Основные формы мышления: Основные формы мышления

Содержание

Основные формы мышления — Студопедия

Мышление является высшим познавательным психическим процес­сом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Природа и основные виды мышления.

Мышление, его формы и виды. Виды умственных операций. Формирование умственных действий.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков.

1. обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

2. опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

Общая характеристика мышления как психического процесса

Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружаю­щих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Т.о., в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с по­мощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит ви­доизменение и преобразование имеющейся информации.



Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Фи­зиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры голов­ного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.


Мышление — это особого рода деятельность, имею­щая свою структуру и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия, выраженные, как правило, вербально (словесно). При этом мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.

Основные виды мышления

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидно­стями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимо­действии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.

Наглядно-образное мышление это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти.

Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Понятие это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. При­нято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим по­нятием. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России.

Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе еди­ничных предметов и явлений. Закономерный путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осозна­ние. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осо­знание понятия может рассматриватьсякак наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

В отечественной психологии в 40-50-х гг. XX в. понимание определяли как отражение связей, отношений предметов или явлений реального мира. В совре­менной науке понимание трактуется как способность постичь смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью отражает суть суждения. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Как правило, связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в са­мых разнообразных связях с другими предметами и явлениями. Богатство связей предметов не всегда отражается в нашем суждении, поэтому глубина понимания различных предметов и явлений может варьировать.

Кроме глубины понимание имеет и другие характеристики. Так, второй суще­ственной особенностью понимания является отчетливость осознания связей и отношений. Эта особенность также имеет ряд ступеней своего формирования. Например, на начальных ступенях мы лишь «чувствуем» смысл того, что стре­мимся понять. На других, более высоких ступенях мы все с большей ясностью по­нимаем смысл того или иного понятия.

Следующая характеристика понимания — полнота осмысления того, что надо понять. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значе­ние этой характеристики понимания. Нельзя достигнуть высокой ступени пони­мания предмета или явления, если мы не осмыслим каждую его часть, каждое его свойство.

Другой существенной особенностью понимания является обоснованность, т. е. осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным.

Существует несколько видов понимания. Во-первых, это непосредственное по­нимание. Для него характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя значительных усилий. Во-вторых, это опосредованное, или дискурсивное понимание. Данный вид понимания характеризуется наличием значительных уси­лий, которые мы прилагаем к тому, чтобы достичь понимания какого-либо пред­мета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др.

Однако в процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с ис­пользованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления — умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преоб­разования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления.

30. Формы мышления. Общая психология

30. Формы мышления

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Форма мышления — это… Что такое Форма мышления?



Форма мышления

Фо́рма мышле́ния — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу.

Стили мышления

Выделяются четыре основных стиля мышления:

  • причинно-следственный (детерминистский, представители этого типа мыслят цепочками строго вытекающих друг из друга причин и следствий),
  • диалектико-алгоритмический (представители которого разделяют поток мысли на несколько конкурирующих направлений),
  • фрактально-голографический (его представители реконструируют проблему, совмещая несколько её чётких срезов),
  • вихревой (его представители склонны к хаотическому мышлению, быстро перескакивая с одного витка мысли на другой, отсекая не оправдавшиеся варианты).

Основные формы правильного мышления

См. также

Примечания

  1. Гетманова А. Д. Логика

Литература

Категории:

  • Незавершённые статьи о неакадемических направлениях исследований
  • Соционика

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Пересна
  • Тоннель в районе станицы Новагинской

Смотреть что такое «Форма мышления» в других словарях:

  • МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого либо идеологического или догматического учения. В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ — филос. категории, во взаимосвязи к рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с др. предметами, а форма есть внутр. организация содержания.… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМА — (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… …   Философская энциклопедия

  • Форма — (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на обилие… …   Литературная энциклопедия

  • Форма —     ФОРМА (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на… …   Словарь литературных терминов

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ — (форма в логике) – та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации и т.п.), к рая не зависит от содержания данного рассуждения; Ф. л. в языке фиксируется посредством логич. констант и образуемых с их помощью отд. фраз и их сочетаний… …   Философская энциклопедия

  • ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ — понятие, введенное в филос. оборот Марксом и характеризующее строение и способ функционирования сложных систем; это понятие позволяет исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что Маркс называл …   Философская энциклопедия

  • МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных …   Философская энциклопедия

  • форма — ы; ж. [лат. fōrma вид, облик, наружность] 1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы. Облака меняют свои формы. Сосуды различных форм. Налитая в сосуд вода принимает форму сосуда.… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.К.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее  Купить за 1030 грн (только Украина)
  • Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.К.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее  Купить за 796 руб
  • Понятие как форма мышления Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее  Купить за 467 руб

Другие книги по запросу «Форма мышления» >>

Основные формы мышления. Формы мышления в психологии :: SYL.ru

Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.

