Опосредованные агенты социализации: Агенты социализации (семья, школа, друзья) как источники правонарушений
понятие, виды, агенты. — КиберПедия
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).
Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.
По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.
Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).
Социализация делится на первичную и вторичную.Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.
Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.
Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.
Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах.
Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
Социализация – процесс усвоения индивидами нормативных и ролевых ожиданий, необходимых чтобы определить навыки взаимодействия.
Цели социализации:
Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.
Обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.
Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки.
Взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающей среды, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность.
Американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули.
Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».
идентичность(ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей).и самоуважение(личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно).
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Бримутверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей:
· социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации.
· взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их.
· социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации.
адаптивистский подход: жизнь взрослых людей включает ряд ожидаемых и неожиданных кризисов. К примеру, уход на пенсию или преждевременная смерть одного из супругов. Человек должен найти выход из создавшейся ситуации и приспособиться к ней.
эволюционный подход: благодаря преодолению кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Например, Эриксон разработал теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из которых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.
Виды социализации:
1. Первичная: форма социализации, при которой усваиваются нормативные ожидания, как правило, происходит в раннем детстве. Если индивид попадает в другую социальную среду, то тоже происходит первичная социализация.
2. Вторичная: форма усвоения ролевых ожиданий (например, специфические виды деятельности). Как правило, характерна при переходе от юности к зрелости, но если меняется деятельности, то тоже – вторичная социализация.
Первичная и вторичная социализация – это не определенные стадии, а формы социализации.
3. Ресоциализация: усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Агенты социализации:
— институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации.
«Значимые другие», семья, друзья, институты, в функции которых входит социализация.
Агенты имеют разное значение, оказывают разное влияние, поэтому социализация по-разному проходит у каждого индивида, трудно ее прогнозировать (возникают различные субкультуры, девиантное поведение)
Агенты социализации и эмоции
Процесс социализации не протекает сам по себе. Он не возможен без участия людей и организаций, специализирующихся на передаче норм и знаний новым членам общества. В социологии для этого используется специальный термин — агенты социализации.
На разных этапах жизни человек взаимодействует с различными агентам социализации. Обычно выделяют агентов первичной и агентов вторичной социализации.
Первичная социализация (примерно до 7 лет) связана с овладением основами знаний, которые необходимы для жизни в обществе. Человек учится владеть языком, усваивает основные нормы и правила поведения, осваивает первые социальные роли. На этой стадии основными агентами социализации являются родители, родственники, воспитатели, в меньшей степени сверстники. Агентов первичной социализации связывают с ребенком личностные отношения, каждый из них конкретен (мама, бабушка и т.д.), что соответствует конкретности мышления.
На стадии вторичной социализации, все большую роль начинают играть социальные институты (школа, церковь, право) и безличные источники информации (книги, газеты, журналы, теле-, видео-, аудиопродукция). Возрастает роль сверстников. Ребенок осваивает новые роли, расширяется нормативный контекст. Формальные агенты доносят до ребенка абстрактные идеи, правила и нормы, приобщая его ко всему социальному запасу знания. Можно образно назвать это «подключением к глобальной коммуникации».
Глобальная коммуникация подразумевает циркуляцию социального запаса знания в обществе. Значительную часть коммуникации занимает тиражирование нормативных моделей. Из книг, фильмов, СМИ, в школе, армии и др., ребенок узнает, что значит «настоящий мужчина», «истинная женщина», «человек долга», «патриот». Этим моделям соответствуют антимодели — «предатель», «трус», «плохая хозяйка», «развратник», «женщина легкого поведения» и др. Таким образом, «нормальность», фактически означает следование позитивным моделям, тогда как «девиантность» — следование негативным моделям (антимоделям). Определенная часть этих моделей интернализируется, превращаясь во внутренние регуляторы поведения.
Важную роль в процессе, как первичной, так и вторичной социализации играют значимые другие, люди с которыми человек связан эмоционально, на личностном уровне. Первоначально значимые другие — это родители, ближайшее окружение ребенка. Ребенок не воспринимает свое окружение пассивно, напротив — он ориентирован на него, в полном смысле любит его. Значимые другие являются на начальном этапе посредниками между миром и ребенком. Эмоциональная связь с ними позволяет ребенку отождествлять себя с ними, примеряя их роли и модели поведения.
Взаимодействие со значимыми другими непосредственно участвует в формировании самоидентификации — представления о самом себе. Идентификация предполагает эмоциональные отношения, она не может быть чисто интеллектуальной. Эта эмоциональность сохраняется и в дальнейшем, когда становится возможна идентификация с символами и институтами.
Управление эмоциями — важный элемент нормативной социализации. Ведь принять норму — значит испытывать положительные эмоции по отношению к символу или поведению, с которым она отождествляется. Норма честности предполагает желание быть честным, удовлетворение от проявлений честности. Она же подразумевает негативные эмоции по отношению к нарушению этой нормы: отвращение к нечестности, нежелание быть нечестным.
Наши эмоции горя или радости, удовольствия или неудовольствия являются врожденными. Однако формы проявления этих эмоций и их направленность — определенно сконструированы в процессе социализации. Можно говорить об эмоциональной нормативности. Мы должны научиться проявлять эмоции по правилам. Мы обязаны радоваться на свадьбе или во время встречи Нового Года, грустить при разлуке или на похоронах. Мы должны сдерживать эмоции в общественном месте и можем себе позволить проявлять их свободно с близкими людьми. Мы проявляем более сильные эмоции, когда дело касается наших принципов, и остаемся равнодушными, когда речь идет о вещах нас не волнующих.
Кстати, этот факт важен для девиантолога: нарушения норм сопровождаются различными по силе эмоциями у разных людей. Одни люди сквозь пальцы готовы смотреть на то, как окружающие нарушают обещания, зато резко негативно реагируют на грубость. Другие напротив, готовы простить грубость, но трясутся от злости, когда кто-то нарушает обещания. Очевидно, что реакция напрямую будет связана с тем, насколько для себя важными (имеющими значение для самоидентификации) человек считает те или иные нормы. Учитывая то, что говорилось выше, выведем закономерность: эмоции, сопровождающие нарушение или исполнение норм будут тем более сильными, чем более значимыми для самоидентификации будут ценности, служащие основанием для данных норм.
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности.
Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.
Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Виды и агенты социализации — Студопедия
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.
Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие «частичная социализация». Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.
Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.
Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.
Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.
По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды — пример быстрой социализации.
Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.
Уровни и агенты социализации
Социализация
как процесс самоидентификации продолжается
практически в течение всей жизни
индивида. Периодом наиболее интенсивной
социализации считается детство, но и
взрослые индивиды вынуждены постоянно
адаптироваться к меняющимся социальным
условиям (смена социального статуса,
места жительства, работы, круга общения
и т.д.), привыкать к новым социальным
ролям (вступление в брак, рождение детей,
занятие новой должности и т.п.).
В
связи с этим в современной
социологии выделяют
два динамичных уровня социализации:
первичную,
происходящую в сфере межличностных
отношений в малых группах, которой
индивид подвергается в детском возрасте,
становясь членом общества;вторичную,
происходящую на уровне больших социальных
групп, с помощью которой уже
социализированный индивид интегрируется
в новые секторы общества.
Агенты
социализации,
находясь в непосредственном взаимодействии
с человеком, играют важнейшую роль в
том, каким вырастает человек, как пройдет
его становление. В социологической
литературе термин «агенты социализации»
также означает каналы, обеспечивающие
социализацию человека. Например, по
отношению к детям и подросткам агентами
социализации выступают родители, братья
и сестры, родственники, сверстники,
соседи, учителя. В молодости в число
агентов входят также супруг или супруга,
коллеги, друзья и проч. По своей роли в
социализации агенты различаются в
зависимости от того, насколько они
значимы для человека, как строится
взаимодействие с ними, в каком направлении
и какими средствами они оказывают
влияние на индивида. При этом у индивидов
разных возрастов социализация носит
двунаправленный характер. Не только
старшее поколение передает молодым
нормы и ценности, но и молодежь, легко
приспосабливаясь к изменившимся
социальным условиям, учит старших.
Поскольку
социализация делится на два вида —
первичную и вторичную, постольку ее
агенты делятся на первичных и вторичных.
Первичные агенты социализации
Первичными
агентами социализации
выступает ближайшее окружение индивида
— родители, близкие и дальние родственники,
друзья семьи, сверстники, учителя, личные
тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных
групп, спорт, а в современное время
мощность набирают такие агенты первичной
социализации, как СМИ, в том числе
Интернет и т.д. Среди агентов первичной
социализации особую роль играют родители
и друзья-ровесники. Родители хотят,
чтобы их ребенок стремился походить на
взрослых, а у ровесников он учится быть
ребенком. Родители наказывают его за
ошибочные решения, проступки, нарушение
нравственных принципов, норм поведения,
а ровесники к его ошибкам либо равнодушны,
либо их одобряют. Ровесники выполняют
важную функцию: облегчают переход от
состояния детской зависимости к
взрослости, учат быть лидером, добиваться
господства над другими, т.е. тому, чему
родителям трудно научить. Поэтому
родители часто смотрят на сверстников
детей как на конкурентов в борьбе за
влияние в процессе социализации своих
детей.
Семья
— важнейший агент социализации,
так как составляет первое и самое близкое
социальное окружение ребенка, которое
само входит в более обширную социальную
среду и несет на себе ее отпечаток.
Именно с помощью семьи ребенок вписывается
в общество. Семья даст ему имя и включает
его в родословную, уходящую на несколько
поколений в прошлое. Таким образом,
именно в семье формируется первичная
социальная сущность индивида. Социальное
положение родителей определяет социальный
статус ребенка на протяжении первых 20
лет его жизни. Профессия родителей
определяет культурный и образовательный
уровень семьи. В семье ребенок знакомится
с правилами поведения в обществе и
общения с другими людьми, с половыми
ролевыми стереотипами, проходит процесс
половой идентификации.
Одновременно
семья — это тот социальный институт,
который может оказать негативное
воздействие на процесс социализации.
Низкое социальное положение родителей,
алкоголизм, конфликты и раздоры, их
подчиненное положение на работе,
социальное отчуждение, неполнота семьи
(отсутствие одного из родителей), жестокое
обращение родителей с детьми — все это
накладывает отпечаток на характер,
мировоззрение и социальное поведение
ребенка, в конечном счете на его социальный
статус и те социальные роли, которые
ему приходится исполнять уже сейчас
или которые придется исполнять в будущем.
Причины
роста депрессии в подростковой среде
связаны с множеством факторов, среди
которых и материальное неблагополучие
семьи, и конфликтные отношения в семье
и с окружающими, и наследственная
предрасположенность. Развитие этого
заболевания у подростков может привести
к трагическому исходу — самоубийству
(в России фиксируется высокий процент
суицидов среди подростков и молодежи).
Таким
образом, именно семья стоит в центре
всех проблем, связанных с психическим,
физическим и социальным здоровьем
молодежи. Конечно, здесь нет прямой
жесткой связи, поскольку социализация
зависит и от других агентов, а также
личных качеств индивида, врожденных
черт его личности и других обстоятельств.
Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким
наказаниям, могут вырасти садистами,
но могут стать гуманными людьми, активными
борцами с жестокостью.
Спорт
как агент социализации оказывает
позитивное влияние на формирование
физически и духовно здоровой личности.
По мнению исследователей, спорту следует
уделять большее внимание в контексте
его социализирующей функции. Причин,
по которым дети недостаточно уделяют
внимание физическим занятиям, много, и
среди них: загруженность в школе и
соответственно нехватка времени, низкая
спортивная мотивация детей, отсутствие
спортивных секций в районе проживания
и др.
Развитие
спорта в обществе и укрепление его
позиций как агента социализации молодого
поколения составляют одно из важнейших
направлений оздоровления общества.
Известно, что спорт придает жизни
человека здоровый режим, заряжает его
энергией и требует от занимающегося
спортом ограничения в негативных
стилевых привычках (употребление
спиртного, табакокурение и др.). Короче
говоря, спорт дисциплинирует личность,
формирует силу воли, целенаправленность
и целеустремленность, а также является
залогом здоровой психической деятельности
человека, бодрости и жизнерадостности.
Процесс социализации через спорт
отличается от процесса социализации в
семье, школе, формируя позитивную
направленность на поддержание, закрепление
и трансляцию определенных социальных
ценностей и установок, формирующих
жизненно важную для современной молодежи
культуру самосохранительного поведения.
Школа
как агент социализации принципиально
отличается от семьи тем, что это
эмоционально нейтральная среда, где к
ребенку относятся не как к единственному
и любимому, а объективно, в соответствии
с его реальными качествами. В школе
ребенок узнает на практике, что такое
соревнование, успех и неудача, научается
преодолевать трудности или привыкает
сдаваться перед ними. В школьный период
социализации у ребенка формируется
самооценка, которая во многих случаях
остается с ним на всю жизнь. Поскольку
школа представляет собой часть более
обширной социальной системы, она обычно
отражает доминирующую культуру с ее
ценностями и предрассудками. Так,
французский социолог П. Бурдье показал,
что для ребенка серьезной помехой в
школе является принадлежность родителей
к непрестижному классу, непрестижной
профессии, бедность и т.д. В школе ребенок
начинает понимать, что такое социальная
несправедливость.
Социализация
в процессе воспитания в семье и школе
имеет двойственный характер — не только
регулируемый и целенаправленный, но и
неуправляемый, стихийный. Конечно, на
уроке в школе приобретаются важные
знания, многие из которых имеют
непосредственное социальное значение.
Однако ученик усваивает не только
материал урока и не только те социальные
правила, которые декларируются учителем
в процессе обучения и воспитания. Ученик
обогащает свой социальный опыт за счет
реально испытываемого или наблюдаемого
опыта социального взаимодействия
учителей и учеников как между собой,
так и внутри социальной группы. Этот
опыт может быть как позитивным, т.е.
совпадать с целями воспитания (в этом
случае он лежит в русле целенаправленной
социализации личности), так и негативным.
Интернет
как агент социализации молодежи оказывает
сильнейшее воздействие на личность и
ее нравственное состояние: виртуальный
мир, в который попадает молодой человек,
дает ему дополнительную свободу для
выражения своих эмоций, чувств, жизненных
позиций, настроений, взглядов, преодоления
различного рода внутренних и внешних
конфликтов, возникающих в реальной
жизни в семейных отношениях, отношениях
со сверстниками. Интернет, усиливая
процесс опосредованного общения,
оказывает воздействие на психическое
состояние личности в плане формирования
интернет-зависимости.
Особого
внимания заслуживает такая проблема
влияния на социализацию личности, как
распространение в глобальных сетях игр
с элементами насилия. В частности,
известны случаи, когда подростки под
влиянием этих жестоких сетевых игр
расстреливали своих одноклассников.
Таким образом, функционирующая в
глобальных сетях среда способна оказывать
существенное влияние на формирование
негативных психологических и поведенческих
установок подростков, что актуализирует
обращение к базовым агентам социализации,
в первую очередь семье.
3. Социализация личности, агенты социализации
Человеческий
детеныш рождается на менее зрелой
стадии, чем животное, а жить ему приходится
в куда более сложном мире – в социальной
реальности. Поэтому совершенно объяснимо,
что период подготовки к взрослой жизни
у человека наиболее затянут. В последнее
время ученые пришли к мнению, что человек
обучается и переобучается всю свою
жизнь, таковы требования современного
общества. Этот процесс в социологии
получил название социализации.
Социализация
– начинающийся в младенчестве и
заканчивающийся в глубокой старости
процесс освоения социальных ролей и
усвоения культурных норм.
Социализация
представляет собой процесс обучения
своему социальному месту (статусу).
Именно в ходе социализации человек
обретает вначале политическую (получение
паспорта и права голосовать и быть
избранным), затем экономическую
(устройство на работу, которая способна
его прокормить) и социальную (создание
собственной семьи, отделение от родителей
и вступление в статус родителя)
самостоятельность.
Однако
социализация это не только обретение
самостоятельности, но и процесс
формирования личности, осознания и
осмысления своего «Я».
Социализация
объясняет то, каким образом человек из
существа биологического превращается
в существо социальное, каким образом
происходит превращение человека в
индивида и в личность. Процесс социализации
проходит не сам по себе, а посредством
чьей-то помощи и эти помощники называются
агентами социализации.
Агенты
социализации – конкретные люди,
ответственные за обучение культурным
нормам и освоение социальных ролей.
Институты
социализации – учреждения, влияющие
на процесс социализации, направляющие
его.
Поскольку
социализация подразделяется на два
вида – первичную и вторичную, постольку
агенты и институты социализации делятся
на агентов первичной и вторичной
социализации.
К
агентам первичной социализации можно
отнести родителей, дедушек, бабушек,
братьев, сестер, других близких и дальних
родственников, друзей, учителей, тренеров,
сотрудников и т.д.
Агенты
вторичной социализации – это представители
администрации школы, университета,
предприятия, армии, политической партии,
средств массовой информации и т. д.
Вторичная
социализация относится к опосредованному,
формальному окружению человека и состоит
из воздействий учреждений и институтов.
Контакты с агентами вторичной социализации
происходят реже, они менее продолжительны,
а их воздействие, как правило, менее
глубокое, чем воздействие первичных
агентов.
Роль
первичной социализации велика на ранних
этапах жизни, хотя по убывающей она
сохраняется и на более поздних стадиях.
Вторичная социализация более интенсивно
проявляется во второй половине жизни
человека, когда повзрослевший, он
сталкивается с формальными институтами
и организациями.
Первичная
социализация – сфера межличностных
отношений, вторичная – сфера социальных
отношений. Одно и то же лицо может быть
агентом как первичной, так и вторичной
социализации.
Так,
например, преподаватель, если между ним
и студентом сложились близкие, неформальные
доверительные отношения, окажется среди
агентов первичной социализации, но если
он лишь выполняет свою формальную роль,
будет являться агентом вторичной
социализации.
Агенты
вторичной социализации влияют в узком
направлении, выполняют 1-2 функции: школа
дает знания, церковь – духовное
воспитание, предприятие – экономические
навыки и т. п.
Напротив,
агенты вторичной социализации
универсальны, они выполняют множество
функций. Родители, например, зачастую
выполняют все вышеназванные функции и
даже более.
От
социализации необходимо отличать:
Адаптацию
–
ограниченный во времени процесс
привыкания к новым условиям,
Обучение
–
приобретение новых знаний,
Воспитание
–
целенаправленное воздействие агентов
социализации на поведение индивида,
Взросление
–
социопсихическое становление человека,
обычно относится к возрасту от 10до 20
лет.
Процесс
социализации проходит стадии, которые
принято называть жизненными циклами.
Это детство, юность, зрелость и старость.
На каждой стадии те или иные агенты
социализации выполняют ключевую роль
и являются ответственными за выполнение
основных задач социализации на данном
этапе.
2 Агенты социализации и их влияние на формирование личности
В
социологии агенты социализации
определяются как каналы, которые
обеспечивают эффективную социализацию
человека. Находясь в непосредственном
взаимодействии с человеком, агенты
социализации играют важнейшую роль в
том, каким вырастет человек, каким будет
процесс становления его как личности.
Агенты
социализации по своей роли в
жизнедеятельности человека могут
различаться в зависимости от значимости
для человека, построения процесса
взаимодействия с ними, направления их
влияния на человека, средств влияния
на индивида.
Так
как социализация делится на два вида —
первичную и вторичную, социальные агенты
также подразделяются на первичных и
вторичных.
В
качестве первичных агентов социализации
выступают близкие люди, окружающие
индивида — это его родители, родственники,
друзья, учителя, и все люди, с которыми
происходит постоянный тесный контакт.
Важнейшим
первичным агентом социализации является
семья. Именно она составляет ближайшее
социальное окружение личности. Именно
с ее помощью человек успешно проходит
процесс социализации в обществе.
Еще
одним немаловажным первичным агентом
социализации является школа. Её
принципиальное отличие от семьи
заключается в том, что она является
нейтральной средой, где отношение к
ребенку формируется согласно его
реальным качествам. Именно школьный
период способствует формированию
самооценки ребенка, которая в большинстве
своем остается неизменной в течение
всей дальнейшей жизни человека.
В
связи с бурным развитием информационных
технологий нельзя не упомянуть об еще
одном первичном агенте социализации –
сети Интернет, которая оказывает
мощнейшее воздействие на развитие
личности в целом и ее нравственное
состояние в частности. Особенности
Интернета таковы, что человек, попадая
в виртуальный мир, получает дополнительную
свободу для выражения своих эмоций,
чувств, жизненных позиций, а это в свою
очередь влияет на их развитие.
К
вторичным агентам социализации относятся
формальные организации, различные
официальные учреждения, партии, учебные
заведения, СМИ. В отличие от агентов
первичной социализации, влияющих на
человека в основном в первую половину
его жизни (детство, юность, молодость),
агенты вторичной социализации главенствуют
во второй половине жизни человека и
выполняют одну-две социальные функции.
Особая
роль среди агентов вторичной социализации
по праву отводится СМИ, так как их влияние
на самые различные группы населения
трудно преувеличить – оно огромно.
Благодаря СМИ массовое сознание может
совершить переворот на 360 градусов в
своих мнениях, относительно какого-либо
общественного события. Благодаря
современным СМИ появляется возможность
компенсировать имеющуюся пропасть
между людьми из обеспеченных слоев
общества и представителями рабочего
класса, жителями пригородов, менее
обеспеченными гражданами общества.
Еще
одним важным фактором вторичной
социализации личности является трудовая
деятельность человека, обеспечивающая
интеграцию индивида в мир работающих
взрослых людей, нахождение своего места
в существующей социальной системе. В
результате осуществления трудовой
деятельности индивид получает ощущение
уверенности в себе, престижа, собственной
значимости. Трудовая социализация
затрагивает, как правило, уже взрослых,
самоопределившихся людей и в связи с
этим возникают трудности, связанные с
необходимостью нахождения правильного
соотношения между уже имеющимися
ценностными ориентациями и теми
требованиями, которые необходимо
выполнять для эффективного осуществления
трудовой деятельности. Данное противоречие
зачастую является толчком для саморазвития
человека в процессе попыток нахождения
наиболее подходящего для него места
работы, которое совпадало бы с его
представлениями об идеальной жизни.
Агенты социализации — Сотрудничество
Сверстники — это люди примерно одного возраста (одинаковой стадии развития и зрелости), схожей социальной идентичности и близкой социальной близости. Обычно дети сталкиваются с влиянием группы сверстников примерно в возрасте трех лет. Обычно это соседи, члены семьи или попутчики по дневному уходу. Со сверстниками ребенок начинает расширять круг своего влияния на людей за пределами ближайших родственников.
Часто взаимодействие сверстников в ранние годы находится под пристальным вниманием родителей, поэтому оно имеет тенденцию к параллельному и укреплению того, что узнали в семье.К социализации, даже в этих тщательно контролируемых ситуациях, добавляются социальные навыки в групповой ситуации с социальными равными. До этого дети в основном имели дело с людьми, занимающими более высокое положение.
По мере развития детства взаимодействия в группах сверстников становятся более автономными (взрослые реже наблюдают и контролируют). Извлеченные уроки также переходят от основных правил группового взаимодействия к более сложным стратегиям переговоров, доминирования, лидерства, сотрудничества, компромисса и т. Д.Эти уроки усваиваются сначала в игре, а затем в играх. Сверстники также создают платформу, на которой дети начинают бросать вызов доминирующей власти родителей и семьи.
В подростковом возрасте отношения в группе сверстников становятся чрезвычайно важными, становясь прямым вызовом семье. В прямом союзе со СМИ сверстники-подростки формируют собственную субкультуру. Они учатся справляться со сложностями и нюансами группового взаимодействия в основном без руководства или надзора взрослых.Социализация в группе сверстников также становится связанной с половым созреванием и важнейшей ролью сексуальности и сексуальных отношений в жизни. В группах сверстников подростки в основном узнают о сексе и сексуальности и практикуют сексуальные навыки. Параллельно с этим начавшаяся в семье социализация гендерных ролей расширяется, углубляется и укрепляется.
Во взрослом возрасте потребности работы и семьи подавляют отношения между сверстниками, и влияние сверстников в качестве агента социализации серьезно снижается, а в пожилые годы возвращается. [1]
Группа сверстников оказывает сильнейшее социальное влияние на ребенка. Ребенок должен заработать свое социальное положение в группе сверстников; это положение не приходит естественно, как в семье. Взаимодействие со сверстниками ослабляет привязанность ребенка к семье; он обеспечивает как альтернативную модель поведения, так и новые социальные нормы и ценности. Чтобы стать полностью социализированными, дети должны научиться справляться с противоречивыми взглядами и ценностями всех людей, которые важны в их жизни. [2]
Как пол влияет на обучение в группах сверстников
Было проведено много исследований того, как гендер влияет на обучение в студенческих группах сверстников. Цель большей части этого исследования состояла в том, чтобы увидеть, как гендер влияет на кооперативные группы сверстников, как это влияет на отношения учащихся в школьной среде и как гендер может затем влиять на успеваемость и обучение.
Одна вещь, которая влияет на группы сверстников, — это поведение студентов.С самого начала зная, что дети начинают почти ограничиваться однополыми группами, интересно посмотреть, как происходит это взаимодействие внутри групп. Мальчики, как правило, участвуют в более активных и активных действиях в больших группах, вдали от взрослых, в то время как девочки чаще играют в небольших группах, рядом со взрослыми. Эти гендерные различия также являются репрезентативными для многих стереотипных гендерных ролей в однополых группах. Возможно, это недостаток этих групп. Стереотипы менее заметны, когда группы смешаны, потому что разница не заметна.
На пол как таковой влияет множество факторов, которые затем приводят к совместной работе, которая может быть очень полезной для некоторых студентов. Когда деятельность в совместных группах будет менее структурирована, студенты начнут предпочитать работу в смешанных группах, что является интересным открытием. Чем больше задач и больше структуры задействовано в проблеме, тем больше учеников работают в однополых группах.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Исследования семьи меннонитов более распространены, но акцент на процессе социализации все еще ограничен.В своей книге « Amish Society » Джон Хостетлер подробно рассказывает о детях и о том, как они растут в семье, где любовь и дисциплина важны для развития ответственности. В гуттеритовском обществе Хостетлера он посвящает целую главу семейной социализации при подготовке к посвящению (крещению) во взрослую жизнь и обучению отождествлению с колонией, где отклонения от нормы редки. Здесь он подробно останавливается на ранних этапах социализации, особенно младенчестве, детском саду и школьных годах. Хостетлер и Хантингтон в своей книге « гуттеритов в Северной Америке » также подробно останавливаются на семье и социализации, включая возрастные особенности, формальное образование и социализацию молодежи.
В этих относительно закрытых обществах гуттеритов и амишей сверстники являются лишь одним из множества контролирующих агентов, а взрослые, как правило, доминируют в социализации. В более открытых обществах, особенно там, где городские меннониты оказываются частью многочисленных сетей, сверстники становятся особенно влиятельными в школах. Сверстники предоставляют возможности для отработки социальных ролей, являются важным источником информации и сильно влияют на ценности и установки при выборе партнера, половых отношениях и формах самовыражения в музыке, спорте и т. Д.Пол Ледерах изучил множество верований и взглядов молодежи меннонитов и пришел к выводу, что молодые люди из неразрывных семей имеют большие преимущества. [3]
Цитируемых работ
[1] . Социологический центр. 16 мая 2009 г.
[2] . Каспер, Лоретта Ф.«Социализация и культура». Проверено 16 мая 2009 г.
.
[3] . Дридгер, Лео. «Социализация». Глобальная анабаптистская меннонитовая энциклопедия в Интернете. 1989. Интернет-энциклопедия глобальных анабаптистов-меннонитов. Проверено 16 мая 2009 г.
Традиционно около семи лет ребенок поступает в школьную систему в первом классе. Сегодня этот процесс часто начинается раньше в детском саду или дневном уходе.
Социализация в школе принимает три формы:
Официальная учебная программа
То, что школьная система и ее учителя объявляют своим содержанием и целью. Она включает в себя знания и навыки, полученные на английском языке, математике, истории и т. Д. Школа является официальным местом, где наше общество передает накопленные знания и навыки от одного поколения к другому. Это также место, где мы официально передаем наши культурные ценности, традиции и наследие, по крайней мере, «официальное» наследие.
Этот учебный план часто подкрепляет то, чему научились в семье, но он также может бросить вызов семейной социализации (например,g., обучение ценностям толерантности ребенка из расистской семьи)
Социальная программа
Это обучение социальному поведению, подходящему для групп сверстников, которые не являются группами дружбы, которые затем становятся моделью для вторичных групповых взаимодействий. Многие навыки, приобретенные в группах сверстников, можно передавать, но теперь ребенок учится общаться, вести переговоры, доминировать и т. Д. Со сверстниками за пределами их непосредственного социального круга, часто из разных социальных слоев. Во многих отношениях эта социальная программа усиливает и углубляет гендерно-ролевую социализацию, начатую в семье и продолженную в группе сверстников.
К средней и старшей школе подростки в основном изучают социальную программу. Он все больше и больше заменяется социальным взаимодействием сверстников в коридорах, на парковке, под трибунами и т. Д. И расширяется от общего группового взаимодействия к взаимодействию в сексуализированных ситуациях. Кроме того, многие подростки попадают в социальную программу через организованные занятия спортом.
Скрытая учебная программа
Это обучение правилам поведения, необходимым для функционирования в официально организованных группах.Он включает в себя такие правила поведения, как:
• Не разговаривайте, когда говорит учитель
• Выполняйте задания вовремя
• Не у всех учителей одинаковые правила для своего класса
• Когда учитель просит другого ученика прекратить говорить, не рекомендуется начинать разговор со своим соседом, поскольку учитель уже выразил неодобрение этого действия.
Это включает положительное подкрепление таких ценностей, как:
• Точность
• Самостоятельность
• Соревновательность
• Послушание
В качестве подготовки к взрослому миру формальной организации и авторитета на рабочем месте скрытая учебная программа подчеркивает такие вещи, как формализация и стандартизация, следование инструкциям, подчинение авторитетным фигурам, которые не являются мамой и папой, обучение контролю поведения и приспособление к группе, удовлетворение (даже манипулирование) авторитетными фигурами и работа в команде.
Одним из основных агентов социализации является школа. После семьи школы являются одними из первых агентов социализации, которым подвергаются дети после того, как социализировались исключительно в семье. Школы можно рассматривать как состоящие из трех основных компонентов: учителей, классы и тексты, а также культуру. Если все эти факторы работают вместе, то школа может быть эффективным агентом, влияющим на развитие идей. Особенно в свете сегодняшних проблем в семье (например, родители-одиночки, развод) школа рассматривается как суррогатный родитель, который, как ожидается, «заменит» родителей, у которых нет времени или желания общаться со своими детьми.Большая часть литературы была написана в 70-е годы, когда семья была более стабильной. Можно предположить, что школа — более важный фактор социализации в наше время.
Литература по политической социализации предполагает, что школа в основном является подкрепляющим фактором. Школы, как правило, не проявляют противоречий или прямых усилий по социализации молодых людей. Учителя и тексты обычно не критичны или противоречивы. Вместо этого школы склонны быть консервативными и непротиворечивыми.Акцент делается на гражданское образование с упором на гражданскую ответственность, патриотизм и развитие позитивного отношения к правительству США и Америке. Фактически, многие из тех же историй об основателях до сих пор рассказываются. Отрицательная сторона Америки, например, отношение к индейцам и афроамериканцам, как правило, преуменьшается. «Скрытая повестка дня» состоит в том, чтобы вызвать у молодежи позитивное отношение, даже если это означает преподавание ревизионистской истории.
Учащиеся, изучающие общественное или государственное образование в государственных школах, похоже, не достигают более высокого уровня политической информации, участия в политической жизни или политической эффективности (позитивного отношения к политическому участию и их способности влиять на политику правительства), чем студенты, не посещающие курсы .Вероятно, это связано с тем, что содержание курсов и учителей не очень сложные. Фактически, курсы часто преподают учителя, не имеющие опыта в области политологии, и на курсах, как правило, делается упор на факты и непротиворечивые идеи, а не на критическое мышление.
Доказано, что учителя в целом не имеют большого влияния на политическую социализацию. Вероятно, это связано с тем, что семья является гораздо более сильным агентом социализации, чем любой отдельный учитель, а также с тем фактом, что учителя не могут свободно высказывать противоречивые мнения в большинстве начальных и средних школ.Однако имейте в виду, что большая часть этой литературы была собрана в 70-х и 80-х годах и не говорит об изменениях, которые произошли в обществе за последние годы.
Скрытая повестка дня или скрытая учебная программа, по-видимому, успешна в воспитании лояльности, патриотизма и подчинения закону, но не оказывает такого большого влияния на формирование отношения к политическим институтам и процессам, например, желание голосовать и участвовать в политике. Между детьми существуют различия в зависимости от того, происходят они из семей с высоким или низким социально-экономическим статусом.Например, семьи с родителями, имеющими высшее образование, похоже, передают желаемые цели образовательной системы: политическую осведомленность, эффективность и готовность участвовать в политике своим детям, в то время как семьи из низшего класса — нет. Это говорит о том, что школы (грамматические и средние) не имеют такого большого влияния на процесс социализации, как семья.
Опыт учебы в колледже сильно отличается от начальных и средних школ. В колледже потенциал влияния намного выше.Окружающая среда иная: учителя и классы более склонны к спорам и предлагают альтернативу мнениям, полученным в предыдущие годы. Если общий опыт, учителя, классы, сверстники и культура согласны, то влияние гораздо более вероятно. Если только один или два из этих элементов предлагают альтернативу более ранней социализации, тогда вероятность изменений гораздо меньше. Данные по этому вопросу восходят еще к 1940-м годам, когда появилось знаменитое исследование Беннингтон-колледжа.В этом лонгитюдном исследовании молодые женщины, поступившие в Беннингтон, изменили консервативные взгляды своих родителей в результате учебы в колледже.
Процитированная работа
http://www.sociologycentral.com/text/socl/agentssocialization.pdf
http://www2.lewisu.edu/~gazianjo/354notes.html
.
6 основных агентов политической социализации
Основные агенты политической социализации описаны ниже:
1. Семья:
Формирование личности ребенка, когда он узнает роли и впитывает мировоззрение и ориентацию своих родителей в соответствии с По словам Дэвиса, «семья является основным средством трансформации мысленно обнаженного младенческого организма во взрослого, полностью облаченного в его собственную личность — его склонность мыслить и действовать определенным образом в политической сфере.”
Источник изображения: dreamatico.com
2. Школа:
Роль образования в определении политического поведения общепризнана. Как отмечают Алмонд и Верба, «чем шире уровень образования человека, тем выше вероятность, что он будет осознавать влияние правительства, следовать политике, иметь больше политической информации, иметь более широкий спектр мнений по политическим вопросам, участвовать в в политической дискуссии с более широким кругом людей.”
3. Группа сверстников:
В группах сверстников человек часто попадает под влияние, которое может усилить или вступить в конфликт с ранними стадиями политической социализации.
4. Социально-политические институты:
В эту категорию входит роль религии, добровольных организаций, политических партий, бюрократии и т. Д. Эти институты по-разному определяют политическое поведение человека.
5. СМИ:
Радио, Т.В., пресса, Интернет и другие средства могут прививать человеку различный набор ценностей и, соответственно, формировать его ориентацию.
6. Политическая система:
Проф. Алмонд и Пауэлл отмечают: «Каким бы позитивным ни был взгляд на политическую сферу, который навязывается семьей и школой, когда гражданин игнорируется его партией, обманутым его люди, заморили голодную очередь и, наконец, призвали в армию, его взгляды на политическую сферу, вероятно, изменятся.”
В заключение, можно отметить, что модель политической социализации, несмотря на свое влияние, имеет серьезные ограничения.
Он не видит экономического измерения общества. У него есть этноцентрические предубеждения, очевидные в его стремлении к порядку и стабильности. Все, что принесло пользу или противостояло западным обществам, превратилось в общий инструмент политической социализации. Роль сообщества и их отношения с природой почти не упоминаются.
.
Политическая социализация и роль СМИ СМИ укрепляют ценности, привитые другими агентами социализации. СМИ выступают против этих систем ценностей.
Презентация на тему: «Политическая социализация и роль СМИ. СМИ укрепляют ценности, привитые другими агентами социализации. СМИ выступают против этих систем ценностей.» — стенограмма презентации:
1
Политическая социализация и роль СМИ СМИ усиливают ценности, привитые другими агентами социализации.СМИ выступают против этих систем ценностей.
2
Текущее участие молодежи Явка избирателей среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет в среднем на 17 процентов меньше, чем среди других американцев. На карту поставлено будущее демократического процесса.
3
Теория Маклеода СТАРОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: политические идеи (от родителей, школы, СМИ) до пассивных получателей (молодежь).НОВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: Дети являются активными проводниками собственного политического развития.
4
Агенты политической социализации * Гражданская программа в школе * Влияние родителей * СМИ * Молодежь
5
МИФ №1 «Дети приобретают гражданскую ориентацию через моделирование и прямое воспитание». Недостатки: предполагается, что дети всегда будут придерживаться политических взглядов своих родителей, и не учитывает значительное влияние средств массовой информации.
6
МИФ № 2 «Политическое влияние течет только вниз — от социальных институтов к детям». Недостатки: также предполагается, что дети всегда будут придерживаться политических взглядов своих родителей, и возлагает исключительную ответственность за политическую социализацию на семью.
7
МИФ № 3 «Взрослые могут быть участниками политической социализации, но сами вряд ли изменятся.«Ошибки: предполагает, что обмены между детьми и другими агентами односторонние и не приводят к изменениям в динамике семьи.
8
МИФ №4 «Социализация в политике должна концептуализироваться и измеряться как индивидуальное поведение». Ошибка: неспособность признать политическую социализацию как серию событий социализации, инициированных рядом агентов.
9
Связь молодежи со СМИ со СМИ приводит к политическим дискуссиям.Политические дискуссии приводят к увеличению потребления СМИ родителями. Повышенное потребление СМИ ведет к политическим знаниям.
10
Семейные модели общения Медоукрофта СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ цель: гармоничные семейные тенденции: дети воздерживаются от вызовов взрослым и не развивают собственные политические взгляды. КОНЦЕПЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ цель: Тенденции к участию семьи: детей поощряют оспаривать идеи и развивать собственные политические взгляды.
11
Учебный план «Роль педагога» по гражданскому праву вызывает интерес к политическому процессу. Интерес приводит к увеличению потребления новостей. Политическое знание ведет к участию в демократии.
12
Потребление новостей политически осведомленными родителями и детьми Газеты Телевидение Интернет (будущее)
.
Цели Определить социализацию. Перечислите агентов социализации.
Презентация на тему: «Цели определяют социализацию. Перечислить агентов социализации.» — стенограмма презентации:
1
Цели Определите социализацию.Перечислите агентов социализации.
Оцените функции и роли социализирующих агентов. Проследите, как социализация длится всю жизнь.
2
Социализация Приобретая культуру, формируя свою личность и личную идентичность через NURTURE
3
Агенты социализации
Агенты социализации — люди, группы или учреждения, которые учат нас тому, что нам нужно знать, чтобы участвовать в жизни общества.Семья — первичный агент социализации. Семейный опыт дает нам базовое чувство идентичности, ценностей, норм и убеждений. Семьи сообщают детям их географическое положение, городское или сельское происхождение, а также социальный класс, расу, религию и этническую группу.
4
Агенты социализации
Школы служат двум целям в процессе социализации: Проявление функций — предполагаемая цель формального образования заключается в передаче соответствующих навыков и ценностей для зарабатывания на жизнь и того, чтобы быть «хорошим гражданином».Скрытые функции — обучение также открывает учащимся новые взгляды, ценности и точки зрения; учит их, что одни и те же правила применимы ко всем и что их нарушение влечет за собой долгосрочные последствия. Скрытый учебный план — школы учат соревнованию, дисциплине, сотрудничеству, порядку и послушанию; это ключ к успеху в обществе, где доминируют крупные организации.
5
Агенты социализации
Группы сверстников — люди, связанные общими интересами, равным социальным положением и одинаковым возрастом; иметь большую власть над участниками.Группы сверстников — единственный агент социализации, в котором взрослые не доминируют. Дети экспериментируют с новыми способами мышления, чувств и поведения. Поощряются независимость и самодостаточность. Взаимодействие с разными типами людей социальная гибкость. Влияние групп сверстников «давление сверстников»
6
Агенты социализации
Средства массовой информации — формы коммуникации, направленные на широкую аудиторию, включая телевидение, радио, газеты и журналы; он развлекает нас и формирует наши взгляды и ценности.СМИ бомбардируют молодежь рекламой, приобщая другие возрастные группы к музыке и стилю молодежной субкультуры. Многих стало беспокоить содержание того, чему дети подвергаются через СМИ.
7
Агенты социализации
Рабочее место Как и в группах сверстников, мы на работе заводим дружеские отношения, которые учат нас взгляду на мир, а также на работу. Карьерная социализация включает 4 этапа выбора карьеры — выбор и подготовка к карьере.Предвосхищающая социализация — процесс мысленного репетиции роли перед тем, как принять на себя роль. Состояние и приверженность — идти на работу, сталкиваться с унылыми и неприятными задачами, связанными с работой, но при этом заниматься этим занятием. Сохранение приверженности — выполнение работы, несмотря на трудности или альтернативы, которые могут возникнуть.
8
Типы социализации
Естественная социализация — дети исследуют, играют, открывают для себя социальный мир вокруг них. Планируемая социализация — люди учат / тренируют других.
9
Типы социализации
Позитивная социализация — приятный социальный опыт на основе обучения Негативная социализация — обучение на основе наказания / критики / гнева («получение урока»)
10
Типы социализации
Первичная социализация — дети учатся соответствующим установкам / ценностям / действиям для своей культуры (культурная ассимиляция / инкультурация) Вторичная социализация — изучение того, что является подходящим поведением для небольшой группы в обществе (работа, школа) Развитие Социализация — развитие социальные навыки Предвосхищающая социализация — репетиция будущих должностей / рабочих мест / отношений
11
Типы социализации
Ресоциализация — отказ от прежних моделей поведения и принятие новых как часть смены жизни (вступление в армию, обращение в религию, культы, банды)
.