Общество и социальная психология: Социальная психология и общество
Социальная психология и общество
Издательство ФГБОУ ВО МГППУ принимает к публикации оригинальные законченные
научные и практико-ориентированные работы по актуальным направлениям в
различных областях психологии и смежных дисциплин, выполненные в различных
жанрах: теоретические и методологические статьи; статьи, описывающие результаты
эмпирических исследований; короткие сообщения; обзоры отечественной и
зарубежной литературы; комментарии к ранее опубликованным материалам; рецензии
на книги; сообщения и отчеты о научных мероприятиях и другие информационные
материалы.
Правила публикации рукописей издательства ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО МГППУ)
определяют требования к оформлению, научной экспертизе и подготовке к
публикации, направляемых в издательство рукописей. Правила позволяют
ориентироваться в структуре и содержании опубликованных материалов, а также в
характере их использования.
Публикации в журнале «Социальная психология и общество»
являются бесплатными для авторов.
Регламентация отношений «Автор – Редакция – Рецензент – Читатель – Издатель»
построена на основе этических принципов, общих для членов психологического
сообщества, и правил публикации в международных и отечественных научных
периодических изданиях по психологии и смежным дисциплинам, правил подготовки
рукописей издательства ФГБОУ ВО МГППУ, а также современных нормативов
организации и проведения научных исследований.
Правила указания аффилиации автора и выходных данных журнала:
Для издательства ФГБОУ ВО МГППУ установлен следующий стандарт указания
названия журнала «Социальная психология и общество»:
Русский язык: Социальная психология и общество
Английский язык: Social Psychology and Society
Транслитерация: Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo
Для авторов журналов издательства Федарального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский
государственный психолого-педагогический университет», являющимися его
сотрудниками, установлен следующий стандарт аффилиации при указании
организации:
Русский язык
Полное название: ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет»
Сокращенное название: ФГБОУ ВО МГППУ
Английский язык
Полное название: Moscow State University
of Psychology and Education
Сокращенное название: MSUPE
Транслитерация: Federal’noe gosudarstvennoe biudzhetnoe
obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniia «Moskovskii
gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet»
Правила подачи рукописи в журнал:
Журналы издательства ФГБОУ ВО МГППУ принимают не опубликованые ранее в
каких-либо печатных или электронных изданиях рукописи. Согласно требованиям
автор не имеет права предлагать рукопись в другие издания до решения редакции о
публикации.
Статьи подаются в редакцию в электронном виде.
В состав электронной версии статьи должны входить: файл, содержащий
текстовую часть статей и табличный материал, и файлы, содержащие
иллюстрации.
Если текст статьи вместе с иллюстрациями выполнены в виде одного файла, то
необходимо дополнительно предоставить файлы с иллюстрациями. К комплекту файлов
должна быть приложена опись в виде файла, в которой должны быть указаны:
название журнала, название статьи, фамилия и инициалы автора(ов), список
файлов.
Данный перечень документов носит обязательный характер. В случае отсутствия
перечисленных ниже документов рукопись не будет рассмотрена редакцией: оригинал
текста рукописи, приложения к рукописи, анкета автора, фотография
автора, перевод (подробнее: Пункт 2.2. «Регламент подготовки и публикации
рукописей научных периодических изданий.справочное пособие»).
Для подачи рукописи в редакцию можно воспользоваться одним из следующих
вариантов:
· выслать на адрес
электронной почты редакции необходимого журнала полный пакет документов;
· лично принести пакет
документов в редакцию журнала ФГБОУ ВО МГППУ на электронном носителе (CD-диск,
флэш-память).
Правила регистрации и рецензирования рукописи
1. Проверка поданной автором рукописи на соответствие
требованиям журнала.
2. Регистрация рукописи в редакции.
3. Проверка рукописи в системе «Антиплагиат».
4. Рецензирование.
5. Принятие решения относительно публикации рукописи.
6. Заключение договора с автором.
7. Предпечатная подготовка рукописи.
Рукопись должна включать в себя следующие разделы: название, фамилию и
инициалы автора, сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова, текст статьи,
список литературы.
Объем публикации должен соответствовать объему, установленному редакцией
журнала (см. Регламент).
Подробнее обо всех вышеперечисленных правилах оформления и подготовки статьи
смотрите в документе: «Перечень требований и условий для публикации
рукописей».
Контакты редакции:
E-mail:
[email protected] (Ответственный
секретарь: Елена Виноградова)
Социальная психология и общество
ИЗДАТЕЛЬСТВО ФГБОУ
ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЭТИКА НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
НАУЧНОГО ЖУРНАЛА
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО»
Введение
1.1. Публикация материалов в рецензируемых журналах не
только является простым способом научных коммуникаций, но и вносит значительный
вклад в развитие соответствующей области научного знания. Таким образом, важно
установить стандарты этичного поведения всех вовлеченных в публикацию сторон, а
именно: Авторов, Редакторов журнала, Рецензентов, Издательства и Научного
общества для журналов Научных обществ или спонсируемых журналов.
1.2. Издательство ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого-педагогический университет» (далее – Издательство) поддерживает
коммуникации научного сообщества и несет ответственность за соблюдение всех
современных этических рекомендаций в публикуемых работах.
1.3. Издательство берет на себя обязательства по строжайшему
надзору за научными материалами. Публикации в научных и
практико-ориентированных журналах представляют собой отражение развития научной
мысли и исследований, поэтому Издательство осознает ответственность за должное
представление всего спектра сведений, особенно с точки зрения этических
аспектов публикаций.
2. Обязанности Редакторов
2.1. Решение о публикации
Редактор научного журнала «Социальная психология и
общество» самолично и независимо несет ответственность за принятие решения о
публикации, часто в сотрудничестве с соответствующим Научным обществом.
Достоверность рассматриваемой работы и ее научная значимость всегда должны
лежать в основе решения о публикации. Редактор может руководствоваться
политикой Редакционной коллегии журнала «Социальная психология и общество»,
будучи ограниченным актуальными юридическими требованиями в отношении клеветы,
авторского права, законности и плагиата.
Редактор может совещаться с другими Редакторами и
Рецензентами (или должностными лицами Научного общества) во время принятия
решения о публикации.
2.2. Порядочность
Редактор должен оценивать интеллектуальное содержание
рукописей вне зависимости от расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных
взглядов, происхождения, гражданства или политических предпочтений Авторов.
2.3. Конфиденциальность
Редактор и Редакционная коллегия научного журнала
«Социальная психология и общество» обязуются без необходимости не раскрывать
информацию о принятой рукописи каким-либо иным лицам за исключением Авторов,
Рецензентов, возможных Рецензентов, других Научных консультантов и
Издателя.
2.4. Политика раскрытия и конфликты интересов
2.4.1 Неопубликованные данные, полученные из представленных
к рассмотрению рукописей, не могут быть использованы Редактором в личных
исследованиях без письменного согласия Автора. Редактор обязан соблюдать
конфиденциальность в отношении информации или идей, ставших известными ему в
ходе рецензирования рукописей, и не должен использовать их для получения личной
выгоды.
2.4.2 Редакторы должны брать самоотвод от рассмотрения
рукописей (а именно: запрашивать Со-редактора, Помощника редактора или другого
члена Редакционной коллегии для рассмотрения работы вместо самоличного
рецензирования и принятия решения) в случае наличия конфликтов интересов
вследствие конкурентных, совместных или иных взаимоотношений с Авторами,
компаниями или организациями, имеющими отношение к рукописи.
2.5. Надзор за публикациями
Редактор, получивший убедительные доказательства того, что
утверждения или выводы, представленные в опубликованной статье, ошибочны,
должен сообщить об этом Издателю (и/или в соответствующее Научное
общество) с целью скорейшей публикации исправлений, опровержений, выражения
обеспокоенности или других соответствующих ситуации заявлений.
2.6. Вовлеченность и сотрудничество в рамках
исследований
Редактор совместно с Издателем (или Научным обществом)
обязан принять адекватные ответные меры в случае появления этических претензий,
касающихся рассмотренных рукописей или уже опубликованных материалов. Подобные
меры обычно включают в себя взаимодействие с Авторами рукописи и тщательное
рассмотрение соответствующей жалобы или требования, но также могут
подразумевать взаимодействие с соответствующими организациями и
исследовательскими центрами.
3. Обязанности Рецензентов
3.1. Влияние на решения Редакционной коллегии
Рецензирование помогает Редактору принять решение о
публикации, а также может помочь Автору повысить качество работы (по
результатам соответствующего взаимодействия между Автором и Редакцией).
Рецензирование — это ключевое звено в формальных научных коммуникациях,
находящееся в самом «сердце» научного подхода. Издательство ФГБОУ ВО МГППУ
разделяет точку зрения о том, что те ученые, которые хотят публиковать
собственные статьи, должны в соответствующем объеме выполнять работу по
рецензированию.
3.2. Исполнительность
Любой Рецензент, ощущающий недостаточность собственной
квалификации для рассмотрения предложенной ему рукописи или не имеющий
достаточного времени для быстрого выполнения работы, должен уведомить
Редактора научного журнала «Социальная психология и общество» и попросить
исключить его из процесса рецензирования соответствующей рукописи.
3.3. Конфиденциальность
Любая рукопись, полученная для рецензирования, должна
рассматриваться как конфиденциальный документ. Данную работу нельзя показывать
или обсуждать с лицами, не имеющими на то полномочий от Редактора.
3.4. Требования к рукописи и объективность
Рецензент обязан давать объективную оценку. Персональная
критика Автора неприемлема. Рецензентам следует ясно и аргументированно
выражать свое мнение.
3.5. Признание первоисточников
Рецензентам следует указывать на значимые опубликованные
работы, соответствующие теме и не включенные в библиографию к рукописи. Любые
ссылки на опубликованные ранее наблюдения, выводы или аргументы должны
сопровождаться соответствующей библиографической ссылкой. Рецензент также
должен обращать внимание Редактора на обнаружение существенного сходства или
совпадения между рассматриваемой рукописью и любой другой опубликованной
работой, находящейся в сфере научной компетенции Рецензента.
3.6. Политика раскрытия и конфликты интересов
3.6.1 Неопубликованные данные, полученные из представленных
к рассмотрению рукописей, нельзя использовать в личных исследованиях без
письменного согласия Автора. Рецензенты обязаны соблюдать конфиденциальность в
отношении информации или идей, ставших известными им в ходе рецензирования
рукописей, и не должны использовать их для получения личной выгоды.
3.6.2. Рецензенты не должны участвовать в рассмотрении
рукописей в случае наличия конфликтов интересов вследствие конкурентных,
совместных или иных отношений с любым из Авторов, компаниями или другими
организациями, связанными с представленной работой.
4. Обязанности Авторов
4.1. Требования к рукописям
4.1.1 Авторы оригинальных исследований должны предоставлять
достоверную информацию о проделанной работе и уделять достаточное внимание
объективному обсуждению её значимости. Все данные должны быть отражены
максимально аккуратно. Статья должна содержать достаточно подробностей и
библиографических ссылок для обеспечения возможности воспроизведения
исследования другими учеными. Ложные или заведомо ошибочные утверждения
неприемлемы и воспринимаются как неэтичное поведение.
4.1.2. Обзоры и научные статьи также должны быть точными и
объективными, точка зрения Редакции должна быть четко обозначена.
4.2. Доступ к данным и их хранение
Авторов могут попросить представить первичные данные,
имеющие отношение к рукописи, для рассмотрения Редакторами. Авторы должны быть
готовы обеспечить публичный доступ к такого рода информации (в соответствии с
положениями ALPSP-STM о данных и базах данных [ALPSP-STM Statement on Data and
Databases]), если это возможно практически, и должны при любых условиях быть
готовы сохранять эти данные на протяжении достаточного периода времени после
публикации.
4.3. Оригинальность и плагиат
4.3.1 Авторы должны удостовериться в том, что ими
представлена полностью оригинальная работа, и что все ссылки на работы и/или
цитаты других авторов оформлены соответствующим образом.
4.3.2 Плагиат может принимать разные формы, от представления
чужой работы под видом собственной до копирования или перефразирования
существенных частей чужих работ (без указания авторства) и заявления
собственных прав на результаты чужих исследований. Плагиат в любых формах
является актом неэтичного поведения и абсолютно неприемлем.
4.4. Множественность, избыточность и одновременность
публикаций
4.4.1. Как правило, Автору не следует публиковать работы,
описывающие одно и то же исследование, сразу в нескольких журналах, печатающих
первичные публикации. Представление одной и той же рукописи одновременно в
несколько журналов воспринимается как неэтичное поведение и неприемлемо.
4.4.2. Как правило, Автор не должен подавать на рассмотрение
статью, которая уже была ранее опубликована в другом журнале.
4.4.3. Публикация некоторых типов статей (например,
клинических рекомендаций, переводных статей) более чем в одном журнале является
в некоторых случаях этичной при соблюдении определенных условий. Авторы и
Редакторы заинтересованных журналов должны согласиться на вторичную публикацию,
в которой будут отражены те же данные и интерпретации, что и в первично
опубликованной работе.
Библиография первичной работы должна быть представлена и во
второй публикации. Более подробную информацию о допустимых формах вторичных
(повторных) публикаций можно найти на странице
www.icmje.org.
4.5. Признание первоисточников
Необходимо всегда должным образом отображать вклад других
лиц в публикуемую работу. Авторы обязаны указывать те публикации, которые
оказались значимыми для их собственного исследования. Данные, полученные
приватно — например, в ходе беседы, переписки или в процессе обсуждения с
третьими лицами — не должны быть использованы или представлены без ясного
письменного разрешения первоисточника. Информация, полученная из
конфиденциальных источников (например, рецензий или заявок на гранты) не должна
использоваться без четкого письменного разрешения Авторов работы, к которой они
имеют отношение.
4.6. Авторство публикации
4.6.1 Авторами публикации следует указывать только тех лиц,
которые внесли существенный вклад в формирование замысла, разработку,
исполнение и интерпретацию представленного исследования. Все, кто внес
существенный вклад в работу, должны быть обозначены как Соавторы. Другие лица,
сделавшие тот или иной вклад в исследовательский проект, могут быть указаны как
участники, или им может быть выражена отдельная признательность.
4.6.2. Автор, подающий рукопись в журнал, должен
удостовериться как в том, что все участники, внесшие существенный вклад в
исследование, представлены как Соавторы, так и в том, что среди Соавторов нет
тех, кто не принимал участия в работе. Также важно убедиться в том, что все
Соавторы видели и одобрили окончательную версию работы и согласились с
представлением ее к публикации.
4.7. Риски, а также люди и животные, выступающие объектами
исследований
4.7.1 Если работа предполагает использование химических
продуктов, процедур или оборудование, при эксплуатации которых возможен
какой-либо необычный риск, Автор должен четко обозначить это в рукописи.
4.7.2 Если в работе предполагается участие животных или
людей как объектов исследования, Авторы должны удостовериться, что в рукописи
указано, что все стадии исследования соответствуют законодательству и
нормативным документам исследовательских организаций, а также одобрены
соответствующими комитетами. Необходимо всегда следить за соблюдением права на
неприкосновенность частной жизни.
4.8. Политика раскрытия и конфликты интересов
4.8.1. Все Авторы обязаны раскрывать в своих рукописях
финансовые или иные существующие конфликты интересов, которые могут быть
восприняты как оказавшие влияние на результаты или выводы, представленные в
работе.
4.8.2 Примеры потенциальных конфликтов интересов, подлежащих
обязательному раскрытию, включают работу по найму, консультирование, наличие
акционерной собственности, получение гонораров, предоставление экспертных
заключений, патентные заявки или регистрацию патента, гранты и другое
финансовое обеспечение. Потенциальные конфликты интересов должны быть раскрыты
как можно раньше.
4.9. Фундаментальные ошибки в опубликованных работах
В случае обнаружения Автором существенных ошибок или
неточностей в публикации Автор должен сообщить об этом Редактору научного
журнала «Социальная психология и общество» или в издательство ФГБОУ ВО МГППУ и
взаимодействовать с Редактором с целью скорейшего изъятия публикации или
исправления ошибок. Если Редактор или Издательство получили сведения от третьей
стороны о том, что публикация содержит существенные ошибки, Автор обязан изъять
работу или исправить ошибки в максимально короткие сроки.
5. Обязанности Издательства
5.1 Издательство ФГБОУ ВО МГППУ обязуется следовать
принципам и процедурам, способствующим исполнению этических обязанностей
Редакторами, Рецензентами и Авторами научного журнала «Социальная
психология и общество» в соответствии с данными требованиями. Издательство
должно быть уверено, что потенциальная прибыль от размещения рекламы или
производства репринтов не повлияла на решения Редакторов.
5.2. Издательство должно оказывать поддержку
Редакторам научного журнала «Социальная психология и общество» в
рассмотрении претензий к этическим аспектам публикуемых материалов и помогать
взаимодействовать с другими журналами и/или Издательствами, если это
способствует исполнению обязанностей Редакторами.
5.3. Издательство ФГБОУ ВО МГППУ должно способствовать
развитию надлежащих норм и правил публикаций и внедрять лучшие стандарты,
выработанные научным сообществом в отношении этичного поведения, ошибок в
публикациях и опровержений уже опубликованных статей.
Раздел подготовлен по
материалам издательства научной и медицинской
литературы Elsevier, а так
же материалам
Международного Комитета по публикационной этике
(COPE).
http://publicationethics.org/
Общество — что это в психологии, понятие и виды
Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие. Как и все глобальные явления, общество изучается философией. Однако оно представляет собой совокупность людей, связанных отношениями и процессами взаимодействия, поэтому и психологу здесь есть о чем поговорить.
Взгляд психологии на общество
Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:
- Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
- Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
- Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.
Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.
В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.
Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.
Общество как система социальных групп
Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:
- Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
- Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
- Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.
Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:
- рабочие;
- крестьяне;
- буржуазия (предприниматели).
Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.
Общество как система отношений
Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.
Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:
- Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
- Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.
Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.
Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.
Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.
В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.
Психологические феномены массового (общественного) сознания
У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.
- Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
- Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
- Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
- Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
- Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.
Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.
Типы общества
Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.
Традиционное общество
Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:
- патриархальность;
- преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
- сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
- сильное влияние религиозных идей и культов.
Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.
Индустриальное общество
Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.
Для индустриального общества характерны следующие особенности:
- преобладание технологичного производства;
- большая роль науки, которая становится общественным институтом;
- появление и развитие массовой культуры;
- классовый строй;
- создание четкой правовой основы гражданского общества.
На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.
Постиндустриальное (информационное) общество
Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:
- высокая ценность информации, знание становится товаром;
- процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
- научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
- единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.
Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.
Социальная психология и общество (журнал)
Социальная психология и общество | |
Специализация: | взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» |
---|---|
Периодичность: | 4 раза в год |
Язык: | русский |
Адрес редакции: | 127051, Россия, г. Москва, улица Сретенка д.29 |
Главный редактор: | Кондратьев Михаил Юрьевич[1] |
Издатель: | МГППУ |
Страна: | Россия |
История издания: | издается с 2010 года |
Объём: | 128 страниц |
Тираж: | 1000 экземпляров |
ISSN: | 2221-1527 |
Индекс по каталогу «Роспечать»: | 22209 |
Веб-сайт: | http://psyjournals.ru/social_psy/ |
«Социальная психология и общество» — международный научный журнал, который публикует социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.
Миссия журнала
Пропаганда необходимости и презентации факта реального развития основных направлений модернизации социальной психологии. Научная и практическая значимость журнала состоит в способствовании максимальной интеграции отечественных социально-психологических исследований в мировой процесс развития социальной психологии, обогащение диалога между различными методологическими и теоретическими подходами, а также между поисками новых возможностей и сфер практических приложений социально-психологических изысканий.
Цели журнала
Представление мировому профессиональному сообществу социальных психологов, помимо наиболее актуальных разработок по традиционной социально-психологической проблематике, теоретико-методологические и экспериментальные исследования по таким качественно новым направлениям социальной психологии, как изменение в социальной структуре общества и психология новых социальных страт; переход к рыночной экономике и соотношение индивидуализма и коллективизма; демократизация общественной жизни и власть устоявшихся стереотипов массового сознания; рост межгрупповых конфликтов и восприятие социальной справедливости; реформа образования и стимулирование мотивации к обучению и др.
Основные рубрики журнала
- Колонка редактора
- Теоретические исследования
- Экспериментальные исследования
- Прикладные исследования и практика
- Методический инструментарий
- Научная жизнь
- Критика и библиография
- Архив
- Памятные даты
Редколлегия журнала
Главный редактор — Кондратьев, Михаил Юрьевич[1], доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета социальной психологии МГППУ (Россия)
- Головаха, Евгений Иванович – доктор философских наук, заместитель директора и зав. отделом социально-политических процессов Института социологии Национальной академии наук Украины (Украина)
- Пергаменщик, Леонид Абрамович – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Белорусского Государственного педагогического университета им. М.Танка (Республика Беларусь)
- Галажинский, Эдуард Владимирович – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии Томского государственного университета (Россия)
- Донцов Александр Иванович – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия)
- Дубовская, Екатерина Михайловна[2] – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия)
- Забродин, Юрий Михайлович[3] – доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ (Россия)
- Куницына, Валентина Николаевна[4] – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия)
- Лабунская, Вера Александровна[5] – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Южного федерального университета (Россия)
- Оконешникова, Анастасия Петровна[6] – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Якутского государственного университета им. М.К. Аммосва (Россия)
- Петрова, Елена Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Российского государственного социального университета (Россия)
- Радина, Надежда Константиновна[7] – доктор политических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (Россия)
- Стефаненко, Татьяна Гавриловна[8] – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия)
- Толстых, Наталия Николаевна[9]– кандидат психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ (Россия)
- Хухлаев, Олег Евгеньевич[10] – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ (Россия)
- Швалева, Нина Михайловна – кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета (Россия)
- Шульга, Татьяна Ивановна[11] – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета (Россия)
Редакционный совет
Председатель – Андреева Галина Михайловна – доктор философских наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия) Заместитель председателя – Кондратьев Михаил Юрьевич[1], доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета социальной психологии МГППУ (Россия) Заместитель председателя – Лабунская Вера Александровна[1], доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Южного федерального университета (Россия)
- Дуаз Виллем – профессор кафедры социальной психологии Женевского университета (Швейцария)
- Зимбардо Филипп – почетный профессор Стэндфордского университета, профессор Тихоокеанской высшей школы психологии (США)
- Маркова Ивана – заслуженный профессор университета Стирлинга (Шотландия, Великобритания)
- Хелкама Клаус – профессор кафедры социальной психологии Хельсинкского университета (Финляндия)
- Брудный Арон Абрамович[12] – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Кыргызской академии наук (Кыргызская республика)
- Головаха Евгений Иванович – доктор философских наук, заместитель директора и зав. отделом социально-политических процессов Института социологии Национальной академии наук Украины (Украина)
- Пергаменщик Леонид Абрамович – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Белорусского Государственного педагогического университета им. М.Танка (Республика Беларусь)
- Сарджвеладзе Надар Ильич – доктор психологических наук, профессор, руководитель фонда Развития человеческих ресурсов (Грузия)
- Файзуллаев Алишер Амануллаевич – доктор политических и кандидат психологических наук, профессор университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан (Республика Узбекистан)
- Донцов Александр Иванович – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия)
- Забродин Юрий Михайлович[3] – доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ (Россия)
- Куницына Валентина Николаевна[4] – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Россия)
- Стефаненко Татьяна Гавриловна[8] – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Россия)
- Шульга Татьяна Ивановна[11] – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета (Россия)
Подписка на журнал
- Подписка на электронный архив и текущие выпуски журнала: http://psyjournals.ru/subscribe/person.shtml
- Подписка на печатную версию журнала для России, СНГ и Балтии:
Примечания
17. Социальная психология общества
Специфика
детерминации психологии общества.Психология
социальных изменений в обществе.Возможности
регулирующего влияния на психологию
общества
В социологии
общество
понимается
как определившаяся
в процессе исторического развития
человечества относительно устойчивая
система социальных связей и отношений
в сообществе людей, поддерживаемая
силой обычаев, традиций, законов,
социальных институтов и
др., основывающаяся на определенном
способе производства, распределения,
обмена и потребления материальных и
духовных благ.
