Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер ему нет равных: Упражнение 13. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения

Содержание

Упражнение 13. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По мнению автора работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире. 5. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинствующее настроение. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. Всем командировочным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия — по этим кардинальным регалиям вы отличите кардинала от простого священника. 11. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он допустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых телевидение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу. 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступка? 26. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональ­ных знаний. 27. Врач предупредил о том, что есть возможность тяжелых ос­ложнений. 28. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 29. Этот агрегат позволяет внушительно сни­зить температуру соединения металлов. 30. Он пользовался приоритетом у коллег. 31. На улице холодно, не забудьте одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомненье. 33. В это день у него было очень превосходное на­строение. 34. Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных. 35. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный. 36. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 37. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение 14. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни; ахиллесова пята; белая ворона; гордиев узел; дамоклов меч; дары данайцев; объятия Морфея; посыпать пеплом голову; прокрустово ложе; сжечь корабли; сизифов труд; со щитом или на щите; три кита.

Упражнение 15. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 16. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение 17. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи. Составьте предложения, используя литературные формы.

1. Глубже — более глубокий — более глубже, выше — более высокий — более выше, более низкий — пониже, веселее- веселей, звонче — звончее — более звонкий, слаще — слаже — сладче, теплее — теплей, дешевле — дешевше — дешевее — подешевле, хлеще — хлестче, ловче — ловчее, моложе — младше — помоложе.

2. Сильнейший — самый сильный — сильнее всех, интереснейший — интереснее всех — самый интересный, самый лучший — наилучший, наименьший — самый меньший — меньше всех, самый благородный — благороднейший, самый простой — простейший, честнее всех — самый честный — честнейший.

Грамматические нормы

1. Упражнения

1.1 Орфоэпия и акцентология

Упражнение
1. В каких словах произносится [
o],
а в каких [э]
после
мягких согласных
?

Безнадежный,
опека, бытие, новорожденный, острие,
принесший, за­бредший, затекший,
маневренный, отцветший, одноименный,
платежеспособ­ный, афера, шофер,
истекший год, недоуменный, женоненавистник,
крестный ход, блеклый.

Упражнение
2. Какой согласный — твердый или мягкий
— произносится в следующих словах?
Укажите слова, в которых норма допускает
два вари­анта произношения.

Тезис,
шинель, термин, адекватный, дефис, музей,
акаде­мия, крем, пресса, бизнес,
компьютер, альтернатива, кофе, темп,
кларнет, сес­сия, декан, рейтинг,
патент, кредо, претензия, тет-а-тет,
террор, прессинг, Одес­са, паштет,
декада, фанера, дебаты, де-факто, дельта,
орхидея, свитер, текст, анестезия,
компетенция, дефицит.

Упражнение
3. Прочитайте слова. Постарайтесь избежать
ошибок, вызван­ных вставкой лишних
звуков либо пропуском гласных или
согласных.

Прецедент,
беспрецедентный, инцидент, компрометировать,
юрискон­сульт, интриганский,
конкурентоспособный, чрезвычайный,
констатировать, компетентный, почерк,
поскользнуться, конъюнктура, флюорография,
индивидуум, противень, грейпфрут.

Упражнение
4. Образуйте глагольные формы по образцу.
Обратите внима­ние на закономерности
расстановки ударения.

Образец:
брать — брал, брала, брало, брали.

Взять,
начать, отнять, понять, врать, начаться,
класть, принять, нанять, отозвать,
проспать, звать, собраться, жить.

Упражнение
5.
Расставьте ударение в словах.

Повестей,
отраслей, прибылей, местностей, областей,
должностей, возвышенностей, глупостей,
новостей, очередей, теней, пядей,
ведомостей.

Упражнение
6. Образуйте формы множественного числа
существительных, расставьте ударения.

Бант,
зонт, шофер, шприц, пруд, бинт, сват,
торт, шрифт.

1.2 Лексические нормы

Упражнение
7.
Назовите словосочетания, из смещения
(контаминации) ко­торых появились
новые ненормированные выражения.

Тратить
нервы = трепать, портить нервы + тратить
здоровье, силы.

Одержать
успехи; оказать внимание; поставить
вечер, концерт; потерпеть потери.

Поднять
тост; играть значение; оказать вред;
занять звание чемпиона; за­щитить
степень.

Упражнение
8.
Отметьте случаи лексического плеоназма.
Исправьте пред­ложения.

1.
Сейчас в компании нет свободных вакансий.
2. Наши средства строго лимитированы и
ограничены. 3. Нам нужны специалисты по
проверке и тести­рованию программного
обеспечения. 4. Тезисы статьи нужно бы
уменьшить и минимизировать. 5. Напишите,
пожалуйста, свою автобиографию. 6. Не
нужно пользоваться упрощенными,
схематизированными, общепринятыми
стереоти­пами и представлениями об
авангардных работах скульптора Михаила
Шемя­кина. 7. В творческой манере
художника Врубеля наблюдается константное
по­стоянство мотива русской народной
сказки. 8. Территориальные образования
в недавнем прошлом не просто игнорировались,
а вообще не принимались во внимание. 9.
Если это гипотетически предположить,
то ситуация видится в ином свете. 10.
Инициатором и зачинателем движения
является экономическая ассоциация. 11.
Середина 60-х годов знаменательна
расцветом и апогеем «су­рового стиля»
в архитектуре. 12. Реформа ведется при
одновременном сосуще­ствовании старых
и новых структур управления. 13. После
первого дебюта в одном известном фильме
молодая актриса стала получать предложения
сни­маться за границей. 14. Участники
творческой экспедиции рассказали о
пер­спективах на будущее. 15. На научном
семинаре автор изложил главную суть
этой книги.

Упражнение
9.
Найдите случаи тавтологии, исправьте
предложения.

1.
По сведениям из осведомленных источников,
намечено подписание «Соглашения о
национальном согласии». 2. Раскрывая
предложенную тему, мы попытаемся раскрыть
концепцию занятости в новых
социально-экономических условиях
России. 3. Товарные биржи были сформированы
в форме акционер­ных обществ. 4. Вновь
после длительного перерыва возобновляется
постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги,
можно подытожить следующие соображения…
6. Последствия вашей оплошности последуют
незамедлительно. 7. Он снова по­чувствовал,
что его охватило болезненное чувство
одиночества. 8. В прошлом году выдался
неурожайный год. 9. Мы каждый месяц платим
абонентскую пла­ту за радиоточку. 10.
В пищу животным стали добавлять
минеральные добавки.

Упражнение
10.
Укажите случаи «смешения стилей» в
следующих фра­зах.

1.
В портфелях творческих объединений
«Мосфильма» немало задумок, творческих
заявок и уже сработанных сценариев. 2.
На предприятии системати­чески хромает
учет загрузки и использования
технологического оборудования. 3. Дело,
конечно, не только в том, что свое
хозяйство мы ведем по науке. 4. Нормативных
документов по приватизации автору
пришлось проанализировать аж 33 (включая
законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи
стали застревать до трех месяцев. 6.
Днями в Кремлевском дворце открывается
международный форум «Мировой опыт и
экономика России». 7. По наблюдению
автора на­стоящей работы, надобность
такого анализа и сейчас актуальна. 8.
Стала просто очевидной нетождественность
замыслов программы социальным условиям
жизни. 9. У людей появилась вера в частную
собственность, возможность чисто своими
силами добиться успеха. 10. Надо бы
задействовать в качестве ключе­вого
человеческий фактор.

Упражнение
11.
Определите значения следующих иностранных
слов. Составьте с ними словосочетания.

Афера,
этика, прагматичный, дизайн, имидж,
виртуальный, картбланш, стресс, коллоквиум,
менеджер, меркантильный, перманентный,
эстетика, анналы, априори, идиллия, китч,
космополит, лояльный, меценат, мизантроп,
ноу-хау, парадокс, постулат, пацифизм,
превентивный, раритет, латентный, реноме,
саммит, тривиальный, тотальный,
тоталитарный, фиаско, филантроп, цинизм,
дилемма, апогей, альма-матер, ажиотаж,
аббревиатура.

Упражнение
12.
Восстановите
паронимические пары. Составьте
словосоче­тания с каждым из паронимов.

Абонент
— , адресант- , артистичный -, бережливый
-, будничный -, весомый -, воинствующий
-, вражеский -, выборочный-, гарантированный
-, гармоничный -, заглавный -, гордость-,
гуманный -, двойственный -, деловой -,
демократичный -, дипломант -, длительный
-, доходчивый -, драматичный -, дружественный
-, душевный -, жилой -, злостный-,
иллюстрированный — ироничный — искусственный
— каменный — командировочный -, критичный-,
логичный -, мелочный -, методичный — ,
невежда — ,ненавистный -, нестерпимый —
,обеднить -, оборотный — , основать — ,
надеть -, опасливый — , отписка -,
органический -. усвоить -, отборочный
-, отчетливый — , понятливый -, проступок-,
представительский -, предоставление -,
проблематичный — , реалистичный -, скрытый
— , сытный-, тактичный-, типичный -,
удачливый -, факторы — , человечный -,
эффектный -.

Упражнение
13.
Объясните различия в значениях слов,
входящих в паронимический ряд. Составьте
словосочетания
.

Дипломат
— дипломант — дипломник.

Цветистый
— цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Двойной
— двойственный — двоякий.

Деловитый
— деловой — дельный.

Упражнение
14.
Найдите
ошибки в употреблении слов-паронимов.
Ис­правьте ошибки.

1.
Народ терпел двойственный гнет. 2. Он
одел праздничный костюм. 3. Хищное
истребление лесов привело к образованию
оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно
воздействовала на самые разные аудитории.
5. В конце собрания слово представили
профессору Попову. 6. Бывшие заслуги
здесь во внима­ние не принимаются. 7.
Учитель принужден был еще раз объяснить
новый материал. 8. Ученый стоял у источников
ракетостроения. 9. Артист завоевал
признательность зрителей. 10. Искусство
влияет на рост культурности человека.
11. Главное для писателя — душевный мир
человека. 12. Командировочному пришлось
долго ждать оформления документов. 13.
Взгляд у него не то умоляю­щий, не то
серьезный, не то возмутительный. 14.
Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он
давно мечтал о заглавной роли в
«Преступлении и наказании».

Упражнение
15.
Определите тип ошибок, связанных с
нарушением лексических норм. Исправьте
предложения.

1.
В своей работе руководители учреждений
руководствуются новейшей методической
литературой. 2. По мнению автора работы,
надобность такого анализа и сейчас
актуальна. 3. В ближайшие годы следует
удешевить себестоимость товаров,
выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей
подвижнической деятельностью мать
Тереза заслужила широкую известность
во всем мире. 5. Исполнительская власть
на местах должна активизировать свою
деятельность. 6. Решительность его
поступка удивила всех. 7. В полку царило
воинствующее настроение. 8. Большое
место в докладе было уделено проблемам
молодежи. 9. Всем командировочным
необходимо получить у секретаря
направление в университетскую гостиницу.
10. Тяжелый массивный крест, маленькая
шапочка из бархата и красная мантия —
по этим кардинальным регалиям вы отличите
кардинала от простого священника. 11. В
этом плане отмечены хозяйские постройки:
летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12.
Недавно она защитила степень магистра
в Оксфордском университете. 13. Позвольте
вас уверить, что в будущем подобные
прецеденты не повторятся. 14. С этой
страной у нас построены дипломатические
отношения. 15. Диссертант горячо спорил
со своими абонентами. 16. Картина вызывает
грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю
как художественные произведения, так
и современные детективы и фантастику.
18. Вашему вниманию предоставляется
доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В
разговоре он допустил сильную ошибку.
20. Большое влияние имеет на молодых
телевидение. 21. Зачем же принимать такие
скоропостижные решения? 22. Незабываемый
прецедент произошел во время нашей
поездки по Волге.23. Зимой Дениску
согревали мемуары о летнем отдыхе. 24.
Опыт работы и знание иностранных языков
имеют большую роль в собеседовании при
устрой­стве на работу. 25. Каковы причины
мотивации такого неординарного поступ­ка?
26. Успешное проектирование будущего
требует глубоких профессиональ­ных
знаний. 27. Экономическая политика в
настоящее время все круче должна
ориентироваться на такие цели. 28.
Этот агрегат позволяет внушительно
сни­зить температуру соединения
металлов. 29.
Он пользовался приоритетом у коллег.
30.
На улице холодно, не забудьте одеть
шапку. 31.
Его слова внушают мне большое сомненье.
32.
В это день у него было очень превосходное
на­строение. 33.
Он просто великолепный руководитель и
ведущий лидер, ему нет равных. 34.
Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у
него цивильный. 35.
Птица камнем бросалась в воду и взлетала
вверх. 36.
Когда мы подошли к оленю, он пошел к
опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение
16.
Объясните значение фразеологизмов.
Составьте с ними предложения. Укажите
фразеологизмы, относящиеся к разговорному
стилю.

