От кого исходят нормы морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Моральные нормы, принципы, санкции
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Моральные нормы, принципы и санкции» из раздела кодификатора (1.15 Мораль)
Мораль — это не только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости. Мораль — это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных общественных отношений.
Человек, как биосоциальное существо, формируется, развивается и живет в обществе, подчиняясь правилам, которые сложились в нем. Однако это не означает, что моральные нормы — это раз и навсегда определенные конструкции. Моральные нормы меняются, развиваются вместе с человеком. Выделяют различные морально-нравственные установки в разных обществах и в разные исторические периоды.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам по ведения.
В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы — это не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Например, во время Великой Отечественной войны многие подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами. Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан, независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они оцениваются как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.
Моральные нормы — это общественные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, которые обеспечиваются силой общественного мнения и внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетелях и пороках.
Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности. Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества (т.е. поведение, не способствующее его стабильности), осуждается и запрещается, а то, что способствует согласию и мирному сосуществованию людей, оценивается положительно и одобряется большинством.
Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.
Нарушение норм морали влечет за собой моральные санкции (поощрение или наказание). В соответствии с поступком моральные санкции могут быть положительными и отрицательными. Так, например, за помощь родителям, последует их одобрение, похвала, а за непослушание — осуждение.
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те принципы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе.
Моральные принципы — это правила поведения, которые выполняются в соответствии с внутренними (духовными) убеждениями человека и определяют его отношение к миру.
К моральным принципам можно отнести:
- гуманизм (признание человека высшей ценностью),
- альтруизм (бескорыстная помощь другим людям),
- милосердие (сострадание),
- коллективизм (предпочтение общественных интересов личным).
Эти принципы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.
Моральные нормы тесным образом связаны с понятием красоты, прекрасного в человеке, в его поступках, в окружающем мире.
Прекрасное в обществе формируется и выражается эстетическими нормами.
Эстетические нормы — это представление общества (конкретного социума) о красиво, нет; что подобает носить; какая должна быть прическа, если говорить о приземленных вещах). Вообще, что есть красота, каковы ее каноны; что такое прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Таким образом, эстетические нормы являются наряду с моралью важнейшими ценностными регуляторами общественных отношений.
Моральные нормы — это… Что такое Моральные нормы?
- Моральные нормы
- — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; правила поведения, определяющие прежде всего внутренние мотивы и побуждения человека.
Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект.
Т. Н. Радько.
2011.
- Мораль
- Моральный вред
Смотреть что такое «Моральные нормы» в других словарях:
Моральные нормы — Стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Моральные нормы обычно не имеют юридической силы, но большинство людей принимает их как должное. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк… … Большая психологическая энциклопедия
Моральные нормы — правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы православного человека – это семь добродетелей христианской морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Моральные нормы — ♦ (ENG moral norms) те ориентиры, к рые оказывают влияние на моральные поступки или поведение … Вестминстерский словарь теологических терминов
моральные нормы — в риторике основаны на уместности публичной речи, они касаются права на публичную речь, ответственности за достоверность высказывания, соблюдения правил этикета и учтивости … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Моральные нормы — в риторике основаны на уместности публичной речи, они касаются права на публичную речь, ответственности за достоверность высказывания, соблюдения правил этикета и учтивости … Риторика: Словарь-справочник
Моральные нормы — это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Нормы культуры — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Моральные ценности — ♦ (ENG moral values) элементы, к рые признаются правильными, важными и должны приниматься индивидами и обществом в целом в качестве установленных норм морали (см. Моральные нормы) … Вестминстерский словарь теологических терминов
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ — англ. norms, social, moral; нем. Moralnormen, soziale. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. norms; от лат. norma мерило; руководство; правило, закон; образец) конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к. л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные»… … Большая психологическая энциклопедия
Относительность добра и зла. Нормы морали в разных культурах: lana_artifex — LiveJournal
Хочу поднять извечную проблему добра и зла в разрезе различных духовных учений и философских подходов.
К проблеме относительности добра и зла обращался в своей пьесе «Дьявол и Господь Бог» Жан-Поль Сартр. Главный герой этой пьесы — Гец, порочный и безжалостный военный лидер, совершающий в силу своих необузданных амбиций множество преступлений и злодеяний. Однако, воочию увидев ужасы чумы, вспыхнувшей в городе, осажденном и захваченном его войсками, он преисполняется страхом смерти и дает Господу обет стать другим человеком, если Господь спасет ему жизнь. В этот момент чудесным образом появляется некий монах и помогает ему уйти из города через потайной подземный ход. Гец сдерживает свое слово — отныне жизнь его неуклонно направлена к добру. Но, оказывается, эта новая жизнь приносит еще больше зла, чем былые жестокие битвы. Эта пьеса, безусловно, была сартровским комментарием к истории христианства, которая являет собой ярчайший пример того, как безжалостное насаждение проповеди любви может привести к злодеяниям и стать причиной огромных страданий.
В моральных кодексах различных культур проблема этики трактовалась по-разному. Например, одни общества подчеркивают ценность человеческого тела и даже считают его священным, тогда как другие убеждены, что все связанное с телом и его физиологическими функциями априорно порочно и несет в себе зло.
Одни культуры не придают значения наготе и полагают ее естественной, другие же требуют, чтобы женщины полностью закрывали свое тело и частично лицо.
У одних народов прелюбодеяние каралось смертью, а вот по древнему эскимосскому обычаю хозяин дома по долгу гостеприимства предлагал свою жену всякому гостю-мужчине. И полигамия, и полиандрия практиковались в истории различных культур как социально приемлемые альтернативы.
В одном из племен Новой Каледонии убивали близнецов, если один был мужского пола, а другой женского, ибо считалось, что они совершили кровосмешение уже в чреве. В противоположность этому в Древнем Египте и в Перу закон требовал, чтобы в семьях правителей братья женились на сестрах.
В Японии самоубийство часто не только рекомендовалось, но в определенных ситуациях, дабы избежать позора, практически требовалось.
В Китае и в других местах, когда умирал правитель, его жен и слуг убивали и хоронили вместе с ним.
Согласно индийскому обычаю сати, вдова следовала за покойным мужем на погребальный костер. Обычай сати, а также умерщвление младенцев женского пола практиковались в Индии еще долгое время после того, как англичане в XVIII веке наложили на это запрет.
Ритуальные человеческие жертвы имели место у многих народов, и каннибализм был принят в таких развитых культурах, как ацтеки и маори.
По моему мнению, такая полярность моральных и этических норм в нашем мире можно рассматривать как преднамеренный эксперимент Космического сознания, Разума, в котором систематически исследуются все возможные эмпирические варианты.
Моральные принципы. Морально-этические принципы :: SYL.ru
Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.
Понятие морали
Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.
Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.
Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.
Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.
Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.
Высокие моральные принципы
Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.
Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:
- Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
- Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
- Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.
Как складываются моральные принципы
Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.
К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.
Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.
Отличие морали от обычаев и правовых норм
Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.
Нормы морали | Обычаи | Нормы права |
человек выбирает осмысленно и свободно | выполняются точно, без оговорок, беспрекословно | |
норма поведения для всех людей | могут отличаться у разных народностей, групп, общин | |
в их основе — чувство долга | исполняются по привычке, для одобрения окружающих | |
основа -личные убеждения и мнение общества | одобряются государством | |
могут выполняться по желанию, не являются обязательными | обязательны для исполнения | |
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения | фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях | |
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести | невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности |
Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.
Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.
Вседозволенность
Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.
Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.
Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.
В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.
Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.
Функции морали
Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.
Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.
Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.
Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Моральные нормы — это… Что такое Моральные нормы?
- Моральные нормы
Стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Моральные нормы обычно не имеют юридической силы, но большинство людей принимает их как должное.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС.
Майк Кордуэлл.
2000.
- Моральная дилемма
- Моральный реализм
Смотреть что такое «Моральные нормы» в других словарях:
Моральные нормы — правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы православного человека – это семь добродетелей христианской морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Моральные нормы — ♦ (ENG moral norms) те ориентиры, к рые оказывают влияние на моральные поступки или поведение … Вестминстерский словарь теологических терминов
моральные нормы — в риторике основаны на уместности публичной речи, они касаются права на публичную речь, ответственности за достоверность высказывания, соблюдения правил этикета и учтивости … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Моральные нормы — в риторике основаны на уместности публичной речи, они касаются права на публичную речь, ответственности за достоверность высказывания, соблюдения правил этикета и учтивости … Риторика: Словарь-справочник
Моральные нормы — это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Моральные нормы — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; … Теория государства и права в схемах и определениях
Нормы культуры — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Моральные ценности — ♦ (ENG moral values) элементы, к рые признаются правильными, важными и должны приниматься индивидами и обществом в целом в качестве установленных норм морали (см. Моральные нормы) … Вестминстерский словарь теологических терминов
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ — англ. norms, social, moral; нем. Moralnormen, soziale. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. norms; от лат. norma мерило; руководство; правило, закон; образец) конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к. л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные»… … Большая психологическая энциклопедия
3.6. Нормы морали
Нормы
морали —
это своеобразные первоначальные
«клеточки» нравственности, из которых
складывается здание нравственной
системы общества. Нравственность
проявляется в виде определенных,
постоянно воспроизводящихся в обществе
правил поведения, или норм. Этика
изучает нормы морали и как определенные
образцы (стандарты) поведения людей в
обществе, и как требования (предписания),
регулирующие поведение людей. В этом
смысле этика рассматривает поведение
человека как нормативно заданное,
предписанное теми или иными нравственными
нормами. Этика описывает моральные
нормы, проясняет их регулятивную природу,
специфику, структуру и содержание. Ее
интересуют также отношения между нормами
и правила (принципы) образования
нормативных -суждений и умозаключений,
законы нормативного мышления.
Всякая
норма морали имеет внутреннюю структуру1
(1
См.: Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.
М., 1985; Бобнева М.И. Социальные нормы и
регуляция поведения. М., 1978; Дробницкий
О.Г. Моральное сознание и его структура
// Вопросы философии. 1972. № 2; Пеньков
Е.М. Социальные нормы — регуляторы
поведения личности. М., 1972; Селиванов
Ф.А. Оценка и норма в моральном
сознании. М., 1989). Во-первых, диспозицию
— предписание определенного поведения
(деяния или недеяния). Говоря иначе,
любая норма морали содержит в себе
определенное предписание или веление,
выраженное, как правило, в повелительном
наклонении: «не убий», «возьми», «верни»,
«наслаждайся», «проживи жизнь
незаметно», «будь независим», «подчиняйся
только нравственному долгу» и т.п. Нормы
морали не столько советуют, убеждают,
просят, учат поступать известным образом,
сколько велят, предписывают, требуют
известного поведения.
Во-вторых,
предписание, выраженное в норме, имеет
область своего определения — круг лиц,
к которым оно потенциально или актуально
обращено. В этом смысле различаются
единичные требования, особенные
нормы (например, этика врача, юриста) и
всеобщие (универсальные) нормы,
обращенные к каждому человеку. В самой
норме конкретный смысл или цель
предписываемого действия могут быть
не всегда четко выражены, но всегда так
или иначе подразумеваются. Поскольку
это так, то любая норма морали поддается
истолкованию и разъяснению. Толкование
и разъяснение смысла нравственных норм
составляют одну из основных задач этики
как нормативной дисциплины.
Для
целого ряда норм морали также характерным
является такой структурный элемент,
как гипотеза, т.е. указание на те условия,
при которых должно исполнять предписанное
нормой действие.
Ввиду
такого структурного элемента, как
гипотеза, нормы морали делятся на
категорические (действительные при
любых условиях) и нормы, сообразованные
с возможностями людей и ситуацией.
Безусловно категорическими являются
нормы христианской морали: «не убий»,
«не кради» и др.
Норма
морали предполагает определенные меры
воздействия, которые общество способно
применять к нарушителю выраженного
в норме веления. В нравственности санкции
выступают, как правило, в виде
осуждения, порицания, неприятия
общественным мнением, совестью самого
человека аморальных поступков, т.е.
идеально.
Нормы
морали различаются не только по содержанию
предписания, области своего определения,
значения, действия, но также и по своему
источнику. Источниками норм морали
могут выступать обычай, традиция,
этическая доктрина или авторитет (Будда,
Сократ, Иисус Христос, Магомет и др.),
общественное мнение, наконец сам
человек, как говорил Кант, его
самообязывающий разум. В этом отношении,
кстати. Кант совершенно справедливо
делил все нормы в зависимости от источника
своего возникновения на два основных
класса: гетерономные — устанавливающие
человеку внешние обязанности, имеющие
внешний источник своего долженствования,
и автономные, представляющие собой, по
сути, самопредписания, самовеления,
имеющие источником автономию воли.
В
этике под источником моральных норм
подразумеваются, во-первых, те исторические,
объективные, материальные условия,
которые вызвали к жизни те или иные
нормы морали. В этом отношении этика
говорит, что нормы морали формируются
самой жизнью, что они возникают в
практике реальных социальных, нравственных
отношений. Этика рассматривает, во-вторых,
в качестве источника моральных норм
нравственное сознание определенной
исторической эпохи. Этика подчеркивает,
что нормы формируются, артикулируются,
озвучиваются самосознанием определенного
исторического времени. В этом отношении
источником нравственных норм выступают
мифология, этические воззрения великих
моралистов, общественное мнение.
Наконец, норма может быть выведена из
другой, более общей нормы как ее следствие,
импликация.
Норма
морали как прескрипция (предписание)
отличается от дескрипции (описания,
суждения о фактах). Норма выражает
долженствование, а не описывает
сущее. Относительно предписания,
выраженного в норме, мы не можем
сказать, какой реальности (фактам)
оно соответствует. Очевидно, что суждение
«нечто есть», т.е. суждение, описывающее
факт, существенно отличается от суждения
о должном. Таким образом, этика проводит
различие между бытием и долженствованием
и подчеркивает, что норма морали имеет
особый онтологический статус, отличный
от онтологического статуса фактов.
В
отличие от суждений факта, нормативные
суждения, нормы «не являются ни истинными,
ни ложными»1
(1
Ивин А.А Логика М., 1996. С. 89; Он же Некоторые
проблемы теории деонтических
модальностей // Логическая семантика и
модальная логика. М., 1967; Он же. Логика
норм. М., 1973), а обладают значением
действительности или недействительности,
правомерности или неправомерности.
Например, дескриптивное, или описательное,
суждение может быть истинным или
ложным. Относительно же прескриптивного,
нормативного, суждения нельзя сказать,
истинно ли оно или нет. Этику интересует
в данном случае другой вопрос: является
ли требование или норма, выраженная в
нормативном суждении, действительной
или нет. Говоря иначе, ее интересует
основание предписания, выраженного
в нормативном суждении.
Норма
(и выражающее ее нормативное суждение)
может быть действительной или правомерной,
если существует некая «более высокая»
норма, из которой первая выводится как
следствие, или если она постулируется
как высшая норма определенного
нравственного, нормативного порядка.
Таким
образом, основанием действительности
одной нормы может быть лишь действительность
другой нормы2
(2
Чистое учение о праве Ганса Кельзена
Вып. 2. М,, 1987. С. 67). Норму, представляющую
собой основание действительности другой
нормы, образно называют высшей (т.е.
«более высокой») нормой по отношению
к этой другой норме, которую называют
«низшей». Правда, иногда возникает
впечатление, будто действительность
нормы можно обосновать тем фактом, что
она установлена какой-либо властной
инстанцией: человеческой или
надчеловеческой. Например,
действительность Десяти заповедей в
христианской этике обосновывают тем
фактом, что их дал на горе Синай Бог
Яхве, или что врагов должно любить
потому, что Иисус, Сын Божий, предписал
это в Нагорной проповеди. Однако с
деонтической точки зрения основанием
действительности нормы служит не тот
факт, что, например, Бог в определенное
время и в определенном месте установил
определенную норму, но молчаливо
подразумеваемая норма, согласно
которой должно исполнять заповеди Бога1
(1
Чистое учение о праве Ганса Кельзена.
Вып 2. М., 1987. С. 68).
Поиск
основания действительности нравственной
нормы, ответа на вопрос, почему я должен
ее выполнять, не может продолжаться
бесконечно, в отличие от поиска причины
в цепи причин и следствий, он должен
закончиться нормой, которая — как
последняя и наивысшая — постулируется,
говоря иначе, принимается как высший
нравственный принцип.
В
свою очередь, высшая нравственная норма
или принцип является системообразующим
началом некоей этической системы.
Например, в рамках гедонистической
этики такой нормой выступает требование
«наслаждайся», эпикурейской — «проживи
незаметно» и т.п. Все нормы, которые
можно вывести из одной и той же основной
нормы, образуют определенную нормативную
систему, которая характеризуется
целым рядом существенных особенностей,
и в частности непротиворечивостью,
неантиномичностыо, связанностью норм,
которые в нее входят, и др. Так, нормы:
«не лги», «не обманывай», «не
лжесвидетельствуй», «исполняй данное
обещание» можно вывести из нормы,
предписывающей правдивость. Из нормы,
предписывающей любить ближнего, можно
вывести следующие нормы: «не должно
причинять ближнему зло, в особенности
убивать его», «не должно причинять
ближнему моральный или физический
вред», «если ближний попадет в беду, ему
должно помогать»2
(Там же. С. 96) и т.п. Говоря иначе, норма
или принцип «люби ближнего» задает
такую нормативную систему, в рамках
которой должно оказывать помощь ближним,
не обманывать их и т.д.
Основу
отношений между нормами составляет не
только их сходство или различие по
принадлежности к тому или иному
нормативному порядку, но и различия
по выраженному в них предписанию, области
определения, значения (смысла),
действительности во времени и
пространстве. Поэтому нормы морали
бывают сравнимые и несравнимые между
собой. Сравнимые нормы имеют в своем
составе общий термин — область
определения (субъект) или прескрипцию,
несравнимые — нет. Например, несравнимыми
будут нормы: «Все врачи должны исполнять
клятву Гиппократа» и «Все родители
должны заботиться о своих детях» и т.п.
Сравнимые
нормы, в свою очередь, бывают совместимыми
(связанными) и несовместимыми
(несвязанными). Совместимыми называются
такие нормы, которые выражают одно и то
же веление полностью или хотя бы в
некоторой части. Несовместимыми будут
нормы, выражающие противоположные, или
противоречащие, веления.
Совместимые
нормы делятся на равнозначащие и
подчиненные. Равнозначащие, или
эквивалентные, нормы выражают одно и
то же веление в различной форме. Например:
«Каждый человек имеет право на жизнь»
и «Никто не обязан умирать»; «Ни один
человек не имеет права оскорблять
другого» и «Ни одному человеку не
разрешено оскорблять другого». Это
две пары равнозначащих, взаимозаменимых
норм, каждая из которых имеет одно и то
же деонтическое содержание, но их
формальное построение различно. Следует
подчеркнуть, что если норма действительна
и правомерна, то эквивалентная ей норма
также действительна и правомерна.
Подчиненные
нормы имеют общую прескрипцию, а область
определения (субъект) одной нормы
включает в себя область определения
другой нормы. Здесь одна норма будет
подчиняющей, а другая — подчиненной.
Подчиненные нормы различаются своей
областью определения, неодинаковы
по значению и смыслу выраженного в них
предписания: подчиняющее нормативное
суждение носит характер общей нормы,
подчиненное суждение — конкретного
требования. При действительности и
правомерности общей нормы и частное
требование будет действительным или
правомерным.
Несовместимыми
нормами являются нормы, которые
предписывают одному и тому же лицу
или группе лиц противоположные действия
в одно и то же время, в одном и том же
месте или отношении. Таким образом,
для того чтобы две нормы были
несовместимыми, нужно учитывать
целый ряд особенностей. Так, несовместимости,
или противоречия, в широком смысле слова
не будет в том случае, если что-либо
предписывается одному и тому же лицу и
то же самое отрицается, но в разное
время. Точно так же не будет несовместимости
или противоречия, если одна норма нечто
предписывает определенному лицу или
группе лиц, а другая это отрицает, но в
ином отношении. Например, требование
уничтожить противника не противоречит
требованию не трогать союзников и
т.п.
Противоположными
будут являться такие несовместимые
нормы, которые одновременно не могут
быть правомерными, но могут быть
одновременно неправомерными.
Противоречащими
же будут такие нормы, которые одновременно
не могут быть ни правомерными, ни
неправомерными. При правомерности
одного веления, выраженного в норме,
его отрицание будет неправомерным, а
при неправомерности первого второе
будет правомерным.
В
сфере нормативного мышления тем не
менее могут возникать ситуации, когда,
несмотря на несовместимость и
противоположность, оба нормативных
суждения имеют значение правомерности.
Говоря иначе, для нормативного мышления
не является исключением антитетика
или антиномия норм, когда при правомерности
одной нормы противоположная норма также
является вполне правомерной и
действительной.
Антитетичность,
или парадоксальность, нормативного
мышления, так же как и его противоречивость,
известна с древнейших времен, хотя ее
природа не была вполне осознана. Так, с
давних пор известен так называемый
парадокс «брадобрея»1
(1
В данном случае мы приводим деонтический
вариант парадокса «брадобрея», который
в своей логической форме был сформулирован
Б Расселом (см.: Карри
Х. Основания
математической логики. М., 1969. С. 22)). Суть
его сводится к следующему: совет
одного селения издал указ, что деревенский
брадобрей (предполагается, что он
единственный брадобрей в этой деревне)
должен брить всех мужчин данного селения,
которые не бреются сами, и только
этих мужчин. Конкретизация этой нормы
применительно к самому брадобрею
приводит к двум противоположным, но
тем не менее правомерным, вытекающим
из первоначальной общей нормы,
нормативным суждениям: «брадобрей
должен брить себя сам» и «брадобрей не
должен брить себя сам». Вполне понятно,
что наличие парадоксов, антитетики норм
ставит под вопрос саму возможность
этической аргументации, применения на
практике норм морали, т.е. возможность
из более общих норм выводить более
частные.
Конечно,
антитетика норм возможна не только в
результате парадоксов, неправильно
сформулированных общих норм, приводящих
к взаимоисключающим, но тем не менее
одинаково правомерным нормативным
выводам или решениям. Гораздо чаще
антитетика норм возникает в силу их
принадлежности к различным нормативным
системам, в рамках которых каждая из
норм является вполне правомерной и
обоснованной. На такую возможность в
свое время указывал И. Кант, который
считал, что основная антиномия
нравственного сознания человека может
возникать в силу противоположности
веления долга, добродетели, с одной
стороны, и стремления человека к счастью
— с другой1
(1
Кант И. Критика практического разума.
М., 1995. С. 218). Говоря иначе. Кант совершенно
правильно определил, что могут существовать
два вполне оправданных нормативных
порядка, один из которых основан на
принципе счастья, другой — на принципе
долга или добродетели. Методологическую
основу разрешения антиномий практического
разума сам Кант видел в разграничении
«логики морали» и «логики чувств»,
«логики долга» и «логики склонностей
и влечений».
Прояснение
онтологического статуса норм, изучение
характера и природы их отношений между
собой важно и в связи с проблемой
толкования норм морали и выяснения их
специфики. Одна и та же норма морали
может быть выражена в формально различных
суждениях. Если же не отделять норму
от средств ее выражения, то может
оказаться, что одна и та же норма будет
устанавливать различные предписания.
Но в таком случае было бы невозможно не
только передавать нормы и переводить
их с одного языка на другой, но и применять
их в практической жизни. Поэтому критики
этой точки зрения, среди которых можно
назвать таких выдающихся ученых, как
Лейбниц, Гумбольдт и другие, считали,
что норму следует рассматривать в
абстракции, отвлечении от средств ее
выражения. Одна и та же норма может
формулироваться по-разному в различных
языках и кодексах, но ее содержание и
смысл можно рассматривать как некоторую
абстракцию, взятую отдельно от ее
языкового, знакового выражения.
Поэтому объектом этического толкования
являются нормы морали, а предметом
толкования — их содержание и смысл.
Уяснение
этого содержания и смысла достигается
различными способами. Способ этического
толкования представляет собой
относительно самостоятельную
совокупность приемов анализа норм.
Выделяют грамматическое,
логико-деонтологическое, систематическое,
историко-социологическое и телеологическое
толкования.
Грамматическое
толкование представляет собой набор
приемов, направленных на уяснение
морфологической и синтаксической
структуры нормативного высказывания,
выражающего норму, выявление значения
отдельных слов и терминов, употребляемых
союзов, предлогов, знаков препинания,
грамматического смысла всего нормативного
суждения.
Логико-деонтологическое
толкование предполагает использование
законов и правил деонтической логики
для уяснения подлинного смысла
нравственной нормы, который не совпадает
с ее буквальным изложением.
Систематическое
толкование — это уяснение содержания
и смысла моральной нормы исходя из
ее места, которое она занимает в той или
иной этической системе. Так, практически
все этические воззрения включают в себя
норму ненасилия, однако в различных
этических системах она приобретает
различные вес и значение.
Историко-социологическое
толкование заключается в изучении
социально-исторических условий
возникновения той или иной нормы морали.
В этом плане весьма показательны
исследования, проведенные Ницше,
Монтескье, Вебером и др.
Телеологическое
(целевое) толкование направлено прежде
всего на установление подлинных целей,
которые ставились при формулировании
и обосновании тех или иных нравственных
норм.
В
зависимости от сферы действия норм
морали различается толкование
нормативное и казуистическое. Нормативное
толкование изначально предназначено
для распространения на неопределенный
круг лиц и случаев. Оно имеет, как правило,
абстрактный характер, т.е. не привязано
к конкретной жизненной ситуации.
Казуистическое толкование норм
морали, напротив, вызывается вполне
определенным случаем и рассчитано на
рассмотрение именно данного конкретного
дела.
В
процессе толкования и разъяснения
содержания и смысла нравственных
норм вполне закономерно возникает
вопрос об их специфике, отличии от
других нормативных регуляторов — норм
права, религиозных или организационных
норм. В этом случае толкование норм
тесно связано с пониманием природы
морали как таковой.
Специфика
моральных норм вырисовывается в истории
этической мысли через целую серию
теоретических антиномий и противоречий1
(1
Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
С. 87-121). С одной стороны, этика подчеркивает,
что нормы морали имеют объективное
значение. По своему содержанию они не
зависят от склонностей, предпочтений,
произвола, субъективного мнения кого
бы то ни было. Но с другой стороны,
требования и предписания, выраженные
в моральных нормах, не могут быть
объективными по самой своей природе. В
силу особенностей нормативной регуляции
они всегда являются выражением чьего-то
веления (воли общества или социальных
групп, как полагала этика Просвещения,
Бога или разума, как считали этики
религиозного или идеалистического
толка). Кроме того, в сфере морали
источником нормы выступают личные
мотивы и самовеления личности, без
которых нет собственно морали как
сознательного действия. Говоря иначе,
если выраженное в норме предписание
выступает лишь в виде внешнего требования,
только как внешняя необходимость или
чужое повеление, то эта норма не будет
нравственной в собственном смысле
слова. Подлинно моральной норма становится
тогда, когда содержащееся в ней
требование осознается самим человеком
как внутреннее веление самому себе,
как самовеление, субъективная
необходимость.
С
первой антитезой в понимании специфики
норм морали связана и вторая. Любые
нравственные нормы, так как они
проявляются, фиксируются в истории,
представляют собой выражение определенного
образа жизни известной социальной
общности. И в этом отношении нормы морали
всегда выражают определенные обособленные
интересы тех или иных групп людей. Этот
относительный характер всякой системы
нравственных норм является общепризнанным
фактом европейской науки, как только
она перешла к изучению исторически
изменчивых нравов. Но в то же время
всякая собственно нравственная норма
всегда выражается в общеобязательной,
общечеловеческой форме. Как обосновывает
это положение Кант, всякая особая,
партикулярная норма, правило поведения
могут быть признаны подлинно моральными
в том лишь случае, если они выдерживают
проверку на общезначимость, на всеобщее,
всечеловеческое применение.
Следующая
альтернатива в понимании специфики
норм морали связана с проблемой
соотношения их практической значимости
и нравственной безусловности. С одной
стороны, в этической мысли прошлого
было достаточно осознанно и отчетливо
выражено практическое назначение норм
морали. С этой точки зрения нормы морали
— это метод и средство достижения
общественного и личного блага. Но, с
другой стороны, подлинные нормы морали,
требования, заложенные в них, не имеют
ничего общего с практическим расчетом,
социальной полезностью, «благоразумием»,
с достижением желательных результатов.
Как подчеркивал Кант, если мы наблюдаем
истинно нравственный поступок, совершенный
«с непоколебимым духом» и «без всякого
намерения извлечь какую-нибудь выгоду
в этом мире или на том свете», то такой
поступок оказывается для нас гораздо
более привлекательным, нежели такое же
действие, но совершенное из интереса1
(1
Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 4. Ч. 1. С.
248). Нормы морали, считал Кант, нельзя
рассматривать лишь как способ
достижения какого-то результата,
определенной цели. Напротив, именно
цели и практические результаты, к коим
стремится человек, должны быть соотнесены,
согласованы с нравственными нормами.
Нормы
создаются людьми, но в процессе их
жизнедеятельности объективируются,
отчуждаются, начинают выступать как
нечто существующее независимо от
человека; и каждое последующее поколение
должно вновь распредметить эти нормы,
сделать их внутренним мотивом своего
поведения. Поэтому нормы морали,
рассмотренные на различных ступенях
и стадиях этого процесса, могут выступать
в теоретическом сознании в виде
взаимоисключающих дефиниций и
определений.
Суммируя
взгляды на специфику норм морали, можно
сказать следующее. Во-первых, нормы
морали, в отличие от других регуляторов
поведения, побуждают человека к
совершенству, в широком смысле слова
добру. Во-вторых, нормы морали возникают
как результат свободной, волевой
активности человека, а не как результат
известного рода естественной причинности.
В-третьих, нормы морали не утилитарны,
не являются средством достижения
какого-либо полезного результата.
Словом, не полезность определяет выбор
нравственных норм, а, напротив, нормы
морали определяют, какие практические
цели человек должен ставить перед собой.
В этом отношении нормы морали носят
безусловный характер. В-четвертых, нормы
морали побуждают, обязывают человека
жить сообща с другими людьми согласно
«золотому правилу» нравственности, они
также очерчивают для человека сферу
безусловно запретного поведения.
Наконец, в-пятых, нормы морали носят
автономный, а не гетерономный характер,
в отличие от других видов норм. Говоря
другими словами, моральные нормы в своем
обязующем значении являются
самообязательствами человека,
моральные нормы не допускают разведения
субъекта и объекта нравственных
требований. Общность или отдельные
индивиды, устанавливающие и санкционирующие
нравственную норму, как правило, и
являются той общностью и теми индивидами,
которые эту норму исполняют.
ПОНЯТИЕ
МОРАЛИ 2
Вводные замечания 2
3.1. Метафизика и этика 2
3.2. Язык морали 6
3.3. Обоснование морали 12
3.4. Гуманизм: идея личности в этике 18
Попытки теоретического определения
гуманизма 18
Особенности исторических этапов
развития гуманистической мысли 19
Практическое воплощение гуманизма как
нормативного принципа 24
Современные тенденции развития
гуманистической мысли 24
3.5. Моральная мотивация 27
Понятие моральной деятельности в
этике 27
Поступки, нравы, поведение 27
Структура поступка. Мотивы и мотивация.
Результат и условия совершения
поступка 28
Моральная оценка поступка в единстве
его структурных элементов 29
Моральная мотивация, свобода и
ответственность 30
3.6. Нормы морали 32
Очерк о 3 нормах нравственности
1) Совесть — это практическое суждение разума о правильности или неправильности нравственного поступка, который следует совершить, если он правильный, или которого следует избегать, если он неправильный. У него есть первичные и вторичные моральные принципы, в соответствии с которыми нужно действовать, а именно: делать добро и избегать зла. Сознание требует практического применения. Поскольку мораль заключается не только в познании хорошего и плохого, но и в том, чтобы быть лучше и отзываться на добро, человек должен проявлять свою законную совесть.Это делается с осторожностью. Поскольку благоразумие является привычным упражнением нашей законной совести, мы развиваем добродетели. Достоинство человека — это личная природа человека. Природа человека такова, что он обладает интеллектом и волей. Он также обладает свободой и самообладанием своих решений. Следовательно, он может принимать решения самостоятельно. У него этический и моральный характер. У него есть тело и сознание. Человеческое тело будет объективно говорить само за себя, чтобы человек обнаружил, используя свой разум. У каждого человека есть личная история.Поскольку у нас есть личная история, мы подвержены влиянию времени и пространства. Достоинство человека остается таким же, как мы растем. Достоинство человека остается неизменным. Из-за человеческого достоинства люди равны. Равенство, потому что между ними есть что-то общее. Есть равенство, потому что один видит в другом мужчину. Равенство — это минимальное требование человека по отношению к другому мужчине. Естественный закон — это отражение вечного закона в созданиях. Это правило, нормы и стандарты морали, обоснованные человеком.Это стандартный закон, применимый ко всем мужчинам. Это источник закона для всех действий. Это может понять или отразить разум любой человек в любой стране. Это стандартный закон — знать человека как этическое существо. Это обоснованная норма морали человека. Он определяет обязанность человека творить добро и выполнять свои обязанности этических существ. Естественный закон ведет человека к абсолютному благу и достижению его абсолютной цели. Он универсален; требуется полная заявка …
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
.
PPT — НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ ЗАКОН СОВЕСТИ Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ ЗАКОННАЯ СОВЕСТЬ
ЗАКОН ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧИНЫ
, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
.
ПРИКАЗЫВАНИЕ ПРИЧИНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ И НАПРАВЛЯЮТ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ИХ КОНЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРОХОДИТ ИЗ РАЗУМНОЙ ВОЛИ: ИЗ ОСВЕЩЕННОГО ПОНИМАНИЯ ЗАКОНА КОНЕЦ
ПРИЗНАЕТ ХОРОШЕЕ ЗАКОН 9000HT4 Заставляет нас следовать тому, что хорошо
ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ОБЩЕГО ДОБРА ЗАКОН ИЗВЕСТЕН ДЛЯ ТЕМ, КТО ПРИВЯЗАН ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ НАВЕСЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ИЛИ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАПРАВЛЯТЬ ДОБРЫЕ И ОШИБОЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ приводят ИХ К ИХ КОНЕЦ
Вклад моральных законов • Они обеспечивают объективные критерии, по которым наша совесть может судить о том, что морально хорошо или плохо.• Они помогают нашему нравственному развитию, особенно в формировании нашей совести. • Они предлагают необходимую моральную стабильность в нашей жизни • Они побуждают нас стремиться к идеалу, выходящему за рамки нашего ограниченного опыта, и исправлять наши моральные заблуждения в процессе. CFC 849
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: В СООТВЕТСТВИИ С НЕМЕДЛЕННЫМ АВТОРОМ БОЖЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ЗАКОНЫ О ЧЕЛОВЕКАХ В СООТВЕТСТВИИ С СРОКОМ СРОКА ВРЕМЕННЫЕ ЗАКОНЫ ВЕЧНЫЕ ЗАКОНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОМ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО НАКАЗАНИЯ СМЕШАННОЕ
КЛАССЫ ЗАКОНОВ ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ВЕЧНЫЙ ПЛАН БОГА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРИМЕНЯЕТСЯ К ВСЕМ ТВОРЕНИЯМ И УПРАВЛЯЕТ ИХ ПЛАН
9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 NAT божественная мудрость направляет все действия и движения.(Св. Фома Аквинский) • Универсальный закон, согласно которому Бог направляет и управляет вселенной и путями человеческого сообщества в соответствии со Своим планом мудрости и любви. • Свойства Вечного Закона • Вечные и неизменные • Абсолютно универсальные
ОДИН ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕЧНОГО ЗАКОНА КАК ТЕЛЕСЧАСТНИК ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЗАКОНАМИ В ВОПРОСАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ КОНТРОЛЯМ ЧЕЛОВЕКА НАПРАВЛЕНИЕ ВЕЧНОГО ЗАКОНА
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЭТО НРАВСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (НАПРАВЛЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА К КОНЕЧНОМУ КОНЦУ), КОТОРЫЙ ВОЗНИКАЕТ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ТВОРЕНИЯ И КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРИЗНАТЬ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ.ЭТО ТАКЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАКОН, ПОТОМУ, ЧТО ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОЛЖНО ОТНОСИТСЯ К ВОЛЕ БОЖЬЕЙ
Естественный закон • Участие разумного существа в вечном законе. Святой Фома Аквинский • Это Вечный Закон, известный человеку по его разуму. • Есть способ прожить человеческую жизнь, и эта «необходимость» постигается разумом. • Фундаментальное выражение закона природы • Делайте добро, избегайте зла.
Свойства естественного закона • Универсальный • Он связывает каждого человека во все времена и во всех местах • Неизменный • В человеческой природе существует постоянство, которое сохраняется на протяжении всех исторических и культурных изменений.• Обязательный и необходимый • Естественный закон тождественен воле Бога. Никакой человеческий авторитет не может разрешить это. • Узнаваемость • Это узнаваемость всеми людьми, использующими свой критический разум.
Виды закона • Вечный закон • Естественный закон • Позитивный закон • Божественный позитивный закон • Церковный позитивный закон • Гражданский позитивный закон • Евангелический или новый закон
Позитивный закон Законы, созданные людьми, которые могут возлагают определенные обязательства на физических лиц.• Божественный позитивный закон • Церковный позитивный закон • Гражданский позитивный закон
ПРАВО О ЧЕЛОВЕКЕ ЗАКОНЫ, ПРИНЯТЫЕ ЦЕРКОВЬЮ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭККЛЕЗИАСТИЧЕСКИМ ПРАВО ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПРАВО О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СВОЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ИЗ ПРИНЯТИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА И КОНЕЧНОГО ЗАКОНА ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА
Свойства человеческого права • Имеет исковую силу • Обладает принудительной силой закона • Имеет отношение только к внешнему поведению • Внешнее соблюдение закона достаточно для обеспечения общественного порядка и общего блага.• Ограничено определенными группами • Человеческие законы обязывают только тех, кто является членами сообщества, для которого эти законы приняты. • Исторически обусловлено • Человеческие законы меняются по мере изменения общества и цивилизации • Имеет предполагаемую обязательную силу • Презумпция поддерживает обязанность подчиняться закону.
Евангелический или Новый закон: Закон Духа • Новый закон называется законом любви, потому что он заставляет нас действовать из любви, проникнутой Святым Духом, а не из страха; закон благодати, потому что он дает силу благодати действовать посредством веры и таинств; закон свободы, потому что он освобождает нас от ритуальных и юридических обрядов Старого Закона, побуждает нас действовать спонтанно, побуждая милосердие, и, наконец, позволяет нам перейти из состояния слуги в состояние друга Христос — или даже статус сына и наследника (CCC 1972).• Содержание этого нового закона соответствует обязанности христианина формировать свою жизнь согласно Иисусу Христу.
Справедливый закон • Как правило, несправедливый закон не обязывает. • Условия справедливого закона • Он должен способствовать общему благу • Бремя, которое закон возлагает на общество, должно отражать «равенство пропорций». • Он не должен превышать возможности его авторов-людей.
Различные представления о совести • Чувство вины, беспокойства, неудовлетворенности, беспокойства или чувство «хия», когда они делают что-то неправильно.• Искренность: быть «верным самому себе»: «Я могу делать все, что угодно, лишь бы это никому не повредило» • Что «власти» говорят им делать: законы правительства, церкви, родителей, « баркада ».
СОВЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ ПРИЧИНЫ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ДЕЙСТВУ КАК ХОРОШО СОВЕРШИТЬ ИЛИ ЗЛОЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ИЗБЕЖАТЬ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО.
СИНДЕРЕЗ ПРИОБРЕТЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ИНТУИТИВНОЕ ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО И НЕПРАВИЛЬНОГО (продиктованного своей совестью) НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, КОТОРОЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОЗДАНИЕМ СООТВЕТСТВИЯ МЕНТАЛЬНО С НРАВСТВЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ И ПРИНИМАЙТЕ К ВЫВОДУ, ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО ДЕЙСТВИЕ
Два основных элемента совести • Моральное суждение, позволяющее различать, что правильно и что неправильно.• Моральное обязательство или приказ делать добро и избегать зла
СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИМ СУЖДЕНИЕМ • НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ИЛИ ИЗБЕЖАТЬ • ЭТО ОБУСИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА ПРИНЯТИИ • , ПОЗВОЛЯЕТ, СОВЕТУЕТ • СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДИКТАТОМ: «СДЕЛАЙТЕ ЭТО, СДЕЛАЙТЕ ТО»
СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЯТИЕМ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ , КОТОРОЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ИЛИ НЕ ОТНОСИТСЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ СУДЕБНОМУ СУДЕ ПОСЛЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УТВЕРЖДЕНИЕМ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЕМ
СОСТОЯНИЕ СОВЕСТИ ПРАВИЛЬНАЯ ИЛИ ИСТИННАЯ СОВЕСТЬ, КОГДА ОНА СООТВЕТСТВУЕТ, КАК ХОРОШЕЕ, И ТО, ЧТО СООТВЕТСТВУЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕРПОМ И ГАРАНТИРУЕТСЯ, КОГДА АГЕНТ НЕ БЕЗОПАСНО ПОЛУЧИТЬ ОШИБКУ, ДОЛЖЕН ВСЕГДА ПРИНИМАТЬСЯ СОМНЕННОЙ СОВЕСТИ, ЕСЛИ АГЕНТ ЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОШИБКИ НЕ РАЗРЕШЕНО ДЕЙСТВОВАТЬ В СОСТОЯНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОМНЕНИЯ СОМНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗРЕШЕНО И ЗАМЕНИТЬСЯ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕСТИ СРЕДСТВА ИЗБАВЛЕНИЯ СОМНЕНИЙ И УДАЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ. ДАННАЯ СИТУАЦИЯ
МОРАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДОСТАТОЧНО И ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕСТЬЮ-СУДЬБА МОЖНО ПОЛУЧИТЬ МОРАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ НАПРЯМУЮ ИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО
НАПРАВЛЕНИЕ
НАСЛЕДОВАТЕЛЬНО
НАПРАВЛЕНИЕ ИМЕТЬ ЧЕТКОЕ ЗНАНИЕ КАЧЕСТВА НРАВСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА КАЧЕСТВО ДОБРЫХ ИЛИ ЗЛОЙ, КОСВЕННО ПРИМЕНЯЯ НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СОМНЕННЫЙ ЗАКОН НЕ ОБЯЗЫВАЕТ.
.
.