Мыслительный процесс

Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, формы мышления в психологии и операции мыслительного процесса.

понятие как форма мышления

  • Обобщение. Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
  • Еще один признак мышления — опосредованное познание окружающего мира, то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.

Особенности осуществления процесса мышления

Формы мышления

Операции мыслительного процесса

  • Отражение через обобщение
  • Познание опосредованно
  • Решение конкретных ситуаций
  • Взамосвязь с речью
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование
  • Конкретизация

Рациональное и интуитивное мышление

Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.

формы мышления

Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.

Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».

Формы реализации мыслительных процессов

Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

Критерии

Характеристика

  • Понятийная форма

Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

Большой объем признаков – это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

  • Форма суждений

Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

  • Форма умозаключений

Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

Суждение

суждение как форма мышления

Суждение — форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие — «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные – неадекватно.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

умозаключение как форма мышления

Содержательные умозаключения (акт психики) образуются в результате перехода от высказываний к выводу на интуитивной основе, интуиция подсказывает наличие связи между объектами, явлениями. Формально-логические умозаключения (логические формы мышления) образуются при участии логики.

Процессы мышления

Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

Восстановление целого из разрозненных элементов — процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

Сравнить объекты (понятия, вещи) — значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

  • Конкретизация

Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

Научное мышление

Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.

формы мышления в психологии

Формы научного мышления – это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.

Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Особенности мышления

основные формы мышления

Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

  • Гибкость – умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
  • Глубина – умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
  • Скорость – способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
  • Самостоятельность – умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
  • Широта — способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
  • Последовательность – умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
  • Критичность – способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.

виды и формы мышления

Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя»

акупенда

«он воюет с ними»

авапига

«я воюю с тобой»

никупига

«он любит нас»

авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Основные формы мышления — Студопедия

Суждение – это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. Суждение – это форма мышления, при которой что -то утверждается или отрицается. Суждение может быть либо истинным ,либо ложным. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. 17

К суждениям мы приходим как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается (в аудитории довольно шумно). Опосредственное суждение : «Собака – животное) Суждения могут быть истинными, ложными и предположительными.

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений – индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция –это умозаключение от частных случаев к общему положению.

Дедукция — такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю.

Индукция и дедукция – тесно связаны друг с другом.

Виды мышления

Различают три основных вида мышления :

— предметно- действенное (или наглядно-действенное)

-наглядно-образное

-абстрактное

Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом. Этот вид активно развивается в раннем возрасте.18



Наглядно-образное мышление, которое необходимо опирается на восприятие или представление ( характерно для дошкольников и младших школьников)

Абстрактное мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности ( характерно для старших школьников и взрослых людей)

Существует мышление, которое разделяется по действию контроля на критическое и некритическое.

Критическое мышление включается тогда, когда мыслительная операция расходится с действиями, принципами представления.

Некритическое мышление – работает, когда нет негативных воздействий со стороны.

В зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Различают ум теоретический и практический. Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи., стоящие перед умом человека.


Работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей, принципов развития и фактов действительности. Развитой практический ум характеризует огромная работоспособность, соединенная с беспредельной любознательностью, с живым интересом и направлена на решение конкретных частных задач.

 Чувства и воля

Эмоции и чувства                                                                             19

Термин «эмоция» ( от латинского потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и « чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции –более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувство –более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то.

Основные формы мышления — Студопедия

Предмет логики.

Формы и законы мышления

Глава I. Предмет науки логики.

Открывать истины — задача любой науки;

логика же предназначена для познания

законов истинности…

Г. Фреге. Мысль: логическое исследование.

Логика изучает мышление со стороны его правильных форм. Правильное построение мыслей в процессе рассуждения свойственно всем, оно складывается и развивается непроизвольно, вместе с овладением речью. Это — естественная логика, являющаяся объектом изучения науки логики (логической теории).

Логика философская наука о законах и формах правильного мышления.

Мышление, как и всё на свете, можно рассматривать с 2-х сторон: со стороны его содержания (о чём мысль) и со стороны формы, т.е. способа связи мыслимого содержания. Содержание мышления бесконечно разнообразно, непрерывно меняется, развивается у каждого отдельного человека и у человечества в целом.

По содержанию мысли бывают либо истинными, т.е. соответствующими действительности, либо ложными, т.е. не соответствующими действительности. По форме же мысли характеризуются как правильные либо неправильные. При этом всё многообразие мышления сводится к 3-м основным формам, имеющим общечеловеческий характер и не зависящим ни от содержания, ни от языка рассуждения:

1. Понятие: мысль о предмете (вещи, явлении, действии), обозначаемая в языке словом или группой слов.

Примеры: «человек», «добрый человек», «снежный человек», «человек, переходящий улицу», «игра», «затмение», «парадокс», «бессовестный», «прыгание», «непогода».



2. Суждениеиливысказывание: утвердительная или отрицательная связь двух или нескольких понятий, выражаемая предложением.

Примеры: «Снежный человек ушёл в горы», «Вчера шёл снег или дождь», «Москва — столица России», «У каждого должна быть своя мечта», «Чудес на свете не бывает», » Не было бы счастья, да несчастье помогло».

3. Умозаключение: рассуждение, позволяющее из одной, двух и более мыслей-посылокполучать новую мысль-вывод,илиобосновывать уже известную мысль.

Примеры:

«Если температура воды ниже 00С, то она замерзает.

Вода не замёрзла.

Следовательно, температура воды не ниже 00С».

«Неверно, что Наполеон выиграл все свои сражения, следовательно, некоторые сражения он не выиграл».


Формальная логика изучает правильные и фиксирует ошибочные формы связи мыслей: понятий, суждений, выводов. Выявляя и описывая типичные логические ошибки, логика формулирует требования и запреты, соблюдение которых обеспечивает правильность наших рассуждений.

§2. Основные законы логики

Правильное мышление подчиняется логическим законам, которые являются необходимым, хотя и не достаточным, условием истинности рассуждения. Логика не контролирует адекватность наших представлений о мире, и ложь может быть выражена логически безупречно. Но при истинности исходных суждений и соблюдении логических правил на всём протяжении рассуждения заключение непременно будет истинным.

Логический закон это необходимое отношение между мыслями, ведущее к истине.

Все логические правила являются законами. Основными в формальной логике называют наиболее общие законы, выражающие важнейшие требования к правильному мышлению — определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность выводов.

Основные формы мышления: — Студопедия

Понятиелогически оформленная общаямысльо классе предметов, явлений; идея чего-либо.

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.

Активизация и развитие художественного мышления у школьников с помощью основных мыслительных операций:

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.



Конкретизация–это движение мысли от общего к частному.

20. Критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла.

Понятие «качество образования». Основные положения теории качества. Характеристика художественно-творческой деятельности. Основные критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла (структура и содержание занятия). Критерии качества педагогического менеджмента на занятиях художественного цикла. Основные критерии качества обучения на занятиях художественного цикла. Критерии качества воспитательного воздействия занятий художественного цикла. Критерии качества организационного обеспечения занятий художественного цикла. Критерии качества ресурсного и материально-технического обеспечения занятий художественного цикла. Критерии качества технологической составляющей (методической) занятий художественного цикла.


Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.

Качество образования определяется качеством носителя знаний(учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

· понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

· ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

· постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:

· ориентация на потребителя;

· учет ситуации на рынке образовательных услуг;

· учет ситуации на рынке труда;

· лидерство руководителя;

· вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

· процессный подход к менеджменту;

· системный подход к менеджменту;

· обоснованное принятие управленческих решений;

· постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

4 основных формы мышления | Формы | Мышление

Эта статья проливает свет на четыре основные формы мышления. Это следующие формы: 1. Фантазия 2. Мечты 3. Сны 4. Патологическое мышление.

