Опосредованный характер: Опосредованный и личностный характер мышления — Студопедия
Опосредованный и личностный характер мышления — Студопедия
Опосредованный характер мышления дает возможность иметь дело с предметами и явлениями, которых мы прямо не воспринимаем. Например: если Вы утром посмотрев в окно заметили, что дорожки занесены снегом, то можете заключить, что ночью была вьюга, хотя сами непосредственно этого не воспринимали.
Мышление дает возможность двигаться по разн направленным временным отрезкам, назад — в прошлое и вперед, в будущее. | Мышление — очень личностная вещь, и видов мышления можно выделять столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление мужское и женское и т.д. |
-29-
Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
ЕГЭ.
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ
МЫШЛЕНИЯ | ОПИСАНИЕ |
1)анализ | А) уста
овление сходства или различия предметов |
2)синтез | Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение | В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие | Г) процесс мышления, позволяющий из двух
ли нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение | Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение | Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: _____________________________
А1.Деятельность человека — это
1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование
2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности
3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми
4) форма активности человека, основное содержание которой — отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе
-30-
1) может носить коллективный характер
2) предполагает общение
3) носит условный характер
4)допускает использование вспомогательных средств
А3.Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе — это пример деятельности
1) ценностно-ориентировочной
2) познавательной
3) прогностической
4) материально-производственной
В1.
В3 (1).Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ
А) создание художественных ценностей 1) материальная
Б) осуществление научного открытия 2) духовная
В) проведение реформ в обществе
Г) осуществление глобального моделирования
Д) совершенствование технологий производства
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
-31-
ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) обмен информацией, мыслями, чувствами 1) игра
Б) создание необходимых людям благ 2) общение
B) наличие воображаемой обстановки 3) труд
Г) наличие результата
Д) необходимость специальной подготовки
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
В 6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Только в деятельности _____________(1) совершенствуется, становится развитой _____________ (2). Ему свойственно оценивать ___________(3) своей деятельности и вносить коррективы в постановку __________( 4 ) , выдвижение мотивов и выбор ________(5) деятельности. Нередко в разговоре используют как равнозначные понятия «деятельность» и «__________ » ( 6 ) , тогда как между ними есть существенная разница: последнее понятие приобретает нравственное содержание».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) личность
Б) поведение
B) индивидуальность
Г) поступок
Д) человек
Е) общение
Ж) результат
3) средство
И) цель
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
С6.Назовите любые три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером.
-32-
1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Ответ: ___________________________.
А4.
Виды деятельности в зависимости от особенностей отношения к окружающему миру:
Духовная (связана с изменением сознания людей) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме) Ценностно- ориентированная (формирует мировоззрение) Прогностическая (планирование, предвидение результатов) | Практическая (направленная на преобразование объектов природы и общества) Материально – производственная (преобразование природы) Социально – преобразовательная (преобразование общества) |
Мышление как опосредованное и обобщенное познание окружающего мира
С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно.
Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет).
Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является опосредованным познанием.
Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятии — в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.
Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой — и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким способом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим путем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой процесс мышления, оказывается опосредствованным познанием действительности.
Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.
Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мышления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление — это опосредственное познание (или отражение) действительности.
Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира.
Ощущения и восприятия дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов.
Обобщенное отражение (познание) действительности — важнейший признак мышления.
Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.
Итак, мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 170-173.
Особенности мышления
Определение 1
Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.
Мышление включает в себя следующие особенности:
Опосредованный характер
Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.
Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.
Готовые работы на аналогичную тему
Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.
Мышление опирается на законы явлений
Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.
Мышление рождается из наблюдения
Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.
Мышление проявляется в словесной форме
Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме.
«Каждое слово (речь) служит для обобщения».
Мышление базируется на жизненном опыте
Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.
Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.
опосредованный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | опосре́дованный | опосре́дованное | опосре́дованная | опосре́дованные | |
Рд. | опосре́дованного | опосре́дованного | опосре́дованной | опосре́дованных | |
Дт. | опосре́дованному | опосре́дованному | опосре́дованной | опосре́дованным | |
Вн. | одуш. | опосре́дованного | опосре́дованное | опосре́дованную | опосре́дованных |
неод. | опосре́дованный | опосре́дованные | |||
Тв. | опосре́дованным | опосре́дованным | опосре́дованной опосре́дованною | опосре́дованными | |
Пр. | опосре́дованном | опосре́дованном | опосре́дованной | опосре́дованных | |
Кратк. форма | опосре́дован | опосре́довано | опосре́дована | опосре́дованы |
о·по-сре́-до-ван-ный
Страдательное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a(2).
Приставка: о-; корень: -посред-; суффиксы: -ова-нн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [ɐpɐˈsrʲedəvən(ː)ɨɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- страд. прич. прош. вр. от опосредовать ◆ У людей с развитым эстетическим чувством процесс восприятия сложно опосредован и основан на отборе. А. А. Крон, «Капитан дальнего плавания», 1983 г.
- адъектив. то же, что опосредствованный; данный не непосредственно, не напрямую, а через посредство чего-либо другого ◆ Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- частичн.: непрямой, косвенный
Антонимы
- непосредственный
Гиперонимы
Гипонимы
- клеточноопосредованный
Родственные слова
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Библиография
«Мышление и его виды» | СГЭУ
Вопрос: Что такое мышление?
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Вопрос: Какие виды мышления есть?
Классификация по результатам мышления
Классификация по уровню психических процессов
Другие виды:
Вопрос: формы мышления?
Понятие, суждение, умозаключение (вывод)
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).
Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.
Наиболее известные методы мышления:
Дискурсивные | Продуктивные (творческие) |
Логический | Дивергентный |
Диалектический | Латеральный |
Аналитический | Радиантный |
Научный | Эвристические |
Системный | ТРИЗ |
Вопрос: какие операции выполняет мышление?
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ и синтез
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.
