На формирование личности оказывают влияние такие факторы: Факторы, влияющие на формирование личности

Содержание

Факторы, влияющие на формирование личности

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.

Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.

Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.


Факторы, влияющие на формирование личности:

1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;

2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;

3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;

4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;

5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства: 

  • темперамент; 
  • характер; 
  • способности; 
  • интеллектуальность; 
  • эмоции и чувства.

Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:

Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.

Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.

Факторы социализации и формирования личности

Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.

Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.

Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.

Факторы социализации: взгляд изнутри

Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:

  • Макрофакторы,
  • Мезофакторы,
  • Микрофакторы.

Рассмотрим их подробнее.

  • Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
  • Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
  • Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.

Факторы формирования личности 🚩 биологические и социальные факторы развития личности 🚩 Психоанализ

Развитие и совершенствование личностных качеств происходит на протяжении всей жизни. По мнению одних ученых, личность формируется в соответствии с врожденными задатками и способностями, а социум играет лишь незначительную роль. Представители другой точки зрения считают, что человек является продуктом, который формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром, а любые врожденные качества могут изменяться под воздействием окружающих факторов.

К биологическим факторам формирования личности относятся особенности, получаемые ребенком в процессе внутриутробного развития. Они обусловлены множеством внешних и внутренних причин. Плод не воспринимает мир напрямую, но непрерывно находится под влиянием чувств и эмоций своей мамы. Поэтому происходит «регистрация» первых сведений об окружающем мире.

Немаловажная роль отводится и генетическим факторам. Считается, что наследственность является основой для формирования личности. К ним относятся:
— способности;
— физические качества;
— тип и специфика нервной системы.
Генетикой объясняется индивидуальность каждого человека, его отличие от других.

В дальнейшем, после рождения, на формирование личность оказывают влияние кризисы возрастного развития. Именно в эти периоды происходит перелом, когда одни качества теряют свою актуальность, а на их месте появляются новые.

Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, оказывает влияние воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется «базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя позитивный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд.

На формирование личности оказывает влияние и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная социализация происходит в семье, а вторичная — в социальных институтах.

Таким образом, на процесс формирования личности оказывают влияние наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности — Мегаобучалка

1. Наследственность, среда, воспитание

2. Наследственность, обучение

3. Цвет кожи

4. Среда, обучение

5. Наследственность, воспитание

34. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие личности:

1. Среда

2. Искусство

3. Деятельность

4. Наследственность

5. Школа

35. Социальная, природная среда и воспитание относятся к факторам:

1. Внутренние

2. Внешние

3. К обеим группам

4. Ни к одной группе

5. Биологические

36. Особенности психического развития человека:

1. Постепенное вхождение в общество, становление как члена общества

2. Изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека

3. Осмысление смысла и ценностей жизни, появление ответственности

4. Усложнение процессов ощущения, памяти, восприятия, воображения, мышления

5. Изменение функций организма

37. Особенности духовного развития человека:

1. Постепенное вхождение в общество, становление как члена общества

2. Изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека

3. Осмысление ценностей жизни, появление ответственности, стремления к самосовершенствованию

4. Усложнение процессов ощущения, памяти, восприятия, воображения, мышления

5. Изменение функций организма

38. Особенности социального развития человека:

1. Постепенное вхождение в общество, становление как члена общества

2. Изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека

3. Осмысление смысла и ценностей жизни, появление ответственности

4. Усложнение процессов ощущения, памяти, восприятия, воображения, мышления

5. Изменение функций организма

39. Возрастные периоды, наиболее оптимальные для развития определённых качеств, называются:

1. Благоприятным

2. Сензитивным

3. Педагогически целесообразными

4. Актуальными

5. Адекватными

40. Движущие силы развития личности — это:

1. Деятельность (активная)

2. Противоречия (внешние и внутренние)

3. Самосознание, саморазвитие

4. Учение, труд, общение

5. Потребности, склонности, интересы

41. Впереди развития (по Выготскому Л.С.) идут процессы:

1. Воспитание и игра

2. Обучение и самообразование

3. Воспитание и обучение

4. Деятельность и общение

5. Активность и сознательность

42. Дополнительный фактор личностного развития:

1. Общение / взаимодействие

2. Деятельность / активность

3. Учеба / труд

4. Игра / досуг

5. Саморазвитие / самовоспитание

43. Стадии социализации:

1. Начальная, основная, завершающая

2. Детство, отрочество, юность

3. Дотрудовая, трудовая, послетрудовая

4. Дошкольная, школьная, юношеская

5. Молодость, зрелость, старость

44. Основные группы факторов социализации:

1. Семья, ближайшее окружение

2. Общество, государство, этнос

3. Макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социальной среды

4. Наследственность, среда, воспитание, деятельность

5. Тип поселения, культуры

45. Социализация человека включает:

1. Персонализацию, адаптацию

2. Адаптацию, интеграцию, самореализацию, индивидуализацию

3. Адаптацию, интеграцию, самореализацию

4. Адаптацию, персонализацию, интеграцию

5. Интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию

46. Формирование личности означает:

1. Количественные изменения, происходящие в организме человека

2. Качественные изменения, происходящие в организме человека

3. Целенаправленное становление человека как социальной личности

4. Вхождение человека в социальную среду

5. Влияние на взгляды и мысли воспитанника

47. Личность — это :

1. Живое существо обладающее даром мышления и речи

2. Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость

3. Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию

4. Человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами

5. Специфика характера, темперамента, интеллекта, потребностей, способностей

48. «Развитие» — это:

1. Накопление количественных изменений в организме человека

2. Уничтожение старого и возникновение нового

3. Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности

4. Процесс количественных и качественных изменений в важнейших сферах личности, осуществляющийся под влиянием внешних и внутренних факторов

5. Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств

49. Образование, обучение, воспитание принадлежат к категориальному аппарату:

1. Политологии

2. Философии

3. Педагогики

4. Психологии

5. Социологии

50. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в:

1. Младенческом возрасте

2. Подростковом возрасте

3. Зрелом возрасте

4. Пожилом возрасте

5. Юношеском возрасте

 

Тема 3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, их учет в учебно-воспитательном процессе.

Лекции 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, их учет в учебно-воспитательном процессе.

 

51. Самовоспитание активизирует:

1. Сознательную деятельность человека, направленную на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, идеалами, убеждениями

2. Систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений

3. Уничтожение старого и возникновение нового

4. Овладение способами деятельности

5. Поиск новых знаний

52. Сознательная деятельность личности по формированию собственных нравственных качеств:

1. Саморазвитие

2. Самосовершенствование

3. Самообразование

4. Самоуправление

5. Самовоспитание

53. Научное мировоззрение позволяет личности:

1. Правильно выбрать профессию

2. Оценить собственные возможности

3. Выбрать настоящих друзей

4. Эффективно обучаться

5. Правильно воспринимать и осмысливать явления окружающей действительности

54. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках:

1. Самосознание

2. Самоанализ

3. Жизненная позиция

4. Саморегуляция

5. Самоконтроль

55. Требование личностного подхода:

1. Учет индивидуальных особенностей воспитанников

2. Учет возрастных особенностей в воспитании

3. Изучение личности воспитанника

4. Учет особенностей личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций

5. Участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания

56. Суть процесса самовоспитания личности наиболее полно отражает:

1. Управление процессом развития и социализации личности

2. Усвоение системы знаний, культурных ценностей, социального опыта

3. Самоуправление процессом совершенствования собственной личности

4. Целенаправленное воздействие на личность для преодоления её негативных черт и качеств

5. Органичение внешних воздействий

57. Суть процесса перевоспитания личности наиболее полно отражает:

1. Управление процессом развития и социализации личности

2. Усвоение системы знаний, культурных ценностей , социального опыта

3. Самоуправление процессом совершенствование собственной личности

4. Целенаправленное воздействие на личность для преодоления её негативных черт и качеств

5. Ограничение внешних воздействий

Факторы влияющие на формирование личности

      1. средовые
        факторы (семья, культурные факторы)

      2. генетические
        (опосредовано на определенном этапе)

      3. климатические
        условия и стиль питания

      4. факторы
        случайности (10)

Основой личностного
познания, а значит и становления че­ловека
как личности выступают психические
процессы: ощу­щение, восприятие,
представление, мышление, воображение,
внимание, память, эмоции, чувства, воля.
Иногда к этому пе­речню добавляется
и речь.

Вся совокупность
указанных психических процессов в
ли­тературе часто делится на группы;

1.
Познавательные
(ощущение, восприятие, представление,
мышление, воображение, внимание).

2.
Мнемические
(память).

3.
Эмоционально-волевые
(эмоции, чувства, воля) (5).

Основные факторы развития личности

Какие же причины
влияют на развитие личности, приводят
к ее упадку и какие причины содействуют
ее развитию? На развитие личности
определенное влияние оказывает окружающая
ее природа

(среда обитания).

Здесь можно привести не подлежащий
сомнению факт, что умеренный климат для
развития личности является более
благоприятным, нежели суровый климат
севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь
станет оспаривать наряду с климатом
важное значение иных метеорологических,
а равно и географических условий
.
Великие пустыни, малопригодные для
человеческого житья, и все те местности,
где человеку приходится затрачивать
много сил и энергии на борьбу с окружающей
природой, не благоприятствуют развитию
личности. Равным образом неблагоприятные
почвенные и метеорологические условия,
характеризующиеся эндемическим развитием
тех или иных общих болезней, не могут
не отражаться пагубно на развитии
личности, ухудшая физическое здоровье
организма.

Первым и основным
условием правильного развития личности
является природа организма, наследие
его отцов или те антропологические
особенности, которые составляют почву
для развития личности.

Вряд ли кто может
сомневаться в значении
расы
в
указанном отношении. Наилучшим примером
может служить тот факт, что из трех
человеческих рас черная, несмотря на
свою многочисленность, далеко не достигла
той степени культурного развития, как
две другие расы.

Другим примером
влияния антропологических
особенностей

на развитие личности являются народы
древней Эллады, достигшие удивительной
культуры и не менее удивительного
развития личности и затем погибшие
вследствие особых исторических условий.
Несмотря на то, что остались те же
географические условия, какие были в
Греции и в минувшие века, несмотря на
то, что центр цивилизации до сих пор
остается, как и ранее, на материке Европы,
современные нам греки, вследствие
приобретенных ими новых антропологических
особенностей в период долгого рабства,
по-видимому, не обещают сделаться великим
народом, каким они несомненно были в
древности.

Не
меньшего внимания заслуживает другой
фактор, влияющий на развитие личности.
Это – фактор
биологический,

связанный с условиями зачатия и развития
человеческого организма.

Во всяком случае,
нельзя не принять во внимание тот факт,
что только гармоническое развитие тела
и духа обеспечивает правильное
совершенствование личности. Если
физическое развитие от природы слабо,
если человек с раннего возраста
подвергается физическим невзгодам и
целому ряду общих инфекционных болезней,
особенно с затяжным течением, если
вместе с тем у него развиваются такие
общие болезненные поражения, коренящиеся
в недостаточном и неправильном питании
организма, как анемия, золотуха, рахитизм
и прочие, то уже полный расцвет личности
будет в той или иной мере задержан.

На развитие личности
оказывают существенное влияние
неблагоприятные
экономические условия
,
приводящие последовательно к физическому
ослаблению организма, подрывающие в
корне питание организма и нарушающие
правильное развитие мозга, а следовательно,
и личности.

Далее, важным
фактором, приводящим к развитию личности,
является общественная
деятельность
.
Где нет общественной деятельности, там
и нет полного развития личности. Без
общественной деятельности личность
останавливается на определенной ступени
своего развития; она является пассивным
членом общества, лишенным той
самодеятельности, которая служит залогом
нормального развития общественной
жизни и прочного развития государственности.
Народы, у которых общественная деятельность
отсутствует или слабо развита,
подготавливают в своей среде менее
развитых и более пассивных личностей
по сравнению с другими народами, что в
конце концов отражается на всех отраслях
культуры.

К этому надо
добавить, что естественным последствием
отсутствия правильно организованной
общественной деятельности в форме
самоуправления является праздность и
бездеятельность, которая находит в этом
случае особенно благоприятные условия
преимущественно в более обеспеченных
классах общества. Между тем праздность,
чем бы она не была обусловлена, приводит
естественным образом к понижению
умственной работоспособности, к
невосполнимой утрате умственного
материала за время бездеятельности, к
недостаточному усовершенствованию
нервно-психических механизмов, что
доказывается между прочим также и
психометрическими исследованиями.
Также праздность приводит к нравственному
и физическому вырождению, особенно если
к ней присоединяются ее естественные
спутники – алкоголизм, наркомания,
развратные деяния и другие излишества.
Постепенно происходит деградация
личности.

Не меньшего внимания
в смысле развития личности заслуживают
воспитание
и обучение.

Как для правильного
развития тела необходимо правильное
физическое питание, так для умственного
развития, приводящего к развитию
личности, необходимо питание духовное.
Ясно, что для цельного развития личности
правильное воспитание и обучение
составляют существенную основу.

Особенно следует
подчеркнуть то обстоятельство, что
основы будущей
личности формируются еще в дошкольном
возрасте,

и, следовательно, правильное и рациональное
воспитание должно начинаться с первых
дней жизни человека. Иначе могут произойти
существенные изменения в характере
личности, его мировоззрении (благодаря
тем или иным условиям), что в будущем
может негативно сказаться как на самом
человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную
роль в формировании личности играет
правильное направление умственного
развития. Так как невежество и недостаток
образования ведет к недоразвитости
личности.

Под воспитанием
понимается целенаправленное развитие
каждого растущего человека как
неповторимой человеческой индивидуальности,
обеспечивание роста и совершенствования
нравственных и творческих сил этого
человека.

Действительную
основу личности составляет то особое
строение целокупных деятельностей
субъекта, которое возникает на определенном
этапе развития его человеческих связей
с миром.

Формирование
личности предполагает развитие процесса
целеобразования

и, соответственно, развития действий
субъекта.
Действия, все более обогащаясь, как бы
перерастают тот круг деятельностей,
которые они реализуют, и вступают в
противоречие с породившими их мотивами.
В результате происходит сдвиг мотивов
на цели, изменение их иерархии и рождение
новых мотивов – новых видов деятельности;
прежние цели психологически
дискредитируются, а отвечающие им
действия или вовсе перестают существовать,
или превращаются в безличные операции.

Конечно, формирование
личности представляет собой процесс
непрерывный, состоящий из ряда
последовательно сменяющихся стадий,
качественные особенности которых
зависят от конкретных условий и
обстоятельств.

Личность как
общественный индивид всегда выполняет
определенную совокупность общественных
функций.

Каждая из этих функций осуществляется
путем своеобразного общественного
поведения, строится в виде известных
процедур поведения и обусловливающих
их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и
общественные функции личности в целом
детерминированы нормами морали, права
и другими явлениями общественного
развития. Любая деятельность человека
осуществляется в системе объектно-субъектных
отношений, то есть социальных связей и
взаимосвязей, которые образуют человека
как общественное существо – личность,
субъекта и объекта исторического
процесса.

Из многочисленных,
в том числе не до конца еще разрешенных,
вопросов развития личности мы остановимся
на одной, важной и с философской, и с
конкретно-научной точки зрения проблеме,
а именно проблеме движущей силы развития
человека. В процессе развития слепые
силы влечения организма превращаются
в осознанные потребности, инстинктивное
приспособление к природе и социальной
среде становится все более сознательным
и планомерным, включающим не только
приспособление к действительности, но
и преобразование ее.

Известно, что
развитие есть постоянная борьба
противоположенностей, находящихся в
каждый данный момент в определенном
временном единстве.

Поскольку человек
отражает и выражает общественные
отношения, он не самостоятелен в своем
поведении и деятельности. Будучи
объектом, человек в то же время является
субъектом познания и практики. Степень
самостоятельности, конечно, у разных
людей разная. Она, прежде всего, зависит
от истории их развития, от
политико-экономических и
общественно-педагогических условий, а
также от уровня, который достиг человек
в процессе развития. Самостоятельность
– одна из
важнейших предпосылок правильного
формирования личности.

Общественные
условия формируют личность как систему
отношений. Они определяют как содержание
личности, так и ее структуру и форму.

Содержание
личности

включает и предметное содержание опыта
человека, и отношение его как субъекта
к предметному содержанию, и связанную
с этим систему ценностей, идеалов,
убеждений, представляющих не только
знание, но и побуждение к определенному
действию.

Формирование
человека как личности требует от общества
постоянного и сознательно организуемого
совершенствования системы общественного
воспитания, преодоления застойных,
традиционных, стихийно сложившихся
форм.

Форму личности
характеризуют особенности способа
осуществления ею своего содержания,
своих отношений. Решительность или
нерешительность, смелость или трусость,
постоянство или неустойчивость, твердость
или податливость, цельность или
непоследовательность, гармоничность
или внутренняя противоречивость – все
это внешние проявления, форма, соотношение
различных компонентов содержания
личности.

Становление
человека как личности связано с
относительно высоким уровнем
нервно-психического развития, являющимся
необходимым внутренним условием этого
становления.

Развитие личности
– это, прежде всего ее социальное
развитие.
Социальное
развитие ведет за собой психическое
развитие. Но это последнее оказывает
сильнейшее влияние на социальное
развитие психики, подготавливает и
предвосхищает будущее общественное
развитие личности, определяет его
полноценность.

Личность –
многоплановое, многоуровневое,
многокачественное

образование.
Часть ее психической жизни протекает
на неосознанном уровне, на уровне
свободного течения ассоциаций, стихийно
сложившихся побуждений, непроизвольных
“движений души” и т.д.. Но по мере того
как личность, развиваясь, овладевает
все более совершенными способами
преобразования окружающего мира, она
все более выступает как субъект не
только своего поведения, но и своего
внутреннего мира, своей психической
жизни. Основная характеристика субъекта
– переживание человеком себя как
суверенного источника активности,
способного в определенных границах
намеренно осуществлять изменения
окружающего мира и самого себя.

Обычно становление
личности относят к более поздним периодам
жизни человека – юности, взрослости,
иногда к дошкольному возрасту. Однако
личность не просто обнаруживается на
определенном этапе развития человека,
а строится постепенно, поэтому необходимо
искать ее истоки на самых ранних этапах
онтогенеза.

Уже вскоре после
рождения ребенка происходят события,
имеющие важное значение для формирования
его будущей личности: становление
общения в ходе контактов с ближайшим
окружением. Общение имеет прямое
отношение к развитию личности детей
потому, что даже в своей исходной
непосредственно-эмоциональной форме
оно приводит к установлению связей
ребенка с окружающими людьми и оказывается
первым компонентом того ансамбля
общественных отношений, который и
составляет сущность личности.

При выделении
понятия “индивид” в психологии личности,
прежде всего, отвечают на вопрос, в чем
данный человек подобен всем другим
людям, то есть указывают, что объединяет
данного человека с человеческим видом.
Понятие “индивид” не следует смешивать
с противоположным по значению понятием
“индивидуальность”, с помощью которого
дается ответ на вопрос, чем данный
человек отличается от всех других людей.
“Индивид” обозначает нечто целостное,
неделимое. Характеризуя “личность”,
также имеют в виду “целостность”, но
такую, которая рождается в обществе.
Индивидом рождаются, а личностью
становятся. (А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн)

В
развитии личности выделяют три следующих
момента
:
индивидные свойства человека как
предпосылки развития личности,
социально-исторический образ жизни как
источник развития личности и совместная
деятельность как основание осуществления
жизни личности в системе общественных
отношений. За каждым из этих моментов
стоят различные и пока недостаточно
соотнесенные между собой области
изучения личности.

Формирование и
развитие личности

определено совокупностью условий
социального существования в данную
историческую эпоху. Личность – объект
многих экономических, политических,
правовых, моральных и других воздействий
на человека общества в данный момент
его исторического развития, следовательно,
на данной стадии развития данной
общественно-экономической формации, в
определенной стране с ее национальным
составом.

Развитие личности
представляет процесс образования
усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся
связей с действительностью, накопление
в мозгу потенциала действий и переживаний.
Развитие личности – это развитие
психики, а значит, это развитие и
усложнение психических процессов и
накопление опыта – психического
потенциала. Опыт осуществляется в форме
накопления:

  1. знаний

  2. навыков

  3. умений

  4. отношений

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.



Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим

факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.


Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для

оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Факторы, влияющие на личность

Личность: Это можно назвать комбинацией психических, физических и моральных качеств, которые отличают одного от других.

Личность можно охарактеризовать как сочетание качеств — умственных, физических и моральных, которое отличает одну часть от других. Сильная личность — ключ к успеху. Это также ключевой фактор хорошего лидерства. Хорошая личность позволяет установить самоконтроль и самоуправление, чтобы открывать реальность за счет свободы выбора.Человек с позитивным настроем может направлять свои мысли, контролировать свои эмоции и регулировать свое отношение.

Чтобы иметь хорошую личность, необходимо саморазвитие. Я руководителя — это совокупность всего, что он может назвать своим. «Я» — это то, что он осознает. Я-концепция, которую руководитель привносит в свою работу, представляет собой совокупность многих вещей, его восприятия родителей, правил, которые он усвоил, впечатлений, которые он несет о своих сверстниках, свидетельств успеха и неудач и представления о том, что вознаграждает он заслуживает.

Процесс саморазвития трансформируется от зависимости к самоуправлению, от импульсивности к самодисциплине, от невежества к знаниям, от некомпетентности к компетентности, от безнравственности к морали и от эгоизма к заботе о себе и других. Развитие и воспитание здоровой личности — это меняющийся процесс.

Личность можно в общих чертах разделить на две группы — больная личность и здоровая личность.

Больная личность также известна как нарушенная или необычная личность.Больная личность может быть следствием физических и / или психологических факторов. Эти факторы могут или не могут быть под контролем человека. Некоторыми из этих факторов могут быть беспокойное детство, повторяющиеся неудачи, отсутствие мотивации, отказ, недоверие к родителям и сверстникам и т. Д. Человек сам должен взять на себя большую ответственность за то, чтобы следовать установленному образцу и вытаскивать себя из этой ситуации.

Здоровая личность — это образ человека, который не чувствует беспокойства или враждебности, не терпит поражений или разрушает других.Считается, что люди со здоровым характером хорошо приспособлены. Помимо хорошего физического здоровья, человеку необходимы некоторые другие характеристики и особенности, чтобы иметь позитивную, сильную и уравновешенную личность. Такая личность помогает руководителю влиять на других людей в свою пользу.

Самый важный и актуальный вопрос, связанный с личностью: как она возникает и развивается?

Основные детерминанты личности человека можно изучать под четырьмя основными направлениями — биологической, семейной, культурной и ситуационной.

Биологические факторы:

Важнейшим фактором, определяющим личность, является биологический фактор, в который входят наследственность, мозг и физический рост. Психологи и генетики решительно утверждают, что наследственность играет важную роль в личности человека. Важность наследственности варьируется от одной черты личности к другой. Например, наследственность играет более важную роль в определении темперамента человека, чем в определении ценностей и идеалов.

Другой фактор, влияющий на личность, — это мозг человека.

Пожалуй, физический рост человека оказывает самое сильное влияние на личность человека. Например, тот факт, что человек невысокий или высокий, толстый или тощий, симпатичный или нет, будет влиять на других и, в свою очередь, на самого человека.

Семейные факторы:

Семейные и социальные факторы также важны в формировании личности человека. Первоначально он начинается с контакта с матерью, а затем с другими членами семьи.Еще позже контакт с социальной группой влияет на личность человека. На личность человека также влияет домашняя среда. Имеются данные, указывающие на то, что общая домашняя среда, созданная родителями, имеет решающее значение для развития личности.

Помимо семейного происхождения, социальный класс также накладывает отпечаток на личность человека.

Ситуационные факторы:

Ситуационные факторы также влияют на личность человека.Влияние окружающей среды на личность довольно сильно. Знания и язык приобретаются человеком и могут быть названы усвоенными модификациями поведения.

Эти усвоенные модификации нельзя передать детям. Дети, в свою очередь, должны приобретать их благодаря своим личным усилиям, опыту и взаимодействию с окружающей средой.

Часто действия человека определяются скорее ситуацией, чем его поведением. Следовательно, ситуация потенциально может иметь очень большое влияние на действия и выражения.

.

Факторы, влияющие на отношение

Под установками мы подразумеваем убеждения, чувства и склонности к действиям отдельного человека или группы лиц по отношению к объектам, идеям и людям.

Факторы, влияющие на отношение, — это убеждения, чувства и тенденции к действиям отдельного человека или группы людей по отношению к объектам, идеям и людям.

Довольно часто люди, объекты или идеи объединяются в умах людей, и в результате отношения становятся многомерными и сложными.

Отношения предполагают некоторое знание ситуации.

Однако существенный аспект отношения заключается в том, что переживаются некоторые характерные чувства или эмоции, и, как мы, соответственно, ожидаем, с ними связана определенная тенденция к действию.

Таким образом, субъективно важным фактором являются чувства или эмоции.

Это факторы, влияющие на отношение;

  • Социальные факторы.
  • Прямая инструкция.
  • Семья.
  • Предрассудки.
  • Личный опыт.
  • Медиа.
  • Образовательные и религиозные учреждения.
  • Физические факторы.
  • Экономическое положение и занятия.

Социальные факторы

В каждом обществе есть большинство людей, которые предпочитают вести гармоничную жизнь. Они стараются избегать ненужного трения конфликтов с людьми.

Естественно, они склонны развивать положительное отношение к большинству людей и проблем.

Наше отношение может облегчить и поддерживать наши отношения с членами положительно оцененных групп. Социальные роли и социальные нормы могут иметь сильное влияние на отношение.

Социальные роли связаны с ожидаемым поведением людей в конкретной роли или контексте. Социальные нормы включают правила общества относительно того, какое поведение считается уместным.

Прямое указание

В общем, человек конформист или направление отношения людей, которых он считает важными.Иногда прямое указание может повлиять на формирование отношения.

Например, кто-то дает информацию о пользе некоторых фруктов.

На основе этой информации мы можем сформировать положительное или отрицательное отношение к этому фрукту.

Семья

Семья — самый мощный источник формирования отношения. Родители, старший брат или сестра предоставляют информацию о разных вещах.

Установки, выработанные человеком, положительные или отрицательные, являются результатом семейного влияния, которое очень мощно и трудно изменить.

Предубеждения

Отношение может включать предубеждение, при котором мы предвосхищаем проблему, не уделяя объективного внимания всем свидетельствам.

Предрассудки — это предвзятые идеи или суждения, при которых у человека формируется какое-то отношение к другим людям, объектам и т. Д.

Если мы предвзято относимся к человеку, обвиняемому в преступлении, мы можем считать его виновным независимо от доказательств. У нас тоже может быть предубеждение в пользу чего-то.

Личный опыт

Личный опыт, который является основой отношения, произвел сильное впечатление.

Следовательно, отношение будет легче сформироваться, когда личный опыт будет включать эмоциональные факторы.

В ситуациях, связанных с эмоциями, оценка будет более глубоким переживанием и более длительным следом.

Средства массовой информации

Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, как средство коммуникации, имеют большое влияние на формирование мнений и убеждений людей.

Появилась новая информация о том, что дает основу для возникновения нового когнитивного отношения к этому.

Образовательные и религиозные учреждения

Как система, образовательные и религиозные учреждения имеют сильное влияние на формирование отношения, поскольку они закладывают фундамент понимания и моральных концепций внутри человека.

Понимание хорошего и плохого, разделительная черта между тем, что можно и чего нельзя делать, проводится в центре образовательных и религиозных учреждений.

Физические факторы

Клинические психологи в целом признали, что физическое состояние, здоровье и жизнеспособность являются важными факторами, определяющими приспособление, и часто обнаруживалось, что недоедание, болезни или несчастные случаи настолько серьезно мешали нормальному развитию, что за этим следовали серьезные поведенческие нарушения.

Экономический статус и занятия

Наши экономические и профессиональные должности также способствуют формированию отношения.

Они частично определяют наше отношение к профсоюзам и руководству и нашу веру в то, что определенные законы являются «хорошими» или «плохими». Наш социально-экономический фон влияет на наше отношение к настоящему и будущему.

Отношения отражают больше, чем просто положительные или отрицательные оценки: они включают другие характеристики, такие как важность, определенность, доступность и связанные с ними знания.

Отношения важны при изучении социальной психологии, потому что они влияют на количество внимания и тип суждения, которое человек может дать конкретному предмету.

Обычно мы предполагаем, что люди ведут себя в соответствии со своим отношением.

Однако социальные психологи обнаружили, что отношения и реальное поведение не всегда идеально согласованы.

.

Факторов, определяющих личность


Наша личность формируется как биологическими, так и социальными факторами. В этой статье объясняются факторы, определяющие личность. Факторы, определяющие личность, можно разделить на две категории: биохимические и социокультурные

.

Факторы, определяющие личность

Наша личность формируется как биологическими, так и социальными факторами.Все эти факторы, определяющие личность, можно разделить на две категории: биохимические и социокультурные.

Биохимические факторы, определяющие личность

1. Наследственность: есть некоторые свидетельства того, что одни дети более уязвимы, чем другие, к дискомфорту окружающей среды, и что это предрасполагает их к тревожности при стрессе. Сравнение тихих детей с умеренно активными младенцами предполагает врожденные характеристики, которые влияют на дальнейшее развитие личности, например, высокий уровень пепсиногена пищеварительного вещества у младенцев связан с гиперактивностью, беспокойством и напряжением.

2. Уровень сахара в крови: Уровень сахара в крови должен находиться в определенных пределах для нормального функционирования мозга и других органов. Если уровень сахара опускается ниже определенного предела, это влияет на психологические функции и могут быть обнаружены изменения личности. Наиболее заметными изменениями, вызванными недостатком сахара в крови, являются изменение настроения и раздражительность.

3. Диета: Диета вызывает заметные изменения личности. Отсутствие диеты вызывает у людей серьезные психологические изменения.Во время Второй мировой войны американские психологи провели очень важный эксперимент с 32 молодыми солдатами, которые согласились на полуголодный период на 6 месяцев, из-за этого голодания они похудели примерно на 25%. Голодание отрицательно сказалось на личности. Они были заняты идеями о еде, а также мечтали о еде. Они были раздражительными, замкнутыми и подавленными. Эти изменения исчезли, когда им дали еду.

4. Заболевание: Острые соматические расстройства приводят к серьезным изменениям личности.Эти нарушения нарушают нормальный физический рост детей. Во время тяжелой болезни человек становится зависимым от других. Если дети часто страдают тяжелыми заболеваниями, рост психологических способностей замедляется. Одно из заболеваний, называемых энцефалитами, оказывает заметное воздействие на личность в результате повреждения головного мозга. Симптомами являются чрезмерная эмоциональность, раздражительность и т.д. щитовидная железа, надпочечники, гипофиз и половые железы.Известно, что самый важный вред щитовидной железы — тироксин — влияет на наше эмоциональное поведение. Избыточная секреция тироксина приводит к нервному напряжению, раздражительности, возбужденному состоянию и эмоциональной нестабильности. При секреции способствует хронической усталости, лени. Если в детстве щитовидная железа сильно снижена, это приводит к состоянию, называемому кретинизмом. Кретин — не только карлик, но и имеет низкий интеллект.

Известно, что гармоны, выделяемые гипофизом, влияют на физический рост.Чрезмерная активность гипофиза в детстве может привести к гигантизму и часто к агрессивному и доминирующему поведению. Недостаточная активность может вызвать нарушение мышечной структуры, что приводит к недостатку выносливости и склонности к быстрой утомляемости.

Мозговое вещество надпочечников выделяет мощный хардон, известный как адреналин, когда он попадает в кровоток, частота сердечных сокращений, пульса и дыхания увеличивается. Это отсрочивает наступление усталости и часто позволяет нам совершать необычные силовые подвиги.

Секреция гонад регулирует нормальное развитие половых органов. Мужчины, у которых отсутствует нормальное количество мужских половых гармоний, часто имеют нейтральный или даже женский вид, тогда как избыток мужских половых гармоний у женщин может привести к развитию мужских характеристик.

6. Наркотики и алкоголь: Многие наркотики испытываются на человеческом теле, чтобы узнать, как они влияют на поведение, когда людям дают седативные средства (снотворные), они вызывают определенные изменения, такие как снижение общей активности, отсутствие концентрации, сонливость.

Норкотики вызывают такие изменения, как общее чувство собственной адекватности, незащищенности и так далее. Они также вызывают приятные и мечтательные отношения.
Алкоголь, кажется, оказывает на человека стимулирующее действие. Болтливость, ненормальное социальное поведение и агрессивность человека являются результатом угнетения мозговых процессов. Это также приводит к нарушениям концентрации, памяти и суждения.

Социально-культурные факторы, определяющие личность

1. Влияние дома: первый контакт ребенка — это его родители, они являются средоточием культуры.Согласно многим исследованиям, личности родителей больше способствуют развитию личностей их детей, например, симпатичный отец или понимающая мать могут отказываться от социально приемлемых и личных качеств. С другой стороны, доминирующий отец или ворчливая мать могут оставить на личности ребенка необратимые шрамы в виде эмоциональной нестабильности, застенчивости и враждебности. Чрезмерно защищенные дети развивают привычки зависимости, они становятся эгоистичными и мало заботятся о других.Отвергнутые дети часто проявляют социальную робость и страх.

2. Порядок рождения: По мнению психолога Альфреда Адлера, личность человека определяется порядком его рождения в семье. Говорят, что первенец более властен и авторитетен. Родители обычно балуют последнего ребенка, в результате чего он проявляет беспечность и безответственность. Однако дети среднего рождения изображаются стремящимися поддержать старших и младших детей.

3.Отношения между сверстниками и школа: как взрослые мы склонны общаться с людьми нашего возраста и с таким же социальным статусом. Отбор из группы сверстников у детей проходит примерно так же. Каждый из этих друзей имеет влияние на ребенка в этой группе, у ребенка более чем равные шансы на общение. Что касается влияния, то именно со стороны этой группы сверстников ребенок часто находит людей, которым он может подражать и идентифицировать себя с ними.
Успех или неудача в школе влияют на личность, потому что в школе проводится много времени.Когда ценности школы вступают в противоречие с ценностями дома, возникает разочарование. Уверенность здесь может быть построена или разрушена по той или иной причине. Школа может означать ужасающий хаос для одного ребенка и гавань спокойствия для другого.

4. Культура и общество: Общество и культура, в которых находится человек, играют важную роль в развитии личности. Культура влияет на мысли, речь и идеи людей. Личность американца отличается от личности индейца, потому что он воспитан в другой культуре.

.

Выполнение ценностных приоритетов других людей, важных для молодежи — ScienceDaily

Независимо от наших личных ценностей, мы основываем большую часть нашей самооценки на реализации доминирующих ценностей нашей культуры, показывает глобальный опрос, проведенный под руководством Майи Беккер, социальный психолог в CLLE (Laboratoire Cognition, Langue, Langages, Ergonomie, CNRS / Université de Toulouse II-Le Mirail). Результаты исследования, в котором приняли участие более 5000 подростков и молодых людей из 19 стран, были недавно опубликованы в Интернете в бюллетене Personality and Social Psychology Bulletin.

Мы все можем думать о ситуациях, которые создают позитивный образ самих себя, например, успехи в школе или на работе, удовлетворительные отношения с друзьями и семьей, соблюдение наших моральных стандартов во взаимодействии с другими или обладание желаемым имуществом. Мы также можем думать о других вещах, которыми мы меньше гордимся и которые не заставляют нас чувствовать себя так хорошо. Но почему они важны? Какие факторы влияют на нашу самооценку?

В течение последних ста лет психология в основном предполагала, что люди основывают свою самооценку на реализации ценностей, которые они лично считают наиболее важными.Однако всемирный опрос более 5000 подростков и молодых людей, начатый в 2008 году и охватывающий 19 стран Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, Южной Америки, Африки и Азии, ставит под сомнение эту широко принятую гипотезу.

Результаты показывают, что молодые респонденты основывают свою самооценку не на своих личных ценностях, которые, по-видимому, практически не влияют на их самооценку, а на выполнении ценностных приоритетов других людей в их культурной среде. среды.Опрос охватил около 200 учеников средних школ в каждой стране, большинство из них в возрасте от 16 до 17 лет. Исследователи отметили, что самооценка их респондентов во всех культурах основывалась на четырех ключевых факторах: контроле своей жизни, выполнении своего долга, пользе для других и достижении социального статуса. Тем не менее, относительная важность каждого из этих пунктов для индивидуальной самооценки варьируется в зависимости от культуры. Например, участники опроса, живущие в культурном контексте, ценящем такие ценности, как индивидуальная свобода и ведение стимулирующей жизни (в Западной Европе и некоторых регионах Южной Америки), с большей вероятностью будут получать самооценку из впечатления о том, что они контролируют свою жизнь. жизни.С другой стороны, для тех, кто живет в культурах, которые ценят конформность, традиции и безопасность (некоторые части Ближнего Востока, Африки и Азии), сравнительно больше вероятность того, что их самооценка будет основана на чувстве выполнения своего долга.

В этом свете самооценка кажется в основном совместной, а не индивидуальной задачей. Эти результаты предполагают, что система формирования самооценки является важным каналом, через который люди усваивают ценности своей культуры на неявном уровне, даже если они заявляют, что не подписываются на эти ценности, когда их об этом прямо спрашивают.Эти тонкие процессы могут побуждать людей действовать в соответствии с ожиданиями общества, в котором они живут, тем самым помогая поддерживать социальную солидарность.

История Источник:

Материалы предоставлены CNRS (Делегация Парижа Мишель-Анж) . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *