Основные институты общества и их функции кратко: 1.9 Основные институты общества

Содержание

Основные институты общества

1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.


2.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции

Ключевые институты

Сферы общества

Основные роли

Физические черты

Символичес-кие черты

Другие институты данной сферы общества

Забота, воспитание детей

Семья,

Наследование

Социальная (семейно-брачные отношения)

  • Отец
  • Мать
  • Ребенок

Дом

Обстановка

Кольца

Обручение

Контракт

Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

Добывание пищи, одежды, жилья

Собственность

Экономичес-кая сфера

  • Работодатель
  • Наемный  работник
  • Покупатель
  • Продавец

Фабрика

Офис

Магазин

Деньги Торговля

Реклама

Деньги, обмен,  хозяйственные отношения и др.

Поддержание законов,  правил и стандартов

Власть

Государство

Политическая сфера

  • Законодатель
  • Субъект права

Общественные здания и места

Флаг

Хартия

Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

Содействие соборным отношениям и установкам,   углубление веры

Религия

Духовная сфера

  • Священник
  • Прихожанин

Собор

Церковь

Крест

 

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

Духовная сфера

  • Учитель
  • Ученик

Школа

Колледж

Учебник

Диплом

Степень

Общественное мнение, СМИ и др.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.


Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


3. Типы функций социальных
институтов:

  • Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом
  • Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).


4. Значение социальных институтов.
Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

 

Конспект на тему: Институты общества

15.09.2015г.Тема урока: «Социальные институты и их функции»

Вопросы:

1.Социальные институты как элемент социальной структуры общества.

2.Характерные и существенные признаки социальных институтов.

3.Типологизация социальных институтов.

4.Функции социальных институтов. Институализация.

1. «Социальные институты как элемент социальной структуры общества» Рассматривая социальную структуру общества как сложную социальную систему, мы особое (центральное) место отвели в ней социальным институтам. Это определяется тем, что они являются своего рода регулятором отношений, которые складываются между элементами социальной системы и внутри этих элементов и обеспечивают их функционирование и развитие.

Термин «социальный институт» несет в себе несколько смысловых нагрузок: Институт – как социальная организация, выполняющая определенные функции (институт как учебное заведение, институт как научно исследовательская организация – НИИ, институт как проектная организация – институ и.т.д.).

Институт — как совокупность социальных правовых и нравственных норм, которые регулируют отношения во всех сферах жизнедеятельности людей (институт права, институт морали).

Институт – как форма регулирования общественных отношений, система социальных норм и социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также, специальные учреждения, выполняющие эти функции (милиция, прокуратура, суд, налоговая инспекция, религиозные организации и.т.д.)

Таким образом, социальный институт – это сложный ценностно – нормативный комплекс, которым направляются, регулируются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах жизни общества: экономике, политике, социальной и духовной сферах, что обеспечивает устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие

2. «Характерные и существенные признаки социальных институтов»

Социальные институты обладают следующими характерными и существенными признаками

Характерные признаки социальных институтов:

-Наличие четко определенной цели своей деятельности (Например, институт образования, как один из типов социальных институтов, ставит своей целю обеспечить высокий уровень знаний людей, в том числе и в области профессионального образования, что позволит обществу успешно развиваться. Институт здравоохранения ставит свой целью поддержание здоровья нации и.т..д.)

-Социальные институты выполняют определенные функции, посредством которых достигаются стоящие перед ними цели (Например, институт брака и семьи выполняет функции воспроизводства человеческого рода, экономические институты – выполняют функции общественного производства – функцию производства и воспроизводства и.т.д.)

-Социальным институтам характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института (Например, государство, как социальный политический институт, занимает особое положение (статус) в политической системе общества и выполняет функции, какие ни один другой политический институт не выполнит.)

-Социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм и правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.

-Социальные институты формируют систему санкций, которая обеспечивает поощрение желаемого и осуждение или пресечение, или подавление отклоняющегося поведения На осуждение или пресечение, или подавление отклоняющегося поведения направлена, например, деятельность института правосудия, эту же функцию выполнят и институты поддержания правопорядка – например милиция.

-На соблюдение нравственных норм — направлена деятельность института морали.

Характерные признаки являются не единственной характеристикой социального института. Им присуще также и существенные признаки, которые отличают институты от социальных организаций.

Существенные признаки социальных институтов:

Социальному институту как регулятору поведения и отношений характерно наличие аппарата или механизма принуждения. Таким механизмом выступает, например, административное и уголовное законодательство в деятельности института поддержания правопорядка, куда входит милиция, прокуратура, суд.

Кодекс об образовании является механизмом принуждения по выполнению норм и правил в институте образования.

Социальным институтам присуща устойчивость и долговременность функционирования в отличии, например, от организаций. Например, церковь как социальный институт – функционирует на протяжении столетий и тысячелетий. Институт морали существует практически с момента осознания человеком нравственных норм.

Институт – крупномасштабная общность людей, имеющая сложную и разветвленную структуру. По масштабу ни одна социальная организация не может сравниться с социальным институтом Социальные институты глубоко интегрированы в социально – политическую, экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что обеспечивает им формально – правовую основу деятельности и позволяет им осуществлять контроль над ними

3. «Типологизация социальных институтов».

Типологизация социальных институтов проводится по определенным признакам

По жесткости и способам регламентации социальные институты подразделяются на: формальные и неформальные

Функционирование формальных институтов осуществляется в условиях жесткой регламентации их деятельности — четко закреплены функции, права и обязанности, статусы и роли в них работающих. Они имеют учреждения, с помощью которых осуществляется управление социальными действиями и контроль за ними. (например, институт образования имеет ряд организаций, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач: начиная от детского сада и заканчивая ВУЗами).

Неформальные институты не имеют жесткой регламентации. Их деятельность регламентирована, как правило, морально – нравственными нормами. (например, дружба)

В зависимости от того в какой сфере жизни действуют социальные институты, а также от содержания и направленности их деятельности социальные институты подразделяются на:

Политико – правовая сфера жизни — Политические институты (государство, политические партии, общественные организации и.т.д.) .

— Правовые институты и институты поддержания правопорядка (институт права, полиция, милиция, суд, прокуратура, тюрьма и д.р.).

— Институты законодательных и административных органов.

— Институты обеспечения безопасности (армия) Экономическая сфера жизни.

— Экономические институты (институт собственности, финансовые институты, институты производства) Социальная сфера жизни.

— Институт здравоохранения.

— Институт социального обеспечения.

— Институт брака и семьи Духовная сфера жизни 

— Религия.

— Образование.

— Мораль.

— Искусство.

4. «Функции социальных институтов. Институциализация»

Социальные институты выполняют ряд функций, которые подразделяются на две группы:

Явные — при которых результат их функционирования заранее определен (институт образования выполняет функции обучения и воспитания. Это его главная задача. Вооруженные силы — выполняют функцию защиты государства)

Латентные – когда выполняя явные функции решаются не только заранее определенные задачи и достигаются определенные цели, но решаются и другие объективно – возникшие задачи и достигаются побочные цели (например, институт образования формирует навыки межличностного общения. Вооруженные силы, выполняя функцию защиты государства, в тоже время, выполняют воспитательную функцию)

Адаптационная функция – функция приспособляемости социальных институтов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды

Интегративная функция – функция объединения и сплоченности социальных субъектов Коммуникативная функция – функция распространения информации, как в пределах самого социального института, так и на другие институты.

Социализирующая функция – функция формирования и развития личности под воздействием социальной среды.

Регулирующая функция – регулируют отношения между всеми субъектами социальной системы.

Институциализация – процесс возникновения формирования и развития социальных институтов.

Основные этапы институциализации:

-Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности соответствующих им условий

-Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.

-Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института.

-Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (бюро или комитеты политических партий, командные структуры в армии и.т.п.).

-Создание характерной для данного института системы социальных статусов и ролей.

-Процесс интернализации (усвоения) индивидами новы социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Домашнее задание: параграф 2 . Дать краткий ответ: Что такое социальный институт? В чем заключается иституализация?

Социальные институты, их основные функции в современных обществах — Студопедия

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.



Общие функции:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Основные институты общества

Социальный институт — это закрепленная исторически форма организации различной деятельности людей, выполняющая реализацию конкретных функций общества. Социальный институт может быть как неким органом или группой людей, так и комплексом норм и установок.

Ключевые социальные институты относительно сфер общества:

Сфера

Социальные институты

Экономическая

  • деньги
  • экономическая деятельность
  • собственность
  • банк

Политическая

  • власть
  • суд
  • армия
  • президенство

Социальная

  • материнство
  • брак
  • семья
  • усыновление

Духовная

  • образование
  • культура
  • СМИ
  • университет

Особенности и черты социальных институтов:

  1. Все социальные институты иерархичны, организованны и структурированы.
  2. Любой социальный институт содержит в себе некие стандарты поведения в его рамках. Например, в семье дочь должна помогать матери по хозяйству, а отец – обеспечивать семью материально.
  3. Существование физических объектов, характерных обозначение или символов, сооружений
  4. Консервативное развитие – внутреннее воздействие на устройство социального института приравнивается к минимуму. Например, система образования не может меняться из-за желания учеников, только с инициативы специальных органов.
  5. Любые общественные изменения проходят, основываясь на преобразования в социальных институтах.

Важнейшие функции социальных институтов базируются на организации деятельности людей и регулировании общественных отношений. Сюда же можно отнести коммуникативную функцию (сообщение людей между собой) и функцию социализации.

Помимо прочего, выделяют типологию функций социальных институтов. Так, они функции бывают:

  • Явные. Школа существует ради того, чтобы учить детей.
  • Скрытые (другое название — латентные). Школа также обеспечивает социализацию детей.

Стоит отметить, что в случае, когда какой-либо социальный институт выполняет скрытых функций больше, чем явных, такие функции становятся теневыми и относятся к криминалу.

1.9 Основные институты общества

Видеоурок:  

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

Лекция:  

Понятие и виды социальных институтовВспомните, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждый из нас включен во все эти сферы. Каким образом? Разберём на примере девятиклассника Андрея. Перед выходом в школу мама попросила Андрея вынести мусор (социальная сфера). На уроке химии он узнал много нового и интересного о видах ковалентной связи (духовная сфера). После школы Андрей зашёл в отделение паспортного стола УФМС и получил паспорт (политическая сфера). А по дороге домой купил фрукты на рынке (экономическая сфера). Перечисленные сферы отличаются друг от друга характером общественных отношений, видами деятельности и социальными институтами.  
На данном уроке разберём, что же такое социальный институт. Что тут разбирать? Ведь каждому ясно, что институтом называют образовательное учреждение! На самом деле это понятие намного шире. Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом. Потому что каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей, которые весьма многообразны. Например, институты брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей; институт государства в организации жизнедеятельности людей и обеспечении порядка. Таким образом, институты сложились исторически и востребованы обществом. Запомните термин урока:

 

Социальный институт — это устойчивая форма организации жизнедеятельности людей, направленная на удовлетворение потребностей общества и человека.  

Примеры социальных институтов по сферам:

  • Экономическая сфера: производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.

  • Политическая сфера: государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд, гражданин и др.

  • Социальная сфера: семья, брак, материнство, отцовство, детство, нация, школа, ВУЗ, здравоохранение и др.

  • Духовная сфера: религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.

Характерные черты социальных институтов

Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты:

 

  • Во-первых, любой социальный институт организует, упорядочивает и координирует человеческую деятельность путём установления правил и образцов поведения людей. Например, школа регулирует отношения учителей, учеников и их родителей с помощью Устава.  

  • Во-вторых, каждый социальный институт следит за соблюдением правил и образцов, а к их нарушителям применяет санкции – меры наказания, от правовых до морально-этических. Например, за нарушение норм Устава школы к ученику могут быть применены санкции, от предупреждения до исключения из школы.
              

Значение социальных институтов в жизни общества и человека велико. В последующих темах вы познакомитесь с основными социальными институтами подробно.

Задание: Используя обществоведческие знания, сформулируйте своё определение социального института. Пишите ответ в комментариях 📝


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные институты общества»


Интеллект-карта по обществознанию №9  

Лекция 9. Институты общества



Лекция 9. Институты общества

Деление общества на сферы весьма условно. Например, к какой сфере можно отнести средство массовой информации (телеканал «Россия 1»)? К политической? Да – он влияет на формирование политических взглядов, принимает участие в политической борьбе и т.п. К экономической? Однозначно, да – телеканал производит экономические блага, транслирует рекламу и т.п. К духовной? Тоже да – СМИ создают и передают духовные блага.

Поэтому часто для изучения общественных отношений учёные выделяют социальные институты. Их много внутри каждой сферы общества. Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. социальными нормами. Например, институт брака. Его главная функция – создание семьи. Этот социальный институт урегулирован Семейным кодексом РФ и традициями празднования бракосочетания.

Социальных институтов множество – как минимум, несколько сотен. Фундаментальные (крупные, главные) социальные институты делятся на мелкие. Например, институт власти можно разделить на институты президентства, парламентаризма, разделения властей, местного самоуправления и т.п.

Наиболее важные социальные институты во всех сферах общества:
1) в политической – власть, парламентаризм, местное самоуправление, политическая партия, суд, армия;
2) в экономической – деньги, обмен, собственность, предпринимательство;
3) в социальной – семья, брак, материнство, отцовство;
4) в духовной – религия, образование, наука, средства массовой информации.

Все функции социальных институтов принято делить на:
— явные – функции институтов, закреплённые официально, признаваемые и контролируемые обществом;
— скрытые – неявные функции социальных институтов, которые выполняются вне формального контроля общества, чаще всего непреднамеренно. Например, явной функцией института брака будет создание семьи, а неявной – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак.

Можно выделить важнейшие функции социальных институтов:
— организуют и упорядочивают деятельность человека, всего общества. Например, социальный институт президентства организует деятельность власти, да и всего общества;
— присваивают своим участникам социальные роли и статусы. К примеру, такой социальный институт, как школа, присваивает статусы учителя, ученика, между которыми складываются специфические отношения, урегулированные правом, традициями и т.п.;
— вводят множество санкций — как наказания, так и поощрения. Так, например, в социальном институте семье за неисполнение родительских обязанностей супруги могут быть лишены своих родительских прав;
— обеспечивают стандартные образцы поведения людей в социально типичных (обычных) ситуациях. К примеру, в школе обычная ситуация — начало урока. Стандартное поведение учащихся в данном случае — встать, приветствуя учителя.

От правильного и чёткого исполнения функций социальными институтами зависит стабильность всего общества. Если официальные институты перестают исполнять возложенные на них функции, то их замещают теневые институты — а это угрожает стабильности общества. К примеру, если институт государства не исполняет нормально возложенные на него функции, на его место могут прийти криминальные структуры.

Основными функциями социальных институтов являются: удовлетворение потребностей людей, упорядочение их поведения, социализация и интеграция новых поколений в общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Основные институты общества — Студопедия

Важнейшими элементами общества являются социальные институты (лат. — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.
К фундаментальным институтам общества относят семью, школу (образование), производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:
1) в воспроизводстве рода;
2) в безопасности и социальном порядке;
3) в средствах существования;
4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
5) в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.
Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера. Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.
Характерными чертами социальных институтов являются:
1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности;
2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;
5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней.
Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица.
Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.
2. Познание мира. Роль знаний в жизни человека и общества.




Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, и широком — весь окружающий мир в тех границах, и которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие члены общества слушают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное
(база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).
Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581—1626): «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.
3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

• свобода высказывания мнений; +

• свобода мысли и свобода выбора; +

• равенство людей перед законом; +

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; +

• отсутствие бюрократизма;

• гласность. +

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

Поскольку под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли народа источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власти всего народа — главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всех перед законом — неотъемлемое свойство демократического режима. Гласность, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа.
К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:
1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;
2) право меньшинства на оппозицию, при подчи- | нении решениям большинства;
3) политический плюрализм;
4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно Независимы и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;
5) выборность основных органов государственной к плети на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем.

учреждений и органов | Европейский Союз

Кратко об учреждениях и органах ЕС

Уникальная институциональная структура

В уникальной институциональной структуре ЕС:

  • Общие приоритеты ЕС установлены Советом Европы, который объединяет лидеров на национальном уровне и уровне ЕС
  • депутатов Европарламента, избранных прямым голосованием, представляют граждан Европы в Европейском парламенте
  • интересы ЕС в целом продвигает Европейская комиссия, члены которой назначаются национальными правительствами
  • правительств защищают национальные интересы своей страны в Совете Европейского Союза.

Установка повестки дня

Европейский совет определяет общее политическое направление ЕС, но не имеет полномочий принимать законы. Возглавляемый президентом — в настоящее время Шарлем Мишелем — и состоящий из глав государств или правительств и президента Комиссии, он собирается на несколько дней не реже двух раз каждые 6 месяцев.

Законотворчество

В законодательство ЕС вовлечены 3 основных учреждения:

  • Европейский парламент, который представляет граждан ЕС и избирается ими напрямую;
  • Совет Европейского Союза, который представляет правительства отдельных стран-членов.Председательство в Совете разделяется государствами-членами на ротационной основе.
  • Европейская комиссия, которая представляет интересы Союза в целом.

Вместе эти три учреждения через «Обычную законодательную процедуру» (бывшее «совместное решение») вырабатывают политику и законы, которые применяются на всей территории ЕС. В принципе, Комиссия предлагает новые законы, а Парламент и Совет их принимают. Затем Комиссия и страны-члены реализуют их, а Комиссия обеспечивает надлежащее применение и исполнение законов.

Принятие решений в ЕС — подробнее о законотворческих процедурах ЕС

Список председателей Совета ЕС 2014-2020

Другие учреждения и органы ЕС

Два других учреждения играют жизненно важную роль:

Полномочия и ответственность всех этих институтов изложены в договорах, которые являются основой всего, что делает ЕС. Они также устанавливают правила и процедуры, которым должны следовать институты ЕС.Договоры согласовываются президентами и / или премьер-министрами всех стран ЕС и ратифицируются их парламентами.

В ЕС есть ряд других институтов и межведомственных органов, которые играют специализированные роли:

,

Коротко о ЕС | Европейский Союз

Цели и ценности ЕС

Голы

Цели Европейского Союза:

  • продвигает мир, его ценности и благополучие своих граждан
  • предлагает свободу, безопасность и справедливость без внутренних границ
  • устойчивое развитие, основанное на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, высококонкурентной рыночной экономике с полной занятостью и социальным прогрессом, а также охраной окружающей среды
  • Борьба с социальной изоляцией и дискриминацией
  • содействие научно-техническому прогрессу
  • укрепляет экономическое, социальное и территориальное единство и солидарность между странами ЕС
  • уважать его богатое культурное и языковое разнообразие
  • создать экономический и валютный союз, валютой которого является евро.

Значения

Ценности ЕС являются общими для стран ЕС в обществе, в котором преобладают инклюзивность, терпимость, справедливость, солидарность и недискриминация. Эти ценности являются неотъемлемой частью нашего европейского образа жизни:

  • Достоинство человека
    Достоинство человека неприкосновенно. Его необходимо уважать, защищать и составлять реальную основу основных прав.
  • Свобода
    Свобода передвижения дает гражданам право свободно передвигаться и проживать в пределах Союза.Индивидуальные свободы, такие как уважение частной жизни, свобода мысли, религии, собраний, выражения мнений и информации, защищены Хартией основных прав ЕС.
  • Демократия
    Функционирование ЕС основано на представительной демократии. Быть гражданином Европы также означает иметь политические права. Каждый взрослый гражданин ЕС имеет право баллотироваться в качестве кандидата и голосовать на выборах в Европейский парламент. Граждане ЕС имеют право баллотироваться в качестве кандидатов и голосовать в своей стране проживания или в своей стране происхождения.
  • Равенство
    Равенство означает равенство всех граждан перед законом. Принцип равенства между женщинами и мужчинами лежит в основе всей европейской политики и является основой европейской интеграции. Это применимо во всех сферах. Принцип равной оплаты за равный труд стал частью Римского договора в 1957 году. Хотя неравенство все еще существует, ЕС добился значительного прогресса.
  • Верховенство закона
    ЕС основан на верховенстве закона.Все, что делает ЕС, основано на договорах, добровольно и демократически согласованных странами ЕС. Закон и справедливость поддерживаются независимой судебной властью. Страны ЕС передали окончательную юрисдикцию Европейскому суду, решения которого должны соблюдаться всеми.
  • Права человека
    Права человека защищены Хартией основных прав ЕС. Они охватывают право на свободу от дискриминации по признаку пола, расового или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации, право на защиту ваших личных данных и / или право на доступ к правосудию. ,

Эти цели и ценности составляют основу ЕС и изложены в Лиссабонском договоре и Хартии основных прав ЕС.

В 2012 году ЕС был награжден Нобелевской премией мира за продвижение дела мира, примирения, демократии и прав человека в Европе.

70 years of lasting peace

От экономического к политическому союзу

Европейский Союз — это уникальный экономический и политический союз между 27 странами ЕС, которые вместе охватывают большую часть континента.

Предшественник ЕС был создан после Второй мировой войны. Первые шаги заключались в развитии экономического сотрудничества: идея заключалась в том, что страны, торгующие друг с другом, становятся экономически взаимозависимыми и, таким образом, с большей вероятностью избегают конфликта.

Результатом стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1958 году и первоначально увеличившее экономическое сотрудничество между шестью странами: Бельгией, Германией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами.

С тех пор к нам присоединились еще 22 члена, и был создан огромный единый рынок (также известный как «внутренний» рынок), который продолжает развиваться в полной мере.

31 января 2020 года Великобритания вышла из Европейского Союза.

То, что начиналось как чисто экономический союз, превратилось в организацию, охватывающую области политики, от климата, окружающей среды и здравоохранения до внешних связей и безопасности, правосудия и миграции. Смена названия с Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на Европейский Союз (ЕС) в 1993 году отразила это.

Стабильность, единая валюта, мобильность и рост

ЕС обеспечил более полувека мира, стабильности и процветания, помог повысить уровень жизни и ввел единую европейскую валюту: евро.Более 340 миллионов граждан ЕС в 19 странах теперь используют ее в качестве валюты и пользуются ее преимуществами.

Благодаря отмене пограничного контроля между странами ЕС люди могут свободно перемещаться по большей части континента. И жить, работать и путешествовать за границу в Европе стало намного проще. Все граждане ЕС имеют право и свободу выбирать, в какой стране ЕС они хотят учиться, работать или выходить на пенсию. Каждая страна ЕС должна относиться к гражданам ЕС точно так же, как и к своим собственным гражданам, в вопросах занятости, социального обеспечения и налогообложения.

Главный двигатель экономики ЕС — единый рынок. Он позволяет свободно перемещаться большинству товаров, услуг, денег и людей. ЕС стремится развивать этот огромный ресурс в других областях, таких как энергия, знания и рынки капитала, чтобы европейцы могли извлечь из него максимальную выгоду.

Прозрачные и демократические институты

ЕС по-прежнему стремится сделать свои органы управления более прозрачными и демократичными. Решения принимаются максимально открыто и максимально приближенно к гражданину.

Европейскому парламенту, избираемому прямым голосованием, предоставлено больше полномочий, в то время как национальные парламенты играют большую роль, работая вместе с европейскими институтами.

ЕС руководствуется принципом представительной демократии, когда граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте, а государства-члены представлены в Европейском совете и Совете ЕС.

европейских граждан поощряются к тому, чтобы вносить свой вклад в демократическую жизнь Союза, высказывая свое мнение о политике ЕС в процессе их разработки или предлагая улучшения существующих законов и политики.Инициатива европейских граждан позволяет гражданам иметь большее влияние на политику ЕС, которая влияет на их жизнь. Граждане также могут подавать жалобы и запросы относительно применения законодательства ЕС.

ЕС в мире

Торговля

Европейский Союз — крупнейший торговый блок в мире. Это крупнейший в мире экспортер промышленных товаров и услуг и крупнейший рынок импорта для более чем 100 стран.

Свободная торговля между его членами была одним из основополагающих принципов ЕС.Это возможно благодаря единому рынку. За пределами своих границ ЕС также привержен либерализации мировой торговли.

Гуманитарная помощь

ЕС стремится помогать жертвам техногенных и стихийных бедствий во всем мире и ежегодно поддерживает более 120 миллионов человек. В совокупности ЕС и входящие в него страны являются ведущими мировыми донорами гуманитарной помощи.

Дипломатия и безопасность

ЕС играет важную роль в дипломатии и работает над укреплением стабильности, безопасности и процветания, демократии, основных свобод и верховенства закона на международном уровне.

,

Долгий путь по институтам

Долгий путь по институтам — это марксистская концепция, сформулированная в 1967 году лидером западногерманского студенческого движения Руди Дучке. Дучке переформулировал философию культурного марксизма Антонио Грамши, использовав фразу — долгий путь через институты (нем. Marsch durch die Institutionen ), чтобы обозначить политическую войну позиций или инкрементализм, намек на Великий поход (1934–1935). Коммунистической Китайской Народно-освободительной армии, с помощью которой рабочий класс или «угнетенные» будут производить своих собственных интеллектуалов, государственных служащих и культуру (доминирующую идеологию) взамен навязанных буржуазией или «классом угнетателей».» [1] [2] [3] [4] [5] [6]

Карл Маркс говорил о внезапной революции, когда все меняется мгновенно. Грамши, глава итальянской коммунистической партии был брошен в тюрьму Бенито Муссолини, где он размышлял о провале марксистской революции в своей книге Prison Notebooks и приписывал неудачу культурной гегемонии класса буржуазных угнетателей. Дучке основывался на теории Грамши. писаний, предлагая долгий путь через культурные институты общества — церковь, развлечения, государственную службу, образовательные учреждения, семейные институты и брак — чтобы заменить господствующую культуру и заменить ее революционным безбожным культурным марксизмом.

Дучке сказал,

: «Революция — это не короткое действие, когда что-то случается один раз, а потом все меняется. Революция — это долгий и сложный процесс, в котором один [der Mensch] должен стать другим … процесс идет по этому пути, и я однажды назвали «Долгий поход через установленные институты», в котором [институты] через разъяснения [Aufklärung], систематические разъяснения и прямые действия [Bewusstwerdung] доводят осведомленность до меньшинств внутри и за пределами университета, в школах, в профессиональные училища, инженерные школы, технические университеты и, наконец, фабрики, где рабочие сейчас беспокоятся о своей работе.Процесс начался, и это долгая история, которую мы прямо сейчас положили на свой ход ». [7] [8]

Грамши предположил, что если коммунизм достигнет «господства над человеческим сознанием», то концентрационные лагеря и массовые убийства станут ненужными. Господство над сознанием огромной массы людей можно было бы достичь, если бы коммунисты или их сторонники получили контроль над органами культуры — церквями, образованием, газетами, журналами, электронными СМИ, литературой, музыкой, изобразительным искусством и т. Д.Завоевав «культурную гегемонию», коммунизм будет контролировать глубочайшие источники человеческой мысли и воображения. Необязательно контролировать всю информацию, если можно получить контроль над умами, которые усваивают эту информацию. В таких условиях оппозиция исчезнет, ​​поскольку люди больше не способны понимать аргументы противников марксизма. [9]

Бывший офицер КГБ Юрий Беземов описал процесс идеологической подрывной деятельности долгим маршем по институтам:

КГБ уделяет главное внимание НЕ разведке…. лишь около 15% времени, денег и сил тратится на шпионаж как таковой. Остальные 85% — это медленный процесс, который мы называем либо идеологической подрывной деятельностью, либо активными мерами, либо психологической войной. По сути, это означает: изменить восприятие реальности каждым американцем, что, несмотря на обилие информации, никто не может прийти к разумным выводам в интересах защиты себя, своей семьи, своей общины и своей страны.

Это отличный процесс «промывания мозгов», который идет очень медленно и разделен на четыре основных этапа.Первая — «деморализация». Чтобы деморализовать нацию, нужно от 15 до 20 лет. Почему столько лет? Потому что это минимальное количество лет, необходимое для обучения одного поколения студентов в стране вашего врага, подверженных идеологии [их] врага. Другими словами, идеология марксизма-ленинизма вливается в мягкие головы по крайней мере трех поколений американских студентов, не подвергаясь сомнению и не уравновешивая их основными ценностями американизма; Американский патриотизм….

Результат? Результат вы можете видеть … люди, которые закончили учебу в 60-х годах, бросившие школу или недалекие интеллектуалы, сейчас занимают руководящие должности в правительстве, госслужбе, бизнесе, средствах массовой информации и образовательных системах. Вы застряли с ними. К ним нельзя дозвониться. Они заражены. Они запрограммированы думать и реагировать на определенные стимулы по определенному образцу [намека на Павлова]. Вы не можете изменить их мнение, даже если предоставите им достоверную информацию.Даже если вы докажете, что белое — это белое, а черное — черное, вы все равно не сможете изменить базовое восприятие и логику поведения.

Другими словами, [для] этих людей процесс деморализации завершен и необратим. Чтобы избавить общество от этих людей, вам нужно еще 15 или 20 лет, чтобы воспитать новое поколение патриотически настроенных и здравомыслящих людей, которые будут действовать в интересах общества Соединенных Штатов и в его интересах. [10]

Согласно Тимоти Дуайту в 1799 году, аналогичная концепция была продвинута Вольтером, Дидро и королем Фридрихом II, чтобы разрушить христианство во Франции и по всей Европе.

Дополнительная литература

См. Также

Список литературы

  1. ↑ Gramsci, Buttigieg, Joseph A, ed., Prison Notebooks (английская критическая редакция), стр. 50, сноска 21, заархивировано из оригинала 16.06.2010, https://web.archive.org/ web / 20100616163619 / http: //english.nd.edu/faculty/profiles/joseph-a-buttigieg/, «Долгий путь по институтам 21 »
  2. ↑ Buttigieg, Joseph A. (2005). «Современный дискурс о гражданском обществе: критика Грамши». Граница 2 32 (1): 33–52. DOI: 10.1215 / 01903659-32-1-33. ISSN 0190-3659.
  3. ↑ Дэвидсон, Карл (6 апреля 2006 г.) (веб-журнал), Strategy, Hegemony & ‘The Long March’: Уроки Грамши для антивоенного движения , http://carldavidson.blogspot.com/2006/04/strategy- гегемония-давно march.html.
  4. ↑ См. Также Карл Дэвидсон
  5. ↑ Marsch durch die Institutionen | Marsch durch die Institutionen в немецкой Википедии.
  6. ↑ Антонио Грамши: В английской Викицитатнике неверно приписывается происхождение цитаты из «Долгого похода через институты».
  7. ↑ http://crisiscritique.org/nov2018/boris.pdf
  8. ↑ https://www.youtube.com/watch?v=q_r_XahzELY
  9. ↑ https://www.thenewamerican.com/culture/history/item/15545-gramscis-grand-plan
  10. ↑ https://www.crossroad.to/Quotes/brainwashing/2007/bezmenov.htm

,

главных органов | Организация Объединенных Наций

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея является главным совещательным, определяющим политику и представительным органом ООН. Все 193 государства-члена ООН представлены в Генеральной Ассамблее, что делает ее единственным органом ООН с универсальным представительством. Каждый год в сентябре полноправные члены ООН встречаются в Зале Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке для проведения ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи и общих прений, на которых присутствуют и выступают многие главы государств.Решения по важным вопросам, таким как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и бюджетные вопросы, требуют большинства в две трети голосов Генеральной Ассамблеи. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов. Генеральная ассамблея ежегодно избирает президента ГА сроком на один год.

Совет Безопасности

Совет Безопасности несет главную ответственность в соответствии с Уставом ООН за поддержание международного мира и безопасности. В его состав входит 15 членов (5 постоянных и 10 непостоянных членов).Каждый член имеет один голос. Согласно Уставу, все государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирными средствами и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегнуть к введению санкций или даже санкционировать применение силы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.В Совете Безопасности есть президентский пост, который меняется каждый месяц.

Экономический и Социальный Совет

Экономический и Социальный Совет является основным органом для координации, обзора политики, политического диалога и рекомендаций по экономическим, социальным и экологическим вопросам, а также реализации согласованных на международном уровне целей в области развития. Он служит центральным механизмом для деятельности системы ООН и ее специализированных агентств в экономической, социальной и экологической областях, контролируя вспомогательные и экспертные органы.В него входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок. Это центральная платформа Организации Объединенных Наций для размышлений, дискуссий и новаторского мышления по вопросам устойчивого развития.

Совет по опеке

Совет по опеке был создан в 1945 году Уставом ООН в соответствии с главой XIII для обеспечения международного надзора за 11 подопечными территориями, которые были переданы под управление семи государств-членов, и обеспечения принятия надлежащих мер для подготовить территории к самоуправлению и независимости.К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес поправки в свои правила процедуры, отказавшись от обязанности проводить ежегодные заседания, и согласился встречаться по мере необходимости — своим решением или решением своего Президент, либо по требованию большинства его членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.

Международный Суд

Международный Суд — главный судебный орган Организации Объединенных Наций.Его резиденция находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды). Это единственный из шести главных органов Организации Объединенных Наций, не расположенный в Нью-Йорке (Соединенные Штаты Америки). Роль Суда заключается в разрешении в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему государствами, и вынесении консультативных заключений по правовым вопросам, переданным ему уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Секретариат

Секретариат состоит из Генерального секретаря и десятков тысяч международных сотрудников ООН, которые выполняют повседневную работу ООН в соответствии с мандатом Генеральной Ассамблеи и других главных органов Организации.Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок с возможностью продления. Сотрудники ООН набираются на международной и местной основе и работают в местах службы и в миротворческих миссиях по всему миру. Но служить делу мира в мире насилия — опасное занятие. С момента основания Организации Объединенных Наций сотни отважных мужчин и женщин отдали свои жизни на службе.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *