Основные типы мировоззрения: Типы мировоззрения: структура, формы

Содержание

Основные типы мировоззрения в философии :: SYL.ru

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

Типы мировоззрения

Этот термин подразумевает понимание и наличие определённых знаний о нашем мире. В более широком понимании мировоззрение представляет собой отдельную систему общественных знаний и представлений о роли человека в этом мире, его отношении к самому себе, к жизни в целом, поведении, ценности и жизненной позиции.

Основные факторы мировоззрения

  1. Ценностный.
  2. Чувственно-эмоциональный.
  3. Интеллектуальный.
  4. Поведенческий, который является последствием влияния предыдущих трёх факторов.

Зачастую каждое из явлений имеет особенную, характерную только для конкретного события, структуру. Мировоззрение, его структура и типы взаимосвязаны между собой, и эту связь можно рассмотреть на примере связи мировосприятия, мироощущения и миросозерцания. Это явление многоплановое и достаточно сложное, объединяющее в себе сразу несколько факторов, которые не только влияют на становление, но и могут быть весьма противоречивыми. Типы мировоззрения формируются благодаря таким факторам, как:

  • Воля.
  • Возраст.
  • Здоровье.
  • Окружение.

Мировоззрение структура и исторические типы

Основные типы и формы мировоззрения

Изначально человек и природа были неразделимы. Созерцая окружающий мир, люди делали свои выводы и заключения, рассказывали их окружающим, тем самым формировали какое-либо общее представление о природе того или иного явления. Мысли записывались и переходили от одного человека к другому, совмещая в себе опыт и наблюдения целых поколений. Основные типы мировоззрения начали своё формирование ещё в древние века, тогда и родились многие мифы и легенды, которые дошли до нашего времени. В истории развития человека разновидности мировоззрения складывались именно путём создания мифов и легенд, многие из которых дошли до наших времён.

Исторически сложившиеся формы мировоззрения

  • Религия.
  • Мифология.
  • Философия.

Типы мировоззрения в философии

Мифология

Эта форма мировоззрения возникла в эпоху земледелия, собирательства и охоты. Древние греки понимали этот термин как рассказ или слово. В современном понимании мифы – это в первую очередь старинные рассказы о чудовищах, богах и легенды прошлых лет. В настоящее время этот термин воспринимается как сказка, фантастический рассказ, представляющий собой выдумку, с помощью которой современный человек пытается описать окружающий его мир. В действительности каждый миф со временем становится лишь сказкой и воспринимается как сказание, описывающее нечто такое, чего в нашем мире не существует. Мифы для древнего человека – то же самое, что и научная теория для современного. В сущности, мифы являются не выдумками, а, скорее, элементами реальной жизни. Природа, социум и сознание человека представляют собой единое целое. Для понимания мифологического сознания необходимо понимание реальной жизни.

Типы философского мировоззрения

Большинство мифов пытаются ответить на такие вопросы:

  • Объяснение абсолютно всех природных явлений.
  • Достижения человека и его деятельность.
  • Происхождение всех живых существ на Земле.
  • Судьба, рождение, жизнь и смерть человека.
  • Долг, восприимчивость, нравственность и этика.

Религия

В переводе с латыни означает «святость» или «благочестие» и является одной из форм мировоззрения, в основе которой лежит вера в сверхъестественный мир, играющий важную роль в жизни каждого человека. Для этого типа мировоззрения мир имеет цель и свой разумный смысл. Как и другие типы мировоззрения в философии, религия имеет свою специфическую точку отсчёта, коей является Бог как одно из основных духовных начал этого мира. Бог не только придаёт единство и целостность всему миру, но и влияет на ход мировой истории, при этом являясь высшей инстанцией и источником неиссякаемой силы и мощи. Религия полагается на образные эмоции и восприятие. Вера и культ являются основными элементами любой религии.