Конкретизация
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.
Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Вопрос: индивидуальные особенности мышления
Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.
Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
Широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.
Опосредованный характер психических процессов
\
Введение в психологию | 49 |
риментальной психологии, доказывает не только возможность, но иногда и гораздо большую плодотворность классификации с иных аспектов. Наиболее явные и приме чательные особенности психической действительности оказываются как раз за пре делами данного подхода. Поэтому для их учета необходимо рассмотреть содержание нашего сознания и в другом аспекте.
Интересная попытка классификации психических переживаний с особой точ ки зрения предпринята Штумфом. По его мнению, всю сферу психических фактов можно разделить на четыре разные группы, первую из которых составляют явления,
вторую — психические функции, третью — соотношения, а четвертую — образования психических функций.
Под явлениями Штумф подразумевает ощущения, включая пространственные и временные формы, и переживания боли и удовольствия, но эти последние не только как таковые, а вместе с их представлениями, то есть репродукцией. Зато пси хическими функциями он считал данность явлений и их соотношений, объединение их в комплексы; к психическим функциям им отнесены также образование поня тий, радость и горе, любовь и ненависть, приятие и отвергание, усвоение и оценка. Согласно Штумфу, между этими двумя группами психических переживаний нет ничего общего ни логически, ни фактически; они представляют собой совершенно самостоятельные группы. В третью группу, как отмечалось, входят так называемые соотношения, то есть тождество, сходство и различие. И, наконец, четвертую груп пу составляют образования психических функций, то есть формы (очертания), по нятия, ценности и цели.
Данная классификация Штумфа вызвала оживленный интерес, направив вни мание исследователей особенно на вопрос «явлений» и «функций». В этом отноше нии значимость этой классификации бесспорна. Однако поскольку Штумф не счита ет в сущности явления — ощущения, чувства и их репродуктивные образы, то есть представления — психическими, постольку его классификация неприемлема. Психо логия изначально с особым вниманием исследовала именно эти процессы и немало преуспела в этом.
Зато несомненно, что наше сознание не исчерпывается только содержаниями (ощущения, представления и пр.), а содержит также и функции, или, как говорят теперь, акты, например мышление. В этом смысле классификация Штумфа безуслов но заслуживает внимания.
1. Непосредственность воздействия физического на физическое
В современной науке считается аксиоматичным положением то, что между явлениями физической действительности существует неразрывная причинная взаи мосвязь — одно явление воздействует на другое, становясь, таким образом, непос редственной причиной происходящих в нем изменений. И причина, и следствие от носятся к одной действительности, то есть представляют собой физические явления. Стало быть, причину какого-либо физического явления следует искать опять же
50 | Глава первая |
среди явлений физического мира. Принцип замкнутой каузальности природы, при нятый в современной науке, подразумевает, что физическое следствие может быть вызвано только лишь физической причиной. Между ними существует непосредст венная связь. Воздействие одного на другое не нуждается в опосредовании через не кое нефизическое явление. Не вызывает сомнений, что мощное развитие естест венных наук нового времени, продолжающееся и поныне, было бы совершенно невозможным без признания данного принципа. Поэтому отнюдь неудивительно, что он был использован и при изучении других сфер действительности.
2. «Теория непосредственности» в психологии
Невзирая на то, что попытка использования «теории непосредственности» применительно к психической действительности явно сталкивается со многими трудностями, данная теория изначально была введена в психологию. Согласно ос новному положению данной теории, психическая действительность представляет собой отдельный мир, происходящие в пределах которого изменения находятся в неразрывной взаимосвязи, каузально определяя друг друга. Непосредственной при чиной психического может быть только психическое, и происходящее в психике то или иное изменение может быть объяснено непосредственным воздействием опятьтаки психического. Теоретическое обоснование этого положения было дано, прежде всего, родоначальником экспериментальной психологии Вундтом; фактическое же его использование имело место и до Вундта. Еще Гербарт объяснял содержание и жизнь всей психики взаимовлиянием представлений; на его взгляд, содержание со знания человека в тот или иной момент зависит от взаимосвязи его представлений. Примечательно, что по Гербарту эта связь носит чисто механический характер — сильное представление затемняет слабое, вытесняя его из сознания. Таким образом, содержание нашей психики в тот или иной момент полностью зависит от соотно шения сил отдельных представлений. Именно поэтому Гербарт и говорил о механи ке представлений.
В еще более чистом виде теория непосредственности представлена главным образом в учении так называемой «ассоциативной психологии». Согласно ее основопо лагающему положению, содержание всей психики составляют представления, связы вающиеся между собой по определенным закономерностям. Возникновение в созна нии одного члена этой связи с необходимостью вызывает второго. Мысли, чувство, воля — одним словом, вся наша психическая жизнь основывается на подобной ассо циации представлений. Следовательно, все то, что происходит в психике, объясняет ся воздействием опять-таки психического — какого-либо ассоциированного с ним представления; причины психического коренятся в психическом, на психическое действует психическое.
Вундт, противостоящий по своим основным взглядам как Гербарту, так и ассоциативной психологии, продолжал стоять на позиции теории непосредственнос ти не только практически, в своей исследовательской работе, но и попытался дать ей философское обоснование. Он утверждает, что самое несомненное наблюдение, имеющееся у человека, это — единство его сознания, то есть взаимосвязь психичес ких явлений. Психические явления сами связаны друг с другом, в своем непрерыв ном протекании они сами влияют друг на друга. Следовательно, психология как эм пирическая наука должна опираться на этот несомненный факт, объясняя все с этой
Введение в психологию | 51 |
позиции. Это означает, что «всякий психологический процесс представляет собой закономерную связь явлений», в котором одно является причиной, а другое — след ствием. Настоящее научное исследование в психологии, по мнению Вундта, возмож но лишь при условии именно такого решения проблемы психической каузальности, то есть психический результат всегда будет объясняться воздействием психической причины; одним словом, психика должна быть сочтена совокупностью закономерно взаимовоздействующих и взаимосвязанных явлений.
Теория непосредственности господствует в психологии по сей день. На ней основывается даже одно из наиболее влиятельных направлений современной психо логии — так называемая «гештальтпсихология». Смысл исходного принципа геш¬ тальттеории заключается в том, что в сфере переживаний друг на друга влияют не частные, элементарные процессы, создавая таким путем конкретные и сложные пе реживания, а, напротив, отдельное и частное определяется целым. Однако и целое, и частное представляют собой психические явления; следовательно, проблема пси хической каузальности здесь также решается на основе непосредственного взаимо действия психических процессов.
Таким образом, согласно распространенному в современной психологии взгля ду, психическое непосредственно влияет на психическое.
3. Критика теории непосредственности
Среди современных психологов немало и таких, которые не считают обя зательным усматривать причины психических явлений исключительно в психических же явлениях. Они отмечают, что на психику также могут воздействовать физичес кие и другие непсихические процессы. Однако примечательно то, что и для них «теория непосредственности» продолжает оставаться аксиоматичным положением. Дело в том, что, по их мнению, физическое воздействует на психику также пря мо и непосредственно, как и, наоборот, психическое на физическое. Например, укол иглой (физический процесс) непосредственно вызывает чувство боли, а это последнее (психический процесс), со своей стороны, — соответствующее движе ние тела.
Одним словом, согласно теории непосредственности, действительность — будь то физическая или психическая — воздействует на нашу психику прямо, без участия какого-либо опосредующего звена. Стало быть, психика находится в непосредствен ной связи с действительностью — именно она действует на действительность, и она же получает исходящее от этой последней воздействие.
Однако общеизвестно, что человек, как и всякий живой организм, сформиро вался и развился в процессе взаимодействия с внешней средой. Согласно теории не посредственности, предполагающей, что с действительностью взаимодействует не человек, а психика, именно эта последняя и является единственной силой, направ ляющей это развитие и создающей всю историю человека.
Разумеется, неприемлемость такого отрыва психики от целостного организма, целостной личности, недопустимое игнорирование значения роли этой последней не могло остаться незамеченным и в западной психологии. Конечно же, ею было при знано то, что с действительностью взаимодействует субъект, а не оторванная от него психика. Однако понять этот несомненный факт с позиций теории непосредственно сти можно, лишь попытавшись свести человека как активную сущность, как лич ность к психике, доказав, что субъект по сути не представляет собой ничего иного,
52 Глава первая
кроме психики. Именно поэтому Гегель пытался доказать, что субъект всегда являет ся сознанием или самосознанием, а родоначальник современной психологии Вундт полагал, что субъект для научной психологии представляет собой всего лишь сово купность психических явлений. Иное понимание субъекта, согласно Вундту, означа ет восстановление старого понятия субстанции, что ничего не даст научному изуче нию психологических фактов.
Таким образом, и здесь попытка спасения теории непосредственности опятьтаки приводит к признанию положения, неправомерность которого несомненна. Дело в том, что субъект, индивид, личность ни в коем случае не могут считаться совокупностью психических функций, поскольку психика — это не сам индивид, а орудие, приобретенное им в процессе взаимодействия с внешней действительнос тью и используемое для ее преобразования; психика — это не сам субъект, а «его орган». И, конечно же, с внешней действительностью взаимодействуют не «органы» индивида, а сам индивид, использующий их в процессе этого взаимодействия.
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии
Согласно теории непосредственности, с действительностью взаимодействует сама психика, непосредственно воздействующая на действительность и получающая непосредственное воздействие от нее. Следовательно, здесь не остается места для живого субъекта, личности — психология с ним дела не имеет.
В противовес данному положению западной психологии следует подчеркнуть, что основным источником психического развития является именно практика, то есть
взаимодействие с действительностью, живого, реального, исторического человека. Пря мая, непосредственная связь существует лишь между этим реальным субъектом и действительностью. Поэтому психология, усматривающая свою задачу в изучении психики человека, своей исходной точкой должна считать взаимодействие активно го субъекта с действительностью, практику реального человека. Исходя из этого, психология не может обойти стороной понятие субъекта, целостного человека, лич ности. Понять закономерности структуры и функционирования психики — этого специфического «органа» личности — совершенно невозможно в отрыве от ее но сителя и производителя — целостной личности, вне поиска фактора, зарождающе гося в акте взаимодействия субъекта с внешней действительностью и разворачива ющегося в виде психических процессов. Поэтому проблема целостной личности должна быть сочтена основополагающей проблемой настоящей научной психологии.
В современной психологии существует направление, как будто преодолевшее главный недостаток теории непосредственности; это — так называемая «персоналисти¬ ческая психология», родоначальником которой является Штерн.
Основное положение концепции Штерна действительно противоречит глав ному принципу теории непосредственности. По его мнению, взаимоотношения су ществуют не между действительностью и психикой, а между действительностью и субстратом психики — персоной (лицом). Стало быть, на его взгляд, во взаимосвязи находятся действительность и личность; что же касается психического, то оно пред ставляет собой чисто вторичную сферу, в основе которой лежит другая, сущностно более значимая сфера — личность.
Таким образом, казалось бы, что теорию непосредственности можно считать преодоленной. Но достаточно внимательно изучить предложенное и всесторонне рас-
Введение в психологию | 53 |
смотренное Штерном понятие персоны, чтобы убедиться в том, что фактически тео рия непосредственности остается непреодоленной и в персоналистической пси хологии. Дело в том, что, согласно Штерну, личность является «повелителем и ре гулятором» психических процессов; это выражается в том, что она порождает и направляет психические процессы в соответствии со своими целями. Следователь но, в психологии решающее значение имеет не принцип причинности, а принцип целеполагания; то есть получается, что в психологии основной точкой зрения являет ся телеологическая. Это — главный недостаток концепции Штерна.
Что касается второго недостатка, то здесь незатронутость принципа непосред ственности видна уже совершенно четко. Во-первых, согласно Штерну, влияние психического на другие психические процессы того же субъекта может происходить и непосредственно; во-вторых, Штерн придерживается идеалистической концепции, вследствие чего для него личность, в конечном счете, является метафизической сущностью.
Опосредованный характер психических процессов
\
Введение в психологию | 49 |
риментальной психологии, доказывает не только возможность, но иногда и гораздо большую плодотворность классификации с иных аспектов. Наиболее явные и приме чательные особенности психической действительности оказываются как раз за пре делами данного подхода. Поэтому для их учета необходимо рассмотреть содержание нашего сознания и в другом аспекте.
Интересная попытка классификации психических переживаний с особой точ ки зрения предпринята Штумфом. По его мнению, всю сферу психических фактов можно разделить на четыре разные группы, первую из которых составляют явления,
вторую — психические функции, третью — соотношения, а четвертую — образования психических функций.
Под явлениями Штумф подразумевает ощущения, включая пространственные и временные формы, и переживания боли и удовольствия, но эти последние не только как таковые, а вместе с их представлениями, то есть репродукцией. Зато пси хическими функциями он считал данность явлений и их соотношений, объединение их в комплексы; к психическим функциям им отнесены также образование поня тий, радость и горе, любовь и ненависть, приятие и отвергание, усвоение и оценка. Согласно Штумфу, между этими двумя группами психических переживаний нет ничего общего ни логически, ни фактически; они представляют собой совершенно самостоятельные группы. В третью группу, как отмечалось, входят так называемые соотношения, то есть тождество, сходство и различие. И, наконец, четвертую груп пу составляют образования психических функций, то есть формы (очертания), по нятия, ценности и цели.
Данная классификация Штумфа вызвала оживленный интерес, направив вни мание исследователей особенно на вопрос «явлений» и «функций». В этом отноше нии значимость этой классификации бесспорна. Однако поскольку Штумф не счита ет в сущности явления — ощущения, чувства и их репродуктивные образы, то есть представления — психическими, постольку его классификация неприемлема. Психо логия изначально с особым вниманием исследовала именно эти процессы и немало преуспела в этом.
Зато несомненно, что наше сознание не исчерпывается только содержаниями (ощущения, представления и пр.), а содержит также и функции, или, как говорят теперь, акты, например мышление. В этом смысле классификация Штумфа безуслов но заслуживает внимания.
1. Непосредственность воздействия физического на физическое
В современной науке считается аксиоматичным положением то, что между явлениями физической действительности существует неразрывная причинная взаи мосвязь — одно явление воздействует на другое, становясь, таким образом, непос редственной причиной происходящих в нем изменений. И причина, и следствие от носятся к одной действительности, то есть представляют собой физические явления. Стало быть, причину какого-либо физического явления следует искать опять же
50 | Глава первая |
среди явлений физического мира. Принцип замкнутой каузальности природы, при нятый в современной науке, подразумевает, что физическое следствие может быть вызвано только лишь физической причиной. Между ними существует непосредст венная связь. Воздействие одного на другое не нуждается в опосредовании через не кое нефизическое явление. Не вызывает сомнений, что мощное развитие естест венных наук нового времени, продолжающееся и поныне, было бы совершенно невозможным без признания данного принципа. Поэтому отнюдь неудивительно, что он был использован и при изучении других сфер действительности.
2. «Теория непосредственности» в психологии
Невзирая на то, что попытка использования «теории непосредственности» применительно к психической действительности явно сталкивается со многими трудностями, данная теория изначально была введена в психологию. Согласно ос новному положению данной теории, психическая действительность представляет собой отдельный мир, происходящие в пределах которого изменения находятся в неразрывной взаимосвязи, каузально определяя друг друга. Непосредственной при чиной психического может быть только психическое, и происходящее в психике то или иное изменение может быть объяснено непосредственным воздействием опятьтаки психического. Теоретическое обоснование этого положения было дано, прежде всего, родоначальником экспериментальной психологии Вундтом; фактическое же его использование имело место и до Вундта. Еще Гербарт объяснял содержание и жизнь всей психики взаимовлиянием представлений; на его взгляд, содержание со знания человека в тот или иной момент зависит от взаимосвязи его представлений. Примечательно, что по Гербарту эта связь носит чисто механический характер — сильное представление затемняет слабое, вытесняя его из сознания. Таким образом, содержание нашей психики в тот или иной момент полностью зависит от соотно шения сил отдельных представлений. Именно поэтому Гербарт и говорил о механи ке представлений.
В еще более чистом виде теория непосредственности представлена главным образом в учении так называемой «ассоциативной психологии». Согласно ее основопо лагающему положению, содержание всей психики составляют представления, связы вающиеся между собой по определенным закономерностям. Возникновение в созна нии одного члена этой связи с необходимостью вызывает второго. Мысли, чувство, воля — одним словом, вся наша психическая жизнь основывается на подобной ассо циации представлений. Следовательно, все то, что происходит в психике, объясняет ся воздействием опять-таки психического — какого-либо ассоциированного с ним представления; причины психического коренятся в психическом, на психическое действует психическое.
Вундт, противостоящий по своим основным взглядам как Гербарту, так и ассоциативной психологии, продолжал стоять на позиции теории непосредственнос ти не только практически, в своей исследовательской работе, но и попытался дать ей философское обоснование. Он утверждает, что самое несомненное наблюдение, имеющееся у человека, это — единство его сознания, то есть взаимосвязь психичес ких явлений. Психические явления сами связаны друг с другом, в своем непрерыв ном протекании они сами влияют друг на друга. Следовательно, психология как эм пирическая наука должна опираться на этот несомненный факт, объясняя все с этой
Введение в психологию | 51 |
позиции. Это означает, что «всякий психологический процесс представляет собой закономерную связь явлений», в котором одно является причиной, а другое — след ствием. Настоящее научное исследование в психологии, по мнению Вундта, возмож но лишь при условии именно такого решения проблемы психической каузальности, то есть психический результат всегда будет объясняться воздействием психической причины; одним словом, психика должна быть сочтена совокупностью закономерно взаимовоздействующих и взаимосвязанных явлений.
Теория непосредственности господствует в психологии по сей день. На ней основывается даже одно из наиболее влиятельных направлений современной психо логии — так называемая «гештальтпсихология». Смысл исходного принципа геш¬ тальттеории заключается в том, что в сфере переживаний друг на друга влияют не частные, элементарные процессы, создавая таким путем конкретные и сложные пе реживания, а, напротив, отдельное и частное определяется целым. Однако и целое, и частное представляют собой психические явления; следовательно, проблема пси хической каузальности здесь также решается на основе непосредственного взаимо действия психических процессов.
Таким образом, согласно распространенному в современной психологии взгля ду, психическое непосредственно влияет на психическое.
3. Критика теории непосредственности
Среди современных психологов немало и таких, которые не считают обя зательным усматривать причины психических явлений исключительно в психических же явлениях. Они отмечают, что на психику также могут воздействовать физичес кие и другие непсихические процессы. Однако примечательно то, что и для них «теория непосредственности» продолжает оставаться аксиоматичным положением. Дело в том, что, по их мнению, физическое воздействует на психику также пря мо и непосредственно, как и, наоборот, психическое на физическое. Например, укол иглой (физический процесс) непосредственно вызывает чувство боли, а это последнее (психический процесс), со своей стороны, — соответствующее движе ние тела.
Одним словом, согласно теории непосредственности, действительность — будь то физическая или психическая — воздействует на нашу психику прямо, без участия какого-либо опосредующего звена. Стало быть, психика находится в непосредствен ной связи с действительностью — именно она действует на действительность, и она же получает исходящее от этой последней воздействие.
Однако общеизвестно, что человек, как и всякий живой организм, сформиро вался и развился в процессе взаимодействия с внешней средой. Согласно теории не посредственности, предполагающей, что с действительностью взаимодействует не человек, а психика, именно эта последняя и является единственной силой, направ ляющей это развитие и создающей всю историю человека.
Разумеется, неприемлемость такого отрыва психики от целостного организма, целостной личности, недопустимое игнорирование значения роли этой последней не могло остаться незамеченным и в западной психологии. Конечно же, ею было при знано то, что с действительностью взаимодействует субъект, а не оторванная от него психика. Однако понять этот несомненный факт с позиций теории непосредственно сти можно, лишь попытавшись свести человека как активную сущность, как лич ность к психике, доказав, что субъект по сути не представляет собой ничего иного,
52 Глава первая
кроме психики. Именно поэтому Гегель пытался доказать, что субъект всегда являет ся сознанием или самосознанием, а родоначальник современной психологии Вундт полагал, что субъект для научной психологии представляет собой всего лишь сово купность психических явлений. Иное понимание субъекта, согласно Вундту, означа ет восстановление старого понятия субстанции, что ничего не даст научному изуче нию психологических фактов.
Таким образом, и здесь попытка спасения теории непосредственности опятьтаки приводит к признанию положения, неправомерность которого несомненна. Дело в том, что субъект, индивид, личность ни в коем случае не могут считаться совокупностью психических функций, поскольку психика — это не сам индивид, а орудие, приобретенное им в процессе взаимодействия с внешней действительнос тью и используемое для ее преобразования; психика — это не сам субъект, а «его орган». И, конечно же, с внешней действительностью взаимодействуют не «органы» индивида, а сам индивид, использующий их в процессе этого взаимодействия.
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии
Согласно теории непосредственности, с действительностью взаимодействует сама психика, непосредственно воздействующая на действительность и получающая непосредственное воздействие от нее. Следовательно, здесь не остается места для живого субъекта, личности — психология с ним дела не имеет.
В противовес данному положению западной психологии следует подчеркнуть, что основным источником психического развития является именно практика, то есть
взаимодействие с действительностью, живого, реального, исторического человека. Пря мая, непосредственная связь существует лишь между этим реальным субъектом и действительностью. Поэтому психология, усматривающая свою задачу в изучении психики человека, своей исходной точкой должна считать взаимодействие активно го субъекта с действительностью, практику реального человека. Исходя из этого, психология не может обойти стороной понятие субъекта, целостного человека, лич ности. Понять закономерности структуры и функционирования психики — этого специфического «органа» личности — совершенно невозможно в отрыве от ее но сителя и производителя — целостной личности, вне поиска фактора, зарождающе гося в акте взаимодействия субъекта с внешней действительностью и разворачива ющегося в виде психических процессов. Поэтому проблема целостной личности должна быть сочтена основополагающей проблемой настоящей научной психологии.
В современной психологии существует направление, как будто преодолевшее главный недостаток теории непосредственности; это — так называемая «персоналисти¬ ческая психология», родоначальником которой является Штерн.
Основное положение концепции Штерна действительно противоречит глав ному принципу теории непосредственности. По его мнению, взаимоотношения су ществуют не между действительностью и психикой, а между действительностью и субстратом психики — персоной (лицом). Стало быть, на его взгляд, во взаимосвязи находятся действительность и личность; что же касается психического, то оно пред ставляет собой чисто вторичную сферу, в основе которой лежит другая, сущностно более значимая сфера — личность.
Таким образом, казалось бы, что теорию непосредственности можно считать преодоленной. Но достаточно внимательно изучить предложенное и всесторонне рас-
Введение в психологию | 53 |
смотренное Штерном понятие персоны, чтобы убедиться в том, что фактически тео рия непосредственности остается непреодоленной и в персоналистической пси хологии. Дело в том, что, согласно Штерну, личность является «повелителем и ре гулятором» психических процессов; это выражается в том, что она порождает и направляет психические процессы в соответствии со своими целями. Следователь но, в психологии решающее значение имеет не принцип причинности, а принцип целеполагания; то есть получается, что в психологии основной точкой зрения являет ся телеологическая. Это — главный недостаток концепции Штерна.
Что касается второго недостатка, то здесь незатронутость принципа непосред ственности видна уже совершенно четко. Во-первых, согласно Штерну, влияние психического на другие психические процессы того же субъекта может происходить и непосредственно; во-вторых, Штерн придерживается идеалистической концепции, вследствие чего для него личность, в конечном счете, является метафизической сущностью.
ПРЯМАЯ и КОСВЕННАЯ характеристика | Блог 05ja
Разница между прямой и косвенной характеристикой такая же, как разница между рассказом и показом. Первый — это просто автор , рассказывающий читателю, на что похож этот персонаж. В другом — автор показывает , каков персонаж.
Таким образом, пример первого может быть:
Питер был очень ленив и никогда не сдавался больше, чем это было абсолютно необходимо.
Та же информация, указанная косвенно, может быть:
Питеру надоела телепрограмма, но пульт дистанционного управления необъяснимым образом оказался через всю комнату, поэтому он все равно просто смотрел ее. Скоро приедет Ян, и тогда она сможет принести ему пульт.
Как и в случае с Show, не говорите, что старайтесь максимально использовать косвенную характеристику, поскольку это рисует яркую картину в сознании читателя (к чему вы всегда и всегда стремитесь). Однако бывают случаи, когда необходимо использовать прямую характеристику (например,грамм. для второстепенного персонажа или изобразить второстепенную черту), и это часть вашего суждения как писателя о том, когда вы собираетесь это использовать.
Характеризация — важный элемент почти каждого художественного произведения, будь то рассказ, роман или что-то среднее между ними. Когда дело касается характеристики, у писателя есть два варианта:
1. ПРЯМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — писатель делает прямые утверждения о личности персонажа и рассказывает, на что он похож.
2. КОСВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — писатель раскрывает информацию о персонаже и его личности через мысли, слова и действия этого персонажа, а также то, как другие персонажи реагируют на этого персонажа, включая то, что они думают и говорят о нем.
Автор оповещения может признать, что два метода характеристики подпадают под действие решения «показать» или «рассказать». Косвенная характеристика «показывает» читателя. Прямая характеристика «рассказывает» читателю.
Как и в большинстве решений «показать», а не «рассказать», «показать» более интересно и увлекательно для читателя, и его следует использовать вместо «рассказывать». Относит ли это прямую характеристику в кучу мусора для прозы? Нет. Бывают случаи, когда прямая характеристика полезна. В то время как косвенная характеристика с большей вероятностью задействует воображение читателя и создаст более яркие образы, прямая характеристика отличается краткостью, меньшим количеством слов и продвижением истории. Например, писатель может захотеть раскрыть незначительную грань личности персонажа, не отвлекаясь от действия в сцене.Автор должен решить, когда каждый метод характеристики подходит.
Чтобы увидеть разницу между прямой и косвенной характеристикой, прочтите парные параграфы ниже. Каждый написан для передачи одной и той же базовой информации. Один из каждой пары демонстрирует прямую характеристику, а другой демонстрирует косвенную характеристику. Посмотрите, сможете ли вы определить, какой метод используется.
Paragraph Pair 1:
A. Эд Джонсон в замешательстве почесал в затылке, пока торговый представитель объяснял новейший компьютер для диагностики двигателя Dralco.Старый механик ненавидел современную электронику, предпочитая старые времена, когда все, что ему было нужно, — это стопка руководств и хороший набор инструментов.
B. «Это Эд Джонсон», — сказал Андерсон, наблюдая, как старый механик в замешательстве почесывает затылок, пока торговый представитель объясняет новейший компьютер для диагностики двигателя Dralco. «Он понятия не имеет о современной электронике. Дайте ему хороший набор инструментов и стопку пожелтевших руководств с карбюратором, нуждающимся в ремонте, и он будет счастлив, как голодная лягушка на мухобойке.”
Paragraph Pair 2:
A. У Джули было множество нарядов и аксессуаров, и ей всегда требовалась целая вечность, чтобы решить, какая комбинация может произвести впечатление на Трента. Как обычно, она несколько раз звонила сестре за советом. После этого Джули решила попробовать темно-синюю юбку с белым свитером.
B. Джули подняла перед зеркалом шесть разных нарядов и подумала, что лучше всего подойдет к ее темно-синим туфлям, пастельным теням для век и бриллиантовым серьгам, которые она уже купила из переполненного тщеславия.После девяноста минут смешивания и сопоставления и трех звонков по сотовому телефону своей сестры за советом, Джули наконец приняла решение. Она бы попробовала темно-синюю юбку и белый свитер, надеясь, что Тренту это понравится.
В обоих случаях параграф A иллюстрирует пример прямой характеристики (рассказ), а параграф B дает пример косвенной характеристики (показ). Хотя можно спорить с качеством каждого абзаца (или с чувством стиля Джули), примеры прямой характеристики короче, оставляя меньше воображения читателю, но при этом передавая ту же основную информацию.Что наиболее подходит, зависит от потребностей и забот писателя.
Что такое прямая и косвенная характеристика
Если писатель, чтобы раскрыть личность персонажа, напрямую рассказывает читателям о его умственных или физических качествах, это называется прямой характеристикой. Однако, если писатель, вместо того, чтобы напрямую рассказывать о персонаже, хочет, чтобы его читатели использовали свое воображение и читали между строк, если он хочет, чтобы они составили собственное мнение о персонаже, глядя на то, как персонаж говорит, думает, действует и смотрит, или как другие персонажи на него реагируют, это называется косвенной характеристикой.Таким образом, прямая характеристика заключается в том, чтобы «рассказать» читателям, а косвенная характеристика — в том, чтобы «показывать» читателям личности персонажей. Далее вы можете перейти к созданию персонажей в рассказе. Ниже приведены некоторые примеры прямой и косвенной характеристики, чтобы сделать разницу между ними более ясной.
Пример прямой характеристики № 1
Джейн была красивой молодой девушкой. У нее были золотистые волосы и голубые глаза, которые выделяли ее среди остальных.
Пример косвенной характеристики № 1
Когда Джейн вошла в комнату, никто не мог не взглянуть на ее потрясающее, великолепное лицо. Куда бы она ни пошла, она привлекала внимание своей красивой внешностью.
Пример прямой характеризации # 2
Джим был честным человеком. За всю свою жизнь он никого не обманул.
Пример косвенной характеристики № 2
Джим сильно отличался от любого другого бизнесмена. Он позаботился о том, чтобы все его клиенты получали то, за что заплатили.
Пример прямой характеристики № 3
Линда была сильной женщиной, которая всю жизнь жила на своих собственных условиях, без компромиссов и ни за что не извиняясь.
Пример косвенной характеристики # 3
Вы не ожидали, что Линда будет делать то, что обычно делают другие женщины. Когда ей было восемнадцать, она сбежала из дома и вышла замуж за тридцать девятилетнего художника. Однако брак продлился недолго. Через год Линда осталась с двухмесячным ребенком и разводом.Однако это не убило дух Линды. Вскоре она переехала в город и устроилась танцовщицей в недавно открывшийся театр Эванса.
Пример прямой характеризации # 4
Джон очень заботился о благополучии других. Рядом с его домом жила одна пожилая пара. Джон покупал им продукты еженедельно и даже проверял их каждый день, просто чтобы посмотреть, как у них дела.
Пример косвенной характеристики # 4
Пожилая пара, живущая недалеко от дома Джона, считала его таким же, как и своим собственным сыном.Джон сделал для них все то, что в наши дни не сделает даже сын. Он делал для них покупки, покупал им вещи и здоровался каждый день.
При написании полностью зависит от писателя, какой стиль выбрать из двух, то есть прямой и косвенный характер. У обоих есть свои плюсы и минусы. Прямая характеристика делает точку зрения рассказчика очень ясной, в то время как косвенная характеристика гораздо более увлекательна и заставляет читателей думать и больше участвовать в истории.Таким образом, автор остается на усмотрение автора, каким из способов характеристики он хочет следовать в своем произведении.
Прямая и косвенная характеристика «Покажи и расскажи» Характеристика — это процесс, с помощью которого писатель раскрывает личность персонажа. Характеристика раскрывается через прямую характеристику и косвенную характеристику. Прямая характеристика рассказывает аудитории, какова личность персонажа. Пример: «Терпеливый мальчик и тихая девочка были хорошо воспитаны и не ослушались своей матери.Пояснение: Автор прямо рассказывает аудитории о личности этих двух детей. Мальчик «терпелив», а девочка «тиха». Косвенная характеристика показывает вещи, раскрывающие личность персонажа. Существует пять различных методов косвенной характеристики: Речь Что говорит персонаж? Как говорит персонаж? Мысли Что проявляется в личных мыслях и чувствах персонажа? Влияние на других по отношению к персонажу. Что проявляется во влиянии персонажа на других людей? Как другие персонажи чувствуют или ведут себя в ответ на персонажа? Действия Что делает персонаж? Как себя ведет персонаж? Смотрит Как выглядит персонаж? Как одевается персонаж? СОВЕТ №1: Используйте мнемонический прием STEAL, чтобы запомнить пять типов косвенной характеристики. СОВЕТ №2: Используйте косвенную характеристику для анализа визуальных медиа. Фильм: посмотрите, как персонаж одевается и двигается.Обратите внимание на выражение лица, когда режиссер подходит для съемки крупным планом. Драма: обратите внимание на то, как персонажи раскрывают свои мысли во время монолога. На обратной стороне бумаги заполните таблицу, используя мнемоническое устройство STEAL, чтобы проанализировать литературу, которую вы в настоящее время изучаете.
Прямая характеристика
Это самый простой тип характеристики. Это то, что автор напрямую рассказывает читателю о персонаже. Это может включать физические описания персонажа, явное раскрытие черт характера и т. Д.
Попросите учащихся найти и обсудить строки, которые помогли им создать мысленные образы персонажей Уильяма. Например, студенты обычно имеют очень яркое представление об Аманде и могут найти много примеров того, как Уильямс подробно рассказала о ее манерах, например, в Сцене 1, где, описывая прием семнадцати звонящих джентльменов, ее «голос становится богатым и элегическим» и она «по-девичьи кидается на кухню».
Косвенная характеристика
Здесь автор хочет, чтобы читатель «читал между строк» и обращал внимание на то, что показано о персонаже.Здесь читатель узнает о персонаже через мысли и действия персонажа, что другие персонажи говорят о нем или о ней или как персонажи реагируют друг на друга.
Это упражнение особенно полезно для Тома и Аманды. Например, хотя действия Аманды часто могут казаться легкомысленными, глупыми или даже жестокими, ее речи показывают, что многое из того, что она делает, мотивировано страхом: страхом, что Лора не сможет позаботиться о себе, страхом, что Том хочет жить в одиночестве. жизнь, которая кажется ей чуждой, и страх быть брошенным, как это случилось с ней раньше.
Сцена 4 дает много ярких примеров косвенной характеристики. Попросите учащихся посмотреть диалог между Томом и Амандой после ухода Лоры и обсудить, что они говорят друг другу. Что их слова и то, как они разговаривают друг с другом, говорят об их персонажах?
Том тоже полон противоречий, которые раскрываются в его речах. Он часто жесток с матерью, но, кажется, заботится о ней. Он явно любит свою сестру, но бросает ее.Попросите учащихся найти способы, которыми Уильямс позволяет читателям увидеть конфликт, раздирающий Тома.
Одна особенно показательная цитата содержится в сцене 4, где Том приходит домой пьяный и говорит с Лорой о фокусе фокусника: «Но самым замечательным фокусом из всех был фокус с гробом. Мы пригвоздили его к гробу, и он выбрался из гроба, не убрав ни одного гвоздя. , , , Есть уловка, которая мне пригодится — вытащи меня из этой ситуации 2 на 4! » Учащиеся могут легко понять символику гроба и то, как он связан с жизнью Тома, но полезно попросить их обсудить, почему так важно выбраться из гроба, не удаляя гвозди.Как это связано с жизнью Тома и что это говорит о его характере? Том хочет сбежать, не причинив вреда своему окружению. Что такое принятие желаемого за действительное говорит о Томе?
Нравится:
Нравится Загрузка …
.
примеров характеристик: 5 способов выявить персонажей
Переключить навигацию
СЕЙЧАС РОМАН
- Начни свой роман
- Блог
- Курсы
- Коучинг
- Монтаж
Начало
Авторизоваться
Примеры характеризации: 5 способов раскрыть персонажей
.
Урок седьмого класса Прямая и косвенная характеристика
Я знал, что в учебнике, принятом в округе около десяти лет назад, отсутствуют определения литературных терминов. Я понимаю, как много не хватает. Учебник фактически не содержит реальных описаний общепринятых литературных терминов, таких как прямая и косвенная характеристика. Таким образом, мы довольно много времени полагаемся на лекции.
Как всегда, мы просим учащихся создавать отдельные страницы в своих тетрадях для составления различных заметок.На сегодняшний день мы попросили студентов создать одну страницу для черт характера и одну страницу для мотивов. Первый слайд в PowerPoint содержит важные вопросы как по чертам характера, так и по мотивам, и они обозначены как таковые.
Мы начали с разницы между прямой и косвенной характеристикой. Эта концепция подпадает под стандарт, который просит студентов «анализировать отдельные элементы рассказа», причем конкретный элемент рассказа является характеристикой.
- Прямая характеристика происходит, когда рассказчик сам рассказывает о персонаже.
- Косвенная характеристика происходит, когда персонажи рассказа рассказывают о персонаже.
Мы использовали примеры из историй, которые мы читали в этом году. Мне нравится ограничивать примеры тем, что мы делали в классе, а не полагаться на популярную культуру. Думаю, я перестал полагаться на поп-культуру, когда стал старым, когда мне исполнилось тридцать. Зачем? Разве это не делает обучение интересным? Конечно, есть, но только для студентов, у которых есть такие знания. Студенты, которым не разрешают смотреть телевизор, которым запрещено выходить в Интернет, у которых случайно не те же интересы, что и у учителя? У них нет такой привилегии.Им осталось гадать. Если учитель использует примеры, о которых говорили в классе, это дает преимущество тексту и опыту в классе, а не дополнительному образованию, к которому наши более бедные ученики иногда не имеют доступа. Вот почему я не говорю о Бэтмене, не потому, что Бэтмен меня немного пугает. Не спрашивайте меня почему, но да, Бэтмен меня пугает.
В любом случае. Мы использовали примеры из «Седьмой класс», «Спасибо, мэм» и «Зебра». Следующие ниже примеры являются примерами прямой характеристики, поскольку описание дает рассказчик, а не другой персонаж.Мы напомнили студентам, что даже если рассказчик говорит, вам все равно, возможно, придется сделать вывод.
- «В теннисных туфлях и синих джинсах он выглядел так, будто ему было четырнадцать или пятнадцать, хилый и дикий, как ива» (31).
- «Mr. Лукас, дородный мужчина, ковылял по проходу »(23).
- «В армейской куртке он казался смутно угрожающим… Но в его глазах была доброта и румяное лицо» (50).
Примеры косвенной характеристики взяты из тех же историй.В первом примере ниже Виктор описывает себя. Во втором примере миссис Джонс описывает Роджера. Описывает не рассказчик, а персонажи, так что они оба являются косвенными характеристиками.
- «Я тоже, но я лучше в этом разбираюсь, чем математика, это точно» (23).
- «А у тебя лицо грязное… Разве у тебя дома нет никого, кто сказал бы тебе умыть лицо…« Нет, — сказал мальчик »(31).
Я нашел классную диаграмму, в которой используется мнемоника STEAL, чтобы показать различные способы, которыми рассказчик использует косвенную характеристику.Вот ссылка: http://www.readwritethink.org/files/resources/lesson_images/lesson800/Characterization.pdf
Нижняя строка? Авторы используют как прямую, так и косвенную характеристику, чтобы раскрыть черты характера. Знание и понимание черт характера может помочь читателю понять мотивы персонажей.
.
Какие примеры косвенной и прямой характеристики в «Ромео и Джульетте»?
- eNotes
Домой - Помощь в выполнении домашних заданий
- Учебные пособия
- тексты
- Учителя ▻
- Учителям
- Планы уроков по литературе
- Литературные викторины
- Войти в систему
- Присоединиться
рядов
eNotes
поиск
- eNotes
Домой - Помощь в выполнении домашних заданий
- Учебные пособия
- тексты
- Учителя ▻
- Учителям
- Планы уроков по литературе
- Литературные викторины
- Войти
- Присоединяйтесь к
Начните бесплатный пробный период
Меню
Методическое пособие
- Резюме
- Краткое содержание актов и сцен
- Акт I, сцены 1-2: Резюме и анализ
- Акт I, сцены 3–5: Краткое содержание и анализ
- Акт II, сцены 1-2: Резюме и анализ
.