Осмысленность восприятия примеры: Осмысленность восприятия. Основы общей психологии

Содержание

Осмысленность восприятия. Основы общей психологии

Осмысленность восприятия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепотеили глухоте, при зрительнойили слуховой асимволикебольной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

А.Гельб и К.Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

А.Гельбом и К.Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. <…>

Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Восприятие — что это такое, свойства и виды восприятия в психологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

ВосприятиеВосприятие

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Восприятие это..

Восприятие это..

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Что такое восприятие

Что такое восприятие

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

В интернете

В интернете

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Мужчина с лупой

Мужчина с лупой

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
    1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
    2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
    3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

    Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Ржет аки конь

Ржет аки конь

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
    1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

В салоне самолета

В салоне самолета

Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
  4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

Краткое резюме

Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Основные свойства восприятия

Различные окружающие нас предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на органы чувств человека и отражаются в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира, что в переводе с латыни означает познавательный процесс. Восприятие у каждого человека разное, но, не смотря на это, есть общие характеристики, которые носят название – свойства восприятия.

Активностьвосприятие всегда находится в действии, в поиске новой информации. Его нельзя остановить. Можно только притупить, приглушить, сделать так, чтобы не обращать внимания некоторое время. Процесс, при котором, притупляются свойства восприятия в психологии носит название гипостезия. Обычно, гипостезия связана с умственным переутомлением.

Основные свойства восприятия:

  1. Предметность – это свойство восприятия, связанное, непосредственно, с предметом и вызванное им. Всю полученную информацию мы относим к тому или иному предмету. Главную роль тут играет движение и осязание. Объект воспринимается как отдельно взятое тело, отделенное от пространства и времени. Если нет реального воздействия, то нет и восприятия. Вернее, нет нормального восприятия, оно искажается. При воздействии однообразных предметов, повторяющихся узоров либо звуков, бессмысленных слов, восприимчивость притупляется.
  2. Целостность – ощущения дают информацию об отдельных свойствах того или иного предмета, восприятие – целостный образ на основе обобщения. Благодаря этому свойству, мир воспринимается в виде вещей, в виде происходящих в нем событий. Если бы не целостность, мир воспринимался бы как хаос, как отдельные звуки и прикосновения. Не происходило бы опознавание целого.
  3. Структурность (обобщенность) – это ни в коем случае не означает сумму ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, формирование которой происходит в течение некоторого времени. Например, когда слушаем музыку – это обобщенная структура, слышим ноты в их очередности.
  4. Константность – это постоянство. Условия, в которых действуют свойства восприятия, очень разнообразны и изменчивы. Но объект воспринимается как постоянный, независимо от окружающих его условий. Это обеспечивает объекту узнаваемость. Например, «обезьяна, она и в Африке – обезьяна». Пример, конечно, немного утрирован, но, в общих чертах, это так.
  5. Осмысленность. Несмотря на то, что восприятие появляется тогда, когда происходит некоторое воздействие на рецепторы, образы, сами по себе, имеют смысловое значение. К примеру, животные воспринимают все буквально: хруст ветки их настораживает, означая приближение опасности, ставят миску, значит, будут кормить и т.д. Человек же мыслит масштабно, понимая сущность предмета. Из воспринимаемых вещей и событий человек в состоянии делать совершенно «непрямые выводы». Например, по отдельному изображению человек в состоянии придумать или додумать целую картину и, вдобавок, еще объяснить ее. Человек воспринимает намеки, сам домыслив, что тем самым хотели до него донести.
  6. Избирательность — человек отдает предпочтение одним предметам по сравнению с другими. И это нормальное явление.

Свойства восприятия в комплексе своем составляют восприятие, при котором формируется и воспринимается адекватный образ того или иного предмета. Оно подразделяется на следующие виды:

— зрительное;

-слуховое;

— осязательное;

-и другие виды.

Свойства восприятия можно охарактеризовать, выразить количественно. Например, порог восприятия – это тот уровень чувствительности, при котором рецептор регистрирует, что стимул присутствует. Это физиологический порог. А еще бывает порог осознания восприятия стимула. Например, иногда мы чувствуем что-то, но не можем объяснить, что именно. Порог восприятия можно измерить с помощью специальных приборов. Объем восприятия измеряется без приборов.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — Студопедия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.



Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.


Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепоте или глухоте, при зрительной или слуховой асимволике больной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

А. Гельб и К. Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?»— «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как oн узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной.

Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу/далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя,«курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

А.Гельбом и К. Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека.<…>

Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который он включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

Свойства восприятия — Студопедия

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.



Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.


Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фонаНапример, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.

Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделе­ния отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в пер­вую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его пе­реход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при доста­точно ясном различении его отдель­ных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшест­вующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропус­кая ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

6) Осмысленность восприятия

Наше восприятие и
мышление устроены так, что они теснейшим
образом между собой связаны. Восприятие
поставляет мышлению информацию для
анализа, мышление поставляет восприятию
задачи и схемы.

Перцептивные
образы всегда имеют определенное
смысловое значение. Сознательно
воспринимать предмет — это значит
мысленно опознать его, соотнести с
имеющимися шаблонами-категориями и —
возможно — даже назвать его, соотнеся с
определенным понятием.

При виде незнакомого
предмета мы пытаемся установить в нем
сходство с другими предметами.
Следовательно, восприятие не определяется
просто набором раздражителей,
воздействующих на органы чувств, а
представляет собой постоянный поиск
наилучшего толкования имеющихся данных.
В толкование имеющихся данных входит
не только поиск истины, но и поиск выхода
из сложной ситуации, решения проблемы.
Предположим, нам нужно закрутить
какую-нибудь гайку. Под рукой нет
отвертки, но жизненный опыт и размышления
нам подсказывают, что отвертку можно
заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг,
мы ищем какой-нибудь предмет, находим
подходящий и таким образом толкуем его
как отвертку, особенно не разбираясь в
истинном его предназначении, истинных
особенностях.

7) Избирательность

Избирательность.
На наши анализаторы действует, конечно,
ряд объектов. Однако не все эти объекты
мы воспринимаем одинаково четко и ясно.
Эта особенность характеризует
избирательность восприятия.

Избирательность
восприятия — это смена деятельности
органов чувств под влиянием предыдущего
опыта, установок и интересов человека.

Каждый
специалист пытается воспринять в
предметах и явлениях главным образом
то, что его интересует, что он изучает,
а потому он не замечает тех деталей,
которые не касаются его профессии. Это
создает индивидуальный подход к
восприятию. Поэтому и говорят о
профессиональном восприятие у людей
разных специальностей: художник-живописец
видит в окружающем мире, прежде всего
красоту, людей, природу, формы линий,
цветов; композитор отмечает гармонию
звуков, а ботаник — особенности строения
растений и т.п.

Восприятие
может характеризоваться и деятельностью,
в которую оно включено. Одного художника
спросили, как он воспринимает апельсин.
Он ответил: «Все зависит от того, чему
это служит. Я воспринимаю апельсин
определенным образом, когда его покупаю,
иначе — когда его ем, и еще иначе — когда
его рисую.

8) Апперцепция

Особого
внимания так же достойна такая особенность
восприятия, как апперцепция. С предыдущим
опытом человека связаны его интересы,
установки, стремления, чувства, взгляды
и убеждения, которые также влияют на
восприятие им предметов и явлений
окружающей действительности. Известно,
что восприятие картинки, мелодии,
кинокартины у разных людей неодинаково.
Бывают случаи, когда человек воспринимает
не то, что есть, а желаемое ему. Так, уходя
лугом, ботаник может обратить внимание
на разнообразные растения, совокупность
которых дает полную структуру травяного
покрова. Художник-пейзажист, уходя тем
самым лугом, останется равнодушным к
этим объектам, однако его внимание
привлечет соотношения цветовых пятен,
которые образуют живописный пейзаж
этой местности.

И
еще пример. Вспомним роман в стихах А.
С. Пушкина «Евгений Онегин». В образ
Ольги влюблен Ленский, увидел «деву
красоты», а для равнодушного к ней
Онегина, Ольга «круглая, красная она,
как эта глупая луна на этом глупом
небосклоне».

Зависимость
восприятия от прежнего опыта человека,
его предпочтений является важной
закономерностью, которую нужно учитывать
в организации учебной деятельности. В
педагогической практике учителю важно
учитывать опыт и знания ученика,
направленность его интересов, наличие
или отсутствие установок на восприятие,
чтобы обеспечить основательное усвоение
учебного материала.

В
силу того что одним из основных свойств
восприятия является целостность, в
психологии значительное внимание
уделяется исследованиям организации
восприятия, в частности принципам
(законам) перцептивной группировки
.
Наиболее полно данная проблема была
изучена в гештальтпсихологии,
утверждающей, что целое всегда больше
суммы своих частей. Самый важный из
упомянутых принципов состоит в том, что
любой образ
или предмет воспринимается как фигура,
выделяющаяся на определенном фоне
.

Принцип
фигуры и фона

распространяется на все модальности
восприятия. Примером соотношения фигуры
и фона может служить
ваза
Рубина
.
В качестве фигуры может восприниматься
либо ваза, либо два профиля. Соответственно
фоном будет служить черный или белый
цвет изображения. Иными словами, фигура
и фон взаимозаменяемы: фигура может
превратиться в фон, а фон – в фигуру. В
зависимости от того, какой цвет – черный
или белый – является фигурой (выдвигается
на передний план) или фоном (уходит на
задний план), наш мозг интерпретирует
картинку в виде двух разных изображений.
Зачастую сложно, а иногда и невозможно
воспринимать оба изображения одновременно,
без переключения с одного на другое.

Канадский
психолог
Ж.
Годфруа

приводит следующие примеры соотношения
фигуры и фона для разных модальностей
восприятия. Когда в общем шуме собрания
кто-то произносит ваше имя, оно сразу
выступает как фигура на фоне других
голосов. Такое же явление можно наблюдать,
когда мы улавливаем запах розы, находясь
среди курильщиков, или запах сигареты
у клумбы с розами.

Закон
близости
.
Те части зрительного образа, которые
находятся вблизи друг от друга, имеют
тенденцию восприниматься как целое.
Так, чем ближе друг к другу расположены
две фигуры, тем больше тенденция к их
перцептивной группировке.

Закон
сходства
.
Согласно М.
Вертгеймеру
,
при прочих равных условиях, если несколько
одинаковых раздражителей предъявлены
совместно, существует тенденция при
восприятии данной формы объединять
сходные элементы в группы. Мы группируем
фигуры, похожие между собой. Например,
светлые
кружочки объединяем со светлыми, а
темные – с темными, точно так же, как
вертикальные линии – с вертикальными,
а горизонтальные – с горизонтальными
.

Закон
замкнутости

утверждает, что при прочих равных
условиях элементы, образующие замкнутую
фигуру или целое, будут организовываться
вместе или группироваться, а недостающие
детали некоторой фигуры – дополняться.

Например,
одному
незрячему испытуемому было предложено
рельефное изображение утки, на котором
было только одно крыло
.
Слепой пошутил, что второе крыло, должно
быть, находится «на
другой стороне листа
».
И добавил, что, конечно же, это второе
крыло «только
воображаемое
».

Закон
хорошего продолжения
.
Когда прямая или кривая линия продолжается
от любой точки, не меняя значительно
своей кривизны, можно сказать, что она
имеет плавное продолжение (переход).
Гештальтпсихологи вместо термина
«плавный
переход
»
использовали введенный М. Вертгеймером
и отражающий субъективность восприятия
термин «хорошее
продолжение»
.
Согласно закону хорошего продолжения,
части зрительного образа группируются
так, чтобы нарушения плавных линий были
минимальными.

Закон
прегнантности

(хорошей
формы)
.
Последователи гештальтпсихологии были
убеждены, что все принципы группировки
являются проявлением тенденции
перцептивной организации быть «хорошей»,
«простой»,
«стабильной»,
«внутренне
непротиворечивой
»,
«симметричной»
или, если использовать немецкое слово,
введенное гештальтпсихологами и
включающее все эти понятия, «прегнантной».

Осмысленность восприятия человека | net22.ru

Для восприятий человека характерна их осмысленность. Она вытекает из общественной природы человека и его сознания. Осмысленность восприятий осуществляется посредством языка, усвоенного человеком с детства. В языке народа, так же как и в предметах, созданных трудом людей, фиксирован практический и познавательный опыт сотен поколений. Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит их к определенной категории объектов (к предметам мебели, к животным, растениям, явлениям природы, событиям общественной жизни и т. п.). Словами он обозначает выделенные при восприятии признаки и связи этого предмета или явления с другими предметами и явлениями. В словах он выражает свои суждения об объектах восприятия. Конечно, само по себе наименование предмета еще не делает восприятие человека осмысленным.  Если человеку сказали, что данный прибор называется перископом, то это вовсе не означает, что он осмыслил увиденное, хотя часть слова «скоп» и вызвала у него некоторые полезные ассоциации («микроскоп», «телескоп»). За словами должны стоять конкретные знания. Если они отсутствуют, предмет будет воспринят очень общо, неопределенно: «Это какой-то прибор, кажется, оптический». Чем больше у человека знаний о предмете, тем полнее и точнее он его воспримет.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. Так, при переходе через улицу большого города горожанин сразу ориентируется в обстановке, быстро обходит препятствия, мгновенно останавливается или убыстряет шаг, если это нужно. Знания правил уличного движения «превратились» в автоматизированные навыки, поэтому ему достаточно увидеть подъезжающую машину, чтобы мгновенно остановиться или ускорить шаг, смотря по обстановке.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринятый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево «сосной», мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, с раскидистой кроной, стоит у дороги и пр.), но и признаки сосны вообще, даже дерева вообще. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от богатства и глубины наших знаний о предмете. Знания позволяют нам подойти к объекту с разных сторон, найти его место в системе других объектов.

  • Сравним восприятие картины человеком, который мало знаком с живописью, и художественным критиком.

Если первый обратит внимание главным образом на содержание картины, то второй воспримет ее также со стороны образно выраженной идеи, особенностей композиции, техники рисунка, правдивости изображения, силы эмоционального воздействия на зрителя и т. п. В картине он увидит не только ее содержание, но и автора, его творческий замысел, мировоззрение, чувства, художественную манеру изображения действительности.

Если ученик третьего класса увидит в предложенном ему чертеже только квадрат, то ученик седьмого класса легко опознает в нем также прямоугольник, четырехугольник и параллелограмм.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании.

Узнавание -особый процесс или действие сличения наличного стимула (объекта, действующего непосредственно на наши органы чувств) с уже созданными и хранящимися в памяти эталонами (представлениями). Узнавание бывает разной полноты и точности.

  • Некоторые предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии.

Так, мы сразу узнаем своих близких друзей, любимые мелодии, вещи и инструменты, которыми пользуемся в труде. В таких случаях для узнавания достаточно двух-трех опознавательных признаков: контур фигуры человека, интонация голоса, звук шагов; первые аккорды музыкального произведения и пр. Эти признаки по ассоциации с другими признаками вызывают в сознании целостный образ предмета. Быстрое и точное узнавание называют специфическим узнаванием. Физиологической основой его является тонкая дифференцировка условного раздражителя от сходных с ним раздражителей и упроченный динамический стереотип.

Но иногда узнавание предмета бывает неопределенным. Например, мы ясно видим плывущую по озеру птицу, но не можем точно назвать ее. На уроке труда ученику советуют воспользоваться для опиловки бруска бархатным напильником, а ученик, точно не зная его признаков, берет напильник с грубой насечкой. Неточное узнавание называют не специфическим или неопределенным.

  • При восприятии предмета в этом случае отражаются лишь общие, родовые признаки предмета (птица вообще, напильник вообще), но не отражаются отличительные признаки.

Физиологической основой не специфического узнавания является широкая генерализация условной связи в коре больших полушарий при взаимодействии обеих сигнальных систем.

Неточное, обобщенное узнавание можно сделать более точным, если направить восприятие человека посредством вопросов или описания того, что он видит и слышит. Иногда бывает достаточно назвать событие или картину, чтобы восприятие стало ясным. При организации учебной деятельности детей на уроке педагогу необходимо учитывать эту особенность восприятия человека. Наглядный материал всегда будет воспринят более полно и глубоко, если показ его сопровождается словом.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

⇐ Процесс избирательности и восприятия предметов человеком

Виды восприятия у человека ⇒

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ (ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ) — О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОСПРИЯТИЕ (ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ) в учебнике (12852)

Факторы, влияющие на восприятие в организационном поведении

Ряд факторов влияет на восприятие, а иногда и искажает его. Эти факторы постоянны.

  1. В воспринимающем
  2. В воспринимаемом объекте или цели или
  3. В контексте ситуации, в которой осуществляется восприятие.

Характеристики восприятия в организационном поведении

Характеристики воспринимающего

Некоторые характеристики воспринимающего могут влиять на восприятие. Когда человек смотрит на цель и пытается интерпретировать то, что он или она, на эту интерпретацию сильно влияют личные характеристики отдельного воспринимающего. Основные характеристики воспринимающего, влияющие на восприятие:

  1. Отношения: Отношения воспринимающего влияют на восприятие.Например, предположим, что г-н X проводит собеседование с кандидатами на очень важную должность в своей организации — должность, которая требует заключения контрактов с поставщиками, большинство из которых — мужчины. Г-н X может чувствовать, что женщины неспособны выстоять в жестких переговорах. Такое отношение, несомненно, повлияет на его восприятие кандидатов-женщин, с которыми он берет интервью.
  2. Настроения: Настроения могут иметь сильное влияние на то, как мы кого-то воспринимаем. Когда мы счастливы, мы думаем иначе, чем когда мы в депрессии.Кроме того, мы запоминаем информацию, которая соответствует нашему состоянию настроения, лучше, чем информацию, несовместимую с нашим состоянием настроения. Находясь в хорошем настроении, мы производим более положительное впечатление о других. Находясь в плохом настроении, мы склонны отрицательно оценивать других.
  3. Мотивы: Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют людей и могут оказывать сильное влияние на их восприятие. Например, в организационном контексте неуверенный в себе начальник воспринимает усилия подчиненного по выполнению выдающейся работы как угрозу своему положению.Личная незащищенность может быть передана в восприятие того, что другие хотят «получить мою работу», независимо от намерений подчиненных.
  4. Я-концепция: Еще одним фактором, который может повлиять на социальное восприятие, является Я-концепция воспринимающего. Человек с положительной самооценкой склонен замечать положительные качества в другом человеке. Напротив, негативная самооценка может побудить воспринимающего выделять негативные черты другого человека. Лучшее понимание себя позволяет нам более точно воспринимать других.
  5. Интерес: Похоже, что фокус нашего внимания находится под влиянием наших интересов. Поскольку наши индивидуальные интересы значительно различаются, то, что замечает один человек в ситуации, может отличаться от того, что воспринимают другие. Например, начальник, которому начальник только что сделал выговор за опоздание, с большей вероятностью заметит, что его коллеги опоздают завтра, чем на прошлой неделе. Если вы озабочены личной проблемой, вам может быть трудно быть внимательным в классе.
  6. Когнитивная структура: Когнитивная структура, образ мышления человека, также влияет на восприятие. Некоторые люди склонны легче воспринимать физические характеристики, такие как рост, вес и внешний вид. Другие, как правило, больше сосредотачиваются на центральных чертах или склонностях личности. Когнитивная сложность позволяет человеку воспринимать множество характеристик другого человека, а не уделять внимание лишь нескольким чертам.
  7. Ожидания: Наконец, ожидания могут исказить ваше восприятие, поскольку вы увидите то, что ожидаете увидеть.Результаты исследования, проведенного Шелдоном С. Залкиндом и Тимоти Костелло по некоторым специфическим характеристикам воспринимающего, раскрывают.
  • Знание себя помогает лучше видеть других.
  • Собственные характеристики человека влияют на характеристики, которые можно увидеть у других.
  • Люди, которые принимают себя, с большей вероятностью смогут видеть положительные стороны других людей.
  • Точность восприятия других — не единственный навык.

Эти четыре характеристики сильно влияют на то, как человек воспринимает других в окружающей среде.

Характеристики цели

Характеристики наблюдаемого объекта могут повлиять на восприятие. Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Чрезвычайно привлекательные или непривлекательные люди с большей вероятностью будут замечены в группе, чем обычные симпатичные люди.Движение, звук, размер и другие атрибуты целевой формы так, как мы ее видим.

Внешний вид играет большую роль в нашем восприятии других. Воспринимающий заметит физические особенности цели, такие как рост, вес, предполагаемый возраст, раса и пол.

Воспринимающие склонны замечать характеристики внешнего вида, которые контрастируют с нормой, являются интенсивными, новыми или необычными. Физическая привлекательность часто окрашивает все впечатление о другом человеке.Интервьюеры более благоприятно оценивают привлекательных кандидатов, а привлекательные кандидаты получают более высокую стартовую зарплату.

Устное общение с целями также влияет на наше восприятие их. Мы слушаем темы, о которых они говорят, их тон голоса и их акцент, и выносим суждения на основе этих данных.

Невербальное общение дает много информации о цели. Воспринимающий распознает зрительный контакт, мимику, движения тела и позу, пытаясь произвести впечатление о цели.

Воспринимающий, который наблюдает за поведением цели, делает вывод о намерениях цели.

Например, если наш менеджер подходит к нам в офис, мы думаем: «О нет! Он даст мне больше работы». Или мы можем понять, что он намерен поздравить нас с недавним успехом. В любом случае интерпретация намерений цели воспринимающим влияет на то, как воспринимающий видит цель.

Цели не рассматриваются изолированно, отношение цели к ее фону влияет на восприятие из-за нашей склонности группировать вместе близкие и похожие вещи.

Объекты, расположенные близко друг к другу, будут восприниматься вместе, а не по отдельности. В результате физической или временной близости мы часто объединяем объекты или события, которые не связаны между собой. Например, сотрудники определенного отдела рассматриваются как группа. Если два сотрудника отдела внезапно уходят в отставку, мы склонны предполагать, что их увольнения были связаны между собой, хотя на самом деле они могут быть совершенно не связаны.

Люди, предметы или события, похожие друг на друга, также имеют тенденцию группироваться.Чем больше сходство, тем больше вероятность, что мы будем воспринимать их как группу.

Характеристика ситуации

Ситуация, в которой происходит взаимодействие между воспринимающим и целью, влияет на впечатление воспринимающего о цели. Например, профессор может не заметить свою 20-летнюю студентку в купальнике у бассейна. Однако профессор заметит ту же девушку, если она придет на его урок организационного поведения в бикини.Точно так же встреча с менеджером в его или ее офисе определенным образом влияет на ваше впечатление, которое может контрастировать с тем впечатлением, которое у вас сложилось бы, если бы вы встретились с менеджером в ресторане.

Сила ситуационных сигналов также влияет на социальное восприятие. Некоторые ситуации дают убедительные подсказки относительно правильного поведения. В этих ситуациях мы предполагаем, что поведение человека можно объяснить ситуацией и что оно может не отражать его предрасположенность.Это принцип дисконтирования в социальном восприятии. Например, вы можете противостоять продавцу автомобилей, который ведет себя тепло и мило, спрашивает вас о вашей работе и увлечениях и, кажется, искренне интересуется вашим вкусом в отношении автомобилей. Можете ли вы предположить, что такое поведение отражает личность продавца? Вы, вероятно, не можете из-за влияния ситуации. Этот человек пытается продать вам машину, и в данной конкретной ситуации он, вероятно, так обращается со всеми покупателями.

Фактор, влияющий на восприятие

Факторы, влияющие на восприятие

Factors that Influence Perception

Часто используемые ярлыки при оценке других: Восприятие и интерпретация того, что делают другие, обременительна. В результате люди разрабатывают методы, позволяющие сделать задачу более управляемой. Эти методы не являются надежными. Несколько факторов заставляют нас формировать неточные впечатления о других. Эти препятствия для восприятия — неточные впечатления от других.Этих барьеров для восприятия

  1. Выборочное восприятие: Мы получаем огромное количество информации. Следовательно, мы не можем усвоить все, что видим — на глаз могут восприниматься определенные раздражители. Вот почему их начальник может упрекнуть некоторых сотрудников за то, что они делают что-то, что, когда это делает другой сотрудник, остается незамеченным. Поскольку мы не можем наблюдать за всем, что происходит вокруг нас, мы используем избирательное восприятие.
  2. Избирательное восприятие также является нашей тенденцией выбирать информацию, которая поддерживает нашу точку зрения; Люди часто игнорируют информацию, которая заставляет их чувствовать себя некомфортно или угрожает их точкам зрения.

    Избирательное восприятие позволяет нам «читать быстрее» других, но не без риска нарисовать неточную картину. Поскольку мы видим то, что хотим видеть, мы можем делать необоснованные выводы из двусмысленного восприятия, как правило, под влиянием отношения, интересов и происхождения человека, чем самого стимула.

  3. Стереотип: Стереотип — это обобщение о группе людей. Когда мы судим кого-то на основе нашего восприятия группы, к которой он или она принадлежит, мы используем ярлык, называемый стереотипизацией.Стереотипы сокращают информацию о других людях до приемлемого уровня, и они эффективны для компиляции и использования информации. Это средство упрощения сложного мира, которое позволяет нам сохранять последовательность. Если мы используем стереотипы, легче справиться с неуправляемым количеством стимулов. Стереотипы могут быть точными, и когда они точны, они могут быть полезными ориентирами восприятия. Однако в большинстве случаев стереотипы неточны.
  4. Привлекательность — мощный стерео тип.Мы предполагаем, что привлекательные люди также теплые, добрые, чувствительные, уравновешенные, общительные, общительные, независимые и сильные. Насколько привлекательны люди общительны, общительны, независимы и сильны? Неужели такие привлекательные люди? Конечно, не все.

    В организациях мы часто слышим комментарии, которые представляют стереотипы в зависимости от пола, возраста, национальности и т. Д. С точки зрения восприятия, если люди ожидают увидеть этот стереотип, они будут воспринимать именно это, независимо от того, точен он или нет.

  5. Эффект ореола: Ошибка восприятия ореола очень похожа на стереотипизацию. Если, как в стереотипе, человек воспринимается по одной категории, то в случае эффекта ореола человек воспринимается по одному признаку.
  6. Когда мы создаем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешний вид, действует эффект ореола. Склонность к действию эффекта ореола не случайна.Исследования показывают, что это, вероятно, будет наиболее экстремальным, когда воспринимаемые черты неоднозначны с точки зрения поведения, когда черты имеют моральный оттенок, и когда воспринимающий оценивает черты, с которыми он или она имеет ограниченный опыт. Примером эффекта ореола является чрезвычайно привлекательная женщина-секретарь, которую ее начальник-мужчина воспринимает как умную, хорошую работницу, хотя на самом деле она плохая машинистка.

  7. Ошибка первого впечатления: Люди придают большое значение первому впечатлению.Первые впечатления — неизгладимые впечатления. Мы склонны запоминать то, что воспринимаем в первую очередь о человеке, и иногда очень неохотно меняем свои первоначальные впечатления. Ошибка первого впечатления означает тенденцию формировать устойчивое мнение о человеке на основе первоначального восприятия. Эффект первенства может быть особенно опасным при собеседовании, учитывая, что мы быстро формируем первое впечатление и что эти впечатления могут быть основой для долгосрочных трудовых отношений.
  8. Эффект контраста: Стимулы, контрастирующие с окружающей средой, с большей вероятностью будут выбраны для внимания, чем стимулы, которые сливаются.Эффект контраста может быть вызван цветом, размером или любым другим необычным фактором (любым фактором, который в данный момент отличает один стимул от других). Например, человек, идущий по улице на костылях, привлекает больше внимания, чем обычный мужчина. Эффект контраста — это оценка характеристик человека, на которые влияют сравнения с другими недавно встреченными людьми, которые имеют более высокий или более низкий рейтинг по тем же характеристикам. Принцип «контраста», по сути, гласит, что внешние раздражители, которые выделяются на фоне или которые не являются ожидаемыми, привлекают их внимание.Эффект контраста также объясняет, почему студенты-мужчины выделяются среди толпы студенток. В учениках-мужчинах нет ничего необычного, но в окружении женщин он выделяется.
  9. Иллюстрация того, как эффекты контраста действуют в ситуации собеседования, в которой виден пул соискателей. Искажения в оценке любого кандидата могут возникнуть из-за его или ее места в расписании собеседований. Кандидат, вероятно, получит более благоприятную оценку, если ему предшествуют посредственные кандидаты, и менее благоприятную оценку, если ему предшествуют сильные кандидаты.

  10. Проекция: Легко судить о других, если мы предполагаем, что они похожи на нас. Эта тенденция приписывать свои характеристики другим людям называется проекцией.
  11. Проекция может исказить восприятие других. Люди, которые проектируют, склонны воспринимать других. В соответствии с тем, на что они похожи, а не в соответствии с тем, на что на самом деле похож человек, за которым наблюдают. Когда менеджеры занимаются проекцией, они ставят под угрозу свою способность реагировать на индивидуальные различия.

    Они склонны видеть людей более однородными, чем они есть на самом деле.

  12. Неявные теории личности: У нас есть свои собственные мини-теории о том, как люди выглядят и ведут себя. Эти теории помогают нам организовать наше восприятие и сократить путь вместо того, чтобы постоянно интегрировать новую информацию. Теория имплицитной личности — это мнения о других людях, основанные на наших собственных мини-теориях о том, как люди себя ведут. Например, мы считаем, что девушкам, одетым в модную одежду, понравится современная музыка, а девушкам, одетым в традиционную одежду, такую ​​как сари, понравится индийская классическая музыка.Эти неявные теории личности являются препятствиями, потому что они ограничивают способность воспринимать новую информацию, когда она доступна.
  13. Самореализующиеся пророчества: Самоисполняющиеся пророчества — это ситуация, в которой наши ожидания в отношении людей влияют на наше взаимодействие с ними таким образом, что наши ожидания сбываются. Самоисполняющееся пророчество также известно как эффект Пигмалиона , названный в честь скульптора из греческой мифологии, который вырезал статую девушки, которая ожила, когда он молился об этом желании, и оно было исполнено.

Эффект Пигмалиона наблюдается и в рабочих организациях. Ожидания менеджера от человека влияют как на его поведение по отношению к человеку, так и на его реакцию. Например, предположим, что у менеджера изначально сложилось впечатление о сотруднике, имеющем потенциал для продвижения по служебной лестнице в организации. Скорее всего, менеджер потратит много времени на обучение и консультирование сотрудника, выполнение сложных заданий и подготовку человека к успеху.

.

осмысленности в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

Это означает, что кажущаяся осмысленность языка должна быть иллюзией, а язык бессмысленным.

Описание этих степеней значимости с моделью правил как имеющих целые категории и язык неполных правил менее удовлетворительно18.

В этом заключении есть что-то грубое, что угрожает обесценить предмет и, кажется, способно истощить его значимость одним махом.

Я говорю об аффективной и феноменологической осмысленности звуков сверх слов.

Действительно, логические позитивисты рассматривали это определение как парадигматическое применение своего эмпирического критерия осмысленности .

Однако закодированные данные не были систематически разбиты на подкатегории по значимости .

Последний анализ требует, чтобы мы приняли значение осмысленности левой-правой шкалы в качестве меры предпочтения.

Занятость часто является средством, с помощью которого мы стремимся достичь целеустремленности и осмысленности .

Однако включение слова в термин из биологического словаря оказалось слишком ограничивающим для критерия биологической значимости .

Именно осмысленности этого различия между индетерминизмом в принципе и индетерминизмом на практике сегодня оспаривают теоретики хаоса.

.

осмысленности в фразе | Примеры фраз из Кембриджского словаря

Это означает, что кажущаяся осмысленность языка должна быть иллюзией, а язык бессмысленным.

Описание этих степеней значимости с моделью правил как имеющих целые категории и язык неполных правил менее удовлетворительно18.

В этом заключении есть что-то грубое, что угрожает обесценить предмет и, кажется, способно истощить его значимость одним махом.

Я говорю об аффективной и феноменологической осмысленности звуков сверх слов.

Действительно, логические позитивисты рассматривали это определение как парадигматическое применение своего эмпирического критерия осмысленности .

Однако закодированные данные не были систематически разбиты на подкатегории по значимости .

Последний анализ требует, чтобы мы приняли значение осмысленности левой-правой шкалы в качестве меры предпочтения.

Занятость часто является средством, с помощью которого мы стремимся достичь целеустремленности и осмысленности .

Однако включение слова в термин из биологического словаря оказалось слишком ограничивающим для критерия биологической значимости .

.

определение значимости по The Free Dictionary

Мы предположили, что между психологической значимостью и безопасностью, воспринимаемым стрессом и обучением в области исследовательской этики и RCR будет существовать значимая взаимосвязь. Он не рассматривает значимость действий с точки зрения субъективного понимания акторов, его «нормального» или «среднего». или идеальные конструкции смысловых паттернов. Участники также сообщили о степени значимости каждой из трех областей по 4-балльной шкале Лайкерта от 1 (не имеет смысла) до 4 (очень значимо).Поддержание личной и профессиональной компетентности влияет на самоуважение, самооценку, профессиональный статус и значимость работы. Среди тем — шкала нарциссизма, применимая к контент-анализу, когнитивно-аффективные корреляты осмысленности жизни при хронических соматических заболеваниях. , оценка психических функций у пациентов с рассеянным склерозом, оценка риска сообщений с угрозами из файлов дел ФБР и анализ избранных частей Новой американской Библии. Ответы на CSI сравнивались (а) между 79 участниками, которые оценили стрессовый опыт, который был средней значимости и важности и 265 участников, которые оценили стрессовый опыт как очень значимый и важный и (б) между мужчинами и женщинами.Осмысленность — это больше, чем удовлетворение работой. Во-первых, обратите внимание, что я сместил вопрос со смысла жизни на осмысленность жизни. * Использование для самовведения: участники представляют себя, делясь выбранной цитатой и ее значимостью для них. По словам бывшего директора подразделения Рэя Липики, возрастающие требования к клинической значимости в показателях эффективности затрудняют прогнозирование регулирующих действий агентства. «Приверженность» — это чувство ценности, значимости и преданности своей цели в жизни.JDS предполагает, что положительные результаты на рабочем месте (высокая мотивация, высокая удовлетворенность работой и высокий уровень производительности) приводят к трем критическим психологическим состояниям (опыт осмысленности работы, ответственность за результаты работы и знание результаты работы) существуют.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *