Основные понятия этика и мораль: Понятие этики и морали (стр. 1 из 3)

Понятие этики и морали (стр. 1 из 3)

Содержание

1 Понятие этики и морали. 3

2 Этика как наука о морали. 4

3 Структура и основные задачи этики. 6

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики. 6

3.2 Структура и основные задачи теоретической этики. 8

3.3 Общая структура этики. 9

Список литературы.. 17

1 Понятие этики и морали

Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» про­исходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), озна­чавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первона­чально, еще во времена Гомера, этос — жилище, посто­янное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный (ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого ха­рактера (мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость). И поныне термином «этос» пользуются, когда не­обходимо выделить общечеловеческие нравственные ус­тои, которые проявляются в исторических ситуациях, уг­рожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

В древнеримской культуре словом «мораль» обозна­чался широкий круг явлений и свойств человеческой жиз­ни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписа­ние моды и т. д. Впоследствии от этого слова было обра­зовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содер­жанию древнегреческое ethica и латинское moralitas со­впадают.

В настоящее время слово «этика», сохранив свой пер­воначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойст­ва человека, которые изучаются этой наукой.

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравст­венность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. — И. К.), содержащая наставления, прави­ла, руководствующие к добродетельной жизни, к обузда­нию страстей и к выполнению обязанностей и должнос­тей человека».

Среди множества определений морали следует выде­лить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадле­жит миру культуры, входит в природу человека (измен­чивую, самосозидаемую) и является общественным (не­природным) отношением между индивидами.

2 Этика как наука о морали

Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально — исторически обусловле­на, то следует говорить об исторических изменениях пред­мета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Сле­довательно, этические знания являлись не продуктом че­ловеческой цивилизации, а порождением еще более древ­них, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мо­раль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Ин­дивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древ­негреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера — это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует ту­шить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарож­дается по мере того, как конкретно-историческим цен­ностным установкам (применительно к той или иной ис­торической эпохе) придается абстрактная, всеобщая фор­ма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Следует отметить, что мораль изучает не только эти­ка, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается един­ственным объектом исследования, придавая ей мировоз­зренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

В истории этики эволюция объекта исследования про­слеживается следующим образом. Античная этика харак­теризуется как учение о добродетелях, добродетельной (со­вершенной) личности. Здесь добродетель идентифициру­ется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же ге­роем мифов) и связывается прежде всего с такими нрав­ственными качествами, как мужество, умеренность, муд­рость, справедливость, щедрость и т. д.

Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены тра­диции античной и средневековой культуры, — доброде­телью человеколюбия. К. Салютати (1331—1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как обра­зованности, наставления в благородных искусствах и от­ношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салюта­ти, — это та добродетель, «которую также имеется обык­новение называть благожелательностью». Глава Флорен­тийской академии М. Фичино (1433—1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, по­лагал он, людям становится присуще стремление к един­ству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он чело­век. И наоборот, если человек жесток, если он отстраня­ется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

3 Структура и основные задачи этики

Существует три функции этики:

¾ она описывает мораль

¾ объясня­ет мораль

¾ учит морали.

Соответственно этим трем функ­циям этика делится на: эмпирически-историческую (описатель­ную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответ­ствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

3.1 Структура и основные задачи нормативной этики

Какова (в общих чертах) модель нормативной этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится?

Нормативная этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рацио­нализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности.

Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую норматив­ность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классифика­ции; само слово «добродетель» является оценочным).

Нормативная этика решает следующие задачи:

а) проклами­рование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обо­снование) их;

б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения и нравственных качеств человека;

в) формирование нрав­ственных убеждений, перевод внешнего (социального) императива во внут­ренний (личностный) импульс.

Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как:

а) что именно является «хорошим» (добрым, должным, ведущим к счастью и т.д.)?

б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтитель­ными?

в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры?

г) как себя вести в ситуациях определенного типа? и т.д.

В структуру (состав) нормативной этики входят:

а) набор (или систе­ма) определенных ценностных положений (принципов, норм, оценок),

б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положений,

в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации.

К понятиям нормативной этики относятся: «добро», «зло», «долг», «спра­ведливость», «любовь», «ненависть», «ложь», «лицемерие», «смысл жизни» и т.д. — в их нормативно-оценочной функции.

Этика. 2. Этика и мораль как предмет этики (С. Г. Зубанова)

2. Этика и мораль как предмет этики

Что такое мораль (нравственность)?

Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.

Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.

Моральное (нравственное) измерение личности

Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.

Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве разума над страстями. Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком—то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.

Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

Царствовать над своими страстями и управлять ими – не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотношение разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое соотношение.

Сущность и основные понятия этики. Мораль. Типы этики — Студопедия

Введение

Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на воп-

рос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно

опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться

этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.

Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, дове-

рия и уважения.

 

Сущность и основные понятия этики. Мораль. Типы этики

 

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos»

(«этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.



Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру,

страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.

Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой

предметной области знания и для выделения самого этого знания

как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с гре-


ческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означав-шего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту

же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль),являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закреп-ляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью пони-

мается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полно-

те: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:

А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,

Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность

моральных норм (требований, заповедей, правил), например,«не лги», «не кради», «не убий».

Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:

Моральное измерение личности – мораль как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;

Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии.

Пространство морали – отношения между людьми.

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.

Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны для антропологов, социологов, историков.

Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые» вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д.

Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия индивидом и обществом целой системы моральных принципов и благ.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.

Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять

партнера делового общения.

Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает

кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:

• изучение исторического опыта в области деловой этики,

• рассмотрение современной деловой этики,

• интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-

психологическими стандартами,

• изучение форм и правил ведения деловых отношений,

• моральное воспитание современных бизнесменов.

Культурное общение включает в себя прежде всего свободное владение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня

мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.

1. Сущность и основные понятия этики. Мораль. Типы этики

Введение

Этика
– учение о морали, нравственности. Она
дает ответ на вопрос, что мы должны
делать, чтобы совершать правильные,
нравственные поступки. Этика не может
снять с личности ответственность за
принимаемые решения. за этику нельзя
спрятаться, на нее можно опереться.
Этика становится действенной в той
степени, в какой она получает продолжение
в нравственной активности тех, кто имеет
с ней дело, изучает ее. В противном случае
она бесполезна и может вызвать лишь
раздражение и досаду.

Общение
с людьми – это наука и искусство. Здесь
важны и природные способности, и
образование. Именно поэтому тот, кто
хочет достичь успеха во взаимодействии
с другими людьми, должен учиться этому,
включая этику и психологию делового
общения, а также используя
социально-психологические тренинги по
общению.

Залог
успеха любых начинаний делового человека,
какую бы задачу он ни решал, — создание
климата делового сотрудничества, доверия
и уважения.

Термин
«этика» происходит от древнегреческого
слова «ethos» («этос»). Первоначально под
этосом понималось привычное место
совместного проживания, дом, человеческое
жилище, птичье гнездо, звериное логово.
В последующем оно стало по преимуществу
обозначать устойчивую природу какого-либо
явления, обычай, нрав, характер; так, в
одном из фрагментов Гераклита говорится,
что этос человека есть его божество.
Такое изменение смысла поучительно:
оно выражает связь между кругом общения
человека и его характером. Отталкиваясь
от слова «этос» в значении характера,
Аристотель образовал прилагательное
«этический» для того, чтобы обозначить
особый класс человеческих качеств,
названных им этическими добродетелями.
Этические добродетели являются свойствами
характера, темперамента человека, их
также называют душевными качествами.
Они отличаются, с одной стороны, от
эффетов как свойств тела и, с другой
стороны, от дианоэтических добродетелей
как свойств ума. К примеру, страх –
природный эффект, память – свойство
ума, умеренность, мужество, щедрость –
свойства характера. Для обозначения
совокупности этических добродетелей
как особой предметной области знания
и для выделения самого этого знания как
особой науки Аристотель ввел термин
«этика».

Для
точного перевода аристотелевского
понятия этического с греческого языка
на латинский Цицерон сконструировал
термин «moralis» (моральный). Он образовал
его от слова «mos» (mores – множественное
число) – латинского аналога греческого
«этос», означавшего характер, темперамент,
моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в
частности, говорил о моральной философии,
понимая под ней ту же область знания,
которую Аристотель называл этикой. В
IV веке н. э. в латинском языке появляется
термин «moralitas» (мораль), являющийся
прямым аналогом греческого термина
«этика».

Оба
этих слова, одно греческого, другое
латинского происхождения, входят в
новоевропейские языки. Наряду с ними в
ряде языков возникают свои собственные
слова, обозначающие ту же самую реальность,
которая обобщается в терминах «этика»
и «мораль». Это – в русском языке
«нравственность», в немецком языке –
«Sittlichkeit».

В
первоначальном значении «этика»,
«мораль», «нравственность» — разные
слова, но один термин. Со временем
ситуация меняется. В процессе развития
культуры, в частности, по мере выявления
своеобразия этики как области знания
за разными словами начинает закрепляться
разный смысл: под этикой главным образом
подразумевается соответствующая ветвь
знания, наука, а под моралью (нравственностью)
– изучаемый ею предмет. Существуют
также различные попытки разведения
понятий морали и нравственности. Согласно
наиболее распространенной из них,
восходящей к Гегелю, под моралью
понимается субъективный аспект
соответствующих поступков, а под
нравственностью – сами поступки в их
объективно развернутой полноте: мораль
– то, каким видятся поступки индивиду
в его субъективных оценках, умыслах,
переживаниях вины, а нравственность –
то, какими на самом деле являются поступки
человека в реальном опыте жизни семьи,
народа, государства. Можно выделить
также культурно-языковую традицию,
которая понимает под нравственностью
высокие основополагающие принципы, а
под моралью – приземленные, исторически
изменчивые нормы поведения; в этом
случае, например, заповеди бога именуются
нравственными, а наставления школьного
учителя – моральными.

Мораль
предстает в двух взаимосоотнесенных,
но тем не менее различных обличиях:

А
– как характеристика личности,
совокупность моральных качеств,.
Добродетелей, например, правдивость,
честность, доброта,

Б
– как характеристика отношений между
людьми, совокупность моральных норм
(требований, заповедей, правил), например,
«не лги», «не кради», «не убий».

Соответственно
этому анализ морали можно разделить на
две рубрики:

Моральное
измерение личности – мораль как мера
господства человека над самим собой,
показатель того, насколько человек
ответственен за себя, за то, что он
делает;

Моральное
измерение общества – мораль характеризует
человека с точки зрения его способности
жить в человеческом общежитии. Пространство
морали – отношения между людьми.

Человеческая
деятельность настолько разнообразна,
что универсальные моральные нормы
оказываются часто недостаточными для
регулирования человеческого поведения
в конкретных, специфических областях
деятельности.

Профессиональная
(функционально-дифференцированная,
ролевая) этика относится к подразумеваемому
или конкретно определенному набору
норм или кодексу поведения, которыми
руководствуются принимающие решения
в своих различных профессиональных
ролях. Такого рода ролевая этика часто
обеспечивает полезное влияние на
разрешение этически спорных вопросов,
возникающих в процессе профессиональной
деятельности (например, надо ли врачу
говорить пациенту, что тот безнадежно
болен?). Большинство этических дилемм,
ассоциируемых с различными видами
профессиональной этики (медицинская
этика, журналистская этика, этика бизнеса
и др.), включают некий вид противоречия
между функционально-дифференцируемой
и универсальной этикой. Профессиональная
деятельность приводит к множеству
этических по своему характеру вопросов,
которые не рассматриваются и не могут
быть решены средствами универсальной
этики. Профессиональная этика изучает
профессиональную мораль как конкретизацию
общих нравственных принципов и норм
применительно к особенностям того или
иного вида профессиональной деятельности.

Представители
социальных наук часто используют
описательный подход как инструмент
изучения этики. Описание фактов и
объяснение морального поведения и
представлений о морали характерны для
антропологов, социологов, историков.
Описание моральных воззрений, кодексов
поведения, убеждений применяется при
разработке корпоративной этической
политики, когда требуется выработать
систему взглядов на различные «острые»
вопросы, например, сексуальные
домогательства, или при составлении
этических кодексов торговых фирм и т.
д.

Сторонники
нормативного подхода ставят перед собой
задачу сформулировать и доказать
истинность основных норм морали. Они
пытаются создать некую идеальную модель,
от которой истинный порядок, наблюдаемый
в действительности, далек. Согласно
нормативному подходу, теория этики
должна служить основанием принятия
индивидом и обществом целой системы
моральных принципов и благ.

Этика
деловых отношений занимается анализом
взаимоотношений деловых партнеров с
позиции толкования нравственных оценок
причин успехов или неудач в какой-либо
деятельности, в частности, в коммерческой.

Деловые
отношения – это один из типов общественных
отношений как взаимосвязь между
партнерами, коллегами и даже конкурентами,
возникающая в процессе совместной
деятельности на рынке и в коллективе.
На уровне деловых отношений в бизнесе
работники должны быть ориентированы
на партнера, на потребителя, что повышает
интерес к работе. Чтобы удачно осуществить
любое предприятие (например, заключить
сделку), нам следует стремиться понять
партнера делового общения.

Этика
переговоров – это составная часть
бизнеса. Она выражает кодекс сводных
правил общения партнеров в процессе
деловых отношений и переговоров. В
задачи этики деловых отношений входят:

·
изучение исторического опыта в области
деловой этики,

·
рассмотрение современной деловой этики,

·
интеграция с международной деловой
культурой, с ее морально-психологическими
стандартами,

·
изучение форм и правил ведения деловых
отношений,

·
моральное воспитание современных
бизнесменов.

Культурное
общение включает в себя прежде всего
свободное владение языком. В деловом
общении она выражается в оценке уровня
мышления собеседника, его жизненного
опыта и в обращении к собеседнику на
понятном для него языке.

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики

Ответы к экзамену по профессиональной этике.

1 Педагогическая этика как научная дисциплина. Предмет, функции, основные методы исследования.

Этика — oдна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае.

В последствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятие «этика», «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ.

ЭТИКА- учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

ЭТИКА— это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.)

ЭТИКА- это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1988.),

ЭТИКА- это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ).

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели меж-человеческих отношений и поведения человека в обществе.

Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).

Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Основные задачи педагогической этики:

· исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

· разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

· выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

· изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

· исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,

· разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.

Функции

1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • удовлетворение потребности социума в формировании гражданина, ориентированного на общее благо;
  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.

2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:

 

  • превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
  • организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
  • управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
  • рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
  • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
  • оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;
  • прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.

3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

 

  • гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;
  • регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системе ценностей;
  • ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
  • мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
  • коммуникативная – направлена на установление партнерских отношений между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху», способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
  • воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики.

ЭТИКА учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).

Специфика норм морали заключается в следующем:

· ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях,

· моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Нравственность— есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ.

Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Категориипедагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л.).

В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.

В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:

педагогическая справедливость,

профессиональный педагогический долг,

профессиональная честь и совесть,

достоинство,

педагогический авторитет,

самодисциплина.

Педагогическаясправедливость — своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п

Профессиональный педагогический долг. Профессиональный педагогический долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональная честь.Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Профессиональная совесть. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости.

Педагогическийавторитет.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.

49. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.

Впервые
термин «этика» был употреблен Аристотелем
для обозначения особой области
исследования практической философии,
поскольку этика пытается ответить на
вопрос «Что человек должен делать?»

Цель— счастье (по Аристотелю), которое он
понимал как деятельность души в полноте
добродетелей, то есть самореализация.

Основная
добродетель
— умеренность и
благоразумие. Добродетель это способность
поступать наилучшим образом во всем,
что касается удовольствия и страдания.Порочность— её противоположность.

До
Аристотеля этика сводилась к обыденному
бытовому сознанию и проявлялась через
стремление регулировать взаимоотношения,
выступая не как самостоятельная
дисциплина, а в качестве бессистемной.

Предмет
— мораль и нравственность.

Мораль— сложившаяся и ставшая устойчивой
традиция в конкретном обществе в
конкретный период времени. Мораль —
ценности и нормы это реализация этих
норм в жизни.

Нравственность— это степень усвоения личности моральных
ценностей и практическое следование
им в повседневной жизни.

Это
уровень реального морального поведения.

Структура
этики

Моральные
ценности — предельно широкие требования
к поведению личности, которые поддерживаются
мнением социальной группы или общества
в целом. — это исходное положение, на
котором строится вся мораль и все
моральное поведение человека.

Этический
(нравственный) идеал
— это представление
о неком нравственном совершенстве,
высший моральный образ.

Категория
этики
— основные понятия этики,
отражающие наиболее существенные
стороны и элементы морали, а так же они
составляют теоретический аппарат
этической науки.

Пример:

Нормы
морали (регулятивы)
— формы
нравственного требования, определяющие
поведение людей в различных ситуациях.
Это частные правила, которые предписывают
общеобязательный порядок поведения.

Нравственные
нормы
— правила поведения
ориентированные на моральные ценности.

Метафизические
основания этики

Если
в основе эстетических ценностей лежит
совершенство формы, то в основе
этических ценностей —совершенство
воли.

Совершенство
воли
— этодобро, сознательное
волевое устремление к абсолютно» полноте
бытия. Природа есть преимущественно
бессознательное стремление к красоте;дух — сознательное стремление
к добру, высшему благу.

Что
же такое «совершенство воли»? В какой
степени оно может быть присуще человеку?

Воля
есть высшая способность желания.

Совершенная
воля предполагает:

  1. желание
    собственного духовного блага,
    самосовершенствования, т.е. совершенный
    склад душь (совершенную добродетель).

  1. желание
    блага другому, желание руководствоваться
    в своем поведении сверхиндивидуальными,
    неэгоистическими интересами, т.е.
    совершенный мотив поведения.

Обоснование
этих начал совершенства воли и является
предметом этики, или нравственной
философии.

В
слове «этика» просматривается ее
предназначение, связанное с
совершенствованием склада души. Термин
«этика» с греческого можно перевести
на русский язык какнрав, т.е.
определенный склад души. Этика — это
то, что относится формированию,
совершенствованию склада души.

«Этика»
означает волевое устремление души к
абсолютной полно- те бытия, к высшему
благу. Это устремление души осуществляется
в условиях ее индивидуально телесной
игосударственной ограниченности.
Место пребывания души — не просто
материальный мир, ногосударственный
строй жизни.Этос души определяется
тем, что душа обитает в государстве.

Душа
в государстве
— такова исходная
позиция этики, начальная ступень волевого
устремления души к абсолютной полноте
бытия.

Аристотель,
считающийся родоначальником этической
дисциплины, устанавливает границы
этики, помещая ее между психологией
(учением о душе) иполитикой (учением
о государстве).

Этика
уходит своими корнями в психологию и
политику. Этика изначально призвана
рассматривать то, как преломляются
душевные качества в государственной
жизни, т.е. рассматривать душу сквозь
призму государства.

«Этический»
склад души
определяется государственной
целесообразностью, совершенной
способностью соответствоватьнормам
поведения и общения человека с себе
подобными.Добродетельный склад души
означает ее совершенную приспособленность
к бытию в государстве —преодоление
индивидуально телесной ограниченности,
достигаемое путем преобразования
страстей в добродетели.

Определение основных концепций деловой этики

Что такое моральное «право»?

В общем, моральное «право» — это право человека на что-то. Это дар от Бога, который исходит от человеческого существа. Когда кто-то имеет «право», это означает, что он или она может свободно выбирать, преследовать или нет определенные интересы или действия, без необходимости разрешения других. Права налагают запреты и требования к другим не вмешиваться, и именно эти запреты и требования затем позволяют людям как индивидуумам свободно выбирать, какими интересами и деятельностью они будут заниматься.

Обладание неимущественными правами обязательно подразумевает, что другие имеют определенные обязанности по отношению к носителю этого права. Например, моральное право поклоняться по своему выбору является моральным долгом других людей не вмешиваться в избранную им форму поклонения.

Что такое «отрицательные» и «положительные» права?

Отрицательные права иногда называют правом на невмешательство. Отрицательные права налагают на других людей обязанности оставить вас в покое; не останавливать и не мешать вам делать то, что, по вашему мнению, подходит вам и важно для вас.Например, у вас есть право принимать собственные решения и делать выбор в отношении своей жизни, а также право высказывать свое мнение по теме (свобода слова).

Американское общество придает большое значение правам человека, и большинство из нас понимает важность не нарушать негативные права других или права «невмешательства». Мы понимаем, что наш долг — не вмешиваться в определенные действия других людей, обладающих определенным правом.

Положительные права не просто накладывают отрицательные обязанности.Они возлагают на других обязанности, чтобы предоставить что-то правообладателю. Говорят, что другие должны предоставлять правообладателю льготы; все, что ему нужно, чтобы свободно преследовать свои интересы.

Давайте использовать, например, понятие здравоохранения. Если мы посмотрим на здравоохранение как на отрицательное право , тогда мы с вами обладаем правом невмешательства, когда дело доходит до получения медицинской помощи. Несмотря на то, что мы должны платить за медицинские услуги, мы имеем право на получение медицинской помощи.Наше право на получение медицинской помощи и право на невмешательство в это право должно быть защищено государством, чтобы никто не вмешивался или не дискриминировал нас, когда мы отстаиваем свое право на получение медицинской помощи.

Но, если здравоохранение — это положительное право , это означает, что государство обязано предоставлять нам медицинское обслуживание.

.

Поведенческая этика — развернутая этика

Обзор

Поведенческая этика изучает, почему люди принимают этические (и неэтичные) решения, которые они принимают, чтобы получить представление о том, как люди могут улучшить свои индивидуальные этические способности принятия решений и продвигать этическую культуру в организациях.

Традиционные философские подходы сосредоточены на определении теории морали и понимании самих концепций правильного и неправильного. С другой стороны, поведенческая этика изучает, как мы принимаем моральные решения, и предлагает понимание того, как мы можем быть лучшими.Это относительно новая область исследований, основанная на исследованиях из таких областей, как поведенческая психология, когнитивная наука, нейробиология и эволюционная биология. Его результаты показывают, что люди часто подсознательно находятся под влиянием психологических предубеждений, организационного и социального давления, а также ситуационных факторов, которые влияют на принятие решений и могут привести к неэтичным действиям.

В этих обучающих материалах исследуются многие концепции поведенческой этики, применимые к нашей повседневной личной и профессиональной жизни, такие как фреймворк, ролевая мораль и корыстное предубеждение.

Начните с просмотра рекомендуемых видеороликов с обзором основных концепций поведенческой этики. Чтобы копнуть глубже и узнать о многих дополнительных психологических предубеждениях, организационном давлении и ситуационных факторах, которые могут заставить кого-то бездельничать, смотреть дополнительные видео или весь плейлист.

Чтобы побудить к разговору, используйте вопросы для обсуждения, которые следуют за каждым видео. Прочтите видеообучение, чтобы узнать подробности и (часто) предложения по заданиям.

Прочтите тематические исследования, чтобы увидеть примеры того, как лидеры бизнеса, потребители, исторические деятели и другие профессионалы находились под влиянием поведенческих предубеждений и организационного давления при столкновении с серьезными моральными проблемами.Чтобы копнуть глубже, ответьте на вопросы обсуждения тематического исследования и наметьте процесс принятия этических решений, описанный в каждом конкретном случае. Примеры из практики могут начать обсуждение этики в классе.

Для дальнейшего изучения посмотрите «похожие» видео и прочтите соответствующие тематические исследования. Многие этические концепции, описанные в «Развернутой этике», работают в тандеме друг с другом, поэтому чем больше вы смотрите, тем лучше вы понимаете этические вопросы.

.

Организационная этика — раскрытая этика

Обзор

Этика является ключом к успешным организациям всех типов, от общественных групп до некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций и корпораций. Все организации сталкиваются с этическими проблемами в своей структуре управления, рабочей среде, стиле руководства и целях, которые они стремятся достичь.

Важная цель исследований поведенческой этики — найти способы структурировать организации, чтобы людям было легче делать правильные поступки, а им труднее делать неправильные поступки.

В этих ресурсах исследуются различные концепции поведенческой этики, которые, если они известны, могут помочь в развитии и поддержании этической организационной культуры. Кроме того, в этом разделе рассматриваются навыки, необходимые для того, чтобы быть этичным и эффективным членом команды.

Начните с просмотра предложенных видеороликов, которые познакомят вас с давлением, с которым люди сталкиваются в организациях, например, со склонностью быть похожими на окружающих и желанием угодить авторитету. Чтобы копнуть глубже, посмотрите дополнительные видеоролики с обзором психологических предубеждений, таких как фреймворк и ролевая мораль, которые могут препятствовать принятию этических решений и действий на организационном и индивидуальном уровне.

Чтобы побудить к разговору, используйте вопросы для обсуждения, которые следуют за каждым видео. В каждом видео есть обучающие заметки с подробностями о концепции этики и (часто) предложениями по заданиям.

Видеоролики о лидерстве предлагают передовые методы создания этической культуры и исследуют конкретные предубеждения, с которыми сталкиваются руководители организаций. Просмотрите всю серию Giving Voice to Values ​​ Series, чтобы получить подробный подход к тому, как лидерство, основанное на ценностях, поддерживает этическую организационную культуру.

Прочтите тематические исследования, чтобы изучить этические проблемы в различных организациях, включая некоммерческие, государственные и частный сектор. Чтобы копнуть глубже, ответьте на вопросы обсуждения тематического исследования и наметьте процесс принятия этических решений, описанный в каждом конкретном случае. Примеры из практики могут начать обсуждение этики в классе.

Для дальнейшего изучения посмотрите «похожие» видео и прочтите соответствующие тематические исследования. Многие из этических концепций, охватываемых Ethics Unwrapped, работают в тандеме друг с другом, поэтому чем больше вы смотрите, тем лучше вы понимаете этические вопросы.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *