Общения это: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Общение — Википедия с видео // WIKI 2
Общение посредством речи и жестов
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].
Энциклопедичный YouTube
1/5
Просмотров:
105 035
35 870
234 048
53 251
380 505
✪ TED | 10 способов улучшить общение
✪ 21 Психология общения
✪ Как правильно общаться с девушкой. Как разговаривать с девушкой
✪ Три секрета эффективного общения — совет-урок о коммуникации Ицхака Пинтосевича
✪ Законы продаж: «Как начинать общение с клиентом» www.Lektora.ru
Содержание
Представления о развитии общения
Филогенетическое развитие общения
Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.
Согласно мнению М. Томаселло (англ.)русск. , американского психолога и специалиста по изучению коммуникации и кооперации, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].
Онтогенетическое развитие общения
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].
Формы коммуникационного действия
Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:
- Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
- Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
- Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 2154 дня].
Подражание
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].
За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:
- в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
- в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
- в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
- в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Классификации сторон общения
В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения[8]:
Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:
- информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
- регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
- аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.
Ещё один вариант классификации:
- инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
- синдикативная — сплочение групп;
- трансляционная функция — передача знаний, оценок;
- самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.
Функции общения
Функции по целям общения:
- контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
- информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
- побудительная — целевая стимуляция активности;
- координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
- функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
- эмотивная — обмен эмоциями;
- функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
- функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
- Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
- Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
- Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
- Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
- Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
- Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
- Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
- Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
- Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
- Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
- Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
- Предметное общение — общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, «умных» изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.
Средства общения
- Вербальные (речевые)
- Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств[9]. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами[9], однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь[10]. Различают три вида паралингвистических средств[9]:
- фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
- кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
- графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
- Невербальные
Речь
Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:
- слова с их значениями,
- синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.
Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:[11]
- Б. Кроче — средство эмоционального выражения;
- О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер — средство выражения и коммуникации.
- А. Марти, П. Вегенер — только средство воздействия.
- К. Бюлер — функции выражения, обращения и сообщения.
В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:
- средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
- средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
- орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Свойства речи:
- Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
- Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
- Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
- Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).
Невербальное общение
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[12].
Средства невербального общения:
- Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]
- Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
- Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
- Визуальный контакт
- Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.
Составные элементы общения
Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь
Процедура общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы
- Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
- Установление контакта
- Обмен мнениями, идеями, фактами
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Общение животных
Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.
Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.).
Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.
Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.
Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой.
Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.
Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).
Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:
- к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
- к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
- к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.
По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)
Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого[14].
Помехи в общении
Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов[15]:
Шум окружающей среды
Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.
Физиологический шум
Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).
Смысловой шум (семантический барьер)
Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.
Синтаксический шум
Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.
Культурный шум (социально-культурный барьер)
Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений[16]. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.
Психологический шум
Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения[15]. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения[16]:
- Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
- Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
- Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
- Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
- Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.
Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным[15].
Межличностное общение
В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:
Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию[17].
Мотивы общения
Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)[18].
Влияние на психику
По наблюдениям психотерапевтов, оптимальный уровень общения зависит от психотипа личности. Если для экстравертов допустим и даже необходим для хорошего самочувствия высокий уровень общения и внимания со стороны окружающих, то для интровертов, избыточный уровень общения может приводить дискомфорту и эмоциональному выгоранию. Таким людям врачи рекомендуют тщательно регулировать уровень общения, ограничивая его до приемлемого уровня[19].
См. также
Примечания
- ↑ Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
- ↑ 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
- ↑ Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
- ↑ Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
- ↑ Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7. - ↑ Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари Архивная копия от 2 апреля 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1536 дней])
- ↑ Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3. Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
- ↑ Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 марта 2012. Архивировано 18 ноября 2012 года.)
- ↑ 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
- ↑ Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- ↑ Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
- ↑ Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
- ↑ Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
- ↑ 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
- ↑ 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
- ↑ 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
- ↑ Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.
- ↑ Санд, 2020, глава 2, с. 45.
Литература
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 августа 2020 в 12:03.
Общение — это… Что такое Общение?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
общение — это… Что такое общение?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
это… Типы, средства, значение, этика и психология общения
Люди – существа социальные, поэтому общение для них – это важный процесс, включающий в себя обмен информацией. Но общение – это не только разговор двух или более собеседников: по факту в коммуникацию вступают все существа, но только у человека процесс передачи информации имеет разную типологию, задействует различные средства и меняется в зависимости от ситуации.
Характеристика общения
Общение может иметь различные характеристики и отличаться в зависимости от того, кто ведет разговор. Так, бытовое общение отличается от корпоративного, а мужское – от женского. Процесс коммуникации может быть вербальным и невербальным. Ведь не только слова передают информацию. Взгляды, прикосновения, поступки, шаги – все это общение, к которому прибегает ежедневно человек.
В целом можно сказать, что это сложный процесс взаимодействий между людьми, особенно если рассматривать его с точки зрения науки. Существует множество определений этого понятия, ведь множество людей рассматривают этот вопрос с различных точек зрения. Но в целом можно сказать следующее:
- Общение – это сложный многоуровневый процесс установления между людьми диалога, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание оппонента. Проще говоря, это связь между людьми, в процессе которой возникает психологический контакт.
Основные аспекты
В процессе передачи информации принимают участие два и более человека. Тот, который говорит, называется коммуникатором, а слушающий – реципиентом. Помимо этого, в общении выделяют несколько аспектов:
- Содержание. Характер передаваемого сообщения может быть очень разнообразным. К примеру, восприятие оппонента, взаимодействие, взаимовлияние, управление деятельностью и т. д.
- Цель общения. Ради чего человек вступает в контакт.
- Способ передачи информации. То есть способами общения могут быть слова, жесты, переписка, обмен голосовыми или видеосообщениями. Вариантов масса.
Еще одним отдельным аспектом стоит выделить компетентность в общении. Это очень коварное понятие, ведь успешная коммуникация состоит из множества элементов, причем их список может меняться от ситуации к ситуации, поэтому о компетентности можно говорить только относительно какого-то одного умения. А вот способность слушать во всех коммуникативных умениях занимает почетное первое место.
Функции общения
В зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать процесс коммуникации, можно выделить несколько функций. Согласно В. Панферову, их шесть:
- Коммуникативная – определяет взаимосвязь людей на уровне межличностного, группового или общественного взаимодействия.
- Информационная – передача, обмен информацией.
- Когнитивная – осмысление информации на основе воображения и фантазии.
- Эмотивная – проявление эмоциональной связи.
- Конативная – коррекция взаимных позиций.
- Креативная – формирование между людьми новых отношений, то есть их развитие.
Согласно другим источникам, процесс общения выполняет только четыре функции:
- Инструментальную. Процесс общения является социальным механизмом передачи информации, которая необходимая для совершения необходимых действий.
- Синдикативную. Процесс коммуникации объединяет людей.
- Самовыражения. Общение помогает улучшать взаимопонимание в психологическом контексте.
- Трансляционную. Передача оценок и форм деятельности.
Структура общения
Процесс передачи информационных сообщений состоит из трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между людьми и пониманием сказанного. В этом вопросе человек должен уметь отличить хорошую информацию от плохой. В этике и психологии общения речь является способом внушения, суггестии. В процессе коммуникации выделяют три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. В процессе избегания человек старается всячески уклониться от контакта с собеседником. Он может не слушать, быть невнимательным, отвлекаться и не смотреть на собеседника. Избегая общения, индивид может попросту не явиться на встречу.
Также человеку свойственно делить коммуникаторов на авторитетных и нет. Обозначив круг авторитетов, индивид прислушивается только к их словам, игнорируя остальных. Также защититься от опасной информации человек может, изобразив полное непонимание переданного сообщения.
Привлечение внимания
В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:
- «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
- «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
- «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.
Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.
Интерактивная и перцептивная сторона общения
Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э. Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства. «Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь. Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.
Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.
Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
Средства общения
Естественно, основным средством общения является язык – особая система знаков. Знаки – это материальные объекты. В них вкладывается некое содержание, которое выступает их значением. Люди учатся разговаривать, усваивая эти значения знаков. Это и есть язык общения. Все знаки можно поделить на две большие группы: интенциональные (специально созданные для передачи информации), неинтенциональные (выдают информацию непреднамеренно). Обычно к неинтенциональным относят эмоции, акцент, мимику и жесты, говорящие о самом человеке.
В уроках общения часто акцентируют внимание на том, что нужно научиться познавать другого человека. Для этого используют механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Самый простой способ понять собеседника – идентификация, то есть уподобление себя ему. Во время коммуникации люди часто используют этот прием.
Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого. Но очень часто процесс понимания осложняется рефлексией – знанием того, как оппонент понимает коммуникатора, то есть своеобразными зеркальными отношениями между людьми.
Также в процессе передачи информации важно воздействовать на реципиента. К основным видам воздействия относятся такие стили общения:
- Заражение – это бессознательная передача другому своего эмоционального состояния.
- Внушение – направленное воздействие на индивида с целью принять другую точку зрения.
- Убеждение – в отличие от внушения, это воздействие подкреплено весомыми аргументами.
- Подражание – коммуникатор воспроизводит черты поведения реципиента, чаще всего копирует его позу и жесты. На подсознательном уровне такое поведение вызывает доверительные отношения.
Типы общения
В психологии существуют разнообразные виды общения. С одной стороны, их делят в соответствии с обстановкой, в которой находятся собеседники. Так, определяют прямую и опосредованную коммуникацию, групповое и межгрупповое общение, межличностное, терапевтическое, массовое, криминогенное, интимное, доверительное, конфликтное, личное, деловое. С другой стороны, типы общения определяются таким образом:
- «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует намерение понять оппонента. При контакте используются стандартные «маски» скромности, вежливости, безразличия и т. д. То есть используется весь спектр действий, позволяющий скрыть истинные эмоции.
- Примитивное общение – в процессе взаимодействия человека оценивают с точки зрения нужности или ненужности. Если индивида посчитают «нужным», то с ним начнут активно вести беседу, в противном случае будут игнорировать.
- Формальное общение – этот вид коммуникации полностью регламентирован. Здесь не нужно знать личность собеседника, ведь все общение базируется вокруг его социального статуса.
- Деловое общение – здесь человеку как личности хоть и уделяют внимание, но все же дело превыше всего.
- Духовная коммуникация – общение между людьми, которые хорошо знают друг друга, могут предвидеть реакции собеседника, учитывают интересы и убеждения своего оппонента.
- Манипулятивная коммуникация – основная цель такого общения состоит в извлечении выгоды из собеседника.
- Светское общение – в подобном процессе люди говорят то, что положено говорить в подобных случаях, а не то, что они в действительности думают. Они могут часами обсуждать погоду, высокое искусство или классическую музыку, даже если эти темы никому не интересны.
Этика общения
Процесс коммуникации в разных кругах строится по-разному. В неформальной обстановке люди общаются так, как им хочется, не особо задумываясь о чистоте и грамотности речи. Например, во время общения сверстников могут звучать жаргонизмы, понятные только им.
В некоторых кругах общение регламентировано набором норм и правил, которые именуются этикой общения. Это моральная, нравственно-этическая сторона коммуникации, включающая в себя искусство ведения разговора, когда в процессе коммуникации применяются особые техники. Проще говоря, это свод правил, которые помогут показать себя с лучшей стороны в соответствующей обстановке, объясняя, что можно и что нельзя делать.
Этика напрямую связана с понятием культуры общения. Культурный разговор позволяет показать свою образованность, незаангажированность, воспитанность. Особое внимание в этом вопросе уделяют культуре речи и умению слушать. Благодаря культурному общению можно сразу определить высокоразвитого человека. Ведь с тем, у кого скудный словарный запас и в каждом предложении присутствует по несколько слов-паразитов, и так все понятно.
Правила коммуникации
Значение общения проявляется в возможности обмениваться идеями, информацией, эмоциями и формировать представление о себе. Успеха в этой области можно достичь, если следовать общепринятым правилам коммуникации.
Во-первых, нужно обратить внимание на пунктуальность, без нее сложно построить какие-либо отношения. Очень важно всегда отвечать за свои слова, выполнять в срок обещанные задания. Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа. Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова.
Во-вторых, излишняя болтливость портит имидж. Человек должен различать не только плохую и хорошую информацию, но общедоступную и конфиденциальную. Нужно обладать минимальным тактом, чтобы понять, какие сообщения можно бесконечно передавать из уст в уста, а какие лучше намертво похоронить на задворках памяти.
В-третьих, нужно быть доброжелательным. Вежливость, хорошие манеры и положительный настрой никто не отменял в XXI веке. Эти качества располагают собеседников к человеку, и общение становится более открытым. Если коммуникатор будет проявлять излишнюю эмоциональность или скрытность, он только оттолкнет от себя собеседников. Психологи уже давно заметили, что если люди наблюдают за спором, то они наверняка примут сторону того, кто держится более спокойно. Не зря говорят, что в спокойствии сила. Вывод только один: если доброжелательно подавать информацию и вежливо отвечать на вопросы, то не придется прилагать дополнительных усилий, чтобы убедить окружающих в своей правоте, а ведь в этом зачастую и состоит основная цель общения.
Внимательность и другие методы
Самое главное качество, которое должен развить в себе человек для успешного ведения диалога – это умение слушать. Только научившись слушать и вникать в проблемы других людей, можно любую ситуацию сделать взаимовыгодной. Результаты приложенных усилий значительно улучшатся, если индивид научится согласовывать свои желания с потребностями других.
В общении обе стороны оказывают друг на друга очень сложное влияние, поэтому часто приходится прибегать к методам убеждения, внушения и принуждения. Наиболее рационально и лояльно убедить человека в своей правоте можно, если привести весомые аргументы и на их основе предоставить логические выводы, а уже на основании полученной информации собеседник может принять самостоятельное решение. Как показывает практика, такой подход приносит вполне ожидаемые результаты. Только в редких случаях человек остается при своем мнении.
В процессе внушения собеседник принимает информацию на веру, а насколько это эффективно, показывает время и качество информации. Поверив в очередную небылицу, человек попросту разочаруется в людях и больше никогда не изменит свою точку зрения, даже если от этого будут зависеть важные вещи.
Самым малоэффективным считается метод принуждения, который заставляет человека действовать вопреки своим желаниям. В конечном счете собеседник все равно поступит по-своему, изменив решение в последний момент.
Хоть человек каждый день принимает участие в процессе коммуникации, он все равно будет сталкиваться с проблемами. Один из психологов когда-то предположил, что если пересадить всю нервную систему от одного человека другому, то каждый из них узнает окружающий мир примерно на 30%. Каждый из нас по-своему смотрит на мир, имеет свою систему ценностей. Поэтому очень часто в разговоре одинаковые слова могут вызвать разногласия, так как люди воспринимают их «со своей колокольни», что и приводит к конфликтам. Поэтому нужно научиться смотреть на мир глазами собеседника, тогда в любом разговоре можно будет достигнуть взаимопонимания.
Психология общения — Психология человека
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.
Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.
Цель и смысл общения
У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.
А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.
Понимание в процессе общения
Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.
Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.
Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.
Общение с разными людьми
В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.
Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.
Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение.
Подстройка к собеседнику
Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.
Чем проще, тем лучше
Простота общения – это удел великих. Чем проще человек в общении, тем легче его понять и тем большему количеству людей он сможет донести свои мысли. Простота – это вообще одна из основ пропаганды, которая, как вы знаете, способна загипнотизировать людей, если ее правильно вести. Признаюсь, это золотое правило, которое в меня буквально вдалбливали мои учителя, так как мне было сложно его принять без сопротивления, я до сих пор не в полной мере соблюдаю. Иногда я слишком сложно излагаю свои мысли, поэтому знаю, что они доходят не до всех. Поэтому, друзья – делайте, а вернее, общайтесь не так, как я это делаю, а так, как я вам советую это делать. А я советую вам быть как можно проще. Наш язык и наш способ преподнесения информации, должны быть как можно более простыми, чтобы нас могли понять многие люди без особого умственного напряжения. Неважно, пишем ли мы статью, книгу, письмо, или вживую общаемся с человеком – мы должны излагать свои мысли просто и ясно, без всяких заумных сложностей, если они ни к месту. Это секрет успешного общения, который многие знают, но не многие применяют. Умным людям хочется подчеркнуть свой ум, хочется показать свою грамотность и эрудицию, многие из них любят использовать заумные словечки при объяснении чего-либо, любят сложную терминологию, с помощью которой пытаются произвести впечатление на слушателей или читателей. И им это нередко удается, но не всегда им удается договориться с людьми и в чем-то их убедить, потому что те их не понимают, а значит, подсознательно и не доверяют им. За любыми усложнениями часто скрывается ложь, поэтому и говорят, что слово “сложно”, часто является синонимом слова “ложно”, ибо если вас не понимают, то вы можете легко обмануть, пустив людям пыль в глаза. Это не всегда понимается, но часто чувствуется людьми. Поэтому все сложное они часто отвергают.
Простота общения – это и подстройка, и уважение, и честность, и дружелюбный настрой к собеседнику, который должен видеть в нас своего партнера, а не врага. Поэтому никогда не усложняйте свою речь во время общения больше необходимого. Ну а то, насколько сильно вы ее можете усложнить, зависит от того, с кем вы общаетесь или к какой аудитории обращаетесь. Не забывайте только о том, что простую речь или простое письмо поймут все, в том числе и умные люди, хоть это и может вызвать у них сомнение в ваших умственных способностях, что часто не критично, ибо по-настоящему умным людям заносчивость не присуща, в то время как те, кто слишком много из себя мнит, нуждаются скорее в лести, чем в необходимости подстраиваться под их субъективное мнение о грамотном и умном тексте или речи. А вот простые люди, при всем их желании, слишком заумный текст или заумную речь понять не смогут, а значит, вы не донесете до них свои мысли и идеи, и не добьетесь от них нужной вам реакции. К тому же, я считаю, что это просто некультурно – общаться с людьми на непонятном им языке, вынуждая их думать и гадать, что вы имели в виду. Ведь все мы в чем-то невежды, поэтому должны с пониманием относиться к непониманию других людей того, в чем они не сведущи, а не упрекать их в незнании того, что знаем мы.
Умение и желание слушать
Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.
Но что мешает нам это делать? Что мешает нам слышать другого человека? Это, друзья, чрезмерная сосредоточенность внимания на самих себе. Наш эгоизм, нежелание думать, самовлюбленность, излишняя самоуверенность, нежелание видеть в своем собеседнике равного себе, нежелание соглашаться с ним и идти ему на уступки – все это является причиной нашего безразличия к словам других людей. И из-за этого люди часто друг с другом не договариваются, или договариваются, но так, что один из них чувствует себя проигравшим, обделенным, оскорбленным, униженным, обиженным. А это может негативно сказаться на развитии отношений между людьми в долгосрочной перспективе. Ведь выигранное кем-то, допустим, вами, сражение в одном словесном поединке, после которого проигравший был вынужден капитулировать и пойти на унизительные для него уступки, может в дальнейшем привести вас к поражению в войне. Люди не забывают обид и унижений, поэтому при удобном случае готовы расквитаться с обидчиком. И это надо учитывать при общении с кем-либо. Живем-то мы с вами не один день – на следующее утро солнце снова взойдет и нам придется пожинать плоды того, что мы сеем сегодня. Но думаем ли мы сегодня о том, каким будет этот завтрашний день, общаясь с людьми? А стоит ли нам об этом думать? Подумайте над этим.
Таким образом мы можем заключить, что грамотное общение с людьми, при котором мы не наживаем себе врагов, а наоборот, по возможности обзаводимся новыми друзьями, союзниками, партнерами, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. А чтобы грамотно общаться с кем-либо, важно думать не только о себе, но и о тех, с кем мы общаемся. Для чего, в свою очередь, необходимо слушать и слышать людей, чтобы понимать их, а понимая, подбирать правильную модель общения с ними. Во время общения мы применяем все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и эмпатию, и уважение, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений и действий. И при этом, крайне важно, не наживать себе врагов. Мудрость общения в том и заключается, чтобы все люди остались довольны этим процессом и никто ни на кого не держал зла и обиды.
Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, чтобы чаще оказываться в выигрыше. Поэтому, изучая ее, вы расширяете свои возможности в вопросе взаимодействия с людьми. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни. Ваш язык – ваш друг и союзник.
Статья опубликована: 29.04.2012. Последнее обновление: 08.03.2020
Общение — это… Что такое Общение?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
ОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБЩЕНИЕ?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Блок-схема коммуникации.
Связь — это когда информация передается от отправителя к получателю с использованием носителя. Можно использовать разные носители:
Общение может быть устным (слово) или нереальным (улыбка). У коммуникации много способов, и она происходит постоянно. Общаются не только люди, но и большинство других животных. Некоторое общение происходит без раздумий, например, путем изменения позы.
Коммуникацию, которая пытается изменить чье-то мнение, можно назвать убеждением или пропагандой.
Коммуникация работает путем обмена информацией или сообщениями. В очень простых терминах
- Отправитель создает сообщение из идеи. Обычно это называется кодировка
- Отправитель передает сообщение через носитель.
- Получатель принимает сообщение, и декодирует его, .
Помимо содержания сообщения важны и другие вещи.Это не часть самого сообщения, а скорее его контекст.
- Кто общается, и какой статус у коммуникатора?
- Коммуникационные сообщения обычно не приходят сами по себе, а сопровождаются другими сообщениями. Они также интерпретируются.
Для успешного обмена сообщениями отправитель и получатель должны согласовать словарь. Слово хедж может означать совершенно разные вещи в зависимости от контекста. В биологии живая изгородь — это ряд кустов или деревьев, которые образуют барьер или границу.В финансах хеджирование — это инвестиция, направленная на снижение риска другой инвестиции. В лингвистике преграда — это слово или набор слов, которые делают другие слова менее важными. Поэтому без какой-либо информации очень трудно понять, какой hedge на самом деле имеет в виду говорящий.
.
определение коммуникации в The Free Dictionary
телеграф в кустах или телеграф в джунглях Шутливая ссылка на систему связи, используемую африканскими туземцами, в которой закодированные сообщения пересылаются на большие расстояния посредством ударов барабана или полого бревна.
call one’s shots Чтобы выразить словами, что человек намеревается делать или каким образом он намеревается действовать; сообщить другим о своих планах. Эта фраза, вероятно, происходит от различных бильярдных игр, в которых игрок должен вызвать бросок, который он планирует сделать, прежде чем пытаться его сделать.Подобное выражение называет снимки смещает акцент с личной области на более широкую систему координат, в которой человек пытается направлять или контролировать события, быть ответственным или занимать место водителя. Назовите кадры может происходить от роли режиссера в создании фильма.
Получать пересечение сигналов Быть вовлеченным во взаимное непонимание, не общаться. Это текущее выражение могло быть получено из телефонного «пересечения» цепей, которое может привести к случайным соединениям, хотя использование различных типов сигналов для связи настолько распространено, что исключает точное происхождение фразы.Образное использование этого выражения обыгрывает идею «несчастного случая», подразумевая взаимное непонимание, в котором никто не виноват.
Неужели мы случайно перекрестили провода? … Это было идеей, не так ли, чтобы мы вместе навалились на чайник? (П. Г. Вудхаус, Hot Water , 1932)
Сегодня сигналов слышны чаще, чем проводов , что, возможно, отражает технологические достижения, которые облегчают передачу сигналов без проводов.
grapevine Маршрут, по которому распространяется слух. Во время Гражданской войны в США телеграф grapevine выражал нынешний переносный смысл этого термина, а grapevine относился к самому слуху.
Еще одна глупая виноградная лоза.
(B. F. Willson, Old Sergeant , 1867)
Это выражение приобрело коннотацию сплетен по аналогии с лабиринтной сетью ветвей, характерной для вьющегося виноградного растения.
В мире искусства виноградная лоза гудела слухами. ( New Yorker , октябрь 1970 г.)
Ирландский намек Широкий намек, неуловимый намек или инсинуация. Этот редко используемый американизм появился в книге Генри Дж. Нотта романов путешественника (1834):
Различные молодые люди… намекали, что можно было бы назвать ирландскими намеками, что они заметили достойного мистера Ханта.
Предполагаемая прямолинейность ирландцев, возможно, породила это выражение.
powwow Конференция или встреча. Это выражение первоначально относилось к праздничным племенным обрядам американских индейцев. Этот термин сегодня обычно используется для обозначения любого важного совета или собрания.
Аболиционисты очень сильно спокоены о том, будут ли они поддерживать свою организацию или нет. ( Daily Telegraph , май 1865 г.)
.
Форм связи
Связь означает передачу сообщений от одного к другому через любую среду. Существуют различные уровни общения, такие как внутриличностное общение, межличностное общение, групповое общение и массовое общение.
Массовая коммуникация играет жизненно важную роль, потому что она достигает очень большого количества аудитории. В основном массовая коммуникация бывает двух форм: одна — это межличностное общение, а другая — медиа.
Пять основных форм связи :
- Внутриличное общение
- Диадическое общение
- Связь в малых группах
- Общественная связь
- Массовая связь
Фиг.А. Внутриличностное общение
Внутриличностное общение — это общение, которое происходит сами. Здесь и Источник (отправитель), и получатель только один. так что обратная связь работает без перебоев. Пример: человек может общаться через боль, мышление, чувства, эмоции и т. Д.
Рис. Б. Диадическая коммуникация
В диадической коммуникации в этот процесс коммуникации вовлечены два человека. Здесь Источник становится получателем, а получатель становится Источником из-за динамического процесса коммуникации, когда обратная связь разделяется между Источником и получателем.
Рис. C. Связь в малых группах
Более двух участников, вовлеченных в процесс общения, станут групповым общением. Если в групповом общении участвует наименьшее количество человек, это называется общением в малых группах. В этом процессе коммуникации каждый становится как Источником, так и получателем посредством обмена информацией и обратной связи с другим.
Рис. D. Связь с общественностью
В публичном общении, Источник или сообщения от одного человека будут достигнуты или получены огромным количеством аудитории.Но в этом общении нет взаимной обратной связи между источником и приемником, как при общении в небольшой группе, и оно сосредоточено только на спикере.
Рис. E. Массовые коммуникации
В массовых коммуникациях, в основном, есть большое количество аудитории, и все они не могут быть сгруппированы в одном месте, поэтому нам нужен определенный инструмент или технология для процесса коммуникации. Но в средствах массовой информации прямого доступа к получателю нет. Итак, для этого им нужны такие СМИ, как газеты, радио, телевидение и Интернет.Здесь обратная связь от аудитории очень слабая или задерживается.
.