Нравственная личность: Нравственная личность – потребность современного общества
Нравственная личность – потребность современного общества
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема нравственности в современном обществе, основные направления нравственного воспитания дошкольников и условия этого процесса. Одним из условий является личность педагога дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: нравственность, дошкольный возраст, педагог.
Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию общества и государства о необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Значимость воспитания нравственной личности подчеркивается и в государственном образовательном Стандарте дошкольного образования. Это четко прослеживается в 5 и 6 задаче данного документа: «5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [1].
Ряд исследователей интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.
Другие исследователи данного вопроса, придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
В науке понятие нравственность определяется как синоним морали. В философии, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали.
Следовательно, если исходить из определения нравственности как моральной составляющей индивидуума, то воспитание, как одна из основных функций формирования личности, несет основную нагрузку в развитии нравственности человека. Особенно это важно на самой ранней стадии его развития, и в частности, в дошкольном возрасте.
Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
В современном мире, когда взросление ребенка-дошкольника определяется уровнем его познаний окружающего мира, состоящего для него из предметов и вещей, взаимоотношения между ребенком и взрослыми, между ровесниками, а также его оценки к внешним факторам воздействия, нравственное воспитание имеет огромное значение для формирования этого человека.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает себя и окружающий его мир как реальную объективность своего существования в этом мире, как его частицу. Поведение ребенка, проявляемое во вне самого себя, обусловлено уровнем сформированного в нем понятий о добре и зле. А вот понимание что такое добро, а что такое зло, формируется у ребенка-дошкольника путем воспитания в нем нравственных качеств. Добро и зло, как совокупность двух антиподов, двух составляющих морали, и соответственно нравственности, и есть тот объект познания, который воспитывает в ребенке его отношение к окружающему миру.
Воспитать в ребенке такие понятия как — что такое хорошо и что такое плохо, значит заложить в нем начало его нравственности на будущее. Особенно актуальной является эта задача в современном мире, в мире, где изобилуют техногенные взаимоотношения между людьми, порой исключающие личностное общение между ними, здесь имеется в виду индивидуальная компьютеризация, Интернет связь, и прочие технические совершенствования, которые постепенно сводят на нет человеческие взаимоотношения. Общение людей зачастую подменяет общение с обездушенным техническим прибором, посредством которого люди перестают видеть и слышать друг друга, понимать, испытывать какие то чувства, эмоции, видеть выражение лица собеседника, его радость, горечь, сопереживание.
И в первую очередь это оказывает необратимое воздействие на ребенка, его формирующееся сознание, которое со временем приводит к пониманию, каким именно способом можно проявлять себя в окружающем современном мере.
Существуют основные направления нравственного воспитания дошкольников. Давайте кратко их охарактеризуем.
Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта. В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Воспитание дружеских взаимоотношений.Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.
Воспитание культуры поведения.Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Воспитание дисциплинированности– это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.
Воспитание трудолюбия– это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.
Воспитание патриотизма.Патриотизм в современной дошкольной образовательной организации – это воспитание в ребенке чувства ответственности, любви, интереса к свой стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.
«Воспитание веротерпимости и толерантности.Толерантность (от лат.– терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.
Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей дружеских отношений со сверстниками разных национальностей» [2].
Возникает вопрос, при каких условиях процесс воспитания нравственной личности ребенка будет наиболее успешен? И если мы говорим о значимости отношений «человек-человек» в данном процессе, то конечно же одним из условий будет – моральный облик педагога.
Именно педагогом дошкольной организации закладываются основы нравственности в будущем члене нашего общества, а пока еще дошкольнике. И вот то, как происходит этот процесс, имеет огромнейшее значение в формировании личности и нравственных качеств ребенка.
У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка, чуткость. Он должен обладать определенными личностными качествами: педагогический такт, зоркость, оптимизм, рефлексия. Также, педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, оптимальный уровень знаний об искусстве.
Личностное, то есть непосредственно направленное на конкретного ребенка воздействие педагога на ребенка, является основой основ в создании базовых понятий нравственности в нем. В этой связи необходимо отметить поведенческие характеристики педагога, которые служат наглядным примером для подражания им. Дошкольный возраст, это возраст ребенка, в котором поведенческие примеры превалируют над его сознанием, но которые впоследствии укореняются в нем как жизненные правила поведения, обусловленные заложенными в ребенке нравственными устоями.
Педагоги дошкольных образовательных организаций, на которых возложена задача в воспитании нравственных устоев ребенка, должны быть сами, как личности, примером для поведения ребенка в его воспитании, обладать высокой степенью моральных качеств. Если мы говорим, что педагог должен быть личностью, раскроем данное понятие. Многие исследователи сходятся в мнении, что «личность» – одно из самых сложных понятий в психологии и педагогики. В то же время, оно является одним из основных. В тоже время, казалось бы, что личность – это человек в чем-то выдающийся, яркий, отличающийся от прочих, превосходящий их в каких-то важных свойствах. Но, будем придерживаться следующего понятия, что личность – это каждый человек во всем многообразии свойств, присущих ему, отличающих его от одних людей и объединяющих с другими. Раскроем личностные способности педагога дошкольных организаций: он должен обеспечивать эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям; оказывать поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья.
Е.М. Сафронова анализируя результаты исследования диагностической профессиограммы учителя – воспитателя, выявляет такие показатели, как «идейно-нравственные качества и педагогический такт, профессиональный долг и ответственность, дидактические способности, педагогическое мышление, организаторская деятельность, педагогическое общение, стиль деятельности, перцептивные и прикладные умения, актерское и ораторское мастерство» [3].
А.П. Валицкая указывает на «основную особенность современного педагогического мышления — понимание личности как центрального системообразующего фактора, а потому личностно-ориентированная педагогика имеет ключевые общепринятые идеи:
1) необходимость признания самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал;
2) осознание права личности на свободное развитие;
3) представление о творческой природе деятельности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;
4) развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности; единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты» [4].
Сложность воспитательного процесса формирования нравственности у ребенка обусловлена порой отсутствием не только личностных характеристик педагога для этой работы, но и объективными причинами. К таким причинам зачастую относят низкую материальную базу дошкольной образовательной организации, а также непонимание роли данной организации в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста. Педагоги возлагают процесс воспитания нравственности у детей на родителей. Родители, в свою очередь, считают, это под силу педагогам дошкольной организации.
Для более объективной картины отношения педагогов к нравственному воспитанию приведу результаты исследования. Целью данного исследования было — определение отношения воспитателей к процессу, направленному на формирование у дошкольников нравственных качеств, оно включало в себя анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 5 воспитателей одной дошкольной образовательной организации. Анкета состояла из 14 вопросов, представим некоторые из них и ответы педагогов на данные вопросы:
1. Какие трудности возникают в процессе формирования нравственных качеств у дошкольников?
2. Какова роль взрослого (педагога, родителя) в формировании нравственных качеств у дошкольников?
При ответе на первый вопрос воспитатели назвали следующие трудности: недостаточная укомплектованность детского сада игрушками и пособиями для проведения инсценировок сказок, песен с нравственными основами. Для формирования нравственных качеств дошкольников в режимных моментах требуются дополнительные усилия и время, так как воспитателям необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, изучать литературу, уметь использовать различные приемы нравственного воспитания детей, уметь правильно использовать их, чтобы заинтересовать детей. При ответе на второй вопрос, 2 педагога ответили, что процесс нравственного воспитания детей лежит на плечах родителей.
Из вышесказанного следует, что процесс воспитания нравственной личности дошкольника очень важен, особенно в современном мире, где реальные отношения между людьми подменяются виртуальными, где дети иногда не знают, что такое
Нравственные качества человека: способы формирования личности
Нравственные качества человека составляют основу его моральных устоев. Мораль является отражением общепринятых представлений о положительных и отрицательных поступках, о таких философских категориях, как добро и зло, правильное и неправильное. Нравственная позиция индивида – это его видение идеальных норм поведения, сознательный выбор жизненных ценностей и методов их достижения. В некоторых случаях категории: нравственность, мораль и этика, выступают в роли синонимов.
Определение
Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.
Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:
- Бескорыстие.
- Отсутствие прагматичности.
- Альтруистичность, самоотверженность.
Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:
- Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
- Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
- Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.
Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.
Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.
Особенности формирования и виды
Морально-нравственные качества – это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отстраняясь от субъективной оценки.
Нравственные качества – это такие личностные установки, которые регламентируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей опирается на одобряемые в социуме чувства и эмоции. Какие бывают нравственные качества:
- Милосердие.
- Сострадание.
- Сочувствие, эмпатия.
- Чувство собственного достоинства.
- Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.
Одним из главных регуляторов поведения индивида является совесть – чувство нравственной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные действия. Степень проявления совести отражает уровень способности индивида самостоятельно определять нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль над своими поступками.
Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Индивиду с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен:
- Любить родителей.
- Заботиться о престарелых родственниках.
- Не брать без спроса чужие вещи.
- Не лгать.
- Не обижать младших и слабых.
- Быть преданным Родине.
- Быть послушным и трудолюбивым.
Перечень правил варьируется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях (при деформации моральных норм индивида-родителя) может содержать установки, противоречащие общепринятым нравственным устоям. Прививая ребенку нравственные ценности, родители приводят примеры, олицетворяющие положительные и отрицательные модели поведения.
Нравственная оценка
Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:
- Результат действия.
- Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
- Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.
Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.
Примеры
Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:
- Гуманность, человеколюбие.
- Трудолюбие, усердие.
- Верность, преданность.
- Чувство такта, деликатность.
- Духовность, религиозность.
- Искренность, открытость.
Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.
Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:
- Материнский инстинкт.
- Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
- Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
- Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).
Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:
- Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
- Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
- Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.
Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.
Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.
высокие нравственные и этические черты
Любое общество выработало определенные моральные нормы. Они нигде не закреплены на законодательном уровне, а передаются из уст в уста или через специальную литературу. За нежелание следовать за моральными нормами не полагается никаких санкций. Максимум, на что может нарваться тот, кто их не выполнил, – на общественное порицание.
Добрый ребенок
Не стоит слепо следовать за чужим мнением. Развитые моральные качества являются основой взаимодействия с людьми и достижения успеха. Поэтому тренировать их важно как взрослому, так и детям.
Что такое моральные качества
Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.
Определение в психологии
Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.
Все эти морально-этические качества делятся на три категории:
- Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
- Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
- Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.
Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу.
В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.
Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.
Добрый ребенок любит кота
Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.
Показатель нравственной зрелости личности
В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:
- Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
- Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
- Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
- Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
- Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
- Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.
Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.
Добрый слон – пример моральности
Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.
Типы моральных качеств
Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:
- Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
- Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
- Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
- Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.
Весы – распространенный пример моральных качеств
Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей. Религиозные убеждения также строятся на нравственности.
Основные моральные качества
Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.
Положительные черты характера
Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:
- Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
- Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
- Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
- Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
- Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
- Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
- Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.
Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми. Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию.
Негативные качества
По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:
- Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
- Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
- Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
- Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
- Взяточничество.
Способы развития морально-нравственных качеств
В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.
Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.
Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.
Видео
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности
Существует несколько типов теорий, согласно которым личность человека формируется и развивается. Психология рассматривает различные подходы к понятию формирования, включая духовно нравственное развитие личности . Есть несколько вариантов понимания законов, связанных с этим процессом. Расхождения мнений наблюдаются в плане осознания движущих сил, значения окружения в этой важной сфере, выявления этапов и закономерностей. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности также связана с влиянием кризисов на пути движения по данному направлению. Рассматриваются и иные вопросы. Все типы теорий обладают собственным представлением о том, как личность формируется. Рассмотрим подробно всесторонний подход к решению подобных задач.