Общество представляет
собой единство объективного и
субъективного, материального и духовного,
общественного бытия и общественного
сознания. Объективное
— это
определенная территория, экономика,
действующие личности, социальные
действия и взаимодействия, социальные
институты, различные государственные
органы. Субъективное
— все, что
связано с духовными, культурно-историческими
особенностями общества, жизни в нем,
общественным сознанием, социальными
ценностями народа, его чаяниями,
ожиданиями, стремлениями, общественным
мнением, общественными настроениями,
традициями, обычаями и др.
Силы и закономерности
этой реальности проявляют себя через
действия людей, обладающих сознанием.
Справедливой
критике в истории развития знания об
обществе подвергались крайности:
чрезмерная «материализация» жизни
общества (объяснение всего и вся
материальными условиями, экономикой)
и чрезмерная «субъективизация»
(объяснение всего только состоянием
духовной сферы общества), одной из
разновидностей которых выступает
«психологизация» (сведение всего к
психологии). Однако последнее не означает,
что психологические факторы можно
недооценивать.
Продуктивные
исследования проблем психологии общества
проведены социальными психологами А.А.
Бодалевым, Г.Г. Дилигенским, Е.С. Кузьминым,
Б.Д. Парыгиным, Б.Ф. Поршневым, С.К. Рощиным,
В.А. Сосниным, А.Н. Суховым и др. Однако
размах таких исследований несоразмерен
ныне значимости и сложности бурных и
противоречивых социальных перемен на
постсоветском пространстве, а число
включенных в них специалистов неоправданно
мало. Поэтому излагаемые ниже суждения
правильнее рассматривать как
предварительные и недостаточно полные,
хотя и дающие почву для дискуссий.
Психология
общества(общественная
психология) —
целостная,
системная совокупность социально-психологических
явлений, присущих
населению, проживающему на определенной
территории, организация жизнедеятельности
на которой осуществляется государством.
По своей сущности,
природе это субъективный
образ мира, жизни, общества, существующий
у населения, характеризующий его
психологически и сформировавшийся в
условиях общности истории и совместной
жизнедеятельности. Как
психологический феномен этот образ
включает в себя не только познавательные
компоненты, но и аксиологические
(ценностные, оценивающие),
потребностно-мотивационные (побудительные)
и поведенческо-волевые (освоенные и
привычные способы действий). Поэтому
психология общества — не только
понимание, «картинка окружающего», но
и субъективный
регулятор жизни
населения и его социально значимой
активности.
В познавательном
плане общественная психология —
специфическая, целостная, взаимосвязанная
система знаний, представлений, взглядов,
чувств, ценностных ориентации, норм
поведения, побуждений, потребностей,
стремлений, привычек поведения,
взаимоотношений и прочего, сложившихся
у народа, характеризующих его историю,
проявляющихся и сказывающихся на его
современной жизни и определенным образом
влияющих на его ближайшее будущее.
Психология общества
представляет собой единство общественного
сознания и
подсознания.
Первое —
совокупность социально-психологических
явлений, характеризующих то, что
осознается народом, находит выражение
во взглядах, представлениях, убеждениях,
общественном мнении народа, а также в
достижениях науки, учениях, теориях,
идеологии, праве, доктринах, научной
литературе и др. Второе — неосознаваемое,
не оформившееся в четкие суждения и
обоснования, но сказывающееся на
сознании, отношении и поведении людей
в обществе. В психологии общества
сочетаются элементы научности и
обыденности (эмпиризма), достоверного
и ошибочного, осознаваемого и
неосознаваемого.
Специфика причинности
впсихологии
общества — в ее триединстве:
интегрированном
влиянии объективных
условий жизни людей, контактов между
ними, совместной
деятельности.
Однако
единая деятельность как таковая, которая
выступает главной детерминантой
психологии малых групп, в обществе
отсутствует. Ее место занимает
жизнедеятельность
населения во
всем ее многообразии, а черты общего в
ней задаются в основном типом
общественно-экономического устройства
общества и реальных событий его истории.
Повышенную роль во влияниях на нее
приобретают господствующие в жизни
населения и преобладавшие в прошлом
общественные
реальности, тип социальных отношений,
экономика, политика. Поэтому
главные источники трудностей изменения
общественной психологии, не всегда
способствующих развитию жизни общества,
обусловлены трудностями объективных
перемен в
жизни граждан
и историческим опытом, совпадающим или
не совпадающим с реальными переменами.
Общим для всего
населения выступают лишь контакты
со средствами массовой информации и
печати. Развитие
последних в современных условиях
приобрело тотальный, систематический,
длительный характер проникновения в
непосредственное окружение почти всех
граждан, в каждую квартиру. Они стали
важными факторами социальной среды и
контактов с ней.
Впсихологии
общества наиболее полно представлены
все виды
социально-психологических явлений,
и прежде
всего массовые:
мотивационно-потребностного
характера (общественные цели, потребности,
интересы, ценности, чаяния, надежды и
ожидания, стремления, намерения,
установки, ориентации), преимущественно
познавательного характера (общественные
мнения по разным вопросам жизни общества
и деятельности государства, общественные
взгляды, убеждения, представления,
восприятия, память, верования, суеверия,
предрассудки, слухи), преимущественно
эмоционального характера (общественные
настроения, чувства, переживания,
аффекты, паника), преимущественно
поведенческо-волевого характера
(общественные движения, акции, поведение,
нормы, обычаи, традиции, вкусы, мода) и
взаимоотношения
между
большими социальными общностями,
группами, гражданами.
Психология общества,
как сложнейшая системная
социально-психологическая реальность,
имеет иерархическое
строение. Это
выражается наличием в ней слоев
(страт,
подсистем в границах которых обнаруживаются
и взаимодействуют разные
социально-психологические явления.
При первом
приближении выделяются два
социально-психологических слоя.Первый
— системообразующий,
устойчивый
(по другой терминологии «глубинный»).
К этому слою относятся из уже упоминавшихся
социально-психологических явлений
общественные интересы, потребности,
убеждения, идеалы, память, верования,
традиции, обычаи и другие, более
комплексные, о которых речь ниже.
Второй
социально-психологический слой
системно-динамический.
Это слой
постоянно возникающих и исчезающих
проявлений психологии общества, вызванных
изменениями в комплексе причин, влияющих
на нее. К нему относится большинство из
перечисленных выше видов
социально-психологических явлений,
особенно отчетливо проявляющихся в
возникновении и сменах общественного
мнения, настроений, ожиданий, решений.
На уровне общественной
психологии выражается общепсихологическая
закономерность: внешние
причины действуют через внутренние
условия.
К системообразующим,
базовымкомпонентам
психологии общества можно отнести
следующие.
Общественное
самосознание —
психологически характеризующееся
самоидентификацией населения как
общества, осознанием им своей целостности
и своеобразия, отличия от населения
иных государств, общности своей жизни
и судьбы, необходимости жить сообща,
своим «зеркальным» — «Мы» (видением и
оценкой себя как бы глазами других
народов), самооценкой своих сильных
сторон и слабостей, общественных
интересов и потребностей.
Общественное
сознание
— осмысленное
понимание и отношение к окружающему
миру, в первую очередь к социальной
действительности, бытию и в своем
обществе и в человечестве. Оно выражено
в системе основных понятий, специфике
их значений и смыслов, критериев понимания
и оценки происходящего, аксиоматических
суждениях (в том числе пословицах,
поговорках, притчах), верованиях,
общественных идеалах, признаваемых
нормах поведения, общественном мнении,
идеологии, достижениях науки и др.
Духовно-психологическая
культура
— исторически
определенный уровень (степень) развития
духовных сил и возможностей народа,
системы доминирующих в нем духовных
ценностей. Обычно в ней выделяют культуру
ценностей, отношений, норм поведения,
мышления, нравственности, воспитанности,
языка, национальной символики (гербы,
флаги, гимны, традиции, обычаи, ритуалы),
культуру искусства, социальную,
политическую, правовую и др. Точных
критериев измерения уровня развитости
не существует. Он оценивается при
сравнении с достижениями современной
человеческой цивилизации, тенденциями
ее развития, с уровнем культуры народов
других стран.
Менталитет
народа
— исторически
сложившийся психологический склад
мышления, образ мыслей, оценок, духовных
установок, привычных социальных
предпочтений и вкусов. Иногда это
называется «социальным (народным)
характером». В нем представлены народная
уникальность психологии данного
общества.
Социально-психологический
климат в обществе
— проявление
общественной психологии как благоприятной
или неблагоприятной для жизни и
деятельности населения, его групп и
граждан. Наиболее ярко он выражается в
удовлетворенности — неудовлетворенности
людей, групп, общностей жизнью в обществе
и происходящими в нем социальными
изменениями и процессами, деятельностью
государственного аппарата. Проявляется
он в общественном мнении и настроениях,
в социально-психологическом самочувствии
граждан.
Общественная
активность
— реальная
практика поведения населения, оцениваемая
с социальных позиций и направленности
на обеспечение сбалансированности
интересов личности. Особое значение
придается и массовости активности
граждан и групп, инициативно и добровольно
направляемой на создание негосударственных
общественных институтов, участию в их
деятельности, независимой от
государственного механизма и направляемой
на улучшение жизни в обществе и
самореализацию граждан в ней (это то,
что связывается ныне с понятием
«гражданское общество».
Все базовые
компоненты психологии общества
взаимосвязаны, проникают друг в друга,
взаимообусловливают особенности и
системные признаки каждого.
Общественная
психология не представляет собой
монолитного единства, и о ее характерных
чертах можно говорить лишь по преобладающим
особенностям. Рассмотренные выше
особенности разных социальных общностей,
образующих основные группы населения,
подтверждают пестроту общественной
психологии, но не исключают наличия в
ней определенных общих как системообразующих,
так системодинамических явлений.
Изучение и оценка
всей совокупности базовых характеристик
психологии общества поможет целостно
понять и оценить ее состояние, многое
из происходящего в обществе, в общностях
и малых группах, в социализации личности
граждан.
Общество, как и
все в мире, подвергается непрерывным
изменениям в структуре, отношениях,
нормах, свойствах, состоянии и др. Эти
изменения называются социальными. Они
влияют на жизнь общества и людей в нем.
Одним из видов социальных изменений
выступают социально-психологические,
происходящие
в психологии общества, групп, граждан.
Они могут происходить во всех структурных
элементах психологии общества и в ней
в целом.
Социокультурные
социологические теории отводят
социально-психологическим изменениям
приоритетную роль. Исследованиями
социальных психологов установлено, что
они закономерно предшествуют, сопутствуют
или бывают следствием объективных,
влияя на них и их результаты.
Все социальные
изменения, особенно радикальные неизбежно
затрагивают интересы общества, людей,
меняют условия и планы их жизни, судьбу,
закономерно порождая целый ансамбль
личностных и групповых социально-психологических
изменений. На уровне общественной
психологии каждое из изменений
общественной жизни, имеющее хоть какую-то
значимость для населения, находит
отражение в социально-психологической
реакции (изменении), выступающей,
образно говоря, социально-психологическим
«откликом», «эхом», «тенью» его.
Особенности социально-психологических
изменений (реакций), их разновидности
определяются по
социально значимым признакам.
• Масштабность
(массовость,
распространенность среди населения)
социально-психологических реакций
определяется числом социальных общностей
и групп, чьи интересы затрагиваются
объективными социальными изменениями.
Они могут носить общенародный характер
и локальный. Так,
психологический отклик на информацию
об изменении в структуре местного
самоуправления какого-нибудь сельского
района и введение нового налога со всего
населения страны по крайней мере по
масштабу будет, конечно, не одинаков.
• Социально важный
признак — степень
общности социально-психологических
реакций. Он обнаруживается в одинаковости
или различиях психологических изменений
в группах и социальных общностях,
вызванных одними и теми же обстоятельствами.
Чем больше социальное расслоение
общества, тем больше разнится психология
социальных общностей и групп, входящих
в него, меньше общность социально-психологических
реакций. Различия реакций выявляют и
активизируют социальные противоречия
и напряжения внутри общества.
• По
социально-психологической наполненности
(насыщенности)
реакция может проявиться в изменении
одного из массовых социально-психологических
явлений, о которых сказано выше, либо
во всем комплексе их.
• Сила
социально-психологической
реакции выражается в ее разной
масштабности, наполненности и степени
выраженности. Реакция тем сильнее, чем
ощутимее (психологически «болезненнее»)
затрагиваются интересы больших и малых
групп людей.
• Социально-психологические
реакции отличаются по своей глубине.
Большинство
их происходит в системно-динамическом
слое психологии общества и носит характер
процессов и состояний. Они динамичны,
изменчивы, проходящи. Для изменений в
системообразующей сфере нужны более
основательные по силе, длительности,
повторяемости причины.
• Важен и признак
последствий
происходящих
в психологии общества перемен. Они могут
быть прямыми и побочными, предвиденными
и непредвиденными, непосредственными
и отсроченными.
• По адекватности
конкретная
социально-психологическая реакция
может соответствовать по всем показателям
вызвавшей ее объективной причине (быть
закономерной, естественной, «органической»,
оправданной), а может и нет: чрезмерно
сильной или слабой, нарочито выраженной
или необоснованно скрытой и т.д.
Объективные перемены, затрагивая,
например, интересы всего населения,
могут вызвать протесты лишь части его.
Зависит это от степени понимания
населением происходящих объективных
изменений, одобрения — неодобрения их,
особенностей общественной психологии,
либо от специальных усилий по сдерживанию
или, напротив, «раздуванию» реакций.
Не только
исследования, но и простые наблюдения
за окружающей жизнью раскрывают
насыщенность ее социально-психологическими
реакциями, процессами социально-психологических
изменений в общественной психологии,
ее действительным состоянием — следствием
этих изменений и несомненным влиянием
их на события в обществе.
Особым видом
социально-психологических
изменений выступает социально-психологическая
напряженность—
увеличение нагрузок и затрат сил для
поддержания равновесия психологической
системы при внутренних и внешних
изменениях. Социально-психологическая
напряженность — универсальная реакция,
сопровождающая все другие изменения и
обеспечивающая их. Чем значительнее
цель, чем больше изменения, чем сложнее
условия, чем менее подготовлены к
изменениям люди, тем выше напряжение.
Поэтому неверно оценивать
социально-психологическую напряженность
только негативно.
Социально-психологическое
напряжение порой именуют групповым
стрессом и
оценивают его отрицательно. Однако
социально-психологические напряжения
обладают своими признаками и делятся
на подвиды (разновидности), в зависимости
от которых находится и характер влияния
их на поведение, жизнь людей и социальные
изменения.
По системной
адресности социально-психологические
напряжения характеризуются теми
структурами социально-психологической
реальности, которые претерпевают
изменения. По этому признаку они бывают
локальными и системными (т.е. охватывающими
всю психологию общества). Локальные
дифференцируются с большей точностью:
социально-психологическое напряжение
ментальности, общественного мнения,
настроений, идеалов, ценностей, традиций
и т.д.
Признак
противоречивости выражает
наличие, место, характер противоречий
между происходящими изменениями и
другими системными явлениями. Так,
социально-психологические напряжения
в обществе могут возникать из-за разной
заинтересованности в изменениях
правительства и народа, имущественных
и национальных общностей, противоречий
осуществляемых изменений опыту народа,
между обнародованными обещаниями и
реальным положением в обществе и т.п.
Признак интенсивности
— степень
напряжения и вызванных этим затрат сил.
Различаются оптимальные
социально-психологические напряжения,
повышенные, перенапряжения (высокие,
предельные) и запредельные (вызывающие
массовые аффекты, господство чувств
над разумом: социально-психологический
срыв, шок, панику, истерию, взрыв, агрессию,
смуту). Интенсивность зависит от
характера, степени и скорости происходящих
изменений. Например, изменения,
затрагивающие главные жизненные
интересы, ценности, традиции, менталитет
народа, его основных групп, потенциально
«психологически болезненны» и могут
вызывать значительные напряжения,
конфликты, а изменения моды — меньшие.
Есть еще одна разновидность напряжения,
связанная с исчерпанием сил и именуемая
«психологической усталостью». Она
содержит потенцию двух полярных
проявлений — массовых аффектов и
массовых апатий, аномии (полного
безразличия к происходящему; «народ
молчит», но это бывает нередко более
красноречивым, чем внешне выраженные
реакции).
При любых
социально-психологических изменениях
необходимо считаться с уже имеющейся
социально-психологической напряженностью,
ее изменениями (нарастанием или снижением)
и оценивать, как она отразится на
результатах планируемых перемен.
Исследования и
исторические факты, современная
российская действительность подтверждают,
что социальное
развитие общества происходит успешнее,
если в числе
обеспечивающих изменений находится
соответствующее развитие психологии
общества. Победа реально
придет только тогда, когда социальные
нововведения органичны, естественны,
если они назрели
и психологически, т.е.
соответствуют уровню социально-психологического
развития общества, ожидаются,
понимаются, одобряются, принимаются и
воплощаются в жизнь народом. История
любых тираний, диктатур, клик, олигархий
свидетельствует, что их сила и кажущаяся
непоколебимость иллюзорны.
Разумно каким-то
образом в системе направленных на
обеспечение развития мер, предусматривать
и регулирующие влияния на психологию
общества.
Применительно к
психологической реальности более
эффективно целенаправленное регулирование
не давлением, повелением, командованием,
приказом, принуждением, насилием (хотя
они не исключены в уместных случаях,
особенно на уровне индивидуальной
психологии), но — побуждением,
убеждением, стимулированием, мотивированием,
поощрением, содействием, влиянием.Это
психологически
более мягкие (не
вызывающие у людей внутреннего протеста,
непринятия, сопротивления, противодействия)
способы и средства. Кроме того, они
рассчитаны на практически непрерывное
и длительное действие.
Эффективность психологических влияний
объясняется тем, что они ориентированы
преимущественно на положительные
переживания людей, в то время как жесткие
не считаются с чувствами либо ориентированы
на страх, на реакцию избегания
неприятностей. Когда речь идет о
психологии общества, то тут уместны
лишь мягкие формы, средства и способы
регуляции с помощью влияний, создания
благоприятных условий, убеждения масс
людей преимущественно на опытеи
противопоказано психологическое и иное
насилие.
К числу основных
социально-психологических условий,
учитывающих
специфику социально-психологической
регуляции на уровне общества и основные
закономерности его социально-психологического
развития, относятся следующие.
1. Всесторонний и
правильный учет
всех особенностей общественной
психологии, происходящих
в ней изменений, способствование
развивающим социально-психологическим
изменениям в
интересах
каждого человека, всего населения и
общества.
2. Социальное
развитие может быть успешно, если
оно отвечает базовым, системообразующим,
устойчивым, исторически сложившимся
особенностям общественной психологии,
— менталитету
народа, ценностным ориентациям,
общественным привычкам, традициям,
обычаям, памяти народа, «народной
психологии». Каждая из культур воплотила
в себе черты своеобразия многовековых
уроков истории народов: американская
— пятисотлетней жестокой колонизации,
африканская — длительного рабства,
японская — тысячелетней изоляции от
мира и саморазвития на островах,
российская — крайностей феодальной
раздробленности и тотальной централизации.
Нельзя подгонять
жизнь масс под какие бы то ни было
социальные идеи, а надо идеи «выводить»
из жизни, психологии, опыта и памяти
народа. Именно так осуществлялись все
«бархатные революции» новейшего времени
(в Чехословакии, Венгрии и др.), уважавшие
национальное достоинство и уникальность
своего народа.
3. Меры, ориентированные
на социальное развитие, могут быть
успешны, если
они своевременны, отвечают достигнутому
уровню социальной развитости, культуры
общества, в том числе его
социально-психологической сферы.
Социально-психологическое
развитие, как показывает анализ
исторического опыта многих народов,
идет путем неспешного и противоречивого
накопления, увеличения доли тех примет
психологии, которые характерны для
будущего, более совершенного. Когда
последние становятся преобладающими,
возникает новый уровень
социально-психологического развития.
4. Процесс социального
развития общества должен находиться
в согласии с реальными динамическими
социально-психологическими явлениями
в обществе
Современному
уровню достижений человеческой
цивилизации соответствуют меры по
созданию в обществе системы
социально-психологического обеспеченияего
жизни и развития.
В оптимальном виде
она включает:
• широкомасштабное
и непрерывное изучение психологии
общества во всех ее составляющих, а
особенно общественного мнения, настроений,
социальных ожиданий, социальных оценок
населением происходящих социальных
изменений;
• обеспечение
понимания населением государственной
идеологии, перспектив развития общества,
практики управления государственными
и общественными структурами;
• обеспечение
деятельности государственных и
общественных структур информацией о
состоянии психологии общества, больших
и малых групп;
• участие социальных
психологов в подготовке, консультировании
и экспертизе подготавливаемых мер,
нацеленных на осуществление социального
развития;
• предварение
важных социальных мер социально-психологическим
прогнозированием непосредственных и
отдаленных последствий, возможностей
возникновения неожиданных и побочных
социально-психологических последствий;
• участие социальных
психологов в подготовке общественного
мнения к планируемым значимым социальным
изменениям, исключающей их непринятие
населением, членами конкретных
коллективов;
• социально-психологическое
сопровождение социальных изменений,
доведение до населения позитивной
информации о реализуемых во всех ветвях
власти и управления мерах, достижение
их адекватного понимания, прослеживание
возникающих в ходе их социально-психологических
явлений среди населения, проведение
дополнительной социально-психологической
работы, предупреждение побочных
негативных социально-психологических
последствий;
• осуществление
социально-психологического консультирования
и оказание социально-психологической
помощи населению, гражданам;
• выявление
социально-психологических факторов,
связанных с распространенными среди
населения, в отдельных группах его
негативными явлениями, и участие в
локализации их распространения и
постепенном преодолении;
• организация
социально-психологического просвещения,
образования, повышения уровня
социально-психологической грамотности
населения, работников органов управления,
руководителей и других категорий лиц,
чья деятельность имеет выраженный
социально-психологический аспект.
Самая существенная
черта современного общества – его
нестабильность – исключает его анализ
методами и средствами, сформированными
для анализа стабильных ситуаций. Термин
«кризис» все чаще употребляется
для характеристики переживаемого
периода. В становящемся новом типе
общества его нормы – плюрализм мнений,
допустимость различных вариантов
экономических решений, права человека
– воспринимаются многими социальными
группами достаточно тяжело. Можно только
обозначить те процессы, с которыми
сталкивается массовое сознание в
ситуации нестабильности и которые
требуют пристального социально-психологического
внимания. Прежде всего, это глобальная
ломка устоявшихся социальных стереотипов.
Изменение системы ценностей – второй
блок социально-психологических феноменов,
требующих особого внимания исследователей.
Это касается вопроса о соотношении
групповых (прежде всего классовых) и
общечеловеческих ценностей. В условиях
радикальных преобразований «старые»
ценности во многом оказались разрушенными,
а «новые» не приняты. Утрата
ориентиров относительно иерархии
ценностей порождает нравственный
беспредел. Кризис идентичности – еще
один пример существенных изменений в
массовом сознании в эпоху перемен:
пожилые люди испытывают потерю
идентичности, молодежь – затруднения
с определением своей идентичности.
Перечень проблем, порождающих особое
– тоже нестабильное – состояние
массового сознания в эпоху радикальных
преобразований, можно продолжить. Таким
образом, социальная психология
сталкивается с новой социальной
реальностью и должна осмыслить ее.
Необходим поиск новых принципиальных
подходов к анализу социально-психологических
феноменов в изменяющемся мире, новой
стратегии социально-психологического
исследования.
Литература:
Литература:
Андреева Г.М.
Социальная психология. М., 1998.Аронсон Э.
Общественное животное. Введение в
социальную психологию. / изд. 7.; пер. с
англ. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.Бендас Т. В.
Психология лидерства: Учебное пособие.
— СПб.: Питер, 2009. — 448 с.Берн. Э. Игры, в
которые играют люди. Люди, которые
играют в игры. М., 1999.Битянова М.Р.
Социальная психология: наука, практика
и образ мыслей. Учебное пособие. – М.:
Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 576 с.Бородкин Ф.М.,
Коряк Н.М. Внимание: конфликт! –
Новосибирск.:НГУ, 1989.Бэрон Р., Бирн Д.,
Джонсон Б. Социальная психология.
Ключевые Идеи. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.Введение в
психологию. / Под общ. Ред. А.В.Петровского
– М., Академия 1997.Вердербер Р.,
Вердербер К. Психология
общения. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. –
320 с.Гозман Л.Я.
Психология эмоциональных отношений.
– М.: Изд-во МГУ,1987. – 176с.Гришина Н.В.
Психология конфликта. – СПб.: Питер,
2008. — 544 с.Девяткин А.А.
Явление социальной установки в психологии
ХХ века. – Калининград: Калинингр. ун-т,Дилигенский Г.
Социально-политическая психология. –
М.: Наука, 1994. – 304 с.Журавлев А. Л.,
Соснин В. А., Красников М. А. Социальная
психология:
Учебное пособие. – М.:
Форум; Инфра-М, 2006.
— 416 с.Занковский А.Н.
Организационная психология. – М.:
Флинта; МПСИ, 2002. — 648 с.Ильин Е. П. Психология
общения и межличностных отношений. —
СПб.: Питер, 2009. — 576 с.Ильин Е. П. Психология
общения и межличностных отношений. —
СПб.: Питер, 2009.Кон И.С. Социология
личности. – М.: Политиздат, 1967. — 383 с.Королев А. А.
Этноменталитет: сущность, структура,
проблемы формирования. — М.: Изд-во
Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011. — 68
с.Кричевский
Р.
Л., Дубовская
Е.
М. Социальная психология малой группы:
Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект
Пресс, 2001.- 318 с.Крысько В.Г.
Этническая психология: учебное пособие
для вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. -320с.Лабунская В. А.
Экспрессия человека: общение и
межличностное познание. — Ростов н/Д:
Феникс, 1999. — 608 с.Лионов П.Ф. 100 самых
популярных трюков в общении. – СПб.:
Питер, 2011. – 176 с.Майерс Д. Социальная
психология. / Перев. с англ. – СПб.: Питер,
1997. — 688 с.Майерс Д.Социальная
психология. Интенсивный курс. – СПб.:
Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.Методы социальной
психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В.
Е. Семенова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – 175 с.Назаретян А. П.
Психология стихийного массового
поведения. Лекции. – М :. ПЕР-СЭ, 2001. –
112 с.Новиков В.В.
Социальная психология. Феномен и наука:
Учебное пособие. – М.: Изд-во ин-та
Психотерапии, 2003. – 344 с.Обозов Н. Н., Щёкин
Г. В. Психология работы с людьми. Советы
руководителю: Учебное пособие. – К.:
МАУП, 2004. – 228 с.Орбан-Лембрик
Л.Е. Соціальнапсихологія. – К.: Либідь,
2004. – 576 с.Парыгин Б. Д.
Социальная психология: Учебное пособие.
– СПб.: СПб ГУП, 2003. – 616 с.Петровский А. В.
Шпалинский В. В. Социальная психология
коллектива. Учебное пособие для студентов
пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1978.Политическая
психология. / Под общей ред. А.А. Деркача,
В.И. Жукова, Л.Г. Лаптев 2001. – 576 с.Почебут Л. Г. Мейжис
И. А. Социальная психология. – СПб.:
Питер, 2010. – 672 с.ПочебутЛ.
Г., ЧикерВ.
А. Организационная социальная психология:
Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь»,
2002. – 298 с.Психология
личности.
Учебное пособие. / Под ред. П. Н.
Ермакова,
В.
А.
Лабунской. – М.: Эксмо, 2007 – 653 с.Психология. Учебник
для гуманитарных вузов / Под общ.ред.
В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 сПсихология.
Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М.:
Изд-во Проспект, 2005 – 453 с.Руденский Е. В.
Социальная психология: Курс лекций. –
М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. –
224 с.Свенцицкий А. Л.
Социальная
психология: Учебное пособие. — М.: ООО
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.Семечкин Н.И.
Социальная психология на рубеже веков:
Истории, теории, исследования. В 2-х
частях. Часть 1. – Владивосток:
Дальневосточный университет, 2001. – 145
с.Семечкин Н.И.
Социальная психология на рубеже веков:
Истории, теории, исследования. В 2-х
частях. Часть 2. – Владивосток:
Дальневосточный университет, 2003. – 135
с.Социальная
психология в современном мире. / Под
ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.:
Аспект Пресс. — 2002. – 336 с.Социальная
психология личности в вопросах и
ответах: Учебное пособие. / Под ред. В.А.
Лабунской. – М.: Гардарики, 1999 – 397 с.Социальная
психология: Учебное
пособие для вузов. / Под ред. А.М.
Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.Социальная
психология: Учебное пособие для вузов.
/ Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева.
– Новосибирск: Сибирское соглашение;
М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.Социальная
психология: Учебное пособие для вузов./
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.:
Изд. центр Академия, 2001. – 600 с.Социальная
психология: Хрестоматия: Учебное пособие
для студентов вузов. / Сост. Е. П. Белинская,
О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс,
2003. – 475 с.Стефаненко Т. Г.
Этнопсихология. –
М.: Институт психологии РАН; Академический
проект, 1999. –
320 с.Харрис Р. Психология
массовых коммуникаций. – СПб:
Прайм-Еврознак, 2003 – 448 с.Чалдини Р., Кенрик
Д., Нейберг С. Социальная
психология. Пойми других, чтобы понять
себя! – СПб.: ПраймЕврознак, 2002. – 256 с.Чалдини Р., Кенрик
Д., Нейберг С. Социальная
психология. Пойми себя, чтобы понять
других! – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. –
336 с.Шевандрин Н. И.
Социальная психология в образовании.
– М.: Владос, 1995. – 544 с.Шестопал Е.Б.
Политическая психология. – М.: Инфра-М,
2002. – 448 с.Шибутани Т.
Социальная психология. — Ростов н/Д.,
1998. – 521 с..Янчук В.А. Введение
в современную социальную психологию:
Учебное пособие для вузов. – Мн.: АСАР,
2005. – 800 с.
Название организации | Описание | Информация о членстве |
Американская психологическая ассоциация [Список подразделений] | Насчитывает около 150 000 членов и 50 подразделений с широким спектром специальностей. Следующая конференция APA состоится онлайн 6-8 августа 2020 года. | |
Американская психологическая ассоциация аспирантов | В состав входят более 30 000 аспирантов и студентов факультетов психологии.Предлагает мероприятия на ежегодном съезде APA. | |
Азиатская ассоциация социальной психологии | Имеет около 400 членов и издает Азиатский журнал социальной психологии . Следующая двухгодичная конференция AASP состоится в Сеуле, Корея, 29-31 июля 2021 года. | |
Ассоциация психологических наук | Имеет более 25 000 членов и является крупнейшей организацией общей психологии, специализирующейся в основном на исследованиях.Следующая конвенция APS состоится в Вашингтоне, округ Колумбия, 27-30 мая 2021 года. | |
Ассоциация студентов-психологов | Национальная студенческая сеть, насчитывающая более 4000 членов и 50 отделений (также предлагает программу наставничества для студентов). | |
Ассоциация исследований личности | Имеет более 400 членов и издает Журнал исследований личности . Следующая конференция ARP, которая проводится раз в два года, состоится в Эванстоне, штат Иллинойс, 22-24 июля 2021 года. | |
Ассоциация черных психологов | Имеет более 1400 членов и посвящен развитию профессии чернокожих психологов, продвижению социальных изменений и помощи общинам чернокожих и другим этническим группам. | |
Отдел социальной психологии Британского психологического общества | Образовательная и профессиональная организация, основанная в 1953 году.Последняя ежегодная конференция BPS по социальной психологии прошла в Йорке, Англия, 28-30 августа 2019 года. | |
Канадская психологическая ассоциация, отдел социальных и личных дел | Имеет около 85 социальных и личностных психологов и ведет электронный список дискуссий, к которому могут присоединиться участники. | |
Европейская ассоциация социальной психологии | Имеет более 1000 членов и созывает Общее собрание каждые три года.Следующее Общее собрание состоится в Кракове, Польша, в 2021 году. | |
Федерация ассоциаций поведенческих и мозговых наук | Коалиция, занимающаяся защитой науки, образованием и коммуникациями. В число членов входят Общество экспериментальной социальной психологии и Общество личности и социальной психологии. | |
Групповая психология и групповая психотерапия | Отдел 49 Американской психологической ассоциации.Насчитывает около 1000 членов и открыт как для членов APA, так и для не членов APA. | |
Международная ассоциация прикладной психологии | Имеет более 2000 членов в более чем 90 странах. Следующий Международный конгресс прикладной психологии состоится в Пекине, Китай, 24-29 июля 2022 года. | |
Международная ассоциация кросс-культурной психологии | Имеет более 800 членов в 65 странах.Следующий Международный конгресс IACCP состоится в Оломоуце, Чешская Республика, 24-29 июля 2021 года. | |
Международная ассоциация исследований взаимоотношений | Имеет более 600 членов со всего мира. Следующая раз в два года Международная конференция по личным отношениям пройдет в Лондоне, Англия, с 29 июля по 2 августа 2021 года. | |
Международный совет психологов | Посвящен продвижению мира во всем мире, прав человека и сотрудничества между специалистами в области психического здоровья и социологами.Следующая конференция ICP состоится онлайн 10-12 декабря 2020 года. | |
Международная психология | Отдел 52 Американской психологической ассоциации. Состоит из более чем 1000 членов со всего мира, включая членов APA и не входящих в APA, и издает журнал International Perspectives in Psychology . | |
Международная сеть социального познания | продвигает исследования социального познания в своем журнале Social Cognition , а также проводит предварительные конференции на собраниях SPSP, SESP и EASP. | |
Международное общество по исследованию агрессии | Междисциплинарная организация, насчитывающая около 250 членов из более чем двух десятков стран. 24-я Всемирная встреча пройдет в Оттаве, Канада, 20-23 июля 2021 года. | |
Международное общество самосознания и идентичности | Имеет более 600 членов с пяти континентов. ISSI проводит предварительные конференции на тему «Я и идентичность» на ежегодных собраниях SPSP и EASP. | |
Международное общество политической психологии | Междисциплинарная организация, насчитывающая более 1000 членов по всему миру. Следующее Ежегодное собрание ISPP состоится 14-16 июля 2020 года в режиме онлайн. | |
Пси Чи | Международное психологическое общество с более чем 1000 отделениями. Psi Chi предлагает множество наград и грантов для студентов, преподавателей и местных отделений. | |
Общество общественных исследований и действий | Международная организация, занимающаяся продвижением теории, исследований и социальной деятельности. Следующая двухгодичная конференция SCRA состоится в Нэшвилле, штат Теннесси, 16-19 июня 2021 года. | |
Общество общей психологии | Основана в 1945 году как первое подразделение Американской психологической ассоциации. Способствует единству и согласованности между дисциплинами психологии и издает Review of General Psychology . | |
Общество вынесения суждений и решений | Междисциплинарная организация, специализирующаяся на различных аспектах суждения и принятия решений. Следующее ежегодное собрание SJDM состоится онлайн 9-12 декабря 2020 года. | |
Общество личности и социальной психологии | Имеет более 5000 членов и издает PSPB и PSPR .Следующая ежегодная конференция SPSP состоится онлайн в феврале 2021 года. | |
Общество социальной неврологии | насчитывает более 1300 членов из более чем 40 стран на 6 континентах. Следующее ежегодное собрание S4SN состоится в Остине, штат Техас, 10-12 декабря 2020 года. Членство бесплатное. | |
Общество психологических исследований проблем этнических меньшинств | Имеет более 1000 участников.Издает рецензируемый официальный ежеквартальный журнал Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology , а также информационный бюллетень в стиле блога. | |
Общество психологических исследований социальных проблем | Состоит из более чем 2500 членов и специализируется на проблемах общества. Последняя конференция SPSSI прошла в Сан-Диего, Калифорния, 21-23 июня 2019 года. | |
Общество научных исследований сексуальности | Многопрофильное профессиональное сообщество, насчитывающее более 1000 членов.Следующее ежегодное собрание SSSS состоится в Новом Орлеане, Луизиана, 19-22 ноября 2020 года. | |
Общество изучения мира, конфликтов и насилия | Посвящается развитию и применению психологических знаний в поисках мира. Издает «Мир и конфликт: журнал психологии мира» . | |
Общество преподавания психологии | Имеет более 2000 членов и издает Преподавание психологии .Следующая Ежегодная конференция STP по обучению пройдет онлайн 8-10 октября 2020 года. | |
Общество социальных психологов Австралии | Сеть социальных психологов Австралии и Новой Зеландии. Следующая конференция SASP состоится в Окленде, Новая Зеландия, в апреле 2021 года. | |
Общество экспериментальной социальной психологии | Имеет более 900 членов и издает журнал Journal of Experimental Social Psychology .Следующая конференция SESP состоится в Санта-Барбаре, Калифорния, 7-9 октября 2021 года. |
.
Степень онлайн-психологии — 6 специальностей BA
Чтобы умело ориентироваться в деловых и личных отношениях, вам необходимо иметь глубокое понимание человеческого поведения. Бакалавр психологии со специализацией в прикладной психологии применяет психологические теории и подходы к работе, превращая классические концепции и текущие исследования в реальные решения.
Наша онлайн-степень по прикладной психологии делает акцент на человеческом поведении в определенных средах, внимательно изучает, как основные принципы и исследования используются для изучения и воздействия на общество.Некоторые выпускники переходят на степень магистра психологии или консультирования. Другие используют степень бакалавра психологии для продвижения карьеры в таких областях, как маркетинг, бизнес и общественные работы.
Это практическое занятие по психологии дает вам возможность исследовать, как различные области психологии используются как для ответа на вопросы, так и для создания реальных решений. Применяя соответствующие методы исследования, вы научитесь интерпретировать поведение и психические процессы с различных психологических точек зрения.
Эта онлайн-программа рассматривает конкретные области практического и основанного на исследованиях человеческого поведения, охватывая ряд областей, включая образование, спорт, здоровье, промышленную, общественную и судебную психологию.
Перспективы карьеры:
Несмотря на то, что эта онлайн-программа по прикладной психологии не ведет к лицензированию или сертификации, она оставляет вас с концепциями психологии и коммуникативными навыками для достижения успеха во множестве отраслей, таких как бизнес, социальные услуги и образование.
Ваша степень позволяет вам занять такие должности, как аналитик маркетинговых исследований (рост на 20% до 2028 года), менеджер по персоналу (7%) или специалист по связям с общественностью (6%). 1
Программа также подготовит вас к поступлению в аспирантуру и исследовательским возможностям.
Курсы могут включать:
- Психология сообщества
- Современные проблемы прикладной психологии
- Промышленная организационная психология
.