Основной метод: Урок 2. Методы психологии
Основные методы исследования: примеры, образцы
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Основные методы психологии — Студопедия
Наблюдение
Метод наблюдения в психологии исторически является одним из самых старых научных методов и на первый взгляд наиболее простых. Наблюдение – это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.
Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Научное наблюдение также отличается организованностью, предполагает четкий порядок проведения и фиксацию результатов в специальном дневнике.Научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. В результате житейских наблюдений формируются житейские понятия. Это те понятия, которыми пользуются люди в повседневном языке и в обыденном общении.
Психолога как исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться в характерности, типичности того или иного свойства. Основным условием научности наблюдения является его объективность, которая обеспечивается контролем либо повторным наблюдением, либо применением других методов исследования (например, эксперимента). Для повышения объективности наблюдения часто используют дополнительно различные технические средства регистрации: фото-, кино-, видеосъемку, аудиозаписи.
Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или в школьном классе.
Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Другим недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.
Наблюдения бывают нескольких видов:
стандартизированное (проводится строго в соответствии с намеченной программой). Имеет четкий план наблюдения, фиксацию результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях.
свободное(не имеющее заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов).
включенное(исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение). Говоря о включенном наблюдении, в нем можно выделить полное включенное наблюдение и простое (неполное) включенное наблюдение.
При полном включении наблюдение проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдаемым. При простом включенном наблюдении исследователь, осуществляя наблюдение, выбирает для себя нейтральную позицию. Не принимая активного участия в групповой деятельности.
невключенное (внешнее наблюдение, когда исследователь наблюдает со стороны за деятельностью, которую он изучает).
скрытое(незаметное для испытуемого наблюдение со стороны, примером может служить телепередача «Скрытая камера». Наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение). Для возможности скрытого наблюдения могут использоваться магнитофон, видеокамера, а также зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем наблюдают).
внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами). Применяется только в психологии.
Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему поведению, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.
Эксперимент
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент основан на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена, научно объяснить происходящее явления и его развитие.
Основные особенности эксперимента заключаются в следующем:
1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
3. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
Эксперимент может быть:
o лабораторным, когда он протекает в специально организованных
условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
o естественным, когда изучение осуществляется в естественных
условиях;
o констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;
o формирующим, в процессе этого эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.
Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Лабораторный эксперимент является одной из разновидностей моделирования деятельности испытуемого и проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
Против лабораторного эксперимента выдвигаются следующие три соображения:
1) искусственность эксперимента,
2) аналитичность и абстрактность эксперимента,
3) осложняющее воздействие экспериментатора.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Естественный эксперимент вырос из психологической и педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Так, например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и студенческих группах, определяя затем их эффективность.
Естественный эксперимент может проводиться в различных формах. Простейшей формой является решение «вводных задач». Например: «Случилось то-то, что вы будете делать?»
В производственных условиях лучше применять лонгитюдный эксперимент, рассчитанный на длительное время, например на несколько месяцев или лет. Он проводится таким образом, когда отдельные экспериментальные группы ставятся в условия, отличающиеся от обычных групп. При этом предполагается проводить изучение, наряду с экспериментальными группами, и контрольных групп. В экспериментальных группах условия изменяются, а в контрольных — сохраняются неизмененными. Лонгитюдный эксперимент может рассматриваться как синтез лабораторного и естественного экспериментов.
Остановимся теперь на рассмотрении констатирующего и формирующего экспериментов.
Констатирующий эксперимент предназначен для выявления определенных психических особенностей и уровня развития соответствующего качества. Ограниченность констатирующего эксперимента заключается в невозможности проследить процесс приобретения испытуемыми знаний.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.
1.5. Методы психологии
Существуют
разные классификации методов психологии.
Наиболее распространенной является
деление методов психологии на две
группы:
основные и вспомогательные.
Основными
методами психологии являются наблюдение
и эксперимент. Каждый
из этих общих методов имеет ряд
модификаций, которые уточняют, но не
изменяют их сущность.
1.5.1. Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение –
научный метод исследования, переходящий
от описания фактов к их объяснению.
Наблюдение
становится научным методом изучения
психики лишь в том случае, если оно не
ограничивается описанием внешних
явлений, а осуществляет переход к
объяснению психологической природы
этих явлений. Формой такого перехода
является гипотеза, возникающая в ходе
наблюдения.
Требования
к научному наблюдению:
Постановка
цели, составление плана наблюдения.Обязательное
фиксирование результатов наблюдения.Необходимо
фиксировать только факты, а не
умозаключения, мнения психолога.Необходимо
проанализировать факты и сделать
выводы; сравнить их с целью.Испытуемый
не должен знать, что за ним наблюдают.
Задачами
наблюдения могут быть изучение
индивидуально-психологических
особенностей личности, изучение
психологии коллектива учебной группы.
Следовательно, объектами наблюдения
могут быть как отдельные лица в различных
видах деятельности, различных ситуациях
общения, так и группы. Предметом наблюдения
могут являться речевые и неречевые акты
поведения отдельного учащегося или
всей группы в определенной ситуации.
Эксперимент.
Эксперимент
– это активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется
психологический факт.
Экспериментируя,
исследователь создает условия, в которых
психологический факт может быть изменен
в направлении, желательном для
экспериментатора, а может быть неоднократно
повторен для всестороннего рассмотрения.
Различают лабораторный
и естественный эксперименты.
Характерным
признаком лабораторного
эксперимента является то, что его
проводят в лабораторных условиях ( часто
с помощью специальной аппаратуры) и что
действия испытуемого определяются
инструкцией, и он знает, что над ним
экспериментируют (хотя, обычно, не знает
в чем сущность эксперимента, что конкретно
исследуют и с какой целью). С помощью
лабораторного эксперимента исследуют
не только свойства внимания, особенности
восприятия, памяти и других психических
процессов отдельных индивидов, но и
психологические особенности групповой
деятельности.
Естественный
эксперимент (впервые предложен А.Ф.
Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить
то напряжение, которое возникает у
испытуемого, знающего, что над ним
экспериментируют. С этой целью исследование
переносится в обычные, естественные
условия (урок, игра, труд), в которые
незаметно для исследуемого вносятся
определенные изменения.
И
лабораторный, и естественный эксперименты
могут проводиться с целью не только
выявления каких-либо качеств личности,
но и формирования их.
1.5.2. Вспомогательные методы психологии.
К
вспомогательным
методам
относятся:
беседа, анкета и различного вида тесты.
.
Беседа.
Беседа
как психологический метод предусматривает
прямое или косвенное, устное или
письменное получение от изучаемого
сведений о его деятельности, в которых
объективируются свойственные ему
психологические явления.
Существует
ряд требований к беседе как к методу.
Первое — непринужденность. Наибольший
результат приносит беседа в случае
установления личного контакта
исследователя с обследуемым человеком.
Метод беседы предполагает наряду с
ответами и постановку вопросов
обследуемыми.
Предпочтительно
получать в ходе беседы и интервью
необходимые сведения косвенными
приемами. Важен не только ответ, но и
поведение испытуемого: особенности его
речи, жестов, мимики, эмоциональное
отношение к конкретным явлениям.
Существенным
в ходе проведения беседы является умение
исследователя уточнить интересующие
его факты во время непосредственной
беседы, не прибегая к ее протоколированию.
Беседы
целесообразно проводить не только с
одним или несколькими учащимися, а со
всей учебной группой. Такая форма
исследования позволяет ответы одного
человека сопоставить с совокупностью
мнений группы. В ходе беседы возможно
воздействие, внушение со стороны
исследователя на испытуемых.
Анкета.
В
том случае, когда вопросы и ответы
представляются в письменном виде, имеет
место анкетирование.
Положительным качеством анкетного
метода является то, что здесь имеется
возможность (предъявить) большой по
объему материал, достоверность которого
определяется «законом больших чисел».
Отрицательным же в этом методе является
то, что обычно бывает затруднен
качественный анализ данных анкет и
исключена возможность соотнесения
ответов с реальной деятельностью и
поведением испытуемых.
Обычно
анкета представляет собой некоторую
совокупность вопросов, которые
рекомендуется располагать в определенном
порядке: сначала, вопросы нейтральные,
нацеленные на получение какой-то
фактической, событийной информации;
затем, наиболее трудные вопросы,
направленные на выяснение установок,
мнений, оценок индивида; после этого
идут вопросы, цель которых углубить и
уточнить информацию, полученную в
предыдущих вопросах; заключительную
часть образуют вопросы, касающиеся
объективного положения и статуса
личности опрашиваемого. Такой порядок
вопросов обусловлен необходимостью
преодолеть психологический барьер,
возникающий у опрашиваемого в процессе
опроса.
