Основные виды мышления: Виды мышления — Студопедия
Основные виды мышления — Студопедия
В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Некоторые авторы выделяют теоретическое мышление, которое может быть понятийным и образным.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.
Суждение – это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты практической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичными и общими. Высказывая суждения мы рассуждаем о предметах и явлениях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появляются новые знания, которые существуют теперь в форме умозаключений. Умозаключение– это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение.
Индуктивное умозаключение – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. Дедуктивное умозаключение – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления единичного и общего суждения. На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и об их связях с другими явлениями.
Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции (умственные действия): анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.
Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п. Познавательное значение анализа связано с
Виды мышления и их особенности — Студопедия
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям».
Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.
Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Некоторые ученые на основании трех признаков — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление.
Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.
Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.
В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других.
3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.
Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.
В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различ
Основные виды и формы мышления в психологии, его определение и понимание
В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.
Определение термина
Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.
Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.
Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:
- понимание разных людей друг друга;
- средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.
Основные виды мышления
Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:
- Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
- Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
- Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
- Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
- Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
- Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
- Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
- Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
- Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
- Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
- Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
- Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
- Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.
Пралогическое мышление
Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.
Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.
Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.
Иная классификация видов мышления
Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.
Блок 1
Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.
Визуальное характ
Виды мышления — Студопедия
Операции процесса мышления.
Мышление — психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.
Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.
Синтез — мысленное соединение частей в единое целое. Так же как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.
Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.
Абстракция (отвлечение) — мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств; признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно — значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим.
Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.
Систематизация (классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий (деление категорий по существенному признаку).
Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление — база для формирования словесно — логического мышления.
Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление — вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.
Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному.
Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий. Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности.
У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.
Тема 10. Мышление. Основные мыслительные операции. Формы и виды мышления.
Мышление
– высший познавательный процесс,
наиболее обобщенная и опосредованная
форма психического отражения,
устанавливающая связи и отношения между
познаваемыми объектами.
Мышление
представляет собой порождение нового
знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление порождает
такой результат, какого ни в самой
действительности, ни у субъекта на
данный момент времени не существует.
Таким
образом, мышление можно понимать как
получение новых знаний, творческое
преобразование имеющихся представлений.
Отличие
мышления от других психологических
процессов состоит в том, что оно почти
всегда связано с наличием проблемной
ситуации, задачи, которую нужно решить,
и активным изменением условий, в которых
эта задача задана.
Мышление
— это движение идей, раскрывающее суть
вещей. Его итогом является не образ, а
некоторая мысль, идея.
Основные виды мышления
Вид | Характеристика |
Теоретическое понятийное | В |
Теоретическое образное | Отличается |
Эти два вида разные, | |
Наглядно-образное | Мыслительный |
Наглядно-действенное | Процесс |
Заметим,
что перечисленные виды мышления выступают
одновременно и как уровни его развития.
Теоретическое
мышление
считается более совершенным,
41 Понятие мышления
Понятие
мышления. Виды мышления и возможности
их классификации.
План
ответа
Понятие
мышления.Понимание
мышления.Проблемный
характер мышления. Фазы мыслительного
процесса.Мыслительные
операции. Формы мышления.Обобщенность
и опосредованность мысли.
Виды
мышления.Возможности
классификации.
Ответ:
Понятие
мышления.Понимание
мышления.
Мышление
в отличие от других процессов совершается
в соответствии с определенной логикой.
Мышление
– психический процесс обобщенного и
опосредованного отражения устойчивых
закономерных свойств и отношений
действительности, осуществленных для
решения познавательных проблем,
систематической ориентации в конкретных
ситуациях. Мыслительная деятельность
– система мыслительных действий,
операций для решения определенной
задачи.
Существуют
разные психологические теории мышления.
Согласно ассоцианизму само мышление
не является особым процессом и сводится
к простому сочетанию образов памяти
(ассоциациям по смежности, сходству,
контрасту). Представители вюрцбюргской
школы считали мышление особым видом
психических процессов и отделяли его
от чувственной основы и речи. Согласно
психологии мышление совершается в
замкнутой сфере сознания. В итоге
мышление сводилось к движению мыслей
в замкнутых структурах сознания.
Материалистическая психология подошла
к рассмотрению мышления как к процессу,
который формируется в общественных
условиях жизни, приобретая характер
внутренних «умственных» действий.
Мышление
— высшая ступень человеческого познания.
Позволяет получать знание о таких
объектах, свойствах и отношениях
реального мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты на чувственной
ступени познания. Формы и законы мышления
изучаются логикой, механизмы его
протекания психологией и нейрофизиологией.
Кибернетика анализирует мышление в
связи с задачами моделирования некоторых
мыслительных функций.
Проблемный
характер мышления. Фазы мыслительного
процесса.
Мышление
носит активный и проблемный характер.
Оно направлено на решение проблем.
