря на серьезные центральные идеи рабства и расизма. И Гек, и Том достаточно молоды и гибки, чтобы пройти моральное воспитание, и поэтому они более открыты, чем взрослые. Другой очевидный мотив повествования — суеверия. Джим кажется глупым, когда верит во всевозможные знаки и предзнаменования, но интересно предсказывает грядущее событие.
Пример № 3: Сердце тьмы (Джозеф Конрад)
Джозеф Конрад Сердце тьмы имеет мотив наблюдения и подслушивания.Марлоу, главный герой, получает информацию о мире, наблюдая за своим окружением или слушая разговоры других. Точно так же есть еще один очевидный мотив сравнения экстерьера и интерьера. Изначально Марлоу — это человек, который пристально наблюдает за вещами и людьми с поверхности, но, продолжая свое путешествие в самое сердце тьмы, он получает представление о своей более глубокой природе, а также о природе других.
Пример № 4: Убить пересмешивающую птицу (Харпер Ли)
Центральная идея сосуществования добра и зла в книге Харпера Ли «Убить пересмешивающуюся птицу » поддерживается несколькими мотивами.Ли усиливает атмосферу готическими деталями в повторяющихся образах мрачных и наводненных призраками мест, сверхъестественных событий и полной луны. Еще один мотив в повествовании — это жизнь маленького городка Мейкомб, изображающая добро и радость жизни.
Функция мотива
Помимо представления преобладающей темы, писатели включают в свои литературные произведения несколько мотивов в качестве подкрепления. Мотивы способствуют развитию основной темы литературного произведения и помогают читателям понять основные сообщения, которые писатели намереваются передать им.
.
Что такое мотив в английской литературе
Определение мотива в литературе
Мотив в английской литературе — это просто повторяющийся элемент, имеющий символическое значение. Сюда входят изображения, темы, идеи или многие другие части авторской работы, которые повторяются на протяжении всей истории. Использование мотивов в английской литературе помогает улучшить рассказ, иногда даже соединяя вместе разные части рассказа, которые в противном случае могли бы быть разделены временем и пространством.Они также помогают объединить историю в единое целое, продвигая определенную мораль или точку зрения, которую автор пытается донести до своих читателей.
Глядя на определение мотива в английской литературе, важно понимать, что мотив — это не что-то абсолютно твердое. Другими словами, нет однозначного ответа на вопрос, почему автор решил использовать именно это изображение или что оно вообще означает. Вот почему они могут создавать очень интересные темы при обсуждении произведения на английском языке.
Как использовать мотив в литературе
Есть три основных способа использования мотива в английской литературе:
- Абстрактные идеи
- Обозначения
- Архетипы
Как я уже сказал, мотив — не всегда хорошая идея. Когда мотивы возникают как абстрактная идея, это обычно в форме эмоции, борьбы за власть, времени или любого количества вещей, которые не являются физически прочными. Эти элементы помогают читателю лучше понять персонажей и историю, при этом автору не нужно прямо говорить, что они означают.Это делает историю намного интереснее и дает всем нам повод подумать и обсудить. Это также означает, что иногда интерпретации могут отличаться. Имейте в виду, что может быть много ответов на вопрос, почему автор выбрал именно это убеждение, но — это неправильных ответов, поэтому не забывайте слишком далеко отклоняться от истории при ее анализе.
Однако, когда мотив появляется как символы во всем английском литературном романе, они обычно прочны. Примеры могут включать деревья, воду, огонь и т. Д.Использование определенных образов помогает передать сообщение в зависимости от того, какие коннотации с ними связаны. Деревья могут ассоциироваться с мудростью или жизнью, например, в зависимости от того, какое это дерево, в то время как вода ассоциируется с очищением, а огонь — с разрушением. В конце концов, символы, как и абстрактные идеи, помогают автору передать более глубокий смысл, не вдаваясь в подробности.
Мотивы обычно намного легче обнаружить, чем абстрактные идеи, и намного легче писать о них, поскольку проще найти кучу страниц с деревьями, упомянутыми на них, чем найти конкретную цитату или часть романа, которая связана с абстрактной идеей.
Архетипы — это аспекты истории, которая существует уже много лет. К ним относятся типы героев, девушки и даже верные помощницы среди других. Использование одного или нескольких архетипов в английской литературе так же важно, как символы и абстрактные идеи, и помогает продвигать то, что автор пытается сказать, основываясь на коннотациях, связанных с этим архетипом. Вот почему так важно, чтобы тот, кто изучает английскую литературу, изучал и читал некоторые из классических произведений.Может быть, не всем понравится, но он пригодится при рассмотрении архетипов в литературе.
Как мотивы развивают тему
В конце концов, мотив развивает тему романа. Тема — это, по сути, средняя идея литературного произведения, которую иногда называют моралью рассказа. Каждый мотив, встречающийся в рассказе, помогает доработать до конца, когда все части сходятся воедино и цель мотива становится очевидной. Например, каждый из персонажей, с которыми сталкивается главный герой или героиня, может помочь отразить его / ее историю по-своему и разыграть одну и ту же сюжетную линию: добро, побеждающее зло, жадность, ведущая к чьей-либо кончине, или любую другую мораль автора. стремился к.
.
Примеры и определение мотивации
Определение мотивации
В литературе «мотивация» определяется как причина определенного действия или поведения персонажа. Этот тип поведения характеризуется собственным согласием и желанием персонажа что-то сделать.
Есть два типа мотивации: одна внутренняя, а другая — внешняя. Внутренняя мотивация связана с личным удовольствием, удовольствием и интересом, тогда как внешняя мотивация связана с множеством других возможностей.Внешняя мотивация проистекает из некоторого физического вознаграждения, такого как деньги, власть или похоть. Внутренняя мотивация, с другой стороны, вдохновляется некоторой внутренней наградой, такой как знание, гордость, духовный или эмоциональный покой или благополучие и т. Д.
Персонажи имеют определенную мотивацию для каждого действия, как и люди в реальной жизни. Таким образом, неявная или явная ссылка на мотивацию персонажа делает литературное произведение более близким к жизни и реальности.
Примеры мотивации в литературе
Пример № 1: Гамлет (Уильям Шекспир)
Все действия, которые Гамлет совершает в пьесе, являются результатом его мотивации, такой как месть, оправдание и целостность его персонажа.На протяжении всей пьесы месть остается для Гамлета постоянной мотивацией. Он очень опечален смертью отца. Его горе и горе усугубляются, когда Призрак его отца говорит ему, что убийца не только занял трон, но и взял его мать в невесту.
Это становится для Гамлета мотивацией оправдать свои действия и отомстить за «самое грязное убийство», как сказал Призрак. Эта мотивация усиливается, когда он видит, что его мать вышла замуж за его дядю-убийцу.Фактически, Гамлет находит возможность убить своего дядю, но он этого не делает, поскольку в то время молился король Клавдий. Гамлет не желает отправлять душу убийцы на небеса. Эта мотивация мешает ему действовать.
Пример № 2: Доктор Фауст (Кристофер Марлоу)
В своем вводном монологе доктор Фауст очень ясно раскрывает свои мотивы. Хор уже подтверждает то, что он говорит в монологе. Хор информирует зрителей пьесы о том, что Фауст получил ученую степень доктора богословия (религии).Он получил докторскую степень только для того, чтобы стать «чрезмерно раздутым и тщеславным» для собственного удовлетворения. Его эгоцентричное мышление приводит к его моральному и духовному падению. Он желает знать все больше и больше даже о том, что находится за пределами его возможностей. Его мотивация — гордость за себя, которая в конечном итоге его разрушает.
Пример № 3: Леди Макбет из «Макбета» (Уильяма Шекспира)
По мнению многих литературных критиков, относящихся к персонажам Шекспира, самая злая из всех его женских персонажей — леди Макбет, у которой случается самое худшее. мотивация ее действий.Она очень хитрая, искусно манипулирует и гораздо более амбициозна, чем ее муж Макбет. Когда она получает письмо от своего мужа, раскрывающее пророчество ведьм, предсказывающее, что Макбет станет будущим королем, она сразу же начинает планировать убийство Дункана.
Затем, когда Макбет отказывается от действий, она мотивирует и убеждает его двигаться вперед. Следовательно, ее побуждениями являются не только жадность и похоть, но и она передает эти мотивы своему мужу, давая ему повод убить короля.
Функция мотивации
В литературе мотивация используется для связи поведения и действий персонажа с событиями рассказа. Мотивация служит логическим объяснением того, что делает персонаж, что необходимо читателям и зрителям, чтобы понять причины действий персонажа. Основные желания персонажей определяют все действия в повествовании.
Иногда мотивации персонажей меняются по мере развития сюжета.С изменением мотивации меняется и персонаж. Для эффективной характеристики неизбежна единая и доминирующая мотивация. У великих персонажей есть отличные мотивы. Эти персонажи преподают хорошие или плохие моральные уроки читателям и зрителям. Читателей и зрителей больше интересуют мотивированные персонажи и они понимают те мотивы, которые создают или разрушают общества.
.Мотив
: определение и примеры | LiteraryTerms
I. Что такое мотив?
Мотив — это символическое изображение или идея, часто появляющаяся в рассказе. Мотивы могут быть символами, звуками, действиями, идеями или словами. Мотивы усиливают историю, добавляя образы и идеи к теме, присутствующей в повествовании.
Слово мотив (произносится как moh-teef) происходит от французской фразы motif , означающей «узор».
II. Примеры мотива
Пример 1
Пишущая машинка :
На протяжении всего романа главный герой думает о покупке пишущей машинки, но отказывается от этого, поскольку они слишком дороги или старомодны.В глубине души она хочет одного, так как всегда мечтала стать писателем. Пишущая машинка подчеркивает тему избегания и соблазна главного героя сделать другую карьеру.
Пример 2
Плохая погода :
На протяжении всей истории бывает удивительно плохая погода — снег, ледяной дождь и даже торнадо. Эти погодные условия еще больше подчеркивают более широкую тему власти природы над людьми.
Пример 3
Смокинг:
На протяжении всего стихотворения мужчина носит смокинг по разным поводам: свадьба, похороны отца и свадьба собственной дочери.Смокинг становится символом его смены обязанностей мужа, сына и отца с возрастом.
Как видно из этих примеров, мотивы по определению повторяются в повествовании, чтобы подчеркнуть более крупные темы и идеи.
III. Важность мотива
В то время как темы нависают над историей как идеи, мотивы погружаются в прозу и поэзию с четкими и повторяющимися образами, идеями и символами повсюду. В своем повторении мотивы подчеркивают самое важное в истории.
Мотивы создают композиции с прослеживаемым рисунком: если красное платье или идея вины или даже песня продолжают появляться на протяжении повествования, скорее всего, это что-то значит. Мотивы позволяют авторам, писателям и режиссерам создавать более поэтическое и структурированное повествование, открывая читателям и аудитории символы более крупных идей. Мотивы являются партнерами тем, так как повторяющиеся изображения и символы подчеркивают всеобъемлющие темы работы.
IV. Примеры мотивов в литературе
Пример 1
Антиутопический роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки » исследует жизнь при тоталитарном правительстве, рассказанную женщиной, которая живет порабощенной служанкой.Несмотря на то, что используется множество тем, тема свободы — что это означает в условиях демократии и диктатуры, для женщин и мужчин, для свободных и порабощенных — одна из самых больших:
- «Существует более одного вида свобода, — сказала тетя Лидия. «Свобода и свобода от. Во времена анархии это была свобода. Теперь вам дается свобода от. Не недооценивайте это ».
- Крыса в лабиринте может свободно идти куда угодно, пока она остается внутри лабиринта.
- Вроде бы могли выбрать. Тогда казалось, что мы можем выбирать. Мы были обществом, умирающим от слишком большого выбора.
- Мы были людьми, которых не было в газетах. Мы жили в пустых белых местах по краям отпечатка. Это дало нам больше свободы.
Еще один мотив, исследующий тему свободы в этом романе, — это идея власти и контроля.
Вот несколько примеров:
- Но помните, что прощение — тоже сила.Просить об этом — это сила, а удерживать или отдавать ее — это сила, возможно, величайшая.
- Может быть, дело не в контроле. Может быть, дело даже не в том, кто кем может владеть, кто что может сделать с кем и избежать наказания, даже до смерти. … Может быть, дело в том, кто и что может сделать и получить за это прощение. Никогда не говорите мне, что это одно и то же.
- «Если это история, которую я рассказываю, то я контролирую концовку… Но если это история, даже в моей голове, я должен рассказывать ее кому-то. Вы не рассказываете историю только самому себе. Всегда есть кто-то другой. Даже когда никого нет ».
- Когда мощности не хватает, немного ее соблазнительно.
Власть и контроль обсуждаются с точки зрения прощения, рассказа истории и искушения, поскольку они повторяются на протяжении повествования.
V. Примеры мотивов в поп-культуре
Мотивы столь же сильны в фильмах, рекламе и песнях, как и в поэзии и прозе.
Пример 1
Just Wonderful by BaratsAndBereta:
В этом необычном короткометражном фильме слово «чудо» является сильным мотивом в различных формах: буква W, чудо-хлеб, чудо-женщина. , и Стиви Уандер, и это лишь некоторые из них. Повторение «чуда» служит для того, чтобы подчеркнуть более важные темы, такие как незащищенность и способность прошлого преследовать нас.
Пример 2
Теория всего:
Трейлеры к фильмам — отличный источник мотивов, поскольку они мелькают в многочисленных основных моментах фильма.Мотивы в The Theory of Everything включают обсуждение времени, изображения трясущихся рук и борющегося тела Стивена Хокинга, а также потрясающие изображения пространства и вселенной.
VI. Связанные термины
При определении мотива часто используются другие литературные приемы, такие как символы и темы. Вот несколько устройств, похожих и связанных с мотивом:
Символ
Символы относятся к любым изображениям или объектам, которые символизируют более крупную идею или тему.Роза может быть символом романтики, а зеленый цвет — символом ревности. Разница между символом и мотивом небольшая и простая: мотивы — это символы, которые повторяются на протяжении всего произведения. В то время как символ может стоять отдельно в одной изолированной сцене или предложении, мотивы по определению должны повторяться на протяжении всей композиции.
Тема
Точно так же, как символы соответствуют определению мотивов, мотивы представляют собой меньший аспект темы. Темы — это всеобъемлющие, центральные идеи в рассказах. Мотивы служат для подчеркивания тем с помощью определенных изображений и символов на протяжении всей истории.Вот пример того, как темы и мотивы работают вместе:
Тема :
Жадность
Если главная тема рассказа — жадность, многочисленные мотивы могут выделить это. Представьте, что история про жадную бизнес-леди, владеющую рестораном.
Мотивы :
Главного героя часто можно увидеть за счетом денег . Она многократно снижает зарплату своих сотрудников на .Наконец, она часто покупает новых, ярких, эффектных вещей .
Эти мотивы подчеркивают жадность с помощью изображений денег, бережливости и материальных покупок.
.