Определение системный подход: Системный подход — это… Что такое Системный подход?
Основные понятия системного подхода — Студопедия
Лекция 2. Теоретические основы системного подхода
1. Сущность системного подхода.
2. Основные понятия системного подхода.
3. Операционная система (система работ).
2. Система управления. Механизм управления системой.
Понятие системы.
В настоящее время все большее распространение в научных дисциплина получает теория систем и системный подход к анализу различных объектов.
Общая теория систем – научное направление, связанное с разработкой совокупности философских, методологических, конкретно-научных и прикладных проблем анализа и синтеза сложных систем произвольной природы [2,с.594].
Основой возникновения общей теории систем являются аналогии (изоморфизм) процессов, протекающих в системах различного типа. Строго доказанный изоморфизм для систем различной природы дает возможность переносить знания из одной сферы в другую. Аналогия различных процессов и организация различных объектов позволили создать набор научных положений, которые являются верными к анализу различных сфер. Таким образом, все явления и предметы объективного мира можно представить в виде систем. Все системы (системы из психологии, медицины, экономики и т .д.) имеют общие законы развития, организации и дезорганизации.
Таким образом, системный анализ – это методология, исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Системный подход в экономике это комплексное изучение экономики как единого целого с позиций теории систем.
Основные понятия системного подхода.
Систе́ма (от греч. σύστημα, «целостный», «целое» «составленный») — нечто организационное единое целое, которое можно противопоставить среде.
Термин используется для обозначения как конкретных реальный объектов (например, экономическая система Украины, нервная система, топливная система машины), так и для обозначения абстрактных теоретических моделей (например, рыночная экономическая система, наука как система знаний о чем-то). Таким образом можно сказать, что:
1.Любой объект рассматриваемый как система выступает по отношению к другим объектам и окружающим, внешним условиям как нечто единое и обособленное;
2.Системы образуют своими внутренними связями и отношениями организованную целостность;
3.Система, как научная абстракция, основана на объективном существовании целостных объектов в материальном мире. При этом она отличается от реального объекта:
— отвлечением от многих внутренних сторон и особенностей самого объекта, которые несущественны с точки зрения исследователя.
4.Для правильного понимания процесса выявления систем необходимо предполагать наличие объекта наблюдения, наблюдателя и цели наблюдения. Наличие наблюдателя и цели наблюдения приводит к тому, что реальный объект становится источником выявления целого ряда систем. Например, тело человека является основой для выявления целого ряда систем – нервная система, пищеварительная система, костная система. Технология может быть рассмотрена с экономической точки зрения или с технологической.
Примеры систем — Банковская система Вентиляционная система Интеллектуальная система Информационная система Компьютерная система Нервная система Операционная система Оптимальная система
Основными понятиями системного подхода также является «вход в систему», «выход из системы», «обратная связь», «внешняя среда».
Вход системы – компоненты поступающие в систему. Любая информация, энергия, вещество поступающие внутрь системы.
Выход системы – компоненты выходящие из системы. Любая информация, энергия, вещество выходящие из системы.
Обратная связь – это то, как оказывает влияние на вход систему ее выход.
Среда (внешняя среда) — для данной системы — совокупность всех объектов, не включенных в систему, изменение свойств которых влияет на систему.
Графическая модель системы представлена на рисунке 1.
вход выход
обратная связь
Рис. 1. Графическая модель системы
Для исследования систем в свою очередь принимают ряд других подходов которые являются логическим продолжением теории систем: функциональный, структурный, динамический подходы.
Функциональный подход – подход к изучению систем, при котором интересуются не тем «что она такое?», т.е. строением и структурой, и тем «что она делает?», т.е. исследуют ее функции и поведение.
Метод «черного ящика» — метод функционального исследования систем, при котором считается, что внутренняя структура системы, взаимодействие ее элементов и внутренние состояния закрыты для наблюдателя. При этом наблюдаются и исследуются только состояния входов и выходов данной системы, т.е. та функция которую реализует конкретная система.
Основные понятия функционального подхода к изучению систем: вход, выход, черный ящик, функция
По мере изучения функциональных свойств у исследователя возникает необходимость более глубокого изучения конкретныйы систем и он переходит от исследования функции системы к изучению ее структуры.
Структурный подход — подход к изучению, при котором исследуется внутренне устройство системы, внутренняя иерархическая и функциональная взаимосвязь элементов системы.
Структура(от лат. struktura – строение, расположение, порядок) – совокупность элементов и устойчивых связей между ними, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. «Расчленение» системы может производиться с различной глубиной и различной степенью детализации. Потому целесообразно выделять такие понятия как «подсистема» и «элемент». Подсистема — часть системы, которая обладает признаками целостности в рамках данной системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.
Подсистема в свою очередь может быть рассмотрена как система. Каждая ситема состоит также состоит из частей, которые называются элементами. Элемент системы — такая часть системы, которая в условиях данного исследования представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие [4,с.23].
В тоже время сама система может быть частью более большой системы, которую называют надсистема. Подсистема — система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.
Все подсистемы и элементы системы связаны между собой для выполнения общей функции системы.
Связь между элементами — означает, что выход одного из них соединен со входом другого, и потому изменение выходных состояний первого соответственно изменяет входные состояния второго элемента. В свою очередь, и выход второго элемента может быть связан с входом первого.
Основные понятия структурного подхода к изучению систем: элемент, структура, подсистеме, надсистема, связь.
Особое значение имеет исследование систем в динамике т.е. в ее движении, развитие, изменение системы. Поэтому разделяют статический анализ системы и динамический анализ системы. Статический анализ более простой он позволяет выявыить первичные основы функционирования и устройства системы. Более сложным является динамический анилиз, он позволяет изучать системы в движении в процессе динамики.
Статический анализ системы – исследование систем вне процесса их изменений, как бы в застывшем состоянии равновесия элементов. Выявление внутренней структуры, основных элементов и связей между ними.
Динамический анализ системы – исследование систем в процессе изменение, развития, движения. Анализ противоречий. Исселдоваие закономерностей и тенденций развития, выявление кризисов и циклов развития.
Основные понятия динамического подхода: изменение, развитие, динамика, цикл, эволюция.
Табл. 1. Основные свойства систем *.
Свойство системы. | Характеристика свойства системы. |
Первичность целого | Системы существуют как целое, которое можно делить на компоненты. Данное свойство устанавливает первичность целого над компонентами системы. Не компоненты составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем деление компоненты системы. |
Структурность системы | Совокупность элементов, связей и отношений между элементами системы. Структуризация объекта исследования определяется внутренними свойствами системы. Структура динамична и отражает эволюцию системы во времени и пространстве |
Неаддитивность | Принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и не выводимость свойств системы из свойств компонентов. |
Иерархичность | Каждый компонент рассматриваться как подсистема более глобальной системы. |
Функциональность | Компоненты системы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения. Система существует, пока выполняет свои функции. |
Целенаправленность
— приоритет целей системы; — эмерджентность. | Система как целое имеет цель (осознанную или неосознанную) своего функционирования. Совокупное взаимодействие компонентов системы направленно на достижение этой цели.
Сначала должны достигаться цели системы более высокого (глобального уровня), а затем – ее подсистем. Цели компонентов (подсистем) системы не всегда совпадают с целями глобальной системы |
Наследственность | Закономерность передачи существенных признаков от старого поколения системы к новому. |
Предсказуемость | Система развивается по определенным законам, на основании которых возможен анализ и прогноз взаимодействия системы с внешней средой и качественной трансформации системы. |
Самоорганизация и устойчивость | Система постоянно адаптируется к внешним и внутренним условиям своего существования, меняет свою структуру, корректирует цели и содержание деятельности элементов. |
Инновационный характер развития | Функционирование систем направленно на поиск путей наиболее эффективного использования ресурсов. |
Вертикальная целостность и горизонтальная обособленность | Степень взаимосвязи уровней иерархии, степень самостоятельности подсистем системы и характеристика связей между подсистемами одного уровня, их интегрированность по горизонтали. |
Системный подход и системный анализ. Определения
Системный подход и системный анализ. Определения
Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах «широкого надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обоб¬щать. По мере усложнения типов производств усложняются и отноше¬ния во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, ре¬шение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода.
Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и проек¬тированием сложных социальных систем чаще используется термин «системные исследования» или «системный подход». В настоящее время системный подход используется и подвергается осмыслению философами, биологами, кибернетиками, физиками, инженерами, экономистами и другими специалистами. Системные представления все шире включаются в учебный процесс многих вузов, и в настоя¬щее время такие курсы, как «Теория систем», «Системный анализ», «Системология», служат базовым образованием для многих специ¬альностей.
Системный подход вошел в современную теорию организации управления как особо востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Системное мышление — не дело свободного выбора, а производственная необ¬ходимость. К сожалению, мышление человека несистемно: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создает усеченный образ объекта, который требу¬ется изучить, исследовать с целью изменения или усовершенствова¬ния объекта. Г.С. Альтшулер в книге «Найти идею» пишет: «Если в задаче сказано «дерево», человек видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится то больше, то меньше… Ответ не найден, задача признана неразрешимой. Это обычное мышление. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево) и под¬система (лист). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. «Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир».
Даже у гениев полная многоэкранная схема проявляется в редкие звезд¬ные мгновения.
Цель системного подхода, — опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышле¬ния по многоэкранной схеме.
Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие це¬лостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В настоящее время под системным подходом понимают направление методологии науч¬ного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении об органи¬зации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему: над любой системой есть надсисте¬ма, которая находится на более высоком уровне иерархии систем. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструирования, способов описания и объяснения природных или искусственно создававших объектов. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуров¬невых иерархий, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, экономических и других систем, од¬ним словом, — организаций.
На основании вышеизложенного сформулируем определение сис¬темного подхода.
Системный подход — это методологическое направление в науке, ос¬новная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных ти¬пов и классов.
Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к экономическим организациям чаще всего под сис¬темным подходом понимают комплексное изучение объекта как еди¬ного целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.
Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулиро¬ванных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточ¬нению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с по¬мощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие зако¬номерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.
Системный анализ — совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обосно¬вания решений при создании и управлении техническими, экономи¬ческими и социальными системами.
Применительно к социальным системам системный анализ исполь¬зуется как один из важнейших методов системного управления орга¬низацией.
Системный анализ возник в 60-х гг. XX в. как результат развития исследования операций и системотехники. Он применяется главным образом к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Согласно принципам системного анализа возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (пре¬жде всего проблема управления) должна быть рассмотрена в целост¬ном контексте — как система во взаимодействии всех ее компонентов, чаще всего как организация компонентов, имеющая общую цель. Однако реальные материальные системы архисложны, и по¬этому для целей системного анализа используются модели, отра¬жающие свойства реальной системы в определенном приближении, т.е. в процессе системного анализа необходимо построить объясни¬тельную модель, более или менее отражающую реальную систему.
Построение и развитие объяснительных моделей начинается со сбора информации и анализа разрозненных фактов, позволяющих сделать определенные обобщения и выявить эмпирические законо¬мерности. Далее переходят к определению механизмов, реализую¬щих эти закономерности. Можно утверждать: если существует ка¬кая-то подтвержденная фактами закономерность, то существуют и механизмы, обеспечивающие проявление этой закономерности. По¬знание этих механизмов может помочь объяснить и предвидеть по¬ведение системы. В конце концов задача любой науки и есть пред¬видение. Важной особенностью системного анализа является единство ис¬пользуемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.
При формальном рассмотрении организаций как неких систем¬ных единиц используют несложные вспомогательные концепции «черных ящиков» и «белых ящиков».
Черный ящик — понятие кибернетики, с помощью ко¬торого пытаются справиться с трудностями при изучении сложных систем. Представление системы в виде черного ящика означает, что при настоящем уровне знаний мы не можем проникнуть вглубь данной системы (или подсистемы) и разобраться, каковы внутренние законо¬мерности, преобразующие ее входы и выходы. Однако мы можем изу¬чать поведение этих входов и выходов, т.е. зависимость изменений на выходе от изменений на входе. Многократный учет позволяет открыть закономерность между поведением входов и выходов и предвидеть по¬ведение системы в будущем, а значит, управлять ею. Хотя метод «чер¬ного ящика» имеет прогностическое значение, он не позволяет вывес¬ти конструктивные рекомендации о том, какие необходимы измене¬ния в системе для
8.2 Системный подход к организации
До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.
Таким образом, ситуативный подход — это ориентация на ближайший положительный результат («а дальше видно будет…»). Мыслится, что «дальше» опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.
Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.
Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.
Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи. В начале 20-х годов молодой австралийский биолог Людвиг Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. И в 1969 году в работе «Общая теория систем» Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.
Системный подход — это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход — это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система — это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы — обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:
Основными характеристиками общей теории систем являются:
Существует два типа организационных систем:
— наличием цикла событий;
— негативной энтропией — для коммерческой организации главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале;
— обратной связью. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью;
— динамическим гомеостазом — процессом поддержания самой организацией сбалансированного состояния;
— дифференциацией — тенденцией к росту, специализации и разделе-нию функций между различными компонентами, которые формируют дан-ную систему в ответ на изменение внешней среды;
— эквифинальностью. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.
Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами её внутренней среды и называются эти компоненты — входами. В процессе своей деятельности с помощью определенных технологий часть ресурсов перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит во внешнюю среду, т. е. любая организационная система в динамике представляется в качестве 3-х процессов: вход — преобразование — выход.
При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. товары и услуги, а именно что производить, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Уже затем определяются параметры «входа», т. е. исследуется потребность в ресурсах.
Любое предприятие — система, которая функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.
Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
— менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
— руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одни направления деятельности своей организации с другими, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
— менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным — общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
— системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.
Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.
Теория систем сама по себе не говорит руководителям какие именно элементы организации как системы важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления.
Выходные данные учебника:
Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).
1.2 Системный подход
Системный
подход —
это подход, при котором любая система
(объект) рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов (компонентов),
имеющая выход (цель), вход (ресурсы),
связь с внешней средой, обратную связь.
Это наиболее сложный подход. Системный
подход представляет собой форму
приложения теории познания и диалектики
к исследованию процессов, происходящих
в природе, обществе, мышлении. Его
сущность состоит в реализации требований
общей теории систем, согласно которой
каждый объект в процессе его исследования
должен рассматриваться как большая и
сложная система и, одновременно, как
элемент более общей системы.
Развернутое
определение системного подхода включает
также обязательность изучения и
практического использования следующих
восьми его аспектов:
системно-элементного
или системно-комплексного, состоящего
в выявлении элементов, составляющих
данную систему. Во всех социальных
системах можно обнаружить вещные
компоненты (средства производства и
предметы потребления), процессы
(экономические, социальные, политические,
духовные и т. д.) и идеи,
научно-осознанные интересы людей и их
общностей;системно-структурного,
заключающегося в выяснении внутренних
связей и зависимостей между элементами
данной системы и позволяющего получить
представление о внутренней организации
(строении) исследуемой системы;системно-функционального,
предполагающего выявление функций,
для выполнения которых созданы и
существуют соответствующие системы;системно-целевого,
означающего необходимость научного
определения целей и подцелей системы,
их взаимной увязки между собой;системно-ресурсного,
заключающегося в тщательном выявлении
ресурсов, требующихся для функционирования
системы, для решения системой той или
иной проблемы;системно-интеграционного,
состоящего в определении совокупности
качественных свойств системы,
обеспечивающих её целостность и
особенность;системно-коммуникационного,
означающего необходимость выявления
внешних связей данной системы с другими,
то есть, её связей с окружающей средой;системно-исторического,
позволяющего выяснить условия во
времени возникновения исследуемой
системы, пройденные ею этапы, современное
состояние, а также возможные перспективы
развития.
Практически
все современные науки построены по
системному принципу. Важным аспектом
системного подхода является выработка
нового принципа его использования —
создание нового, единого и более
оптимального подхода (общей методологии)
к познанию, для применения его к любому
познаваемому материалу, с гарантированной
целью получить полное и целостное
представление об этом материале.
1.3 Понятие системы
Центральной
концепцией теории систем, кибернетики,
системного анализа, всей системологии
является понятие системы. Поэтому очень
многие авторы анализировали это понятие,
развивали определение системы до
различной степени формализации.
К
примеру, ван Гиг 1дал достаточно краткое определение:
«Система
— совокупность или множество связанных
между собой элементов». Постепенно
развивая это понятие, он определяет
систему как совокупность живых или
неживых элементов, либо и тех и других
вместе.
В
конечном итоге он дает два варианта
определения:
Система
— совокупность частей или компонентов,
связанных между собой организационно.
При выходе из системы части системы
продолжают испытывать на себе ее влияние
и претерпевают изменения.Под
системой
может пониматься естественное соединение
составных частей, самостоятельно
существующих в природе, а также нечто
абстрактное, порожденное воображением
человека.
Данные
как определения, приведенные выше
постулаты, на мой взгляд, следует отнести
к свойствам систем, хотя и очень важным.
А.И. Уемов2,
проводя анализ тридцати пяти (!) различных
определений понятия “система”,
останавливается на следующих:
1.
Система
— множество объектов, на котором
реализуется определенное отношение с
фиксированными свойствами.
2.
Система
— множество объектов, которые обладают
заранее определенными свойствами с
фиксированными между ними отношениями.
Эти
определения, несмотря на краткость
достаточно полны, однако слишком тяжелы
для восприятия.
Мне
представляется интересным определение
Р. Эшби3:
«Система
— любая совокупность переменных, которую
наблюдатель выбирает из числа переменных,
свойственных реальной “машине”».
Наилучшим
из встреченных мною, я считаю определение
Акоффа и Эмери4:
«Система
— множество взаимосвязанных элементов,
каждый из которых связан прямо или
косвенно с каждым другим элементом, а
два любые подмножества этого множества
не могут быть независимыми». Это
определение достаточно полно, подходит
для специалистов различных областей и
легко воспринимается.
Классификация
систем:
Живые
и неживые системы
Живыми
называются системы, обладающие
биологическими функциями, такими, как
рождение, смерть и воспроизводство.
Иногда понятия “рождение” и “смерть”
связывают с неживыми системами при
описании процессов, которые как бы
похожи на жизненные, но не характеризуют
жизнь в ее биологическом смысле.
Абстрактные
и конкретные системы
По
определению Акоффа и Эмери, система
называется абстрактной,
если
ее элементы являются понятиями. Систему
относят к конкретным,
если по крайней мере два ее элемента
являются объектами. Дж. ван Гиг дополняет
эти определения, назвав систему
конкретной, если ее элементы являются
либо объектами, либо субъектами, либо
и теми и другими. Это не лишает общности
определение Акоффа. Все абстрактные
системы являются неживыми, в то время
как конкретные системы могут быть и
живыми, и неживыми.
Открытые
и замкнутые системы
Деление
систем на открытие и замкнутые является
важным основанием классификации систем.
Система является замкнутой,
если у нее нет окружающей среды, т. е.
внешних контактирующих с ней систем. К
замкнутым
относятся и те системы, на которые
внешние системы не оказывают существенного
влияния. Система называется открытой,
если существуют другие, связанные с ней
системы, которые оказывают на нее
воздействие и на которые она тоже влияет.
Все живые системы — открытые системы.
Неживые системы являются относительно
замкнутыми; наличие обратной связи
наделяет их некоторыми неполными
свойствами живых систем, связанными с
состоянием равновесия.
Резюмируя
вышесказанное, понятия системный подход,
система и системный анализ взаимосвязаны
между собой. Основой системного анализа
считают общую теорию систем и системный
подход. системный анализ, однако,
заимствует у них лишь самые общие
исходные представления и предпосылки.
В системном анализе тесно переплетены
элементы науки и практики.
Основные определения системного подхода
Основоположниками
системного подхода являются: Л.
фон Берталанфи,
А. А. Богданов,
Г.Саймон,
П.Друкер,
А.Чандлер.
Система —
совокупность взаимосвязанных элементов,
образующих целостность или единство.Структура —
способ взаимодействия элементов системы
посредством определенных связей
(картина связей и их стабильностей).Процесс —
динамическое изменение системы во
времени.Функция —
работа элемента в системе.Состояние —
положение системы относительно других
её положений.Системный
эффект —
такой результат специальной переорганизации
элементов системы, когда целое становится
больше простой суммы частей.Структурная
оптимизация —
целенаправленный итерационный процесс
получения серии системных эффектов с
целью оптимизации прикладной цели в
рамках заданных ограничений. Структурная
оптимизация практически достигается
с помощью специального алгоритма
структурной переорганизации элементов
системы. Разработана серия имитационных
моделей для демонстрации феномена
структурной оптимизации и для обучения.
Основные допущения системного подхода
В мире существуют
системыСистемное описание
истинноСистемы
взаимодействуют друг с другом, а,
следовательно, всё в этом мире
взаимосвязаноСледовательно
мир — это тоже система
Аспекты системного подхода
Системный подход —
это подход, при котором любая система
(объект) рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов (компонентов),
имеющая выход (цель), вход (ресурсы),
связь с внешней средой, обратную связь.
Это наиболее сложный подход. Системный
подход представляет собой форму
приложения теории познания и диалектики
к исследованию процессов, происходящих
в природе, обществе, мышлении. Его
сущность состоит в реализации требований
общей теории систем, согласно которой
каждый объект в процессе его исследования
должен рассматриваться как большая и
сложная система и, одновременно, как
элемент более общей системы.
Развернутое
определение системного подхода включает
также обязательность изучения и
практического использования следующих
восьми его аспектов:
системно-элементного
или системно-комплексного, состоящего
в выявлении элементов, составляющих
данную систему. Во всех социальных
системах можно обнаружить вещные
компоненты (средства производства и
предметы потребления), процессы
(экономические, социальные, политические,
духовные и т. д.) и идеи,
научно-осознанные интересы людей и их
общностей;системно-структурного,
заключающегося в выяснении внутренних
связей и зависимостей между элементами
данной системы и позволяющего получить
представление о внутренней организации
(строении) исследуемой системы;системно-функционального,
предполагающего выявление функций,
для выполнения которых созданы и
существуют соответствующие системы;системно-целевого,
означающего необходимость научного
определения целей и подцелей системы,
их взаимной увязки между собой;системно-ресурсного,
заключающегося в тщательном выявлении
ресурсов, требующихся для функционирования
системы, для решения системой той или
иной проблемы;системно-интеграционного,
состоящего в определении совокупности
качественных свойств системы,
обеспечивающих её целостность и
особенность;системно-коммуникационного,
означающего необходимость выявления
внешних связей данной системы с другими,
то есть, её связей с окружающей средой;системно-исторического,
позволяющего выяснить условия во
времени возникновения исследуемой
системы, пройденные ею этапы, современное
состояние, а также возможные перспективы
развития.
Практически все
современные науки построены по системному
принципу. Важным аспектом системного
подхода является выработка нового
принципа его использования — создание
нового, единого и более оптимального
подхода (общей методологии) к познанию,
для применения его к любому познаваемому
материалу, с гарантированной целью
получить наиполное и целостное
представление об этом материале.
Вопрос №4. Системный подход и системный анализ в управлении. — Студопедия.Нет
Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное).
Определим черты системного подхода:
• Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
• Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — <нижестоящий> уровень.
• Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
С учётом сказанного определим понятие системного подхода:
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Рассмотрим основные принципы системного подхода:
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Системный анализ возник в США и прежде всего в недрах ВПК. Кроме того, в США системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением в области обороны и изучения космического пространства. В обеих палатах конгресса США в 60-е гг. прошлого века были внесены законопроекты «о мобилизации и использовании научно-технических сил страны для применения системного анализа и системотехники в целях наиболее полного использования людских ресурсов для решения национальных проблем».
Системный анализа использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области — изыскание путей получения высокой прибыли.
Прежде всего кратко сопоставим понятия «системный анализ» и «системный подход». Они являются достаточно близкими понятиями, хотя между ними существуют определенные различия. В основе как системного анализа, реализующего на практике идеи системного подхода, так и системного подхода лежит диалектическая логика. Системный подход не дает готового набора рецептов решения проблем, скорее он кристаллизует умение правильно применять специальные методы анализа.
Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.
Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.
Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.
Системный анализ, по существу, является средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он обязывает к определенной дисциплине мышления.
Иными словами, системный анализ — это систематизированные методы оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам используются соответствующие методы, по возможности аналитические.
Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.
Системный подход в управлении — Студопедия
Основные подходы к управлению в новейшей зарубежной социологии управления: подходы в управлении
1. Системный подход в управлении.
2. Ситуационный подход как передовой подход в управленческой мысли.
Системный подход в управлении
Во второй половине XX ст. полностью оформилась школа социальных систем. Она представляет собой совокупность социологических подходов, рассматривающих организацию как социальную систему. Общее для них название – системный подход. Наиболее известные его представители Парсонс, Мертон, Форрестер, Саймон, Марч, Барнард, Этциони и др. На формирование школы значительное влияние оказали общая теория систем (Л. фон Берталанфи), кибернетика (Г. Винер), а также социальная психология.
Системный подход к организации рассматривает ее как динамическую целевую многофункциональную систему, состоящую из разнородных взаимосвязанных элементов (подсистем), т.е. как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.
Отдельные учения об управлении выделяют какое-то ключевое направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.), но все они исходят из многомерности организации и управления ею, а также из необходимости учета в управлении влияния и взаимодействия внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие (прямое и косвенное) на функционирование организации. Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они исходят из наличия системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.
Термин «общая теория систем» был введен в научный оборот Людвигом фон Берталанфи (1901-1972) – известным физиком и физиологом, которым он обозначил выдвинутую им в 1937 г. в Чикагском университете теорию «открытых систем и состояний подвижного равновесия». Из сферы биологии принципы этой теории были перенесены на решение технических и управленческих проблем.
В 1948 г. Норберт Винер в книге «Кибернетика» развил теорию систем, которая изучает систему через анализ, проектирование и функционирование. Любая организация образуется в результате взаимодействия взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений, частей, следовательно, обладает критериями системы и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.
Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер Барнард (1886-1961). Его интересовала организационная структура и применение социологических концепций в управлении. Свои взгляды по этим проблемам Барнард изложил в своей книге «Функции руководителя» (1938), в которой предложил сравнительный анализ организационных структур. Его основная мысль в том, что организация – это система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором. Его задача заключается в сохранении системы согласованных усилий в формальной организации.
Барнард рассматривает организацию как «систему связи». Весь процесс осуществляется посредством трех функций управления. Первой является создание и использование системы коммуникаций. Это основная обязанность руководителей, и она осуществляется путем тщательного подбора руководителей, использования положительных и отрицательных санкций и обеспечения неформальной организации.
Второй функцией является эффективное использование работников организации и стимулирование их служебного роста. Для этого требуются подбор персонала и разработка программы стимулирования. Третьей функцией является формулировка целей и задач организации. Для этого требуется квалифицированное делегирование полномочий и разработка системы коммуникации для осуществления контроля над всем планом.
Еще большее значение для деятельности организации Барнард придает «системе принятия решений». Вместо индивидуального принятия решений, основанного на «бессознательной и автоматической реакции», он предлагает «организационное принятие решений», основывающееся на рациональном анализе, размышлении и расчете. Барнард отмечает, что управленческие решения всегда связаны с вопросами морали, однако наиболее известные и признанные моральные принципы, в том числе и христианская этика, имеют лишь незначительное отношение к моральным проблемам делового мира. В то время проблемы морали административного поведения не получили еще необходимой разработки, и Барнард был одним из первых, кто указал на важность соответствующих исследований.
Барнард внес значительный вклад в теорию управления. Во-первых, он описал управленческие функции в аналитических и динамических терминах в отличие от его предшественников, дававших описательные характеристики.
Во-вторых, он стимулировал интерес к таким вопросам, как коммуникация, мотивация, принятие решений, цели и взаимоотношения внутри организации.
В-третьих, он развил идеи Файоля и других исследователей об управление, которое они рассматривали с точки зрения принципов и функций. Барнард, опираясь на интерес к психологическим и социологическим аспектам менеджмента, расширил эти идеи, включив в них взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности.
В начале 1960-х годов появилась еще одна значительная фигура – американский социолог и политолог Амитай Этциони (1929). Основной интерес Этциони – к организации. Он характеризует организацию как крупный, сложный социальный агрегат, в котором взаимодействует много социальных групп. Хотя эти группы имеют некоторые общие интересы (экономическая жизнеспособность организации), у них есть и интересы несовместимые (распределение прибыли). Они одинаково относятся к некоторым ценностям, особенно национальным, влияние которых становится очевидным в периоды кризисов, но расходятся во мнениях относительно других ценностей, например труд в обществе.
Различные группы могут сотрудничать в одних областях и конкурировать в других. Этциони отмечает, что внутри организации есть две группы, интересы которых часто вступают в конфликт – администрация и рабочие, ибо усилия руководства, направленные на то, чтобы заставить рабочего работать, в основе своей действуют на него отчуждающее. Этциони исходит из того, что право собственности дает право власти, что те, кто обеспечивает средства, определяют и их использование. Таким образом, все работники всех организаций недовольны, поскольку не могут решать, для чего будут использованы, и не владеют орудием, необходимым для независимого выполнения работы, которую требуется сделать.
Этциони выступает против менеджмента участия школы «человеческих отношений» – проведения с участием наемных работников организации демократических дискуссий, ведущих к принятию совместного решения, фактически уже принятого в верхах. Истинная цель подобных процедур – убедить низшие слои согласиться с этим решением. Этциони видит здесь создание ложного чувства участия, которое вызывается преднамеренно для того, чтобы добиться от рабочих сотрудничества в организационной деятельности и их обязательств содействовать выполнению задач, стоящих перед организацией.
Для анализа организаций А. Этциони использует термин «сложная организация» или «современная организация», отождествляя эти понятия с комплексным, всесторонним подходом. В его интерпретации организация – это многофакторное и многоцелевое образование, причем та организация, которая реализует параллельно несколько целей, оказывается гораздо эффективнее, чем организация, у которой цели строго специализированные.
Главный труд Энциони – книга «Активное общество: теория социальных и политических процессов» (1968). В ней сделана попытка создать такую схему общественного устройства, в которой наилучшим образом реализовались бы общечеловеческие ценности. Ключевые параметры такого общества – респонсивность (чувствительность правящих верхов к нуждам членов низших ступеней социальной иерархии) и аутентичность (подлинность самих человеческих потребностей, единых для всех членов общества независимо от их культурной принадлежности).
Один из путей усиления активности индустриального общества состоит в усилении централизованного контроля над функционированием системы. В отличие от Парсонса Этциони, говоря о контроле, имеет в виду не нормативное регулирование, а сложное взаимодействие власти и информации. В более поздних работах он уделяет большое внимание рассмотрению конкретных социальных проблем и, в частности, созданию системы социальных индикаторов, позволяющих очерчивать и решать эти проблемы.
Во второй половине XX века весомый вклад в социологию управления внесли американские специалисты по теории систем Михайло Месарович, Д. Мако и Ясухико Такахара.
Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от другого, они выделили 3 уровня функционирования управляющих систем:
1) одноуровневые и одноцелевые;
2) одноуровневые многоцелевые;
3) многоуровневые многоцелевые. Последние являются наиболее сложными.
Многоуровневые и многоцелевые управленческие системы – это иерархии, каждая их которых включает ряд или множество структурных компонентов и соответствующих уровней управления. В такой системе (корпорации, крупной фирме), чтобы обеспечить ее эффективное функционирование, управленческая деятельность обычно распределяется по содержанию и уровням. На горизонтальном уровне осуществляется расстановка руководителей конкретных подразделений.
Генеральному директору подчинены замы по производству, маркетингу, финансам, персоналу и т.п., каждый из которых осуществляет различные по содержанию управленческие функции, но на одном уровне управления (по объему прав и ответственности, средствам распорядительности и т.п.). Горизонтальное управление дополняется вертикальной дифференциацией.
Ее суть в том, что некоторым руководителям высшего уровня управления приходится координировать работу других руководителей, находящихся на более низком уровне управления, а тем – работу руководителей еще более низкого уровня, а тем – работу неуправленческого персонала – исполнителей. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную, иногда весьма сложную иерархическую систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых системах.
Совокупность данных идей разных авторов относится к управлению в рамках микроэкономических систем – предприятий, корпораций. Одновременно с ними развивается второе направление поисков в области теории и практики социального управления. Эти идеи касались управления производственно-экономическими процессами, но в масштабах не микросистем, а экономики страны в целом. Первой в этом плане стала теория Джона Мейнарда Кейнса, обосновавшего необходимость и методы государственного вмешательства в экономику при сохранении принципов рыночного саморегулирования в качестве определяющих.
Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть управляемую ими организацию в единстве составляющих ее частей, которые не только взаимодействуют друг с другом, но и неразрывно пересекаются с внешним миром. Ведь все организации – большие и маленькие, простые и сложные – являются системами. В них люди, их социальные взаимодействия, исполняемые ими социальные роли являются составными компонентами (социальные компоненты), которые в совокупности с техникой и технологией, используемыми для выполнения определенной работы (технические компоненты), образуют социотехническую систему. За исключением всей Вселенной находящиеся в ней системы одновременно являются подсистемами. Иными словами, системы чаще всего обладают подсистемами и в то же время выступают как основные части суперсистемы.
Руководитель является частью системы (университета, спортивной организации, банка), в которой он работает, но эта система включает в себя множество материально-технических, финансовых, социальных, психологических элементов. Направляя свои основные цели на работу с людьми, т.е. на социальные и психологические элементы системы, он одновременно постоянно взаимодействует с другими элементами, такими, в частности, как деньги, материалы, оборудование и т.д. Совершенно очевидно, что любой человек, интересующийся управлением, не может не заметить, что управление имеет характер открытой системы, т.е. динамично взаимодействует с окружающей средой.
Ни цели, ни задачи, ни планы действий не могут ставиться и осуществляться в вакууме закрытой компании. Рынки товаров, услуг и знаний, правительственные учреждения, конкуренты, технология и многие другие элементы той среды, которая окружает организацию (предприятие), влияют на цели и планы, способы и эффективность их реализации, и ими нельзя пренебречь. Столь же очевидно, что ни один управляющий, обладающий даже незначительным опытом работы с людьми, не может проигнорировать то обстоятельство, что они являются продуктами своего социокультурного окружения и подвергаются его воздействию.
Конструктивная роль системного подхода к управлению, а также к любой управленческой проблеме как к системе, заключается в том, что позволяет увидеть возможности и перспективы, а также особенности их взаимодействия друг с другом.
В целом системный подход позволил взглянуть на организацию как социотехническую систему, в которой имеются как минимум две обязательные взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: технико-технологическая (базовая, обеспечивающая организацию второй необходимой подсистемы) и социальная (второстепенная по отношению к технико-технологической, но обеспечивающая регулирование поведения членов организации, отвечающая за функцию соединения техники и человека).
Таким образом, представители системного подхода:
1) рассматривали управляемую систему не автономно, а в ее взаимозависимости с окружающей средой;
2) изучали методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям;
3) ввели понятие подсистемы как составляющей сложной системы — важное методологическое достижение;
4) обосновали основные задачи анализа: мотивы поведения человека, выявление его целевой ориентации, системы стимулов;
5) доказали, что в основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.
Научный доклад по системному подходу — 1272 слов
Системный подход
Требование в принципе управления
Представлено:
Дженин Фэй Бернардино
Мишель Каллес
Липа Балаоро
Джером Беребер
Спенсер Аро
BSBA MM 1-2
Передано: г-же Лайле П. Чавес
Представлено: 12 января 2011 г.
Страница 1
Содержание
Введение ………………………………………………………….. Страница 3 Теория систем ……………………………………………………… .. Страница 4 Элементы бизнес-системы …………………………………………… … Страница 5 Модель 7-S ……………………………………………………… .. Страница 6 Определение терминов …………………………………… …………………… Стр. 7 Ссылки ………………………………………………………. Page 8 Благодарность ………………………………………………………. Page 9
Page 2
Введение
Системный подход, разработанный в 1950-х и 1960-х годах, фокусируется на лингвистических лабораториях, обучающих машинах, программном обучении, мультимедийных презентациях и использовании компьютера в обучении.Системный подход, уходящий корнями в мир вооруженных сил и бизнеса, включал постановку целей и задач, анализ ресурсов, разработку плана действий и постоянную оценку / модификацию программы.
Системный подход к менеджменту — это концепция, которая рассматривает компанию как взаимосвязанную целевую систему, состоящую из нескольких бизнес-подразделений. Это управленческий подход, который позволяет руководству рассматривать компанию как единую часть или крупную часть более крупной внешней корпоративной среды.Даже небольшая активность в одной части оказывает существенное влияние на другие части компании. Такая система может быть биологической, физической или социальной; и может позволить руководству эффективно определять долгосрочные цели компании. Системный подход утверждает, что для реализации операций объекта необходимо рассматривать объект как целостную систему.
Системный подход к менеджменту основан на общей теории систем — теории, которая гласит, что для полного понимания функционирования объекта необходимо рассматривать его как систему.Это требует понимания взаимозависимости его частей.
Стр. 3
Теория систем
Системный подход
Термин «системы» происходит от греческого слова «синистанай», что означает «объединять или объединять». Этот термин использовался веками. Компоненты организационных концепций, именуемые «системным подходом», использовались для управления армиями и правительствами на протяжении тысячелетий. Однако формальное признание «системного» подхода к менеджменту, философии и науке появилось только после промышленной революции XIX и XX веков (Whitehead 1925, von Bertalanffy 1968).Поскольку уровень точности и эффективности, требуемый от технологий, науки и управления, увеличивал сложность промышленных процессов, становилась все более необходимой разработка концептуальной основы, чтобы избежать чрезмерной сложности. Системный подход появился, когда ученые и философы определили общие темы в подходе к управлению и организации сложных систем. В основе системного подхода лежат четыре основных концепции: Специализация: система разделена на более мелкие компоненты, что позволяет более специализированно сосредоточиться на каждом компоненте.Группирование: Чтобы избежать увеличения сложности с увеличением специализации, становится необходимым группировать связанные дисциплины или субдисциплины. Координация: поскольку компоненты и подкомпоненты системы сгруппированы, необходимо координировать взаимодействия между группами. Эмерджентные свойства: разделение системы на подсистемы (группы составных частей внутри системы) требует распознавания и понимания «эмерджентных свойств» системы; то есть понимание того, почему система в целом больше, чем сумма ее частей.Например, два лесных насаждения могут содержать одни и те же породы деревьев, но пространственное расположение и размерная структура отдельных деревьев будут создавать разные среды обитания для видов диких животных. В данном случае эмерджентным свойством каждого насаждения является среда обитания диких животных ….
Ссылки: Основы менеджмента Рафаэля А. Родригеса
http://silvae.cfr.washington.edu/ecosystem-management/Systems.html
http://www.businessdictionary.com/definition/systems-approach.html
Page 8
Выражение признательности
Репортеры выражают свою сердечную благодарность следующим людям, которые сделали возможным завершение этой статьи: родителям за их поддержку и руководство; наш добрый учитель, миссисЛейле П. Чавес за то, что она бросила нам вызов, чтобы учиться лучше; нашим одноклассникам за то, что они поделились своими знаниями и умениями; также особая благодарность г-же Джуннель Бернардино и г-ну Армандо Баутиста за их помощь и поддержку нашей работы и, прежде всего, Богу, за то, что она завершена.
стр. 9
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
.
Системный подход к решению проблем
Системный подход широко используется при решении проблем в различных контекстах. Исследователи в области науки и техники используют его уже довольно давно. С помощью этого подхода также можно анализировать и решать бизнес-задачи. Для этого необходимы следующие шаги:
Определение проблемы
Это шаг, на котором необходимо определить проблему.Иногда можно принять за проблему симптомы или проявление поведения, но на самом деле это может быть только симптом более серьезного недомогания. Это может просто демонстрировать поведение более крупного явления. Жизненно важно вникнуть в суть проблемы и ясно понять проблему, а не иметь поверхностное понимание проблемы. Надо понимать, что это на начальном этапе решения проблемы, и если сама проблема не диагностируется правильно, то решение, очевидно, будет неправильным.Поэтому системный подход используется для детального понимания проблемы, чтобы детально установить требования и цели. При использовании системного подхода проблема будет проанализирована во всей ее полноте с присущими ей элементами и их взаимосвязями, и поэтому этот подробный анализ выявит актуальную проблему и отделит от нее симптом.
Разработка альтернативных решений
Это следующий логический шаг в системных подходах к решению проблем.На этом этапе генерируются альтернативные решения. Это требует творчества и новаторства. На этом этапе аналитик использует творческий подход, чтобы найти возможные решения проблемы. Обычно на этом этапе генерируется только набросок решений, а не фактические решения.
Выбор решения
На этом этапе решение, которое наиболее полно соответствует требованиям и целям, выбирается как «лучшее». Это делается после оценки всех возможных решений, а затем сравнения возможного набора решений для поиска наиболее подходящего решения. Для выбора наиболее подходящего решения используется множество математических, финансовых и технических моделей.
Проектирование решения
После того, как наиболее подходящее решение выбрано, оно затем превращается в проектный документ, чтобы придать ему форму действенного решения, так как на этапе оценки используется только набросок решения. На этом этапе прорабатываются детали решения, чтобы создать план решения. Для подготовки проектной документации используются несколько проектных схем. На этом этапе спецификации требований снова сравниваются с проектом решения, чтобы дважды проверить пригодность решения для проблемы.
Реализация решения
Это следующий шаг в этом процессе. Разработанное решение реализовано в соответствии со спецификациями, изложенными в проектной документации. При внедрении следят за тем, чтобы не было отклонений от дизайна.
Обзор решения
Это последний шаг в процессе решения проблемы, на котором отмечается анализ воздействия решения. Это этап для выяснения, был ли достигнут желаемый результат, который был изложен.
Пример системного подхода
Предположим, что А — тренер индийской сборной по крикету. Давайте также предположим, что цель, которая была возложена на А, — обеспечить победу над австралийской командой по крикету. Для достижения этой цели тренер использует системный подход. Он начинает со сбора информации о своей команде.
Благодаря системному подходу он рассматривает свою собственную индийскую команду как систему, среда которой будет включать другую команду, участвующую в соревновании, судей, регулирующих органов, толпу и СМИ.Его система, то есть сама команда, может быть концептуализирована как имеющая две подсистемы, то есть игроков и вспомогательный персонал для игроков. Каждая подсистема будет иметь свой собственный набор компонентов / объектов, например, подсистема игрока будет иметь игроков с открывающими, игроками с битой среднего уровня, быстрых боулеров, хранителя калитки и т. Д. Подсистема вспомогательного персонала будет включать тренера по боулингу, тренера по игре в мяч, физиотерапевта, психолога и т. эти сущности действительно будут иметь отношение к фактическому исходу игры. Тренер применяет системный подход к определению игровой стратегии, которую он будет применять, чтобы обеспечить победу индийской стороны.Он анализирует проблему поэтапно, как показано ниже:
Шаг 1: Определение проблемы — На этом этапе тренер пытается понять прошлые выступления своей команды и другой команды в соревновании. Его цель — победить конкурирующую команду. Он понимает, что проблема, с которой он сталкивается, — это проиграть игру. Это его главная проблема.
Шаг 2: Сбор данных — Тренер использует свой вспомогательный персонал для сбора данных о навыках и физическом состоянии игроков в соревнующейся команде путем анализа прошлых данных о производительности, просмотра телевизионных видеозаписей предыдущих игр, создания психологических профилей каждый игрок.Персонал службы поддержки анализирует данные и делает следующие наблюдения:
- Обе команды используют агрессивную стратегию в период игры в большинстве. Соперничающая австралийская команда использует первых игроков, чтобы возглавить эту атаку. Однако в последнее время новички поссорились и столкнулись с межличностными проблемами.
- Игра проводится в Мумбаи, и местная поддержка толпы, по оценкам, имеет определенную ценность, составляющую около пятидесяти пробежек.Также толпа пришла посмотреть на победу индийской команды. Поражение здесь будет стоить команде морального духа.
- Судьи нейтральны, их не пугает поддержка большой толпы, но они снисходительны к катанию на санях.
Шаг 3: Выявление альтернатив — на основе собранных данных коуч генерирует следующие альтернативные стратегии:
- Играйте в умы начинающих игроков участников, подчеркивая их личные различия, используя только санки.
- Используйте защитную тактику во время игры в большинстве, когда игроки, открывающие игру, наиболее агрессивны и не используют сани.
- Держитесь ближе к полевым игрокам, которые будут кататься на санях и использовать лучших атакующих боулеров индийской команды во время игры в большинстве.
Step 4: Оценка альтернатив — После создания различных альтернатив тренер должен выбрать только одну. Первая альтернатива может привести к потере концентрации со стороны открывающих и привести к прорывам.Однако есть шанс, что межличностные разногласия между двумя новичками, возможно, уже разрешились до того, как они выйдут на поле, и в таком случае эта стратегия потерпит неудачу. Вторая стратегия обеспечивает более безопасный вариант в том смысле, что она нейтрализует агрессивную игру новичков, но имеет ограниченный шанс на прорыв. Третий вариант использования агрессивного закрытия у полевых игроков, чтобы сыграть на внутренних личных различиях открывающих, и в то же время задействовать лучших боулеров, может привести к прорыву, а также может ограничить агрессивных новичков.
Step 5: Выбор лучшей альтернативы — Тренер выбирает третью альтернативу, поскольку она дает ему возможность нейтрализовать агрессивную стратегию игры открывающих, а также увеличивает шансы получить прорывные калитки.
Step 6: Внедрение и мониторинг — Тренер сообщает свою стратегию своим игрокам и вспомогательному персоналу, инструктирует вспомогательный персонал организовывать имитационные сессии и использовать тактику для успеха стратегии.Тренер регулярно контролирует работу игроков и вспомогательного персонала, чтобы гарантировать, что стратегия применяется идеально.
Упрощение системы или применение системного подхода к решению проблем
Самый простой способ упростить систему для лучшего понимания — это использовать двухэтапный подход.
Разбиение системы на черные ящики
Это первый этап процесса упрощения, на этом этапе система разбивается на черные ящики.Для создания черных ящиков нужны ограниченные знания. Чтобы построить черный ящик, нужно знать входные данные, которые входят в него, выход, который выходит из него, и его функцию. Знание того, как достигается функциональность, не требуется для создания черного ящика. Разделение на черные ящики помогает понять систему, поскольку вся система разбивается на отдельные функциональные группы набора черных ящиков.
Организация черных ящиков в иерархии
Это второй этап процесса упрощения, на этом этапе черные ящики, построенные на более раннем этапе, организованы в иерархии, чтобы легко установить отношения между черными ящиками.Как только иерархия черных ящиков установлена, система становится более понятной, поскольку внутренняя работа системы становится более ясной.
Статьи по теме (Вам также могут понравиться)
.
системный подход — определение — английский
Примеры предложений с «системным подходом», память переводов
Eurlex2019 подверглись эффективной обработке холодом, чтобы гарантировать свободу от Thaumatotibia leucotreta (Meyrick), или эффективному системному подходу или другому эффективному послеуборочному процессу обработка для обеспечения свободы от Thaumatotibia leucotreta (Meyrick) и использование системного подхода или подробности метода обработки указаны в фитосанитарном сертификате, упомянутом в статье 71 Регламента (ЕС) № 2016/2031, при условии, что системный подход или о методе послеуборочной обработки вместе с документальными доказательствами его эффективности было заранее сообщено Комиссии в письменной форме национальной организацией по защите растений соответствующей третьей страны. Eurlex2019 подверглись эффективному системному подходу или эффективной послеуборочной обработке, чтобы гарантировать свободу от Anthonomus quadrigibbus Say, а использование системного подхода или подробности метода обработки указаны в сертификате, упомянутом в статье 71 Регламента ( ЕС) № 2016/2031, при условии, что о системном подходе или методе послеуборочной обработки были заранее сообщены в письменной форме Комиссии национальная организация по защите растений соответствующей третьей страны. Eurlex2019 подверглись эффективному системному подходу или эффективной послеуборочной обработке, чтобы гарантировать свободу от Tephritidae (неевропейских), к которым эти плоды, как известно, восприимчивы, а также использование системного подхода или деталей обработки указаны в фитосанитарном сертификате, упомянутом в статье 71 Регламента (ЕС) № 2016/2031, при условии, что системный подход или метод обработки были заранее сообщены в Комиссию в письменной форме национальной организацией по защите растений третьей страны. обеспокоен. Eurlex2019 подверглись эффективному системному подходу или эффективной послеуборочной обработке, чтобы гарантировать свободу от Grapholita packardi Zeller, и использование системного подхода или подробности метода обработки указаны в фитосанитарном сертификате, упомянутом в статье 71 Регламента. (ЕС) № 2016/2031, при условии, что о системном подходе или методе послеуборочной обработки было заранее сообщено Комиссии в письменной форме национальной организацией по защите растений соответствующей третьей страны. Eurlex2019 подверглись эффективному системному подходу или эффективной послеуборочной обработке, чтобы гарантировать свободу от Grapholita prunivora (Walsh), Grapholita inopinata (Heinrich) и Rhagoletis pomonella (Walsh), а также использовать системный подход или подробности лечения. указаны в сертификате, упомянутом в Статье 71 Регламента (ЕС) № 2016/2031, при условии, что системный подход или метод послеуборочной обработки были заранее сообщены в Комиссию в письменной форме национальными органами защиты растений. организация третьей заинтересованной страны. Giga-frenA системный подход Переход к «лучшему контролю» — это также смещение акцента с риска, влияющего на одну отдельную организацию в системе, на «системный» подход, означающий риски, влияющие на всю «систему», состоящую из большего числа организаций. Giga-fren Очень долгосрочная цель — нордический «нулевой видения». б. Системный подход Так называемый системный подход к безопасности дорожного движения признает, что водитель (как и другие участники дорожного движения), транспортное средство и дорожная инфраструктура составляют три компонента динамической системы. Общий подход crawlSystems: Наиболее многообещающим подходом для общей стратегии защиты растений в Африке является системный подход. UN-2 Однако организации задались вопросом, каким образом общий системный подход может способствовать снижению воздействия этих основных факторов на рост затрат на здравоохранение, и отметили, что потребуется полное актуарное и финансовое исследование, чтобы определить, как общий системный подход может улучшить любые способность отдельной организации смягчить финансовые последствия демографии рабочей силы, старения, изменений в заболеваемости и смертности, географического положения, развития медицинских технологий и т. д. WikiMatrix В сотрудничестве с Яном ин’т Вельдом и несколькими другими инженерами и социологами Малото разработал особый системный подход к организационным проблемам, который получил название Системный подход Делфта. UN-2 Принимая к сведению выводы отчета Международного транспортного форума и Организации экономического сотрудничества и развития «На пути к нулю: амбициозные цели в области безопасности дорожного движения и системный подход к безопасности», а также его рекомендацию всем странам, независимо от их уровня безопасности дорожного движения. переход к безопасному системному подходу для достижения амбициозных целей, UN-2 Были представлены рекомендации отчета Рабочей группы ОЭСР «На пути к нулю — амбициозные цели безопасности дорожного движения и безопасный системный подход», а также безопасный системный подход и вклад как на семинаре, так и на конференции обсуждались вопросы постановки и достижения амбициозных целей в области безопасности дорожного движения для снижения количества несчастных случаев на дорогах. WikiMatrixHis известен вместе с Яном Ин’т Вельдом за разработку особого системного подхода к организационным проблемам, называемого Делфтским системным подходом. WikiMatrix Помимо особого внимания, есть две, более аналитические, особенности, которые отличают подход системы технологических инноваций от других подходов системы инноваций. UN-2 Попытки определить и активировать системный подход к защите детей в таких условиях были приоритетом ЮНИСЕФ в последние годы, но элементы, которые работают лучше всего, и общий успех системного подхода никогда не оценивались. WikiMatrix Вместе с Пьером Малото он разработал особый системный подход к организационным проблемам, названный Делфтским системным подходом. Giga-frenDR Spectrum Обзор Дополнительные примечания Системный подход Подчеркните, что для того, чтобы инициатива аварийного восстановления была эффективной, она должна быть реализована с использованием системного подхода, который, помимо прочего, согласуется с этикой и ценностями организации. WikiMatrixТретий закон термодинамики: когда система приближается к абсолютному нулю, все процессы прекращаются и энтропия системы приближается к минимальному значению. springer Возбуждающий вопрос, доминирующий в текущем системном дискурсе в Германии, заключается в том, можно ли сохранить идентичность системного подхода, если он столкнется с последствиями его возможного одобрения, или позиция аутсайдера может стать определяющей для системного подхода. UN-2A Системный подход в энергетическом секторе, то есть эффективность и экономия на стороне спроса, а также использование возобновляемых источников энергии и повышение эффективности на стороне предложения, также должен отражаться системным подходом в секторальном плане: Политика низкоуглеродной энергетики должна быть интегрирована в целостную стратегию низкоуглеродного развития. Giga-fren • Системный подход к технологиям и инновациям Разработка системного подхода к приоритетам энергетической науки и техники в Канаде позволит лучше определить препятствия для инноваций, которые в настоящее время существуют в энергетическом секторе. Giga-frenСистемный подход Целью внедрения системного подхода к безопасности является обеспечение комплексного решения угроз.
Показаны страницы 1. Найдено 49502 предложения с фразой системный подход.Найдено за 93 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.
→ Сбалансированная организация: 5 базовых элементов
|
.