Несловесные устные письменные средства коммуникации: Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации — Студопедия
Вербальное общение — виды, особенности
Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.
Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.
Вербальное и невербальное общение
Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.
Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.
Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.
С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.
Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.
Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.
Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.
Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.
Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.
Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.
Виды вербального общения
К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.
Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.
Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.
Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.
К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.
Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.
Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное. Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.
Особенности вербального общения
Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.
Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».
Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.
Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.
То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.
Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».
Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.
При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.
Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
5.Несловесные средства общения
Жестикуляция– значимые телодвижения
(головы, рук, в первую очередь).Мимика– значимые движения мышц лица. Мимика
и жестикуляция в подавляющем большинстве
случаев только сопровождают звуковую
речь, придавая ей добавочные эмоции,
либо смысловые оттенки.
6. Понятие о национальном языке (его функции и структура).
Национальный язык (НЯ) неоднороден, так
как неоднородна нация.
А) Проживание на разных территорияхможет порождатьдиалекты–
разновидности НЯ в той или иной местности.
Отдельные отклонения в одном или
нескольких составляющих диалекта
позволяют выделитьговоры.
Б) Вторым фактором, влияющим на образование
общности людей, являются социальные
причины: общность профессии, рода
занятий, интересов, социального положения.
Для таких социальных групп средством
общения часто служитсоциальный
диалект. Его разновидности:жаргон
и арго.
Жаргон– речь социальных и
профессиональных групп людей (моряки,
компьютерщики, спортсмены, актеры,
студенты и др.). Уаргоиные задачи:
сделать речь непонятной чужим (воры,
мошенники, шулеры).
Помимо территориальных и социальных
диалектов, НЯ включает в себя и просторечие(случайный набор форм, нарушающих нормы
литературного языка).
7. Норма как центральное понятие литературного языка.
Литературный язык (ЛЯ) –
наиболее совершенная, широко
употребительная, культурно отработанная
и социально закрепленная часть
общенационального языка. Его
главная особенность – письменно
закрепленные нормы.
Нормы – это исторически
сложившиеся образцы и правила, которым
подчиняется произношение, выбор слов,
употребление грам. форм, построение
словосочетаний и предложений.
Нормы в ЛЯ распространяются как на
устную, так и на письменную формы языка.
Это язык художественной литературы и
документов, язык науки и образования,
театра, средств массовой информации,
язык повседневного общения культурных
людей. Он средоточие культуры нации, ее
гордость, объект культивирования
(образование) и отчасти принудительного
насаждения.
Национальный язык значительно шире,
чем литературный. Он включает всю
совокупность языковых средствнарода,
в том числеговоры, наречия, социальные
жаргоныи т.п.
Основные признаки ЛЯ: а) его обработанность
писателями, выдающимися деятелями
науки, юриспруденции, б) нормативность
в) наличие устной и письменной форм
(соответственно, два типа норм), г) наличие
функциональных стилей (например,
официально-деловой, научный,
газетно-публицистический, разговорный,
художественный), д) стили в языке
обуславливает вариантность норм
(гибкость языка).
8. Отношения национального и литературного языков.
С одной стороны, ЛЯ противостоит
ненормированности, хаотичности
национального языка.
С др. стороны, ЛЯ подпитывается национальным
языком, черпая из него новые слова,
выражения, принципы словосочетания.
Особенно активно ЛЯ взаимодействует с
местными диалектами и жаргонами.
5. Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное
По цели-фат\инф,
по знаковой системе- верб\неверб, по
форме языка-уст\письм.
Фатическое
– информативное.
Информативное:
цель связана с информацией. В ходе
общения появляется что-то новое для
адресата. Нацелено на поддержание
контакта с собеседником, на удовлетворение
потребности в общении. Не может относиться
к коммуникации.
Фатическое
общение нацелено не на передачу или
прием информации, а на установление и
поддержание речевого контакта с
собеседником, на регулирование
взаимоотношений, на удовлетворение
потребности в общении: говорить, чтобы
высказаться и встретить понимание,-
цель фат.общения.
Характерны:
Спонтанность, Диалогическая форма,
Тематическая свобода, Разговорность
стиля. Принадлежит преимущественно
устной речи и ярче всего проявляется в
диалоге. Две основные стратегии: диссонанс
и унисон.
Вербальное
– невербальное общение.
Вербальное
– словесное общение на одном из
естественных национальных языков.
Невербальное – несловесное, в котором
системой знаков служит: в устной речи-
сочетание позы, жестов, мимики, интонации,
а в письменной- расположение текста,
шрифты, схемы, таблицы, графики.
Разделение
словесной и несловесной сторон речи
очень условно, т.к. вербальная и
невербальная стороны очень редко существ
друг без друга.
Устное –
письменное. Специфика устного и
письменного общения определяется 2
группами причин: 1. Особенностями ситуаций
ус и пис общ. 2. Особенностями, определяемыми
формой речи. Ситуации, которые треб ус
общ, обычно характ тем, что м/участниками
возможен личный контакт: зрительный и
акустический или только акустический(телефон).
Если такой контакт невозможен, то
прибегают к письменной форме общения.
Выбор формы общения:
зависит
от того, насколько быстро нужно получить
откликдиктуется
особенностями информации (в устной
речи иногда большее значение играет
интонация, когда в пис речи – всё
предается только словесно)определяется
важностью и объемом информации (пис –
можно много раз перечитывать)зависит
от адресата
Устная речь ограничена в отборе языковых
и не- средств для выраж определ смысла.
Пис предполаг полное выраж замысла.
Устная обычно создается в момент
говорения. Пис – точная фиксация текста
Устная содерж больше повторов и обобщ.
Пис – мало или нет
6.
Виды и формы общения. Монологическое –
диалогическое. Контактное – дистантное.
Опосредованное – неопосредованное.
Межличностное – публичное – массовое.
Частное – официальное. Свободное –
стереотипное.
Монологическое
– диалогическое.
Диалог – непосредственный обмен
высказываниями м/двумя или несколькими
лицами. Монолог – речь одного человека,
не предполагающая обмена репликами с
другими лицами. Полилог – разговор
нескольких лиц.
Диалог
предполагает особое сотрудничество
коммуникантов на основе взаимной
заинтересованности. Более характерен
для устной речи, т.к. нужно обязательно
следить за мыслью собеседника.
Монологическая
речь – чаще всего речь публичная, т.е.
такая, которая адресована большому
количеству слушателей. Но это не всегда
так. Черты монологической речи:
Непрерывность
(не ограничивается одной фразой)Последовательность,
логичностьОтносительная
смысловая законченностьКоммуникативная
направленность высказыванияТематичность
(развертывание одной темы)Синтаксическая
усложненность
Монолог предполагает,
что в его основе лежит текст – цельное
высказывание.
Контактное
– дистантное.
Отражают положение коммуникантов
относительно друг друга в пространстве
и времени. При контактном – собеседники
рядом, поэтому почти всегда устное
(можно использовать не описания а
указания на предметы, действия…-понимание
достигается легче) Дистанционное –
разделяет время или расстояние (пример
– книга от автора к читателю. Снижается
доля невербальных средств общения,
теряется его живопись и мгновенность
ответной реакции)
Опосредованное
– неопосредованное. Тесно
связаны с контактным и дистанционным.
Контактное, не треб дополнительных
средств для его осущ, — общение
неопосредованное. А общение на расстоянии
требует «посредников» — опосредованное
(# «посредников»: телефон, письмо, книга…)
Межличностное
– публичное – массовое. Межличностное
– общение
2 (1+1) человек (делится на персональное
[на «внутренней» дистанции – официальное
и полуофициальное. Тяготеет к коммуникации
– на первый план выходит информационная
сторона] и личностное [свидетельствующее
о дружеских взаимоотношениях. Характерен
диалог. Значительная доля информации
поступает с помощью невербальных
средств. Обязательно присутствует
фатическая сторона общения])
Публичное
– общение «1+немного». В таком общении
возможен диалог. Необходим лидер, кот
будет регулировать общение. Обычно
протекает в ф монолога. Требует
структурирования для достиж цели.
Целенаправленность и содержательность
речи.
Массовое
– общение «1+много». Когда аудитория
превышает 100 человек. Устная форма
(митинг… но это уже коммуникация).
Адресат теряет конкретные очертания.
Требуются точный подбор речевых средств
и технических (микрофон, камера…)
Частное
– официальное.
Официальное
– взаимодействие в строгой деловой
обстановке с соблюдением всех правил
и формальностей. Частное
– не ограниченное строгими рамками
деловой ситуации и официальными речевыми
ролями, подчиняется общим законам
речевого взаимодействия. Официальное
происходит в сфере производственно-деловых
отношений (чел выступ как представ
организ).
Свободное
– стереотипное. Стереотипное
используется прежде всего тогда, когда
речь идет о соблюдении определенных
ритуалов (типовое поведение в типовых
ситуациях). Присутствуют рекомендации
речевого этикета (готовые словесные фр
и правила поведения).
Свободное—
творчество в выстраивании взаимоотношений
и в словесном оформлении высказывания.
Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное.
Коммуникация может осуществляться как
вербальными, так иневербальнымисредствами.
Под вербальной коммуникацией в целом
понимается речевое общение людей в
процессе их совместной деятельности,
устная коммуникация в соответствии с
потребностями выражаемой информации
отражает взаимообусловленные речевые
произведения говорящего и слушающего.
Акты речевой коммуникации при этом
всегда обусловлены набором параметров,
необходимых для их осуществления: сфера
общения, ситуация общения, вид
коммуникативного контакта, ролевые
установки, характеристики участников
общения, способы выражения (изложения)
предметного содержания в говорении.
Слушание, как и говорение, относится к
видам речевой деятельности. Для создания
ситуации, которую можно назвать
коммуникативно- речевой, необходимо
именно наличие слушателя. Как правило,
говорящий выступает в роли инициатора
сообщения. Он изначально программирует
ход беседы и прогнозирует речевые
действия слушающего. Эффективность
устного общения зависит во многом от
того, как поняли друг друга участники
общения, как отреагировали на слова и
поведение собеседника, какими действиями
подтвердили правильность восприятия
в обратной связи. Прогнозировать или
инициировать обратную связь во время
речевого взаимодействия можно при
условии, что каждый из участников общения
использует средства, механизмы, навыки
и умения слушания и говорения.
Напомним, что представления о вербальной
коммуникации как общении людей в процессе
их совместной деятельности подразумевают
не только устную, но и письменную форму
общения. Если в устноречевой коммуникациимы обращаем внимание на речевую
деятельностьговорящегоислушающего,
то вписьменноречевойвнимание
акцентируется на роляхпишущего(создающего текст, автора речевого
произведения) и читающего или читателя.
Чтение и письмо являются самостоятельными
видами речевой деятельности. Вместе с
тем характеристики устноречевой и
письменноречевой деятельности в пределах
одной и той же ситуации общения вполне
сопоставимы.
Наряду с вербальными средствами
коммуникации, как уже отмечалось выше,
большое значение имеют невербальные
средства.
Термин “невербальное” обычно понимается
как несловесный язык. Он объединяет
большой круг явлений, включая не только
движения тела человека и звуковую
модальность речи, но и различные элементы
окружающей среды, одежду, элементы
оформления внешности и даже различные
сферы искусства.
Под невербальной коммуникацией (в
узком смысле) следует понимать средство
информации, систему невербальных знаков,
символов, кодов, используемых для
передачи информации. Ключевым моментом
такого понимания является указание на
внешнее сопровождение психических
явлений.
В широком смысле понятие “невербальная
коммуникация” означает социально
обусловленную систему взаимодействия,
в структуре которой преобладают
непроизвольные, неосознаваемые комплексы
движений, выражающие личностную
неповторимость человека.По-существу,
здесь речь идет о “невербальном
поведении” личности. Ядро такого
поведения составляют самые разнообразные
движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,
позы, интонационно-ритмические
характеристики голоса, прикосновения),
которые связаны с изменяющимся психическим
состоянием человека, его отношениями
к партнеру, с ситуацией взаимодействия.
Невербальное поведение считается
многими исследователями той частью
общения, которая с трудом поддается
формализации и за которую человек не
несет ответственность. Несмотря на это
невербальные средства так же, как и
вербальные, используются для организации
обратной связи в процессе общения.
Невербальная коммуникация выполняет
функции контроля, регуляции, информации,
диагностики, коррекции взаимодействия.
Сочетание вербальных и невербальных
компонентов зависит от ситуации общения,
главными компонентами которой являются
отношения между участниками, цели
взаимодействия, вид общения. При этом
невербальное поведение может выступать
как средство, дополняющее речь, как
“автономный текст”, существующий
параллельно речи, а также как единственное
средство общения.
Смысл высказывания может меняться в
зависимости от того, какая интонация,
ритм, тембр были использованы для его
передачи. Речевые оттенки влияют на
смысл высказывания, сигнализируют об
эмоциях, состоянии человека, его
уверенности или неуверенности и т.д.
Поэтому наряду с вербальными и
невербальными средствами коммуникации
в общении используются и паравербальные
средства, которые представляют собой
совокупность звуковых сигналов,
сопровождающих устную речь, привнося
в нее дополнительные значения.
Примером такого рода может служить
интонация, сигнализирующая нам о
вопросительном характере предложения,
сарказме, отвращении, юморе и т.д. То
есть при паравербальной коммуникации
информация передается через голосовые
оттенки, которым в разных языках придается
определенный смысл. Поэтому
произнесенное слово никогда не является
нейтральным. То, как мы говорим,
иногда важнее самого содержания
сообщения.
Действие паравербальной коммуникации
базируется на использовании механизма
ассоциаций человеческой психики.
Ассоциации представляют собой способность
нашего интеллекта восстанавливать
прошлую информацию благодаря свежей
информации, которая в данный момент
принимается человеком, то есть когда
одно представление вызывает другое.
Эффект в данном случае достигается
благодаря тому, что говорящий создает
общее информационное поле взаимодействия,
которое помогает собеседнику понимать
партнера. Средствами достижения
эффективной коммуникации здесь служат
следующие характеристики человеческого
голоса:
1) Скорость речи.
Оживленная, бойкая манера говорить,
быстрый темп речи свидетельствуют
от импульсивности собеседника, его
уверенности в своих силах. И, напротив,
спокойная медленная манера речи
указывает на невозмутимость,
рассудительность, основательность
говорящего. Заметные колебания скорости
речи обнаруживают недостаток
уравновешенности, неуверенность, легкую
возбудимость человека.
2) Громкость.
Большая громкость речи присуща, как
правило, искренним побуждениям либо
кичливости и самодовольству. В то время
как малая громкость указывает на
сдержанность, скромность, такт или
нехватку жизненной силы, слабость
человека. Заметные изменения в
громкости свидетельствуют об
эмоциональности и волнении собеседника.
Как показывает коммуникационная
практика, усилению эмоциональности
речи в иных случаях способствует
отсутствие логических доводов.
3) Артикуляция.
Ясное и четкое произношение слов
свидетельствует о внутренней
дисциплине говорящего, его потребности
в ясности. Неясное, расплывчатое
произношение свидетельствует об
уступчивости, неуверенности, вялости
воли.
4) Высота голоса.
Фальцет зачастую присущ человеку, у
которого мышление и речь больше
основываются на интеллекте. Грудной
голос является признаком повышенной
естественной эмоциональности. Высокий
пронзительный голос является признаком
страха и волнения.
5) Режим речи.
Ритмическое говорение означает богатство
чувств, уравновешенность, хорошее
настроение. Строго циклическое говорение
показывает сильное осознание переживаемого,
напряжение воли, дисциплину, педантичность.
Угловато-отрывистая манера речи служит
выражением трезвого, целесообразного
мышления.
Назначение паравербальной коммуникации
заключается в том, чтобы вызвать у
партнера те или иные эмоции, ощущения,
переживания, которые необходимы для
достижения определенных целей и
намерений. Такие результаты обычно
достигаются с помощью паравербальных
средств общения, к которым относится:
просодика — это темп речи, тембр, высота
и громкость голоса; экстралингвистика
— это паузы, кашель, вздохи, смех и плач
(то есть звуки, которые мы воспроизводим
с помощью голоса).
Следующим средством паравербальной
коммуникации является манера, с одной
стороны, говорить многословно, а с
другой, лаконично, не используя слишком
много слов. Во многих культурах часто
содержание высказывания имеет
второстепенный характер.
Вывод по первому вопросу.Итак,
общение – это вид самостоятельной
человеческой деятельности; атрибут
других видов человеческой деятельности;
взаимодействие субъектов. При
психологическом подходе общение
определяется как специфическая форма
деятельности и как самостоятельный
процесс взаимодействия, необходимый
для реализации других видов деятельности
личности.
Как и всякое сложное явление общение
имеет свои мотивы, средства, способы и
виды. Компонентами общения являются
вербальная, невербальная и паравербальная
коммуникация.
3 Важные методы общения (устные, письменные и невербальные)
Существует три основных метода общения, а именно: (а) устное общение, (б) письменное общение, (в) невербальное общение.
(a) Устное общение:
Наиболее распространенной формой общения в учреждениях является устное общение. Устное общение происходит повсюду в неформальных беседах, на собраниях сотрудников, в официальных выступлениях и так далее.
Это более эффективно, чем письменное общение, в передаче чувств, взглядов и реакций.Эта форма общения более эффективна, поскольку включает в себя не только слова говорящего, но также изменения тона, высоты тона, скорости и громкости.
Устное общение дает возможность для немедленного ответа, помогает в предоставлении / получении объяснений и разъяснений.
Источник изображения: camimietcie.weebly.com
Этот режим связи полезен, когда передаваемая информация короткая, количество подчиненных мало, географическое расстояние между отправителем и получателем короткое или доступное время для связи коротко.Это естественная форма общения во время чрезвычайных ситуаций.
С устным общением связано множество трудностей:
(i) Реальное значение информации, передаваемой с помощью тона и жестов, может не совпадать с произнесенными словами;
(ii) внимание и восприятие получателей руководствуются их личными интересами;
(iii) понимание получателями зависит от их отношения и эмоций; и
(iv) Получатели интерпретируют устные сообщения в контексте предыдущих сообщений и, возможно, реакции других получателей.
Тон устного общения в учебном заведении чаще всего задает директор учебного заведения.
(b) Письменное общение:
Обычно образовательные учреждения производят много письменных сообщений различных видов, включая письма, проспекты, уведомления, контракты, отчеты, служебные записки, рабочие задания, расписания, инструкции и т. Д. результаты экзаменов, формы приема и так далее. Таким образом, он представляет собой наилучшее средство передачи информации.
Письменное сообщение может передаваться нескольким людям одновременно. Когда получатели размещаются далеко от отправителя или где содержание сообщения длинное и предназначено для большого числа лиц, используется письменный способ связи.
Используется для записи и справки в будущем. Он должен быть составлен четко, просто, точно и убедительно.
(c) Невербальное общение:
Невербальное общение включает в себя все элементы, связанные с человеческим общением, которые не выражаются устно или письменно.К ним относятся физические движения и выражения лица, как сознательные, так и бессознательные.
Например, возбуждение, радость, удивление, испуг, гнев, страх, горе, стыд, тоска, унижение, недоверие, презрение, отвращение и так далее. Большинство этих эмоций можно выразить с помощью глаз и движений лица.
Физические движения и «язык тела» также являются очень выразительными человеческими элементами. Язык тела включает в себя как фактическое движение, так и положение тела во время общения.
Например, рукопожатие, зрительный контакт, похлопывание по спине, сидение на краю стула, сидение со скрещенными руками, частый взгляд на часы — все это указывает на готовность или неприязнь людей, участвующих в общении.
Расстояние между отправителем и получателем, т. Е. Насколько далеко они расположены друг от друга, также говорит о взаимосвязи между ними. Расстояние может отражать близость или статус. Если между людьми стоит такой физический объект, как стол, авторитетные отношения усиливаются.
.
Разница между устным и письменным общением (со сравнительной таблицей)
Слова играют решающую роль в процессе общения, чтобы передать сообщение так, как оно предназначено для передачи. Когда в процессе общения используются слова, это называется словесным общением. Устная передача информации может осуществляться в устной или письменной форме. Устное общение — это старейшее средство связи, которое чаще всего используется в качестве средства обмена информацией.Он включает в себя сбор или распространение информации с помощью устных слов.
Письменное общение , с другой стороны, является формальным средством общения, при котором сообщение тщательно составляется и формулируется в письменной форме. Он хранится в качестве справочного или юридического документа. В этой статье мы представили все важные различия между устным и письменным общением в табличной форме.
Содержание: Устное общение против письменного
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Заключение
Таблица сравнения
Основа для общения | Устное общение | Письменное общение |
---|---|---|
Значение | Обмен идеями, информацией и сообщениями посредством устных слов — это устное общение. | Обмен сообщениями, мнениями и информацией в письменной или печатной форме является письменным сообщением. |
Что это? | Общение с помощью устной речи. | Общение с помощью текста. |
Грамотность | Совершенно не требуется. | Необходимо для связи. |
Передача сообщения | Быстро | Медленно |
Доказательство | Нет записи об общении. | Присутствуют надлежащие записи общения. |
Обратная связь | Может быть дана немедленная обратная связь | Обратная связь требует времени. |
Редактировать перед доставкой сообщения? | Невозможно | Возможно |
Получение невербальных сигналов | Да | Нет |
Вероятность недопонимания | Очень высокая | Совсем меньше |
Определение устного общения
Устное общение — это процесс передачи или получения сообщений с использованием устных слов.Этот способ связи широко используется во всем мире из-за быстрой передачи информации и быстрого ответа.
Устное общение может быть либо в форме прямого разговора между двумя или более людьми, например, общение лицом к лицу, лекций, встреч, семинаров, групповых обсуждений, конференций и т. Д., Либо косвенного разговора, то есть формы общения, в которой используется среда используется для обмена информацией, такой как телефонный разговор, видеозвонок, голосовой вызов и т. д.
Лучшее в этом способе общения — это то, что стороны в общении, то есть отправитель или получатель, могут замечать невербальные сигналы, такие как язык тела, выражение лица, тон голоса и высота тона и т. Д. Это делает общение между сторонами более эффективным. . Однако этот режим имеет некоторые ограничения, например, однажды сказанные слова уже не могут быть возвращены.
Определение письменного общения
Сообщение, при котором сообщение передается в письменной или печатной форме, называется письменным сообщением.Это самый надежный способ общения, который очень предпочитается в деловом мире из-за его формального и сложного характера. К различным каналам письменного общения относятся письма, электронная почта, журналы, журналы, газеты, текстовые сообщения, отчеты и т. Д. Существует ряд преимуществ письменного общения, которые указаны ниже:
- Обратиться к сообщению в будущем будет легко.
- Перед передачей сообщения его можно отредактировать или переписать организованным образом.
- Вероятность неправильного толкования сообщения очень низка, потому что слова тщательно подобраны.
- Связь планируется.
- Правовые доказательства доступны благодаря хранению записей.
Но, поскольку все мы знаем, что все имеет два аспекта, то же самое и в случае с письменным общением, поскольку общение требует много времени. Более того, отправитель никогда не узнает, прочитал ли получатель сообщение или нет. Отправитель должен дождаться ответа получателя.При таком способе общения требуется много бумажной работы.
Ключевые различия между устным и письменным общением
Ниже приведены основные различия между устным и письменным общением:
- Тип связи, при котором отправитель передает информацию получателю посредством устной речи сообщения. Режим связи, в котором для обмена информацией используется письменный или печатный текст, известен как письменное общение.
- Предварительным условием письменного общения является то, что участники должны быть грамотными, в то время как в случае устного общения такого условия нет.
- Надлежащие записи присутствуют в письменном общении, что прямо противоположно в случае устного общения.
- Устное общение быстрее письменного.
- Однажды произнесенные слова не могут быть перевернуты в случае устного общения. С другой стороны, редактирование исходного сообщения возможно в письменном общении.
- Неправильная интерпретация сообщения возможна при устном общении, но не при письменном общении.
- При устном общении получатель получает мгновенную обратную связь, что невозможно при письменном общении.
Заключение
Устное общение — это неформальное общение, которое обычно используется в личных беседах, групповых беседах и т. Д. Письменное общение — это формальное общение, которое используется в школах, колледжах, бизнесе и т. Д.Выбор между двумя режимами связи — сложная задача, потому что оба хороши на своем месте. Обычно люди используют устный способ общения, потому что он удобен и требует меньше времени. Однако люди обычно верят в письменный текст больше, чем в то, что слышат, поэтому письменное общение считается надежным методом общения.
.
Эффективное письменное и устное общение
Общение — неотъемлемая часть ведения успешного бизнеса. Важно убедиться, что ваши сообщения принимаются должным образом, чтобы избежать недопонимания и путаницы. Учтите, что люди учатся по-разному. Для одних письменное общение является наиболее эффективным, тогда как другие предпочитают вести устную беседу. Овладейте искусством письменного и устного общения, чтобы эффективно обмениваться информацией в рамках всего бизнеса.
Понимание ценности эффективных навыков устного и письменного общения
Коммуникация в бизнесе — это гораздо больше, чем просто отправка и получение сообщений. Эффективное устное и письменное общение дает много преимуществ:
- Разъяснение недопонимания
- Избегание недопонимания
- Повышение производительности
- Уменьшение количества ошибок и ошибок
- Разрешение напряженности и конфликтов
- Построение отношений и доверия
Сильная коммуникация в рамках всей организации может также помочь повысить вовлеченность сотрудников и повысить удовлетворенность сотрудников.Если сотрудники чувствуют, что руководство честно с ними и держит их в курсе важных новостей компании, они будут чувствовать себя более заинтересованными в своей работе.
С точки зрения потребителя, эффективное общение может помочь создать ощущение прозрачности , что укрепляет доверие. Перспективы не хотят, чтобы ими воспользовались. Они хотят покупать продукты и услуги у надежных компаний, которые сдержат свои обещания. Эффективное общение может помочь установить эти отношения.
Установите четкие цели для вашего общения
Одним из атрибутов эффективного устного и письменного общения является то, что оно помогает бизнесу достичь цели. Планируя свое общение, обязательно четко определите, чего вы надеетесь достичь. Коммуникационные цели могут включать:
- Информирование сотрудников о новой политике компании
- Убеждение потенциальных клиентов совершить покупку
- Информирование поставщиков о преимуществах работы с вашей компанией
Наличие идеального результата для вашего общения помогает гарантировать, что разговор продолжается.Как только общение будет завершено, вы можете оглянуться назад и посмотреть, было ли оно успешным, сравнив результат с вашей целью. Например, если вы собираетесь информировать сотрудников о новых политиках расчета заработной платы, вы можете узнать, было ли ваше общение успешным, спросив сотрудников, полностью ли они понимают новые политики. Если нет, то это означает, что ваше общение не было успешным, и вам нужно вернуться к теме, чтобы убедиться, что сообщение получено должным образом.
Всегда адаптируйте свое сообщение к своей аудитории
Ключ к любому успешному устному или письменному общению — это понимание потребностей вашей аудитории .С кем вы разговариваете и что им нужно знать? Подумайте, насколько хорошо ваша аудитория уже знает обсуждаемую тему. Какая информация им не хватает? Какие цели они пытаются достичь ?
Составьте свое сообщение на основе ответов на эти вопросы. Например, если вы информируете клиентов о выпуске новой функции продукта, подумайте, сколько они уже знают о продукте. Клиенты, вероятно, имеют более глубокое понимание вашего продукта, чем потенциальные клиенты, поэтому вы можете сжать объем исходной информации, которую вы им предоставляете.Обсуждая ту же информацию с потенциальными клиентами, вам, вероятно, потребуется предоставить более подробную информацию о преимуществах ваших продуктов.
Используйте правильный канал связи
Для эффективного общения отправитель сообщения должен выбрать правильный способ устного или письменного общения. В чем разница между устным и письменным общением? Проще говоря, письменное общение предполагает отправку сообщений посредством письменного слова. С другой стороны, устное общение предполагает разговоры для отправки сообщений.
Примеры письменного общения включают:
- Мгновенные сообщения и текстовые сообщения
- Электронная почта
- Отчеты, слайды и резюме
- Повестка дня и протокол собрания
Примеры устного общения включают:
- Телефонные разговоры
- Видео конференции
- Индивидуальные встречи
- Групповые встречи
Подумайте, какой способ общения лучше всего подходит для вашей цели.Если вы хотите представить клиентам новую услугу, вам может не понадобиться личная встреча. Отправьте им электронное письмо или короткое видео с подробным описанием новой услуги и предложите встретиться с ними, чтобы ответить на любые вопросы. Это показывает, что вы цените время клиентов.
Если вам нужно сообщить своим сотрудникам о годовом доходе компании, мгновенное сообщение — не лучший выбор. У ваших сотрудников могут возникнуть вопросы о будущем компании, поэтому проведение группового собрания — эффективный способ передать эту информацию.
Обращайте внимание на невербальные сигналы
Во время общения обязательно учитывайте любые невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса и язык тела. Это может быть более очевидным при устном общении, чем при письменном общении. Тем не менее, очень важно обращать внимание на настроения вашей аудитории. Кажется, они сбиты с толку тем, что вы им рассказываете? Есть около
.
Устное общение — значение, преимущества и ограничения
Устное общение подразумевает общение через рот. Сюда входят люди, разговаривающие друг с другом, будь то прямой разговор или телефонный разговор. Выступления, презентации, обсуждения — все это формы устного общения. Устное общение обычно рекомендуется, когда вопрос общения носит временный характер или когда требуется прямое взаимодействие. Личное общение (встречи, лекции, конференции, интервью и т. Д.)) имеет важное значение для установления взаимопонимания и доверия.
Преимущества устного общения
|
Недостатки / ограничения устного общения
- Одной только устной коммуникации может быть недостаточно, поскольку деловое общение носит формальный и очень организованный характер.
- Устное общение менее достоверно, чем письменное, поскольку оно неформально и не так организовано, как письменное общение.
- Устное общение экономит время в том, что касается повседневного общения, но в случае встреч длинные речи отнимают много времени и временами бывают непродуктивными.
- Устное общение нелегко поддерживать, поэтому оно неустойчиво.
- Возможны недопонимания, поскольку информация не является полной и может не хватать самого необходимого.
- Требует внимательности и большой восприимчивости со стороны слушателей / аудитории.
- Устное общение (например, выступления) не часто используется в качестве юридических документов, за исключением следственной работы.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена командой Management Study Guide Content .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.