Форма № 1. Фантазия:

Все мы занимаемся фантазией или познавательной деятельностью, которая включает в себя манипулирование образами, символами и концепциями и превращение их в организованные формы мысли, хотя и не основанные на реальности. Рассказ о дочери доярки — это пример фантастики.

Точно так же маленький ребенок, который слышит об Азиатских играх, может вообразить множество вещей об Азиатских играх и сформировать свои собственные идеи. В некотором смысле, фэнтези можно определить как организованное воображение вокруг определенной темы, события или проблемы. Единственная разница между фантазией и мышлением заключается в том, что последнее основано на объективной реальности, а первое — на субъективной или воображаемой реальности и часто основано на надеждах, страхах или тревогах.

Хотя фантазия была частью когнитивных процессов человека с незапамятных времен, только с появлением Зигмунда Фрейда она привлекла внимание научной психологии.Именно Фрейд указал на важность, возможно, даже на необходимость фантазии в нормальном процессе психологического развития.

По его словам, фантазия — это основная и основная форма мышления и, возможно, единственная форма мышления, встречающаяся у детей. Ребенок в самом раннем возрасте не способен различать себя и окружение, с одной стороны, и реальное и нереальное, с другой. Поскольку структурированные и организованные мыслительные процессы развиваются немного позже, фантазия является основным способом познавательной деятельности.На этой стадии фэнтези очень сильно зависит от инстинктивных желаний и стремлений.

По сути, фантазия дает выход таким желаниям и стремлениям. На более поздней стадии, по мере развития структурированного мышления и чувства реальности, фантазия постепенно теряет свое первенство и становится средством выражения желаний и стремлений, которые не могут быть реализованы в реальности. Если человек чрезмерно использует фантазию, его можно считать неприспособленным.

Можно видеть, что взрослые, у которых развиваются психологические или эмоциональные расстройства, демонстрируют множество свидетельств фантазии, таким образом подтверждая утверждение Фрейда о том, что такие люди регрессировали к более раннему стилю и способу приспособления.

Форма № 2. Мечты :

Вид фантазии, которой все мы предаваемся в то или иное время, — это мечтания. Разница между сновидениями и фантазиями в том, что первые гораздо более организованы и связаны с сознательной умственной деятельностью человека. Кроме того, в мечте человек является центральным персонажем, а все другие события и переживания сосредоточены вокруг него.

Одни мечтают обо всех видах удовольствий, обо всех видах успеха или даже о всех видах несчастий и неудач.Приведенный ранее пример с дочерью доярки здесь лучше подходит. Другой пример — молодой человек, явившийся на собеседование на должность инженера, который сидит за своим столом и представляет, как он собирается выполнять сложные инженерные задачи или задачи и становится знаменитым, даже не зная, насколько будет он выбран на работу или нет.

Чтобы провести четкое различие между фантазией и мечтами, приводится следующий пример. Если я сяду и начну визуализировать небеса, их радости и т. Д.это было бы фантастикой. С другой стороны, если я начну визуализировать, что я нахожусь на небесах, и начну испытывать все удовольствия от этого, это будет мечтать.

Таким образом, можно видеть, что способность мечтать зависит от развития концепции эго или «я», тогда как фантазия не зависит от этого. Естественно, очень маленькие дети не могут видеть мечты, хотя они склонны к фантазиям.

Сны наяву в значительной степени зависят от индивидуальных желаний, стремлений, страхов и тревог сознательного типа.Эти элементы находят выражение, когда человек психологически свободен от сдерживающих и направляющих элементов реальности. На самом деле мечты — это временные праздники, в центре которых находится эго, от реальности.

Мечты не всегда бесполезны. На самом деле они полезны более чем одним способом. В первую очередь они обеспечивают освежающий и обнадеживающий уход от реальности. Они могут вселить надежду и мужество в человека, который иначе угнетен реальностью, при условии, конечно, что они не заменяют реальность.Во-вторых, мечты часто предоставляют средства для постановки целей, задач и уровней стремления, которые человек может впоследствии воплотить в реальность.

Один из таких примеров — Дик Уиттингтон, бедный мальчик, который трижды становился мэром Лондона, или Демосфен, который воображал, что он будет величайшим оратором в мире (даже несмотря на то, что он был заика), и в конечном итоге им стал. Еще одна особенность грез наяву состоит в том, что мыслительный процесс здесь очень похож на обычный, и имеет внутреннюю логику.

Однако есть надежда, что приведенные выше замечания не приведут читателя в бесконечные периоды мечтаний. В то время как мечты могут стимулировать конструктивные усилия и активность для достижения успеха, одни только мечты не приведут к успеху. Напротив, это может привести человека к психологическому дисбалансу.

Форма № 3. Сны :

Сны — это очень обычные переживания. Вряд ли найдется кто-нибудь, кому не снились сны.Сны — это определенный тип психологической активности или переживания, происходящие во время сна. У снов есть две основные характеристики.

Когда мы спим, мы, к счастью, не замечаем других вещей вокруг нас. Во-вторых, когда сон заканчивается, мы обычно очень мало вспоминаем о своих снах. В этом сны отличаются от мечтаний. Сновидения — это сознательная деятельность, возникающая, когда наши чувства полностью бдительны, хотя и отвлечены от реальности.

Сны, с другой стороны, не являются сознательной деятельностью и на самом деле происходят, когда мы меньше всего осознаем себя или свое окружение.Сны наяву очень часто отражают сознательные желания и намерения человека достичь определенных целей. Сны, с другой стороны, относятся к другой категории. Они не часто возникают непосредственно из сознательных усилий или желаний.

Философы и психологи долгое время интересовались пониманием процесса сновидения, поскольку он представляет собой очень загадочный, но очень распространенный опыт. Мы не спим, когда осознаем себя и свое окружение, но во время сна мы, кажется, осознаем все, что кажется частью наших снов.

Это парадоксальное состояние привело ранних философов и психологов к мысли, что сновидения представляют особую форму сознания и, вероятно, мышления. Традиционная индийская мысль рассматривала сон как отдельную форму мысли и сознания (свапна), наряду со сном (шушупти), праджней или осознанием и джагратом или бдительностью. В последующие годы был предпринят ряд попыток объяснить феномен сновидений.

Неврологи пытались объяснить сновидения на основе случайной внутренней стимуляции мозговой деятельности.Но такие попытки, по большому счету, не увенчались успехом. В лучшем случае они могут показать, что активность мозга является частью сновидений, но они не доказали, что активность мозга является причиной сновидений. Вполне возможно, что, как только сон возникает, он приводит в движение деятельность мозга.

Наиболее важные и важные попытки разработать исчерпывающее и психологическое объяснение сновидений снова были предприняты Зигмундом Фрейдом. Именно Фрейд в ходе своих исследований в области психоневрозов разработал наиболее полную и систематическую теорию сновидений.

На самом деле, теория психоанализа, бессознательного и ненормального поведения Фрейда в значительной степени основана на его теории сновидений. Фрейд и его последователи использовали толкование сновидений «как королевскую дорогу в бессознательное».

С тех пор, как Фрейд сформулировал свою теорию сновидений, ряд ученых посвятили свое внимание и усилия изучению и пониманию сновидений. Совсем недавно строгие эксперименты стали методом изучения снов.

Заслуга Фрейда в том, что он стимулировал и вдохновлял такие концентрированные исследования в этой области.Многие ученые, естественно, отличались от Фрейда, хотя многие другие, такие как Кальвин Холл, потратили свою жизнь на воплощение фрейдистских концепций в экспериментальные открытия. Читателям будет интересно узнать, что существуют эксклюзивные лаборатории, посвященные исследованию сновидений, и одна из них находится в Индии, на факультете психологии Университета Андхра в Вишакхапатнаме.

Форма № 4. Патологическое мышление:

В определенной степени сновидения, мечтания и фантазии представляют собой небольшие отклонения от нормальных мыслительных процессов.Это не означает, что они патологические или ненормальные.

Они немного отличаются от нормального мыслительного процесса в следующих отношениях.

Во-первых, они не являются регулярными компонентами процесса мышления в состоянии бодрствования.

Во-вторых, они предполагают использование образов сенсорного типа, отличных от слов, вербальных символов и понятий, используемых в нормальных процессах мышления взрослых.

В-третьих, грезы, сны и фантазии, если они становятся обширными, могут мешать нормальному приспособлению человека.

В-четвертых, в отличие от нормальной мыслительной деятельности на них значительно влияют некогнитивные процессы, такие как желания, мотивы, желания и т.д. Но в нормальных пределах все это составляет часть нормальной мыслительной деятельности человека.

Однако существуют некоторые другие формы мышления, которые сильно отклоняются от нормального процесса мышления. Такие формы мышления указывают на психологические нарушения или неправильное развитие личности. Мы можем кратко рассмотреть некоторые из них.Выдержка из письма мистера Р. своему советнику. Ему поставили диагноз параноидальная шизофрения. Он 35-летний школьный учитель.

Аутистическое мышление :

Это одна из самых ранних форм тонкого

.

Мышление: его сущность и основные формы, Что такое мышление?

Мышление: его сущность и основные формы

Что думает?

Человек всегда о чем-то думает, даже когда ему кажется, что он ни о чем не думает. Бездумное состояние, как говорят психологи, — это состояние по сути своей максимально расслабленные, но все же мысли, по крайней мере, ни о чем не думать. Из чувственного познания, из установления фактов диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и взаимосвязей вещей. Креативное мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Справедливость — важный признак думающего человека. Объективной основой перехода от ощущения к мысли является разделение объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее.В конце концов, невозможно построить здание научного и философского знания из чувственных ощущений и представлений и их комбинации, как это пытается сделать сенсуализм: все чувственные восприятия, несмотря на их цвет и жизненность, чрезвычайно бедны по содержанию: они не проникают суть дела.

Общее в вещах — это прежде всего закон, сущностные свойства и отношения, и они не существуют внешне как отдельный объект, они не воспринимаются напрямую.Внешние аспекты вещей и явлений отражаются прежде всего и прежде всего через живое созерцание, эмпирическое познание, а сущность, общая в вещах, — с помощью понятий, логического мышления. В мышлении, в концепциях уже нет прямой связи с вещами. Мы также можем понимать то, что не можем воспринимать.

Таким образом, особое расположение наших органов чувств и их небольшое количество не устанавливают абсолютного предела для нашего знания о том, что к ним присоединяется деятельность теоретического мышления.«Глаз видит далеко, а мысль — еще дальше», — гласит популярная поговорка. Наша мысль, преодолевая появление явлений, их внешний вид, проникает в глубину предмета, в его сущность. Исходя из данных сенсорного и эмпирического опыта, мышление может активно соотносить показания органов чувств со всеми знаниями, уже имеющимися в голове этого человека, более того, со всем накопленным опытом, знаниями человечества и в той мере, в какой они стал достоянием человека, и решать практические и теоретические задачи, проникая через явления в суть все более глубокого порядка.

Логика означает подчинение правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, глубже. Правила, законы мышления составляют содержание логики как пауков. Эти правила и законы не присущи самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности.Наш ум дисциплинируется логикой вещей, воспроизводимых в логике практических действий, и всей системой духовной культуры. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове отдельного человека, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли с достоверностью исходных предположений в определенной степени является гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом великая когнитивная сила логического мышления.

Разъяснение того, что такое логическое мышление, лучше всего начать с примера из истории науки.Французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии Луи Пастер (1822-1895), изучая сибирскую язву, долгое время не мог понять, как домашние животные заражаются этой болезнью на пастбищах. Для него оставалось неясным, где на поверхности земли появились бациллы сибирской язвы. Было известно, что люди закапывали трупы мертвых животных (из-за боязни заразить других животных) глубоко в землю. Пройдя однажды через сжатое поле, Пастер заметил, что одна часть земли окрашена светлее, чем остальная.Товарищ объяснил ему, что именно на этом месте была закопана овца, заболевшая сибирской язвой. Внимание Пастера было обращено на то, что на этом участке было много прогулок дождевых червей и землистых экскрементов. Пастер высказал мысль, что переносчиками этого заболевания являются дождевые черви, выползающие из глубин земли и уносящие с собой споры сибирской язвы. Итак, Пастер опосредованно, через мысленное сопоставление чувственных впечатлений, проник в то, что было скрыто от восприятия.Дальнейшие эксперименты и наблюдения подтвердили правильность его выводов. Это типичный пример теоретического мышления. Пастер напрямую не усматривал причину заражения домашних животных сибирской язвой. О соответствующей причине он узнал косвенно — через другие факты, то есть косвенно.

Первый существенный признак мышления — то, что это процесс опосредованного познания объектов. Это посредничество может быть очень сложным, многоэтапным. Мышление опосредуется прежде всего сенсорной формой познания, часто символическим содержанием образов, языком.На основе видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неизвестное, неслышимое и нематериальное. Именно на таком опосредованном знании строится наука.

На чем основана возможность опосредованного знания? Объективной основой опосредованного процесса познания является наличие опосредованных связей в мире. Например, причинно-следственная связь позволяет делать выводы на основе восприятия воздействия на причину и на основе знания причины предвидеть следствие.Опосредованный характер мышления заключается еще и в том, что человек познает реальность не только на основе своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всего человечества. В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает нити из холста общего запаса знаний в его голове о самых разных вещах, из всего опыта, накопленного жизнью. И часто самые невероятные сравнения, аналогии и ассоциации могут привести к решению важной практической и теоретической проблемы.Теоретики могут успешно получать научные результаты о вещах, которых они, возможно, никогда не видели. Например, на основе одного сложного устройства логического мышления А. Эйнштейн вывел закон эквивалентности массы и энергии чисто логически — мелом на доске и карандашом на листе бумаги.

В жизни не только теоретики думают, но и практикуют. Практическое мышление направлено на решение конкретных частных проблем, тогда как теоретическое мышление направлено на поиск общих закономерностей. Если теоретическое мышление ориентировано прежде всего на переход от ощущений к мысли, идее, теории, то практическое мышление в первую очередь направлено на реализацию мыслей, идей, теорий в жизнь. Практическое мышление напрямую связано с практикой и постоянно подвергается ее контролирующему влиянию. Теоретическое мышление подлежит практической проверке не в каждом звене, а только в конечных результатах. Практическое и теоретическое мышление — это единый процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.Однако в силу разных причин эти типы мышления не всегда совпадают у одного и того же человека с одинаковой полнотой. История паука известна блестящим экспериментаторам и не менее блестящим теоретикам, и наоборот. В науке до известной степени существует разделение труда между учеными — экспериментаторами и теоретиками. Оба требуют определенных навыков, образования, системы знаний и того, что называется мышлением.

Мышление является предметом многих наук: теории познания, логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, отчасти эстетики, изучения художественной формы мышления, а также отчасти общей лингвистики, изучающей связь между языком и мыслью i

.

10 форм когнитивных искажений (ошибочное мышление)

Основываясь на работе Аарона Бека, психиатр Дэвид Бернс обсуждает 10 форм когнитивных искажений в своей книге «Хорошее настроение: терапия нового настроения».

10 форм когнитивных искажений (ошибочное мышление)

  1. Мышление по принципу «все или ничего» — вы видите вещи в черно-белых категориях — серого нет. Например, если действие не завершено, оно совершенно неправильно или бесполезно.
  2. Overgeneralisaton — вы видите единичное негативное событие как нескончаемую схему поражения. Например — если это произошло однажды, всегда повторится снова.
  3. Психологический фильтр — исследуется одна (отрицательная) часть изображения, исключая большую (положительную) часть, например, каплю чернил, которая обесцвечивает весь стакан с водой.
  4. Дисквалификация положительного — отклонение или игнорирование любого положительного комментария / достижения / комплимента.
  5. Поспешные выводы — вы думаете о чем-то негативно, не имея подтверждающих доказательств. Есть 2 ошибки:
    • Чтение мыслей — вы без всяких доказательств думаете, что кто-то думает о вас негативно;
    • Ошибка гадалки — вы искренне верите, что знаете, что произойдет в будущем, без доказательств.
  1. Увеличение (катастрофическое) или минимизация — это делает маленькие вещи намного больше, чем они заслуживают, и делает другие вещи намного меньше, чем они есть на самом деле.
  2. Эмоциональное рассуждение — мышление, что эмоциональные состояния правильно отражают реальность. Например — «Я это чувствую, значит, это должно быть правдой».
  3. Утверждения «должен» — мышление в терминах «должно, должно, должно» навязывает точку зрения о том, как мир может не связываться с реальностью и который вызывает эмоциональное несчастье, негодование и вину.
  4. Маркировка и неправильная маркировка — это включает в себя описание действий или событий чрезмерно эмоционально окрашенным образом.Тоже обзывательства.
  5. Персонализация — это включает в себя возложение вины на себя за событие, ответственность за которое не полностью лежит на вас, а только частично на вас или совсем не на вас.

К тебе…

Вышеупомянутые 10 форм или моделей когнитивных искажений (ошибочного мышления) — это всего лишь модели или привычки. Впоследствии они могут быть разрушены с течением времени посредством осознания и постоянной практики. Если вы хотите узнать об этом больше, нажмите на книгу ниже.

Если вы готовы набраться смелости и сделать следующий шаг к свободе и открытию своего сердца , почему бы не присоединиться к нашему набору инструментов?

Артикул —

Бернс, Д. (1980). Хорошее настроение: терапия нового настроения . Нью-Йорк: Новая американская библиотека.

Помните: если вы узнаете эти закономерности, важно получить поддержку и работать с квалифицированным специалистом в области здравоохранения.Здесь вы можете получить доступ к некоторым веб-сайтам, которые обращаются за помощью по вопросам психического здоровья.

.

Мыслить с помощью концепций

Bookmark this page

Переключить навигацию

Bookmark this page
Bookmark this page

  • Книжный магазин
  • Пожертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Просмотр корзины
  • Домой

  • Начни здесь

    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Факультет колледжей и университетов
    • Студенты колледжей и университетов
    • Учителя средней школы
    • Учителя младших классов средней школы (6-9)
    • Учителя начальной школы (4-6)
    • Педагоги начальной школы (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личностное развитие
    • Сестринское дело и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас

    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог критического мышления докторов.Старейшина и Носич
    • Наша команда докладчиков
    • Стипендиаты Фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в фонд критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Карта сайта
    • Свяжитесь с нами — офисная информация
    • Отзывы
    • Центр критического мышления
    • Национальный совет по вопросам критического мышления
  • Библиотека

    • Основная библиотека ресурсов по критическому мышлению
    • О критическом мышлении
    • Основы критического мышления
    • Ричард Пол Классик антологии
    • Документирование проблемы
    • Инструкция для высшего образования
    • Стратегии и образцы обучения для K-12
    • Студентам
    • Проблемы критического мышления
    • Вопросительный разум
    • Чтение задом наперед: классическая книга онлайн
  • Профессиональное развитие

    • Профессиональное развитие критического мышления
    • Индивидуальные вебинары и онлайн-курсы для преподавателей
    • Сертификация подхода Пола-Элдера к критическому мышлению
    • Институты, использующие наш подход к критическому мышлению
    • К-12 Инструкция
    • Высшее образование
    • Тренинг критического мышления для полицейских
    • Деловые и профессиональные группы
    • Онлайн-курсы для инструкторов
    • Состояние критического мышления сегодня
    • Модель профессионального развития для K-12
    • Модель профессионального развития — Колледж и университет
    • Описание мастерской
    • Программа наставничества
    • Форма запроса информации об обслуживании
  • Исследовательская работа

    • Исследования Центра критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Обучение критическому мышлению в средних школах Большого Лос-Анджелеса
    • Критическое мышление в Оксфордском учебном пособии
    • Обучение навыкам критического мышления учащихся четвертых классов, признанных одаренными и талантливыми
    • Substantive Critical Thinking, разработанная Фондом критического мышления, доказала свою эффективность в повышении результатов тестов SAT и ACT…
    • Исследование 38 государственных университетов и 28 частных университетов с целью определения акцента преподавателей на критическое мышление в обучении
    • Влияние универсальных элементов и стандартов мышления Ричарда Пола на композицию в двенадцатом классе
    • Влияние модели критического мышления на успеваемость учащихся…
    • Критическое мышление: уроки инициативы непрерывного профессионального развития в лондонской общеобразовательной средней школе
  • Конференции и мероприятия

    • Календарь событий в области критического мышления
    • 40-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению
    • Веб-семинары
    • Архив конференций
    • Архив мастерской
    • Архив Академии стипендиатов
    • Архив Академии

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *