Общение в психологии определение: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Бежецкий колледж им. А.М.Переслегина»

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

 

 

учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бежецк, 2016

 

 

Автор – составитель: Фролова Н.А., преподаватель психологии, педагог-психолог

ГБП ОУ «Бежецкий колледж им. А.М.Переслегина»

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов педагогического колледжа «Психология общения» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и рабочей программы по учебной дисциплине.

Пособие включает темы курса, изучаемые аудиторно.

Содержание пособия способствует успешному освоению курса предмета, а также дисциплин социально-экономического и психолого-педагогического цикла.

 

Содержание

 



1.

Общение: структура, цели, функции

4

2.

Уровни общения

6

3.

Виды общения

лекция 2 общение и речь

Понятие об общении

Структура общения

Психологическая характеристика общения

Виды общения

Понятие о речи

Физиологические основы речи

Психологическая характеристика речи

Характерные нарушения речи

Понятие об общении

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпре-тируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком. К определению понятия «общение» существуют различные подходы (табл. 1). 

Таблица 1

Экспликация понятия общения в трактовке различных авторов

Автор

Определение общения

А.В. Петровский

«Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности»[1]

Н.И. Конюхов

«Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»[2] 

А.А. Бодалев

«Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различ-ных средств коммуникации для установления взаимо-отношений между людьми»[3]

В.М. Соковнин

«Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума»[4]

М.В. Гамезо,

И.А. Домашенко

«Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого»[5]

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Первый иллюстрирует подход Г.М. Андреевой и выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).

Стороны общения

Коммуникативная

Интерактивная

Перцептивная

Выявление специфики информационного про цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений)

Взаимодействие парт неров при организа-ции и выполнении совместной деятель-ности

Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характе-ристик с психологическими свойствами и особенностями поведения

Рис. 1. Стороны общения по Г.М. Андреевой

Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 2).

Структура  коммуникативной деятельности

Предмет общения

Другой человек, партнер по общению

Потребность

в общении

Стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке

Коммуникативные мотивы

То, ради чего осуществляется общение

Единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные)

Действия общения

Цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разно-образные действия, совершаемые в процессе общения

Задачи общения

Средства общения

Операции, с помощью которых осуществляются действия общения

Продукт общения

Образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения

Рис. 2. Структура  коммуникативной деятельности

по А.Н. Леонтьеву

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.


Психологическая характеристика общения

Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис. 3).

Функции общения

Эмотивная

Информационная

Контактная

Координационная

Побудительная

Возбуждение в партнере нужных эмоциональ-ных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний

Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий

Понимания

Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний

Установления
отношений

Оказания

влияния

Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид

Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Рис. 3. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

Виды общения

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 4).

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии



В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

The article provides an overview and analysis of the definitions of such phenomena as “socialization” and “communication” from the point of view of psychology. It compares the concepts of “socialization” and “communication”, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Key words: communication, socialization, an encoding process, a decoding process, information exchange, emotional bond, the communication model.

В русском языке общение и коммуникация часто используются как синонимы, независимо от их различного происхождения. Однако, содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны.

Слово «Общение» является старославянизмом, вошедшим в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке означало 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII — начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» слово «общение»признано «словенским». Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие. 2) борьба за подаяние, снабдевание кого потребнымь. 3) Причащение, причастие. Очевидно, слово «общение»также не входило в общелитературный активный словарь XVIII в. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII в. Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX в. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX в. неупотребительное или не очень употребительное. В слове «общение»отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. [1, с. 134]

Позднее в словаре Даля было указано новое общелитературное понимание слова «общение», отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем» црк. «подаяние, милостыня». Святоеобщение, причащенье. [2, с. 654]

Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis). Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [3, с. 2]

Существует три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Многие лингвисты настаивают, что они тождественны. 2. Психологи и культурологи утверждают, что общение шире социальной коммуникации.

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140] Философ и культуролог М. С. Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3. Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы.

Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы». [7]

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». [8, c. 79] Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах). Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем.

SnapShot.png

После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю.Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования. Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них. Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения. Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Следовательно, можно выделить три основных функции: познавательную, эмоциональную и коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений.

Эмоциональная функция имеет два аспекта: 1. эмоциональная глубина общения и 2. интенсивность эмоционального обмена, с одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого. Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих. Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. [9, c. 121]

Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий. Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений. Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания. В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.

Литература:

  1. Замкова В. В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л. 1975. — 223 с.
  2. http://slovar-dalja.ru/ дата обращения 11.06.2016 г.
  3. http://psychology.academic.ru/ дата обращения 11.06.2016 г.
  4. Парыгин Б. Д. «Основы социально-психологической теории». М., 1971. С. 221
  5. Каган М. С. «Мир общения». М., 1998. С. 143–146.
  6. «Основы теории коммуникации» / Под ред. М. А. Василика. М., 2003. С. 24–27.
  7. http://www.asha.org/uploadedFiles/asha/publications/cicsd/1992GuidelinesforMeeting.pdf дата обращения 12.06.2016 г.
  8. Adler, R., & Towne, N. (1978). Looking out/looking in (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart and Winston. Maslow, A. (1970). Motivation and personality. New York: Harper & Row.
  9. Янкулова-Цветкова, Й. «Современные аспекты психологии образования». С., 2006 Пропеллер. С. 120–135.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, слово, общение, получатель, обмен информацией, подлинное общение, психический контакт, русское слово, словарь Академии, смысл сообщения.

Виды общения в психологии: классификация, характеристика

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников. Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений. В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

1

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.

1.1

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.

2

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель — договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.

6) Понятие общения в психологии

Общение
— это форма деятельности, осуществляемая
между людьми как равными партнерами и
приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт обеспечивает
в общении взаимный обмен эмоциями. Он
же характеризует общение как двустороннюю
деятельность, взаимную связь между
людьми.

Общение
— сложный и весьма многоплановый процесс
установления и развития контактов и
связей между людьми. И чаще всего оно
включено в практическое взаимодействие
людей. Интерес ученых (социологов,
психологов, философов и др.) к феномену
общения настолько велик, что рассмотрение
проблем общения осложняется различием
трактовок как самого понятия «общение»,
так и нахождением его места в иерархии
других социально-психологических
феноменов, таких как взаимодействие,
восприятие, взаимоотношения и др.

Из
обилия трактовок общения можно выделить
главные:

1)
общение — вид самостоятельной человеческой
деятельности;

2)
общение может входить в иную деятельность
в статусе ее структурных элементов;

3)
общение — одна из форм взаимодействия.

В
специальной социально-психологической
литературе (да и не только в специальной)
общение понимается и как коммуникативная
деятельность. Существенную роль здесь
сыграла разработанная в начале века
Дж. Мидом концепция «ролевого поведения»,
а во Франции — учение П. Жане, который
противопоставил традиционному для
психологии исследованию «процессов
поведения и сознания у отдельных
индивидов» изучение психологических
механизмов их деятельности, развертывающейся
«в условиях сотрудничества между
людьми», то есть их общения. Именно
отсюда берет свое начало направление,
именуемое «интеракционистской
ориентацией». Отправным пунктом для
него был не индивид, а процесс символического
взаимодействия (интеракции), которое
понимается как «система коммуникаций
и межличностные отношения». Односторонность
такой позиции была в свое время подвергнута
критике со стороны отечественной школы
социальной психологии, в рамках которой
считалось, что сама сущность социальных
отношений сводится ими к межличностной
интеракции.

Наиболее
известным нашему читателю представителем
символического интеракционизма в
социальной психологии является Т.
Шибутани. В основе его подхода лежит
убеждение, что «человеческая природа
и социальный порядок являются продуктами
коммуникации». Это означает, что поведение
человека рассматривается «как результат
взаимных уступок людей, зависящих друг
от друга и приспосабливающихся друг к
другу». С точки зрения интеракционизма,
все, что люди делают и говорят, исследуется
не как нечто изолированное, но как части
большой системы деятельности».

Мотивом
же любого социального общения является
то или иное изменение в характере
социальных отношений внутри данного
общества, его социальной и
социально-психологической структуре,
в общественном сознании или непосредственных
проявлениях социальной активности
членов общества. В сущности, такое
общение есть процесс внутренней
организации самого общества (социальной
группы, коллектива, его саморегуляции).

Используемые
в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно
накладываются на регуляционную функцию
ПР, когда одна часть общества (группа,
организация) воздействует на другую ее
часть (общественность) с целью оптимизации
взаимоотношений и, в частности, увеличения
его социально-психологической
сплоченности, повышения уровня
сознательности и доверия, уровня
информированности и т.п.

«В
этом случае, — отмечает А.А. Леонтьев,
— процессы взаимодействия осуществляются
внутри «совокупного субъекта». Субъект
же социально-ориентированного общения
— оратор, коммуникатор».

Личностно-ориентированное
общение выступает в двух вариантах:
диктальное общение, т.е. общение, связанное
с предметным взаимодействием (согласование
позиций, обмен информацией, значимой
для деятельности, и т.п.). Такое общение
тождественно предметно-ориентированному,
где предметом является взаимодействие,
а субъекты взаимодействия и общения
совпадают. Второй вариант — модальное
общение — «это то, что в обиходе называется
«выяснением отношений». Оно также
связано с определенным видом взаимодействия.

Согласие
устанавливается путем взаимного принятия
ролей. Когда возникает согласие,
происходит взаимопроникновение картин
мира, что позволяет каждому участнику
согласованного действия понимать точку
зрения других участников.

Итак,
во всех рассмотренных видах общения
предметом является не конкретный
человек, а либо взаимодействие (в
социально-ориентированном могут
выступать и общественные отношения),
либо психологические взаимоотношения
людей.

Рассмотрим
суть построения процесса общения.

Процесс
коммуникативной деятельности в социальной
психологии будем рассматривать как
«систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов).
Каждый такой «сопряженный акт» — это
взаимодействие двух субъектов, двух
наделенных способностью к инициативному
общению людей. В этом может проявляться
(согласно М.М. Бахтину) диалогичность
коммуникативной деятельности, а диалог
может рассматриваться как способ
организации «сопряженных актов».

Таким
образом, диалог — это реальная единица
коммуникативной деятельности.
Элементарными единицами диалога являются
действия, высказывания и слушания.
Однако на практике личность выполняет
роль не просто субъекта общения, но и
субъекта — организатора коммуникативной
деятельности другого субъекта. Таким
субъектом может стать отдельная личность,
группа, массы (применительно к системе
ПР — сама ее структура, отдельные
специалисты).

Общение
субъекта-организатора с другим человеком
определяется как межличностный уровень
коммуникативной деятельности, а общение
с группой — как личностно-массовый.
Коммуникативная деятельность
рассматривается как единство этих трех
уровней, так как все уровни опираются
на единое организационно-методологическое
основание — личностно-деятельное. Такой
подход предполагает, что в центре общения
находятся два субъекта общения,
взаимодействие которых реализуется
через деятельность и в деятельности.

Деятельный
подход применительно к коммуникативной
психологии в рамках социальной психологии
означает, прежде всего, трактовку ее
как организации и управления формированием
системы взаимовыгодных, гармоничных
взаимоотношений, достижения взаимопонимания,
общих взглядов и оценок, доверительных
отношений.

Общение
же, как деятельность представляет собой
систему элементарных актов. Каждый акт
определяется: а) субъектом — инициатором
общения; б) субъектом — партнером, которому
адресована инициатива; в) нормами, по
которым организуется общение; г) целями,
которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается
взаимодействие.

Каждый
акт общения представляет собой цепь
(алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных
действий.

В
зависимости от уровня психологического
единства группы каждый такой акт может
происходить в трех основных коммуникативных
формах:

1)
монологической;

2)
диалогической;

3)
полилогической.

Здесь
речь идет именно о коммуникативных
формах, а не о коммуникации.

Смешение
понятий общения и коммуникаций берет
свое начало в середине ХХ века в результате
этологических исследований в западной
науке. Общение тогда стало рассматриваться
как отнюдь не специфически человеческий
феномен. Оно было обнаружено в мире
животных, в связи с чем получили
распространение такие понятия, как
«зоосоциология» или «зоосемиотика».
«Биологизация общения привела к стиранию
коренного различия между общением и
коммуникацией, т.е. между взаимодействием
субъектов и информационной связью
индивидов, передачей сообщений от
некоего «отправителя» к некоему же
«получателю». Такая «коммуникативная
редукция» получила поддержку в новой
научной дисциплине — теории коммуникации.

Речь
и письменный язык — главные, но не
единственные коммуникативные системы.
Социальное общение использует мимику
и жесты, манеры и разнообразные формы
поведения, а в современном мире все
большее значение получают технические
средства коммуникации (теперь уже и
Интернет). Коммуникация делает осуществимой
общественную жизнь, поэтому «коммуникация»
означает «организацию».

Поскольку
общение предстает как межсубъектное
взаимодействие, многообразие его форм
должно определяться всеми возможными
типами связей всех модификаций субъекта.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ?



ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
раздел обшей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, прежде всего стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения. В конечном счете, речь идет об оптимальных психологических принципах, способах и формах общения людей.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь.
В.И. Зорин.
2002.

  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

  • Психология общения — раздел общей и социальной психологии, раскры­вающий психологические механизмы общения людей, стиму­лы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения [22; 32; 97] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Психология общения: школа Бодалева А. А. — В нач. 1960 х гг. на ф те психологии Ленинградского (в настоящее время Санкт Петербургского) гос. ун та, деканом к рого в те годы был Б. Г. Ананьев, начало развиваться направление социальной психологии, получившее название «познание человека… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Психология общения: школа Парыгина Б. Д. — В первой монографии Б. Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (1965) была представлена концепция социальной психологии как системы науч. знания, включающего в себя 3 осн. компонента: 1) методология, 2) общая социально психологическая… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Психология общения: школа Мерлина В. С. — Интерес к проблеме О. в Пермской школе В. С. Мерлина возник в связи с решением вопроса об изменении индивидуального стиля деятельности в зависимости от специфических, объективных требований разл. видов деятельности. Особо был выделен вопрос о… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • психология социальная — отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология возрастная — см. возрастная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология допроса и показаний — раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых.… …   Большая психологическая энциклопедия

Что такое общение? Психология общения :: SYL.ru

В мире психологии общение – один из основных процессов, связанный с психической деятельностью. Как и в отношении большинства других понятий, психологи до сих пор не пришли к устоявшемуся и повсеместно признанному определению общения.

Что такое общение? Определение термина

что такое общение

Для одних исследователей общение — это сложный коммуникативный процесс, включающий обмен информацией и восприятие одного человека другим. Некоторые усматривают в общении процесс становления отношений, где различные коммуникативные каналы выступают в роли вспомогательных инструментов. Третьи подчеркивают, что общение – социальный феномен, и его нужно рассматривать не как индивидуальный психический процесс, а как проявление жизни общества.

Так что такое общение? Все вышеперечисленные определения верны и раскрывают в той или иной степени значение термина и его отдельных аспектов. Важно подчеркнуть, что сугубо психологический взгляд на общение (в отличие, скажем, от философского) акцентируется на том, что этот процесс является, во-первых, деятельностью и, во-вторых, потребностью личности и важным фактором ее формирования.

Характеристика общения

В психологии принято оценивать общение в соответствии с тремя характеристиками: по содержанию, по функциям и по средствам.

Что касается содержания, то оно может принимать вид передачи информации, взаимной оценки, взаимного влияния, взаимодействия, управления или просто восприятия.

средство общения

В соответствии с содержанием, психология общения выявляет функции. Существует несколько классификаций таких функций, наиболее распространенной из которых является та, что включает четыре базовые функции – инструментальная, трансляционная, синдикативная и функция самовыражения. Есть также три дополнительных – экспрессивная, функция социализации и функция социального контроля.

  • Инструментальная функция служит достижению какой-либо цели. Проявляется в форме рычагов воздействия или давления.
  • Трансляционная функция призвана осуществить передачу какой-либо информации.
  • Синдикативная функция помогает достижению цели объединения, сплочения группы людей.
  • Функция самовыражения, как следует из самого названия, имеет целью самопрезентацию для достижения взаимопонимания между партнерами.
  • Экспрессивная функция базируется на синхронизации эмоционального фона и переживаний.
  • Функция социализации служит цели адаптации личности в условиях новой социальной среды.
  • Наконец, функция социального контроля призвана регламентировать те или иные стороны жизнедеятельности человека. Это средство общения между законодателем и подчиненным.

Средства общения

психология общения

Психологи солидарны в том, что основным средством коммуникации между людьми служит язык. Под языком понимается не только речь, но вообще любая система условных знаков, принятая, усвоенная или понятная субъектам общения.

В науке выделяется два вида знаков – интенциональные и неинтенциональные. Первые отличаются от вторых тем, что представляют собой намеренно передаваемые сведения, тогда как вторые выдают информацию помимо воли и желания субъекта. Например, мимика лица, это также средство общения, часто выступающее в роли неинтенционального средства передачи информации. К этому же типу относятся некоторые телодвижения, особенности речи, дыхания. Благодаря этому можно воспринимать человека более полно и считывать с него гораздо больше информации, нежели он сам о себе захочет рассказать.

Механизмы общения

Что такое общение с точки зрения механизмов контакта субъектов? Исследователи выделяют три составляющие – идентификацию, эмпатию и рефлексию.

  • Идентификация включает в себя восприятие и анализ состояния партнера и следующую за этим попытку уподобления ему. Такого рода прием часто, осознанно или неосознанно, предпринимается, чтобы понять человека и поставить себя на его место.
  • Эмпатия характеризует способность человека к постижению чужих эмоциональных переживаний. Это означает не только интеллектуальное понимание, но и принятие, эмоциональное соучастие.
  • Рефлексия подразумевает осознание обратной связи. То есть знание не только того, что переживает или чувствует партнер, но и знание того, что партнер знает обо мне, как он понимает и оценивает мою личность.

культура общения

Способы воздействия

Вся культура общения строится на определенных способах взаимного воздействия партнеров друг на друга. В классической схеме таких способов насчитывается четыре: внушение, подражание, заражение и убеждение. Это ответ на вопрос, что такое общение в области методологии.

  • Под внушением здесь понимается намеренное воздействие без использования какой-либо аргументационной базы.
  • Подражание предполагает копирование с партнера образцов поведения и самовыражения, осознанно или нет.
  • Заражение характеризуется передачей набора эмоциональных переживаний на бессознательном уровне.
  • А убеждение — это воздействие на сознательном уровне, задействующее базу доводов и аргументов.

PPT — Презентация PowerPoint по психологии и общению, скачать бесплатно

  • Психология и общение Понимание потребностей пациента

  • Психология • Изучение поведения, функций и процессов разума, особенно связанных с социальными и социальными аспектами. физическая среда. • Что означает это определение? • Психологические реакции: напряженные, тревожные

  • Психологические потребности • Факторы, которые могут повлиять на посещение стоматолога.• Текущие жизненные ситуации • Стрессы (на работе или дома) • Предыдущие посещения стоматолога • Отношение и убеждения пациента (о себе и стоматологии)

  • Психологические термины • Межличностное общение • Обмен мнениями от одного человека к другому • Устное общение • Использование слов для выражения намерения • Невербальное общение • Использование языка тела, например: поднятая бровь, скрещенные руки

  • Психологические термины • Субъективный страх • отношения, опасения, чувства, основанные на опыте других • Объективный страх • отношения, проблемы, чувства, основанные на собственном реальном опыте

  • Психологические термины • Психоз • Любое серьезное психическое расстройство, мешающее пониманию • Неспособность поддерживать адекватный контакт с реальностью

  • Расстройства личности • Антисоциальное поведение • Образцы поведения — повторяется — без моральных и этических норм • Компульсивный — вмешиваться res с ежедневной работой • Поведение, основанное на чувстве незащищенности, сомнений, чрезмерной осторожности • Пассивно-агрессивное • Агрессивное поведение, замаскированное под пассивное • Промедление, преднамеренная неэффективность

  • Невротические расстройства • Психическое расстройство с симптомами, необычными для людей нормальная личность без физической причины • Беспокойство • Ожидание опасности, беспокойство, опасения — временная реакция на стресс

  • Невротические расстройства • Истерия • Эмоциональное расстройство, при котором крайняя возбудимость и тревога, вызванные конфликтом, превратились в физические симптомы, напр.- повышение температуры тела, паралич, вызванный психологическими причинами, а не физическими травмами

  • Невротические расстройства • Фобия • Необычный сильный страх или страх перед ситуациями или объектами • Публичные выступления • Общественные туалеты • Лифты • Высота

  • Dental Phobic’s • Пациенты, которые избегают Tx, если только не испытывают сильной боли • 3 основных метода, помогающих пациентам • Прогрессивное расслабление мышц — медленное напряжение и расслабление всех основных мышц • Управляемые изображения — воображение счастливого места, рассеянность • Системная десенсибилизация — постепенно подвергается воздействию стоматологические Tx — короткие визиты, небольшое количество Tx

  • Механизмы преодоления пациента • Подавление • Бессознательное забывание, игнорирование, и оно исчезнет • Рационализация • Придумывание оправданий или причин для пропущенных приложений.синдром «почему я не сделал» • Промедление • Избегать, откладывать, не сталкиваться с проблемой — «отложить на завтра все, что вы можете сделать сегодня»

  • Как получить HElp • Развертывание • Обращение внимания на что-то другое — наушники, телевизор, расслабляющие техники • Принадлежность • Найдите что-то общее с пациентом, чтобы помочь им чувствовать себя комфортно • Репетиция • Мысленно прохождение процедуры

  • .

    КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Во-вторых, исследование когнитивной психологии с 1970-х годов показывает, что все мы большую часть времени иррациональны.

    Но десятилетия исследований в области когнитивной психологии и психолингвистики начали проливать свет на природу человеческих «идей», включая наши концепции и слова.

    Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

    Еще примеры
    Меньше примеров

    Мы вместе занимались в колледже и даже какое-то время работали в одной лаборатории когнитивной психологии .Наконец, последние достижения в области нейробиологии, поведенческой экономики, когнитивной психологии и антропологии позволяют нам понять, как работает наш мозг и как мы принимаем решения.Например, было ли что-то в том, что я женщина, что привело меня к карьере когнитивной психологии , а не аналитической философии?

    Современная когнитивная психология признает, что внутреннее вознаграждение намного мощнее внешнего вознаграждения.Мы знаем из психологии развития , когнитивной , что молодые мальчики и девочки, когда они узнают свой пол, очень заинтересованы в том, чтобы быть лучшим примером своего пола..

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *