Основные методы исследования в социальной психологии: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Методы исследования социальной психологии — Студопедия

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.



Изучение документовимеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Метод контент-анализаесть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).


Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Экспериментвыступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей..

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Методы социальной психологии: исследования, основные моменты

Фото 1641Социальная психология — отдельная научная отрасль, которая изучает общение между разными людьми, влияние на процессы взаимодействия отдельных индивидов под воздействием разных факторов. Чтобы подтверждать, опровергать теории, создавать новые учения, исследователи используют разные техники. Методы социальной психологии делятся на несколько групп, включающих отдельные техники.

Предмет и задачи направления

Предмет изучения — закономерности взаимодействия между отдельными личностями, влияние различных факторов на поведение индивидов. Задачи социальной психологии:

  1. Изучение массовых психических явлений.
  2. Исследование взаимодействия между индивидами.
  3. Изучение социально-психологических характеристик, проявляющиеся в обществе.
  4. Исследования собственных психологических механизмов, которые влияют на общение с окружающими.
  5. Разработка рекомендаций, помогающих усовершенствовать взаимодействия между отдельными людьми, социальными группами.

Объект изучения — любая личность в социуме, малая или большая группа, межличностные отношения индивидов.

Эмпирические исследования

В социальной психологии применяются разные эмпирические методы получения интересующей информации, которые разделены на несколько групп, состоящих из отдельных техник.

Опрос и интервью

Фото 1653Эти методы применяются в разных сферах деятельности. Опрос — устный или письменный список вопросов, которые составляются заранее. Чтобы разработать рекомендации по соответствующей тематике, полученные результаты подробно изучаются.

Интервью — устный опрос, при котором исследователь задает интересующие его вопросы на любую тематику. Во время интервью психолог получает общую информацию о личности.

Эксперимент и тестирование

Тесты — ограниченные по времени испытания, которые проводятся для определения различий между отдельными людьми, социальными группами. Тесты составляются по индивидуальным тематикам после устной беседы с человеком. При проведении тестирования субъект должен выполнить ряд заданий или дать ответы на составленные заранее вопросы.

Эксперимент — эффективный метод получения интересующих данных, поскольку исследователь может воздействовать на испытуемого. Существует два вида экспериментов:

  1. Лабораторный — проводится в заранее подготовленных условиях. Исследователь может изучать отдельные проявления психики требуемое количество раз. Во время экспериментов может применяться специальное лабораторное оборудование.
  2. Естественный — проводится в естественных условиях. Исследователи не изменяют окружающей обстановки вокруг испытуемого.

У экспериментов есть один серьезный недостаток — индивид, который подвергается воздействию со стороны исследователей, может нарочно давать ложные ответы, препятствовать проведению исследования.

Аппаратурные исследования и анализ документации

Фото 1695В последние годы применяются аппаратурные методики, позволяющие изучать психические особенности личности, взаимодействие мыслительных процессов, их влияние на организм. Для этого применяется различное оборудование.

Анализ документов — методика, с помощью которой исследователи анализируют письменные данные, полученные после проведения ряда других исследований. С помощью этой техники, можно составить точную психологическую характеристику личности.

Чтобы понять, какие внутренние проблемы тревожат ребенка, психолог может попросить нарисовать рисунок, который затем будет изучать, чтобы разобраться в детской психике. В социальной психологии образования разрешено ведение дневника с личными наблюдениями. В последующем они изучаются психологами, чтобы разработать методики обучения, зависимо от индивидуальных особенностей личности.

Социометрия и групповая оценка личности

Существует еще два метода получения интересующей информации:

  1. Групповая оценка личности. При проведении исследования психологи опрашивают определенную группу людей, чтобы понять, как отдельные субъекты относятся друг к другу.
  2. Социометрия — методика изучения малых социальных групп, ее представителей для определения связей между отдельными индивидами.

Моделирование

Методика моделирования применяется для получения точных сведений об отдельном индивиде или группе личностей. Развивается этот метод по двум направлениям:

  1. Исследователи создают искусственную среду любого из видов деятельности, чтобы изучить рабочие моменты, взаимодействие между отдельными сотрудниками.
  2. Моделирование психики. Техническая имитация процессов психической деятельности.

Для примера можно рассмотреть возникновение экстренной ситуации на предприятии. Исследователи моделируют подобную ситуацию, чтобы изучить поведение сотрудников.

Управленческо-воспитательное воздействие

Фото 1648Управленческо-воспитательные методики — это множество действий, приемов, с помощью которых можно добиться необходимых результатов. Чтобы воздействовать на индивида, могут применяться угрозы, наказания, поощрения, убеждения.

Чтобы методы воспитания подействовали с большей эффективностью, могут создаваться специальные условия.

Существует несколько методик управленческо-воспитательного воздействия:

  • самооценка, оценка;
  • упражнения, с помощью которых стимулируются позитивные эмоции, чувства;
  • убеждения, посредством которых формируются психические явления.

Явным приемом управленческо-воспитательного воздействия является обучение, воспитание детей родителями, преподавателями. От этих методов зависит становление личности.

Социально-психологическое воздействие

Это комплекс приемов, позволяющих исследователям влиять на интересы, самооценку, потребности, эмоциональное состояние индивида.

Применяя такие практики, можно изменять привычки, интересы, поведение, настроение людей. Иногда человек не может развиваться из-за сформированных свойств личности. Психологи воздействуют на субъект так, чтобы разрушить существующие интересы, мнения, которые мешают нормальному обучению индивида.

Законы направления

Закономерности, которые нужно учитывать при проведении исследований:

  1. Человек в любом случае воспринимает окружающих находящихся рядом. При этом во время общения с другими людьми, многие строят свое мнение на сформировавшихся стереотипах. Например, на принадлежности к религии, расе, социальному статусу.
  2. Субъект быстро принимает навязанные социальные роли. Личности, которые постоянно контактируют с обществом, ведут себя согласно тому, какую роль определил для них социум.
  3. Вести беседу приятно с тем, кто умеет слушать. Некоторые личности любят больше говорить, чем слушать окружающих. Таких индивидов можно найти в любой компании. Человек будет постоянно перебивать других, не учитывая чужое мнение. Общаться с такими людьми неприятно.
  4. Сформированные установки людей влияют на их восприятие окружающих. Например, Вы должны встретиться с незнакомым человеком. Знакомые описали его плохие качества. Из-за этого при первой встрече вы будете испытывать негативные эмоции по отношению к собеседнику. Чтобы не относится к людям предвзято до первого знакомства, нужно строить мнение только на личном опыте.
  5. Оставить о себе впечатление можно за первые 5 минут знакомства, но чаще оно оказывается обманчивым.

Социальная психология изучает связи между отдельными индивидами, факторы, которые на это влияют. Для изучения определенных аспектов, составления практических рекомендаций применяются различные методы социальной психологии.

Полезное видео

В видео подробно рассмотрены методы исследования, которые применяются в социальной психологии.

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии. Социальная психология: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии

Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики.

Это наложило отпечаток на становление самой научной дисциплины.

Практические запросы требуют достаточно быстрых решений.

Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Положительные моменты: различные области народного хозяйства и культуры финансируют социально-психологические исследования и тем самым создают благоприятные возможности для развития науки; отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

Развитие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований, касающихся основных проблем данной науки.

Всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения.

Приход социального психолога не должен разрушить этот естественный процесс.

Здесь имеется ряд затруднений, связанных с особенностями методик исследования.

Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности.

Эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений.

Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить производственный ритм, если после рабочей смены, придется задержать людей на длительное время, оставить «добровольцев» – допустить смещение выборки.

В каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором будут наименьшие потери.

Необходимо и соблюдение этических норм.

Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ руководства.

Выявление ряда характеристик групп влечет за собой определенные критические замечания в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые являются заказчиками исследования.

Исследователь должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в коллективе.

Возникает трудность в отношении языка.

Проблема заключается в адаптации этого языка по отношению к испытуемому.

Другая проблема языка связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказываются как бы скомпрометированными их употреблением за пределами науки («конформист», «авторитарный лидер» и т. д.).

Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов.

Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

Промышленное производство – один из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования.

Главная проблема – формирование производственных коллективов, что позволило поставить задачу построения общей модели психологической службы промышленного предприятия.

Наиболее общие для всех отраслей промышленного производства, для любых предприятий темы – психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.

Темой прикладных исследований является проблема управления, имеющая отношение к различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т. п.

Одним из важных является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах.

Развитие организации – самостоятельный блок проблем.

В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации.

Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно.

Объекты прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность.

В исследованиях проблем школы, осуществляемых в рамках педагогики и педагогической психологии, участвует и социальная психология.

Весь комплекс проблем образования: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации.

Создаются специальные психологические службы.

Основные виды деятельности школьного психолога – психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция.

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии – сфера научной деятельности.

Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей.

Изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это исследовательский коллектив.

Субъектом исследовательского труда становится малая группа.

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы.

Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее, знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микро-ячейке общества, ее приложений.

Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Методы социально психологического исследования

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

  1. методы эмпирического исследования;
  2. методы моделирования;
  3. управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

Общая характеристика методов социальной психологии — Студопедия

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания — это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.



Опросы — весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).


Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника — труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода.

Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента, которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные «противоядия», и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы — самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос — это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах.

Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии — проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.

Методы исследования в социальной психологии.

Исследовательские
методы социальной психологии: наблюдение
и эксперимент.

Наблюдение
– преднамеренное, систематическое и
целенаправленное восприятие и фиксация
социально- психологических явлений.
Наблюдение бывает прямое и косвенное,
включённое и «извне», сплошное и
выборочное. Бывают специфические, особо
широко применяемые в социальной
психологии варианты наблюдения, например,
экспертная оценка, социометрия.
Самонаблюдение – описание «фактов
сознания» наблюдаемых у самого себя.

Эксперимент
– планомерное манипулирование одним
или несколькими факторами и регистрация
соответствующих изменений объекта.
Позволяет проверять гипотезы о
причинно-следственных отношениях между
переменными.

Естественный
экперимент в отличие от лабораторного
проводится в обыденной ситуации, изучает
конкретную деятельность, например,
способы принятия решений или особенности
коммуникации.

Диагностические
методы.

Тестирование – метод диагностики
использующий стандартизированные
вопросы и задания, имеющие определённую
шкалу значений. Применяются для фиксации
индивидуальных различий. Бывают тесты
достижений, интеллекта, креативности,
личностные, проективные.

Опросы,
беседы, интервью – также широко
применяются в социальной психологии.

Классические эксперименты социальной
психологии: Шерифа, Аша, Милгрема.

Эксперимент
Шерифа направлен на изучение

формирования норм, одобрительного
конформизма.

В
тёмной комнате группа людей решала:
насколько сместилась светящаяся точка
за время, пока была видна. (На самом деле
точка была неподвижна, но действовал
автокинетический феномен: кажущееся
движение неподвижного источника света
в темноте).

Будут
ли оценки разными у разных людей в группе
или группа пример единое решение, как
долго принятое решение будет сохраняться
даже при изменении состава группы?

Использовали
“подсадного” (помощника экспериментатора),
который предлагал решение. «Правильный»
ответ возникал под его влиянием, группа
соглашалась с решением. Далее вводили
новых членов группы, состав группы
частично изменялся, «подсадной» также
уходил, но норма сохранялась в памяти
нескольких “поколений” (шёл процесс
группового внушения).

Эксперимент
Аша
направлен
на исследование давления группы.
«Подсадной» была вся группа, кроме
входящего последним «наивного»
испытуемого. Предлагалось найти равные
отрезки среди трёх нарисованных, причём
при индивидуальном опросе в контрольной
группе правильно отвечали 99% испытуемых.

Наивный
испытуемый сидит шестым и отвечает
после пяти подсадных, которые по
предварительному уговору давали
одинаковый неправильный ответ. В
результате 75% «наивных»хотя бы однажды
поддались давлению, 37% постоянно
поддавались давлению группы.

Эксперименты
Милгрема
направлен
на изучение уступчивого конформизма,
подчинения авторитету.

Испытуемым
было сказано, что они участвуют в
эксперименте по изучению процесса
обучения , они будут выступать в роли
учителя. За ошибки надо наносить ученику
электрические удары возрастающей силы.
Роль ученика исполнял актёр, который
при ударах током (на самом деле их,
конечно, не было) кричит вначале “Ой”,
потом: “ У меня болит сердце, выпустите
меня отсюда”, а при очень сильном ударе
изображает агонию.

Растерянный
«учитель» при первых криках обращается
за инструкциями к экспериментатору,
тот говорит последовательно 4 фразы:
1.Пожалуйста, продолжайте. 2. Условия
эксперимента требуют, чтобы вы продолжали.
3. Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали.
4.У вас нет выбора, вы должны продолжать.
Важно было зафиксировать, послушается
ли испытуемый или примет самостоятельное
решение, сочувствуя ученику. Никто не
ожидал результата. 63% испытуемых не
отказывались от участия в эксперименте
и увеличивали силу удара током, несмотря
на явные страдания жертвы. Милгрем,
выступая на ТВ, сказал: ”Персонал
нацистских лагерей смерти можно легко
набрать в среднем американском городе”.

Решающими
факторами, которые вызывали выполнение
инструкции, были:

  • эмоциональное
    удаление от жертвы (не видят, а только
    слышат «ученика»),

  • близость
    авторитета (указания по телефону влияют
    меньше, чем непосредственное присутствие
    экспериментатора;

  • авторитет
    является легитимным (Какова репутация
    университета?),

  • нет
    примера восстания против авторитета,
    если хотя бы один испытуемый громогласно
    отказывался продолжать действия, то
    проявлялось освобождающее воздействие,
    наблюдалась поддержка восставшего.

О методах социальной психологии

У каждой науки есть свои методы исследования и сбора информации. Не исключение и социальная психология. Хотя, как самостоятельную науку, ее стали выделять лишь к концу XIX века. Методы социальной психологии используют для изучения основных психологических явлений в социуме и их закономерностей. Изучение совокупности всех показателей помогает раскрыть суть и глубину происходящих процессов и явлений в обществе.

Все методы, используемые в социальной психологии, можно разделить на две большие группы:

1.   Метод сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение документальных источников).

2.   Метод обработки информации (корреляционный и факторный анализ, построение типологий и др.).

Наблюдение                                     

Этот метод по праву можно назвать самым «древним» и одним из популярных. Он не требует особых приготовлений и инструментария. Правда, есть и существенный недостаток – нет четкого плана фиксации данных и их интерпретации. Каждый последующий исследователь будет описывать данные через призму своего восприятия.

Что является предметом наблюдения в социальной психологии? В первую очередь, вербальные и невербальные акты в поведении одного человека, малой или большой группы, которые находятся в определённых условиях социальной среды или ситуации. Например, ответить на вопрос Какие потребности есть у человека?

Наблюдение бывает нескольких видов:

Внешнее наблюдение – это способ сбора информации, который часто использует каждый из нас. Исследователь при помощи прямого наблюдения со стороны получает информацию о психологии и поведении людей.

Внутренне наблюдение или самонаблюдение – это когда психолог-исследователь хочет изучить интересующее его явление именно в том виде, в котором оно представлено в сознании. Ставит перед собой задачу и ведёт внутреннее наблюдение за самим собой.

Наблюдение рассматривает предмет или явление в целом. Этот метод социальной психологии не ограничен четкой программой изучения. Наблюдатель в любой момент может сменить объект своего наблюдения, если его заинтересовало то, что не было заранее запланировано. С помощью этого метода не удастся выявить причину происходящего, а времени придется потратить много.

Эксперимент

Данный метод психологического исследования достаточно специфичен. Исследователь, в случае необходимости, может поработать и создать искусственную ситуацию для изучения определенного свойства, которое «здесь и сейчас» будет проявлено лучше всего.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Отличает их то, что психология и поведение людей могут изучаться в отдаленных или приближенных к действительности условиях.

Естественный эксперимент проходит в условиях обычной жизненной ситуации. Исследователь только фиксирует данные, не вмешиваясь в ход событий.

Лабораторный эксперимент напротив. Он проходит в заранее искусственно  созданной ситуации. Это делается для того, чтобы как можно лучше изучить определенное свойство.

Опрос

Одним из часто используемых методов социальной психологии можно смело назвать – опрос. Это, как правило, ряд вопросов, на которые должны ответить испытуемые. Его большим преимуществом считается то, что можно охватить большое количество респондентов за короткий промежуток времени.

Устным опросом специалисты пользуются тогда, когда нужно вести наблюдение за тем, как ведет себя человек и как реагирует на вопросы. Он, в отличие от письменного, позволит глубже изучить психологию человека. Однако, требует больше специальной подготовки и времени.

Для того, чтобы охватить большое количество испытуемых, используют письменный опрос – анкету.

Если письменный или устный опрос не ограничен определенными ответами на вопросы, то его называют свободным. Его плюс в том, что можно получить  интересные и нестандартные ответы.

Всем нам известные тесты – это также один из методов социальной психологии. С их помощью исследователь получает точную информацию, как в качественном, так и в количественном соотношении.

С помощью тестов легко сравнивать между собой психологию разных людей, давать оценки, изучать себя. Наверное, каждый хотя бы раз отвечал на вопросы тестов популярной психологии?

Тесты делятся на два вида – задание и опросник. Мы с вами чаще сталкиваемся с опросниками. Они основаны на системе ответов, которые тщательно отобраны и проверены на надежность и валидность. Тест-опросник позволяет изучать психологические качества людей.

Тест-задание поможет дать оценку психологическим и поведенческим качествам человека исходя из того, что и как он делает. Этот метод основан на серии специальных заданий, предъявляемых испытуемому. По итогам проведения теста можно говорить о том, есть ли определенное качество у человека и насколько оно развито.

В изучении психологии и поведения малых групп широко применяется социометрия.

Статистический метод

В социальной психологии широко используются  методы и модели математической статистики. Они помогают в сборе информации, а также её обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов.

В статье мы перечислили основные методы исследований в социальной психологии. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Какой метод выбрать зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь и какой процесс или явление планирует изучить.

методов исследования социальной психологии — IResearchNet

Social Psychology

Методы исследования социальной психологии — это способы, с помощью которых исследователи измеряют переменные и разрабатывают исследования для проверки гипотез. Исследования в области социальной психологии обычно проводятся для построения и проверки причинных теорий. Акцент на причинности подразумевается в общих целях науки: понять явления, включив их в круг общих причинных законов, и показать, как нежелательные социальные условия могут быть изменены путем изменения их причинных предшественников.Конечно, некоторые отдельные исследования, например, направленные просто на описание существующего положения дел или на конструирование и совершенствование измерительных инструментов, напрямую не касаются причинно-следственных связей. Тем не менее, такие исследования лучше всего рассматривать как часть общего исследовательского процесса, направленного на построение теории причинности.

Методы исследования социальной психологии

Оценить полезность различных типов исследований в продвижении причинных теорий. Кук и Кэмпбелл (1979) перечислили четыре критерия или формы достоверности.Достоверность статистического заключения зависит от использования соответствующих статистических тестов и адекватных размеров выборки, которые относительно независимы от выбора методов исследования. Остальные три формы валидности тесно связаны с методами исследования. Внутренняя валидность — это уверенность, с которой можно сделать вывод, что причинная или независимая переменная в исследовании (здесь обозначается x) действительно оказала причинное влияние на зависимую переменную в конкретном исследовании (y). Конструктивная валидность — это уверенность, с которой можно провести соответствие между конкретными переменными в конкретном исследовании (x и y) и абстрактными теоретическими конструкциями, которые они предназначены для реализации (X и Y).Следовательно, конструктивная валидность оценивает уверенность, с которой можно вывести причинную связь между X и Y. Внешняя валидность принимает две различные формы в зависимости от типа исследования. Когда исследование предназначено для простого и прямого применения к определенной среде и населению (поскольку опросы общественного мнения предназначены для отражения мнений всего населения штата или страны, достигшего избирательного возраста), тогда внешняя достоверность измеряет степень, в которой такое обобщение от выборки к населению жизнеспособно.Такое исследование называется партикуляристским. В более распространенной ситуации универсалистских исследований, предназначенных для проверки общих причинных теорий, внешняя валидность сводится к более расплывчатому и более общему вопросу о пределах эффектов. Действительны ли они для разных типов людей, условий или культур?

Методы исследования определяются рядом сквозных факторов, включая условия исследования, изучаемую популяцию, дизайн исследования и технологию

.

Классификация методов исследования в психологии

Классификация методов исследования в психологии

Существует множество подходов к классификации методов психологического исследования и типологии методик. Они могут быть основаны на методологии , технологии или при условии измерений.

Ф. С. Батыгин основал свою эпистемологическую дифференциацию на методах и типах измерительной процедуры.По методам познания он различает группы «дедуктивных» и индуктивных методов. Относительно первых, которым отдается явное предпочтение, он пишет, что «изъятие внешних знаков из« замысла »доступно только избранным — тем, кто имеет способность видеть идеи. Это знание мы можем назвать« демоническим », а во втором случае «вывод» идеи «из внешних измерений обречен на рутину и разочарование в способности постичь тайну бытия». Батыгин раскрывает три типа психологического познания.Первый основан на снижении измеряемого качества до рабочей переменной. Второй предполагает сохранение дистанции между рабочими структурами языка наблюдения и «истинными» параметрами объекта. И, наконец, третье «характеризуется удивительным и причудливым видом« истинного »качества от факторизации переменных».

Технологический подход положен в основу авторской классификации «Общая психодиагностика». Первый класс психологических методов основан на заданиях, предполагающих правильные ответы.Это: а) тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты на выявление определенных качеств личности; б) методы, при которых нет правильных ответов (важны частота и направление ответов). Второй класс состоит из вербальных и невербальных психологических приемов. К третьему классу относятся методы, основанные на выделении основного принципа измерения: а) объективные тесты, предполагающие правильное решение задачи; б) стандартизированные самоотчеты; в) проективные техники; г) диалогические (интерактивные) приемы; д) психофизиологические и инструментальные методики.

П. Кеттелл и Ф. Уорбертон в своем справочнике (1967) собрали, описали и классифицировали по предмету и технологии психологической оценки более 400 различных психологических тестов, которые были сгруппированы в 12 классов.

1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных функций).

2. Тесты навыков (координация, точность движений).

3. Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений …).

4.Анкеты (анкеты, прямые анкеты).

5. Мнения (отношение к

.

MRes Методы исследования в психологии

Вы обращаетесь непосредственно к ювелирам через нашу онлайн-систему.

Перед подачей заявки вам необходимо иметь:

  • Сведения о истории вашего образования , включая даты всех экзаменов / оценок
  • Адрес электронной почты вашего судьи , у которого мы можем запросить рекомендацию, или, альтернативно, электронную копию вашей академической рекомендации
  • Контактные данные второго судьи
  • A персональная выписка — Его можно загрузить в виде документа Word или PDF, либо заполнить онлайн.

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим руководством по написанию выписки из аспирантуры

  • Если возможно, электронная копия вашей академической справки (это особенно важно, если вы учились за пределами Великобритании, но не обязательно)

Вы сможете сохранить свой прогресс в любой момент и вернуться к своему приложению, войдя в систему, используя свое имя пользователя / адрес электронной почты и пароль.

Прежде чем подавать заявку на участие в исследовательской программе, мы советуем вам связаться с контактным лицом программы, указанным выше. Также возможно организовать консультативную встречу.

Перед тем, как вы начнете работать в Goldsmiths, актуальная тема вашего исследования должна быть согласована с вашим предполагаемым руководителем, который будет сотрудником, работающим в вашей общей области исследований. На выбор темы могут повлиять текущие исследования в отделе или требования внешнего финансирующего органа.

Если вы хотите учиться на неполной ставке, вы также должны указать, сколько часов в неделю вы собираетесь посвящать исследованиям, будь то вечер или выходные, и сколько часов каждый день.

Когда обращаться

Мы принимаем заявки с октября для студентов, желающих начать обучение в сентябре следующего года.

Мы рекомендуем вам заполнить заявку как можно раньше, даже если вы еще не закончили текущую программу обучения.Очень часто вам предлагают место при условии, что вы достигнете определенной квалификации.

Если вы подаете заявку на внешнее финансирование в один из исследовательских советов, убедитесь, что вы подали заявку в срок, указанный им.

Поздние заявки будут рассматриваться только при наличии свободных мест.

Процесс отбора

Зачисление на многие программы осуществляется путем собеседования, если вы не живете за пределами Великобритании. Иногда мы делаем кандидатам предложение места только на основании их заявления и квалификации.

Узнайте больше о подаче заявки.

,

Психология BA

FIXME: token.header.main_content
FIXME: token.header.calendar_content
FIXME: token.header.about_this_site_content

Выйти

  • мадьяр

  • английский

  • Deutsch

  • Будущие студенты

  • Летние университеты

  • Нынешние студенты

  • Alumni

  • Для родителей

  • Применить сейчас

  • Erasmus + стажировки в ELTE