С чего начинается воспитание и развитие современного общества
По поводу формирования личности создано несколько теоретических разработок. В психологии применяются все, поскольку единого способа решения не найдено. Рассмотрим подробно эти подходы в плане осознания начала процесса развития каждого члена социума.
- Психоаналитическая теория считает развитие адаптацией биологической сути людей к обществу. Индивидуум вырабатывает механизмы защиты и согласовывает методы удовлетворения потребностей.
- Учение о чертах личности предполагает их формирование при жизни. Они преобразуются по законам, не зависящим от биологии напрямую.
- Теория общественного научения — выработка способов взаимодействия с другими людьми. В процессе формируется и развивается личность.
- Существуют также гуманистические, феноменологические теории, описывающие образование «Я».
Итак, сначала человеческое сознание начинает формироваться в том или ином окружении. Социальная среда как первоначальное условие направления развития. Интегративная концепция развития рассматривает интегрированную личность в целом, применяя различные учения и подходы. Учитывается как системное совершенствование, так и взаимозависимое, внимание уделяется каждой стороне человеческого «Я». Представителем подобной концепции является теория Э. Эриксона, американского психолога. Он предполагал, что формирование и развитие личности проходит стадии, предопределенные генетически. Эти этапы отражают всю жизнь человека.
Их чередование отмечается переменами во внутреннем мире и отношениях с окружением. Каждая стадия приносит что-нибудь новое, свойственное именно ей. Причем для этого в прошлом должны сформироваться предпосылки, сложиться определенное поведение и психология. Так происходит становление личности, в ходе чего появляются не только хорошие, но и плохие качества. В отображении Э. Эриксона выделены лишь две линии, по которым проходит формирование и развитие личности. Первая — норма, вторая — аномалия. В строго таком виде они практически не существуют, но включают все промежуточные вариации.
Эриксон указал 8 неизбежных для каждого жизненных кризисов
Учитывая все возможные критические моменты, нравственное развитие и воспитание личности проходит 8 возрастных стадий, соответствующих им.
- Доверия или недоверия на 1 году существования.
- Возраст до 3 лет характеризуется приобретением автономии против сомнений и стеснений.
- Возникновение инициативы, уравновешивающей вину (до 6 лет).
- Трудолюбие, возникающее, как преодоление чувства неполноценности (до 12 лет).
- Самоопределение против не интересности личности (до 18 лет).
- Общительность с элементами интимности вместо изолированности (до 20 лет).
- От 30 до 60 лет человек старается не «погружаться в себя», а заниматься воспитанием поколений и заботой.
После 60 лет человек должен прийти не к отчаянию, а к удовлетворенности.
- Ребенок общается со взрослыми. Если его окружает любовь, появляется доверие. А при игнорировании просьб, пренебрежении возникает недоверие, как черта. Далее образуются предпосылки стремления к обществу или отстранения от него.
- До 3 лет формируется уверенность в себе и самостоятельность. Будучи еще зависимым от взрослых, ребенок закладывает в себе неуверенность, сомнение в способностях, если характер общения с родителями не располагает к норме.
- Стадии 3 и 4 — появление любознательности, заинтересованности и активности (от 3 до 11 лет). Возникают любовь к деятельности и навыки общения. При аномальном ходе событий духовное саморазвитие приходит к пассивности, безразличию к окружающим, чувству неполноценности.
- На пятой стадии (до 20 лет) личность определяется согласно ориентирам. Негативное духовное саморазвитие может проявиться в виде путаницы ролей, как половых, так и общественных. Познание себя происходит в ущерб созданию отношений с окружающим миром.
- В период от 20 до 45 лет реализуется личная жизнь. В случае неудачи приходит изоляция от других людей, непредсказуемость, возникает неразборчивость в отношениях.
- Стадия № 7 посвящена творческой жизни зрелого человека. Аномальная линия проявляется в виде эгоизма, отсутствия производительности в труде, может сопровождаться болезнями,
- После 60 лет человек взвешивает и оценивает прожитую жизнь, что может реализоваться либо удовлетворением, либо осознанием бессмысленности пройденного пути.
Общее в разных концепциях
Все концепции (не только Э. Эриксона) выделяют значение учебы и труда в периоды, когда начинается духовно-нравственное развитие личности. Позиция наших отечественных ученых отличается тем, что взрослеющий человек должен формировать познавательные навыки, а не качества, связанные с будущей деятельностью. То есть — активность, инициативность либо это будет пассивность, нежелание работать, комплекс неполноценности при негативном развитии событий.
Условие развития в зрелом возрасте по мнению Э. Эриксона — приобретение новых общественных ролей. При этом аномальная линия событий представлена в виде патологий, хотя могла быть описана другими формами.
Духовная составляющая
История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства. С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:
- гражданской позиции каждого члена;
- воли и мотиваций;
- жизненных ценностей;
- убеждений относительно нравственности, норм и морали.
Духовные ценности — важное условие, при наличии которого может успешно осуществляться нравственное развитие и воспитание личности. В ходе этого процесса взаимодействие учителей и воспитанников формирует гармоничного человека.
С чего начать духовное развитие: главные направления
При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.
- Формирование чувства долга, ответственности.
- Нравственный облик: терпение, милосердие.
- Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
- Поведение: умение рассуждать, воля.
Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ. Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.
Главная цель духовного саморазвития
Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.
Духовная практика – основа самосознания
Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.
Нравственность
Эффективность воспитательных программ во многом зависит от примера педагогического работника. Его нравственная ценность определяется стандартами и нормами морали, руководящими им в ходе профессиональной реализации, а также поведением. Большое значение имеют отношение учителя к работе, своим воспитанникам, коллегам. Нравственность педагога при формировании социально зрелых личностей предопределяет их выбор духовной традиции.
Содействие самоопределению, развитие способностей учеников, передача знаний требуются для социализации. Но сами по себе не формируют достаточных предпосылок для свободного самосовершенствования. Личность обязана обладать способностью различать добро и зло, ценить труд, семью, общество и окружающих. Нравственность, возникшая на основе правильного примера, помогает защитить сознание от деформаций.
Основные ценности современного общества
Граждане, принимающие не только общечеловеческие ценности, но и национальные устои, следуют им с использованием понятий законопослушности и порядка. Благодаря такой позиции членов общества появляются ресурсы для финансового и социального развития страны. А также обеспечения качества общественных отношений, деятельности. Конституция РФ гласит, что наивысшей ценностью является сам человек, принадлежащие ему права и свободы. При этом индивидуум несет одинаковые с другими обязанности.
Не следует забывать о том, как важна взаимосвязь физического и духовного развития личности. Виды активности, выбор занятий для ее реализации, мотивация, спорт формируют уверенность, самооценку. Гармоническое соответствие двух видов воспитания помогают человеку приобрести иммунитет к стрессам, решительность.
Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности
Развитие духовности и нравственности для системы образования — цель первоочередной важности. В данном многоплановом процессе ресурсы общества направляются на воспитание:
- гражданственности;
- активности;
- ответственности;
- умения создавать отношения с различными социальными институтами.
Образование выполняет ключевую функцию при формировании духовности и нравственности. Задачей является создание сплоченного общества, способного ответить на вызовы при реализации данной концепции. При упрочнении солидарности устанавливается значительный уровень доверия к согражданам, стране и ее будущей жизни. Личностные ценности развиваются также в семье, коллективах.
Изучение Священных писаний
При рассмотрении вопросов, с чего следует начать духовное саморазвитие, а также как оно будет происходить, необходимо не только осознать цель этого процесса. Нужно выбрать направления, в числе которых отмечено вероисповедание, выбор религии. Также необходимо создать соответствующее окружение, и заняться рекомендуемой духовной практикой. Ориентируют на это Священные писания. Изучая их, не следует забывать о развитии в физиологической сфере.
Глава II. Духовно-нравственная природа человека, Основы христианской нравственности
протоиерей Геннадий Нефёдов
1. Высокое достоинство человека
Высокое достоинство человека: особенности сотворения мира и человека, главный момент в сотворении человека – совет Святой Троицы и наделение его Своим образом; получение человеком «дыхания жизни» и право владычествовать над сотворенным миром и его обитателями; духовно-телесный состав человека; дух – средоточие «образа Божия» и одухотворение им сил души – ума, чувства и воли
Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека?
Будучи особым творением Божиим, человек наделен высоким достоинством. На это указывают первые страницы Библии. Они начинаются с описания творения мира и человека. Согласно им, человек творится иначе, чем весь остальной мир.
Весь мир и все остальные виды жизни на земле созидаются творческим повелением Бога:
«да будет».
Так сказано о творении света (Быт. 1, 3), тверди (ст. 6), небесных светил (ст. 14). Божественным словом: «да
произрастит земля» – дано было начало жизни зелени, кустарникам, деревьям (ст. 11–12). Повелением:
«да произведет вода»
– положено было начало существования всех живых душ, населивших воду, пресмыкающихся по земле и живых существ, живущих на земле и в воздухе. Этими живыми существами явились рыбы, птицы и разнообразное множество других животных (ст. 20–21).
Творение самого человека было выделено в особый ряд творческих действий Бога. Главным моментом здесь был предваряющий совет Святой Троицы. Бог сказал:
«Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). Вслед за таким намерением Бог действительно
«сотворил человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27).
Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека?
Из факта особого творения человека возникают для нас три главные мысли о достоинстве человека. Во-первых, человек творится по образу Божию. Во-вторых, он творится по телу из земли и получает от Бога дыхание жизни. Сразу после сотворения человек вводится в соприкосновение с окружающим миром и с правом владычествовать над ним и над его обитателями. И в-третьих, человек в результате своего положения в мире становится посредником между Богом и сотворенным миром.
Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека?
По своему составу и земному положению человек является существом духовно-телесным. При творении человек получил тело, совершенное по своей организации. Душа его была наделена специальными свойствами для связи с окружающим материальным миром. Эти духовные способности позволяют душе обеспечивать управление физическим телом и внешним материальным миром через мозг и нервную систему.
От чего зависит деятельность человеческой души?
В своей деятельности душа зависит не только от сотворившего ее Бога, но и от заложенного в ней самой духа. В духе – средоточие «образа Божия», духовного самосознания человека. Духу свойственна глубокая потребность в связи с Богом и с духовным миром. При этом дух сам начинает развиваться и раскрываться в человеке, одухотворяя и подчиняя себе все естественные силы его души – ум, чувства и волю.
2. Духовная направленность жизни человека
Духовная направленность жизни человека: воздействие духа на душу человека, вызывающее ее духовную бодрственность и направленность; помощь со стороны души своему духу через разум, совесть, честь, ответственность побеждать желания плоти; возрастание в нас интенсивности духовной жизни
Как дух человека воздействует на его душу?
Дух человека, как духовный источник жизни, воздействует на плоть, но не непосредственно, а через душу, через ее духовную бодрственность и направленность. Душа имеет разум, совесть, чувства добра и зла, чувство чести, ответственности за весь ход человеческой жизни. Призывные голоса разума, совести, долга всегда звучат в душе и побуждают ее помогать духу в его борьбе с плотью. Горе душе, если она действует заодно с плотью, усиливая её вожделения своим соучастием и одобрением. В этом случае она пренебрегает разумом, совестью, долгом, голоса которых идут из сокровенной глубины человеческого духа.
Почему наибольшая ответственность за направленность нашей жизни ложится на душу?
Это происходит потому, что именно душа поддерживает ту или иную сторону и ратует за те или иные интересы. Если она заодно с плотью, то горе ей, если же она печется о непрестанном совершенствовании духовных сил человека, то способствует укреплению «прав» своего духа и развитию его подлинно высокого достоинства, соответствующего духовно-нравственным основам его природы.
От чего возрастает в нас интенсивность духовной жизни?
Примем во внимание, что мы, студенты Московской регентско-певческой семинарии, призваны быть не только рядовыми христианами, но и сотрудниками Церкви Христовой. Поэтому ответственность за нашу духовную направленность и связанную с ней интенсивность духовной жизни возрастает. Обратим внимание и на слова апостола Павла, сказанные его ученику Тимофею:
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным…» (2Тим. 2, 15).
3. Духовная природа человека
Духовная природа человека: дух человека – самое главное в нем, способствующее восприятию личной самосути в его предстоянии Богу и в его достоинстве; воля к Совершенству, дар очевидности, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению, потребность священного, жилище совести, импульс молитвенного обращения к Богу; наделение человека духом как творческим началом, творческой силой, активной волей к победе Совершенного, концентрирующих силы на практическом осуществлении своих требований; способность личного духа в самостроительстве и самоуправлении; центр любви и созерцания, имеющий цель возобладать над законами причинности и подчинить их духовным целям
Что есть дух человека?
По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке – самое главное. Он есть верное восприятие человеком своей личной самосути в
ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух являет человеку волю к Совершенству и к совершенствованию в себе самом, в своих деяниях и во внешнем мире. Дух человека наделен даром очевидности – он видит Совершенное, принимает его и проявляет себя способностью к бескорыстной любви и самоотверженному служению. Духовная природа человека заявляет о себе потребностью священного, импульсом молитвенного обращения к Богу и жилищем совести.
Каждому человеку непременно надо испытать и самому увидеть, духовно прозрев, свою духовную природу – свое родовое гнездо, в котором можно обрести подлинный религиозно-нравственный опыт.
Какой способностью дух наделяет человека?
Дух есть начало творческое, начало энергии – творческая сила, активная воля; ему свойственно скорбеть о несовершенном и радеть о победе Совершенного. Он есть не только энергия видения, но и энергия действования, концентрирующая силы человека не только на восприятии Совершенного, но и на его осуществлении.
Главное призвание и отличительная способность личного духа состоит в самостроительстве и самоуправлении. Поэтому по своему существу человеческий дух есть самостоятельный, творческий центр: центр любви и созерцания. Он наделяет человека способностью возобладать над законами причинности, воздействия, влияния, наследственности, овладеть ими и подчинить их своим духовным целям: добровольно и цельно определить себя к путям Совершенства.
В осуществлении этого ему вторит нравственная природа человека.
4. О нравственной природе человека
О нравственной природе человека: истоки нравственности: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственное чувство добра и зла, сообщающие человеку требование – все согласовывать с ними и нравственным законом; формирование нравственных проявлений человека внутренним движением разумной души, ее сердечных влечений и требований, стремлением к добру и отвращением от зла; общение людей согласно требованиям своей нравственной природы
В чем суть нравственной природы человека?
Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо, они присущи всем людям, они общечеловечны. К ним относятся: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственные чувства добра и зла. Эти нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование:
все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом.
Как формируется характер нравственных проявлений человека?
Он формируется из внутренних движений разумной души, ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности
написаны в сердцах людей (Рим. 2, 14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы.
При помощи чего происходит общение людей?
Человек живет на земле согласно требованиям своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Особо остро и настойчиво они заявляют о себе при общении людей, когда один человек обращается к нравственной природе другого человека. Следовательно, общение людей зиждется на одних и тех же нравственных основах, которые заложены Богом в естество человека.
5. Нравственный инстинкт
Нравственный инстинкт: инстинкты биологической природы и их суть; инстинкт духовной природы человека и его суть; инстинкт, действующий в нравственной природе человека, – влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости; социальный инстинкт, интуитивная моральная оценка при установлении человеком своих отношений с другими людьми; от нравственного влечения к нравственному чувству
Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов
В глубине биологической природы человека лежат неосознанные органические импульсы к действию, которые называются инстинктами. Среди них три основных, постоянно действующих:
питания, размножения и самосохранения.
Они обеспечивают сохранение и преуспеяние названной природы человека.
Какой инстинкт присущ духовной природе человека?
Духовной природе, как разумно-сознательной, присущ свой инстинкт – влечение к Богу, как к своей высшей, идеальной норме; влечение к Совершенству и совершенствованию, влечение к Святости. Он обеспечивает жизнь человека способностью стремиться к Богу и быть в общении с Ним.
Какой инстинкт действует в нравственной природе человека?
Нельзя вступить в добрые отношения с Богом, имея недобрые отношения к человеку, нашему ближнему.
Поэтому в нравственной сфере человек видит действие
инстинкта добра,
которое ему и надлежит всячески развивать в своей жизни. Существо нравственного инстинкта составляет влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости. Например, у ребенка такое влечение к матери является ответом на чувства матери и ее участие в его развивающейся жизни.
Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми?
На основе нравственного инстинкта, пробудившегося у человека, возникает так называемый
социальный инстинкт.
Его суть состоит в том, что через общение с одним у человека начинает развиваться
влечение вступить в общение с другими людьми.
При удовлетворении этого влечения человек формирует так называемый закон психического соответствия (совместимости) с другими людьми или же несоответствия (несовместимости), инстинктивно улавливаемый им.
Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми?
При установлении своих отношений с людьми человек пользуется интуитивной моральной оценкой каждого незнакомого человека, чтобы при вступлении в действие закона психического соответствия нравственное влечение было удовлетворено соответствующим добрым поведением человека по отношению к другому и принесло ему довольство и радость.
Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство?
Когда нравственное влечение бывает многократно повторено, оно приводит человека к познанию нравственной потребности общаться с другим человеком, а удовлетворение этой потребности переходит в свое время в нравственное чувство.
6. Нравственное чувство
Нравственное чувство: основные силы души и их назначение, чувства – общее проявление нашей внутренней жизни, влияющие на качество и разумную направленность человеческих отношений; основные чувства человека и их проявление, нравственное чувство человека и его проявления; нравственное самосознание человека
Что нам известно о назначении основных сил души?
Разумная человеческая душа дает человеку знание о ее бытии через взаимодействие сил и способностей человека, и прежде всего – через действия ума, чувств и воли.
Ум проявляет себя как рассудок или разум человека. Рассудок заявляет о себе через ощущения, восприятия, представления; разум – через анализ, обобщения, выводы. Умом человек познает окружающий мир.
Чувство приобщает этот мир к внутренним переживаниям человека, к эмоциональным откликам на него.
Воля вводит человека в реальную, практическую связь с ним.
Что такое чувство и о чем оно говорит человеку?
Из трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чувства человека.
Чувство
– это ответ нашего я на то, что идет в сознание совне или изнутри. Чувства – это общее проявление нашей внутренней жизни. От них зависит качество и разумная направленность человеческих отношений.
Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют?
Человеку свойственно наблюдать в себе действие основных пяти чувств: органического, умственного, религиозного, эстетического и этического (нравственного).
Органическое чувство сигнализирует сознанию об общем состоянии нашего организма: здоров он или болен, и так далее.
Умственное чувство сопровождает работу интеллекта и свидетельствует о качестве интереса человека к делу.
Религиозное чувство, наполняя душу религиозным опытом, определяет отношение человека к Богу, а через Него и в Нем – к миру и другим людям. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах верующего человека и основное направление его жизни.
Эстетическое чувство участвует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека по линии истины, добра и красоты.
Нравственное чувство четко и строго различает добро и зло, контролирует и определяет, что из себя представляет каждый человек: честный он или бесчестный; правдивый или лживый, человечный он или плохой, неотзывчивый, чужой. Оно управляет естественным ходом человеческой жизни. Нравственное чувство наделено особой зоркостью видеть стремление человека к Совершенству через наличие его в помыслах, словах, намерениях; оно имеет своей целью выявить в них (помыслах) присутствие доброго, святого, совершенного или же злого, безнравственного и предсказывает их последствия. Оно при этом оценивает нашу личную волю, проявляющуюся в наших действиях. Оно одобряет или порицает нас же самих за эти действия, выполняя роль самоконтроля.
Как заявляет о себе нравственное чувство?
Рождаясь из недр нашего духа, нравственное чувство сразу же оценивает все то, что воспринято человеком. Оно само, помимо мышления, сразу же одобряет или не одобряет нашу волю, совершившую определенный поступок. При этом нравственное чувство заявляет о себе то в виде
стыда, то в виде укоров
совести,
то в виде требований
долга,
то в виде сознания
обязанностей и ответственности за свое поведение. Все эти нравственные состояния появляются в душе с чувством добра и зла, которые из-за них переживает душа.
Что обеспечивает нравственное самосознание человека?
При выполнении этой жизненной задачи нравственное чувство ведет себя как ответственное внутреннее судилище, где всякое действие, согласное с Законом Божиим, оценивается как доброе, достойное внимания человека, а всякое уклонение от согласования с ним и выполнения расценивается как зло, бесчестие и недостойное поведение. Процесс оценки нравственных переживаний в этих случаях совершается самосознающим я нашего духа и называется
нравственным самосознанием человека.
Побуждая волю человека отвергать зло, нравственное чувство готово всеми силами души бороться за добро, за его претворение в жизнь. При этом оно заявляет о себе нравственными переживаниями стыда, совести, долга, обязанности, ответственности, вменения.
Источник: Основы христианской нравственности / протоиер. Геннадий Нефедов. — Москва : Паломник, 2006 (М. : Красный пролетарий). — 287 с. ISBN 5-88060-071-8
Вам может быть интересно:
% PDF-1.4
%
1093 0 объект
>
endobj
Xref
1093 73
0000000016 00000 н.
0000003015 00000 н.
0000003447 00000 н.
0000003501 00000 н.
0000003530 00000 н.
0000003583 00000 н.
0000003713 00000 н.
0000003765 00000 н.
0000003922 00000 н.
0000004251 00000 п.
0000004649 00000 п.
0000005206 00000 н.
0000007743 00000 н.
0000008141 00000 п.
0000038157 00000 п.
0000055214 00000 п.
0000055472 00000 п.
0000089030 00000 н.
0000089297 00000 п.
0000104360 00000 н.
0000104627 00000 н.
0000104689 00000 п.
0000104750 00000 н.
0000104994 00000 н.
0000105092 00000 н.
0000105140 00000 н.
0000105234 00000 п.
0000105284 00000 п.
0000105431 00000 н.
0000105565 00000 н.
0000105615 00000 н.
0000105769 00000 п.
0000105994 00000 н.
0000106188 00000 п.
0000106238 00000 п.
0000106463 00000 н.
0000106631 00000 н.
0000106681 00000 п.
0000106886 00000 н.
0000107009 00000 н.
0000107059 00000 н.
0000107252 00000 н.
0000107402 00000 н.
0000107452 00000 н.
0000107655 00000 н.
0000107818 00000 п.
0000107964 00000 н.
0000108014 00000 н.
0000108161 00000 п.
0000108301 00000 п.
0000108351 00000 п.
0000108485 00000 н.
0000108535 00000 н.
0000108585 00000 н.
0000108635 00000 п.
0000108737 00000 н.
0000108787 00000 н.
0000108933 00000 н.
0000108983 00000 п.
0000109149 00000 п.
0000109199 00000 п.
0000109249 00000 н.
0000109299 00000 н.
0000109533 00000 п.
0000109583 00000 п.
0000109633 00000 п.
0000109683 00000 п.
0000109733 00000 п.
0000109783 00000 н.
0000109937 00000 н.
0000109987 00000 н.
0000110037 00000 н.
0000001756 00000 н.
прицеп
] >>
startxref
0
%% EOF
1165 0 объект
> поток
xb«`c`8Ab, 6f (.ί @ _ * / [Y + Q | ϼ /! дБ} LXjJD = æwym Ւ_ j @ Oi ؔ qzj / ff] l] Řcc
.
Заполняли ли вы раньше эту анкету на этом сайте? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 1: МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ Для следующих вопросов, если вы считаете, что обе крайности иногда одинаково действительны, выберите 4 (средняя точка шкалы). Помимо самостоятельного прохождения этого теста, вы можете предоставить ответы другому человеку, которого вы достаточно хорошо знаете, чтобы оценить, например, супругу, второй половинке, другу или брату или сестре.Если вы оцениваете другого человека, вы получите обратную связь о моральном отношении этого человека, относительно вашего собственного отношения и отношения других респондентов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Моральные принципы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Без Бога:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.Правительству необходимо делать больше для сокращения разрыва в доходах между богатыми и бедными. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. Правительство имеет моральное право начать войну против потенциальных вражеских государств. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.У правительства есть моральное обязательство продвигать права человека во всем мире. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. Правительство несет моральное обязательство по оказанию помощи развивающимся странам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.Правительству необходимо делать больше для национальной безопасности даже за счет личных свобод. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. Правительству необходимо уделять больше внимания политической коррупции и финансам кампании. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.Правительству нужно делать больше для обеспечения позитивных действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы оценили кого-то, кроме себя, кто это? (Щелкните для выбора) Старший брат или сестра Младший брат и сестра Брат-близнец Однояйцевые брат-близнец Сводный или приемный брат Друг Сосед по комнате Романтический интерес или значимый другой Супруг Сотрудник, у которого статус работы выше, чем у вас Сотрудник, имеющий равный статус работы с Вы Сотрудник, имеющий меньший статус работы, чем Вы Родитель Ваш собственный ребенок Другой (ничего из вышеперечисленного) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каков пол у этого другого человека? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько лет этому другому человеку? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Вы прошли более трети опроса.) ЧАСТЬ 2: РЕЛИГИОЗНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Я считаю себя:
| 2. Считаю себя:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Считаю себя:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Я считаю себя:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Верите ли вы, что существует Бог (целенаправленный высший разум, создавший вселенную) ?: ( Нажмите для выбора) Определенно YesVery Вероятного YesUnsureVery Вероятно NoDefinitely Нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
члены Текущих религиозной организации: (Нажмите для выбора) NoneBaptistBuddhistCatholicChristian ScientistEpiscopalianEvangelicalHindu HumanistJewishLutheranMethodistMormonMuslimPentecostalPresbyterianProtestantSeventh-Day AdventistUnitarianOther | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в среднем, когда вы росли, как часто вы посещаете религиозные службы? (Щелкните для выбора) Более одного раза в неделю Один раз в неделю Один раз в месяц Несколько раз в год Почти никогда Никогда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как часто вы в настоящее время посещаете религиозные службы? (Щелкните для выбора) Более одного раза в неделю Один раз в неделю Один раз в месяц Несколько раз в год Почти никогда Никогда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Насколько сильны были моральные убеждения вашего отца? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Насколько сильны были моральные убеждения вашей матери? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 3: О ВАС Хотя следующие вопросы не повлияют на ваши результаты и не являются обязательными, мы хотели бы узнать о вас больше. Эти данные используются исключительно для академического исследовательского проекта и никому не передаются. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пол | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст в годах: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этническая принадлежность: Пожалуйста, выберите вариант, который вам больше всего подходит. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если этническая принадлежность «другой», укажите свою этническую принадлежность: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите страну проживания: (Щелкните для выбора) Соединенные Штаты (США) Великобритания (Великобритания) Канада Австралия — Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) AfghanistanAlbaniaAlgeriaAndorraAngolaAnguillaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAscensionAustriaAzerbaijanAzoresBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire (Нидерландские Антильские острова) Борнео (Индонезия) Босния-HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Гвианы (Гайана) Британский Гондурас (Белиз) Британские Виргинские IslandsBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurmaCambodiaCameroonCape VerdeCayman IslandsCentral Африканский RepublicCeylon (Шри-Ланка) ChadChannel острова (Большой Великобритания) ЧилиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго (Заир) КорсикаКоста-РикаКот д’Ивуар (Кот-д’Ивуар) Крит (Греция) ХорватияКубаКюрасао (Нидерландские Антильские острова) КипрЧешская РеспубликаДанияДжибутиДоминикаДомини может, RepublicDubai (Объединенные Арабские Эмираты) EcuadorEgyptEl SalvadorEngland (Великобритания) Экваториальная GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFormosa (Тайвань) FranceFrance, митрополит (Франция) Французский GuianaFrench PolynesiaGabonGambiaGeorgia, Республика ofGermanyGhanaGibraltarGreat Великобритании и Северной IrelandGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuatemalaGuineaGuinea BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle Мэн (Великобритания) IsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea (Северная Корея) Корея (Южная Корея) KosovoKuwaitKyrgyzstanLabrador (Канада) LaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, Республика ofMadagascarMaderia IslandsMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMartiniqueMauritaniaMauritiusMexicoMoldovaMonaco (Франция) MongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Бирма) NamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNewfoundland (Канада) NicaraguaNigerNigeria Северное Борнео (Малайзия) Северная Ирландия (Великобритания) NorwayOkinawa (Япония) OmanPakistanPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandPolandPortugalQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaba (Нидерландские Антильские острова) Сан-Томе и MarinoSao PrincipeSaudi ArabiaScotland (Великобритания) SenegalSerbiaSeychellesSiam (Таиланд) SingaporeSlovak RepublicSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth SudanSpainSri LankaSt.Кристофер и Невис Эстатиус (Нидерландские Антильские острова) St. HelenaSt. LuciaSt. Maarten (Нидерландские Антильские острова) St. Мартин (Гваделупа) St. Пьер и Микелон Винсент и GrenadinesSudanSurinameSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian арабских RepublicTahiti (Французская Полинезия) TaiwanTajikistanTanzaniaTasmania (Австралия) ThailandTibet (Китай) TogoTongaTrinidad и TobagoTristan да CunhaTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабских EmiratesUruguayUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWales (Великобритания) Уоллис и Футуна IslandsWest банк и Газа StripWestern SamoaYemenZambiaZimbabwe | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы канадский или США Resident, выберите состояние или регион, в котором вы живете: (Нажмите для выбора) AlabamaAlaskaAlberta (Канада) Американский SamoaArizonaArkansasBritish Колумбии (Канада) CaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict Из ColumbiaFederated Штатов MicronesiaFloridaGeorgiaGuamHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineManitoba (Канада) Маршалл IslandsMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew Брансуик (Канада ) Нью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркНьюфаундленд (Канада) Северная КаролинаСеверная ДакотаСеверные Марианские островаСеверо-Западные территории (Канада) Новая Шотландия (Канада) Нунавут (Канада) ОгайоОклахомаОнтарио (Канада) ОрегонПалауПенсильванияПенсильванияПринс-Монтэн-Эдуард-Айленд (Канада) Пуэрто-Си-Айленд (Канада) Остров ЭдвардсЮ (Канада) Остров Рикшетин (Канада) Острова ВирджинияВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингЮкон Территория (Канада) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы выросли в Соединенных Штатах, какой почтовый индекс у места, где вы провели большую часть своей молодости? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы живете в Соединенных Штатах, какой почтовый индекс имеет место, где вы сейчас живете? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько детей было в вашей семье? (включая себя) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каково ваше точное место рождения в группе братьев и сестер? я.e, 1 (старший), 2 (второй старший), 3, 4 и т. д. (Щелкните для выбора) 1 (старший) 2 (второй старший) 34567812131415161718 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Произошли ли какие-то существенные изменения в вашем детстве или подростковый возраст, из-за которого ваш эффективный порядок рождения отличался от вашего биологического порядка рождения? (например, повторный брак и приобретение сводных братьев и сестер). Не отвечайте «да» на этот вопрос, если только ваш действующий порядок рождения не изменился со старшего ребенка на младшего или наоборот. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы ответили «да», сколько вам было (в годах) лет, когда это изменение произошло в вашем действующем порядке рождения? (оставьте поле пустым, если нет изменений) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы выросли с братьями и сестрами, в какой степени в детстве вы выступали в роли суррогатного родителя? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы выросли с братьями и сестрами, до какой степени в детстве вы руководили своими братьями и сестрами? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы первенец, какова разница в возрасте между вами и вашим следующим младшим братом или сестрой? Если вы родились позже, какова разница в возрасте между вами и вашим следующим старшим братом или сестрой? (Щелкните для выбора) 0 лет, 1 месяц0 лет, 2 месяца0 лет, 3 месяца0 лет, 4 месяца0 лет, 5 месяцев0 лет, 6 месяцев0 лет, 7 месяцев0 лет, 8 месяцев0 лет, 9 месяцев0 лет, 10 месяцев0 лет, 11 месяцев, 1 год, 1 год, 1 месяц, 2 года, 2 месяца, 1 год, 3 месяца, 1 год, 4 месяца, 1 год, 5 месяцев, 1 год, 6 месяцев, 1 год, 7 месяцев, 1 год, 8 месяцев, 1 год, 9 месяцев, 1 год, 10 месяцев, 1 год, 11 месяцев, 2 года, 2 года, 1 месяц 3 года, 2 месяца 2 года, 3 месяца 2 года, 4 месяца 2 года, 5 месяцев 2 года, 6 месяцев 2 года, 7 месяцев 2 года, 8 месяцев 2 года, 9 месяцев 2 года, 10 месяцев 2 года, 11 месяцев 3 года 3 года, 1 месяц 4 года, 2 Месяцы 3 года, 3 месяца 3 года, 4 месяца 3 года, 5 месяцев 3 года, 6 месяцев 3 года, 7 месяцев 3 года, 8 месяцев 3 года, 9 месяцев 3 года, 10 месяцев 3 года, 11 месяцев 4 года5 лет6 лет7 лет8 лет9 лет10 или более лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В какой из следующего диапазона социального класса вы бы поместили себя? (Щелкните для выбора) Рабочий класс Низкий средний класс Средний класс Высший средний класс Высший класс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество лет формального образования, которое закончили ваша мать или отец (в зависимости от того, что наивысшее): (Щелкните, чтобы выбрать) меньше Выпускник 12 лет средней школы выпускник одного колледжа или профессиональное училище | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование (высшая степень завершена): (Нажмите, чтобы выбрать) PhD / MD / JDMA / MSBA / BSAA / AS Средняя школа (или меньше) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семейное положение Статус: (Щелкните для выбора) Незамужняя, разведенная вдова, партнер одного пола | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.Каковы в среднем ваши детские отношения с отцом?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. Каковы в среднем ваши детские отношения с матерью?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 4. О ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ Следующие утверждения касаются вашего восприятия себя в различных ситуациях.Ваша задача — указать на силу вашего согласия с каждым приведенным ниже утверждением. Помните, что не существует «правильных» или «неправильных» ответов, поэтому выберите число, которое наиболее точно отражает то, как вы себя видите. Не торопитесь и внимательно обдумывайте каждое утверждение.
|
6
..
Сильно не согласен | Сильно согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Согласен Полностью |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Сильно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен |
Полностью не согласен | Полностью согласен |
Совершенно не согласен | Полностью согласен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. … Обычно тихо
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22…. в целом доверяет
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. … Обычно ленив
|