От чего зависит продолжительность детства: Проблема детства в возрастной психологии. Детство и взрослость. — Студопедия

Содержание

Проблема детства в возрастной психологии. Детство и взрослость. — Студопедия

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.



Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Исторический анализ понятия «детство» | Студент-Сервис

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.
Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?
Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.
Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.
Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества.

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.
Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Похожие статьи

2 от чего зависит продолжительность детства. Исторический анализ понятия детства

Детство

– это термин, обозначающий начальный
период онтогенеза, от рождения до
подросткового возраста. Детство
охватывает младенчество, раннее детство,
дошкольный возраст и младший школьный
возраст, т. е. длится от рождения до
11 лет.

Наверняка
у кого-то детство связано с беспечностью,
беззаботностью, играми, шалостями,
учебой, а для других детство – это время
активного развития, изменений и обучения.
На самом деле, детство – это период
парадоксов и противоречий, без которых
не может быть развития. Итак, чем же
характеризуется данный период?

Замечено,
что чем выше стоит живое существо в ряду
животных, тем дольше длится его детство
и тем беспомощнее это существо при
рождении. Бесспорно, человек – наиболее
совершенное существо в природе. Это
подтверждается его физическим строением,
организацией нервной системы, типами
деятельности и способами ее регуляции.
Однако, появляясь на свет, человек
наделен лишь самыми элементарными
механизмами для поддержания жизни. Он
беспомощен и не может постоять за себя,
за ним требуется уход, который
осуществляется в течение длительного
времени. Таков один из парадоксов
природы, который предопределяет историю
детства.

Истории
детства уделяли внимание многие ученые.
Выдающийся специалист в области детской
и педагогической психологии Д.Б. Эльконин
писал: «На протяжении всей человеческой
истории исходный пункт детского развития
оставался неизменным. Ребенок вступает
во взаимодействие с некоторой идеальной
формой, т. е. с достигнутым обществом
уровнем развития культуры, в котором
он родился. Эта идеальная форма все
время развивается, и развивается
скачкообразно, т. е. меняется
качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его
слова подтверждаются тем, что люди
разных эпох не похожи друг на друга.
Следовательно, коренным образом должно
меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время
не стоит на месте. С развитием
научно-технического прогресса усложняется
жизнь общества и соответственно меняется
положение ребенка в нем. Раньше дети
овладевали примитивными орудиями труда,
помогая родителям обрабатывать землю;
они учились этому у взрослых, наблюдая
за ними и повторяя их действия. С развитием
научно-технического прогресса и
появлением новых производственных
отношений орудия труда стали сложнее,
и для овладения ими одного наблюдения
за взрослыми оказалось недостаточно.
Поэтому возникла необходимость сначала
изучить процесс овладения этими орудиями
и только потом приступить к их
использованию. Следовательно, новый
этап обучения был обусловлен сложностью
орудий труда.

Д.Б.
Эльконин связал периоды детского
развития с периодизацией развития
общества (табл. 1)

Таблица
1

Периоды детского развития по д.Б. Эльконину

Возможно,
в ближайшее время обязательным для
развития общества станет наличие у всех
высшего образования. Это связано в
первую очередь с развитием компьютерных
технологий. Но бесконечно раздвигать
возрастные рамки детства невозможно,
поэтому перед педагогической и возрастной
психологией скорее всего встанет задача
совершенствования способов обучения
с целью сокращения времени освоения
школьной программы.

Получается,
что продолжительность детства находится
в прямой зависимости от уровня
материального и духовного развития
общества и даже отдельных его слоев. Во
многом продолжительность детства
зависит и от материального благополучия
семьи: чем беднее семья, тем раньше дети
начинают трудиться.

Детство

— это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения примерно до 11 лет.

Наиболее полно исторический анализ понятия детства представлен в концепции Д. И. Фельдштейна. Он рассматривал данную категорию как социально-психологический феномен. Детство представлено им как объективно необходимое состояние вызревания подрастающего поколения, его подготовки к воспроизводству общества.

По своему содержанию детство — это процесс постоянного физического и психологического роста, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми. Смысл всех происходящих с ребенком социальных изменений заключается не только в приобретении и усвоении им социальных норм, а в самом развитии социального в ребенке, свойственного его человеческой природе.

Главной, внутренне заложенной целью детства является взросл

история детства и отражения детства в культуре как социально-исторического феномена — Студопедия

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.



Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1 Периоды детского развития по д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Проблема возрастной периодизации в социологии детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

А. А. Бесчасная

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА

Дети и детство в качестве объектов исследования рассматриваются многими научными дисциплинами. Этим объясняется неоднозначность определения возрастного периода детства. Междисциплинарный характер исследовательской области социологии детства благоприятствует сочетанию определений детства, данных различными отраслями научного знания, с учетом социологической специфики изучения детей и детства.

A. Beschasnaya PROBLEM OF AGE PERIODIZATION IN CHILDHOOD SOCIOLOGY

Children and childhood as an investigation subject are examined by many branches ofscience.

This explains the ambiguity in determination of childhood age period. The interdisciplinary character of the research field in childhood sociology is favorable for the combination ofchildhood determinations given by various fields of scientific knowledge taking into account the sociological specifics of children and childhood study.

Социология детства является самостоятельной отраслью социологического знания, которая переживает в настоящее время период своего формирования под влиянием объективных социальных и внутри-научных факторов развития1. Объектом социологии детства является социальная общность — дети. Но это общее и неоднозначное определение объекта исследования нужно конкретизировать с помощью уточнения возрастных границ. Эта необходимость связана с тем, что в настоящее время параллельно с возникновением социологии детства происходит формирование и развитие таких научных дисциплин, как социология молодежи, социология подросткового возраста и ювенологии (в некоторой литературе встречается термин ювентология)2. Актуальность и самостоятельность науки социологии детства зависит от точности определения объекта изучения, в частности, его возрастных границ, так как в литературе у вышеперечисленных дисциплин нередко встречаются пересечения в отношении возрастных границ объектов исследования. Это можно объяснить тем, что и социология детства, и социология молодежи, и другие перечисленные науки изучают жизнедеятель-

ность, социализацию, социальное самочувствие и социальные проблемы подрастающего поколения в период становления личности до достижения ею социальной зрелости.

Сегодня достижение социальной зрелости и самодостаточности у юного населения происходит на разных этапах жизни у разных индивидов по ряду причин. Это и психофизиологические, и социально-экономические, и социокультурные причины. Поэтому «зависимое» детство и состояние инфантильности у молодых людей может продолжаться до довольно позднего времени (по разным источникам от 22 до 30 лет)3. Таким образом, социологии детства как самостоятельной науке необходимо определить не только значение и предназначение понятия детства, но и его возрастные границы с целью обеспечения конкретизации и сохранности собственного исследовательского поля, продуктивности и результативности исследований детского общества и периода жизни.

В современной науке понятие и феномен возраста и возрастной периодизации многолико и нередко противоречиво. Наиболее полно и комплексно проанализировал данное понятие И. Кон4. Ученый вы-

делил три системы отсчета в понимании представлений о возрасте.

Первая система отсчета — это индивидуальное развитие. В рамках данной системы отсчета исследователь выделяет биологический, социальный и психический возрасты. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим сим-птомокомплексом. Социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Также социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. На 50-летнего женатого мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на его ровесника холостяка, завязывающего знакомства в барах в поисках партнерши на ночь5.

Данные категории понятия возраста подразумевают объективное, внешнее измерение. Кроме того, существует также субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета; речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «кагортные различия» и т. д.

Третья система отсчета — возрастной символизм, т. е. отражение возрастных про-

цессов и свойств в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т. п.).

Таким образом, для определения возрастных границ того или иного периода жизни человека, в данном случае детства, целесообразно пытаться учесть все перечисленные трактовки представлений о возрасте. Хотя и этот подход не является универсальным и незыблемым, так как всегда присутствует фактор индивидуальности, который создает определенный процент погрешности в общей теории.

Прежде чем определить возрастные границы детского возраста, необходимо определить тот смыл и значение, которым мы наделяем ребенка и детство. Весь ход истории и развития человечества и науки подводит большинство исследователей к выводу, что детский возраст характеризуется психофизиологическим развитием и формированием, развитием психических процессов, усвоение и соблюдение культурных и социальных норм общежития в человеческом обществе. Это период начала формирования мировоззрения и отношения к окружающему миру и людям. В результате подобных преобразований в детском возрасте юный человек готовится к будущим взрослым ролям6. Исходя из этого тезиса, мы попытаемся определить начало и конец детства.

В настоящее время существует множество возрастных периодизаций и определений возрастных границ детства в различных науках, каждая из которых определяет их в соответствии со своими специфическими задачами исследования. Мы рассмотрим несколько основных подходов.

Анатомия и физиология в постнаталь-ном онтогенезе человека определяют детский возраст до 13—14 лет, т. е. до момента начала пубертатного периода7. Если обратиться к педиатрии, целью которой является лечение и профилактика заболеваний ребенка, то можно обнаружить, что чело-

века в качестве ребенка она рассматривает от рождения до 15 лет.

В рамках психологической науки существует два направления, которые дают относительно разные формальные границы детства. В детской психологии детство — это возрастной период от рождения до 7 лет. Данный возрастной предел ограничен семью годами, так как он считается кризисным, когда мышление ребенка переходит на более высокий уровень, способный к абстракции8. В возрастной же психологии чаще всего детский возраст обозначен как период жизни от рождения до 12 лет, внутри которого выделяют несколько этапов. Например, Грейс Крайг выделяет следующую периодизацию жизни9: младенчество — от рождения до 2 лет; раннее детство — от 2 до 6 лет; среднее детство — от 6 до 12 лет; подростковый и юношеский возраст — от 12 до 20 лет; ранняя взрослость — 20—40 лет; средняя взрослость — 40—60 лет; поздняя взрослость — от 60 и дальше.

Если быть терминологически строгими, то после выделения автором раннего и среднего детства напрашивается вывод о незаконченности градации и существовании «позднего» детства. Видимо автор предполагает, что подростковый и юношеский возраст (до 20 лет) включает в себя и часть детского периода жизни.

В классификации, представленной Д. Бромлей10, «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет). А цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 до 21 года). После циклов «детство» и «юность» наступает цикл «взрослость».

Периодизация возраста отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и др.) нередко оказывается в связи с воспитательно-образовательной деятельностью, которую испытывает на себе ребенок: от рождения до 3 лет — ранний возраст, от 3 до 7

лет — дошкольный, от 7 до 18 лет — школьный и т. д. Критериями для проведения возрастных границ выступали присутствие и участие ребенка в общественных воспитательно-образовательных учреждениях, которое строится на психических особенностях детей — принцип ведущей деятельности, ориентация на сенситивные периоды развития, этапы формирования абстрактнологического мышления и т. д. В психологическом словаре дано следующее определение: «Детство — термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1—3 года), дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет) и младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет)»11.

В собственно педагогических исследованиях границы детского возраста размыты, и определение их затруднено, так как подростковый возраст в одних исследованиях причисляют к детскому возрасту, а в других — мы встречаем его как начало юношества, молодости. Поэтому верхние возрастные границы детства в педагогике колеблются от 12 до 16 лет, до времени окончания средней школы. Согласно другому подходу критерием окончания детства выступает завершение профессионального образования — возраст 21—23 года12.

В отечественной юридической литературе и правовых документах также отсутствует единое мнение о правовом статусе ребенка, наделения его ответственностью и окончанием детского периода жизни. Как упоминалось, трудовую деятельность (с официальным открытием трудового стажа) человек может начать с 14 лет. С этого же возраста возникает уголовная и правовая ответственность и вероятность лишения свободы. Создать собственную семью молодой человек может с 18 лет, а девушка может выйти замуж с 16 лет, а по разрешению родителей и местной администрации возраст может быть снижен максимум на два года13.

В международной практике (по классификации ЮНИСЕФ) к детям относят все население до 18 лет. В Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, дано следующее определение: «Ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»14. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти границы детского возраста.

Демография, исследования которой широко применяются социологией, дает следующее определение возрастной группе «дети». «Дети — люди, не достигшие зрелости. В демографии определяется как возрастная категория, верхняя граница которой различается в зависимости от цели исследования. При изучении воспроизводства населения границей, отделяющей детей от взрослых, обычно считается 15 лет. Хотя граница эта слишком низка, так как рождения у людей этого возраста бывают очень редко, она кратна 5, что удобно для сопоставлений и расчетов, в частности при группировке 5-летним возрастным группам. В экономико-демографических исследованиях верхней границей возраста детей принимается возраст начала трудоспособности, обычно закрепляемый законодательно (в настоящее время в России с

14 лет)»15.

Таким образом, среди большинства исследователей в различных областях знания отсутствует единое представление о хронологических границах детства. Но категориальный аппарат социологии максимально приспособлен к примирению различных концепций о возрастной периодизации. Детство — это начальный период формирования личности и гражданина общества. Формирование происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Это период активного развития и «прогресса» человека. К примеру, один из антропологов ХХ века В. В. Бунак, опреде-

ляя периодизацию жизни человека, выделил прогрессивный, стабильный и регрессивный этапы жизни. К прогрессивной стадии он относит внутриутробный цикл, а также младенческий период, первое и второе детство (в них выделяются начальный и конечный возрасты), подростковый (у мужского пола — 14—17 лет, у женского — 12—16 лет), а также юношеский возраст (18—21 у мужчин и 17—20 у женщин)16. Следовательно, по мнению большинства исследователей различных научных направлений и в различные эпохи, в детский период жизни человек развивается как биологическое и социальное существо, впитывает и усваивает нормы и правила жизни в обществе. Но продолжительность детского периода зависит от социально-экономических и социально-культурных обстоятельств жизни.

Развитие цивилизации, научно-технический прогресс, внедрение в жизнь общества достижений высоких технологий усложняют жизнь человека, предъявляют к нему высокие требования. Эти требования выражаются в количестве и качестве знаний, умений, навыков, необходимых для участия в различных сферах жизни общества: в производственно-экономической, социальной, духовной. Увеличение количества знаний и усложнение жизни соответственно требуют удлинения срока социализации и формирования активных и полноправных членов общества, что возможно при условии самостоятельной жизни. А так как с развитием производства, разнообразием общественных отношений такая возможность отодвигается на более поздние сроки, то, следовательно, увеличивается период подготовки индивида к ней. Значит, возрастные границы социализации индивидов подвижны и детерминированы уровнем развития общества, научно-технических достижений. Индустриализация продлевает детство и период социализации и отстраняет детей от работы и другой деятельности, которые считаются подходящими только для взрослых. С каждой эпохой

этот срок увеличивается, а его содержание становится разнообразнее. По словам отечественного психолога П. Блонского: «Детство — как временной отрезок жизни человека, раздвигает свои пределы по мере того, как общество переходит на более высокие ступени своего развития, по мере того, как увеличивается продолжительность человеческой жизни»17.

Но данный тезис не является абсолютным и равнозначным для детей, принадлежащим к различным социально-экономическим слоям общества. Время начала самостоятельной жизни у молодого поколения зависит от социально-экономического статуса родителей и самого молодого человека. В экономически развитых странах и обеспеченных слоях населения детство как зависимый, беспечный и обеспеченный период жизни может быть растянуто, и молодые люди смогут овладеть навыками, которые им понадобятся в труде, связанном с передовыми технологиями. У детей же из низших социальных классов период детства заканчивался и заканчивается с приобретением элементарных трудовых навыков или минимальной профессиональной подготовкой, которые дают юным возможность осуществлять самообеспечение и самообслуживание Подобная ранняя трудовая социализация и включение в общественное производство, в принципе, уравнивает положение юного и молодого поколения с положением взрослых. Таким образом, детство, положение детей несет на себе отпечаток структурного деления общества и оказывает влияние на его индивидуальный период и содержание детства. Поэтому детей и детство нельзя рассматривать только как возрастную группу, имеющую сходные биологические и психологические особенности и свойства. Как указывал А. Г. Харчев, «…возраст — понятие не столько биологическое, сколько социальное со всеми вытекающими из этого последствиями. Возраст, возрастной уровень сознания, опыт — все это непосредственно отражается на характере восприятия ребен-

ком воспитательных акций, проявляется в ответной реакции на них»18. Детство — это не только начальная и переходная возрастная фаза к самостоятельной взрослой жизни. Характеристика детства в том или ином обществе, в тот или иной исторический период является частью социальной, исторической, классовой и других характеристик общества. Общественные отношения накладывают отпечаток на формирование основных черт детства.

Подводя итог всему вышеприведенному экскурсу, необходимо отметить, что социологическое толкование и определение детства и детского возраста обязательно должно синтезировать в себе специфику понимания детства и других научных дисциплин. Феномен детства находится под воздействием различных факторов, что должно быть учтено в социологическом определении детского возраста. Нельзя игнорировать и обыденное, принятое в народе и отраженное в общественном сознании понимание детского возраста. Так, например, общепринятое в народе понимание детей и детства дает С. И. Ожегов: «Дети — Мальчики и (или) девочки в раннем возрасте до отрочества. Детство — ранний до отрочества возраст. Ребенок — Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отроче-

ства»19.

Таким образом, социология детства и ее междисциплинарный характер позволяют определить возрастной период детства в двух плоскостях:

1. Критерием определения возрастных границ, а именно — окончание детского возраста, может являться наступление социальной зрелости, сопровождаемая экономической независимостью, что в общем позволяет реально включиться во взрослую жизнь. Данный подход достаточно обширный и многофакторный, так как в его рамках мы сталкиваемся с двумя вариациями: 1) когда возникает «детство в детстве» в случае затянувшегося образования, социализации и отсутствием объективных возможностей оторваться из родительской семьи

и родительского влияния; 2) «взрослость в детстве», которое появляется в результате раннего вынужденного участия ребенка в экономической жизни общества. Поэтому согласно данному критерию детство может продолжаться и до 25—30 лет, и, наоборот, закончиться значительно раньше 18 лет. Данный подход позволяет ученым проявлять гибкость в определении возрастных границ объекта в зависимости от исследовательских задач.

2. Детство в абсолютном его понимании, которое, по мнению большинства специалистов, является детством в полном смысле этого слова. Возрастные границы (верхнюю планку) можно определить с помощью абстрактного наложения всех вышеперечисленных периодизаций и нахождения такой максимально высокой возрастной границы, которая присутствует во всех теориях. Следовательно, период оконча-

ния детства в его буквальном и узком значении — это 12 лет.

Таким образом, возрастные границы детства обусловлены историческими, экономическими, социальными и культурными факторами, которые предполагают варьирование верхней границы детского периода. Социологическое определение возраста детства, как нам кажется, должно находиться в плоскости совпадений всех имеющихся взглядов на этот вопрос. Поэтому учитывая данные медико-биологических, психологических, правовых и многих других наук, строго говоря, детство — это период жизни человека от рождения до

12 лет, т.е. до начала периода активного полового созревания, формирования мировоззрения и появления возможностей выполнения общественно необходимой деятельности, подверженной самоконтролю и ответственности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бесчасная А. А. Детство: история и современность. — СПб., 2007. — С. 34—35.

2 См.: Павловский В. В. Ювентология: проект интегральной науки о молодежи. — М., 2001; Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: Монография / Под ред. Е. Г.Слуцкого. — СПб., 2004.

3 Рабочая книга социолога. — М., 1983. — С. 71; Социология молодежи. — СПб., 1996. — С. 96; Павловский В. В. Указ. соч. С. 103—106; Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб., 2004. — С. 97.

4 Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003. — С. 74.

5 КрайгГ. Психология развития. — СПб., 2000. — С. 651.

6 Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. — М., 1999.

7 Закономерности развития организма человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа http:// www.mgopu.ru, свободный. — Загл. с экрана.

8 Мухина В. С. Детская психология. — М., 1985.

9 Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001. — С. 91; Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

10 Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001. — С. 90.

11 Психология: Словарь. — М., 1990. — С. 99.

12 Орешкина С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области): Автореф. … канд. соц. наук. — Улан-Удэ, 2004.

13 Семейный кодекс РФ. — М., 1996; Закон о защите детства (Законодательство РФ о защите прав ребенка). — М., 1999.

14 Права ребенка. Сборник документов и статей. — М., 1990. — С. 17; Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб., 2004. — С. 95.

15 Демографический энциклопедический словарь. — М., 1985.

16 Павловский В. В. Указ. соч. С. 94.

17 Положение детей в СССР, 1990 год. Состояние. Проблемы. Перспективы. — М., 1990. — С. 12.

18 Харчев А. Г. Социология воспитания. — М., 1990. — С. 40.

19 Ожегов С. И. Словарь русского языка // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные (ВУБ-КОМ). — М.: Кирилл и Мефодий. 2004. — Загл. с этикетки диска.

Раздел III возрастная психология

Глава 26

ПРЕДМЕТ
И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Возрастная
    психология как особая область
    психологических знаний

Возрастная
психология изучает процесс развития
психических функций и личности на
протяжении всей жизни человека. Она
выявляет возрастные закономерности
психического развития чело­века.

Главное,
что отличает возрастную психологию от
других обла­стей психологии, — акцент
на динамике развития. В общей пси­хологии
изучаются психические функции:
восприятие, память, во­ображение,
речь, мышление. В возрастной психологии
прослежи­вается процесс развития
каждой психической функции и изменение
межфункциональных связей на разных
возрастных этапах. В пси­хологии
личности рассматриваются такие
личностные образова­ния, как мотивация,
самооценка и уровень притязаний,
ценностные ориентации, мировоззрение
и т.д., а возрастная психология отве­чает
на вопросы, когда эти образования
появляются у ребенка, каковы их
особенности в определенном возрасте.
Связь возраст­ной психологии с
социальной дает возможность проследить
зави­симость развития и поведения
человека от специфики тех групп, в
которые он входит: семьи, детского сада,
школьного класса, под­ростковых
компаний и т.д. Целенаправленное
воздействие взрос­лых, обучающих и
воспитывающих ребенка, изучается в
рамках педагогической психологии.

Итак,
возрастная психология — особая область
психологиче­ских знаний. Основной
категорией этой области естественно
явля­ется понятие возраста.
Психологический возраст очень часто
не соответствует хронологическому,
паспортному возрасту человека. Он может
не совпадать и с биологическим возрастом.
Понятие психологического возраста
отличается, следовательно, от двух
пре­дыдущих и обладает своими
собственными особенностями, о кото­рых
мы будем говорить позднее.

Долгое
время возрастная психология изучала
исключительно психическое развитие
ребенка, поэтому и заслуживала названия
детской психологии. «Предмет
детской психологии — раскрытие общих
закономерностей психического развития
в онтогенезе, уста­новление возрастных
периодов этого развития и причин перехода
от одного периода к другому» (Л.Ф.
Обухова). Поступательное психическое
развитие детей не вызывает сомнений.
Психика взрос­лого человека долгое
время воспринималась как обладающая
лишь индивидуальными изменениями, но
не возрастными. С увеличени­ем
продолжительности жизни обнаружилось,
что при выходе на пенсию люди сталкиваются
с особыми проблемами и соответству­ющие
психологические изменения можно считать
возрастным раз­витием. К тому же в
проводившихся под руководством Б.Г.
Анань­ева исследованиях были обнаружены
существенные различия в фун­кционировании
отдельных психиче-ских процессов от 18
до 40 лет. Тем более трудно ожидать
постоянства личностных факторов на
этом возрастном отрезке, когда социальная
ситуация человека ме­няется очень
существенно. В связи со всем вышеизложенным
дет­ская психология и преобразовалась
постепенно в возрастную, изу­чающую
психическое развитие человека не только
в детстве, но и на протяжении всей его
жизни.

  1. Понятие
    детства

В
обыденной речи слово «детство» применяется
и к животным. В этом случае оно означает
период от рождения до наступления
поло­вой зрелости. У многих животных
в этом возрасте наблюдаются игры,
тренирующие их врожденные механизмы
поведения (инстинк­ты). Такова, например,
игра котенка с бумажкой на ниточке.
Здесь длительность и значение детства
определяются сравнительно легко.

Когда
же речь заходит о человеке, то значение
понятия «детство» существенно меняется.
Термин «детство» используется широко
и многозначно. Д.И. Фельдштейн определяет
понятие «детство» как особое социальное
явление, содержание которого составляет
устой­чивая последовательность актов
взросления растущего человека, его
состояние от рождения до взрослости.
Но что считать человеческой взрослостью?
У животных половозрелая особь является
взрослой. Человек же — существо
двойственное. Биологическая зрелость
по­чти никогда не совпадает со зрелостью
социальной. В развитых ци­вилизованных
странах человек признается обществом
зрелым, т.е. полноправным членом общества,
не ранее 21 года, тогда как половая
зрелость наступает не позднее 16—17-летнего
возраста. В то же время в некоторых
племенах, не обладающих высокоразвитыми
спо­собами производства, дети признаются
взрослыми задолго до наступ­ления
половой зрелости (наблюдения М. Мид).
Следовательно, окон­чание детства
человека связано с уровнем общественного
производ­ства: чем он выше, тем большим
объемом знаний и навыков должен овладеть
человек, чтобы стать полноправным членом
общества.

Таким
образом, человеческое детство есть
понятие в значитель­ной мере социальное,
и продолжительность детства зависит
от уровня развития общества.

  1. Методы
    возрастной психологии

Возрастная
психология применяет практически все
методы пси­хологической науки, но
часто в своеобразном виде. Так, например,
наблюдение в силу специфической реакции
ребенка на незнакомо­го взрослого
чаще всего приобретает вид дневниковых
наблюдений родителей за собственными
детьми. В этом случае, во-первых, дети
ведут себя естественно, не ощущая
постороннего присутствия; во- вторых,
родители, наблюдая ребенка постоянно,
могут точнее ука­зать, когда появились
и с чем связаны те или иные формы его
поведения. Однако даже самые тщательные
индивидуальные на­блюдения не помогут
отделить случайное от закономерного,
част­ное от всеобщего.

В
этом случае наука обращается к
эксперименту. Констатиру­ющий
эксперимент позволяет строго контролировать
условия про­явления того или иного
феномена, и за счет увеличения числа
ис­пытуемых появляется возможность
с помощью статистических ме­тодов
отсечь случайное и выявить закономерное.

В
возрастной психологии различают две
формы констатиру­ющего эксперимента.
Первая получила название метода
попереч­ных срезов: изучаются и
сравниваются по одному и тому же крите­рию
разные группы испытуемых, например
разного возраста. В этом случае можно
выявить общие закономерности возрастного
разви­тия и с помощью количественного
анализа установить некоторые

его
нормы. Однако выявленные таким образом
законы касаются лишь усредненного
ребенка, не давая возможности изучить
индиви­дуальные пути развития.

Этого
недостатка лишен очень приветствуемый
в возрастной психологии метод продольных
срезов, или лонгитюдный экспери­мент:
одна и та же группа испытуемых изучается
на разных воз­растных этапах развития
по мере своего взросления. Такая
поста­новка эксперимента занимает
гораздо больше времени, но зато позволяет
проследить индивидуальный ход развития
каждого чело- ка и обнаружить в процессе
развития некоторые переломные точки.

Недочетами
обеих форм констатирующего эксперимента
являют­ся невозможность избежать
возмущающего влияния эксперимента­тора
и самой ситуации эксперимента и то, что
причины установлен­ного хода развития
остаются гипотетическими, т.е. о связи
данной причины с данным следствием
можно утверждать лишь с определен­ной
долей вероятности, которую дает статистика
(хотя обычно эта вероятность составляет
95—99%). Первый недостаток существенно
уменьшается при проведении не
лабораторного, а естественного
экс­перимента, когда введение некоторой
независимой переменной про­исходит
в привычной, естественной для испытуемых
среде. (Напри­мер, некие экспериментальные
игрушки приносятся в игровую ком­нату
обычного детского сада.) Вероятностный
характер выявляемых при этом закономерностей
таким же и остается.

Истинные
же, а не только вероятные причины того
или иного явления мы можем познать, если
нам удастся сформировать данное
психическое свойство в эксперименте.
Так образовалась стратегия формирующего
эксперимента, очень популярная в
отечественной психологии. Экспериментальное
формирование заданного психоло­гического
свойства не оставляет сомнений в том,
что сама его приро­да и механизмы его
формирования познаны, раскрыты правильно.
Вообще экспериментальное формирование
изучаемого явления, ви­димо, является
идеалом любой науки, так как прямо ведет
к практи­ческому применению ее
результатов. В психологии известны
форми­рование умственных действий
по теории П.Я. Гальперина, формиро­вание
учебной деятельности (Д.Б. Эльконин —
В.В. Давыдов), концепция «первоначального
очеловечивания» слепоглухих через
орудийную деятельность (И.А. Соколянский
— А.И. Мещеряков).

(?)
Контрольные
вопросы

  1. Какова
    продолжительность человеческого
    детства и от чего она зависит?

  2. В
    каком отношении находится детская и
    возрастная психология к другим отраслям
    психологического знания?

  3. Каким
    методом чаще всего пользовались
    родоначальники детской психологии?

  4. Чем
    отличаются друг от друга лонгитюдный
    и срезовый методы?

  5. В
    чем преимущества и недостатки
    лабораторного эксперимента по сравнению
    с естественным?

©
Тестовые
задания

  1. Продолжительность
    детства человека зависит от…

  1. Скорости
    его биологического созревания.

Б.
Социально-экономического статуса семьи.

  1. Уровня
    полученного им образования.

Г.
Уровня развития общества, в котором он
живет.

  1. Каковы
    основные отличия лабораторного
    эксперимента от естествен­ного?

  1. Возможность
    отделения случайного от закономерного.

Б.
Ослабление влияния экспериментатора
и ситуации эксперимента.

  1. Строгий
    контроль всех независимых переменных.

Г.
Возможность проследить индивидуальный
ход развития.

  1. Чем
    лонгитюдное исследование предпочтительнее
    срезового?

  1. Ослабление
    влияния экспериментатора и ситуации
    эксперимента. Б. Возможность отделения
    случайного от закономерного.

  2. Возможность
    проследить индивидуальный ход развития.

Г.
Строгий контроль всех независимых
переменных.

  1. Окончание
    детства в человеческом обществе
    определяется…

  1. Физиологическим
    созреванием организма.

Б.
Завершением человеком своего образования.

  1. Приобретением
    индивидом способности выполнять функции
    члена общества.

Г.
Достижением зрелости «Я».

детства, зрелости, старости. Хар-ка детства как социокультурного феномена — Студопедия

Надстраивание высшего над низшим

Поэтапность

Возраст – это временная хар-ка онтогенетического развития человека

Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
Биологический возраст — степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.Психологический возраст — объективный показатель степени развития человека, причем количественно — обычно в годах. Он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития. (пр: ребенку физически 5 лет, а по психологическому развитию он соответствует 6 -7 летнему).

Социальный возраст – (учащийся, трудящийся, пенсионер, ребенок)

· Акселерация — ускоренное развитие живого организма.

· Ретардация —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Билет №2. Разделы воз. псих. Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Хар-ка детства как социокультурного феномена.

Разделы воз. псих:

· Детская психология –включает младенческий возраст(от 0до 1 года), ран. воз-ст (от года до 3), дошкольный (3-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12, до начала полового созревания).

· Психология подростка (подростковый (12- 16 )и юношеский возраст(16-20)

· Психология зрелостивключает молодость, раннюю, среднюю и позднюю зрелость.



· Психология старостивключает пожилой возраст, старость и долгожительство.

Детство— явление историческое, как этап онтогенеза, возникает, когда новорожденной особи недостаточно врожденных приспособительных механизмов для самостоятельного выживания.

Детство– это начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста т.е. до появления возможности включения во взрослую жизнь. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст.

Парадокс— отсутствие порядка в причинно — следственной связи .

Парадоксы детства (Д.Б. Элькольнин):

1. Человек – самое совершенное существо в природе – новорожденный человек — самое беспомощное существо(объясняет изменение продолжительности детства–чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство — детство это период зависимости)

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился.

2. Культурный опыт постоянно обогащается – новорожденный человек не изменяется. (объясняет происхождение детства – детство это период присвоения культурного опыта).Содержание детства определяется конкретной исторической обстановкой. Детство продолжается до тех пор, пока уровень освоения культурного опыта не позволит ребенку самостоятельно удовлетворить свои потребности. Чем более развито общество, те длиннее детство.

Старость – явление историческое, как этап онтогенеза, возникает на том этапе развития общества, когда: 1.появляются излишки производства. 2.появляются сферы деят-ти в которых пожилые особи востребованы.

Хар-ка детства как социокультурного феномена.любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, ей же созданного. Эта модель мира отражена в мифах, воплощена в религиозной концепции, обрядах и ритуалах, интегрирована в язык и материализована в средах. Каждое новое поколение получает в наследство свою определенную модель среды обитания, которая служит фундаментом для построения новой индивидуальной картины мира у следующего поколения, объединяя их в культурную общность. В истории существовало шесть типов отнош-я взрослых к детству: первобытный инфантицид; бросание взрослыми детей; восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализацияребенка из «верхов» и«низов» общества XIX века; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века.Социолог и историк Ллойд Демоза на основании собственной теории также попытался изучить существенные отличия в понимании детства в исторической ретроспективе. Его шесть периодов истории Детства, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми представляют безусловный интерес.

Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля Демоза выбрал образ Медеи.

Бросающий стиль (IV–XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом негативных проекций, и как следствие – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенцев сбывали кормилицам, отдавали в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держали заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля ученый выбрал Гризельду, бросившую детей ради мужа.

Амбивалентный стиль (XIV–XVII вв.) характеризуется тем, что детям уже дозволялось входить в эмоциональную жизнь родителей и их уже окружали вниманием, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивлялся, его беспощадно били, «выколачивая» своеволие и непокорность как «злое» начало.

Навязчивый стиль (XVII в.). Ребенка уже не считали опасным существом или простым объектом физического ухода, родители стали к нему значительно ближе. Однако это сопровождалось навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливало конфликты отцов и детей.

Социализирующий стиль (XIX – середина XX в.) сделал целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Ребенок мыслится, скорее, объектом, чем субъектом социализации.

Помогающий стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его лич-ть, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии.

Б № 3 понятия: методология, метод, стратегия. Стратегии исследования в возр-ой психологии (Д.Б. Эльконин). классификация методов возр-ой психологии по Ананьеву. Хар-ка групп методов.

Методология –это наука о принципах формах, способах и процедурах осуществления исследования. Методология исследования — система принципов и способов организации и построения теоретической деят-ти, а также учение об этой системе. Методология учение о структуре, логической организации, методах и ср-вах деят-ти.

Методологическими принципами в психологии являются:

Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Принцип активности сознания личности предполагает, что лич-ть является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Пр-п единства психики (сознания) и деят-ти: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений — это изучение в условиях реальной деят-ти или моделирование компонентов ведущей деят-ти в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

Пр-п системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.

Пр-п развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка определяется стратегия, общий путь психологического исследования.

Метод – способ получения психологических данных. Методика – частный способ получения психологических данных (разработан авторами, надежный)

Стратегия – правила, с помощью которых строится исследование. Виды стратегий:

1. Стратегия наблюдения (для изучения хода развития). Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Стратегия наблюдения, привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закон-сти самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

3. стратегия формирования психических процессов (Стратегия формирующего эксперимента).Основная цель — активное вмешательство психологов по формированию психологических качеств)

Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формир-я псих-их процессов удается проникнуть в суть псих. разв-я ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь.

Классификация методов по Ананьеву:

1. организационные методы (сравнительный, лонгетюдный, комплексный) на основе которых строится исследование в целом, вся его методология.

2. эмпирические методы с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование:

а. наблюдение (открытое/инкогнито, включенное / невкл-ое, стандартизированное / нестандар-ное)

б. эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий)

в. психодиагностические методы (тесты, опросники, интервью, социометрия)

г. анализ продуктов деят-ти.

3. методы обработки данных (количественные, качественные)

4. интерпритационные методы (генетический, структурный) направлены на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления.

этапов роста Развитие ребенка — раннее детство (от рождения до восьми лет), среднее детство (от восьми до двенадцати лет)

Определения стадий развития в детстве взяты из многих источников. Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лев Выготский, Лоуренс Колберг и Эрик Эриксон, предоставили способы понять развитие, а недавние исследования предоставили важную информацию о природе развития. Кроме того, этапы детства культурно определяются социальными институтами, обычаями и законами, из которых состоит общество.Например, в то время как исследователи и профессионалы обычно определяют период раннего детства как от рождения до восьми лет, другие в Соединенных Штатах могут считать пятилетний возраст лучшей конечной точкой, поскольку он совпадает со вступлением в культурную практику формального школьного образования.

Есть три основных стадии развития: раннее детство, среднее детство и юность. Определения этих стадий организованы вокруг основных задач развития на каждой стадии, хотя границы этих стадий гибки.Представления общества о детстве со временем меняются, и исследования привели к новому пониманию развития, которое происходит на каждой стадии.

Раннее детство (от рождения до восьми лет)

Раннее детство — время огромного роста во всех сферах развития. Новорожденный на иждивении вырастает в молодого человека, который может заботиться о своем теле и эффективно взаимодействовать с другими. По этим причинам основной развивающей задачей на этом этапе является развитие навыков.

Физически от рождения до трехлетнего возраста ребенок обычно увеличивается в два раза в росте и в четыре раза в весе. Пропорции тела также меняются, так что младенец, голова которого составляет почти четверть общей длины тела, становится малышом с более уравновешенной внешностью, похожей на взрослого. Несмотря на эти быстрые физические изменения, типичный трехлетний ребенок овладел многими навыками, включая сидение, ходьбу, приучение к туалету, использование ложки, каракули и достаточную зрительно-моторную координацию, чтобы ловить и бросать мяч.

В возрасте от трех до пяти лет дети продолжают быстро расти и начинают развивать мелкую моторику. К пяти годам большинство детей демонстрируют довольно хорошее владение карандашами, мелками и ножницами. Крупные двигательные достижения могут включать способность прыгать и балансировать на одной ноге. В возрасте от пяти до восьми лет физический рост замедляется, а пропорции тела и моторика становятся более точными.

Физические изменения в раннем детстве сопровождаются быстрыми изменениями в когнитивном и языковом развитии ребенка.С момента рождения дети используют все свои чувства, чтобы следить за своим окружением, и у них начинает развиваться причинно-следственная связь в своих действиях и ответах лиц, осуществляющих уход.

В течение первых трех лет жизни у детей развивается устный словарный запас от 300 до 1000 слов, и они могут использовать язык для изучения и описания мира вокруг них. К пяти годам словарный запас ребенка вырастет примерно до 1500 слов. Пятилетние дети также могут составлять предложения из пяти-семи слов, учатся использовать прошедшее время и рассказывать знакомые истории, используя картинки в качестве подсказок.

Язык — мощный инструмент для улучшения когнитивного развития. Использование языка позволяет ребенку общаться с другими и решать проблемы. К восьми годам дети могут продемонстрировать некоторое базовое понимание менее конкретных понятий, включая время и деньги. Однако восьмилетний по-прежнему рассуждает конкретным образом и испытывает трудности с пониманием абстрактных идей.

Ключевой момент в социально-эмоциональном развитии в раннем детстве наступает примерно в год. Это время, когда формирование привязанности становится критическим.Теория привязанности предполагает, что индивидуальные различия в функционировании и личности в дальнейшей жизни формируются в результате раннего опыта ребенка с опекунами. Качество эмоциональной привязанности или ее отсутствие, сформировавшееся в раннем возрасте, может служить моделью для будущих отношений.

В возрасте от трех до пяти лет рост социально-эмоциональных навыков включает формирование отношений со сверстниками, гендерную идентификацию и развитие чувства правильного и неправильного. Маленьким детям сложно принять точку зрения другого человека, и события часто интерпретируются по принципу «все или ничего», причем наибольшую озабоченность вызывает влияние на ребенка.Например, в пятилетнем возрасте ребенок может ожидать, что другие будут свободно делиться своим имуществом, но при этом он будет чрезвычайно собственническим по отношению к любимой игрушке. Это не создает конфликта совести, потому что справедливость определяется относительно собственных интересов ребенка. В возрасте от пяти до восьми лет дети входят в более широкий круг сверстников и заводят прочные дружеские отношения. В настоящее время социальное сравнение усиливается, и взгляд других людей начинает играть роль в том, как дети относятся к людям, включая сверстников.

Значение для обучения в школе . Время от рождения до восьми лет — критический период в развитии многих основных навыков во всех областях развития. Повышение осведомленности и способности обнаруживать задержки в развитии у очень маленьких детей привело к созданию служб раннего вмешательства, которые могут снизить потребность в специальных учебных заведениях, когда дети достигают школьного возраста. Например, более раннее обнаружение нарушений слуха иногда приводит к исправлению проблем до появления серьезных языковых нарушений.Кроме того, задержку развития, вызванную преждевременными родами, можно устранить с помощью соответствующих методов лечения, чтобы помочь детям функционировать на уровне своих обычно развивающихся сверстников до того, как они пойдут в школу.

Повышенное внимание к раннему обучению также вызвало необходимость подготовить маленьких детей к поступлению в школу с как можно большим количеством необходимых навыков. В 1994 году в Соединенных Штатах был принят федеральный закон о целях 2000 года, первая из которых гласит: «Все дети будут поступать в школу готовыми к обучению» (У.С. Департамент образования, 1998 г.). Хотя обоснованность этой цели обсуждается, последствия уже ощущаются. Одним из следствий этого является использование стандартизированных оценок готовности для определения размещения в классе или удержания в детском саду. Другой — создание переходных классов (дополнительный год обучения перед детским садом или первым классом). Наконец, повышенное внимание к раннему детству привело к возобновлению интереса к дошкольным программам как средству сокращения разрыва в готовности между детьми, чьи семьи могут обеспечить им качественную среду раннего обучения, и теми, чьи семьи не могут.

Среднее детство (от восьми до двенадцати лет)

Исторически среднее детство не считалось важным этапом в развитии человека. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда назвала этот период жизни стадией латентности , временем, когда сексуальные и агрессивные побуждения подавляются. Фрейд предположил, что в этот период не было сделано значительного вклада в развитие личности. Однако более поздние теоретики признали важность среднего детства для развития когнитивных навыков, личности, мотивации и межличностных отношений.В среднем детстве дети познают ценности своего общества. Таким образом, основная задача развития среднего детства может быть названа интеграцией, как с точки зрения развития внутри человека, так и с точки зрения индивидуального развития в социальном контексте.

Возможно, подтверждая образ среднего детства как латентной стадии, физическое развитие в среднем детстве менее драматично, чем в раннем детстве или юности. Рост идет медленно и устойчиво до наступления полового созревания, когда люди начинают развиваться гораздо более быстрыми темпами.Возраст, в котором люди вступают в половую зрелость, варьируется, но есть свидетельства светской тенденции — возраст начала полового созревания со временем снижается. У некоторых людей половое созревание может начаться уже в возрасте восьми или девяти лет. Период полового созревания зависит от пола и начинается раньше у женщин.

Как и в случае физического развития, когнитивное развитие в среднем детстве происходит медленно и стабильно. Дети на этом этапе развивают навыки, полученные в раннем детстве, и готовятся к следующему этапу своего познавательного развития.Рассуждения детей очень основаны на правилах. Дети осваивают такие навыки, как классификация и формирование гипотез. Хотя сейчас они более зрелы в когнитивном отношении, чем несколько лет назад, дети на этой стадии все еще нуждаются в конкретных практических занятиях. Среднее детство — это время, когда дети могут получить энтузиазм в отношении учебы и работы, поскольку достижения могут стать мотивирующим фактором, поскольку дети работают над развитием компетентности и самоуважения.

Среднее детство — это также время, когда дети развивают навыки межличностных и социальных отношений.У детей растет ориентация на сверстников, но на них сильно влияет семья. Социальные навыки, приобретенные в ходе взаимоотношений со сверстниками и в семье, а также возрастающая способность детей участвовать в конструктивном межличностном общении создают необходимую основу для преодоления трудностей подросткового возраста. Лучшие друзья важны в этом возрасте, и навыки, приобретенные в этих отношениях, могут стать строительными блоками для здоровых взрослых отношений.

Значение для обучения в школе .Для многих детей среднее детство — это радостное время большей независимости, более широких дружеских отношений и развития интересов, таких как спорт, искусство или музыка. Однако широко признанный сдвиг в успеваемости у многих детей начинается в третьем или четвертом классе (в возрасте восьми или девяти лет). Усложняются навыки, необходимые для академической успеваемости. Те учащиеся, которые успешно справляются с учебными задачами в этот период, продолжают успевать, в то время как те, кому не удается развить необходимые навыки, могут еще больше отставать в более поздних классах.

Последние социальные тенденции, включая рост насилия в школе, расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и депрессию, затрагивают многих учащихся старших классов начальной школы. Таким образом, на школы оказывается большее давление, чтобы они распознавали проблемы у детей от восьми до одиннадцати лет и учили детей социальным и жизненным навыкам, которые помогут им и дальше развиваться и становиться здоровыми подростками.

Подростковый возраст (от двенадцати до восемнадцати лет)

Подростковый возраст можно определить по-разному: физиологически, культурно, когнитивно; каждый способ предлагает несколько иное определение.Для целей этого обсуждения подростковый возраст определяется как культурно сконструированный период, который обычно начинается по мере достижения индивидом половой зрелости и заканчивается, когда индивид утвердил идентичность взрослого в своем социальном контексте. Во многих культурах подростковый период может не существовать или быть очень коротким, потому что достижение половой зрелости совпадает с вступлением во взрослый мир. Однако в современной культуре Соединенных Штатов подростковый возраст может длиться до начала двадцатых годов.Первичная развивающая задача подросткового возраста — формирование идентичности.

Подростковые годы — еще один период ускоренного роста. Люди могут вырасти до четырех дюймов и набрать от восьми до десяти фунтов в год. Этот скачок роста чаще всего характеризуется двумя годами быстрого роста, за которыми следуют три или более лет медленного устойчивого роста. К концу подросткового возраста люди могут набирать в общей сложности от семи до девяти дюймов в росте и до сорока или пятидесяти фунтов веса.Сроки этого скачка роста не очень предсказуемы; он варьируется как у людей, так и у разных полов. В целом самки начинают развиваться раньше, чем самцы.

Половое созревание — одно из самых значительных достижений в это время. Как и в случае физического развития, существует значительная вариабельность возраста, в котором люди достигают половой зрелости. Самки, как правило, созревают примерно к тринадцати годам, а мужчины — примерно к пятнадцати. Развитие в этот период регулируется гипофизом за счет выработки гормонов тестостерона (у мужчин) и эстрогенов (у женщин).Появляется все больше свидетельств тенденции к более раннему половому развитию в развитых странах — средний возраст, в котором женщины достигают менархе, снижался на три-четыре месяца каждые десять лет в период с 1900 по 2000 год.

Подростковый возраст также является важным периодом для когнитивного развития, поскольку он знаменует собой переходный период в том, как люди думают и рассуждают о проблемах и идеях. В раннем подростковом возрасте люди могут классифицировать и упорядочивать объекты, обращать вспять процессы, логически мыслить о конкретных объектах и ​​одновременно рассматривать более одной точки зрения.Однако на этом уровне развития подростки больше выигрывают от непосредственного опыта, чем от абстрактных идей и принципов. По мере развития у подростков более сложных когнитивных навыков они приобретают способность решать более абстрактные и гипотетические проблемы. Элементы этого типа мышления могут включать повышенную способность гипотетически мыслить об абстрактных идеях, способность генерировать и систематически проверять гипотезы, способность думать и планировать будущее и мета-познание (способность размышлять о своих мысли).

По мере того, как люди вступают в подростковый возраст, они сталкиваются с множеством разнообразных изменений одновременно. Они не только переживают значительный физический и когнитивный рост, но также сталкиваются с новыми ситуациями, обязанностями и людьми.

При поступлении в среднюю и старшую школу ученики попадают в среду, в которой много новых людей, обязанностей и ожиданий. Хотя этот переход может пугать, он также представляет собой захватывающий шаг к независимости.Подростки пробуют новые роли, новые способы мышления и поведения, а также исследуют другие идеи и ценности. Эриксон обращается к поиску идентичности и независимости в своей концепции развития на протяжении всей жизни . Подростковый возраст характеризуется конфликтом между идентичностью и путаницей ролей. В этот период люди развивают собственное представление о себе в контексте сверстников. В своих попытках стать более независимыми подростки часто полагаются на своих сверстников за указание того, что является нормальным и приемлемым.Они начинают отказываться от своей семьи как источника идентичности и могут столкнуться с конфликтами между своей семьей и растущей принадлежностью к группе сверстников.

С таким большим количеством интенсивных переживаний юность также является важным периодом в эмоциональном развитии. Перепады настроения характерны для подросткового возраста. Перепады настроения, которые часто связывают с гормонами, также могут быть поняты как логическая реакция на социальные, физические и когнитивные изменения, с которыми сталкиваются подростки, и часто возникают проблемы с самооценкой.По мере того как люди ищут идентичность, они сталкиваются с проблемой сопоставления того, кем они хотят стать, с тем, что является социально желательным. В этом контексте подростки часто демонстрируют странное и / или противоречивое поведение. Поиск идентичности, беспокойство подростков о том, нормальны ли они, а также изменчивое настроение и низкая самооценка — все это вместе порождает сильно колеблющееся поведение.

Влияние средств массовой информации и ожиданий общества на развитие подростков очень велико.Молодых людей засыпают образами насилия, секса и недостижимых стандартов красоты. Это воздействие, в сочетании с социальными, эмоциональными и физическими изменениями, с которыми сталкиваются подростки, способствовало росту насилия в школе, сексуальной активности подростков и расстройств пищевого поведения. Начало многих психологических расстройств, таких как депрессия, другие расстройства настроения и шизофрения, также является обычным явлением в этот период жизни.

Значение для обучения в школе. Последствия развития в этот период для образования многочисленны.Учителя должны знать о происходящих сдвигах в когнитивном развитии и предоставлять соответствующие возможности обучения для поддержки отдельных учащихся и содействия их развитию. Учителя также должны знать о проблемах, с которыми сталкиваются их ученики, чтобы определять и помогать исправлять проблемы, если они возникают. Учителя часто играют важную роль в выявлении моделей поведения, которые могут стать проблемными, и могут быть наставниками для нуждающихся учеников.

Заключение

Определения трех стадий развития основаны как на исследованиях, так и на культурных влияниях.Последствия для обучения в школе основаны на том, что известно о том, как развиваются дети, но следует подчеркнуть, что на рост влияет контекст, а обучение в школе является основным контекстом детства. Точно так же, как педагоги и другие люди должны знать, чем рассуждения пятилетнего ребенка отличаются от рассуждений пятнадцатилетнего ребенка, также важно осознавать, что структура и ожидания школьного обучения влияют на то, как дети расти и учиться.

БИБЛИОГРАФИЯ

А LLEN , К.E ILEEN и M AROTZ , L YNNE R. 1989. Профили развития: от рождения до шести. Олбани, Нью-Йорк: Делмар.

B OWMAN , B ARBARA T .; D ONOVAN , M. S UZANNE ; и B URNS , M. S USAN , ред. 2001. Стремятся учиться: обучение наших дошкольников. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

B RANSFORD , J OHN D .; B ROWN , A NN L.; и C OCKING , R ODNEY R., ред. 1999. Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

C HALL , J EANNE S .; J ACOBS , V ICKI A .; и B ALDWIN , L UKE E. 1990. Кризис чтения: почему бедные дети отстают. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

C OLLINS , W. A NDREW , изд.1984. Развитие в среднем детстве: годы от шести до двенадцати. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

G OLDBERG , S USAN ; M UIR , R OY ; и K ERR , J OHN , ред. 1995. Теория привязанности: социальные, развивающие и клинические перспективы. Хиллсдейл: аналитическая пресса.

G ULLOTTA , T HOMAS P .; A DAMS , G ERALD R .; и M ARKSTROM , C AROL A.2000. Подростковый опыт, 4-е издание. Сан-Диего: Academic Press.

K NOWLES , T RUDY и B ROWN , D AVE F. 2000. Что должен знать каждый учитель средней школы. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann.

N EWMAN , P HILLIP R. и N EWMAN , B ARBARA M. 1997. Детство и юность. Пасифик Гроув, Калифорния: Брукс / Коул.

O RENSTEIN , P EGGY .1994. Школьницы: молодые женщины, чувство собственного достоинства и разрыв в уверенности. Нью-Йорк: якорные книги.

P IPHER , M ARY B. 1994. Возрождение Офелии: спасение самости девочек-подростков. Нью-Йорк: Патнэм.

S HONKOFF , J ACK P. и P HILLIPS , D EBORAH A., ред. 2001. От нейронов к окрестностям: наука о раннем детском развитии. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

W OLMAN , B ENJAMIN B. 1998. Подростковый возраст: биологические и психосоциальные перспективы. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС

США D ОТДЕЛЕНИЕ E ПРОИЗВОДСТВО . 1998. «Цели 2000: реформирование образования для повышения успеваемости учащихся».

>

,

% PDF-1.6
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>
поток
2007-06-12T09: 53: 41-04: 002007-06-12T09: 48: 24-04: 002007-06-12T09: 53: 41-04: 00Adobe Acrobat 7.0application / pdfuuid: 96571673-18eb-11dc-bf85 -001124db6db4uuid: 5544eaca-18ec-11dc-bf85-001124db6db4Creo Normalizer JTP

endstream
endobj
3 0 obj
>
endobj
4 0 obj
>
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 объект
3292
endobj
9 0 объект
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 объект
>
endobj
12 0 объект
>
endobj
13 0 объект
>
endobj
14 0 объект
>
endobj
15 0 объект
>
endobj
16 0 объект
>
endobj
17 0 объект
>
endobj
18 0 объект
>
endobj
19 0 объект
>
endobj
20 0 объект
>
endobj
21 0 объект
>
endobj
22 0 объект
>
endobj
23 0 объект
>
endobj
24 0 объект
>
endobj
25 0 объект
>
endobj
26 0 объект
>
endobj
27 0 объект
>
endobj
28 0 объект
>
endobj
29 0 объект
>
endobj
30 0 объект
>
endobj
31 0 объект
>
endobj
32 0 объект
>
endobj
33 0 объект
>
endobj
34 0 объект
>
endobj
35 0 объект
>
endobj
36 0 объект
>
endobj
37 0 объект
>
endobj
38 0 объект
>
endobj
39 0 объект
>
endobj
40 0 объект
>
endobj
41 0 объект
>
endobj
42 0 объект
>
endobj
43 0 объект
>
endobj
44 0 объект
>
endobj
45 0 объект
>
endobj
46 0 объект
>
endobj
47 0 объект
>
endobj
48 0 объект
>
endobj
49 0 объект
>
endobj
50 0 объект
>
endobj
51 0 объект
>
endobj
52 0 объект
>
endobj
53 0 объект
>
endobj
54 0 объект
>
endobj
55 0 объект
>
endobj
56 0 объект
>
endobj
57 0 объект
>
endobj
58 0 объект
>
endobj
59 0 объект
>
endobj
60 0 объект
>
endobj
61 0 объект
>
endobj
62 0 объект
>
endobj
63 0 объект
>
endobj
64 0 объект
>
endobj
65 0 объект
>
endobj
66 0 объект
>
endobj
67 0 объект
>
endobj
68 0 объект
>
endobj
69 0 объект
>
endobj
70 0 объект
>
endobj
71 0 объект
>
endobj
72 0 объект
>
endobj
73 0 объект
>
endobj
74 0 объект
>
endobj
75 0 объект
>
endobj
76 0 объект
>
endobj
77 0 объект
>
endobj
78 0 объект
>
endobj
79 0 объект
>
endobj
80 0 объект
>
endobj
81 0 объект
>
endobj
82 0 объект
>
endobj
83 0 объект
>
endobj
84 0 объект
>
endobj
85 0 объект
>
endobj
86 0 объект
>
endobj
87 0 объект
>
endobj
88 0 объект
>
endobj
89 0 объект
>
endobj
90 0 объект
>
endobj
91 0 объект
>
endobj
92 0 объект
>
endobj
93 0 объект
>
endobj
94 0 объект
>
endobj
95 0 объект
>
endobj
96 0 объект
>
endobj
97 0 объект
>
endobj
98 0 объект
>
endobj
99 0 объект
>
endobj
100 0 объект
>
endobj
101 0 объект
>
поток
HlSn0} KLUUuiv $ xb! VHx? {/ A [oEѶ ‘} n ݛ

MCEhL8FpsSj # 4 # l5ud ߝ w.Xzh * k} qǡ} u6 \ @_ a &}% A0yb, Nj: ‘`Sdk; E

.

Что такое детская травма и испытали ли вы ее?

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

  • Терапевтические услуги
  • Биография терапевта
  • О нас
  • Темы