Все
вопросы анкеты в зависимости от их
исследования можно условно разделить
на две большие группы:
1)
вопросы о фактах, действиях в прошлом
и настоящем, а также продуктах деятельности;
2)
вопросы о мотивах, оценках и мнениях
индивидов.
По
форме различают следующие типы
вопросов: прямые, косвенные, открытые,
закрытые.
Вопрос называется открытым,
если ответ
на него может быть дан в любой форме.
Если же в формулировке вопроса содержатся
варианты возможных ответов (перечень
определенных альтернатив) и опрашиваемый
должен остановить свой выбор на каком-то
одном или нескольких из них, то вопрос
называется закрытым.
Разновидностью закрытого вопроса
является дихотомический вопрос, в
котором перечень возможных ответов
исчерпывается альтернативой «да — нет».
Тесты.
Тест
— это краткий экспериментально-психологический
метод, используемый для исследования
того или иного психического процесса
(восприятия, памяти, мышления, внимания
и т.д. — функциональный тест) или личности
в целом (проективный тест) с целью их
оценки.
Различают
следующие виды тестов:
Интеллектуальные
— оценивают общее умственное развитие,
степень развития памяти, внимания,
мышления.Личностные
— мотивы поведения, интересы, черты
характера, темперамента и др.Проективные
— испытуемым предъявляется неопределенный
стимульный материал, неоднозначный
вопрос и они выполняют задание исходя
из опыта, особенностей воображения,
мышления, эмоционального состояния.
Методы научного исследования: классификация, характеристика
Применение грамотной исчерпывающей методологии позволит избежать отклонения или доработки текста. Научные методы — это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть статьи.
Содержание:
- Понятие метода научного исследования
- Какие бывают теоретические методы научного исследования
- Какие методы исследования относятся к эмпирическим
- Классификация методов научного познания
- Примеры использования методов научного познания
Чтобы в совершенстве владеть современными методами научного исследования, нужно изучить множество источников, самостоятельно проанализировать всю информацию, а можно сэкономить время и найти ответы на актуальные вопросы в обучающем курсе «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?».
В рамках курса понятным языком в удобной, доступной форме будет рассматриваться «Подбор методов и разработка методологии исследования». Преподаватель курса – член редколлегии научного журнала «Changing Societies & Personalities», индексируемого в Scopus.
Публикации в авторитетных зарубежных журналах важны для подтверждения компетентности ее автора, научного признания, дальнейшей защиты на соискание степени, пополнения портфолио.
Современные методы научного исследования
На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.
Основные теоретические методы научного исследования
- Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
- Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
- Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
- Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
- Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.
Основные эмпирические методы научного исследования
- Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
- Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
- Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
- Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.
Классификация методов научного познания
Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Наблюдение
Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.
Сравнение
В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.
Измерение
Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.
Эксперимент
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.
Абстрагирование
Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.
Применение методов научного исследования
В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.
Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными. Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.
У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах. Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования.
Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.
В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:
- использовать прямые и косвенные вопросы;
- делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
- обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.
Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.
05. Основные методы психологии и их характеристика
Для
решения задач психологии применяются
следующие методы:
лабораторный
и естественный эксперимент;
наблюдение;
исследование
продуктов деятельности;
анкетирование
и тестирование;
биографический
метод;
психологическое
моделирование;
сравнительно-генетический
метод и др.
Метод
эксперимента — основной метод психологии;
отличается тем, что исследователь
специально создает обстоятельства,
стимулирующие проявление определенного
психического явления. При этом
устанавливается влияние отдельных
факторов на его возникновение и динамику.
Эксперимент проводится столько раз,
сколько необходимо для выявления
соответствующей закономерности.
Лабораторный
эксперимент характеризуется применением
специального лабораторного оборудования,
дающего возможность точно фиксировать
количество и качество внешних воздействий
и вызываемых ими психических реакций.
При лабораторном эксперименте деятельность
испытуемых стимулируется специальными
заданиями и регламентируется инструкцией.
Так, для определения объема внимания
испытуемого ему с помощью особого
прибора (тахистоскопа) предъявляется
на очень короткое время (десятые доли
секунды) группа объектов (букв, фигур,
слов и т. п.) и ставится задача — обратить
внимание на значительно большее
количество объектов. Полученные
результаты статистически обрабатываются.
В
естественном эксперименте сохраняются
привычные для данного человека условия
его деятельности, но она специально
организуется в соответствии с целью
эксперимента. Испытуемые, как правило,
не знают о проведении эксперимента и
поэтому не испытывают напряжения,
характерного для лабораторных условий.
Методы
наблюдения предполагают объяснение
психического явления в процессе
специально организованного его
восприятия. Целенаправленное научное
наблюдение основывается на определенной
теоретической гипотезе; оно осуществляется
по заранее разработанному плану, а его
ход и результаты четко фиксируются.
К
методу наблюдения примыкают: метод
исследования продуктов деятельности,
который позволяет определить способности
человека, уровень его знаний, умений и
навыков; метод анкетирования, и в
частности метод клинической беседы.
Метод
тестирования (англ. test
— проба, испытание) — метод диагностики
психических возможностей индивида (тех
или иных способностей, склонностей,
навыков). Широкое распространение тестов
началось с 1905 г., когда был предложен
тест Бинс-Симона для диагностики развития
детского интеллекта.
Психологический
тест — краткое, стандартизированное,
как правило, ограниченное во времени
испытательное задание для установления
отдельных индивидуальных особенностей
испытуемого. В настоящее время широко
используются тесты, определяющие уровень
интеллектуального развития, пространственной
ориентации, психомоторики, памяти,
способности к профессиональной
деятельности, тссты достижения
(определяющие уровень овладения знаниями
и навыками), диагностики личностных
качеств, клинические тесты и др.
Ценность
тестов зависит от их валидности и
надежности — их предварительной
экспериментальной проверки.
Наиболее
распространены тесты интеллекта (тест
Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI),
ТАТ-тест тематической апперцепции,
тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда,
С. Розснцвейга (16-факторный личностный
опросник) и др.
В
последние годы в целях психологической
диагностики стали широко использоваться
продукты графической деятельности
индивида — почерк, рисунки. Графический
метод психологической диагностики,
являясь модификацией проективного
метода, позволяет исследовать особенности
проецирования личностью действительности
и се интерпретации. При этом используются
разработанные в западной психологии
стандартизированные приемы и процедуры:
«рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и
Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек»
(Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический
метод исследования состоит в выявлении
ключевых факторов формирования индивида,
его жизненного пути, кризисных периодов
развития, особенностей социализации.
Анализируются также текущие события в
жизни индивида и прогнозируются возможные
события в будущем, составляются графики
жизни, производится каузометрия (от
лат. causa
— причина и греч. metro
— измерение) — причинный анализ
межсобытийных отношений, анализ
психологического времени личности,
когда выявляются стартовые события
отдельных периодов развития личности
или ее деградации.
Биографический
метод исследования направлен на выявление
стиля жизни индивида, типа его адаптации
в среде. Он используется как для анализа,
так и для коррекции жизненного пути
личности. Возможна диагностика
обследуемого при помощи компьютерной
программы «Биограф». Метод позволяет
выявить факторы, наиболее влияющие на
поведение личности. Полученные данные
используются для коррекции поведения
индивида, личностно направленной
психотерапии, релаксации (ослабления)
возрастных кризисов.
В
последнее время в психологических
исследованиях стал широко применяться
метод психологического моделирования.
Он выражается в знаковой имитации
психических явлений или организации
различных видов человеческой деятельности
в искусственно сконструированной среде.
С его помощью удается моделировать
некоторые аспекты восприятия, памяти,
логического мышления, а также создавать
бионические модели психической
деятельности (например, перцептроны —
распознающие системы).
Сравнительно-генетический
метод — способ изучения психических
закономерностей посредством сравнения
отдельных фаз психического развития
индивидов.
Социальная
психология использует как методы общей
психологии, так и методы социологии —
групповой эксперимент, беседу,
анкетирование и интервьюирование,
изучение документов, включенное
наблюдение (путем внедрения исследователя
в изучаемую среду), наблюдение в тестовых
ситуациях и др. Существуют и специфические
методы социальной психологии, одним из
них является метод социометрии —
измерение неофициальных взаимоотношений
людей в группе. Графическое изображение
этих отношений называется социограммой.
Для
исследования влияния социальной группы
на позиции личности применяется метод
подставной группы.
Для
диагностики социально значимых качеств
личности используется метод экспертных
оценок и метод групповой оценки личности.
Для
исследования той или иной психологической
проблемы применяется соответствующая
система приемов и правил исследования,
т. е. методика конкретного исследования:
выдвижение гипотезы, выбор экспериментального
приема и соответствующего материала,
выделение контрольных и экспериментальных
групп испытуемых, определение серий
эксперимента, статистическая и
теоретическая обработка экспериментального
материала и т. п.
По
задачам и методам исследования психология
находится на стыке общественных и
естественных наук.
Научное
понимание психики человека возможно
лишь при целостном рассмотрении
совокупности психических явлений.
Абсолютизация отдельных сторон психики
приводит к ограниченным концепциям и
теориям.
Основные методы психотерапии | Эльтуиция
На правах рекламы
Ниже приводятся основные методы психотерапии, как наиболее часто используемые при работе с клиентами. Данный материал может быть полезен клиенту для общего развития и психотерапевту/психологу для «освежения» своих знаний.
Психоанализ
Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного. С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии — найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает. Писатель Стефан Цвейг образно сравнил психоаналитика с охотником, который по еле-еле заметным следам может определить породу и размер зверя и выследить его, только для психоаналитика следами являются не отпечатки ног, а ассоциации, ошибочные действия, оговорки, сновидения. Анализируя их вместе с пациентом, психоаналитик постепенно идёт к тому, что пациент восстанавливает травмирующее событие в своей памяти и переживает его заново, это приводит его к катарсису — очищению, и как следствию, исчезновению болезненных симптомов.
Автор этого метода — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) применял его первоначально для лечения истерии, различных фобий, навязчивых состояний и нарушений характера, вызванных этими патологиями психики. Сексуальность Фрейд не сводил к тому, что обычно люди под этим понимают, включая в это понятие всё, что связано с психосексуальным развитием и осознанием человеком своей половой принадлежности, поэтому его не принимали многие современники, трактуя его положения сквозь призму своего восприятия, искажённо и буквально. Метод Фрейда имел как достоинства, с его помощью Фрейд в ряде случаев достигал выздоровления, или реального улучшения состояния пациента, так и ряд противоречий и недостатков, которые отчётливо осознавали и пытались преодолеть многие последователи Фрейда. Однако Фрейд не позволял ничего менять в своём методе, что послужило причиной конфликтов и последующих разрывов с наиболее талантливыми продолжателями его дела — К.Г.Юнгом, А.Адлером, В.Райхом. Уже после смерти Фрейда из психоаналитической ассоциации были изгнаны К.Хорни и Э.Бёрн. В результате, все они, основываясь на своих представлениях о том каким должен быть психоанализ, создали свои направления в психоаналитической психотерапии. Поэтому следует различать классический психоанализ, т.е. собственно метод Фрейда, так и психоанализ в широком смысле, как совокупность всех психоаналитических направлений и ответвлений (психодинамическое направление).
Курс классического психоанализа, как правило, продолжается несколько лет, при этом сеансы проводятся от трёх до пяти раз в неделю. В настоящее время психоанализ широко используется для коррекции личности и разрешения широкого спектра проблем, причинами которых являются внутриличностные конфликты.
Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия
Теоретические источники данного направления — работы Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор — Б.Ф.Скиннер (1904 — 1996). Личность Скиннер рассматривал как сумму поведенческих реакций, при этом каждая индивидуальная реакция основывается на предшествующем опыте и генетических особенностях. Центральное понятие метода бихевиоральной психотерапии — оперантное обусловливание, т.е. процесс формирования и поддерживания определённого поведения посредством его последствий. Поэтому в данном направлении для психолога имеют значение не причины и мотивы поступков человека, а само поведение. К примеру, если к психологу обращается молодой человек, проблемой которого является то, что когда он хочет познакомиться с девушкой, у него начинаются сердцебиение, проблемы с желудком, дрожь в руках и прочая психопатологическая симптоматика, в результате чего ему приходится отказываться от данного намерения, психолог психодинамического направления (психоанализ) направит свои усилия на то, чтобы найти причины невротической реакции и на их осознание пациентом. Психолог-бихевиорист же в таком случае решит, что всё дело в том, что молодой человек просто не умеет себя вести в данной ситуации, и, соответственно, направит свою терапию на обретение молодым человеком соответствующих навыков поведения.
Гештальт-терапия
Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893 — 1970) начинал как психоаналитик, и даже основал психоаналитический институт в Южной Африке, однако впоследствии заинтересовался идеями гештальтпсихологии — научной школы в психологии, наиболее известными представителями которой были Кёлер, Кофка и Вертгеймер. Концепции гештальтпсихологии и легли в основу психотерапевтического метода Пёрлза. Одним из основополагающих положений данного метода является понятие соотношения фигуры и фона. С точки зрения гештальтерапии, процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). В центре восприятия оказывается то, что имеет наибольшее значение для человека в данный момент, т.е. неудовлетворённая потребность, например, чувство голода или сексуальное влечение. Это и есть «фигура», всё остальное уходит на задний план, т.е. в «фон». Но, как только потребность удовлетворена, гештальт теряет своё значение, также отходит в фон и его место занимает новая фигура. Из попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.
Однако не все потребности могут быть удовлетворены, поэтому в поле накапливаются незавершённые гештальты. Напряжение, создаваемое незавершёнными гештальтами и является причиной невротических реакций. Человек, оказавшийся пред конгломератом гештальтов, которые в той или иной мере не закончены, или не до конца сформированы, может, не закончив одно дело, бросаться на другое, а затем перескакивать на третье, так, в итоге, не завершив ни одного из них. Ключом к разрешению данной ситуации будет выстраивание иерархии потребностей, но невротическая личность не в состоянии определить какая на данный момент потребность является ведущей. По мысли Перлза, невротик неспособен жить в настоящем, поскольку незавершённые гештальты держат его в прошлом. Действительно, может ли человек испытывать ночью полноценное удовольствие от секса и дарить его партнёру, если его мысли заняты дневными разборками с начальником, или, наоборот, с подчинёнными. Для гештальт-терапевта, в отличие от психоаналитика прошлое никакого значения не имеет. Это наиболее полно выражено в утверждении Пёрлза: «Есть только здесь и теперь. Теперь — это единственное, что есть в настоящем… Прошлого уже нет. Будущего ещё нет».
Процедура гештальт-терапии достаточно сурова: психотерапевт на сеансе искусственно фрустрирует клиента, т.е. провоцирует обострение его состояния для того, чтобы клиент мог осознать незавершённые гештальты и завершить их.
Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Также одно из самых модных направлений психотерапии. Два американца — математик, интересующийся психологией Джон Бэндлер и лингвист Джон Гриндер по совету антрополога Грегори Бейтсона решили проанализировать деятельность самых известных в мире психотерапевтов, чтобы выяснить секрет их успеха. Их объектами изучения стали Фриц Пёрлз, Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир. Они сделали множество аудио и видео записей психотерапевтических сеансов, и многократно просматривая их, попытались выделить и описать повторяющиеся элементы воздействия, приводящие к позитивным изменениям у пациентов. Таким образом,. НЛП — это не единый метод, а совокупность самых разнообразных психологических и психотерапевтических приёмов и техник. С моей точки зрения, все эти технологии можно условно разделить на три части:
1. Коммуникативные технологии. Это, прежде всего подстройки под репрезентативную систему восприятия человека (с точки зрения НЛП, у человека есть какая-либо ведущая в данный момент из систем восприятия информации — зрительной, слуховой, тактильной и др., под неё и нужно адаптировать передаваемую информацию), позу собеседника, его ритм физиологических процессов. Многие делают всё это бессознательно, даже и не подозревая, что используют НЛП, как, впрочем, не подозревали об этом Пёрлз, Эриксон и Сатир. Однако, здесь заслуга Бендлера и Гриндера в том, что они смогли выделить структурные компоненты коммуникативного процесса и отразить их языковыми средствами, сделав тем самым возможным обучение этим технологиям тех, у кого эффективная коммуникация затруднена. Но, отмечу, что обучающиеся будут достигать обратного результата, пока искусственная «подстройка» не превратиться в естественную настройку на собеседника.
2. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и ускорения процесса перехода знаний из их голов в головы обучаемых или консультируемых, а также рекламщиками и талантливыми жуликами для облегчения и ускорения процесса перехода к ним денежных и иных материальных средств от добропорядочных, но видимо, слегка глуповатых граждан (действенность этих методик сильно преувеличивают те, кто завлекает народ на дорогостоящие обучающие семинары по НЛП).
3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при этом последнего не очень-то интересует, какую именно проблему клиент решает. Преимуществами НЛП-терапии считаются полная безопасность в плане невозможности даже случайной утечки информации от психотерапевта о его клиенте, т.к. клиент не посвящает его в конкретное содержание своих проблем, и мгновенный результат. С моей точки зрения все эти достоинства очень легко обращаются в недостатки. Если клиент не информирует НЛП-терапевта о содержании своей проблемы, то НЛП-терапевт может ошибочно применить к клиенту методику, не соответствующую его случаю и результатом может быть не разрешение проблемы, а её усугубление. Мгновенность результата — это, как правило, иллюзия. НЛП-воздействие можно сравнить с операцией, с той лишь разницей, что проводится она не на теле, а на психике человека. Из целостной структуры извлекается её часть, т.е. проблема — остаётся рана, которую необходимо залечить и пустое место, которое необходимо заполнить чем-то здоровым, иначе на это место встанет новая проблема. Т.е. необходима «реабилитация», а вот этого НЛП-терапия не предусматривает, поэтому для окончательного решения проблем клиенту видимо, всё равно придётся обращаться к психотерапевтам традиционных направлений. Сами «отцы НЛП», Бендлер и Гриндер, прекрасно это понимали и подчёркивали, что нейро-лингвистическое программирование является не новым направлением в психотерапии, а средством для обогащения и повышения эффективности других психотерапевтических методов.
Телесно-ориентированная психотерапия
Основоположник этого метода — соратник и ассистент Фрейда Вильгельм Райх (1897 — 1957). Проводя психоаналитические сеансы, он обратил внимание на напряжённые позы своих пациентов, и что они производят впечатление «закованных в панцирь». Он посчитал, что мышечные зажимы напрямую связаны с психическим состоянием пациента и стал искать способы воздействия, приводящие к ослаблению и снятию излишнего мышечного напряжения. Оказалось, что если распустить «мышечный панцирь» у пациента, используя массаж и специальные упражнения, то можно добиться значительного улучшения состояния или выздоровления пациента значительно быстрее и эффективнее, нежели используя традиционную психоаналитическую процедуру.
Пытаясь теоретически обосновать свой метод, Райх пришёл к выводу, что мышечные зажимы, являясь следствием невротических реакций, блокируют в организме человека свободное движение жизненной энергии, которую он назвал «оргон», что и лишает человека возможности полноценной жизни. А, недостаток «оргона» в организме человека приводит к смертельным заболеваниям. Для того, чтобы иметь возможность насыщать организм человека оргоном в случае его недостатка, Райх сконструировал специальный аппарат «оргонный аккомулятор», которым пытался лечить раковых больных, добиваясь при этом фантастического результата — выздоровление в 75 % случаях. Однако, эти эксперименты были прерваны властями США, где Райх проживал в эмиграции. За незаконные медицинские эксперименты он был заключён в тюрьму, где вскоре умер от сердечного приступа, а оргонные аккомуляторы были уничтожены по решению суда.
Независимо, верит ли человек в существование оргона, или нет, телесно-ориентированная психотерапия является одним из самых действенных методов психотерапии. Кроме метода, предложенного В.Райхом, который также существует в модификации его последователя А.Лоуэна, свои системы телесно-ориентированной психотерапии создали чемпион Израиля по дзюдо Моше Фельденкрайс, австралийский актёр Ф.Матиас Александер, Ида Рольф (рольфинг).
Когнитивная психотерапия
Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что всё, что необходимо человеку для решения его психологических проблем и устранения нервно-психических расстройств находится в рамках сознания человека и поэтому не нужно искать за проблемами клиента психотравмирующих событий, особенно произошедших в отдалённом детстве и вытесненных в подсознание. Сами события, по мысли когнитивистов, никакого значения для личности не имеют, важно то значение, которое личность придаёт данному событию. Мысли и выводы, не соответствующие действительности, т.е. те мысли, которые продуцируют преувеличенные эмоциональные реакции по сравнению с реальным содержанием события, в когнитивной терапии называют малоадаптивными. Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли.
Психодрама
Автор этого метода Якоб Леви Морено (1892 — 1974) является основателем не только психодрамы, но и групповой психотерапии вообще. Первоначально «Театр спонтанности», так назывался первый проект Морено, был задуман как новое развлечение достаточно серьёзного характера — основной задачей этого проекта было «реализовать творческое «Я» на подмостках театра жизни». Однако, отметив в качестве побочного эффекта личностные изменения в гармонизации психического развития у тех, кто участвовал в его проекте, Морено стал целенаправленно работать над разработкой психодрамы как лечебного метода.
Психотерапевт в психодраме является режиссёром, а его пациенты — театральной труппой, при этом реальные театральные способности пациентов никакого значения не имеют. Само действие происходит абсолютно спонтанно: из группы выбирается «протагонист», т.е. главное действующее лицо, которое получает возможность представить в ролях события своей жизни. Роли вспомогательных «Я», т.е. людей, которые имели особенное место в жизни протагониста, исполняют другие члены группы, либо прошедшие специальную подготовку фасилитаторы. Остальные участники группы являются зрителями. Смысл всего этого действия в том, чтобы, воссоздавая актуальную психическую реальность, достичь инсайта, и в результате улучшить способность функционирования участников психодрамы в реальной жизни. Задача психотерапевта — интерпретировать и комментировать поведение каждого члена группы во время представления, а также выделение и обсуждение общей реакции участников на отдельные эпизоды.
Арт-терапия
Термин «арт-терапия» введён Адрианом Хиллом в 1938 году. С точки зрения арт-терапевтов, внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах человека всякий раз, когда он рисует, пишет картину, или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своём произведении, то есть — спонтанно. Арт-терапия в основном используется в работе с душевнобольными, и в качестве вспомогательного метода в психокоррекционных группах. Также арт-терапия применяется при работе с детьми. Основные цели, достижению которых может способствовать арт-терапия, следующие: привести к социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения; получить материал для интерпретации и диагностических заключений; проработать подавляемые мысли и чувства; наладить отношения между терапевтом и пациентом, а также развить художественные способности и повысить самооценку. При этом само по себе наличие художественных способностей у пациентов никакого значения не имеет.
Я перечислил лишь несколько из самых известных методов психотерапии, всего их около двух тысяч. Ни один из этих методов не является универсальным, т.е. применимым ко всем без исключения людям и их проблемам. Также не может быть универсальным и психотерапевт. В любом случае предпочтителен тот специалист, который способен посмотреть на проблемы клиента через парадигмы разных направлений и найти индивидуальный подход к решению его проблем.
https://www.akpsy.narod.ru/metod.html
основной метод — это… Что такое основной метод?
- основной метод
основной метод
—
[Л.Г.Суменко. Англо-русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.]Тематики
- информационные технологии в целом
Справочник технического переводчика. – Интент.
2009-2013.- основной металл шва
- простой от появления до устранения неисправности
Смотреть что такое «основной метод» в других словарях:
ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОДНОЙ ТОКСИКОЛОГИИ — метод, направленный на выявление отдельных биологических последствий интоксикации в ряду поколений, в первую очередь, на выяснение опасности подрыва воспроизводства потомства и снижения численности популяций полезных гидробионтов, особенно рыб.… … Экологический словарь
основной метод измерения (средней скорости водного потока) — Точечный метод измерения средней скорости водного потока, в котором среднюю скорость определяют на основании результатов измерений местных скоростей в двух точках на каждой вертикали. [ГОСТ Р 51657 1 2000] Тематики водоучет … Справочник технического переводчика
основной метод исправления ошибок — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN basic error correction method … Справочник технического переводчика
основной метод коррекции ошибок — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN basic error correction method … Справочник технического переводчика
Суспензионный метод (основной метод) — 8.1. Суспензионный метод (основной метод) 8.1.1. Средства испытаний Этанол (этиловый спирт) для анализов или другая аналогичная жидкость для определения плотности менее 1 г/см3. Раствор хлористого цинка для определения плотности, равной или более … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА — единая система определения стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию данной страны. В Российской федерации такая система включает шесть методов, соответствующих общим принципам системы таможенной оценки Генерального соглашения о… … Юридическая энциклопедия
МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ (ИЗНОСА) — основной метод начисления периодического износа включает: метод прямолинейного (равномерного) износа, производственный метод; методы укоренного износа, в том числе метод суммы лет, метод снижающегося … Большой бухгалтерский словарь
МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ (ИЗНОСА) — основной метод начисления периодического износа включает: метод прямолинейного (равномерного) износа, производственный метод; методы укоренного износа, в том числе метод суммы лет, метод снижающегося остатка … Большой экономический словарь
Метод множителей Лагранжа — Метод множителей Лагранжа, метод нахождения условного экстремума функции , где , относительно ограничений , где меняется от единицы до . Содержание … Википедия
МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ — метод, с помощью к рого путем сравнения выявляется общее и специфия. в история, явлениях, достигается познание разлиян. история, ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. М.с. и. позволяет выявить и… … Российская социологическая энциклопедия
новейших вопросов о главном методе — Stack overflow на русском
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиВакансии
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяРеклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
.
java — Ошибка «Основной метод не найден» при запуске программы?
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиВакансии
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяРеклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира- О компании
Загрузка…
.