Выделяют такие фазы мыслительного
процесса:
Осознание
проблемной ситуации – возникает
осознание наличия информации о дефиците.
Не стоит думать, будто это есть начало
мышление, ведь осознание проблемной
ситуации уже включает в себя предварительный
мыслительный процесс.Осознание
наметившегося решения как гипотезы –
включает в себя поиск вариантов решения.Фаза
проверки гипотез – ум тщательно
взвешивает все «за» и «против» своих
гипотез и подвергает их всесторонней
проверке.Решение
проблемы – получение ответа на
поставленный вопрос или решение
поставленной задачи. Решение фиксируется
в суждении по данному вопросу.
Мыслительные
операции. Формы мышления.
1.
Анализ – разложение целого на части
или свойства (форма, цвет и т.д.)
2.
Синтез – мысленное объединение частей
или свойств в единое целое
3.
Сравнение – сопоставление предметов
и явлений, нахождение сходства и различия
4.
Обобщение – мысленное объединение
предметов и явлений по их общим
существенным признакам
5.
Абстрагирование – выделение одних
признаков и отвлечение от других.
6.
Конкретизация — это процесс противоположный
абстракции. Мы используем конкретные
явления.
Эти
операции не просто различные рядоположные
и независимые варианты умственных
действий, а между ними существуют
отношения координации, поскольку они
являются частными, видовыми формами
основной, родовой мыслительной операции
опосредования. Более того, произвольная
регуляция мышления создает возможность
обратимости операций: расчленение и
соединение (анализ и синтез), установление
сходства и выявление различий (или
сравнение: если A>B,
то B<A),
обобщение и конкретизация (родо-видовые
отношения)
Понятие
и научное познание.
Наше мышление будет тем точнее, чем
более точные и бесспорные понятия мы
связываем. Понятие возникает из обычного
представления путем уточнения, оно
является результатом процесса мышления,
с помощью которого и ребенок и взрослый
открывает взаимосвязи между предметами
и событиями.
Формы
– суждение, умозаключение, понятие,
аналогия.
Обобщенность
и опосредованность мысли.
Мышление
как высшая форма познавательной
деятельности человека, позволяет
отражать окружающую действительность,
обобщать и устанавливать связи и
отклонения между предметами и явлениями.
Обобщенность мысли представлена
вычленением общих отношений посредством
операции сопоставления. Мышление – это
движение мысли, раскрывающей связь,
которая ведет от отдельного (частного)
к общему. Обобщенности способствует
то, что мышление носит знаковый характер,
выражается словом. Слово делает
человеческое мышление опосредованным.
Мышление опосредованно действием.
Виды
мышления.
Абстрактное
мышление
– мышление с использованием понятий,
сопутствующих символизацией. Логическое
мышление
– вид мыслительного процесса, в котором
используются логические конструкции
и готовые понятия. Соответственно,
абстрактно
–
логическое
мышление
– это особый вид мыслительного процесса,
который заключается в использовании
символичных понятий и логических
конструкций.
Дивергентное
мышление
– особый вид мышления, который
предполагает, что на один и тот же вопрос
может быть множество одинаково правильных
и равноправных ответов. Конвергентное
мышление
– вид мышления, который предполагает,
что существует лишь одно правильное
решение проблемы. (может быть синонимом
«консервативного» и «ригидного»
мышления)
Наглядно
– действенное мышление
– особый вид мыслительного процесса,
суть которого заключается в практической
преобразовательной деятельности,
осуществляемой с реальными предметами.
Наглядно
– образное мышление
– особый вид мыслительного процесса,
суть которого заключается в практической
преобразовательной деятельности,
осуществляемой с образами. Связано с
представлением ситуаций и изменений в
них. Образное
мышление
– это мышление, в котором используются
образы.(образная логика играет ведущую
роль)
Практическое
мышление
– вид мыслительного процесса, который
направлен на преобразование окружающей
действительности на основе постановки
цели, выработки планов, а также восприятия
и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое
мышление
– один из видов мышления, который
направлен на открытие законов, свойств
объектов. Теоретическое мышление – это
не только оперирование теоретическими
понятиями, но и тот мысленный путь,
который позволяет прибегнуть к этим
операциям в конкретной ситуации. Пример
теоретического мышления – фундаментальные
научные исследования.
Творческое
мышление
–
один из видов мышления, характеризующейся
созданием субъективно нового продукта
и новообразованиями в ходе самой
познавательной деятельности по его
созданию. Эти новообразования касаются
мотивации, целей, оценок и смыслов.
Мышление творческое отличается от
процессов применения готовых знаний и
умений, называемых мышлением репродуктивным.
Критическое
мышление
– представляет
собой проверку предложенных решений с
целью определения области их возможного
применения.
Пралогическое
мышление—
понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для
обозначения раннего этапа развития
мышления, когда формирование его основных
логических законов еще не завершено –
существование причинно-следственных
связей уже осознано, но сущность их
выступает в мистифицированной форме.
Явления соотносятся по признаку
причины-следствия и тогда, когда просто
совпадают во времени. Партиципация
(сопричастность) событий смежных во
времени и пространстве служит основой
для объяснения большинства событий,
происходящих в мире. Человек при этом
предстает тесно связанным с природой,
особенно с животным миром.
При
мышлении пралогическом природные и
социальные ситуации осознаются как
процессы, идущие под покровительством
и при противодействии незримых сил –
магическое мировоззрение. Леви-Брюль
не связывал пралогическое мышление
исключительно с ранними этапами
формирования общества, допуская, что
его элементы проявляются в сознании
обыденном и в более поздние периоды
(бытовые суеверия, ревность, страх,
возникающие на основе парципации, а не
логического мышления)
Вербально
–
логическое
мышление
–
один
из видов мышления с использованием
понятий, логических конструкций.
Функционирует на базе языковых средств
и представляет собой самый поздний этап
исторического и онтогенетического
развития мышления. В его структуре
формируются и функционируют различные
виды обобщений.
Пространственное
мышление
– совокупность
мысленных последовательно-операциональных
пространственных преобразований и
симультанного образного виденья объекта
во всем многообразии и изменчивости
его свойств, постоянное перекодирование
этих различных мысленных планов.
Интуитивное
мышление
–
один из видов мышления. Характерные
черты – быстрота протекания, отсутствие
четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое
и аутическое мышление.
Последнее связано с уходом от
действительности во внутренние
переживания.
Также
существует непроизвольное и произвольное
мышление.
Возможности
классификации.
(Л.Л.
Гурова) принятой классификации видов
и форм мышления, отвечающей современной
теории мышления, не существует. Так,
неверно устанавливать разделительную
границу между теоретическим и практическим
мышлением, образным и понятийным, как
это делается в старых учебниках
психологии. Виды мышления следует
различать по содержанию совершаемой
деятельности – решаемых в ней задач, а
формы мышления, по-разному связанные с
содержанием, — по характеру выполняемых
действий и операций, их языку.
Могут
выделять таким образом:
по
форме:
наглядно-действенное, наглядно-образное
– абстрактно-логическое;по
характеру решаемых задач:
теоретическое – практическое;по
степени развернутости:
дискурсивное – интуитивноепо
степени новизны:
репродуктивное – продуктивное.
Вопрос 13 Определение мышления. Виды и процессы, основные подходы к изучению. Мышление и интелект.
Мышление —
опосредованное и обобщённое отражение
действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Виды
мышления:
Теоретическое
мышление—
выведение одних знаний из других,
обоснование, формулирование теории,
объясняющей явления действительности,
определение понятий.
Практическон
мышление —
решение некоторой практической,
жизненной задачи — это мышление содержит
в себе и умственные, и практические
действия человека.
Творческое
мышление –
порождает новый, ранее неизвестный
материальный или идеальный продукт.
Репродуктивное
мышление—
имеет дело с такими задачами, решение
которых когда-то уже было найдено. В
результате такого мышления ничего
нового не создается. Его иногда называют
нетворческим.
Интуитивное
мышление—
заключается в особой интеллектуальной
способности человека и особом чувстве
— интуиции.
Логическое
мышление—
хорошо осознается как процесс и
доказывается и проверяется с точки
зрения его правильности или ошибочности.
Аутестическое
мышление
не всегда открывает истину человеку
или приводит к правильному решению.
Это мышление слабо ориентируется на
реальную действительность либо вообще
не принимает ее в расчет, т.е. решает
задачи без опоры на объективные жизненные
обстоятельства.
Реалистическое
мышление
—всегда руководствуется реальной
действительностью, реалиями, ищет
решение задач, изучая эти реалии, и
найденное решение, как правило,
соответствует реальной действительности.
Наглядно-действенное,—.
Его процесс сводится к реальным действиям
человека над предметами. Здесь задача
решается за счет практических манипуляций
с предметами, перемежающихся восприятием
и оценками того, что получается в
результате.
При наглядно-образном
мышлении
задачи решаются путем внутренних
психологических действий.
Высший по уровню
развития вид мышления — словесно-логический.
Этот вид имеет дело с понятиями о
предметах и явлениях, он полностью
протекает во внутреннем плане и для
него обязательной является опора на
наглядно воспринимаемую ситуацию.
Процессы
словесно-логического мышления —
внутренние размышления человека, где
он действует с понятиями по законам
логики. Это рассуждения или суждения.
Суждение — выс
Мышление, Понятие мышления, Типы мышления
Глава 10. Мышление
Все сомневаются в его памяти и никто не сомневается в его способности судить.
Ла-Рошфуко
Концепция мышления
Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением реальности.
Мы прибегаем к помощи мышления, когда не можем получить информацию, основываясь только на работе органов чувств. В таких случаях вы должны получать новые знания путем размышлений, построения системы выводов.Итак, посмотрев на градусник, подвешенный за окном, узнаем, какая температура воздуха на улице. Чтобы получить эти знания, вам не нужно выходить на улицу. Увидев сильно покачивающиеся верхушки деревьев, делаем вывод, что ветер дует на улице.
В дополнение к двум общепринятым характеристикам мышления (обобщению и посредничеству) важно указать еще на две его особенности — связь мышления с действием и с речью.
Мышление тесно связано с действием.Человек осознает реальность, влияет на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или мышлением действия; действие — это первичная форма существования мышления. Первичная форма мышления — это мышление в действии или действии. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. Д.) Сначала возникли как практические операции, а затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и только потом было выделено в самостоятельную теоретическую деятельность.
Характеризуя мышление, важно указать на связь между мышлением и речью. Мы думаем словами. Высшая форма мышления — словесно-логическое мышление, благодаря которому человек становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать концепции, делать выводы и решать сложные абстрактные проблемы.
Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте испытуемый фиксировал язык (зажимал зубы), качество и количество решаемых задач ухудшалось.
Интересно, что любое предложение решить сложную проблему вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не проявляются в форме внешней речи, но всегда предшествуют ей. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при любой интеллектуальной деятельности (даже той, которая ранее считалась невербальной) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.
Типы мышления
Генетическая психология различает три типа мышления: наглядно-эффективное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Особенности визуально-эффективного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования предметами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладываясь друг на друга или ставя один на другой; он анализирует, разбивая игрушку на части; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «домой»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету.Ребенок не ставит перед собой целей и не планирует своих действий. Ребенок думает, что играет. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому такое мышление еще называют ручным. Не следует думать, что у взрослых не бывает визуально-эффективного мышления. Он часто используется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или, при необходимости, с использованием незнакомой техники) и становится необходимостью, когда невозможно заранее полностью предоставить результаты каких-либо действий.
Визуально-образное мышление связано с манипуляциями с изображениями. Он позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные изображения, представления о явлениях и объектах. Визуально-образное мышление наиболее полно воссоздает многообразие различных характеристик предмета. На изображении может одновременно фиксироваться видение объекта с нескольких точек зрения. В этом качестве визуально-образное мышление почти неотделимо от воображения.
В простейшем виде наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников 4-7 лет.Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и при изучении предмета ребенку не нужно прикасаться к нему руками, а ему необходимо отчетливо воспринимать и визуализировать этот предмет. Именно визуализация — характерная черта мышления ребенка в этом возрасте. Это выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок воспринимает только визуально воспринимаемые знаки вещей.Все доказательства ясны, конкретны. Видимость, кажется, опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему лодка плывет, он может ответить: потому что он красный или потому что это лодка Бовин.
Взрослым также нравится наглядно-образное мышление. Итак, приступая к ремонту квартиры, мы можем заранее представить, что из этого выйдет. Изображения обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения проблемы. Визуально-образное мышление позволяет придумывать образ таких вещей, которые сами по себе невидимы.Таким образом были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т. Д. В этих случаях изображения условные.
Вербально-логическое, или абстрактное, мышление — новейшая ступень в развитии мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических построений, иногда не имеющих прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т. Д.). Благодаря словесному и логическому мышлению человек может устанавливать самые общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
В процессе мышления можно выделить несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Сравнение — мышление сравнивает вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ — мысленное расчленение объекта, явления или ситуации с целью выделения составных элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез — это процесс, обратный процессу, который восстанавливает целое, находя важные связи и отношения.Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому примечанию целого к сумме частей, синтез также невозможен без анализа, поскольку он должен восстанавливать целые части, выделенные анализом. Некоторые люди в хранилище мыслей склонны анализировать, в то время как другие склонны к синтезу. Абстракция — это выделение одной стороны, свойств и отвлечение от других. Начиная с выбора индивидуальных сенсорных свойств, абстракция затем переходит к выделению несенсорных свойств, выраженных в абстрактных концепциях.Обобщение (или обобщение) — это отказ от единичных атрибутов при сохранении общего, с раскрытием существенных связей. Обобщение можно произвести путем сравнения, в котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение — две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса, посредством которого мысль идет к знанию.
Процесс словесно-логического мышления протекает по определенному алгоритму. Вначале человек рассматривает одно предложение, добавляет к нему другое и на основании чего делает логический вывод.
1-е решение: все металлы проводят электричество. 2-е мнение: железо есть металл.
Заключение — железо проводит электричество.
Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогичного мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если два предложения имеют одинаковые предикаты или окончания, люди бессознательно связывают друг с другом свои предметы. Рекламные объявления часто рассчитаны именно на предикативное мышление.Их авторы могут, например, возразить, что «выдающиеся люди моют голову шампунем для головы и плеч», надеясь, что вы будете нелогичны, следующим образом:
■ Выдающиеся люди моют голову шампунем Head and Shoulders.
■ Я мою голову шампунем «Голова и плечи».
Следовательно, я выдающийся человек.
Предиктивное мышление — это псевдологическое мышление, при котором разные субъекты бессознательно связаны друг с другом на основе одного общего предиката.
Учителя стали выражать серьезную озабоченность по поводу плохого развития логического мышления у современных подростков. Человека, не умеющего мыслить по законам логики, критически воспринимающего информацию, легко обмануть пропагандой или мошеннической рекламой.
Советы по развитию критического мышления
■ Необходимо различать суждения, основанные на логике, от суждений, основанных на эмоциях и чувствах.
■ В любой информации научитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывать все плюсы и минусы ».
■ Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в том, что вам не кажется полностью убедительным.
■ Научитесь замечать несоответствие
.
Четыре наиболее эффективных метода творческого мышления
Учитывая, что я творческий тренер, некоторые люди удивляются, узнав, что я немного скептически отношусь к методам творческого мышления.
Во-первых, творчество — это гораздо больше, чем просто мышление. Можно сидеть без дела, имея множество творческих мыслей, но на самом деле ничего из них не делая. Но если вы начинаете что-то делать, кажется, что творческие идеи возникают естественным образом в процессе.Так что, если бы мне пришлось выбирать, я бы сказал, что творческие действия лучше творческого мышления.
И, во-вторых, многие «техники творческого мышления» оставляют меня равнодушным. Мозговой штурм, нестандартное мышление и нестандартное мышление всегда казались мне чем-то корпоративным и надуманным. Я сам никогда не использовал их, и, поработав за последние годы с сотнями художников и креативщиков, я наткнулся на множество других творческих профессионалов, которые ими не пользуются. Я не думаю, что творческое мышление можно свести к набору техник.И я не считаю, что этот процесс настолько сознательный и продуманный, как предполагают эти подходы.
Сказав это, вот четыре типа творческого мышления, которые я использую сам и которые, как я знаю, широко используются создателями высокого уровня. Только один из них (рефрейминг) находится под сознательным контролем. Другой (отображение разума) работает через ассоциативное, а не рациональное мышление. А два других требуют, чтобы мы отпустили наш логический, аналитический ум и открылись тому вдохновению, которое приходит к нам из бессознательного.
Приведенный ниже текст знакомит с четырьмя типами творческого мышления, а рабочий лист покажет вам, как применять эти методы в вашей собственной работе.
1. Рефрейминг
Изображение: stuartpilbrow
Рефрейминг открывает творческие возможности, изменяя нашу интерпретацию события, ситуации, поведения, человека или объекта.
Вспомните время, когда вы изменили свое мнение о ком-то. Возможно, вы считали их «трудными» или «неприятными» из-за их поведения по отношению к вам; только для того, чтобы обнаружить причину такого поведения, которое заставило вас сочувствовать им.Таким образом, у вас сложилось впечатление, что они «борются» или «решают проблемы», а не плохо.
Или как насчет того времени, когда вам было приятно купить что-то по очень низкой цене, но вы были разочарованы, когда оно сломалось при первом использовании? По вашему мнению, это превратилось из «сделки» в «дешевый мусор».
Или как насчет того времени, когда вы испытали большое разочарование только для того, чтобы открыть для себя возможность, которая возникла из него? Как гласит старая пословица, «когда одна дверь закрывается, другая открывается».
Все это примеры рефреймов , поскольку сущностная природа человека, объекта или события не изменилась — изменилось только ваше их восприятие. Когда вы заменили старую раму на новую, все выглядело совсем иначе.
Юмор шуток зависит от рефрейминга. Изюминка — это момент, когда один кадр заменяется другим, совершенно неуместным или неподходящим. Например, когда Гомер Симпсон говорит: «Может быть, хоть раз меня кто-нибудь назовет« сэр », не добавляя:« Вы устраиваете сцену »», — это забавно из-за быстрого перехода Гомера от уважаемого джентльмена (высокий статусный кадр) к неловкому нарушитель спокойствия (низкая рамка статуса).
Впервые я столкнулся с рефреймингом, когда учился на психотерапевта. Как терапевт, я встречал множество клиентов, которые были недовольны по уважительным причинам, но я также обнаружил, что многие из них делали себя еще более несчастными из-за интерпретаций (фреймов), которые они использовали для своих жизненных событий. Часть моей работы заключалась в том, чтобы предложить им новые рамки, которые так же хорошо соответствовали фактам, но позволяли им лучше чувствовать себя и находить творческие решения проблем, с которыми они сталкивались.
Например, мать-одиночка, подавленная трудностями, связанными с сохранением работы и заботой о своих детях, могла значительно развеселить, когда я предположил, что она не «плохая мать» (негативный фрейм), а «очень хорошо справляется с ситуацией». в сложных обстоятельствах »(позитивный фрейм).
Многие выдающиеся творцы широко используют рефрейминг, находя новые возможности там, где другие видят препятствия. Как сказал креативный директор по рекламе Эрни Шенк: «Вы видите стену, Гудини увидел отверстие». ( Решение Houdini )
Как рефрейминг влияет на ваш мозг
В своей превосходной книге « Ваш мозг в действии » Дэвид Рок объясняет мощное воздействие рефрейминга, которое он называет переоценкой, может оказать на ваш мозг, цитируя нейробиолога Кевина Окснера:
Наши эмоциональные реакции в конечном итоге вытекают из наших оценок мира [i.е. frames], и если мы можем изменить эти оценки, мы изменим наши эмоциональные реакции.
(Кевин Окснер, цитата из книги Дэвида Рока «Ваш мозг в действии»)
Итак, переосмысление — это не просто интеллектуальное упражнение — оно меняет то, как мы чувствуем, что, в свою очередь, меняет нашу способность к действию. Что делает его мощным творческим инструментом для изменения нашей собственной жизни и влияния на других людей.
Креативные рамки
Вот несколько рамок, которые помогут вам создавать творческие решения.В следующий раз, когда вы столкнетесь с творческой проблемой или застрянете над проблемой, просмотрите этот список и задайте себе вопросы. Сделав это несколько раз, вы должны выработать привычку задавать себе эти вопросы и творчески использовать рефрейминг.
- Значение — что еще это могло значить?
- Контекст — где еще это могло быть полезно?
- Обучение — чему я могу научиться из этого?
- Юмор — что в этом смешного?
- Решение — что бы я делал, если бы решил проблему? Могу я начать делать что-нибудь прямо сейчас?
- Silver lining — какие возможности скрываются внутри этой проблемы?
- Точки зрения — как это выглядит для других участников?
- Творческие герои — как один из моих творческих героев подойдет к этой проблеме?
2.Ментальная карта
Изображение Филиппа Букобза
Когда вы делаете заметки или набрасываете идеи в обычной линейной форме, используя предложения или пункты списка, которые следуют друг за другом в последовательности, легко застрять, потому что вы пытаетесь сделать две вещи одновременно: (1) получить идеи вниз на бумаге и (2) расположите их в логической последовательности.
Mind mapping обходит эту проблему, позволяя записывать идеи в ассоциативную организацию
.
5 основных типов вопросов
Какие вопросы вы задаете студентам? Освоение пяти основных типов вопросов.
© Лесли Оуэн Уилсон
Все преподаватели, независимо от их уровня, должны уметь составлять как минимум 5 основных типов вопросов. Искусство задавать вопросы — древняя часть хорошего преподавания и один из элементарных навыков, которым должны владеть все учителя. Сократ считал, что знания и осведомленность являются неотъемлемой частью каждого ученика.Таким образом, применяя искусство хорошей педагогики, квалифицированный педагог должен проникнуть в скрытые уровни знаний и осведомленности учащихся, чтобы помочь им достичь новых уровней мышления с помощью продуманных вопросов.
Изучая категории ниже, подумайте о своем собственном образовательном опыте и посмотрите, сможете ли вы выяснить, какие типы вопросов чаще всего использовались разными учителями. Оттачивайте свои навыки задавать вопросы, тренируясь задавать разные типы вопросов, и постарайтесь контролировать свое обучение, чтобы включать в себя различные уровни навыков задавать вопросы.В частности, в области техник Сократического вопрошания, в сети есть ряд сайтов, которые могут оказаться полезными, просто используйте Сократов опрос в качестве дескриптора.
1. Фактический — Запрос достаточно простых, прямых ответов, основанных на очевидных фактах или осведомленности. Обычно они находятся на самом низком уровне когнитивных (мышление) или аффективных (чувственных) процессов, и ответы часто либо правильные, либо неправильные.
Пример: Назовите пьесу Шекспира о принце Датском?
2. Конвергентный — Ответы на эти типы вопросов обычно находятся в очень ограниченном диапазоне приемлемой точности. Они могут быть на нескольких различных уровнях познания — понимание, применение, анализ или на тех, где отвечающий делает выводы или предположения, основанные на личной осведомленности или на прочитанном, представленном или известном материале. Хотя эти типы вопросов полезны для развития навыков когнитивного мышления среднего уровня, довольно легко расширить познавательные процессы учащихся еще выше, добавив к этим вопросам еще один уровень, с помощью которого учителя просят учащихся обосновать свои ответы в свете предлагаемых доказательств или сделанные выводы.
Пример: Если поразмыслить над всей пьесой «Гамлет», каковы были основные причины, по которым Офелия сошла с ума? (Об этом конкретно не говорится ни в одном прямом утверждении в тексте «Гамлета». Здесь читатель должен сделать простые выводы относительно того, почему она покончила жизнь самоубийством.)
3. Divergent — Эти вопросы позволяют студентам исследовать различные возможности и создавать множество различных вариантов и альтернативных ответов или сценариев. Правильность может быть основана на логических проекциях, может быть контекстной или достигнута посредством базовых знаний, предположений, умозаключений, проекций, творчества, интуиции или воображения.Эти типы вопросов часто требуют, чтобы студенты проанализировали, оценили или синтезировали базу знаний, а затем спроектировали или спрогнозировали различные результаты. Ответы на эти типы вопросов могут быть поддержаны более высокими уровнями аффективного мышления — такими как оценка, организация или характеристика. Ответы на эти типы вопросов обычно допускают широкий спектр вариантов. Часто правильность определяется субъективно на основании возможности или вероятности предложенного ответа.Задача вопросов такого типа — стимулировать образное, творческое или изобретательское мышление или исследовать «причинно-следственные» связи.
Пример: В любовных отношениях Гамлета и Офелии, что могло бы случиться с их отношениями и их жизнью, если бы Гамлет не был так одержим местью за смерть своего отца?
4. Оценочный — Эти типы вопросов обычно требуют сложного уровня когнитивных и / или эмоциональных (аффективных) суждений.Пытаясь ответить на эти типы вопросов, учащиеся могут комбинировать несколько когнитивных и / или аффективных процессов или уровней, часто в сравнительных рамках. Часто ответ анализируется на нескольких уровнях и с разных точек зрения до того, как отвечающий приходит к вновь синтезированной информации или заключениям.
Примеры:
а. Чем смерти Офелии и Джульетты одинаковы, но в то же время отличаются? (Сравните и сопоставьте.)
г. В чем сходства и различия между римскими гладиаторскими играми и современным футболом?
г.Почему и как концепция схемы Пиаже может быть связана с концепциями, представленными в юнгианской теории личности, и почему это может быть важно учитывать при преподавании и обучении?
5. Комбинации — Это вопросы, сочетающие любую комбинацию вышеперечисленного.
Вы можете легко отслеживать, какие типы вопросов вы задаете своим ученикам, с помощью простых подсчетов и проверки степени сложности. Или, если ваши ученики старше, попросите их следить за типами вопросов, которые вы задаете, что позволит им определить типы.Для тех из вас, кто может быть немного более склонным к сотрудничеству или предприимчивым в своем обучении и хочет дать студентам некоторую ответственность в своих образовательных процессах, предложите им создать вопросы, связанные с курсом, чтобы задавать друг другу. За многие годы преподавания я всегда был приятно удивлен тому, что придумали студенты.
Для более подробной информации см. This Rough Magic — Lindley, D. (1993) This raw magic . Вестпорт, CN. Бергин и Гарви. #ad
__________________________
Линн Эриксон была директором школы и написала ряд книг по различным образовательным темам.В приведенном ниже она также рассматривает типы вопросов в качестве темы, но делит их на фактические, концептуальные и провокационные .
Если вы посмотрите на мое обсуждение выше, основанное на делении Линдли, должно стать очевидным, что это некоторые из тех же типов категорий, что и категория Эриксона. Ее фактический — все еще те, на которые легко дать окончательные и сравнительно простые ответы. Эти вопросы вы найдете на шоу Jeopardy. К сожалению, они слишком распространены в школах и на тестах.
Ее концептуальные вопросы могут быть конвергентными, расходящимися или оценочными по конструкции — те, которые углубляются глубже и требуют более сложных уровней когнитивной обработки и мышления.
Ее провокационные — это те, которые соблазняют, и те, на которые нелегко ответить. Это вопросы, которые можно использовать для мотивации и фрейма контента, или вопросы, которые можно классифицировать как основных вопросов. В исходной классификации, приведенной выше, это будут либо сложные расходящиеся вопросы, либо более сложные комбинированные вопросы, такие как расходящиеся / оценочные.
Эриксон, Х. Л. (2007) Концептуальный учебный план и инструкции для класса мышления . Таузенд-Оукс, Калифорния. Corwin Press. (Ссылка на Amazon ведет на последнее 2-е издание этой книги) #ad
__________________________
Комментарии Лесли: Пожалуйста, помните, что вопросы должны касаться развития умственной ловкости и памяти, а также побуждения учеников и детей к новому и сложному мышлению.Вопросы не должны сводиться к единственному правильному ответу. Родители также могут поощрять более высокий уровень мышления и чувств, задавая вопросы, чтобы связать их с жизнью и интересами своих детей, и заново открывая для себя утерянные искусства дружеского обсуждения и вежливого общения. К сожалению, почти полностью из-за нашей растущей одержимости нашими телефонами и социальными сетями мы рискуем потерять способность общаться лицом к лицу вежливо и осмысленно.
Существует тонкая грань между вежливыми, живыми дискуссиями, которые заставляют умы думать и увлечены, и сердцами, бьющими по сравнению с неконтролируемой враждебной аргументацией.Умение различать различия и соответствующим образом корректировать свои социальные / эмоциональные взаимодействия — ценный навык.
Врожденное любопытство, задавать вопросы на протяжении всей жизни — сильная человеческая черта. Так мы находим и решаем проблемы. Поощрять детей думать, учиться, запоминать, делать выводы и устанавливать связи с помощью вопросов — это очень древняя форма образования, которую необходимо поддерживать, понимать и практиковать.
Связаться с Лесли
Как создавать важные вопросы .Узнайте больше о том, как сформулировать ключевые вопросы и как они могут помочь направить ваше обучение и развить у учащихся навыки критического мышления.
Предоставление = продолжение обмена
Я создал Второй принцип, чтобы поделиться информацией об образовательных идеях, лежащих в основе всякого хорошего обучения. Я стремлюсь к тому, чтобы большинство материалов на этом сайте оставались бесплатными для частных лиц и не содержали рекламы. Если вы нашли ценность в предлагаемой здесь информации, рассмотрите возможность стать покровителем, сделав пожертвование PayPal , чтобы покрыть расходы на хостинг и операционные расходы.Спасибо за ваше внимание и благословений на вашем собственном пути.
Новые страницы
Другие популярные страницы
.
Текст — мышление с помощью типа
Абзацы не встречаются в природе. В то время как предложения — это грамматические единицы, присущие разговорной речи, абзацы представляют собой литературную конвенцию, предназначенную для разделения массы содержания на аппетитные части. Отступы стали обычным явлением с семнадцатого века. Добавление пробела между абзацами (интервал между абзацами) — еще одно стандартное устройство. В Интернете абзац — это семантическая единица (тег
в html), которая обычно отображается на экране с вставленным после нее пробелом.Типичный отступ — это em, или quad, — фиксированная единица пространства, примерно равная высоте шапки буквы. Таким образом, em пропорционален размеру шрифта; если вы измените размер точки или ширину столбца, отступы сохранят соответствующий масштаб. Кроме того, вы можете использовать клавишу табуляции, чтобы создать отступ любой глубины. Дизайнер может использовать этот метод, чтобы выровнять отступы с вертикальной линией сетки или другим элементом страницы. Избегайте создания отступов в самой первой строке основного текста.Отступ означает разрыв или разделение; нет необходимости делать перерыв, когда текст только начинается. Несмотря на повсеместное распространение отступов и интервалов между абзацами, дизайнеры разработали множество альтернатив, которые позволяют им формировать контент по-своему.
Nerd alert: Используйте функцию «Пробел после абзаца» в программе макета страницы, чтобы вставлять точные интервалы между абзацами. Пропуск всей строки часто создает слишком открытый эффект и занимает много места.Возьмите за привычку вставлять полный возврат абзаца (клавиша Enter) только в конце абзаца; вставьте разрыв строки, если не хотите добавлять дополнительный пробел (Shift + Enter).
Маркировка абзацев: Варианты
Абзацы: классические и экспериментальные
Разные типы контента предполагают разные подходы к разметке абзацев. В старопечатных книгах абзацы обозначались символом, например ||, без дополнительного пробела или разрыва строки.В семнадцатом веке стало стандартом делать отступ в первой строке абзаца и разрыв строки в конце. Коммерческая полиграфия, как правило, предполагает фрагментацию, а не целостность, позволяя читателям отбирать фрагменты и фрагменты текста. Современные литературные формы, такие как интервью, приглашают дизайнеров создавать изобретательные типографские системы.
Библия Сведения о странице, c. 1500. В этом красивом расположении плотный непрерывный текстовый столбец контрастирует с множеством окружающих деталей, включая прописную заглавную букву, заметки на полях и треугольное резюме главы.
рекламный проспект , 1911. Этот напряженный дизайн увлекает читателя перегрузкой сигналов: отступы, разрывы строк, интервалы между абзацами и орнаменты.
музеев завтрашнего дня: виртуальная дискуссия Книжный разворот, 2004 год. Дизайн Франка Нуну-Куарку и Карен Ховард. Отступы (вместо отступов) отмечают разрывы абзацев в этом тексте с несколькими авторами.
Дизайн вне дизайна Книжный разворот, 2004.Разработано и отредактировано Яном ван Торном. Строки и блоки текста сдвигаются на поля, чтобы отметить изменения голоса в текущем разговоре.
.