Держать
рот на замке, взяться за перо, открывать
новую страницу, отсеивать плевелы от
зерен, стрелочник виноват, плюс-минус,
обращать в пепел, от сотворения мира,
авгиевы
конюшни;
ахиллесова
пята;
белая
ворона;
гордиев
узел;
дамоклов
меч;
дары данайцев;
объятия
Морфея;
посыпать
пеплом голову;
прокрустово
ложе;
сжечь
корабли;
сизифов
труд;
со
щитом или на щите;
три
кита.

Упражнение
17.
Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов
и объясните их значение.

Черная
кровь; выдерживать характер; гонять
лодыря; без царя в голове; грош цена; за
тридевять земель; повернуть оглобли
назад; голубая кровь; два шага; цены нет;
голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение
18. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов
и объясните их значение.

Голову
морочить; одним лыком шиты; заговаривать
зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден;
рукой подать; жребий брошен; два шага;
белая кость; держать ухо востро; голубая
кров; держать ушки на макушке; утереть
нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша
медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение
19. Определите различия между приведенными
формами прилагательных. Укажите, какие
из этих форм не соответствуют нормам
литературной речи. Составьте предложения,
используя литературные формы.

1.
Глубже — более глубокий — более глубже,
выше — более высокий — более выше, более
низкий — пониже, веселее- веселей, звонче
— звончее — более звонкий, слаще — слаже

сладче,
теплее — теплей, дешевле — дешевше —
дешевее — подешевле, хлеще — хлестче,
ловче — ловчее, моложе — младше — помоложе.

2.
Сильнейший — самый сильный — сильнее
всех, интереснейший — интереснее всех
— самый интересный, самый лучший —
наилучший, наименьший — самый меньший
— меньше всех, самый благородный —
благороднейший, самый простой — простейший,
честнее всех — самый честный — честнейший.

1. Упражнения

1.1 Орфоэпия и акцентология

Упражнение
1. В каких словах произносится [
o],
а в каких [э]
после
мягких согласных
?

Безнадежный,
опека, бытие, новорожденный, острие,
принесший, за­бредший, затекший,
маневренный, отцветший, одноименный,
платежеспособ­ный, афера, шофер,
истекший год, недоуменный, женоненавистник,
крестный ход, блеклый.

Упражнение
2. Какой согласный — твердый или мягкий
— произносится в следующих словах?
Укажите слова, в которых норма допускает
два вари­анта произношения.

Тезис,
шинель, термин, адекватный, дефис, музей,
акаде­мия, крем, пресса, бизнес,
компьютер, альтернатива, кофе, темп,
кларнет, сес­сия, декан, рейтинг,
патент, кредо, претензия, тет-а-тет,
террор, прессинг, Одес­са, паштет,
декада, фанера, дебаты, де-факто, дельта,
орхидея, свитер, текст, анестезия,
компетенция, дефицит.

Упражнение
3. Прочитайте слова. Постарайтесь избежать
ошибок, вызван­ных вставкой лишних
звуков либо пропуском гласных или
согласных.

Прецедент,
беспрецедентный, инцидент, компрометировать,
юрискон­сульт, интриганский,
конкурентоспособный, чрезвычайный,
констатировать, компетентный, почерк,
поскользнуться, конъюнктура, флюорография,
индивидуум, противень, грейпфрут.

Упражнение
4. Образуйте глагольные формы по образцу.
Обратите внима­ние на закономерности
расстановки ударения.

Образец:
брать — брал, брала, брало, брали.

Взять,
начать, отнять, понять, врать, начаться,
класть, принять, нанять, отозвать,
проспать, звать, собраться, жить.

Упражнение
5.
Расставьте ударение в словах.

Повестей,
отраслей, прибылей, местностей, областей,
должностей, возвышенностей, глупостей,
новостей, очередей, теней, пядей,
ведомостей.

Упражнение
6. Образуйте формы множественного числа
существительных, расставьте ударения.

Бант,
зонт, серп, шофер, зонт, пруд, бинт, сват,
торт, шрифт.

1.2 Лексические нормы

Упражнение
7.
Назовите словосочетания, из смещения
(контаминации) ко­торых появились
новые ненормированные выражения.

Тратить
нервы = трепать, портить нервы + тратить
здоровье, силы.

Одержать
успехи; оказать внимание; поставить
вечер, концерт; потерпеть потери.

Поднять
тост; играть значение; оказать вред;
занять звание чемпиона; за­щитить
степень.

Упражнение
8.
Отметьте случаи лексического плеоназма.
Исправьте пред­ложения.

1.
Сейчас в компании нет свободных вакансий.
2. Наши средства строго лимитированы и
ограничены. 3. Нам нужны специалисты по
проверке и тести­рованию программного
обеспечения. 4. Тезисы статьи нужно бы
уменьшить и минимизировать. 5. Напишите,
пожалуйста, свою автобиографию. 6. Не
нужно пользоваться упрощенными,
схематизированными, общепринятыми
стереоти­пами и представлениями об
авангардных работах скульптора Михаила
Шемя­кина. 7. В творческой манере
художника Врубеля наблюдается константное
по­стоянство мотива русской народной
сказки. 8. Территориальные образования
в недавнем прошлом не просто игнорировались,
а вообще не принимались во внимание. 9.
Если это гипотетически предположить,
то ситуация видится в ином свете. 10.
Инициатором и зачинателем движения
является экономическая ассоциация. 11.
Середина 60-х годов знаменательна
расцветом и апогеем «су­рового стиля»
в архитектуре. 12. Реформа ведется при
одновременном сосуще­ствовании старых
и новых структур управления. 13. После
первого дебюта в одном известном фильме
молодая актриса стала получать предложения
сни­маться за границей. 14. Участники
творческой экспедиции рассказали о
пер­спективах на будущее. 15. На научном
семинаре автор изложил главную суть
этой книги.

Упражнение
9.
Найдите случаи тавтологии, исправьте
предложения.

1.
По сведениям из осведомленных источников,
намечено подписание «Соглашения о
национальном согласии». 2. Раскрывая
предложенную тему, мы попытаемся раскрыть
концепцию занятости в новых
социально-экономических условиях
России. 3. Товарные биржи были сформированы
в форме акционер­ных обществ. 4. Вновь
после длительного перерыва возобновляется
постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги,
можно подытожить следующие соображения…
6. Последствия вашей оплошности последуют
незамедлительно. 7. Он снова по­чувствовал,
что его охватило болезненное чувство
одиночества. 8. В прошлом году выдался
неурожайный год. 9. Мы каждый месяц платим
абонентскую пла­ту за радиоточку. 10.
В пищу животным стали добавлять
минеральные добавки.

Упражнение
10.
Укажите случаи «смешения стилей» в
следующих фра­зах.

1.
В портфелях творческих объединений
«Мосфильма» немало задумок, творческих
заявок и уже сработанных сценариев. 2.
На предприятии системати­чески хромает
учет загрузки и использования
технологического оборудования. 3. Дело,
конечно, не только в том, что свое
хозяйство мы ведем по науке. 4. Нормативных
документов по приватизации автору
пришлось проанализировать аж 33 (включая
законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи
стали застревать до трех месяцев. 6.
Днями в Кремлевском дворце открывается
международный форум «Мировой опыт и
экономика России». 7. По наблюдению
автора на­стоящей работы, надобность
такого анализа и сейчас актуальна. 8.
Стала просто очевидной нетождественность
замыслов программы социальным условиям
жизни. 9. У людей появилась вера в частную
собственность, возможность чисто своими
силами добиться успеха. 10. Надо бы
задействовать в качестве ключе­вого
человеческий фактор.

Упражнение
11.
Определите значения следующих иностранных
слов. Составьте с ними словосочетания.

Афера,
этика, прагматичный, дизайн, имидж,
виртуальный, картбланш, стресс, коллоквиум,
менеджер, меркантильный, перманентный,
эстетика, анналы, априори, идиллия, китч,
космополит, лояльный, меценат, мизантроп,
ноу-хау, парадокс, постулат, пацифизм,
превентивный, раритет, латентный, реноме,
саммит, тривиальный, тотальный,
тоталитарный, фиаско, филантроп, цинизм,
дилемма, апогей, альма-матер, ажиотаж,
аббревиатура.

Упражнение
12.
Восстановите
паронимические пары. Составьте
словосоче­тания с каждым из паронимов.

Абонент
— , адресант- , артистичный -, бережливый
-, будничный -, весомый -, воинствующий
-, вражеский -, выборочный-, гарантированный
-, гармоничный -, заглавный -, гордость-,
гуманный -, двойственный -, деловой -,
демократичный -, дипломант -, длительный
-, доходчивый -, драматичный -, дружественный
-, душевный -, жилой -, злостный-,
иллюстрированный — ироничный — искусственный
— каменный — командировочный -, критичный-,
логичный -, мелочный -, методичный — ,
невежда — ,ненавистный -, нестерпимый —
,обеднить -, оборотный — , основать — ,
надеть -, опасливый — , отписка -,
органический -. усвоить -, отборочный
-, отчетливый — , понятливый -, проступок-,
представительский -, предоставление -,
проблематичный — , реалистичный -, скрытый
— , сытный-, тактичный-, типичный -,
удачливый -, факторы — , человечный -,
эффектный -.

Упражнение
13.
Объясните различия в значениях слов,
входящих в паронимический ряд. Составьте
словосочетания
.

Дипломат
— дипломант — дипломник.

Цветистый
— цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Двойной
— двойственный — двоякий.

Деловитый
— деловой — дельный.

Упражнение
14.
Найдите
ошибки в употреблении слов-паронимов.
Ис­правьте ошибки.

1.
Народ терпел двойственный гнет. 2. Он
одел праздничный костюм. 3. Хищное
истребление лесов привело к образованию
оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно
воздействовала на самые разные аудитории.
5. В конце собрания слово представили
профессору Попову. 6. Бывшие заслуги
здесь во внима­ние не принимаются. 7.
Учитель принужден был еще раз объяснить
новый материал. 8. Ученый стоял у источников
ракетостроения. 9. Артист завоевал
признательность зрителей. 10. Искусство
влияет на рост культурности человека.
11. Главное для писателя — душевный мир
человека. 12. Командировочному пришлось
долго ждать оформления документов. 13.
Взгляд у него не то умоляю­щий, не то
серьезный, не то возмутительный. 14.
Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он
давно мечтал о заглавной роли в
«Преступлении и наказании».

Упражнение
15.
Определите тип ошибок, связанных с
нарушением лексических норм. Исправьте
предложения.

1.
В своей работе руководители учреждений
руководствуются новейшей методической
литературой. 2. По мнению автора работы,
надобность такого анализа и сейчас
актуальна. 3. В ближайшие годы следует
удешевить себестоимость товаров,
выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей
подвижнической деятельностью мать
Тереза заслужила широкую известность
во всем мире. 5. Исполнительская власть
на местах должна активизировать свою
деятельность. 6. Решительность его
поступка удивила всех. 7. В полку царило
воинствующее настроение. 8. Большое
место в докладе было уделено проблемам
молодежи. 9. Всем командировочным
необходимо получить у секретаря
направление в университетскую гостиницу.
10. Тяжелый массивный крест, маленькая
шапочка из бархата и красная мантия —
по этим кардинальным регалиям вы отличите
кардинала от простого священника. 11. В
этом плане отмечены хозяйские постройки:
летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12.
Недавно она защитила степень магистра
в Оксфордском университете. 13. Позвольте
вас уверить, что в будущем подобные
прецеденты не повторятся. 14. С этой
страной у нас построены дипломатические
отношения. 15. Диссертант горячо спорил
со своими абонентами. 16. Картина вызывает
грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю
как художественные произведения, так
и современные детективы и фантастику.
18. Вашему вниманию предоставляется
доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В
разговоре он допустил сильную ошибку.
20. Большое влияние имеет на молодых
телевидение. 21. Зачем же принимать такие
скоропостижные решения? 22. Незабываемый
прецедент произошел во время нашей
поездки по Волге.23. Зимой Дениску
согревали мемуары о летнем отдыхе. 24.
Опыт работы и знание иностранных языков
имеют большую роль в собеседовании при
устрой­стве на работу. 25. Каковы причины
мотивации такого неординарного поступ­ка?
26. Успешное проектирование будущего
требует глубоких профессиональ­ных
знаний. 27. Врач предупредил о том, что
есть возможность тяжелых ос­ложнений.
28. Экономическая политика в настоящее
время все круче должна ориентироваться
на такие цели. 29. Этот агрегат позволяет
внушительно сни­зить температуру
соединения металлов. 30. Он пользовался
приоритетом у коллег. 31. На улице холодно,
не забудьте одеть шапку. 32. Его слова
внушают мне большое сомненье. 33. В это
день у него было очень превосходное
на­строение. 34. Он просто великолепный
руководитель и ведущий лидер, ему нет
равных. 35. Он вроде бы говорит хорошо, и
прикид у него цивильный. 36. Птица камнем
бросалась в воду и взлетала вверх. 37.
Когда мы подошли к оленю, он пошел к
опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение
16.
Объясните значение фразеологизмов.
Составьте с ними предложения. Укажите
фразеологизмы, относящиеся к разговорному
стилю.

Держать
рот на замке, взяться за перо, открывать
новую страницу, отсеивать плевелы от
зерен, стрелочник виноват, плюс-минус,
обращать в пепел, от сотворения мира,
авгиевы
конюшни
;
ахиллесова
пята
;
белая
ворона
;
гордиев
узел
;
дамоклов
меч
;
дары данайцев
;
объятия
Морфея
;
посыпать
пеплом голову
;
прокрустово
ложе
;
сжечь
корабли
;
сизифов
труд
;
со
щитом или на щите
;
три
кита
.

Упражнение
17.
Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов
и объясните их значение.

Черная
кровь; выдерживать характер; гонять
лодыря; без царя в голове; грош цена; за
тридевять земель; повернуть оглобли
назад; голубая кровь; два шага; цены нет;
голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение
18. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов
и объясните их значение.

Голову
морочить; одним лыком шиты; заговаривать
зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден;
рукой подать; жребий брошен; два шага;
белая кость; держать ухо востро; голубая
кров; держать ушки на макушке; утереть
нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша
медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение
19. Определите различия между приведенными
формами прилагательных. Укажите, какие
из этих форм не соответствуют нормам
литературной речи. Составьте предложения,
используя литературные формы.

1.
Глубже — более глубокий — более глубже,
выше — более высокий — более выше, более
низкий — пониже, веселее- веселей, звонче
— звончее — более звонкий, слаще — слаже

сладче,
теплее — теплей, дешевле — дешевше —
дешевее — подешевле, хлеще — хлестче,
ловче — ловчее, моложе — младше — помоложе.

2.
Сильнейший — самый сильный — сильнее
всех, интереснейший — интереснее всех
— самый интересный, самый лучший —
наилучший, наименьший — самый меньший
— меньше всех, самый благородный —
благороднейший, самый простой — простейший,
честнее всех — самый честный — честнейший.

Лидер и руководитель: в чем разница?

Лидер и руководитель: в чем разница?

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.

Лидер и руководитель: в чем разница?

«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.

Лидер и руководитель: в чем разница?
Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Все, что нужно знать о стилях лидерства — OfficeLife


Тема лидерства является объектом внимания не только бизнес-сообщества, мотивационных спикеров, но и психологов. Природа лидерства настолько разнообразна, что до сих пор нет единого мнения, почему у одних получается вести за собой команду, а вторые так не могут быть лидерами, несмотря на развитые компетенции и экспертное мнение.


Лидер (от англ. Leader — ведущий, первый, идущий впереди) — это человек, который пользуется авторитетом у коллектива и может влиять на него.


Лидерство — это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Коллектив следует за лидером, так как он обладает экспертным мнением и компетентностью, умеет организовать, мотивировать свою команду.


Понятия «руководитель» и «лидер» не всегда являются синонимичными. Возможна двоякая ситуация: непосредственный руководитель является лидером для своей команды; непосредственный руководитель не является лидером для своей команды.


Высокая должность и статус — это всего лишь профессиональная роль, но это не означает, что руководитель является примером для сотрудников, вдохновляет их и может повести за собой.


В моем опыте были кейсы, когда сотрудники не принимали своего босса, демонстрировали разного рода сопротивление и «итальянскую забастовку». В то время внутри команды находился сотрудник, или менеджер, или специалист из другого отдела (непрямой руководитель), который был примером для коллектива, мог повлиять на людей, вдохновить своим примером, вести за собой. Поэтому лидерство не равно высокому профессиональному статусу и руководящей должности.


У каждого лидера свой особый стиль, который отличает и выделяет его среди других членов команды. Стиль лидерства — это модели поведения, которые лидеры используют для общения с персоналом. Стиль наиболее полно проявляется, когда они мотивируют, планируют, отдают распоряжения, достигают цели. Черты характера лидера определяют, каким стилем он пользуется чаще всего.


Одни стили лучше действуют для мотивации сотрудника, другие — для контроля. Менять стили в зависимости от обстоятельств — стандартная практика. В психологии даже есть модель ситуативного лидерства. Один из первых ее представителей, эксперт по управлению Фрэд Фидлер, считал, что эффективность стиля управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует ситуации.

Ситуационное лидерство — это стиль управления людьми, который предполагает использование одного из четырех стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития персонала по отношению к задаче.


Теория ситуационного лидерства была разработана двумя исследователями — Полом и Хери Кеном Бланшардом.


Согласно данной модели существуют четыре стиля лидерства и четыре степени развития подчиненного.

Директивный стиль когда лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Он использует жесткую постановку целей и приказов.

Наставнический стиль, или лидерство путем продажи идей — это высокая ориентированность на задачу и людей. Руководитель дает указания и следит за выполнением задач, при этом объясняет принятые решения подчиненным, побуждает их высказывать свои идеи и предложения.

Поддерживающий стиль, или лидерство путем участия в организации процесса работы — это высокая ориентация на людей, но низкая — на задачу. Лидер поддерживает и помогает своей команде, участвует в процессе принятия решений. Однако решения принимаются в большей мере самими подчиненными.

Делегирующий стиль, или лидерство путем делегирования — это низкая ориентация и на людей, и на задачу. Лидер передает инициативу и ответственность другим членам команды.


Выбирая тот или иной стиль лидерства, в первую очередь нужно учитывать уровень развития своей команды. В этом и есть ключевой момент модели ситуационного лидерства.


Уровни развития персонала

«Не способен и не настроен». У сотрудника, находящегося на этом уровне, обычно уже есть определенные знания и навыки, однако он демотивирован. Часто это происходит из-за того, что его ожидания от работы не оправдались или его потребности не встретили отклика со стороны лидера.

«Не способен, но настроен». Сотрудник на этом уровне мотивирован на работу, демонстрирует много энтузиазма, но еще «сыроват» в силу отсутствия достаточного опыта работы и компетенций. Например, это выпускники вузов, молодые специалисты с горящими глазами и большим «энтузиазмом».

«Способен, но не настроен». Сотрудник на этом уровне обладает компетенциями, знаниями, хорошо развитыми навыками, но не уверен в себе и своих силах. Это прямым образом влияет на его инициативу и мотивацию.

«Способен и настроен». Сотрудник на этом уровне обладает всеми навыками, необходимыми для выполнения данного задания. Кроме того, он мотивирован и уверен в себе.


По мнению Дэниела Гоулмана, автора книги «Эмоциональное лидерство», ни IQ, ни навыки не делают лидера хорошим. Успешное лидерство — это результат высокого уровня эмоционального интеллекта.


Дэниел Гоулман, Ричард Боязис и Анни Макки определили шесть стилей эмоционального лидерства. Каждый из них по-разному влияет на эмоции людей. Ни один из стилей лидерства не должен использоваться постоянно, важно их варьировать.


Стили эмоционального лидерства

Визионерский стиль. Люди с данным стилем лидерства умеют вдохновлять сотрудников и направляют их к общей цели. Они задают членам команды общий ориентир и позволяют самим найти собственный путь к достижению цели. Основная черта характера этих лидеров — эмпатия.

Коучинговый стиль. Этот стиль объединяет личные цели и цели компании. Лидеры с таким стилем умеют мотивировать, фокусируются на развитии членов команды для достижения целей. Лидер-коуч регулярно общается со своей командой. Он акцентирует внимание персонала не только на профессиональных, но и на личных целях.

Аффилативный стиль. Эти лидеры делают все, чтобы достичь гармонии в коллективе: они поощряют сотрудничество и разрешают конфликты. Чтобы использовать этот стиль, человеку нужно научиться ценить чувства и эмоции других людей.

Демократический стиль. Лидеры ориентированы на сотрудничество. Они больше слушают людей и дают им свободу, чем управляют и задают ориентир в работе.

Ведущий лидер. Такой лидер фокусируется на продуктивности и достижении целей. Он ожидает от команды качественного выполнения задач и часто принимает участие в процессе. Ведущие лидеры не лояльны к тем, кто не выдает высоких результатов. Этот стиль лидерства может привести к эмоциональному выгоранию персонала из-за заданного лидером быстрого темпа и строгих требований.

Командирующий лидер. Эти лидеры используют директивный подход, основанный на приказах, угрозах наказания и жестком контроле. Такой стиль лидерства лучше использовать во время кризиса, в ситуациях неопределенности, быстро меняющихся условиях, а также при проблемах с членами команды.


Разделять стили лидерства на хорошие и плохие — неправильно, скорее, есть более и менее подходящие стили. Выбирая тот или иной стиль, важно учитывать особенности ситуации, уровень профессионального развития команд, цели и задачи, которые предстоит решить. Не менее важная составляющая — психологические факторы: психотипы персонала, уровень доверия в коллективе, особенности взаимоотношений внутри команды.

8 лидерских качеств настоящего руководителя

Лидеры бывают разными и у каждого найдутся приверженцы, так как противостоять харизме и обаянию личности невозможно. Далеко не у каждого есть качества, необходимые для руководства коллективом, но можно попытаться развить их.

Какими качествами должен обладать лидер