Основные мировые религии:

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Мировоззрение его структура и типы

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

  • Познавательный компонент, базирующийся на профессиональных, повседневных и научных знаниях. В его представлении мир является универсальным и имеет конкретно-научную картину, при этом ссылается на обобщающие результаты общественного и индивидуального познания, стиля мышления того или иного народа различных эпох.
  • Ценностно-нормативный компонент, включающий в себя идеалы, верования, ценности, убеждения и нормы. Одним из основных назначений является возможность пользоваться определёнными общественными регуляторами. Понятие «ценность» подразумевает способность какого-либо предмета отвечать потребностям человека. В социальных нормах, в отличие от ценностей, присутствует обязывающий элемент, сближающий практическое поведение человека со значимыми для него ценностями.
  • Структура и типы философского мировоззрения подразумевают наличие практического компонента, который бы не только обобщал имеющиеся знания, убеждения и ценности человека, но и приводил к реальным действиям и поступкам с их стороны. В противном случае мировоззрение носило бы, скорее, абстрактный характер. Даже если речь идёт о созерцательной позиции, всё равно происходит стимуляция одного из поведенческих типов.
  • Нормы и ценности, реализованные в практических поступках, необходимы для эмоционально-волевого освоения, что позволяет превращать убеждения и личные взгляды в реальные действия. Эта установка формируется путём приведения в действие эмоционально-волевой составляющей основного компонента мировоззрения.Основные типы мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

Основные типы мировоззрения

Основные типымировоззрения:

Ведущие
исторические

  1. Мифологическое

  2. Религиозное

  3. Философское

  4. На
    современном этапе развития мировоззрения

    Обыденное

  5. Научное

  6. Гуманистическое

Мифологическое мировоззрение —
основано на эмоционально-образном и
фантастическом отношении к миру.

Миф— особый способ описания,
объяснения и усвоения мира при помощи
наглядно-чувственных образов, которые
воспринимаются людьми как подлинная
реальность. // В мифе эмоциональный
компонент мировоззрения превалирует
над разумными объяснениями. Мифология
вырастает прежде всего из страха человека
перед неизвестным и непонятным —
явлениями природы, болезнью, смертью.
Поскольку у человечества еще не было
достаточно опыта для понимания истинных
причин многих явлений, они объяснялись
при помощи фантастических предположений,
без учета причинно-следственных связей.

Религиозноемировоззрение — основано
на вере в сверхъестественные силы.

Религия— это коллективная система
взглядов и поведения, основанная на
почитании священной реальности, с
которой люди стремятся установить и
поддерживать связь. // Она распространяет
и поддерживает образцы правильного,
нравственного поведения. Религия в
большей степени, чем миф задает дистанцию
между земной, человеческой и священной,
божественной реальностью.

Философскоемировоззрение — особый,
научно-теоретический тип мировоззрения.
Его основные черты — логичность и
последовательность, системность, высокая
степень обобщения. // Основным отличием
философского мировоззрения от мифологии
является высокая роль разума: если миф
опирается на эмоции и чувства, то
философия — прежде всего на логику и
доказательность. От религии философия
отличается допустимостью свободомыслия:
можно остаться философом, критикуя
любые авторитетные идеи, в то время как
в религии это невозможно.

Обыденное мировоззрение — опирается
на здравый смысл и житейский опыт.
Формируется стихийно в ходе практической
деятельности человека, направленной
на удовлетворение егопотребностей;

Научное мировоззрение —
основано на объективных
знаниях и представляет собой современный
этап развития философского мировоззрения.

Гуманистическоемировоззрение —
основано на признании ценности всякой
человеческой личности, се права на
счастье, свободу, развитие. Часто его
стоит рассматривать как идеал, а не как
реально существующее.

  1. Философия как рационально-теоретическое осмысление мира

Философское мировоззрение— особый,
научно-теоретический тип мировоззрения.
Его основные черты — логичность и
последовательность, системность, высокая
степень обобщения.

Функции мировоззрения до возникновения
философии выполняли мифология, религия,
а также зачатки научного знания и
обыденное знание.

Философия отличается:

  • от мифологии— высокой ролью разума:
    если миф опирается на эмоции и чувства,
    то философия — прежде всего на логику
    и доказательность;

  • от религии— допустимостью
    свободомыслия: можно остаться философом,
    критикуя любые авторитетные идеи, в то
    время как в религии это невозможно.

Процесс возникновения философии в общей
форме представляется как разрешение
противоречия между мифологическим
мировоззрением и новым мышлением,
обыденными методами познания и
достижениями наук. Мировоззрение стало
перестраиваться по законам рассудка и
в соответствии с методами рационального
постижения мира. Философия унаследовала
от мифологии ее мировоззренческий
характер, мировоззрения.

Типы мировоззрений — Студопедия

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека через систему взаимоотношений «мир — человек».

Есть «мир» и есть «человек». Можно изучать «мир», можно изучать «человека», но можно изучать три предмета: «мир», «человека» и их «отношения». Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).

Исторически сложилось шесть типов мировоззрения:

религия — религиозное мировоззрение;

искусство — образное мировоззрение;

мифология — символическое мировоззрение;

наука — научное мировоззрение;

народное сознание — народное мировоззрение;

философия — концептуальное, методологическое мировоззрение.

Здесь сделаем пояснения, касаемые общества и роли философии.

Общество — это совокупность материальных и духовных процессов. В этом плане мы не отнесем философию к материальному производству, так как ее продукты — учения, теории, идеи, концепции. Философия выступает духовной формой жизни общества.

В духовной сфере существует множество деятельностей и видов творчества: религия, искусство, психология, политология, этика, ботаника, зоология, физика, химия (на уровне теорий, концепций, законов) и другие.

Необходимо отделить философию от других форм и видов духовной деятельности. Для этого необходимо учитывать два аналитических момента:

первый — философия отличается от всех видов частного, конкретного вида духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно физические явления и химические процессы и т.д. Философию же интересует все: этическое, психическое, политическое, физическое, химическое, физиологическое, нравственное, правовое, человеческое, внечеловеческое, материальное, духовное, земное, внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всем ее интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть все то, что роднит эти явления, то, что у них общего;



второй — философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.


Вот здесь мы конкретизируем наши рассуждения понятием мировоззрение через отношения «мир — человек»:

религия изучает мир. Человека и их отношения;

искусство отражает мир, человека и их отношения;

мифология представляет мир, человека и их отношения;

наука исследует мир, человека и их отношения;

народное сознание осваивает мир, человека и их отношения.

Общее основание у всех типов мироосвоения: система «мир — человек», «космос — человек», «среда — человек», «Бог — Человек», «внеземные цивилизации — человек», «универсум — человек».

Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос…) и есть человеческое, есть «я» (человек) и есть «не я» (внечеловеческое). Их отношение — это основной вопрос любого мировоззрения или мироосвоения.

Все дело в том, с каких позиций мы подходим, что нам интересно, какой аспект, какой ракурс мы избираем.

Итак, общий мировоззренческий предмет один — система отношений «мир — человек», «не я — я». Какие же мировоззренческие особенности в каждой их форм мироосвоения?

Народное мировоззрение — это традиционное мировоззрение, это система традиций, это фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе, через призму житейского опыта.

Религия — это догматическое мировоззрение, это система догм, постулатов принимаемых на веру, это фиксация сверхестественного в отмеченной нами системе. Религия базируется на вере, потому что не стремится убеждать, доказывать и даже являть. «Верую, потому что абсурдно», — весьма точно выразил эту сущность К. Тертуллиан. А это неизбежно и придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов.

Искусство — это образное мировоззрение, система образов, отражение системы «Я — не Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие «образа» так же важно для искусства, как понятие догмы в религии или концепции в философии.

Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889 годы — публицист литературный критик, писатель. В 1856-1862 г.г. один из руководителей журнала «Современник», в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х г.г. В 1862 г. арестован по обвинению в связях с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Считал, что через крестьянскую общину возможен переход к социализму. Один из родоначальников народничества. Социалистические идеалы нашли отражение в романах «Что делать?» и «Пролог». Писал труды по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма.
 

Наука — это номологическое (греч. nomos – закон) мировоззрение, система законов, отражение закономерного в системе «универсум — человек». Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки — математики, физики, квантовой механики, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.

Мифология — это символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (т.е. бессознательно системной) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных связях и отношениях. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое — это мифы, легенды, сказки, сказания, былина, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология — начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы «универсум — человек».

Философия — это концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-логическое осмысление системы «универсум — человек».

Главное для философа не постулировать догмы, не творить образы, не открывать законы, не утверждать традиции, не продуцировать символы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепция мира, мироздания, концепция человека, концепция системного подхода, концепция религии, концепция научного моделирования, концепция оборонно-конверсионной деятельности…

Концепция — это абстрактно-теоретическое, понятийно-логическое построение, динамика идеи, научный замысел проблемы.

Основные направления философии.

Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так мгновенно появилась потребность теоретически определить систему отношений «универсум — человек», поэтому история философии и представлена как крупными концептуальными построениями — материализмом и идеализмом, так и достаточно многочисленными школами и течениями в рамках этого основного философского направления.

Материалисты — Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В основе универсума лежит материальное начало — природа, воздух, вода, огонь, атом, апейрон, материя. Человек — порождение закономерно развивающейся материи. Он субстанциален и атрибутивен, обладает сознанием. В основе всего сущего лежат материальные, а не духовные явления. Бытие человека определяет его сознание, а образ жизни способствует развитию его мышления.

Идеалисты — Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский. В основу универсума положено духовное начало — идея, Бог, мировая воля, дух. Человек — порождение некоего духовного начала, а не объективного мира. Весь предметный мир производен от объективного (мировой дух, Бог) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Мышление человека определяет образ его жизни.

Дуалисты — Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, Х Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, не зависимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.

Диалектики — Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Основной принцип диалектики — в универсуме и человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Метафизики — П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс. Смысл метафизического подхода в том, что в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики) или все течет, все изменчиво, нет ничего постоянного (релятивисты).

Эклектики — Н. Бухарин, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определенного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностики — философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это — Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностики — Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Философы, которые отрицали возможность познания мира человеком. Они ставили под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).

Скептики — Секст Эмпирик, Д. Юм. В их понимании однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир?» быть не может, потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Это значит, что мир и познаваем, и не познаваем. У этой группы философов постоянные сомнения и в том, и в другом.

Монисты — Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Объяснение мира, универсума, человека возможно на основе единого принципа: материального или идеального. Вся система философии должна быть построена на общем основании.

Феноменологи — Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти. Их позиции в отношении универсума и человека субъективно-идеалистически: «нет объекта без субъекта». Философская система построена на «интенциональности сознания», то есть его направленности на объект. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов.

Вопросы для самоконтроля

Что собою представляет философия в целом?

Категории философии.

Предмет философии.

Сущность основного вопроса философии.

Смысл системы отношения «универсум — человек».

Метод философии.

Функции философии.

Основные проблемы философии.

Типы мировоззрений.

Основные направления философии.

Литература

Гегель Г.В.Ф. Введение//Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т. 1. М., 1975.

Всемирная энциклопедия: Философия/ А.А. Грицанов. – М., Мн., 2001.

Зеленов Л.А. Система философии. Н.Новгород, 1991.

Зеленов Л.А. Четыре лика философии: Учебное пособие. – Н. Новгород, 1999.

Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М., 2000.

Зеленов Л.А. Введение в общую методологию: Монография. – Н. Новгород, 2002.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990.

Новейший философский словарь. Мн., 2001.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Философия: Курс лекций под редакцией В.Л. Калашникова. М., 1997.

Философия: Учебник. Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. – М., 2001.

Г Л А В А II

2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Мировоззрение
— система представлений о мире и о месте
в нём человека, об отношении человека
к окружающей его действительности и к
самому себе, а также обусловленные этими
представлениями основные жизненные
позиции и установки людей. Мировоззрение
— образование интегральное (синтезирующее).
В нем принципиально важна связь его
компонентов, их «сплав» (компонентами
его являются образы, представления,
рациональные понятия, эмоциональные
переживания, ценности, волевые установки,
разнородные «блоки» знаний,
настроений, стремлений, надежд),
предстающий как более или менее целостное
понимание людьми мира и самих себя. И
как в сплаве различные сочетания
элементов, их пропорции дают разные
результаты, так нечто подобное происходит
и с мировоззрением.

В
качестве субъекта мировоззрения реально
выступают общество в целом, класс,
социальная группа и личность. Говоря о
мировоззрении в большом общественно —
историческом масштабе, имеют в виду
преобладающие на том или ином этапе
истории предельно общие убеждения,
принципы познания, идеалы и нормы
жизнедеятельности, то есть выделяют
общие черты интеллектуального,
эмоционального, духовного настроя той
или иной эпохи (в этом плане можно вести
речь об античном, греко-римском
мировоззрении, средневековом мировоззрении,
Возрожденческом, Новоевропейском,
Просвещенческом и др.).

В
состав мировоззрения входят и играют
в нем важную роль обобщенные знания —
повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные. Чем солиднее
запас знаний в ту или иную эпоху, у того
или иного народа или отдельного человека,
тем более серьезную опору может получить
соответствующее мировоззрение.

Существуют
три основных типа мировоззрения —
житейское (обыденное), религиозное и
философское.

Житейское
(обыденное) мировоззрение порождается
непосредственно условиями жизни и
передающимся из поколения в поколение
опытом людей. В категориальном строе
этого типа мировоззрения отражаются
представления здравого смысла,
традиционные взгляды о мире и человеке.

Религиозное
(мифологическое) мировоззрение даёт
специфически — преобразованную картину
мира, связанную с признанием
сверхъестественного мирового начала,
и выражается преимущественно в
эмоционально-образной форме (опирается
на веру).

В
философском мировоззрении теоретически
обобщается опыт духовного и практического
освоения мира. Опираясь на достижения
наук о природе и обществе (естественных
и гуманитарных наук), философия создаёт
новые умозрительные (понятийные,
категориальные) модели мира. На основе
рационального осмысления культуры
философия вырабатывает мировоззренческие
ориентации, осуществляет свою
прогностическую функцию (предвидеть,
прогнозировать события). Опора философского
мировоззрения — разум.

Мировоззрение
— это не только содержание, но и способ
осознания действительности, а также
принципы жизни, определяющие характер
деятельности. Важнейший компонент
мировоззрения составляют идеалы как
решающие жизненные цели. Содержание
сознания превращается в мировоззрение
тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, полной и непоколебимой
уверенности.

В
сословном, классовом обществе каждый
класс имеет своё специфическое
мировоззрение (социальные стереотипы),
выражающее его ценности и ориентации.
Вместе с тем в ходе развития общества
вырабатываются общечеловеческие
гуманистические ценности. В зависимости
от того, совпадают ли интересы даного
слоя, класса, сообщества, социальной
группы с объективной тенденцией
исторического развития, с данными науки
и общественной практики или нет, его
мировоззрение по своему содержанию,
общественной значимости может быть
научным или ненаучным, материалистическим
или идеалистическим, атеистическим или
религиозным, революционным или
консервативным.

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы — Студопедия

Способность к разумному мышлению не является врождённой, её необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоёние достижений философской культуры, в центре которой стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии — помочь человеку ([8.1) ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.Поэтому центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Основные типы мировоззрения

Мировоззрение
Повсёдневное
(обыденное)
Религиозное Философское Научное
Здравый смысл, стихийные, не систематизированные, традиционные представления о мире Признание сверхъестественного мирового начала, выраженное в иррациональной и эмоционально-образной формах Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе, и обладаёт определённой мерой логической доказательности Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук
Мироощущение
Мировосприятие
Миросозерцание
 
Миропонимание
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций Понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения

Можно сказать, что мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своёго места в нём. Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов: знания, имеющие своей опорой истину, ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту; программы действий, стиль поведения.Мировоззрение имеёт два аспекта – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием. Эти три уровня и составляют структуру мировоззрения. Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Исторические формы мировоззрения

Религия Мифология Философия
Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей Миф – ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии Система общих теоретических взглядов на мир, на место в нём человека

Формы общественного сознания
 
Опирается на веру как способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующеё его внутреннеё состояние  





Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы доказательства

Каждый тип мировоззрения выполнял свою функцию в определённых исторических условиях. Так, миф возникает в условиях резкого расширения социальных и познавательных горизонтов, к которому оказывается не готово человеческого сознание. В этой ситуации всё мировое пространство делится на две большие разновидности – моё и чужое. В моём пространстве я понимаю происходящеё, могу рационально его обосновать. В чужом пространстве я не могу и не пытаюсь понять происходящеё. Оно находится за пределом моего сознания. Однако с ним можно договориться. Договор с неизвестным и непонимаемым миром – основа мифологического мышления. В силу того что чужой мир невозможно понять, мифологическое мышление неподконтрольно разуму, его нельзя опровергнуть с помощью логики. В него просто верят. И через эту веру соединяют видимый (свой) мир и невидимый (чужой) мир. Религиозное мировоззрение возникает в ситуации культурной или социальной катастрофы, когда сознание не может вынести ужас внешнего мира. В подавляющем большинстве религий видимый мир просто отрицается. Он только страшное испытание на пути к настоящей жизни.Философское мировоззрение является теоретическим выражением отношения мира и человека, бытия и сознания. Философия возникает как особая форма общественного сознания и самосознания человека. Этот научно-теоретический тип мировоззрения отличается рациональностью, системностью, широтой обобщения идей, теоретических принципов, законов и категорий.В XV –XVII вв. в Европе возникает новый тип мировоззрения – наука. В отличие от первых двух наука не признавала «невидимого мира». Невидимый, запредельный мир с точки зрения науки – это мир, куда не дошёл ещё познающий разум человека. 1.3. Структура философской картины мираКартина мира –это философская категория, представляющая собой идеальную модель самого широкого реального объекта ([4.1)– целостного мира. Картина не просто модель, она возникает потому, что её функция в процессе познания – показать, каким предстает мир перед нашим сознанием. При этом особо акцентируется то, с помощью каких средств создаётся эта картина, какова технология её создания.В отличие от мировоззрения картина мира изначально содержит в себе момент рефлексии (размышления,самоанализа) над основами Бытия, содержит «вечные вопросы» о мире и месте в нём человека. Ответы на эти вопросы позволяют искусственно воссоздать целостность мира. Но это искусственное воссоздание даёт возможность человеку естественно жить и поступать.

1.4. Основной вопрос философии

Уже давно было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности. И в самом деле, внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделённого сознанием, к объективному, реальному миру, связано с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоёния мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющеё, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма (философское направление, которое исходит из того, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующеё материи и создающеё её). В ряде моментов он перекликается с религией ([1.2).

Философы же, бравшие за основу природу, материю ([3.3), объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания ([7.1), примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу. Существование этих противоположных направлений – факт истории философской мысли.

Однако изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почём у и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и нередко бывало так, что в течение долгого времени этот вопрос чётко не ставился, не обсуждался философами. Полярность «материальное – духовное» то выступала отчётливо, то отступала в тень. Её «стержневая» роль для философии была осознана не сразу, для этого потребовались долгие века. В частности, она отчётливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (XVII–XVIII века), её активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук – с другой.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными вопросами. Он носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное – духовное», «объективное – субъективное» составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления, независимо от того, отдают ли себе в этом отчёт те, кто философствуют. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в вопрос, а с переводом в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Вот почёму эти понятия, значимые лишь в паре, в их полярной соотнесённости, охватывают всё поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу. В самом деле, наиболее общими предпосылками человеческого существования служат наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны, и людей – с другой. Всё же остальное оказывается производным, осмысливается как результат практического и духовного освоёния людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений «мир – человек» можно выделить три основных: познавательные ([4.1), практические и ценностные отношения ([9.1). В своё время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для фило

софии в самом высоком «всёмирно-гражданском» её смысле – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?[1]

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь, – это вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живём? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались всё новые области научных знаний и практики. Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления – первых зрелых форм теоретической мысли.

При этом на долю философии выпали особые познавательные задачи. В разные периоды истории они принимали различный вид, но всё же сохранялись и некоторые устойчивые их черты. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берёт на себя постижение самых общих принципов, начал всего сущего.

И. Кант усматривал основную задачу философского познания в синтезе разнообразных человеческих знаний, в создании их всёохватывающей системы. Отсюда важнейшим делом философии он считал две вещи – овладение обширным запасом рациональных (понятийных) знаний и «соединение их в идее целого». Лишь философия способна, по его убеждению, придать «всём другим наукам систематическое единство».

Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в малом «радиусе», ближнём «горизонте», но и во всё более широком охвате с выходом в неведомые, недосягаемые для человеческого опыта области пространства и времени. Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. Такая склонность присуща в той или иной степени каждому человеку.

Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте ([5.1). По сути, речь идёт о способности интеллекта к сверхопытному знанию. В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества) объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Опыт не даёт такого знания, а философская мысль, формируя общеё миропонимание, обязана как-то справиться с этой сложнейшей задачей, по крайней мере постоянно прилагать к этому свои усилия.

В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм (от греч. а – отрицание и gnosis – знание; недоступный познанию). Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно – такова уж природа философии. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума, он всё же пришёл к выводу о существовании границы познания. Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда осознаётся. Но сегодня он приобретает особую актуальность. Позиция Канта, по сути, была мудрым предостережением: человек, многое зная, умея, ты всё же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда , будь же осторожен! Предостережение Канта об опасности настроений всёзнайства становится особенно понятным в современных условиях.

Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через всё последующие века. Ярким его выразителем опять-таки явился Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он без колебаний вынес на первый план практический разум – то, чём у в конечном счёте служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения: «…мудрость… вообще-то больше состоит в образе действий, чём в знании…»[2]. Подлинный философ, на его взгляд, – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом.

Философия в самом высоком её значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня всё стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извечные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с моральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением. Понятие высших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на человеке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом.

Понимание сути философии убеждаёт в том, что начатый ещё в античности ([2.2) поиск мудрости, неразрывной связи человеческого разума и нравственности не угас. Но размышления о задачах философии на этом не завершились. Более того, время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпаны.

1.5. Методы философии

Диалектика— вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учётом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика— противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины.

Догматизм— восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Релятивизм— интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика– построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика— выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Герменевтика— метод прочтения и истолкования смысла текстов.

***

Таким образом, философия – теоретически осмысленное мировоззрение, которое подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем. Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой часто проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что есть загадки природы, которые не могут быть разгаданы человеком и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда исходит система ценностей, положение по отношению к другим людям и т. Д. Его основа — вера в сверхъестественные силы, поклонение и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он жил

.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мировоззрение человека — это его личное понимание того, почему существует наш мир и как люди должны здесь жить — как это делают люди.

Презентация на тему: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мировоззрение человека — это его личное понимание того, почему существует наш мир и как люди должны здесь жить — так, как люди». — Стенограмма презентации:

1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мировоззрение человека — это его личное понимание того, почему существует наш мир и как люди должны здесь жить — как люди видят мир и думают о своей цели пребывания здесь.

WORLDVIEW DEFINITION

2

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ WORLDVIEW, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НИЖЕ, ПРОТИВОРЕЧИВАЮТ ТРЕМ ОБЩИМ СПОСОБАМ МЫШЛЕНИЯ. ЕСТЬ РАЗНООБРАЗНЫЕ АДАПТАЦИИ И КОМБИНАЦИИ ЭТИ ОБЩИХ ПОНИМАНИЙ МИРА. Индивидуалистический Гуманистический Религиозный Я Я БОГ + + Другие Я + Другие Безграничная свобода = Ограниченная свобода = Ограниченная свобода Пример: АНАРХИЯ Пример: ДЕМОКРАТИЯ Пример: ТЕОКРАТИЯ (Никто не правит) (Правила большинства) (Бог правит)

THE DIFFERENT TYPES OF WORLDVIEW SHOWN BELOW CONTRAST THREE GENERAL WAYS OF THINKING. THERE ARE A VARIETY OF ADAPTATIONS AND COMBINATIONS OF THESE GENERAL UNDERSTANDINGS OF THE WORLD.

3

Составьте список того, как вы хотите проводить время на старшем курсе, прежде чем получить диплом Что для вас важно? Теперь составьте список того, как вы в среднем проводили время за последнюю неделю.Пересекались ли какие-либо элементы из этих двух списков? Насколько хорошо ваши обязательства соответствуют вашим целям?

Make a list of how you want to spend your time in your senior year before graduating What Matters To YOU

4

Выберите пять слов, которые лучше всего описывают ваши основные ценности
Вдохновляющий Страстный Уважительный Спортивная форма Отважный Образованный Уважаемый Любящий Воспитание Здоровый Надежный Надежный Верный Преданный Непредубежденный Последовательный Последовательный Честный Эффективный Достоинство Новаторский Творческий Юмористический Веселые Приключенческие Мотивированные Положительный Оптимистичный Богатство Превосходство Семья

Choose five words that best describe your core values

5

Вы можете привести пример?
Как вы можете справиться с ситуацией, когда ваши основные ценности вступают в противоречие друг с другом? Вы можете привести пример?

Can you think of an example

6

Курс по этике и религиозным культурам признает, что люди выбирают, как понимать мир, и что каждый тип выбора имеет последствия, влияющие на то, как мы относимся к себе и другим.Поскольку мы живем в одном мире вместе, крайне важно, чтобы мы понимали разные мировоззрения и осознавали, как наш выбор и отношение (ЭТИКА) влияют на то, как мы все живем.

8

Послушав эту историю, что бы вы сказали больше всего для бизнесмена, а что для молодого рыбака? (Стоимость)

9

По вашему мнению, откуда, по вашему мнению, могут возникнуть эти противоречивые чувства, суждения и поведение каждого из этих мужчин? (Точка зрения)

11

Как вы предвидите, что на точку зрения каждого человека повлияет мнение другого? (Мировоззрение)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *