Нестандартное мышление что такое: в какой деятельности полезно, как его развить?

Содержание

в какой деятельности полезно, как его развить?

Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.

Что это такое

В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.

Примеры нестандартного мышления:

  1. Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
  2. Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.

Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.

Основные типы мыслительной деятельности:

  • Предметно-действенная

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

  • Наглядно-действенная

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Мышление и головной мозг

Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.

Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Методы и принципы мышления

Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.

Общие принципы:

  1. Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
  2. Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
  3. Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.

Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Упражнения

Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.

Угадай, кто этоОтветы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.

Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:

  • Игра в ассоциации

Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.

  • Цепочка логических вопросов

Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.

  • Логические игры

Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.

Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.

Читайте также: Дивергентное мышление

что это такое и как его развивать? Как научиться мыслить нестандартно? Примеры мышления

У большинства людей список желаний весьма стандартный: дом – полная чаша, престижная работа, муж-умник (жена-красавица), дети – и умницы, и красавцы, дача на берегу реки (озера, пруда, моря). Все мы хотим приблизительно одного и того же. А вот получаем по-разному. Все зависит от того, как человек идет к достижению своей мечты. Известно, что тем, кто умеет мыслить нестандартно, решение любых вопросов, будь то профессиональная среда или житейские трудности, дается куда проще, чем общей массе, мыслящей стандартно.

Что это такое?

Нестандартное мышление – это способность думать за рамками общепринятых норм и правил. Это не значит, что нужно преступать все законы, включая уголовный кодекс или нормы общественной морали, их все-таки соблюдать необходимо, но есть и такие правила, нарушить которые допустимо. Стандартное мышление или, как оно еще называется в психологии – конвергентное, предполагает действия по строго определенным стандартам и алгоритмам.

Однако даже в науке наивысших достижений добиваются те, кто позволяет себе некоторую нестандартность. Они не признают общепринятых, навязанных убеждений, все стараются проверить сами, чтобы иметь собственное мнение о том, что и вправду хорошо, а что – плохо. Для человека с нестандартным мышлением поиск решения означает не просто нахождение правильного ответа, а нескольких вариантов ответов.

Человек с таким мышлением редко ошибается, но главное – он не боится ошибки. Ему как никому известно, что в спорах, в том числе и с самим собой, рождается истина.

Зачем нужно думать нестандартно?

Прежде всего, для того, чтобы не застрять на неком этапе развития. Человек со стандартным мышлением рано или поздно превращается в биомашину, которая делает все по заранее вложенной в нее программе. Его мозг перестает работать в полном объеме. Как результат – индивид деградирует. Человек с нестандартным мышлением действует более эффективно. Он не боится сложных задач. Скорее даже они забавляют его.

Его не встретишь в толпе, слепо идущей за неким лидером, он сам – вождь и лидер. К сожалению, еще в детстве в наши головы закладывают стереотипы, от которых тяжело избавиться. Самым ярким примером того, как прививается стандартное мышление – это школьная программа. Правила, формулы, теоремы – мы зубрим их и не подвергаем сомнению. А что, если параллельные прямые все-таки пересекаются? Нам говорят, что не нужно изобретать велосипед. А вдруг вы создали бы нечто абсолютно новое и стоило попытаться?

Известно, что людям с нестандартным типом мышления тяжело дается среднее образование. Пожалуй, наиболее яркий и известный тому пример – Альберт Эйнштейн. В детстве будущий нобелевский лауреат не отличался хорошими знаниями и отличными отметками в школе. Его даже собственные родители не особо ценили. А вот те, кому посчастливилось пообщаться с ним во взрослом возрасте, уверяли, что будто побывали в другом измерении.

Иногда действительно кажется, что некоторые выдающиеся люди родом из космоса. Но ведь они родились и росли вместе с нами. Так почему у одних получается все, у других — ничего? Кстати, среди этих «других» немало отличников. Но вместе с аттестатом и медалью они будто получают проклятие, которое не дает им двигаться по жизни дальше. Они зажаты в рамках учебной программы. Вместе педагогами и учебниками они теряют проводников, указывающих им путь, и просто теряются. Но все это исправимо. Главное – начать действовать не по привычке, переломить себя и выбрать новый вектор движения.

Избавляемся от шаблонов

Люди никогда бы не полетели в космос, ели бы среди них не было тех, кто мылит нестандартно. Именно они доказали, что земля круглая, а не держится на трех слонах или китах. И делали они это с угрозой для жизни, и многие с ней расставались. Инквизиционный трибунал сгубил не одну светлую голову. А ведь погибший от рук инквизиции Джордано Бруно еще в XVI веке доказывал свои выводы о бесконечности вселенной и даже о наличии множестве миров.

Рассмотрим более бытовой пример. Сколько способов приготовить картошку было у героини Надежды Румянцевой Тоси Кислициной из легендарного фильма «Девчата»? А у вас? Человек живет в тех рамках, которые установил себе сам. Избавляйтесь от шаблонов максимально. Конечно, для взрослых этот процесс будет более сложным, чем у ребенка. Детский мозг еще «не забит» стандартными мыслями. Ребятам более свойственно фантазировать, сочинять, экспериментировать. Так позвольте себе хотя бы на какое-то время впасть в детство.

Раздвиньте собственные рамки. Жизнь наверняка засияет новыми красками, и вы избавьтесь от массы ненужных проблем и вещей.

Делаем необычные вещи

Попробуйте найти необычное применение привычным вещам. Обычный карандаш при желании можно использовать и как указку, и как заколку для волос, и как… Сами придумайте 5 разных способов. С карандашом разобрались. Берите следующий предмет.

Возьмите за правило решать не менее одной такой задачки в день. Перестаньте есть на завтрак исключительно яичницу. Придумайте 5 способов приготовления яиц. А лучше 10. Отходите от стандартов во всем. Старайтесь менять привычный маршрут из дома на работу и обратно. Измените распорядок дня. Пробуйте разные варианты всегда и везде.

Меняем стандартную последовательность действий

Каждое утро мы делаем одно и то же. Причем чаще всего в определенной последовательности. Нарушьте этот закон. Пусть каждый день у вас начинается не так, как начинался предыдущий. Разнообразьте его музыкой, сделайте зарядку, причем раз за разом меняя набор упражнений. Не бойтесь поменять график работы. Не пугайтесь никаких изменений в принципе. Попробуйте один день прожить «наоборот». Делайте все как вам удобно, а не как привыкли.

Заставляем работать правое полушарие

Известно, что оно больше развито у левшей. Считается, что среди них больше людей творческих, мыслящих нестандартно. Вы не левша? Не беда. Заставьте трудиться правое полушарие с помощью простых упражнений – хотя бы чистить левой рукой зубы.

Иногда делайте заметки одной левой. Попробуйте ею что-нибудь рисовать.

Как развивать?

Развить нестандартное мышление помогут танцы. Специалисты называют чувство ритма прямой дорогой к нестандартному мышлению. Кроме того, движения под музыку – это не только способ самовыражения, они развивают координацию. Развитию нестандартного мышления также способствуют занятия различными видами рукоделия. Еще один способ научиться мыслить нестандартно – карточные игры. Покер, конечно, не подойдет для детей дошкольного возраста, а вот взрослого человека научит многому. Шашки и шахматы тоже приветствуются.

Популярные методики

Все новое – хорошо забытое старое или наоборот. Применяйте различные методы для решения любой задачи. Даже если речь идет о банальной оплате счета за услуги ЖКХ. Не стоит каждый раз по привычке отправляться для этого на почту или в банк. Воспользуйтесь мобильным приложением финансового учреждения. Сделайте это с помощью ближайшего банкомата, используя штрихкод. И так далее. Выводите себя из зоны комфорта даже в таких мелочах.

Идем путем наибольшего сопротивления. При поиске ответа на любой вопрос определите, как поступило бы большинство окружающих вас людей. Попробуйте действовать с точностью наоборот или хотя немного иначе. Придумывайте не менее 5 вариантов на каждое задание. Одно из них обязательно окажется более эффективным, чем общепринятые.

Мозговой штурм — метод, который подходит не только для работы в группе. Его можно строить и самостоятельно. Возьмите лист бумаги и выпишите все, что приходит вам в голову на заданную тему. Именно все – даже то, что кажется вам абсолютно невыполнимым. Не бойтесь своих мыслей, они ваши друзья, а не враги.

Упражнения

Начните произносить слова наоборот. Начните с коротких, потом попробуйте делать это с небольшими предложениями. На начальном этапе могут помочь вывески на магазинах. Просто читайте их наоборот. Делайте это по нескольку раз в день.

Постройте дом. Вы же давно об этом мечтали. Так вот пришло время хотя бы его спроектировать. Но это будет необычное здание. Для его создания будут использоваться самые неожиданные материалы. Какие? Спросите свое подсознание. Выпишите на лист бумаги 10 первых пришедших на ум слов, обозначающих предметы, фрукты, овощи и так далее. Теперь приступайте к созданию архитектурного шедевра. Что у вас есть. Ананас? Пусть окна будут в виде этого сладкого плода. Ведра? Расставьте их на кухне вместо табуреток. Задача – найти применение каждому пункту из списка.

Выполняйте привычные вещи необычным способом. О том, что нужно время от времени чистить зубы нерабочей рукой, мы уже говорили. Усложним задачу. Попробуйте одеться без помощи одной руки, с завязанными глазами или стоя на одной ноге, например. Создавайте себе небольшие сложности, чтобы не столкнуться с серьезными затруднениями.

Общие рекомендации

Банально, но факт — то, насколько «широко» мы можем мыслить, зависит от широты нашего кругозора. Больше читайте. Берите самую разную литературу. Расширяйте словарный запас и знания в разных направлениях. Смотрите документальные фильмы о развитии генной инженерии и жизни индейских племен. Изучайте культуру и традиции других народов.

Больше путешествуйте. Если пока не хватает средств на заграничные поездки, изучите соседние регионы. И кстати, пока можете подучить иностранный язык. Это тоже очень полезно для развития нестандартного мышления. Ищите необычное во всем. Придумывайте истории, героями которых станут облака. Пишите письма самому себе. Записывайте даже самые безумные свои идеи. Рано или поздно может пригодиться любая. Перенесите день генеральной уборки с этой субботы на следующую. А ближайший выходной проведите в музее, театре или кино.

Устраивайте дома представления вместе с детьми. И сами раскрепоститесь, и малышей научите действовать творчески.

Нестандартное мышление | Что такое Нестандартное мышление

       Нестандартное мышление  как качество личности – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

        Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок  из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их   поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил  в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную  вертикально.

       Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину  сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и  обычаям, а ищет  нестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

      Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность,  тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

       Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

     Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо — напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру — в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

    Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

    Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

   ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

     Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

      Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

     Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

   Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

    По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

    Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

    Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. — Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

   — Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы? — Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

    — Если вы хотите более сложный способ, — продолжал студент, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

    — Наконец, — заключил студент, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

      Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

       Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 — 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

4 простых совета, как развить нестандартное мышление

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Думать, как все, или думать иначе?