Основные методы психологического исследования: Лекция 1. Методы психологического исследования

Содержание

Методы исследования в психологии: основные понятия и схемы

Психология — многогранная наука, которая изучает человеческую психику, ее проявления, изменения.

Задачи психологической науки:

  • изучение, выявление психических явлений;
  • определение механизмов психических явлений;
  • помощь людям путем внедрения в их жизнь психологических учений;
  • анализ развития психических явлений.

Главные принципы

Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:

Фото 1653

  1. Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
  2. Валидность — тест должен быть адекватным.
  3. Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.

Принципы проведения исследований:

  1. Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн. Психическое явление возникает в результате воздействия внешних факторов. Внешние проявления сталкиваются с внутренними установками человека, в результате чего изменяются, проявляются по-другому.
  2. Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
  3. Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.

При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.

Классификация

С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • коррекционные;
  • способы обработки, анализа полученных данных.

Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.

Организационные

Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:

  1. Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
  2. Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
  3. Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
  4. Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.

Эмпирические

Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:

Фото1677

  • самонаблюдение, наблюдение;
  • эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
  • психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
  • биографические;
  • анализ результатов деятельности.

Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое;
  • включенное;
  • опосредованное;
  • невключенное;
  • непосредственное;
  • косвенное;
  • прямое;
  • выборочное;
  • сплошное;
  • несистематическое;
  • систематическое.

Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:

  1. Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
  2. Наличие связи между наблюдателем и объектом.
  3. Физическое состояние наблюдателя.

Правила наблюдения:

  • фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
  • наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
  • нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения.
    Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.

Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.

Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:

  • записывать все данные в дневник или тетрадь;
  • интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
  • повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
  • регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.

Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.

Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.

Виды экспериментов:

  1. Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
  2. Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
  3. Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
  4. Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.

По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.

Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:

  • на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
  • личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
  • вербальные — изучение умений человека;
  • интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
  • достижений — оценка уровня знаний, навыков.

Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.

Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.

Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.

Коррекционные

Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:

Фото 1685

  1. Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
  2. Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
  3. Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
  4. Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.

Способы обработки данных

Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:

  • количественный или статистический;
  • качественный.

Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.

Преимущества и недостатки

Преимущества наблюдения:

Фото 1762

  • можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
  • сохранение естественных условий;
  • наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
  • не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.

Недостатки:

  • требуется много времени, средств;
  • результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
  • отсутствие контроля над ситуацией.

Преимущества эксперимента:

  • высокая точность результатов;
  • контроль переменных;
  • наличие возможности проведения дополнительные исследования.

Недостатки:

  • условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
  • испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.

Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о самых интересных и безумных исследованиях психологии человека.

Основные методы исследования психологических явлений — Студопедия

Методы, применяемые в психологии, — это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений. Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент, моделирование.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики, когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности, не вмешиваясь в их протекание. Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является малоэффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение. С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей, которые имеют сугубо интимный характер.

Наблюдение может быть свободным и специально организованным. Свободное наблюдение имеет место в обычной обстановке и имеет чаще всего житейский характер. Это необходимо делать для того, чтобы осуществлять совместную деятельность, правильно строить поведение в сложившейся ситуации и, в конечном итоге, достичь нужных результатов. Такое наблюдение дает возможность в общем плане понять желания и стремления людей, их мысли, взгляды и психические особенности личности. Однако неорганизованное наблюдение является бессистемным, поверхностным, а отсюда и малорезультативным.



Специально организованное наблюдение является всегда целенаправленным и заранее спланированным. В процессе наблюдения ведутся подробные протокольные записи, которые потом обрабатываются и интерпретируются. На основе полученных посредством наблюдения данных у исследователя возникает гипотеза о психологических особенностях личности человека. Для того, чтобы избежать субъективизма, наблюдение может вестись несколькими исследователями в различных жизненных ситуациях, при осуществлении личностью разнообразных видов деятельности. Полученный таким образом материал дает возможность составить обобщенную независимую характеристику.


Наряду с внешним наблюдением за другими людьми возможно наблюдение и за собственной личностью. Такого рода самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией, так как человек, в данном случае, не заглядывает внутрь себя, а лишь констатирует те психические явления, которые у него возникают. Причем, он может дать о них отчет только после того, как они проявятся. Если же он попытается наблюдать их в момент возникновения, то они исчезают, так как появляется новая цель — не проявлять психическую деятельность, а наблюдать за ней. Самонаблюдение дает лишь первичный, сырой материал для анализа присущих личности психических явлений, дает лишь пищу для размышления по поводу своеобразия их протекания в данный момент. Эту способность человека размышлять о своей собственной психической деятельности в современной психологии называют рефлексией.

Благодаря рефлексии человек получает возможность более рационально организовывать и осуществлять как практическую, так и познавательную теоретическую деятельность. Особенно большое значение это имеет при обучении и воспитании учащихся. На основе рефлексии ученик способен не только понять самого себя, оценить свои положительные и отрицательные качества, но и осуществлять саморегулирование и самовоспитание своей личности. Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место, как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Прежде всего он должен уметь создать атмосферу непринужденности и вызвать доверие у собеседников. Большое значение имеет также умение поддержать беседу, варьируя вопросы, но не отклоняясь от основной темы. На ход беседы оказывает большое влияние не только содержание ответов, но и их подтекст, а также интонация, мимика и пантомимика участвующих в беседе. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод — тестов. Тесты имеют преимущество диагностический характер. Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику. Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний, результаты которых определенным образом интерпретируются. В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов. Для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера. С целью определения отрицательных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применятся проективные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться человек, и для выхода из которой он должен проявить определенные положительные или отрицательные качества. Решая за этого человека задачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, т.е. проецирует свои качества на другого человека и тем самым обнаруживает их у себя.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент. Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных. Изменяя условия эксперимента, исследовать получает возможность установить причины, вызвавшие функционирование изучаемого явления.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Эксперимент этого типа применяется при изучении психических процессов, состояний и свойств для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых. В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый.

Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии. Впервые этот вид эксперимента был предложен А.Ф. Лазурским, который использовал его для изучения личности школьника. Если такой эксперимент проводится в условиях педагогического процесса и решает задачи психологического исследования, то он тогда называется психолого-педагогическим экспериментом. Такой эксперимент не только констатирует наличие у учащихся определенных психологических особенностей, но и является условием формирования новых психических свойств и качеств, необходимых для осуществления более сложных видов учебных действий. Каждый учитель должен уметь проводить психолого-педагогический эксперимент как с отдельными учащимися, так и со всем классом, особенно в тех случаях, когда он применяет новые методы обучения и воспитания.

Наиболее результативным является комплексное исследование, проведенное не одним, а несколькими методами. Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование, которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику. При слабой выраженности психического явления, необходимого для осуществления какой-либо деятельности, проводится формирующий эксперимент. Поскольку формирование нужного качества является сложным и длительным процессом, то для этого применяется многосерийный все усложняющийся эксперимент. Успех эксперимента зависит от эффективности применяемой методики, которая должна моделировать основные параметры деятельности и те качества, которые должны проявляться при ее выполнении. Когда результаты эксперимента удовлетворяют исследователя, делается новый срез при помощи тестирования. Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Моделированиекак метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

1. Методы психологического исследования.

Классификация
методов психологического исследования.
Качественный и количественный анализ.

В
отечественной психологии выделяются
4 группы
методов:

1. Организационные методы:

  1. сравнительный
    метод
    ,

  2. лонгитюдинальный
    метод
    ,

  3. комплексный.

Сравнительный
метод
(рассмотрение отдельных
механизмов поведения и психологических
актов в процессе развития и в сравнении
со сходными явлениями у других организмов).
Метод «поперечных срезов».

Лонгитюдинальный
метод
— это многократные обследования
одних и тех же лиц на протяжении
длительного времени (позволяет проследить
динамику, но занимает слишком много
времени).

Программа
комплексногомеждисциплинарного
исследования определяется общностью
изучаемого объекта и разделением функций
между отдельными дисциплинами (напр.,
физического и психического развития).

2.
Эмпирические методы
:

а)
Наблюдение

  • непосредственное
    (индивидуальное и коллективное)

  • опосредованное
    (анкеты, опросники)

  • непосредственное
    (словесный отчет)

  • опосредованное
    (дневники, автобиографии, письма)

б)
Экспериментальные методы

  • метод
    психических реакций

  • психофизические
    методы (определение порогов и динамики
    чувствительности)

  • психометрические
    методы (исследование мнемических,
    перцептивных процессов)

  • в
    условиях труда

  • в
    условиях учения

  • в
    условиях игры

Экспериментальный
метод
предполагает следующее:

  • исследователь
    сам вызывает изучаемое им явление и
    активно воздействует на него;

  • экспериментатор
    может варьироватъ, изменять условия,
    при которых протекает явление;

  • эксперимент
    устанавливает допускающие математическую
    формулировку количественные
    закономерности.

в)
Психодиагностические методы

(тесты, анкеты, опросники, социометрия,
интервью, беседа)

г)
Праксиметрические
методы
— анализ
процессов и продуктов деятельности
(оценка изделий и выполненных работ)

д)
Биографические методы
(анализ
фактов, дат и событий жизненного пути
человека)

  1. Методы
    обработки данных

  1. количественный
    анализ
    (математико-статистический)
    — применение математ. статистики,
    обработка данных на ЭВМ

  2. качественный
    анализ
    (дифференциация
    материала по типам, группам), описание
    случаев, не только наиболее полно
    отражающих типы и варианты психических
    явлений (номотетический подход), но и
    являющихся исключением или нарушением
    общих правил (идеографический подход).

  1. Интерпретационные
    методы

  1. Генетический(филогенетический, онтогенетический,
    социогенетический, исторический)

  2. Структурный(определяются взаимосвязи между частями
    и целыми, т.е. функциями и личностью,
    отдельными параметрами развития и
    организмом в определенный момент его
    жизни).

Классификация
Ананьева:

  1. Организационные
    методы:

  • Лонгитюдный

  • Метод
    поперечных срезов

  • Комплексный
    метод

  • Сравнительный
    метод

  1. Эмпирические
    методы:

  • Обсервационные
    (наблюдение, самонаблюдение)

  • Экспериментальные
    (лабораторный, естественный, развивающий)

  • Праксиметрические
    (анализ продуктов и процессов деятельности)

  • Психофизиологические

  • Биографический
    метод

  • Психодиагностические
    (социометрия, опросники, интервью,
    психометрические и проективные тесты)

  1. Обрабатывающие
    методы:

  • Математическая
    статистика

  • Корреляционный
    анализ

  • Факторный
    анализ

  • Регрессионный
    анализ

  • Контент-анализ

  • Дисперсионный
    анализ и т.д.

  1. Интерпритационные
    методы:

Классификация
Немова:

Основной
метод

Варианты основного метода

наблюдение

внешнее
– внутреннее (самонаблюдение)

свободное
– стандартизированное

включенное
– стороннее

опрос

устный
– письменный

свободный
– стандартизированный

тест

тест-опросник

тест-задание

проективный
тест

эксперимент

естественный
– лабораторный

моделирование

математическое
логическое

кибернетическое
техническое

Классификация
Рубинштейна:

  1. Наблюдение
    (внешнее, внутреннее)

  2. Эксперимент
    (лабораторный, естественный,
    психолого-педагогический, как
    вспомогательный – физиологический
    (изучение условных рефлексов))

  3. Исследование
    продуктов деятельности

  4. Беседа

  5. Анкета
    (сравнительный метод, генетический
    метод)

Основные
методы – наблюдение и эксперимент.

Основные группы методов психологического исследования — Студопедия

Первая группа — организационные методы

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторая группа — эмпирические методы

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.



Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной.

Тест (испытание, проба)

Анкеты и различные опросники

Метод беседы

Биографический метод

4. Методы исследования в психологии.

Методы
психологии

совокупность
способов и приемов изучения психических
явлений.

Существуют различные
классификации методов психологии. Одной
из наиболее популярных является
классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии
с ней выделяются 4 группы методов
психологии.

1
группа

организационные
методы

– группа методов психологии, которые
определяют общий способ организации
психологического исследования.

К ним относят
сравнительный, лонгитюдный и комплексный
методы. Сравнительный способ организации
исследования основывается на сопоставлении
данных разных возрастных выборок.
Лонгитюдное исследование предполагает
длительное изучение интересуемого
явления. Комплексный метод предполагает
междисциплинарное изучение предмета.

2 группа
эмпирические
методы

группа методов психологии, позволяющих
получить первичные данные об изучаемом
явлении. Поэтому данные методы известны
еще как «методы сбора первичной
информации». К эмпирическим методам
относят наблюдение и эксперимент.

3 группа
методы
обработки данных

– подразумевают проведение количественного
(статистического) и качественного
анализа первичных данных (дифференциация
материала по группам, сопоставление,
сравнение и т.д.).

4 группа
интерпретационные
методы

различные приёмы объяснения выявленных
в результате обработки данных
закономерностей и их сопоставление с
ранее установленными фактами. Выделяют
генетический способ интерпретации
(анализ материала в плане развития с
выделения отдельных фаз, стадий,
критических моментов и т.д.) и структурный
способ (установление структурной связи
между всеми характеристиками личности).

Основными
методами получения психологической
информации являются наблюдение и
эксперимент.

Наблюдение
– один из основных методов сбора
первичной информации, состоящий в
систематическом и целенаправленном
восприятии и фиксировании психических
явлений в определенных условиях.

Необходимые
условия
для использования метода: четкий план
наблюдения, фиксация результатов
наблюдения, построение гипотезы,
объясняющей наблюдаемые явления, и
проверка гипотезы в последующих
наблюдениях.

Эксперимент
(от
лат. experimentum – проба, опыт)– один из
основных методов сбора первичной
информации, характеризующийся тем, что
исследователь планомерно манипулирует
одной или несколькими переменными (или
факторами) и фиксирует сопутствующие
изменения в проявлении изучаемого
явления.

Лабораторный
эксперимент проводится в специальных
условиях, действия испытуемого
определяются инструкцией, испытуемый
знает, что проводится эксперимент, хотя
до конца истинного смысла эксперимента
может и не знать.

6. Развитие психики и сознания.

Главная отличительная
особенность психики человека – наличие
сознания, а сознательное отражение –
это такое отражение предметной
действительности, в котором выделяются
ее объективные устойчивые свойства вне
зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления
зачатков психики у живых организмов
является наличие чувствительности, то
есть, способности реагировать на жизненно
значимые раздражители среды (звук, запах
и тому подобное), которые являются
сигналами жизненно важных раздражителей
(пища, опасность) благодаря их объективно
устойчивой связи. Критерием чувствительности
является способность образовывать
условные рефлексы. Рефлекс – закономерная
связь внешнего или внутреннего
раздражителя посредством нервной
системы с той или иной деятельностью.
Психика возникает и развивается у
животных именно потому, что иначе они
не могли бы ориентироваться в среде и
существовать.

Психика человека
– качественно более высокий уровень,
чем психика животных. Сознание, разум
человека развивались в процессе трудовой
деятельности, которая возникает в силу
необходимости осуществления совместных
действий для добывания пищи при резком
изменении условий жизни первобытного
человека. И хотя видовые морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Трудовая деятельность
имеет продуктивный характер: труд,
осуществляя процесс производства,
запечатлевается в своем продукте (то
есть, происходит процесс воплощения,
опредмечивания в продуктах деятельности
людей их духовных сил и способностей).
Таким образом, материальная, духовная
культура человечества – это объективная
форма воплощения достижений психического
развития человечества.

В процессе
исторического развития общества человек
изменяет способы и приемы своего
поведения, трансформирует природные
задатки и функции в «высшие психические
функции» – специфические и человеческие,
общественно исторически обусловленные
формы памяти, мышления, восприятия
(логическая память, абстрактно-логическое
мышление), опосредованные применением
вспомогательных средств, речевых знаков,
созданных в процессе исторического
развития. Единство высших психических
функций образует сознание человека.

Сознание – высшая,
свойственная человеку форма обобщенного
отражения объективных устойчивых
свойств и закономерностей окружающего
мира, формирования у человека внутренней
модели внешнего мира, в результате чего
достигается познание и преобразование
окружающей действительности.

Функции сознания
заключаются в формировании целей
деятельности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их
результатов, что обеспечивает разумное
регулирование поведения и деятельности
человека.

Сознание развивается
у человека только в социальных контактах.
В филогенезе сознание человека развивается
и становится возможным лишь в условиях
активного воздействия на природу,
трудовой деятельности. Сознание возможно
лишь в условиях существования языка,
речи, возникающей одновременно с
сознанием в процессе труда.

5. Методы исследования в психологии

Методы научных исследований— это
те приемы и средства, с помощью которых
ученые получают достоверные сведения,
используемые для построения научных
теорий и выработки практических
рекомендаций.

Методы психологического
исследования должны отвечать следующим
требованиям:

  • объективность— объединение внешних и внутренних
    проявлений психики, исходя из объективной
    природы психического;

  • валидность
    гарантия того,
    что избранный способ изучения (метод)
    действительно способен измерить или
    оценить изучаемый объект;

  • надежность
    — качества метода, позволяющие получить
    одни и те же результаты при многократном
    его использовании.

Таблица 3

Методы психологии

Методы

Определение

Виды

Интроспекция

Наблюдение
субъекта за его собственными
психическими процессами в момент их
протекания или вслед за ним

нет

Наблюдение

Целенаправленное
восприятие деятельности или поведения
человека в естественных условиях и
последующая регистрация их в протоколе

Открытое,
скрытое, включенное, не включенное

Опрос

Прямое
или косвенное, устное или письменное
получение от субъекта сведений о его
деятельности

Устный
(интервью, беседа), письменный (анкета
— открытая, закрытая), стандартизированный,
свободный

Тест

Краткое
психологическое испытание, в результате
которого оценивается какой-либо
процесс или личность в целом

Тесты-опросники,
тесты-задания, проективные тесты

Эксперимент

Создание
специальных условий, в которых
выявляется психологический факт

Констатирующий,
формирующий, лабораторный, естественный

Анализ
продуктов деятельности

Анализ
материализированных результатов
психической деятельности человека
с целью выявления его личностных
особенностей и отношений.

Анализ
рисунков, сочинений, почерка, поделок
и др.

Интроспекция
самонаблюдение,
которое применяется
тогда, когда психолог- исследователь
ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том виде, в
каком оно непосредственно представлено
в его сознании.

Наблюдение
– целенаправленное восприятие
психических явлений. Обычно проводится
в естественных условиях, без вмешательства
в ход деятельности. Поступки и слова
подробно записываются, а затем
анализируются и объясняются. Различают
включенное
наблюдение, когда исследователь
становится членом группы и его присутствие
и поведение становится частью наблюдаемой
ситуации и не включенное
(со стороны), т.е. без
взаимодействия и установления каких-либо
контактов с изучаемым лицом или группой.
Различают также открытое
наблюдение, когда исследователь открывает
наблюдаемым свою роль (недостатком
этого метода является снижение
естественного поведения наблюдаемых
субъектов) и скрытое,
когда о присутствии наблюдателя группе
или индивиду не сообщается. Достоинства
наблюдения: 1) возможность
непосредственного контакта с объектом,
2) возможность применения в самых
различных ситуациях; недостатки:
1) невозможность повторения ситуации,
2) большая вероятность ошибок из-за
субъективного фактора.

Опрос
представляет особый
метод, при использовании которого
человек отвечает на ряд задаваемых ему
вопросов. Опрос бывает устным и
письменным. Устный
опрос
(интервью,
беседа)
применяется в тех случаях, когда
необходимо вести наблюдение за поведением
и реакциями человека, отвечающего на
вопросы. Это вид опроса позволяет
глубже, чем письменный проникнуть в
психологию человека, однако требует
специальной подготовки, обучения и, как
правило, больших затрат времени на
проведение исследования. Ответы
испытуемых, получаемых при устном
опросе, существенно зависят и от личности
того человека, который ведет опрос, и
от индивидуальных особенностей того,
кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса. Письменный
опрос
может проводиться
с большим количеством людей. Наиболее
распространенная его форма – анкета.
Ее недостатком является то, что нельзя
заранее учесть реакцию отвечающего на
содержание вопросов и, исходя из этого,
изменить их. Свободный
опрос
– разновидность
устного или письменного опроса, когда
перечень задаваемых вопросов и возможных
ответов не ограничен определенными
рамками. Такой метод сходен с беседой,
при которой можно достаточно гибко
менять тактику исследования, содержание
задаваемых вопросов, получать на них
нестандартные ответы. В свою очередь
стандартизированный
опрос,
при котором
вопросы и характер возможных ответов
на них определены заранее и обычно
ограничены достаточно узкими рамками,
более экономичен во времени и в
материальных затратах, чем свободный
опрос.

Тесты
являются специализированными
методами исследования, использование
которых позволяет получить точную
количественную и качественную оценку
психологических особенностей человека.
Большинство тестов являются
стандартизированными и имеют необходимые
нормативы. Это дает возможность оценивать
уровень сформированности у человека
соответствующих психических функций,
то есть ставить психологический диагноз.
Тесты бывают трех видов: тесты- опросники,
тесты-задания и проективные тесты. Тест-
опросник
предполагает
систему заранее продуманных вопросов,
по ответам на которые можно судить о
психологических качествах испытуемого.
Тест-задание
предполагает оценку действий человека.
В нем предлагается серия специальных
заданий, по итогам выполнения которых,
судят о наличии или отсутствии и степени
развития у человека изучаемых качеств.
При использовании этих тестов испытуемый
может сознательно повлиять на результаты,
исказить или приукрасить их. Поэтому
для получения более объективной
информации о психологических и
поведенческих особенностях людей
используют проективные
тесты.
В их основе
лежит метод проекции, когда человек,
отвечая на поставленные определенным
образом вопросы или выполняя задания,
отражает в ответах свои скрытые личностные
свойства.

Эксперимент
— целенаправленная
и продуманная искусственно созданная
ситуация, в которой изучаемое свойство
выделяется, проявляется и оценивается
лучше всего. Основное достоинство
эксперимента состоит в том, что он
позволяет надежнее, чем все остальные
методы, делать выводы о причинно –
следственных связях исследуемого
явления с другими феноменами. Естественный
эксперимент
организуется
и проводится в обычных жизненных
условиях, где экспериментатор практически
не вмешивается в ход происходящих
событий, фиксируя их в том виде, как они
разворачиваются сами по себе. Лабораторный
эксперимент
предполагает создание некоторой
искусственной ситуации, в которой
изучаемое свойство можно лучше всего
изучить. Данные, полученные в естественном
эксперименте, лучше всего соответствуют
типичному жизненному поведению индивида,
реальной психологии людей, но не всегда
точны из-за отсутствия у экспериментатора
возможности строго контролировать
влияние всевозможных факторов на
изучаемое свойство. Результаты
лабораторного эксперимента, напротив,
выигрывают в точности, но зато уступают
в степени естественности – соответствия
жизни.

Анализ продуктов деятельности
— анализируются дневниковые записи,
продукты трудовой или творческой
деятельности (рисунки, сочинения, почерк
и пр.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОКОНТРОЛЯ

  1. Объясните
    происхождение слова «психология».

  2. Определите
    этапы развития психологического знания,
    как изменялся предмет психологии?

  3. Выделите
    предмет, объект и задачи психологии и
    дайте им характеристику.

  4. Укажите
    место психологии в системе наук и
    характер взаимосвязи с ними.

  5. Перечислите
    основные отрасли современной психологии.

  6. Назовите
    основные теории, научные школы и
    концепции психологии.

  7. Назовите
    представителей советской психологии,
    внесших вклад в развитие науки.

  8. Охарактеризуйте
    методы современной психологии.

Основные требования к методам психологического исследования — Студопедия

Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в науке существует разработанная система средств, направлений, пу­тей, приемов.

Метод —- это путь научного познания. Как писал один из осно­воположников советской психологии С.Л. Рубинштейн (1779—1960), это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика — это вариант, частная реализация метода в конк­ретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являют­ся случайными, произвольными. Они складываются исторически, ви­доизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономер­ностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над частной теорией науки. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным. Поэтому соблюдение определенных методологических требований, или принципов, выступает необходимым условием эффективности научно-психологического исследования.

1.Первое методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале рассмотренных в гл. 2 исторических этапов смены представлений о предмете психологии. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением — интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика — это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты. Главным является понимание того, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя принимать частное за общее, явление за сущность и достоверно судить, например, о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.



2. Используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики. Например, результаты эксперимента дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры коррелируются с вербальными тестовыми ответами. Методологическим выражением такого подхода служит разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, о котором будет сказано в последующих главах.


3. При изучении психического желательна реализация генетического или эволюционного подхода, т.е. исследование явления в процессе его генезиса, развития, в процессе целенаправленного формирования. Это методология «продольного среза» (во времени), логика формирующего, преобразующего эксперимента, четко отработанная, например, в научной школе П.Я. Гальперина (см. разд. IV).

4. Практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное: семья, профессия, нация. Человеческая психика по сути социальна, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом. Например, не следует проводить опросы людей в присутствии их начальника. Нельзя использовать в России неадаптированную зарубежную методику. При выставлении школьной от­метки необходимо социальное сопоставление учащихся.

5. Каждый используемый психологией метод должен быть, с одной стороны, глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален. Но с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации. Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать?

Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это особая вероятностная методология, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных законам вероятности.

6. Еще одним требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты, но психическое не сводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших. Каждый специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.

Методы исследования психологии — Заметки к уроку психологии

I. Почему важны методы исследования?

Наука на базовом уровне пытается ответить на вопросы (например, «почему мы агрессивны») посредством тщательного наблюдения и сбора данных. Эти ответы затем (на более сложном или более высоком уровне) могут быть использованы для углубления наших знаний о нас и наш мир, а также помогают нам предсказывать последующие события и поведение.

Но для этого нужен систематический / универсальный способ сбора и понимания данных — иначе возникнет хаос.

На практическом уровне методология помогает нам понять и оценить достоинства всей информации, с которой мы сталкиваемся каждый день. Например, вы верите в следующие исследования?

1) исследование показало, что продолжительность жизни левшей значительно короче, чем у тех, у кого доминирует правая рука.

2) исследование продемонстрировало связь между курением и плохими оценками.

Есть много аспектов этих исследований, которые необходимы, прежде чем можно будет оценить достоверность результатов. Однако большинство людей не утруждают себя выяснением деталей (которые являются ключом к пониманию исследований), а обращают внимание только на результаты, даже если они полностью ошибочны.

Они также практичны на рабочем месте:

1) Психиатрическая профессия — опирается на исследования для разработки новых методов лечения и изучения подходящих и эффективных методов лечения для различных типов проблем и людей.

2) Деловой мир — маркетинговые стратегии, найм, производительность сотрудников и т. Д.

II. Различные методы исследования

1) Фундаментальные исследования

отвечает на фундаментальные вопросы о природе поведения.Не для приложения, а для получения знаний ради знаний.

Например, посмотрите названия этих публикаций:

a) Кратковременное и долгосрочное извлечение из памяти: сравнение эффектов информационной перегрузки и взаимосвязи.

б) Электрофизиологическая активность в центральном ядре миндалины: Эмоциональность и стрессовые язвы у крыс.

Некоторые ошибочно полагают, что фундаментальные исследования бесполезны. На самом деле фундаментальные исследования — это фундамент, на котором другие могут разрабатывать приложения и решения. Таким образом, хотя фундаментальные исследования могут показаться бесполезными в в реальном мире , они могут направить нас к практическим приложениям, таким как, но определенно не ограничиваясь:

а) Скиннер — дрессированные животные для работы на подкрепление — приводят к графику работы и приложениям в психологии ввода-вывода, терапии и образования.

б) все те терапевтические техники, которые клинические психологи и другие терапевты используют для помощи людям, должны быть изучены, чтобы определить, какие из них наиболее эффективны для каких ситуаций, людей и проблем.

2) Прикладные исследования

занимается поиском решений практических проблем и применением этих решений для помощи другим.

Некоторые примеры названий публикаций:

a) Влияние упражнений, релаксации и тренировки управленческих навыков на показатели физиологического стресса.

b) Поощрение использования автомобильных ремней безопасности маленькими детьми.

Сегодня есть тенденция к более прикладным исследованиям. Это немалая часть из-за перспективы в Соединенных Штатах, где нам нужны решения, и мы хотим их сейчас! НО, нам по-прежнему нужно не забывать о необходимости фундаментальных исследований.

3) Оценка программы

рассматривает существующие программы в таких областях, как правительство, образование, уголовное правосудие и т. Д., и определить эффективность этих программ. ПРОГРАММА РАБОТАЕТ?

Например — Смертная казнь работает? Подумайте обо всех проблемах, связанных с этой программой, и о том, как сложно оценить ее эффективность. Самый насущный вопрос: как вы определяете цель и «эффективность» смертной казни? Если цель состоит в том, чтобы предотвратить совершение осужденными преступниками того же самого преступления или любого другого преступления, то смертная казнь является абсолютной — 100% эффективной.Однако если цель смертной казни — удержать потенциальных преступников от совершения преступлений, то это совсем другая история.


III. Как не ученые собирают информацию?

Мы все наблюдаем наш мир и делаем выводы.КАК мы это делаем:

1) Ищите авторитетную фигуру — учитель сообщает вам факты … вы им верите. Это такая хорошая идея?

Например, если ваш учитель говорит вам, что есть убедительные доказательства того, что больший мозг = больший интеллект.

2) интуиция — обсуждалась в предыдущей главе.

Женщины романтичнее мужчин?

Зубчатая часть экзамена — лучший способ учиться?

Что бы вы ни думали, есть ли у вас данные, подтверждающие ваше МНЕНИЕ по этим вопросам ???

К счастью, есть гораздо лучший путь к ИСТИНЕ…научный метод.


IV. НАУЧНЫЙ МЕТОД

Как нам найти научную истину? Научный метод НЕ идеален, но это лучший метод, доступный сегодня.

Для использования научного метода все темы исследования должны соответствовать следующим критериям:

1) должны быть проверены (например,г., можете проверить существование бога?)

2) должно быть фальсифицируемым — легко доказать что-либо истинное (зависит от ситуации), но систематически доказывать ложность предмета довольно сложно (например, можете ли вы доказать, что бога не существует?)

A. Цели научного метода

Описание, прогноз, выбор метода, контроль, сбор данных, анализ, объяснение

1) Описание — указание наблюдаемых характеристик события, объекта или человека.Помогает нам быть систематическими и последовательными.

Этот этап подготавливает почву для более формальных этапов — здесь мы приобретаем нашу тему исследования и начинаем преобразовывать ее из общей концепции или идеи в конкретную, проверяемую конструкцию.

a) Operational Definitions — определение поведения или качеств с точки зрения того, как они должны быть измерены.Некоторые книги определяют это как описание … действий или операций, которые будут выполняться для измерения или управления переменной.

Примеры:

Как можно определить «изменение жизни»? Одна из возможностей — это оценка по шкале оценки социальной адаптации.

Как вы определяете ожирение, отклонения от нормы и т. Д. Таким образом, чтобы его можно было проверить и опровергнуть?

2) Prediction — здесь мы формулируем проверяемые прогнозы или ГИПОТЕЗЫ о поведении (в частности, о наших переменных).Таким образом, мы можем определить гипотезу как предварительное утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. Например, можно предположить, что по мере увеличения потребления алкоголя способность управлять автомобилем снижается.

Гипотезы обычно основаны на ТЕОРИЯХ — утверждениях, которые обобщают и объясняют результаты исследований.

3) Select Methodology & Design — выберите наиболее подходящую стратегию исследования для эмпирического рассмотрения ваших гипотез.

4) Контроль — метод устранения всех нежелательных факторов, которые могут повлиять на то, что мы пытаемся изучить (более подробно мы рассмотрим позже).

5) Сбор данных — хотя книга немного избыточна и не различает этот этап и выбор дизайна и метода, сбор данных — это просто выполнение и реализация вашего плана исследования.

6) Анализ и интерпретация данных — использование статистических процедур для определения математической и научной важности (а не «фактической» важности или значимости) данных.Были ли различия между группами / условиями достаточно большими, чтобы иметь смысл (не случайно)?

Затем вы должны указать, что на самом деле означают эти различия … открытие причин поведения, познания и физиологических процессов.

7) Сообщить / сообщить результаты — Психология — это наука, основанная на обмене мнениями — поиск ответов на вопросы бессмысленен (для всех, кроме ученого), если эта информация не может быть передана другим.Мы делаем это через публикации в научных журналах, книги, презентации, лекции и т. Д.

Б. Способы проведения научных исследований

1) Натуралистическое наблюдение — позволить поведению происходить без вмешательства или вмешательства исследователя.

мы все это делаем (люди смотрят)

слабые стороны: часто нелегко наблюдать, не будучи навязчивым.

сильные стороны: изучить поведение в реальных условиях, а не в лаборатории.

2) Пример из практики — углубленное исследование жизни человека, используемое для реконструкции основных аспектов жизни человека. Попытайтесь увидеть, какие события привели к текущей ситуации.

Обычно включает: интервью, наблюдение, изучение записей и психологию.тестирование.

слабых мест: очень субъективно. Как и при сборке пазла, часто возникают пробелы — полагается на индивидуальную память, медицинские записи и т. Д.

сильные стороны: хорошо подходит для оценки психологических расстройств — может видеть историю и развитие.

3) Опрос — письменный вопросник, устное интервью или их комбинация, используемая для сбора информации о конкретных аспектах поведения.

ПРИМЕР

недостатки: данные самоотчета (честность сомнительна)

сильные стороны: собрать много информации за короткое время.

собирает информацию по проблемам, которые нелегко заметить.

4) Психологическое тестирование — проведите тест, а затем оцените ответы, чтобы сделать выводы.

Примеры. — I.Q. тесты, личностные обзоры, S.A.T., G.R.E. и т.д …

слабых мест: действительность всегда под вопросом; честность ответов.

сильные стороны: может быть очень полезным для прогнозирования, если действителен.

5) Experimental Research (единственный способ приблизиться к Причине и Следствию) — метод контроля всех переменных, кроме интересующей переменной, которой исследователь манипулирует, чтобы определить, влияет ли она на другую переменную.


V. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ (вам необходимо хорошо ознакомиться с этими терминами, чтобы преуспеть в психологии. Вы также можете посмотреть в глоссарии терминов, которые мы предоставили для этих и других важных терминов):

1) переменная — любое измеримое состояние, событие, характеристика или поведение, которое можно контролировать или наблюдать в ходе исследования.

Независимая переменная (IV) — переменная, которой манипулирует исследователь, чтобы увидеть, как она влияет на зависимую переменную.

Зависимая переменная (DV) — поведение или результат реакции, измеряемый исследователем, на который, как ожидается, повлияла IV.

2) control — любой метод работы с посторонними переменными, которые могут повлиять на ваше исследование.

Внешняя переменная любая переменная, кроме IV, которая может влиять на DV определенным образом.

Пример — как быстро крысы могут выучить лабиринт (2 группы). Что контролировать?

3) Группы (субъектов / участников) в эксперименте — экспериментальное против контроля

экспериментальная группа — группа, подвергшаяся ИВ в эксперименте.

контрольная группа — группа, не подвергавшаяся IV. Однако это не означает, что эта группа ничему не подвергается. Например, в исследовании лекарств разумно иметь экспериментальную группу (получает лекарство), контрольную группу плацебо (получает лекарство точно так же, как экспериментальное лекарство, но без каких-либо активных ингредиентов) и контрольную группу без плацебо. (они не получают наркотиков … ничего)

обе группы должны лечиться ТОЧНО одинаково, за исключением IV.

4) Confound — возникает, когда любая другая переменная, кроме IV, систематически влияет на DV (посторонняя переменная). В этом случае, что вызывает эффект на DV? Не уверен.

Пример — витамин X против витамина Y. Группа 1 бегает утром, группа 2 — днем.Вы видите в этом проблему? (Надеюсь)

Многие вещи могут ввести в заблуждение (вот только два примера):

5) Предвзятость экспериментатора — если исследователь (или любой член исследовательской группы) действует по-разному по отношению к участникам одной группы, это может повлиять на поведение участников и, таким образом, изменить результаты.Обычно это не делается специально, но простого знания, в какой группе находится участник, может быть достаточно, чтобы изменить наше поведение по отношению к участникам.

6) Предвзятость участника (Характеристики спроса) — участники могут действовать таким образом, который, по их мнению, соответствует тому, что ищет исследователь. Таким образом, участник не может действовать естественным образом.

7). Типы экспериментальных проектов : настоящий эксперимент, квазиэксперимент и корреляция.

а) Истинный эксперимент: попытки установить причину и следствие

Чтобы быть настоящим экспериментом, у вас должны быть ОБА — манипуляция IV и случайное распределение (RA) субъектов / участников по группам.

1) манипуляция IV — манипуляция IV происходит, когда исследователь имеет контроль над самой переменной и может вносить в нее изменения.

Например, если я исследую действие Адвила на головные боли, я могу управлять введенными дозами, силой каждой таблетки, указанным временем и т. Д. Но если я хочу определить влияние Адвила на головные боли у мужчин и женщин , я могу управлять полом? Является ли пол истинным IV?

2) Случайное назначение — случайное распределение участников по группам / условиям так, чтобы все участники имели равные шансы быть распределенными по любому условию.

б) Квазиэкспериментальные планы: такие же, как и в настоящем эксперименте, но теперь нет случайного распределения субъектов по группам. У одной группы все еще есть IV, а у другой нет, но субъекты не распределяются по группам случайным образом.

Существует много типов квази-проектов (на самом деле, их слишком много, чтобы здесь вдаваться в подробности).Что важно знать, так это то, что во всех из них отсутствует RA.

c) Корреляция: пытается определить, какая взаимосвязь существует между переменными. Он не может установить причину и следствие.

1), чтобы показать силу взаимосвязи, мы используем коэффициент корреляции (r).

Коэффициент варьируется от -1,0 до +1,0:

-1,0 = идеальная отрицательная / обратная корреляция

+1,0 = идеальная положительная корреляция

0.0 = нет связи

положительная корреляция — по мере того, как одна переменная увеличивается или уменьшается, растет и другая. Пример. результаты обучения и тестов.

отрицательная корреляция — когда одна переменная увеличивается или уменьшается, другая движется в противоположном направлении. Пример. по мере уменьшения потребления пищи усиливается чувство голода.

ДИЗАЙН МЕЖДУ И ВНУТРИ ПРЕДМЕТА

1) Межпредметный дизайн: в этом типе дизайна каждый участник участвует в одной и только одной группе.Затем результаты каждой группы сравниваются друг с другом для изучения различий и, таким образом, эффективности IV. Например, в исследовании, посвященном влиянию аспирина Байера и Тайленола на головные боли, у нас может быть 2 группы (те, кто получает Байер, и те, кто получает Тайленол). Участники получают либо Байер, либо тайленол, но НЕ получают оба. Т

2) Дизайн внутри субъектов: в этом дизайне участники получают все виды лечения / условия.Например, в исследовании, представленном выше (Bayer vs Tylenol), каждый участник получил бы Bayer, измеренную эффективность, а затем каждый получил бы Tylenol, затем измеренную эффективность. Видите различия?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ vs НАДЕЖНОСТЬ

Validity — измеряет ли тест то, что мы хотим? Если да, то это действительно так.

Например — действительно ли инвентаризация / тест стресса измеряет количество стресса в жизни человека, а не что-то еще.

Надежность — выдержан ли тест? Если мы получаем одни и те же результаты снова и снова, то надежно.

Например — тест IQ — вероятно, не изменится, если пройти его несколько раз. Таким образом, если он каждый раз дает одинаковые (или очень, очень похожие) результаты, то он надежен.

Однако тест может быть надежным, но не действительным, поэтому мы должны быть осторожны.

Например — чем тяжелее ваша голова, тем вы умнее.Если бы я взвешивал вашу голову в одно и то же время каждый день, один раз в день, в течение недели, это был бы практически один и тот же вес каждый день. Это означает, что тест надежен. Но считаете ли вы, что этот тест действителен (он действительно измеряет ваш уровень «сообразительности»)? Скорее всего, НЕ, и, следовательно, это не действует.

Находите психологию запутанной? Так не должно быть.Станьте участником AlleyDog.com и получите инструменты и ресурсы, необходимые для облегчения понимания психологии — и получайте более высокие оценки, пока вы занимаетесь этим. Узнать больше.

.

Исследования со смешанными методами — Ассоциация психологических наук — APS

Традиционно существует три раздела методологии: количественные (числовые данные), качественные (данные наблюдений или интервью) и смешанные методы (с использованием обоих типов данных). Психология в значительной степени полагается на количественный анализ данных, но может извлечь выгоду из объединения преимуществ как количественных, так и качественных методологий в единую связную структуру. Смешанные методы (MM) в идеале включают преимущества обоих методов (Johnson, Onwuegbuzie, & Turner, 2007): количественный анализ использует описательную и логическую статистику, тогда как качественный анализ дает выразительные данные, которые предоставляют описательные детали (часто в повествовательной форме) для изучения цели исследования.В то время как количественные данные могут быть собраны с помощью таких мер, как самоотчеты и физиологические тесты, качественные данные собираются с помощью фокус-групп, структурированных или полуструктурированных интервью и других форм (Creswell, 2013).

Гипотезы ММ отличаются по сравнению с чисто количественными или качественными вопросами исследования. Необходимо интегрировать не только количественные и качественные данные, но и гипотезы. Практики ММ продвигают разработку теоретически обоснованного набора из трех гипотез.Гипотезы должны проводиться априори и представлять собой как логические, так и последовательные исследовательские вопросы (для получения дополнительной информации см. Onwuegbuzie & Leech, 2006). Специалисты поощряют исследователей к построению трех разных типов гипотез для исследовательского проекта ММ. Может быть более трех гипотез, но должна быть хотя бы одна гипотеза каждого типа. Первая гипотеза должна быть количественной, а вторая — качественной. Третья гипотеза будет гипотезой ММ.

Интеграция этих данных часто бывает сложной, даже если для этого есть веское теоретическое обоснование.Интеграция данных происходит, когда количественные и качественные данные объединяются в набор данных. Для этого есть несколько способов, включая триангуляцию, следование цепочке и матрицу смешанных методов (краткий обзор см. В O’Cathain, Murphy, & Nicholl, 2010). Тем не менее, понимание общих причин использования ММ и того, как наилучшим образом сочетать подходы на практике, может помочь уменьшить проблему интеграции данных ММ (Bryman, 2006).

Типы исследований ММ

  • Существуют десятки дизайнов ММ, но для целей этой статьи будут представлены шесть дизайнов ММ:
  • Последовательный объяснительный метод использует две разные точки времени сбора данных; количественные данные собираются в первую очередь, а качественные — в последнюю.
  • Последовательная исследовательская модель лучше всего подходит для проверки возникающей теории, поскольку оба типа данных интерпретируются на этапе интеграции данных.
  • Подход с последовательным преобразованием не отдает предпочтения последовательности сбора данных и делает упор на теории.
  • Параллельная триангуляция — идеальный метод для исследований с перекрестной проверкой, имеющий только одну точку сбора данных.
  • Конструкция с параллельным вложением лучше всего подходит для получения перспектив на малоизученные явления.
  • Параллельный трансформирующий подход основан на теории и позволяет исследователю изучать явления на нескольких различных уровнях.

Сильные стороны и проблемы исследования ММ

Подход ММ полезен тем, что можно проводить углубленные исследования и, при использовании дополнительной ММ, обеспечивать более значимую интерпретацию исследуемых данных и явлений ( Теддли и Ташаккори, 2003). Еще одна сильная сторона ММ — это динамика между качественной и количественной частями исследования.Если план спланирован надлежащим образом, каждый тип данных может отражать результаты другого, поэтому методология может принести пользу многим типам исследований. Однако интерпретация данных с использованием структуры MM может быть сложной и трудоемкой, учитывая, что данные и интерпретации часто абстрактны. Кроме того, проведение исследований ММ требует обучения и владения методологией, поэтому у исследователей, которые традиционно используют только количественные или качественные методы, может возникнуть кривая обучения. Приверженность планам, основанным на теории и фактах, поможет вам понять и интерпретировать данные.

Качественный анализ данных

Качественное кодирование — это многоэтапный процесс, который включает в себя различные типы анализа в зависимости от природы ваших данных. Кодовые книги важны до, во время и после качественного кодирования из-за подробного характера качественных данных. Также важно знать ваши ожидаемые коды и темы, чтобы повысить надежность между экспертами (Hruschka et al., 2004). Ожидаемые коды основаны на теоретической основе вашего проекта.Я предлагаю включить ожидаемые коды и темы в ваши кодовые книги. Как упоминалось ранее, схемы исследования с использованием этого типа данных могут сильно различаться, но в целом ниже представлена ​​структура того, как проводить тематический анализ данных: знать свои данные внутри и снаружи, генерировать коды, искать темы и просматривать темы с исследовательской группой (Braun & Clarke, 2006). Более подробные инструкции по проведению качественного анализа см. В статье «Записная книжка учащихся» за прошлый месяц (Гейдариан, 2016).

Полученные уроки

С самого начала исследователь или исследовательская группа должны иметь четкое представление о своих ресурсах, а также о плюсах и минусах каждого метода. Исследователи также должны быть гибкими. Мне интересно изучить факторы, влияющие на поиск медицинской информации в Интернете. Чтобы исследовать эту тему, я разработал онлайн-исследование, состоящее из двух частей. Информация, полученная из качественных подсказок, была использована для разработки шкалы, измеряющей
онлайн-поисков информации о здоровье.В первом исследовании использовалась ММ, а сбор данных происходил на Amazon Mechanical Turk, торговой площадке, где исследователи могут публиковать свои доступные исследования. Потенциальным участникам выплачивается небольшая плата, а сбор данных обычно занимает менее недели. Я ожидал, что буду проводить масштабное кодирование — тип качественного кодирования, которое оценивает акцент на содержании, — но вместо этого мне пришлось выбрать более подходящий тип кодирования, потому что участники давали чрезвычайно краткие ответы.

В заключение, дизайн вашего исследования (количественного, качественного или MM) должен соответствовать вашему обучению и целям вашего исследования.MM может вывести ваши исследования на новый уровень, объединив сильные стороны количественных и качественных методологий.

Предложения по проведению исследований ММ

Будьте профессиональными в исследованиях ММ, следя за новейшими методами, программным обеспечением, учебниками и руководствами.

Мыслите «нестандартно» и рассмотрите другие подходы к анализу данных, которые не используются в вашей области.

Выберите план исследования, который лучше всего соответствует гипотезам, и знайте допущения и ограничения этого плана.

Включите рисунки и таблицы в вашу качественную кодовую книгу, чтобы углубить концептуальные представления для кодировщиков и предоставить несколько примеров уже закодированных данных, чтобы предоставить подробные инструкции.

Создайте и используйте сводные отчеты для каждого участника, чтобы помочь с абстрактной частью анализа. Сводные заявления должны состоять из нескольких предложений, которые описывают заявление участника и дают общую суть доступной качественной информации.

Список литературы

Браун, В., И Кларк В. (2006). Использование тематического анализа в психологии. Качественные исследования в психологии, 3 , 77–101. DOI: 10.1191 / 1478088706qp063oa

Bryman, A. (2006). Объединение количественных и качественных исследований: как это делается? Качественные исследования, 6 , 97–113. DOI: 10,1177 / 1468794106058877

Кресвелл, Дж. У. (2013). Дизайн исследования: качественный, количественный и смешанный методы . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Гейдариан, Н.(2016). Разработка теории с использованием теоретико-обоснованного подхода и тематического анализа. Наблюдатель, 29 (4) , 38–39.

Хрушка, Д. Дж., Шварц, Д., Джон, Д. С. С., Пиконе-Декаро, Э., Дженкинс, Р. А., и Кэри, Дж. У. (2004). Надежность кодирования открытых данных: уроки, извлеченные из поведенческих исследований ВИЧ. Полевые методы, 16 , 307–331. DOI: 10.1177 / 1525822X04266540

Джонсон, Р. Б., Онвуэгбузи, А. Дж., и Тернер, Л. А. (2007). К определению смешанных методов исследования. Журнал смешанных методов исследования, 1 , 112–133. DOI: 10.1177 / 1558689806298224

O’Cathain, A., Murphy, E., & Nicholl, J. (2010). Три метода интеграции данных в исследованиях с использованием смешанных методов. BMJ, 341 , c4587. DOI: 10.1136 / bmj.c4587

Onwuegbuzie, A. J., & Leech, N. L. (2006). Связь вопросов исследования с процедурами анализа данных смешанными методами 1. The Qualitative Report, 11 , 474–498.

Теддли, К., и Ташаккори, А.(2003). Основные проблемы и противоречия в использовании смешанных методов в социальных и поведенческих науках. В A. Tashakkori & C. Teddlie (Eds.), Справочник по смешанным методам в социальных и поведенческих исследованиях (стр. 3–50). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *