Мотивирующий фактор теории герцберга: Теория Герцберга кратко. Мотивации. Двухфакторная

Содержание

Мотиваторы, теория герцберга, теория мотивации Герцберга (Херцберга)

мотиваторы и стабилизаторыМотиваторы и стабилизаторы. Теория мотивации Герцберга (Херцберга)

Американский психолог, исследователь трудовой мотивации Герцберг (Херцгберг) предложил для оценки мотивации или ее отсутствия рассматривать два фактора.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Он выборочно опросил сотрудников предприятия. «Когда вы получаете удовлетворение от работы, что конкретно делает Вас счастливым?» Когда он сравнил факторы, дающие удовлетворение с факторами, могущими вызвать неудовлетворенность, он заметил следующее:

  • причины удовлетворения от работы заключались в содержании самой работы
  • причины неудовлетворенности лежат в сфере рабочего окружения.

Факторы, связанные с содержанием работы, могут создать позитивную мотивацию, и поэтому были названы Герцбергом Мотиваторами.

Факторы, касающиеся рабочего окружения должны поддерживаться на уровне некоторого удовлетворяющего стандарта, чтобы избежать неудовлетворенности. Они были названы Герцбергом Гигиеническими, Поддерживающими факторами или Стабилизаторами.

МОТИВАТОРЫ

Теория мотивации Герцберга гласит, что Мотиваторы возникают из компонентов самой работы. Люди будут мотивированы, если работа предоставляет им возможности для:

  • Достижений — личное удовлетворения от выполнения работы, разрешения проблем и возможности увидеть успешные результаты своих усилий.
  • Признание — поощрение или похвала за хорошо сделанную работу.
  • Ответственность — степень контроля, имеющегося у человека над самим заданием, степень разнообразия заданий, позволяющая улучшать навыки и способности.
  • Прогресс — возможность проявить инициативу в работе, помимо возможностей для продвижения в организации
  • Рост — возможности развития новых навыков и способностей

Очевидно, что эти все эти мотиваторы относятся к социальным и личным потребностям человека, расположенным на более высоком уровне, чем уровень базовых потребностей или безопасности.

СТАБИЛИЗАТОРЫ

Согласно двухфакторной теории Герцберга Отсутствие или неадекватность этих факторов могут вызвать Неудовлетворение, но сами по себе они не ведут к удовлетворенности.

Они включают следующее:

  • Оплату — базовую зарплату, сверхурочные, выплаты и премии.
  • Надежность — контракты с фиксированными условиями, положения о пенсиях.
  • Компетентное руководство — включая знание работы, помощь руководства в выполнении работы.
  • Рабочие условия — все, что относится к рабочим условиям, количеству работы, необходимых устройств для работы и т.д.
  • Статус — забота, проявляемая организацией к своим членам, часто представленная «привилегиями»- машина компании, собственный офис, секретарь и т.д.
  • Межличностные отношения — качество отношений между руководителем и подчиненными, а также между подчиненными.
  • Как компания организована и управляется.
  • Коммуникация внутри организации.

Важность СТАБИЛИЗАТОРОВ заключается в их власти вызвать неудовлетворенность, если они не адекватны. Однако, присутствие этих факторов говорит лишь о том, что сотрудники компании не будут не удовлетворены, позитивно же мотивированы они не будут. Никакое улучшение этих факторов не сможет мотивировать человека, с точки зрения теории Герцберга, кроме разве мотивации на короткий период. Мотивация возникает лишь при присутствии как стабилизаторов, так и мотиваторов.

Самая важная идея в теории Герцберга  это — то, что содержание работы может влиять на поведение в такой же степени, как, например, оплата.
Посмотрите мини-лекцию Евгения Неделина «Мотиваторы и стабилизаторы»

Обратите внимание на программу тренинга Нематериальная мотивация персонала


Гигиенические
факторы

Мотивирующие
факторы

Политика
фирмы и администрации

Успех

Условия
работы

Продвижение
по службе

Заработок

Признание
и одобрение результата

Межличностные
отношения

Высокая
степень ответственности

Степень
непосредственного контроля за работой

Возможность
творческого и делового роста

Группа факторовФакторыВлияние на деятельность людей
Гигиенические (связанные с условиями работы)Заработок, условия труда, отношения с другими работниками, деятельность администрацииДаже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством)Ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственностьМотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда










, ведущие к неудовлетворенности

На пути к удовлетворению

  • Политика компании

  • Надзор

  • Отношения с начальником

  • Условия работы

  • Заработная плата

  • Отношения со сверстниками

  • Достижение

  • Признание

  • Сама работа

  • Ответственность

  • Продвижение

  • Рост

Принцип Мотиваторы
1. Удаление некоторых элементов управления с сохранением ответственности Ответственность и личные достижения
2. Повышение ответственности физических лиц за собственный труд Ответственность и признание
3. Предоставление человеку полной естественной единицы работы (модуль, подразделение, площадь…) Ответственность, достижения и признание
4. Предоставление сотрудникам дополнительных полномочий в их деятельности; свобода работы Ответственность, достижения и признание
5. Предоставление периодических отчетов непосредственно самим работникам, а не руководителям Внутреннее признание
6. Представляем новые и более сложные задачи, ранее не решавшиеся Развитие и обучение
7. Назначение индивидуальных конкретных или специализированных задач, позволяющих им стать экспертами Ответственность, рост и развитие